ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2025 года N 176
О стратегии развития
внешнеэкономической деятельности
Республики Калмыкия до 2030 года
В целях развития
внешнеэкономической деятельности в
Республике Калмыкия Правительство
Республики Калмыкия постановляет:
Утвердить прилагаемую Стратегию
развития внешнеэкономической
деятельности Республики Калмыкия до 2030
года.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Г.БОСХОМДЖИЕВА
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 5 июня 2025 г. N 176
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
I. Общие положения
Стратегия развития
внешнеэкономической деятельности
Республики Калмыкия на период до 2030 года
(далее - Стратегия) определяет цели,
приоритеты, задачи и механизмы развития
внешнеэкономической деятельности
Республики Калмыкия, направленные на
интеграцию в глобальную экономику,
диверсификацию экспорта и укрепление
международных связей. Учтены
геополитические вызовы (санкции,
логистические ограничения),
национальные приоритеты Российской
Федерации и потенциал региона.
Развитие межрегиональных и
внешнеэкономических связей является
одним из важнейших инструментов
комплексного развития Республики
Калмыкия. Внешнеэкономическая
деятельность Республики Калмыкия
основывается на учете интересов
экономического развития республики и
осуществляется с целью привлечения
инвестиционных ресурсов и новых
участников, развития экспортного
потенциала, создания новых рабочих мест.
Стратегия разработана в
соответствии со следующими нормативными
правовыми актами:
- Федерального закона от 4 января 1999
года N 4-ФЗ "О координации международных и
внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации";
- Федерального закона от 26 июля 2017
года N 179-ФЗ "Об основах приграничного
сотрудничества";
- Федерального закона от 28 июня 2014
года N 172-ФЗ "О стратегическом
планировании в Российской Федерации";
- Федерального закона от 8 декабря
2003 года N 164-ФЗ "Об основах
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности";
- Федерального закона от 31 декабря
2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в
Российской Федерации";
- Федерального закона от 22 июля 2005
года N 116-ФЗ "Об особых экономических
зонах в Российской Федерации";
- Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года";
- Указа Президента Российской
Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О
Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации";
- Указа Президента Российской
Федерации от 13 мая 2017 года N 208 "О
Стратегии экономической безопасности
Российской Федерации на период до 2030
года";
- Указа Президента Российской
Федерации от 31 марта 2023 года N 229 "Об
утверждении Концепции внешней политики
Российской Федерации";
- Указа Президента Российской
Федерации от 8 ноября 2011 года N 1478 "О
координирующей роли Министерства
иностранных дел Российской Федерации в
проведении единой внешнеполитической
линии Российской Федерации";
- Указа Президента Российской
Федерации от 25 августа 2023 года N 642 "Об
усилении координации
внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации";
- Указа Президента Российской
Федерации от 1 апреля 1996 года N 440 "О
концепции перехода Российской Федерации
к устойчивому развитию";
- постановления Правительства
Российской Федерации от 31 июля 2015 года N
779 "О промышленных кластерах и
специализированных организациях
промышленных кластеров";
- распоряжения Правительства
Российской Федерации от 7 октября 2020 года
N 2577-р об утверждении Концепции
приграничного сотрудничества в
Российской Федерации;
- распоряжения Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2024
года N 4146-р об утверждении Стратегии
пространственного развития Российской
Федерации на период до 2030 года с
прогнозом до 2036 года;
- распоряжения Правительства
Российской Федерации от 5 марта 2022 года N
430-р об утверждении перечня иностранных
государств и территорий, совершающих
недружественные действия в отношении
Российской Федерации, российских
юридических и физических лиц;
- распоряжения Правительства
Российской Федерации от 6 июня 2020 года N
1512-р об утверждении Сводной стратегии
развития обрабатывающей промышленности
Российской Федерации до 2030 года и на
период до 2035 года;
- распоряжения Правительства
Российской Федерации от 14 июля 2021 года N
1912-р об утверждении целей и основных
направлений устойчивого (в том числе
зеленого) развития Российской
Федерации;
- распоряжения Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 2025
года N 450-р об утверждении Программы по
продвижению российской продукции за
рубежом;
- Стратегии развития
внешнеэкономической деятельности
Российской Федерации на период до 2030
года;
- национального проекта
"Международная кооперация и экспорт";
- национальных проектов по
обеспечению технологического лидерства:
"Новые материалы и химия", "Средства
производства и автоматизации", "Новые
атомные и энергетические технологии",
"Промышленное обеспечение транспортной
мобильности", "Беспилотные авиационные
системы", "Технологическое обеспечение
продовольственной безопасности", "Новые
технологии сбережения здоровья",
"Экономика данных и цифровая
трансформация государства";
- регионального проекта "Системные
меры развития международной кооперации
и экспорта Республики Калмыкия";
- Стратегии
социально-экономического развития
Республики Калмыкия на период до 2030 года,
утвержденной постановлением Республики
Калмыкия от 24 декабря 2019 года N 388;
- Стратегии развития экспорта
Республики Калмыкия до 2030 года,
утвержденной постановлением
Правительства Республики Калмыкия от 6
декабря 2024 года N 335;
- прогноза
социально-экономического развития
Республики Калмыкия на период до 2030 года,
утвержденного постановлением
Правительства Республики Калмыкия от 17
декабря 2018 года N 386;
- бюджетного прогноза Республики
Калмыкия на период до 2030 года,
утвержденного постановлением
Правительства Республики Калмыкия от 14
февраля 2017 года N 60 "Об утверждении
бюджетного прогноза Республики Калмыкия
на период до 2030 года";
- регионального экспортного
стандарта 2.0, утвержденного протоколом
проектного комитета национального
проекта "Международная кооперация и
экспорт" от 2 сентября 2022 года N 5;
- регионального инвестиционного
стандарта, утвержденного приказом
Министерства экономического развития
Российской Федерации от 30 сентября 2021
года N 591;
- резолюции Генеральной Ассамблеи
ООН от 25 сентября 2015 года N 70/1
"Преобразование нашего мира: Повестка
дня в области устойчивого развития на
период до 2030 года";
- методических рекомендаций по
разработке стратегии развития
внешнеэкономической деятельности
субъекта Российской Федерации, включая
экспортные стратегии и региональные
программы развития экспорта;
иных документов стратегического
планирования.
II. Состояние и перспективы развития
внешнеэкономической деятельности
Республики Калмыкия на период до 2030 года
Динамика показателей
внешнеэкономической деятельности
Республики Калмыкия в 2020 - 2024 годах
По итогам 2024 года внешнеторговый
оборот Республики Калмыкия увеличился
на 116,2% по сравнению с 2023 годом и в 9,7 раза
по отношению к уровню 2020 года.
В 2024 году отмечается увеличение
экспорта Республики Калмыкия в 2 раза
относительно уровня 2020 года, импорта
почти в 74 раза к уровню 2020 года. Доля
экспорта Республики Калмыкия по итогам
2024 года составила 18,4% во внешнеторговом
обороте, снизившись на 70,9 п.п. по
сравнению с 2020 годом (89,3%).
Основой республиканского экспорта
в 2024 году стали продовольственные товары
и сырье для них, машиностроительная
продукция, текстиль и обувь, товары,
относимые к категории "другие товары",
продукция химической промышленности.
За период 2020 - 2024 гг. регион
демонстрирует положительную динамику по
доле числа экспортеров из общего числа
участников внешнеэкономической
деятельности республики (в 2020 году - 53,3%, в
2024 году - 61,2%). При этом, согласно данным
таможенной статистики внешней торговли
Федеральной таможенной службы России,
структура регионального экспорта
состоит из оборота несырьевых
неэнергетических товаров экспортерами
из числа субъектов МСП (100%).
В 2024 году внешнеэкономическую
деятельность осуществляли 304
хозяйствующих субъекта Республики
Калмыкия: экспортировали товары 186
участников ВЭД, импортировали - 118
участников ВЭД.
В 2024 году наблюдается рост
количества участников ВЭД относительно
уровня 2023 года (+86,5%), в том числе
экспортеров (+ 93,8%) и импортеров (+76,1%). В 2023
году внешнеэкономическую деятельность
осуществляли 163 хозяйствующих субъекта
Республики Калмыкия: экспортировали
товары - 96 участника ВЭД, импортировали -
67 участника ВЭД.
В современных условиях
геополитической обстановки санкционное
давление со стороны недружественных
государств не повлияло на динамику роста
внешнеторгового оборота и роста числа
торговых партнеров республики.
Предприятия и организации региона
адаптировались в сложившихся условиях,
восстановили либо изменили
логистические цепочки, расширили
географию поставок в сторону
дружественных стран.
Количество торговых партнеров
Республики Калмыкии в 2024 году достигает
27 стран, из которых в 17 осуществляются
экспортные поставки.
По сравнению с 2020 годом количество
стран - партнеров в 2024 году увеличилось
более чем в 1,5 раза, в основном за счет
выхода на зарубежные рынки малого,
среднего и микробизнеса через
международные электронные торговые
площадки (маркетплейсы).
Ведущие страны-контрагенты
Республики Калмыкия 2024 года: Китай,
Беларусь, Кыргызстан, Азербайджан,
Узбекистан, Республика Корея, Казахстан,
Армения, Турция, Туркменистан, Индия,
Иран, Нидерланды, США, Ирак, Таиланд,
Польша, Абхазия.
