ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В
СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 13 января 2015 года N 01/160-15-29
О дополнительных разъяснениях и
рекомендациях при соблюдении требований
к условиям обращения пищевой продукции
на потребительском рынке и документам,
подтверждающим ее соответствие
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека по итогам совещания в
Роспотребнадзоре от 16 декабря 2014 года с
представителями Союза участников
потребительского рынка подготовила
разъяснения, связанные с применением
технического регламента Таможенного
союза "О безопасности пищевой
продукции".
В соответствии с Административным
регламентом исполнения Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
государственной функции по проведению
проверок деятельности юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и
граждан, по выполнению требований
санитарного законодательства,
законодательства Российской Федерации в
области защиты прав потребителей, правил
продажи отдельных видов товаров,
утвержденным приказом Роспотребнадзора
от 16.07.2012 N 764 (далее - Административный
регламент), предметом государственного
контроля (надзора) является деятельность
или действия (бездействие) проверяемых
юридических лиц, проверяемых лиц
требованиям законодательства
Российской Федерации в области
обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав
потребителей.
При осуществлении проверки пищевой
продукции на потребительском рынке
рассматриваются документы изготовителя
(поставщика) такой продукции на
соответствие требованиям технических
регламентов Таможенного союза на
пищевую продукцию с учетом переходных
периодов, установленных решениями
Комиссии Таможенного союза или Коллегии
Евразийской экономической комиссии.
До 15 февраля 2015 года допускается
производство и выпуск в обращение
продукции (за исключением мясной и
молочной продукции) в соответствии с
обязательными требованиями, ранее
установленными нормативными правовыми
актами Таможенного союза или
законодательством государства - члена
Таможенного союза, при наличии
документов об оценке (подтверждении)
соответствия продукции (декларация о
соответствии, сертификат соответствия,
свидетельство о государственной
регистрации) указанным обязательным
требованиям, выданных или принятых до
дня вступления в силу Технического
регламента. Таким образом, произведенная
до 15 февраля 2015 года продукция, имеющая
документы о подтверждении (оценке) ее
соответствия ранее установленным
требованиям, может находиться в
обращении и после 15 февраля 2015 года до
конца срока ее годности. Данная
продукция должна сопровождаться ранее
выданными разрешительными документами.
Получение новых разрешительных
документов на такую продукцию не
требуется.
При определении правомерности
нахождения конкретной пищевой продукции
в обращении в указанные сроки
Роспотребнадзором будет приниматься во
внимание дата изготовления
отечественной или импортной продукции,
указанная в маркировке. При определении
правомерности нахождения пищевой
продукции в обращении, в отношении
которой ранее дату изготовления
допускалось указывать в формате
"год" или "месяц, год", будет
приниматься во внимание дата
изготовления, а также дата ввоза (в
отношении продукции, поставляемой из
третьих стран) или дата составления
товарной (товарно-транспортной)
накладной при отгрузке от
изготовителя.
В отношении групп продукции,
поименованных в п.3.5 Решения Комиссии
Таможенного союза от 09.12.2011 N 880,
продолжают применяться свидетельства о
регистрации, выданные до 15 февраля 2015
года на соответствие техническим
регламентам Таможенного союза, до
прекращения поставок продукции на
территорию Таможенного союза и (или)
изготовления продукции на таможенной
территории Таможенного союза.
При отсутствии свидетельства о
государственной регистрации такой
продукции, подтверждающего соответствие
продукции требованиям технических
регламентов Таможенного союза, после 15
февраля 2015 года производство и выпуск в
обращение такой продукции должны
осуществляться только при наличии
декларации о ее соответствии
требованиям технических регламентов
Таможенного союза (за исключением
пищевой продукции нового вида и
отдельных видов специализированной
пищевой продукции).
В отношении молочной и мясной продукции
применяются переходные периоды,
установленные в соответствующих
технических регламентах Таможенного
союза на данные виды продукции.
В соответствии с п.52 Административного
регламента действия должностных лиц
Роспотребнадзора по отбору образцов
(проб) продукции, объектов окружающей
среды и производственной среды
заключается в совершении должностными
лицами Роспотребнадзора в ходе выездной
проверки действий по отбору образцов
(проб) продукции, объектов окружающей
среды и производственной среды в целях
проведения их исследований, испытаний,
измерений в случае, если такая продукция,
объект окружающей среды или
производственной среды являются
предметом проверки, и, исходя из
содержания обращения (информации),
послужившего(-ей) основанием для
проведения проверки, повлекли или могли
повлечь:
1)
возникновение угрозы причинения вреда
жизни, здоровью граждан;
2)
причинение вреда жизни, здоровью
граждан.
Исследования продукции осуществляются в
подведомственных Роспотребнадзору
испытательных лабораториях (центрах),
аккредитованных в установленном порядке
и включенных в Единый реестр
испытательных лабораторий Таможенного
союза.
Изготовители пищевой продукции при
подтверждении ее соответствия
требованиям технических регламентов
Таможенного союза могут пользоваться
услугами любой испытательной
лаборатории (центра), аккредитованной в
установленном порядке, включенной в
Единый реестр аккредитованных
испытательных лабораторий Таможенного
союза, в область аккредитации которой
включена пищевая продукция.
