МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2025 года N 7-П
О создании государственной
информационной системы Рязанской
области "Управление земельными
ресурсами и имуществом региона"
В соответствии с Федеральным
законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации,
информационных технологиях и о защите
информации", Постановлением
Правительства Российской Федерации от
06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку
создания, развития, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации и вывода из эксплуатации
государственных информационных систем и
дальнейшего хранения содержащейся в их
базах данных информации", распоряжением
Правительства Рязанской области от 3
марта 2025 года N 129-р, министерство
имущественных и земельных отношений
Рязанской области постановляет:
1. Создать государственную
информационную систему Рязанской
области "Управление земельными
ресурсами и имуществом региона".
2. Утвердить концепцию создания
государственной информационной системы
Рязанской области "Управление
земельными ресурсами и имуществом
региона" согласно приложению к
настоящему постановлению.
3. Определить оператором
государственной информационной системы
Рязанской области "Управление
земельными ресурсами и имуществом
региона" министерство имущественных и
земельных отношений Рязанской области.
4. Контроль за исполнением
настоящего постановления возложить на
первого заместителя министра
имущественных и земельных отношений
Рязанской области.
Министр
М.А.МАЙОРОВ
Приложение
к постановлению
министерства имущественных
и земельных отношений
Рязанской области
от 9 апреля 2025 г. N 7-П
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЯЗАНСКОЙ
ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ
РЕСУРСАМИ И ИМУЩЕСТВОМ РЕГИОНА"
1. Общие положения
Концепция создания
государственной информационной системы
Рязанской области "Управление
земельными ресурсами и имуществом
региона" (далее - ГИС Имущество) является
документом, определяющим и
устанавливающим цели, задачи,
направления, очередность работ и
ожидаемые результаты создания
информационной системы в сфере
управления земельными ресурсами и
имуществом Рязанской области.
Концепция создания ГИС Имущество
разработана в соответствии с
требованиями постановления
Правительства Российской Федерации от 6
июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку
создания, развития, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации и вывода из эксплуатации
государственных информационных систем и
дальнейшего хранения содержащейся в их
базах данных информации" и определяет
предпосылки, цель, принципы, основные
этапы, и ресурсное обеспечение создания
ГИС Имущество, а также ее общую
архитектуру и ожидаемый
социально-экономический эффект от ее
создания.
В концепции создания ГИС Имущество
приводятся:
- результаты анализа нормативных
правовых актов, методических документов,
международных и национальных стандартов
Российской Федерации, в соответствии с
которыми разрабатывается ГИС Имущество;
- классификация ГИС Имущество в
соответствии с требованиями о защите
информации;
- описание выявленных проблем,
решение которых возможно средствами ГИС
Имущество, описание требований к ГИС
Имущество, включая определение
требований к информационной системе
(подсистеме) защиты информации и
допустимых затрат на разработку, ввод в
действие и эксплуатацию ГИС Имущество,
описание эффекта, ожидаемого от создания
ГИС Имущество;
- цели и задачи создания ГИС
Имущество, архитектура ГИС Имущество,
включая состав, выполняемые функции и
взаимосвязи компонентов системы, состав
сведений, подлежащих размещению в ГИС
Имущество, обоснование выбранного
варианта построения ГИС Имущество;
- показатели степени автоматизации
процессов и их значений, которые должны
быть достигнуты в результате создания
ГИС Имущество, а также критерии оценки
достижения целей создания ГИС
Имущество;
- оценка финансовых, трудовых и
материальных ресурсов, необходимых для
реализации требований
(технико-экономическое обоснование),
включая оценку указанных ресурсов для
создания ГИС Имущество, ввода ее в
эксплуатацию, эксплуатации и в случае,
если установлен срок эксплуатации ГИС
Имущество, оценку необходимых ресурсов
для вывода ГИС Имущество из эксплуатации
и дальнейшего хранения содержащейся в ее
базах данных информации.
