ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ
ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2021 года N 1327
Об отчете о работе комитета по труду и
социальной политике областного Собрания
депутатов за 2020 год
Областное Собрание депутатов
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Отчет о работе комитета по труду и
социальной политике областного Собрания
депутатов за 2020 год принять к сведению.
Председатель областного
Собрания депутатов А.А.Котов
Отчет о работе комитета по труду и социальной политике областного Собрания депутатов за 2020 год
Комитет по труду и социальной политике
областного Собрания депутатов (далее -
комитет) является постоянно действующим
рабочим коллегиальным органом
областного Собрания депутатов (далее -
Собрание) и осуществляет свою работу в
соответствии с Регламентом Собрания,
Положением о комитете и планами
законопроектных работ Собрания.
В состав комитета входят 11 депутатов.
Председателем комитета является
В.В.Антонов (избирательный округ N 17,
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"),
осуществляющий на постоянной
профессиональной основе также
полномочия первого заместителя
председателя Собрания. Заместителями
председателя комитета являются:
Н.В.Тудакова (единый избирательный округ,
фракция Политической партии
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"), работающая в
Собрании на постоянной профессиональной
основе, и Н.Г.Мельникова (единый
избирательный округ, фракция "ЕДИНАЯ
РОССИЯ"), осуществляющая полномочия
депутата Собрания без отрыва от основной
профессиональной деятельности.
Основными задачами комитета являются
предварительное рассмотрение, а также
разработка по поручению председателя
Собрания или собственной инициативе
проектов нормативных правовых актов по
вопросам образования, здравоохранения,
социальной защиты населения, культуры,
туризма и охраны объектов культурного
наследия, трудовых отношений и занятости
населения, государственной молодежной
политики, физической культуры и спорта.
За отчетный период комитет провел 12
заседаний, на которых рассмотрено 83
вопроса, из них: 47 проектов законов
области, 20 проектов постановлений
Собрания.
За отчетный период Собранием принят ряд
новых законов области, регулирующих
отношения в вышеуказанных сферах.
Так, в январе 2020 года комитет рассмотрел
и рекомендовал Собранию принять проект
закона области "Об установлении
ограничений оптовой и розничной
торговли бестабачной
никотиносодержащей продукцией на
территории Псковской области".
На начало 2020 года на территории
Псковской области действовали запрет на
продажу несовершеннолетним электронных
систем доставки никотина и жидкостей к
ним, а также запрет на оптовую и
розничную торговлю насваем и табаком
сосательным (снюсом).
Однако на территории региона в продаже
появилась жевательная и сосательная
никотиносодержащая продукция без
содержания табака. Некоторые
производители заменили табак на чистый
никотин или никотиносодержащие смеси,
что позволяет обойти запрет на торговлю
насваем и табаком сосательным (снюсом).
Никотиносодержащая продукция в
силу своей доступности, дешевизны и
легальности стала популярна в
подростковой среде. При этом
концентрация никотина в данной
продукции в среднем составляет 40-60 мг, в
то время как в обычной сигарете его
содержание составляет до 1,5 мг.
Регулярное употребление
никотиносодержащей продукции приводит к
"привыканию" употребления никотина
и появлению различных заболеваний у лиц,
ее употребляющих.
До принятия федерального закона,
устанавливающего полный запрет на
торговлю никотиносодержащей продукцией
на территории Российской Федерации,
депутаты Собрания приняли решение о
необходимости принятия регионального
нормативного акта, устанавливающего
данный запрет на территории области.
В апреле 2020 года Собранием принят Закон
Псковской области "О приемной семье
для граждан пожилого возраста и
инвалидов в Псковской области",
предварительно рассмотренный и
доработанный комитетом.
Приемная семья для граждан пожилого
возраста и инвалидов (далее - приемная
семья) - форма жизнеустройства и
социальной поддержки граждан,
представляющая собой совместное
проживание одиноких граждан пожилого
возраста или инвалидов (в том числе
инвалидов с детства), признанных в
установленном порядке нуждающимися в
социальном обслуживании в связи с полной
или частичной утратой способности, а
также граждан, организовавших приемную
семью.
