ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2025 года N 586-пп
Об утверждении Стратегии реализации
молодежной политики в Архангельской
области на период до 2030 года
В соответствии с пунктом 1 статьи 33
Федерального закона от 21 декабря 2021 года
N 414-ФЗ "Об общих принципах организации
публичной власти в субъектах Российской
Федерации", пунктом 4 распоряжения
Правительства Российской Федерации от 17
августа 2024 года N 2233-р, подпунктом 1 пункта
1 статьи 34 Устава Архангельской области,
пунктом 1 статьи 10 областного закона от 20
сентября 2005 года N 83-5-ОЗ "О молодежной
политике и государственной поддержке
российского движения детей и молодежи в
Архангельской области" Правительство
Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию
реализации молодежной политики в
Архангельской области на период до 2030
года (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам
государственной власти Архангельской
области при разработке и реализации
государственных программ Архангельской
области, затрагивающих интересы
молодежи, руководствоваться Стратегией.
3. Агентству по делам молодежи
Архангельской области до 15 июля 2025 года
разработать и внести на рассмотрение
Правительства Архангельской области
проект распоряжения Правительства
Архангельской области об утверждении
плана мероприятий ("дорожной карты") по
реализации Стратегии.
4. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных
образований Архангельской области
учитывать положения Стратегии при
разработке муниципальных программ в
сфере молодежной политики.
5. Настоящее постановление вступает
в силу со дня его официального
опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ
Утверждена
постановлением Правительства
Архангельской области
от 09.07.2025 N 586-пп
СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА
ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Стратегия реализации молодежной
политики в Архангельской области на
период до 2030 года (далее - Стратегия)
разработана в соответствии с пунктом 1
статьи 33 Федерального закона от 21
декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах
организации публичной власти в
субъектах Российской Федерации", пунктом
4 распоряжения Правительства Российской
Федерации от 17 августа 2024 года N 2233-р,
подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава
Архангельской области, пунктом 1 статьи 10
областного закона от 20 сентября 2005 года N
83-5-ОЗ "О молодежной политике и
государственной поддержке российского
движения детей и молодежи в
Архангельской области".
Стратегия является документом
стратегического планирования в сфере
молодежной политики и направлена на
консолидацию усилий органов
государственной власти Архангельской
области, органов местного
самоуправления муниципальных
образований Архангельской области,
институтов гражданского общества,
организаций в Архангельской области и
граждан, проживающих на территории
Архангельской области, по реализации
молодежной политики.
Правовую основу Стратегии
составляют:
1) Конституция Российской
Федерации;
2) Федеральный закон от 28 июня 1995
года N 98-ФЗ "О государственной поддержке
молодежных и детских общественных
объединений";
3) Федеральный закон от 11 августа 1995
года N 135-ФЗ "О благотворительной
деятельности и добровольчестве
(волонтерстве)";
4) Федеральный закон от 24 июня 1999
года N 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних";
5) Федеральный закон от 29 декабря 2012
года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
6) Федеральный закон от 28 июня 2014
года N 172-ФЗ "О стратегическом
планировании в Российской Федерации";
7) Федеральный закон от 30 декабря 2020
года N 489-ФЗ "О молодежной политике в
Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон N 489-ФЗ);
8) Федеральный закон от 21 декабря 2021
года N 414-ФЗ "Об общих принципах
организации публичной власти в
субъектах Российской Федерации";
9) Федеральный закон от 20 марта 2025
года N 33-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
единой системе публичной власти";
10) Указ Президента Российской
Федерации от 16 сентября 1992 года N 1075 "О
первоочередных мерах в области
государственной молодежной политики";
11) Указ Президента Российской
Федерации от 16 января 2017 года N 13 "Об
утверждении Основ государственной
политики регионального развития
Российской Федерации на период до 2025
года";
12) Указ Президента Российской
Федерации от 13 мая 2017 года N 208 "О
Стратегии экономической безопасности
Российской Федерации на период до 2030
года";
13) Указ Президента Российской
Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О
Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации";
14) Указ Президента Российской
Федерации от 8 ноября 2021 года N 633 "Об
утверждении Основ государственной
политики в сфере стратегического
планирования в Российской Федерации";
15) Указ Президента Российской
Федерации от 5 сентября 2022 года N 611 "Об
утверждении Концепции гуманитарной
политики Российской Федерации за
рубежом";
16) Указ Президента Российской
Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об
утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению
традиционных российских
духовно-нравственных ценностей";
17) Указ Президента Российской
Федерации от 28 февраля 2024 года N 145 "О
Стратегии научно-технологического
развития Российской Федерации";
18) Указ Президента Российской
Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года";
19) областной закон от 20 сентября 2005
года N 83-5-ОЗ "О молодежной политике и
государственной поддержке российского
движения детей и молодежи в
Архангельской области";
20) областной закон от 21 ноября 2011
года N 387-26-ОЗ "О профессиональной
ориентации и содействии трудоустройству
молодежи в Архангельской области";
21) областной закон от 4 июня 2012 года N
482-31-ОЗ "О реализации государственных
полномочий Архангельской области в
сфере увековечения памяти погибших при
защите Отечества";
22) областной закон от 17 декабря 2012
года N 594-36-ОЗ "О государственной
поддержке благотворительной,
добровольческой (волонтерской) и
меценатской деятельности в
Архангельской области";
23) областной закон от 22 апреля 2013
года N 655-39-ОЗ "О государственной
поддержке деятельности молодежных
трудовых отрядов и студенческих отрядов
в Архангельской области";
24) областной закон от 18 февраля 2019
года N 57-5-ОЗ "Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития
Архангельской области до 2035 года";
25) областной закон от 27 апреля 2024
года N 87-7-ОЗ "О патриотическом воспитании
в Архангельской области".
II. Основные понятия
Для целей Стратегии используются
понятия в значениях, установленных
статьей 2 Федерального закона N 489-ФЗ, а
также следующие понятия:
молодежное самоуправление -
организация участия молодежи в
подготовке, принятии и выполнении
решений, касающихся обеспечения
жизнедеятельности молодежи, защиты прав,
свобод и законных интересов молодежи,
реализации ее проектов и инициатив, в том
числе в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;
молодежное участие - вовлеченность
молодежи в общественную (политическую,
экономическую, социальную, культурную)
жизнь российского общества и
государства, включая возможность
участия в выработке решений и
осуществлении действий по реализации
прав, свобод и законных интересов
молодежи;
органы молодежного самоуправления
- постоянно действующие коллегиальные
консультативно-совещательные органы,
состоящие из молодежи и созданные путем
выборов и (или) на конкурсной основе для
осуществления молодежного
самоуправления на территории Российской
Федерации, Архангельской области,
муниципального образования либо в
какой-либо государственной,
муниципальной или иных организациях,
осуществляющих в соответствии с
федеральными законами отдельные
публичные полномочия, в целях реализации
молодежной политики;
работа с молодежью -
профессиональная деятельность,
направленная на решение комплексных и
иных задач по реализации молодежной
политики на уровне Российской Федерации,
Архангельской области, муниципального
образования, государственной,
муниципальной и иной организации;
талантливая (одаренная) молодежь -
лица в возрасте от 14 до 35 лет
включительно, отличающиеся особыми
способностями и достижениями в сферах
образования, науки, техники, культуры,
спорта и других сферах, обладающие
высоким творческим, интеллектуальным и
культурным потенциалом, который может
быть использован для повышения уровня
развития общества и государства.
