Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2025 года N 7-П


О создании государственной информационной системы Рязанской области "Управление земельными ресурсами и имуществом региона"



     В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", распоряжением Правительства Рязанской области от 3 марта 2025 года N 129-р, министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области постановляет:


     1. Создать государственную информационную систему Рязанской области "Управление земельными ресурсами и имуществом региона".


     2. Утвердить концепцию создания государственной информационной системы Рязанской области "Управление земельными ресурсами и имуществом региона" согласно приложению к настоящему постановлению.


     3. Определить оператором государственной информационной системы Рязанской области "Управление земельными ресурсами и имуществом региона" министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.


     4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя министра имущественных и земельных отношений Рязанской области.



Министр
М.А.МАЙОРОВ



Приложение
к постановлению
министерства имущественных
и земельных отношений
Рязанской области
от 9 апреля 2025 г. N 7-П



КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И ИМУЩЕСТВОМ РЕГИОНА"


1. Общие положения


     Концепция создания государственной информационной системы Рязанской области "Управление земельными ресурсами и имуществом региона" (далее - ГИС Имущество) является документом, определяющим и устанавливающим цели, задачи, направления, очередность работ и ожидаемые результаты создания информационной системы в сфере управления земельными ресурсами и имуществом Рязанской области.


     Концепция создания ГИС Имущество разработана в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" и определяет предпосылки, цель, принципы, основные этапы, и ресурсное обеспечение создания ГИС Имущество, а также ее общую архитектуру и ожидаемый социально-экономический эффект от ее создания.


     В концепции создания ГИС Имущество приводятся:


     - результаты анализа нормативных правовых актов, методических документов, международных и национальных стандартов Российской Федерации, в соответствии с которыми разрабатывается ГИС Имущество;


     - классификация ГИС Имущество в соответствии с требованиями о защите информации;


     - описание выявленных проблем, решение которых возможно средствами ГИС Имущество, описание требований к ГИС Имущество, включая определение требований к информационной системе (подсистеме) защиты информации и допустимых затрат на разработку, ввод в действие и эксплуатацию ГИС Имущество, описание эффекта, ожидаемого от создания ГИС Имущество;


     - цели и задачи создания ГИС Имущество, архитектура ГИС Имущество, включая состав, выполняемые функции и взаимосвязи компонентов системы, состав сведений, подлежащих размещению в ГИС Имущество, обоснование выбранного варианта построения ГИС Имущество;


     - показатели степени автоматизации процессов и их значений, которые должны быть достигнуты в результате создания ГИС Имущество, а также критерии оценки достижения целей создания ГИС Имущество;


     - оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации требований (технико-экономическое обоснование), включая оценку указанных ресурсов для создания ГИС Имущество, ввода ее в эксплуатацию, эксплуатации и в случае, если установлен срок эксплуатации ГИС Имущество, оценку необходимых ресурсов для вывода ГИС Имущество из эксплуатации и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации.



2. Анализ нормативных правовых актов, методических документов и стандартов


     Правовую основу концепции составляют:


     - Гражданский кодекс Российской Федерации;


     - Земельный кодекс Российской Федерации;


     - Бюджетный кодекс Российской Федерации;


     - Жилищный кодекс Российской Федерации;


     - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";


     - Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";


     - Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";


     - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";


     - Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";


     - Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";


     - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";


     - Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";


     - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";


     - Указ Президента Российской Федерации от 17.03.2008 N 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена";


     - постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";


     - постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";


     - постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";


     - приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10.10.2023 N 163-н "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества";


     - приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах";


     - методический документ "Меры защиты информации в государственных информационных системах" (утвержден ФСТЭК России 11.02.2014);


     - приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";


     - приказ Минкомсвязи России от 19.08.2015 N 305 "Об утверждении Методических рекомендаций по использованию свободного программного обеспечения в деятельности федеральных органов исполнительной власти, включая критерии определения государственных информационных систем, при создании которых необходимо использовать свободное программное обеспечение, в том числе государственных информационных систем, предназначенных для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде";


     - приказ Минкомсвязи России от 04.07.2018 N 335 "Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения";


     - приказ Минцифры России от 18.11.2020 N 600 "Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация";


     - приказ ФСБ России от 09.02.2005 N 66 "Об утверждении положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)";


     - приказ Казначейства России от 12.05.2017 N 11н "Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах";


     - ГОСТ 34.201-2020 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем";


     - ГОСТ Р 59792-2021 "Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды испытаний автоматизированных систем";


     - ГОСТ Р 59793-2021 "Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания";


     - ГОСТ Р 59795-2021 "Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Требования к содержанию документов";


     - ГОСТ 34.602-2020 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы".