Организация приемной семьи
осуществляется на основании договора,
заключенного между гражданином,
нуждающимся в социальном обслуживании,
гражданином, изъявившим желание
организовать приемную семью, а также
государственным казенным учреждением
социального обслуживания области
"Центр социального обслуживания".
Законом предусмотрено ежемесячное
денежное вознаграждение гражданину,
организовавшему приемную семью, в
размере 50 процентов прожиточного
минимума на душу населения,
ежеквартально устанавливаемого в
Псковской области.
Большинство законопроектов,
рассмотренных комитетом в 2020 году,
предусматривало внесение изменений в
действующие нормативные правовые акты
области. Изменения в законы области
вносятся в целях приведения их в
соответствие с претерпевшими изменения
федеральными законами,
усовершенствования с учетом практики их
применения и повышения эффективности
реализации законов области.
К категории законопроектов, принятых в
отчетном периоде с целью приведения
законов области в соответствие с
федеральным законодательством,
относятся следующие законопроекты.
Проект закона Псковской области "О
внесении изменений в Закон Псковской
области "О комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав",
рассмотренный и доработанный комитетом
в июле 2020 года, был подготовлен с целью
приведения Закона Псковской области от
07.10.2004 N 375-ОЗ "О комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав" в
соответствие с постановлением
Правительства Российской Федерации от
10.02.2020 N 120 "О внесении изменений в
Примерное положение о комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав"
(далее - Примерное положение).
В частности, в соответствии с Примерным
положением в региональный нормативный
акт внесены изменения в части
установления требований к возрасту лиц,
имеющих право быть председателем,
заместителем председателя,
ответственным секретарем и членом
комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав.
Тогда же комитетом рассмотрен, доработан
и рекомендован к принятию Собранием
проект закона Псковской области "О
внесении изменения в статью 5 Закона
Псковской области "О дополнительных
мерах социальной защиты инвалидов
вследствие военной травмы, полученной в
результате выполнения задач в условиях
чрезвычайного положения и при
вооруженных конфликтах".
В соответствии с Федеральным законом от
18.07.2019 N 184-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О социальной
защите инвалидов в Российской
Федерации" и признании утратившим
силу пункта 16 части 6 статьи 7
Федерального закона "Об организации
предоставления государственных и
муниципальных услуг", вступившим в
силу с 01.07.2020, от граждан запрещается
требовать документы, выдаваемые
федеральными государственными
учреждениями медико-социальной
экспертизы.
Соответствующие изменения
предусмотрены в указанном проекте
закона Псковской области, которым
предусматривается, что сведения о
наличии инвалидности будут
запрашиваться органами социальной
защиты, в которые обратился гражданин, в
порядке межведомственного
информационного взаимодействия в
территориальном органе Пенсионного
фонда Российской Федерации.
Изменения в целях усовершенствования
действующих законов области с учетом
практики их применения были внесены в
следующие законодательные акты
области.
В мае 2020 года комитет рассмотрел и
рекомендовал Собранию принять проект
закона области "О внесении изменений в
Закон Псковской области "О
предоставлении гражданам, имеющим трех и
более детей, земельных участков в
собственность бесплатно на территории
Псковской области", разработанный в
целях сокращения очереди по
предоставлению земельных участков
многодетным семьям, проживающим на
территории муниципальных образований
"Город Псков" и "Город Великие
Луки".
Принятым Законом области гражданам,
имеющим трех и более детей в возрасте до
18 лет, установлено право на
предоставление земельного участка на
территории любого муниципального района
области за исключением предоставления
земельного участка в границах
муниципальных образований "Город
Псков", "Псковский район",
"Город Великие Луки",
"Великолукский район". При этом
данное исключение не распространяется
на многодетные семьи, проживающие не
менее 1 года на территории указанных
муниципальных образований.
В октябре 2020 года комитет рассмотрел и
одобрил еще один проект закона области с
названием "О внесении изменений в
Закон Псковской области "О
предоставлении гражданам, имеющим трех и
более детей, земельных участков в
собственность бесплатно на территории
Псковской области".