Молодежная политика
рассматривается в Стратегии как
неотъемлемая составная часть
государственной политики, которая
касается непосредственно реализации
конституционных прав, свобод и законных
интересов молодежи во всех сферах
общественной жизни, обеспечивает
возможности успешной социализации и
эффективной самореализации молодежи.
Результатом реализации молодежной
политики является становление и
развитие патриотически настроенного,
высоконравственного и ответственного
поколения граждан Российской Федерации,
способного обеспечить суверенитет,
конкурентоспособность и дальнейшее
развитие Российской Федерации.
III. Анализ современного состояния
молодежной политики в Архангельской
области
1. Оценка положения молодежи
По данным Центра изучения
общественного мнения Архангельской
области, выявлено, что 10 из 14 аспектов
социального самочувствия молодежи
показывают уровень удовлетворенности
выше среднего (превышающий 50 процентов)
по следующим параметрам:
безопасность;
удовлетворенность жилищными
условиями;
удовлетворенность доступностью
учреждений культуры;
намерение связать будущее с
Архангельской областью;
условия для воспитания детей;
оценка школьного образования;
политика в отношении молодежи;
уровень медицинского
обслуживания;
доступность спортивных
учреждений;
условия для развития молодежи.
Нижние строки рейтинга заняли
такие параметры, как экономическое
положение Архангельской области,
оптимизм, личное материальное положение,
благоустройство территорий и
жилищно-коммунальное хозяйство.
В целом по Архангельской области
подавляющее большинство опрошенных
молодых людей имеют средний уровень
социального самочувствия - 55,1 процента,
высокий - 39,7 процента, низкий - 5,2
процента.
1.1. Ценностные ориентиры молодежи
Архангельской области
На первое место среди важнейших
сфер жизни молодежь Архангельской
области поставила семью, дом и детей (65,3
процента). Далее следуют учеба,
образование (32,1 процента), работа, дело
(30,8 процента), карьера (23,2 процента). Это
говорит о доминировании традиционных
установок на создание семьи и поиска
своего призвания, развитие личностного
потенциала в работе. Данные установки за
последний год не претерпели значимых
изменений.
Цель в жизни - это условие считает
необходимым для достижения успеха
наибольшее число опрошенных (31,2
процента). На второе место молодые люди
поставили трудолюбие (27,6 процента). Далее
были указаны образование (27 процентов),
здоровье (19,5 процента), способности и
талант (17,3 процента). Досуговые практики
молодежи связаны со спортом (30,4
процента), семьей (20,1 процента), учебой и
образованием (17,8 процента), хобби (14,5
процента), работой (13,7 процента).
Стратегии достижения успеха
молодежи в Архангельской области
соответствуют социально одобряемым
сценариям, основанным на
целеустремленности, трудолюбии и
стремлении к получению образования. Эти
черты характеризуют молодежь как
амбициозную и стремящуюся к личностному
и профессиональному росту, что в целом
является позитивным индикатором для
будущего развития Архангельской
области.
1.2. Политическая активность молодежи
К политической сфере интерес
молодых людей в Архангельской области
остается незначительным,
преимущественно ограничиваясь
случайным и несистематическим изучением
политической информации, которую они
получают время от времени и иногда
обсуждают с близкими людьми (47,5
процента). Значительный интерес к
политике проявляет лишь небольшая часть
молодежи в Архангельской области, 15,2
процента опрошенных пытаются регулярно
оставаться в курсе политических событий,
в то время как только 13 процентов активно
следят за политической жизнью. Доля тех,
кто не проявляет интерес к политике
вовсе, достаточно высока (23,9 процента),
что означает, что каждый четвертый
житель Архангельской области в возрасте
от 14 до 35 лет не считает важным
участвовать в политической жизни
Российской Федерации и Архангельской
области.
Данные о поддержке главы
государства среди молодежи Поморья
остаются стабильными (73,8 процента
выразили свою поддержку, 19,1 процента не
поддерживают). Восемь из 10 молодых людей
в Архангельской области (79,65 процента)
отмечают, что испытывают гордость за
свою страну. Этот процент выше в сельских
населенных пунктах Архангельской
области, достигая 86 процентов. Тем не
менее, 16,3 процента молодежи не
испытывает подобных чувств к Российской
Федерации, то есть каждый шестой. Среди
возрастных групп максимум приходится на
младшую молодежную группу от 14 до 18 лет -
89,2 процента, в то время как наименьший
процент приходится на возрастную группу
от 25 до 29 лет, где 18,5 процента молодежи
признались, что не гордятся своей
страной. Важно отметить, что данные за
последний год не претерпели
значительных изменений.
1.3. Предпринимательский потенциал
молодежи и интерес к работе в различных
структурах
10,2 процента молодежи твердо
намерены заниматься бизнесом.
Недостаток информации и знаний о
тонкостях ведения бизнеса останавливает
22,6 процента молодых людей, а отсутствие
стартового капитала является
препятствием для каждого четвертого (24,3
процента). Около трети (36 процентов)
указали, что не заинтересованы в ведении
собственного дела, так как уже
определились с будущей карьерой. За год
показатели практически не изменились.
Несмотря на то, что респонденты
неуверенно декларировали готовность
заняться бизнесом, в данном вопросе
именно бизнес занял первое место. 39,6
процента молодежи при наличии всех
условий открыли бы собственное дело. На
втором месте - образование (25,8 процента).
На третьем месте - культура (искусство)
(22,8 процента). Далее отмечены следующие
варианты:
медицина (15,4 процента);
машиностроение (14,6 процента);
Федеральная служба безопасности
Российской Федерации (11,5 процента);
лесная отрасль (9,7 процента).
1.4. Оценка уровня общественной
активности молодежи
В общей сложности 44,5 процента
молодежи заявляют о своей личной
вовлеченности в решение общественных
вопросов и проявляют интерес к участию в
жизни своего населенного пункта.
Примечательно, что индекс личного
общественного участия достигает
максимума в сельских населенных пунктах
Архангельской области, здесь доля
положительных ответов равна 54,6 процента,
то есть активным себя называет каждый
второй. Сами опрашиваемые объясняют
недостаточную социальную активность
молодежи, в первую очередь, отсутствием
интереса у молодежи к участию в
общественной жизни (45,8 процента), на
втором месте - погруженность в гаджеты
(36,2 процента), еще 29,6 процента указали на
нехватку информации о возможностях
подобного участия, 26,4 процента - не
находят времени на такую деятельность.
Наибольший интерес у молодежи
вызывают спортивные мероприятия (48,2
процента). На втором месте - кинопоказы
(37,7 процента), на третьем - фестивали (36,4
процента). Еще 27,4 процента с интересом
побывали бы на встречах с известными
людьми.
Информированность молодежи о
движении российских студенческих
отрядов следующая. Примерно треть
опрошенных (32,8 процента) заявили, что
знают о нем, 35 процентов что-то слышали об
этом, 31,9 процента признали, что не
обладают информацией о данном движении.
Наибольший процент информированных
респондентов отмечен среди молодежи из
г. Архангельска (49,5 процента). Средняя
оценка работы российских студенческих
отрядов в Архангельской области
составляет около 3,5 по пятибалльной
шкале.
Важным показателем общественной
активности является готовность молодежи
к волонтерской деятельности, что
подтверждается данными анализа. В
Архангельской области эту готовность
демонстрируют 60,5 процента молодых людей,
а среди молодежи, проживающей в сельских
населенных пунктах Архангельской
области, этот показатель выше и
составляет 65,7 процента. Однако
фактически волонтерами становятся лишь
25,2 процента опрошенных, среди которых
преобладают молодые люди младшего
возраста (лица до 18 лет составляют 42
процента данной группы) и женщины (29,3
процента).