3. Классификация системы в соответствии с требованиями о защите информации


     При создании и функционировании ГИС Имущество должно быть обеспечено выполнение требований по обеспечению информационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применяемая система защиты информации должна обеспечивать целостность, конфиденциальность и доступность информации, хранящейся и обрабатываемой в ГИС Имущество.


     Подсистема информационной безопасности должна соответствовать приказам ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".


     В соответствии с Требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119, ГИС Имущество предполагает следующие классификационные признаки:


     - обрабатываются иные категории персональных данных субъектов персональных данных (далее - ПДн);


     - обрабатываются ПДн субъектов, не являющихся сотрудниками органов государственной власти Рязанской области и органов местного самоуправления Рязанской области;


     - обрабатываются ПДн менее, чем 100000 субъектов ПДн.


     В соответствии с пунктом 12 Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119, в ГИС Имущество необходимо обеспечить 3 уровень защищенности ПДн.


     В соответствии с приложением N 1 к Требованиям о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденным приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17, ГИС Имущество предполагает следующие классификационные признаки:


     - уровень значимости информации - низкий;


     - масштаб системы - региональный.


     В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Требованиям о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденным приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17, предполагаемый класс защищенности ГИС Имущество - К3.


     В соответствии с Требованиями о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования, утвержденными приказом ФСБ России, ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N 416/489, ГИС Имущество относится к информационным системам общего пользования II класса, так как нарушение целостности и доступности информации, содержащейся в ней, не может привести к возникновению угроз безопасности Российской Федерации.


     3.1. Обеспечение информационной безопасности.


     Задачами обеспечения безопасности информации, формируемой в ГИС Имущество, являются:


     1) создание организационных и технических решений, обеспечивающих противодействие угрозам безопасности информации для серверного сегмента (открытого и закрытого контуров) ГИС Имущество, для сегментов привилегированных и непривилегированных пользователей ГИС Имущество;


     2) обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов по защите информации в государственных информационных системах, в том числе, по защите персональных данных и информационных систем общего пользования;


     3) организация процесса безопасной разработки программного обеспечения с использованием совокупности мер, направленных на предотвращение появления и устранение уязвимостей в процессах жизненного цикла программного обеспечения информационной системы, включающих проведение экспертизы исходного кода программного обеспечения и работы по выявлению (предотвращению) уязвимостей программного обеспечения, основанных на моделировании (имитации) действий потенциального нарушителя;


     4) минимизация рисков нанесения (пресечение, нейтрализация, отражение) субъектам ПДн, интересы которых затрагиваются при использовании объекта защиты, материального ущерба, морального или иного случайного или преднамеренного вреда, а также ущемления их законных прав в результате нарушения заданных характеристик безопасности ПДн;


     5) минимизация негативных последствий нарушения одного из свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).


     Большинство задач по информационной безопасности может быть централизовано и унифицировано при сервис-ориентированном подходе к созданию ГИС Имущество. Задачи по управлению пользователями и их полномочиями в различных подсистемах или при доступе к различным наборам данных должны быть сосредоточены в рамках одного или нескольких ответственных лиц, обладающих полномочиями на их изменение, а предоставление доступа пользователям должно осуществляться через единую точку доступа.


     Помимо закрытой части информационных ресурсов ГИС Имущество предполагается создать наличие компонентов ее инфраструктуры, обращенных к неограниченному кругу пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для защиты публичной части ГИС Имущество от недобросовестных пользователей, пытающихся нарушить ее работу, должны применяться специальные программно-аппаратные решения, также являющиеся общими для всей информационно-коммуникационной инфраструктуры и соответствующие Требованиям о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования, утвержденным приказом ФСБ России, ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N 416/489.


     Для работы пользователей с ресурсами ГИС Имущество могут применяться автоматизированные рабочие места в различных исполнениях (ПЭВМ, моноблок, ноутбук), обеспечивающие возможность работы пользователей через веб-браузер по каналам связи информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", защищенных с применением программных средств криптографической защиты информации.


