Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 марта 2025 года N 389-р


О Стратегии реализации молодежной политики в Республике Крым на период до 2030 года



     В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 года N 2233-р, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, Законом Республики Крым от 22 апреля 2022 года N 277-ЗРК/2022 "О молодежной политике в Республике Крым", статьями 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года N 307-ЗРК/2022 "Об исполнительных органах Республики Крым":


     1. Утвердить прилагаемую Стратегию реализации молодежной политики в Республике Крым на период до 2030 года (далее - Стратегия).


     2. Определить Государственный комитет молодежной политики Республики Крым исполнительным органом Республики Крым, ответственным за координацию реализации Стратегии.


     3. Государственному комитету молодежной политики Республики Крым совместно с заинтересованными исполнительными органами Республики Крым представить в 6-месячный срок со дня принятия настоящего распоряжения в Совет министров Республики Крым проект плана мероприятий по реализации Стратегии.



Председатель Совета министров
Республики Крым
Ю.ГОЦАНЮК



Приложение
к распоряжению
Совета министров
Республики Крым
от 19.03.2025 N 389-р



СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА



I. Основные положения


     Настоящая Стратегия реализации молодежной политики в Республике Крым на период до 2030 года (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования в сфере молодежной политики на территории Республики Крым (далее - молодежная политика), разработанным в рамках целеполагания по отраслевому принципу, и направлена на консолидацию усилий исполнительных органов Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, институтов гражданского общества, организаций и граждан по реализации молодежной политики.


     Развитие молодежной политики происходит исходя из целей общества и государства. Молодежь как социальная группа имеет стратегическое значение для будущего страны, она фактически наследует достигнутый уровень развития, реализуя свои собственные, государственные и социальные интересы, сама становится генератором будущих ценностей, субъектом наращивания экономического, культурного и социального капитала. Для Республики Крым - региона, который ставит масштабные и амбициозные задачи, необходима и важна максимальная включенность молодого поколения в основные процессы политического развития, укрепления прочности демократических институтов, ускорения экономического роста, внедрения инновационных технологий, реализации социально значимых инициатив. Решение указанных стратегических приоритетов возможно лишь с целеустремленной, умеющей самостоятельно думать, стремящейся самосовершенствоваться, проявляющей интерес к передовым технологиям молодежью, которой под силу нестандартные решения, умение действовать, брать на себя ответственность за настоящее и будущее.


     Обеспечить эффективность молодежной политики в соответствии с высокими современными стандартами возможно лишь при условии внедрения инновационных инструментов ее реализации и создания сбалансированной экосистемы отрасли. Основным механизмом активизации процесса перехода к указанной модели должна стать настоящая Стратегия.


     Стратегия как один из основных программных документов в сфере молодежной политики, определяющий общий вектор и приоритетные направления развития данной сферы на период до 2030 года, исходит из основополагающих федеральных и региональных нормативных правовых актов, в первую очередь Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 489-ФЗ), распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 года N 2233-р, законов Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года", от 22 апреля 2022 года N 277-ЗРК/2022 "О молодежной политике в Республике Крым", от 19 декабря 2022 года N 377-ЗРК/2022 "О патриотическом воспитании граждан в Республике Крым", от 31 мая 2024 года N 543-ЗРК/2024 "О добровольчестве (волонтерстве) в Республике Крым".


     В рамках Стратегии на основе анализа деятельности по приоритетным направлениям молодежной политики, итогов рейтинга муниципальных образований, мнения экспертов раскрыты проблемы отрасли и отдельных категорий молодежи, отражены механизмы, обозначены приоритетные направления, цели, задачи, меры молодежной политики, изложены индикаторы оценки и спрогнозированы ожидаемые результаты. Стратегия служит основой для организации деятельности исполнительных органов Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым при решении вопросов, связанных с реализацией молодежной политики.


     Стратегия опирается на прогноз социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года, утвержденный распоряжением Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2020 года N 1927-р.


     В Стратегии молодежная политика рассматривается как неотъемлемая составная часть государственной политики, которая касается непосредственно реализации конституционных прав, свобод и законных интересов молодежи во всех сферах общественной жизни, обеспечивает возможности успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Результатом реализации молодежной политики является становление и развитие патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного поколения российских граждан, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России.



II. О состоянии молодежной политики


     На современном этапе молодежная политика представляет собой системную деятельность публично-правовых образований, организаций, институтов гражданского общества, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий для реализации потенциала молодого поколения, обеспечения гарантий его прав и свобод, а также на оказание социальной поддержки различных категорий молодежи. Став одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Крым, молодежная политика сегодня носит системный и стабильный характер. Благодаря слаженной работе государственных и общественных институтов эффективно пройдены этапы становления молодежной сферы, многое сделано для молодежи.


     Согласно Указу Главы Республики Крым от 22 октября 2019 года N 382-У "О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года N 51-У" с 1 декабря 2019 года образован Государственный комитет молодежной политики Республики Крым (далее - Госкомитет). Штатная численность ведомства укомплектована в начале 2020 года. Проделана эффективная работа по развитию законодательства Республики Крым в сфере молодежной политики, сформированы ключевые мероприятия по выбору приоритетных направлений молодежной политики. Пройденные этапы реализации молодежной политики характеризуются устойчивостью процесса ее институционализации, развитием законодательства, совершенствованием структуры исполнительного органа Республики Крым, осуществляющего государственное управление и нормативное регулирование в сфере молодежной политики, а также определением уполномоченного органа в сфере организации и проведения работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории Республики Крым.