Основным мотивом для вступления в
ряды волонтеров является желание помочь
другим и чувствовать себя полезным (35,7
процента респондентов), на втором месте -
стремление к интересному и активному
образу жизни (32,2 процента опрошенных).
Респонденты также выделяли желание
участвовать в решении общественных
проблем (26,3 процента). Эти данные
свидетельствуют о высокой значимости
формирования волонтерской активности на
основе личных ценностей и осознания
необходимости включения в решение
социальных проблем. Каждый пятый
волонтер (21,3 процента) выделяет желание
получить дополнительные знания и
расширить круг общения.
1.5. Удовлетворенность реализацией
молодежной политикой в Архангельской
области
В большей степени молодежь не
осведомлена о деятельности в сфере
молодежной политики и патриотического
воспитания (53,5 процента). Индекс по
Архангельской области принимает
отрицательное значение (-7,2 пункта). По
территориям опроса положительный индекс
отмечается только среди молодежи,
проживающей в сельских населенных
пунктах Архангельской области (5,2
пункта).
Деятельность Правительства
Архангельской области оценивается
молодыми людьми выше, чем деятельность
органов местного самоуправления
муниципальных образований
Архангельской области. За прошедший год
индекс увеличился на 12,8 пункта, в текущем
периоде положительные оценки
значительно преобладают (62,9 процента).
Неодобрение чаще получали органы
местного самоуправления муниципальных
образований Архангельской области (40,1
процента недовольны работой с
молодежью). За год органы местного
самоуправления муниципальных
образований Архангельской области
ощутимо улучшили показатели, прирост
индекса составил семь пунктов.
Более лояльными в оценках
деятельности Правительства
Архангельской области и органов
местного самоуправления муниципальных
образований Архангельской области стали
молодые люди в возрасте 14 - 18 лет (индекс
выраженно положительный, составил 69,1 и 42
пункта соответственно). Положительное
значение индекса сохраняется и в группе
19 - 24 лет. После 25 лет уровень неодобрения
деятельности органов власти заметно
усиливается и достигает минимума в
группе 30 - 35 лет. Более критичными в этом
вопросе оказались мужчины.
За последний год на 2,4 пункта
возросла доля респондентов, полагающих,
что ситуация с решением проблем молодежи
улучшилась. В 2024 году показатель
составил 44,2 процента. Положительный
тренд сохраняется с 2019 года. Замечают
ухудшение ситуации 5,9 процента
опрошенных. Большинство придерживаются
позиции, что изменений не происходит (42,2
процента).
По мнению молодежи, особое внимание
органы власти должны уделять решению
жилищных проблем молодежи (43 процента),
поддержке молодой семьи (32,1 процента), а
также обеспечению гарантий в сфере труда
и занятости молодежи, образования (29,7 - 24
процента). Кроме того, важное значение
имеет развитие сферы информирования,
досуга, поддержки талантливой молодежи,
патриотического воспитания (23,1 - 17,2
процента).
В целом по Архангельской области 91,3
процента молодежи отмечает наличие
необходимых возможностей в Российской
Федерации для самореализации молодежи.
2. Модель молодежной политики в
Архангельской области
Органом, ответственным за
реализацию молодежной политики в
Архангельской области, является
агентство по делам молодежи
Архангельской области.
В Архангельской области
осуществляют деятельность следующие
четыре государственных автономных
учреждения, подведомственные агентству
по делам молодежи Архангельской
области:
государственное автономное
учреждение Архангельской области
"Молодежный центр" (далее - Молодежный
центр);
государственное автономное
учреждение Архангельской области
"Региональный центр патриотического
воспитания и подготовки граждан
(молодежи) к военной службе" (далее -
Региональный центр патриотического
воспитания);
государственное автономное
учреждение Архангельской области "Штаб
молодежных трудовых отрядов
Архангельской области";
государственное автономное
учреждение Архангельской области "Центр
поддержки молодой семьи".
С 2020 года реализуется проект
"Молодежные пространства", позволяющий
обеспечить равный доступ молодежи к
возможностям сферы молодежной политики.
На территории Архангельской
области в 19 муниципальных образованиях
Архангельской области функционируют 28
молодежных пространств. Благодаря
появлению новых помещений расширились
возможности муниципальных молодежных
центров в городском округе "Город
Архангельск", городском округе
Архангельской области "Котлас",
муниципальном округе Архангельской
области "Город Северодвинск" и
Няндомском муниципальном округе
Архангельской области. В частности, для
муниципального учреждения "Молодежный
центр" в городе Котласе в рамках
инвестиционной программы в 2022 году было
приобретено отдельно стоящее здание
площадью более 500 кв. метров. В городе
Северодвинске в 2024 году в рамках
программы комплексного развития
молодежной политики "Регион для молодых"
состоялось открытие филиала
муниципального автономного учреждения
"Молодежный центр" площадью более 400 кв.
метров. Ведутся работы по подготовке к
открытию "Мультиформатного пространства
"СО.Здание" студенческих отрядов
Архангельской области" площадью 2400 кв. м.
Совершенствуется инфраструктура в
сфере патриотического воспитания. В
круглогодичном режиме работает
учебно-методический центр "Авангард"
(далее - центр "Авангард"). Инфраструктура
центра "Авангард" позволяет принимать
пятидневные учебные сборы
старшеклассников, проводить сборы
инструкторов военно-патриотических
клубов, а в летнее время принимать летние
профильные смены, в том числе
патриотической направленности.
В каждом муниципальном образовании
Архангельской области создан зональный
центр патриотического воспитания и
подготовки граждан, проживающих на
территории Архангельской области, к
военной службе. По мере необходимости
осуществляется их дооснащение
материальной базой.
В целях увековечения памяти о
защитниках Отечества на территории
Регионального центра патриотического
воспитания завершилось обустройство
уникального комплекса "Аллея Славы",
включающего портреты и информацию о 14
полных кавалерах ордена Славы -
уроженцах и жителях Архангельской
области.
Ассоциацией "Ресурсный центр
добровольчества Архангельской области"
во исполнение поручения по итогам
заседания Государственного совета от 29
января 2023 года реализуется поэтапное
создание сети центров общественного
развития "Добро.Центр" (далее -
Добро.Центр) в целях вовлечения граждан,
проживающих на территории Архангельской
области, в добровольческую и
благотворительную деятельность,
поддержки локальных общественных
проектов и социально ориентированных
некоммерческих организаций.
Добро.Центры открываются на базе
благотворительных фондов,
некоммерческих организаций и
государственных учреждений.
Добро.Центры открыты в городских
округах Архангельской области "Город
Коряжма" и "Котлас", муниципальном округе
Архангельской области "Город
Северодвинск", Вельском муниципальном
районе Архангельской области,
Каргопольском, Котласском и Шенкурском
муниципальных округах Архангельской
области.
В городском округе "Город
Архангельск" Добро.Центры действуют в
Молодежном центре и в федеральном
государственном автономном
образовательном учреждении высшего
образования "Северный (Арктический)
федеральный университет имени
М.В.Ломоносова" (далее - Северный
(Арктический) федеральный университет
имени М.В.Ломоносова).
С 2024 года Архангельская область
получила право на создание
круглогодичного молодежного
образовательного центра "Наука". Перед
центром стоит задача по популяризации
научной деятельности среди молодежи
Российской Федерации.
2.1. Молодежные и детские
общественно-государственные и
общественные объединения
В качестве одного из ключевых
субъектов молодежной политики
рассматриваются молодежные и детские
общественно-государственные и
общественные объединения. Ключевой
инструмент поддержки - гранты на
реализацию проектов.
За период с 2021 по 2024 год молодежными
объединениями привлечено 158 млн. рублей
из федерального бюджета на реализацию 130
проектов. Из областного бюджета в рамках
грантовых конкурсов были поддержаны 376
молодежных проектов на общую сумму 149
млн. рублей.
Наибольший охват своей
деятельностью осуществляют
региональные отделения ключевых
всероссийских движений.
С 2023 года в Архангельской области
осуществляет деятельность региональное
отделение Общероссийского
общественно-государственного движения
детей и молодежи "Движение первых" (далее
- Движение первых). За два года в Движение
первых вступили 26 027 человек, создано 411
первичных отделений.
Активно развивается Юнармейское
движение. Численность его участников за
пять лет выросла с 7600 до 12 518 человек.
Количество отрядов увеличилось с 192 до
218.
Численность участников движения
Российских студенческих отрядов за пять
лет выросла с 835 до 2267 человек.
2.2. Кадровая обеспеченность сферы
молодежной политики
В агентстве по делам молодежи
Архангельской области осуществляют
деятельность 14 государственных
гражданских служащих Архангельской
области и работников.
В государственных учреждениях
Архангельской области в сфере
молодежной политики насчитывается 106
человек, в муниципальных учреждениях
муниципальных образований
Архангельской области - 93 человека.
В федеральном государственном
бюджетном образовательном учреждении
высшего образования "Северный
государственный медицинский
университет" введена должность
проректора по молодежной политике и
воспитательной деятельности, создано
управление по внеучебной и социальной
работе.
В Северном (Арктическом)
федеральном университете имени
М.В.Ломоносова введена должность
проректора по социальным вопросам и
воспитательной работе, создано
управление социальной и воспитательной
работы, действует программа
бакалавриата по направлению подготовки
39.03.03 "Организация работы с молодежью", в
рамках которой ежегодно выпускаются
около 15 молодых специалистов.
2.3. Программы и проекты в сфере
молодежной политики
Одним из основных направлений
работы по реализации Указа Президента
Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N
809 "Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению
традиционных российских
духовно-нравственных ценностей"
является совершенствование форм и
методов воспитания и образования детей и
молодежи в соответствии с целями
государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных ценностей.
В 2022 году утверждена первая в
стране Стратегия развития
военно-патриотического воспитания в
Архангельской области, в рамках которой
осуществляется подготовка наставников -
инструкторов военно-патриотического
воспитания (далее - инструкторы). В 2022 - 2024
годах сборы инструкторов прошли 108
руководителей и инструкторов
военно-патриотических объединений,
которые в дальнейшем охватили своей
работой 9878 участников данных
объединений. Для работы с молодежью в
муниципальных образованиях
Архангельской области создана система
зональных центров. За последние пять лет,
помимо обученного инструкторского
состава, в каждом из 25 зональных центров
была пополнена материально-техническая
база.
В 2024 году на площадке Регионального
центра патриотического воспитания
создано музейное пространство,
посвященное борьбе с нацизмом.
Высокий профилактический эффект
имеет привлечение подростков в трудовую
деятельность. За последние пять лет
ежегодное количество трудоустраиваемых
в каникулы подростков приблизилось к 2000.
В настоящее время это не просто
организация временной трудовой
занятости, а система "кадрового резерва"
для молодежной Общероссийской
общественной организации "Российские
Студенческие Отряды", поскольку вся
организация работы и внерабочей
деятельности выстроена в течение года.
Положительная динамика
наблюдается и в количестве
трудоустроенных студентов. Ежегодное
количество трудоустроенных студентов
выросло почти в четыре раза и достигло к
2024 году 1247 человек.
2020 год ознаменовался усилением
роли добровольческого движения по
борьбе с пандемией. В Архангельской
области, как и по всей Российской
Федерации, активно заработало движение
взаимопомощи #МыВместе, которое после
начала специальной военной операции,
проводимой на территориях Донецкой
Народной Республики, Луганской Народной
Республики, Запорожской области,
Херсонской области и Украины (далее -
специальная военная операция) активно
подключилось к помощи военнослужащим и
их семьям, а также населению
воссоединенных территорий, Белгородской
и Курской областей. Волонтерами
отработано более 600 заявок по
единоразовой помощи от военнослужащих и
их семей.
Студены-спасатели из отряда
"Помор-Спас" совершали выезды в
Оренбургскую и Курганскую области для
помощи населению во время затопления.
Добровольцы активно участвуют в
сборе и отправке гуманитарной помощи, в
гуманитарных миссиях в Курской и
Ростовской областях, в очистке берегов
Черного моря от мазута после наступления
чрезвычайной ситуации.
В настоящее время количество
жителей Архангельской области,
зарегистрированных на портале Добро.рф в
качестве волонтеров, достигло 29 631
человека, а количество организаций,
выступающих организаторами
добровольческой деятельности, - 1144
человека.
Ведется последовательная работа,
направленная на укрепление института
семьи и сохранение традиционных
духовно-нравственных семейных
ценностей.
Молодым семьям, участникам
специальной военной операции и их семьям
оказываются психологическая, правовая,
юридическая помощь и поддержка. Ежегодно
проводится более 500 консультаций
психологов по вопросам гармонизации
супружеских, детско-родительских
отношений, решению семейных кризисов, а
также преодоления посттравматического
синдрома и переживания горя.
В Архангельской области действуют
77 клубов молодых семей. Количество их
участников составляет более 2500 человек.
В целях решения жилищного вопроса
продолжает действовать государственная
программа "Обеспечение качественным,
доступным жильем и объектами инженерной
инфраструктуры населения Архангельской
области", в рамках которой реализуется
подпрограмма "Обеспечение жильем
молодых семей". За весь период реализации
подпрограммы 3302 молодые семьи в
Архангельской области улучшили жилищные
условия.
2.4. Научное, методическое и
информационное обеспечение молодежной
политики
Для обеспечения методической
поддержки специалистов по работе с
молодежью и стандартизации работы в
сфере молодежной политики используются
разработанные Федеральным агентством по
делам молодежи методические
рекомендации "Стандарт экосистемы
молодежной политики", "Стандарт
регионального органа исполнительной
власти в сфере молодежной политики",
"Стандарт учреждения молодежной
политики".
3. Проблемы в сфере молодежной политики
Открытость информационного и
культурного пространства привела к
неконтролируемой экспансии западной
массовой культуры и появлению тенденции
к аномии (потере нравственных
ориентиров) у молодого поколения и
замещению традиционных ценностей
чужеродными.
Кроме того, среди проблемных
вопросов отмечаются следующие
1) вопросы
ценностно-идеологического характера, в
том числе:
незавершенность восстановления
управления политикой во всех сферах
общественной жизни на основе приоритета
национальной культуры и традиционных
ценностей;
ослабление системы
межпоколенческих связей и
преемственности ценностных ориентаций
разных поколений граждан Российской
Федерации;
дезактуализация каналов и
механизмов передачи традиционных
российских духовно-нравственных
ценностей и ориентиров, социального и
исторического наследия в молодежной
среде и в обществе в целом;
экспансия западного образа жизни и
стиля потребления (космополитизм,
аполитичность, девиация), в том числе
посредством
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет";
угроза разрастания правового
нигилизма в молодежной среде;
2) вопросы демографического
характера, в том числе:
низкая рождаемость в молодых
семьях;
снижение у молодежи мотивации и
условий к сознательному созданию семьи;
недостаточная обеспеченность
жильем и (или) отсутствие жилых
помещений, пригодных для проживания
молодежи и молодых семей;
несовершенство мер поддержки
молодых семей и молодых специалистов,
проживающих в сельских населенных
пунктах Архангельской области;
сокращение доли молодежи в составе
населения, проживающего в Архангельской
области, с высоким экономическим
потенциалом, отток молодежи из сельских
населенных пунктов Архангельской
области;
3) вопросы социального характера, в
том числе:
несформированность ответственной
позиции за сохранение и укрепление
собственного здоровья, мотивация к
ведению здорового образа жизни;
недостаточность мер по укреплению
и охране здоровья молодежи, внедрению
современных здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих технологий;
скрытая и открытая пропаганда
вредных привычек;
недостаток доступной спортивной
инфраструктуры, необходимой для
организации занятий физической
культурой, совершенствования уровня
физической подготовленности детей и
молодежи, подготовки к
непосредственному выполнению
нормативов испытаний (тестов)
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне", в том числе в
сельских населенных пунктах
Архангельской области;
недостаток мер по социальной
реинтеграции молодежи из группы риска, в
том числе молодежи, оказавшейся в
трудной жизненной ситуации;
недостаточность условий для
личностного роста и самореализации
молодежи с ограниченными возможностями
здоровья;
4) вопросы экономического
характера, в том числе:
снижение экономического
потенциала молодежи вследствие отказа
от получения профессионального
образования, включая образование по
аграрному направлению;
сохраняющиеся
административно-правовые барьеры в
сфере трудоустройства молодежи;
низкий спрос на меры
государственной поддержки со стороны
молодых предпринимателей;
снижение уровня участия молодых
работников в повестке молодежной
политики, недостаточное использование
их потенциала после окончания обучения;
5) вопросы, связанные с
государственной и общественной
безопасностью, в том числе:
рост преступлений, совершаемых
молодежью с использованием
информационно-телекоммуникационных
технологий или в сфере компьютерной
информации;
рост преступлений, совершенных в
отношении несовершеннолетних (против
половой неприкосновенности и половой
свободы личности, против семьи и
несовершеннолетних);
распространение, в том числе
посредством
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", деструктивных
материалов (контента), причиняющих вред
здоровью и (или) физическому,
психическому, духовному, нравственному
развитию детей и молодежи, в том числе
распространяющих идеологию терроризма и
экстремизма, пропаганду антисемейных
ценностей, нетрадиционных сексуальных
отношений, потребления психоактивных
веществ;
обострение и усиление конфликтов
на национальной почве, в том числе с
целью дестабилизации
общественно-политической обстановки на
территории Российской Федерации;
агрессия и травля среди подростков
и молодежи, в том числе в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность;
распространение радикализма,
неонацизма и иных деструктивных
идеологий среди детей и молодежи,
вовлечение (склонение, вербовка) их в
экстремистскую и иную противоправную
деятельность;
слабость системы просвещения в
сфере работы с информацией, выявления
ложных информационных потоков,
реагирования в ситуациях травли,
обеспечения безопасности персональных
данных;
распространение киберзависимости,
номофобии;
6) вопросы, связанные с молодежным
участием и молодежным самоуправлением, в
том числе:
фрагментарность правового
сопровождения деятельности органов
детского и молодежного самоуправления;
недостаточная развитость
механизмов вовлечения молодежи в
реализацию проектов инициативного
бюджетирования;
7) вопросы управленческого
характера, в том числе:
недостаточное обеспечение
комфортной городской среды и
инфраструктуры молодежной политики, в
том числе дефицит доступных и бесплатных
общественных пространств для детей и
молодежи в муниципальных образованиях
Архангельской области;
отсутствие эффективной системы
межведомственной координации в сфере
молодежной политики и воспитания,
обеспечивающей единство и непрерывность
воспитательной работы на всех этапах
взросления и становления личности,
начиная с раннего школьного возраста;
недостаточный уровень
профессионального престижа
специалистов по работе с молодежью;
отсутствие системы научного
обеспечения молодежной политики, а также
недостаточность проводимых
исследований в данной сфере, экспертного
и учебно-методического сопровождения
подготовки специалистов по работе с
молодежью.
IV. Цель, приоритетные направления и
задачи реализации Стратегии
Целью Стратегии является
формирование к 2030 году системы
молодежной политики в Архангельской
области, ориентированной на становление
и развитие патриотически настроенного,
высоконравственного и ответственного
поколения граждан Российской Федерации,
способного обеспечить суверенитет,
конкурентоспособность и дальнейшее
развитие Российской Федерации,
соблюдение прав, свобод и законных
интересов молодежи, улучшение
социально-экономического положения
молодежи, активное ее привлечение к
участию в государственном строительстве
и развитии современного российского
общества, учитывающей его актуальные
потребности, вызовы и угрозы, стоящие
перед страной.
Приоритетные направления
реализации Стратегии:
развитие традиционных российских
ценностно-смысловых и нравственных
ориентиров, гражданственности и
патриотизма в молодежной среде;
создание для молодых семей
благоприятных условий, направленных на
повышение рождаемости, формирование
ценностей семейной культуры;
формирование системы ценностей
здорового образа жизни в молодежной
среде, обеспечение социальных гарантий
молодежи, содействие ее образованию,
научной, научно-технической и творческой
деятельности;
профессиональное развитие
молодежи, содействие ее занятости,
трудоустройству, в том числе на
предприятиях агропромышленного сектора,
предпринимательской деятельности,
повышению уровня финансовой
грамотности;
противодействие деструктивному
поведению молодежи, ее правовое
просвещение и информационная защита;
создание условий для развития
молодежного добровольчества
(волонтерства), молодежных и детских
общественно-государственных и
общественных объединений, органов
молодежного самоуправления;
совершенствование системы
управления и инфраструктуры в сфере
молодежной политики.
