Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2024 года N 322


Об утверждении Стратегии развития спортивной медицины в Республике Северная Осетия-Алания до 2026 года



Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в соответствии с решениями Всероссийского совещания по развитию спортивной медицины в регионах Российской Федерации от 8 декабря 2022 года, в целях укрепления здоровья нации, приобщения населения к здоровому образу жизни и активному вовлечению в массовый спорт, а также достижения уровня мировых стандартов обеспечения профессионального спорта и спорта высших достижений Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:


Утвердить прилагаемую Стратегию развития спортивной медицины в Республике Северная Осетия-Алания до 2026 года.



Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Б.ДЖАНАЕВ



Утверждена
Постановлением
Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 9 июля 2024 г. N 322



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ДО 2026 ГОДА


I. Общие положения


Стратегия развития спортивной медицины в Республике Северная Осетия-Алания (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и принципы обеспечения интересов и реализации стратегических национальных приоритетов в данной области на территории Республики Северная Осетия-Алания.


Стратегия разработана в соответствии с решениями Всероссийского совещания по развитию спортивной медицины в регионах Российской Федерации от 8 декабря 2022 года, состоявшегося в рамках XVII Международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины в спорте высших достижений "СпортМед-2022".


Стратегия разработана в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Одним из ожидаемых результатов реализации данных указов является увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55,5% к 2024 году и до 70% - к 2030 году.


Стратегия определяет перспективы развития спортивной медицины в Республике Северная Осетия-Алания в рамках, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации задач по укреплению здоровья нации, приобщению населения к здоровому образу жизни и активному вовлечению в массовый спорт, а также достижению уровня мировых стандартов обеспечения профессионального спорта и спорта высших достижений.


Стратегия определяет приоритетные направления развития системы медицинского и медико-биологического обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, членов спортивных сборных команд Республики Северная Осетия-Алания и профессиональных спортсменов республики.


Разработка и реализация Стратегии основаны на следующих ценностях физической культуры, спорта и спортивной медицины:


содействие рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для гармонического развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления активного, творческого периода жизни;


повышение уровня доступности медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, предусматривающей медицинский контроль для максимального удовлетворения всех категорий граждан, занимающихся физической культурой и спортом.


Правовую основу Стратегии составляют:


Конституция Российской Федерации;


Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";


Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";


Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 3615-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года";


Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2018 года N 288н "Об утверждении Порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации";


Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 г. N 1144н "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях";


Конституция Республики Северная Осетия-Алания;


Закон Республики Северная Осетия-Алания от 8 апреля 2010 г. N 21-РЗ "О физической культуре и спорте в Республике Северная Осетия-Алания";


Закон Республики Северная Осетия-Алания от 18 февраля 2013 г. N 1-РЗ "Об охране здоровья граждан в Республике Северная Осетия-Алания";


Приказ Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания от 17 февраля 2021 г. N 114о/д "О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)", в Республике Северная Осетия-Алания".



II. Оценка текущего состояния службы спортивной медицины в Республике Северная Осетия-Алания

Сведения о Республике Северная Осетия-Алания


Республика Северная Осетия-Алания расположена на юге Европейской части России, в предгорьях и на северном склоне Главного Кавказского хребта. Граничит на юге с Грузией и Республикой Южная Осетия. Входит в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО). Занимает территорию площадью 8,0 тыс. кв.км. 52% общей территории региона занимают равнины, 48% - нагорная полоса. Административным центром РСО-Алания является город Владикавказ*.

Республика включает в себя 1 городской округ - муниципальное образование город Владикавказ - и 8 муниципальных районов: Алагирский, Ардонский, Дигорский, Ирафский, Кировский, Моздокский, Правобережный, Пригородный, - в составе которых 5 городских поселений и 1 поселок городского типа*.

Республика является одним из самых густонаселенных субъектов России. Плотность населения - 87,5 чел./км2. Реальная плотность населения в местах проживания составляет более 140 чел./км2*.

* Рисунки не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.

Площадь

(км2)

Население

(чел.)

