Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 27 апреля 2024 года N 332


Об утверждении Стратегии формирования и накопления человеческого капитала в области труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на 2024 - 2026 годы и на период до 2030 года



В рамках реализации положений Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2016 N 529 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых стратегий Республики Татарстан" приказываю:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию формирования и накопления человеческого капитала в области труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на 2024 - 2026 годы и на период до 2030 года (далее - Стратегия).


2. Отделу координации и контроля:


разместить Стратегию на официальном сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - сайт);


обеспечить своевременное направление отчета о реализации Стратегии в Министерство экономики Республики Татарстан и его размещение на сайте.


3. Начальникам отделов (секторов) Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обеспечить реализацию Стратегии и предоставлять в отдел координации и контроля отчет о реализации отраслевой Стратегии 2 раза в год:


за первое полугодие - до 10 июля;


за истекший год - до 10 января.


4. Признать утратившим силу приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 20.07.2017 N 475 "Об утверждении Стратегии формирования и накопления человеческого капитала в области труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан до 2021 года и на период до 2030 года".


5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.



Министр
Э.А.ЗАРИПОВА



Утверждена
приказом
Министерства труда,
занятости и социальной защиты
Республики Татарстан
от 27 апреля 2024 г. N 332



СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ОБЛАСТИ ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2024 - 2026 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА



1. Общие положения


Стратегия формирования и накопления человеческого капитала в области труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на 2024 - 2026 годы и на период до 2030 года разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "0 стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Татарстан" и Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".


Настоящая Стратегия разработана в связи с необходимостью определения приоритетов, целей и задач формирования и накопления человеческого капитала в области труда, занятости и социальной защиты в Республике Татарстан на среднесрочную перспективу, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан.


Учитывая сложившуюся в стране и республике общую социально-экономическую ситуацию, периодом стратегирования принят трехлетний период (как достаточный для реализации Стратегии) и перспективу до 2030 года.


Стратегия формирования и накопления человеческого капитала в области труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан до 2021 года и на период до 2030 года (далее - Предыдущая Стратегия) была разработана в 2016 году. Основные положения Предыдущей Стратегии были ориентированы на достижение целей и задач, связанных с обеспечением высоких стандартов уровня жизни и социального благополучия путем повышения экономической активности населения, усиления социальной защищенности наиболее уязвимых групп населения через оказание доступных и качественных социальных услуг.


Установленные значения показателей этой цели были выполнены. Были также выполнены задачи по реализации возможности подачи гражданами заявлений и документов на предоставление наиболее востребованных социальных выплат в электронном виде.


Вместе с тем, сохранение устойчивого развития отрасли остается долгосрочной стратегической целью. Соответственно, сохраняются и сопутствующие этой цели задачи. Необходимо отметить, что изменились показатели развития отрасли. Анализ этих изменений приведен в разделе 4.1 настоящей Стратегии.



2. Паспорт Стратегия формирования и накопления человеческого капитала в области труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на 2024 - 2026 годы и на период до 2030 года

Наименование

Стратегия формирования и накопления человеческого капитала в области труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на 2024 - 2026 годы и на период до 2030 года (далее - Стратегия)

Основание для разработки Стратегии

Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года"

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2016 N 529 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых стратегий Республики Татарстан"

Разработчик Стратегии

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Цель Стратегии

Повышение уровня социального обеспечения нуждающихся граждан, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты, обеспечения занятости населения и повышение доступности социального обслуживания населения

Задачи Стратегии

1. Обеспечение прироста численности населения Республики Татарстан, в том числе через предоставление мер социальной поддержки семей с детьми

2. Обеспечение соблюдения социальных гарантий и трудовых прав работников

3. Обеспечение безопасных условий труда через повышение ответственности работодателей и работников за соблюдение норм охраны труда

4. Обеспечение эффективной занятости путем внедрения гибкой, управляемой модели рынка труда и комплексной модернизации служб занятости

5. Сокращение бедности за счет внедрения принципов адресности и программы социального контракта

6. Совершенствование сервисов при оказании социальных услуг гражданам через внедрение новых технологий и развитие негосударственного сектора

7. Развитие современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов

Сроки реализации Стратегии

2024 - 2026 годы и на период до 2030 года

Ожидаемые результаты Стратегии

1. Обеспечение соблюдения минимального уровня заработной платы в рамках развития системы социального партнерства.

2. Совершенствование государственного управления охраной труда.

3. Развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности и занятость граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

4. Формирование кадрового потенциала в сониально-трудовой сфере.

5. Совершенствование социальной поддержки в целях усиления адресности и сокращения бедности.

6. Повышение удовлетворенности граждан социальными услугами,

7. Создание условий для развития негосударственного сектора в сфере социального обслуживания.

8. Достижение значений федеральных показателей по Республике Татарстан к 2030 году:

- среднегодовой численности населения на уровне 3908.8 тыс. человек

- уровня бедности - 4,1 процента



3. Цели, задачи, приоритеты и способы их эффективного достижения и решения


Цель Стратегии: повышение уровня социального обеспечения нуждающихся граждан, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты, обеспечения занятости населения и повышение доступности социального обслуживания населения.


Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:


- обеспечение прироста численности населения Республики Татарстан, в том числе через предоставление мер социальной поддержки семей с детьми;


- обеспечение соблюдения социальных гарантий и трудовых прав работников;


- обеспечение безопасных условий труда через повышение ответственности работодателей и работников за соблюдение норм охраны труда;


обеспечение эффективной занятости путем внедрения гибкой, управляемой модели рынка труда и комплексная модернизация служб занятости;


- сокращение бедности за счет внедрения принципов адресности и программы социального контракта;


- совершенствование сервисов при оказании социальных услуг гражданам через внедрение новых технологий и развитие негосударственного сектора;


- развитие современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.


Реализация Стратегии предполагает следующие приоритеты:


- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;


- обеспечение предоставления мер социальной поддержки с учетом адресности;


- внедрение принципов клиентоцентричности и повышение цифровой зрелости;


- повышение качества предоставляемых социальных услуг;


- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности;


реализация мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.



4. Оценка состояния отрасли



4.1 Анализ развития отрасли


В таблице 1 приведена информация об изменениях основных параметров отрасли на 1 января 2017 года и на 1 января 2024 года.



Таблица 1

Название показателя

Значение показателя на 2017 год

Значение показателя на 2023 год

Номинальная среднемесячная заработная плата, руб.

30 410,0

61 840,7

Реальная начисленная заработная плата, процентов

105,2

118,8

Просроченная задолженность по заработной плате, млн руб.

12,6

0

Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год, процентов

3,5

2,1

Доля граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь, процентов

70,0

99,0

Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в первый год после окончания обучения, процентов

49,1

100

Доля выпускников организаций высшего образования, трудоустроившихся в первый год после окончания обучения, процентов

53,7

93,7

Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, процентов

98,1

100

Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности, процентов

9,7

20,0

Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов, процентов

55,1

72,4

Численность населения, тыс. человек (на начало года)

3 946,7

4001,6

Уровень бедности, процентов

7,2

4,6

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

72,7

75,23


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года Татарстан к 2030 году должен стать лидером по качеству развития человеческого капитала. Сбалансированный рынок труда, эффективная политика занятости создают дополнительные условия для развития и удержания человеческого капитала в республике. Сегодня Республика Татарстан - это динамично развивающийся регион. Активная политика по привлечению инвестиций в республику ведет к созданию новых рабочих мест, в первую очередь, высокопроизводительных, и к росту доходов граждан.