Достижение цели Стратегии
предполагается осуществить путем
реализации следующих задач:
обеспечение открытости и равного
доступа молодежи, молодых семей,
молодежных общественных объединений к
соответствующим мерам государственной
поддержки;
обеспечение устойчивости
молодежной среды к внешним и внутренним
вызовам и угрозам;
обеспечение преемственности
традиционных российских
духовно-нравственных ценностей,
приобщение молодежи к историческим и
культурным традициям народов Российской
Федерации как основе для создания
патриотического молодежного сообщества,
работающего на национальные интересы
народов Российской Федерации;
популяризация и пропаганда
ценностей семьи, материнства, отцовства
и многодетности, подготовка молодежи к
семейной жизни, укрепление семейных
традиций и межпоколенческих связей;
создание условий для
совершенствования оказания медицинской
помощи по профилю "акушерство и
гинекология", проведения мероприятий по
диспансеризации лиц репродуктивного
возраста в целях оценки репродуктивного
здоровья, для оказания медицинской,
социальной и психологической помощи
молодым женщинам в период
репродуктивного выбора, а также по
улучшению инфраструктуры
соответствующих медицинских
организаций;
формирование культуры здорового и
активного образа жизни в молодежной
среде, ответственной позиции за
сохранение и укрепление собственного
физического и духовного здоровья;
создание условий для получения
образования, самореализации молодежи,
развитие социальных лифтов, повышение
мотивации молодежи к самообразованию,
активному построению карьеры и занятию
предпринимательской и научной
деятельностью;
привлечение и стимулирование
присутствия молодежи на территориях,
которым грозят депопуляция и потеря
экономического потенциала;
повышение престижа военной службы
и обеспечение поддержки молодых
военнослужащих и членов их семей;
интеграция молодежи с
ограниченными возможностями здоровья,
оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, в профессиональную
деятельность, формирование и развитие
необходимых навыков, обеспечение
практико-ориентированного (дуального)
обучения;
предупреждение правонарушений и
антиобщественных действий молодежи,
повышение уровня межнационального
(межэтнического) и межконфессионального
согласия в молодежной среде, защита
молодежи от деструктивного
информационно-психологического
воздействия;
формирование благоприятной для
полноценного развития молодежи
информационной среды, содействие
развитию общедоступных национальных
цифровых сервисов;
обеспечение демографической
безопасности молодежи через
формирование законопослушного
поведения, воспитание правового
сознания;
поддержка и развитие органов
молодежного самоуправления, молодежных
и детских общественных объединений,
обеспечение молодежного участия в
управлении делами государства и
общественной жизни;
формирование и развитие
эффективного законодательства
Российской Федерации в сфере молодежной
политики;
повышение эффективности
деятельности исполнительных органов
государственной власти Архангельской
области, осуществляющих деятельность в
сфере молодежной политики, повышение
профессионального престижа
специалистов по работе с молодежью, а
также обеспечение преемственности
системы воспитания на всех уровнях
общего и профессионального образования;
совершенствование научного,
программного, кадрового,
инфраструктурного, финансового,
информационного и иных форм обеспечения
молодежной политики;
привлечение талантливой молодежи в
сферу исследований и разработок,
содействие вовлечению исследователей и
разработчиков в решение важнейших задач
развития общества и страны;
совершенствование взаимодействия
органов государственной власти
Архангельской области и органов
местного самоуправления муниципальных
образований Архангельской области с
институтами гражданского общества при
реализации молодежной политики
Российской Федерации в Архангельской
области.
Меры по приоритетному направлению
реализации Стратегии "Развитие
традиционных российских
ценностно-смысловых и нравственных
ориентиров, гражданственности и
патриотизма в молодежной среде":
обеспечение присутствия
государственных символов Российской
Федерации во всех сферах общественной
жизни молодежи в целях формирования
общероссийской гражданской
идентичности;
популяризация использования
молодежью в профессиональной и личной
коммуникации литературного русского
языка как языка межнационального
общения, достижений национальных
культур, направленных на укрепление
общероссийской гражданской
идентичности;
популяризация изучения истории, в
том числе родного края, на основе
достоверных фактов и предметов, имеющих
историческую и культурную ценность;
обеспечение преемственности и
непрерывности программ воспитания,
реализуемых для всех возрастов и
социально-демографических групп
молодежи;
создание и развитие проектов,
направленных на сближение поколений и
передачу традиционных российских
духовно-нравственных ценностей от
старших поколений к младшим, приобщение
молодежи к культуре и исторической
памяти;
развитие наставничества в
социальной сфере, привлечение к работе с
детьми и молодежью лиц, имеющих
значительные заслуги перед обществом,
государственные награды, ведомственные
знаки отличия, а также ветеранов боевых
действий и участников специальной
военной операции. Развитие системы
поддержки молодежных организаций,
проектов и инициатив, направленных на
решение социально значимых задач в
области образования,
духовно-нравственного развития,
социального предпринимательства,
здравоохранения, культуры, в том числе
посредством грантовой поддержки;
развитие форм взаимодействия в
сфере воспитания детей и молодежи между
общеобразовательными организациями,
профессиональными образовательными
организациями, образовательными
организациями высшего образования и
социально ориентированными
некоммерческими организациями,
осуществляющими патриотическое
воспитание молодежи;
формирование у молодежи, в том
числе у обучающихся общеобразовательных
организаций, профессиональных
образовательных организаций,
образовательных организаций высшего
образования, профессиональных навыков и
навыков общественно полезной работы,
гражданственности и патриотизма по
методике "обучение служением" через
вовлечение в общественно значимые
проекты и решение конкретных социальных
задач;
реализация программ развития
гражданско-патриотического, общественно
полезного, научно-популярного,
образовательного, молодежного и
детского туризма и отдыха с учетом
обеспечения их доступности для молодежи
с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов;
развитие новых туристских
маршрутов, отвечающих задачам
продвижения в молодежной среде системы
традиционных ценностей, патриотизма, а
также повышения осведомленности о
культурно-историческом наследии
Российской Федерации;
создание системы поддержки
молодежи и молодежных организаций,
занимающихся деятельностью в области
экологии, экологического просвещения и
развития экологической культуры,
формирования духовно-нравственного
отношения молодежи к родной природе и
чувства сопричастности к ней;
популяризация научного знания и
активная просветительская деятельность,
направленная на формирование
всесторонне развитой личности молодого
гражданина Российской Федерации;
развитие системы выявления,
поддержки и продвижения молодых
деятелей культуры в создании социально
значимого контента для молодежи,
направленного на укрепление
традиционных российских
духовно-нравственных ценностей,
сохранение исторической правды,
формирование и продвижение образов
современных российских героев в близких
для молодежи жанрах кино, театральных
постановках, музыке и анимации;
развитие системы
непрофессионального молодежного
творчества с целью выявления и
продвижения молодых талантов на основе
традиций народов Российской Федерации;
вовлечение молодежи в
деятельность, направленную на поддержку
участников и ветеранов боевых действий и
членов их семей;
популяризация военной службы с
целью воспитания у молодежи чувства
гражданской ответственности и
патриотизма, разработка системы
социальных поощрений для участников
боевых действий, в том числе для
участников специальной военной
операции;
развитие допризывной подготовки в
образовательных организациях всех
уровней с целью формирования у юношей
морально-психологической и физической
готовности к военной службе, обеспечение
обучающихся знаниями и умениями,
необходимыми для освоения обязанностей
защитника Отечества.
Меры по приоритетному направлению
реализации Стратегии "Создание для
молодых семей благоприятных условий,
направленных на повышение рождаемости,
формирование ценностей семейной
культуры":
популяризация института семьи как
союза мужчины и женщины в качестве
социально успешного компонента общества
через интеграцию семейной тематики в
продукцию российской медиаиндустрии,
индустрии культуры, в социальной
рекламе;
популяризация среди молодежи
образа полной многодетной семьи;
создание условий для увеличения
числа многодетных семей с тремя и более
детьми;
повышение уровня
социально-правовой информированности в
вопросах семьи и брака,
психолого-педагогической готовности
молодежи к родительству;
развитие детской и молодежной
инфраструктуры, объектов сферы
образования, отдыха и оздоровления,
объектов здравоохранения для детей,
центров молодежного досуга, физической
культуры и спорта, туризма, творчества с
учетом потребностей молодых семей в
совмещении образования и карьеры с
родительством, а также развитие
акушерско-гинекологической помощи
населению, реализация мероприятий по
профилактике абортов;
разработка и реализация проектов и
программ, направленных на развитие
физической культуры и спорта, туризма,
творчества для молодых семей;
обеспечение реализации программы
предоставления молодым семьям жилых
помещений по договорам найма жилых
помещений жилищного фонда социального
использования с учетом обеспечения их
доступности для молодежи с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, а также программы накопления
денежных средств, необходимых для оплаты
первоначального взноса в рамках
жилищного (ипотечного) кредитования или
приобретения жилья без привлечения
заемных средств, за счет средств
федерального, областного и местного
бюджетов;
создание системы подготовки
инвалидов к самостоятельной семейной
жизни, в том числе с использованием
организации сопровождаемого проживания
инвалидов;
усиление поддержки военнослужащих
в возрасте до 35 лет, в том числе
участников специальной военной
операции, и членов их семей, включая
внедрение программ адаптации участников
боевых действий и специальной военной
операции по их возвращению на
гражданскую работу и вовлечению в
проекты и программы молодежной
политики.