     С учетом обстоятельств повышенной нагрузки на средства обеспечения безопасности информационных систем, в том числе с учетом повышенных кибератак, необходимым является выполнение требований ФСТЭК России, аналогичных требованиям, предъявляемым к органам власти, среди которых:


     - обновление программного обеспечения системы, включая программное обеспечение веб-приложений, веб-сервера, операционной системы веб-сервера, сервера баз данных, системы управления контентом, библиотек и другое используемое программное обеспечение, до актуальных версий, не содержащих уязвимостей, сведения о которых содержатся в банке данных угроз безопасности информации ФСТЭК России (bdu.fstec.ru), а также в иных источниках, содержащих сведения об уязвимостях;


     - обеспечение безопасности процессов развертывания системы на серверах и администрирования ГИС Имущество (в том числе удаление метаданных при экспорте веб-приложений, защита рабочих мест администраторов и разработчиков). При экспорте веб-приложений ГИС Имущество из репозитория рекомендуется использовать механизмы, предотвращающие выгрузку метаданных, или удалять директории и файлы с метаданными после их выгрузки;


     - обеспечение поддержки системой соединения с применением защищенных протоколов сетевого взаимодействия (HTTPS, SSH и другие протоколы). Рекомендуется использовать только актуальные версии таких протоколов. Не рекомендуется использовать ссылки на сайты с заголовками HTTP даже в теле страниц веб-приложения, поскольку при переходе по такой ссылке есть риск перехвата файлов cookie пользователей;


     - обеспечение фильтрации сетевого трафика с целью исключения возможности подключения внешних пользователей к TCP-интерфейсам систем управления базами данных и интерфейсам удаленного управления компонентами системы. Рекомендуется оставлять доступными для подключения внешних пользователей только веб-интерфейсы 443/TCP (HTTPS) и 80/TCP (с принудительным перенаправлением на порт 443/TCP с HTTPS);


     - обеспечение фильтрации трафика прикладного уровня с применением средств межсетевого экранирования уровня приложения (web application firewall (WAF), установленных в режим противодействия атакам;


     - обеспечение устойчивости системы к распределенным атакам, направленным на отказ в обслуживании (DDoS-атакам), с использованием средств защиты от DDoS-атак, реализация защиты и мониторинга DNS серверов, отвечающих за делегирование доменного имени системы;


     - реализация мониторинга событий безопасности системы, включая мониторинг показателей нагрузки на вычислительные мощности системы, и ведение журналов регистрации событий безопасности;


     - обеспечение проверки форм, которые могут отправлять и принимать запросы (комментарии, поиск, обратная связь), на наличие уязвимостей межсайтового скриптинга (xss-уязвимостей). В обязательном порядке необходимо проверять все URL, где возможна отправка данных со стороны пользователя (формы комментариев, обратная связь, поиск). Для нейтрализации уязвимостей межсайтового скриптинга необходимо реализовать кодирование входных данных и управляющих HTML-символов, JavaScript, CSS и URL перед отображением в браузере;


     - исключение возможности применения сервисов подсчета сбора данных о посетителях, сервисов предоставления информации о месторасположении и иных сервисов, разработанных иностранными организациями (например, ReCAPTCHA, YouTube, Google Analytics, Google Maps, Google Translate);


     - исключение возможности использования встроенных видео- и аудиофайлов, интерфейсов взаимодействия API, "виджетов" и других ресурсов, загружаемых со сторонних сайтов, с заменой их при необходимости гиперссылкой на такие ресурсы;


     - исключение применения символов переопределения Unicode Bidi (Unicode Bidirectional Algoritm) в комментариях и строках программного кода.



4. Описание выявленных проблем


     В настоящее время в Российской Федерации активно и достаточно успешно реализуются процессы цифровой трансформации государственного и коммерческого сектора, предполагающие принципиальное изменение бизнес-моделей за счет использования новых цифровых инструментов и технологий. Ситуация с пандемией коронавируса привела к ускорению перехода на цифровые технологии, онлайн-сервисы и соответствующему изменению моделей оказания услуг и потребительских моделей поведения.


     В настоящее время большинство рабочих процессов органов государственной власти Рязанской области и органов местного самоуправления Рязанской области, уполномоченных в сфере земельно-имущественных отношений (далее - уполномоченные органы), обслуживаются разрозненными информационными системами, не объединенными в единую цифровую платформу, часть уполномоченных органов не имеют специализированной информационной системы, а для исполнения полномочий используют офисные программные продукты общего назначения (например MS Excel). В большинстве случаев информационные системы уполномоченных органов не применимы для межведомственного взаимодействия. Обмен сведениями между уполномоченными органами и подведомственными государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями осуществляется в бумажном виде.