Данным проектом закона предлагалось
установить в случае смерти гражданина,
стоявшего в очереди на предоставление
земельного участка, право его супруги
(супруга) на подачу заявления о
постановке на учет с сохранением
очередности. Если на момент смерти
стоявший в очереди на предоставление
земельного участка гражданин не состоял
в зарегистрированном браке, а также в
случае смерти обоих супругов, правом
подачи заявления о постановке детей на
учет с сохранением очередности
наделяется законный представитель
детей.
Также принятым Законом области уточнена
норма о том, что в случае, если гражданам,
поставленным в очередь на
предоставление земельного участка,
земельный участок не был предоставлен до
достижения ребенком (детьми) возраста 18
лет, земельный участок будет
предоставлен в общую долевую
собственность, в том числе и детей в
возрасте старше 18 лет.
В июле 2020 года комитетом рассмотрен и
одобрен проект закона области "О
внесении изменений в Закон Псковской
области "О квотировании рабочих мест
для отдельных категорий граждан".
Изменения в Закон области внесены с
целью обеспечения трудоустройства лиц
из числа детей-сирот, не имеющих в
отличие от большинства иных выпускников
профессиональных образовательных
учреждений материальной и моральной
родительской поддержки и остро
нуждающихся в следствие этого в
самостоятельном источнике дохода и
профессиональном росте.
Одобренным комитетом Законом области
работодателям, численность работников
которых превышает 100 человек, для приема
на работу лиц из числа детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, а
также лиц, которые относились к
категории лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, и достигли возраста 23 лет, в
течение одного года после окончания
профессиональной образовательной
организации или образовательной
организации высшего образования
устанавливается квота в размере 1
процента для всех указанных лиц
совместно с несовершеннолетними
гражданами в возрасте 15 - 18 лет, которым
эта квота уже была установлена ранее.
Тогда же комитетом рассмотрен и
рекомендован к принятию проект закона
Псковской области "О внесении
изменения в статью 2 Закона Псковской
области "О мерах по предупреждению
причинения вреда здоровью детей, их
физическому, интеллектуальному,
психическому, духовному и нравственному
развитию".
Данным Законом Псковской области в целях
охраны здоровья детей от негативного
воздействия от курения кальянов
предусматривается установление мер по
недопущению нахождения
несовершеннолетних в кальянных и других
помещениях, в которых предоставляются
услуги с использованием кальянов.
В ноябре 2020 года комитет рассмотрел,
доработал и рекомендовал Собранию
принять проект закона "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Псковской области",
предусматривающий введение в регионе
механизма обеспечения жильем
детей-сирот посредством предоставления
социальной выплаты на покупку 25 кв.
метров жилья, что должно привести к
сокращению списка лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, подлежащих
обеспечению жилыми помещениями.
Особое внимание комитет уделяет
вопросам социальной поддержки отдельных
категорий граждан, проживающих на
территории области. В отчетный период
комитетом было предложено Собранию
принять ряд проектов законов области,
расширяющих категорию получателей мер
социальной поддержки за счет средств
областного бюджета и увеличивающих
объем мер социальной поддержки
отдельным категориям граждан.
В январе 2020 года комитет рассмотрел и
рекомендовал Собранию принять проект
закона области "О внесении изменений в
Закон Псковской области "О
ежемесячной денежной выплате на
третьего ребенка или последующих
детей".
В соответствии с Законом Псковской
области "О ежемесячной денежной
выплате на третьего ребенка или
последующих детей" право на получение
ежемесячной денежной выплаты на
третьего ребенка или последующих детей
имели семьи со среднедушевым денежным
доходом ниже, чем среднедушевой денежный
доход по Псковской области, рассчитанный
Территориальным органом Федеральной
службы государственной статистики по
Псковской области (далее -
территориальный орган статистики).
Проектом закона, поддержанным комитетом,
предлагалось среднедушевой денежный
доход семьи для получения ежемесячной
денежной выплаты сравнивать не со
среднедушевым денежным доходом по
Псковской области, рассчитанным
территориальным органом статистики, а с
двукратной величиной прожиточного
минимума трудоспособного населения,
установленной в области за II квартал
года, предшествующего году обращения за
назначением такой выплаты.
