Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2015 года N 1558-V ЗС



О внесении на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"



В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Республики Карелия

постановляет:

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

2. Направить указанный законопроект на заключение в Правительство Российской Федерации.

3. Направить указанный законопроект и заключение Правительства Российской Федерации в Государственную Думу.

4. Направить указанный законопроект депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Р.А. Ванчугову, Б.С. Кашину, В.Н. Пивненко, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Л. Катанандову, В.А. Федорову, в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать принятие данного законопроекта.

5. Назначить официальным представителем Законодательного Собрания Республики Карелия при рассмотрении указанного законопроекта Государственной Думой депутата Законодательного Собрания Степанова Александра Михайловича.

6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Республики Карелия В.Н. Семенов



г. Петрозаводск
19 февраля 2015 года
N 1558-V ЗС

Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации"

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"


Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законодательных актов.


Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации"


Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"


Индексация заработной платы регулируется статьей 134 (далее - ТК РФ), однако четкий порядок проведения индексации не установлен. Поэтому многие работодатели из коммерческой сферы полагают, что индексировать заработную плату работников должны только бюджетные учреждения.

Повышение уровня реального содержания заработной платы обеспечивается ее индексацией в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ). При этом бюджетные организации проводят такую индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, все остальные работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, в настоящее время организации коммерческого и некоммерческого типа (внебюджетные организации) решают сами, как производить индексацию заработной платы. Индексация заработной платы в таких организациях регламентируется, например, положением об оплате труда, в том числе посредством социального партнерства.

Роструд в письме от 19 апреля 2010 г. N 1073-6-1 выразил свою позицию относительно толкования статьи 134 ТК РФ сделав вывод, что законодатель установил обязанность для всех работодателей производить индексацию заработной платы. Таким образом, если в локальных нормативных актах не предусмотрен порядок индексации заработной платы, работодатель обязан внести соответствующие изменения в действующие локальные нормативные акты.

Присутствие в правоприменительной практике различных толкований статьи 134 ТК РФ неоднократно служило поводом для обращений работодателей и работников в суды различных инстанций, в том числе в Конституционный Суд Российской Федерации, который не нашел оснований рассматривать статью 134 на предмет ее соответствия положениям Конституции Российской Федерации (Определение от 17 июня 2010 г. N 913-О-О). Данную статью определяют как обязывающую работодателей, не финансируемых из бюджета, самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы либо как предоставляющую им такое право.

В своем Определении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 ТК РФ). Статья 134 ТК РФ не противоречит другим статьям Трудового кодекса и позволяет коммерческим организациям самостоятельно, в том числе с участием представителей работников, устанавливать порядок такой индексации (в отличие от работодателей - бюджетных организаций) и учитывать все значимые для сторон трудовых отношений обстоятельства. Если исходить из положения, что индексация заработной платы представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников, то сам по себе напрашивается вывод о том, что индексация заработной платы является обязательной для всех категорий работодателей, что получило подтверждение в судебной практике по трудовым спорам на уровне судов ряда субъектов Российской Федерации, которые указали на обязательность проведения работодателями индексации заработной платы независимо от форм собственности организаций (определения Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2012 г. по делу N 33-8880/2012, Свердловского областного суда от 10.05.2012 г. по делу N 33-5756/2012, Московского городского суда от 06.02.2012 г. по делу N 33-3216, Нижегородского областного суда от 25.10.2011 г. по делу N 33-10824).

Несмотря на это, обязанность работодателя производить индексацию заработной платы в связи с ростом цен на товары и услуги зачастую интерпретируется как возможность производить данную индексацию. Как показывает практика, на многих предприятиях индексация заработной платы не производилась несколько лет. Работодатель, оформив документально положения, содержащие порядок индексации в зависимости от финансовых и экономических возможностей предприятия, ограждает себя от ответственности. В правоприменительной практике есть ряд случаев, когда суды и органы прокуратуры не принимали заявления об отсутствии индексации заработной платы. Данные судебные акты четко указывают, что действующее законодательство не содержит императивных норм в отношении обязанности работодателя производить индексацию заработной платы, в то время как индексация, то есть обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, является социальной гарантией. Как следует из статьи 134 ТК РФ, рост потребительских цен на товары и услуги является основанием проведения индексации заработной платы работников, но не обязательной величиной такой индексации.

Органы государственного надзора при обращении обычно не видят нарушения закона, хотя существует практика участия прокуратуры в делах по индексации.

Статистические данные об уровне жизни населения и проведенные расчеты также оставляют желать лучшего. С учетом роста цен за последний год ситуация очень напряженная.

Для того чтобы обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работало как государственная гарантия, необходимо ввести ряд мер. Это очень важное социально-экономическое явление. У работодателей, не относящихся к бюджетным, нет обязанности производить индексацию на уровень инфляции. В связи с этим необходимо ввести минимум индексации заработной платы, который будет соответствовать уровню инфляции в соответствующих субъектах Российской Федерации. Данная мера позволит более четко регулировать уровень инфляции по регионам, учитывая экономические и социальные аспекты.

Вносится

Законодательным Собранием

Республики Карелия



Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации


Статья 1


Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2007, N 17, ст. 1930) следующие изменения:

1) статью 134 изложить в следующей редакции:

"Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального

содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят ежегодно индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели обязаны проводить индексацию не реже одного раза в год в размере не ниже установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации минимального размера индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.";

2) дополнить статьей 134(1) следующего содержания:

"Статья 134(1). Установление минимального размера индексации

заработной платы в связи с ростом потребительских

цен на товары и услуги

В субъекте Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий, величины прожиточного минимума трудоспособного населения, роста потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера индекса потребительских цен, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.".


Cтатья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

Президент Российской Федерации
В.В. Путин


Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации"


Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"



Реализация законопроекта предположительно потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но произвести расчеты в целом по Российской Федерации не представляется возможным.


Текст сверен по:
Официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