     Дальнейшая модернизация имеющихся обособленных информационных систем, их последующая интеграция на уровне внешнего обмена данными приведет к неизбежному дублированию функционала информационных систем, а хаотичная интеграция приведет к усложнению из-за неочевидности влияния изменений в одной информационной системе на данные другой системы.


     Отсутствие интеграции информационных систем приводит к необходимости повторного ввода одних и тех же данных в различные системы. Интеграция эксплуатируемых в настоящее время информационных систем может решить проблему лишь частично, так как указанные информационные системы не направлены на предоставление данных, необходимых для формирования аналитической информации в требуемом разрезе.


     При использовании информационных технологий уполномоченными органами на данный момент существует ряд проблемных аспектов, которые являются основным стимулом для создания и внедрении единой ГИС Имущество:


     - отсутствие инструментов сводного анализа данных в различных разрезах;


     - наличие дублирующих типовых функций в разных информационных системах;


     - отсутствие единого информационного пространства (централизованной базы данных);


     - отсутствие механизмов поддержки административных регламентов оказания государственных услуг;


     - отсутствие механизмов интеграции с федеральными и региональными информационными системами.


     Наличие указанных проблем снижает результативность предпринимаемых мер по повышению эффективности исполнения полномочий со стороны уполномоченных органов и приводит к множеству прикладных проблем, требующих решения:


     - отсутствие методологических и технологических принципов и средств, обеспечивающих единство подходов к разработке и функционированию автоматизированных информационных систем в части используемой информации, форматов информационного обмена, технических и программных решений;


     - отсутствие единого информационного пространства (централизованной базы данных, стандартизированного информационного обмена, централизованной базы отраслевой нормативно-справочной информации). Отсутствие единой согласованной модели данных, универсальной модели обмена информацией;


     - отсутствие систематизированного сбора/ предоставления достоверных данных, высокие трудозатраты на ручной ввод данных в используемые системы, что повышает риски технических ошибок, противоречий, дублирования и искажений;


     - отсутствие средств, обеспечивающих юридически значимый безбумажный документооборот, как с подведомственными учреждениями, так и арендаторами и покупателями государственного и муниципального имущества;


     - отсутствие средств аналитической обработки, моделирования и визуализации отраслевой информации, включая системы искусственного интеллекта;


     - невозможность построения современной интегрированной системы на основе одной или через объединение нескольких функционирующих в настоящее время информационных систем ввиду решения специализированных задач каждой из них, отсутствия единства организационных и программно-технических решений, возможности использования единой интеграционной шины унифицированного обмена данными.


     На решение обозначенных проблем направлено создание ГИС Имущество как информационной системы, обеспечивающей единообразное построение архитектуры и управление данными, находящимися в распоряжении уполномоченных органов сферы имущественно-земельных отношений в Рязанской области.



5. Цель, задачи и принципы создания ГИС Имущество


     5.1. ГИС Имущество создается для достижения следующих целей:


     - повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом Рязанской области посредством автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и предоставления информации в сфере управления государственным и муниципальным имуществом при реализации полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом, выполнении государственных функций;


     - повышение производительности труда сотрудников уполномоченных органов за счет автоматизации деятельности, снижения числа ручных операций, роботизации рутинных операций;


     - обеспечение положительного социального эффекта за счет сокращения сроков оказания государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений, предоставление услуг в ряде случаев в режиме онлайн.


     5.2. Основными задачами создания ГИС Имущество являются:


     - автоматизация учета государственного и муниципального имущества и поддержание актуальности информации в реестре объектов государственной и муниципальной собственности Рязанской области в реальном времени;


     - перевод взаимодействия между уполномоченными органами и балансодержателями (правообладателями) государственного имущества, а также органов местного самоуправления с балансодержателями (правообладателями) муниципального имущества преимущественно в электронный вид;


     - автоматизация процесса публикации на официальных сайтах сведений о государственном имуществе;


     - автоматизация учета договорных отношений, финансовых обязательств, информации о начисления и платежах;


     - автоматизация претензионно-исковой работы;


     - автоматизация межведомственного взаимодействия;


     - автоматизация процесса оказания государственных услуг в области земельно-имущественных отношений;


     - внедрение элементов самообслуживания для арендаторов и покупателей;


     - учет поданных заявлений/ ходатайств и решений.


     5.3. Принципы создания ГИС Имущество.


