Внимание! Документ недействующий.
Риск-ориентированный подход при проверках Роструда и ГИТ
В 2017 году в сфере проверок соблюдения
трудового законодательства принят ряд
нормативных актов, предусматривающих
важные для работодателей изменения.
Предлагаем вашему вниманию Обзор, из
которого вы сможете узнать о них
подробнее.
1. Риск-ориентированный подход при проведении проверок в сфере труда
С 1 марта 2017 года в новой редакции
действует Положение о федеральном
государственном надзоре за соблюдением
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права (далее - Положение),
утвержденное постановлением
Правительства РФ от 01.09.2012 N 875.
Теперь госнадзор в сфере труда должен
осуществляться с применением
риск-ориентированного подхода.
Что такое "риск-ориентированный подход"?
Риск-ориентированный
подход - метод организации и
осуществления госконтроля (надзора), при
котором форма, продолжительность и
периодичность проведения контрольных
мероприятий, а также мероприятий по
профилактике нарушения обязательных
требований определяется с учетом
отнесения деятельности юридического
лица, индивидуального предпринимателя и
(или) используемых ими производственных
объектов к определенной категории риска
либо определенному классу (категории)
опасности (часть 2 статьи 8_1 Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля").
Правила отнесения деятельности
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей и (или) используемых
ими производственных объектов к
определенной категории риска или
определенному классу (категории)
опасности утверждены постановлением
Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.
Согласно Правилам категория риска, как и
класс опасности, устанавливается в
зависимости от:
- тяжести потенциальных негативных
последствий, которые могут возникнуть
при несоблюдении ЮЛ или ИП требований
действующего законодательства;
- вероятности несоблюдения ЮЛ или ИП
обязательных требований.
Оценка тяжести потенциальных негативных последствий основывается на | ||
|
|
|
Возможной степени тяжести случаев причинения вреда |
Возможной частоте возникновения и масштабе негативных последствий |
Трудности преодоления возникших негативных последствий |
При определении данных факторов
проверяющими органами среди прочих
сведений должна анализироваться
информация о ранее проведенных
проверках и назначенных
административных наказаниях.
Кроме того, Правилами определен и ряд
иных особенностей, заслуживающих
внимания.
Особенности риск-ориентированного подхода | ||
|
|
|
Деятельность ЮЛ или ИП характеризуется критериями, относящимися к различным категориям риска (классам опасности) |
|
Должны применяться критерии, относящиеся к более высоким категориям риска или классам опасности. |
|
|
|
Категория риска или класс опасности не присвоены |
|
Объект госконтроля (надзора) относится к низшим категории риска или классу опасности. |
Риск-ориентированный подход в сфере труда
Теперь вернемся непосредственно к
риск-ориентированному подходу в сфере
труда.
Согласно Положению о госнадзоре в сфере
труда отнесение деятельности
работодателя к той или иной категории
риска должно осуществляться с учетом
определенных критериев.
Критерии
отнесения деятельности работодателя к
категориям риска.
Категория риска зависит от показателя
потенциального риска причинения
вреда (ППРПВ) ценностям в сфере
труда.
Охраняемые законом ценности в сфере труда | |
|
|
Жизнь и здоровье работника |
Трудовые права работника, связанные с невыплатой в установленный срок зарплаты и иных необходимых выплат |
Итоговые значения ППРПВ | ||
|
|
|
1 и более |
|
Высокий риск. |
|
|
|
От 0,99 до 0,75 |
|
Значительный риск. |
|
|
|
От 0,74 до 0,5 |
|
Средний риск. |
|
|
|
От 0,49 до 0,25 |
|
Умеренный риск. |
|
|
|
Менее 0,24 |
|
Низкий риск. |
ППРПВ определяется с учетом | |||
| |||
1. |
Тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований, зависящей от: | ||
|
1.1. |
Потенциального вреда, который может быть причинен ценностям в сфере труда: | |
|
|
1.1.1. |
Определяется исходя из численности работников, погибших или пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. |
|
|
1.1.2. |
Значения содержатся в перечне (приложение к Положению о госнадзоре в сфере труда), который должен актуализироваться не реже 1 раза в 3 года. |
|
1.2. |
Масштаба распространения потенциальных негативных последствий, который определяется с учетом среднесписочной численности работников. | |
2. |
Добросовестности поведения работодателей, которая определяется на основании индивидуальных коэффициентов, размеры которых зависят от: | ||
|
2.1. |
Числа случаев травматизма. | |
|
2.2. |
Задолженности по зарплате за предшествующий год. | |
|
2.3. |
Назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда. | |
|
Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании статистической и ведомственной отчетности. При отсутствии у работодателя случаев травматизма, задолженности по зарплате и административных наказаний индивидуальные коэффициенты равны 0. |
Пример.
