Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2015 года N 1150-п


О прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов

(с изменениями на 14 декабря 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 27.10.2016 N 1124-п, от 11.03.2019 N 150-п, от 03.12.2019 N 826-п, от 14.12.2020 N 962-п)



В соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з "О бюджетном процессе"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов согласно приложению.


2. Структурным подразделениям аппарата Правительства области, органам исполнительной власти Ярославской области при осуществлении своей деятельности учитывать параметры прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов.


3. Контроль за исполнением постановления возложить на Председателя Правительства области.


4. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Председатель
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ



Приложение
к постановлению
Правительства области
от 27.10.2015 N 1150-п



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД 2016 - 2027 ГОДОВ

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 14.12.2020 N 962-п)



I. Прогноз <1> социально-экономического развития области на 2021 - 2023 годы

N

п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Отчет за два предыдущих года

Оценка на 2020 год

Прогноз на 7 последующих лет

2021 год

2022 год

2023 год

2018 год

2019 год

I вариант

II вариант

I вариант

II вариант

I вариант

II вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт

млн. рублей

560577,9

597036,0 <2>

578500,2

549575,1

636575,1

604746,4

688602,3

654172,2

723397,5

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

103,3

102,7 <2>

98,8

99,3

101,7

100,2

102,0

100,6

102,7

2. Промышленное производство

Индекс промышленного производства

% к предыдущему году

104,7

103,7

103,0

101,2

104,3

102,8

105,8

103,2

106,9

3. Сельское хозяйство

3.1

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн. рублей

34072,1

36535,0

34974,8

35988,9

37032,3

37847,5

39507,8

38820,0

42546,0

3.2

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

% к предыдущему году

105,7

106,0

102,4

102,6

104,1

103,5

104,8

103,6

105,7

4. Транспорт и связь

4.1

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием

км

9868,9

9981,8

9983,2

9983,2

9986,0

9983,2

9988,3

9983,2

9988,9

4.2

Наличие автомобилей на конец года - всего

штук

412690

415788

417867

419956

425389

424156

434322

430942

447351

% к предыдущему году

99,9

100,8

100,5

100,5

101,8

101,0

102,1

101,6

103,0

4.3

Наличие легковых автомобилей у индивидуальных владельцев на конец года

штук

339869

343246

345649

348068

352562

352245

361023

358585

372576

% к предыдущему году

100,0

101,0

100,7

100,7

102,0

101,2

102,4

101,8

103,2

5. Инвестиции

5.1

Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования

млн. рублей

84397,3

90094,0 <3>

85625,4

85085,6

95482,5

84550,9

105269,4

86723,5

116059,1

5.2

Индекс физического объема

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

96,3

101,5 <3>

90,0

94,1

106,0

94,5

105,1

97,9

105,2

6. Основные фонды

6.1

Коэффициент износа основных фондов

%

47,6

48,8 <2>

48,9

49,1

48,5

49,6

47,8

50,1

47,1

6.2

Ввод в действие основных фондов

млн. рублей

101198,0

103285,0 <2>

91542,3

81655,8

87243,4

85983,5

96908,8

81254,4

97245,4

% к предыдущему году

146,2

102,1 <2>

88,6

89,2

95,3

105,3

111,1

94,5

100,3

6.3

Основные фонды по остаточной стоимости на конец года

млн. рублей

730033

761584,7 <2>

802455,4

835865,7

848338,8

865594,6

904381,4

892816,7

962721,3

6.4

Доля недвижимого имущества <4> в основных фондах по остаточной стоимости на конец года

%

71,7

69,1 <2>

70,9

72,3

69,8

73,1

68,7

74,5

66,9

7. Строительство

7.1

Объем работ, выполненных организациями по виду деятельности "Строительство"

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

116,1

63,6

98,1

85,7

101,3

104,1

103,5

99,2

106,2

7.2

Ввод в действие жилых домов - всего

тыс. кв. метров общей площади

767,5

777,7

775,3

723,9

776,0

714,1

822,1

789,3

919,6

8. Малое и среднее предпринимательство

8.1

Число средних предприятий (на конец года) - всего

единиц

162

141

138

135

140

137

140

139

141

8.2

Число малых предприятий, включая микропредприятия (на конец года), - всего

единиц

27687

24415

23300

22973

24194

23283

24770

23983

25900

8.3

Оборот средних предприятий - всего

млн. рублей

68055,1

57660,7

55008,3

49947,5

55998,5

51046,4

57118,4

52577,8

58946,2

% к предыдущему году

102,2

84,7

95,4

90,8

101,8

102,2

102,0

103,0

103,2

8.4

Оборот малых предприятий, включая микропредприятия, - всего

млн. рублей

429303,3

393603,0

314882,4

290321,6

301657,3

294676,4

310707,1

302043,3

320960,4

% к предыдущему году

141,2

91,7

80,0

92,2

95,8

101,5

103,0

102,5

103,3

9. Рынок товаров и услуг

9.1

Оборот розничной торговли

млн. рублей

235688,6

251254,3

249374,1

264104,0

270692,8

280324,4

291562,0

295722,7

310950,8

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

102,7

100,7

95,5

101,0

104,7

100,8

103,5

100,3

102,2

9.2

Оборот общественного питания

млн. рублей

10614,5

13239,6

13069,5

14339,4

14815,5

15089,4

15705,5

16223,7

17052,2

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

104,2

119,2

94,9

103,8

109,0

100,7

103,0

102,3

104,4

9.3

Объем платных услуг населению

млн. рублей

59624,6

64435,5

62141,7

67861,9

70090,2

72501,7

75075,4

76860,2

82333,4

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

103,8

101,7

92,6

103,1

107,6

100,6

102,5

100,2

103,1

10. Индексы цен

Индекс потребительских цен - всего

%, декабрь к декабрю

105,1

103,8

104,5

104,9

103,7

105,5

104,5

105,0

104,0

%, год к году

102,9

105,9

104,0

104,4

103,6

105,3

104,1

105,3

104,4

11. Финансовые результаты деятельности организаций

11.1

Доля убыточных организаций в общем числе организаций

%

35,1 <5>

29,0 <3>, <5>

30,9

32,8

30,8

32,6

30,5

32,4

30,0

11.2

Прибыль прибыльных организаций

млн. рублей

49182,3

49686,6 <3>

49550,3

46451,6

51045,8

46567,1

53525,4

51790,6

57264,5

12. Денежные доходы и расходы населения

12.1

Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц

рублей

27055,0

28547,8 <3>

29650,6

31105,1

31355,0

32435,7

33553,5

33773,9

35352,1

12.2

Реальные располагаемые денежные доходы населения

% к предыдущему году

95,0 <6>

98,9 <3>

100,0

100,1

101,0

100,0

101,8

100,0

100,9

12.3

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

% от общей численности населения

10,2

10,3 <3>

10,4

10,4

10,2

10,4

10,1

10,3

9,9

12.4

Фонд начисленной заработной платы всех работников по полному кругу организаций

млн. рублей

166876,3

175870,0

177577,2

191121,4

198153,4

200847,2

211684,7

211330,5

225483,6

% к предыдущему году

112,6

105,4

101,0

107,6

111,6

105,1

106,8

105,2

106,5

12.5

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата работников по полному кругу организаций