     Создание ГИС Имущество будет осуществляться на основе следующих организационных и информационных принципов:


     - полнота, достоверность, актуальность информации при ее размещении в ГИС Имущество, а также своевременность размещения соответствующей информации;


     - однократность ввода информации и многократность ее использования;


     - открытость и доступность информации, содержащейся в информационной системе, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации в области информационной безопасности и защиты информации, ПДн, коммерческой тайны, государственной тайны и обеспечения режима секретности;


     - обеспечение оперативного доступа к информационной системе всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии регламентации прав доступа к ресурсам информационной системы;


     - использование существующих элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов, их развитие и поэтапная замена на современные технологические решения с учетом требований законодательства Российской Федерации об импортозамещении;


     - сокращение объема взаимодействия по вопросам получения данных и исключения дублирования запросов информации непосредственно из ее источника;


     - единство терминологии, нормативно-справочной информации, системы показателей, включая прозрачность методик формирования аналитических показателей, и регламентов отчетности;


     - обеспечение интеграции с другими информационными системами за счет соблюдения единых форматов, протоколов и регламентов информационного взаимодействия;


     - гибкость и адаптивность ГИС Имущество к изменению потребностей пользователей в информации и инструментах ее анализа;


     - обеспечение защиты содержащихся в ГИС Имущество данных и разграничение прав доступа к ним;


     - экономическая целесообразность - выбор таких проектных решений (в том числе программных, технических и организационных), которые при условии достижения поставленных целей и задач обеспечивают минимизацию затрат финансовых, материальных и трудовых ресурсов;


     - приоритет использования современных, эффективных подходов, методологий, технических средств, информационных и коммуникационных технологий;


     - типизация проектных решений - унификация и формализация структурных компонентов, процессов функционирования и взаимодействия, ориентация на взаимодействие и кооперацию, а также использование международных правил и протоколов информационного обмена;


     - электронно-административная регламентация - ориентирование на функционирование в промышленном режиме, обеспечивающем массовую поточную обработку документов, регламентируемую стандартами, маршрутными и пооперационными технологиями, нормативами на ресурсные и временные показатели, развитой службой операторов;


     - модульность построения программных компонентов - компоновка структуры ГИС Имущество из сегментов и входящих в них подсистем, обеспечивающих возможность их замены или изменения с целью совершенствования характеристик функционирования или адаптации к новым условиям;


     - адаптивность - потенциальная возможность гибкой настройки компонентов ГИС Имущество при изменении внешних факторов и появления новых информационно-коммуникационных технологий;


     - достаточность средств защиты информации - соответствие уровня конфиденциальности информации, потребностей пользователей уровню надежности применяемых средств защиты информации при адекватности затрат на обеспечение защиты информации величине возможного ущерба от ее несанкционированного использования;


     - централизованное управление функционированием ГИС Имущество;


     - стандартизация (унификация) форм и шаблонов документов, используемых в целях осуществления деятельности по управлению государственным имуществом, и автоматизация формирования документов на основе указанных шаблонов и данных, содержащихся в ГИС Имущество;


     - безвозмездность доступа исполнительных органов Рязанской области, органов местного самоуправления Рязанской области, балансодержателей государственного имущества Рязанской области к сервисам личного кабинета и информации, содержащейся в базе данных ГИС Имущество;


     - безвозмездность получения гражданами и организациями государственных услуг с использованием информации, содержащейся в базе данных ГИС Имущество;


     - разграничение открытого посредством информационно-коммуникационной сети "Интернет" и защищенного доступов пользователей к системе;


     - разграничение прав доступа пользователей к сервисам и базе данных ГИС Имущество;


     - поэтапность развития ГИС Имущество и модернизации ее компонентов с учетом уже существующих программно-технических средств;


     - эффективность использования ГИС Имущество, обоснованность статей и объемов бюджетных расходов на сопровождение и развитие ГИС Имущество.


     Принципы обеспечения защиты информации в ГИС должны определяться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации.



6. Архитектура ГИС Имущество


     Архитектура ГИС Имущество должна включать три основных уровня:


     - уровень сервера баз данных;


     - уровень сервера приложений;


     - уровень пользователя.


     Уровень сервера баз данных должен обеспечивать централизованное хранение, обслуживание и обеспечение реляционной целостности данных, предоставляя их по запросу различным приложениям, тем самым реализуя единое информационное пространство.


     Уровень сервера приложений должен содержать основную часть алгоритмов, а также обеспечивать взаимодействие с сервером баз данных, взаимосвязь с иными информационными системами.