2. Анализ нормативных правовых актов,
методических документов и стандартов
Правовую основу концепции
составляют:
- Гражданский кодекс Российской
Федерации;
- Земельный кодекс Российской
Федерации;
- Бюджетный кодекс Российской
Федерации;
- Жилищный кодекс Российской
Федерации;
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
"Об информации, информационных
технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ
"Об электронной подписи";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
"О персональных данных";
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
"О государственной регистрации
недвижимости";
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ
"Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг";
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
"Об общих принципах организации
публичной власти в субъектах Российской
Федерации";
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ
"О геодезии, картографии и
пространственных данных и о внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации";
- Указ Президента Российской
Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных
целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года и на перспективу до 2036
года";
- Указ Президента Российской
Федерации от 17.03.2008 N 351 "О мерах по
обеспечению информационной
безопасности Российской Федерации при
использовании
информационно-телекоммуникационных
сетей международного информационного
обмена";
- постановление Правительства
Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О
требованиях к порядку создания,
развития, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации и вывода из эксплуатации
государственных информационных систем и
дальнейшего хранения содержащейся в их
базах данных информации";
- постановление Правительства
Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 "Об
утверждении требований к защите
персональных данных при их обработке в
информационных системах персональных
данных";
- постановление Правительства
Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об
установлении запрета на допуск
программного обеспечения, происходящего
из иностранных государств, для целей
осуществления закупок для обеспечения
государственных и муниципальных нужд";
- приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 10.10.2023 N 163-н "Об
утверждении Порядка ведения органами
местного самоуправления реестров
муниципального имущества";
- приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об
утверждении Требований о защите
информации, не составляющей
государственную тайну, содержащейся в
государственных информационных
системах";
- методический документ "Меры
защиты информации в государственных
информационных системах" (утвержден
ФСТЭК России 11.02.2014);
- приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об
утверждении Состава и содержания
организационных и технических мер по
обеспечению безопасности персональных
данных при их обработке в информационных
системах персональных данных";
- приказ Минкомсвязи России от
19.08.2015 N 305 "Об утверждении Методических
рекомендаций по использованию
свободного программного обеспечения в
деятельности федеральных органов
исполнительной власти, включая критерии
определения государственных
информационных систем, при создании
которых необходимо использовать
свободное программное обеспечение, в том
числе государственных информационных
систем, предназначенных для оказания
государственных и муниципальных услуг в
электронном виде";
- приказ Минкомсвязи России от
04.07.2018 N 335 "Об утверждении методических
рекомендаций по переходу органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления муниципальных
образований Российской Федерации на
использование отечественного офисного
программного обеспечения, в том числе
ранее закупленного офисного
программного обеспечения";
- приказ Минцифры России от 18.11.2020 N
600 "Об утверждении методик расчета
целевых показателей национальной цели
развития Российской Федерации "Цифровая
трансформация";
- приказ ФСБ России от 09.02.2005 N 66 "Об
утверждении положения о разработке,
производстве, реализации и эксплуатации
шифровальных (криптографических)
средств защиты информации (Положение
ПКЗ-2005)";
- приказ Казначейства России от
12.05.2017 N 11н "Об утверждении Порядка
ведения Государственной информационной
системы о государственных и
муниципальных платежах";
- ГОСТ 34.201-2020 "Информационная
технология. Комплекс стандартов на
автоматизированные системы. Виды,
комплектность и обозначение документов
при создании автоматизированных
систем";
- ГОСТ Р 59792-2021 "Информационные
технологии. Комплекс стандартов на
автоматизированные системы. Виды
испытаний автоматизированных систем";
- ГОСТ Р 59793-2021 "Информационные
технологии. Комплекс стандартов на
автоматизированные системы.
Автоматизированные системы. Стадии
создания";
- ГОСТ Р 59795-2021 "Информационные
технологии. Комплекс стандартов на
автоматизированные системы. Требования
к содержанию документов";
- ГОСТ 34.602-2020 "Информационная
технология. Комплекс стандартов на
автоматизированные системы. Техническое
задание на создание автоматизированной
системы".
3. Классификация системы в соответствии с
требованиями о защите информации
При создании и функционировании
ГИС Имущество должно быть обеспечено
выполнение требований по обеспечению
информационной безопасности в
соответствии с законодательством
Российской Федерации. Применяемая
система защиты информации должна
обеспечивать целостность,
конфиденциальность и доступность
информации, хранящейся и обрабатываемой
в ГИС Имущество.
Подсистема информационной
безопасности должна соответствовать
приказам ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. N
21 "Об утверждении Состава и содержания
организационных и технических мер по
обеспечению безопасности персональных
данных при их обработке в информационных
системах персональных данных", от 11
февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении
требований о защите информации, не
составляющей государственную тайну,
содержащейся в государственных
информационных системах".
В соответствии с Требованиями к
защите персональных данных при их
обработке в информационных системах
персональных данных, утвержденными
постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N
1119, ГИС Имущество предполагает следующие
классификационные признаки:
- обрабатываются иные категории
персональных данных субъектов
персональных данных (далее - ПДн);
- обрабатываются ПДн субъектов, не
являющихся сотрудниками органов
государственной власти Рязанской
области и органов местного
самоуправления Рязанской области;
- обрабатываются ПДн менее, чем 100000
субъектов ПДн.
В соответствии с пунктом 12
Требований к защите персональных данных
при их обработке в информационных
системах персональных данных,
утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 1
ноября 2012 г. N 1119, в ГИС Имущество
необходимо обеспечить 3 уровень
защищенности ПДн.
В соответствии с приложением N 1 к
Требованиям о защите информации, не
составляющей государственную тайну,
содержащейся в государственных
информационных системах, утвержденным
приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N
17, ГИС Имущество предполагает следующие
классификационные признаки:
- уровень значимости информации -
низкий;
- масштаб системы - региональный.
В соответствии с пунктом 4
приложения N 1 к Требованиям о защите
информации, не составляющей
государственную тайну, содержащейся в
государственных информационных
системах, утвержденным приказом ФСТЭК
России от 11 февраля 2013 г. N 17,
предполагаемый класс защищенности ГИС
Имущество - К3.
В соответствии с Требованиями о
защите информации, содержащейся в
информационных системах общего
пользования, утвержденными приказом ФСБ
России, ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N
416/489, ГИС Имущество относится к
информационным системам общего
пользования II класса, так как нарушение
целостности и доступности информации,
содержащейся в ней, не может привести к
возникновению угроз безопасности
Российской Федерации.
3.1. Обеспечение информационной
безопасности.