Анализ товарного экспорта региона
Товарная структура экспорта
Республики Калмыкия характеризуется
неэнергетическими несырьевыми товарами
среднего передела переработки, тогда как
на мировом рынке востребована
производимая продукция верхних
переделов (в первую очередь - продукция
машиностроения).
За период 2020 - 2021 годы динамика
экспорта Республики Калмыкия
демонстрировала тенденцию к снижению, и
только в 2022 году показала рост, в том
числе по числу стран партнеров, но без
качественного изменения товарной
структуры. В 2023 году наблюдалось
снижение объема экспортных поставок в
связи с ограничениями, введенными в
целях предотвращения распространения
новой коронавирусной инфекции.
Таблица 1
Экспорт Республики Калмыкия в 2020 - 2024
годах
Показатель |
Год | ||||
|
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Объем экспорта (млн долл. США) |
2,60 |
1,01 |
ДСП |
ДСП |
ДСП |
% к предыдущему году |
50,2 |
38,9 |
225,2 |
74,4 |
306,4 |
При осуществлении экспортных
операций участники внешнеэкономической
деятельности Республики Калмыкия
отдавали предпочтение странам Союза
независимых государств. Основной объем
экспортных поставок приходится на
Республику Беларусь и Казахстан.
Из стран дальнего зарубежья
ключевыми партнерами Республики
Калмыкия являются Исламская Республика
Иран, Турция, Китайская Народная
Республика, Гонконг, Вьетнам (таблица 2).
Таблица 2
Экспорт Республики Калмыкия в 2020 - 2024
годах со странами дальнего зарубежья и
странами СНГ
Показатель |
Год | ||||
|
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Объем экспорта в страны дальнего зарубежья (млн долл. США) |
0,55 |
0,54 |
ДСП |
ДСП |
ДСП |
% к предыдущему году |
366,7 |
98,2 |
97,7 |
163,5 |
20,1 |
Объем экспорта в страны СНГ (тыс. долл. США) |
2,05 |
0,47 |
ДСП |
ДСП |
ДПС |
% к предыдущему году |
40,8 |
22,9 |
376,9 |
47,3 |
609,0 |
Основные позиции по размеру доли в
стоимостном объеме экспорта в 2024 году
занимают следующие основные товарные
группы: "продовольственные товары и
сельскохозяйственное сырье" - 77%, коды ТН
ВЭД 01-24, "машины, оборудование и
транспортные средства" - 12,2%, коды ТН ВЭД
84-90, "текстиль, текстильные изделия и
обувь" - 5,0% от общей доли экспорта, коды ТН
ВЭД 50-67, "другие товары" - 3,4%, коды ТН ВЭД
91-97, 68-70, "продукция химической
промышленности, каучук" - 1,6%, коды ТН ВЭД
28-40.
Таблица 3
Динамика изменения товарной (отраслевой)
структуры экспорта
Группа товаров |
Ежегодный темп прироста (к аналогичному периоду прошлого года), % | ||||
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
(01-24) Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
290,9 |
66,7 |
242,6 |
148,6 |
325,9 |
(28-40) Продукция химической промышленности, каучук |
- |
- |
24,6 |
396,6 |
171,6 |
(41-43) Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
- |
- |
- |
5500 |
241,8 |
(44-49) Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
- |
- |
91,7 |
5,5 |
6400 |
(50-67) Текстиль, текстильные изделия и обувь |
- |
739,8 |
54,7 |
34,0 |
279,0 |
(72-83) Металлы и изделия из них |
2,7 |
- |
- |
34,6 |
566,7 |
(84-90) Машины, оборудование и транспортные средства |
52,8 |
2,3 |
3481,7 |
22,7 |
261,5 |
(91-97, 68-70) Другие товары |
- |
- |
448,7 |
89,0 |
224,8 |
Таблица 4
Доля групп товаров в общем объеме
экспорта
Группа товаров |
Доля, % | ||||
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
(01-24) Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
19,62 |
33,66 |
36,3 |
72,3 |
77,0 |
(28-40) Продукция химической промышленности, каучук |
- |
4,95 |
0,5 |
3,0 |
1,6 |
(41-43) Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
- |
5,94 |
0,0 |
0,2 |
0,3 |
(44-49) Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
- |
1,00 |
0,2 |
0,0 |
0,4 |
(50-67) Текстиль, текстильные изделия и обувь |
2,69 |
49,51 |
12,1 |
5,5 |
5,0 |
(72-83) Металлы и изделия из них |
25,77 |
- |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
(84-90) Машины, оборудование и транспортные средства |
51,86 |
2,97 |
46,8 |
14,3 |
12,2 |
(91-97, 68-70) Другие товары |
- |
1,98 |
3,8 |
4,6 |
3,4 |
В 2024 году крупнейшими
странами-контрагентами в экспорте
Республики Калмыкия являются (по
убыванию стоимости): Азербайджан,
Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Иран,
Кыргызстан, Ирак, Польша, Армения,
Туркменистан, Турция, Абхазия.
Таблица 5
Топ-5 стран по доле в объеме экспорта
Республики Калмыкия по итогам 2020 - 2024
гг.
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. | |||||
Беларусь |
72,5% |
Беларусь |
41,7% |
Казахстан |
54,8% |
Иран |
32,7% |
Азербайджан |
47,3% |
Турция |
10,1% |
Вьетнам |
11,9% |
Беларусь |
21,3% |
Казахстан |
22,4% |
Беларусь |
18,1% |
Казахстан |
6,0% |
Гонконг |
10,6% |
Иран |
16,5% |
Беларусь |
15,1% |
Казахстан |
15,2% |
Иран |
5,2% |
Иран |
10,0% |
Ирак |
2,4% |
Азербайджан |
5,5% |
Узбекистан |
13,8% |
Китай |
2,6% |
Индия |
9,7% |
Узбекистан |
0,5% |
Узбекистан |
4,7% |
Иран |
1,5% |
Товарная структура импорта
Республики Калмыкия в 2024 году в основном
включает машиностроительную продукцию
(31,6% стоимости), товары, относимые к
категории "другие товары" (24,7%), текстиль,
текстильные изделия и обувь (19,5%),
продукцию химической промышленности
(12,8%), древесину и целлюлозно-бумажные
изделия (4,5%), продовольственные товары
(2,7%), металлы и изделия из них (2,5%).
Структурные сдвиги в импорте по
сравнению с 2023 годом несущественные.
Количество стран - партнеров в
импорте в 2024 году - 20 стран (в 2023 году - 18
стран).
Основные партнеры: Китай (69,1%
стоимости), Кыргызстан (11,3%), Беларусь
(9,3%).
Экспортный потенциал Республики
Калмыкия
Экспортный потенциал Республики
Калмыкия базируется в основном на
продукции агропромышленного комплекса и
в незначительной части
машиностроительной продукции, текстиля.
Основу экономики аграрного сектора
республики составляет животноводство,
ориентированное в основном на мясное
скотоводство, мясное и тонкорунное
овцеводство. На долю производства
продукции животноводства приходится
более 60,0% всей сельскохозяйственной
продукции.
По итогам 2024 года численность
крупного рогатого скота достигла 297,8 тыс.
голов, по поголовью крупного рогатого
скота республика занимает семнадцатое
место в России. Поголовье овец и коз
составило 1,4 млн голов, республика
занимает первое место в Южном
федеральном округе и второе место в
России.
В республике проводится большая
работа по укреплению племенной базы,
состоящей из 15 организаций по разведению
и выращиванию крупного рогатого скота
калмыцкой породы, 14 - по разведению
племенных овец, 3 - по разведению лошадей
и 1 - по разведению верблюдов.
Также по данному направлению
осуществляют деятельность 4 сервисные
организации: региональный
информационно-селекционный центр,
лаборатория иммуногенетической
экспертизы, лаборатория
молекулярно-генетической экспертизы,
организация по искусственному
осеменению сельскохозяйственных
животных на базе ФГБОУ ВО "Калмыцкий
государственный университет имени Б.Б.
Городовикова".
Одной из задач по
совершенствованию племенной базы
мясного скотоводства является внедрение
современных биотехнологий для развития
племенных хозяйств крупного и мелкого
рогатого скота.
В целях модернизации отрасли
животноводства в 2021 году создан
региональный научно-производственный
центр по воспроизводству
сельскохозяйственных животных, на базе
которого работает первая в России
лаборатория с полным циклом заморозки
семени баранов-производителей,
осуществляются работы по искусственному
осеменению крупного и мелкого рогатого
скота.
Планируется создание банка
замороженных эмбрионов до 6 000 единиц в
год, что позволит снабжать готовым
ценным материалом потребителей не
только Калмыкии, но и других регионов
страны, а в перспективе выйти на
зарубежные рынки. В этой связи
планируется создание
селекционно-генетического центра по
овцам мясного и мясо - шерстного
направления и селекционно-генетического
центра по крупному рогатому скоту
мясного направления.
В перспективе реализация
вышеуказанных мероприятий позволит
значительно увеличить долю
отечественной говядины и баранины на
внутрироссийском рынке за счет
получения российскими предприятиями
широкого доступа к качественному
отечественному семенному материалу,
современным технологиям
воспроизводства, учета поголовья.