Как видно из таблицы 1 достигнуты основные задачи и параметры показателей Предыдущей Стратегии.


Благодаря реализации Предыдущей Стратегии реализована задача по обеспечению эффективной занятости путем внедрения гибкой, управляемой модели рынка труда и совершенствование деятельности служб занятости.


В Республике Татарстан уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизился к 1 января 2024 года до 2,1 процентов. Республика Татарстан характеризуется высоким уровнем занятости - 62 процента или 2 023,6 тыс. человек (в среднем по Российской Федерации - 61,2 процентов, по ПФО - 60,7 процентов). На 1 января 2024 года уровень регистрируемой безработицы составлял 0,21 процента от численности рабочей силы Республики Татарстан (на 1 января 2017 года - 0,71 процентов), численность зарегистрированных безработных - 4,3 тыс. человек (на 1 января 2017 года - 14,6 тыс. человек), число заявленных вакансий на государственном портале "Работа в России" - 49,3 тыс. единиц, коэффициент напряженности - 0,08 человек на вакансию (на 1 безработного 12 вакансий).


За 2023 год в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центр занятости населения) Республики Татарстан в целях поиска подходящей работы обратилось 30,6 тыс. человек, из них 72 процента трудоустроено. С начала 2024 в органы службы занятости в целях поиска работы обратилось 5,4 тыс. человек, трудоустроено 3,1 тыс. человека, или 57 процентов от числа обратившихся.


При этом использовались все механизмы, предусмотренные законодательством о занятости населения (трудоустройство на свободные вакансии, включая квотируемые и резервируемые рабочие места, общественные и временные работы, самозанятость, профобучение, предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с сохранением рабочих мест инвалидов в организациях, образованных общественными объединениями инвалидов и др.).


Необходимо отметить, что на реализацию Предыдущей Стратегии в 2020 году оказывали влияния последствия распространения новой коронавирусной инфекции. В связи с приостановкой деятельности ряда секторов экономики по причине особой эпидемиологической обстановкой в условиях распространения новой коронавирусной приоритетными задачами в 2020 году для отрасли стала обеспечение занятости и социальная поддержка семей с детьми.


За 2020 год в центры занятости населения в целях поиска работы обратилось 159,9 тыс. человек, трудоустроено 61,1 тыс. человек, или 38 процентов от числа обратившихся. Численность безработных (на 01.01.2020 - 10 903 человека) достигла максимального количества в сентябре 2020 года и составила 79,1 тыс. человек.


В целях поддержки безработных граждан на федеральном уровне были приняты решения: об увеличении размера максимального пособия по безработице с 8 000 рублей до 12 130 рублей, расширения круга получателей максимального пособия в апреле - августе 2020 года и введения дополнительной меры поддержки на детей безработных граждан из расчета 3 000 рублей за каждого ребенка. В республике выплаты получили 80,3 тыс. человек.


Для снижения напряженности на рынке труда реализовывались дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.09.2020 N 838 "О мерах по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан"). В мероприятиях на возмещение частичной компенсации работодателям расходов при организации временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения и общественных работах приняли участие 4,2 тыс. человек.


В 2018 году Республика Татарстан участвовала в реализации мероприятии по опережающему профессиональному обучению и профессиональной переподготовке 3,1 тыс. работников 16 предприятий в рамках федеральной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости.


Необходимо отметить, что среди приоритетных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", определены: сохранение населения, здоровье и благополучие людей и достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.


Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан принимало участие в реализации мероприятий национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", а в настоящее время реализуются мероприятия в рамках национального проекта "Демография".


В 2019 году Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан реализовывало мероприятия федерального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", в том числе:


- переобучено и повышена квалификации 4,9 тыс. работников 37 предприятий;


- на базе Центра занятости населения в г. Набережные Челны реализован проект по созданию Кадрового центра "Работа России" (работники Центра занятости населения прошли переобучение, проведено картирование процессов, произведен текущий ремонт здания, закуплена мебель и поставлено оборудование).


С 2019 года Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан реализует мероприятия федеральных проектов "Финансовая поддержка семей при рождении детей", "Старшее поколение" и "Содействие занятости" национального проекта "Демография".


В рамках Предыдущей Стратегии одним из направлений действий было определено привлечение на рынок труда экономически неактивного населения, в том числе, женщин с детьми, стимулирование граждан пенсионного возраста на сохранение трудовой активности. Развитию данного направление содействовало реализация федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", где за период 2019 - 2023 г. переобучено 35 тыс. граждан, в т.ч. женщины, находящиеся в декрете, не занятые женщины, имеющие детей до 7 лет, граждане в возрасте 50 лет и старше и предпенсионного возраста и отдельные категории молодежи до 30 лет.


На фоне перестройки экономики, развития импортозамещения возрастает потребность специалистов, а значит - и роль службы занятости.


В Республике Татарстан за период с 2019 года модернизированы 4 Центра занятости населения (г. Набережные Челны, г. Альметьевск, Кукморский район, Московский район г. Казани), на базе которых созданы Кадровые центры "Работа в России".


В рамках модернизации были апробированы и внедрены 12 бизнес ситуаций и 13 жизненных ситуаций.


В 2022 - 2023 гг. Республика Татарстан принимала участие в реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, что позволило:


- сохранить уровень доходов и занятость за счет организации временных работ для 17,1 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, на 57 предприятиях;


- организовать на 176 предприятиях общественные работы для 1,7 тыс. безработных граждан;


- охватить профессиональным обучением и дополнительным профессиональным образованием 3,8 тыс. работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, 1,3 тыс. работников предприятий оборонно-промышленного комплекса.


Позитивно на реализацию Предыдущей Стратегии в направлении обеспечения эффективной занятости оказала реализация Постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362 "О государственной поддержке в 2024 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан", где предусмотрена государственная поддержка юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве отдельных категорий молодежи до 30 лет с возмещением через Социальный фонд РФ работодателям выплаченной заработной платы трудоустроенным гражданам в размере не ниже величины минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". За период с 2021 по 2023 годы трудоустроено 4,8 тыс. граждан указанной категории.


В целях повышения сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда, повышению эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики, а также повышению эффективности управления в сфере экономики, труда и занятости в Республике Татарстан ежегодно формируется прогноз кадровой потребности предприятий и организаций республики на перспективу.


В Республике Татарстан система формирования перспективной потребности рынка труда в подготовке кадров и государственного заказа Республики Татарстан на подготовку кадров в соответствии с прогнозными данными регламентирована постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2014 N 208 "Об утверждении Регламента прогнозирования потребности экономики Республики Татарстан в подготовке кадров и формирования государственного заказа Республики Татарстан на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием и ускоренную подготовку кадров". Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан сформирован прогноз потребности экономики Республики Татарстан в подготовке кадров на 2024 - 2030 годы (далее - Прогноз).


В 2023 году в формировании республиканского Прогноза участвовало более 8 тыс. организаций. Сформирована потребность на 7 лет до 2030 года, в т.ч. потребность в кадрах на 2024 год - 36,2 тыс. человек (таблица 2).



