Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.

Дата составления (актуализации): 14.12.2022


Сравнительный анализ действовавшего и нового законов о госрегистрации прав на недвижимость


С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - новый Закон N 218-ФЗ), в настоящей статье рассматриваются наиболее важные, основные изменения, которые внесены названым Законом в порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Сам порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество рассматривается в статье схематично с акцентом на наиболее важных изменениях, внесенных вышеуказанным Законом.

Государственная регистрация прав на недвижимость: Понятие и назначение

С государственной регистрацией прав на недвижимость (далее - ГРПН) сталкивался хотя бы раз в жизни каждый гражданин, не говоря уже о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Дело в том, что в соответствии с п.1 ст.8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Ранее порядок госрегистрации был установлен Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Именно на смену ему пришел новый Закон N 218-ФЗ.

Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество дано в п.3 ст.1 Закона N 218-ФЗ, где раскрываются как юридический акт признание и подтверждение возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничение такого права и обременение недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Данное понятие не претерпело особых изменений и аналогично тому, что содержится в ст.2 Закона N 122-ФЗ.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133_1 и 164 ГК РФ.

То есть, по сути, при государственной регистрации осуществляется фиксация сложившейся ситуации с недвижимостью и внесение сведений о ней и ее владельце в специальную базу данных - государственный реестр. При этом согласно п.1 ст.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Регистрацию проводит специальный уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, в настоящее время это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Именно она осуществляет ведение государственного реестра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

При государственной регистрации фиксируется факт наличия недвижимости и приводятся ее характеристики (например, вид и тип недвижимости - дом, земельный участок и тп; площадь, адрес расположения), а также сведения о том, кому принадлежит данная недвижимость (ФИО гражданина или наименование юридического лица, иные данные); а также есть ли обременения (ограничения в использовании, владении и распоряжении имуществом), например, в результате залога или аренды (см. схему 1).

Схема 1. Состав сведений, подлежащих государственной регистрации.


Такая фиксация сведений в едином банке данных - государственном реестре - позволяет упорядочить хозяйственные отношения в обществе, гарантировать защиту прав лица на имущество.

Новый Закон N 218-ФЗ внес серьезные изменения в плане ведения государственного реестра прав на недвижимость. Ведение реестра посвящается глава 2 Закона. Согласно ст.7 Закона N 218-ФЗ на территории России введен Единый государственный реестр недвижимости, который ведется на русском языке и в электронном виде. ЕГРН состоит из нескольких информационных блоков (банков), содержащих сведения о объектах недвижимости, границах, картах, а также книги учета документов (см. схему 2).

Схема 2. Состав Единого государственного реестра недвижимости с 01.01.2017.


Таким образом, происходит свод различных данных в едином реестре, а само ведение ЕГРН в электронном виде упрощает и ускоряет процедуру государственной регистрации, так как отпадает необходимость обращаться и за госрегистрацией и за кадастровым учетом; ускоряется доступ к реестру.

Кадастр недвижимости включает в себя основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, а именно сведения о характеристиках объекта, позволяющие идентифицировать его как индивидуально определенную вещь (например, вид и тип недвижимости, площадь, характеристики); а также сведения, вносимые на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления; сведения, содержащиеся в иных государственных или муниципальных информационных ресурсах.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой перехода, прекращения, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

В реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах (границы и расположение, тип, вид зоны, реквизиты соответствующих актов государственных органов или органов местного самоуправления, на основании которых образованы зоны, и др.).

Реестровые дела представляют собой совокупность документов, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения, установленные Законом N 218-ФЗ. Реестровые дела ведутся в электронной форме.

Кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в ЕГРН. Карты делятся на:

- публичные кадастровые карты, которые подлежат размещению на официальном сайте органа регистрации и находятся в свободном доступе для просмотра без подачи запроса и без взимания платы;

- дежурные кадастровые карты, которые предназначены исключительно для использования органом регистрации при ведении ЕГРН.

Государственный реестр прав на недвижимость был беднее по сведениям, чем новый единый реестр. Согласно ст.12 Закона N 122-ФЗ Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела правоустанавливающих документов, открываемые на каждый объект недвижимости, и книги учета документов, содержащие данные о принятых на регистрацию документах.

Реестр ведется на бумажных и (или) электронных носителях. Такое дублирование информации может порождать ошибки, искажения данных в реестре, поэтому согласно п.8 ст.12 Закона N 122-ФЗ при несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях. На практике из-за загруженности регистраторов нередко встречаются ошибки и пропуски сведений в электронном реестре. Так, например, в результате технической ошибки возникло противоречие между сведениями об ипотеке права аренды земельного участка, содержащимися в электронном виде, и сведениями на бумажном носителе, и были признано обоснованным исправление сведений на основе данных бумажного носителя (см. постановление ФАС Поволжского округа от 30.08.2012 по делу N А12-21138/2011).

В данном случае сбой при внесении регистрационной записи привел к необоснованному спору и процессуальным издержкам, ведение реестра в одном виде - электронном - призвано устранить противоречие сведений, содержащихся в государственном реестре, и минимизировать возникающие споры между участниками гражданских правоотношений.

Таким образом, введение Единого государственного реестра недвижимости в озвученном выше составе и в электронной форме в целом должно оказать положительное влияние, т.к. позволит получить больше сведений об объекте недвижимости в едином информационном банке, и минимизирует случаи ошибочного дублирования и противоречия информации.

Как происходит государственная регистрация

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133_1 и 164 ГК РФ (см. схему 3). Введение единого реестра недвижимости не привело к изменениям. Так, согласно п.1 ст.4 Закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности, иные вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Схема 3. Основные причины государственной регистрации прав на недвижимость


Таким образом, основными случаями, когда требуется государственная регистрация, является:

- приобретение права собственности или иного вещного права в отношении недвижимого имущества в силу закона, сделки, судебного акта, акта органов государственной власти, органов местного самоуправления (например, приобретение права собственности на вновь построенный дом или приобретение недвижимости по договору купли-продажи; внесение имущества в уставный капитал, признание права собственности через суд и т.п..);

- изменение сведений о недвижимом имуществе или лице, обладающем правами на него (например, признание лица недееспособным, изменение ФИО и т.п.);

- обременение имущества, например, в результате заключения договора ипотеки или аренды земельного участка.

Ниже в таблице приведены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии со ст.14 Закона N 218-ФЗ

Основания-документы

Основания-изменения объектов

1. Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, устанавливающем наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

2. Договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

3. Акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.

4. Свидетельства о праве на наследство.

5. Вступившие в законную силу судебные акты..

5_1. Решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами.

6. Акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

7. Межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 Закона N 218-ФЗ), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ).

7_1. Утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

7_2. Утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

7_3. Технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).

7_4. Акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места).

8. Иные документы, предусмотренные законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости

1. Создание объекта недвижимости, являющегося зданием или сооружением (за исключением многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, создание которых осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", многоквартирного дома, созданного жилищно-строительным кооперативом, а также объекта недвижимости, созданного с привлечением средств нескольких лиц, в отношении которого на момент обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию между застройщиком и иным лицом (иными лицами) не достигнуто соглашение о возникновении прав на созданные здание, сооружение или на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места), на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона N 218-ФЗ, - в отношении таких здания, сооружения или расположенных в таких здании, сооружении помещений, машино-мест;

1_1) создание объекта недвижимости, для строительства, реконструкции которого не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;

1_2) создание объекта незавершенного строительства;

2. Образование объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8-10, 12 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.

3. Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

4. Образование или прекращение существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.


При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению лиц, к которым отнесены:

Собственник земельного участка, либо лицо, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом РФ предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута.

При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанных в части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом.

Орган государственной власти, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", выдавших разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, создание которых осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", многоквартирного дома, созданного жилищно-строительным кооперативом, а также объекта недвижимости, созданного с привлечением средств нескольких лиц, в отношении которого на момент обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию между застройщиком и иным лицом (иными лицами) не достигнуто соглашение о возникновении прав на созданные здание, сооружение или на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места).

При государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на здание, сооружение, введенные в эксплуатацию на основании разрешения, выданного соответствующими органом или организацией, либо при государственном кадастровом учете таких здания, сооружения и государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места.

Лицо, которому выдано разрешение на создание искусственного земельного участка либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданный искусственный земельный участок.

Собственник исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости.

При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.

Собственник здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса.

При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Собственник земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

При государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав на такие объекты недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или его правоспособность прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица).

Орган государственной власти или орган местного самоуправления.

При государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, помещений или машино-мест в них, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав на такие объекты недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости и земельного участка, на котором они были расположены, ликвидирован (в отношении юридического лица) или правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка, на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица).

Принявший наследство наследник физического лица, которому согласно записям в Едином государственном реестре недвижимости до дня открытия наследства принадлежали прекратившие свое существование здание, сооружение, помещение или машино-место в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

При государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав на такие объекты.

Лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование.

При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела таких земельных участков или в результате объединения с другими земельными участками.

Нотариус или его работник, уполномоченный в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I.

При государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки, в результате которой образованы новый объект недвижимости либо несколько новых объектов недвижимости.

Собственника объект недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости.

При государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения.

Кадастровый инженер.

В установленных законом случаях.

Иные лица, если их право на обращение установлено законом.

В установленных законом случаях.


Внесение сведений в ЕГРН осуществляется на основании обращения вышеуказанных лиц в регистрирующий орган или МФЦ с соответствующим заявлением или путем направления соответствующего обращения, уведомления, акта.

Схема 4. Внесение сведений в ЕГРН


Новым Законом N 218-ФЗ предусмотрены три способа-порядка внесения сведений в ЕГРН (ст.13 Закона):

1. В результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

2. В порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости.

3. В уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Стоит отметить, что Закон N 218-ФЗ детально регламентирует порядок межведомственного взаимодействия и применения уведомительного порядка внесения сведений в ЕГРН, что выгодно отличает его от Закона N 122-ФЗ, уделяющего недостаточное внимание данному вопросу. В гл.4 Закона N 218-ФЗ устанавливаются правила направления документов в Росреестр в порядке информационного межведомственного взаимодействия, сроки и случаи направления документов, сведений в Россреестр соответствующими органами; сроки и порядок внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Порядок и случаи применения уведомительного порядка внесения сведений в ЕГРН регламентируются в гл.5 Закона N 218-ФЗ.

Так, например, согласно ч.13 ст.32 Закона N 218-ФЗ суд или иной уполномоченный орган, наложивший арест на недвижимое имущество или установивший запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравший залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, направляет в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.

Расширение возможности уведомительного способа внесения сведений в ЕГРН и пределов межведомственного взаимодействия привнесло больше "автоматизма" в госрегистрацию, ряд изменений в судьбе недвижимости теперь регистрируется на основании сведений, поступающих в порядке межведомственного взаимодействия (например, об открытии наследственного дела, выдаче свидетельства о праве на наследство - от нотариуса, органов государственной власти, органов местного самоуправления - об изменении границ населенных пунктов, переводе земельного участка в другую категорию земель). Росреестр при этом испрашивает недостающие дополнительные документы самостоятельно. При этом такая обязанность органов регистрации закреплена в ч.2 ст.33 Закона N 218-ФЗ: при обращении заинтересованного лица, в случаях, если сведения в ЕГРН не были внесены в порядке межведомственного взаимодействия, Росреестр самостоятельно обязан запросить соответствующие документы в органах государственной власти, органах местного самоуправления.

Наиболее важные изменения коснулись сроков внесения сведений в ЕГРН.

В соответствии с п.3 ст.13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводилась в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом. Государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводилась не позднее чем в течение 3 рабочих дней, следующих за днем приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Закон N 218-ФЗ сокращает сроки государственной регистрации и внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Так, общий срок регистрации сокращен с 10 до 7 рабочих дней в случае обращения напрямую в регистрирующий орган; в случае обращения в МФЦ срок регистрации составляет 9 рабочих дней с даты приема заявления и прилагаемых к нему документов в МФЦ (ч.1 ст.16 Закона N 218-ФЗ). Сроки регистрации для отдельных оснований и видов регистрации могут различаться. Так, например, в случае осуществления государственной регистрации на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов срок составит 3 рабочих дня (5 дней, если через МФЦ), а в случае поступления таких документов и заявления в электронном виде - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов (п.п.9, 10 ч.1 ст.16 Закона N 218-ФЗ).

Схема 5. Основные сроки государственной регистрации


Таким образом, как видно, происходит ощутимое сокращение сроков регистрации и внесения изменений сведений в ЕГРН, что приведет к упрощению защиты и подтверждения прав собственников или иных лиц. Если требуется осуществление государственного кадастрового учета, то сроки еще меньше - 5 рабочих дней при обращении в Росреестр и 7 рабочих дней при обращении в МФЦ (п.п.3, 4 ч.1 ст.16 Закона N 218-ФЗ).

Ответственность органов регистрации при проведении государственной регистрации, внесении сведений в ЕГРН

Особенностью Закона N 218-ФЗ является более детальное регулирование ответственности при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации. Соответствующие нормы содержатся в гл.10 Закона. В отличие от Закона N 122-ФЗ в новом более подробно расписаны случаи (основания) привлечения к ответственности органов регистрации. В Законе N 122-ФЗ, в ст.31, установлены три причины привлечения к ответственности органов регистрации, а именно органы регистрации несут ответственность за:

- своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в законе;

- полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним;

- необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.

В Законе N 218-ФЗ перечень значительно расширен за счет уточнения, а именно в соответствии со ст.66 Закона орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных законом, правилами ведения ЕГРН, иными НПА РФ, в том числе за:

- несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям законодательства РФ;

- утрату или искажение сведений, содержащихся в ЕГРН;

- полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в ЕГРН;

- незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установленный решением суда, вступившим в законную силу;

- уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения;

- невнесение или несвоевременное внесение в ЕГРН сведений о правах на объекты недвижимости, правообладателях и об объектах недвижимости, поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

- внесение в ЕГРН сведений, содержащих технические ошибки в записях, повлекшие нарушение прав и законных интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в ЕГРН;

- несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в ЕГРН;

- необоснованный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН.

Такое уточнение перечня позволяет более точно квалифицировать действия органов регистрации для определения вопроса о возможной их ответственности и позволит упростить доказательство незаконных действий органов регистрации при решении вопроса об ответственности, а также, вероятно, снизить необоснованное предъявление требований о возмещении убытков к государству за действия органов регистрации.

Так, размытые формулировки ст.31 Закона N 122-ФЗ приводят к частому предъявлению необоснованных требований о привлечении к ответственности органов регистрации и судебным ошибкам. Например, суды апелляционной и кассационной инстанции указали на ошибочность решения суда первой инстанции о привлечении РФ в лице Росреестра к ответственности и взыскании убытков, т.к. Росреестр при регистрации права собственности и перехода права собственности в результате сделки действовал в соответствии с законодательством РФ и не мог знать о том, что в дальнейшем право собственности по решению суда будет признано отсутствующим. (см. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.09.2014 N Ф03-3725/2014 по делу N А04-9312/2013). Органы регистрации должны нести ответственность только за ошибки, допущенные при ведении единого государственного реестра; нельзя перекладывать на государство ответственность за ошибки, допущенные хозяйствующими субъектами при осуществлении ими деятельности.

В новом Законе N 218-ФЗ закрепляется право органов регистрации на регрессное требование к лицу, действия (бездействия) которого повлекли причинение органом регистрации ущерба личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица, т.е. орган регистрации в случае взыскания с РФ ущерба за причинение вреда гражданину или юридическому лицу, имеет право требования возмещения выплаченных пострадавшему сумм с:

- органа государственной власти или органа местного самоуправления, если такие убытки возникли в результате признания судом незаконным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

- лица, выполнившего кадастровые работы, если такие убытки возникли в результате реестровой ошибки и предоставления этим лицом недостоверных данных и документов для внесения записи об объекте недвижимости в ЕГРН. Данное требование не может быть обращено к юридическому или физическому лицу, заключившему договор о проведении кадастровых работ с лицом, выполнившим кадастровые работы;

- иного физического или юридического лица, незаконные действия которого привели к возникновению таких убытков (ч.4 ст.66 Закона N 128-ФЗ).

Право регрессного требования в Законе N 122-ФЗ не было закреплено.

Некоторые выводы

Конечно, в настоящем обзоре не рассмотрены все изменения, вносимые Законом N 218-ФЗ, т.к. в целом новый Закон более детально регламентирует вопросы, связанные с государственной регистрацией и кадастровым учетом, по сравнению с Законом N 122-ФЗ. Отметим еще раз наиболее важные изменения и к чему они приведут:

1. Вводятся Единый государственный реестр недвижимости и единая процедура проведения государственной регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета. Причем ЕГРН ведется исключительно в электронном виде, что предотвращает расхождение информации в реестре на бумажных носителях и в электронном виде, как это часто происходит в настоящее время. Между тем ведение реестра в электронном виде потенциально опасно из-за угрозы утраты сведений.

2. Существенно сокращаются сроки проведения государственной регистрации и кадастрового учета. Расширяется возможность альтернативного внесения сведений в Реестр: помимо непосредственно обращения правообладателя, иного лица в Росреестр с соответствующим заявлением, предусмотрены еще два способа - в порядке межведомственного взаимодействия и в уведомительном порядке. Причем в ряде случаев, например при изменении категории земель, перепланировке, регистрация изменений в Реестре может быть проведена без участия правообладателя в порядке межведомственного взаимодействия. Россреестр при этом наделен правом самостоятельно запрашивать отсутствующие документы.

3. Более детально регламентированы случаи привлечения органов регистрации к ответственности за причинение вреда личности и имуществу гражданина, имуществу юридического лица; закреплено право органов регистрации на регрессные требования к виновным за причинение вреда лицам.

Материал подготовлен:
Слесарев С.А.,
частнопрактикующий юрист,
эксперт федерального центра "Общественная Дума"


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