рублей

33473,7

36015,9

37444,6

39520,9

40408,7

41615,2

43125,0

43769,8

45798,7

% к предыдущему году

109,0

107,6

104,0

105,5

107,9

105,3

106,7

105,2

106,2

13. Демография, труд и занятость

13.1

Численность постоянного населения (среднегодовая)

тыс. человек

1262,6

1256,5

1249,3

1241,0

1241,5

1232,5

1234,2

1224,1

1227,9

% к предыдущему году

99,6

99,5

99,4

99,3

99,4

99,3

99,4

99,3

99,5

13.2

Среднесписочная численность работников организаций - всего

тыс. человек

415,4

406,9

395,2

403,0

408,6

402,2

409,1

402,4

410,3

% к предыдущему году

103,3

98,0

97,1

102,0

103,4

99,8

100,1

100,0

100,3

13.3

Численность трудовых ресурсов - всего в том числе:

тыс. человек

752,3

746,3

742,4

738,3

742,6

734,9

742,7

729,8

743,4

13.3.1

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте

тыс. человек

656,6

657,7

654,8

651,6

654,9

648,9

655,0

644,6

656,6

13.3.2

Иностранные трудовые мигранты

тыс. человек

17,5

15,6

15,1

14,8

15,1

14,2

15,1

13,8

15,1

13.3.3

Численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике в том числе:

тыс. человек

78,2

73,0

72,5

71,9

72,6

71,8

72,6

71,4

71,7

13.3.3.1

Пенсионеры старше трудоспособного возраста

тыс. человек

77,9

72,8

72,3

71,7

72,3

71,6

72,3

71,2

71,4

13.3.3.2

Подростки моложе трудоспособного возраста

тыс. человек

0,3

0,2

0,2

0,2

0,3

0,2

0,3

0,2

0,3

13.4

Численность занятых в экономике - всего в том числе по видам экономической деятельности:

тыс. человек

622,2

607,4

595,8

600,8

605,2

600,4

612,2

605,9

622,4

13.4.1

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

тыс. человек

42,3

41,7

40,9

41,2

41,5

41,2

42,0

41,6

42,7

13.4.2

Добыча полезных ископаемых

тыс. человек

1,0

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

13.4.3

Обрабатывающие производства

тыс. человек

132,1

124,2

121,6

122,9

123,7

122,6

125,2

123,8

127,2

13.4.4

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

тыс. человек

15,5

14,3

14,0

14,1

14,2

14,1

14,4

14,3

14,7

13.4.5

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

тыс. человек

7,1

7,6

7,5

7,5

7,6

7,5

7,7

7,6

7,8

13.4.6

Строительство

тыс. человек

40,4

41,3

40,5

40,9

41,2

40,8

41,6

41,2

42,3

13.4.7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

тыс. человек

106,8

106,0

103,6

104,8

105,6

104,8

106,8

105,6

108,5

13.4.8

Транспортировка и хранение

тыс. человек

46,8

44,8

43,9

44,3

44,6

44,3

45,2

44,6

45,9

13.4.9

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

тыс. человек

11,1

12,3

12,0

12,2

12,3

12,2

12,4

12,3

12,6

13.4.10

Деятельность в области информации и связи

тыс. человек

14,9

15,2

15,2

15,2

15,4

15,3

15,4

15,2

15,6

13.4.11

Деятельность финансовая и страховая

тыс. человек

10,8

10,8

10,6

10,6

10,7

10,7

10,8

10,8

11,1

13.4.12

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

тыс. человек

14,4

12,2

12,0

12,1

12,2

12,1

12,3

12,2

12,5

13.4.13

Деятельность профессиональная, научная и техническая

тыс. человек

16,6

16,1

15,8

15,9

16,0

15,9

16,2

16,1

16,5

13.4.14

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

тыс. человек

14,8

14,4

14,1

14,2

14,3

14,2

14,5

14,4

14,8

13.4.15

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

тыс. человек

32,2

32,3

31,8

31,9

32,2

31,9

32,6

32,2

33,1

13.4.16

Образование

тыс. человек

51,4

50,8

49,8

50,2

50,6

50,2

51,2

50,7

52,1

13.4.17

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

тыс. человек

42,7

41,4

40,7

41,0

41,3

40,9

41,7

41,3

42,4

13.4.18

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

тыс. человек

10,7

10,2

10,0

10,1

10,2

10,1

10,3

10,2

10,5

13.4.19

Прочие виды экономической деятельности

тыс. человек

10,6

10,7

10,7

10,6

10,5

10,5

10,8

10,7

11,0

13.5

Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, - всего в том числе:

тыс. человек

130,1

138,9

146,6

137,5

137,4

134,5

130,5

123,9

121,0

13.5.1

Численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства

тыс. человек

53,5

56,8

55,7

55,6

57,1

56,8

57,2

55,0

57,4

13.5.2

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости

тыс. человек

7,4

7,7

25,0

15,0

7,8

12,3

7,1

9,7

7,1

13.5.3

Численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике

тыс. человек

69,2

74,4

65,9

66,9

72,5

65,4

66,2

59,2

56,5

13.6

Потребность в привлечении иностранных работников - всего в том числе по видам экономической деятельности:

человек

12504

9680

5022

9196

8228

8736

7816

8299

7425

13.6.1

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

человек

1002

533

255

516

454

481

431

457

409

13.6.2

Добыча полезных ископаемых

человек

55

121

83

120

103

110

98

104

93

13.6.3

Обрабатывающие производства

человек

1610

2245

1357

2118

1909

2027

1814

1925

1723

13.6.4

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

человек

72

96

27

96

82

87

78

82

74

13.6.5

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

человек

29

24

5

27

21

21

18

20

18

13.6.6

Строительство

человек

4801

2834

1117

2637

2409

2558

2291

2433

2175

13.6.7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

человек

834

681

533

651

579

614

549

583

522

13.6.8

Транспортировка и хранение

человек

395

351

183

338

299

317

284

301

269

13.6.9

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

человек

680

563

266

539

479

508

454

482

431

13.6.10

Деятельность в области информации и связи

человек

70

21

4

24

17

19

17

18

16

13.6.11

Деятельность финансовая и страховая

человек

43

23

4

25

19

20

18

19

17

13.6.12

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

человек

99

61

3

62

51

55

49

52

48

13.6.13

Деятельность профессиональная, научная и техническая

человек

16

11

2

15

9

10

9

9

8

13.6.14

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

человек

945

265

0

256

225

239

214

227

203

13.6.15

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

человек

1

0

0

0

0

0

0

0

0

13.6.16

Образование

человек

4

0

9

0

0

0

0

0

0

13.6.17

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

человек

18

24

6

27

20

21

19

20

18

13.6.18

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

человек

17

15

29

19

12

14

10

13

12

13.6.19

Прочие виды экономической деятельности

человек

1813

1812

1139

1726

1540

1635

1463

1554

1389



<1> Экспертную оценку по прогнозу социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период представляют органы исполнительной власти Ярославской области в соответствии с компетенцией:


органы исполнительной власти, курирующие инвестиционные проекты в соответствии с компетенцией, - пункт 6.2 раздела 6;


департамент экономики и стратегического планирования Ярославской области - раздел 1, пункты 4.2, 4.3 раздела 4, пункты 6.1, 6.3, 6.4 раздела 6, пункт 9.3 раздела 9, раздел 10, разделы 11, 12, пункты 13.1, 13.2, пункт 13.3 (в части, касающейся численности трудовых ресурсов), пункт 13.4 (в части, касающейся численности занятых в экономике) раздела 13;


департамент инвестиций и промышленности Ярославской области - разделы 2, 5, 8;


департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области - раздел 3, пункты 9.1, 9.2 раздела 9;


департамент дорожного хозяйства Ярославской области - пункт 4.1 раздела 4;


департамент строительства Ярославской области - раздел 7;


департамент государственной службы занятости населения Ярославской области - подпункты 13.3.1 - 13.3.3 пункта 13.3, пункты 13.4 - 13.6 раздела 13.