Прогноз потребности в подготовке кадров для экономики Республики Татарстан на 2024 - 2030 годы



Таблица 2

N п/п

Уровни образования

Потребность в подготовке кадров, человек

Всего по уровню образования

по годам, следующим за планируемым годом

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1.

Среднее профессиональное образование всего, в том числе:

22177

17432

16722

16146

16750

17114

17400

123741

1.1.

подготовка квалифицированных рабочих

11459

9883

9309

8849

9267

9588

9735

68090

1.2

подготовка специалистов среднего звена

10718

7549

7413

7297

7483

7526

7665

55651

2

Высшее образование

6476

5806

5836

5688

5911

5986

6121

41824

3.

Ускоренная подготовка кадров

7512

7512

Итого

36165

23238

22558

21834

22661

23100

23521

173077


Участниками системы прогнозирования кадровой потребности являются отраслевые республиканские органы исполнительной власти, муниципальные образования республики, а также центры занятости населения, в части определения потребности новых предприятий, создаваемых в рамках стратегий развития муниципальных образований и инвестиционных проектов.


Благодаря реализации Предыдущей Стратегии реализована задача по внедрению эффективных мотивационных систем оплаты труда и обеспечение соблюдения государственных гарантий работников. Проведены мероприятия по выявлению работодателей, несвоевременно выплачивающих заработную плату работникам, а также работу с организациями-должниками по принятию мер с целью недопущения роста задолженности по заработной плате, погашения имеющихся долгов по оплате труда, а также предотвращения их образования впоследствии. По данным статистики в республике по состоянию на 1 января 2024 года задолженность по заработной плате отсутствует. Реализуется план мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений. Показатель по легализации трудовых отношений и снижению объемов неформальной занятости по состоянию на 01.01.2024 составил 103,4 процента от плана, за 2023 год заключены 20 205 трудовых договоров.


Принимались меры по повышению заработной платы работников бюджетной сферы. Показатели повышения оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки Республики Татарстан, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", за январь - сентябрь 2023 года приведены в таблице 3.



Таблица 3

N п/п

Категории работников

Факт

План РТ на 2023 год, распоряжение КМ РТ N 2291-р от 20.12.2012 (в ред. от 28.12.2016 N 3132-р), процентов

Среднемесячная заработная плата за январь - сентябрь 2023 г. (с учетом федеральных учреждений), руб.

Отношение средней заработной платы по категории к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у ИП и ФЛ <*>, процентов

1.

Педагогические работники учреждений общего образования

49 231,5

100,9

100,0 <*>

2.

Педагогические работники дошкольных учреждений <*>

45 040,6

102,8

100,0 <*>

3.

Педагогические работники учреждений дополнительного образования <**>

50 623,6

101,0

100,0 <**>

4.

Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

50 100,1

102,7

100,0

5.

Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования

97 226,3

199,2

200,0

6.

Педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

48 818,0

100,0

100,0

7.

Научные сотрудники

87 006,1

178,3

200,0

8.

Работники учреждений культуры, искусства и кинематографии

48 886,6

100,2

100,0

9.

Социальные работники

48 835,6

100,1

100,0

10.

Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг)

92 482,4

189,5

200,0

11.

Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий предоставление медицинских услуг)

46 481,6

95,3

100,0

12.

Младший медицинский (фармацевтический) персонал (персонал. обеспечивающий предоставление медицинских услуг)

38 855,8

79,6

100,0



* - к средней заработной плате в сфере общего образования в Республике Татарстан (43 799.6 руб.);


** - к средней заработной плате учителей в Республике Татарстан (50 119,7 руб.).


По уровню заработной платы к началу 2024 года Республика Татарстан занимает лидирующее место среди регионов Приволжского федерального округа. Как представлено в таблице 1 средняя начисленная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая субъекты малого предпринимательства, за январь - декабрь 2023 года составила 61 840,7 рублей и увеличилась к уровню 2022 года на 18,8 процентов.


В рамках системы социального партнерства решением Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Соглашением о минимальной заработной плате ее размер на 2024 год установлен в размере 22 020 рублей (100 процентов от стоимости величины минимального потребительского бюджета за II квартал 2023 года).


За период реализации Предыдущей Стратегии были внесены изменения в Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", в соответствии с Правилами установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. N 1022 "Об утверждении Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год" величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год рассчитывается ежегодно с учетом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.


В рамках Предыдущей Стратегии реализована задача обеспечения безопасных условий труда путем расширения сферы услуг в области охраны труда, повышения ответственности работодателей и работников за соблюдение норм охраны труда. По данным Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда в Республике Татарстан специальная оценка условий труда проведена у 25 794 работодателей, на более чем 1339,1 тыс. рабочих мест.


На 1 января 2024 года в республике действуют 7 аккредитованных организаций, проводящих специальную оценку условий труда.


В республике за 2023 год численность пострадавших на производстве по сравнению с 2017 годом снизилась на 41 процент. Обучение по охране труда с 2017 года прошли 346,4 тыс. человек.


В рамках Предыдущей Стратегии реализована задача по совершенствованию предоставления мер социальной поддержки путем внедрения принципов адресности и нуждаемости.


Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года было предусмотрено повышение эффективности социальной поддержки и доведение адресности выплат до 70 - 80 процентов, путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан.


Во исполнение Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.12.2023 N 1682 "Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан", малоимущим семьям предоставляется государственная социальная помощь на основании социального контракта.


По итогам реализации Предыдущей Стратегии к 1 января 2024 года доля граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь, составила 99 процентов.


Если в 2017 году доля граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, составляла 70 процентов от общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь, то в 2023 году она составила 99 процентов от общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь, а количество заключенных социальных контрактов за указанный период увеличилось более чем в 5 раз (с 1,1 тыс. до 5,3 тыс. контрактов в 2023 году).


Социальный контракт является одним из инструментов поддержки малообеспеченных граждан и обеспечивает достижение одной из ключевых целей национального развития, обозначенной в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". А одним из целевых показателей, в рамках данной цели является снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года (в 2017 г. по РТ - 7,2 процента или 281,2 тыс. человек). Республика Татарстан имеет положительную динамику по снижению уровня бедности: в 2019 году - 6,9 процентов или 270,1 тыс. человек, в 2020 году - 6,6 процентов или 257 тыс. человек., в 2021 году - 6,2 процента или 240,6 тыс. человек, в 2022 году 5 процентов или 200,0 тыс. человека, в 2023 году 4,6 процентов или 184,8 тыс. человек.


В целях повышения доступности услуг проводится планомерная работа по реализации возможности подачи гражданами заявлений и документов на предоставление наиболее востребованных социальных услуг в электронном виде.


Внедрение электронных услуг и сервисов позволило уйти от необходимости личного обращения граждан в органы социальной защиты и центры занятости населения, оптимизировать кадровый потенциал отрасли и повысить качество предоставляемых услуг.


Благодаря реализации постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.12.2015 N 908 "Об утверждении Плана мероприятий по переводу государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронный вид" и от 13.04.2021 N 242 "Об утверждении плана мероприятий по переходу на предоставление государственных услуг, услуг, предоставляемых государственными учреждениями Республики Татарстан, в которых размещается государственное задание (заказ), в электронной форме" 90,3 процента государственных услуг, поданных в органы социальной защиты и центры занятости населения предоставляются в электронном виде.


