Соглашение о социальном партнерстве
между Правительством Пензенской
области, Федерацией профсоюзов и
объединениями работодателей Пензенской
области на 2025 - 2027 годы
от 7 октября 2024 года N 3-4в-2-08/111
Зарегистрировано в Министерстве труда,
социальной защиты и демографии
Пензенской обл. 7 октября 2024 г. N 350
Мы, нижеподписавшиеся полномочные
представители Правительства Пензенской
области, Федерации профсоюзов и
объединений работодателей Пензенской
области, именуемые в дальнейшем
Сторонами, заключили на основании
Конституции Российской Федерации,
Трудового кодекса Российской Федерации,
Закона Пензенской области от 24.04.2024 N
4261-ЗПО "О социальном партнерстве в
Пензенской области настоящее соглашение
(далее - Соглашение), определяющее
скоординированные позиции Сторон по
основным направлениям регулирования
социально-трудовых и связанных с ними
экономических отношений на региональном
уровне, а также совместные действия
Сторон по их реализации на 2025 - 2027 годы.
Стороны обязуются содействовать, в том
числе в рамках реализации настоящего
Соглашения, достижению национальных
целей развития Российской Федерации до
2030 года и на перспективу до 2036 года,
определенных Указом Президента
Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года" на территории
Пензенской области, созданию достойных
рабочих мест, обеспечения потребности
экономики в квалифицированных кадрах,
обеспечения полной и эффективной
занятости, повышения социального
благополучия граждан.
Стороны признают главной целью
Соглашения рост благосостояния
населения, социальной защищенности
работников путем повышения
эффективности экономики региона и
стимулирования внутреннего спроса,
улучшения делового климата.
С учетом повышения роли социального
партнерства, предусмотренного
Конституцией Российской Федерации,
Стороны договорились развивать
взаимоотношения на основе принципов
социального партнерства,
коллективно-договорного регулирования
социально-трудовых отношений, соблюдать
определенные Соглашением обязательства
и договоренности.
В случае возникновения необходимости
принятия неотложных решений в условиях
новых вызовов, санкционных ограничений,
пандемии и иных масштабных событий,
оказывающих существенное влияние на
развитие Пензенской области, Стороны
договорились осуществлять оперативное
взаимодействие с учетом требований
законодательства о социальном
партнерстве для минимизации влияния
вышеуказанных событий на экономику
региона и реализации соответствующих
мер по защите прав работников и
обеспечения деятельности организаций.
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Стороны считают основными задачами
экономической политики создание условий
для устойчивого функционирования
экономики в условиях санкционного
давления, развитие предпринимательской
деятельности, укрепление экономического
и финансового положения организаций и
предприятий, создание качественных
рабочих мест с достойными условиями
труда, повышение благосостояния и уровня
жизни населения Пензенской области.
Для реализации поставленных задач,
Стороны договорились о нижеследующем.
1.1. Добиваться ежегодной положительной
динамики объемов промышленного
производства продукции в рамках
реализации государственной политики за
счет:
- обеспечения структурной
диверсификации экономики Пензенской
области, модернизации и повышения ее
конкурентоспособности;
- роста инвестиционной активности;
- динамичного и поступательного развития
производства;
- создания высокопроизводительных и
модернизации существующих рабочих мест;
- сбалансированного развития
промышленности и сектора услуг;
- обновления производственных фондов;
- сокращения зависимости экономики
региона от импорта потребительских и
инвестиционных товаров;
- создания, совершенствования и
поддержания высокотехнологичных
рабочих мест для обеспечения
инновационного пути
социально-экономического развития
региона;
- обеспечения роста доли гражданской
продукции в общем объеме производства
ОПК;
- развития инновационных и промышленных
кластеров;
- развития малого и среднего
предпринимательства;
- укрепления экономического и
финансового положения организаций И
межрегиональных хозяйственных связей;
- снижения избыточных административных
барьеров в экономике, содействия
снижению уровня коррупции;
- реализации национальных проектов;
- цифровизации промышленного
производства;
- диверсификации экономики моногородов;
- рост объема экспорта несырьевых
неэнергетических товаров;
- модернизация традиционных секторов
экономики.
1.2. При формировании бюджетной системы
области ориентироваться на поддержку
роста человеческого капитала, на
усиление социальной защиты граждан,
снижение экономического и социального
неравенства, стимулирование повышения
конкурентоспособности экономики
региона.
В связи с этим, при подготовке бюджета
Пензенской области на очередной период:
- исходить из приоритетных сфер,
направленных на сохранение и развитие
человеческого капитала, в том числе
здравоохранения, образования, науки,
активной занятости, транспортной и
социальной инфраструктуры;
- учитывать обязательства,
предусмотренные Соглашением, и
предложения областной трехсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений (далее -
Комиссия), требующие финансирования из
регионального бюджета;
- содействовать повышению эффективности
бюджетных расходов и устранению
неэффективного и нецелевого
расходования бюджетных средств.
1.3. Обеспечивать повышение эффективности
стратегического планирования на
территории Пензенской области, в том
числе открытость и гласность процесса
разработки документов стратегического
планирования.
В целях обеспечения участия
работодателей и профсоюзов в подготовке
документов стратегического
планирования организовывать
общественное обсуждение проектов
стратегии, долгосрочного и
среднесрочного прогнозов
социально-экономического развития
Пензенской области в соответствии с
порядком и сроками, установленными
нормативными правовыми актами в сфере
стратегического планирования в
Пензенской области.
1.4. Оказывать содействие субъектам
деятельности в сфере промышленности и
организациям, реализующим научные,
научно-технические и инновационные
проекты, направленные на внедрение
наилучших доступных технологий и
импортозамещение, а также организациям,
реализующим проекты по созданию и
развитию промышленной и технологической
инфраструктуры на территории Пензенской
области, посредством предоставления
займов, информационно-консультационных
услуг.
В рамках реализации государственной
программы Пензенской области
"Развитие промышленности в Пензенской
области и повышение ее
конкурентоспособности" предоставлять
субсидии субъектам деятельности в сфере
промышленности на возмещение части
затрат на приобретение оборудования в
целях модернизации производства.
1.5. Взвешенно и экономически обоснованно
подходить к процедуре банкротства
предприятий, своевременно принимать
меры по их оздоровлению и содействовать
сохранению предприятий, выпускающих
конкурентоспособную продукцию.
При проведении процедур приватизации, а
также банкротства, реорганизации и
ликвидации организаций строго соблюдать
условия, обеспечивающие сохранение за
работниками прав и социальных гарантий,
установленных законодательством.
Если должник признан несостоятельным
(банкротом) вследствие действий и (или)
бездействия контролирующих должника
лиц, то такие лица в случае
недостаточности имущества должника
несут субсидиарную ответственность по
его обязательствам.