Плотность населения

(чел./км2)

Расстояние от г. Владикавказа

(км)

Алагирский муниципальный район

(г. Алагир)

2013,49

38381

19,06

43

Ардонский муниципальный район

(г. Ардон)

377,08

31288

82,97

39

Дигорский муниципальный район

(г. Дигора)

584,51

18505

31,66

51

Ирафский муниципальный район

(с. Чикола)

1376,18

15607

11,34

72

Кировский район

(с. Эльхотово)

410,74

27907

67,94

60

Моздокский район

(г. Моздок)

1071,12

82698

77,21

92

Правобережный муниципальный район

(г. Беслан)

441,29

55510

125,79

23

Пригородный муниципальный район

(с. Октябрьское)

1422,42

101234

71,17

8

г. Владикавказ

291,61

292886

1004,38

РСО-Алания

7987,0

680748

85,23


Республика располагает развитой транспортной инфраструктурой (по протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием она занимает седьмое место в России и второе место в СКФО). Удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог составляет 87,3% (по РФ - 70,7%, по СКФО - 79,0%).


По территории республики проходят две автомагистрали, соединяющие европейскую часть России с государствами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока*.

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


На территории Республики Северная Осетия-Алания умеренно континентальный климат, благоприятный для развития туристско-рекреационного и агропромышленного комплексов.


Значительные гидроэнергетические ресурсы позволяют производить дешевую электроэнергию в значительных объемах для внутреннего и внешнего рынков.


Базовые отрасли экономики республики: туристско-рекреационный кластер, добыча полиметаллических руд, производство свинца, медного проката, твердых сплавов цинка, вольфрама, строительных материалов, стекла, электрооборудования, тары, мебели, пищевой продукции, ремонт железнодорожного подвижного состава*.

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Республика Северная Осетия-Алания - регион с многоотраслевым сельским хозяйством.


По данным Росстата, численность постоянного населения Республики Северная Осетия-Алания на 1 января 2023 года составляла 680748 человек. Из них городское население - 433228 человек, а сельское население - 247520 человек. Лидирует по числу жителей столица республики - г. Владикавказ. Плотность населения - 85,9 человек на 1 кв.км*.

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Демографическая ситуация в Республике Северная Осетия-Алания и состояние здоровья населения

ПОКАЗАТЕЛЬ

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Численность населения

(всего, чел., абс.)

701765

699253

696837

693098

688124

дети (0 - 17 лет включительно)

163852

163694

163825

163425

162452

Родившихся (на 1000 населения)

13,1

12,3

11,8

11,6

11,0

Умерших от всех причин

(на 1000 населения)

10,2

10,3

12,3

14,1

11,2

Естественный прирост (+)/убыль (-) (на 1000 населения)

2,9

2,0

-0,5

-2,5

-0,2


В период с 2018 г. по 2022 г. в Республике Северная Осетия-Алания отмечается снижение численности населения на 2,0%: с 701765 чел. до 688124 чел., что в абсолютных числах составляет 13641 человек. Отмечается уменьшение численности как мужского, так и женского населения. За пятилетний период отмечено увеличение показателя смертности с 10,2 до 11,2 на 1000 населения, в том числе на фоне пандемии COVID-19. Также отмечается снижение численности детского населения в возрасте от 0 до 17 лет включительно на 0,9%. Одновременно с ростом показателя смертности отмечается снижение показателя рождаемости на 16%. С 2020 г. в республике прослеживается естественная убыль населения, которая в 2022 г. составила 0,2 на 1000 населения.


В 2022 г. всеми видами профилактических медицинских осмотров населения республики охвачено 300253 чел., из них детей в возрасте от 0 до 17 лет. - 131828 чел. По данным медицинских осмотров, 67% осмотренных определены I и II группы здоровья, в том числе среди детского населения указанные группы здоровья определены у 87% осмотренных.