Растениеводство является важной
частью агропромышленного комплекса
Республики Калмыкия. Основными видами
возделываемых сельскохозяйственных
культур являются зерновые, подсолнечник,
овощи, бахчевые, картофель, кормовые.
Положительная динамика за
последние 5 лет наблюдается в отрасли
растениеводства. В 2023 и 2024 годах
аграриями Республики Калмыкия собраны
рекордные урожаи зерна - 807,0 тыс. тонн и
743,0 тыс. тонн соответственно.
Доля промышленного производства в
структуре валового регионального
продукта по итогам 2023 г. составила 7,8% (2019
г. - 3,3%).
Число промышленных предприятий в
2024 году увеличилось в 1,8 раза по
сравнению с уровнем 2020 года (183 ед.) и
составило 328 единиц.
В 2024 году объем отгруженных товаров
собственного производства по разделу
"Обрабатывающие производства" составил
1,3 млрд руб., увеличившись в 1,3 раза к
уровню 2020 года (1,0 млрд руб.).
Наибольший удельный вес в
структуре обрабатывающей
промышленности занимают отрасли:
"Производство пищевых продуктов",
"Производство прочей неметаллической
минеральной продукции". Доля
производства пищевых продуктов в общем
объеме отгруженной продукции за 2024 год
составила 46,7%, доля производства прочей
неметаллической минеральной продукции -
6,7%.
Все большее место в экономике
республики занимает малый и средний
бизнес.
Согласно данным Единого реестра
субъектов малого и среднего
предпринимательства за период 2020 - 2024 гг.
в Республике Калмыкия наблюдается рост
количества субъектов малого и среднего
предпринимательства (далее - субъекты
МСП). Так, в 2024 году общее количество
субъектов МСП составило 28 022 единиц, что в
3,3 раза больше уровня 2020 года (8 550
субъектов МСП). По итогам 2024 года
республика лидирует по росту
зарегистрированных субъектов малого и
среднего предпринимательства в России.
Общая численность занятых в сфере МСП в
2024 году составляет 79 463 работника, что в 4
раза выше уровня 2020 года.
Направления развития экспортной
специализации
С учетом фактического уровня
конкурентоспособности продукции
производителей республики и тенденций
ее изменения в перспективе, а также с
учетом возможностей расширения
присутствия регионального бизнеса на
внешних рынках, в ходе реализации
Стратегии необходимо сосредоточить
ресурсы и усилия государства и
институтов поддержки на следующих
приоритетных отраслевых направлениях
развития экспорта:
- растениеводство и животноводство
(злаки, мука из зерна злаков, крупа, мука
грубого помола, племенной скот (КРС и
МРС), мясо овец (баранина), мясо КРС
(говядина), рыба и овощная продукция);
- производство напитков,
производство пищевых продуктов;
- текстиль, текстильные изделия
(шерсть, одежда, трикотаж и обувь).
На текущий момент в Республике
Калмыкия большая часть из перечисленных
направлений деятельности уже производит
продукцию на экспорт или же имеет
экспортный потенциал.
Перспективным направлением
развития остается экспорт продукции
сельхозтоваропроизводителей.
Экспортный потенциал Республики
Калмыкия базируется на выгодном
географическом положении, исторической
агропромышленной специализации
республики на пастбищном животноводстве
и растениеводстве. Калмыкия - регион,
который наиболее полно отвечает
требованиям рационального ведения
овцеводства, мясного скотоводства,
коневодства, чему способствовали
исторический опыт, традиции ведения
пастбищного животноводства,
естественная структура пастбищ и
агроклиматические условия.
Основные направления - мясное
скотоводство, мясное и тонкорунное
овцеводство.
Доля продукции АПК в общем
стоимостном объеме экспорта, по данным
таможенной статистики внешней торговли
региона, в настоящий момент составляет
порядка 77%. Из этого объема 19,0% приходится
на мясную продукцию, 16,8% - на рыбу и
морепродукты, 6% - шерсть, 31,5% - на овощную
продукцию, 16,8% - на продукцию мукомольной
промышленности, 6,1% - на продукцию
пищевую, 3,8% - прочую продукцию АПК.
В среднесрочной перспективе
ожидается рост спроса на внешних рынках
(ориентировочно на 20%) на мясо и мясную
продукцию.
Имеется потенциал для роста
экспорта продукции на новые рынки и
расширения поставок сельхозпродуктов
как для действующих экспортеров (ООО
"Мясно", ООО "МГ ЭКСПОРТ ИМПОРТ", ООО
"Хавсн", ИП Очиров Ю.А.), так и для
потенциальных.
Значимым экспортно -
ориентированным инвестиционным
проектом, реализуемым в регионе,
является проект ООО "Сян Махан" по
созданию на территории Республики
Калмыкия мясоперерабатывающего
предприятия полного цикла (с убоем) со 100%
иностранными инвестициями. Инвесторами
выступают бизнесмены из Китайской
Народной Республики. Продукцию глубокой
переработки мяса КРС и МРС планируется
направлять на экспорт в Китай.
В сфере заготовки шерсти ведущим
предприятием по заготовке и первичной
переработке шерсти тонкорунных,
полутонкорунных и полугрубошерстных
пород овец на территории Республики
Калмыкия является ООО "Калмык Вул".
Компания специализируется на заготовке,
обработке и реализации шерсти мелкого
рогатого скота и осуществляет продажу
товара в ближнее и дальнее зарубежье.
Компания аттестована на экспорт
своей продукции в 36 странах мира.
Продукция компании уже отправляется в 5
стран мира. С момента создания компания
освоила следующие рынки сбыта - Беларусь,
Китай, Индия, Уругвай, Польша. Заключен
контракт по поставке продукции компании
в Италию. Ассортимент продукции компании
состоит из 13 позиций и постоянно
расширяется.
Инвестиционный проект компании по
созданию Калмыцкого независимого Центра
подготовки шерсти вошел в перечень
приоритетных инвестиционных проектов
Республики Калмыкия.
Меры государственной поддержки экспорта
Наряду с федеральными мерами
поддержки российского экспорта на
уровне региона действует Стратегия
социально-экономического развития
Республики Калмыкия на период до 2030 года,
утвержденная постановлением
Правительства Республики Калмыкия от 24
декабря 2019 года N 388, которая определяет
приоритеты, цели и задачи
государственного управления в
республике на указанный период,
направленные на повышение
конкурентоспособности экономики, уровня
и качества жизни населения.
Действующая в Республике Калмыкия
система поддержки экспорта включает в
себя Центр поддержки экспорта
Республики Калмыкия на базе центра "Мой
бизнес", Министерство экономики и
торговли Республики Калмыкия,
Министерство сельского хозяйства
Республики Калмыкия,
Торгово-промышленная палата Республики
Калмыкия.
С помощью Центра поддержки
экспорта Республики Калмыкия
оказываются следующие виды
государственной поддержки:
Комплексная услуга по
сопровождению экспортного контракта.
В рамках предоставления
комплексной услуги по сопровождению
экспортного контракта базовые услуги
предоставляются субъектам малого и
среднего предпринимательства на
безвозмездной основе.
Комплексная услуга по содействию в
поиске и подборе иностранного
покупателя.
В рамках предоставления
комплексной услуги по содействию в
поиске и подборе иностранного
покупателя базовые услуги
предоставляются субъектам малого и
среднего предпринимательства на
безвозмездной основе.
Комплексная услуга по обеспечению
доступа субъектов малого и среднего
предпринимательства субъекта
Российской Федерации к запросам
иностранных покупателей на товары
(работы, услуги).
Субъектам малого и среднего
предпринимательства комплексная услуга
предоставляется на безвозмездной
основе. В случае привлечения
специализированных организаций к
выполнению запроса их услуги
оплачиваются в полном объеме за счет
средств субсидии из федерального
бюджета и бюджета субъекта Российской
Федерации в размере, не превышающем
предельного значения, предусмотренного
сметой на один субъект малого и среднего
предпринимательства.
Комплексная услуга по организации
и проведению международных
бизнес-миссий.
В рамках предоставления
комплексной услуги по организации и
проведению международных бизнес-миссий
базовые услуги предоставляются
субъектам малого и среднего
предпринимательства на безвозмездной
основе.
В случае привлечения
специализированных организаций к
выполнению запроса их услуги
оплачиваются в полном объеме за счет
средств субсидии из федерального
бюджета и бюджета субъекта Российской
Федерации в размере, не превышающем
предельного значения, предусмотренного
сметой на один субъект малого и среднего
предпринимательства.
Комплексная услуга по организации
и проведению реверсных бизнес-миссий.
Субъектам малого и среднего
предпринимательства услуга
предоставляется на безвозмездной
основе. В случае привлечения
специализированных организаций к
выполнению запроса их услуги
оплачиваются в полном объеме за счет
средств федерального и (или)
регионального бюджетов в размере, не
превышающем предельного значения,
предусмотренного сметой на один субъект
малого и среднего предпринимательства.
Комплексная услуга по организации
и проведению межрегиональных
бизнес-миссий.