Задачами обеспечения безопасности
информации, формируемой в ГИС Имущество,
являются:
1) создание организационных и
технических решений, обеспечивающих
противодействие угрозам безопасности
информации для серверного сегмента
(открытого и закрытого контуров) ГИС
Имущество, для сегментов
привилегированных и
непривилегированных пользователей ГИС
Имущество;
2) обеспечение выполнения
требований нормативных правовых актов
по защите информации в государственных
информационных системах, в том числе, по
защите персональных данных и
информационных систем общего
пользования;
3) организация процесса безопасной
разработки программного обеспечения с
использованием совокупности мер,
направленных на предотвращение
появления и устранение уязвимостей в
процессах жизненного цикла программного
обеспечения информационной системы,
включающих проведение экспертизы
исходного кода программного обеспечения
и работы по выявлению (предотвращению)
уязвимостей программного обеспечения,
основанных на моделировании (имитации)
действий потенциального нарушителя;
4) минимизация рисков нанесения
(пресечение, нейтрализация, отражение)
субъектам ПДн, интересы которых
затрагиваются при использовании объекта
защиты, материального ущерба, морального
или иного случайного или
преднамеренного вреда, а также ущемления
их законных прав в результате нарушения
заданных характеристик безопасности
ПДн;
5) минимизация негативных
последствий нарушения одного из свойств
безопасности информации
(конфиденциальности, целостности,
доступности).
Большинство задач по
информационной безопасности может быть
централизовано и унифицировано при
сервис-ориентированном подходе к
созданию ГИС Имущество. Задачи по
управлению пользователями и их
полномочиями в различных подсистемах
или при доступе к различным наборам
данных должны быть сосредоточены в
рамках одного или нескольких
ответственных лиц, обладающих
полномочиями на их изменение, а
предоставление доступа пользователям
должно осуществляться через единую
точку доступа.
Помимо закрытой части
информационных ресурсов ГИС Имущество
предполагается создать наличие
компонентов ее инфраструктуры,
обращенных к неограниченному кругу
пользователей
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет". Для защиты публичной
части ГИС Имущество от недобросовестных
пользователей, пытающихся нарушить ее
работу, должны применяться специальные
программно-аппаратные решения, также
являющиеся общими для всей
информационно-коммуникационной
инфраструктуры и соответствующие
Требованиям о защите информации,
содержащейся в информационных системах
общего пользования, утвержденным
приказом ФСБ России, ФСТЭК России от 31
августа 2010 г. N 416/489.
Для работы пользователей с
ресурсами ГИС Имущество могут
применяться автоматизированные рабочие
места в различных исполнениях (ПЭВМ,
моноблок, ноутбук), обеспечивающие
возможность работы пользователей через
веб-браузер по каналам связи
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", защищенных с применением
программных средств криптографической
защиты информации.
С учетом обстоятельств повышенной
нагрузки на средства обеспечения
безопасности информационных систем, в
том числе с учетом повышенных кибератак,
необходимым является выполнение
требований ФСТЭК России, аналогичных
требованиям, предъявляемым к органам
власти, среди которых:
- обновление программного
обеспечения системы, включая
программное обеспечение веб-приложений,
веб-сервера, операционной системы
веб-сервера, сервера баз данных, системы
управления контентом, библиотек и другое
используемое программное обеспечение,
до актуальных версий, не содержащих
уязвимостей, сведения о которых
содержатся в банке данных угроз
безопасности информации ФСТЭК России
(bdu.fstec.ru), а также в иных источниках,
содержащих сведения об уязвимостях;
- обеспечение безопасности
процессов развертывания системы на
серверах и администрирования ГИС
Имущество (в том числе удаление
метаданных при экспорте веб-приложений,
защита рабочих мест администраторов и
разработчиков). При экспорте
веб-приложений ГИС Имущество из
репозитория рекомендуется использовать
механизмы, предотвращающие выгрузку
метаданных, или удалять директории и
файлы с метаданными после их выгрузки;
- обеспечение поддержки системой
соединения с применением защищенных
протоколов сетевого взаимодействия (HTTPS,
SSH и другие протоколы). Рекомендуется
использовать только актуальные версии
таких протоколов. Не рекомендуется
использовать ссылки на сайты с
заголовками HTTP даже в теле страниц
веб-приложения, поскольку при переходе
по такой ссылке есть риск перехвата
файлов cookie пользователей;
- обеспечение фильтрации сетевого
трафика с целью исключения возможности
подключения внешних пользователей к
TCP-интерфейсам систем управления базами
данных и интерфейсам удаленного
управления компонентами системы.
Рекомендуется оставлять доступными для
подключения внешних пользователей
только веб-интерфейсы 443/TCP (HTTPS) и 80/TCP (с
принудительным перенаправлением на порт
443/TCP с HTTPS);
- обеспечение фильтрации трафика
прикладного уровня с применением
средств межсетевого экранирования
уровня приложения (web application firewall (WAF),
установленных в режим противодействия
атакам;
- обеспечение устойчивости системы
к распределенным атакам, направленным на
отказ в обслуживании (DDoS-атакам), с
использованием средств защиты от
DDoS-атак, реализация защиты и мониторинга
DNS серверов, отвечающих за делегирование
доменного имени системы;
- реализация мониторинга событий
безопасности системы, включая
мониторинг показателей нагрузки на
вычислительные мощности системы, и
ведение журналов регистрации событий
безопасности;
- обеспечение проверки форм,
которые могут отправлять и принимать
запросы (комментарии, поиск, обратная
связь), на наличие уязвимостей
межсайтового скриптинга (xss-уязвимостей).