Контингенты

Осмотрено

Из числа осмотренных определены группы здоровья

I

II

III

IV

V

Дети в возрасте 0 - 17 лет включительно

131828

52106

40%

61100

47%

14792

482

3348

Взрослое население старше 18 лет, всего

168425

56310

34%

28609

17%

78530

X

X

Всего

300253

108416

37%

89709

30%

93322

482

3348



Сведения о сети медицинских организаций


В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" сеть государственных медицинских организаций на территории РСО-Алания представлена 45 государственными бюджетными учреждениями, в том числе:


21 больничная организация; 2 родильных дома; 5 диспансеров, включая ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер"; 12 самостоятельных амбулаторно-поликлинических организаций, включая ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер"; 8 медицинских организаций особого типа. В составе лечебно-профилактических учреждений функционируют 57 врачебных амбулаторий, 37 фельдшерско-акушерских пунктов и 27 фельдшерских пунктов.


В 8 районах республики функционируют 8 центральных районных больниц, имеющих в составе амбулаторно-поликлинические отделения.


На территории г. Владикавказа расположено 35 медицинских организаций - юридических лиц, 11 из которых являются амбулаторно-поликлиническими медицинскими организациями, в том числе 3 поликлиники и 4 детские поликлиники.


Все медицинские организации республики, в том числе ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер", подключены к государственной информационной системе в сфере здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания "Единая медицинская информационно-аналитическая система Республики Северная Осетия-Алания" (ГИС "ЕМИАС РСО-Алания").


В 2024 году планируется обеспечить предоставление гражданам возможности получения в электронной форме с использованием единого портала государственных услуг (функций) медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях по результатам прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.



Сведения о сети физкультурно-спортивных организаций


На территории Республики Северная Осетия-Алания функционирует 34 физкультурно-спортивные организации, являющиеся государственными и муниципальными учреждениями, в том числе 10 спортивных школ, 9 спортивных школ олимпийского резерва, 13 детско-юношеских спортивных школ, 1 центр спортивной подготовки, 1 школа по адаптивному спорту.


Ведомственно физкультурно-спортивные организации принадлежат Министерству физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания, Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания и органам местного самоуправления.


В 8 районах функционируют 12 физкультурно-спортивных организаций, в том числе в Алагирском районе - 1, в Ардонском районе - 1, в Дигорском районе - 1, Ирафском районе - 1, в Кировском районе - 2, в Моздокском районе - 3, в Правобережном районе - 1, в Пригородном районе - 2.


На территории г. Владикавказа функционируют 22 физкультурно-спортивные организации, в том числе школа по адаптивному спорту.



Врачебно-физкультурная деятельность


Оказание медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом на территории Республики Северная Осетия-Алания, осуществляется государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (далее - ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер"), которое является самостоятельным учреждением и имеет статус юридического лица. Медицинская организация располагается в г. Владикавказе, построена по типовому проекту и является единственным учреждением в республике, осуществляющим врачебно-физкультурную деятельность.


ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" действует на основании устава, предметом его деятельности является лечебно-профилактическая и организационно-методическая помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом.


Основной целью деятельности учреждения является обеспечение медицинского контроля, диспансерного наблюдения, лечения и реабилитации лиц, занимающихся различными видами спорта.


ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" координирует деятельность по профилю работы с медицинскими, спортивными, образовательными, общественными и иными организациями в целях оптимизации осуществляемой деятельности.


В структуре ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" имеются: 2 отделения спортивной медицины; лечебно-диагностическое отделение; отделение реабилитации; рентген-кабинет; кабинет функциональной диагностики; клинико-диагностическая лаборатория; кабинет ультразвуковой диагностики; процедурный кабинет; стоматологический кабинет; физиотерапевтический кабинет; залы ЛФК; кабинеты массажа; кабинет парафинолечения; кабинет механотерапии; лечебно-плавательный бассейн с гидромассажной ванной.


В структуре учреждения имеются 2 территориально обособленных кабинета спортивной медицины на базе спортивных организаций: государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Республиканская детско-юношеская спортивная школа" и государственного автономного учреждения "Спортивная школа футбола "Юность".


