Комментарий к главе 33 Налогового кодекса Российской Федерации "Торговый сбор"
Введение
В Ваших руках - комментарий к действующей
с недавнего времени главе 33 Налогового
кодекса РФ "Торговый сбор".
В конце 2014 года был принят Федеральный
закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ, которым в систему
налогов и сборов был введен новый сбор,
названный торговым.
Новый сбор отнесен к местным налогам и
сборам (статья 15 НК РФ) и в соответствии с
частью 4 статьи 4 Федерального закона от
29.11.2014 N 382-ФЗ может быть введен в трех
городах: Москве, Санкт-Петербурге и
Севастополе, после 01.07.2015. В
муниципальных образованиях,
расположенных вне территории данных
городов, торговый сбор может быть введен
только после принятия соответствующего
федерального закона.
В настоящее время торговый сбор введен
только в городе Москве, на территории
которого он действует с 01.07.2015 (Закон
города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом
сборе").
На XII Форуме субъектов малого и среднего
предпринимательства Санкт-Петербурга,
проходившем в декабре 2014 года,
губернатор Георгий Полтавченко заявил,
что принятие решения о введении
торгового сбора в этом городе отложено
до 2016 года.
В Севастополе также решено было отложить
принятие решения о введении торгового
сбора.
В настоящем комментарии автор подробно
рассматривает положения главы 33 НК РФ и
анализирует разъяснения Минфина России
и налоговых органов, посвященные
вопросам исчисления и уплаты торгового
сбора.
Нормы Закона города Москвы о торговом
сборе исследуются автором с точки зрения
реализации региональным законодателем
полномочий, предоставленных НК РФ.
Комментарий готовился таким образом,
чтобы каждый читатель, имеющий отношение
к ведению бизнеса, нашел для себя что-то
интересное. Именно поэтому комментарий
принципиально отличается от
традиционной правовой литературы,
прежде всего, своей практической
направленностью, подачей и структурой
материала, доступным языком.
Автор будет благодарен за любые
предложения и замечания о высказанной им
в комментарии точке зрения (y_lermontov@mail.ru).
Комментарий к главе 33. Торговый сбор
Комментарий к статье 410. Общие положения
Комментируемая статья посвящена
вопросам введения в действия и
прекращения действия торгового сбора в
муниципальных образованиях, как
расположенных на территории городов
федерального значения Москвы,
Санкт-Петербурга и Севастополя, так и
иных.
Важно помнить, что в муниципальных
образованиях, которые находятся вне
территории указанных городов, введение
торгового сбора может производиться
только в случае принятия федерального
закона, разрешающего данное действие
(часть 4 статьи 4 Федерального закона от
29.11.2014 N 382-ФЗ).
При введении торгового сбора
устанавливается его ставка в пределах,
обозначенных в главе 33 НК РФ, а также
могут устанавливаться льготы, основания
и порядок их применения.
Иные обязательные элементы торгового
сбора регулируются главой 33 НК РФ
непосредственно.
"Москва"
В городе Москве ставки по торговому
сбору установлены статьей 2 Закона
города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом
сборе", а льготы по торговому сбору -
статьей 3 данного Закона.
В Письмах Департамента финансов г.Москвы
от 10.07.2015 N 90-01-01-07-123/15 и от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15
отмечено, что ставка в отношении отпуска
товаров со склада Законом города Москвы
от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" не
установлена. Это значит, что организации
и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие торговую деятельность
путем отпуска товаров со склада, не
являются плательщиками торгового сбора
в городе Москве.
"Внимание!"
Анализируя общие положения, касающиеся
торгового сбора, необходимо обратить
внимание, что действующая редакция
Бюджетного кодекса РФ не
предусматривает пока норм, посвященных
порядку зачисления торгового сбора в
бюджетную систему РФ.
Согласно проекту Федерального закона N
811646-6 "О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации и статью 1
Федерального закона "О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации", подготовленному Минфином
России, в целях обеспечения зачисления
торгового сбора в бюджеты бюджетной
системы РФ в пункт 3 статьи 56 БК РФ
предлагается внести соответствующие
изменения, предусматривающие зачисление
доходов от торгового сбора в бюджеты
субъектов Российской Федерации - городов
федерального значения Москвы,
Санкт-Петербурга и Севастополя.
"Внимание!"
Важно учитывать, что само по себе
введение торгового сбора не увеличивает
налоговую нагрузку на добросовестных
налогоплательщиков.
В Письме Департамента экономической
политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N
ДПР-20-2/1-161/15 разъяснено, что торговый сбор
- это фиксированный обязательный платеж,
который взимается с конкретного объекта
торговли. При этом уплаченный торговый
сбор можно вычесть непосредственно из
суммы налога на прибыль, единого налога
по упрощенной системе налогообложения
(если объект налогообложения - доходы)
или НДФЛ. Таким образом, уплата торгового
сбора не приведет к росту налоговой
нагрузки для большинства добросовестных
налогоплательщиков.
Так, для индивидуальных
предпринимателей пункт 5 статьи 225 НК РФ
предусматривает, что налогоплательщик
имеет право уменьшить сумму налога,
исчисленного по итогам налогового
периода по ставке 13 процентов, на сумму
торгового сбора, уплаченного в этом
налоговом периоде.
Для организаций пункт 10 статьи 286 НК РФ
предусматривает, что налогоплательщик
вправе уменьшить сумму налога
(авансового платежа), исчисленного по
итогам налогового (отчетного) периода,
зачисляемую в консолидированный бюджет
субъекта Российской Федерации, в состав
которого входит муниципальное
образование (в бюджет города
федерального значения Москвы,
Санкт-Петербурга или Севастополя), в
котором установлен указанный сбор, на
сумму торгового сбора, фактически
уплаченного с начала налогового периода
до даты уплаты налога (авансового
платежа).
Данные нормы не применяются в случае
непредставления индивидуальными
предпринимателями и организациями в
отношении объекта осуществления
предпринимательской деятельности, по
которому уплачен торговый сбор,
уведомления о постановке на учет в
качестве плательщика торгового сбора.
Следует учитывать, что, как пояснено в
Письме Департамента экономической
политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N
ДПР-20-2/1-161/15, вычесть торговый сбор из
всей суммы налога на прибыль
неправомерно. Налогоплательщик вправе
уменьшить сумму налога (авансового
платежа), исчисленного по итогам
налогового (отчетного) периода,
зачисляемую в консолидированный бюджет
субъекта Российской Федерации. Это
означает, что торговый сбор может быть
зачтен только в счет региональной части
налога на прибыль.
Порядок отражения в налоговой
декларации по налогу на прибыль
организаций сумм торгового сбора
рассмотрен в Письме ФНС России от 12.08.2015 N
ГД-4-3/14174@.
Налогоплательщики, применяющие УСН с
объектом налогообложения "доходы" и
осуществляющие несколько видов
предпринимательской деятельности, на
сумму торгового сбора вправе уменьшить
сумму налога, исчисленного с объекта
налогообложения, только по виду
предпринимательской деятельности, в
отношении которого установлен торговый
сбор (пункт 8 статьи 346.21 НК РФ).
При этом несвоевременное представление
плательщиком торгового сбора
уведомления о постановке на учет в
качестве плательщика торгового сбора не
лишает такого плательщика права на
уменьшение соответствующей суммы налога
в порядке, предусмотренном пунктом 5
статьи 225 НК РФ, пунктом 10 статьи 286 НК РФ
или пунктом 8 статьи 346.21 НК РФ.
На это указано в Письме ФНС России от
26.06.2015 N ГД-4-3/11229@.
Налогоплательщики, применяющие УСН с
объектом налогообложения "доходы,
уменьшенные на величину расходов",
сумму уплаченного торгового сбора
учитывают в составе расходов на
основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16
НК РФ.
Такие разъяснения приведены в Письме
Минфина России от 23.07.2015 N 03-11-09/42494, а также
Письме Департамента экономической
политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N
ДПР-20-2/1-161/15, в котором пояснено, что
согласно НК РФ суммы налога по УСН
"доходы минус расходы" не могут быть
уменьшены налогоплательщиками на сумму
торгового сбора (такая возможность
предусмотрена для плательщиков,
применяющих УСН "доходы"). Вместе с
тем сумма торгового сбора может
учитываться в составе расходов, на
которые уменьшаются доходы в рамках
применения УСН "доходы минус
расходы".
"Официальная позиция"
При этом следует отметить, что
ограничение вычета сумм торгового сбора
из сумм налога в рамках упрощенной
системы налогообложения (если объект
налогообложения - "доходы") в
размере не более чем 50% от суммы налога,
уплачиваемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения,
пунктом 8 статьи 346.21 НК РФ не установлено.
Имеющееся ограничение в размере 50% от
суммы налога применяется только для
целей пункта 3.1 указанной статьи НК РФ.
На это указал Минфин России в Письме от
15.07.2015 N 03-11-10/40730.
"Актуальная проблема"
В Письме Минфина России от 10.02.2015 N 03-11-11/5522
финансовое ведомство указал, что
индивидуальный предприниматель,
проживающий в Московской области и
применяющий упрощенную систему
налогообложения при осуществлении
торговой деятельности через объект
недвижимого имущества, находящийся в
Москве, вправе уменьшить сумму налога
(авансового платежа), исчисленного по
итогам налогового (отчетного) периода, на
сумму торгового сбора, уплаченного в
течение данного налогового (отчетного)
периода, при выполнении условий,
установленных пунктом 8 статьи 346.21 НК
РФ.
Однако в более позднем Письме от 15.07.2015 N
03-11-09/40621 Минфин России пришел к выводу,
что индивидуальный предприниматель,
проживающий в Московской области и
применяющий упрощенную систему
налогообложения, при осуществлении
торговой деятельности через объект
недвижимого имущества, находящийся в
Москве, уменьшать сумму налога
(авансового платежа), исчисленного по
итогам налогового (отчетного) периода и
уплачиваемого в бюджет Московской
области, на сумму торгового сбора,
уплаченного в течение данного
налогового (отчетного) периода в бюджет
г.Москвы, не вправе.
Тем не менее, следует учитывать, что в
письме Департамента экономической
политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N
ДПР-20-2/1-161/15 рассмотрен вопрос об уплате
торгового сбора организацией,
зарегистрированной в качестве
налогоплательщика в городе Калуге, но
ведущей торговую деятельность в городе
Москве. По мнению департамента, такая
организация должна уплачивать торговый
сбор, поскольку торговым сбором
облагается использование объекта
движимого или недвижимого имущества на
территории города Москвы.
В Письме ФНС России от 16.06.2015 N ГД-4-3/10382@
отмечено, что в случае если организация
или индивидуальный предприниматель
состоят на учете в налоговом органе по
месту нахождения организации или месту
жительства индивидуального
предпринимателя в Московской области и
одновременно осуществляют
предпринимательскую деятельность с
использованием объектов недвижимого
имущества (магазин) в городе Москве, в
отношении которых на территории города
Москвы введен торговый сбор, то
указанная организация или
индивидуальный предприниматель обязаны
представить в налоговый орган по месту
нахождения этого недвижимого имущества
уведомление о постановке на учет в
качестве плательщика торгового сбора.
В случае если указанная организация или
индивидуальный предприниматель будут
осуществлять предпринимательскую
деятельность с использованием объектов
движимого имущества (автомагазин,
торговая палатка и др.) в городе Москве, в
отношении которых на территории города
Москвы введен торговый сбор, уведомление
о постановке на учет в качестве
плательщика торгового сбора данная
организация или индивидуальный
предприниматель обязаны представить в
налоговый орган по месту нахождения
организации или месту жительства
индивидуального предпринимателя, то
есть в Московскую область.
При этом, в случае, если несколько
объектов осуществления видов
предпринимательской деятельности, в
отношении которых установлен сбор,
находятся в одном муниципальном
образовании (городе федерального
значения Москве, Санкт-Петербурге или
Севастополе) на территориях,
подведомственных разным налоговым
органам, уведомление о постановке на
учет в качестве плательщика торгового
сбора представляется в налоговый орган
по месту нахождения того объекта,
сведения о котором указаны в таком
уведомлении первыми.
Комментарий к статье 411. Плательщики сбора
Комментируемая статья определяет круг
лиц, на которых возлагается обязанность
по уплате торгового сбора.
К ним относятся граждане,
зарегистрированные в качестве
индивидуальных предпринимателей, и
юридические лица, которые с
использованием объектов движимого и
(или) недвижимого имущества на
территории соответствующего
муниципального образования
осуществляют виды предпринимательской
деятельности, в отношении которых на
данной территории введен торговый
сбор.
При этом индивидуальные
предприниматели, применяющие патентную
систему налогообложения, и
налогоплательщики, применяющие систему
налогообложения для
сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог),
осуществляющие виды
предпринимательской деятельности, в
отношении которых введен торговый сбор,
с использованием соответствующих
объектов движимого или недвижимого
имущества, плательщиками сбора не
признаются и уведомление о постановке на
учет в качестве плательщика торгового
сбора в налоговый орган не
представляют.
Аналогичные разъяснения приведены в
Письме Минфина России от 17.07.2015 N 03-11-09/41264,
направленном Письмом ФНС России от 03.08.2015
N ГД-4-3/13514@ для сведения
налогоплательщиков и использования в
работе нижестоящими налоговым
органами.
"Официальная позиция"
Иных освобождений от уплаты торгового
сбора НК РФ не предусмотрено.
Исходя из этого организации,
осуществляющие виды
предпринимательской деятельности на
территории муниципального образования
(городов федерального значения Москвы,
Санкт-Петербурга и Севастополя), в
отношении которых нормативным правовым
актом этого муниципального образования
(законами городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
установлен указанный сбор, с
использованием объектов движимого и
(или) недвижимого имущества на
территории этого муниципального
образования (городов федерального
значения Москвы, Санкт-Петербурга и
Севастополя), в том числе являющиеся
крупными налогоплательщиками,
применяющими общую систему
налогообложения, обязаны исчислять и
уплачивать торговый сбор в
общеустановленном порядке.
Такая позиция подтверждена в Письме
Минфина России от 30.12.2014 N 03-11-11/68510.
В Письме Департамента экономической
политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N
ДПР-20-2/1-161/15 разъяснено, что
налогоплательщик, который ведет
торговую деятельность в магазине, но при
этом само помещение ему не принадлежит
(помещение арендовано), должен
уплачивать торговый сбор. Объектом
обложения торговым сбором является
использование объекта движимого или
недвижимого имущества для торговли (вне
зависимости от оснований использования
таких объектов). Таким образом, торговый
сбор должен уплачиваться теми, кто
непосредственно торгует, т.е.
плательщиками могут быть и собственники
объектов недвижимости, и арендаторы.
Кроме того, в данном Письме отмечено, что
даже если торговая деятельность ведется
на объекте не постоянно (например, аренда
торговой точки для торговли только на
несколько дней в месяц), торговый сбор
все равно уплачивается, поскольку
торговая деятельность велась на объекте
хотя бы один раз в течение квартала.
Комментарий к статье 412. Объект обложения
Комментируемая статья посвящена такому
элементу обложения торговым сбором, как
объект.
Им признается использование движимого
или недвижимого объекта осуществления
торговли хотя бы один раз в течение
квартала для осуществления
предпринимательской деятельности, в
отношении которой введен торговый
сбор.
Также данная статья устанавливает
понятия даты возникновения объекта
обложения сбором и даты прекращения
объекта обложения сбором.
Таким образом, обязанность по уплате
сбора обусловлена использованием
имущества для осуществления торговли.
Возникновение и прекращение объекта
обложения сбором связано с фактом
использования имущества.
Аналогичное мнение изложено в Письме ФНС
России от 18.08.2015 N СА-4-7/14504@.
"Внимание!"
Плательщиком торгового сбора является
хозяйствующий субъект, осуществляющий
торговлю с использованием объектов
движимого или недвижимого имущества,
признаваемых объектом торговли,
независимо от количества таких
объектов.
На это обратил внимание Минфин России в
Письме от 27.07.2015 N 03-11-09/43256, направленном
Письмом ФНС России от 05.08.2015 N ГД-4-3/13686@ для
сведения налогоплательщиков и
использования в работе нижестоящими
налоговыми органами.
"Официальная позиция"
При этом определение объекта
осуществления торговли главой 33 НК РФ
привязано к осуществлению вида
деятельности, в отношении которого
установлен торговый сбор, на этом
объекте.
Поэтому объекты организации
общественного питания, если с
использованием таких объектов
осуществляется исключительно оказание
услуг общественного питания, не могут
быть признаны объектами осуществления
торговли в целях главы 33 НК РФ.
Аналогичные разъяснения приведены в
Письме Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/42962,
направленном Письмом ФНС России от 05.08.2015
N ГД-4-3/13689@ для сведения
налогоплательщиков и использования в
работе нижестоящими налоговым
органами.
В Письме от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ ФНС России со
ссылкой на пункт 1 комментируемой статьи
разъяснила, что если в течение периода
обложения у плательщика торгового сбора
произошло увеличение величины
физической характеристики по объекту
осуществления торговли, то такой
плательщик торгового сбора при
исчислении суммы торгового сбора должен
учитывать указанное изменение с начала
того квартала, в котором произошло
увеличение величины физической
характеристики. При уменьшении величины
физической характеристики по объекту
осуществления торговли в течение
периода обложения такое изменение
учитывается со следующего периода
обложения (квартала).
Комментарий к статье 413. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор
Комментируемая статья содержит
определения видов торговой деятельности
для целей установления в отношении них
обязанности по уплате торгового сбора.
Согласно НК РФ к торговой деятельности
относится, в том числе, торговля через
объекты стационарной торговой сети, не
имеющие торговых залов (за исключением
объектов стационарной торговой сети, не
имеющих торговых залов, являющихся
автозаправочными станциями), торговля
через объекты стационарной торговой
сети, имеющие торговые залы, а также
торговля, осуществляемая путем отпуска
товаров со склада.
Также данная статья устанавливает
определения объекта осуществления
торговли, а также деятельности по
организации розничных рынков.
"Москва"
В Законе города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О
торговом сборе" ставка торгового
сбора в отношении отпуска товаров со
склада не установлена, а значит,
организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие
торговую деятельность путем отпуска
товаров со склада в городе Москве, не
являются плательщиками торгового
сбора.
"Официальная позиция"
Как указано в Письме Минфина России от
17.07.2015 N 03-11-06/41106, в целях главы 33 НК РФ
следует применять понятия и термины
гражданского и других отраслей
законодательства Российской Федерации в
части, не противоречащей главе 33 НК РФ.
В частности, следует использовать
понятия и термины, данные в ГК РФ,
Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об
основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон о торговой
деятельности), Федеральном законе от
30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о
внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации".
В комментируемой статье в целях главы 33
НК РФ не приводятся определения таких
понятий, как розничная и оптовая
торговля, стационарный и нестационарный
торговый объект, площадь торгового
объекта.
В связи с изложенным в целях главы 33 НК РФ
следует использовать следующие понятия,
установленные статьей 2 Закона о
торговой деятельности:
- оптовая торговля - вид торговой
деятельности, связанный с приобретением
и продажей товаров для использования их
в предпринимательской деятельности (в
том числе для перепродажи) или в иных
целях, не связанных с личным, семейным,
домашним и иным подобным
использованием;
- розничная торговля - вид торговой
деятельности, связанный с приобретением
и продажей товаров для использования их
в личных, семейных, домашних и иных целях,
не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности;
- стационарный торговый объект - торговый
объект, представляющий собой здание или
часть здания, строение или часть
строения, прочно связанные фундаментом
такого здания, строения с землей и
подключенные (технологически
присоединенные) к сетям
инженерно-технического обеспечения;
- нестационарный торговый объект -
торговый объект, представляющий собой
временное сооружение или временную
конструкцию, не связанные прочно с
земельным участком, вне зависимости от
наличия или отсутствия подключения
(технологического присоединения) к сетям
инженерно-технического обеспечения, в
том числе передвижное сооружение.
В Письме Минфина России от 15.07.2015 N
03-11-10/40730 разъяснено, что определения
стационарных и нестационарных торговых
объектов установлены Законом о торговой
деятельности, при этом указанный закон
не содержит определений
нестационарной/стационарной торговой
сети. Таким образом, полагаем, что в целях
главы 33 НК РФ понятия
"нестационарный/стационарный
торговый объект" и "объект
нестационарной/стационарной торговой
сети" эквивалентны.
При этом важно отличать торговлю путем
отпуска товаров со склада от торговли
через объекты стационарной торговой
сети.
Складом, как правило, является здание
(строение, сооружение) или его часть,
используемая для хранения
товарно-материальных ценностей.
Для того чтобы признать склад объектом
стационарной торговой сети (торговым
объектом), его площадь должна согласно
статье 2 Закона о торговой деятельности
включать в себя помещение,
предназначенное для выкладки,
демонстрации товаров, обслуживания
покупателей и проведения денежных
расчетов с покупателями при продаже
товаров, прохода покупателей.
Если склад не соответствует указанным
требованиям, он не может быть признан
объектом стационарной торговой сети в
целях главы 33 НК РФ.
В отношении реализации продукции
собственного производства
организациями, не имеющими объектов
осуществления торговли, не может быть
установлен торговый сбор, поскольку
торговый сбор может быть установлен
только при осуществлении торговой
деятельности через объект осуществления
торговли.
При этом если лицо осуществляет торговую
деятельность (включая торговлю товарами
собственного производства, покупными и
другими товарами) через объекты
осуществления торговли (включая
торговые объекты, являющиеся его
филиалами или обособленным
подразделениями), то в отношении такой
деятельности в муниципальном
образовании (городе федерального
значения) может быть установлен торговый
сбор.
Такая позиция также изложена в Письме
Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/43208,
направленном Письмом ФНС России от 05.08.2015
N ГД-4-3/13688@ для сведения
налогоплательщиков и использования в
работе нижестоящими налоговым
органами.
Объекты организации общественного
питания, если с использованием таких
объектов осуществляется исключительно
оказание услуг общественного питания, не
могут быть признаны объектами
осуществления торговли в целях главы 33
НК РФ.
Аналогичные разъяснения приведены в
Письме Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/42962,
направленном Письмом ФНС России от 05.08.2015
N ГД-4-3/13689@ для сведения
налогоплательщиков и использования в
работе нижестоящими налоговым
органами.
В Письме Минфина России от 27.07.2015 N
03-11-09/42966, направленном Письмом ФНС России
от 05.08.2015 N ГД-4-3/13687@, пояснено, что в
соответствии с ГОСТ Р 53108-2008 "Услуги
бытовые. Классификация организаций",
утвержденным приказом
Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 517-ст,
реализация организациями в сфере
бытовых услуг сопутствующих товаров
включена в состав номенклатуры
показателей деятельности указанных
организаций.
В связи с этим организации и
индивидуальные предприниматели,
оказывающие бытовые услуги населению
(ритуальные услуги, услуги ателье,
парикмахерских, металлоремонта, ремонта
обуви и т.п.) и осуществляющие реализацию
сопутствующих товаров, плательщиками
торгового сбора в отношении реализации
указанных товаров не могут быть
признаны.
Данная позиция подтверждена и в Письме
Департамента экономической политики и
развития г.Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15:
если налогоплательщик оказывает бытовые
услуги, но при этом при их оказании
использует расходные материалы,
уплачивать торговый сбор не нужно,
поскольку торговый сбор вводится в
отношении торговли. Согласно
определению, данному в НК РФ, торговля -
вид предпринимательской деятельности,
связанный с розничной, мелкооптовой и
оптовой куплей-продажей товаров,
осуществляемый через объекты
стационарной торговой сети,
нестационарной торговой сети, а также
через товарные склады. Оказание бытовых
услуг (как и услуг общественного питания)
не облагается торговым сбором.
Также в данном Письме отмечено, что
торговый сбор не должен уплачиваться в
случае продажи билетов в кассах.
Торговый сбор вводится в отношении
торговли. В целях торгового сбора
торговля - вид предпринимательской
деятельности, связанный с розничной,
мелкооптовой и оптовой куплей-продажей
товаров. Продажа билетов является
услугой и не влечет необходимости
уплачивать торговый сбор.
"Актуальная проблема"
На практике является спорным вопрос
признания плательщиками торгового сбора
организаций, осуществляющих оптовую
торговлю алкогольной продукцией.
В Письме от 01.04.2015 N 03-11-06/18129 Минфин России,
проанализировав понятия торговой
деятельности, оптовой и розничной
торговли, приведенные в Законе о
торговой деятельности, заключил, что
организации, осуществляющие оптовую
торговлю алкогольной продукцией, могут
быть признаны плательщиками торгового
сбора в порядке, установленном главой 33
НК РФ и законами городов федерального
значения Москвы, Санкт-Петербурга и
Севастополя.
"Актуальная проблема"
Другим спорным на практике вопросом
является вопрос обложения торговым
сбором использования организациями
офисов для заключения договоров
купли-продажи.
Согласно статье 2 Закона о торговой
деятельности площадь торгового объекта -
помещение, предназначенное для выкладки,
демонстрации товаров, обслуживания
покупателей и проведения денежных
расчетов с покупателями при продаже
товаров, прохода покупателей.
Таким образом, если офис не
соответствует указанным требованиям к
торговому объекту, а также не может быть
признан зданием, сооружением, помещением
или торговой точкой, с использованием
которых плательщиком осуществляется вид
деятельности, в отношении которой
установлен торговый сбор, то
осуществление в нем торговой
деятельности не является объектом
обложения торговым сбором.
Разъяснения об этом приведены в Письме
Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730.
"Актуальная проблема"
Также вопросы возникают относительно
возможности обложения торговым сбором
Интернет-торговли и доставки товаров,
выбранных и заказанных с использованием
Интернета или по телефону, курьером,
служебным транспортом или почтой,
поскольку НК РФ и Законом о торговой
деятельности не установлено определение
Интернет-торговли. При этом доставка
товаров может осуществляться как из
объекта торговой сети, так и со склада.
Если при осуществлении торговли с
использованием доставки товаров
невозможно определить площадь торгового
объекта, из которого осуществляется
доставка товаров, - помещения,
предназначенного для выкладки,
демонстрации товаров, обслуживания
покупателей и проведения денежных
расчетов с покупателями при продаже
товаров, прохода покупателей, то такой
вид деятельности не является торговой
деятельностью в виде торговли через
объекты торговой сети.
Таким образом, торговля с использованием
доставки товаров, заказанных с
использованием Интернета или по
телефону, в целях главы 33 НК РФ
признается торговлей, осуществляемой
путем отпуска товаров со склада.
Такая позиция пояснена в Письме Минфина
России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730.
"Москва"
В Письме Департамента экономической
политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N
ДПР-20-2/1-161/15 пояснено, что уплачивать
торговый сбор в случае, если торговля
осуществляется через интернет-магазин, а
доставка товара осуществляется со
склада в Москве с помощью курьера или
почтой, не нужно.
Торговый сбор применяется в отношении
объектов движимого или недвижимого
имущества, которые используются для
торговли. В описанном случае таким
объектом является склад (а сама доставка
товара с помощью курьера или почты
является услугой). Торговый сбор не
применяется в отношении торговли путем
отпуска со склада (в городе Москве).
Если налогоплательщик торгует на
розничном рынке, он не должен уплачивать
торговый сбор. Организация розничных
рынков и торговля на этом рынке - два
разных вида предпринимательской
деятельности. Торговый сбор в отношении
деятельности по организации розничных
рынков платят только управляющие
компании розничных рынков. Что касается
тех, кто непосредственно торгует на
розничных рынках, то Законом города
Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом
сборе" для них установлена льгота:
торговля через стационарные или
нестационарные торговые объекты на
розничных рынках не облагается торговым
сбором.
"Внимание!"
Реализация ломбардом предметов залога
не признается торговой деятельностью в
целях главы 33 НК РФ.
Объясняется это тем, что в соответствии с
пунктами 1 и 4 статьи 2 Федерального
закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах"
ломбардом является юридическое лицо -
специализированная коммерческая
организация, основными видами
деятельности которой являются
предоставление краткосрочных займов
гражданам и хранение вещей. При этом
ломбарду запрещается заниматься
какой-либо иной предпринимательской
деятельностью, кроме предоставления
краткосрочных займов гражданам,
хранения вещей, а также оказания
консультационных и информационных
услуг.
Таким образом, ломбарду запрещается в
том числе осуществлять торговую
деятельность. В соответствии со статьей
13 указанного Закона целью реализации
невостребованной вещи является
удовлетворение требований ломбарда к
заемщику или поклажедателю в размере,
определяемом в соответствии с условиями
договора займа или договора хранения на
день продажи невостребованной вещи.
"Москва"
В соответствии со статьей 4 Закона
г.Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом
сборе" полномочия по сбору, обработке
и передаче налоговым органам сведений об
объектах обложения торговым сбором, а
также по контролю за полнотой и
достоверностью информации об объектах
обложения торговым сбором
осуществляются органом исполнительной
власти города Москвы, выполняющим
функции по разработке и реализации
экономической и налоговой политики.
Согласно Положению о Департаменте
экономической политики и развития
города Москвы, утвержденному
постановлением Правительства Москвы от
17 мая 2011 года N 210-ПП, на указанный
Департамент возложены функции по
разработке и реализации экономической и
налоговой политики, в том числе по
подготовке проектов законов города
Москвы, в соответствии с которыми на
территории города Москвы вводятся в
действие, изменяются и прекращают
действовать региональные и местные
налоги, специальные налоговые режимы,
определяются налоговые ставки, порядок и
сроки уплаты налогов, а также
устанавливаются налоговые льготы,
основания и порядок их применения.
В связи с этим по вопросу определения
объекта налогообложения торговым сбором
и иным вопросам, связанным с исчислением
торгового сбора, следует обращаться в
Департамент экономической политики и
развития города Москвы.
На это указано в Письмах Минфина России
от 25.08.2015 N 03-11-06/48973, от 21.08.2015 N 03-11-06/48528, от
21.08.2015 N 03-11-06/48525, от 27.07.2015 N 03-11-06/42993, от
24.07.2015 N 03-11-06/42898, от 24.07.2015 N 03-11-06/42872, от
24.07.2015 N 03-11-11/42882, от 24.07.2015 N 03-11-11/42902, от
15.06.2015 N 03-11-06/3/34389, от 15.06.2015 N 03-11-06/3/34382.
Комментарий к статье 414. Период обложения
Комментируемая статья определяет
квартал как период обложения торговым
сбором.
При этом важно учитывать, что согласно
пункту 1 статьи 412 НК РФ торговый сбор
уплачивается, если торговая
деятельность велась на конкретном
объекте хотя бы один раз в течение
квартала.
Комментарий к статье 415. Ставки сбора
Комментируемая статья посвящена такому
элементу обложения торговым сбором, как
ставка.
На объект организации торговли, имеющий
площадь торгового зала, ставка сбора
установлена в расчете на 1 кв.м торгового
зала. На объект организации торговли, не
имеющий торгового зала, ставка сбора
установлена в расчете на объект
осуществления торговли.
Аналогичная позиция закреплена в Письме
Минфина России от 28.04.2015 N 03-11-06/24456.
Исходя из содержания пункта 3
комментируемой статьи под площадью
объекта торговли понимается площадь
торгового зала, которая определяется в
соответствии с подпунктом 5 пункта 3
статьи 346.43 НК РФ.
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ
установлено, что площадь торгового зала -
это часть магазина, павильона, занятая
оборудованием, предназначенным для
выкладки, демонстрации товаров,
проведения денежных расчетов и
обслуживания покупателей, площадь
контрольно-кассовых узлов и кассовых
кабин, площадь рабочих мест
обслуживающего персонала, а также
площадь проходов для покупателей.
Исходя из этого площадь проходов для
покупателей, которые ведут к торговому
залу, а не находятся внутри него
(лестницы, тамбуры, коридоры и т.п.), в
площадь торгового зала не включается.
Площадь подсобных,
административно-бытовых помещений, а
также помещений для приема, хранения
товаров и подготовки их к продаже, в
которых не производится обслуживание
покупателей, не относится к площади
торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на
основании инвентаризационных и
правоустанавливающих документов.
К инвентаризационным и
правоустанавливающим документам
относятся любые имеющиеся у
индивидуального предпринимателя
документы на объект стационарной
торговой сети, содержащие информацию о
назначении, конструктивных особенностях
и планировке помещений такого объекта, а
также информацию, подтверждающую право
пользования данным объектом (договор
купли-продажи нежилого помещения,
технический паспорт на нежилое
помещение, планы, схемы, экспликации,
договор аренды (субаренды) нежилого
помещения или его части (частей) и другие
документы).
Таким образом, площадь подсобных,
административно-бытовых помещений, а
также помещений для приема, хранения
товаров и подготовки их к продаже, в
которых не производится обслуживание
покупателей, не относящихся к площади
торгового зала, может быть отражена в том
числе в договорах аренды объектов
стационарной торговой сети.
Если в течение одного квартала
изменилась площадь торгового зала
объекта, торговый сбор должен быть
уплачен исходя из большей площади на
основании инвентаризационных и
правоустанавливающих документов.
Такими документами могут быть договор
купли-продажи, технический паспорт на
нежилое помещение, планы, схемы,
экспликации, договор аренды (субаренды)
нежилого помещения или его части (частей)
на основе возмездного и безвозмездного
пользования и другие документы.
Такие разъяснения приведены в Письме
Минфина России от 29.04.2015 N 03-11-06/24876 и
Письме Департамента экономической
политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N
ДПР-20-2/1-161/15.
"Внимание!"
В соответствии со статьей 3 Федерального
закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О
розничных рынках и о внесении изменений
в Трудовой кодекс Российской
Федерации" розничный рынок -
имущественный комплекс, предназначенный
для осуществления деятельности по
продаже товаров (выполнению работ,
оказанию услуг) на основе свободно
определяемых непосредственно при
заключении договоров розничной
купли-продажи и договоров бытового
подряда цен и имеющий в своем составе
торговые места.
Таким образом, в целях исчисления
торгового сбора учитывается общая
площадь розничного рынка, определяемая
на основании инвентаризационных и
правоустанавливающих документов, то
есть все площади, указанные в этих
документах.
Такая позиция пояснена в Письме Минфина
России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730.
"Москва"
В городе Москве ставки по торговому
сбору установлены статьей 2 Закона
города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом
сборе".
В Письме Департамента экономической
политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N
ДПР-20-2/1-161/15 разъяснены причины,
обуславливающие размер ставок торгового
сбора в городе Москве и учитывающие
особенности ведения бизнеса в городе.
Ставка торгового сбора дифференцируется
по видам деятельности, территории (в
центре - дороже, за МКАД - дешевле), в
зависимости от особенностей
осуществления видов деятельности и
особенностей объекта осуществления
торговли.
В качестве основы для определения ставки
торгового сбора установлена расчетная
стоимость патента в сфере торговли (для
объектов с площадью торгового зала до 50
кв.м). Для стационарных объектов с
площадью торгового зала свыше 50 кв.м
установлена ставка 50 рублей за кв.м
площади торгового зала в квартал за
каждый метр, превышающий порог в 50 кв.м
(для рынков - площадь).
Комментарий к статье 416. Учет плательщиков сбора
Комментируемая статья регламентирует
порядок постановки на учет и снятия с
учета организаций и индивидуальных
предпринимателей - плательщиков сбора в
налоговом органе.
Согласно Письму ФНС России от 26.06.2015 N
ГД-4-3/11229@ постановка на учет, снятие с
учета организации или индивидуального
предпринимателя в качестве плательщика
торгового сбора в налоговом органе
осуществляются:
а) по
месту нахождения объекта недвижимого
имущества - в случае, если
предпринимательская деятельность, в
отношении которой установлен торговый
сбор, осуществляется с использованием
объекта недвижимого имущества. В
частности, в отношении следующих видов
торговли:
торговля через объекты стационарной
торговой сети, не имеющих торговых залов
(за исключением объектов стационарной
торговой сети, не имеющих торговых залов,
являющихся автозаправочными
станциями);
торговля через объекты стационарной
торговой сети, имеющих торговые залы;
торговля, осуществляемая путем отпуска
товаров со склада;
деятельность по организации розничных
рынков;
б) по
месту нахождения организации (месту
жительства индивидуального
предпринимателя) - в иных случаях (в
отношении торговли, осуществляемой
через объекты нестационарной торговой
сети).
Если несколько объектов торговли, в
отношении которых установлен торговый
сбор, находятся в одном муниципальном
образовании (городе федерального
значения Москве, Санкт-Петербурге или
Севастополе) на территориях,
подведомственных разным налоговым
органам, постановка на учет плательщика
торгового сбора осуществляется
налоговым органом по месту нахождения
того объекта, сведения о котором
поступили от плательщика торгового
сбора (уполномоченного органа) ранее, чем
о других объектах, либо объекта,
указанного первым в уведомлении о
постановке на учет (информации,
представленной уполномоченным
органом).
Датой постановки на учет в качестве
плательщика торгового сбора признается
дата возникновения объекта обложения
торговым сбором, указанная в уведомлении
либо в информации, представленной
уполномоченным органом.
Предоставление плательщиком сбора в
налоговый орган уведомления о
постановке на учет в качестве
плательщика торгового сбора в связи с
возникновением нового объекта обложения
сбором либо получением информации о
возникновении нового объекта обложения
сбором, представленной в налоговый орган
в соответствии с пунктом 4 статьи 418 НК РФ,
после постановки на учет в качестве
плательщика сбора, не влечет повторную
постановку на учет в качестве
плательщика сбора.
Датой снятия с учета организации или
индивидуального предпринимателя в
качестве плательщика торгового сбора
является дата прекращения осуществления
плательщиком торгового сбора вида
деятельности, указанной в уведомлении,
или дата постановки на учет в случае,
если снятие с учета осуществляется на
основании информации об отмене акта о
выявлении нового объекта обложения
торговым сбором, на основании которого
осуществлена указанная постановка на
учет.
"Внимание!"
Формы и форматы уведомлений о постановке
на учет (внесении изменений показателей
объекта осуществления торговли,
прекращении объекта обложения сбором)
организации или индивидуального
предпринимателя в качестве плательщика
торгового сбора в налоговом органе по
объекту осуществления вида
предпринимательской деятельности, а
также о снятии с учета организации или
индивидуального предпринимателя в
качестве плательщика торгового сбора в
налоговом органе по объекту
осуществления вида предпринимательской
деятельности, в отношении которого
установлен торговый сбор, приведены в
Приказе ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@. В
данном Приказе подробно разъяснен
порядок заполнения указанных
документов.
Форма свидетельства о постановке на учет
в качестве плательщика торгового сбора в
налоговом органе утверждена Приказом
ФНС России от 13.07.2015 N ММВ-7-14/276@.
Заполнить уведомление плательщики
торгового сбора могут с помощью
программного средства
"Налогоплательщик ЮЛ" (версия 4.41.4 и
выше) (размещено на сайте http://www.nalog.ru в
разделе программные средства).
Программное средство позволяет
организациям и индивидуальным
предпринимателям сформировать
уведомление как на бумажном носителе,
так и в электронном виде.
Кроме того, данное программное средство
осуществляет проверку правильности
заполнения всех необходимых реквизитов
в уведомлении, что исключает совершение
плательщиками торгового сбора типичных
ошибок.
Уведомление может быть представлено
плательщиком торгового сбора в
налоговый орган лично или через
представителя, направлено по почте
заказным письмом или передано в
электронной форме по
телекоммуникационным каналам связи.
В случае представления в налоговый орган
уведомления уполномоченным
представителем налогоплательщика
необходимо учитывать следующее.
Положениями подпунктов 1, 3 статьи 26 НК РФ
предусмотрено, что налогоплательщик
может участвовать в отношениях,
регулируемых законодательством о
налогах и сборах, через законного или
уполномоченного представителя.
Полномочия представителя должны быть
документально подтверждены в
соответствии с НК РФ и иными
федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 29 НК РФ
уполномоченным представителем
налогоплательщика признается
физическое или юридическое лицо,
уполномоченное налогоплательщиком
представлять его интересы в отношениях с
налоговыми органами (таможенными
органами), иными участниками отношений,
регулируемых законодательством о
налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 НК РФ
уполномоченный представитель
налогоплательщика-организации
осуществляет свои полномочия на
основании доверенности, выдаваемой в
порядке, установленном гражданским
законодательством Российской Федерации,
если иное не предусмотрено НК РФ.
Пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ предусмотрено,
что доверенность от имени юридического
лица выдается за подписью его
руководителя или иного лица,
уполномоченного на это в соответствии с
законом и учредительными документами.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3
статьи 29 НК РФ уполномоченный
представитель налогоплательщика -
физического лица осуществляет свои
полномочия на основании нотариально
удостоверенной доверенности или
доверенности, приравненной к
нотариально удостоверенной в
соответствии с гражданским
законодательством Российской
Федерации.
ВАС РФ в пункте 4 Постановления Пленума
от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах,
возникающих при применении арбитражными
судами части первой Налогового кодекса
Российской Федерации" указал, что
положения абзаца второго пункта 3 статьи
29 НК РФ распространяются также и на
физических лиц, являющихся
индивидуальными предпринимателями.
"Официальная позиция"
В Письме Департамента экономической
политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N
ДПР-20-2/1-161/15 разъяснены вопросы о подаче
уведомлений.
При осуществлении торговли через
стационарный торговый объект
организация или индивидуальный
предприниматель встают на учет в
качестве плательщика торгового сбора по
месту нахождения такого объекта.
Соответственно уведомление подается в
инспекцию по месту нахождения объекта
торговли.
При осуществлении нестационарной
торговли организация или индивидуальный
предприниматель встают на учет в
качестве плательщика торгового сбора по
месту нахождения организации (месту
жительства индивидуального
предпринимателя).
Если торговая деятельность на объекте
больше не ведется, плательщики должны
направить уведомление о прекращении
ведения торговой деятельности на
объекте ведения торговли в налоговые
органы.
Если торговая деятельность на объекте
больше не ведется, но уведомление о
прекращении ведения торговой
деятельности не подано, организация
(индивидуальный предприниматель)
продолжает считаться плательщиком
торгового сбора. Неуплата торгового
сбора такими организациями
(индивидуальными предпринимателями)
будет считаться нарушением
законодательства о налогах и сборах.
Если магазин (торговая точка) поменял
местонахождение и ведет торговую
деятельность по другому адресу,
необходимо направить в налоговые органы
уведомление о прекращении ведения
деятельности на старом объекте, а также
подать уведомление плательщика сбора в
отношении нового объекта.
Если площадь магазина изменилась (была
арендована дополнительная площадь для
торгового зала), плательщик торгового
сбора должен в течение 5 рабочих дней со
дня изменения такой характеристики
подать уведомление плательщика
торгового сбора в налоговые органы,
поскольку сумма торгового сбора зависит
от площади торгового зала.
"Внимание!"
Все плательщики торгового сбора обязаны
подать уведомление в установленные
сроки, включая тех плательщиков, в
отношении которых установлены льготы
(т.е. даже те плательщики, которые в
соответствии с законом освобождены от
уплаты торгового сбора, т.к. подпадают
под льготу). При этом для получения
льготы вместе с уведомлением необходимо
представить документы, подтверждающие
право на получение такой льготы.
"Официальная позиция"
Глава 33 НК РФ не содержит специальных
положений, предусматривающих отдельный
порядок представления организацией или
индивидуальным предпринимателем в
налоговый орган сведений об ошибочном
представлении уведомлений о постановке
на учет в качестве плательщика торгового
сбора, в случае, когда они не признаются
плательщиками торгового сбора.
В этой связи в случае ошибочного
представления указанного выше
уведомления, на основании которого
осуществлена постановка на учет в
налоговом органе в качестве плательщика
торгового сбора, налогоплательщики
вправе представить в соответствующий
налоговый орган заполненное в
произвольной форме заявление с
указанием наименования организации
(фамилии, имени, отчества (при наличии)
индивидуального предпринимателя),
идентификационного номера
налогоплательщика (ИНН), причин
представления такого заявления и копии
соответствующего ошибочно поданного
уведомления.
В этом случае налоговым органом
осуществляется снятие с учета
организации или индивидуального
предпринимателя, поставленных на учет в
налоговом органе в качестве
плательщиков торгового сбора, в связи с
ошибочной постановкой на учет. Код
причины снятия с учета в налоговом
органе соответственно "25" и "07".
Дата снятия с учета в налоговом органе
равна дате постановки на учет в качестве
плательщиков торгового сбора. Суммы
торгового сбора подлежат сторнированию
в информационном ресурсе налогового
органа, а также в случае необходимости в
карточках РСБ.
Такая позиция изложена в Письме ФНС
России от 20.08.2015 N ГД-4-3/14721@.
"Актуальная проблема"
На практике актуальным является вопрос
привлечения к ответственности в случае
непредставления плательщиком сбора в
налоговый орган уведомления в
установленный срок (не позднее пяти дней
с даты возникновения объекта обложения
сбором).
Пунктом 1 статьи 116 НК РФ предусмотрена
ответственность за нарушение
налогоплательщиком установленного НК РФ
срока подачи заявления о постановке на
учет в налоговом органе по основаниям,
предусмотренным НК РФ, в связи с чем
применение ответственности за
непредставление уведомления о
постановке на учет неправомерно.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 126 НК РФ
установлена ответственность за
непредставление в установленный срок
налогоплательщиком (плательщиком сбора,
налоговым агентом) в налоговые органы
документов и (или) иных сведений,
предусмотренных НК РФ и иными актами
законодательства о налогах и сборах,
если такое деяние не содержит признаков
налоговых правонарушений,
предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК
РФ, а также пунктом 1.1 статьи 126 НК РФ.
В этой связи, если плательщиком
торгового сбора представлено
несвоевременно соответствующее
уведомление, такой плательщик торгового
сбора подлежит привлечению к
ответственности, предусмотренной
пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена
ответственность за ведение деятельности
организацией или индивидуальным
предпринимателем без постановки на учет
в налоговом органе по основаниям,
предусмотренным Кодексом в виде
взыскания штрафа в размере 10 процентов
от доходов, полученных в течение
указанного времени в результате такой
деятельности, но не менее 40 тысяч
рублей.
Таким образом, при наличии
доказательств, подтверждающих факт
ведения деятельности без постановки на
учет в качестве плательщика сбора,
получения доходов в указанный период
плательщиком сбора, налогоплательщик
подлежит привлечению к ответственности,
предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК
РФ.
В частности, таким доказательством может
являться информация (акт о выявлении
нового объекта обложения сбором),
представленная уполномоченным органом о
выявлении нового объекта обложения
сбором, если таким плательщиком сбора не
было ранее представлено уведомление о
постановке на учет в качестве
плательщика торгового сбора.
Такие разъяснения содержатся в Письме
ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@.
Кроме того, следует учитывать, что
пунктом 1 статьи 15.6 КоАП РФ предусмотрена
ответственность за непредставление в
установленный законодательством о
налогах и сборах срок либо отказ от
представления в налоговые органы,
таможенные органы оформленных в
установленном порядке документов и (или)
иных сведений, необходимых для
осуществления налогового контроля, а
равно представление таких сведений в
неполном объеме или в искаженном виде.
Следовательно, если плательщиком
торгового сбора несвоевременно
представлено соответствующее
уведомление, то плательщик торгового
сбора подлежит привлечению к
ответственности по статье 15.6 КоАП РФ.
Ответственность по пункту 2 статьи 15.3
КоАП РФ к плательщикам торгового сбора
применена быть не может, поскольку
состав налогового правонарушения
включает подачу заявления о постановке
на учет в налоговом органе.
Такие разъяснения приведены в Письме ФНС
России от 18.08.2015 N СА-4-7/14604.
Комментарий к статье 417. Порядок исчисления и уплаты сбора
Комментируемая статья устанавливает,
что плательщик сбора должен
самостоятельно исчислить торговый сбор
путем умножения ставки сбора в отношении
соответствующего вида
предпринимательской деятельности на
фактическое значение физической
характеристики соответствующего
объекта осуществления торговли и
уплатить его в срок не позднее 25-го числа
месяца, следующего за истекшим
кварталом.
Кроме того, данная статья предоставляет
налоговому органу право направить
плательщику сбора требование об уплате
сбора в случае поступления информации о
выявленных объектах обложения сбором, в
отношении которых в налоговый орган не
представлено уведомление или в
отношении которых в уведомлении указаны
недостоверные сведения.
"Внимание!"
В первый раз торговый сбор нужно
уплатить до 26 октября 2015 года за 3 квартал
2015 года (25 октября 2015 года выпадает на
воскресенье, соответственно срок уплаты
переносится на понедельник, 26 октября 2015
года).
При этом уплата торгового сбора авансом
не предусмотрена.
Аналогичная позиция изложена в Письме
Департамента экономической политики и
развития г.Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15.
Следует отметить, что представление
налоговой декларации (налогового
расчета) по торговому сбору не
предусмотрено.
Комментарий к статье 418. Полномочия органов местного самоуправления (органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
Комментируемая статья регламентирует
полномочия органов законодательной
(представительной) власти по сбору,
обработке и передаче налоговым органам
сведений об объектах обложения сбором,
осуществлению контроля за полнотой и
достоверностью информации об объектах
обложения сбором на соответствующей
территории, а также выявлению объектов
обложения сбором, в отношении которых в
налоговый орган не представлено
уведомление или в отношении которых в
уведомлении указаны недостоверные
сведения, и информированию об этом
плательщика сбора и налогового органа.
Акты о выявлении нового объекта
обложения сбором или о выявлении
недостоверных сведений в отношении
объекта обложения сбором могут быть
обжалованы плательщиком сбора в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации.
Рассмотрения дел об оспаривании в
арбитражных судах ненормативных
правовых актов, решений и действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления, иных
органов, организаций, наделенных
федеральным законом отдельными
государственными или иными публичными
полномочиями, должностных лиц
урегулирован главой 24 АПК РФ.
"Москва"
В городе Москве органом, который
осуществляет полномочия по сбору,
обработке и передаче налоговым органам
сведений об объектах обложения торговым
сбором, а также по контролю за полнотой и
достоверностью информации об объектах
обложения торговым сбором, является
Департамент экономической политики и
развития города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от
30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора,
обработки и передачи налоговым органам
сведений об объектах обложения торговым
сбором в городе Москве.
В Письме Департамента финансов г.Москвы
от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15 разъяснено, что
информация о льготных категориях
плательщиков сбора, не подавших в
налоговый орган уведомление, будет
собираться и направляться в налоговый
орган Департаментом экономической
политики и развития города Москвы в
результате мероприятий по выявлению
объектов обложения сбором или выявлению
недостоверных сведений об объектах
обложения сбором.
Ссылается на
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О ломбардах (с изменениями на 4 августа 2023 года) (редакция, действующая с 1 июля 2024 года)