КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2025 года N 764-VII ОД
Об обращении Курской областной Думы к
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации В.В. Володину по вопросу
разработки законодательного механизма,
позволяющего установить особенности
принудительного исполнения судебных
актов, актов других органов и
должностных лиц, а также возврата
просроченной задолженности для
субъектов малого и среднего
предпринимательства в пострадавших
районах Курской области
Курская областная Дума
постановляет:
1. Принять обращение Курской
областной Думы к Председателю
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации В.В.
Володину по вопросу разработки
законодательного механизма,
позволяющего установить особенности
принудительного исполнения судебных
актов, актов других органов и
должностных лиц, а также возврата
просроченной задолженности для
субъектов малого и среднего
предпринимательства в пострадавших
районах Курской области (прилагается).
2. Направить настоящее
постановление и указанное обращение
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации В.В. Володину.
3. Настоящее постановление вступает
в силу со дня его принятия.
Председатель
Курской областной Думы
Ю.М.АМЕРЕВ
Приложение
к постановлению
Курской областной Думы
от 20 марта 2025 г. N 764-VII ОД
ОБРАЩЕНИЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ К
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В.В. ВОЛОДИНУ ПО ВОПРОСУ
РАЗРАБОТКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА,
ПОЗВОЛЯЮЩЕГО УСТАНОВИТЬ ОСОБЕННОСТИ
ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ
АКТОВ, АКТОВ ДРУГИХ ОРГАНОВ И
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, А ТАКЖЕ ВОЗВРАТА
ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ДЛЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОСТРАДАВШИХ
РАЙОНАХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящий момент в адрес
Уполномоченного по защите прав
предпринимателей в Курской области и
депутатов Курской областной Думы
поступают многочисленные обращения от
пострадавших предпринимателей
приграничья, столкнувшихся с проблемой
взыскания денежных средств в рамках
возбужденных исполнительных
производств по задолженностям,
образовавшимся после 6 августа 2024 года.
Согласно части 1 статьи 3
Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об
исполнительном производстве"
законодательство Российской Федерации
об исполнительном производстве основано
на Конституции Российской Федерации и
состоит из данного федерального закона,
Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об
органах принудительного исполнения
Российской Федерации" и иных федеральных
законов, регулирующих условия и порядок
принудительного исполнения судебных
актов, актов других органов и
должностных лиц.
Таким образом, исполнительное
производство регулируется
исключительно законодательством
Российской Федерации.
В связи с тем, что большое
количество предпринимателей оказалось в
чрезвычайно сложных условиях, с целью
снижения социальной напряженности
Правлением Союза "Торгово-промышленная
палата Курской области" (далее - ТПП КО)
было принято решение бесплатно
рассматривать заявления от юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей о
свидетельствовании обстоятельств
непреодолимой силы с прилагаемыми
документами по договорам (контрактам),
заключенным в рамках внутрироссийской
экономической деятельности, и выдавать
по итогам рассмотрения заключения или
мотивированные отказы юридическим лицам
и индивидуальным предпринимателям,
юридический и фактический адрес которых
находится в следующих районах Курской
области: Рыльский, Кореневский,
Глушковский, Льговский, Хомутовский,
Суджанский, Беловский,
Большесолдатский.
Однако значительная часть
обращений, поступающих в адрес ТПП КО,
связана с невозможностью исполнения
финансовых обязательств в отношении
коммунальных, лизинговых, арендных,
кредитных и иных платежей. В указанных
случаях заявителям направляется отказ в
выдаче заключений о форс-мажоре.
При этом отметим, что только суды в
исключительных случаях при наличии
достаточных на то оснований вправе,
отступив от общего правила, освободить
должника от ответственности за
несвоевременную уплату арендных,
лизинговых платежей, нарушение иных
финансовых обязательств при отсутствии
у него денежных средств.
Это создает крайне сложную
ситуацию для предпринимателей, особенно
в приграничных районах, где
экономическая активность остановлена
полностью.
В качестве примера успешного
законодательного регулирования при
решении подобных вопросов можно
привести Федеральный закон от 20.07.2020 N
215-ФЗ "Об особенностях исполнения
судебных актов, актов других органов и
должностных лиц, а также возврата
просроченной задолженности в период
распространения новой коронавирусной
инфекции". Данный закон предусматривал
возможность предоставления рассрочки
исполнения требований исполнительных
документов без обращения в суд. Это
позволило юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям
получить необходимое время для
стабилизации их финансового состояния.
В течение срока рассрочки меры
принудительного исполнения не
применялись, за исключением требований
по возмещению вреда здоровью,
компенсации морального вреда и других
исключений.
С учетом изложенного депутаты
Курской областной Думы просят
рассмотреть вопрос о разработке
Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации
соответствующего проекта федерального
закона, позволяющего разрешить проблемы
взыскания денежных средств в рамках
возбужденных исполнительных
производств по задолженностям в
отношении предпринимателей,
пострадавших от действий
террористических формирований ВСУ.
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции (с изменениями на 22 декабря 2020 года)
- Об исполнительном производстве (с изменениями на 23 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 5 февраля 2025 года)