Расчетная мощность учреждения составляет 150 посещений в смену.


Учреждение обслуживает население республики численностью 688124 чел., в том числе детское население - 162452 чел.


Медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом, на базе ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" оказывается в виде первичной медико-санитарной помощи и первичной специализированной медицинской помощи.


Медицинская помощь оказывается амбулаторно, в том числе вне медицинской организации (при обслуживании спортивно-массовых мероприятий).


Штатная численность медицинского персонала ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" составляет 90,25 ед., из них врачей - 46,5 ед. (занято - 45,75 ед.), среднего медицинского персонала - 43,75 ед. (занято - 42,75 ед.).


В штате учреждения имеются следующие специалисты: врачи по спортивной медицине, врач-терапевт, врач-невролог, врач-оториноларинголог, врач-офтальмолог, врач-хирург, врач - травматолог-ортопед, врач-дерматовенеролог, врач-кардиолог, врач - акушер-гинеколог, врач-стоматолог, врач-рентгенолог, врач функциональной диагностики, врач ультразвуковой диагностики, врач клинической лабораторной диагностики, врач-психотерапевт.


Штатная численность врачей по спортивной медицине составляет 24,0 ед. (занято - 24,0 ед.), число физических лиц - 18 чел.

Наименование

Штатных должностей

Занято ставок

Физических лиц

Укомплектованность штатов физическими лицами

Дефицит физических лиц

Врачи

46,5

45,75

39

84,0%

7

В том числе врачи по спортивной медицине

24,0

24,0

18

75,0%

6

Средний медицинский персонал

43,75

42,75

32

74,0%

12


В республике имеются проблемы дефицита и старения медицинских кадров службы спортивной медицины. Средний возраст специалистов по спортивной медицине, работающих в системе здравоохранения республики, составляет 63,5 года, 62,0% врачей по спортивной медицине пенсионного возраста. По состоянию на 1 января 2023 г. дефицит физических лиц - врачей по спортивной медицине составляет 6 чел., т.е. 25% от штатной численности.


Финансирование деятельности ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Республики Северная Осетия-Алания за счет средств республиканского бюджета. Кроме этого, осуществляется финансирование из внебюджетных источников (платные услуги). Основная статья бюджетного финансирования составляет заработная плата, финансирование расходов на развитие и совершенствование службы практически не выделяются.


Материально-техническая база службы спортивной медицины не соответствует требованиям Приказа Минздрава России от 23 октября 2020 года N 1144н "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях". Имеющееся в наличии оборудование со сроком эксплуатации более 10 - 12 лет и требует замены.


Численность лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляет 232961 чел., в том числе 22097 на этапах физической подготовки.


Из общего числа занимающихся физической культурой и спортом:


в дошкольных образовательных организациях - 19165 чел.;


в общеобразовательных организациях - 63921 чел.;


в организациях профессионального образования - 7561 чел.;


в образовательных организациях высшего образования - 9510 чел.;


в организациях дополнительного образования, осуществляющих спортивную подготовку, - 24041 чел.;


в учреждениях и организациях при спортивных сооружениях - 19148 чел.;


в спортивно-физкультурных клубах - 25089 чел.;


в других учреждениях и организациях - 61832 чел.


Численность лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в разрезе муниципальных образований:

2020 г.

2021 г.

2022 г.

г. Владикавказ

37,9

34,6

37,0

Алагирский район

22,8

19,3

23,0

Ардонский район

29,2

28,4

28,4

Дигорский район

35,2

35,1

36,0

Ирафский район

34,0

32,6

33,7

Кировский район

43,1

46,5

46,6

Моздокский район

44,2

47,9

48,8

Правобережный район

10,5

10,2

12,4

Пригородный район

23,4

26,6

26,7


Наибольший удельный вес лиц, занимающихся физической культурой и спортом, от численности населения в Моздокском (48,8%) и Кировском (46,6%) районах и г. Владикавказе (37,0%).

Население (чел.)

Площадь (км2)

Число лиц, занимающихся физической культурой и спортом (чел.)

Удельный вес (%)

Плотность населения, занимающегося физической культурой и спортом (чел./км2)

Алагирский муниципальный район

38381

2013,49

8827

23,0

4,4

Ардонский муниципальный район

31288

377,08

8886

28,4

23,6

Дигорский муниципальный район

18505

584,51

6662

36,0

11,4

Ирафский муниципальный район

15607

1376,18

5259

33,7

3,8

Кировский район

27907

410,74

13005

46,6

31,6

Моздокский район

82698

1071,12

40356

48,8

37,8

Правобережный муниципальный район

55510

441,29

6883

12,4

15,6

Пригородный муниципальный район

101234

1422,42

27029

26,7

19

г. Владикавказ

292886

291,61

108368

37,0

371,7

РСО-Алания

680748

7987

232961

34,2

29,2


Возрастная структура лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом: с 3 до 15 лет - 101774 чел., с 16 до 18 лет - 23993 чел., с 19 до 29 лет - 72758 чел., с 30 до 55 лет - 30946 чел., с 56 до 79 лет - 3104 чел., старше 80 лет - 386 чел.


В 2022 г. в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) приняли участие 4347 чел., успешно выполнили нормативы 2813 чел.


Медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом, оказывается в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 г. N 1144н "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях", порядками оказания медицинской помощи по отдельным профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний) и на основе стандартов медицинской помощи с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения), разрабатываемых и утверждаемых медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.


Специалистами ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" осуществляются мероприятия по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации, а также контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, оценка адекватности физических нагрузок состоянию здоровья данных лиц и др.


Врачи по спортивной медицине проводят диагностику, определяют профилактические, лечебные, реабилитационные мероприятия, осуществляют диспансерное наблюдение, определяют медицинские показания для направления лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в стационар, а также осуществляют систематический контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, и при наличии медицинских показаний направляют последних на консультацию к другим специалистам.


Систематический контроль за состоянием здоровья спортсменов и физкультурников осуществляется врачами по спортивной медицине на постоянной основе в целях оперативного контроля за состоянием их здоровья и динамики адаптации организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам.


Контроль за состоянием здоровья спортсменов и физкультурников включает в себя предварительные и периодические медицинские осмотры, в том числе по углубленной программе, этапные и текущие медицинские обследования, а также врачебно-педагогические наблюдения.


В 2022 г. прошли углубленное медицинское обследование 76417 чел. из числа занимающихся физической культурой и спортом, в том числе члены сборных команд - 5193 чел., на этапах физической подготовки - 32238 чел. Из них нуждались в лечении 3050 чел., закончили лечение 3038 чел., то есть 99,6%.


Специалистами по спортивной медицине ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" обслужено 1660 мероприятий, в том числе 215 соревнований, 1445 учебно-тренировочных занятий.


Число участников спортивно-массовых мероприятий в 2022 г. составило 56329 чел., в том числе 29784 участников соревнований, 26545 участников учебно-тренировочных занятий, спортсменами получено 198 травм, травм среди зрителей не зарегистрировано. В последние несколько лет тяжелых спортивных травм и смертельных исходов в результате занятий физической культурой и спортом не зарегистрировано.


В целях определения индивидуальной реакции на тренировочные и соревновательные нагрузки спортсменов проводятся врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) за лицами, занимающимися физической культурой и спортом.


На основании проведенного ВПН составляются врачебные рекомендации по режиму тренировок (занятий), которые учитываются тренером при планировании тренировочного процесса. В 2022 г. проведено 1795 врачебно-педагогических наблюдений.


В 2022 г. в результате проведения всех видов осмотров спортсменов выявлено 8558 случаев заболеваний, из них 14,1% врачами по спортивной медицине - 1208 случаев, 85,9% врачами-специалистами - 7350.


Одним из направлений деятельности учреждения является проведение медицинской реабилитации и восстановительного лечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом.


Восстановительное лечение с использованием физических факторов организовано на базе физиотерапевтического кабинета.