В рамках Предыдущей Стратегии реализована задача по повышению качества и доступности социальных услуг через внедрение информационных и инновационных технологий и развитие негосударственного сектора.


Современное состояние системы социального обслуживания Республики Татарстан характеризуется позитивными изменениями в области управления качеством предоставления государственных услуг. С 2013 года в отрасли проведены оптимизационные мероприятия, в результате которых в настоящее время в отрасли отсутствуют здания стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в ветхом и аварийном состоянии. Сама система социального обслуживания в республике стала компактной, мобильной и экономичной. При этом обеспечена доступность услуг для граждан всех категорий, нуждающихся в социальном обслуживании.


Уровень обеспеченности населения социальными услугами составляет 100 процентов.


В целях повышения эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания граждан реализовывалось постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.05.2013 N 359 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Татарстан (2013 - 2018 годы)".


В Реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан включены 140 организаций, в том числе: 112 государственных организаций социального обслуживания и 28 негосударственных поставщиков социальных услуг или 20,0 процентов от общего количества поставщиков социальных услуг. Услуги предоставлены более 191,2 тыс. граждан.


На результаты Предыдущей Стратегии оказала результативное влияние реализация в Республике Татарстан первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. С 2021 года действует Региональный комплексный план (программа) системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения в Республике Татарстан на 2021 - 2025 годы.


Ключевым мероприятием проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" является создание системы долговременного ухода для граждан пожилого возраста и инвалидов.


Основные результаты:


- ежегодно 18,2 тыс. человек получают социальные услуги на дому;


- оказаны услуги "Сиделка" для 2 502 тяжелобольных пожилых, нуждающихся в постоянной посторонней помощи (в 2023 г. - 420 пожилых);


- в рамках "Школ ухода" 10,4 тыс. родственников тяжелобольных пожилых прошли бесплатное обучение навыкам ухода (в 2023 г. - 2,8 тыс. родственников);


- 27 пунктов проката технических средств реабилитации предоставили 1065 гражданам технические средства реабилитации (далее - ТСР) (в первые 3 месяца после заболевания - безвозмездно, пока оформляется инвалидность для получения ТСР через Социальный фонд).


Благодаря работе отделений дневного пребывания для пожилых и инвалидов с ментальными нарушениями, родственники 3321 пожилых получили "передышку" - свободное время, которое они могут потратить на себя.


Кроме того, за счет средств бюджета Российской Федерации в 2019 г. приобретено 43 автомобиля для доставки граждан в возрасте 65 лет и старше, проживающих на селе, на диспансеризацию, профмедосмотр и медобследование. В 2019 - 2023 гг. было доставлено более 267,2 тыс. человек - в 2023 г. - 61 тыс. пожилых. По результатам на дополнительное обследование и скрининги ежегодно направляется более 10 тыс. человек, незамедлительно на операцию до 100 пожилых также благодаря этому мероприятию снизились вызовы пожилыми скорой помощи.


В рамках Предыдущей Стратегии реализована задача по созданию доступной социальной инфраструктуры в целях повышения качества жизни жителей Республики Татарстан, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения.


В рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" за 10 лет 2,7 млрд рублей из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан были направлены на адаптацию 921 объектов, что позволило к 2020 году довести долю доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур в общем количестве приоритетных объектов в Республике Татарстан с 30,9 процентов (2014 год) до 59,3 процентов (2020 год).


В 2019 - 2022 годах в Республике Татарстан реализована программа "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов", общий объем финансирования которой за 4 года составил 163,1 млн рублей (в т.ч. бюджет Российской Федерации - 95,4 млн рублей, бюджет Республики Татарстан - 67,7 млн рублей). Это способствовало достижению следующих результатов по охвату целевой группы с 2019 года к 2023 году: увеличена с 70,9 процентов до 85 процентов - доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Татарстан, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации; увеличена с 72,8 процентов до 89 процентов - доля детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности детей-инвалидов Республики Татарстан, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации.


С 2022 года реализуется План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Республике Татарстан на 2022 - 2030 годы (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2022 N 1517 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Республике Татарстан на 2022 - 2030 годы"), участниками которого являются министерства и ведомства, органы местного самоуправления муниципальных образований республики. Ежегодно на объектах социальной сферы проводятся адаптационные работы, чтобы люди с инвалидностью могли с комфортом пользоваться услугами.


По итогам реализации указанных программ к 2023 году доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов достигнута на уровне 72,4 процента.


В Республике Татарстан создан и запущен в эксплуатацию программный продукт по формированию и развитию информационного банка данных и карты доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для маломобильных групп населения. По состоянию на 1 апреля 2024 года на карту доступности (http://karta.tatar.ru/) нанесена информация по 6823 объектам.


В рамках системы "Открытый Татарстан" реализуется проект "Народный контроль". В государственной информационной системе республики для инвалидов и маломобильных групп населения созданы разделы "Доступная среда" и "Реабилитационные мероприятия", позволяющие пользователю оставить уведомление по имеющимся вопросам и оценить качество принятого органами государственной или муниципальной власти решения.


Благодаря указанным программам реабилитационные центры были оснащены реабилитационным оборудованием для социально-бытовой, социально-средовой, социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов и оборудованием для проведения мероприятий по адаптивной физической культуре и спорту для инвалидов, профессиональной реабилитации и абилитации, в том числе средства для тренировки внимания, обучения навыкам умозрительного восприятия, оборудование для сенсорной комнаты, учебно-развивающие материалы для детей-инвалидов, коррекционно-развивающие программные комплексы, тренажеры для укрепления позвоночника, нижних/верхних конечностей.


В рамках Предыдущей Стратегии реализована задача по Стимулированию рождаемости и создание эффективной системы поддержки семей с детьми.


В связи со сложной демографической ситуацией на уровне Российской Федерации были предприняты серьезные шаги по улучшению демографической ситуации и приняты беспрецедентные меры по поддержке рождаемости. В 2006 году был принят Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (введен материнский капитал). В 2012 году издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. В Республике Татарстан принят Закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2021 N 2924-р утвержден План мероприятий по реализации семейной и демографической политики в Республике Татарстан на 2022 - 2025 годы.


В Республике Татарстан на системной основе создается социальная инфраструктура для семей с детьми, реализуются республиканские программы, в том числе строительство и ремонт детских садов, школ, домов культуры, спортивных объектов, фельдшерско-акушерских пунктов, капитальный ремонт амбулаторно-поликлинических учреждений, детских оздоровительных лагерей, подростковых клубов, учреждений социального обслуживания. Действуют программы ипотечного кредитования для молодых семей. Семьям с детьми предоставляется широкий пакет федеральных и региональных мер социальной поддержки.


Нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, что обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.


С 2020 года малообеспеченные семьи с детьми помимо федеральных мер поддержки охвачены мерами поддержки за счет бюджета Республики Татарстан, в том числе:


- 100-процентная компенсация оплаты за детский сад многодетным малообеспеченным семьям. Охват в 2023 г. - 6,29 тыс. детей;


- выплата на приобретение лекарств в размере 10 тыс. рублей в год на детей до 3 лет из малообеспеченных семей. Получатели в 2023 г. - 13,4 тыс. детей;


- комплекты детских принадлежностей для малообеспеченных семей с новорожденными детьми. Охват в 2023 г. - 3 тыс. детей.