<2> Оценка.


<3> Данные предварительные.


<4> Под недвижимым имуществом следует понимать здания и сооружения.


<5> По сопоставимому кругу организаций.


<6> С учетом единовременной денежной выплаты, произведенной в январе 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 года N 385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию", в размере 5 тыс. рублей.



II. Прогноз <1> социально-экономического развития на 2024 - 2027 годы

N

п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Прогноз на 7 последующих лет

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

I вариант

II вариант

I вариант

II вариант

I вариант

II вариант

I вариант

II вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт

млн. рублей

694730,9

779822,5

739193,7

842988,1

790198,0

915485,1

843141,3

995132,3

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,4

103,8

101,6

103,9

101,9

104,2

102,3

104,6

2. Промышленное производство

Индекс промышленного производства

% к предыдущему году

103,1

107,0

103,9

107,3

104,8

107,7

105,6

108,5

3. Сельское хозяйство

3.1

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн. рублей

41720

45300

42950

47210

44325

49590

45800

52080

3.2

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

% к предыдущему году

102,5

104,1

102,8

104,2

102,9

104,4

103

105

4. Транспорт и связь

4.1

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием

км

9983,2

9991,1

9983,2

9993,3

9983,2

9995,5

9983,2

9997,7

4.2

Наличие автомобилей на конец года - всего

штук

435251

460324

441345

472293

447082

486934

452000

501055

% к предыдущему году

101,0

102,9

101,4

102,6

101,3

103,1

101,1

102,9

4.3

Наличие легковых автомобилей у индивидуальных владельцев на конец года

штук

363964

385244

370151

397186

376814

411485

383220

425887

% к предыдущему году

101,5

103,4

101,7

103,1

101,8

103,6

101,7

103,5

5. Инвестиции

5.1

Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования

млн. рублей

92971,9

128310,5

97425,3

141322,2

102696,4

156398,4

108920,9

172915,6

5.2

Индекс физического объема

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

102,1

106,1

99,8

105,6

100,2

105,7

101,3

105,8

6. Основные фонды

6.1

Коэффициент износа основных фондов

%

49,9

47

49,5

46,8

49,4

46,6

49,1

46,5

6.2

Ввод в действие основных фондов

млн. рублей

85398,4

112391,0

87191,8

124122,3

88848,4

134940,6

93024,3

150604,3

% к предыдущему году

105,1

115,6

102,1

110,4

101,9

108,7

104,7

111,6

6.3

Основные фонды по остаточной стоимости на конец года

млн. рублей

934890,7

1019176,6

981646,1

1083567,5

1023660,1

1154031,7

1072223,7

1231450,6

6.4

Доля недвижимого имущества <2> в основных фондах по остаточной стоимости на конец года

%

73,2

66,7

72,9

66,5

72,7

66,3

72,2

66,3

7. Строительство

7.1

Объем работ, выполненных организациями по виду деятельности "Строительство"

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

102,1

104,8

101,5

105,1

101,1

104,6

100,8

104,9

7.2

Ввод в действие жилых домов - всего

тыс. кв. метров общей площади

805,1

985,2

837,2

886,6

845,6

904,4

854,1

922,5

8. Малое и среднее предпринимательство

8.1

Число средних предприятий (на конец года) - всего

единиц

143

145

145

147

148

150

152

155

8.2

Число малых предприятий, включая микропредприятия (на конец года), - всего

единиц

24160

26548

24339

27211

24519

27891

24701

28589

8.3

Оборот средних предприятий - всего

млн. рублей

53281,8

59769,0

54027,0

60593,4

55144,8

61830,0

56635,2

63891,0

% к предыдущему году

101,3

101,4

101,4

101,4

102,1

102,0

102,7

103,3

8.4

Оборот малых предприятий, включая микропредприятия, - всего

млн. рублей

307782,1

328984,4

309936,6

337209,0

316445,3

347999,7

325305,7

366791,7

% к предыдущему году

101,9

102,5

100,7

102,5

102,1

103,2

102,8

105,4

9. Рынок товаров и услуг

9.1

Оборот розничной торговли

млн. рублей

312401,4

329842,4

328707,2

347481,8

347216,2

369638,4

366472,6

391292,8

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

100,3

102,2

100,1

101,3

100,4

101,8

100,9

101,6

9.2

Оборот общественного питания

млн. рублей

17239,3

18335,0

18143,0

19376,1

18977,6

20276,4

19816,3

21343,5

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,2

102,5

101,0

102,7

100,1

101,5

100,5

101,9

9.3

Объем платных услуг населению

млн. рублей

81940,4

89066,6

86764,1

95361,8

91742,3

101979,4

97220,3

109198,9

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

100,6

102,8

100

102,1

99,9

101,8

100,1

102,2

10. Индексы цен

Индекс потребительских цен - всего

%, декабрь к декабрю

104,8

104,1

104,8

104,5

104,9

104,5

104,5

104,2

%, год к году

104,8

104

104,8

104,1

105

104,6

104,5

104,4

11. Финансовые результаты деятельности организаций

11.1

Доля убыточных организаций в общем числе организаций

%

32,4

29,5

32,1

29,1

31,8

28,6

31,7

28,1

11.2

Прибыль прибыльных организаций

млн. рублей

56501

63507

60436

70431

65353

76973

70925

84821

12. Денежные доходы и расходы населения

12.1

Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц

рублей

35395,0

37551,5

37094,0

39996,0

38988,7

42900,3

40701,4

46099,0

12.2

Реальные располагаемые денежные доходы населения

% к предыдущему году

100,0

102,0

100,1

102,4

100,1

102,5

100,0

102,8

12.3

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

% от общей численности населения

10,0

9,5

9,6

9,0

9,1

8,2

8,6

7,3

12.4

Фонд начисленной заработной платы всех работников по полному кругу организаций

млн. рублей

223180,8

242672,7

235496,6

264023,5

246809,3

288221,7

260184,7

314379,2

% к предыдущему году

105,6

107,6

105,5

108,8

104,8

109,2

105,4

109,1

12.5

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата работников по полному кругу организаций

рублей

46264,7

49096,2

48624,2

52876,6

50909,5

57159,6

53404,1

61846,7

% к предыдущему году

105,7

107,2

105,1

107,7

104,7

108,1

104,9

108,2

13. Демография, труд и занятость

13.1

Численность постоянного населения (среднегодовая)

тыс. человек

1220,4

1227,9

1214,0

1228,0

1208,0

1229,2

1201,8

1231,6

% к предыдущему году

99,7

100,0

99,5

100,0

99,5

100,1

99,5

100,2

13.2

Среднесписочная численность работников организаций - всего

тыс. человек

402,0

411,9

403,6

416,1

404,0

420,2

406,0

423,6

% к предыдущему году

99,9

100,4

100,4

101,0

100,1

101,0

100,5

100,8

13.3

Численность трудовых ресурсов - всего в том числе:

тыс. человек

725,6

743,7

718,8

743,9

717,1

744,2

712,9

744,4

13.3.1

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте

тыс. человек

641,2

656,9

635,1

657,1

633,9

657,4

630,3

657,8

13.3.2

Иностранные трудовые мигранты

тыс. человек

13,4

15,1

13,1

15,1

13,0

15,3

12,9

15,4

13.3.3

Численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике в том числе:

тыс. человек

71,0

71,7

70,6

71,7

70,2

71,5

69,7

71,2

13.3.3.1

Пенсионеры старше трудоспособного возраста

тыс. человек

70,8

71,4

70,4

71,4

70,0

71,2

69,5

70,9

13.3.3.2

Подростки моложе трудоспособного возраста

тыс. человек

0,2

0,3

0,2

0,3

0,2

0,3

0,2

0,3

13.4

Численность занятых в экономике - всего в том числе по видам экономической деятельности:

тыс. человек

602,5

622,7

595,8

623,0

594,3

623,4

590,4

623,7

13.4.1

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

тыс. человек

41,4

42,7

40,9

42,7

40,8

42,8

40,5

42,8

13.4.2

Добыча полезных ископаемых

тыс. человек

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

13.4.3

Обрабатывающие производства

тыс. человек

123,2

127,4

121,7

127,4

121,4

127,4

120,7

127,6

13.4.4

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

тыс. человек

14,2

14,7

14,1

14,7

14,0

14,7

13,9

14,7

13.4.5

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

тыс. человек

7,6

7,8

7,5

7,8

7,5

7,8

7,4

7,8

13.4.6

Строительство

тыс. человек

41,0

42,3

40,5

42,4

40,4

42,4

40,1

42,4

13.4.7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

тыс. человек

105,1

108,6

103,8

108,7

103,6

108,7

103,0

108,8

13.4.8

Транспортировка и хранение

тыс. человек

44,3

45,9

43,9

45,9

43,7

46,0

43,5

46,0

13.4.9

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

тыс. человек

12,2

12,6

12,1

12,6

12,1

12,6

12,0

12,6

13.4.10

Деятельность в области информации и связи

тыс. человек

15,1

15,6

14,9

15,6

14,9

15,6

14,8

15,6

13.4.11

Деятельность финансовая и страховая

тыс. человек

10,7

11,1

10,6

11,1

10,6

11,1

10,5

11,1

13.4.12

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

тыс. человек

12,1

12,5

12,0

12,5

12,0

12,5

11,9

12,5

13.4.13

Деятельность профессиональная, научная и техническая

тыс. человек

16,0

16,5

15,8

16,5

15,8

16,5

15,7

16,5

13.4.14

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

тыс. человек

14,3

14,8

14,2

14,8

14,1

14,8

14,0

14,8

13.4.15

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

тыс. человек

32,0

33,1

31,7

33,1

31,6

33,2

31,4

33,2

13.4.16

Образование

тыс. человек

50,4

52,1

49,9

52,2

49,7

52,2

49,4

52,2

13.4.17

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

тыс. человек

41,1

42,4

40,6

42,4

40,5

42,5

40,2

42,5

13.4.18

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

тыс. человек

10,1

10,5

10,0

10,5

10,0

10,5

9,9

10,5

13.4.19

Прочие виды экономической деятельности

тыс. человек

10,6

11,0

10,5

11,0

10,5

11,0

10,4

11,0

13.5

Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, - всего в том числе:

тыс. человек

123,1

121

123

120,9

122,8

120,8

122,5

120,7

13.5.1

Численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства

тыс. человек

54,6

57,4

54,5

57,5

54,5

57,6

54,4

57,7

13.5.2

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости

тыс. человек

9,6

7,1

9,5

7,1

9,4

7,1

9,3

7,1

13.5.3

Численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике

тыс. человек

58,9

56,5

59

56,3

58,9

56,1

58,8

55,9

13.6

Потребность в привлечении иностранных работников - всего в том числе по видам экономической деятельности:

человек

8299

7425

8299

7425

8299

7425

8299

7425

13.6.1

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

человек

457

409

457

409

457

409

457

409

13.6.2

Добыча полезных ископаемых

человек

104

93

104

93

104

93

104

93

13.6.3

Обрабатывающие производства

человек

1925

1723

1925

1723

1925

1723

1925

1723

13.6.4

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

человек

82

74

82

74

82

74

82

74

13.6.5

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

человек

20

18

20

18

20

18

20

18

13.6.6

Строительство

человек

2433

2175

2433

2175

2433

2175

2433

2175

13.6.7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

человек

583

522

583

522

583

522

583

522

13.6.8

Транспортировка и хранение

человек

301

269

301

269

301

269

301

269

13.6.9

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

человек

482

431

482

431

482

431

482

431

13.6.10

Деятельность в области информации и связи

человек

18

16

18

16

18

16

18

16

13.6.11

Деятельность финансовая и страховая

человек

19

17

19

17

19

17

19

17

13.6.12

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

человек

52

48

52

48

52

48

52

48

13.6.13

Деятельность профессиональная, научная и техническая

человек

9

8

9

8

9

8

9

8

13.6.14

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

человек

227

203

227

203

227

203

227

203

13.6.15

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

человек

0

0

0

0

0

0

0

0

13.6.16

Образование

человек

0

0

0

0

0

0

0

0

13.6.17

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

человек

20

18

20

18

20

18

20

18

13.6.18

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

человек

13

12

13

12

13

12

13

12

13.6.19

Прочие виды экономической деятельности

человек

1554

1389

1554

1389

1554

1389

1554

1389



<1> Экспертную оценку по прогнозу социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период представляют органы исполнительной власти Ярославской области в соответствии с компетенцией:


органы исполнительной власти, курирующие инвестиционные проекты в соответствии с компетенцией, - пункт 6.2 раздела 6;


департамент экономики и стратегического планирования Ярославской области - раздел 1, пункты 4.2, 4.3 раздела 4, пункты 6.1, 6.3, 6.4 раздела 6, пункт 9.3 раздела 9, раздел 10, разделы 11, 12, пункты 13.1, 13.2, пункт 13.3 (в части, касающейся численности трудовых ресурсов), пункт 13.4 (в части, касающейся численности занятых в экономике) раздела 13;


департамент инвестиций и промышленности Ярославской области - разделы 2, 5, 8;


департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области - раздел 3, пункты 9.1, 9.2 раздела 9;


департамент дорожного хозяйства Ярославской области - пункт 4.1 раздела 4;


департамент строительства Ярославской области - раздел 7;


департамент государственной службы занятости населения Ярославской области - подпункты 13.3.1 - 13.3.3 пункта 13.3, пункты 13.4 - 13.6 раздела 13.


<2> Под недвижимым имуществом следует понимать здания и сооружения.



IV. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов



Введение


Прогноз социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов (далее - прогноз) разработан в соответствии с требованиями:


- Бюджетного кодекса Российской Федерации;


- Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


- Закона Ярославской области от 4 мая 2018 г. N 17-з "О стратегическом планировании в Ярославской области";


- постановления Правительства области от 16.05.2017 N 404-п "О порядках разработки прогнозов социально-экономического развития Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области".


Прогноз разработан в двух вариантах.


Первый вариант - консервативный, по данному варианту ожидается замедление роста экономики региона на фоне снижения инвестиционного и потребительского спроса, значительное колебание курса рубля к доллару США и евро.