Субъектам малого и среднего
предпринимательства услуга
предоставляется на безвозмездной
основе. В случае привлечения
специализированных организаций к
выполнению запроса их услуги
оплачиваются в полном объеме за счет
средств субсидии из федерального
бюджета и бюджета субъекта Российской
Федерации в размере, не превышающем
предельного значения, предусмотренного
сметой на один субъект малого и среднего
предпринимательства.
Комплексная услуга по организации
участия субъектов малого и среднего
предпринимательства в
выставочно-ярмарочных мероприятиях на
территории Российской Федерации и за
пределами территории Российской
Федерации.
В случае привлечения
специализированных организаций к
выполнению запроса их услуги
оплачиваются в полном объеме за счет
средств субсидии из федерального
бюджета и бюджета субъекта Российской
Федерации в размере, не превышающем
предельного значения, предусмотренного
сметой на 1 субъект малого и среднего
предпринимательства.
Комплексная услуга по содействию в
размещении субъектов малого и среднего
предпринимательства и (или) товара
(работы, услуги) субъекта малого и
среднего предпринимательства на
международных электронных торговых
площадках предоставляется субъектам
малого и среднего предпринимательства
по запросу.
В случае привлечения
специализированных организаций к
выполнению запроса их услуги
оплачиваются в полном объеме за счет
средств субсидии из федерального
бюджета и бюджета субъекта Российской
Федерации в размере, не превышающем
предельного значения, предусмотренного
сметой на один субъект малого и среднего
предпринимательства.
Комплексная услуга по обеспечению
участия субъектов малого и среднего
предпринимательства в акселерационных
программах по развитию экспортной
деятельности.
В рамках организации участия
субъектов малого и среднего
предпринимательства в отраслевой или
страновой акселерационной программе
Центр поддержки экспорта Республики
Калмыкия оплачивает следующие расходы:
- на организацию и проведение
информационно-консультационных модулей
для субъектов малого и среднего
предпринимательства по вопросам
экспортной деятельности;
- на организацию экспертного
сопровождения субъектов малого и
среднего предпринимательства -
участников отраслевой или страновой
акселерационной программы.
Дополнительные услуги поддержки
экспорта Республики Калмыкия:
- Содействие в создании на
иностранном языке (иностранных языках) и
(или) модернизации уже существующего
сайта субъекта малого и среднего
предпринимательства в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", содержащего контактную
информацию о таком субъекте, а также
информацию о производимых им товарах
(выполняемых работах, оказываемых
услугах) на иностранном языке
(иностранных языках), в том числе в
продвижении сайта субъекта малого и
среднего предпринимательства в доменных
зонах иностранных государств. При этом
расходы поддержки экспорта Республики
Калмыкия составляют не более 80% затрат на
оказание услуги и не могут превышать
предельного значения, предусмотренного
сметой на один субъект малого и среднего
предпринимательства.
- Содействие в проведении
индивидуальных маркетинговых или
патентных исследований, включая
разработку патентных ландшафтов и
проведение патентной технологической
разведки исследования иностранных
рынков. При этом расходы поддержки
экспорта Республики Калмыкия составляют
не более 80% затрат на оказание услуги и не
могут превышать предельное значение,
предусмотренное сметой на один субъект
малого и среднего предпринимательства.
- Содействие в обеспечении защиты и
оформлении прав на результаты
интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства
индивидуализации юридических лиц,
товаров, работ, услуг и предприятий,
которым предоставляется правовая охрана
за пределами территории Российской
Федерации, в том числе содействие
субъекту малого и среднего
предпринимательства в получении
комплекса работ (мероприятий),
осуществляемых в целях регистрации на
внешних рынках объектов
интеллектуальной собственности
(изобретений, полезных моделей,
промышленных образцов, товарных знаков,
наименований мест происхождения товаров
и иных). При этом расходы поддержки
экспорта Республики Калмыкия составляют
не более 70% на оказание услуги и не могут
превышать предельного значения,
предусмотренного сметой на один субъект
малого и среднего предпринимательства.
- Содействие субъектам малого и
среднего предпринимательства в
формировании или актуализации
коммерческого предложения под целевые
рынки и категории товаров (работ, услуг).
Центр поддержки экспорта
Республики Калмыкия организует,
проводит и обеспечивает участие
субъектов малого и среднего
предпринимательства в семинарах,
вебинарах, мастер-классах и других
информационно-консультационных
мероприятиях по вопросам экспортной
деятельности.
Центр поддержки экспорта
Республики Калмыкия оказывает
содействие в приведении продукции и (или)
производственного процесса в
соответствие с требованиями,
предъявляемыми на внешних рынках для
экспорта товаров (работ, услуг)
(стандартизация, сертификация,
необходимые разрешения), а именно
содействие субъекту малого и среднего
предпринимательства в получении
комплекса работ (мероприятий),
осуществляемых в целях оценки
соответствия продукции и (или)
производственного процесса требованиям,
предъявляемым на внешних рынках,
включающими в том числе подготовку
(разработку, доработку, перевод)
технической документации на продукцию,
транспортировку, хранение, испытания и
утилизацию испытательных образцов
продукции, таможенное оформление, в
случае если соответствие указанным
требованиям является обязательным
требованием законодательства страны
экспорта или требованием иностранного
контрагента, содержащимся в экспортном
контракте. При этом расходы поддержки
экспорта Республики Калмыкия составляют
не более 80% затрат на оказание услуги и не
могут превышать предельного значения,
предусмотренного сметой на один субъект
малого и среднего предпринимательства.
Республика Калмыкия
заинтересована в активизации и
расширении экономического
сотрудничества с зарубежными странами,
включая развитие торгово-экономических
связей и реализацию совместных
инициатив в различных сферах.
Продолжается работа по
совершенствованию и повышению
эффективности деятельности поддержки
экспорта Республики Калмыкия.
Расширяется перечень оказываемых услуг
по поддержке экспортно ориентированных
организаций республики.
В последние годы бизнес стал
активнее работать над развитием
онлайн-продаж, в том числе на
международных электронных торговых
площадках (eBay, Alibaba) и российских торговых
площадках. При содействии центра
поддержки экспорта Республики Калмыкия
продукция экспортно-ориентированных
компаний Республикой Калмыкия
размещается на различных
специализированных электронных
торговых площадках.
Учитывая экспортный потенциал
Республики Калмыкия, одной из основных
задач становится расширение географии
присутствия Республики Калмыкия на
внешних рынках посредством увеличения
объемов экспорта традиционных для
региона видов продукции
(продовольственная продукция и сырье,
конкурентоспособная продукция).
Оценка потенциальных объемов
прироста несырьевого экспорта в разрезе
региональных рынков составлена на
основании информационно-аналитических
материалов АО "Российский экспортный
центр" и портала внешнеэкономической
информации Минэкономразвития России.
Представляется целесообразным
расширение экспортных поставок в
Беларусь, Азербайджан, Казахстан,
Узбекистан, Туркменистан, Киргизию,
Абхазию, Таджикистан, Армению, Ирак, Иран,
Китай, Объединенные Арабские Эмираты.
С перечисленными странами уже
налажены торгово-экономические
отношения, в которых у региональных
экспортеров уверенные позиции и есть
весьма хорошие перспективы дальнейшего
роста.
Перспективными рынками для
экспорта товаров Республики Калмыкия
являются:
- Юго-Восточная и Южная Азия;
- Ближний Восток и Северная Африка;
- Страны Центральной и Южной
Африки;
- Северная, Центральная и Латинская
Америка;
- Австралия и Океания;
- Евразийский экономический союз и
постсоветское пространство;
- Китай, Индия.
Предприятия республики готовы
осваивать новые рынки сбыта. Компании
этих стран имеют опыт участия в
инфраструктурных, энергетических,
рыбохозяйственных, агропромышленных и
прочих инвестиционных проектах, что
соответствует отраслевым приоритетам
Республики Калмыкия. Проявлена
заинтересованность в поставках мясной
продукции в Китайскую Народную
Республику, злаков и продукции
мукомольной промышленности - в Иран,
Ирак, Узбекистан, овощной продукции - в
Турцию, Сербию, Польшу.
Таблица 6
Ориентиры экспорта продукции
предприятий региона
N п/п |
Макро регион |
Основные страны - экспортеры |
Основные товарные позиции экспорта |
Перспективные товарные позиции для экспорта |
Перспективные страны - партнеры по экспорту |
Перспективные товарные позиции для экспорта в перспективные страны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Страны ЕАЭС и СНГ |
Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан |
Овощная продукция, рыба, злаки, шерсть, алкогольные и безалкогольные напитки, продукция мукомольной промышленности |
Овощи, пищевые продукты, предметы одежды |
Армения, Туркменистан |
Злаки, рыба, шерсть, керамические изделия, продукция мукомольной промышленности |
2 |
Европа |
Германия, Англия |
Овощная продукция, различное оборудование и механические устройства |
Пищевая продукция |
Сербия, Польша, Грузия |
Овощная продукция, шерсть |
3 |
Азиатско-Тихоокеанский регион |
Вьетнам, Индия |
Пищевые продукты, эфирные масла |
Шерсть, овощная продукция |
Китай, Монголия |
Мясная продукция, субпродукты, изделия из кожи |
4 |
Ближний Восток |
Иран, Ирак, Турция |
Мясо, злаки, овощная продукция, металлы и изделия из них |
Живые животные, масличные семена |
ОАЭ, Пакистан |
Овощная продукция, мясо и пищевые мясные субпродукты, злаки, керамические изделия |
Основные проблемы внутренних и внешних
барьеров, с которыми сталкиваются
экспортеры Республики Калмыкия
Региональные компании
осуществляют поставку несырьевых
неэнергетических товаров. Экспортная
деятельность для такого бизнеса - это
способ выйти на новые рынки, расширить
действующий бизнес, существенно
повысить свою конкурентоспособность.