Использование физических факторов лечения спортсменов осуществляется с учетом нозологической формы, особенностей пациента, его возраста и общего состояния, а также с учетом комплексного влияния физиотерапевтических факторов.


Восстановительное лечение проводится комплексно, в большинстве случаев с использованием нескольких факторов физиотерапевтического воздействия и одновременно с ЛФК и массажем.


Применяемые методы физиотерапевтического лечения: гальванизация, лекарственный электрофорез; низкочастотная импульсная терапия (СМТ, ДДТ); микроволновая терапия (СМВ), УВЧ-терапия; ультразвуковая терапия; парафинотерапия; МИЛ-терапия.


Специалистами ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" осуществляются бригадные выезды в районы республики для проведения углубленных медицинских осмотров воспитанников спортивных школ и оказания организационно-методической и консультативной помощи специалистам медицинских, образовательных и спортивных организаций.


Выезды осуществляются в соответствии с утвержденным планом-графиком. Формируется бригада для выезда из числа спортивных врачей-кураторов и специалистов ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер". Заблаговременно спортсмены проходят необходимые лабораторно-инструментальные обследования в центральных районных больницах республики. По результатам осмотров выдаются заключения о допуске к занятиям физической культурой и спортом.



III. Цели, задачи и приоритетные направления реализации Стратегии


Основной целью Стратегии является создание в Республике Северная Осетия-Алания условий, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи лицам, регулярно занимающимся физической культурой и спортом, сдающим нормы Всероссийского комплекса ГТО, формирование современных подходов к развитию спортивной медицины и внедрение инновационных технологий в медико-биологическое обеспечение спортивной подготовки спортсменов спортивных сборных команд республики.


Необходимо содействие рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для гармонического развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления активного, творческого периода жизни.


Для решения поставленных целей и задач необходимо повысить качество оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая медицинские осмотры лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) на всех уровнях оказания медицинской помощи.


Недостаточный уровень обеспеченности службы спортивной медицины республики необходимым лечебно-диагностическим оборудованием и кадровыми ресурсами не позволяет в полной мере обеспечить должный уровень обследования по программе углубленных медицинских осмотров и медико-биологическое сопровождение спортсменов. Необходимо осуществлять переход от количественных показателей охвата спортсменов медико-биологическим обеспечением к качественным, заключающимся в полноценности обследования и формировании системы текущих медицинских наблюдений за "проблемными" с медицинской точки зрения спортсменами.



Целевые показатели реализации Стратегии

N

п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Базовое значение показателя 2022 г.

Целевое значение показателя, год

Ответственный исполнитель

2023

2024

2025

2026

2030

1.

Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом)

%

40

47,7

55,5

57

59

70

Министерство физической культуры и спорта РСО-Алания,

Министерство здравоохранения РСО-Алания

2.

Доля граждан, охваченных углубленными медицинскими осмотрами из числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом

%

33

45

55

65

75

100

Министерство здравоохранения РСО-Алания

3.

Укомплектованность врачами по спортивной медицине ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" Минздрава РСО-Алания

%

75

80

85

90

100

100

Министерство здравоохранения РСО-Алания

4.

Повышение уровня технической оснащенности службы спортивной медицины республики в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 г. N 1144н

%

35

50

60

70

80

100

Министерство здравоохранения РСО-Алания



Основные задачи реализации Стратегии:


полноценное кадровое обеспечение службы спортивной медицины, учреждений спортивной подготовки, региональных спортивных сборных команд, профессиональных спортивных клубов профильными специалистами в области спортивной медицины;


разработка и реализация мер по кадровому дефициту специалистов по спортивной медицине посредством целевого обучения в клинической ординатуре по целевому обучению;


внедрение новых систем стимулирования и мотивации специалистов по спортивной медицине;


систематическая подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов по вопросам медико-биологического обеспечения спортсменов;


проработка вопроса включения курса по спортивной медицине в учебный процесс ФГБУ ВО "Северо-Осетинская государственная медицинская академия";


