Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2024 года N 294-п


О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 24 декабря 2020 года N 958 "Об утверждении региональной программы Калининградской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума"



В соответствии со статьей 18 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42 "О Правительстве Калининградской области" Правительство Калининградской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Калининградской области от 24 декабря 2020 года N 958 "Об утверждении региональной программы Калининградской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Калининградской области от 15 декабря 2021 года N 808).


2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Временно исполняющий обязанности
Губернатора Калининградской области
А.С. Беспрозванных



Утверждены
постановлением
Правительства
Калининградской области
от 15 июля 2024 г. N 294-п



Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Калининградской области от 24 декабря 2020 года N 958 "Об утверждении региональной программы Калининградской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума"


1. В преамбуле слова "21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" заменить словами "7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".


2. В региональной программе Калининградской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума", утвержденной указанным постановлением:


1) в паспорте:


- в строке "Основание для разработки региональной программы" слова "21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" заменить словами "7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";


- строку "Ресурсное обеспечение региональной программы" паспорта указанной региональной программы изложить в следующей редакции:

"Ресурсное обеспечение региональной программы:

1) государственная программа Калининградской области "Модернизация экономики", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 9 декабря 2021 года N 793;

2) государственная программа Калининградской области "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 21 декабря 2021 года N 841;

3) государственная программа Калининградской области "Социальная поддержка населения", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 29 декабря 2021 года N 899;

4) государственная программа Калининградской области "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2022 года N 689";


2) в разделе I указанной региональной программы:


- пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Региональная программа подготовлена для достижения целевого показателя "Снижение уровня бедности ниже 7 процентов к 2030 году и ниже 5 процентов к 2036 году, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12 процентов к 2030 году и до 8 процентов к 2036 году" национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи" и целевого показателя "Обеспечение устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции" национальной цели "Устойчивая и динамичная экономика" во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".";


- в пункте 2:


слова "Министерство социальной политики Калининградской области" заменить словами "комиссия по реализации региональной программы, образованная распоряжением Правительства Калининградской области от 25 июля 2019 года N 158-рп "О комиссии по реализации региональной программы Калининградской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума";


дополнить абзацем следующего содержания:


"Общее методическое руководство работой по реализации региональной программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.";


3) раздел II указанной региональной программы изложить в следующей редакции:


"Раздел II. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

Глава 1. ИНФОРМАЦИЯ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


3. Развитие экономики Калининградской области в 2020-2022 годах характеризовалось разнонаправленной динамикой показателей социально-экономического развития.


Для Калининградской области, как и других субъектов Российской Федерации, существенно поменялись внешние и внутренние условия развития экономики и социальной сферы. Глобальной проблемой, оказавшей негативное влияние на социально-экономическое развитие в 2020 и 2021 годах, стала пандемия коронавируса (COVID-19).


Предпринимаемые меры поддержки бизнеса в 2020 и 2021 годах позволили в значительной степени поддержать предпринимательскую активность и сохранить сложившуюся налоговую базу. Темпы роста валового регионального продукта (далее - ВРП) в эти годы составили +0,2% и +9% соответственно.


4. С конца февраля 2022 года ухудшились внешние условия функционирования российской экономики из-за введенных иностранными государствами санкционных ограничений, оказавших крайне негативное влияние на развитие ключевых секторов экономики: промышленности, торговли и транспорта. Соответственно, объем ВРП в сопоставимых ценах снизился на 4,5%.


5. Динамика ВРП и производительности труда представлена в таблице 1.



Таблица 1

N п/п

Показатель

2020 год

2021 год

2022 год

1

ВРП, млрд рублей

549,3

683,8

738,0

2

в том числе на душу населения, тыс. рублей

539,4

666,3

715,4

3

Индекс физического объема ВРП в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

100,2

109,0

95,5

4

Индекс производительности труда, %

100,6

106,0

91,5


6. Общие негативные факторы, повлиявшие на ухудшение финансово-экономического состояния предприятий Калининградской области:


1) перебои с поставками оборудования, сырья и комплектующих (либо полное прекращение, либо сокращение объемов, а также несвоевременные поставки);


2) невозможность работы на европейском рынке и рынках других стран, разрыв налаженных партнерских связей;


3) банковско-финансовые ограничения, проблемы с оборотными средствами.


7. Ограничения и риски, критически значимые для Калининградской области:


1) транспортно-логистические ограничения:


- введение санкций на контейнерные перевозки;


- ограничения автоперевозок;


- ограничения железнодорожных перевозок;


- ограничения морской инфраструктуры, в том числе недостаточность судов (железнодорожных паромов, судов для накатной техники, навала/налива) и портовой инфраструктуры;


- административные барьеры (увеличение сроков прохождения таможенных процедур, отсутствие возможности оформления виз для водителей, получения чипов на транспортные средства);


2) ограниченность собственных ресурсов и высокая зависимость экономики Калининградской области от импорта (ввоза товаров); развитие ключевых отраслей, таких как автомобилестроение, производство радиоэлектроники, мебели и других, напрямую зависело от развития внешней торговли со странами Европейского союза; по итогам 2021 года доля импортной составляющей в общей себестоимости производимых товаров, работ и услуг в Калининградской области составляла порядка 60%; в 2022 году стоимостной объем импорта сократился более чем в 2 раза, что также повлияло на сокращение доли импортной составляющей в общей себестоимости производимых товаров до 30%.


8. Развитие ключевых отраслей экономики Калининградской области, таких как автомобилестроение, производство радиоэлектроники, мебели и т.п., зависело от развития внешней торговли со странами Европейского союза.


Самым серьезным вызовом стал запрет на транзит практически 80% грузов с территории Российской Федерации в Калининградскую область и обратно. Вынужденный переход с сухопутного транспорта на морское сообщение, существенное увеличение стоимости доставки грузов повлекли снижение эффективности производства продукции на территории Калининградской области с учетом необходимости ее дальнейшего вывоза на территорию Российской Федерации.


9. Динамика развития промышленного комплекса Калининградской области в 2020-2022 годах представлена в таблицах 2, 3.


Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (млн рублей)



Таблица 2

N п/п

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

1

2

3

4

5

1

Добыча полезных ископаемых

15248

21056

20140

2

Обрабатывающие производства, в том числе:

603078

730863

531975

3

производство пищевых продуктов

193974

256010

268634

4

производство напитков

5385

5892

5362

5

производство текстильных изделий

2677

2857

1916

6

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

2925

2732

1414

7

производство бумаги и бумажных изделий

7136

8730

7379

8

производство химических веществ и химических продуктов

16801

20955

25794

9

производство резиновых и пластмассовых изделий

7479

7111

8625

10

производство прочей неметаллической минеральной продукции

9756

9888

13370

11

производство металлургическое

7447

6119

5601

12

производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

16614

13425

16746

13

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

22988

21960

17986

14

производство электрического оборудования

1534

1843

2313

15

производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

3328

3117

2528

16

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

254785

320163

103645

17

производство мебели

11601

11913

8899

18

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

49489

62810

63091

19

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

8383

9380

7321


Индексы производства (% к предыдущему году)



Таблица 3

N п/п

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

1

Промышленное производство

93,6

104,3

77,3

2

Обрабатывающие производства, в том числе:

93,5

103,1

79,5

3

производство пищевых продуктов

102,3

102,9

105,4

4

производство напитков

90,8

108,8

84,5

5

производство текстильных изделий

100,7

101,3

68,7

6

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

60,6

89,4

55,6

7

производство бумаги и бумажных изделий

80,6

98,6

64,8

8

производство химических веществ и химических продуктов

106,5

105,5

93,7

9

производство резиновых и пластмассовых изделий

97,5

99,4

94,1

10

производство прочей неметаллической минеральной продукции

94,0

108,4

177,7

11

производство металлургическое

187,6

113,6

17,3

12

производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

89,1

94,8

80,8

13

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

108,2

72,3

74,9

14

производство электрического оборудования

99,3

29,0

61,1

15

производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

84,1

в 2,3 р.

69,8

16

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

76,0

114,9

31,4

17

производство мебели

76,9

98,8

55,1

18

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

95,1

114,5

86,5

19

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

97,5

107,8

75,6


10. Обрабатывающие производства составляют более 85,5% в структуре отгрузки промышленных товаров. В 2022 году индекс обрабатывающих производств снизился на 20,5%.


Стабильный рост производства в течение 2020-2022 годов показало производство пищевых продуктов. Динамика развития оставшихся отраслей являлась разнонаправленной.


Наибольшее снижение объемов производства отмечалось в металлургии - на 82,7%, в автомобилестроении - на 68,6%, в производстве мебели - на 44,9%, в радиоэлектронике - на 38,9%, в обработке древесины - на 44,4%.


Негативное влияние на развитие промышленности оказали вышеперечисленные факторы, главным образом, разрыв контрактов с европейскими партнерами и партнерами из недружественных стран, а также ограничения транзита грузов сухопутным транспортом, следующих из Калининградской области (в Калининградскую область) в другие субъекты Российской Федерации (из других субъектов Российской Федерации) через территорию Литовской Республики.


В этих условиях единственным надежным транспортным коридором между Калининградской областью и другими субъектами Российской Федерации оставался морской путь. Число судов на маршруте "территория Российской Федерации - Калининградская область и обратно" составило более 20 (на начало 2022 года - всего 2 парома), в числе которых - 4 парома и 2 универсальных судна, способных перевозить накатную технику.


Увеличение количества судов на морских линиях и субсидирование грузоперевозок морским транспортом позволили снизить последствия введенных санкций, но не компенсировали в полной мере объемы грузовых перевозок наземного транспорта, необходимых к замещению морским в связи с введенными санкциями. Паромное сообщение перегружено, доставка сырья, материалов для обрабатывающих предприятий стала нестабильной, что ведет к перебоям на производствах, удорожанию логистики, а в отдельных случаях - к сокращению объемов производства.


11. В 2020-2022 годах отмечалось стабильное развитие агропромышленного комплекса. Динамика показателей развития сельского хозяйства представлена в таблице 4.


Основные показатели сельского хозяйства



Таблица 4

N п/п

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

1

Продукция сельского хозяйства, млн рублей

46134,8

56410,8

58535,8

2

растениеводство

23966,0

30788,9

33074,1

3

животноводство

22168,8

25621,9

25461,6

4

Индексы производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

109,2

99,7

101,9

5

растениеводство

102,5

100,0

100,8

6

животноводство

116,4

99,4

103,2


12. Нестабильная ситуация отмечалась и в сфере торговли. Введение карантинных мер в 2020 году и удорожание транспортировки товаров и, как следствие, рост цен в 2022 году привели к снижению оборота непродовольственных товаров. Динамика оборота розничной торговли представлена в таблице 5.


Оборот розничной торговли



Таблица 5

N п/п

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

1

Оборот розничной торговли, млн рублей

186140

224006

250193

2

пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия

92662

103973

122182

3

непродовольственные товары

93478

120033

128011

4

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей

182,8

218,3

242,5

5

Индексы физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

98,9

112,0

96,7

6

пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия

100,9

103,3

101,6

7

непродовольственные товары

96,9

120,5

92,4


13. Суммарный объем инвестиций в основной капитал за период 2020-2022 годов составил 335,4 млрд рублей. Наибольший рост инвестиций отмечен в 2022 году: использовано 122,4 млрд рублей инвестиций в основной капитал, или 104,7% (в сопоставимых ценах) по отношению к уровню 2021 года. Рост инвестиций отмечался в добыче полезных ископаемых, в сфере транспорта, обрабатывающих производствах, отраслях социальной сферы.


Показатели инвестиционной деятельности представлены в таблице 5.1.


Инвестиции в основной капитал



Таблица 5.1

N п/п

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

1

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн рублей

110636,5

102299,6

122427,5

2

в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

104,1

86,3

104,7

3

на душу населения, тыс. рублей

108,6

99,7

118,7


Стоимость основных фондов на конец 2021 года по полной учетной стоимости составила 2310,5 млрд рублей, что на 2,8% выше уровня 2020 года (2247,2 млрд рублей). Стоимость основных фондов крупных и средних коммерческих организаций в 2021 году составила 692,3 млрд рублей, что на 7,7% выше уровня 2020 года (642,9 млрд рублей).


14. Предпринимаемые меры поддержки бизнеса позволили в значительной степени поддержать предпринимательскую активность и сохранить сложившуюся налоговую базу. Информация о поступлениях в областной бюджет представлена в таблице 5.2.


Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в областной бюджет



Таблица 5.2

N п/п

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

1

2

3

4

5

1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в областной бюджет, млрд рублей

52,5

60,9

72,8

2

в том числе на душу населения, тыс. рублей

51,7

59,5

70,6


15. Численность населения Калининградской области по состоянию на начало 2023 года составила 1032,3 тыс. человек. С начала 2020 года численность населения Калининградской области выросла на 17 тыс. человек. Миграционный прирост компенсировал потери населения от естественной убыли. Ухудшение динамики показателей естественного прироста населения и ожидаемой продолжительности жизни в 2020 и 2021 годах обусловлено последствиями распространения пандемии коронавируса (COVID-19).


Динамика демографических показателей представлена в таблицах 5.3, 5.4.