1.6. Обеспечивать на территории области
соблюдение ценового и антимонопольного
законодательства. При установлении
(изменении) тарифа учитывать положения
отраслевых и территориальных
соглашений, коллективных договоров на
предприятиях и в организациях
жилищно-коммунального хозяйства
Пензенской области. При изменении
тарифов (стоимости) на электрическую,
тепловую энергию, жилищно-коммунальные,
пассажирские и другие социально
значимые услуги строго соблюдать
утвержденные государственными службами
предельные индексы возможного
увеличения платы граждан за данные
услуги. В рамках Комиссии проводить
обсуждение основных направлений ценовой
и тарифной политики на стадии их
разработки с оценкой последствий
повышения цен (тарифов) для населения и
отдельных видов экономической
деятельности и подготовкой предложений
по минимизации негативного влияния
повышения цен и регулируемых тарифов на
уровень жизни населения и эффективность
функционирования организаций (при
необходимости).
Изменять стоимость проезда на
пассажирские перевозки на территории
Пензенской области не более одного раза
в течение календарного года.
1.7. Продолжить субсидирование
сельскохозяйственного производства
отрасли животноводства и
растениеводства.
1.8. Продолжить проведение политики
структурной перестройки
производственных отношений на селе,
включая создание интегрированных и
кооперативных структур в области
производства, переработки и реализации
продукции сельского хозяйства, развития
социальной структуры села.
1.9. Продолжить работу по организации
соревнований (конкурсов) на предприятиях
и в организациях Пензенской области в
целях повышения производительности
труда, конкурентоспособности продукции
и оказываемых услуг, поддержки лучших
товаропроизводителей, определения и
поощрения предприятий, которые
добиваются наилучших
финансово-экономических,
производственных и социальных
показателей в своей деятельности.
1.10. Продолжить практику предоставления
микрозаймов и поручительств субъектам
малого и среднего предпринимательства
на реализацию бизнес-проектов.
При рассмотрении вопроса о
предоставлении юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям льгот и
преференций учитывать соблюдение
законодательства о труде.
1.11. Профсоюзам принимать участие в
разработке социальной политики,
программ и планов социального развития
предприятий, проводить работу по
укреплению дисциплины труда,
рациональному использованию рабочего
времени, бережному отношению к
материалам, оборудованию и инструментам,
выходить с инициативой и способствовать
заключению коллективных договоров,
соглашений, а также их исполнения.
1.12. Содействовать внедрению
информационных технологий, механизмов
сертификации продукции, позволяющих
стимулировать рост производства и
выпуск конкурентоспособной продукции;
внедрению современных методов
управления в экономику Пензенской
области на основе новых информационных
технологий.
1.13. Правительство Пензенской области
один раз в полугодие представляет в
Комиссию информацию, о принимаемых мерах
по погашению задолженности по
заработной плате, социальным выплатам и
выполнению принятых по этим вопросам
решений, о финансировании учреждений
социально-культурной сферы.
II. ОПЛАТА ТРУДА, ДОХОДЫ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
НАСЕЛЕНИЯ
В предстоящий период Стороны считают
необходимым реализацию государственных
гарантий по оплате труда, повышение
уровня реальной заработной платы, в том
числе за счет обеспечения повышения
производительности труда,
совершенствования проводимой политики в
сфере заработной платы и повышения
уровня жизни занятого населения, а также
дополнительных мер, обеспечивающих
право работника на достойный труд. В этих
целях Стороны договорились о
нижеследующем.
2.1. Считать приоритетным направлением в
работе Сторон рост реальной заработной
платы в Пензенской области, преодоление
бедности среди работающего населения,
превышение темпов роста доходов
населения над инфляцией.
2.2. Работодателям, осуществляющим свою
деятельность на территории Пензенской
области, реализовать меры по обеспечению
выплаты работникам заработной платы в
размере не ниже среднего уровня оплаты
труда по соответствующему виду
экономической деятельности в Пензенской
области.
2.3. Обеспечить реализацию
государственных гарантий по заработной
плате, направленных на обеспечение
достойного уровня жизни работников и их
семей, в том числе:
на установление минимального размера
оплаты труда в рамках реализации норм
федерального законодательства с учетом
правовой позиции Конституционного Суда
Российской Федерации и внесение данных
обязательств в отраслевые соглашения,
заключенные на региональном уровне,
соглашения, территориальные соглашения,
коллективные договоры;
на обеспечение уровня реального
содержания заработной платы, включая
индексацию заработной платы в связи с
ростом потребительских цен на товары и
услуги, в порядке, установленном
действующим законодательством;
по установлению в соглашениях,
коллективных договорах, локальных
нормативных актах порядка индексации
заработной платы, обеспечивающих
повышение реального содержания
заработной платы работников организаций
во исполнение статьи 134 Трудового
кодекса Российской Федерации;
на обеспечение получения своевременно и
в полном объеме заработной платы
работниками, включая случаи временного
выполнения трудовых функций вне
стационарного рабочего места;
на обеспечение предоставления
работникам социально-трудовых прав и
гарантий, включая своевременную и в
полном размере выплату заработной платы
в ходе проведения процедур по изменению
организационно-правовой формы
организации, реорганизации (слияния,
присоединения, разделения, выделения,
преобразования), приватизации,
перепрофилирования, в случае
несостоятельности, банкротства, а также
в случая прекращения деятельности
работодателя и его платежеспособности.
2.4. Продолжить работу межведомственной
комиссии по противодействию нелегальной
занятости на территории Пензенской
области.
Принимать меры административной и
уголовной ответственности к
руководителям, нарушающим трудовые
права граждан на своевременное и в
полном объеме получение вознаграждения
за труд. Продолжить совместную работу по
недопущению выплаты "серой"
заработной платы и распространению
неформальной занятости.
2.5. Сохранить льготный проезд
железнодорожным транспортом
пригородного сообщения:
- для студентов и школьников в период
осуществления учебного процесса;
- для ветеранов труда, тружеников тыла,
реабилитированных лиц и лиц, признанных
пострадавшими от политических
репрессий, по праздничным и выходным
дням в период с 20 апреля по 30 октября.
2.6. Рекомендовать предусматривать в
отраслевых соглашениях, заключенных на
региональном уровне, коллективных
договорах организаций всех форм
собственности:
- гарантии работникам на индексацию
заработной платы в размере не ниже
величины индекса потребительских цен в
Пензенской области на начало
календарного года в соответствии с
данными Территориального органа
Федеральной службы государственной
статистики по Пензенской области;
- соотношение тарифной части заработка
на уровне не ниже двух третей от общего
его размера;
стимулирующие доплаты и надбавки для
повышения профессионального мастерства
работников;
- механизм дифференциации уровня оплаты
труда руководителей, специалистов и
работников ведущих профессий;
- меры и механизмы по защите материальных
прав работников в случае
несостоятельности (банкротства)
работодателя, а также в случае
неплатежеспособности организации;
- стимулирующие доплаты молодым
специалистам, принятым на работу после
окончания учебного заведения по
образовательным программам высшего или
средне-специального образования в виде
ежемесячных выплат в течение года;
- установление систем оплаты труда,
включая размер тарифных ставок, окладов,
дифференцированных по уровням
квалификации, размеры доплат и надбавок
компенсационного характера, в том числе
за работу в условиях, отклоняющихся от
нормальных.