     Уровень пользователя - интерфейсный компонент, предоставляемый конечному пользователю. Данный компонент не имеет прямых связей с базой данных и не хранит состояние приложения, за исключением элементарных действий, таких, как авторизация, хранение настроек сеанса связи, проверка вводимых значений на допустимость и соответствие формату, несложные операции с данными (сортировка, группировка). Функционирование клиента должно осуществляться с использованием веб-интерфейса и не требовать установки на автоматизированные рабочие места (далее - АРМ) пользователей программных частей информационной системы. Возможна установка на АРМ пользователя программных продуктов для выполнения криптографический операций.


     Отдельные подсистемы могут иметь отдельные базы данных, свои уровни сервера приложений и пользователя.


     В ГИС Имущество планируется автоматизация следующих процессов:


     - учет и распоряжение государственным имуществом Рязанской области в соответствии с требованиями федеральных и региональных нормативно-правовых актов;


     - ведение договоров и финансовых обязательств контрагентов, начислений и платежей;


     - взаимодействие с правообладателями государственного имущества Рязанской области;


     - взаимодействие с арендаторами государственного имущества Рязанской области;


     - ведение бюджетного учета имущества, находящегося в казне Рязанской области;


     - ведение претензионной и исковой деятельности;


     - опубликование и актуализация на официальных сайтах органов власти информации об объектах имущества, находящихся в государственной собственности Рязанской области;


     - оказание государственных услуг;


     - взаимодействие с федеральными, региональными информационными системами и коммерческими операторами услуг;


     - ведение учета поданных заявлений и принятых решений.


     Автоматизация указанных процессов позволит обеспечить мониторинг результативности, эффективности деятельности, упорядочить процедуры управления уполномоченных органов в сфере имущественно-земельных отношений Рязанской области.


     Перечень и содержание централизованных подсистем ГИС Имущество могут быть уточнены и дополнены в ходе ее создания и развития.


     Основу ГИС Имущество составляют следующие централизованные подсистемы:


     - подсистема базовых функций, обеспечивающая ведение списка и ролей пользователей, разграничивающих полномочия пользователей, нормативно-справочной информации, реестра документов, механизмов формирования выборок, отчетных и печатных форм, журналов производимых пользователями изменений элементов данных, настройку автоматически выполняемых по расписанию заданий, формул автоматического расчета финансовых обязательств;


     - подсистема ведения реестра, предназначенная для автоматизированного пообъектного учета имущества различных типов, учета правообладателей и иных субъектов правовых отношений;


     - подсистема личного кабинета балансодержателя, предназначенная для сбора и обработки данных об объектах имущества от подотчетных организаций (правообладателей);


     - подсистема ведения договоров, предназначенная для учета договоров различных типов и финансовых обязательствах, возникающих в рамках договоров, формирование реестров начислений и платежей;


     - подсистема публикации сведений о государственном имуществе Рязанской области, предназначенная для опубликования и актуализации на официальных сайтах органов власти информации об объектах имущества, находящихся в государственной собственности, включая сведения о наименованиях объектов, их местонахождении, характеристиках и целевом назначении объектов, существующих ограничениях их использования и обременениях правами третьих лиц (перечень поручений по итогам заседания Госсовета по вопросу развития конкуренции, утвержденный Президентом Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N Пр-817ГС);


     - подсистема личного кабинета арендатора, предназначенная для электронного согласования договоров или дополнительных соглашений, подписания их в электронном виде, в том числе с использованием мобильного приложения "Госключ", самостоятельного в режиме онлайн отслеживания данных о начислениях, учтенных платежах, а также о задолженности в режиме онлайн;


     - подсистема бюджетного учета имущества казны Рязанской области, предназначенная для учета операций необходимых для отражения в регистрах бухгалтерского учета об изменении состояния имущества, находящегося в казне;


     - подсистема претензионной и исковой работы, предназначенная для ведения деятельности по претензионным и исковым производствам, по этапам судебных процессов;


     - подсистема предоставления земельных участков льготным категориям граждан, предназначенная для учета решений о предоставлении земельного участка в собственность;


     - подсистема оказания услуг, предназначенная для автоматизации деятельности уполномоченных органов, связанной с оказанием государственных и муниципальных услуг в сфере управления земельными ресурсами и имуществом региона;


     - подсистема взаимодействия с федеральными информационными системами, обеспечивающая возможность информационного обмена посредством СМЭВ 3 и/или СМЭВ 4 со следующими органами: Росреестр, ФНС, Федеральное казначейство, МВД, СФР;


     - подсистема взаимодействия с региональными информационными системами, обеспечивающая возможность информационного обмена с региональными системами пространственных данных, региональной геоинформационной системой Рязанской области и бухгалтерского учета;


     - подсистема взаимодействия с коммерческими операторами услуг, предназначенная для информационного обмена с информационной системой АО "Почта России";


     - подсистема учета поданных заявлений и принятых решений, предназначенная для учета заявлений и решений уполномоченных органов в сфере управления земельными ресурсами и имуществом региона.