Вместе с тем имеется ряд
ограничений и рисков, которые
существенно сдерживают возможность
развития экспорта. Существенное влияние
на продвижение региональных экспортеров
оказали ограничения, введенные с целью
борьбы с новой коронавирусной инфекцией,
а также действия ряда стран, которые
ввели санкции против Российской
Федерации в связи с началом специальной
военной операции на территории Украины.
Выход на внешние рынки осложняют как
иностранные регуляторы, так и российские
ответные меры. Ограничения экспортных
операций связаны со сложностями работы с
зарубежными компаниями, расторжением
действующих договоров и контрактов.
Процессы действий в новых условиях не
сформированы окончательно и могут
неоднократно изменяться в любую сторону
- как благоприятную, так и более
негативную.
В рамках проведения оценки
барьеров развития условий для
осуществления экспортной деятельности
предприятий и организаций в Республике
Калмыкия проведен четырехфакторный
анализ состояния внутренней и внешней
среды по модели SWOT (от англ. "strengths" -
"сильные стороны", "weaknesses" - "слабые
стороны", "opportunities" - "возможности", "threats" -
"угрозы").
Таблица 7
SWOT-анализ условий осуществления
внешнеэкономической деятельности на
территории Республики Калмыкия
Сильные стороны (преимущества): |
Слабые стороны (недостатки): |
- высокая доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме экспорта региона (100%); - наличие в регионе инфраструктуры государственной поддержки экспортной деятельности (центр поддержки экспорта АНО МКК "Агентство финансовой поддержки предпринимателей Республики Калмыкия"); - высокий международный спрос на ключевые экспортные продукты, производимые на территории Республики Калмыкия; - наличие эффективных механизмов, направленных на проведение оперативного анализа международных отраслевых рынков и нахождение зарубежных контрагентов в соответствии с запросами региональных предприятий-экспортеров; - выгодное географическое положение Республики Калмыкия между Каспийским и Черным морями, Поволжьем и Кавказом |
- недостаточная информированность потенциальных потребителей о производимых на территории региона продуктах и оказываемых услугах; - затруднения в поиске потенциальных потребителей продукции для экспортеров, в том числе из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП); - сложности с оформлением разрешительной документации, сертификацией и омологацией, дополнительные издержки на адаптацию продукции с учетом требований региональных рынков; - недостаток доступной информация для масштабного анализа зарубежных рынков; - языковые и культурные барьеры; - ограниченность доступного финансирования экспортных проектов; - отсутствие (несовместимость систем) электронного документооборота в ряде стран экспорта |
Возможности: |
Угрозы: |
- увеличение объемов внешнеторговых отношений с азиатским регионом и странами СНГ, - поиск новых партнеров в связи с активизацией санкционной политики продуктовым эмбарго и прочими глобальными внешнеполитическими факторами; - увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Федеративная Республика Бразилия, Мексиканские Соединенные Штаты, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Южно-Африканская Республика, Египет, Малайзия и т.д.). Росту экспорта в страны Африки будут также способствовать дополнительные преференциальные условия для российских экспортеров, доступные при частичной локализации в Российской промышленной зоне в Египте, позволяющей совершать беспошлинную поставку в 72 страны мира. Экспортерам, осуществляющим поставки в страны Африки, будут также доступны финансовые и страховые инструменты акционерного общества "Российский экспортный центр", кредиты и банковские гарантии "Афрэксимбанк" и Акционерного общества "Росэксимбанк", страховые продукты акционерного общества "ЭКСАР" и прочее |
- усиление политики протекционизма в ряде стран мира на фоне роста глобальной конкуренции, установление новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на внешние рынки, включая ужесточение требований к сертификации и омологации продукции; - изменения в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом; - усиление роли глобальных регуляторов и дальнейшая либерализация международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что является причиной затрудненного доступа игроков третьих стран на глобальные рынки; - осложненная санитарно-эпидемиологическая обстановка, послужившая причиной мирового экономического кризиса и приостановки внешнеторговых отношений; - наличие политических рисков (внутренний протекционизм, санкционное давление, нестабильность политической обстановки в ряде стран мира) |
Существенное влияние на
сложившуюся и потенциальную экспортную
активность товаропроизводителей
Республики Калмыкия оказывают:
факторы общемирового масштаба,
либо находящиеся в значительной степени
за пределами влияния России (глобальные
тенденции, колебания конъюнктуры на
мировых рынках);
государственное регулирование или
внутрироссийские проблемы (устранение
проблем возможно усилиями
исполнительных органов власти субъектов
Российской Федерации и
бизнес-сообществом);
факторы, связанные с национальной
денежно-кредитной сферой;
факторы, связанные непосредственно
с особенностями географического
расположения Республики Калмыкия;
проблемы регионального уровня, на
разрешение которых могут влиять органы
исполнительной власти Республики
Калмыкия;
факторы, непосредственно связанные
с экономической и производственной
сферами конкретных
товаропроизводителей.
В настоящей Стратегии пути решения
проблем, сугубо внешних по отношению к
региону, не рассматриваются.
К общим для всех региональных
товаропроизводителей барьерам,
создающим трудности в наращивании
номенклатуры и объемов экспорта,
относятся:
отсутствие компетенций у многих
субъектов МСП региона, необходимых для
ведения операций на целевых зарубежных
рынках;
недостаток систематизированной и
доступной информации о внешних рынках,
включая особенности иностранного
законодательства;
недостаточное развитие
экспортно-логистической инфраструктуры
Республики Калмыкия и в целом в
Российской Федерации;
высокие удельные затраты на
продвижение на экспорт отдельных видов
продукции из-за незначительных объемов
сбыта;
высокая стоимость финансовых
ресурсов, привлекаемых в целях
разработки экспортно-ориентированной
продукции и под экспортные сделки;
отсутствие систематизированной
информации об экспортной продукции,
производимой товаропроизводителями
Республики Калмыкия, а также другими
российскими товаропроизводителями;
слабое развитие дилерской и
сервисной сетей на зарубежных рынках для
региональной продукции.
Региональная транспортно-логистическая
инфраструктура
Республика Калмыкия расположена на
юго-востоке европейской части России,
имеет выгодное положение между
Каспийским и Черным морями, Поволжьем и
Кавказом, входит в состав Южного
федерального округа. В состав республики
входят 13 районов, 3 города, столица - г.
Элиста.
Территория составляет 74,7 тыс. кв. км
(42 место - в Российской Федерации, 4 место -
в Южном федеральном округе, уступает
лишь Волгоградской и Ростовской
областям и Краснодарскому краю). На
западе граничит с Ростовской областью,
на севере - с Волгоградской областью, на
северо-востоке - с Астраханской областью,
на юго-востоке - с Республикой Дагестан,
на юге - со Ставропольским краем.
Республика Калмыкия обладает рядом
конкурентных преимуществ и возможностей
для успешного развития, которые во
многом определяются географическим
положением. На юге региона, у границы со
Ставропольским краем, находится
Чограйское водохранилище, в восточной
части республики простирается побережье
Каспийского моря протяженностью 1,4 тыс.
кв. км. Кроме того, Калмыкия имеет доступ
к одной из ключевых водных транспортных
магистралей России - реке Волге.
Республика Калмыкия занимает
стратегически важное географическое
положение, находясь между Каспийским и
Черным морями, а также связывая Поволжье
с Кавказом. Транспортную основу региона
образуют две ключевые федеральные
трассы: Р-216 "Астрахань - Элиста -
Ставрополь" и Р-22 "Каспий". Через город
Элисту проходит автомагистраль с
твердым покрытием, которая обеспечивает
наиболее короткое и удобное сообщение
между Кавказом и Поволжьем, способствуя
развитию логистики и экономических
связей.
На юге Республики Калмыкия
проходит стратегический выгодный
транспортный коридор, обеспечивающий
перевозку грузов из стран, расположенных
в акватории Каспийского моря, что
создает удобные логистические условия
для развития международных перевозок и
усиления роли региона как транзитного
узла.
Грузоперевозки общего пользования
железнодорожным транспортом по объему в
13 раз уступают автомобильному.
Эксплуатационная длина железных дорог в
Республике Калмыкия - 165 км, что
составляет 0,2% железных дорог России.
Вдоль побережья Каспийского моря
проходит магистральная железная дорога
Кизляр - Астрахань, а в Элисте
расположена железнодорожная станция,
связывающая столицу Калмыкии с
общероссийской сетью железных дорог.
Одно из логистических преимуществ
Республики Калмыкия - близость
инфраструктуры воздушного транспорта.
Аэропорт Элисты расположен в 8 км от
города. В 2023 году завершена его
реконструкция. Площадь обновленного
терминала - 2130 кв. км.