В обязательном порядке необходимо
проверять все URL, где возможна отправка
данных со стороны пользователя (формы
комментариев, обратная связь, поиск). Для
нейтрализации уязвимостей межсайтового
скриптинга необходимо реализовать
кодирование входных данных и
управляющих HTML-символов, JavaScript, CSS и URL
перед отображением в браузере;
- исключение возможности
применения сервисов подсчета сбора
данных о посетителях, сервисов
предоставления информации о
месторасположении и иных сервисов,
разработанных иностранными
организациями (например, ReCAPTCHA, YouTube, Google
Analytics, Google Maps, Google Translate);
- исключение возможности
использования встроенных видео- и
аудиофайлов, интерфейсов взаимодействия
API, "виджетов" и других ресурсов,
загружаемых со сторонних сайтов, с
заменой их при необходимости
гиперссылкой на такие ресурсы;
- исключение применения символов
переопределения Unicode Bidi (Unicode Bidirectional
Algoritm) в комментариях и строках
программного кода.
4. Описание выявленных проблем
В настоящее время в Российской
Федерации активно и достаточно успешно
реализуются процессы цифровой
трансформации государственного и
коммерческого сектора, предполагающие
принципиальное изменение бизнес-моделей
за счет использования новых цифровых
инструментов и технологий. Ситуация с
пандемией коронавируса привела к
ускорению перехода на цифровые
технологии, онлайн-сервисы и
соответствующему изменению моделей
оказания услуг и потребительских
моделей поведения.
В настоящее время большинство
рабочих процессов органов
государственной власти Рязанской
области и органов местного
самоуправления Рязанской области,
уполномоченных в сфере
земельно-имущественных отношений (далее
- уполномоченные органы), обслуживаются
разрозненными информационными
системами, не объединенными в единую
цифровую платформу, часть
уполномоченных органов не имеют
специализированной информационной
системы, а для исполнения полномочий
используют офисные программные продукты
общего назначения (например MS Excel). В
большинстве случаев информационные
системы уполномоченных органов не
применимы для межведомственного
взаимодействия. Обмен сведениями между
уполномоченными органами и
подведомственными государственными и
муниципальными учреждениями и
предприятиями осуществляется в бумажном
виде.
Дальнейшая модернизация имеющихся
обособленных информационных систем, их
последующая интеграция на уровне
внешнего обмена данными приведет к
неизбежному дублированию функционала
информационных систем, а хаотичная
интеграция приведет к усложнению из-за
неочевидности влияния изменений в одной
информационной системе на данные другой
системы.
Отсутствие интеграции
информационных систем приводит к
необходимости повторного ввода одних и
тех же данных в различные системы.
Интеграция эксплуатируемых в настоящее
время информационных систем может
решить проблему лишь частично, так как
указанные информационные системы не
направлены на предоставление данных,
необходимых для формирования
аналитической информации в требуемом
разрезе.
При использовании информационных
технологий уполномоченными органами на
данный момент существует ряд проблемных
аспектов, которые являются основным
стимулом для создания и внедрении единой
ГИС Имущество:
- отсутствие инструментов сводного
анализа данных в различных разрезах;
- наличие дублирующих типовых
функций в разных информационных
системах;
- отсутствие единого
информационного пространства
(централизованной базы данных);
- отсутствие механизмов поддержки
административных регламентов оказания
государственных услуг;
- отсутствие механизмов интеграции
с федеральными и региональными
информационными системами.
Наличие указанных проблем снижает
результативность предпринимаемых мер по
повышению эффективности исполнения
полномочий со стороны уполномоченных
органов и приводит к множеству
прикладных проблем, требующих решения:
- отсутствие методологических и
технологических принципов и средств,
обеспечивающих единство подходов к
разработке и функционированию
автоматизированных информационных
систем в части используемой информации,
форматов информационного обмена,
технических и программных решений;
- отсутствие единого
информационного пространства
(централизованной базы данных,
стандартизированного информационного
обмена, централизованной базы
отраслевой нормативно-справочной
информации). Отсутствие единой
согласованной модели данных,
универсальной модели обмена
информацией;
- отсутствие систематизированного
сбора/ предоставления достоверных
данных, высокие трудозатраты на ручной
ввод данных в используемые системы, что
повышает риски технических ошибок,
противоречий, дублирования и искажений;
- отсутствие средств,
обеспечивающих юридически значимый
безбумажный документооборот, как с
подведомственными учреждениями, так и
арендаторами и покупателями
государственного и муниципального
имущества;
- отсутствие средств аналитической
обработки, моделирования и визуализации
отраслевой информации, включая системы
искусственного интеллекта;
- невозможность построения
современной интегрированной системы на
основе одной или через объединение
нескольких функционирующих в настоящее
время информационных систем ввиду
решения специализированных задач каждой
из них, отсутствия единства
организационных и
программно-технических решений,
возможности использования единой
интеграционной шины унифицированного
обмена данными.
На решение обозначенных проблем
направлено создание ГИС Имущество как
информационной системы, обеспечивающей
единообразное построение архитектуры и
управление данными, находящимися в
распоряжении уполномоченных органов
сферы имущественно-земельных отношений
в Рязанской области.
5. Цель, задачи и принципы создания ГИС
Имущество
5.1. ГИС Имущество создается для
достижения следующих целей:
- повышение эффективности
управления государственным и
муниципальным имуществом Рязанской
области посредством автоматизации
процессов сбора, обработки, хранения и
предоставления информации в сфере
управления государственным и
муниципальным имуществом при реализации
полномочий по управлению и распоряжению
государственным имуществом, выполнении
государственных функций;
- повышение производительности
труда сотрудников уполномоченных
органов за счет автоматизации
деятельности, снижения числа ручных
операций, роботизации рутинных
операций;
- обеспечение положительного
социального эффекта за счет сокращения
сроков оказания государственных услуг в
сфере земельно-имущественных отношений,
предоставление услуг в ряде случаев в
режиме онлайн.