Динамика демографических показателей



Таблица 5.3

N п/п

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

1

Численность населения (среднегодовая), тыс. человек

1018,5

1026,3

1031,7

2

Естественный прирост (убыль) населения, человек

-4158

-7026

-4877

3

Миграционный прирост (убыль) населения, человек

10681

16080

6241

4

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

72,93

70,99

73,07


Распределение численности населения по возрастным группам на начало года



Таблица 5.4

N п/п

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

1

Все население, тыс. человек

1015,3

1021,6

1031,0

1032,3

2

моложе трудоспособного, тыс. человек

181,4

182,4

184,0

183,1

3

Трудоспособное <1>, тыс. человек

584,5

585,3

603,2

600,2

4

старше трудоспособного, тыс. человек

249,4

254,0

243,8

249,0

5

Доля населения трудоспособного возраста, %

57,6

57,3

58,5

58,1

6

Коэффициент демографической нагрузки на 1000 человек населения трудоспособного возраста, лиц нетрудоспособных возрастов, тыс. человек

737,0

745,6

709,2

719,9



<1> Население трудоспособного возраста: на 1 января 2020 и 2021 годов - мужчины 16-60 лет, женщины 16-55 лет, на 1 января 2022 и 2023 годов - мужчины 16-61 года, женщины 16-56 лет.


16. В течение 2020-2022 годов отмечался рост численности населения, занятого в экономике, который представлен в таблицах 5.5, 5.6.


Численность и состав рабочей силы



Таблица 5.5

N п/п

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

1

Рабочая сила, всего, тыс. человек

531,0

540,9

543,7

2

занятые

499,7

513,8

526,7

3

безработные

31,3

27,1

17,0

4

Уровень занятости, в % к численности населения

64,8

66,2

67,7


Численность населения, занятого в экономике



Таблица 5.6

N п/п

Наименование показателя

2020 год

(тыс. чел.)

2021 год

(тыс. чел.)

2022 год

(тыс. чел.)

1

Всего

472,8

489,7

506,7

2

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

21,5

21,6

22,6

3

добыча полезных ископаемых

3,0

3,2

3,4

4

обрабатывающие производства

67,9

71,4

74,5

5

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

9,0

8,9

9,1

6

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

4,9

5,2

5,3

7

строительство

47,2

49,8

51,3

8

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

93,0

92,9

96,9

9

транспортировка и хранение

45,0

47,6

49,6

10

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

14,1

15,3

16,5

11

деятельность в области информации и связи

9,1

9,7

10,5

12

деятельность финансовая и страховая

6,3

6,7

6,9

13

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

13,5

14,8

15,1

14

деятельность профессиональная, научная и техническая

15,6

16,7

17,4

15

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

14,5

15,4

15,9

16

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

33,3

33,7

28,3

17

образование

28,5

29,0

29,5

18

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

30,7

30,9

31,4

19

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

6,8

7,4

8,0

20

прочие виды экономической деятельности

8,8

9,5

11,3


17. Динамика номинальной начисленной заработной платы работников организаций представлена в таблице 5.7.


Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности



Таблица 5.7

N п/п

Наименование показателя

2020 год (руб.)

2021 год (руб.)

2022 год (руб.)

1

Всего

36647

41563

47349

2

сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

43640

48604

55936

3

добыча полезных ископаемых

58695

65631

81419

4

обрабатывающие производства

37446

42326

47187

5

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

42236

46279

53617

6

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

30702

33849

39622

7

строительство

35473

37710

43237

8

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

24647

31621

35547

9

транспортировка и хранение

37570

40429

46894

10

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

20149

27445

30250

11

деятельность в области информации и связи

59684

66346

84958

12

деятельность финансовая и страховая

62231

67785

83260

13

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

24141

28783

32131

14

деятельность профессиональная, научная и техническая

45595

53224

59777

15

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

22614

27347

33195

16

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

41878

45258

49900

17

образование

33809

38574

44015

18

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

40400

42836

47617

19

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

37804

41377

47381

20

предоставление прочих видов услуг

23719

30498

33646


18. Общее ухудшение экономической ситуации на фоне пандемии в 2020 году и санкционных ограничений в 2022 году стали причинами неравномерной динамики реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы в 2020 и 2022 годах.


Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения - в таблице 5.8.


Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения



Таблица 5.8

N п/п

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

1

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), рублей

29621

31934

38327

2

Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году

98,5

101,0

105,8

3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, рублей

36647

41563

47349

4

Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году

99,2

105,6

99,7

5

Средний размер назначенных пенсий, рублей

14974

16088

18487

6

Реальный размер назначенных месячных пенсий, в % к предыдущему году

100,3

98,2

101,7

7

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц), рублей

11832

12067

14337

8

Соотношение с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов, %

250

265

267

9

Соотношение с величиной прожиточного минимума среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, %

289

316

330

10

Численность населения с денежными доходами ниже границ бедности, всего, тыс. человек

136,5

136,9

111,7

11

в % от общей численности населения

13,5

13,4

10,8

12

в % к предыдущему году

100,1

100,1

81,6


Наибольший удельный все в структуре доходов населения заняла оплата труда - порядка 55%, на втором - социальные выплаты - порядка 24%, на третьем - доходы от предпринимательской деятельности, доля которых выросла с 9,3% в 2020 году до 12,9% в 2022 году.


19. Структура денежных доходов населения представлена в таблице 5.9.


Доходы населения



Таблица 5.9

N п/п

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

1

2

3

4

5

1

Денежные доходы, всего, млн рублей

360982,9

393290,3

474485,5

2

оплата труда наемных работников

203193,2

216452,8

258623,4

3

доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности

33743,4

44058,7

61074,1

4

социальные выплаты

89187,0

94186,2

106381,7

5

доходы от собственности

26483,7

29657,1

46343,8

6

прочие денежные поступления

8375,6

8935,5

2062,5

7

Денежные доходы, всего, в % к итогу

100

100

100

8

оплата труда наемных работников

56,3

55,0

54,5

9

доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности

9,3

11,2

12,9

10

социальные выплаты

24,7

24,0

22,4

11

доходы от собственности

7,4

7,5

9,8

12

прочие денежные поступления

2,3

2,3

0,4


Глава 2. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


20. Калининградская область участвует в мероприятиях по повышению производительности труда с 2019 года, в том числе в двух федеральных национальных проектах "Производительность труда" (далее - национальный проект): "Системные меры по повышению производительности труда" и "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях". Уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области является Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области.


21. В сентябре 2019 года на базе фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области" был создан региональный центр компетенций в сфере производительности труда (далее - региональный центр компетенций).


На 31 декабря 2023 года под управлением регионального центра компетенций в национальном проекте участвовало 45 предприятий. 68 предприятий Калининградской области уже заключили соглашения с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области.


С 22 октября 2020 года в Калининградской области функционирует учебная площадка "Фабрика процессов", а с 2021 года - "Фабрика офисных процессов". За период работы "фабрик" обучен 591 человек.


Инструментам применения бережливых технологий обучены 948 сотрудников предприятий - участников национального проекта и 47 представителей региональных команд.


На предприятиях - участниках национального проекта реализуется 34 проекта по повышению производительности труда с участием специалистов регионального центра компетенций.