Меры по приоритетному направлению
реализации Стратегии "Формирование
системы ценностей здорового образа
жизни в молодежной среде, обеспечение
социальных гарантий молодежи,
содействие ее образованию, научной,
научно-технической и творческой
деятельности":
укрепление и охрана здоровья
молодежи, внедрение современных
здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих технологий;
воспитание у молодежи
ответственного отношения к своему
психологическому и физическому здоровью
как обязательной части общекультурного
развития;
повышение доступности
квалифицированной профессиональной
психологической помощи молодежи в
образовательных организациях высшего
образования и профессиональных
образовательных организациях;
разработка комплексных программ по
поддержке психического здоровья
молодежи, направленных на профилактику
стресса и психических расстройств,
развитие устойчивости и адаптивности к
изменяющимся жизненным
обстоятельствам;
создание условий для занятий
физической культурой и массовым спортом
для молодежи, в том числе развитие и
модернизация доступных объектов
спортивной инфраструктуры, с учетом
растущего спроса молодежи на занятия
современными видами спортивной
активности и массового спорта, участие
во Всероссийском
физкультурно-спортивном комплексе
"Готов к труду и обороне";
развитие инфраструктуры
физической культуры и спорта для
маломобильных групп населения и
инвалидов в Архангельской области в
целях социализации указанных лиц
методами адаптивной физической культуры
и спорта, а также формирование новых
профессиональных компетенций
инструктора-методиста по адаптивной
физической культуре и адаптивному
спорту, в том числе с применением
цифровых технологий;
организация и проведение
физкультурных мероприятий и акций,
направленных на популяризацию активного
здорового образа жизни, формирование
осознанной потребности у молодежи в
систематических занятиях физической
культурой и спортом и в участии во
Всероссийском физкультурно-спортивном
комплексе "Готов к труду и обороне";
масштабирование практик
молодежного туризма с учетом
обеспечения их доступности для
инвалидов;
создание условий для реализации
творческого потенциала молодежи,
вовлечение ее в культурно-досуговую
деятельность, поддержка творческих
молодежных объединений и клубов;
расширение системы
государственной поддержки талантливой
(одаренной) молодежи;
интенсификация работы по
социальной и культурной адаптации
иностранных граждан, обучающихся в
российских образовательных
организациях высшего образования и
профессиональных образовательных
организациях, с целью интеграции в
российское общество иностранной
молодежи;
обеспечение реализации программы
привлечения молодых специалистов,
проживающих в сельских населенных
пунктах Архангельской области, для
реализации карьерного и
профессионального потенциала молодежи,
их возможностей для творчества, досуга,
спорта, рождения и воспитания детей,
участия в реализации значимых
социальных проектах в сельских
населенных пунктах;
противодействие пропаганде
вредных привычек, антисоциального
образа жизни в молодежной среде и в
обществе в целом.
Меры по приоритетному направлению
реализации Стратегии "Профессиональное
развитие молодежи, содействие ее
занятости, трудоустройству, в том числе
на предприятиях агропромышленного
сектора, и предпринимательской
деятельности, повышению уровня
финансовой грамотности":
создание механизмов вовлечения
молодежи в среднее профессиональное и
высшее образование, формирование
мотивации у молодежи к самообразованию;
популяризация в молодежной среде и
в обществе в целом таких качеств и
ценностей, как профессионализм,
созидательный труд, в том числе через
создание различных форм общественного
признания за труд;
создание программ трудового
воспитания для обучающихся
общеобразовательных организаций;
повышение эффективности программ
профессионального самоопределения
молодежи через развитие дополнительных
профессиональных программ в форме
стажировки, реализацию проектов
промышленного туризма, ознакомление с
российскими системообразующими
предприятиями, гостевые визиты в другие
субъекты Российской Федерации, а также в
муниципальные образования с повышенным
спросом на квалифицированные кадры по
различным специальностям;
повышение вариативности выбора
образовательной траектории для молодежи
из малых городов и сел через развитие
системы образовательных грантов,
академической мобильности,
совершенствование и повышение
прозрачности практики приема на целевое
обучение;
развитие инклюзивной, безбарьерной
среды для молодежи с ограниченными
возможностями здоровья в
образовательных организациях высшего
образования и профессиональных
образовательных организациях;
снижение административных
барьеров при трудоустройстве
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17
лет, в том числе молодежи с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов,
развитие инфраструктуры подростковой
занятости;
развитие общедоступных сервисов
для молодежи по поиску работы с участием
муниципальных образований
Архангельской области, профильных
ведомств и компаний-работодателей;
развитие системы наставничества в
профессиональной сфере с целью
поддержки и адаптации молодежи на первом
рабочем месте, создания среды для
формирования социальных навыков,
повышения профессионального мастерства
молодежи и передачи профессионального
опыта;
развитие общедоступных сервисов
для непрерывного обучения, развития
гибких навыков, освоения новых
технологий;
разработка и реализация программы
по повышению финансовой грамотности
молодежи и формированию финансовой
культуры;
развитие программ государственной
поддержки молодых ученых, их научных
исследований;
содействие развитию молодежного
предпринимательства, в том числе на базе
образовательных организаций высшего
образования и профессиональных
образовательных организаций, повышение
информированности и спроса на меры
государственной поддержки среди молодых
предпринимателей;
поддержка и оказание содействия
деятельности молодежи в некоммерческом
секторе, созданию и реализации
деятельности социально ориентированных
некоммерческих организаций, созданных
молодежью;
повышение доступности для молодежи
качественного образования в области
предпринимательства, распространение
успешных практик систем образования по
созданию и развитию предпринимательских
классов;
привлечение молодежи, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, на государственную и
муниципальную службу;
выстраивание карьерных лифтов для
молодежи.
Меры по приоритетному направлению
реализации Стратегии "Противодействие
деструктивному поведению молодежи, ее
правовое просвещение и информационная
защита":
использование системы
нравственных и смысловых ориентиров для
повышения уровня межнационального
(межэтнического) и межконфессионального
согласия и взаимодействия в молодежной
среде, позволяющей противостоять
идеологии экстремизма, терроризма,
проявлениям ксенофобии, коррупции,
дискриминации по признакам социальной,
религиозной, расовой, национальной
принадлежности;
профилактика социально негативных
явлений в молодежной среде и вовлечение
молодежи в активную деятельность по
формированию позитивного
антинаркотического, антиникотинового,
антиалкогольного,
антитеррористического,
антиэкстремистского контента в
информационном пространстве;
просвещение молодежи в сфере
противодействия распространению
идеологии нацизма, национализма,
ксенофобии, религиозного экстремизма и
терроризма;
развитие системы правовой
грамотности молодежи для предупреждения
правонарушений с использованием
информационно-телекоммуникационных
технологий;
создание условий для
востребованности у молодежи
отечественных информационных ресурсов,
социальных сетей, мобильных приложений;
профилактика насилия в отношении
несовершеннолетних, предотвращение их
безнадзорности, развитие жизненных и
социальных навыков детей и молодежи;
разработка межведомственной
программы по неприятию систематической
агрессии (буллинга), в том числе
направленной против инвалидов;
создание сети многопрофильных
реабилитационных центров для молодежи,
страдающей наркотической, алкогольной и
иной зависимостью;
внесение изменений в
законодательство Российской Федерации,
направленных на противодействие
деструктивному поведению молодежи, ее
правовое просвещение и информационную
защиту, в том числе в образовательных
организациях;
правовое просвещение молодежи,
направленное на формирование
позитивного отношения к закону,
установок на законопослушное поведение,
достижение прочных знаний молодежи о
законодательстве, законности, правах и
обязанностях личности, повышение роли
закона как непреложной социальной
ценности;
разработка и внедрение действенных
форм вовлечения молодежи в
правотворческую и правоохранительную
деятельность;
формирование у молодежи стойкого
неприятия идеологии терроризма и
экстремизма в различных их проявлениях,
противодействие обострению
межнациональных и межконфессиональных
конфликтов среди молодежи.
Меры по приоритетному направлению
реализации Стратегии "Создание условий
для развития молодежного
добровольчества (волонтерства),
молодежных и детских
общественно-государственных и
общественных объединений, органов
молодежного самоуправления":
поддержка и развитие органов
молодежного самоуправления, в том числе
советов обучающихся
общеобразовательных организаций,
профессиональных образовательных
организаций, образовательных
организаций высшего образования;
формирование системы молодежного
инициативного бюджетирования,
распространение его практики в
общеобразовательных организациях,
профессиональных образовательных
организациях и образовательных
организациях высшего образования;
расширение инфраструктуры для
поддержки добровольческого движения и
пространств для развития социальных
инноваций на муниципальном уровне;
развитие добровольческого
движения, направленного на возрождение
активного досуга детей по месту
жительства, организацию дворовых
турниров;
развитие добровольческого
движения, направленного на организацию
доступности для инвалидов комфортной
среды и инфраструктуры, организацию
обустройства как квартир и домов
инвалидов, так и входных групп под нужды
инвалидов;
содействие развитию международных
связей молодежных организаций, их
равноправному сотрудничеству с
зарубежными молодежными организациями;
развитие международного
молодежного сотрудничества в формате
"общественной дипломатии" для укрепления
репутации Российской Федерации в
зарубежных молодежных аудиториях;
интеграция движения молодых
соотечественников в программы
продвижения достижений Российской
Федерации вовне страны как движения
единомышленников, разделяющих ценности
и политику Российской Федерации;
совершенствование
законодательства Архангельской области
в части закрепления перечня форм
поддержки, оказываемой молодежным и
детским общественным объединениям
(информационной, финансовой,
имущественной, консультационной,
кадровой и другой поддержки),
предоставления возможности получения
нефинансовых мер государственной
поддержки не зарегистрированным в
установленном законодательством
Российской Федерации порядке молодежным
и детским общественным объединениям,
определения требований к организации и
осуществлению государственного
мониторинга деятельности молодежных и
детских общественных объединений в
Российской Федерации.
Меры по приоритетному направлению
реализации Стратегии "Совершенствование
системы управления и инфраструктуры в
сфере молодежной политики":
формирование
государственно-частного партнерства в
сфере молодежной политики для
вовлечения в ее реализацию
бизнес-сообщества, общественных
объединений и граждан Российской
Федерации, проживающих на территории
Архангельской области;
повышение привлекательности
государственной и муниципальной службы
в сфере молодежной политики как первого
места работы для государственных
гражданских служащих Архангельской
области и муниципальных служащих
муниципальных образований
Архангельской области;
реализация программ
профессиональной переподготовки и
повышения квалификации специалистов по
работе с молодежью;
подготовка и повышение на
регулярной основе профессионального
уровня работников исполнительных
органов государственной власти
Архангельской области, органов местного
самоуправления муниципальных
образований Архангельской области,
образовательных организаций высшего
образования и профессиональных
образовательных организаций,
общественных объединений в сфере
социальной и культурной адаптации и
интеграции иностранных граждан;
совершенствование системы
подготовки кадров в сфере молодежной
политики;
использование возможностей и
механизмов международного
сотрудничества при реализации
молодежной политики.
V. Механизмы, финансовые источники и
оценка результатов реализации Стратегии
Реализацию Стратегии осуществляют
исполнительные органы государственной
власти Архангельской области во
взаимодействии с иными органами
государственной власти Архангельской
области и органами местного
самоуправления в соответствии с их
компетенцией.
Деятельность в сфере молодежной
политики отвечает целям, задачам и
показателям национального проекта
"Молодежь и дети", объединяющего в себе
все меры поддержки детей и молодежи.
Реализация Стратегии:
осуществляется на основании
приоритетных направлений реализации
Стратегии и обеспечивается за счет
декомпозиции показателей и результатов
национального проекта "Молодежь и дети" в
рамках региональных проектов;
на уровне муниципальных
образований Архангельской области
осуществляется на основании реализации
муниципальных программ в сфере
молодежной политики;
предполагает научно-методическое
сопровождение разработки и принятия
управленческих решений в сфере
молодежной политики на уровне
Архангельской области и на уровне
муниципальных образований
Архангельской области, а также
дальнейшее совершенствование ее
нормативной правовой базы;
осуществляется за счет средств
областного бюджета, местных бюджетов
муниципальных образований
Архангельской области, а также за счет
внебюджетных источников.
Оценка результатов реализации
Стратегии осуществляется на основе
контроля достижения основных
показателей:
доля молодежи, участвующей в
проектах и программах, направленных на
профессиональное, личностное развитие и
патриотическое воспитание, к 2030 году
составит не менее 75 процентов;
доля молодежи, разделяющей и
поддерживающей традиционные российские
духовно-нравственные ценности, к 2030 году
составит не менее 85 процентов;
обеспечение эффективной
общедоступной системы раскрытия,
поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи, которая к 2030
году охватит не менее 50 процентов детей и
молодежи;
создание системы для становления и
развития поколения граждан Российской
Федерации, проживающих на территории
Архангельской области, патриотически
настроенного, высоконравственного и
ответственного, способного обеспечить
суверенитет, конкурентоспособность и
дальнейшее развитие Российской
Федерации, которая к 2030 году охватит не
менее 50 процентов молодых людей;
доля молодежи, верящей в
возможности самореализации в Российской
Федерации, к 2030 году составит не менее 85
процентов;
доля молодых людей, вовлеченных в
добровольческую и общественную
деятельность, к 2030 году составит не ниже
45 процентов;
доля исследователей в возрасте до 39
лет в общей численности российских
исследователей к 2030 году составит не
менее 50 процентов;
уровень безработицы молодежи в
возрасте от 15 до 29 лет к 2030 году составит
не более пяти процентов.
Дополнительные показатели оценки
результатов реализации Стратегии
разрабатываются с учетом приоритетных
направлений реализации Стратегии при
формировании плана мероприятий по
реализации Стратегии.
Перечень основных показателей,
указанных в Стратегии, уточняется по
результатам мониторинга ее реализации.
Источником исходной информации для
оценки реализации Стратегии являются
данные мониторинга реализации
молодежной политики и данные
статистических наблюдений.
Уточнение основных показателей
будет происходить в процессе реализации
Стратегии с учетом достигнутых
результатов и прогнозируемых рисков в
отношении запланированных мероприятий.
Механизмом контроля реализации
Стратегии является контроль хода
достижения показателей и результатов
национального проекта "Молодежь и дети",
декомпозированных на Архангельскую
область.