Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Особенности принятия, вступления в силу, опубликования, отмены, применения документов по стандартизации


Вопросы о возможностях применения стандартов, которые часто задают пользователи справочной системы "Техэксперт":

- Можно ли применять отмененные стандарты?

- Можно ли применять стандарт, принятый (утвержденный), но не введенный в действие?

- Если документ по стандартизации включен в доказательную базу технического регламента и к настоящему времени уже отменен - какой документ применять: отмененный или документ, который введен взамен?

- Можно ли использовать при производстве продукции документы по стандартизации, не включенные в Перечни стандартов к соответствующему техническому регламенту, например зарубежные стандарты, стандарты организаций, технические условия?

- Можно ли применять национальный стандарт, который официально не опубликован?

- Обязательно ли применять официальные издания стандартов?

Отвечаем:

1 Для правильного применения стандартов прежде всего следует понять, что такое национальный или межгосударственный стандарт и как их можно применять.

1.1 Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) принимает межгосударственные стандарты (имеющие индекс "ГОСТ"), а органы по стандартизации стран СНГ (в России это Росстандарт) вводят принятые МГС стандарты в действие в качестве национальных (государственных) стандартов, если установленные в этих стандартах требования и характеристики отвечают интересам национальной экономики. Но если в стране нет нефтяных месторождений, то нет и потребности вводить в действие межгосударственные стандарты на нефтепромысловое оборудование. А может быть и так, что потребность в стандарте есть, но какие-то положения принятого межгосударственного стандарта не устраивают орган по стандартизации страны. Тогда в этой стране вводят в действие собственный национальный (государственный) стандарт.

Итак, принятие МГС нового стандарта не означает, что Росстандарт обязательно введет его в действие на территории России в качестве национального стандарта. Но если межгосударственный стандарт принят, то его можно применять даже если он не действует в качестве национального стандарта. Это предусмотрено в п.6.6 ГОСТ Р 1.8-2011 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения". Не действующий в качестве национального межгосударственный стандарт может применяться для изготовления и поставки продукции на экспорт в страны, в которых он действует, или для оказания услуг для этих стран и в иных случаях, обусловленных договорами (контрактами), а также для подтверждения соответствия требованиям действующего в России технического регламента (в том числе технического регламента ЕАЭС), если данный стандарт включен в перечень к этому техническому регламенту. Поскольку межгосударственный стандарт принят МГС, то только МГС может его отменить, а Росстандарт может только прекратить действие этого стандарта в качестве национального российского стандарта. При этом межгосударственный стандарт не исчезает, он просто перестает быть национальным российским стандартом.

1.2 Национальные стандарты (имеющие индекс "ГОСТ Р") утверждаются и вводятся в действие Росстандартом. Качеством российского национального стандарта обладают также межгосударственные стандарты, введенные Росстандартом в действие на территории России, и государственные стандарты СССР, действующие в России как правопреемнице СССР. Стандарты СССР также имеют индекс "ГОСТ", они были признаны межгосударственными, а значит, отменить их может только МГС, зато Росстандарт может прекратить их действие в России.

Если стандарт действует в качестве национального стандарта, то он применяется в соответствии с положениями Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации". Это означает, что применение стандарта является добровольным, но если организация применяет стандарт, то она выполняет все его требования. Обязательность применения национальных установлена в отношении оборонной продукции и связанных с ней процессов, продукции, к которой установлены требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии. Обязательность применения национальных стандартов может быть также установлена в нормативных правовых актах (пример такого нормативного правового акта - постановление Правительства РФ от 28.05.2021 N 815, которым утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Кроме того, применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

ВАЖНО:

1) Действие и применение стандарта не связаны, не действующий в России стандарт может применяться, если это установлено нормативным правовым актом или правом ЕАЭС, или договором (контрактом), а действующий национальный стандарт может не применяться, если предприятие не считает необходимым применение этого стандарта.

2) Действие стандарта территориально: стандарт действует в качестве национального российского стандарта только на территории России, а не на всей территории ЕАЭС. Если стандарт не действует в качестве национального российского стандарта, это не означает, что он не действует нигде. Он может действовать на другой территории в другом качестве, например, в качестве государственного стандарта Казахстана.

3) Если действие межгосударственного стандарта на территории России прекращено, это означает, что стандарт перестал быть российским национальным стандартом, но он может сохранить качество межгосударственного стандарта или государственного стандарта другой страны и может применяться для определенных целей с учетом его качества.

2 Национальные (государственные) и межгосударственные стандарты применяются для определенных целей. Рассмотрим их применение для целей технических регламентов ЕАЭС (имеющих индексы "ТР ТС" или "ТР ЕАЭС").

В соответствии с п.4 "Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС" (приложение 9 к Договору от 29.05.2014 о ЕАЭС) Евразийская экономическая комиссия (далее ЕЭК) утверждает

а) в целях выполнения требований технического регламента: перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента (далее Перечень 1);

б) в целях проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента: перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (далее Перечень 2).

Применение стандартов, включенных в Перечень 1, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента. Неприменение стандартов, включенных в Перечень 1, не может рассматриваться как несоблюдение требований технического регламента. Что касается Перечня 2, то необходимыми для применения являются не сами стандарты из этого перечня, а только правила и методы этих стандартов.

Из п.6.6 ГОСТ Р 1.8-2011 следует, что в целях выполнения требований технического регламента и в целях проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента могут применяться межгосударственные стандарты, не действующие в качестве национальных стандартов России. Но могут ли российские предприятия применять включенные в перечни к техническим регламентам государственные стандарты Белоруссии, Казахстана, Армении и т.п.? Да, это возможно, если в России изготавливают продукцию для поставок в страны ЕАЭС и договором (контрактом) установлено применение стандартов той страны, куда поставляется продукция. Если эти стандарты включены в Перечень 1 к техническому регламенту на поставляемую продукцию, то их применение обеспечивает соответствие продукции требованиям соответствующего технического регламента.

При выборе для применения в целях технического регламента правил и методов стандартов из Перечня 2 следует учитывать наличие аккредитации испытательной лаборатории на проведение испытаний по методу того или иного стандарта. Например, в область аккредитации российской лаборатории может быть включен метод национального российского стандарта, а в область аккредитации белорусской лаборатории включен аналогичный метод, но изложенный в государственном стандарте Белоруссии.

ЕЭК является межгосударственным органом, поэтому возможность применения стандартов для целей технических регламентов никак не связана с действием этих стандартов в качестве национальных (государственных) стандартов каждого из членов ЕАЭС. А полномочия Росстандарта ограничиваются национальной российской стандартизацией. Таким образом, прекращение Росстандартом действия того или иного стандарта в качестве национального стандарта никоим образом не влияет на установленную ЕЭК возможность применения этого стандарта для технического регулирования на уровне ЕАЭС.

На основании п.23 "Порядка разработки и принятия перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов...", утвержденного решением Совета ЕЭК от 18.10.2016 N 161, применение включенных в Перечень 1 и Перечень 2 документов в целях выполнения требований технического регламента и осуществления оценки соответствия прекращается на территориях государств - членов ЕАЭС с даты, следующей за датой окончания их применения, указанной в перечне, или с даты исключения таких документов из перечней. Следовательно, прекращение действия стандарта в качестве национального стандарта не может являться основанием для прекращения его применения для целей технического регламента.

Следует принимать во внимание способ применения Перечня 1 к техническим регламентам ЕАЭС и положения Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" о применении национальных стандартов. Федеральный закон требует учитывать требования действующих национальных стандартов, поэтому продукция изготавливается по действующему стандарту (если иное не установлено в договоре (контракте)). Но если продукция соответствует действующему стандарту, а не включенному в Перечень 1 отмененному стандарту, то нет оснований доказывать соответствие продукции требованиям стандарта из Перечня 1 и использовать соответствие продукции стандарту как доказательство соответствия техническому регламенту. Следовательно, в большинстве случаев включенный в Перечень 1 недействующий национальный стандарт невозможно применить для обеспечения соответствия техническому регламенту.

3 Если межгосударственный или национальный стандарт отменен, он перестает быть межгосударственным или национальным стандартом, но при этом документ никуда не исчезает. А если документ есть, значит, можно найти ему применение. Рассмотрим возможные варианты.