5.2. Основными задачами создания ГИС
Имущество являются:
- автоматизация учета
государственного и муниципального
имущества и поддержание актуальности
информации в реестре объектов
государственной и муниципальной
собственности Рязанской области в
реальном времени;
- перевод взаимодействия между
уполномоченными органами и
балансодержателями (правообладателями)
государственного имущества, а также
органов местного самоуправления с
балансодержателями (правообладателями)
муниципального имущества
преимущественно в электронный вид;
- автоматизация процесса
публикации на официальных сайтах
сведений о государственном имуществе;
- автоматизация учета договорных
отношений, финансовых обязательств,
информации о начисления и платежах;
- автоматизация
претензионно-исковой работы;
- автоматизация межведомственного
взаимодействия;
- автоматизация процесса оказания
государственных услуг в области
земельно-имущественных отношений;
- внедрение элементов
самообслуживания для арендаторов и
покупателей;
- учет поданных заявлений/
ходатайств и решений.
5.3. Принципы создания ГИС
Имущество.
Создание ГИС Имущество будет
осуществляться на основе следующих
организационных и информационных
принципов:
- полнота, достоверность,
актуальность информации при ее
размещении в ГИС Имущество, а также
своевременность размещения
соответствующей информации;
- однократность ввода информации и
многократность ее использования;
- открытость и доступность
информации, содержащейся в
информационной системе, за исключением
информации, доступ к которой ограничен
законодательством Российской Федерации
в области информационной безопасности и
защиты информации, ПДн, коммерческой
тайны, государственной тайны и
обеспечения режима секретности;
- обеспечение оперативного доступа
к информационной системе всех
зарегистрированных пользователей вне
зависимости от их территориальной
удаленности от центров хранения и
обработки данных при условии
регламентации прав доступа к ресурсам
информационной системы;
- использование существующих
элементов
информационно-коммуникационной
инфраструктуры и информационных
ресурсов, их развитие и поэтапная замена
на современные технологические решения
с учетом требований законодательства
Российской Федерации об
импортозамещении;
- сокращение объема взаимодействия
по вопросам получения данных и
исключения дублирования запросов
информации непосредственно из ее
источника;
- единство терминологии,
нормативно-справочной информации,
системы показателей, включая
прозрачность методик формирования
аналитических показателей, и
регламентов отчетности;
- обеспечение интеграции с другими
информационными системами за счет
соблюдения единых форматов, протоколов и
регламентов информационного
взаимодействия;
- гибкость и адаптивность ГИС
Имущество к изменению потребностей
пользователей в информации и
инструментах ее анализа;
- обеспечение защиты содержащихся в
ГИС Имущество данных и разграничение
прав доступа к ним;
- экономическая целесообразность -
выбор таких проектных решений (в том
числе программных, технических и
организационных), которые при условии
достижения поставленных целей и задач
обеспечивают минимизацию затрат
финансовых, материальных и трудовых
ресурсов;
- приоритет использования
современных, эффективных подходов,
методологий, технических средств,
информационных и коммуникационных
технологий;
- типизация проектных решений -
унификация и формализация структурных
компонентов, процессов функционирования
и взаимодействия, ориентация на
взаимодействие и кооперацию, а также
использование международных правил и
протоколов информационного обмена;
- электронно-административная
регламентация - ориентирование на
функционирование в промышленном режиме,
обеспечивающем массовую поточную
обработку документов, регламентируемую
стандартами, маршрутными и
пооперационными технологиями,
нормативами на ресурсные и временные
показатели, развитой службой
операторов;
- модульность построения
программных компонентов - компоновка
структуры ГИС Имущество из сегментов и
входящих в них подсистем, обеспечивающих
возможность их замены или изменения с
целью совершенствования характеристик
функционирования или адаптации к новым
условиям;
- адаптивность - потенциальная
возможность гибкой настройки
компонентов ГИС Имущество при изменении
внешних факторов и появления новых
информационно-коммуникационных
технологий;
- достаточность средств защиты
информации - соответствие уровня
конфиденциальности информации,
потребностей пользователей уровню
надежности применяемых средств защиты
информации при адекватности затрат на
обеспечение защиты информации величине
возможного ущерба от ее
несанкционированного использования;
- централизованное управление
функционированием ГИС Имущество;
- стандартизация (унификация) форм и
шаблонов документов, используемых в
целях осуществления деятельности по
управлению государственным имуществом,
и автоматизация формирования документов
на основе указанных шаблонов и данных,
содержащихся в ГИС Имущество;
- безвозмездность доступа
исполнительных органов Рязанской
области, органов местного
самоуправления Рязанской области,
балансодержателей государственного
имущества Рязанской области к сервисам
личного кабинета и информации,
содержащейся в базе данных ГИС
Имущество;
- безвозмездность получения
гражданами и организациями
государственных услуг с использованием
информации, содержащейся в базе данных
ГИС Имущество;
- разграничение открытого
посредством
информационно-коммуникационной сети
"Интернет" и защищенного доступов
пользователей к системе;
- разграничение прав доступа
пользователей к сервисам и базе данных
ГИС Имущество;
- поэтапность развития ГИС
Имущество и модернизации ее компонентов
с учетом уже существующих
программно-технических средств;
- эффективность использования ГИС
Имущество, обоснованность статей и
объемов бюджетных расходов на
сопровождение и развитие ГИС Имущество.