     В Республике Крым созданы и продолжают формироваться благоприятные стартовые условия для молодежи с различными индивидуальными потребностями. Каждый молодой человек имеет реальную возможность стать востребованным и успешным. Молодежная политика носит как интегрированный, так и дифференцированный характер. Она адресована всем гражданам Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет включительно и обусловлена обширным перечнем социальных и личных задач, которые молодой гражданин решает на каждом этапе своего становления в профессиональной сфере и формирования личностной и гражданской позиции. Вместе с тем молодежная политика учитывает специфические потребности каждого возрастного периода молодого гражданина.


     В Республике Крым, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю, на 1 января 2024 года проживало 463398 человек в возрасте от 14 до 35 лет включительно.


     Отрасль молодежной политики с каждым годом расширяется как за счет инфраструктурных проектов, так и за счет реализации профильных государственных программ, повышения вовлеченности молодежи и ее интереса к реализации социальных проектов, активной включенности учреждений молодежной политики и общественных организаций, чья деятельность за прошедшие годы структурировалась, и на их основе возникли знаковые, узнаваемые в Республике Крым и за ее пределами события и движения: Международный молодежный фестиваль "EXTREME Крым", молодежный форум "Таврический Бриз", серия мероприятий "ZOV молодежи" по оказанию адресной помощи военнослужащим, премия общественного признания "Крым молодежный", Форум "Доброслет", форум "Волонтеры-медики", слет "Доброволец-спасатель", форум "Безопасный Крым", региональный патриотический проект и конкурс "Вахта Памяти поколений - "Пост N 1" в Республике Крым", "Крымпатриотфорум", "Сила V правде", "Дети Беслана", "КиберКрым", проект "Перезагрузка", а также такие организации и движения, как: Региональное отделение Всероссийского экологического движения "Экосистема", Молодежное общественное движение "Молодежка ОНФ" в Крыму, Крымское региональное отделение Молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды", Крымское региональное отделение Всероссийской общественной организации "Молодая Гвардия Единой России", Крымское региональное отделение Всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики", Благотворительный фонд "Добро Мира - Волонтеры Крыма", региональное отделение Общероссийской молодежной общественной организации "Российский союз сельской молодежи", Крымское региональное отделение Всероссийской общественной молодежной организации "Всероссийский студенческий корпус спасателей", Региональное отделение Всероссийского общественного движения "Волонтеры Победы", Региональное представительство Всероссийской общественной организации волонтеров-экологов "Делай!" Республики Крым, Региональное отделение Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых" Республики Крым и другие.


     Приоритетные направления молодежной политики, в соответствии с которыми строится работа с молодежью на основе постоянного изучения и мониторинга ее социального самочувствия, определены в нормативных правовых актах федерального и регионального уровней.


     Принятый в 2020 году Федеральный закон N 489-ФЗ определил основные понятия сферы молодежной политики, четкие полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в отрасли, установил возрастные границы молодежи от 14 до 35 лет, направления реализации молодежной политики и формы участия молодежи, механизмы информационного обеспечения и мониторинга ее реализации.


     В Республике Крым сформирована нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере молодежной политики, направленная на создание условий для реализации прав молодежи по различным аспектам жизнедеятельности; имея высокий уровень преемственности с федеральными нормативными правовыми актами, она одновременно развивает и сохраняет сложившиеся региональные особенности. В законодательном регулировании молодежной политики наиболее значимыми являются:


     - Закон Республики Крым от 30 октября 2015 года N 157-ЗРК/2015 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества на территории Республики Крым";


     - Закон Республики Крым от 22 апреля 2022 года N 277-ЗРК/2022 "О молодежной политике в Республике Крым";


     - Закон Республики Крым от 19 декабря 2022 года N 377-ЗРК/2022 "О патриотическом воспитании граждан в Республике Крым";


     - Закон Республики Крым от 31 мая 2024 года N 543-ЗРК/2024 "О добровольчестве (волонтерстве) в Республике Крым";


     - постановление Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 года N 258 "Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым" и другие.


     Основные принципы реализации молодежной политики находятся в единой повестке с федеральными установками:


     - сочетание интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов и прав молодежи, молодых семей, молодежных движений, интересов и прав иных граждан, общественных объединений и организаций;


     - взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;


     - комплексный, научный и стратегический подходы при формировании и реализации молодежной политики;


     - открытость и равный доступ молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;


     - приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан, молодых семей;


     - признание молодежи равноправным партнером в формировании и реализации молодежной политики и обязательность участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики;


     - повышение эффективности использования информационных ресурсов и инфраструктуры в интересах реализации молодежной политики.


     В настоящее время государственное управление в сфере молодежной политики в Республике Крым осуществляет Госкомитет.


     В 25 муниципальных образованиях Республики Крым полномочия в сфере молодежной политики реализуют следующие структурные органы:


     - Управление образования и молодежи администрации города Алушты Республики Крым;


     - Муниципальное казенное учреждение Отдел культуры и межнациональных отношений администрации города Армянска;


     - Управление образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым;


     - Управление образования, молодежи и спорта администрации Белогорского района Республики Крым;


     - Отдел молодежи, культуры и спорта администрации города Джанкоя Республики Крым;


     - Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым;


     - Департамент культуры, спорта, молодежной политики и межнациональных отношений администрации города Евпатории Республики Крым;


     - Отдел по вопросам физической культуры и спорта, работы с детьми и молодежью администрации города Керчи Республики Крым;


     - Муниципальное казенное учреждение "Центр физической культуры, молодежи и спорта Кировского района Республики Крым";


     - Сектор по делам молодежи и спорта администрации Красногвардейского района Республики Крым;


     - Отдел по культуре, межнациональным отношениям, физической культуре и спорту, работе с молодежью администрации города Красноперекопска Республики Крым;


     - Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым;


     - Сектор по делам молодежи и спорта администрации Ленинского района Республики Крым;


     - Управление образования, молодежи и спорта администрации Нижнегорского района Республики Крым;


     - Отдел образования, молодежи и спорта администрации Первомайского района Республики Крым;


     - Отдел образования, молодежи и спорта администрации Раздольненского района Республики Крым;


     - Отдел культуры, молодежи и спорта администрации города Саки Республики Крым;


     - Отдел образования администрации Сакского района Республики Крым;


     - Муниципальное казенное учреждение Управление молодежи, спорта и туризма администрации города Симферополя Республики Крым;


     - Управление образования администрации Симферопольского района Республики Крым;


     - Муниципальное казенное учреждение "Отдел образования администрации Советского района Республики Крым";


     - Отдел по делам культуры, молодежи, спорта и межнациональным отношениям администрации города Судака Республики Крым;


     - МКУ "Отдел по вопросам физической культуры и спорта, работе с молодежью администрации города Феодосии Республики Крым";


     - Отдел образования, молодежи и спорта администрации Черноморского района Республики Крым;


     - Департамент образования и молодежной политики администрации города Ялты Республики Крым.


     Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в сфере молодежной политики в части разработки и реализации мер по обеспечению прав и законных интересов молодежи по основным направлениям молодежной политики, организации и проведению мероприятий по работе с молодежью, осуществлению мониторинга ее реализации закреплены Федеральным законом N 489-ФЗ.


     Инфраструктура молодежной политики представлена учреждениями молодежной политики и их структурными подразделениями: региональные и муниципальные молодежные центры, учреждения в сфере развития добровольческой (волонтерской) деятельности. Молодежные центры в муниципальных образованиях созданы по запросу современной креативной молодежи, они становятся эффективной площадкой воплощения созидательных идей. По состоянию на 1 января 2025 года в Республике Крым действуют:


     - Автономная некоммерческая организация "Дом молодежи", а также функционирующие на ее базе:


     - Ресурсный центр поддержки добровольчества Республики Крым (далее - Ресурсный центр);


     - Центр мониторинга сети "Интернет" (далее - Центр);


     - Государственное автономное учреждение Республики Крым "Ресурсный центр поддержки добровольчества в сфере культуры безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий";


     - Арт-резиденция "Таврида" в г. Судак;


     - Федеральный молодежный круглогодичный образовательный центр - Академия творческих индустрий "Меганом" автономной некоммерческой организации "Таврида.Арт" для молодых деятелей культуры;


     - 13 Центров общественного развития "Добро.Центр";


     - 12 муниципальных молодежных центров;


     - региональный и 25 муниципальных штабов Всероссийского проекта взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ и другие.


     Ежегодно Республика Крым с целью развития инфраструктуры в сфере реализации молодежной политики участвует в конкурсах на получение федеральной субсидии, таких как Всероссийский конкурс лучших региональных практик поддержки добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел" и Всероссийский конкурс программ комплексного развития в субъектах Российской Федерации "Регион для молодых" (далее - соответственно Конкурс РДД, Конкурс РДМ). Программы включают в себя изменение пространств молодежных и добровольческих центров, их дизайна и функциональности, приобретение нового оборудования. Также в программы включаются новые проекты, способствующие личностному и карьерному развитию молодежи, повышению квалификации специалистов, совершенствованию информационной составляющей молодежной политики, анализу эффективности реализации мероприятий, а также развитию и поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.


     Республика Крым одержала победу в Конкурсе РДД в 2022 и 2024 годах на общую сумму 15 млн руб.


     Благодаря победе в 2022 году в Конкурсе РДД на территории Республики Крым был создан Ресурсный центр. Данный центр подразумевает помещение более 200 кв. м с высоким уровнем материально-технического оснащения, в нем создан колл-центр, рабочая зона для представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих движений, выделен просторный зал для проведения совещаний с оборудованием для видеоконференцсвязи, а также пространством для реализации событийных мероприятий, в котором может разместиться до 100 человек. Ресурсным центром и Центрами общественного развития "Добро.Центр" реализуются многочисленные добровольческие практики.


     В 2024 году запрашиваемый объем бюджетных средств из федерального бюджета на реализацию поданной практики поддержки добровольчества (волонтерства) составил 4455000,00 рубля. Указанная практика направлена на создание условий для устойчивого развития добровольческих и гражданских инициатив и роста числа граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности на территории Республики Крым, через формирование полноценной базы Центров общественного развития "Добро.Центр" в Республике Крым, функционирующих на основе технологий Ассоциации волонтерских центров, а также реализации ими знаковых социальных практик, направленных на вовлечение неравнодушных граждан в добровольческое движение региона и последующее сопровождение наставников в соответствующей сфере добровольческой деятельности.


     В 2024 году Республика Крым одержала победу в Конкурсе РДМ и в 2025 году ей будет предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 78615,8 тысячи рублей на развитие экосистемы молодежной политики.


     На территории Республики Крым реализуются мероприятия более чем по 20 основным направлениям молодежной политики согласно положениям Федерального закона N 489-ФЗ.


     Особое внимание в Республике Крым уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, реализуемому в рамках общегосударственной политики, проводимой в Российской Федерации в данном направлении. Мероприятия по патриотическому воспитанию как важная составляющая молодежной политики основываются на федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Республики Крым, а также осуществляются посредством реализации комплексных мероприятий по направлениям: историко-краеведческое, гражданско-правовое, спортивно-патриотическое, культурно-патриотическое, военно-патриотическое.


     В целях обеспечения координации деятельности исполнительных органов Республики Крым, соблюдения прав граждан, некоммерческих организаций, общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания Указом Главы Республики Крым от 20 октября 2014 года N 415-У создан общественный координационный совет по вопросам духовно-нравственного, патриотического воспитания и допризывной подготовки граждан при Главе Республики Крым (далее - общественный координационный совет).


     Основными задачами общественного координационного совета являются выработка предложений по совершенствованию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым, формирование приоритетных направлений в ее реализации, привлечение представителей общественных, профессиональных и творческих объединений к разработке основных направлений государственной политики в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан. В его состав вошли представители общественных организаций (объединений), в том числе организаций ветеранов, ученые, эксперты, представители исполнительных органов Республики Крым, государственных учреждений Республики Крым.


     Координационные советы по патриотическому воспитанию также созданы в городских округах и муниципальных районах Республики Крым.


     Особое внимание уделяется мероприятиям, приуроченным государственным праздникам и памятным датам Российской Федерации и Республики Крым.


     Неотъемлемой частью патриотического воспитания молодежи является вовлечение детей и молодежи в ряды Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ" Республики Крым и привлечение их к патриотическим мероприятиям муниципального, республиканского и федерального уровней, в рядах которого по состоянию на 6 августа 2024 года состояло 14388 человек, сформировано 380 юнармейских отрядов, создано 24 местных отделения.


     Также одним из ключевых проектов, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание, преемственность поколений, допризывную подготовку и увековечение памяти погибших при защите Отечества, является Региональный патриотический проект "Вахта Памяти поколений - "Пост N 1" в Республике Крым", реализуемый дважды в год: в весенний и осенний периоды.


     Ежедневно Почетные караулы, сменяя друг друга, заступают на Вахту Памяти - "Пост N 1". В мероприятиях принимают участие обучающиеся общеобразовательных организаций с 8 по 11 классы, юнармейские отряды, кадетские и казачьи классы, а также военно-патриотические клубы Республики Крым.


     За период реализации проекта с 2020 года в нем приняли участие более 30000 школьников.


     Молодежь Крыма принимает активное участие в работе поисковых, военно-исторических, краеведческих, молодежных объединений военно-патриотической направленности.


     В Республике Крым создан Центр, который начал осуществлять свою деятельность с 15 июля 2022 года. Центр проводит мониторинг регионального общедоступного открытого сегмента сети "Интернет" на предмет выявления фактов распространения информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, подвергшихся влиянию этой информации, а также проводит выездные мероприятия и осуществляет помощь образовательным учреждениям в работе с детьми и подростками в рамках снижения рисков вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность.


     Одним из важных направлений молодежной политики является развитие международного и межрегионального сотрудничества, а также работа с иностранными студентами образовательных организаций. Ключевым международным событием 2024 года в сфере молодежной политики стал Всемирный фестиваль молодежи, который прошел на федеральной территории "Сириус". Участниками стали более 20000 человек из всех субъектов Российской Федерации и 190 стран, в том числе 1000 детей в возрасте от 14 до 17 лет. Всемирный фестиваль молодежи стал международной площадкой для укрепления связей между молодежью разных стран, развития сотрудничества и продвижения на международной арене привлекательного образа российской ценностной модели и культуры. От Республики Крым приняла участие делегация в составе 45 молодых крымчан и 10 добровольцев. В период с 9 по 13 марта на территории Республики Крым прошла региональная программа "Мы вернулись в Россию" Всемирного фестиваля молодежи (далее - программа). В программе приняли участие 33 иностранных гражданина. В рамках программы иностранные граждане посетили социально значимые объекты Республики Крым, познакомились с главными достопримечательностями, культурными достижениями и природным наследием региона, а также посетили мероприятия в муниципальных образованиях Республики Крым, направленные на патриотическое воспитание, развитие добровольческой деятельности, раскрытие творческого потенциала.


     В целях развития и поддержки добровольчества в Республике Крым ежегодно проводятся более 600 добровольческих акций и мероприятий, в которых принимают участие более 10 тысяч молодых граждан. Крупными и знаковыми мероприятиями в сфере добровольчества стали: Форум "Доброслет", Форум "Волонтеры-медики", Слет "Доброволец-спасатель", Форум "Безопасный Крым" и иные мероприятия.


     С 2020 года более 25000 волонтеров задействованы в работе штабов Всероссийского проекта взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ (далее - штаб), представляющих различные некоммерческие организации: Молодежное общественное движение "Молодежка ОНФ" в Крыму, Крымское региональное отделение Молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды", Крымское региональное отделение Всероссийской общественной организации "Молодая Гвардия Единой России", Крымское региональное отделение Всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики", Благотворительный фонд "Добро Мира - Волонтеры Крыма", Крымское региональное отделение Всероссийской общественной молодежной организации "Всероссийский студенческий корпус спасателей", Региональное отделение Всероссийского общественного движения "Волонтеры Победы", иные организации.


     После отмены ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сфера деятельности волонтеров штаба приобрела более широкий масштаб.


     Так, в период 2021 - 2024 годов волонтерами штаба проводилась работа по следующим направлениям:


     - помощь в работе мобильных пунктов приема продуктов питания, вещей и другой гуманитарной помощи для пострадавших вследствие затопления территорий городов и районов Республики Крым ввиду выпадения обильных осадков, а также оказание им адресной помощи;


     - помощь в пунктах временного размещения водителей в городе Керчи Республики Крым в период восстановления транспортной доступности полуострова вследствие внешнего воздействия на элементы транспортной и инженерной инфраструктуры Крымского моста, ведение учета транспортных средств, координация их очередности, обеспечение питьевого режима и предоставление бесплатного питания водителям;


     - помощь жителям Херсонской области, которые прибывали на территорию Республики Крым, в виде обеспечения питьевого режима, помощи в переносе багажа, осуществления координации при посадке в поезда с целью дальнейшего следования по маршруту;


     - помощь маломобильным гражданам в реализации своего избирательного права в период проведения избирательных процессов на территории Республики Крым;


     - помощь гражданам в участии во Всероссийском онлайн-голосовании за объекты благоустройства в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" на территории Республики Крым;


     - помощь в уборке улиц и социально значимых объектов вследствие затопления территорий городов и районов Республики Крым ввиду выпадения обильных осадков;


     - помощь при тушении лесных и ландшафтных пожаров на территории Республики Крым;


     - реализация мероприятий для детей из новых регионов, прибывших на оздоровление в детские лагеря Республики Крым;


     - реализация акций и мероприятий в поддержку российских военнослужащих, участвующих в специальной военной операции;


     - осуществление выездов в учебно-распределительные центры к военнослужащим специальной военной операции с целью оказания им помощи;


     - волонтерское сопровождение крупных всероссийских и региональных мероприятий и иные мероприятия в сфере добровольчества.


     С 2023 года приоритетным направлением деятельности штабов волонтеров является оказание помощи военнослужащим и мобилизованным гражданам, их семьям. Волонтеры принимают и обрабатывают заявки от семей военнослужащих и мобилизованных граждан для выполнения адресной (бытовой) помощи, оказания психологических и юридических консультаций, обеспечивают сбор гуманитарной помощи, организуют досуговые мероприятия. Волонтеры изготавливают окопные свечи, готовят "сухие борщи", шьют термобелье, бафы, подшлемники, плетут маскировочные сети и сооружают тактические носилки, а также с помощью 3D-принтеров создают специальные изделия для военнослужащих специальной военной операции.


     Для поддержки добровольцев и подведения итогов реализации Общероссийской акции взаимопомощи #МыВместе проводится Международная Премия #МЫВМЕСТЕ, на которой участники от Республики Крым ежегодно становятся финалистами.


     Закономерно, что одним из важных направлений государственной политики является содействие творческой самореализации молодежи. Ежегодно реализуются следующие ключевые мероприятия: Международный молодежный фестиваль "EXTREME Крым", молодежный форум "Таврический Бриз", а также серия мероприятий "Крым молодежный" для молодежи из муниципальных образований Республики Крым и другие.


     На территории Республики Крым в рамках Всероссийской форумной кампании Федерального агентства по делам молодежи оказывается содействие участию молодых людей в форумах, которые проводятся в других регионах нашей страны. Так, в 2024 году более 500 молодых крымчан приняли участие в международных, всероссийских и окружных мероприятиях.


     Эффективным механизмом поддержки инициатив молодежи на территории Республики Крым является проведение конкурса на предоставление грантов некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов в интересах молодежи, государства и общества. Гранты предоставляются для поддержки молодежных проектов, а также проектов в сфере патриотического воспитания и волонтерской деятельности. В период с 2021 по 2024 год Госкомитетом предоставлен грант на реализацию 145 проектов, из которых 57 проектов направлены на патриотическое воспитание молодежи.


     Исходя из особенностей отрасли, в молодежной политике укрепилась межведомственная координация деятельности по всему спектру молодежных проблем. Как на республиканском, так и на муниципальном уровне органы по делам молодежи тесно взаимодействуют с органами здравоохранения, образования, культуры, труда и занятости, внутренних дел и другими субъектами, по отдельным направлениям молодежной политики действуют координационные и консультативные органы, в частности: Межведомственный совет по развитию добровольчества (волонтерства) и социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Крым, Координационный совет при Главе Республики Крым по взаимодействию с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи "Движение первых" и его региональным отделением. Также при Госкомитете действует коллегиальный, совещательно-консультативный орган - Общественный совет.


     Во взаимодействии с ведущими учеными Республики Крым осуществляется научное обеспечение молодежной политики. Госкомитетом совместно с Крымским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, образовательными организациями высшего образования, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Крым, проводятся социологические исследования, результаты которых отражают роль молодежи в современном обществе, ценностные ориентации и политические предпочтения, этнокультурные процессы в молодежной среде, приобщение к добровольческой (волонтерской) деятельности.


     Таким образом, в Республике Крым эффективно реализуется и продолжает развиваться самостоятельное направление внутренней политики государства по отношению к молодому поколению, требующее высокой степени адаптации к динамике общественной и экономической жизни и дальнейшего развития.



III. Проблемы молодежи и глобальные вызовы развития молодежной политики


     Анализ положения молодежи и состояния модели молодежной политики свидетельствует о наличии некоторых проблемных вопросов, из них:


     а) к вопросам ценностно-идеологического характера относятся:


     - незавершенность восстановления управления политикой во всех сферах общественной жизни на основе приоритета национальной культуры и традиционных ценностей;


     - ослабление системы межпоколенческих связей и преемственности ценностных ориентаций разных поколений граждан Российской Федерации;


     - дезактуализация каналов и механизмов передачи традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ориентиров, социального и исторического наследия в молодежной среде и в обществе в целом;


     - экспансия западного образа жизни и стиля потребления (космополитизм, аполитичность, девиация), в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";


     - угроза разрастания правового нигилизма в молодежной среде;


     б) к вопросам демографического характера относятся:


     - низкая рождаемость в молодых семьях;


     - снижение у молодых граждан мотивации и условий к сознательному созданию семьи;


     - недостаточная обеспеченность жильем и (или) отсутствие жилых помещений, пригодных для проживания молодых граждан и молодых семей;


     - несовершенство мер поддержки молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности;


     в) к вопросам социального характера относятся:


     - несформированность ответственной позиции за сохранение и укрепление собственного здоровья, мотивирования к ведению здорового образа жизни;


     - недостаточность мер по укреплению и охране здоровья молодежи, внедрению современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;


     - скрытая и открытая пропаганда вредных привычек;


     - недостаток доступной спортивной инфраструктуры, необходимой для организации занятий физической культурой, совершенствования уровня физической подготовленности детей и молодежи, подготовки к выполнению и непосредственного выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в том числе на сельских территориях и территориях малых населенных пунктов;


     - недостаток мер по социальной реинтеграции молодежи из группы риска, в том числе молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; недостаточность условий для личностного роста и самореализации молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья;


     г) к вопросам экономического характера относятся:


     - снижение экономического потенциала молодежи вследствие отказа от получения профессионального образования, включая образование по аграрному направлению;


     - сохраняющиеся административно-правовые барьеры в сфере трудоустройства молодежи;


     - низкий спрос на меры государственной поддержки со стороны молодых предпринимателей;


     - снижение уровня участия молодых работников в повестке молодежной политики, недостаточное использование их потенциала после окончания обучения;


     д) к вопросам, связанным с государственной и общественной безопасностью, относятся:


     - рост преступлений, совершаемых молодыми гражданами с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации;


     - рост преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних (против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних);


     - распространение, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", деструктивных материалов (контента), причиняющих вред здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей и молодежи, в том числе распространяющих идеологию терроризма и экстремизма, пропаганду антисемейных ценностей, нетрадиционных сексуальных отношений, потребления психоактивных веществ;


     - обострение и усиление конфликтов на национальной почве, в том числе с целью дестабилизации общественно-политической обстановки на территории Российской Федерации;


     - агрессия и травля среди подростков и молодежи, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;


     - распространение радикализма, неонацизма и иных деструктивных идеологий среди детей и молодежи, вовлечение (склонение, вербовка) их в экстремистскую и иную противоправную деятельность;


     - слабость системы просвещения в сфере работы с информацией, выявления ложных информационных потоков, реагирования в ситуациях травли, обеспечения безопасности персональных данных;


     - распространение киберзависимости, номофобии;


     е) к вопросам, связанным с молодежным участием и молодежным самоуправлением, относятся:


     - фрагментарность правового сопровождения деятельности органов детского и молодежного самоуправления;


     - недостаточная развитость механизмов вовлечения молодежи в реализацию проектов инициативного бюджетирования;


     ж) к вопросам управленческого характера относятся:


     - наличие незначительных пробелов в нормативной правовой базе молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровне, особенно в части принятия необходимых подзаконных актов;


     - незавершенный процесс создания самостоятельных органов по делам молодежи в муниципальных образованиях Республики Крым;


     - неотрегулированный правовой статус учреждений по работе с молодежью;


     - недостаточное обеспечение комфортной городской среды и инфраструктуры молодежной политики, в том числе дефицит доступных и бесплатных общественных пространств для детей и молодежи в муниципальных образованиях Республики Крым;


     - отсутствие эффективной системы межведомственной координации в сфере молодежной политики и воспитания, обеспечивающей единство и непрерывность воспитательной работы на всех этапах взросления и становления личности, начиная с раннего школьного возраста;


     - нескоординированность разработки и принятия документов стратегического планирования в субъектах Российской Федерации;


     - недостаточный уровень профессионального престижа специалистов по работе с молодежью, обусловленного низким уровнем социальных гарантий;


     - отсутствие системы научного обеспечения молодежной политики, а также недостаточность проводимых исследований в данной сфере, экспертного и учебно-методического сопровождения специалистов по работе с молодежью.



IV. Цель, приоритетные направления, задачи реализации Стратегии


     Цель Стратегии - формирование к 2030 году системы молодежной политики, ориентированной на становление и развитие патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного поколения российских граждан, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие региона, соблюдение прав, свобод и законных интересов молодых граждан, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное ее привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества, учитывающей его актуальные потребности, вызовы и угрозы, стоящие перед страной.


     Приоритетные направления реализации Стратегии:


     - развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, гражданственности и патриотизма в молодежной среде;


     - создание для молодых семей благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры;


     - формирование системы ценностей здорового образа жизни в молодежной среде, обеспечение социальных гарантий молодежи, содействие ее образованию, научной, научно-технической и творческой деятельности;


     - профессиональное развитие молодежи, содействие ее занятости, трудоустройству, в том числе на предприятиях агропромышленного сектора, и предпринимательской деятельности, повышению уровня финансовой грамотности;


     - противодействие деструктивному поведению, правовое просвещение и информационная защита;


     - создание условий для развития молодежного добровольчества (волонтерства), молодежных и детских общественно-государственных и общественных объединений, органов молодежного самоуправления;


     - совершенствование системы управления и инфраструктуры в сфере молодежной политики.


     Достижение цели Стратегии предполагается осуществить путем реализации следующих задач:


     - обеспечение открытости и равного доступа молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;


     - обеспечение устойчивости молодежной среды к внешним и внутренним вызовам и угрозам;


     - обеспечение преемственности традиционных российских духовно-нравственных ценностей, приобщение молодежи к историческим и культурным традициям народов России как основе для создания патриотического молодежного сообщества, работающего на национальные интересы России;


     - популяризация и пропаганда ценностей семьи, материнства, отцовства и многодетности, подготовка молодежи к семейной жизни, укрепление семейных традиций и межпоколенческих связей;


     - формирование культуры здорового и активного образа жизни в молодежной среде, ответственной позиции за сохранение и укрепление собственного физического и духовного здоровья;


     - создание условий для получения образования, самореализации молодежи, развитие социальных лифтов, повышение мотивации у молодых граждан к самообразованию, активному построению карьеры и занятию предпринимательской и научной деятельностью;


     - предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи, повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, защита молодежи от деструктивного информационно-психологического воздействия;


     - обеспечение демографической безопасности молодежи через формирование законопослушного поведения, воспитание правового сознания;


     - поддержка и развитие органов молодежного самоуправления, молодежных и детских общественных объединений, обеспечение молодежного участия в управлении делами государства и общественной жизни;


     - формирование и развитие эффективного законодательства в сфере молодежной политики;


     - повышение эффективности деятельности органов по делам молодежи и согласованности функционирования других субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, повышение профессионального престижа специалистов по работе с молодежью, а также обеспечение преемственности системы воспитания на всех уровнях общего и профессионального образования;


     - совершенствование научного, программного, кадрового, инфраструктурного, финансового, информационного и иных форм обеспечения молодежной политики;


     - развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, гражданственности и патриотизма в молодежной среде;


     - формирование системы ценностей здорового образа жизни в молодежной среде, содействие образованию, научной, научно-технической и творческой деятельности молодежи;


     - профессиональное развитие молодежи, содействие ее занятости, трудоустройству, в том числе на предприятиях агропромышленного сектора, и предпринимательской деятельности, повышению уровня финансовой грамотности;


     - противодействие деструктивному поведению молодежи, правовое просвещение и информационная защита;


     - создание условий для развития молодежного добровольчества (волонтерства), молодежных и детских общественно-государственных и общественных объединений, органов молодежного самоуправления;


     - совершенствование системы управления и инфраструктуры в сфере молодежной политики.



V. Механизмы реализации Стратегии


     Стратегия реализуется органами государственной власти Республики Крым, в том числе Госкомитетом, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в пределах установленной компетенции, иной инфраструктурой молодежной политики, функционирующей на территории Республики Крым, общественными объединениями, а также другими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики.


     Для синхронизации действий по управлению в сфере молодежной политики разработан национальный проект "Молодежь и дети", который объединяет в себе все меры поддержки молодежи и приоритетные направления реализации Стратегии.


     Госкомитет обеспечивает консолидацию усилий субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, координирует развитие и внедрение механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам реализации молодежной политики, в том числе путем нормативно-правового регулирования в сфере молодежной политики.


     Реализация Стратегии на уровне муниципальных образований Республики Крым осуществляется на основании планов мероприятий, утвержденных главами муниципальных образований.


     Реализация Стратегии предполагает научно-методическое сопровождение разработки и принятия управленческих решений в сфере молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы.



VI. Этапы реализации Стратегии


     Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа.


     Первый этап (2025 - 2026 годы) предусматривает:


     - разработку и утверждение плана мероприятий по реализации Стратегии;


     - устранение противоречий в нормативных правовых актах Республики Крым, регулирующих отношения, возникающие в сфере молодежной политики;


     - реализацию национального проекта "Молодежь и дети";


     - реализацию мероприятий Государственной программы Республики Крым "Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 года N 258;


     - обеспечение межведомственной и межуровневой координации вопросов реализации молодежной политики;


     - мониторинг молодежной политики и оценка ее состояния;


     - развитие инфраструктуры молодежной политики.


     Второй этап (2026 - 2030 годы) предусматривает анализ результатов первого этапа и на основе его выводов совершенствование реализации национального проекта "Молодежь и дети" плана мероприятий по реализации Стратегии, а также разработку и осуществление дополнительных мер нормативно-правового, организационного, кадрового, научного и методического характера, необходимых для достижения ее цели и задач. Также предусматривается обобщение результатов реализации Стратегии и при необходимости подготовка предложений по разработке новых документов стратегического планирования в сфере молодежной политики.



VII. Оценка результатов реализации Стратегии и ожидаемые результаты реализации Стратегии


     Оценка результатов реализации Стратегии осуществляется на основе контроля достижения основных показателей:


     - доля молодых граждан, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, к 2030 году составит не менее 75 процентов;


     - доля молодых граждан, разделяющих и поддерживающих традиционные российские духовно-нравственные ценности, к 2030 году составит не менее 75 процентов;


     - доля молодых людей, вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность, к 2030 году составит не менее 45 процентов.


     Дополнительные показатели оценки результатов Стратегии разрабатываются с учетом приоритетных направлений реализации Стратегии при формировании плана по реализации Стратегии.


     Перечень основных показателей, указанных в Стратегии, может уточняться по результатам мониторинга ее реализации.


     Источником исходной информации для оценки реализации Стратегии станут данные мониторинга реализации молодежной политики и данные статистических наблюдений.


     Уточнение основных показателей будет происходить в процессе реализации Стратегии с учетом достигнутых результатов и прогнозируемых рисков в отношении запланированных мероприятий.


     Реализация Стратегии позволит:


     - укрепить положительный образ России и авторитет российского молодежного движения на международной арене;


     - гарантировать устойчивый рост числа молодых граждан, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности, обладающих физическим и психическим здоровьем, осознанно ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и спортом, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и суверенной России;


     - улучшить социально-экономическое положение молодежи и увеличить степень ее вовлеченности в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь страны;


     - обеспечить создание условий для эффективного осуществления прав, свобод и законных интересов молодежи;


     - совершенствовать механизм государственного управления в сфере молодежной политики, отвечающий современным требованиям и обеспечивающий межведомственную координацию деятельности в области поддержки молодежи и молодых семей, молодежного участия и молодежного самоуправления;


     - обеспечить разработку органами государственной власти Республики Крым с участием органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, институтов гражданского общества единых подходов к решению вопросов молодежной политики;


     - увеличить прозрачность и эффективность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования в сфере молодежной политики;


     - осуществить системное развитие органов по делам молодежи, учреждений по работе с молодежью, органов молодежного самоуправления, молодежных и детских общественных объединений, молодежного добровольчества, наставничества молодежи, поддержки молодежных проектов и инициатив;


     - обеспечить развитие молодежного предпринимательства и вовлечение значительного количества молодых граждан в предпринимательскую деятельность;


     - повысить эффективность использования имеющихся ресурсов в рамках достижения целей молодежной политики;


     - заложить фундаментальную основу для профессионализации молодежной политики, ее научного, методического и информационного обеспечения.



VIII. Контроль за реализацией Стратегии


     Контроль за реализацией Стратегии осуществляет Совет министров Республики Крым.


     Для контроля за ходом реализации Стратегии Совет министров Республики Крым утверждает план мероприятий по реализации Стратегии, в который включаются меры, необходимые для достижения установленных основных показателей.


     Основным механизмом контроля реализации Стратегии является мониторинг реализации молодежной политики, предусмотренный Федеральным законом N 489-ФЗ. Дополнительными механизмами контроля реализации Стратегии являются систематический анализ хода достижения ключевых показателей национального проекта "Молодежь и дети", прогнозирование развития сферы молодежной политики и корректировка плановых значений показателей и результатов данного национального проекта.


     Механизмом контроля реализации Стратегии может являться контроль хода достижения показателей и результатов национального проекта "Молодежь и дети", а также контроль использования средств субсидии, предоставленных инфраструктуре молодежной политики.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