Обращаем внимание на то, что при
проведении проверки должностные лица
Роспотребнадзора осуществляют отбор
образцов продукции, проб обследования
объектов окружающей среды и объектов
производственной среды для проведения
их исследований, испытаний, измерений с
оформлением протоколов об отборе
указанных образцов, проб и в количестве,
не превышающем нормы, установленные
национальными стандартами, правилами
отбора образцов, проб и методами их
исследований, испытаний, измерений,
установленных техническими
регламентами или действующими до дня их
вступления в силу иными нормативными
техническими документами и правилами и
методами исследований, испытаний,
измерений.
В случае если в отношении проверяемой
продукции соответствующие методики не
внесены в Перечни международных и
региональных (межгосударственных)
стандартов, содержащих правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, в
том числе правила отбора образцов,
необходимых для применения и исполнения
требований технических регламентов и
осуществления оценки соответствия
объектов технического регулирования,
при осуществлении государственного
надзора указанные методики применяться
не могут.
В случае если в отношении проверяемой
продукции внесено несколько методик в
Перечни международных и региональных
(межгосударственных) стандартов,
содержащих правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, в
том числе правила отбора образцов,
необходимые для применения и исполнения
требований технических регламентов и
осуществления оценки соответствия
объектов технического регулирования,
должна применяться методика с
наименьшими минимальным пределом
обнаружения и погрешностью измерений.
В случае если методики внесены в Перечни
международных и региональных
(межгосударственных) стандартов,
содержащих правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, в
том числе правила отбора образцов,
необходимые для применения и исполнения
требований технических регламентов и
осуществления оценки соответствия
объектов технического регулирования, но
область применения не распространяется
на проверяемую продукцию, при
осуществлении государственного надзора
указанные методики применяться не
могут.
В настоящее время ведется работа по
пересмотру и актуализации санитарных
правил и норм, в том числе с целью
приведения в соответствие с нормами
технических регламентов и документами
Евразийской экономической комиссии.
Планом мероприятий Роспотребнадзора по
реализации Концепции открытости
федеральных органов исполнительной
власти, внедрения принципов
"Открытого правительства" в
деятельность Роспотребнадзора на 2014-2015
годы, утвержденным приказом
Роспотребнадзора от 14.07.2014 N 770,
предусмотрено размещение плана
разработки нормативных правовых актов и
привлечение экспертного сообщества к их
оценке и экспертизе.
В соответствии с Федеральным законом от
30.03.99 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения"
санитарно-эпидемиологические
требования в отношении безопасности
продукции и связанных с требованиями к
продукции процессов ее производства,
хранения, перевозки, реализации,
эксплуатации, применения (использования)
и утилизации применяются в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации и техническими регламентами.
Со дня вступления в силу Технических
регламентов Таможенного союза на
территории стран участников Таможенного
союза не применяются соответствующие
обязательные требования, установленные
законодательством сторон.
Согласно статье 1 Технического
регламента Таможенного союза TP ТС 005/2011
"О безопасности упаковки"
требования технического регламента
распространяется на все типы упаковки, в
том числе упаковочные средства в
соответствии с Приложением 5 TP ТС 005/2011,
являющиеся готовой продукцией,
выпускаемой в обращение на таможенной
территории Таможенного союза,
независимо от страны происхождения. При
этом с учетом положений статей 2 и 6 TP ТС
005/2011 маркировка упаковки (укупорочных
средств), осуществляемая для обеспечения
идентификации и информирования
потребителей, путем нанесения на
упаковку (укупорочные средства) и (или)
сопроводительные документы информации
(в виде знаков, надписей, пиктограмм,
символов), позволяющей идентифицировать
материал, из которого изготовлена
упаковка (укупорочное средство) о
возможности утилизации данной
продукции, необходимой для
информирования потребителей.
Таким образом, маркировка упаковки, в
которую помещена продукция, должна
содержать:
цифровое обозначение и (или) буквенное
обозначение (аббревиатуру) материала, из
которого изготавливается упаковка
(укупорочные средства), в соответствии с
приложением 3 к TP ТС 005/2011;
пиктограммы и символы в соответствии с
приложением 4 к TP ТС 005/2011 (рисунок 1 -
продукция, предназначенная для контакта
с пищевой продукцией, рисунок 2 -
продукция для парфюмерно-косметической
продукции, рисунок 3 - продукция, не
предназначенные для контакта с пищевой
продукцией, рисунок 4 - возможность
утилизации использованной продукции -
петля Мебиуса).
В соответствии с планом разработки
технических регламентов Таможенного
союза, утвержденным Решением Совета
Евразийской экономической комиссии от
01.10.2014 N 79, во II квартале 2015 года
запланировано рассмотрение Евразийской
экономической комиссией проекта
технического регламента "О
безопасности материалов, контактирующих
с пищевой продукцией".
Заместитель руководителя
И.В.Брагина
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен
по:
официальный сайт Роспотребнадзора
www.rospotrebnadzor.ru (сканер-копия)
по состоянию на 02.03.2015
Ссылается на
- О плане разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза (с изменениями на 5 марта 2021 года) (утратило силу с 08.07.2021 на основании решения Совета ЕЭК от 23.04.2021 N 57)
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 19 августа 2024 года)
- ТР ТС 005/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (с изменениями на 18 октября 2016 года)
- О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (с изменениями на 24 декабря 2019 года)
- ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (с изменениями на 22 апреля 2024 года)