Принципы обеспечения защиты
информации в ГИС должны определяться в
соответствии с законодательством
Российской Федерации в области защиты
информации.
6. Архитектура ГИС Имущество
Архитектура ГИС Имущество должна
включать три основных уровня:
- уровень сервера баз данных;
- уровень сервера приложений;
- уровень пользователя.
Уровень сервера баз данных должен
обеспечивать централизованное хранение,
обслуживание и обеспечение реляционной
целостности данных, предоставляя их по
запросу различным приложениям, тем самым
реализуя единое информационное
пространство.
Уровень сервера приложений должен
содержать основную часть алгоритмов, а
также обеспечивать взаимодействие с
сервером баз данных, взаимосвязь с иными
информационными системами.
Уровень пользователя -
интерфейсный компонент, предоставляемый
конечному пользователю. Данный
компонент не имеет прямых связей с базой
данных и не хранит состояние приложения,
за исключением элементарных действий,
таких, как авторизация, хранение
настроек сеанса связи, проверка вводимых
значений на допустимость и соответствие
формату, несложные операции с данными
(сортировка, группировка).
Функционирование клиента должно
осуществляться с использованием
веб-интерфейса и не требовать установки
на автоматизированные рабочие места
(далее - АРМ) пользователей программных
частей информационной системы. Возможна
установка на АРМ пользователя
программных продуктов для выполнения
криптографический операций.
Отдельные подсистемы могут иметь
отдельные базы данных, свои уровни
сервера приложений и пользователя.
В ГИС Имущество планируется
автоматизация следующих процессов:
- учет и распоряжение
государственным имуществом Рязанской
области в соответствии с требованиями
федеральных и региональных
нормативно-правовых актов;
- ведение договоров и финансовых
обязательств контрагентов, начислений и
платежей;
- взаимодействие с
правообладателями государственного
имущества Рязанской области;
- взаимодействие с арендаторами
государственного имущества Рязанской
области;
- ведение бюджетного учета
имущества, находящегося в казне
Рязанской области;
- ведение претензионной и исковой
деятельности;
- опубликование и актуализация на
официальных сайтах органов власти
информации об объектах имущества,
находящихся в государственной
собственности Рязанской области;
- оказание государственных услуг;
- взаимодействие с федеральными,
региональными информационными
системами и коммерческими операторами
услуг;
- ведение учета поданных заявлений
и принятых решений.
Автоматизация указанных процессов
позволит обеспечить мониторинг
результативности, эффективности
деятельности, упорядочить процедуры
управления уполномоченных органов в
сфере имущественно-земельных отношений
Рязанской области.
Перечень и содержание
централизованных подсистем ГИС
Имущество могут быть уточнены и
дополнены в ходе ее создания и развития.
Основу ГИС Имущество составляют
следующие централизованные подсистемы:
- подсистема базовых функций,
обеспечивающая ведение списка и ролей
пользователей, разграничивающих
полномочия пользователей,
нормативно-справочной информации,
реестра документов, механизмов
формирования выборок, отчетных и
печатных форм, журналов производимых
пользователями изменений элементов
данных, настройку автоматически
выполняемых по расписанию заданий,
формул автоматического расчета
финансовых обязательств;
- подсистема ведения реестра,
предназначенная для
автоматизированного пообъектного учета
имущества различных типов, учета
правообладателей и иных субъектов
правовых отношений;
- подсистема личного кабинета
балансодержателя, предназначенная для
сбора и обработки данных об объектах
имущества от подотчетных организаций
(правообладателей);
- подсистема ведения договоров,
предназначенная для учета договоров
различных типов и финансовых
обязательствах, возникающих в рамках
договоров, формирование реестров
начислений и платежей;
- подсистема публикации сведений о
государственном имуществе Рязанской
области, предназначенная для
опубликования и актуализации на
официальных сайтах органов власти
информации об объектах имущества,
находящихся в государственной
собственности, включая сведения о
наименованиях объектов, их
местонахождении, характеристиках и
целевом назначении объектов,
существующих ограничениях их
использования и обременениях правами
третьих лиц (перечень поручений по
итогам заседания Госсовета по вопросу
развития конкуренции, утвержденный
Президентом Российской Федерации от 15
мая 2018 г. N Пр-817ГС);
- подсистема личного кабинета
арендатора, предназначенная для
электронного согласования договоров или
дополнительных соглашений, подписания
их в электронном виде, в том числе с
использованием мобильного приложения
"Госключ", самостоятельного в режиме
онлайн отслеживания данных о
начислениях, учтенных платежах, а также о
задолженности в режиме онлайн;
- подсистема бюджетного учета
имущества казны Рязанской области,
предназначенная для учета операций
необходимых для отражения в регистрах
бухгалтерского учета об изменении
состояния имущества, находящегося в
казне;
- подсистема претензионной и
исковой работы, предназначенная для
ведения деятельности по претензионным и
исковым производствам, по этапам
судебных процессов;
- подсистема предоставления
земельных участков льготным категориям
граждан, предназначенная для учета
решений о предоставлении земельного
участка в собственность;
- подсистема оказания услуг,
предназначенная для автоматизации
деятельности уполномоченных органов,
связанной с оказанием государственных и
муниципальных услуг в сфере управления
земельными ресурсами и имуществом
региона;
- подсистема взаимодействия с
федеральными информационными системами,
обеспечивающая возможность
информационного обмена посредством СМЭВ
3 и/или СМЭВ 4 со следующими органами:
Росреестр, ФНС, Федеральное
казначейство, МВД, СФР;
- подсистема взаимодействия с
региональными информационными
системами, обеспечивающая возможность
информационного обмена с региональными
системами пространственных данных,
региональной геоинформационной
системой Рязанской области и
бухгалтерского учета;
- подсистема взаимодействия с
коммерческими операторами услуг,
предназначенная для информационного
обмена с информационной системой АО
"Почта России";
- подсистема учета поданных
заявлений и принятых решений,
предназначенная для учета заявлений и
решений уполномоченных органов в сфере
управления земельными ресурсами и
имуществом региона.