Уникальной демографической мерой является единовременная выплата женщинам, проживающим в сельской местности: при рождении первого ребенка женщинам до 25 лет - 50 тыс. рублей, третьего и каждого последующего ребенка женщинам до 29 лет - 100 тыс. рублей. Охват с 2018 года - 12,5 тыс. женщин, в т.ч. в 2023 г. - 1,7 тыс. женщин.


Знаком высшей степени материнского отличия является государственная награда - медаль "Ана даны - Материнская слава", которой награждаются матери, родившие и достойно воспитывающие (воспитавшие) пять и более детей. Матерям, награжденным медалью Республики Татарстан "Ана даны - Материнская слава", воспитавшим пять детей, выплачивается - 100 тысяч рублей; матерям, воспитавшим шесть и более детей, - размер единовременного денежного вознаграждения увеличивается соответственно на 20 тысяч рублей из расчета на шестого и каждого последующего ребенка, при условии достижения ими на день награждения возраста трех лет. За период с 2000 года медалью "Ана даны - Материнская слава" награждено 1,5 тыс. матерей.


В целях повышения престижа родительского труда семьи, которые воспитывают или воспитали семерых и более детей, отмечаются государственной наградой - медалью "Родительская доблесть" (единовременное денежное вознаграждение - 100 тыс. рублей). Данная медаль с 2022 года вручена 12 семьям.


Благодаря принимаемым мерам в Республике Татарстан растет количество многодетных семей. За 6 лет число многодетных семей (имеющих 3 и более детей) в Республике Татарстан выросло в 1,5 раза: с 33,4 тыс. семей (на 1 января 2018 года) до 50,2 тыс. семей (на 1 января 2024 года).


Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в числе национальных целей развития определена цель: сохранение населения, здоровье и благополучие людей.


Для достижение указанной национальной цели развития с 2019 года в Республике Татарстан реализуются мероприятия федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография".


С 1 января 2023 года система поддержки материнства и детства трансформирована в единое ежемесячное пособие для нуждающихся семей с детьми от рождения до 17 лет, предоставляемое Отделением Социального Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан. Пособие назначается по одному заявлению от родителя или беременной женщины, причем сразу на всех детей в семье. При этом размер пособия беременным увеличен и составляет от половины до одного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.


На уровне Правительства Российской Федерации стратегической задачей на 2023 - 2024 годы является преодоление демографического кризиса и повышение рождаемости в субъектах Российской Федерации.


В июне 2023 года утверждена программа по повышению рождаемости на 2023 - 2025 годы (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.06.2023 N 756 "Об утверждении Региональной программы (плана мероприятий) по повышению рождаемости в Республике Татарстан на 2023 - 2025 годы"), которая направлена на: улучшение репродуктивного здоровья населения, развитие экономической самостоятельности семьи, поддержку семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании.


В целях содействия социально-экономическому и демографическому развитию Республики Татарстан за счет добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в республике с 2018 года действует государственная программа Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом".


С января 2018 года по 31 декабря 2023 года из Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан поступило 2928 заявлений от соотечественников на участие в Государственной программе.


Отбор кандидатов осуществляется Комиссией по рассмотрению заявлений кандидатур соотечественников для участия в Государственной программе на основании балльной системы профессионально-квалификационных и личностных критериев. В результате проведенного отбора положительное заключение Министерства получили 2289 соотечественников и 5203 члена их семей.



4.2. Характеристика проблем развития отрасли, анализ причин их возникновения и оценка негативного развития ситуации в случае неразрешения проблем


Глобальным документом, охватившим всесторонне характеристики, проблемы и направления развития Республики Татарстан, является Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, в соответствии с которой Татарстан к 2030 году должен стать лидером по качеству развития человеческого капитала.


Как выше было отмечено, за время реализации Предыдущей Стратегии к 2024 году были достигнуты основные прогнозные параметры.


Вместе с тем, имеются факторы, приводящие к проблемам, негативно воздействующим на развитие отрасли, на решение которых направлена настоящая Стратегия.


1) Проблемой является - снижение рождаемости и убыль населения Республики Татарстан, что вызвано такими факторами как:


- ежегодное снижение численности женщин репродуктивного возраста (15 - 49 лет) на 1 процент;


- увеличение среднего возраста женщин, родивших ребенка, до 29 лет (эффект откладывание рождений);


- "Демографическая яма" рождаемости, которая повторяется каждые 15 - 20 лет.


В январе - декабре 2023 года численность родившихся в Республике Татарстан составляет 36 497 человек (в январе - декабре 2022 г. - 36 651 человек, снижение на 0,4 процента), численность умерших - 42 844 человек (в январе - декабре 2022 г. - 44 784 человек, снижение на 4,3 процента), естественная убыль населения составила 6347 человек (в январе - декабре 2022 г. - убыль 8133 человек, снижение на 22 процента). За январь - декабрь 2023 г. численность родившихся на 1000 человек населения составила 9,1, что выше показателя по ПФО - 8,1 и по Российской Федерации - 8,7.


2) Сохраняется проблема наличия организаций, не обеспечивающих уровень заработной платы не ниже МРОТ.


Так, за 2023 год на заседаниях территориальных межведомственных комиссий заслушано 3268 организаций с низкой заработной платой, выявлено 227 организаций, выплачивающих 585 работникам заработную плату с нарушением требований закона о минимальном размере оплаты труда. По рекомендациям территориальных межведомственных комиссий в 229 организациях (с учетом переходящих с 2022 г.) 588 работникам доначислено 1 984,9 тыс. рублей и произведены налоговые отчисления на сумму 396,5 тыс. рублей.


Количество организаций, выплачивающих заработную плату ниже МРОТ за III квартал 2023 года по сравнению со II кварталом 2023 года снизилось на 9,7 процентов или на 69 организаций с 708 до 639 организаций.


По-прежнему остается актуальным - отраслевая дифференциация оплаты труда. Сохраняется низкий уровень оплаты труда в гостиничном хозяйстве, на предприятиях общественного питания - 36,3 тыс. рублей, в сфере операций с недвижимым имуществом - 39,7 тыс. рублей.


3) Проблемой остается медленная адаптация системы управления охраной труда предприятий к изменениям законодательства и неприменение работодателями риск-ориентированного подхода.


За 3 месяца 2024 года в республике уровень производственного травматизма в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. увеличился на 90% (с 10 случаев) и составил 19 случаев. Каждый 3 несчастный случаев произошел в обрабатывающем производстве, транспорте (по 32%). Каждый 6 - в добыче полезных ископаемых - 16%, десятый - в строительстве - 10%.


Среди причин - недостаточный контроль со стороны линейных руководителей, сокращение работниками технологических операций, применение труда необученного персонала.


4) Проблема кадрового дефицита работников и значительный потенциал экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте и необходимость совершенствования системы прогнозирования ситуации на рынке труда.


Данная проблема возникла вследствие влияния на состояние рынка труда: - демографического фактора - сокращение численности трудоспособного населения, особенно молодежи 20 - 34 лет, отличающихся высоким уровнем занятости и максимальной склонностью к инновациям, старение населения и трудовых ресурсов;


- структурной перестройки экономики в условиях санкционного давления;


- профессионально-квалификационного дисбаланса спроса и предложения на рынке труда ввиду оторванности образования от потребностей рынка труда, отсутствия связей между учебными заведениями и предприятиями.


С 1 января вступил в силу, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, новый Федеральный закон от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", который начал регулировать отношения на рынке труда. Ранее, действующий Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" до 1 января 2025 года свою силу не утратит, за исключением отдельных статей. Основные изменения в законе пройдут в несколько этапов. Таким образом, на уровне Республики Татарстан будет проведена работа по реализации основных положений Закона.


В рамках совершенствования и развития системы формирования прогноза потребности экономики в подготовке кадров на федеральном уровне поставлена задача определения крупными и средними работодателями текущей и перспективной кадровой потребности в разрезе профессионально-квалификационных групп с использованием для этих целей системы личных кабинетов единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".


С 2024 года будет проводиться работа по оптимизации инфраструктуры отрасли в сфере занятости населения Республики Татарстан", в т.ч.:


- приведение структуры службы занятости населения Республики Татарстан в соответствие со Стандартом организации деятельности органов службы занятости населения в субъектах Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 156 "Об утверждении Стандарта организации деятельности органов службы занятости населения в субъектах Российской Федерации";


- реорганизация государственных учреждений службы занятости населения Республики Татарстан в форме слияния и создания на их базе Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Республики Татарстан".


5) Следующая проблема - наличие малообеспеченных категорий граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки.


Одной из ключевых целей национального развития, обозначенной в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", является сохранение населения, здоровье и благополучие людей. А одним из целевых показателей, в рамках данной цели является снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. Работа в данном направлении носит системный и многовекторный характер. Принимаются меры и применяются инструменты, которые являются эффективными и действенными для граждан и многодетных семей.


6) Следующей проблемой является востребованность социальных услуг для ухода за пожилыми гражданами и инвалидами, в том числе с привлечением негосударственного сектора.


Демографическая ситуация в республике характеризуется тем, что каждый четвертый житель - это пожилой человек и динамика численности лиц пожилого возраста - имеет в перспективе положительный рост, поэтому один из актуальных вопросов в социальной сфере - увеличение продолжительности жизни, принятия мер по созданию системы долговременного ухода за людьми пожилого возраста и инвалидами.


Ключевым мероприятием проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" является создание системы долговременного ухода для граждан пожилого возраста и инвалидов, в рамках которой гражданам пожилого возраста (инвалидам), которым установлен 3 уровень нуждаемости в уходе (граждане имеющие значительные ограничения способности к передвижению и самообслуживанию), негосударственными поставщиками социальных услуг предоставляется услуга "Сиделка".


7) Следующей проблемой является - востребованность инвалидами в социальной адаптации, инклюзии и их интеграции во все сферы жизни общества, имеется востребованность социальных услуг лицами с ментальными нарушениями.


Сегодня в Татарстане проживают более 274,5 тыс. инвалидов или 6,9 процентов от проживающих в Республике Татарстан, в том числе 17 225 детей-инвалидов или 2 процента от детского населения республики.


Сегодня в Республике Татарстан проживают около 87 тыс. граждан с психическими расстройствами. Каждый год инвалиды с ментальными нарушениями вступают в трудоспособный возраст - и сталкиваются с тем, что в стране еще не выстроена устойчивая система их включения в трудовую деятельность, поддержки и сопровождения. Необходима система непрерывного межведомственного сопровождения детей и взрослых, имеющих различные нарушения в ментальной сфере, от раннего выявления и ранней помощи до сопровождаемого проживания и трудоустройства.



5. Кадровая потребность Республики Татарстан и источники ее удовлетворения


По состоянию на 1 января 2024 года в социально-трудовой сфере Республики Татарстан работает 9023 человек.


Министерство имеет развитую сеть подведомственных учреждений из 156 учреждений:


112 учреждений социального обслуживания,


42 Центра занятости населения,


2 республиканских центра:


- ГКУ "Республиканский ресурсный центр МТЗ и СЗ РТ"


- ГКУ "Республиканский центр материальной помощи" (компенсационных выплат).


Система социального обслуживания и сферы занятости населения республики испытывает проблемы с кадрами, обусловленные низким уровнем социальной защищенности работников, недостатком высококвалифицированных специалистов в отдаленных сельских территориях и младшего обслуживающего персонала в крупных населенных пунктах, недостаточным притоком молодых кадров. Кроме того, социальные работники ежедневно подвергаются высокой эмоциональной нагрузке.


В целях повышения сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда, повышению эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики, а также повышению эффективности управления в сфере труда и занятости в Республике Татарстан ежегодно формируется прогноз кадровой потребности предприятий и организаций республики на перспективу.


Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан также является главным исполнителем по формированию Прогноза по определению перспективной потребности отрасли.


В формировании Прогноза приняли участие все учреждения отрасли.


Общая прогнозная потребность на последующие 7 лет (2024 - 2030 годы) составила 493 человека, из которых на 2024 год - 219 человек, в том числе по ускоренной подготовке кадров - 88 человек, в подготовке квалифицированных рабочих в системе среднего профессионального образования - 32 человека, в подготовке специалистов среднего звена в системе среднего профессионального образования - 37 человек, по специальностям высшего образования - 62 человека.


На долю среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на 2024 год приходится 24 процента. Потребность в работниках со средним профессиональным образованием по программам подготовки специалистов среднего звена 2024 год 28 процентов, и по программам высшего образования на 2024 год - 48 процентов.


Из всей прогнозируемой по заявкам подведомственных учреждений потребности в специалистах с высшим образованием потребность по направлению подготовки "социальная работа" составляет в 2024 году 18 человек, что составляет 29 процентов от потребности специалистов с высшим образованием.


Сегодня специалистов с высшим образованием для социальной сферы в Республике Татарстан готовят следующие учебные заведения:


- ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технологический университет" (количество выпускников (бюджетные места) 2018 - 2023 гг. - 30 человек)


- ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (количество выпускников (бюджетные места) 2018 - 2023 гг. - 55 человек).


По данным Министерства образования и науки Республики Татарстан контрольные цифры приема студентов на 2024/2025 учебный год по специальности "Социальная работа" составляют в объеме 45 учебных мест.


Подготовка по вышеуказанной специальности ведется в городе Казани в ГАПОУ "Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства" в количестве 25 учебных мест и ГБПОУ "Бугульминский профессионально-педагогический колледж" в количестве - 20 учебных мест.


Во всех подведомственных, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан учреждениях (далее - подведомственные учреждения) внедрена система наставничества с целью повышения профессионального мастерства молодых специалистов, овладения нормами этики, повышение культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни.


С целью ликвидации кадрового дефицита Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по квотам целевого приема в образовательных организациях высшего образования ежегодно выделяются 5 бюджетных мест по специальности "Социальная работа". Осуществляется обучение по программе адресной подготовки специалистов по социальной работе, а также за счет целевых средств республики обучение по программам высшего образования. По окончании обучения все выпускники обязаны проработать не менее трех лет в государственных учреждениях Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.


Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 09.11.2023 N 868 "Об утверждении Плана мероприятий (дорожная карта) по обеспечению специалистами по социальной работе учреждений, подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на 2024 - 2025 годы". В рамках данного Плана мероприятий (дорожная карта) заключаются Соглашения о намерениях трудоустройства выпускников образовательных организаций по направлению "Социальная работа" с подведомственными Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан учреждениями с учетом потребности учреждений в специалистах по специальности "Социальная работа".


Для привлечения молодых специалистов в подведомственных учреждениях активно используется механизм практической подготовки обучающихся. Количество договоров, заключенных подведомственными учреждениями с образовательными организациями о практической подготовке обучающихся - 108.


Количество студентов, прошедших в подведомственных учреждениях практическую подготовку в 2023 году - 463 человек, в том числе 115" человек - по специальности "Социальная работа";


Количество выпускников образовательных организаций, трудоустроенных в учреждения в 2022/2023 гг. - 15 человек в том числе 10 человек - по специальности "Социальная работа".


Кроме того, для решения кадрового дефицита отрасли является расширенное использование программ профилактики рисков профессиональной деятельности, которые помогут нивелировать связанные различия в уровне социальной и экономической защищенности сотрудников институтов социальной сферы, включающая мероприятия по улучшению материально-технического обеспечения работы, создание системы психологической помощи и реабилитации синдрома эмоционального выгорания социальных работников, формирование системы унифицированной социальной защиты сотрудников, включающей медицинскую помощь, профессиональную переподготовку, обучение эффективным методам работы.


Важнейшим фактором, влияющим на снижение текучести кадров, является развитие персонала в целом и каждого работника в отдельности через систематическое пополнение знаний путем дополнительного профессионального образования.


При приеме на работу сотрудников, которые ранее не работали в отрасли, проводятся мероприятия для его успешной трудовой адаптации, которые в том числе включают различные обучающие семинары и повышение квалификации.


Например, в 2022 - 2023 гг. прошли обучение на курсе "Организация социальной работы с детьми и подростками" 79 человек из числа социальных педагогов, психологов, специалистов по социальной работе Комплексных центров социального обслуживания и социальных приютов для детей и подростков, 49 новых руководителей территориальные органы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (отделы социальной защиты) и Центров занятости населения прошли обучение на курсах "Менеджмент социальной организации", "Управление персоналом".


Важным направлением является совершенствование общепрофессиональных, универсальных компетенций, необходимых для успешного осуществления трудовой деятельности: на курсах "Информационные технологии в профессиональной деятельности" прошли обучение - 248 человек, "Основы документирования деловой информации" - 171 человек.


С целью поддержания эмоционального фона, собственного здоровьесбережения регулярно проводятся тренинги "Тренировка психологической устойчивости" - 77 человек, "Личная эффективность в профессиональных коммуникациях" - 140 человек, "Сохранение психологического здоровья специалиста социальных служб; профилактика эмоционального выгорания и профессиональных деформаций" - 81 человек.


Таким образом, обучение является мотивирующим фактором, позволяющим удержать работников, поскольку связано с профессионально-квалификационным продвижением работников, формирует интерес человека к профессиональной деятельности, что является показателем успешной трудовой адаптации и влияет на удовлетворенность работника процессом и результатами труда.



6. Целевые значения показателей развития отрасли на долгосрочный период


Основными целевыми показателями развития формирования и накопления человеческого капитала в области труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан к 2026 году и на период до 2030 года являются:


- не превышение уровня безработицы по МОТ свыше 2,7 процентов к 2026 году и 2,0 процента к 2030 году;


- недопущение к 2030 году снижения уровня занятости населения ниже 60 процентов;


- сохранение доли выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в первый год после окончания обучения, в общей численности выпускников указанных организаций к 2030 году не ниже 82 процентов;


- сохранение доли выпускников образовательных организаций высшего образования, трудоустроившихся в первый год после окончания обучения, в общей численности выпускников указанных организаций к 2030 году не ниже 82 процентов;


- достижение доли граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, к 2026 году на уровне 5,4 процентов, к 2030 году на уровне 5,0 процентов;


- сохранение доли негосударственных организаций социального обслуживания от общего количества организаций социального обслуживания всех форм собственности, оказывающих социальные услуги, к 2030 году не менее 20,0 процентов;


- достижение доли граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе к 2026 году до 5,11 процентов, к 2030 году на уровне 5,11 процента;


- увеличение уровня прошедших обучение по охране труда руководителей и специалистов к 2026 году до 27,5 (на 1000 работающих) и к 2030 году до 28 (на 1000 работающих).


В Стратегии отражены показатели, определенные Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", в том числе:


- достижение среднегодовой численности населения Республики Татарстан к 2026 году на уровне 3995,1 тыс. человек, к 2030 году на уровне 3908,8 тыс. человек;


- снижение уровня бедности в Республике Татарстан к 2026 году до 5,0 процентов, к 2030 году - до 4,1 процента.



7. Сроки реализации Стратегии


Реализация основных мероприятий Стратегии запланирована на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года.



8. Ожидаемые результаты реализации Стратегии (включающие количественные показатели, характеризующие уровень достижения целей и задач, отраженной в Стратегии)


Основными результатами реализации настоящей Стратегии являются:


- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и достижение среднегодовой численности населения Республики Татарстан к 2026 году на уровне 3985,9 тыс. человек, к 2030 году на уровне 3908,8 тыс. человек;


- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности и недопущение к 2030 году снижения уровня занятости населения ниже 60 процентов;


- формирование кадрового потенциала в социально-трудовой сфере;


- совершенствование социальной поддержки в целях усиления адресности и - снижение уровня бедности в Республике Татарстан к 2026 году до 5,0 процентов, к 2030 году - до 4,1 процента;


- создание условий для привлечения и развития негосударственного сектора в сфере социального обслуживания и сохранение доли негосударственных организаций социального обслуживания от общего количества организаций социального обслуживания всех форм собственности, оказывающих социальные услуги, к 2030 году не менее 20,0 процентов;


- повышение удовлетворенности граждан социальными услугами и достижение доли граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе к 2026 году до 5,11 процентов, к 2030 году на 5,11 процента.



9. План мероприятий по реализации Стратегии


Для реализации Стратегии необходимо реализовать план мероприятий (Таблица 4).



План мероприятий по реализации Стратегии формирования и накопления человеческого капитала в области труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на 2024 - 2026 годы и на период до 2030 года



Таблица 4

Наименование задачи

Наименование мероприятия

Результат мероприятия

Ед. изм.

Показатель достижения результата

2023

2024

2025

2026

2030

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Обеспечение прироста численности населения Республики Татарстан, в том числе через предоставление мер социальной поддержки семей с Детьми

Реализация мероприятий федеральных проектов в составе национальных проектов "Демография" и "Семья"

Численность населения

Тыс. человек

4003,1

4000,2

3998,5

3995,1

3908,8

Реализация региональной программы (Плана мероприятий) по повышению рождаемости

Численность родившихся

Тыс. человек

34,5

33,9

35,2

35,4

38,3

Разработка ежегодной Дорожной карты по достижению федерального показателя "Численность населения Республики Татарстан"

Утверждение Дорожной карты

Единиц

1

1

1

1

1

Предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми, в том числе многодетным

Рост количества числа многодетных семей

Процент

+3 процента ежегодно

+3 процента ежегодно

+3 процента ежегодно

+3 процента ежегодно

+3 процента ежегодно

Реализация мероприятий государственной программы Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом"

Количество участников программы

Человек

150

300

300

300

300

Обеспечение соблюдения социальных гарантий и трудовых прав работников

Совместно с республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, контрольно-надзорными органами, объединениями профсоюзов и работодателей проведение работы по рассмотрению организаций, задерживающих выплату заработной платы, на заседаниях Координационного совета по оплате труда, доходам и уровню жизни населения при Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с целью обеспечения соблюдения трудовых прав и гарантий работающих граждан в части своевременной и полной выплаты заработной платы

Уровень задолженности по заработной плате

Млн. рублей

0

0

0

0

0

Совместно с органами местного самоуправления проведение работы по снижению уровня неформальной занятости и обеспечение выполнения контрольного показателя

Выполнение контрольного показателя

Процент

100

100

100

100

100

Проведение мониторинга обеспечения на территориях муниципальных образований Республики Татарстан соблюдения минимального уровня оплаты труда

Доля организаций с нарушением законодательства о Минимальном размере оплаты труда

Процент

20

20

18

18

15

Обеспечение безопасных условий труда через повышение ответственности работодателей и работников за соблюдение норм охраны труда

Организация работы по разъяснению и внедрению в системы управления охраной труда предприятий новых положений Трудового кодекса Российской Федерации

Уровень прошедших обучение по охране труда руководителей и специалистов

На 1000 работающих

26,4

26,8

27

27,5

28

Выполнение комплекса мероприятий по реализации государственной политики в области охраны труда государственной программы Республики Татарстан "Содействие занятости населения Республики Татарстан"

Количество мероприятий

Единиц

5

5

5

5

5

Обеспечение эффективной занятости путем внедрения гибкой, управляемой модели рынка труда и комплексная модернизация служб занятости

Принятие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "Об оптимизации инфраструктуры отрасли в сфере занятости населения Республики Татарстан"

Принятие нормативного документа

Единиц

0

1

-

-

-

Реализации пилотного проекта "Организация содействия в трудоустройстве и сопровождении лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в период трудоустройства" в 2023 - 2026 годах"

Предоставление грантов на конкурсной основе некоммерческим организациям, осуществляющим содействие в трудоустройстве и сопровождении лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в период трудоустройства

Тыс. рублей

2 053,0

5 000,0

5 000,0

5 000,0

-

Содействие в трудоустройстве низкоконкурентных на рынке труда категорий граждан, и том числе инвалиды

Доля трудоустроенных инвалидов от обратившихся инвалидов за содействием в поиске работы

Процент

80

80

80

80

80

Предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения в том числе: в поиске работы гражданам и содействии работодателям в подборе необходимых работников

Доля трудоустроенных от обратившихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы

Процент

65

65

65

67

70

Отношение численности трудоустроенных граждан к количеству свободных раб. мест и вакантных должностей, исключенных из базы данных центров занятости населения за отчетный период

Процент

14

15

16

17

18

Совершенствование и развитие системы формирования прогноза потребности экономики Республики Татарстан в подготовке кадров

Принятие нормативного документа

Единиц

1

Внедрение новых сервисов для работодателей

Количество внедренных сервисов

Единиц

34

36

38

42

50

Организации обеспечения кадровой потребности предприятий, в т.ч. отдельных приоритетных отраслей

Закрепление в центрах занятости населения персонального консультанта (менеджера) для взаимодействия с конкретными предприятиями

Штатные единицы

Не менее 1 консультанта в ЦЗН

Не менее 1 консультанта в ЦЗН

Не менее 1 консультанта в 1 ЦЗН

Не менее 1 консультанта в ЦЗН

Организация опроса работодателей по степени удовлетворенности доступностью трудовыми ресурсами

Количество охваченных опросом работодателей

Единиц

800

Не менее 800

Не менее 820

Не менее 850

Не менее 1000

Внедрение принципов клиентоцентричноети

Количество служб занятости населения, где внедрены принципы

Единиц

7

40

45

-

-

Утверждение региональной программы содействия занятости молодежи Республики Татарстан на период до 2030 года

Принятие нормативного документа

Единиц

-

1

-

-

-

Реализация мероприятий федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография"

Доля занятых их числа участников мероприятий

Процент

75

75

75

75

75

Сокращение бедности за счет внедрения принципов адресности и программы социального контракта

Разработка ежегодной Дорожной карты по достижению федерального показателя "Уровень бедности"

Утверждение Дорожной карты

Единиц

1

1

1

1

1

Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта

Граждане, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта

Контрактов

5303

5215

5475

5084

5000

Реализация региональной программы снижения доли населения с доходами ниже границы бедности в Республике Татарстан

Уровень бедности

Процент

4,6

5,5

5,2

5,0

4,1

Совершенствование сервисов при оказании социальных услуг гражданам через внедрение новых технологий и развитие негосударственного сектора

Реализация мероприятий федеральных проектов в составе национальных проектов "Демография)) и "Продолжительная и активная жизнь"

Доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, от общего числа граждан старшего трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в гаком уходе

Процент

32

14,7

14,7

14,7

14,7

Доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, от общего числа такой категории граждан

Процент

5,1

5,11

5,11

5,11

5.1 1

Развитие стационарозамещающих технологий

Количество приемных семей для пожилых и инвалидов

Единиц

33

34

34

34

35

Организация сопровождаемого проживания инвалидов

Количество инвалидов с психическими расстройствами, которые охвачены социальные услуги по сопровождаемому проживанию

Человек

15

Не менее 15 человек в год

Не менее 15 человек в год

Не менее 15 человек в год

Не менее 15 человек в год

Совершенствование механизмов проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания

Охват организаций социального обслуживания

Процент

100

100

100

100

100

Капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт учреждений социального обслуживания населения Республики Татарстан

Количество организаций, охваченных капитальным ремонтом

Единиц

35

27

Не менее 28 организаций

Не менее 28 организаций

Не менее 28 организаций

Развитие современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов

Совершенствование нормативной правовой базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг, комплексной реабилитации и абилитации инвалидов

Принятие нормативного документа

Единиц

1

1

1

1

1

Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

Проведение ежегодного мониторинга мероприятий ("дорожных карт") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг

Единиц

1

1

1

1

1

Увеличение доли охвата детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности детей-инвалидов Республики Татарстан, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, процентов, процентов

Охват детей-инвалидов мероприятиями по реабилитации и абилитации согласно рекомендациям в ИПРА

Процент

89

94

97

>= 97

>= 97

Увеличение доли охвата инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности детей-инвалидов Республики Татарстан, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, процентов, процентов

Охват инвалидов мероприятиями по реабилитации и абилитации согласно рекомендациям в ИПРА

Процент

85

90

95

>= 95

>= 95

Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам

Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур в общем количестве приоритетных объектов в Республике Татарстан

Процент

72,4

75,4

78,9

82,9

100

Реализация Плана мероприятий ("дорожная карта") по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Татарстан в рамках Реализация общественного проекта Приволжского федерального округа "Ментальное здоровье"

Принятие нормативного документа

Единиц

1

1

1

1

1


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