7. Показатели степени автоматизации процессов и их значения


     При создании ГИС Имущество необходимо обеспечить достижение следующих показателей назначения:


     - снижение затрат за счет перехода к безбумажным технологиям при взаимодействии с арендаторами и балансодержателями;


     - снижение времени на сбор аналитической и иной отчетности по ключевым показателям эффективности по учету имущества и земельных ресурсов Рязанской области до 1 часа;


     - сокращение времени работы с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах до 99%;


     - отслеживание арендаторами данных о задолженности по арендной плате, изменениям условий договоров, размерам арендной платы онлайн в режиме 24/7.



8. Оценка необходимых ресурсов


     8.1. Серверное оборудование.


     ГИС Имущество должно функционировать на серверном оборудовании, разделенном на логические виртуальные машины. При этом общая мощность серверного оборудования должна соответствовать следующим требованиям:


     Общее количество процессоров: не более 125 шт.


     Общее количество операционной памяти: не более 300 Гб.


     Общее количество дискового пространства: не более 7 Тб, из них не менее 4 Тб должны быть на быстрых дисках (типа SSD).


     Сетевое подключение между компонентами системы: не менее 2 Гбит/сек.


     Размещение серверного оборудования и установленное на нем программное обеспечение должны соответствовать условиям получения ГИС Имущество аттестата требованиям по защите информации.


     В качестве системного программного обеспечения, такого как: операционные системы, сервера приложений, системы управления базами данных, должно использоваться программное обеспечение, включенное в реестр отечественного программного обеспечения или относящееся к свободному программному обеспечению.


     8.2. Рабочие места пользователей и доступ к серверу ГИС Имущество.


     Все пользователи ГИС Имущество, являющиеся сотрудниками организаций-балансодержателей и уполномоченных органов, должны быть обеспечены АРМ с широкополосным доступом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и установленным программным обеспечением (операционной системой и интернет-браузером), позволяющим получить веб-доступ к ГИС Имущество по протоколу TCP/IP.


     АРМ пользователей не должны иметь прямой доступ к серверу системы управления базой данных ГИС Имущество.


     АРМ пользователей должны быть физически и программно защищены от их возможного использования посторонними лицами для получения доступа к ГИС Имущество.


     Для АРМ пользователей должна быть обеспечена возможность подключения к сканирующему оборудованию, позволяющему получать электронные образы бумажных документов, необходимые для заполнения информации об объектах учета ГИС Имущество.


     8.3. Кадровое обеспечение создания ГИС Имущество.


     Пользователи ГИС Имущество, являющиеся сотрудниками организаций-балансодержателей и уполномоченных органов, должны обладать необходимыми навыками работы с компьютерной и оргтехникой, знанием и навыками работы с информацией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с помощью веб-браузера.


     Также пользователи должны обладать достаточными компетенциями в вопросах учета и управления государственным имуществом: знать нормативные правовые акты Российской Федерации и Рязанской области, касающиеся управления государственным имуществом.


     Пользователи должны пройти обучение работе в ГИС Имущество, ознакомиться с положением о ГИС Имущество и иметь представление об осуществлении технической поддержки работы ГИС Имущество.



9. Механизмы и этапы создания и развития системы ГИС Имущество


     Учитывая сложность, масштаб и комплексность проблем, связанных с реализацией задач по созданию, ведению и использованию ГИС Имущество, а также достигнутый уровень развития используемых уполномоченными органами информационных систем, предполагается осуществление работ поэтапно, на основе планируемых темпов создания и развития ГИС Имущество, готовности уполномоченных органов размещать сведения в ГИС Имущество и обеспечивать их защиту.


     Создание и развитие ГИС Имущество планируется осуществляет в несколько этапов (две очереди объектов автоматизации).


     На первом этапе планируется обеспечить создание подсистем:


     - подсистема базовых функций;


     - подсистема ведения реестра;


     - подсистема "Личный кабинет балансодержателя";


     - подсистема публикации сведений о государственном имуществе;


     - подсистема бюджетного учета имущества казны;


     - подсистема ведения договоров;


     - подсистема "Личный кабинет арендатора";


     - подсистема претензионной и исковой работы;


     - подсистема взаимодействия с федеральными информационными системами;


     - подсистема оказания услуг (1 очередь);


     - подсистема взаимодействия с коммерческими операторами услуг;


     - подсистема учета поданных заявлений и принятых решений.