2.7. При формировании бюджета на 2025 и
плановый период 2026 и 2027 годов
предусматривать средства:
- на единовременную выплату молодым
специалистам (педагогическим и
медицинским работникам), окончившим
профессиональную образовательную
организацию или образовательную
организацию высшего образования,
отработавшим установленный срок в
государственных и муниципальных
учреждениях (организациях) бюджетной
сферы;
- на индексацию заработной платы в связи
с ростом потребительских цен на товары и
услуги работниками бюджетной сферы с
учетом применения отраслевых систем
оплаты труда, государственных органов
Пензенской области, органов местного
самоуправления, государственных и
муниципальных учреждений в Пензенской
области,
- на сохранение целевых показателей
повышения оплаты труда отдельных
категорий работников бюджетной сферы в
соответствии Указами Президента
Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О
мероприятиях по реализации
государственной социальной политики",
от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2022 - 2017
годы" и от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых
мерах по реализации государственной
политики в сфере защиты детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей".
2.8. Организациям, в отношении которых
функции и полномочия учредителя
осуществляют исполнительные органы
Пензенской области, разрешить
использовать экономию фонда оплаты
труда на премирование работников в
соответствии с действующим
законодательством.
2.9. Профсоюзам через коллективные
договоры, соглашения, посредством
участия представителей в примирительных
комиссиях, трудовом арбитраже, судебных
заседаниях и других инстанциях защищать
законные права и интересы работников по
вопросам оплаты труда, осуществлять
общественный контроль за соблюдением
законодательных и иных нормативных
актов, вносить предложения в законы
Пензенской области и постановления
Правительства Пензенской области,
связанные с регулированием трудовых
отношений, в том числе и в части
заработной платы.
2.10. Проводить работу, направленную на
увеличение доли ставок заработной платы
(должностных окладов) в структуре
заработной платы работников организаций
бюджетной сферы в соответствии с Едиными
рекомендациями по установлению на
федеральном, региональном и местном
уровнях систем оплаты труда работников
государственных и муниципальных
учреждений, утверждаемыми Российской
трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых
отношений, а также пунктом 6
Постановления Правительства Российской
Федерации от 28.12.2023 N 2353 "О Программе
государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи
на 2024 год плановый период 2025 и 2026
годов" (с последующими изменениями).
В положениях об оплате труда работников
бюджетных организаций регулирование
вопросов оплаты труда осуществлять с
учетом:
- единых подходов к размерам окладов
(должностным окладам, ставкам заработной
платы) по одноименным должностям
работников (профессиям рабочих),
включенным в один и тот же
квалификационный уровень
профессиональной квалификационной
группы, не допуская установление
различных размеров окладов (должностных
окладов), ставок заработной платы, а
также диапазонов размеров окладов
(должностных окладов), ставок заработной
платы;
- установления размеров окладов
(должностных окладов), ставок заработной
платы, тарифных ставок в зависимости от
уровня квалификации работника и
сложности труда;
- единых перечней выплат стимулирующего
характера и компенсационного характера,
а также условий назначения указанных
выплат работникам;
- создания условий для оплаты труда
работников в зависимости от результатов
и качества работы, а также их
заинтересованности в эффективном
функционировании структурных
подразделений и организации (учреждения)
в целом, в повышении качества
оказываемых услуг.
2.11. Осуществлять на территории региона
контроль за реализацией Указа
Президента Российской Федерации от
07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по
реализации государственной социальной
политики" в части сохранения
достигнутых параметров соотношения
между уровнем оплаты труда отдельных
категорий работников бюджетной сферы и
уровнем среднемесячного дохода от
трудовой деятельности в регионе.
III. НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА
Учитывая сложную демографическую
ситуацию, связанную с естественной
убылью населения, а также то, что
преодоление негативных процессов
воспроизводства населения и улучшение
сложившейся ситуации невозможно без
консолидации мер экономической,
финансовой и социальной политики
Правительства Пензенской области и
требует совместных усилий всех сторон
Соглашения, стороны договорились о
нижеследующем.
3.1. Принимая во внимание то, что на
увеличение рождаемости, в первую
очередь, влияет стабильная
экономическая обстановка и высокий
уровень благосостояния жителей,
необходимо в первоочередном порядке
реализовывать меры, направленные на
стабилизацию и рост экономики в регионе
и повышение доходов населения.
3.2. Принимать дополнительные меры по
снижению смертности населения от
основных групп причин, включая
профилактику и раннее выявление
заболеваний на ранних стадиях и оказание
своевременной и эффективной медицинской
помощи.
3.3. Усилить работу по снижению смертности
в результате дорожно-транспортных
происшествии, по снижению
производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости.
3.4. Способствовать сохранению и
укреплению здоровья населения,
увеличению роли профилактики
заболеваний и формированию
жизнесохранительного поведения,
развитию условий для ведения здорового
образа жизни, повышению культуры
здорового образа жизни.
3.5. Содействовать внедрению и
тиражированию корпоративных программ
укрепления здоровья работающих граждан,
как основному механизму увеличения
ожидаемой продолжительности здоровой
жизни и долголетия работников, снижения
уровня заболеваемости, обеспечения
комфортных и безопасных условий труда на
основе корпоративных модельных программ
укрепления здоровья работающих.
3.6. Осуществлять мониторинг и
прогнозирование демографической
ситуации в области с целью определения
приоритетных направлений и перспектив
развития регионального
здравоохранения.
3.7. Содействовать повышению уровня
рождаемости, укреплению института семьи,
возрождению и сохранению
духовно-нравственных традиций семейных
отношений, семейного воспитания.
3.8. Оказывать социальную поддержку
семьям, имеющим детей, содействовать
принятию мер, направленных на создание
условий для совмещения родителями
работы (учебы) и воспитание детей.
3.9. Содействовать укреплению
репродуктивного здоровья населения и
повышению качества оказания медицинской
помощи женщинам в период беременности и
родов, развитию перинатальных
технологий; обеспечивать
государственную поддержку лечения
бесплодия.
3.10. Продолжать реализацию на территории
Пензенской области Государственной
программы по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации
от 22.06.2006 года N 637 "О мерах по оказанию
содействия добровольному переселению в
Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом".
3.11. Предусматривать в коллективных
договорах и соглашениях при наличии
финансовой возможности:
- обеспечение работников льготным
(бесплатным) горячим питанием, в т.ч.
диетическим (по медицинским показаниям),
- отдых и оздоровление,
санаторно-курортное лечение работающих
и членов их семей;
- меры поддержки работающих родителей с
детьми, лиц с семейными обязанностями;
- единовременные выплаты при рождении
детей;
- предоставление других льгот и разовых
выплат при поступлении ребенка в первый
класс.
3.12. Обеспечить работников
сертифицированной специальной одеждой,
специальной обувью и другими средствами
индивидуальной защиты, смывающими и
обезвреживающими средствами в
соответствии с установленными нормами
для работников, занятых на работах с
вредными и (или) опасными условиями
труда, а также на работах, выполняемых в
особых температурных условиях или
связанных с загрязнением.