Учитывая, что размер двукратной величины
прожиточного минимума трудоспособного
населения, установленного в Псковской
области за II квартал 2019 года, больше, чем
размер среднедушевого денежного дохода
по Псковской области, рассчитанный
территориальным органом статистики и
используемый для расчета выплат семьям
на 2020 год, принятие указанного Закона
области увеличило количество семей,
имеющих право на получение ежемесячной
денежной выплаты в связи с рождением
третьего ребенка или последующих
детей.
В марте 2020 года комитетом рассмотрен и
рекомендован Собранию к принятию проект
закона области "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты
Псковской области", который
предусматривает индексацию в размере 3
процентов ряда мер социальной поддержки.
Среди них: денежное вознаграждение,
причитающееся приемным родителям;
ежемесячное пособие на ребенка;
ежегодная денежная выплата на
приобретение твердого топлива при
наличии печного отопления
реабилитированным лицам, лицам,
признанным пострадавшими от
политических репрессий и многодетным
семьям; ежемесячные денежные выплаты
многодетным семьям; денежные пособия
детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; ежемесячная
денежная выплата на содержание ребенка
опекуну (попечителю) и приемному
родителю; ежемесячная денежная выплата
лицам, имеющим звание "Ветеран труда
Псковской области".
В апреле 2020 года комитетом был
рассмотрен, доработан и рекомендован к
принятию Собранием проект закона
Псковской области "О внесении
изменений в Закон Псковской области "О
регулировании отдельных вопросов в
сфере охраны здоровья граждан на
территории Псковской области".
Данным Законом области увеличен размер
единовременных выплат медицинским
работникам, которые впервые
трудоустраиваются в медицинские
организации области: врачам стационаров
- с 70000 рублей до 150000 рублей; врачам
поликлиник, поликлинических отделений,
врачебных амбулаторий, отделений общей
врачебной (семейной) практики - со 100000
рублей до 300000 рублей; специалистам со
средним медицинским образованием с 30000
рублей до 50000 рублей.
Кроме этого, указанным Законом области
установлена новая единовременная
денежная выплата фельдшерам скорой
медицинской помощи и фельдшерам, ведущим
самостоятельный прием в поликлинике,
поликлиническом отделении, врачебной
амбулатории при первом трудоустройстве
в размере 100000 рублей.
Ожидается, что увеличение размера
единовременных выплат и новые
единовременные выплаты позволят
привлечь молодых медицинских
специалистов в государственные
медицинские организации Псковской
области.
В октябре 2020 года комитет рассмотрел и
поддержал проект закона области "О
внесении изменений в отдельные
законодательные акты Псковской
области", которым изменено
наименование ежемесячной денежной
выплаты, предусмотренной лицам, вышедшим
на пенсию и имеющим стаж не менее 15 лет по
должности руководителя
государственного или муниципального
учреждения образования,
здравоохранения, социального
обслуживания, культуры, физкультуры или
ветеринарии, на "ежемесячное
государственное пособие". Это
позволит 139 лицам из вышеуказанной
категории воспользоваться
дополнительной мерой социальной защиты
в размере 1000 рублей.
Заинтересованно и обстоятельно
проходили в комитете обсуждения
проектов ежегодно принимаемых законов
области, таких как "Об областном
бюджете на 2021 год и на плановый период 2022
и 2023 годов", "О бюджете
территориального фонда обязательного
медицинского страхования Псковской
области на 2021 год и на плановый период 2022
и 2023 годов", "Об установлении
величины прожиточного минимума
пенсионера в Псковской области на 2021
год". Рассмотрение законопроектов
"Об исполнении бюджета
территориального фонда обязательного
медицинского страхования Псковской
области за 2019 год" и "О внесении
изменений в Закон Псковской области "О
бюджете территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Псковской области на 2020 год и на плановый
период 2021 и 2022 годов" сопровождалось
обсуждением проблем системы
здравоохранения области.