Через южную часть Республики
Калмыкия проходит географически
выгодный путь транспортировки грузов из
стран, расположенных в акватории
Каспийского моря, что может позволить
республике выступать естественным
мостом между Европой и Азией, а также
участвовать в создании системы широкого
партнерства с транспортными институтами
Евросоюза. Данное конкурентное
преимущество имеет высокий потенциал в
развитии внешнеэкономических связей.
С учетом сложившейся
геополитической ситуации в Российской
Федерации особо актуальным становится
развитие международного транспортного
коридора "Север-Юг" (далее - МТК),
открываются большие перспективы для
активизации взаимодействия ЕАЭС с
Индией, Ираном и другими странами Южной
Азии и Персидского залива, наличие
значительного потенциала сопряжения МТК
"Север - Юг" с широтными транспортными
маршрутами.
Выгодное географическое положение
Республики Калмыкия позволяет
рассчитывать на интеграцию в
транспортный коридор "Север-Юг" и
"Запад-Восток" через порт в г. Лагань и
развитие логистических мощностей в п.
Улан-Хол (пересечение ж/д и федеральной
трассы Север-Юг).
Район г. Лагань Республики Калмыкия
является оптимальным местом на севере
Каспия для организации
трансконтинентальных железнодорожных,
автомобильных и морских перевозок с
обеспечением максимального сокращения
стоимости и сроков доставки грузов, и
гармонично вписывается в транспортный
коридор "Север-Юг".
Географическое положение порта
Лагань делает его привлекательным для
развития морской торговли России с
прикаспийскими и тяготеющими к ним
странами (Ираном, Казахстаном,
Туркменистаном, Узбекистаном, Киргизией,
Таджикистаном, Китаем, Индией,
Монголией). Порт может принять на себя
часть грузопотоков Международного
транспортного коридора "Север-Юг",
включая транзитные грузопотоки между
Индией, Пакистаном и странами Европы. По
прогнозам, к 2025 году по МТК "Север-Юг"
пройдет 3,5 млн тонн грузов, 2029 году - 8 млн
тонн, 2050 году - более 20 млн тонн.
Морской порт также станет
отправной точкой для создания
промышленно-логистического кластера,
включающего логистический терминал
класса А, предприятия по производству и
хранению зерновой продукции,
растительных масел, нефти и
нефтепродуктов.
Мероприятие по строительству
морского порта в районе г. Лагань,
Республики Калмыкия включено в Схему
территориального планирования
Российской Федерации в области
федерального транспорта.
III. Цели, приоритеты, задачи и мероприятия
развития внешнеэкономической
деятельности Республики Калмыкия до 2030
года
Внешнеэкономическая деятельность
играет важную роль в достижении
национальных целей, определенных в Указе
Президента Российской Федерации от 7 мая
2024 года N 309 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года и на перспективу до 2036 года":
- обеспечение прироста к 2030 году
объема экспорта несырьевых
неэнергетических товаров не менее чем на
две трети по сравнению с показателем 2023
года;
- увеличение к 2030 году экспорта
продукции агропромышленного комплекса
не менее чем на 50% по сравнению с уровнем
2021 года;
- формирование сети устойчивых
партнерств с иностранными государствами
и создание необходимой инфраструктуры
для внешнеэкономической деятельности,
технологической и промышленной
кооперации и освоения новых рынков.
Основной целью Стратегии является
формирование устойчивой и
конкурентоспособной системы
внешнеэкономических связей,
направленной на повышение
внешнеторгового потенциала республики
за счет расширения географии и
ассортимента экспорта, привлечения
иностранных инвестиций, а также
укрепления позиций Республики Калмыкия
на международных рынках.
Цель Стратегии декомпозируется на
следующие элементы:
Первый элемент - устойчивое
закрепление на новых рынках для
полноценной реализации
внешнеэкономического потенциала;
Второй элемент - сеть устойчивых
партнерств с дружественными
государствами для реализации
стратегических преимуществ Республики
Калмыкия;
Третий элемент - устойчивая
многосторонняя экосистема
внешнеэкономических связей.
Главными принципами проведения
внешнеэкономической деятельности
являются открытость, независимость,
признание приоритета международных
договоров.
Достижение цели приведет к
формированию к 2030 году
диверсифицированной сети устойчивых
партнерств с зарубежными государствами,
настроенными на конструктивное
взаимодействие с Российской Федерацией
в ряде приоритетных сфер
сотрудничества.
1. Целевые показатели по развитию
экспортной деятельности в регионе
Ключевой целью реализации
Стратегии развития внешнеэкономической
деятельности Республики Калмыкия до 2030
года является обеспечение прироста
объема несырьевого неэнергетического
экспорта региона к 2030 году не менее чем
на 67% по сравнению с показателем 2023 года.
Плановые значения прогнозных
показателей представлены в таблице 8.
Таблица 8
Целевые индикаторы
Показатель |
Базовое значение показателя |
Период, годы | ||||||
|
Значение |
дата |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
Внешнеторговый оборот, млн долл. США |
ДСП |
31.12.2024 |
16,4 |
16,9 |
17,3 |
17,9 |
18,7 |
19,6 |
Ежегодный темп роста внешнеторгового оборота (к аналогичному периоду прошлого года), % |
ДСП |
31.12.2024 |
102,5 |
103,0 |
102,4 |
103,5 |
104,5 |
104,8 |
Экспорт, млн долл. США |
ДСП |
31.12.2024 |
4,1 |
4,4 |
4,7 |
5,1 |
5,6 |
6,3 |
Ежегодный темп роста экспорта (к аналогичному периоду прошлого года), % |
ДСП |
31.12.2024 |
105,1 |
107,3 |
106,8 |
108,5 |
109,8 |
112,5 |
Несырьевой неэнергетический экспорт, млн долл. США |
ДСП |
31.12.2024 |
4,1 |
4,4 |
4,7 |
5,1 |
5,6 |
6,3 |
Прирост объема несырьевого неэнергетического экспорта к показателю 2023 года, % |
1,0 |
31.12.2024 |
7,6 |
15,8 |
24,7 |
35,1 |
51,0 |
71,3 |
Ежегодный темп роста несырьевого неэнергетический экспорта (к аналогичному периоду прошлого года), % |
156,0 |
31.12.2024 |
105,1 |
107,3 |
106,8 |
108,5 |
109,8 |
112,5 |
Экспорт продукции агропромышленного комплекса Республики Калмыкия, млн долл. США |
ДСП |
31.12.2024 |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
4,4 |
5,4 |
5,7 |
Ежегодный темп роста экспорта продукции агропромышленного комплекса Республики Калмыкия (к аналогичному периоду прошлого года), % |
156,0 |
31.12.2024 |
104,0 |
105,7 |
105,4 |
112,8 |
122,7 |
105,6 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, млн долл. США |
ДСП |
31.12.2024 |
4,1 |
4,4 |
4,7 |
5,1 |
5,6 |
6,3 |
Импорт, млн долл. США |
ДСП |
31.12.2024 |
12,3 |
12,5 |
12,6 |
12,8 |
13,1 |
13,3 |
Количество государств, с которыми взаимодействует Республика Калмыкия по экспорту продукции, ед. |
16 |
31.12.2024 |
17 |
18 |
19 |
21 |
23 |
25 |
Темп роста государств, с которыми взаимодействует Республика Калмыкия по экспорту продукции (к аналогичному периоду прошлого года), % |
100,0 |
31.12.2024 |
106,3 |
105,9 |
105,6 |
110,5 |
109,5 |
108,7 |
Количество заключенных Соглашений, Протоколов, Меморандумов о сотрудничестве с зарубежными странами и регионами (нарастающим итогом), ед. |
3 |
31.12.2024 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Общее количество организаций - экспортеров Республики Калмыкия, количество экспортеров несырьевого неэнергетического экспорта, Количество экспортеров - субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкия, шт. |
186 |
31.12.2024 |
190 |
192 |
194 |
196 |
199 |
205 |
Доля малых и средних компаний-экспортеров Республики Калмыкия в общем числе экспортеров региона, % |
100 |
31.12.2024 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Динамика количества малых и средних компаний-экспортеров Республики Калмыкия (к аналогичному периоду прошлого года), % |
193,8 |
31.12.2024 |
102,2 |
101,1 |
101,0 |
101,0 |
101,5 |
103,0 |
Количество проектов с иностранным участием Республики Калмыкия, ед. |
0 |
31.12.2024 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Темп роста количества проектов с иностранным участием в Республике Калмыкия (к аналогичному периоду прошлого года), % |
- |
31.12.2024 |
100,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество компаний, получивших поддержку при заключении экспортных контрактов, шт. |
3 |
31.12.2024 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Темп роста компаний, получивших поддержку при заключении экспортных контрактов (к аналогичному периоду прошлого года), % |
150 |
31.12.2024 |
133,3 |
125,0 |
140,0 |
114,3 |
112,5 |
111,1 |
Количество межрегиональных кооперационных мероприятий по развитию сотрудничества со странами-партнерами, шт. |
0 |
31.12.2024 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Темп роста количества межрегиональных кооперационных мероприятий по развитию сотрудничества со странами - партнерами (к аналогичному периоду прошлого года), % |
- |
31.12.2024 |
100,0 |
0 |
0 |
100,0 |
0 |
0 |
Количество региональных партнерств (между субъектами Российской Федерации), целью которых является осуществление и развитие российского экспорта, шт. |
5 |
31.12.2024 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6 |
7 |
Ежегодный прирост количества региональных партнерств (между субъектами Российской Федерации), целью которых является осуществление и развитие российского экспорта (к аналогичному периоду прошлого года), % |
- |
31.12.2024 |
- |
33,3 |
25,0 |
20,0 |
0,0 |
16,7 |
Количество реализованных совместных (между субъектами Российской Федерации) экспортных проектов с участием иностранных партнеров |
0 |
31.12.2024 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Ежегодный прирост количества реализованных совместных (между субъектами Российской Федерации) экспортных проектов с участием иностранных партнеров (к аналогичному периоду прошлого года), % |
- |
31.12.2024 |
- |
- |
- |
- |
- |
100 |
Количество мероприятий региона, предусматривающих доведение информации о перспективных рынках, мерах поддержки, условиях доступа, ед. |
2 |
31.12.2024 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Ежегодный прирост количества мероприятий региона, предусматривающих доведение информации о перспективных рынках, мерах поддержки, условиях доступа (к аналогичному периоду прошлого года), % |
100 |
31.12.2024 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в Республике Калмыкия, млн долл. США |
0 |
31.12.2024 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в странах-партнерах, млн долл. США |
0 |
31.12.2024 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Статус принятия документов стратегического планирования в Республике Калмыкия |
да |
31.12.2024 |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
2. Основные приоритеты, задачи и
мероприятия Стратегии
Достижение цели Стратегии
обеспечивается за счет реализации
приоритетных направлений и решения
связанных с ними задач. Каждый приоритет
направлен на укрепление
конкурентоспособности республики,
расширение внешнеэкономических связей и
повышение инвестиционной
привлекательности.