22. Ключевую роль в реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) играют фонд "Гарантийный фонд Калининградской области", фонд "Фонд микрофинансирования Калининградской области (микрокредитная компания)", фонд "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области", в структуре которого функционируют Центр кластерного развития, Инновационный инжиниринговый центр, Региональный центр компетенций и др. Все они объединены под единым зонтичным брендом "Мой бизнес", представляющим собой доступную и удобную инфраструктуру поддержки МСП. В контуре регионального центра "Мой бизнес" находятся десятки тысяч предпринимателей Калининградской области, получающих различные услуги, - от бесплатных консультаций до финансирования инвестиционных проектов и получения гарантий на привлечение кредитных средств.


23. С 2019 года на территории Калининградской области реализуется национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Указанный национальный проект включает в себя поддержку граждан, желающих вести бизнес, действующих, начинающих субъектов МСП, а также самозанятых в виде следующих мероприятий:


1) предоставление финансовой поддержки в виде грантов, льготных микрозаймов и поручительств;


2) предоставление комплексных услуг (обучение ведению бизнеса, консультация, продвижение и т.д.).


24. За период 2020-2022 годов в Калининградской области:


1) самозанятым гражданам выдано 142 микрозайма на сумму более 16 млн рублей;


2) более 8200 граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей получили комплекс услуг, направленных на вовлечение их в предпринимательскую деятельность, а также информационно-консультационных и образовательных услуг в офлайн- и онлайн-форматах;


3) начинающим предпринимателям выдано 97 льготных микрозаймов на сумму 56,8 млн рублей;


4) начинающим предпринимателям выдано 4 поручительства, что позволило привлечь денежные средства на сумму 1,2 млрд рублей;


5) социальным и молодым предпринимателям на реализацию их проектов выдано 64 субсидии в форме гранта на общую сумму более 29,5 млн рублей.


25. На начало 2023 года количество субъектов МСП по сравнению с итогом 2020 года увеличилось на 1158 единиц (увеличение на 2,1%).


26. Показатель численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса в 2022 году составил 230704 человека. Рост численности занятых к итогу 2020 года составил 32153 человека, или 16,2%.


27. В 2023 году фондом "Гарантийный фонд Калининградской области" предоставлено 143 поручительства на сумму 1096,7 млн рублей, что дало субъектам МСП возможность привлечь около 2,5 млрд рублей на реализацию инвестиционных проектов. В 2023 году выдано 306 микрозаймов на сумму более 498 млн рублей.


28. За 2023 год проведено свыше 14 тыс. консультаций для субъектов МСП и физических лиц, планирующих начать свое собственное дело. Организовано и проведено 364 мероприятия (семинары, круглые столы, образовательные программы и т.д.), которые посетило более 8 тыс. участников.


29. По итогам реализации регионального проекта "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" в 2023 году:


1) количество уникальных граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги, составило 5,1 тыс. единиц;


2) 213 представителей молодежного и социального предпринимательства получили комплекс услуг, в том числе гранты.


30. В рамках регионального проекта "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" количество самозанятых граждан, получивших комплекс информационно-консультационных и образовательных услуг организациями инфраструктуры поддержки МСП и федеральными институтами развития (центрами компетенции) в офлайн- и онлайн-форматах, составило 981 человек, а сумма предоставленных льготных займов для самозанятых - более 5,79 млн рублей.


31. В рамках регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства":


1) 774 субъекта МСП получили комплексные услуги;


2) 40 субъектов МСП заключили экспортные контракты на общую сумму свыше 14,9 млн долларов США;


3) общее количество действующих микрозаймов, предоставленных субъектам МСП, составило 379 единиц;


4) предоставлено 138 поручительств на сумму более 1080 млн рублей, что позволило субъектам МСП привлечь финансирование в объеме 2,45 млрд рублей;


5) объем внебюджетных инвестиций субъектов МСП, получивших доступ к инфраструктуре промышленного парка "Храброво", составил 563 млн рублей.


32. В том числе, начиная с 1 июля 2020 года, в результате вступления в силу Закона Калининградской области от 27 апреля 2020 года N 407 "О введении на территории Калининградской области в действие специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" на территории Калининградской области введен новый специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход.


По данным Федеральной налоговой службы, на конец 2020 года в Калининградской области было зарегистрировано 8099 физических лиц, применяющих указанный специальный налоговый режим (далее - самозанятые). За истекший период численность самозанятых показала значительный рост. На 31 декабря 2022 года их количество достигло 43756 человек, рост составил 440,26% к итогу 2020 года, а на 31 декабря 2023 года - 67759 человек.


33. В 2022 году из федерального бюджета областному бюджету предоставлена субсидия на докапитализацию фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области" в размере 5,5 млрд рублей.


С учетом регионального софинансирования в 2023 году планировалось поддержать не менее 58 новых инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП, на сумму 5,8 млрд рублей. Займы до 300 млн рублей под 2% годовых субъектам МСП можно использовать как на реализацию новых проектов, так и на модернизацию и развитие действующих предприятий.


По результатам двух отборов в 2023 году были профинансированы 82 проекта, в результате реализации которых будет создано более 2000 рабочих мест. Планируемая сумма софинансирования со стороны бизнеса составит 5,5 млрд рублей. Важно, что 47 проектов из 82 будут реализованы в сфере промышленности и агропромышленного комплекса, 21 проект - в сфере туризма.


34. Фонд "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области" также выполняет функции регионального фонда развития промышленности. Региональным фондом развития промышленности предлагаются программы льготного финансирования региональных промышленных предприятий. Сумма займа составляет 50 млн рублей, срок займа - до 5 лет, процентные ставки - от 1 до 5%.


35. В рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 311, осуществляется финансирование мероприятия, направленного на государственную поддержку юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.


Результаты реализации данного мероприятия представлены в таблице 5.10.


Государственная поддержка юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области



Таблица 5.10

N п/п

Наименование показателя

2020 год

2021 год

2022 год

1

2

3

4

5

1

Количество соглашений о взаимных обязательствах по сохранению условий и параметров осуществления деятельности, единиц

147

149

109

2

Количество инвестиционных соглашений, единиц

25

33

34

3

Количество соглашений о предоставлении субсидии, единиц

152

136

124

4

Количество предприятий, получивших поддержку, единиц

137

123

111

5

на сумму, млрд рублей

51,2

40,3

13,3

6

Численность занятых на предприятиях, получивших государственную поддержку, тыс. человек

19451

18993

17593


36. По состоянию на 1 января 2023 года между Правительством Калининградской области, юридическими лицами и резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области заключено:


1) 98 соглашений о взаимных обязательствах по сохранению условий и параметров осуществления деятельности;


2) 32 инвестиционных соглашения;


3) 123 соглашения о предоставлении субсидии на поддержку юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.


37. В рамках государственных программ Калининградской области, перечень которых утвержден постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2013 года N 119 "Об утверждении перечня государственных программ Калининградской области", по направлению "Инновационное развитие и модернизация экономики" реализуются мероприятия, направленные на поддержку и развитие отраслей реального сектора, в том числе на поддержку крупных инвестиционных проектов, реализуемых в Калининградской области.