     В рамках первой очереди объектами автоматизации будут органы государственной власти Рязанской области и пилотные (не более 5) органы местного самоуправления Рязанской области.


     На втором этапе планируется обеспечить создание подсистем:


     - подсистема предоставления земельных участков льготным категориям граждан;


     - подсистема взаимодействия с региональными информационными системами;


     - подсистема оказания услуг (2 очередь).


     В рамках второй очереди объектами автоматизации будут объекты автоматизации первой очереди (в части новых подсистем) и все остальные органы местного самоуправления Рязанской области.


     На следующих этапах возможно дальнейшее развитие функциональности ГИС Имущество, в случае изменения требований федерального и регионального законодательства.


     В части создания аппаратно-технического обеспечения на первом этапе создания и развития системы ГИС Имущество предусматривается:


     - предоставление вычислительных ресурсов (мощностей) в центре обработки данных Правительства Рязанской области для обработки информации в ГИС Имущество;


     - организация интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных, обеспечивающей информационное взаимодействие и объединяющей вычислительные мощности центра обработки данных и программно-аппаратные комплексы системы ГИС Имущество.



10. Оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов создания ГИС Имущество (технико-экономическое обоснование реализации системы)


     10.1. Основным источником финансирования создания ГИС Имущество являются средства областного бюджета Рязанской области, выделяемые в рамках реализации мероприятия "Создание и развитие государственной информационной системы Рязанской области "Управление земельными ресурсами и имуществом региона" регионального проекта "Развитие цифрового государственного управления в Рязанской области" государственной программы Рязанской области "Развитие информационного общества".


     Для разработки технико-экономического обоснования реализации ГИС Имущество произведена оценка финансовых, материальных и трудовых ресурсов, включая:


     а) необходимые ресурсы на создание ГИС Имущество в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", в соответствии с выбранными вариантами архитектурного представления ГИС Имущество, состава специалистов, их загрузки и длительности на каждом этапе создания ГИС Имущество;


     б) расчет затрат на необходимые вычислительные ресурсы, технические средства, работы по установке и наладке;


     в) затраты на закупку средств защиты информации, работы по установке (настройке) средств защиты информации;


     г) расчет затрат на миграцию ресурсов, функциональных возможностей и данных действующих информационных систем, программных продуктов в ГИС Имущество с обеспечением их совместной работы на переходный период;


     д) расчет затрат на содержание и эксплуатацию ГИС Имущество.


     Оценка необходимых ресурсов для вывода ГИС Имущество из эксплуатации и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации не производилась в связи с окончанием срока эксплуатации указанной системы за горизонтом бюджетного планирования.


     10.2. Ожидаемые затраты на создание ГИС Имущество.


     Выбранный метод определения объема финансового обеспечения мероприятия - затратный метод.


     Расчет плановых затрат производился исходя из состава мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта.


     Выводы и предложения.


     Общая расчетная сумма всех плановых затрат по проекту создания ГИС Имущество на 2025 - 2026 годы составила 51259794,94 рублей.


     С учетом расходов на оплату труда для работников, непосредственно связанных с созданием, сопровождением ГИС Имущество, общая расчетная сумма плановых затрат на 2025 - 2026 годы на создание, внедрение, управление реализацией, на техническую поддержку и необходимое сопровождение составила 2035294,94 рублей.


     Дополнительно в процессе эксплуатации возникают новые требования к ГИС Имущество, обусловленные непрерывным развитием бизнес-процессов и все возрастающими общими требованиями к базовым и функциональным подсистемам. Продолжается работа над повышением производительности отдельных сервисов, исправлением обнаруженных ошибок, добавлением новых функций при внесении изменений в нормативную базу.


     Общая расчетная сумма плановых затрат на 2025 - 2026 годы на обеспечение ГИС Имущество вычислительными ресурсами, техническими средствами, на развертывание ГИС Имущество составила 40392500 рублей.


     Общая расчетная сумма плановых затрат на предоставление вычислительных ресурсов (мощностей) в центре обработки данных Правительства Рязанской области для обработки информации в ГИС Имущество на 2025 - 2026 годы составит 5832000 руб.


     Дальнейшие расходы (начиная с 2027 года ежегодно) на осуществление технической поддержки ГИС Имущество составят:


     2026 год - 3000000 руб.;


     2027 и последующие - 8000000 руб. ежегодно.

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