Второй вариант - благоприятный - предполагает устойчивое развитие экономики, сохранение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на низком уровне для стимулирования инвестиционного спроса, значительный вклад в рост экономики от фармацевтического производства и предприятий, работающих по государственному оборонному заказу, реализацию комплекса мер, направленных на решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


При подготовке прогноза были использованы данные государственной и ведомственной статистики, данные структурных подразделений Правительства области и органов исполнительной власти Ярославской области, учитывались данные финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных секторов экономики региона, а также социально-демографические процессы, тенденции их развития и другие условия функционирования экономики и социальной сферы в Ярославской области.


Исходя из основных положений Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", в рассматриваемый период 2016 - 2027 годов реализуются два ее этапа:


- II этап "Ликвидация критических отставаний" (2016 - 2020 годы), который предполагает основной качественный сдвиг в структуре экономики, развитие секторов новой экономики;


- III этап "Опережающий рост" (2021 - 2025 годы), в котором должны быть достигнуты максимальные эффекты развития, что позволит добиться главной стратегической цели.



1. Валовой региональный продукт


1.1. Согласно предварительным отчетным данным преодоление кризисных явлений в экономике страны позволило валовому региональному продукту области (далее - ВРП) в 2018 году вырасти на существенную величину - 3,3 процента, составив 560,6 млрд. рублей.


Наибольший вклад в формирование ВРП был внесен организациями обрабатывающих производств (28,9 процента), оптовой и розничной торговли (16,1 процента), транспортировки и хранения (12,6 процента).


Предполагается, что по итогам 2019 года экономика области показала уверенный рост, составивший, по прогнозной оценке, 2,7 процента.


Существенный вклад в рост ВРП, как и прежде, внесли предприятия оборонно-промышленного комплекса, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа, а также промышленные предприятия высокотехнологичных видов экономической деятельности (авиастроение и двигателестроение, энергетическое машиностроение, химическое производство).


1.2. В 2020 году предполагается снижение объема ВРП, которое произойдет не только в силу понижения темпа прироста в промышленности области, но и в силу существенного снижения в отраслях, наиболее пострадавших в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (образование, культура, социальные услуги), таким образом, номинальный объем ВРП составит 578,5 млрд. рублей и сократится в сопоставимых ценах на 1,2 процента.


В прогнозный период прирост производства в промышленности области, а также прирост, ожидаемый в сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг, обеспечит устойчивое развитие экономики до 2023 года. Далее с 2024 года отдельным фактором роста будет выход на запланированные мощности по объему производства продукции перспективных фармацевтических предприятий области. Так, по благоприятному варианту предполагается плавное ускорение темпов прироста ВРП до 4,6 процента в 2027 году.


Согласно консервативному варианту прогноза ВРП снизится еще на 0,7 процента в 2021 году и лишь затем начнет постепенно восстанавливаться. Данные значения в большей степени обусловлены долгим восстановлением отраслей, наиболее пострадавших в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (образование, культура, здравоохранение, социальные услуги), наличием в регионе высокого уровня безработицы, ограничивающим рост торговли и услуг, и низкими темпами прироста промышленного производства ввиду нарушения технологических цепочек и снижения платежеспособности предприятий. По консервативному варианту прогноза прирост ВРП в 2024 году составит 1,4 процента, в 2027 году - 2,3 процента.



2. Промышленное производство


2.1. По итогам 2019 года индекс промышленного производства составил 103,7 процента (по Российской Федерации - 103,3). Промышленный рост в регионе обеспечивают предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности (авиастроение и двигателестроение, энергетическое машиностроение, фармацевтика, химическое производство), а также предприятия, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа.


В целях формирования благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности промышленного сектора экономики региона реализуется государственная программа Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 29.05.2014 N 507-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы".


2.2. По итогам 2020 года в промышленной сфере деятельности в разной стадии реализации находятся 20 инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций составит более 100 млрд. рублей.


Учитывая проблемы, возникшие в результате распространения новой коронавирусной инфекции и оказавшие влияние на отрасли экономики Ярославской области, такие как повышение стоимости сырья и комплектующих, рост себестоимости, сдвиг сроков поставки материалов, комплектующих и оборудования со стороны зарубежных производителей, увеличение времени на изготовление продукции, невозможность выполнения требований потребителя, срывы исполнения контрактов и другие, а также информацию о текущей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, можно спрогнозировать, что к концу 2020 года рост промышленного производства сохранится, но более умеренными темпами (103 процента к уровню 2019 года).


2.3. Ожидаемое постепенное улучшение экономической ситуации в период до 2023 года по обоим вариантам предполагает сохранение роста промышленного производства в Ярославской области.


При этом консервативный вариант прогноза предполагает следующие темпы прироста промышленного производства: 1,2 процента в 2021 году, 2,8 процента в 2022 году и 3,2 процента в 2023 году. Начиная с 2024 года и на период до 2027 года темпы роста производства промышленности будут в диапазоне 103,1 - 105,6 процента.


По благоприятному варианту прогноза предполагается ускорение темпов прироста промышленного производства до 4,3 процента в 2021 году, до 5,8 процента в 2022 году и до 6,9 процента в 2023 году. Далее с 2024 года на период до 2027 года предполагается сохранение уверенного прироста промышленного производства: 2024 год - на 7 процентов, 2027 год - на 8,5 процента.



3. Сельское хозяйство


3.1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по итогам 2019 года составил 106 процентов (в 2018 году - 105,7 процента), при этом производство продукции животноводства выросло на 1,6 процента, а растениеводства на 18,2 процента.


Сельское хозяйство Ярославской области в большей степени ориентировано на производство животноводческой продукции, которая в 2019 году в структуре производства сельскохозяйственной продукции занимала 70 процентов, продукция растениеводства - 30 процентов. Развитие отрасли животноводства направленно на ускоренное наращивание производства молока за счет развития крупных товарно-молочных ферм с использованием высокопродуктивного скота.


3.2. Основными целями, определяющими прогнозируемую динамику развития сельского хозяйства Ярославской области на среднесрочную перспективу, являются обеспечение продовольственной безопасности региона и создание условий для развития сельскохозяйственных товаропроизводителей. Указанные цели реализуются в рамках государственной программы Ярославской области "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" на 2014 - 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 23.06.2014 N 592-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" на 2014 - 2022 годы".


Для достижения прогнозных показателей запланированы мероприятия по улучшению племенных качеств животных и птицы, созданию прочной кормовой базы, внедрению в производство прогрессивных технологий, строительству и модернизации объектов агропромышленного комплекса.


3.3. Прирост производства продукции сельского хозяйства на долгосрочный период до 2027 года включительно по благоприятному варианту прогноза будет достигаться за счет увеличения эффективности и производительности труда в крупных хозяйствах. По благоприятному варианту прогноза темпы роста производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий предполагаются в диапазоне 104,1 - 105 процентов.


Существенными негативными факторами в консервативном варианте прогноза выступают возможные неблагоприятные погодные условия, а также неопределенность на финансовом и валютном рынке, снижение деловой активности. В совокупности данные факторы могут заставить предприятия снизить темпы объема производства и/или отложить реализацию проектов на неопределенный срок. Таким образом, темпы роста производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по консервативному варианту прогноза ожидаются в диапазоне 101,2 - 103 процентов.