Общество с ограниченной ответственностью "ЭнКОР Групп" (резидент государственного индустриального парка "Черняховск") в 2023 году получило субсидию на возмещение затрат в размере 1,2 млрд рублей на реализацию проекта "Промышленный комплекс по производству кремниевых пластин мощностью 1,3 ГВт в год и фотоэлектрических преобразователей мощностью 1 ГВт в год". Общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта, составит 24,5 млрд рублей, планируемое количество созданных рабочих мест - 675, с учетом дальнейшего развития производства составит более 1 тыс. рабочих мест.


Общество с ограниченной ответственностью "РЭНЕРА-Энертек", входящее в состав государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", получило субсидию на возмещение затрат на реализацию инвестиционного проекта в сфере электротехнической промышленности "Строительство завода производства ячеек, модулей, паков и стационарных систем на основе литийионных ячеек 4 ГВт.ч в Калининградской области" в размере 1,05 млрд рублей. В 2024 году компания сможет обратиться за возмещением понесенных затрат в размере до 3,00 млрд рублей, в 2025 году - 0,95 млрд рублей. Предполагаемый размер инвестиций в создание завода составит свыше 40 млрд рублей, в том числе на проектные, строительные, монтажные и пусконаладочные работы. Планируется создание 1,2 тыс. новых рабочих мест.


Глава 3. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИМЕЮЩИХСЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ


37.1. В целях снижения уровня бедности низкодоходных групп граждан в Калининградской области предусмотрены следующие меры социальной поддержки, указанные в пунктах 37.2-37.15 региональной программы.


37.2. Установление региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам в случае недостижения общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера и величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Калининградской области.


Назначается в беззаявительном порядке на основании данных, представленных Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области.


Объем финансирования в 2020 году составил 1209,9 млн рублей (в том числе 278,3 млн рублей - средства областного бюджета), в 2021 году - 1286,5 млн рублей (в том числе 295,9 млн рублей - средства областного бюджета), в 2022 году - 1287,6 млн рублей (в том числе 277,4 млн рублей - средства областного бюджета).


Количество получателей в 2020 году составило 41091 человек, в 2021 году - 39753 человека, в 2022 году - 45757 человек.


37.3. Обеспечение жилыми помещениями в виде единовременной денежной выплаты гражданам, имеющим 3 и более детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет, состоящим на учете в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно в органах местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, с их согласия взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.


Объем финансирования в 2020 году составил 137,4 млн рублей, в 2021 году - 114,4 млн рублей, в 2022 году - 72,4 млн рублей.


Количество получателей в 2020 году составило 470 человек, в 2021 году - 382 человека, в 2022 году - 242 человека.


37.4. Предоставление единоразовой выплаты при рождении первого ребенка.


Размер единоразовой выплаты при рождении первого ребенка составлял до 1 января 2022 года 300 тыс. рублей, с 1 января 2022 года - 345 тыс. рублей.


Предоставляется женщинам, родившим в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2025 года первого ребенка во время обучения либо в течение 3 лет после окончания обучения по очной или очно-заочной форме в государственных профессиональных образовательных организациях по программам среднего профессионального образования, государственных образовательных организациях высшего образования, в частных образовательных организациях, имеющих действительное свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, или их филиалах.


Объем финансирования в 2020 году составил 57,4 млн рублей, в 2021 году - 139,2 млн рублей, в 2022 году - 159,4 млн рублей.


Количество получателей в 2020 году составило 427 человек, в 2021 году - 560 человек, в 2022 году - 599 человек.


37.5. Предоставление государственной социальной помощи семьям, одиноко проживающим гражданам со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума в размере 5 тыс. рублей.


Объем финансирования в 2020 году составил 3,8 млн рублей, в 2021 году - 2,5 млн рублей, в 2022 году - 2,8 млн рублей.


Количество получателей в 2020 году составило 2146 человек, в 2021 году - 1453 человека, в 2022 году - 1212 человек.


37.6. Предоставление областного материнского (семейного) капитала в следующих размерах: при рождении третьего и четвертого ребенка - 100 тыс. рублей, пятого и последующих детей - 200 тыс. рублей, при одновременном рождении трех и более детей - 1 млн рублей.


Указанные средства семья может использовать в течение 3 лет, но не ранее исполнения 1 года ребенку, в связи с рождением которого возникло право на семейный капитал, по следующим направлениям: улучшение жилищных условий, осуществление ремонта жилого помещения, лечение, обследование ребенка или матери, а также приобретение предметов длительного пользования: бытовой техники, автомобиля, мебели. Также часть областного материнского (семейного) капитала может быть получена в виде единовременной денежной выплаты в размере, не превышающем 15 тыс. рублей.


Объем финансирования в 2020 году составил 188,2 млн рублей, в 2021 году - 154,8 млн рублей, в 2022 году - 130,4 млн рублей.


Количество получателей в 2020 году составило 861 человек, в 2021 году - 1045 человек, в 2022 году - 1006 человек.


37.7. Предоставление дополнительного областного материнского (семейного) капитала в размере 50 тыс. рублей. Указанные денежные средства можно получать в виде:


1) ежемесячной выплаты в размере 1/18 от размера дополнительного областного материнского (семейного) капитала - в случае обращения за дополнительным областным материнским (семейным) капиталом до исполнения ребенку полутора лет (ежемесячно по 2778 рублей);


2) разовой выплаты денежных средств в размере 50 тыс. рублей - при обращении за дополнительным областным материнским (семейным) капиталом после достижения ребенком возраста полутора лет.


37.8. Объем финансирования меры социальной поддержки, указанной в пункте 37.7 региональной программы, составил в 2020 году 67,2 млн рублей, в 2021 году - 45 млн рублей, в 2022 году - 46,7 млн рублей.


Количество получателей в 2020 году составило 1715 человек, в 2021 году - 1149 человек, в 2022 году - 1044 человека.


37.9. Предоставление ежемесячного пособия студенческим семьям, имеющим детей.


Размер ежемесячного пособия студенческим семьям, имеющим детей, определяется исходя из величины прожиточного минимума для детей, установленной в Калининградской области на очередной финансовый год.


Ежемесячное пособие на ребенка студенческим семьям, имеющим детей, предоставляется на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.


Объем финансирования в 2020 году составил 1,9 млн рублей, в 2021 году - 1,4 млн рублей, в 2022 году - 0,9 млн рублей.


Количество получателей в 2020 году составило 24 человека, в 2021 году - 10 человек, в 2022 году - 8 человек.


37.10. Предоставление пособия на ребенка в следующих размерах: на первого и второго ребенка - по 250 рублей, на третьего и четвертого ребенка - по 500 рублей, на пятого и шестого ребенка - по 1 тыс. рублей, на седьмого ребенка - 1500 рублей, на восьмого ребенка - 2 тыс. рублей, на девятого и последующих детей - по 2,5 тыс. рублей.