3.1 Изготовление запасных частей для продукции, уже снятой с производства, но еще экслуатирующейся.

3.2 Для внутренних потребностей организации. Ст.21 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" требует учитывать положения действующих национальных стандартов при разработке стандартов организации и технических условий, но если стандарт отменен без замены и нет национального стандарта, положения которого необходимо учитывать, то за основу при разработке технических условий можно взять отмененный стандарт.

3.3 По заказу сторонней организации, если условием договора (контракта) является применение отмененного документа.

4 Если национальный стандарт утвержден, но еще не введен в действие, то до установленного срока начала действия предприятия при необходимости могут провести организационно-технические мероприятия для внедрения стандарта (то есть подготовки его применения и соблюдения его требований). Для некоторых национальных стандартов Росстандарт устанавливает право досрочного применения. Этим правом можно воспользоваться с момента официального опубликования стандарта.

Если национальный стандарт утвержден, то возможны два варианта:

- это совершенно новый стандарт,

- с момента введения в действие этого стандарта будет прекращено действие другого, пока еще действующего стандарта.

Если стандарт совершенно новый, то ничто не может помешать его применению до даты введения в действие при готовности предприятия применять стандарт. Но если есть действующий стандарт на продукцию, то продукция должна соответствовать его требованиям, а не требованиям нового стандарта. Следовательно, возможность применения стандарта до даты начала его действия определяется условиями и способами его применения. Например, продукция изготавливается для конкретного потребителя, и в договоре (контракте) указан новый стандарт. Или предприятие изготавливает продукцию для внутреннего использования в соответствии с собственными внутренними требованиями. Или предприятие изготавливает продукцию, создавая задел, который будет выпущен в обращение после начала действия стандарта.

5 Если стандарт утвержден, но официально еще не опубликован, это означает отсутствие доступного для использования текста стандарта. Стандарт и его проект - разные документы, поэтому окончательная редакция проекта утвержденного стандарта не может использоваться в качестве текста стандарта.

При необходимости Росстандарт разрабатывает национальные стандарты на основе проектов международных стандартов, а не принятых и опубликованных их редакций. Аналогично и предприятия могут на основании распорядительного документа для определенных целей, до официального опубликования стандарта (или до введения его в действие) применять текст такой-то редакции проекта стандарта, опубликованный в таком-то источнике. Применение текста редакции проекта стандарта аналогично применению стандарта организации, и это нельзя рассматривать как применение неопубликованного стандарта.

6 Об официальном опубликовании стандартов.

В соответствии со ст.30 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" официальное опубликование, издание и распространение в установленном порядке стандартов является обязанностью Росстандарта, который должен ознакомить всех заинтересованных лиц с тем текстом, который Росстандарт ввел для применения и за который он несет ответственность. Но наличие официального опубликования стандарта не означает, что предприятия должны использовать в своей деятельности только официальные издания стандартов. Официальные издания стандартов должны использовать организации ОПК при выполнении работ в рамках Государственного оборонного заказа, так как это установлено постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567. Но при отсутствии требования использовать только официальные издания стандартов, установленного нормативным правовым актом или договором (контрактом), предприятие вправе использовать в своей деятельности любые тексты стандартов, в том числе в составе электронных информационных справочных систем.

Электронные справочные системы "Техэксперт" дают возможность не только работать с текстами стандартов (для пущей уверенности пользователя в системы "Техэксперт" включены и сканированные копии официальных изданий стандартов), но и воспользоваться следующими сервисами:

- актуализированные, проверенные редакции документов;

- ссылки;

- комментарии, консультации;

- единое поисковое пространство;

- аналитические сервисы: сравнение стандартов, история стандартов и т.д.

Краткие итоги:

Применять отмененные или не введенные в действие в России стандарты можно, но следует учитывать аспекты применения.

Применять стандарты из перечней к техническим регламентам следует с учетом целей, для которых составлены перечни.

Если стандарт не опубликован, то нет текста стандарта, который можно было бы применять.

Применение официальных изданий стандартов в общем случае необязательно, но есть особенности, которые необходимо учитывать.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