Разработать и обеспечить реализацию мер,
направленных на снижение уровня
смертности на производстве вследствие
общего заболевания, улучшение условий
труда работников, а также качества
проводимых медицинских осмотров и
обследовании.
3.13. Осуществлять пропаганду здорового
образа жизни наряду с информированием о
вреде низкой физической активности,
нерационального и несбалансированного
питания, потребления алкоголя, табака,
наркотических и токсических веществ,
также обучение навыкам по соблюдению
правил гигиены и режима труда, режима и
структуры питания.
3.14. Предоставлять возможность по
переподготовке и дополнительному
профессиональному образованию,
способствующую трудоустройству лиц,
испытывающих трудности в поиске работы,
в том числе молодежи, родителей, имеющих
несовершеннолетних детей.
3.15. Принимать необходимые меры по
обеспечению лиц, имеющих детей
дошкольного возраста, местами в детских
дошкольных учреждениях.
3.16. С учетом финансовой возможности
предусматривать в коллективных
договорах предприятий и организаций
области пункты, предусматривающие
предоставление работодателями
преференций для семей, в которых первый
ребенок рожден матерью в возрасте до 25
лет.
3.17. Предусматривать в коллективных
договорах пункты, направленные на:
- введение гибкого графика работы по
просьбе женщин, имеющих детей в возрасте
до 14 лет;
- на получение ежегодного отпуска в
летнее или другое удобное для них время
работающим женщинам, имеющих детей в
возрасте до 14 лет.
3.18. При наличии финансовых ресурсов
предусматривать средства на частичную
оплату путевок на санаторно-курортное
лечение для работников организаций
внебюджетных отраслей - в коллективных
договорах; для работников бюджетных
отраслей - в бюджете области.
3.19. Обеспечивать потребность в
оздоровлении детей и подростков на базе
всех типов лагерей, санаториев и
предусматривать на эти цели в бюджетах
расходы в объеме не ниже прошлых лет.
Работодателям внебюджетных отраслей
выделять денежные средства на
приобретение путевок для детей
работников предприятий (организаций) в
детские оздоровительные лагеря. Данное
обязательство вносить в коллективные
договоры предприятий (организаций).
Профсоюзам оказывать материальную
помощь членам профсоюза на приобретение
путевок в детские загородные
оздоровительные и пришкольные лагеря.
3.20. В целях пропаганды здорового образа
жизни, отвлечения работающих граждан от
вредных привычек предусматривать в
коллективных договорах финансирование
мероприятий за счет средств
работодателя, направленных на развитие
физической культуры и спорта в трудовых
коллективах, стимулирование лиц,
отказавшихся от курения, и некурящих
работников в том числе:
- компенсацию работникам оплаты занятий
спортом в клубах и секциях;
- организацию и проведение физкультурных
и спортивных мероприятий, в том числе
мероприятий по внедрению Всероссийского
физкультурно-оздоровительного
комплекса "Готов к труду и обороне"
(далее - ГТО);
- организацию и проведение
физкультурно-оздоровительных
мероприятий (производственной
гимнастики, лечебной физкультуры с
работниками, которым по рекомендации
лечащего врача и на основании
результатов медицинских осмотров
показаны данные занятия);
- приобретение, содержание и обновление
спортивного инвентаря,
- устройство новых и (или) реконструкция
имеющихся помещений и площадок для
занятия спортом;
- создание и развитие в учреждениях и на
предприятиях спортивных клубов;
- стимулирование лиц, выполнивших
нормативы ГТО путем выплаты денежного
поощрения, предоставления
дополнительных оплачиваемых дней к
отпуску, предоставления дополнительного
оплачиваемого отпуска для участия в
мероприятиях комплекса ГТО, ежемесячной
надбавки обладателям знаков отличия
комплекса ГТО.
3.21. Создавать условия для развития
ипотечного жилищного кредитования,
деятельности участников рынка
ипотечного жилищного кредитования и
стимулирования спроса на рынке жилья
путем оказания содействия в улучшении
жилищных условий молодых семей,
многодетных семей, иных категорий
граждан в соответствии с действующим
законодательством, в рамках жилищных
программ.
3.22. Содействовать созданию и
функционированию в организациях,
муниципальных районах и городских
округах общественных молодежных
комиссий, советов, комитетов. Постоянно
обобщать и распространять положительный
опыт их работы.
3.23. Обеспечить проведение в области
государственной политики в отношении
поддержки семьи, материнства и детства,
социального обслуживания населения,
развития физкультуры и спорта.
3.24. Рекомендовать руководителям
организаций всех форм собственности
разработать комплекс мер, направленных
на улучшение условий санитарно-бытового
и лечебно-профилактического
обслуживания работников организации.
3.25. Учреждениям, подведомственным
Министерству физической культуры и
спорта Пензенской области, включать в
договоры по предоставлению спортивных
сооружений предприятиям и организациям
норму о том, что в случае посещения
спортивных сооружений родителями с
детьми школьного возраста детям данная
услуга предоставляется бесплатно.
3.26. Реализовывать меры, направленные на
обеспечение государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи, содействие
проведению диспансеризации населения,
сохранение и укрепление здоровья
населения, создание условий для
здорового образа жизни, в том числе
развитие физической культуры и спорта.
3.27. Не допускать необоснованного
закрытия, перепрофилирования и передачи
коммерческим структурам медицинских,
аптечных, образовательных, детских
дошкольных организаций,
санаториев-профилакториев, объектов
культуры под другие цели.
3.28. Продолжить работу по развитию новых
форм работы с детьми (частные, семейные
детские сады, социальные няни и другие).
IV. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И ГАРАНТИИ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Принимая во внимание то, что основной
задачей в ближайшие годы является
обеспечение жителей Пензенской области
современными высокопроизводительными
рабочими местами с достойным уровнем
заработной платы, Стороны считают
необходимым способствовать решению
нижеследующих задач.
4.1. Обеспечение равного доступа граждан
вне зависимости от места их проживания к
активным программам на рынке труда.
Обеспечение в 2025 - 2027 годах выполнения
комплекса мероприятий в соответствии с
государственной программой
"Содействие занятости населения в
Пензенской области", включая
дополнительные мероприятия в сфере
занятости населения, направленные на
снижение напряженности на рынке труда.
4.2. Снижение численности граждан, занятых
наемным трудом без оформления трудовых
отношений или без регистрации
юридического лица, в том числе:
- повышение уровня информированности
граждан об их правах в сфере труда;
- повышение эффективности контроля и
надзора за исполнением установленных
законодательством норм в сфере
регулирования рынка труда и трудовых
отношении.