внедрение научных биомедицинских технологий в спортивную подготовку с созданием системы спортивного отбора одаренных детей, их спортивной специализации и персонифицированного медицинского и медико-биологического обеспечения как условия раскрытия талантов;


полноценное финансовое обеспечение службы спортивной медицины республики для реализации комплекса диагностических, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, связанных со спецификой тренировочного процесса и соревновательной деятельности, направленных на укрепление и сохранение здоровья спортсмена;


повышение уровня технической оснащенности службы спортивной медицины республики. Разработка и реализация комплекса мер по укреплению материально-технической базы, поэтапное дооснащение медицинским оборудованием службы спортивной медицины в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 г. N 1144н;


разработка и внедрение информационно-аналитической базы лиц, занимающихся физической культурой и спортом, создание единой информационной медицинской системы для спортивной медицины с последующей интеграцией с республиканскими и федеральными информационными системами спорта и здравоохранения;


создание и функционирование выездных медицинских бригад на базе мобильных медицинских комплексов для проведения обследования спортсменов на местах учебно-тренировочных занятий и в районах республики;


проработка вопроса открытия в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях на отдаленных территориях, кабинетов по спортивной медицине;


повышение уровня информированности специалистов по спортивной медицине в вопросах соблюдения антидопинговой политики Российской Федерации и знаний международного антидопингового законодательства. Проведение семинаров для специалистов различных профилей медицинских организаций и специалистов физкультурно-спортивных организаций по вопросам антидопинговых правил, включая перечень субстанций и методов, запрещенных к использованию спортсменами;


внедрение опыта Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) по организации медико-биологического обеспечения спортивных команд сборной республики;


повышение уровня информированности и степени знаний по вопросам здорового образа жизни и спортивной медицины среди населения посредством проведения санитарно-просветительской деятельности в местах проживания, учебы, работы и отдыха, а также проведения тренировочного процесса.



IV. Ожидаемые результаты реализации Стратегии


По итогам реализации Стратегии ожидается достижение следующих результатов:


1. Повышение уровня доступности и качества медицинской помощи лицам, регулярно занимающимся физической культурой и спортом.


2. Увеличение доли граждан, увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55,5% к 2024 году и до 70% - к 2030 году.


3. 100-процентное укомплектование врачами по спортивной медицине ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" к 2026 году.


4. Повышение уровня технической оснащенности ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" современным лечебно-диагностическим оборудованием.


5. Оснащение ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" передвижным медицинским комплексом для проведения обследования спортсменов на местах учебно-тренировочных занятий и в районах республики.


6. Полный охват спортсменов системой периодических медицинских осмотров и динамическим наблюдением до 80% к 2026 году и до 100% - к 2030 году.


7. Создание единого регистра лиц, занимающихся спортом.


8. Повышение уровня качества медико-биологического обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом.



V. Финансово-экономическое обоснование реализации Стратегии


Реализация Стратегии предусмотрена за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания в рамках финансового обеспечения комплекса процессных мероприятий "Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным прочими заболеваниями и совершенствование оказания иных медицинских и прочих услуг" государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания".

N

п/п

Наименование мероприятия

Финансирование всего, тыс. руб.

в том числе по годам

2024 г., тыс. руб.

2025 г., тыс. руб.

2026 г., тыс. руб.

1.

Расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой специалистов по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина"

2 600,0

0,0

1 300,0

1 300,0

2.

Расходы, связанные с оснащением ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" медицинским оборудованием в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 г. N 1144н

10 000,0

0,0

4 300,0

5 700,0

3.

Расходы, связанные с реализацией комплекса диагностических, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, связанных со спецификой тренировочного процесса и соревновательной деятельности, направленных на укрепление и сохранение здоровья спортсмена

8 400,0

0,0

3 400,0

5 000,0

4.

Расходы, связанные с увеличением предельной штатной численности специалистов службы спортивной медицины

5 600,0

0,0

2 800,0

2 800,0

ИТОГО:

26 600,0

0,0

11 800,0

14 800,0


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