N |
Характеристики деятельности организации |
Значение показателя |
1. |
Сфера деятельности: транспортировка грузов. |
Пв = 0,85 |
2. |
Среднесписочная численность работников: 300 человек. |
М = 0,7 |
3. |
Несчастные случаи за предыдущий год: 1 тяжелый и 2 легких несчастных случая, связанных с производством. |
Кт = 0,6 |
4. |
Задолженность по зарплате за предыдущий год: имеется. |
Кз = 0,3 |
5. |
Административные наказания за предыдущие 3 года: имеются. |
Кадм = 0,1 |
|
|
|
|
Высокий риск |
Р = 1,595 |
Следует отметить, что все необходимые
данные для расчетов приведены в
Критериях отнесения деятельности
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, являющихся
работодателями, к определенной
категории риска.
Рассмотрим пример подробнее.
Итак, в организации за предшествующий
год произошли 2 легких несчастных случая,
связанных с производством (Ктл), и один тяжёлый несчастный
случай (Ктт).
Следовательно, индивидуальный
коэффициент, связанный с травматизмом
(Кт), составит 0,6.
Кт = Ктт + Ктл |
|
0,4 + (0,1 х 2) = 0,6 |
Кроме того, за предшествующий год
организация была привлечена к
административной ответственности за ряд
нарушений трудового законодательства
(Кадм) и имеет перед
работниками задолженность по зарплате
(Кз).
Таким образом, коэффициент устойчивости
добросовестного поведения организации
(Ку) составит 1.
Ку = Кт + Кз + Кадм |
|
0,6 + 0,3 + 0,1 = 1 |
В организации работает 300 человек, что
позволяет определить масштаб
распространения потенциальных
негативных последствий (М), который будет равен 0,7.
Поскольку организация осуществляет
деятельность в сфере транспортировки
грузов, показатель потенциального вреда
ценностям в сфере труда (Пв) для неё составит 0,85, что, в
конечном счёте, позволяет вычислить
показатель тяжести потенциальных
негативных последствий несоблюдения
организацией обязательных требований
действующего законодательства РФ (Т).
Т = ПВ х М |
|
0,85 х 0,7 = 0,595 |
Определив показатели потенциального
вреда (Пв) и
устойчивости добросовестного поведения
(Ку), можно найти
значение потенциального риска
причинения вреда со стороны организации
(Р).
Р = Т х Ку |
|
0,595 + 1 = 1,595 |
Таким образом, деятельность организации
в рассматриваемом случае следует
относить к категории высокого риска (2
класс опасности), что повлечет
проведение плановых проверок в сфере
труда периодичностью 1 раз в 2 года.
Периодичность плановых проверок в
сфере труда.
Периодичность плановых проверок в сфере труда | ||
|
|
|
Категория высокого
риска |
|
1 раз в 2 года. |
|
|
|
Категория
значительного риска |
|
1 раз в 3 года. |
|
|
|
Категория
среднего риска |
|
Не > 1 раза в 5 лет. |
|
|
|
Категория
умеренного риска |
|
Не > 1 раза в 6 лет. |
|
|
|
Категория
низкого риска |
|
Плановые проверки не проводятся. |
Стоит отметить, что при отсутствии
решения государственной инспекции труда
(ГИТ) об отнесении к той или иной
категории риска деятельность
работодателя считается отнесенной к категории
низкого риска.
Кроме того, следует учитывать, что в
отношении работодателей, осуществляющих
деятельность в сфере здравоохранения,
образования, социальной сфере, в сфере
теплоснабжения, электроэнергетики,
энергоснабжения и повышения
энергетической эффективности, плановые
проверки могут проводиться 2 и более раза
в 3 года.
Данный вывод следует из положений части 9
статьи 9 Закона N 294-ФЗ и пункта 15 Правил,
утвержденных постановлением
Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.
Установление и изменение
категории риска.
Кто принимает решение об установлении категории риска? | ||
|
|
|
Главный государственный инспектор труда РФ или его заместитель |
|
При отнесении деятельности работодателя к категории высокого риска. |
|
|
|
Главный государственный инспектор труда в субъекте РФ или его заместитель |
|
При отнесении деятельности работодателя к категориям значительного, среднего и умеренного риска. |
Работодатель вправе запросить сведения
о присвоенной его деятельности
категории риска.
В течение 15 рабочих дней с даты получения запроса от работодателя ГИТ должна предоставить | |
|
|
Информацию о присвоенной категории риска |
Сведения, которые использовались при определении категории риска |
Кроме того, у работодателя имеется право
на подачу заявления об изменении
присвоенной категории риска. Требования
к форме заявления действующим
законодательством РФ не определены.
Вместе с тем заявление должно содержать
ряд сведений.
Информация, которая должна быть указана в заявлении | ||
|
|
|
Полное наименование юридического лица (ЮЛ), ФИО индивидуального предпринимателя (ИП) |
Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) |
Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) |
|
|
|
Место нахождения ЮЛ или ИП |
Сведения о присвоенной категории риска и дата принятия решения об отнесении деятельности ЮЛ или ИП к категории риска |
Адрес ЮЛ или места жительства ИП (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии) |
Кроме того, к заявлению должны быть
приложены документы о соответствии
деятельности работодателя той категории
риска, на присвоение которой он
претендует.
В течение 15 рабочих дней с даты получения заявления от работодателя ГИТ может | |
|
|
Удовлетворить заявление и изменить категорию риска |
Отказать в удовлетворении заявления, сообщив о причинах отказа |
Кто может изменить категорию риска? | ||
|
|
|
Изменение категории риска на более высокую |
|
Должностное лицо, уполномоченное на принятие решения об установлении соответствующей категории риска. |
|
|
|
Изменение категории риска на более низкую |
|
Должностное лицо, ранее принявшее решение об установлении определенной категории риска. |
О принятом решении работодатель должен
быть уведомлен в течение 3 рабочих дней
со дня принятия решения.
До 1 июля года,
предшествующего году проведения
плановых проверок, Роструд должен
размещать на сайте информацию о
работодателях, деятельность которых
отнесена к категориям высокого и
значительного рисков.
2. Нормативные акты, соблюдение которых оценивается Рострудом и ГИТ при проведении проверок
Перечень правовых актов, содержащих
обязательные требования, соблюдение
которых должно оцениваться при
проведении проверок, определен приказом
Роструда от 30.12.2016 N 538.
Применительно к сфере охраны труда
следует обратить внимание на разделы,
посвященные:
- федеральному госнадзору за соблюдением
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права;
- контролю за порядком установления
степени утраты профессиональной
трудоспособности в результате
несчастных случаев на производстве и
профзаболеваний.
3. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
Деятельность ГИТ должна быть направлена
не только на привлечение ЮЛ и ИП к
ответственности, но и способствовать
предупреждению (профилактике) нарушений
обязательных требований, а также
устранению причин их возникновения.
Для указанных целей постановлением
Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 утверждены
Правила составления и направления
предостережения о недопустимости
нарушения обязательных требований.
Основания для принятия решения о направлении предостережения | |
| |
1. |
Сведения о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий. |
2. |
Информация из поступивших обращений и заявлений, авторство которых подтверждено. |
3. |
Информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации. |
Условия, при которых возможно направление предостережения | |
| |
1. |
Отсутствие вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ и безопасности государства. |
2. |
Нарушения не привели к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не создали непосредственной угрозы их возникновения. |
3. |
ЮЛ или ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение обязательных требований. |
В предостережении среди прочих сведений должна быть указана следующая информация | ||
|
|
|
Требования действующего законодательства РФ, которые необходимо соблюдать |
Указания на действия (бездействие) ЮЛ или ИП, которые могут привести к нарушению обязательных требований |
Предложение устранить нарушения и обеспечить соблюдение обязательных требований |
|
|
|
Предложение уведомить ГИТ об исполнении предостережения |
|
Срок, в течение которого необходимо направить уведомление об исполнении предостережения |
Следует учитывать, что в предостережении
не могут
содержаться требования о
необходимости предоставления ЮЛ или ИП
каких-либо сведений и документов.
Получив предостережение, ЮЛ или ИП вправе | |
|
|
Направить в ГИТ возражение с обоснованием своей позиции |
Принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований |
По результатам рассмотрения возражения
ГИТ должна предоставить ЮЛ или ИП ответ
по существу заявленных требований.
Важные сроки, касающиеся предостережений | ||
|
|
|
Не более 30 дней |
|
Срок, в
течение которого (по общему правилу)
может быть составлено и направлено
предостережение в адрес ЮЛ или ИП. |
|
|
|
Не менее 60 дней |
|
Срок, в течение которого ЮЛ или ИП должны направить в адрес ГИТ уведомление об исполнении предостережения. |
|
|
|
Не более 20 дней |
|
Срок, который предоставляется ГИТ, для ответа на возражение, поступившее от ЮЛ или ИП. |
4. Проверочные листы (списки вопросов)
Проверочные листы (списки контрольных
вопросов) должны содержать перечень
вопросов, ответы на которые будут
однозначно свидетельствовать о
соблюдении ЮЛ или ИП обязательных
требований, послуживших предметом
проверки.
Возможность применения проверочных листов обусловлена | |
|
|
Типом и характеристиками используемого производственного объекта |
Отнесением деятельности ЮЛ или ИП к определенной категории риска или классу (категории) опасности |
В настоящее время форма проверочного
листа не утверждена. При этом общие
требования к разработке и утверждению
проверочных листов (списков контрольных
вопросов) приведены в постановлении
Правительства РФ от 13.02.2017 N 177.
В проверочных листах среди прочих сведений должна быть указана следующая информация | ||
|
|
|
Перечень вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении (несоблюдении) ЮЛ или ИП обязательных требований |
Реквизиты НПА, которыми установлены обязательные требования |
Поля для внесения ответов на вопросы |
Как следует из части 11_5 статьи 9 Закона N
294-ФЗ, при проведении проверки с
использованием списка контрольных
вопросов заполненный по результатам
проведения проверки проверочный лист
должен быть приложен к акту проверки.
Материал подготовлен экспертом
консорциума "Кодекс"
Ссылается на
- О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 28 сентября 2022 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)