4. Транспорт и связь


4.1. Оценка протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием произведена с учетом планируемого ввода в эксплуатацию вновь построенных и реконструируемых объектов в рамках реализации областной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области" на 2016 - 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 25.06.2015 N 695-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области" на 2016 - 2022 годы", и с учетом предоставления Ярославской области иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".


Прогнозируемый прирост протяженности автомобильных дорог не учитывает возможную корректировку по результатам проведения кадастровых работ и инвентаризации автомобильных дорог.


4.2. По данным управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, в 2019 году автомобильный парк области увеличился на 0,8 процента, или 3098 автомобилей.


Предполагается, что в 2020 году количество автомобилей увеличится на минимальную величину (+ 0,5 процента к предыдущему году), что обусловлено вводом ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. Так, в апреле - мае 2020 года большинство дилеров были закрыты, что повлекло за собой сокращение продаж новых автомобилей.


Еще один немаловажный фактор, оказывающий влияние на рост автомобилизации, - это динамика роста денежных доходов населения. По итогам 2020 года реальные располагаемые денежные доходы населения останутся на уровне предыдущего года, что будет являться сдерживающим фактором для покупки автомобиля.


В прогнозном периоде предполагаются более высокие темпы прироста количества автомобилей, связанные с восстановлением экономики, уровня благосостояния граждан и ростом объемов кредитования. Темпы роста количества автомобилей по консервативному варианту прогноза сложатся в диапазоне 100,5 - 101,8 процента, по благоприятному варианту к 2027 году составят 103,5 процента.



5. Инвестиции


5.1. По предварительной оценке, объем инвестиций в основной капитал в 2019 году по полному кругу организаций с учетом инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, составил 90094,0 млн. рублей (101,5 процента к 2018 году в сопоставимых ценах).


На общую величину объема инвестиционных затрат, помимо капитальных вложений в модернизацию, техническое перевооружение и замену устаревших объектов основных средств, существенно влияют инвестиции в создание новых производств. При формировании вариантов прогноза учитывалась целенаправленная работа Правительства области по поддержке и стимулированию инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.


5.2. На реализацию 22 инвестиционных проектов общей стоимостью 65654,3 млн. рублей, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и реестр инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков, формируемых на основании Закона Ярославской области от 19 декабря 2005 г. N 83-з "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области" и получающих государственную поддержку, в 2019 году направлено 1693,8 млн. рублей внебюджетных инвестиций.


В 2019 году в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и реестр инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков включены 4 проекта с общим плановым объемом капитальных вложений 11497,7 млн. рублей:


- "Строительство объектов инженерной инфраструктуры индустриального парка "Новоселки" акционерного общества "Корпорация развития Ярославской области";


- "Строительство парогазовой установки - теплоэнергостанции 52 МВт в городе Тутаев Ярославской области" акционерного общества "Тутаевская парогазовая установка";


- "Развитие производства легковых шин" акционерного общества "Кордиант";


- "Организация производства табачных изделий в городском поселении Ростов Ярославской области" общества с ограниченной ответственностью "ГУЛБАХАР РУС".


В трех моногородах Ярославской области - Тутаеве, Гаврилов-Яме и Ростове - созданы территории опережающего социально-экономического развития. В реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития включены 14 организаций. Итогом реализации указанных инвестиционных проектов станет создание более 1 700 рабочих мест. Объем инвестиций составит более 2 млрд. рублей.


5.3. Оценка значения индекса физического объема инвестиций в основной капитал в 2020 году дана с учетом ограничительных мер, введенных в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции.


Консервативный вариант прогноза сформирован с учетом более длительного влияния неблагоприятных экономических условий, сложившихся в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Неблагоприятные внешнеэкономические условия (снижение цен на экспортные товары, сохранение санкций) в 2021 - 2023 годах будут сдерживать общее развитие экономики страны, снижая инвестиционный спрос на оборудование и машины. Превышение уровня инфляции в прогнозном периоде над целевым для Центрального банка Российской Федерации (4 процента) может привести к повышению процентной ставки и, как следствие, повышению ставок по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций. Такое явление будет негативно сказываться на склонности предпринимателей к инвестированию.


5.4. Благоприятный вариант прогноза сформирован с учетом следующих факторов:


- реализация мероприятий по восстановлению экономики;


- эффект низкой базы, который сложится в 2020 году в результате пандемии новой коронавирусной инфекции;


- снижение инфляции до целевого уровня - не выше 4 процентов, что будет способствовать снижению стоимости инвестиций в силу сниженной ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и ставок по кредитам коммерческих банков;


- реализация мер по достижению национальных целей к 2030 году;


- реализация национальных проектов, которая не только будет способствовать значительному увеличению инвестиций, но и вызовет мультипликационный эффект в экономике;


- ускорение экономического роста, что будет способствовать росту краткосрочных инвестиций с целью удовлетворения конъюнктурного платежеспособного спроса.


При формировании обоих вариантов прогноза на период 2024 - 2027 годов учитывалась накопленная в предыдущие годы динамика показателя.



6. Основные фонды


По предварительной оценке, остаточная стоимость основных фондов в Ярославской области по итогам 2019 года составляла 761,6 млрд. рублей. При этом степень износа основных фондов составляла 48,8 процента и выросла по сравнению с аналогичным показателем 2018 года на 1,2 процентного пункта.


По благоприятному варианту прогноза ожидается увеличение ввода основных фондов начиная с 2022 года практически по всем видам деятельности более высокими темпами в результате реализации национальных проектов, направленных на решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", с учетом строительства объектов, включенных в адресную инвестиционную программу Ярославской области, а также мер по преодолению последствий пандемии новой коронавирусной инфекции. Доля недвижимого имущества в основных фондах будет снижаться в силу ввода более высокими темпами машин и оборудования, транспортных средств и др. Ввиду активного жилищного строительства процесс снижения доли недвижимого имущества будет проходить плавно с невысокими темпами.


По консервативному варианту прогноза предполагается замедление обновления основных фондов, снижение их ввода и сокращение ликвидации, что в основном связано с более медленным темпом роста прибыли прибыльных предприятий и организаций, индекса промышленного производства, торговли и сельского хозяйства относительно благоприятного варианта прогноза, отрицательными или околонулевыми темпами роста инвестиций в основной капитал. Доля недвижимого имущества в основных фондах будет повышаться в силу обновления оборудования и транспорта более низкими темпами, а ликвидации - более высокими.


Оба варианта прогноза учитывают низкие темпы инвестирования в основной капитал в 2018 и 2019 годах.



7. Строительство


7.1. По итогам 2019 года отмечено существенное снижение по сравнению с 2018 годом (63,6 процента год к году) объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство".


Основными проблемами для строительства остаются сохранение денежных доходов населения на прошлогоднем уровне, высокая стоимость строительных материалов, конструкций и изделий, переход на новую нормативную базу в строительстве.


Приобретать жилье в инвестиционных целях из-за роста налогов на собственность и специфики кадастровой оценки жилья стало менее привлекательным. С другой стороны, снижение ипотечных ставок сделало более доступным приобретение жилья для тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий.


Оба варианта прогноза сформированы с учетом недоинвестирования отрасли в предыдущие годы.


Консервативный вариант учитывает возможность длительного воздействия негативных факторов, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции, отказ от реализации или смещение сроков реализации инвестиционных проектов в прогнозном периоде 2021 - 2023 годов.