4.3. В целях совершенствования системы
информации о рынке труда:
- формирование прогноза спроса и
предложения рабочей силы на рынке труда
в профессионально-квалификационном и
территориальном разрезах;
- проведение мониторинга ситуации на
региональном рынке труда и моногородов;
- проведение мониторинга высвобождения
работников организаций в связи с
ликвидацией организаций либо
сокращением численности или штата
работников организаций;
- проведение мониторинга и оценка
качества и доступности государственных
услуг (мер государственной поддержки) в
области содействия занятости населения;
проведение мониторинга и оценка
качества и доступности
профессионального образования;
- развитие информационно-аналитической
системы "Общероссийская база вакансий
"Работа в России" с целью
обеспечения эффективности
взаимодействия в электронном виде
органов службы занятости с
работодателями и гражданами, ищущим
работу;
- взаимодействие граждан и работодателей
в целях содействия занятости, в том числе
с использованием цифровых технологий.
4.4. Повышение качества государственных
услуг в сфере занятости, эффективное
расходование бюджетных средств, в том
числе выделяемых из федерального
бюджета на мероприятия по поддержке
занятости населения и на реализацию
Государственной программы
"Содействие занятости населения
Пензенской области", путем:
4.4.1. формирования эффективной системы
взаимодействия органов службы занятости
населения с получателями
государственных услуг (мер
государственной поддержки) в области
содействия занятости населения (с
гражданами и работодателями);
4.4.2. обеспечения информированности
граждан и работодателей о
предоставляемых органами службы
занятости государственных услуг (мерах
государственной поддержки), а также о
наличии вакансий в различных субъектах
Российской Федерации.
4.5. Повышение эффективности внешней и
внутренней трудовой миграции и
оптимизации привлечения иностранной
рабочей силы на основе потребностей
экономики в трудовых ресурсах и
соблюдения принципа приоритетного
трудоустройства граждан Российской
Федерации путем:
- осуществления мониторинга численности
иностранных граждан, осуществляющих
трудовую деятельность на территории
Пензенской области;
- определения потребности в привлечении
иностранных работников, прибывающих в
порядке, требующем получения визы и
квоты на оформление разрешений на работу
и приглашений на въезд в целях
осуществления трудовой деятельности;
- ежегодного рассмотрения на
Межведомственной комиссии по вопросам
привлечения и использования иностранной
рабочей силы на территории Пензенской
области вопросов, связанных с
проведением миграционной политики;
- проведения консультаций по вопросам
установления квот на привлечение и
использование иностранной рабочей силы
на основе потребности региона и секторов
экономики в трудовых ресурсах в
профессионально-квалификационном
разрезе.
4.6. Стороны договорились обеспечивать:
- выполнение законодательства,
регламентирующее занятость населения;
- содействие проведению государственной
политики в сфере занятости населения;
- предоставление информации о наличии
вакантных рабочих мест, ликвидации
организации, сокращении численности или
штата работников организации.
- участие объединений работодателей и
объединений профсоюзов в разработке и
обсуждении примерных образовательных
программ среднего профессионального
образования.
4.7. Включать в коллективные договоры и
соглашения мероприятия, направленные на
сохранение числа рабочих мест,
обеспечение полной занятости персонала,
переподготовку высвобождаемых
работников, при наличии средств
предоставление им дополнительных льгот
и компенсаций, помимо предусмотренных
законодательством.
4.8. Добиваться сохранения и создания
новых рабочих мест, создания новых
производств, повышения квалификации и
переобучения работников за счет средств
работодателя, предоставления им
социальных гарантий, принимать меры по
защите их трудовых прав, оказывать
консультативную и правовую помощь
посредством коллективно-договорного
процесса.
4.9. Стороны договорились содействовать:
4.9.1. улучшению качества рабочей силы и
развитию профессиональной мобильности
на основе профессионального обучения и
дополнительного профессионального
образования, в том числе безработных
граждан;
4.9.2. развитию систем непрерывного
профессионального обучения,
профессиональной подготовки и
переподготовки кадров с учетом
приоритетов развития экономики, в том
числе за счет обновления
материально-технической
образовательных организаций.
4.9.3. расширению возможностей
трудоустройства родителей, имеющих
несовершеннолетних детей, лиц с
возможностями здоровья и инвалидов.
Для этого осуществлять меры,
направленные на:
- создание условий для совмещения
родителями работы (учебы) и воспитания
детей;
- развитие системы профессиональной
ориентации и психологической поддержки
населения, в том числе профессиональной
ориентации школьников, повышение их
мотивации к трудовой деятельности по
профессиям и специальностям,
востребованным на рынке труда;
развитие практики стажировок учащихся и
выпускников профессиональных
образовательных организаций в целях
получения опыта работы, а также их
последующего трудоустройства на
постоянные рабочие места;
- создание условий для интеграции в
трудовую деятельность лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов;
- повышение экономической
заинтересованности работодателей в
трудоустройстве лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов,
реализация программ по их занятости.
4.10. Работодателям внебюджетного сектора
при наличии средств в целях адаптации и
закрепления на предприятиях молодых
специалистов (рабочих) предусматривать в
коллективных договорах установление для
них следующих гарантий:
- заработная плата не ниже двукратной
величины минимального размера оплаты
труда, установленного на территории
Российской Федерации. В рамках данного
Соглашения применяется величина
прожиточного минимума трудоспособного
населения, установленная постановлением
Правительства Пензенской области;
- выплата единовременного пособия в
размере двух средних заработков при
условии, что работник проработал на
предприятии или в учреждении не менее 6
месяцев после поступления на работу;
- развитие института наставничества
(установление доплаты к окладу
наставника);
- частичная компенсация стоимости
содержания детей в дошкольных
образовательных учреждениях;
- доплата к заработной плате при
получении профессионального
образования без отрыва от производства;
- социальное и экономическое
стимулирование работников (оказание
помощи в приобретении жилья,
предоставление беспроцентных или
низкопроцентных ссуд, строительство
ведомственного жилья с последующей
продажей его в рассрочку и т.д.);
- проведение конкурсов
профессионального мастерства "Лучший
молодой рабочий", "Лучший молодой
руководитель", "Лучший наставник
молодежи", "Лучший молодой
специалист", поощрение победителей.
При установлении выплат молодым
специалистам в организациях
(учреждениях) бюджетного сектора
руководствоваться законодательными
актами Пензенской области.
4.11. Заключение договоров о
сотрудничестве с профессиональными
образовательными организациями в целях
подготовки молодых рабочих и
специалистов, а также договоров о
развитии материально-технической базы
этих организаций, организация шефской
работы с учащимися в
общеобразовательных организациях и
организациях начального
профессионального образования
(работодатели).
4.12. Работодатели во взаимодействии с
общественными организациями
способствуют повышению престижа рабочих
специальностей, включая ознакомление
учащихся с перспективами
трудоустройства по выбираемой
специальности и условиями работы в
организациях, активные
профориентационные мероприятия и меры
дополнительной социальной поддержки
выпускников учреждений начального и
среднего образования, избравших работу
по профильной специальности,
обеспечение гарантий трудоустройства.
4.13. С целью повышения качества рабочей
силы и развития ее профессиональной
мобильности содействовать:
- развитию материально-технической базы
государственных и муниципальных
образовательных организаций;
- развитию опережающего
профессионального обучения, в том числе
и внутрипроизводственного обучения,
работников, подлежащих высвобождению;
- экономическому стимулированию участия
бизнеса в развитии профессионального
образования и обучения;
- развитию системы профессиональной
ориентации.
4.14. Рекомендовать работодателям
проводить независимую оценку
квалификаций для граждан
предпенсионного возраста за счет
средств работодателя.
4.15. Стороны договорились, что основными
критериями массового высвобождения
являются показатели численности
увольняемых работников в связи с
ликвидацией предприятий, учреждений,
организаций либо сокращением
численности или штата работников за
определенный календарный период.
К ним относятся:
а) ликвидация предприятия любой
организационно-правовой формы с
численностью работающих 15 и более
человек;
б) сокращение численности или штата
работников предприятия в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных
дней;
200 и более человек в течение 60
календарных дней;
500 и более человек в течение 90
календарных дней;
в) увольнение работников в количестве 1
процента общего числа работающих в связи
с ликвидацией предприятий либо
сокращением численности или штата в
течение 30 календарных дней в регионах с
общей численностью занятых менее 5 тыс.
человек.
V. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА, ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Принимая во внимание то, что система
социальной защиты населения должна
выстраиваться так, чтобы быстро и
качественно адаптироваться к изменениям
уровня жизни социально уязвимых слоев
населения, не сдерживать экономическое
развитие региона и в то же время быть
эффективным инструментом реализации
задач по снижению уровня бедности,
повышению благосостояния населения,
стороны договорились о нижеследующем.
5.1. Оказывать социальную поддержку
пенсионеров, инвалидов,
малообеспеченных слоев населения с
учетом принципов адресности и
нуждаемости.
5.2. Обеспечить предоставление мер
социальной поддержки членам семей
граждан Российской Федерации,
принимающих (принимавших) участие в
специальной военной операции.
5.3. Рекомендовать органам местного
самоуправления за счет средств
соответствующих бюджетов обеспечить
льготный проезд детям в возрасте не
старше 7 лет, учащимся муниципальных
общеобразовательных организаций,
ветеранам и инвалидам Великой
Отечественной войны на автобусном
транспорте в весенне-летний и осенний
периоды в садово-огородные кооперативы.
5.4. Обеспечить совместными усилиями
органов государственного контроля,
местного самоуправления, общественных
организаций по защите прав потребителей
действенный контроль за реализацией
безопасных и качественных товаров,
лекарственных средств, производимых
работ, услуг, принимать меры к
недопущению распространения
недобросовестной рекламы.
5.5. Осуществлять защиту социальных
гарантий работников через систему
социального партнерства путем включения
социальных гарантий в коллективные
договоры и соглашения (профсоюзы),
представлять интересы членов профсоюзов
при рассмотрении индивидуальных споров,
участвовать в урегулировании
коллективных трудовых споров в
соответствии с действующим
законодательством.
5.6. Обеспечить выделение необходимых
средств на обязательные медицинские
осмотры:
работников государственных бюджетных
учреждений, подведомственных
исполнительным органам Пензенской
области;
- работников муниципальных бюджетных
учреждений;
- воспитанников государственных
казенных учреждений образования,
подведомственных Министерству
образования Пензенской области.
5.7. Профсоюзам совместно с
представителями Фонда пенсионного и
социального страхования Российской
Федерации продолжить проведение на
предприятиях, в учреждениях,
организациях
информационно-разъяснительной работы по
актуальным вопросам пенсионного
законодательства.
5.8. Принимать все необходимые меры по
обеспечению выплаты гражданам
гарантированных видов страхового
обеспечения по обязательному
социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и в связи с
материнством, в том числе в случаях
финансовой несостоятельности
организаций. Работодатель обязан:
- регистрироваться и сниматься с
регистрационного учета в налоговых
органах Российской Федерации;
- регистрироваться и сниматься с
регистрационного учета в качестве
страхователя - плательщика страховых
взносов по обязательному социальному
страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с
материнством, страховых взносов по
обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в
Отделении Фонда пенсионного и
социального страхования Российской
Федерации по Пензенской области;
- своевременно и в полном объеме
осуществлять уплату страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование,
на обязательное социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством и на
обязательное медицинское страхование в
территориальные налоговые органы.
5.9. Обеспечить в полном объеме
финансирование мер социальной поддержки
льготным категориям граждан,
проживающим на территории Пензенской
области, в соответствии с действующим
законодательством.
5.10. Осуществлять меры в области
социального обслуживания:
- содействовать повышению доступности и
качества социальных услуг;
- содействовать развитию системы
социального обслуживания;
- содействовать расширению доступа
негосударственных организаций к
предоставлению услуг в социальной
сфере;
- отрабатывать механизм социальной
поддержки граждан, осуществляющих уход
за инвалидами и гражданами, старше
трудоспособного возраста.
5.11. Руководителям организаций всех форм
собственности обеспечить:
- выполнение законов, регламентирующих
пенсионное обеспечение граждан;
- заключение соглашений с
территориальными органами Фонда
пенсионного и социального страхования
Российской Федерации "Об
информационном взаимодействии по
представлению документов, необходимых
для назначения пенсий работникам";
- своевременное предоставление в
соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации
в Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской
Федерации по Пензенской области
достоверных сведений индивидуального
(персонифицированного) учета о страховом
стаже и о факте работы застрахованных
лиц, используя электронный
документооборот, средства
криптографической защиты информации и
электронную подпись в рамках
действующего законодательства;
- предоставление в Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Пензенской
области списков лиц, уходящих на пенсию,
в том числе досрочную, в течение
предстоящих двух лет;
- в соответствии со списком лиц, уходящих
на пенсию, заблаговременное
предоставление в электронной форме
необходимых для назначения пенсии
документов по защищенным
телекоммуникационным каналам связи (не
позднее 6 месяцев до возникновения права
на пенсию);
- предоставление с письменного согласия
работника заявлений об установлении,
выплате и доставке пенсии;
- заключение соглашений об
информационном взаимодействии в части
направления в территориальные органы
Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации
запросов о предоставлении сведений об
отнесении гражданина к категории лиц
предпенсионного возраста или
получателей пенсии в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
5.12. Профсоюзам:
- осуществлять защиту прав членов
профсоюза на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости;
- активизировать работу пенсионных
(социальных) комиссий профсоюзных
организаций в целях своевременного
оформления документов для выхода на
пенсию и информирования работников по
вопросам приобретения пенсионных прав;
- содействовать заключению соглашений
между работодателями и территориальными
органами Фонда пенсионного и
социального страхования Российской
Федерации об информационном
взаимодействии по предоставлению
документов, необходимых для назначения
пенсий работникам, в том числе в
электронном виде.
VI. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ, ОХРАНА ТРУДА,
ПРОМЫШЛЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Стороны считают обеспечение
безопасности жизни и здоровья
работников в процессе трудовой
деятельности одним из приоритетов в
целях сохранения человеческого капитала
и рассматривают эту задачу в неразрывной
связи с решением задач по улучшению
условий и охраны труда посредством
обеспечения повышения эффективности
механизмов предупреждения
производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости,
улучшения здоровья работающих.
В этих целях стороны договорились о
нижеследующем.
6.1. Проводить в организациях всех форм
собственности целенаправленную работу
по созданию условий, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены
труда, специальную оценку условий труда.
Ежегодно проводить обобщение, анализ
правоприменительной и практики
организации дистанционной работы в
целях выработки (при необходимости)
предложений по совершенствованию ее
регулирования.
6.2. Продолжить обучение руководителей,
специалистов и профактива по вопросам
охраны труда в объеме должностных
обязанностей, предусмотрев на это
средства из соответствующих бюджетов.
6.3. Предусматривать в коллективных
договорах:
- регулярное обучение уполномоченных по
охране труда по специально
разработанной программе с выдачей
соответствующего удостоверения;
- обязательства работодателя,
предусматривающие для внештатных
технических инспекторов труда
профсоюзов необходимые гарантии,
моральное и материальное стимулирование
(предоставление оплачиваемого времени
(не менее 2-х часов в неделю), освобождение
от основной работы по обращению
профсоюзной организации, курирующей
внештатного технического инспектора
труда для выполнения общественных
обязанностей, участия в мероприятиях
профсоюзов);
- компенсационные выплаты на
реабилитацию пострадавшего на
производстве работника по вине
работодателя до момента назначения
пострадавшему пособия по временной
нетрудоспособности (приобретение
медикаментов, оплата операций и т.п.).
6.4. Обеспечить финансирование бюджетных
организаций в объеме, позволяющем
реализовывать мероприятия по улучшению
условий и охраны труда, снижению
профессиональных рисков.
Рекомендовать работодателям проводить
профессиональную гигиеническую
подготовку и аттестацию должностных лиц
и работников организаций, деятельность
которых связана с производством,
хранением, транспортировкой и
реализацией пищевых продуктов и
питьевой воды, воспитанием и обучением
детей, коммунальным и бытовым
обслуживанием населения, за счет
собственных средств.
6.5. Обеспечить своевременность платежей
по возмещению вреда, причиненного
работникам увечьем, профессиональным
заболеванием либо иным повреждением
здоровья, связанным с исполнением ими
трудовых обязанностей, особенно при
реорганизации и ликвидации предприятий.
6.6. Привлекать предприятия к участию в
конкурсах по охране труда, проводимых на
федеральном уровне.
6.7. Совершенствовать систему
экологического мониторинга,
обеспечивать реализацию первоочередных
мер по улучшению экологической
обстановки и охране окружающей среды в
области.
6.8. Обеспечивать проведение мероприятий
по улучшению условий и охраны труда,
включая работы по специальной оценке
условий труда в организациях и
учреждениях всех форм собственности.
Рекомендовать устанавливать в штатных
расписаниях предприятий, организаций
(учреждений) всех форм собственности
численность специалистов по охране
труда исходя из приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской
Федерации от 31.01.2022 N 37 "Об утверждении
рекомендаций по структуре службы охраны
труда в организации и по численности
работников службы охраны труда".
6.9. Работодатели обязуются:
6.9.1. обеспечить создание и
функционирование системы управления
охраной труда на основе Примерного
положения о системе управления охраной
труда, утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 29.10.2021 N 776н;
6.9.2. безукоснительно выполнять
требования законодательства по охране
труда, обеспечивать безопасные условия
труда, создавать на предприятиях службы
по охране труда, вводить штатные
должности специалистов по охране труда,
совместно с профсоюзами на паритетных
условиях организовывать работу
комитетов (комиссий), обеспечивать
работников спецодеждой, другими
средствами индивидуальной и
коллективной защиты, регулярно
проводить медицинские осмотры
работников, осуществлять обязательное
социальное страхование работающих от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний,
обеспечивать финансирование проведения
противогриппозной вакцинации своих
работников в целях предупреждения
массовых заболеваний гриппом;
6.9.3. создавать условия для организации
полноценного питания работников
(столовые, оборудованные комнаты приема
пищи), обеспечивать работающих во
вредных условиях труда
лечебно-профилактическим питанием,
разрабатывать режимы труда и отдыха для
работающих в контакте с вредными
производственными факторами,
обеспечивать условия труда женщин (вне
контакта с веществами 1 - 2 класса
опасности, канцерогенами, аллергенами и
другими потенциально опасными для
репродуктивного здоровья веществами);
6.9.4. в целях выделения дополнительных
средств для реализации мероприятий,
направленных на предупреждение и
сокращение производственного
травматизма и профессиональных
заболеваний на предприятиях
представлять заявки в Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Пензенской
области:
- об установлении скидок к страховым
тарифам;
- о финансовом обеспечении
предупредительных мер в размере 20% от
сумм страховых взносов за
предшествующий календарный год;
6.9.5. обеспечивать проведение за счет
собственных средств обязательных
предварительных и периодических
медицинских осмотров, других
обязательных медицинских осмотров,
обязательных психиатрических
освидетельствований работников,
внеочередных медицинских осмотров
работников по их просьбам в соответствии
с медицинскими рекомендациями,
создавать условия в части освобождения
от работы для прохождения работниками
диспансеризации с сохранением за ними
рабочего места и среднего заработка (ст.
185.1 Трудового кодекса Российской
Федерации).
6.9.6. совместно с ГБУЗ ПОКЦСВМП в целях
реализации "Государственной
стратегии противодействия
распространению ВИЧ-инфекции в
Российской Федерации на период до 2030 г. и
дальнейшую перспективу" проводить
профилактическую работу на предприятиях
и в организациях и способствовать
внедрению на рабочих местах
профилактической программы по ВИЧ/СПИД.
Включать соответствующие положения в
коллективные договоры организаций.
6.10. Профсоюзы обязуются:
- осуществлять общественный контроль за
соблюдением прав работников в сфере
охраны труда, участвовать в
расследовании несчастных случаев,
вносить предложения в органы управления
по совершенствованию действующего
законодательства об охране труда и
социальной защите работающих и лиц,
пострадавших на производстве, защищать
их права и интересы в судебных
инстанциях, оказывать бесплатную
консультационную помощь;
- содействовать повышению вовлеченности
уполномоченных по охране труда
профсоюзов и представителей трудовых
коллективов в работе по улучшению
условий труда и снижению уровня
профессиональных рисков.
Стороны договорились:
6.11. Принимать все меры по улучшению
условий труда и безусловному соблюдению
трудовых прав беременных женщин и женщин
с маленькими детьми.
6.12. Принимать участие в мероприятиях
"Всероссийская неделя охраны
труда", "Безопасность и охрана
труда".
VII. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И КООРДИНАЦИЯ
ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ
7.1. В соответствии с Законом Пензенской
области от 24.04.2024 N 4261-ЗПО "О социальном
партнерстве в Пензенской области"
Стороны стоят на позициях равноправия и
паритетных отношений, придерживаются
принципов взаимного уважения, доверия и
считают основной целью социального
партнерства социальную ответственность
за благосостояние населения Пензенской
области, реализацию социальных программ,
направленных на повышение жизненного
уровня населения области на основе
динамичного развития экономики.