Деятельность комитета не ограничивалась
совершенствованием регионального
законодательства. В феврале 2020 года
Собрание приняло подготовленное
комитетом Обращение Псковского
областного Собрания депутатов к
Председателю Правительства Российской
Федерации М.В.Мишустину по вопросу
совершенствования федерального
законодательства в части лекарственного
обеспечения отдельных категорий
граждан, в тексте которого содержатся
предложения по совершенствованию
системы лекарственного обеспечения
граждан и повышению доступности для
отдельных категорий граждан
лекарственных препаратов. В частности,
предлагается законодательно закрепить
принцип предоставления льгот по
лекарственному обеспечению по одному из
имеющихся у гражданина оснований, а
также увеличить норматив финансовых
затрат в месяц на одного гражданина,
получающего государственную социальную
помощь в виде социальной услуги за счет
средств федерального и регионального
бюджета.
Кроме того, комитет в целях
совершенствования федерального
законодательства использовал право
законодательной инициативы для
направления в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской
Федерации отзывов на проекты
федеральных законов.
Так, в феврале 2020 года комитет рассмотрел
на заседании и рекомендовал Собранию
поддержать проект федерального закона
"О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об
административных правонарушениях в
части установления ответственности за
размещение (распространение)
запрещенной информации о наркотических
средствах и психотропных веществах с
использованием
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
Проект федерального закона
предусматривает ужесточение
административного наказания для
владельцев интернет-ресурсов,
пропагандирующих наркотики.
Предлагается ввести отдельный
квалифицирующий признак в статью 6.13
КоАП, предусмотрев повышенные штрафные
санкции для этой категории физических,
должностных и юридических лиц.
Максимальный размер штрафа,
предлагаемый Правительством, составляет
1,5 млн рублей. В качестве
административной ответственности также
предусматривается приостановление
деятельности ИП либо юридического лица
на срок до девяноста суток.
В июле 2020 года депутаты комитета
одобрили проект федерального закона
"О внесении изменений в Трудовой
кодекс Российской Федерации в части
регулирования дистанционной и удаленной
работы". Проект закона направлен на
устранение выявленных в период пандемии
коронавируса проблем российского
трудового права, связанных с
ограниченными возможностями применения
информационно-коммуникационных
технологий в трудовых отношениях.
Законопроектом закрепляются три
основных понятия: дистанционная
(удаленная) работа, временная
дистанционная работа и комбинированная
дистанционная работа, предусматривается
максимальный переход на электронный
документооборот в рамках регулирования
труда дистанционных работников,
исключаются из Трудового кодекса
устаревшие и избыточные нормы.
Также проект закона упорядочивает
взаимоотношения между работником и
работодателем, в частности, допускает
организовывать рабочее место
дистанционного работника везде, где есть
доступ к Интернету, предусматривается
право сотрудника, работающего удаленно,
быть "офлайн", не находиться
круглосуточно на связи с работодателем и
не отвечать на письма и звонки в
определенные временные интервалы.
В рамках межпарламентского
взаимодействия в октябре 2020 года комитет
поддержал обращение Законодательного
Собрания Республики Карелия к
Заместителю Председателя Правительства
Российской Федерации Хуснуллину М.Ш. по
вопросу сохранения и эффективного
использования историко-культурного
потенциала исторических поселений
Российской Федерации, а в ноябре 2020 года -
обращение Думы Астраханской области к
Правительству Российской Федерации по
вопросу предоставления межбюджетных
трансфертов в целях софинансирования в
полном объеме расходных обязательств
субъектов Российской Федерации,
возникающих при осуществлении выплат
ежемесячного денежного вознаграждения
за классное руководство (кураторство) в
образовательных организациях среднего
профессионального образования.
Деятельность комитета осуществлялась в
постоянном взаимодействии с другими
комитетами областного Собрания
депутатов, Администрацией Псковской
области и иными исполнительными
органами государственной власти
области, Счетной палатой Псковской
области, Территориальным фондом
обязательного медицинского страхования
Псковской области и иными организациями
Псковской области.
Все депутаты активно участвуют в
подготовке и проведении заседаний
комитета, проявляя компетентность и
заинтересованность при обсуждении
рассматриваемых вопросов,
требовательность и взвешенность при
принятии решений комитета.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка