Внимание! Документ недействующий.
Дата составления (актуализации): 14.12.2022
Сравнительный анализ действовавшего и нового законов о госрегистрации прав на недвижимость
С 1 января 2017 года вступил в силу
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О
государственной регистрации
недвижимости" (далее - новый Закон N
218-ФЗ), в настоящей статье
рассматриваются наиболее важные,
основные изменения, которые внесены
названым Законом в порядок
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество. Сам порядок
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество рассматривается в
статье схематично с акцентом на наиболее
важных изменениях, внесенных
вышеуказанным Законом.
Государственная
регистрация прав на недвижимость:
Понятие и назначение
С государственной регистрацией прав на
недвижимость (далее - ГРПН) сталкивался
хотя бы раз в жизни каждый гражданин, не
говоря уже о юридических лицах и
индивидуальных предпринимателях. Дело в
том, что в соответствии с п.1 ст.8.1 ГК РФ в
случаях, предусмотренных законом, права,
закрепляющие принадлежность объекта
гражданских прав определенному лицу,
ограничения таких прав и обременения
имущества (права на имущество) подлежат
государственной регистрации.
Государственная регистрация
осуществляется в порядке, установленном
законодательством РФ. Ранее порядок
госрегистрации был установлен
Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним".
Именно на смену ему пришел новый Закон N
218-ФЗ.
Понятие государственной регистрации
прав на недвижимое имущество дано в п.3
ст.1 Закона N 218-ФЗ, где раскрываются как
юридический акт признание и
подтверждение возникновения, изменения,
перехода, прекращения права
определенного лица на недвижимое
имущество или ограничение такого права и
обременение недвижимого имущества
(далее - государственная регистрация
прав). Данное понятие не претерпело
особых изменений и аналогично тому, что
содержится в ст.2 Закона N 122-ФЗ.
Государственной регистрации подлежат
право собственности и другие вещные
права на недвижимое имущество и сделки с
ним в соответствии со статьями 130, 131, 132,
133_1 и 164 ГК РФ.
То есть, по сути, при государственной
регистрации осуществляется фиксация
сложившейся ситуации с недвижимостью и
внесение сведений о ней и ее владельце в
специальную базу данных -
государственный реестр. При этом
согласно п.1 ст.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация
является единственным доказательством
существования зарегистрированного
права. Зарегистрированное право на
недвижимое имущество может быть
оспорено только в судебном порядке.
Регистрацию проводит
специальный уполномоченный
Правительством РФ федеральный орган
исполнительной власти, в настоящее время
это Федеральная служба государственной
регистрации, кадастра и картографии
(Росреестр). Именно она осуществляет
ведение государственного реестра и
государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество.
При государственной регистрации
фиксируется факт наличия недвижимости и
приводятся ее характеристики (например,
вид и тип недвижимости - дом, земельный
участок и тп; площадь, адрес
расположения), а также сведения о том,
кому принадлежит данная недвижимость
(ФИО гражданина или наименование
юридического лица, иные данные); а также
есть ли обременения (ограничения в
использовании, владении и распоряжении
имуществом), например, в результате
залога или аренды (см. схему 1).
Схема 1. Состав сведений, подлежащих государственной регистрации.
Такая фиксация сведений в едином банке
данных - государственном реестре -
позволяет упорядочить хозяйственные
отношения в обществе, гарантировать
защиту прав лица на имущество.
Новый Закон N 218-ФЗ внес серьезные
изменения в плане ведения
государственного реестра прав на
недвижимость. Ведение реестра
посвящается глава 2 Закона. Согласно ст.7
Закона N 218-ФЗ на территории России введен Единый
государственный реестр
недвижимости, который ведется на
русском языке и в электронном виде. ЕГРН
состоит из нескольких информационных
блоков (банков), содержащих сведения о
объектах недвижимости, границах, картах,
а также книги учета документов (см. схему
2).
Схема 2. Состав Единого государственного реестра недвижимости с 01.01.2017.
Таким образом, происходит свод различных
данных в едином реестре, а само ведение
ЕГРН в электронном виде упрощает и
ускоряет процедуру государственной
регистрации, так как отпадает
необходимость обращаться и за
госрегистрацией и за кадастровым учетом;
ускоряется доступ к реестру.
Кадастр
недвижимости включает в себя
основные и дополнительные сведения об
объекте недвижимости, а именно сведения
о характеристиках объекта, позволяющие
идентифицировать его как индивидуально
определенную вещь (например, вид и тип
недвижимости, площадь, характеристики); а
также сведения, вносимые на основании
актов государственных органов или
органов местного самоуправления;
сведения, содержащиеся в иных
государственных или муниципальных
информационных ресурсах.
В реестр
прав на недвижимость вносятся
сведения о правах, об ограничениях прав и
обременениях объектов недвижимости, о
сделках с объектами недвижимости, если
такие сделки подлежат государственной
регистрации в соответствии с
федеральным законом, а также
дополнительные сведения, внесение
которых в реестр прав на недвижимость не
влечет за собой перехода, прекращения,
ограничения прав и обременение объектов
недвижимости.
В реестр
границ вносятся сведения о зонах с
особыми условиями использования
территорий, территориальных зонах,
территориях объектов культурного
наследия, территориях опережающего
социально-экономического развития,
зонах территориального развития в
Российской Федерации, об игорных зонах, о
лесничествах, об особо охраняемых
природных территориях, особых
экономических зонах, охотничьих угодьях,
о Байкальской природной территории и ее
экологических зонах (границы и
расположение, тип, вид зоны, реквизиты
соответствующих актов государственных
органов или органов местного
самоуправления, на основании которых
образованы зоны, и др.).
Реестровые
дела представляют собой
совокупность документов, на основании
которых в Единый государственный реестр
недвижимости внесены сведения,
установленные Законом N 218-ФЗ. Реестровые
дела ведутся в электронной форме.
Кадастровые
карты представляют собой
составленные на картографической основе
тематические карты, на которых в
графической и текстовой формах
воспроизводятся сведения, содержащиеся
в ЕГРН. Карты делятся на:
-
публичные кадастровые карты, которые
подлежат размещению на официальном
сайте органа регистрации и находятся в
свободном доступе для просмотра без
подачи запроса и без взимания платы;
- дежурные кадастровые карты, которые
предназначены исключительно для
использования органом регистрации при
ведении ЕГРН.
Государственный реестр прав на
недвижимость был беднее по сведениям,
чем новый единый реестр. Согласно
ст.12 Закона N 122-ФЗ Единый государственный
реестр прав содержит информацию о
существующих и прекращенных правах на
объекты недвижимого имущества, данные об
указанных объектах и сведения о
правообладателях. Неотъемлемой частью
ЕГРП являются дела правоустанавливающих
документов, открываемые на каждый объект
недвижимости, и книги учета документов,
содержащие данные о принятых на
регистрацию документах.
Реестр
ведется на бумажных и (или) электронных
носителях. Такое дублирование
информации может порождать ошибки,
искажения данных в реестре, поэтому
согласно п.8 ст.12 Закона N 122-ФЗ при
несоответствии между записями на
бумажных и электронных носителях
приоритет имеют записи на бумажных
носителях. На практике из-за
загруженности регистраторов нередко
встречаются ошибки и пропуски сведений в
электронном реестре. Так, например, в результате
технической ошибки возникло
противоречие между сведениями об
ипотеке права аренды земельного участка,
содержащимися в электронном виде, и
сведениями на бумажном носителе, и были
признано обоснованным исправление
сведений на основе данных бумажного
носителя (см. постановление ФАС
Поволжского округа от 30.08.2012 по делу N
А12-21138/2011).
В данном
случае сбой при внесении
регистрационной записи привел к
необоснованному спору и процессуальным
издержкам, ведение реестра в одном виде -
электронном - призвано устранить
противоречие сведений, содержащихся в
государственном реестре, и
минимизировать возникающие споры между
участниками гражданских
правоотношений.
Таким образом, введение Единого
государственного реестра недвижимости в
озвученном выше составе и в электронной
форме в целом должно оказать
положительное влияние, т.к. позволит
получить больше сведений об объекте
недвижимости в едином информационном
банке, и минимизирует случаи ошибочного
дублирования и противоречия
информации.
Как происходит
государственная регистрация
Государственной регистрации
подлежат право собственности и другие
вещные права на недвижимое имущество и
сделки с ним в соответствии со статьями
130, 131, 132, 133_1 и 164 ГК РФ (см. схему 3).
Введение единого реестра недвижимости
не привело к изменениям. Так, согласно п.1
ст.4 Закона N 122-ФЗ государственной
регистрации подлежат право
собственности, иные вещные права на
недвижимое имущество и сделки с ним, за
исключением прав на воздушные и морские
суда, суда внутреннего плавания и
космические объекты.
Схема 3. Основные причины государственной регистрации прав на недвижимость
Таким образом, основными случаями, когда
требуется государственная регистрация,
является:
- приобретение права собственности или
иного вещного права в отношении
недвижимого имущества в силу закона,
сделки, судебного акта, акта органов
государственной власти, органов
местного самоуправления (например,
приобретение права собственности на
вновь построенный дом или приобретение
недвижимости по договору купли-продажи;
внесение имущества в уставный капитал,
признание права собственности через суд
и т.п..);
- изменение сведений о недвижимом
имуществе или лице, обладающем правами
на него (например, признание лица
недееспособным, изменение ФИО и т.п.);
- обременение имущества, например, в
результате заключения договора ипотеки
или аренды земельного участка.
Ниже в таблице приведены основания
государственного кадастрового учета и
государственной регистрации прав в
соответствии со ст.14 Закона N 218-ФЗ
Основания-документы |
Основания-изменения объектов |
1. Акты,
изданные органами государственной
власти или органами местного
самоуправления в рамках их компетенции и
в порядке, устанавливающем наличие,
возникновение, переход, прекращение
права или ограничение права и
обременение объекта недвижимости. |
1. Создание
объекта недвижимости, являющегося
зданием или сооружением (за исключением
многоквартирного дома или иного объекта
недвижимости, создание которых
осуществлялось с привлечением денежных
средств участников долевого
строительства в соответствии с
Федеральным законом от 30 декабря 2004 года
N 214-ФЗ "Об участии в долевом
строительстве многоквартирных домов и
иных объектов недвижимости и о внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации",
многоквартирного дома, созданного
жилищно-строительным кооперативом, а
также объекта недвижимости, созданного с
привлечением средств нескольких лиц, в
отношении которого на момент обращения
застройщика с заявлением о выдаче
разрешения на ввод объекта капитального
строительства в эксплуатацию между
застройщиком и иным лицом (иными лицами)
не достигнуто соглашение о
возникновении прав на созданные здание,
сооружение или на все расположенные в
таких здании, сооружении помещения,
машино-места), на основании разрешения на
ввод объекта капитального строительства
в эксплуатацию, представленного в
порядке, предусмотренном статьей 19
Закона N 218-ФЗ, - в отношении таких здания,
сооружения или расположенных в таких
здании, сооружении помещений,
машино-мест; |
При осуществлении государственного
кадастрового учета и государственной
регистрации прав одновременно такие
государственный кадастровый учет и
государственная регистрация прав
осуществляются по заявлению лиц, к
которым отнесены:
Собственник земельного участка, либо лицо, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом РФ предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута. |
При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс. |
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанных в части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ. |
При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом. |
Орган государственной власти, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", выдавших разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, создание которых осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", многоквартирного дома, созданного жилищно-строительным кооперативом, а также объекта недвижимости, созданного с привлечением средств нескольких лиц, в отношении которого на момент обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию между застройщиком и иным лицом (иными лицами) не достигнуто соглашение о возникновении прав на созданные здание, сооружение или на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места). |
При государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на здание, сооружение, введенные в эксплуатацию на основании разрешения, выданного соответствующими органом или организацией, либо при государственном кадастровом учете таких здания, сооружения и государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места. |
Лицо, которому выдано разрешение на создание искусственного земельного участка либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". |
При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданный искусственный земельный участок. |
Собственник исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости. |
При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости. |
Собственник здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса. |
При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. |
Собственник земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс. |
При государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав на такие объекты недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или его правоспособность прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица). |
Орган государственной власти или орган местного самоуправления. |
При государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, помещений или машино-мест в них, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав на такие объекты недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости и земельного участка, на котором они были расположены, ликвидирован (в отношении юридического лица) или правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка, на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица). |
Принявший наследство наследник физического лица, которому согласно записям в Едином государственном реестре недвижимости до дня открытия наследства принадлежали прекратившие свое существование здание, сооружение, помещение или машино-место в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс. |
При государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав на такие объекты. |
Лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование. |
При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела таких земельных участков или в результате объединения с другими земельными участками. |
Нотариус или его работник, уполномоченный в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I. |
При государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки, в результате которой образованы новый объект недвижимости либо несколько новых объектов недвижимости. |
Собственника объект недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости. |
При государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения. |
Кадастровый инженер. |
В установленных законом случаях. |
Иные лица, если их право на обращение установлено законом. |
В установленных законом случаях. |
Внесение сведений в ЕГРН осуществляется
на основании обращения вышеуказанных
лиц в регистрирующий орган или МФЦ с
соответствующим заявлением или путем
направления соответствующего обращения,
уведомления, акта.
Схема 4. Внесение сведений в ЕГРН
Новым Законом N 218-ФЗ предусмотрены три
способа-порядка внесения сведений в ЕГРН
(ст.13 Закона):
1. В результате государственного
кадастрового учета и (или)
государственной регистрации прав - при
внесении основных сведений об объекте
недвижимости и, если иное не
предусмотрено федеральным законом,
дополнительных сведений об объекте
недвижимости, указанных в пункте 4 части 5
статьи 8 Закона N 218-ФЗ, а также сведений о
правах, об ограничениях прав и
обременениях объекта недвижимости, о
сделках, подлежащих на основании
федерального закона государственной
регистрации.
2. В порядке межведомственного
информационного взаимодействия - при
внесении дополнительных сведений об
объекте недвижимого имущества, при
внесении сведений в реестр границ, а
также в установленных настоящим
Федеральным законом случаях сведений о
лице, за которым зарегистрировано право
на объект недвижимости, а также лице, в
пользу которого установлены ограничения
права, обременения объекта
недвижимости.
3. В уведомительном порядке - при внесении
в установленных настоящим Федеральным
законом случаях дополнительных
сведений, внесение которых в Единый
государственный реестр недвижимости не
влечет за собой переход, прекращение
права, ограничение права или обременение
объекта недвижимости.
Стоит отметить, что Закон N 218-ФЗ детально
регламентирует порядок
межведомственного взаимодействия и
применения уведомительного порядка
внесения сведений в ЕГРН, что выгодно
отличает его от Закона N 122-ФЗ, уделяющего
недостаточное внимание данному вопросу.
В гл.4 Закона N 218-ФЗ устанавливаются
правила направления документов в
Росреестр в порядке информационного
межведомственного взаимодействия, сроки
и случаи направления документов,
сведений в Россреестр соответствующими
органами; сроки и порядок внесения
соответствующих сведений в ЕГРН. Порядок
и случаи применения уведомительного
порядка внесения сведений в ЕГРН
регламентируются в гл.5 Закона N 218-ФЗ.
Так, например, согласно ч.13 ст.32 Закона N
218-ФЗ суд или иной уполномоченный орган,
наложивший арест на недвижимое
имущество или установивший запрет на
совершение определенных действий с
недвижимым имуществом либо избравший
залог недвижимого имущества в качестве
меры пресечения в соответствии с
уголовно-процессуальным
законодательством РФ, направляет в орган
регистрации прав в срок не более чем три
рабочих дня заверенную копию акта о
наложении ареста, о запрете совершать
определенные действия с недвижимым
имуществом или об избрании в качестве
меры пресечения залога, а также
заверенную копию акта о снятии ареста
или запрета, о возврате залога
залогодателю или об обращении залога в
доход государства.
Расширение возможности уведомительного
способа внесения сведений в ЕГРН и
пределов межведомственного
взаимодействия привнесло больше
"автоматизма" в госрегистрацию, ряд
изменений в судьбе недвижимости теперь
регистрируется на основании сведений,
поступающих в порядке межведомственного
взаимодействия (например, об открытии
наследственного дела, выдаче
свидетельства о праве на наследство - от
нотариуса, органов государственной
власти, органов местного самоуправления
- об изменении границ населенных пунктов,
переводе земельного участка в другую
категорию земель). Росреестр при этом
испрашивает недостающие дополнительные
документы самостоятельно. При этом такая
обязанность органов регистрации
закреплена в ч.2 ст.33 Закона N 218-ФЗ: при
обращении заинтересованного лица, в
случаях, если сведения в ЕГРН не были
внесены в порядке межведомственного
взаимодействия, Росреестр
самостоятельно обязан запросить
соответствующие документы в органах
государственной власти, органах
местного самоуправления.
Наиболее важные изменения
коснулись сроков внесения сведений в
ЕГРН.
В соответствии с п.3 ст.13 Закона N 122-ФЗ
государственная регистрация прав
проводилась в течение 10 рабочих дней со дня
приема заявления и документов,
необходимых для государственной
регистрации, если иные сроки не
установлены федеральным законом.
Государственная регистрация прав на
основании нотариально удостоверенных
документов проводилась не позднее чем
в течение 3
рабочих дней, следующих за днем
приема заявления и документов,
необходимых для государственной
регистрации.
Закон N 218-ФЗ сокращает сроки государственной
регистрации и внесения соответствующих
сведений в ЕГРН. Так, общий срок
регистрации сокращен с 10 до 7 рабочих дней в случае
обращения напрямую в регистрирующий
орган; в случае обращения в МФЦ срок регистрации
составляет 9
рабочих дней с даты приема заявления
и прилагаемых к нему документов в МФЦ (ч.1
ст.16 Закона N 218-ФЗ). Сроки регистрации для
отдельных оснований и видов регистрации
могут различаться. Так, например, в
случае осуществления государственной
регистрации на основании нотариально
удостоверенной сделки, свидетельства о
праве на наследство, свидетельства о
праве собственности на долю в общем
имуществе супругов срок составит 3
рабочих дня (5 дней, если через МФЦ), а в
случае поступления таких документов и
заявления в электронном виде - в течение
одного рабочего дня, следующего за днем
поступления соответствующих документов
(п.п.9, 10 ч.1 ст.16 Закона N 218-ФЗ).
Схема 5. Основные сроки государственной регистрации
Таким образом, как видно, происходит
ощутимое сокращение сроков регистрации
и внесения изменений сведений в ЕГРН, что
приведет к упрощению защиты и
подтверждения прав собственников или
иных лиц. Если требуется осуществление
государственного кадастрового учета, то
сроки еще меньше - 5 рабочих дней при обращении в
Росреестр и 7 рабочих дней при обращении
в МФЦ (п.п.3, 4 ч.1 ст.16 Закона N 218-ФЗ).
Ответственность
органов регистрации при проведении
государственной регистрации, внесении
сведений в ЕГРН
Особенностью Закона N 218-ФЗ является
более детальное регулирование
ответственности при осуществлении
государственного кадастрового учета и
государственной регистрации.
Соответствующие нормы содержатся в гл.10
Закона. В отличие от Закона N 122-ФЗ в новом
более подробно расписаны случаи
(основания) привлечения к
ответственности органов регистрации. В
Законе N 122-ФЗ, в ст.31, установлены три
причины привлечения к ответственности
органов регистрации, а именно органы
регистрации несут ответственность за:
- своевременное, полное и точное
исполнение своих обязанностей,
указанных в законе;
- полноту и подлинность предоставляемой
информации о зарегистрированных правах
на недвижимое имущество и сделках с
ним;
- необоснованный (не соответствующий
основаниям, указанным в законе) отказ в
государственной регистрации прав или
уклонение от государственной
регистрации прав.
В Законе N 218-ФЗ перечень значительно
расширен за счет уточнения, а именно в
соответствии со ст.66 Закона орган
регистрации прав несет ответственность
за ненадлежащее исполнение полномочий,
установленных законом, правилами
ведения ЕГРН, иными НПА РФ, в том числе
за:
- несоответствие осуществления
государственного кадастрового учета и
(или) государственной регистрации прав
требованиям законодательства РФ;
- утрату или искажение сведений,
содержащихся в ЕГРН;
- полноту и достоверность
предоставляемых сведений, содержащихся
в ЕГРН;
- незаконный отказ в осуществлении
государственного кадастрового учета и
(или) государственной регистрации прав,
установленный решением суда, вступившим
в законную силу;
-
уклонение от осуществления
государственного кадастрового учета и
(или) государственной регистрации прав, в
том числе необоснованный возврат
заявителю представленных для
государственного кадастрового учета и
(или) государственной регистрации прав
документов без рассмотрения;
-
невнесение или несвоевременное внесение
в ЕГРН сведений о правах на объекты
недвижимости, правообладателях и об
объектах недвижимости, поступивших в
орган регистрации прав в порядке
межведомственного информационного
взаимодействия;
- внесение в ЕГРН сведений, содержащих
технические ошибки в записях, повлекшие
нарушение прав и законных интересов
правообладателей или третьих лиц,
которые полагались на соответствующие
записи в ЕГРН;
- несоответствие сведений публичных
кадастровых карт сведениям,
содержащимся в ЕГРН;
- необоснованный отказ в предоставлении
сведений, содержащихся в ЕГРН.
Такое уточнение перечня позволяет более
точно квалифицировать действия органов
регистрации для определения вопроса о
возможной их ответственности и позволит
упростить доказательство незаконных
действий органов регистрации при
решении вопроса об ответственности, а
также, вероятно, снизить необоснованное
предъявление требований о возмещении
убытков к государству за действия
органов регистрации.
Так, размытые формулировки ст.31 Закона N
122-ФЗ приводят к частому предъявлению
необоснованных требований о привлечении
к ответственности органов регистрации и
судебным ошибкам. Например, суды апелляционной и
кассационной инстанции указали на
ошибочность решения суда первой
инстанции о привлечении РФ в лице
Росреестра к ответственности и
взыскании убытков, т.к. Росреестр при
регистрации права собственности и
перехода права собственности в
результате сделки действовал в
соответствии с законодательством РФ и не
мог знать о том, что в дальнейшем право
собственности по решению суда будет
признано отсутствующим. (см. Постановление
Арбитражного суда Дальневосточного
округа от 02.09.2014 N Ф03-3725/2014 по делу N
А04-9312/2013). Органы
регистрации должны нести
ответственность только за ошибки,
допущенные при ведении единого
государственного реестра; нельзя
перекладывать на государство
ответственность за ошибки, допущенные
хозяйствующими субъектами при
осуществлении ими деятельности.
В новом Законе N 218-ФЗ закрепляется право
органов регистрации на регрессное
требование к лицу, действия (бездействия)
которого повлекли причинение органом
регистрации ущерба личности или
имуществу гражданина, имуществу
юридического лица, т.е. орган регистрации
в случае взыскания с РФ ущерба за
причинение вреда гражданину или
юридическому лицу, имеет право
требования возмещения выплаченных
пострадавшему сумм с:
-
органа государственной власти или
органа местного самоуправления, если
такие убытки возникли в результате
признания судом незаконным акта органа
государственной власти или органа
местного самоуправления;
- лица, выполнившего кадастровые работы,
если такие убытки возникли в результате
реестровой ошибки и предоставления этим
лицом недостоверных данных и документов
для внесения записи об объекте
недвижимости в ЕГРН. Данное требование
не может быть обращено к юридическому
или физическому лицу, заключившему
договор о проведении кадастровых работ с
лицом, выполнившим кадастровые работы;
- иного физического или юридического
лица, незаконные действия которого
привели к возникновению таких убытков
(ч.4 ст.66 Закона N 128-ФЗ).
Право регрессного требования в Законе N
122-ФЗ не было закреплено.
Некоторые выводы
Конечно, в настоящем обзоре не
рассмотрены все изменения, вносимые
Законом N 218-ФЗ, т.к. в целом новый Закон
более детально регламентирует вопросы,
связанные с государственной
регистрацией и кадастровым учетом, по
сравнению с Законом N 122-ФЗ. Отметим еще
раз наиболее важные изменения и к чему
они приведут:
1.
Вводятся Единый государственный реестр
недвижимости и единая процедура
проведения государственной регистрации
прав на недвижимость и кадастрового
учета. Причем ЕГРН ведется исключительно
в электронном виде, что предотвращает
расхождение информации в реестре на
бумажных носителях и в электронном виде,
как это часто происходит в настоящее
время. Между тем ведение реестра в
электронном виде потенциально опасно
из-за угрозы утраты сведений.
2.
Существенно сокращаются сроки
проведения государственной регистрации
и кадастрового учета. Расширяется
возможность альтернативного внесения
сведений в Реестр: помимо
непосредственно обращения
правообладателя, иного лица в Росреестр
с соответствующим заявлением,
предусмотрены еще два способа - в порядке
межведомственного взаимодействия и в
уведомительном порядке. Причем в ряде
случаев, например при изменении
категории земель, перепланировке,
регистрация изменений в Реестре может
быть проведена без участия
правообладателя в порядке
межведомственного взаимодействия.
Россреестр при этом наделен правом
самостоятельно запрашивать
отсутствующие документы.
3. Более
детально регламентированы случаи
привлечения органов регистрации к
ответственности за причинение вреда
личности и имуществу гражданина,
имуществу юридического лица; закреплено
право органов регистрации на регрессные
требования к виновным за причинение
вреда лицам.
Материал подготовлен:
Слесарев С.А.,
частнопрактикующий юрист,
эксперт федерального центра
"Общественная Дума"
Ссылается на
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- О государственной регистрации недвижимости (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- Земельный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)