ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2024 года N 863-пп
О внесении изменений в постановление
Правительства Архангельской области от
12 октября 2012 года N 462-пп
В соответствии со статьей 179
Бюджетного кодекса Российской
Федерации, пунктом 1 статьи 33
Федерального закона от 21 декабря 2021 года
N 414-ФЗ "Об общих принципах организации
публичной власти в субъектах Российской
Федерации", подпунктом 1 пункта 1 статьи 34
Устава Архангельской области,
Положением о системе управления
государственными программами
Архангельской области, утвержденным
постановлением Правительства
Архангельской области от 28 августа 2023
года N 793-пп, Правительство Архангельской
области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения,
которые вносятся в постановление
Правительства Архангельской области от
12 октября 2012 года N 462-пп "О
государственной программе
Архангельской области "Развитие
здравоохранения Архангельской области"
(далее - изменения).
2. Министерству здравоохранения
Архангельской области до 10 ноября 2024
года разработать и внести на утверждение
Правительства Архангельской области
проект постановления Правительства
Архангельской области,
предусматривающий внесение изменений в
постановление Правительства
Архангельской области от 12 октября 2012
года N 462-пп "О государственной программе
Архангельской области "Развитие
здравоохранения Архангельской области"
в части приведения его в соответствие с
общими требованиями к нормативным
правовым актам, муниципальным правовым
актам, регулирующим предоставление из
бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов субсидий, в
том числе грантов в форме субсидий,
юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям, а также физическим
лицам - производителям товаров, работ,
услуг и проведение отборов получателей
указанных субсидий, в том числе грантов в
форме субсидий, утвержденными
постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 октября 2023
года N 1782.
3. Настоящее постановление, за
исключением пункта 2 настоящего
постановления, вступает в силу с 1 января
2025 года, но не ранее дня его официального
опубликования.
Пункт 2 настоящего постановления
вступает в силу со дня официального
опубликования настоящего
постановления.
Установить, что изменения
применяются к правоотношениям,
возникающим при составлении и
исполнении областного бюджета начиная с
бюджета на 2025 год и на плановый период 2026
и 2027 годов.
Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 23.10.2024 N 863-пп
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2012
ГОДА N 462-ПП
1. Подпункты 14 и 16 пункта 1
исключить.
2. Стратегические приоритеты
государственной программы
Архангельской области "Развитие
здравоохранения Архангельской области"
изложить в следующей редакции:
"Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 12.10.2012 N 462-пп
(в редакции постановления
Правительства
Архангельской области
от 23.10.2024 N 863-пп)
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Архангельская область
характеризуется особыми
климато-географическими условиями,
связанными с периодами ледостава и
ледохода, частой сменой воздушных масс,
поступающих из Арктики, крайне
неустойчивой погодой, а также
отсутствием развитой структуры
автомобильных дорог, наличием большого
числа водных преград, функционированием
территориально удаленных структурных
подразделений государственных
медицинских организаций Архангельской
области (далее - медицинские организации)
в сельской местности и на островных
территориях, низкой плотностью
населения в Архангельской области,
которая в среднем составляет 2,66 человек
на кв. км.
На 1 января 2024 года численность
населения Архангельской области
составляет 955 848 человек, из них городское
население - 746 545 человек, сельское
население - 209 303 человека. Для
Архангельской области характерна
тенденция демографического старения
населения (увеличения численности и доли
населения старше трудоспособного
возраста). В настоящее время каждый
шестой житель Архангельской области (или
16,3 процента) находится в возрасте 65 лет и
старше.
Согласно данным Федеральной службы
государственной статистики, за 2023 год по
сравнению с аналогичным периодом 2022 года
в Архангельской области показатель
рождаемости снизился на 5,1 процента и
составил 7,5 на 1000 населения. Показатель
смертности за 2023 год составил 14,2 на 1000
населения, по сравнению с аналогичным
периодом 2022 года умерло на 1560 человек
меньше, или на 10,3 процента. Значительную
долю в числе умерших от болезней системы
кровообращения (58,5 процента) составляют
умершие от ишемической болезни сердца,
это лица старше трудоспособного
возраста, имевшие хронические
заболевания сердечно-сосудистой
системы, отягощенные иными хроническими
неинфекционными заболеваниями либо COVID-19
в анамнезе.
На 1 января 2024 года в Архангельской
области функционируют 60 медицинских
организаций, в том числе:
34 медицинские организации, имеющие
в структуре круглосуточные стационары;
пять диспансеров;
10 самостоятельных
амбулаторно-поликлинических
организаций (включая стоматологические
поликлиники и центр лечебной
физкультуры и спортивной медицины);
две станции скорой медицинской
помощи;
два санатория;
два дома ребенка;
станция переливания крови;
четыре медицинские организации
особого типа.
Оказание первичной
медико-санитарной помощи осуществляют 38
медицинских организаций, из них 10
городских больниц, детская городская
больница, девять самостоятельных
поликлиник (включая шесть
стоматологических поликлиник), а также 18
центральных районных больниц, в состав
которых входят 58 амбулаторий, четыре
районные больницы, 14 участковых больниц,
три отделения врача общей практики, а
также 444 фельдшерско-акушерских пункта и
фельдшерский пункт.
Оказание первичной
медико-санитарной помощи жителям
отдаленных и труднодоступных населенных
пунктов Архангельской области
осуществляется посредством выездной
работы с применением передвижных
медицинских комплексов.
По состоянию на 1 января 2024 года
дневные стационары работают в 41
медицинской организации, в том числе в
центральных районных больницах,
участковых больницах и амбулаториях.
Медицинская помощь в условиях
круглосуточного стационара оказывается
в 39 медицинских организациях.
Амбулаторная медицинская помощь
женщинам оказывается в 11 женских
консультациях и 46
акушерско-гинекологических кабинетах.
Оказание первичной
медико-санитарной помощи детскому
населению Архангельской области
осуществляется в 31 медицинской
организации, где развернуто 28 детских
поликлинических отделений и 36
педиатрических кабинетов, а также в двух
детских поликлиниках.
В структуре медицинских
организаций функционируют:
19 первичных онкологических
кабинетов;
56 смотровых кабинетов;
32 эндоскопических кабинета;
54 кабинета ультразвуковой
диагностики.
Медицинская помощь при
онкологических заболеваниях также
оказывается в трех центрах амбулаторной
онкологической помощи, в их числе:
государственное бюджетное
учреждение здравоохранения
Архангельской области (далее - ГБУЗ)
"Архангельская городская клиническая
поликлиника N 1";
ГБУЗ "Северодвинская городская
клиническая больница N 2 скорой
медицинской помощи";
ГБУЗ "Котласская центральная
городская больница имени святителя Луки
(В.Ф. Войно-Ясенецкого)".
Оказание первичной
специализированной медико-санитарной
помощи также организовано в медицинских
организациях, выполняющих функции
областных, межрайонных либо городских
центров (общегородских приемов).
Межрайонные центры оказывают в том числе
специализированную (консультативную,
диагностическую и лечебную) помощь
населению, проживающему в муниципальных
образованиях Архангельской области,
прикрепленных к центру.
В Архангельской области
зафиксировано снижение смертности от
болезней системы кровообращения. В 2023
году по сравнению с аналогичным периодом
2022 года число умерших от указанной
причины уменьшилось на 333 человека. В
течение 2023 года наблюдалось увеличение
темпов роста смертности от болезней
системы кровообращения (рост за три
месяца 2023 года - 3,9 процента, за шесть
месяцев 2023 года - 9,3 процента, за девять
месяцев 2023 года - 9 процентов, за 12 месяцев
2023 года - 6,9 процента). Значительную долю в
числе умерших от болезней системы
кровообращения (58,5 процента) составили
умершие от ишемической болезни сердца
(далее - ИБС), это лица старше
трудоспособного возраста, имевшие
хронические заболевания
сердечно-сосудистой системы,
отягощенные иными хроническими
неинфекционными заболеваниями, либо
COVID-19 в анамнезе.
В структуре умерших от болезней
системы кровообращения за 2023 год по
сравнению с аналогичным периодом 2022 года
убыль зафиксирована по числу умерших от
острых нарушений мозгового
кровообращения (-55 человек, или на 6,6
процента), по числу умерших от
цереброваскулярных болезней (далее - ЦВБ)
(-216 человек, или на 11,4 процента), снижение
числа умерших от ИБС (-43 человека, или на
1,1 процента), в том числе от
атеросклеротической болезни сердца (-50
человек, или на 2,5 процента).
По итогам 2023 года по сравнению с
аналогичным периодом 2022 года снижение
смертности от ИБС и от ЦВБ зафиксировано
в 13 и восьми муниципальных образованиях
Архангельской области соответственно.
Злокачественные новообразования
(далее - ЗНО) - одна из самых значимых
медицинских и социальных проблем как в
России, так и в большинстве стран мира.
ЗНО обуславливают вторую по частоте
причину смертности населения в
Российской Федерации. При этом уровень
заболеваемости ЗНО в мире, Российской
Федерации и Архангельской области все
время растет. Данный показатель
превышает среднее значение по
Российской Федерации.
В Архангельской области действует
программа Архангельской области "Борьба
с онкологическими заболеваниями" (в
рамках реализации федерального проекта
"Борьба с онкологическими
заболеваниями"), которая определяет
направления работы всех медицинских
организаций и устанавливает целевые
индикаторы. В 2023 году реализация
указанной программы позволила
обеспечить улучшение ряда показателей, в
том числе:
увеличение ранней выявляемости ЗНО
(I-II);
снижение одногодичной
летальности;
увеличение 5-летней выживаемости;
увеличение охвата диспансерным
наблюдением.
Необходимым условием
эффективности оказываемой
специализированной помощи являются
своевременность диагностики и
соблюдение принципов маршрутизации
пациентов с ЗНО и с подозрением на ЗНО.
Выявление онкологических заболеваний на
ранних стадиях позволяет получать
максимальный клинический результат от
лечения и высокую выживаемость
пациентов. В поздних стадиях ЗНО даже при
высоких затратах на лечение его
результаты являются скромными, а
выживаемость низкой. В связи с этим
максимум организационных усилий должен
быть направлен на профилактическую
работу - на мероприятия первичной и
вторичной профилактики ЗНО, которые
реализуются прежде всего в первичном
звене здравоохранения. При этом помимо
охвата населения профилактическими
мероприятиями необходимо обеспечивать
высокое качество проводимых
мероприятий.
С 31 декабря 2022 года в Архангельской
области, как и во всей Российской
Федерации, проводится расширенный
неонатальный скрининг новорожденных в
соответствии с приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от
21 апреля 2022 года N 274н "Об утверждении
Порядка оказания медицинской помощи
пациентам с врожденными и (или)
наследственными заболеваниями".
Постановлением Правительства
Архангельской области от 19 декабря 2022
года N 1083-пп утверждена программа
Архангельской области "Об утверждении
региональной программы Архангельской
области "Обеспечение расширенного
неонатального скрининга". Указанная
программа направлена на развитие
профилактического направления в
педиатрии и позволит совершенствовать
медицинскую помощь детям с
наследственными и (или) врожденными
заболеваниями, обеспечить
преемственность
акушерско-гинекологической,
неонатологической, педиатрической и
медико-генетической служб, позволит
снизить детскую и младенческую
смертность, а так же как можно раньше
выявить тяжелые жизнеугрожающие
заболевания, начать своевременное
лечение ребенка, тем самым снизить риск
развития осложнений и улучшить качество
жизни пациента. В 2023 году 7072 ребенка
прошли расширенный неонатальный
скрининг.
Для исполнения делегированных
полномочий в рамках выделенных средств
на льготное лекарственное обеспечение
проводятся закупочные мероприятия в
соответствии с текущей потребностью.
По итогам 2023 года удовлетворение
потребности льготных категорий граждан
в необходимых лекарственных препаратах
и медицинских изделиях, а также
специализированных продуктах лечебного
питания составило 99,9 процента.
Достигнутый результат планируется
сохранить в последующих периодах.
Кадровые проблемы напрямую влияют
на эффективность деятельности всей
системы здравоохранения, в первую
очередь - на доступность и качество
оказания медицинской помощи населению.
Необходимость подготовки и реализации
государственной программы
Архангельской области "Развитие
здравоохранения Архангельской области"
(далее - государственная программа)
вызвана сложившимися в Архангельской
области проблемами по укомплектованию
медицинских организаций медицинскими
работниками, сохранению и развитию
имеющегося кадрового потенциала.
Кадровые ресурсы здравоохранения
Архангельской области на 30 сентября 2024
года составляют 4219 врачей и 9479
специалистов со средним медицинским
образованием. В настоящее время
мероприятия по улучшению кадровой
ситуации, включая обучение, по
предоставлению мер социальной
поддержки, повышению престижа профессии
осуществляются в рамках государственной
программы, что позволяет
стабилизировать кадровую ситуацию в
ряде медицинских организаций и снизить
отток кадров.
В Архангельской области ведутся
работы по цифровизации здравоохранения,
в результате которой гражданам
обеспечивается доступность цифровых
сервисов и электронных услуг
посредством внедрения электронного
документооборота, облачных технологий,
технологий искусственного интеллекта,
цифровых платформ, телемедицинских
технологий и иных цифровых решений.
В рамках реализации регионального
проекта "Создание единого цифрового
контура в здравоохранении на основе
единой государственной информационной
системы здравоохранения (ЕГИСЗ)
(Архангельская область)" и в соответствии
с проектом стратегии цифровой
трансформации ключевых отраслей
экономики, социальной сферы и
государственного управления
Архангельской области, утвержденной
распоряжением Правительства
Архангельской области от 10 августа 2021
года N 344-рп, медицинские организации
обеспечиваются современной
вычислительной и офисной техникой
(персональные компьютеры, принтеры,
многофункциональные устройства печати и
другое периферийное оборудование),
средствами защиты информации,
модернизируются медицинские и
лабораторные информационные системы.
С 2021 года на территории
Архангельской области реализуется
региональная программа модернизации
первичного звена здравоохранения,
утвержденная постановлением
Правительства Архангельской области от
29 июля 2021 года N 391-пп, в рамках которой
осуществляется строительство зданий,
проводится капитальный ремонт
помещений, осуществляется дооснащение и
переоснащение медицинским
оборудованием и автомобильным
транспортом.
Приоритетами государственной
политики в сфере здравоохранения
Архангельской области, определенными в
соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309
"О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года и перспективу до 2036 года" и
государственной программой Российской
Федерации "Развитие здравоохранения",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2017 года N 1640, являются:
сохранение населения;
укрепление здоровья и повышение
благополучия людей;
поддержка семьи.
Достижение целей государственной
политики в сфере сохранения населения,
укрепления здоровья, повышения
благополучия людей и поддержки семьи
обеспечивается путем решения следующих
задач:
увеличение ожидаемой
продолжительности жизни, снижение
смертности населения;
формирование системы мотивации
граждан к здоровому образу жизни,
включая здоровое питание и отказ от
вредных привычек;
обеспечение оптимальной
доступности для населения (в том числе
для жителей населенных пунктов,
расположенных в отдаленных местностях)
медицинских организаций, оказывающих
первичную медико-санитарную помощь
(далее - ПМСП);
повышение качества и доступности
медицинской помощи, в том числе
вакцинации, и лекарственного
обеспечения;
разработка и реализация программ
борьбы с онкологическими заболеваниями,
сердечно-сосудистыми заболеваниями,
развитие детского здравоохранения,
включая создание современной
инфраструктуры оказания медицинской
помощи детям;
обеспечение устойчивости системы
здравоохранения, ее адаптации к новым
вызовам и угрозам, в том числе связанным
с распространением инфекционных
заболеваний;
ликвидация кадрового дефицита в
медицинских организациях, оказывающих
ПМСП, и обеспечение медицинских
организаций квалифицированными кадрами,
включая внедрение системы непрерывного
образования медицинских работников, в
том числе с использованием
дистанционных образовательных
технологий, а также целевое обучение с
закреплением медицинских работников на
рабочих местах;
обеспечение механизмов
взаимодействия между медицинскими
организациями и единой государственной
информационной системой в сфере
здравоохранения;
внедрение инновационных
медицинских технологий, включая систему
ранней диагностики и дистанционный
мониторинг состояния здоровья
пациентов;
обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, развитие
системы социально-гигиенического
мониторинга.
Для достижения позитивных
демографических трендов планируется
реализация комплекса мер по снижению
смертности населения, росту ожидаемой
продолжительности жизни.
Приоритетными направлениями по
решению основных задач развития системы
здравоохранения являются:
строительство и реконструкция
объектов здравоохранения в
Архангельской области;
оснащение медицинских организаций
современным медицинским оборудованием;
обеспечение оптимальной
доступности для граждан (включая
граждан, проживающих в труднодоступных
местностях) ПМСП, совершенствование
санитарно-авиационной эвакуации;
дальнейшее развитие
высокотехнологичной медицинской
помощи.
В рамках Стратегии лекарственного
обеспечения населения на период до 2025
года, утвержденной приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 13 февраля 2013
года N 66, продолжается реализация
мероприятий, направленных на повышение
удовлетворенности населения
доступностью лекарственного
обеспечения.
Реализация указанных задач будет
осуществляться путем выполнения
мероприятий региональных проектов
Архангельской области и федерального
проекта национального проекта
"Продолжительная и активная жизнь".".
3. Паспорт государственной
программы Архангельской области
"Развитие здравоохранения Архангельской
области" изложить в следующей редакции:
"Утвержден
постановлением Правительства
Архангельской области
от 12.10.2012 N 462-пп
(в редакции постановления
Правительства
Архангельской области
от 23.10.2024 N 863-пп)
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Основные положения
Куратор государственной программы Архангельской области "Развитие здравоохранения Архангельской области" (далее - государственная программа) |
Заместитель председателя Правительства Архангельской области, курирующий министерство здравоохранения Архангельской области |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство здравоохранения Архангельской области (далее - министерство здравоохранения) |
Период реализации государственной программы |
2025 - 2027 годы |
Цели государственной программы |
Цель 1. Улучшение состояния здоровья населения Архангельской области (далее - население) на основе повышения качества и доступности оказания медицинской помощи |
|
Цель 2. Повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения |
Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы |
Общий объем финансового обеспечения государственной программы - 192 493 845,70 тыс. рублей;объем финансового обеспечения по годам и источникам финансового обеспечения представлен в разделе 4 паспорта государственной программы |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации/государственной программой Российской Федерации |
Национальная цель "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи".Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 |
2. Показатели государственной программы
2.1. Порядок расчета и источники
информации о значениях целевых
показателей государственной программы
3. Структура государственной программы
4. Финансовое обеспечение
государственной программы
5. Показатели государственной программы
в разрезе муниципальных образований
Архангельской области
Наименование муниципального образования Архангельской области |
Базовое значение |
Значение показателя по годам | |||
|
значение |
год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
- |
- |
- |
- |
- |
-". |
4. Порядок финансирования расходов
областного бюджета, связанных с
оказанием медицинской помощи в размерах,
превышающих территориальную программу
обязательного медицинского страхования
Архангельской области, исключить.
5. Порядок финансирования расходов
областного бюджета на закупку
антиретровирусных препаратов для
постконтактной химиопрофилактики
ВИЧ-инфекции на территории
Архангельской области исключить.