Приоритет N 1 - увеличение объемов и
диверсификации экспорта за счет новых
рынков и продукции.
Ключевые задачи, решение которых
необходимо для достижения приоритета
развития, включают в себя:
- реализацию Региональной
программы развития экспорта Республики
Калмыкия;
- выход на международные рынки с
продукцией агропромышленного комплекса,
переработанным сырьем и экологически
чистыми товарами;
- создание системы государственной
поддержки экспортеров;
- участие в программе продвижения
российской продукции за рубежом с
помощью национального бренда "Сделано в
России";
- участие в международных
выставках, ярмарках и торговых миссиях
для продвижения калмыцкой продукции.
Ключевые мероприятия:
- проведение анализа спроса на
продукцию производителей Республики
Калмыкия в странах Прикаспийского
бассейна, Содружества Независимых
Государств, Восточной Азии для целевого
выхода на эти рынки;
- организация экспортных миссий с
участием представителей
товаропроизводителей региона и
представителей органов исполнительной
власти;
- развитие Центра поддержки
экспорта Республики Калмыкия.
Приоритет N 2 - привлечение
иностранных инвестиций для модернизации
экономики и создания новых производств.
Ключевые задачи, решение которых
необходимо для достижения приоритета
развития, включают в себя:
- привлечение инвесторов и
реализация инвестиционных проектов в
приоритетных отраслях;
- введение налоговых льгот и
"регуляторных каникул" для иностранных
инвесторов;
- развитие инфраструктуры
агропромышленного парка для размещения
иностранных предприятий.
Ключевые мероприятия:
- проработка с потенциальными
инвесторами возможности реализации
инвестиционных проектов в приоритетных
отраслях;
- сопровождение иностранных
компаний по принципу "единого окна";
- строительство складских
комплексов и многофункциональных
помещений в агропромышленном парке;
- проведение экономических форумов
с участием международных представителей
бизнес-сообщества.
Приоритет N 3 - укрепление
транзитно-логистического потенциала,
преобразование республики в
логистический хаб между Каспием, Европой
и Азией.
Ключевые задачи, решение которых
необходимы для достижения приоритета
развития, включают в себя:
- интеграция в международные
транспортные коридоры ("Север-Юг",
"Европа-Западный Китай");
- развитие логистических
терминалов и складских комплексов;
- модернизация автомобильных
магистралей для повышения пропускной
способности.
Ключевые мероприятия:
- проработка возможности создания
современного логистического хаба в г.
Элиста для обслуживания федеральных и
международных грузопотоков;
- обучение специалистов в сфере
логистики и транспортной безопасности в
сотрудничестве с ВУЗами.
Приоритет N 4 - диверсификация
экономики и развитие экспортных
отраслей.
Ключевые задачи, решение которых
необходимы для достижения приоритета
развития, включают в себя:
- поддержка малого и среднего
бизнеса в освоении международных рынков
через программы обучения и льготное
финансирование;
- развитие глубокой переработки
сельскохозяйственного сырья и создание
высокотехнологичных производств.
Ключевые мероприятия:
- организация программ повышения
квалификации предпринимателей по работе
с международными контрактами,
маркетингу и логистике;
- предоставление государственной
поддержки субъектам
предпринимательской и инвестиционной
деятельности через различные институты
поддержки при выходе на внешние рынки.
Приоритет N 5 - интеграция в
международное экономическое
пространство, в том числе укрепление
позиций республики через участие в
международных и региональных проектах.
Ключевые задачи, решение которых
необходимы для достижения приоритета
развития, включают в себя:
- активное вовлечение в
интеграционные процессы ЕАЭС, СНГ, БРИКС,
ШОС, а также с партнерами из
дружественных стран Азии, Ближнего
Востока;
- заключение двусторонних
соглашений с зарубежными партнерами о
взаимных поставках товаров и услуг;
- организация форумов, конференций
и деловых миссий для установления прямых
контактов с иностранными компаниями.
Ключевые мероприятия:
- подписание соглашений о
торгово-экономическом,
научно-техническом и культурном
сотрудничестве;
- ежегодное проведение
экономического форума в г. Элиста;
- создание базы данных
потенциальных зарубежных партнеров и
организация двусторонних встреч.
Приоритет N 6 - развитие
международного туризма.
Ключевые задачи, решение которых
необходимы для достижения приоритета
развития, включают в себя:
- продвижение уникальных объектов
(буддийские храмы, степные ландшафты) на
международных рынках;
- развитие гостиничной
инфраструктуры и сервиса,
соответствующего международным
стандартам;
- обучение персонала в сфере
обслуживания иностранных туристов
(языковые навыки, культурные
особенности).
Ключевые мероприятия:
- создание регионального
туристического бренда и продвижение его
через международные СМИ и социальные
сети;
- строительство отелей категории 3 и
4 звезды в Республике Калмыкия;
- внедрение программы обучения
гидов и сотрудников отелей по стандартам
международного сервиса.
Приоритет N 7 - повышение
эффективности внешнеэкономической
деятельности за счет внедрения цифровых
технологий.
Ключевые задачи, решение которых
необходимо для достижения приоритета
развития, включают в себя:
- развитие онлайн-экспорта через
участие в международных цифровых
платформах (Amazon, Alibaba, Wildberries);
- подготовка кадров в области
цифровой торговли и международного
маркетинга.
Ключевые мероприятия:
- оказание государственной
поддержки для реализации проектов,
связанных с развитием бизнеса по
франшизе, с оплатой услуг торговых
площадок по продажам товаров, работ и
услуг в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет";
- проведение мастер-классов и
вебинаров по интернет-маркетингу,
SEO-оптимизации и работе с международными
клиентами;
- партнерство с IT-университетами
для подготовки специалистов в сфере
цифровой коммерции.
Приоритет N 8 - расширение
внешнеэкономических связей за счет
предоставления образовательных услуг на
базе ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный
университет имени Б.Б. Городовикова".
Ключевые задачи, решение которых
необходимы для достижения приоритета
развития, включают в себя:
- организация стипендий и грантов
для студентов из стран Прикаспийского
региона, СНГ и дальнего зарубежья;
- развитие инфраструктуры вузов
(общежития, учебные центры, услуги
перевода) для комфортного обучения
иностранных граждан;
- создание маркетинговой кампании,
подчеркивающей уникальность
образовательных возможностей
республики.
Ключевые мероприятия:
- развитие программы стипендий для
иностранных студентов;
- ремонт общежитий ФГБОУ ВО
"Калмыцкий государственный университет
имени Б.Б. Городовикова";
- участие в международных
образовательных выставках для
привлечения студентов.
Выполнение обозначенных
приоритетов, достижение запланированных
задач и реализация мероприятий позволит
обеспечить комплексное планирование и
последовательное достижение цели
Стратегии и создадут основу для
устойчивого развития
внешнеэкономической деятельности
Республики Калмыкия.
IV. Отраслевые направления развития
внешнеэкономической деятельности
Республики Калмыкия
Ключевыми отраслевыми
направлениями развития
внешнеэкономической деятельности
Республики Калмыкия являются:
1. Совершенствование
инфраструктуры поддержки экспорта в
Республике Калмыкия.