7.2. Стороны обязуются принимать все меры
по ликвидации административных барьеров
с целью реализации данного Соглашения.
7.3. Постановления и распоряжения
Правительства Пензенской области,
затрагивающие интересы населения и
экологическую обстановку в регионе,
принимаются с учетом мнения профсоюзов и
объединений работодателей.
7.4. В целях повышения результативности
коллективно - договорного регулирования
социально-трудовых отношений на основе
социального партнерства Стороны
обязуются:
- проводить анализ развития социального
партнерства на муниципальном уровне;
- осуществлять мониторинг и анализ
практики заключения соглашений на
отраслевом (межотраслевом),
территориальном уровнях;
- оказывать содействие в работе
территориальных комиссий по
регулированию социально-трудовых
отношений в муниципальных образованиях
Пензенской области;
- оказывать содействие в проведении
переговорных процессов по заключению
отраслевых (межотраслевых),
территориальных соглашений и
коллективных договоров.
7.5. Правительство Пензенской области в
соответствии со статьей 35.1 Трудового
кодекса Российской Федерации регулярно
направляет на рассмотрение Комиссии
проекты законодательных и иных
нормативных правовых актов в сфере
труда, программ
социально-экономического развития.
Решения, предложения Комиссии в
обязательном порядке обсуждаются
органом государственной власти
Пензенской области, направившим
указанные проекты нормативных
документов.
7.6. Стороны обязуются официально
информировать друг друга о принимаемых
решениях и нормативных актах по
проблемам, включенным в Соглашение,
другим социально-экономическим
вопросам.
7.7. Стороны признают действия отраслевых
тарифных соглашений, принятых на
федеральном уровне, заключение
коллективных договоров в организациях
всех форм собственности и отраслевых
тарифных, территориальных соглашений в
городах и районах области в соответствии
с действующим законодательством,
содействуют становлению и расширению
практики двух и трехсторонних
консультаций, переговоров по социальным
и иным связанным с трудом вопросам, а
также развитию связей региональной
трехсторонней комиссии с аналогичными
комиссиями по регулированию
социально-трудовых отношений городов и
районов области.
7.8. Стороны обеспечивают участие
представителей молодежи при ведении
переговоров по заключению соглашений
всех уровней и коллективных договоров.
7.9. Данное Соглашение действует в части,
не противоречащей закону Пензенской
области о бюджете Пензенской области на
очередной финансовый год и плановый
период.
7.10. Стороны признают настоящее
Соглашение основным документом
социального партнерства,
устанавливающим принципы проведения
согласованной социально-экономической
политики в области на 2025 - 2027 годы, и
принимают на себя обязательства
руководствоваться Соглашением, соблюдая
все его условия, и нести предусмотренную
законодательством Российской Федерации
и Пензенской области ответственность за
нарушение или невыполнение его
положений и уклонение от участия в
переговорах.
7.11. Стороны принимают все зависящие от
них меры по урегулированию коллективных
трудовых споров и конфликтов,
возникающих в социальной и
экономической сферах, совершенствуют
действующий порядок их разрешения, в том
числе с использованием механизма
досудебной защиты социально-трудовых
прав работников, оказывают необходимую
помощь по разрешению коллективных и
индивидуальных трудовых споров.
7.12. Работодатели способствуют созданию и
функционированию профсоюзов на
предприятиях, в организациях всех форм
собственности, деятельности технической
и правовой инспекции труда профсоюзов,
посещению профсоюзными представителями
организаций рабочих мест для реализации
уставных задач и предоставленных
профсоюзам прав по защите
социально-трудовых интересов работников
и ежемесячно бесплатно перечисляют на
счета профсоюзных организаций членские
взносы из заработной платы работников
согласно ст. 377 Трудового кодекса
Российской Федерации, ст. 28 Федерального
закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О
профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности".
7.13. При наличии на предприятиях
нескольких профсоюзных организаций
Федерация профсоюзов берет на себя
обязательства по заключению соглашения
между ними и выработке
консолидированной политики.
7.14. Соглашение вступает в силу с 1 января
2025 года при условии подписание его всеми
сторонами социального партнерства.
Срок действия соглашения определяется
сторонами, но не может превышать трех
лет. Стороны имеют право один раз
продлить действие соглашения на срок не
более трех лет.
7.15. Если работодатели в течение 30
календарных дней со дня официального
опубликования предложения о
присоединении к соглашению не
представили в Министерство труда,
социальной защиты и демографии
Пензенской области мотивированный
письменный отказ присоединиться к нему,
то соглашение считается
распространенным на этих работодателей.
7.16. Соглашение обязательно для
исполнения сторонами, его подписавшими.
Каждая из сторон признает
ответственность за реализацию
Соглашения в пределах своих полномочий.
Изменения и дополнения в Соглашение
вносятся по решению Комиссии.
7.17. Контроль за ходом выполнения
Соглашения, разрешением разногласий,
возникающих при этом, осуществляет
Комиссия.
Органы власти, Федерация профсоюзов
Пензенской области и РОР "Ассоциация
промышленников Пензенской области",
ответственные за выполнение
обязательств Соглашения, по итогам
полугодия и года предоставляют
информацию о ходе их выполнения в
Министерство труда, социальной защиты и
демографии Пензенской области.
Сроки предоставления информации по
выполнению данного Соглашения: не
позднее 25 января и 25 июля отчетного года.
Итоги выполнения Соглашения обсуждаются
на заседаниях Комиссии.
Информация о результатах выполнения
Соглашения доводится до сведения
граждан через все доступные средства
связи (печатные издания, факс, интернет и
др.).
7.18. В течение срока действия Соглашения в
случае выполнения всех его пунктов
стороны воздерживаются от каких-либо
санкций по отношению друг к другу.
Соглашение рассматривается и
принимается на заседании Комиссии.
Подписанное сторонами областное
трехстороннее соглашение в
двухнедельный срок публикуется в
областных средствах массовой
информации.
7.19. Стороны обязуются реализовывать
меры, направленные на повышение роли как
самого Соглашения, так и Комиссии, и
обеспечение участия координаторов
сторон Комиссии, представляющих
Федерацию профсоюзов Пензенской области
и объединение работодателей в
общественных советах, созданных на
региональном уровне.
Настоящее Соглашение подписали:
Координатор областной
трехсторонней комиссии
по регулированию
социально-трудовых отношений
Н.П.СИМОНОВ
От Правительства
Пензенской области:
Министр труда,
социальной защиты и демографии
Пензенской области
А.А.КАЧАН
От Федерации профсоюзов
Пензенской области:
Председатель
Федерации профсоюзов
Пензенской области
Н.В.КОТОВ
От работодателей:
Президент РОР
"Ассоциация промышленников
Пензенской области"
Д.А.АКИМОВ
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности (с изменениями на 21 декабря 2021 года)
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О мероприятиях по реализации государственной социальной политики
- О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями на 14 ноября 2017 года)