7. Показатели степени автоматизации
процессов и их значения
При создании ГИС Имущество
необходимо обеспечить достижение
следующих показателей назначения:
- снижение затрат за счет перехода к
безбумажным технологиям при
взаимодействии с арендаторами и
балансодержателями;
- снижение времени на сбор
аналитической и иной отчетности по
ключевым показателям эффективности по
учету имущества и земельных ресурсов
Рязанской области до 1 часа;
- сокращение времени работы с
государственной информационной
системой о государственных и
муниципальных платежах до 99%;
- отслеживание арендаторами данных
о задолженности по арендной плате,
изменениям условий договоров, размерам
арендной платы онлайн в режиме 24/7.
8. Оценка необходимых ресурсов
8.1. Серверное оборудование.
ГИС Имущество должно
функционировать на серверном
оборудовании, разделенном на логические
виртуальные машины. При этом общая
мощность серверного оборудования должна
соответствовать следующим требованиям:
Общее количество процессоров: не
более 125 шт.
Общее количество операционной
памяти: не более 300 Гб.
Общее количество дискового
пространства: не более 7 Тб, из них не
менее 4 Тб должны быть на быстрых дисках
(типа SSD).
Сетевое подключение между
компонентами системы: не менее 2
Гбит/сек.
Размещение серверного
оборудования и установленное на нем
программное обеспечение должны
соответствовать условиям получения ГИС
Имущество аттестата требованиям по
защите информации.
В качестве системного программного
обеспечения, такого как: операционные
системы, сервера приложений, системы
управления базами данных, должно
использоваться программное обеспечение,
включенное в реестр отечественного
программного обеспечения или
относящееся к свободному программному
обеспечению.
8.2. Рабочие места пользователей и
доступ к серверу ГИС Имущество.
Все пользователи ГИС Имущество,
являющиеся сотрудниками
организаций-балансодержателей и
уполномоченных органов, должны быть
обеспечены АРМ с широкополосным
доступом в
информационно-телекоммуникационную
сеть "Интернет" и установленным
программным обеспечением (операционной
системой и интернет-браузером),
позволяющим получить веб-доступ к ГИС
Имущество по протоколу TCP/IP.
АРМ пользователей не должны иметь
прямой доступ к серверу системы
управления базой данных ГИС Имущество.
АРМ пользователей должны быть
физически и программно защищены от их
возможного использования посторонними
лицами для получения доступа к ГИС
Имущество.
Для АРМ пользователей должна быть
обеспечена возможность подключения к
сканирующему оборудованию, позволяющему
получать электронные образы бумажных
документов, необходимые для заполнения
информации об объектах учета ГИС
Имущество.
8.3. Кадровое обеспечение создания
ГИС Имущество.
Пользователи ГИС Имущество,
являющиеся сотрудниками
организаций-балансодержателей и
уполномоченных органов, должны обладать
необходимыми навыками работы с
компьютерной и оргтехникой, знанием и
навыками работы с информацией в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" с помощью веб-браузера.
Также пользователи должны обладать
достаточными компетенциями в вопросах
учета и управления государственным
имуществом: знать нормативные правовые
акты Российской Федерации и Рязанской
области, касающиеся управления
государственным имуществом.
Пользователи должны пройти
обучение работе в ГИС Имущество,
ознакомиться с положением о ГИС
Имущество и иметь представление об
осуществлении технической поддержки
работы ГИС Имущество.
9. Механизмы и этапы создания и развития
системы ГИС Имущество
Учитывая сложность, масштаб и
комплексность проблем, связанных с
реализацией задач по созданию, ведению и
использованию ГИС Имущество, а также
достигнутый уровень развития
используемых уполномоченными органами
информационных систем, предполагается
осуществление работ поэтапно, на основе
планируемых темпов создания и развития
ГИС Имущество, готовности
уполномоченных органов размещать
сведения в ГИС Имущество и обеспечивать
их защиту.
Создание и развитие ГИС Имущество
планируется осуществляет в несколько
этапов (две очереди объектов
автоматизации).
На первом этапе планируется
обеспечить создание подсистем:
- подсистема базовых функций;
- подсистема ведения реестра;
- подсистема "Личный кабинет
балансодержателя";
- подсистема публикации сведений о
государственном имуществе;
- подсистема бюджетного учета
имущества казны;
- подсистема ведения договоров;
- подсистема "Личный кабинет
арендатора";
- подсистема претензионной и
исковой работы;
- подсистема взаимодействия с
федеральными информационными
системами;
- подсистема оказания услуг (1
очередь);
- подсистема взаимодействия с
коммерческими операторами услуг;
- подсистема учета поданных
заявлений и принятых решений.
В рамках первой очереди объектами
автоматизации будут органы
государственной власти Рязанской
области и пилотные (не более 5) органы
местного самоуправления Рязанской
области.