Объем финансирования в 2020 году составил 246,3 млн рублей, в 2021 году - 140,9 млн рублей, в 2022 году - 87,8 млн рублей.


Количество получателей в 2020 году составило 21452 человека, в 2021 году - 15199 человек, в 2022 году - 14649 человек.


37.11. Предоставление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям семей.


Размер ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям семей с 1 января 2020 года до 1 июля 2020 года составлял 1804 рубля, с 1 июля 2020 года до 1 февраля 2021 года - 1858 рублей, с 1 февраля 2021 года до 1 июня 2022 года - 1914 рублей, с 1 июня 2022 года до 31 декабря 2022 года - 1971 рубль.


Объем финансирования составил в 2020 году 170,9 млн рублей, в 2021 году - 105,7 млн рублей, в 2022 году - 78,4 млн рублей.


Количество получателей в 2020 году составило 6904 человека, в 2021 году - 3041 человек, в 2022 году - 3128 человек.


37.12. Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.


Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется отдельным категориям граждан. При определении размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае превышения фактической площади занимаемого жилого помещения по отношению к региональному стандарту нормативной площади жилого помещения, установленной Законом Калининградской области от 12 июля 2006 года N 44 "О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг определяется с учетом расчета платы за жилое помещение и отопление исходя из фактически занимаемой общей площади жилого помещения.


Объем финансирования в 2020 году составил 443,1 млн рублей, в 2021 году - 430,2 млн рублей, в 2022 году - 346,3 млн рублей.


Количество получателей в 2020 году составило 24198 человек, в 2021 году - 24198 человек, в 2022 году - 19872 человека.


37.13. Предоставление отдельных мер социальной поддержки (областного материнского (семейного) капитала, дополнительного областного материнского (семейного) капитала, ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям семей - до 1 июля 2024 года, ежемесячного пособия на ребенка студенческим семьям, имеющим детей) носит дифференцированный характер исходя из уровня социальной защищенности граждан, с учетом установленных критериев нуждаемости.


Количество получателей указанных мер социальной поддержки в 2020 году составило 126021 человек, в 2021 году - 111713 человек, в 2022 году - 118407 человек.


37.14. В целях оказания помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Правительством Калининградской области принято постановление Правительства Калининградской области от 17 февраля 2021 года N 66 "Об организации оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Калининградской области", устанавливающее порядок и условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставляемого на условиях софинансирования из федерального бюджета (далее - государственная социальная помощь).


Право на получение государственной социальной помощи имеют малоимущие семьи либо малоимущие одиноко проживающие граждане, проживающие на территории Калининградской области, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Калининградской области.


37.15. В рамках государственной социальной помощи осуществляются денежные выплаты:


1) на осуществление мероприятия по поиску работы - в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - величина прожиточного минимума для трудоспособного населения);


2) на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности - в размере не более 350 тыс. рублей единовременно или по частям по решению межведомственной комиссии, рассматривающей вопросы оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;


3) на реализацию мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства - в размере не более 200 тыс. рублей единовременно или по частям по решению межведомственной комиссии, рассматривающей вопросы оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;


4) на осуществление мероприятия, направленного на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, - в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения;


5) при содействии гражданину в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования - в размере до 30 тыс. рублей;


6) в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования - в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для трудоспособного населения;


7) работодателю на возмещение расходов на проведение стажировки получателя государственной социальной помощи при реализации мероприятия по поиску работы - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом размера страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды.


37.16. В 2021 году было заключено 2550 социальных контрактов с общим охватом граждан - 8531 человек (с учетом членов семей), что составляет 6,15% от установленного планового показателя Калининградской области "Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан" (138700 человек), при установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации целевом показателе 4,9%, из них по мероприятиям: поиск работы - 879 человек (34,5%), осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - 536 человек (21,0%), ведение личного подсобного хозяйства - 383 человека (15,0%), иные мероприятия, направленные на преодоление гражданами трудной жизненной ситуации, - 752 человека (29,5%).


По итогам проведенных мероприятий по поиску роботы было трудоустроено 823 человека.


37.17. Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью, проживающих в городской местности, составила 5970 человек, в сельской местности проживает 2561 человек, из них:


1) граждане, заключившие социальный контракт, проживающие в составе семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет, - 1961 человек;


2) граждане, проживающие в составе многодетных семей, - 838 человек.


37.18. По состоянию на 31 декабря 2021 года произведена оценка эффективности в отношении 1068 граждан, охваченных государственной социальной помощью. У 898 человек среднедушевой доход превысил величину прожиточного минимума (19,6% при плановом показателе 15,2%).


У 523 человек увеличился среднедушевой доход (62,9% при плановом показателе 43,5%).


Размер среднедушевого дохода семьи по социальным контрактам, завершенным в 2021 году, составил 8555 рублей, среднедушевой доход гражданина после завершения социального контракта составил 9901 рубль.


Объем исполнения на оказание государственной социальной помощи в 2021 году составил 252,6 млн рублей (95,07%), из них из федерального бюджета - 194,5 млн рублей, из областного бюджета - 58,1 млн рублей.


37.19. В 2022 году было заключено 1893 социальных контракта с общим охватом граждан - 7401 человек (с учетом членов семей), что составляет 5,4% от установленного планового показателя "Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан", из них по мероприятиям: поиск работы - 740 человек (39,1%), осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - 519 человек (27,4%), ведение личного подсобного хозяйства - 305 человек (16,1%), иные мероприятия, направленные на преодоление гражданами трудной жизненной ситуации, - 329 человек (17,4%).


37.20. Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью, проживающих в городской местности, составила 4388 человек, в сельской местности проживает 3013 человек, из них:


1) граждане, заключившие социальный контракт, проживающие в составе семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет, - 1349 человек;


2) граждане, проживающие в составе многодетных семей, - 392 человека.


37.21. В 2022 году с целью трудоустройства было заключено 740 социальных контрактов. Численность трудоустроенных граждан по итогам 2022 года составила 699 человек.


По состоянию на 31 декабря 2022 произведена оценка эффективности в отношении 4759 граждан, охваченных государственной социальной помощью.


Размер среднедушевого дохода семьи по социальным контрактам, завершенным в 2022 году, составил 7179 рублей, среднедушевой доход гражданина после завершения социального контракта - 16547 рублей.


Численность охваченных социальным контрактом граждан, среднедушевой доход которых увеличился, - 3470 человек (46,8% при плановом показателе 46,7%).


Численность охваченных социальным контрактом граждан, среднедушевой доход которых превысил величину прожиточного минимума, - 1286 человек (17,4% при плановом показателе 17,4%).


37.22. По состоянию на 31 декабря 2023 года произведена оценка эффективности в отношении 1316 граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта.


Численность охваченных социальным контрактом граждан, среднедушевой доход которых увеличился, составила 1153 человека (87,6% при плановом показателе 49,9%).


Численность охваченных социальным контрактом граждан, среднедушевой доход которых превысил величину прожиточного минимума, - 720 человек (54,7% при плановом показателе 20,6%).


37.23. Общий объем исполнения в 2022 году составил 255,3 млн рублей, в том числе субсидия из федерального бюджета - 214,5 млн рублей.


Дополнительно из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2022 году было выделено 22,8 млн рублей, субсидия из федерального бюджета составила 19,1 млн рублей.";


4) в разделе III указанной региональной программы:


- в пункте 38 слова "абзацем четвертым подпункта "а" и абзацем третьим подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474" заменить словами "подпунктом "к" пункта 2, подпунктом "г" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";


- пункт 39 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:


"4) развитие системы социального контракта.";


- в таблице 6:


строки 2, 4, 6-15 изложить в следующей редакции:


"

2

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

% от общей численности населения

13,5

13,4

10,8

10,2

10,0

9,6

9,1

8,5

8,0

7,4

6,9

";


"

4

Численность получателей социальной доплаты к пенсии неработающим гражданам пенсионного возраста

Чел.

41091

39753

45757

45300

45300

45300

45300

45300

45300

45300

45300

";


"

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

6

Численность семей (одиноко проживающих граждан), получивших государственную социальную помощь

Чел.

2146

1453

1212

2000

2000

2000

2000

2000

2000

2000

2000

7

Численность получателей регионального материнского капитала при рождении первого ребенка

Чел.

427

560

599

600

700

800

800

700

600

464

-

8

Численность граждан, получивших региональный сертификат для предоставления областного материнского (семейного) капитала

Чел.

861

1045

1006

1800

1800

1800

1800

1800

1800

1800

1800

9

Численность получателей дополнительного областного материнского (семейного) капитала

Чел.

1715

1149

1044

1275

1110

-

-

-

-

-

-

10

Численность получателей ежемесячного пособия студенческим семьям, имеющим детей

Чел.

24

10

8

10

10

10

10

10

10

10

10

11

Численность получателей пособия на ребенка

Чел.

21452

15199

14649

15000

7500

-

-

-

-

-

-

12

Численность получателей ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям

Семей

6904

3041

3128

2884

2884

2884

2884

2884

2884

2884

2884

13

Численность получателей меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельных участков в собственность бесплатно

Чел.

470

382

242

320

-

-

-

-

-

-

-

14

Численность получателей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Семей

24198

24198

19872

21300

21087

20876

20876

20876

20876

20876

20876

15

Численность получателей ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно

Семей

19917

24923

21290

15910

-

-

-

-

-

-

-

";


дополнить строками 16.1-16.6 следующего содержания:


"

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

16.1

Компенсация расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования или объекта капитального строительства к сети газораспределения внутри границ земельного участка малоимущим семьям

Чел.

-

-

-

605

605

605

605

605

605

605

605

16.2

Компенсация расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования или объекта капитального строительства к сети газораспределения внутри границ земельного участка малоимущим семьям с детьми

Чел.

-

-

-

240

240

240

240

240

240

240

240

16.3

Численность получателей ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет включительно

Семей

-

-

-

24140

-

-

-

-

-

-

-

16.4

Численность получателей ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка

Семей

-

-

-

24309

24309

24309

24309

24309

24309

24309

24309

16.5

Предоставление единовременного денежного пособия гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей

Чел.

-

-

-

35

35

35

35

35

35

35

35

16.6

Предоставление единовременной выплаты членам садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ и их супругам на проезд автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и междугородном сообщении по внутриобластным (межмуниципальным) маршрутам к садовым и маршрутам к садовым и огородным земельным участкам и обратно

Чел.

-

-

-

280

280

280

280

280

280

280

280

";


строки 26, 27 изложить в следующей редакции:


"

26

Количество получателей грантовой поддержки "Агростартап"

Ед.

7

12

13

16

25

-

-

-

-

-

-

27

Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших грантовую поддержку на развитие материально-технической базы

Ед.

2

3

2

1

1

1

1

1

1

1

1

";


- дополнить строками 30-32 следующего содержания:


"

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

30

Количество получателей грантовой поддержки на развитие семейных ферм

Ед.

-

-

-

5

3

3

3

3

3

3

3

31

Реальная заработная плата работников

%

г/г

99,2

105,6

99,7

107,4

103,1

103,0

103,0

103,0

103,0

103,0

103,0

32

Численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых

Тыс. чел.

198,6

210,8

230,7

218,9

211,6

212,0

214,0

215,0

218,0

220,0

221,6

";


- в таблице 7:


дополнить строками 3.1-3.3, 7.1-7.6 следующего содержания:


"

1

2

3

4

5

6

3.1

Содействие субъектам инвестиционной деятельности в реализации частных инвестиционных проектов, в том числе через механизмы предоставления в аренду без торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Калининградской области в целях размещения объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и в целях реализации масштабных инвестиционных проектов

4 заседания совета по улучшению инвестиционного климата в Калининградской области в год/протокол заседания совета по улучшению инвестиционного климата в Калининградской области/годовые отчеты "О ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Калининградской области "Модернизация экономики"

На постоянной основе

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области

-

3.2

Субсидии субъектам деятельности в сфере промышленности на возмещение затрат на создание инженерной инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов

Увеличение получателями субсидий не менее чем на 5500000000 (пять миллиардов пятьсот миллионов) рублей объема внебюджетных (частных) инвестиций, в том числе источником которых являются заемные денежные средства, в основной капитал в рамках реализации инвестиционных проектов, в том числе в результате ввода получателями субсидий в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с инвестиционными проектами/отчеты получателей субсидий о достижении значений результата предоставления субсидии (показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии)

2023

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области

2023 - 1195000

3.3

Субсидии организациям на возмещение расходов в связи с реализацией инвестиционных проектов в сфере электротехнической промышленности

Увеличение получателями субсидий не менее чем на 30000000000 (тридцать миллиардов) рублей объема внебюджетных (частных) инвестиций, в том числе источником которых являются заемные денежные средства, в основной капитал в рамках реализации инвестиционных проектов, в том числе в результате ввода получателями субсидий в эксплуатацию объектов капитального строительства в соответствии с инвестиционными проектами/отчеты получателей субсидии о достижении значений результата предоставления субсидии (показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии)

2023-2025

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области

2023 - 1047000

2024 - 3000000

2025 - 953000

";


"

1

2

3

4

5

6

7.1

Реализация проектов по повышению производительности труда на предприятиях - участниках национального проекта по направлению "Бережливое производство" с помощью созданной региональной инфраструктуры обеспечения повышения производительности труда

Проекты по повышению производительности труда реализованы на 20 предприятиях/годовые отчеты "О ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Калининградской области "Модернизация экономики", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 9 декабря 2021 года N 793"

2019-2024

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области

2019 - 28875,8

2020 - 37775,1

2021 - 21716,2

2022 - 20029,2

2023 - 20477

2024 - 21370,21

7.2

Начинающим предпринимателям государственными микрофинансовыми организациями предоставляются льготные финансовые ресурсы в виде микрозаймов

На 31 декабря 2023 года количество действующих микрозаймов, предоставленных начинающим предпринимателям, составляет 43 ед.;

на 31 декабря 2024 года количество действующих микрозаймов, предоставленных начинающим предпринимателям, составляет 46 ед./отчетная информация фонда "Центр поддержки предпринимательства"

2023-2024

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области

-

7.3

Гражданам, желающим вести бизнес, начинающим и действующим предпринимателям предоставляется комплекс услуг, направленных на вовлечение в предпринимательскую деятельность, а также информационно-консультационных и образовательных услуг в офлайн- и онлайн-форматах на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса

На 31 декабря 2023 года количество уникальных граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги, составляет 2,335 тыс. чел.; на 31 декабря 2024 года количество уникальных граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги, составляет 2,926 тыс. чел./отчетная информация фонда "Центр поддержки предпринимательства"

2023-2024

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области

2023 - 19009,8

2024 - 17371,6

7.4

Самозанятым гражданам обеспечивается предоставление комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг организациями инфраструктуры поддержки МСП и федеральными институтами развития (центрами компетенций) в офлайн- и онлайн-форматах

На 31 декабря 2023 года количество самозанятых граждан, получивших услуги, в том числе прошедших программы обучения, составляет 246 чел.;

на 31 декабря 2024 года количество самозанятых граждан, получивших услуги, в том числе прошедших программы обучения, составляет 320 чел./отчетная информация фонда "Центр поддержки предпринимательства"

2023-2024

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области

2023 - 9399,3

2024 - 9434,3

7.5

Самозанятым государственными микрофинансовыми организациями обеспечивается предоставление микрозаймов по льготной ставке

На 31 декабря 2023 года объем выданных микрозаймов самозанятым гражданам составляет 3,2 млн руб.;

на 31 декабря 2024 года объем выданных микрозаймов самозанятым гражданам составляет 3,3 млн руб./отчетная информация фонда "Центр поддержки предпринимательства"

2023-2024

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области

-

7.6

Субъектам МСП, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам МСП, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, предоставляется комплекс услуг и (или) финансовая поддержка в виде грантов

На 31 декабря 2022 года количество уникальных социальных предприятий, включенных в реестр социальных предпринимателей, или субъектов МСП, созданных физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, получивших комплекс услуг и (или) финансовую поддержку в виде грантов, составляет 51 ед.;

на 31 декабря 2023 года количество уникальных социальных предприятий, включенных в реестр социальных предпринимателей, или субъектов МСП, созданных физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, получивших комплекс услуг и (или) финансовую поддержку в виде грантов, составляет 111 ед.;

на 31 декабря 2024 года количество уникальных социальных предприятий, включенных в реестр социальных предпринимателей, или субъектов МСП, созданных физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, получивших комплекс услуг и (или) финансовую поддержку в виде грантов, составляет 183 ед./отчетная информация фонда "Центр поддержки предпринимательства"

2023-2024

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области

2023 - 21364,6

2024 - 22990,3

";


строки 10, 11 изложить в следующей редакции:


"

10

Обеспечение грантовой поддержки "Агростартап" в целях стимулирования развития индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и создания новых рабочих мест

Создание благоприятных условий ведения бизнеса, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, повышение уровня доходов, трудоустройство граждан

2020-2024

Министерство сельского хозяйства Калининградской области

2020 - 26349

2021 - 38130

2022 - 42506

2023 - 75153

2024 - 119151

11

Обеспечение грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов в целях развития материально-технической базы

Создание благоприятных условий ведения бизнеса, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, повышение уровня доходов, трудоустройство граждан, вовлечение граждан, ведущих сельскохозяйственную деятельность, в кооперацию

2020-2030

Министерство сельского хозяйства Калининградской области

2020 - 19378

2021 - 58401

2022 - 40173

2023 - 12029

2024 - 50000

2025 - 51220

2026 - 47534

2027 - 47534

2028 - 47534

2029 - 47534

2030 - 47534

";


дополнить строками 11.1, 11.2 следующего содержания:


"

1

2

3

4

5

6

11.1

Обеспечение грантовой поддержки на развитие семейных ферм в целях стимулирования развития индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и создания новых рабочих мест

Создание благоприятных условий ведения бизнеса, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, повышение уровня доходов, трудоустройство граждан

2023-2030

Министерство сельского хозяйства Калининградской области

2023 - 75529

2024 - 50748

2025 - 51986

2026 - 57180

2027 - 57180

2028 - 57180

2029 - 57180

2030 - 57180

11.2

Поддержка юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области

Количество созданных и сохраненных рабочих мест в соответствии с заключенными между юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории Калининградской области, и резидентами Особой экономической зоны соглашениями о взаимных обязательствах по сохранению условий и параметров осуществления деятельности и инвестиционных соглашений на уровне 11,9 тыс. ежегодно/годовые отчеты "О ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Калининградской области "Модернизация экономики", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 9 декабря 2021 года N 793"

2023-2030

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области

2023 - 20320197

2024 - 24008812

2025 - 29751760

";


строку 23 исключить;


дополнить строками 37-42 следующего содержания:


"

1

2

3

4

5

6

37

Задача IV. Развитие системы социального контракта

38

Реализация мероприятий в рамках социального контракта, в том числе

39

По поиску работы

Показатель численности получателей государственной социальной помощи по данному направлению от общей численности получателей государственной социальной помощи:

2023 - 38,9%;

2024 - 27,9%

(федеральный отчет по форме "Сведения о реализации мероприятий по государственной социальной помощи")

Ежегодно

Министерство социальной политики Калининградской области

2023 - 46658

2024 - 39881,8

40

По осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности

Показатель численности получателей государственной социальной помощи по данному направлению от общей численности получателей государственной социальной помощи:

2023 - 29,2%;

2024 - 38,3%

(федеральный отчет по форме "Сведения о реализации мероприятий по государственной социальной помощи")

Ежегодно

Министерство социальной политики Калининградской области

2023 - 205842

2024 - 192350,7

41

По ведению личного подсобного хозяйства

Показатель численности получателей государственной социальной помощи по данному направлению от общей численности получателей государственной

социальной помощи:

2023 - 16,9%;

2024 - 20,1%

(федеральный отчет по форме "Сведения о реализации мероприятий по государственной социальной помощи")

Ежегодно

Министерство социальной политики Калининградской области

2023 - 69200

2024 - 68600

42

Иные мероприятия, направленные на преодоление гражданами трудной жизненной ситуации

Показатель численности получателей государственной социальной помощи по данному направлению от общей численности получателей государственной социальной помощи:

2023 - 15,0%;

2024 - 13,7%

(федеральный отчет по форме "Сведения о реализации мероприятий по государственной социальной помощи")

Ежегодно

Министерство социальной политики Калининградской области

2023 - 30935

2024 - 24047,1

".


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