Благоприятный вариант сформирован с учетом выполнения плановых объемов жилищного строительства, восстановления спроса на услуги предприятий отрасли и восстановительного роста экономики в 2021 году.


7.2. По итогам 2019 года на территории Ярославской области введено в эксплуатацию 777,7 тыс. кв. метров жилья, в том числе


- ввод индивидуальных жилых домов составил 395,9 тыс. кв. метров;


- ввод многоквартирных жилых домов составил 381,8 тыс. кв. метров.


По отношению к уровню 2018 года рост объемов построенного жилья составил 101,2 процента.


7.3. Факторами, существенно влияющими на развитие жилищного строительства в регионе, являются:


- реализация стимулирующих спрос жилищных программ с привлечением ресурса федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников;


- развитие в регионе промышленности строительных материалов;


- полностью сформированная система градостроительной документации, включая правила землепользования и застройки, проекты планировки отдельных территорий;


- планомерное обеспечение площадок под жилищное строительство инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.


7.4. Для выполнения целевых показателей и решения стратегических задач по развитию жилищного строительства в регионе разработан комплекс мер, реализуемых в рамках государственной программы Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 21.02.2020 N 147-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области", включающей в себя комплекс задач и мероприятий, являющихся отдельными механизмами реализации общей политики стимулирования жилищного строительства, вектор которой задан на федеральном уровне.


Оценка 2020 года учитывает ввод основного объема жилья, запланированного на первое полугодие 2020 года, и уменьшение отчетных показателей в оставшиеся месяцы 2020 года.


7.5. Благоприятный вариант прогноза сформирован с учетом плановых показателей ввода жилья, установленных для Ярославской области Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Факторами, способствующими росту ввода жилья в прогнозном периоде, будут реализация национальных проектов, а также снижение инфляции, сохранение учетной ставки Центрального банка Российской Федерации на низком уровне и снижение кредитных ставок банков, введение стимулирующих мер для преодоления последствий пандемии новой коронавирусной инфекции, таких как "сельская ипотека под 2 процента".


Консервативный вариант прогноза составлен с учетом сохранения потребительского спроса на уровне предыдущих лет, а также того, что на 2018 и 2019 годы пришелся максимальный эффект от упрощенного оформления объектов недвижимости. Декларирование ранее построенного гражданами жилья в 2019 году создало высокую базу для прогнозных значений ввода жилья населением за счет собственных средств в прогнозном периоде.


Прогнозные значения показателей как по объему работ по виду деятельности "Строительство", так и по вводу жилья в период 2024 - 2027 годов учитывают реализацию мер по достижению национальных целей к 2030 году. Общий рост экономики, рост доходов населения в сочетании с возобновлением роста рождаемости по благоприятному варианту прогноза обусловят высокие темпы роста как строительства, так и ввода жилья. Консервативный вариант прогноза предполагает, что факторы, представленные в благоприятном варианте, будут также иметь место, но в силу инерции, сложившейся в 2021 - 2023 годах, их влияние окажется меньшим, и значения указанных выше показателей не будут высокими.



8. Малое и среднее предпринимательство


8.1. Развитие малого и среднего предпринимательства в Ярославской области осуществляется в рамках государственной программы Ярославской области "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" на 2014 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 27.03.2014 N 257-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" на 2014 - 2021 годы", и региональной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области" на 2020 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 06.02.2020 N 91-п "Об утверждении региональной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области" на 2020 - 2024 годы".


Одной из основных целей государственной программы Ярославской области "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" на 2014 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 27.03.2014 N 257-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" на 2014 - 2021 годы", является формирование в регионе благоприятных для развития субъектов малого и среднего предпринимательства условий, способствующих увеличению вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Ярославской области.


8.2. Наиболее негативным фактором, сдерживающим развитие сферы малого бизнеса, является введение ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.


Подавляющая часть субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области оказалась в сложной экономической ситуации, около 27 процентов осуществляет деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Также часть малого бизнеса, работающая как на розничного покупателя, так и в сегменте В2В, столкнулась с резким сокращением продаж из-за падения спроса, а также временной приостановки работы отраслей, которые используют их продукцию и услуги.


Для поддержки малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровнях разработан ряд мер поддержки: это и отсрочки по налогам и страховым взносам, отсрочка на уплату арендных платежей, прямая безвозмездная финансовая поддержка, снижение страховых взносов, снижение административной нагрузки, снятие торговых барьеров, снижение либо освобождение от отдельных видов налогов и другие меры поддержки.


Указанные проблемы в значительной мере взаимосвязаны и обуславливают друг друга, поэтому для их решения необходим комплексный подход как на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, так и в рамках межведомственного сотрудничества.



9. Рынок товаров и услуг


9.1. В 2019 году оборот розничной торговли области составил 251254,3 млн. рублей и вырос по сравнению с 2018 годом на 0,7 процента в сопоставимых ценах. Обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов в среднем по области на начало 2020 года составила 1331 квадратный метр на 1 тыс. жителей, что в 2,4 раза выше минимального нормативного стандарта и на 2,5 процента превышает значение на начало 2019 года. Во всех городских округах и муниципальных районах области фактическая обеспеченность стационарных торговых объектов торговыми площадями превышает минимальный нормативный стандарт.


В 2020 году в условиях действия ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, ожидается снижение как розничного товарооборота ввиду сокращения оборота непродовольственных товаров, так и оборота общественного питания, что в большей степени связано с невозможностью осуществления организациями данной сферы своей деятельности в полной мере в период действия ограничений, а также значительное снижение объема платных услуг населению.


9.2. Прогноз на долгосрочный период до 2027 года сформирован с учетом восстановительного роста рынка товаров и услуг в среднесрочной перспективе и дальнейшей стабилизации ситуации в долгосрочном периоде. При этом благоприятный вариант прогноза предполагает более быстрые темпы восстановления рынка товаров и услуг на фоне роста заработной платы и реальных располагаемых доходов населения, а также увеличения туристического потока. Консервативный вариант прогноза сформирован с учетом таких сдерживающих факторов, как замедление темпов роста доходов населения, а также высокие темпы роста индекса потребительских цен.



10. Индексы потребительских цен


10.1. Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги по итогам 2019 года составил 103,8 процента относительно декабря предыдущего года (по Российской Федерации - 103 процента), в том числе на продовольственные товары - 101,6 процента (по Российской Федерации - 102,6 процента), на непродовольственные товары - 104,8 процента (по Российской Федерации - 103 процента), на платные услуги - 105,4 процента (по Российской Федерации - 103,8 процента). Во многом рост цен на платные услуги был обусловлен ростом цен на услуги образования, пассажирского транспорта, бытовые и санаторно-оздоровительные услуги.


По итогам 2020 года уровень инфляции в регионе ожидается в размере 104,5 процента (декабрь к декабрю 2019 года).


Прогноз построен с учетом стремления Центрального банка Российской Федерации к сохранению инфляции на уровне 4 процентов.


10.2. По благоприятному варианту прогнозируются увеличение деловой активности предприятий, восстановление роста денежных доходов, стабильный курс рубля, при этом инфляция прогнозируется в диапазоне 103,7 - 104,5 процента (декабрь к декабрю).


По консервативному варианту прогноза предполагаются ухудшение деловой конъюнктуры, неблагоприятные погодные условия, колебания валютных курсов, ожидаемые при изменении ситуации на товарно-сырьевых рынках. Перечисленные факторы обусловят рост цен на продовольственные товары, соответственно, инфляция ожидается в диапазоне 104,5 - 105,5 процента (декабрь к декабрю).



11. Финансовые результаты деятельности организаций


11.1. По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, прибыль прибыльных организаций Ярославской области (без субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций, средняя численность которых превышает 15 человек) в 2019 году составила 49686,6 млн. рублей.


По итогам 2020 года ожидается, что уровень прибыли прибыльных организаций в связи с введением ограничительных мер, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, снизится на 0,3 процента от уровня прошлого года. Падение 2020 года будет незначительным в силу предоставления организациям по многим видам экономической деятельности льгот, отсрочек платежей и прочей поддержки.


11.2. Консервативный вариант прогноза учитывает, что ввиду долгого отсутствия деятельности многие производственные связи были нарушены и восстановление уровня безубыточности ряда предприятий будет продолжительным. Также данный вариант учитывает минимальные темпы прироста промышленного производства, торговли, общественного питания и платных услуг. Прогнозируется, что падение сумм прибыли продолжится и в 2021 году (93,7 процента к 2020 году), а затем начнется медленный восстановительный рост и только к 2023 году прибыль восстановится до своих значений 2020 года, далее в период 2024 - 2027 годов темпы прироста прибыли предполагаются в диапазоне 7 - 8,5 процента.


По благоприятному варианту прогноза предполагается увеличение полученной прибыли, что в большей степени обусловлено высоким уровнем индекса промышленного производства по данному варианту, стабилизацией инфляции и реализацией инвестиционных проектов и национальных проектов. Так, в 2021 году ожидается прирост прибыли прибыльных организаций на 3 процента, в 2022 году - на 4,9 процента, в 2023 году - на 7 процентов. В дальнейшем на период до 2027 года темпы роста прибыли прибыльных организаций ожидаются в диапазоне 107,5 - 110,9 процента.



12. Денежные доходы населения


12.1. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций области в 2019 году составила 36 015,9 рубля, темп роста по отношению к 2018 году составил 107,6 процента.


Ожидается, что по итогам 2020 года среднемесячная начисленная заработная плата работников в области составит 37 444,6 рубля, что на 4 процента выше значений 2019 года. В прогнозном периоде 2021 - 2027 годов ожидается рост номинальной начисленной заработной платы в диапазоне 104,7 - 108,2 процента в год в зависимости от варианта прогноза.


По предварительным данным, в 2019 году номинальные среднедушевые денежные доходы выросли на 5,5 процента, а по итогам 2020 года ожидается их рост на 3,9 процента, что связано с невысокими оценочными темпами роста номинальной начисленной заработной платы, которая занимает наибольшую долю в структуре доходов населения. Тем не менее по итогам 2020 года прогнозируется рост доли социальных выплат в общем объеме денежных доходов населения, за счет которого реальные располагаемые доходы населения составят 100 процентов.


12.2. Консервативный вариант предполагает стабилизацию доходов населения в прогнозном периоде 2021 - 2027 годов. По благоприятному варианту прогноза ожидается восстановительный рост доходов населения на фоне роста заработных плат и социальных выплат, превышающего темпы роста индекса потребительских цен.



13. Демография, труд и занятость


13.1. В Ярославской области с 2017 года сложилась тенденция к увеличению темпов снижения численности населения, которая на 01 января 2020 года составила 1253,4 тыс. человек. Среднегодовая численность постоянного населения, по оценке, в 2020 году составит 1249,3 тыс. человек, или 99,4 процента от уровня 2019 года.


На формирование такого тренда повлияли два основных фактора. Первый - снижение рождаемости более значительными темпами, нежели снижение смертности и, как результат, увеличение естественной убыли населения. Второй - существенное снижение миграционного прироста до уровня, который позволяет компенсировать естественную убыль в незначительной степени.


Снижение миграционного притока произошло, с одной стороны, в силу исчерпания демографического потенциала миграции населения близлежащих территорий, с другой - временного снижения экономической привлекательности области для трудовых мигрантов из ближнего зарубежья из-за сокращения числа малооплачиваемых рабочих мест.


13.2. Благоприятный вариант прогноза сформирован с учетом следующих факторов:


- быстрое восстановление экономики после кризиса, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции и связанными с ней ограничительными мерами;


- стимулирующие меры к увеличению рождаемости, указанные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;


- вхождение в детородный возраст более многочисленных возрастов рождения по сравнению с периодом 2017 - 2020 годов.


Согласно благоприятному варианту прогнозный период 2021 и 2022 годов будет характеризоваться плавным ростом миграционного притока и снижением рождаемости низкими или околонулевыми темпами, что в целом сильно замедлит общее снижение численности населения области. В 2023 - 2027 годах продолжится рост миграционного притока, возобновится рост рождаемости, что на фоне продолжающегося снижения смертности к концу прогнозного периода приведет к росту численности населения области.


Консервативный вариант прогноза сформирован с учетом возможного сохранения негативного воздействия кризиса на экономику региона и доходы населения, что предполагает снижение миграционного притока и рождаемости и, как результат, снижение численности населения области более высокими темпам. В период 2024 - 2027 годов сохранятся сложившиеся тенденции, однако их сила будет не так ярко выражена, как в 2021 - 2023 годах.


13.3. За последние годы в Ярославской области наблюдался процесс поступательного снижения численности лиц трудоспособного возраста, обусловленный негативными демографическими тенденциями 90-х годов прошлого века.


Несмотря на постепенное повышение пенсионного возраста начиная с 2019 года, существенного влияния на общие тенденции данный фактор не оказал. Численность занятых в экономике региона в 2018 году составила 622,2 тыс. человек, в 2019 году - 607,4 тыс. человек. Это объясняется, в первую очередь, тем, что до пенсионной реформы значительная часть формально попадавших в категорию пенсионеров продолжала трудиться в течение нескольких лет, а также тем, что в регионе в последние годы зафиксирован минимальный миграционный прирост граждан трудоспособного возраста.


Вместе с тем в 2020 году ожидается значительное влияние на сферу занятости двух разнонаправленных факторов: с одной стороны - повышение пенсионного возраста, с другой - введение ограничительных мер для бизнеса в связи с возникшей санитарно-эпидемиологической ситуацией. Таким образом, в 2020 году ожидается продолжение тенденции к снижению численности занятых в экономике до 595,8 тыс. человек.


13.4. Консервативный вариант прогноза предполагает восстановительный рост численности занятых в среднесрочном периоде, после чего ввиду максимального сокращения влияния фактора повышения пенсионного возраста, а также на фоне продолжающегося снижения общей численности населения произойдет переход к сокращению численности занятых в экономике области, и к 2027 году она составит 590,4 тыс. человек.


Благоприятный вариант прогноза сформирован с учетом планомерного роста численности занятых в экономике на весь прогнозный период - до 623,7 тыс. человек к 2027 году.


Среднесписочная численность работников организаций области по благоприятному варианту прогноза в 2027 году поднимется до уровня 423,6 тыс. человек, по консервативному варианту прогноза составит 406 тыс. человек.


При формировании прогноза численности трудовых ресурсов на долгосрочный период определяющими факторами являлись прогноз общей численности населения, а также ожидаемые изменения структуры населения области: по благоприятному варианту численность трудовых ресурсов к 2027 году составит 744,4 тыс. человек, по консервативному - 712,9 тыс. человек.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