На втором этапе планируется
обеспечить создание подсистем:
- подсистема предоставления
земельных участков льготным категориям
граждан;
- подсистема взаимодействия с
региональными информационными
системами;
- подсистема оказания услуг (2
очередь).
В рамках второй очереди объектами
автоматизации будут объекты
автоматизации первой очереди (в части
новых подсистем) и все остальные органы
местного самоуправления Рязанской
области.
На следующих этапах возможно
дальнейшее развитие функциональности
ГИС Имущество, в случае изменения
требований федерального и регионального
законодательства.
В части создания
аппаратно-технического обеспечения на
первом этапе создания и развития системы
ГИС Имущество предусматривается:
- предоставление вычислительных
ресурсов (мощностей) в центре обработки
данных Правительства Рязанской области
для обработки информации в ГИС
Имущество;
- организация интегрированной
телекоммуникационной среды передачи
данных, обеспечивающей информационное
взаимодействие и объединяющей
вычислительные мощности центра
обработки данных и
программно-аппаратные комплексы системы
ГИС Имущество.
10. Оценка финансовых, трудовых и
материальных ресурсов создания ГИС
Имущество (технико-экономическое
обоснование реализации системы)
10.1. Основным источником
финансирования создания ГИС Имущество
являются средства областного бюджета
Рязанской области, выделяемые в рамках
реализации мероприятия "Создание и
развитие государственной
информационной системы Рязанской
области "Управление земельными
ресурсами и имуществом региона"
регионального проекта "Развитие
цифрового государственного управления в
Рязанской области" государственной
программы Рязанской области "Развитие
информационного общества".
Для разработки
технико-экономического обоснования
реализации ГИС Имущество произведена
оценка финансовых, материальных и
трудовых ресурсов, включая:
а) необходимые ресурсы на создание
ГИС Имущество в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О
требованиях к порядку создания,
развития, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации и вывода из эксплуатации
государственных информационных систем,
и дальнейшего хранения содержащейся в их
базах данных информации", в соответствии
с выбранными вариантами архитектурного
представления ГИС Имущество, состава
специалистов, их загрузки и длительности
на каждом этапе создания ГИС Имущество;
б) расчет затрат на необходимые
вычислительные ресурсы, технические
средства, работы по установке и наладке;
в) затраты на закупку средств
защиты информации, работы по установке
(настройке) средств защиты информации;
г) расчет затрат на миграцию
ресурсов, функциональных возможностей и
данных действующих информационных
систем, программных продуктов в ГИС
Имущество с обеспечением их совместной
работы на переходный период;
д) расчет затрат на содержание и
эксплуатацию ГИС Имущество.
Оценка необходимых ресурсов для
вывода ГИС Имущество из эксплуатации и
дальнейшего хранения содержащейся в ее
базах данных информации не
производилась в связи с окончанием срока
эксплуатации указанной системы за
горизонтом бюджетного планирования.
10.2. Ожидаемые затраты на создание
ГИС Имущество.
Выбранный метод определения объема
финансового обеспечения мероприятия -
затратный метод.
Расчет плановых затрат
производился исходя из состава
мероприятий, обеспечивающих реализацию
проекта.
Выводы и предложения.
Общая расчетная сумма всех
плановых затрат по проекту создания ГИС
Имущество на 2025 - 2026 годы составила 51259794,94
рублей.
С учетом расходов на оплату труда
для работников, непосредственно
связанных с созданием, сопровождением
ГИС Имущество, общая расчетная сумма
плановых затрат на 2025 - 2026 годы на
создание, внедрение, управление
реализацией, на техническую поддержку и
необходимое сопровождение составила
2035294,94 рублей.
Дополнительно в процессе
эксплуатации возникают новые требования
к ГИС Имущество, обусловленные
непрерывным развитием бизнес-процессов
и все возрастающими общими требованиями
к базовым и функциональным подсистемам.
Продолжается работа над повышением
производительности отдельных сервисов,
исправлением обнаруженных ошибок,
добавлением новых функций при внесении
изменений в нормативную базу.
Общая расчетная сумма плановых
затрат на 2025 - 2026 годы на обеспечение ГИС
Имущество вычислительными ресурсами,
техническими средствами, на
развертывание ГИС Имущество составила
40392500 рублей.
Общая расчетная сумма плановых
затрат на предоставление вычислительных
ресурсов (мощностей) в центре обработки
данных Правительства Рязанской области
для обработки информации в ГИС Имущество
на 2025 - 2026 годы составит 5832000 руб.
Дальнейшие расходы (начиная с 2027
года ежегодно) на осуществление
технической поддержки ГИС Имущество
составят:
2026 год - 3000000 руб.;
2027 и последующие - 8000000 руб.
ежегодно.
Ссылается на
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- О государственной регистрации недвижимости (с изменениями на 28 февраля 2025 года)
- Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (с изменениями на 23 декабря 2024 года)
- Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (с изменениями на 5 декабря 2024 года)
- Земельный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 20 марта 2025 года)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 21 апреля 2025 года)
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 13 декабря 2024 года) (редакция, действующая с 1 января 2025 года)
- Жилищный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 3 февраля 2025 года) (редакция, действующая с 1 марта 2025 года)
- О персональных данных (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Об информации, информационных технологиях и о защите информации (с изменениями на 23 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 1 января 2025 года)
- Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (с изменениями на 28 декабря 2024 года)
- Об электронной подписи (с изменениями на 28 декабря 2024 года)