Планируется проводить работу,
направленную на:
повышение качества
предоставляемых услуг - повышение
квалификации сотрудников Центра
поддержки экспорта Республики Калмыкия
(регулярное обучение сотрудников новым
методам работы, знакомство с лучшими
мировыми практиками поддержки
экспорта);
усиление межведомственного
взаимодействия - установление
эффективного взаимодействия с
таможенными органами, торговыми
представительствами Российской
Федерации за рубежом и другими
организациями, задействованными в
поддержке экспорта;
концентрацию на потребностях
бизнеса: постоянный диалог с бизнесом
для выявления потребностей и адаптации
услуг Центра поддержки экспорта
Республики Калмыкия к меняющимся
условиям рынка.
Также планируется проводить
регулярный мониторинг результатов
деятельности Центра поддержки экспорта
Республики Калмыкия и оценку
эффективности предоставляемых услуг.
2. Координация и консолидация
планов регионального бизнеса по
развитию экспорта с учетом особенностей
основных направлений экспорта.
Планируется ежегодно формировать
план работы Экспортного совета при Главе
Республики Калмыкия, в компетенции
которого входят, в том числе, разработка
рекомендаций по организации
взаимодействия исполнительных органов
Республики Калмыкия, действующих
экспортеров и компаний, планирующих
осуществлять экспортную деятельность,
зарегистрированных на территории
Республики Калмыкия, и организаций,
участвующих в поддержке и развитии
экспортной деятельности в Республике
Калмыкия.
Кроме того, ежегодно планируется
актуализировать реестр экспортеров
Республики Калмыкия и проводить аудит
экспортеров, включающий проблемы и меры
поддержки для экспортеров.
Планируется продолжить работу по
обучению для предприятий - экспортеров
Республики Калмыкия, а именно проводить
образовательные семинары для изучения и
освоения лучших практик с
представителями лидирующих
предприятий-экспортеров Южного
федерального округа Российской
Федерации, краткосрочные тренинги на
базе и при участии участников
инфраструктуры поддержки бизнеса.
3. Поддержка региональных
предприятий - экспортеров.
Региональная программа развития
экспорта Республики Калмыкия направлена
на оказание поддержки предприятиям -
экспортерам региона. Документ содержит
мероприятия и меры поддержки для
экспортеров региона, реализация которых
способствует расширению номенклатуры
экспортируемой продукции, объему
производства товаров на экспорт.
4. Кооперация субъектов Российской
Федерации в сфере поддержки экспортной
деятельности.
Высшим исполнительным органом
Республики Калмыкия заключены более 60
соглашений с регионами России о
сотрудничестве во всех сферах
деятельности, в рамках которых
осуществляется взаимодействие в
торгово-экономической сфере.
В частности, экспортеры Республики
Калмыкия и регионов России совместно
принимают участие в
выставочно-ярмарочных мероприятиях в
иностранных государствах и в
международных бизнес-миссиях.
В период 2025 - 2030 гг. также
планируется заключить еще ряд
соглашений с регионами России.
5. Участие представителей
регионального бизнеса в продвижении
российской продукции за рубежом под
национальным брендом "Сделано в России".
Планируется организация участия
предприятий и организаций Республики
Калмыкия в международных мероприятиях
(выставки, ярмарки, бизнес-визиты) под
национальным брендом "Сделано в России",
а также вовлечение хозяйствующих
субъектов региона для участия в
прохождении сертификации соответствия в
рамках системы добровольной
сертификации "Сделано в России".
6. Сотрудничество Республики
Калмыкия с правительствами и
административно-территориальными
образованиями иностранных государств в
целях продвижения экспорта российских
товаров и формирования проектов
производственной кооперации (с учетом
приоритетных направлений
внешнеэкономических связей).
Правительство Республики Калмыкия
осуществляет деятельность по развитию
международных и внешнеэкономических
связей региона с иностранными
партнерами в рамках 3 соглашений со
странами ближнего и дальнего зарубежья.
Опираясь на устоявшиеся связи
бизнеса в этих государствах и активно
продвигая свои интересы, Республика
Калмыкия расширяет перечень
экспортируемой продукции в масштабах
соответствующих стран.
V. Заключительная часть
В долгосрочной перспективе
развитие внешней торговли Республики
Калмыкия будет определяться следующими
основными факторами:
- кризисом системы международного
регулирования;
- состоянием инвестиционного
климата Республики Калмыкия;
- полнотой реализации торговых и
конкурентных преимуществ предприятий
Республики Калмыкия;
- сохранением сложившихся
внешнеторговых связей Республики
Калмыкия.
Прогноз развития экспорта
Республики Калмыкия до 2030 года.
Процент роста объема несырьевого
неэнергетического экспорта региона к 2030
году по сравнению с 2023 годом
соответствует темпу роста данного
показателя, обозначенному в Указе
Президента Российской Федерации от 7 мая
2024 года N 309 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (на
две трети).
- совокупный объем экспорта
Республики Калмыкия в 2030 году составит 6,3
млн долларов США, темп роста 167% к уровню
2023 года;
- объемы несырьевого
неэнергетического экспорта и
несырьевого неэнергетического экспорта
субъектов МСП также вырастут на две
трети к 2030 году от уровня 2023 года и
составят 6,3 млн долл. США и 6,3 млн долл. США
соответственно.
Объем экспорта продукции
агропромышленного комплекса региона в
2030 году составит 5,7 млн долл. США, рост - в
2,7 раза к уровню 2023 года.
В целях реализации положений
Стратегии деятельность исполнительных
органов республики будет
разворачиваться по следующим
направлениям:
1) выработка региональной политики
в сфере поддержки экспорта;
2) создание эффективных механизмов
финансовой, организационной и
консультационной поддержки
компаний-экспортеров Республики
Калмыкия и компаний, экспортная
деятельность которых способствует
достижению стратегических задач
региона;
3) расширение степени вовлеченности
инфраструктуры поддержки экспорта
Республики Калмыкия в деятельность АО
"Российский экспортный центр";
4) реализация на постоянной основе
комплекса мероприятий по продвижению
экспортируемой продукции и услуг
компаний Республики Калмыкия, тем самым
обеспечивая реализацию положительного
экономического эффекта для предприятий
и региона в целом;
5) повышение прозрачности
деятельности участников инфраструктуры
поддержки экспорта Республики Калмыкия
и доступности информации о действующих
инструментах поддержки экспорта;
6) внедрение инструментов
Регионального экспортного стандарта на
территории Республики Калмыкия.
Стратегическое сотрудничество
исполнительных органов Республики
Калмыкия с экспортерами основывается на
следующих принципах:
1) открытости и доступности
информации;
2) последовательности реализации
мер региональной политики в сфере
поддержки экспорта;
3) доступности и адресности
поддержки предприятий-экспортеров;
4) вовлеченности представителей
бизнеса в разработку региональной
политики в сфере поддержки экспорта и
инструментов ее реализации.
В целях повышения эффективности
взаимодействия исполнительных органов
Республики Калмыкия и экспортеров могут
использоваться различные форматы:
1) совместная работа представителей
исполнительной власти и бизнеса в рамках
определенной тематики или в целях
решения актуальных проблем (рабочие
группы, комиссии и др.);
2) обсуждение позиций с целью
выработки единого понимания
обсуждавшейся проблематики ("круглые
столы", деловые завтраки и др.);
3) проведение публичных мероприятий
для информирования экспортеров о
деятельности исполнительных органов
Республики Калмыкия (семинары,
конференции и др.);
4) информирование и получение
обратной связи через информационные
ресурсы (Инвестиционный портал
Республики Калмыкия, сайты участников
инфраструктуры поддержки экспорта и
др.).
Ожидаемые результаты реализации
государственной поддержки состоят в
следующем: совершенствование экспортной
специализации, а также диверсификация
экспорта за счет:
последовательного увеличения
экспорта несырьевых товаров;
увеличения числа организаций -
экспортеров товаров;
повышение места Республики
Калмыкия в рейтинге регионов АО
"Российский экспортный центр";
укрепления позиций региона на
динамичных и перспективных рынках;
получения значимых позитивных
эффектов для национального хозяйства в
контексте решения задач модернизации и
инновационного развития;
выхода на качественно новый
уровень торгово-экономического
сотрудничества со странами Содружества
Независимых Государств,
Азиатско-тихоокеанского экономического
сотрудничества, Ассоциации государств
Юго-Восточной Азии, с Китаем в рамках
реализации модернизационной и
интеграционной повестки развития
отношений;
увеличения объемов торговли
Республики Калмыкия с государствами -
членами Таможенного союза и Единого
экономического пространства
несырьевыми товарами и услугами, что
создаст материальные предпосылки для
дальнейшего углубления интеграции;
создания комплексной системы
поддержки развития
внешнеэкономического развития,
опирающейся на эффективные институты и
механизмы поддержки и обеспечивающей
благоприятные условия для расширения
деятельности калмыцких предприятий и
организаций на глобальном рынке.
Ресурсное обеспечение реализации
Стратегии.
Финансирование, необходимое для
реализации Стратегии развития
внешнеэкономической деятельности
Республики Калмыкия на период 2030 года,
будет предусмотрено в рамках
государственной программы Республики
Калмыкия "Экономическое развитие и
улучшение инвестиционного климата в
Республике Калмыкия", утвержденной
постановлением Правительства
Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 года
N 387.
Ссылается на
- Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)
- О перечне иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (с изменениями на 29 октября 2022 года)
- Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (с изменениями на 7 июля 2025 года)
- Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации