ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 апреля 2024 года N 210-р
[Об утверждении региональной программы
"Развитие спортивной медицины на
территории Орловской области на период
до 2030 года"]
В соответствии со Стратегией развития
физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2030
года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 24
ноября 2020 года N 3081-р, и в целях улучшения
здоровья населения, повышения качества
жизни граждан:
1. Утвердить региональную программу
"Развитие спортивной медицины на
территории Орловской области на период
до 2030 года" согласно приложению к
настоящему распоряжению.
2. Контроль за исполнением распоряжения
возложить на заместителя Губернатора
Орловской области в Правительстве
Орловской области по социальной
политике.
Губернатор
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ
Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 10 апреля 2024 г. N 210-р
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ
СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ НА ТЕРРИТОРИИ
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030
ГОДА"
I. Исполнители региональной программы
N |
Исполнители региональной программы |
ФИО |
Должность |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Ответственный исполнитель региональной программы |
Николаев В.О. |
Заместитель руководителя Департамента - начальник управления здравоохранения Департамента здравоохранения Орловской области |
2. |
Исполнитель программы |
Патронова И.А. |
Член Правительства Орловской области - руководитель Департамента образования Орловской области |
3. |
Исполнитель программы |
Берестов А.И. |
Исполняющий обязанности члена Правительства Орловской области - руководителя Департамента физической культуры и спорта Орловской области |
4. |
Исполнитель программы |
Данилевская Е.В. |
Руководитель Департамента внутренней политики и развития местного самоуправления Орловской области |
5. |
Исполнитель программы |
Жирова С.В. |
Заместитель руководителя Департамента - начальник финансово-экономического управления Департамента здравоохранения Орловской области |
6. |
Исполнитель программы |
Горохова Е.В. |
Заместитель начальника управления - начальник отдела организации медицинской помощи взрослому населению управления здравоохранения Департамента здравоохранения Орловской области |
7. |
Исполнитель программы |
Губина О.Н. |
Начальник отдела по работе с кадрами подведомственных учреждений управления обеспечения деятельности подведомственных учреждений Департамента здравоохранения Орловской области |
8. |
Исполнитель программы |
Байраков В.И. |
Главный врач бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловский врачебно-физкультурный диспансер" (далее также - БУЗ ОО ООВФД) |
9. |
Исполнитель программы |
Стрыгин А.В. |
Директор бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Медицинский информационно-аналитический центр" (далее также - БУЗ ОО МИАЦ) |
10. |
Исполнитель программы |
Главные врачи заинтересованных медицинских организаций |
II. Аналитическая часть
Краткая характеристика региона в целом
Федеральный округ - Центральный
федеральный округ.
Субъект Российской Федерации - Орловская
область.
Административный центр - город Орел.
Площадь субъекта Российской Федерации
(км2) - 24652.
Протяженность субъекта (км) с севера на
юг - 150 км, с запада на восток - 200 км.
Численность населения (чел.) - 699 976.
Плотность населения (чел./км2) - 28.
Доля городского населения (%) - 66,7%.
Доля лиц старше 65 лет (%) - 18,76%.
Территориальное устройство
(территориальные единицы субъекта
Российской Федерации):
3 города областного значения: г. Орел, г.
Ливны, г. Мценск;
Орловский муниципальный округ;
207 сельских поселений;
23 района:
1. Болховский район.
2. Верховский район.
3. Глазуновский район.
4. Дмитровский район.
5. Должанский район.
6. Залегощенский район.
7. Знаменский район.
8. Колпнянский район.
9. Корсаковский район.
10. Краснозоренский район.
11. Кромской район.
12. Ливенский район.
13. Малоархангельский район.
14. Мценский район.
15. Новодеревеньковский район.
16. Новосильский район.
17. Покровский район.
18. Свердловский район.
19. Сосковский район.
20. Троснянский район.
21. Урицкий район.
22. Хотынецкий район.
23. Шаблыкинский район.
Рис. N 1. Картографическая схема Орловской
области
Граничащие субъекты Российской
Федерации: Тульская, Липецкая, Брянская,
Калужская, Курская области.
Орловская область расположена на
юго-западе Европейской части России, в
центральной части Среднерусской
возвышенности, в лесостепной зоне.
Орловская область относится к зоне
умеренно континентального климата,
характеризующегося теплым летом и
умеренно холодной зимой. Четко выражена
смена сезонов года. С северо-запада на
юго-восток континентальность климата
усиливается.
В результате аварии на Чернобыльской АЭС
(26 апреля 1986 года) Орловская область
подверглась радиоактивному
загрязнению.
Отмечается ежегодное уменьшение
населения Орловской области, что связано
как с миграцией в крупные города, так и
старением населения области. Возрастной
состав населения характеризуется
преобладанием лиц старших возрастных
групп, что является признаком
демографически старого типа населения.
Необходимость реализации региональной
программы диктуется сложившейся
демографической ситуацией,
особенностями возрастной структуры
населения, заболеваемости и смертности.
По данным Росстата, в Орловской области
на 1 января 2024 года численность населения
составила 699976 человек, в городах
Орловской области проживает 66,7%.
Численность взрослого населения
составляет 572303 человека, дети в возрасте
от 0 до 17 лет - 127673 человека.
Население трудоспособного возраста
составляет 405731 человек (197572 женщины, 208159
мужчин).
Доля населения моложе трудоспособного
возраста (0 - 17 лет) составляет 18,2%,
трудоспособного населения - 57,9%,
населения старше трудоспособного
возраста - 23,9%.
Деление населения Орловской области по
половозрастному составу остается
неизменным на протяжении последних лет.
Так, в общей численности населения
удельный вес мужчин составляет 44%, женщин
- 56%.
Средний темп снижения численности
населения Орловской области составил 1,1%
в год, численность сельского населения
снижается на 0,9% в год (таблица 1).
Демографическая ситуация
характеризуется продолжающимся с 1995
года процессом естественной убыли
населения, обусловленным превышением
числа умерших над числом родившихся.
Ожидаемая продолжительность жизни на
территории Орловской области составила
в 2023 году 71,13 года (таблица 2), что
несколько ниже в целом по Российской
Федерации (73,1 года).
Численность населения в возрасте 49 лет и
старше превышает численность возрастной
группы до 17 лет в 2,2 раза, что
свидетельствует о регрессивном типе
возрастной структуры населения и
продолжающемся процессе депопуляции.
Оценка степени старения населения
Орловской области свидетельствует об
очень высоком уровне демографической
старости населения.
Таблица 1
Численность населения в Орловской
области на начало года
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
На 31.12.2023 |
Средний темп снижения |
Численность населения |
785952 |
781281 |
775826 |
769980 |
765231 |
759721 |
754816 |
747247 |
739498 |
733498 |
724686 |
714094 |
699976 |
- 1,1% |
Численность сельского населения |
271074 |
267616 |
265234 |
262390 |
257782 |
253857 |
251169 |
248337 |
245594 |
243697 |
241255 |
238063 |
231704 |
- 0,9% |
Таблица 2
Ожидаемая продолжительность
предстоящей жизни на 2017 - 2023 годы
Показатели |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Орловская область |
71,63 |
71,56 |
72,56 |
70,1 |
68,97 |
70,73 |
71,13 |
Российская Федерация |
72,7 |
72,9 |
73,34 |
71,5 |
73,6 |
72,73 |
73,1 |
Экологическая ситуация
Орловская область не входит в перечень
регионов с неблагоприятной
экологической обстановкой в связи с
небольшим уровнем техногенной и
антропогенной нагрузки на окружающую
среду.
Основными источниками загрязнения
атмосферного воздуха являются
передвижные источники автомобильного и
железнодорожного транспорта, а также
стационарные источники промышленных,
топливно-энергетических,
транспортно-дорожных,
сельскохозяйственных и других
предприятий. Одной из проблем, имеющих
приоритетное значение, является
загрязнение окружающей среды
промышленными предприятиями,
предприятиями теплоэнергетики,
автотранспортом. Основные стационарные
источники загрязнения атмосферного
воздуха Орловской области расположены в
городах Орле, Мценске, Ливны и поселке
Долгое Должанского района Орловской
области. По данным лабораторных
исследований, проводимых лабораторией
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
Орловской области", содержание
исследуемых загрязняющих химических
веществ в атмосферном воздухе в
концентрациях, превышающих
гигиенические нормативы, более 3 ПДК
зафиксировано не было. Качество
атмосферного воздуха в местах
постоянного проживания населения
Орловской области в течение последних 3
лет стабильно. В соответствии с принятой
градацией уровень загрязнения
атмосферного воздуха оценивается как
низкий, то есть благоприятный для
проживания.
В Орловской области формируется
поверхностный сток рек Волги, Дона и
Десны, а также аккумулируются подземные
воды Московского артезианского
бассейна.
Водоснабжение населения Орловской
области осуществляется из подземных
источников. Западная, центральная,
восточная и северо-восточные части
области используют
задонско-оптуховский,
воронежско-ливенский и
саргаево-семилукский водоносные
комплексы. Юго-западная и восточная
части области используют для
водоснабжения апт-сеноманский
водоносный горизонт или
воронежско-ливенский водоносный
комплекс.
В Орловской области численность
населения, обеспеченного
централизованным водоснабжением,
составила 99,96%, нецентрализованным - 0,04%.
Населенные пункты, получающие привозную
воду, в области отсутствуют.
В последние годы отмечается тенденция к
улучшению состояния источников
централизованного питьевого
водоснабжения Орловской области. В 2021
году 8,0% источников централизованного
питьевого водоснабжения области не
отвечали санитарным правилам и нормам, в
том числе из-за ненадлежащей организации
зон санитарной охраны - 3,6%. Показатель
удельного веса подземных источников
централизованного водоснабжения, не
отвечающих
санитарно-эпидемиологическим
требованиям, в том числе из-за отсутствия
зоны санитарной охраны, не превысил
среднероссийский уровень.
Неблагополучными районами по
организации зон санитарной охраны
централизованных источников питьевого
водоснабжения являются Залегощенский
(39,3%), Краснозоренский (27,0%), Корсаковский
(24,4%) районы. Показатель
неудовлетворительного качества воды
подземных источников по
санитарно-химическим показателям
превышает среднеобластной уровень (15,4%)
на 13 административных территориях: в
Болховском, Глазуновском, Знаменском,
Кромском, Колпнянском,
Малоархангельском, Сосковском,
Свердловском, Троснянском, Урицком,
Хотынецком районах, Орловском
муниципальном округе и городе Орле. На 9
административных территориях
регистрировалось превышение
среднеобластного уровня (2,4%) по
микробиологическим показателям: в
Болховском, Глазуновском,
Малоархангельском, Свердловском,
Урицком, Шаблыкинском районах, Орловском
муниципальном округе и городе Орле.
Проведенный анализ санитарного
состояния почвы показал, что на
территории Орловской области отмечается
стабилизация доли проб почвы, не
отвечающих гигиеническим нормативам, по
санитарно-химическим показателям
(превышения отмечены по нитратам в
пробах почвы, отобранных в рамках
рассмотрения обращений граждан на
загрязнение территории, прилегающей к
местам сбора и накопления отходов, и
бенз(а) пирену в отобранных пробах при
выборе земельных участков под
строительство. На территории селитебной
зоны отмечается увеличение доли проб, не
отвечающих гигиеническим нормативам (до
11,3%), на территории детских дошкольных
учреждений доля проб, не отвечающих
гигиеническим нормативам, снизилась до 0%
проб. Пробы почвы с повышенным
содержанием бенз(а) пирена выявлены на
территории Залегощенского, Мценского,
Урицкого районов, Орловского
муниципального округа и в городе Орле,
нитратов - на территории города Орла и
Орловского муниципального округа. При
исследовании проб почвы на
радиологические показатели: суммарная
удельная активность; удельная
активность К-40, Th-232, Ra-226, Cs-137; по
результатам исследований нестандартных
проб не выявлено.
Проведенный анализ санитарного
состояния почвы селитебной территории
показал, что в целом на территории
Орловской области увеличилось
количество проб почвы, не отвечающих
гигиеническим нормативам по
санитарно-химическим показателям
(превышения отмечены по бенз(а) пирену и
нитратам). Увеличился удельный вес
нестандартных проб почвы по
микробиологическим и
паразитологическим показателям.
По показателям химического загрязнения,
неблагоприятных физических факторов и
неионизирующих излучений на территории
Орловской области ситуация с уровнем
загрязнения атмосферного воздуха в
точках измерения на автомагистралях,
улицах с интенсивным движением в
городских и сельских поселениях
стабильная. Превышения гигиенического
норматива загрязнения атмосферного
воздуха в жилых зданиях не выявлено.
Радиационная обстановка в Орловской
области за последние пять лет
существенно не изменялась и в целом
остается удовлетворительной. Ни в одном
из районов области радиационный фактор
не является ведущим фактором вредного
воздействия на здоровье населения.
При этом 85,6% суммарной дозы облучения
обусловлены природными источниками
излучения (Российская Федерация - 80,1%) и
14,3% - медицинскими
рентгенорадиологическими
исследованиями (Российская Федерация -
19,7%). На долю остальных источников
приходится 0,48%.
Специфика формирования индивидуальных и
коллективных доз облучения обусловлена
особенностями региона. Значимыми
факторами до настоящего времени
остаются последствия прошлых
радиационных аварий. Превышение
основных дозовых пределов в текущем году
на территории области не отмечено.
На территории Орловской области объекты
1 и 2 категорий потенциальной
радиационной опасности, отнесенные к
особо радиационно- и ядерно опасным,
отсутствуют. В соседней Курской области
расположена Курская атомная
электростанция. На территории Орловской
области радиационных аномалий не
выявлено.
На территории Орловской области
населения с эффективной дозой облучения
за счет природных источников свыше 5
мЗв/год не выявлено. Радиационный фон, по
данным радиационно-гигиенического
мониторинга, в населенных пунктах
Орловской области составляет от 0,08 до 0,16
мкрЗв/час, что соответствует
естественным значениям.
Реализация мероприятий
профилактической направленности
Специалистами службы медицинской
профилактики совместно с руководителями
медицинских организаций активизирована
деятельность по размещению информации о
факторах риска развития хронических
неинфекционных заболеваний, том числе
эндокринологической патологии, в
средствах массовой информации (далее -
СМИ), на сайтах, информационных стендах
медицинских организаций, по подготовке
наглядных профилактических материалов,
печатной продукции о факторах риска
развития неинфекционных заболеваний и
формировании здорового образа жизни.
Всего профилактической работой за 2023 год
было охвачено 28865 человек, из них:
подростков и молодежи в возрасте 15 - 30
лет: школьников - 11050 человек, студенты
техникумов - 9125 человек, студенты ВУЗов -
5540 человек, взрослых 3150 человек
(родителей - 1175 человек, медицинских
работников - 250 человек, работников
администраций, образования,
общественность - 1200 человек, работников
предприятий, осужденных - 525 человек). В
настоящее время профилактическая работа
продолжена.
Осуществляется подготовка волонтеров:
волонтеров-медиков из числа студентов
бюджетного профессионального
образовательного учреждения Орловской
области "Орловский базовый
медицинский колледж" (далее также -
БПОУ ОО "Орловский базовый
медицинский колледж") на базе Центра
здоровья БУЗ Орловской области
"Орловская областная клиническая
больница (далее также - БУЗ ОО
"ООКБ");
волонтеров из числа студентов
федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего образования "Орловский
государственный университет им. И.С.
Тургенева" (далее - ОГУ им. И.С.
Тургенева);
волонтеров Юридического института ОГУ
им. И.С. Тургенева.
Реализован перечень акций к всемирным
дням здоровья при участии
волонтеров-медиков и СМИ.
Волонтеры-медики Медицинского института
ОГУ им. И.С. Тургенева и БПОУ ОО
"Орловский базовый медицинский
колледж" активно развиваются и
принимают участие во многих акциях ВУЗа,
города и области. Общее число
волонтеров-медиков составляет более 150
человек. Они сотрудничают со многими
лечебными учреждениями города Орла и
участвуют в медицинском сопровождении
массовых мероприятий, на форумах и
акциях формируют у населения принципы
здорового образа жизни, информируют о
профилактике заболеваний. Становятся
участниками образовательных молодежных
фестивалей, курсов и тренингов,
посвященных медицине и здоровью,
популяризируют кадровое донорство.
Волонтеры приняли участие в
Межрегиональной ярмарке молодежных
инициатив, проходившей в туристическом
многофункциональном комплексе
"ГРИНН" (информационная поддержка
осуществлялась за счет внебюджетных
источников).
Продолжена практика проведения
профилактических мероприятий по
формированию у населения навыков
безопасного поведения и профилактики
социально значимых заболеваний.
Организована широкая
информационно-просветительская
кампания и проведен комплекс
профилактических мероприятий в ключевых
группах среди населения региона с
использованием различных форм
профилактической работы, в том числе:
участие в координационных советах,
семинарах и совещаниях по различным
аспектам профилактики с представителями
администрации муниципальных
образований Орловской области,
специалистами системы образования и
культуры, подразделений наркоконтроля,
полиции, военнослужащими,
представителями комиссий по делам
несовершеннолетних, а также
информационно-просветительских
мероприятиях для членов трудовых
коллективов, мероприятиях в СМИ, работа
среди ключевых групп населения
Орловской области (58 мероприятий,
охвачено 4169 человек);
организация и участие в проведении
круглых столов, лекций по проблемам
заболеваний для обучающихся средних
специальных учебных заведений,
организация тренингов профилактической
направленности для студентов,
профилактическая работа с родителями
учащихся (115 мероприятий, 7846 человек);
обучающие семинары для медицинских
работников (53 мероприятия, 2420 человек).
В число проведенных профилактических
мероприятий для различных ключевых
групп населения вошли организованные
массовые мероприятия (23 акции с общим
охватом 4434 человек).
Осведомленность населения об
актуальности проблемы растет, но на
низком уровне остается мотивация
населения на изменение своего поведения
и сохранение здоровья как ценности.
На территории Орловской области
проводится систематическая работа по
профилактике заболеваний, в первую
очередь среди молодежи, студентов,
школьников старших классов, медицинских
работников, иностранных граждан,
осужденных, а также среди лиц,
относящихся к группам населения
повышенного риска (потребители
инъекционных наркотиков, лица БОМЖ, лица,
зависимые от алкоголя, и т.д.).
Организованы и проведены следующие
мероприятия:
1) в трудовых коллективах Орловской
области (6 трудовых коллективов, 281
человек);
2) в молодежном сообществе Орловской
области (115 мероприятий, 7846 человек);
3) для педагогов и родителей обучающихся
(8 мероприятий, охвачено 655 человек);
4) для медицинских работников (53
мероприятия, охвачено 2420 специалистов);
5) просветительские мероприятия для
неработающего населения (7 мероприятий,
152 человека);
6) для ключевых групп населения (14
мероприятий, охвачено 582 представителя
ключевой группы).
В настоящее время данная работа
продолжена.
Традиционно уделяется внимание
реализации
информационно-коммуникационной
кампании по вопросам профилактики при
непосредственном участии региональных
СМИ, организована широкая
информационно-просветительская
кампания, а именно:
1) размещено 6 рекламных видеороликов в
рекламном блоке ведущего регионального
телеканала по вопросам профилактики
инфекционных заболеваний длительностью
10 секунд каждый;
2) размещена информация/объявление -
"бегущая строка" в контенте на
телеканале "Первый областной" о
проводимых в регионе профилактических
кампаниях;
3) размещен рекламный аудиоматериал в
эфире радио "Экспресс Радио Орел";
4) проведена широкая
информационно-рекламная кампания в сети
Интернет (социологические опросы в
популярных социальных сетях, сквозной
преролл на интернет-площадках,
аудиореклама, в том числе, с
использованием рекламной сети Яндекс -
видеореклама, объявления, баннеры),
направленная на профилактику
распространения заболеваний среди
населения;
5) размещены информационно-рекламные
материалы (видеоролики) на 3 светодиодных
экранах центральных улиц г. Орла, 2
светодиодных экранах центральных улиц
городов Ливны и Мценска;
6) опубликован цикл статей, посвященных
актуальным вопросам здоровья, в
еженедельном печатном издании (журнал
"Теле 7"). Общее количество
опубликованных статей - 32, еженедельный
тираж каждой статьи составил 7000
экземпляров, общее количество изданий -
224000 экземпляров;
7) осуществлено изготовление
полиграфической продукции
профилактической направленности,
распространяемой в ключевых группах
населения, среди волонтеров, участвующих
в профилактических акциях, а также среди
населения региона (всего 10
наименований).
Осуществляются выходы в трудовые
коллективы для информирования граждан
по вопросам профилактики, сформирован
график совместных выездов в
муниципальные образования Орловской
области для проведения комплексного
тестирования.
Приказом Департамента здравоохранения
Орловской области от 12 апреля 2023 года N 230
"О повышении эффективности
мероприятий" утверждены совместные
выходы в трудовые коллективы для
информирования граждан, организация
проведения профилактических
мероприятий (круглых столов,
конференций, открытых уроков, семинаров),
в том числе с учащимися образовательных
организаций, проведение на территории
Орловской области региональных этапов
межведомственной комплексной
оперативно-профилактической операции
"Дети России - 2023", направленной на
пропаганду здорового образа жизни среди
несовершеннолетних.
Во исполнение мероприятий региональной
программы Орловской области
"Укрепление общественного
здоровья", утвержденной распоряжением
Правительства Орловской области от 28
сентября 2020 года N 603-р, в 2022 году был
реализован комплекс мероприятий,
направленных на решение задач в области
профилактики неинфекционных
заболеваний (далее также - НИЗ) и
формирования здорового образа жизни у
населения Орловской области:
1) организация проведения
диспансеризации взрослого населения,
профилактических медицинских осмотров и
диспансерного наблюдения;
2) организационно-методическое
сопровождение деятельности отделений
(кабинетов) медицинской профилактики по
профилактике НИЗ и формированию
здорового образа жизни;
3) организована работа центров здоровья
взрослого и детского населения;
4) мониторинг показателей смертности от
основных социально значимых
заболеваний, оценка целевых индикаторов
по снижению смертности от
онкологических заболеваний;
5) информационно-коммуникационные
кампании в целях повышения
информированности населения в области
сохранения и укрепления здоровья,
пропаганды здорового образа жизни.
В 22 из 24 муниципальных образований
Орловской области, городе Орле и городе
Ливны приняты муниципальные программы
общественного здоровья.
Активно проводится работа
профилактической направленности: лекции
в образовательных учреждениях (в том
числе по видеосвязи zoom, что позволяет
одновременно подключать к
видеоконференции до 30 различных
образовательных учреждений региона),
обучающие семинары для работников
образования, здравоохранения,
социальной защиты, широкая
информационно-просветительская
кампания и социологические опросы в сети
Интернет.
Таблица 3
Количество привлеченных граждан к
мероприятиям профилактической
направленности за 2013 - 2023 годы
Годы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Число граждан |
24524 |
24108 |
23346 |
23156 |
23274 |
23455 |
18105 |
18725 |
24283 |
27530 |
28865 |
Динамика численности привлеченных
граждан к мероприятиям профилактической
направленности за 2013 - 2023 годы
Рис. N 2. Динамика по количеству
привлеченных граждан к профилактическим
мероприятиям
Как показывает линия тренда, количество
граждан, привлеченных к мероприятиям
профилактической направленности,
находится на стабильном уровне и имеет
тенденцию к повышению. Снижение
количества проводимых мероприятий и,
соответственно, численности
привлеченных к ним граждан в 2019 - 2020 годах
было связано с ограничительными
мероприятиями по новой коронавирусной
инфекции (COVID-19).
Центром общественного здоровья и
медицинской профилактики созданы
информационные каналы в социальных
сетях. На страницах этих каналов, на
сайте медицинских учреждений
публикуются статьи по пропаганде
здорового образа жизни и
профилактическим мероприятиям, статьи к
Всемирным дням здоровья, по профилактике
хронических неинфекционных
заболеваний.
Во всех средних образовательных
учреждениях, детских дошкольных
учреждениях имеются планы по
организации мероприятий, обучающих
здоровому образу жизни в течение года.
Мероприятия приурочены к Всемирным дням
здоровья: "День отказа от курения",
"День матери", "День семьи",
"День здоровья", "День защиты
детей", "День психического
здоровья" и другие. В отчетном году
продолжена совместная работа с
сельскими и межпоселковыми библиотеками
в Орловской области, на базе которых
организовано 28 выставок к Всемирным дням
здоровья ("День отказа от курения",
"День матери", "День семьи",
"День здоровья", "День защиты
детей", "День пожилого человека" и
другие). В сельских домах культуры
проводятся мероприятия, направленные на
профилактику и укрепление общественного
здоровья.
В соответствии с распоряжением
Правительства Орловской области от 28
сентября 2020 года N 603-р "Об утверждении
региональной программы Орловской
области "Укрепление общественного
здоровья" реализуется план
мероприятий регионального проекта
"Формирование системы мотивации
граждан к здоровому образу жизни,
включая здоровое питание и отказ от
вредных привычек" в рамках
федерального проекта "Формирование
системы мотивации граждан к здоровому
образу жизни, включая здоровое питание и
отказ от вредных привычек"
национального проекта "Демография".
Реализация данной программы рассчитана
на 2020 - 2024 годы.
III. Цель, задачи и принципы региональной
программы развития спортивной медицины
Орловской области
Программа развития спортивной медицины
(далее также - СМ) в Орловской области на
период до 2030 года сформирована с учетом
концептуальных целей, задач и принципов,
направленных на обеспечение интересов и
реализацию приоритетов в данной
области.
Концепция определяет перспективы
развития спортивной медицины в регионе в
рамках поставленных приоритетных задач:
повышения здоровья нации и достижения
Европейских и мировых стандартов
обеспечения профессионального спорта и
спорта высших достижений.
Также определяются приоритетные
направления развития системы
медицинского и медико-биологического
обеспечения лиц, проходящих спортивную
подготовку, членов спортивных сборных
команд Орловской области, а также
профессиональных спортсменов.
Разработка и реализация программы
развития основана на следующих
ценностях физической культуры, спорта и
спортивной медицины:
ориентированность на человека -
формирование навыков и умений
рационального использования средств и
методов физической культуры и спорта для
гармоничного развития человека,
сохранения и укрепления его здоровья,
повышения работоспособности и продления
активного долголетия;
доступность - медицинский контроль для
максимального удовлетворения всех
категорий граждан, занимающихся
физической культурой и спортом;
партнерство - проектирование и создание
на региональном уровне
межведомственного кластера
медицинского, медико-биологического
обеспечения спорта (между Департаментом
здравоохранения Орловской области,
Департаментом физической культуры и
спорта Орловской области, Департаментом
образования Орловской области,
Департаментом внутренней политики и
развития местного самоуправления
Орловской области) направленного на
формирование согласованных интересов и
сотрудничества в целях устойчивого
развития физической культуры, спорта и
спортивной медицины в Орловской
области;
прозрачность - свободный доступ к своей
медицинской информации, открытые
двусторонние коммуникации между
пациентом и медицинским работником;
устойчивое экономическое развитие сферы
спортивной медицины.
Развитие спортивной медицины на
территории Орловской области основано
на следующих принципах:
соответствие национальным целям и
стратегическим задачам развития
Российской Федерации;
межведомственный подход в решении
важнейших задач развития спорта и
спортивной медицины Орловской области;
профилактическая и предиктивная
направленность спортивной медицины,
обеспечивающие максимальное сохранение
здоровья и выбор спортивного амплуа для
самореализации;
обеспечение качества медицинского и
медико-биологического обеспечения
спортсменов, направленного на повышение
показателей здоровья и увеличения
трудоспособности;
удовлетворенность спортсменов
условиями организации оказания
медицинской помощи (в том числе при
подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий);
совершенствование методов и технологий
медицинского и медико-биологического
обеспечения спортсменов с максимальным
использованием достижений науки;
антидопинговая направленность СМ.
Правовая основа концепции развития
спортивной медицины:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N
323-ФЗ "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N
329-ФЗ "О физической культуре и спорте в
Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ
"О стратегическом планировании в
Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской
Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р;
распоряжение Правительства Российской
Федерации от 28 декабря 2020 года N 3615-р;
приказ Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 30 мая 2018 года N
288н "Об утверждении Порядка
организации медико-биологического
обеспечения спортсменов спортивных
сборных команд Российской Федерации";
приказ Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 23 октября 2020
года N 1144н "Об утверждении порядка
организации оказания медицинской помощи
лицам, занимающимся физической
культурой и спортом (в том числе при
подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий),
включая порядок медицинского осмотра
лиц, желающих пройти спортивную
подготовку, заниматься физической
культурой и спортом в организациях и
(или) выполнить нормативы испытаний
(тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО)" и
форм медицинских заключений о допуске к
участию в физкультурных и спортивных
мероприятиях" (далее также - приказ
Минздрава России N 1144н);
постановление Правительства Орловской
области от 31 октября 2016 N 427 "Об
утверждении государственной программы
Орловской области "Развитие
физической культуры и спорта";
приказ Департамента здравоохранения
Орловской области от 3 декабря 2018 года N 880
"Об утверждении Порядка организации
медико-биологического обеспечения
спортсменов спортивных сборных команд
Орловской области".
Программа направлена на формирование и
реализацию на региональном и
муниципальном уровнях
скоординированной политики в области
спортивной медицины. Ведущим вектором
Концепции является межведомственное и
межотраслевое взаимодействие,
координация и консолидация деятельности
заинтересованных региональных органов
исполнительной власти, органов местного
самоуправления, общественных, научных и
образовательных организаций, субъектов
сферы физической культуры и спорта.
Целью разработки региональной программы
является определение приоритетов
региональной политики в сфере
спортивной медицины и создание условий
для повышения показателей здоровья,
сохранения работоспособности,
увеличения конкурентоспособности и
продолжительности спортивной карьеры
спортсменов Орловской области.
Основными задачами реализации
региональной программы являются:
полноценное кадровое обеспечение
профильными специалистами в области
спортивной медицины;
совершенствование
материально-технической базы спортивной
медицины региона;
разработка медицинского и
медико-биологического сегментов
электронного профиля (паспорта)
спортсмена и соответствующих
информационно-аналитических систем.
Для достижения цели и решения основных
задач развития спортивной медицины в
регионе сформированы следующие
приоритетные направления:
базисное развитие спортивной медицины;
развитие системы медицинского
обеспечения спортсменов;
развитие системы медико-биологического
обеспечения спортсменов;
развитие кадрового потенциала
спортивной медицины;
развитие инфраструктуры спортивной
медицины;
научные направления развития спортивной
медицины;
цифровизация спортивной медицины.
Тенденции развития спортивной медицины
В Орловской области на конец 2023 года
всего обучающихся и занимающихся в
организациях спортивной направленности
- 18783 человека, из них 16110 человек -
обучающиеся по дополнительным
образовательным программам спортивной
подготовки, 2673 - обучающихся по
дополнительным общеразвивающим
программам (спортивно-оздоровительный
этап). Всего обучающихся ведомственной
принадлежности сферы физической
культуры и спорта - 8770 человек и
ведомственной принадлежности сферы
образования - 10013 человек. В регионе 35
организаций спортивной направленности,
в их числе организаций в ведении органов
управления в сфере физической культуры и
спорта 14 (10 спортивных школ, 2 спортивные
школы олимпийского резерва, 1 училище
олимпийского резерва, в состав которого
входят 2 спортивные школы и 1
спортивно-адаптивная школа, 1 центр
спортивной подготовки) и 21 организация в
ведении органов управления в сфере
образования.
Спортивная отрасль в Орловской области
является одним из важных направлений
деятельности и развития региона: растет
число спортивных направлений,
увеличивается количество спортивных
объектов, повышается частота проведения
спортивных соревнований регионального,
всероссийского и международного уровня,
ежегодно увеличивается число людей,
выбирающих спортивную профессиональную
деятельность.
Физическая культура и массовый спорт
являются эффективным средством
всестороннего развития личностных
качеств граждан Российской Федерации,
решающим коррекционные и
оздоровительные задачи физического
развития, рекреационного
удовлетворения, социализации личности,
укрепления положения человека в
социальной среде. В связи с этим
физическая культура и массовый спорт
являются ведущими направлениями для
достижения к 2030 году 70% показателя
вовлеченности населения к занятиям
всеми видами физической активности.
В отличие от физической культуры и
массового спорта, которые не требуют
организации спортивно-медицинских
мероприятий, высокоинтенсивные нагрузки
в системе спортивной подготовки и
профессионального спорта предъявляют
повышенные требования к
работоспособности, а здоровье является
лишь одним из условий достижения высшего
спортивного результата. Спортсмены
входят в группу повышенного риска
тренировочных перегрузок,
психоэмоционального выгорания,
заболеваемости и травматизма,
вследствие чего подлежат обязательному
медицинскому обеспечению,
предназначенному для систематического
контроля здоровья, и
медико-биологическому обеспечению,
предназначенному для восстановления
работоспособности и повышению
резервного потенциала организма.
Стратегической задачей государственной
политики в области спортивной
подготовки и спорта высших достижений в
последние годы стало возвращение
лидирующих позиций страны на
международной арене. На субъекты
Российской Федерации возложена задача,
учитывая национальные, исторические
традиции и территориальные условия,
сформировать систему комплексного
сопровождения подготовки спортивного
резерва, включающую диагностические
методики и научный анализ оценки
показателей здоровья, физического
развития, функциональной, технической,
психической, тактической
подготовленности, в том числе методики
восстановления и повышения резервного
потенциала спортсмена, способствующие
сохранению здоровья и повышению
эффективности тренировочного процесса.
В настоящее время в Российской Федерации
достигнуты определенные успехи в
организации научно обоснованной системы
спортивной медицины, определены
основные направления развития в данной
области: имеется сеть
врачебно-физкультурных диспансеров,
центров спортивной медицины и
реабилитации, центров профилактики и
здоровья; проводятся научные
исследования, относящиеся к раннему
выявлению, профилактике и лечению
патологических состояний у спортсменов.
Кроме того, научно обосновано создание и
реализация ряда новых методик
спортивной реабилитации при
заболеваниях и травмах. Имеющиеся
научные разработки в области спортивной
медицины и спорта охватывают также
вопросы спортивной психофизиологии в
области спортивных мотиваций и
стрессоустойчивости.
Современные тенденции развития мирового
спорта и новые вызовы показывают, что
достигнутых показателей в области
медико-биологического обеспечения
спорта высших достижений недостаточно
для возвращения лидирующих позиций
Российской Федерации в мировую тройку
лидеров. Внимание акцентируется на
совершенствовании системы региональной
спортивной подготовки, что в ряде
случаев диктует необходимость
пересмотра сложившихся методик и
подходов.
На заседании Совета по развитию
физической культуры и спорта 6 ноября 2012
года Президентом Российской Федерации
Путиным В.В. дано поручение о
восстановлении сети
врачебно-физкультурных диспансеров в
регионах страны и развитии спортивной
науки, включая создание и внедрение
инновационных медико-биологических
технологий в спорте. Отмечена
актуальность тесного взаимодействия
ведомств в части научных исследований и
реализации комплексного плана научных
исследований в области
медико-биологического обеспечения
спорта высших достижений. Таким образом,
ведущим вектором стратегии развития
спортивной медицины до 2030 года должен
стать межведомственный подход. Это
необходимо для возвращения России в
тройку мировых спортивных лидеров.
Отмечены ключевые вопросы кадровой
трансформации спорта и спортивной
медицины, в том числе подготовки
специалистов в области спортивной
медицины и биомедицины. Кроме того,
определена необходимость создания
вертикальной интегрированной
информационной системы спортивной
медицины, региональных сегментов,
медицинского и медико-биологического
паспортов - структурных составляющих
электронного профиля спортсмена.
Важность использования в максимальной
степени передовых информационных
технологий в процессе спортивной
подготовки, в том числе обеспечение
формирования национальной системы
спортивного резерва с его цифровизацией,
определена Министерством спорта
Российской Федерации.
Большое число противоречий в спорте и
спортивной медицине мешает воплощению
ряда инновационных нововведений без
существенных идеологических,
экономических, организационных и
структурных изменений в данных
отраслях.
Решение существующих проблем в области
спортивной медицины, науки и педагогики
свидетельствуют о большом внимании
государства к развитию данной отрасли.
IV. Анализ текущего состояния развития
спортивной медицины в Орловской области
Спортивная отрасль в Орловской области
является одним из важнейших направлений
деятельности и развития региона: растет
число спортивных направлений,
увеличивается количество спортивных
объектов, повышается частота проведения
спортивных соревнований регионального,
всероссийского и международного уровня,
ежегодно увеличивается число людей,
выбирающих спортивную профессиональную
деятельность.
В настоящее время Орловская область
является субъектом Российской Федерации
с сохраненной и развивающейся
структурой спортивной медицины.
Головным учреждением спортивной
медицины является бюджетное учреждение
здравоохранения Орловской области
"Орловский областной
врачебно-физкультурный диспансер",
расположенный в г. Орле, а также кабинет
спортивной медицины в г. Ливны. Данными
структурами координируется
деятельность и оказывается методическая
помощь медицинским организациям по
проведению медицинских осмотров
(обследований) и допуску лиц к занятиям
физической культурой и спортом, а также к
тренировочным мероприятиям и участию в
спортивных соревнованиях (рисунок N 3).
Рис. N 3. Схема маршрутизации при проведении медицинских осмотров (обследований) и допуску лиц к занятиям физической культурой и спортом, тренировочным мероприятиям и участию в спортивных соревнованиях
Медицинское обеспечение лиц,
занимающихся физической культурой и
спортом, осуществляется в соответствии с
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 23 октября 2020
года N 1144н "Об утверждении порядка
организации оказания медицинской помощи
лицам, занимающимся физической
культурой и спортом (в том числе при
подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий),
включая порядок медицинского осмотра
лиц, желающих пройти спортивную
подготовку, заниматься физической
культурой и спортом в организациях и
(или) выполнить нормативы испытаний
(тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО)" и
форм медицинских заключений о допуске к
участию физкультурных и спортивных
мероприятиях".
В течение последних 5 лет по ряду
направлений спортивной медицины области
проведена модернизация:
усовершенствована система доступности и
качества медицинской помощи лицам,
занимающимся физической культурой и
спортом, разработан алгоритм допуска лиц
к занятиям физической культурой и
спортом.
Медицинское обеспечение лиц,
занимающихся физической культурой и
спортом, осуществляется в соответствии с
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 23 октября 2020
года N 1144н "Об утверждении порядка
организации оказания медицинской помощи
лицам, занимающимся физической
культурой и спортом (в том числе при
подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий),
включая порядок медицинского осмотра
лиц, желающих пройти спортивную
подготовку, заниматься физической
культурой и спортом в организациях и
(или) выполнить нормативы испытаний
(тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО)" и
форм медицинских заключений о допуске к
участию физкультурных и спортивных
мероприятиях".
Физическая культура и массовый спорт
представляют собой виды физической
активности, улучшающие показатели
здоровья. В этой связи лица, относящиеся
к данным категориям (школьный и
студенческий спорт,
спортивно-оздоровительный этап и этап
начальной подготовки, система
физкультурно-спортивного воспитания ГТО
и пр.), не нуждаются в углубленных
медицинских обследованиях.
Их медицинские осмотры и допуск должны
осуществляться в поликлиниках по месту
жительства.
В целях оперативного контроля состояния
здоровья спортсменов и динамики
адаптации организма к тренировочным и
соревновательным нагрузкам проводятся
предварительные и углубленные
медицинские обследования (далее - УМО), а
также в отношении отдельных спортсменов,
допущенных до тренировочного процесса,
но требующих динамического контроля,
осуществляются текущие медицинские
наблюдения. Объемы и кратность УМО
зависят от этапа спортивной подготовки и
осуществляются отделениями спортивной
медицины БУЗ ОО ООВФД.
Таблица 4
Информация о лицах, прошедших спортивную подготовку в Орловской области за 2022 год (по данным годового отчета Федерального государственного статистического наблюдения по формам N 5-ФК "Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку", N 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре и спорте")
Муниципальное образование |
Лица, проходящие спортивную подготовку по этапам (чел.): | |||||
|
Всего |
Спортивно-оздоровительный этап (СОЭ) |
Этап начальной подготовки (ЭНП) |
Тренировочный этап (ТЭ) |
Этап совершенствования спортивного мастерства (ЭССМ) |
Этап высшего спортивного мастерства (ЭВСМ) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
г. Орел |
7318 |
481 |
3375 |
3141 |
263 |
58 |
г. Ливны |
1225 |
|
762 |
463 |
|
|
г. Мценск |
611 |
|
432 |
154 |
20 |
5 |
Орловский муниципальный округ |
270 |
|
203 |
67 |
|
|
Урицкий район |
206 |
22 |
75 |
102 |
6 |
1 |
Свердловский район |
28 |
|
|
28 |
|
|
Новосильский район |
27 |
|
15 |
12 |
|
|
Болховский район |
26 |
|
|
26 |
|
|
Новодеревеньковский район |
20 |
|
|
20 |
|
|
Таблица 5
Количество лиц, прошедших спортивную
подготовку в спортивных и
образовательных организациях, за 2023
Наименование |
Количество лиц, чел. |
г. Орел | |
Спортивные школы и спортивные клубы |
16705 |
Общеобразовательные школы |
2262 |
Высшие учебные заведения |
772 |
Среднеспециальные учебные заведения |
445 |
Итого по городу |
20084 |
Районы | |
Болховский район |
130 |
Верховский район |
90 |
Глазуновский район |
140 |
Дмитровский район |
|
Должанский район |
|
Залегощенский район |
|
Знаменский район |
|
Колпнянский район |
|
Корсаковский район |
72 |
Краснозоренский район |
64 |
Кромской район |
|
Ливенский район |
325 |
Малоархангельский район |
200 |
Мценский район |
1530 |
Новодеревеньковский район |
92 |
Новосильский район |
380 |
Орловский муниципальный округ |
145 |
Покровский район |
|
Свердловский район |
180 |
Сосковский район |
40 |
Троснянский район |
132 |
Урицкий район |
411 |
Хотынецкий район |
26 |
Шаблыкинский район |
|
Итого по районам |
3957 |
Таблица 6
Охват реабилитационными мероприятиями лиц, занимающихся физической культурой и спортом в Орловской области (по данным отраслевой статистической отчетности Формы N 53 "Отчет о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом")
Год |
Прошли УМО (чел.) |
Из них, человек: | |||
|
|
нуждались в лечении |
закончили лечение | ||
|
|
абс. число |
% |
абс. число |
% |
2018 |
18508 |
3629 |
19,6 |
3605 |
99 |
2019 |
19292 |
2875 |
14,9 |
2737 |
95 |
2020 |
15613 |
2270 |
14.5 |
2235 |
98,5 |
2021 |
16916 |
2365 |
13,8 |
2357 |
99,6 |
2022 |
19690 |
2034 |
10,3 |
2016 |
99 |
2023 |
22037 |
2179 |
9,89 |
2158 |
99 |
Таблица 7
Медицинская помощь при спортивно-массовых мероприятиях за 2018 - 2023 годы (по данным отраслевой статистической отчетности Формы N 53 "Отчет о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом")
Год |
Всего обслужено мероприятий (ед.) |
Число участников (чел.) |
Число обращений за медицинской помощью (чел.) |
В том числе лиц, получивших спортивные травмы (чел.) |
2018 |
491 |
73864 |
2488 |
75 |
2019 |
720 |
50925 |
1508 |
67 |
2020 |
134 |
14582 |
665 |
19 |
2021 |
461 |
33807 |
1126 |
55 |
2022 |
289 |
29770 |
1140 |
21 |
2023 |
400 |
46093 |
2153 |
44 |
Реабилитация спортсменов после
перенесенных травм и заболеваний, их
восстановление в пред- и
постсоревновательный периоды, а также
вследствие перегрузок осуществляется
преимущественно в отделениях и
кабинетах физиотерапии и лечебной
физкультуры БУЗ ОО ООВФД.
В составе комплексной реабилитации
используются методы аппаратной
физиотерапии, лечебной физкультуры,
массажа.
Ежегодно специалистами БУЗ ОО ООВФД
осуществляется медицинское обеспечение
спортивных соревнований регионального,
всероссийского и международного уровней
и спортивно-массовых мероприятий.
Медико-биологическое обеспечение
спортсменов в Орловской области
Медико-биологическое обеспечение
спортсменов - второе структурное
направление спортивной медицины,
включающее диагностику функциональной
подготовленности, восстановление
физической работоспособности и
повышения резервного потенциала
методами спортивного питания.
Медико-биологическое обеспечение лиц,
состоящих в профессиональных спортивных
клубах, осуществляющих свою
деятельность на территории Орловской
области представлено следующими
направлениями: отбор спортсменов;
профилактика и лечение травм и
заболеваний спортсменов в процессе их
профессиональной деятельности и вне ее;
реабилитация спортсменов после
перенесенных заболеваний и травм;
оказание экстренной медицинской помощи
при травмах и неотложных состояниях
спортсменов; контроль за соблюдением
спортсменами гигиенических требований,
способствующих снижению заболеваемости
и росту тренированности;
врачебно-педагогические наблюдения;
фармакологическое обеспечение и
антидопинговая работа.
Фармакологические препараты
предназначены в большей степени для
восстановления работоспособности и
ликвидации возникающих нутриентных
дефицитов.
Также в рамках реализации мероприятий,
предусмотренных планом совместно с
федеральными органами исполнительной
власти, РАА "РУСАДА" и субъектами
Российской Федерации осуществляется
деятельность в области антидопинговой
политики.
Таблица 8
Данные о проведенных мероприятиях в
области антидопинговой политики на 2023
год
N |
Мероприятие, дата |
Итоговый документ |
Ответственный |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Конференция в онлайн-формате для врачей-специалистов "Запрещенный список 2023. Терапевтическое использование запрещенных в спорте субстанций и методов" (март 2023 года) |
В рамках программы РАА "РУСАДА" |
Главный внештатный специалист по медицинской профилактике Департамента здравоохранения Орловской области Кытина С.И. |
2. |
Конференция "Антидопинг: фокус на здоровье спортсменов" (апрель 2023 года) |
В рамках программы РАА "РУСАДА" |
Главный внештатный специалист по медицинской профилактике Департамента здравоохранения Орловской области Кытина С.И. |
3. |
Просмотр материалов трансляции панельной сессии РАА "РУСАДА" "Антидопинг: фокус на здоровье спортсменов" в рамках XI Международного научного Конгресса "Спорт, Человек, Здоровье" (апрель 2023 года) |
В рамках программы РАА "РУСАДА" |
Главный внештатный специалист по медицинской профилактике Департамента здравоохранения Орловской области Кытина С.И. |
4. |
Участие в онлайн-вебинаре по теме "Терапевтическое использование запрещенных в спорте субстанций и методов" (март 2023 года) |
В рамках программы РАА "РУСАДА" |
Главный внештатный специалист по медицинской профилактике Департамента здравоохранения Орловской области Кытина С.И. |
5. |
Совещания врачей-специалистов БУЗ Орловской области "Орловский областной врачебно-физкультурный диспансер" по вопросу терапевтического использования запрещенных в спорте субстанций и/или методов (в течение I квартала 2023 года) |
В соответствии с планом организационно-методической работы БУЗ ОО ООВФД |
Врач-методист БУЗ ОО ООВФД Леонов И.А. |
6. |
Участие представителей бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловский областной врачебно-физкультурный диспансер" в семинарах и совещаниях по вопросам антидопинговых ограничений и правил в ДЮСШ, СШОР, СОШ, спортивных организациях г. Орла и Орловской области (март, апрель 2023 года) |
В соответствии планом врачебно-педагогического наблюдения БУЗ ОО ООВФД |
Заведующий отделением спортивной медицины для детей и юношей врач по спортивной медицине БУЗ ОО ООВФД Меркушин С.Л. и заведующая отделением спортивной медицины для взрослых - врач по спортивной медицине БУЗ ОО ООВФД Люльченко В.А |
7. |
Просмотр материалов трансляции конференции РАА "РУСАДА", Минздрава России, ФМБА РФ "Специалист по спортивной медицине и антидопинг. Роль и ответственность" (май 2023 года) |
В рамках программы РАА "РУСАДА" |
Заведующий отделением спортивной медицины для детей и юношей врач по спортивной медицине БУЗ ОО ООВФД Меркушин С.Л. |
Также в соответствии с антидопинговой
политикой Орловской области
физкультурно-спортивными организациями
региона на постоянной основе согласно
плану-графику антидопинговых
информационно-образовательных
мероприятий на 2023 год проводятся
мероприятия с целью предупреждения,
предотвращения и борьбы с допингом в
спорте.
На официальном сайте Департамента
физической культуры и спорта Орловской
области размещены нормативные правовые
документы, регламентирующие
антидопинговую деятельность,
информационно-справочные материалы, в
том числе брошюры, плакаты в области
борьбы с допингом в спорте, а также
информация о сотрудниках, ответственных
за организацию работы по
противодействию использованию допинга в
спорте.
Кадровое обеспечение спортивной
медицины Орловской области
В 2023 году в БУЗ ОО ООВФД согласно
штатному расписанию количество ставок
составило 20,25, количество занятых ставок
на 2023 год составляет 10,0.
Фактическое количество врачей по
спортивной медицине, осуществляющих
деятельность в 2023 году, составило 8
человек по основной должности и 4
внутренних совместителя на 0,25 ставки.
Укомплектованность врачами по
спортивной медицине в БУЗ ОО ООВФД в
настоящее время составляет 49,4%. Кроме
того, в бюджетном учреждении
здравоохранения Орловской области
"Ливенская центральная районная
больница" занята 1 ставка спортивного
врача (далее также - Ливенская ЦРБ), в БПОУ
ОО "УОР" - 1 ставка спортивного
врача.
Сертификаты по специальности
"Лечебная физкультура и спортивная
медицина" имеют 15 врачей, из них II
квалификационную категорию по
специальности имеют 3 врача.
Ликвидация кадрового дефицита
осуществляется путем адресной
подготовки специалистов посредством
целевого обучения медицинских вузах, а
также повышение их квалификации, в том
числе в рамках непрерывного
медицинского образования.
Инфраструктура и
материально-техническое обеспечение
спортивной медицины
Одним из направлений при реализации
программы развития спортивной медицины
в регионе является расширение
инфраструктуры и укрепление
материально-технической базы спортивной
медицины.
БУЗ ОО ООВФД дооснащен медицинским
оборудованием в соответствии с
рекомендуемым стандартом оснащения
врачебно-физкультурного диспансера,
центра лечебной физкультуры и
спортивной медицины, утвержденным
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 23 октября 2020
года N 1144н "Об утверждении порядка
организации оказания медицинской помощи
лицам, занимающимся физической
культурой и спортом (в том числе при
подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий),
включая порядок медицинского осмотра
лиц, желающих пройти спортивную
подготовку, заниматься физической
культурой и спортом в организациях и
(или) выполнить нормативы испытаний
(тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО)" и
форм медицинских заключений о допуске к
участию в физкультурных и спортивных
мероприятиях".
В БУЗ ОО ООВФД было приобретено
диагностическое оборудование, а также
оборудование для медицинской
реабилитации:
электрокардиограф 12-канальный с
регистрацией ЭКГ;
установка стоматологическая CLESTA-II A Rod
type;
микроскоп бинокулярный;
плантограф в комплекте;
аппаратный комплекс "РОФЭС" с
программным обеспечением;
динамометр становой ДС-200;
анализатор гематологический ВС 3600;
прибор EASY GLU на определение глюкозы,
холестерина, мочевой кислоты;
анализатор мочи Урискан-стрип;
стабилометрическая платформа;
аппарат для механотерапии
"Орторент";
аппарат магнитотерапевтический
"Полимаг 02";
велотренажер Clear Fit Keepower 300;
кресло массажное ММКМ-2;
аппарат ультразвуковой терапии УЗТ
1.3.01Ф;
аппарат "Милта" для лазеротерапии;
аппарат для дарсонвализации ДЕ-212 КАРАТ;
стенка гимнастическая ЭКО ПБ 2,4 - 0,8.
Учитывая тенденцию увеличения в
среднесрочной и долгосрочной (к 2030 году)
перспективе количества граждан,
занимающихся физической культурой и
спортом, представляется целесообразным
последующее дооснащение современным
оборудованием: специализированные
физиотерапевтические аппараты для
магнитотерапии, лазеротерапии,
электролечения, криотерапии,
аэротерапии, ударно-волновой терапии,
наружной контрпульсации.
Полноценная система диагностики
функциональной подготовленности и
восстановления работоспособности
спортсменов должна быть обеспечена не
только на базе БУЗ ОО ООВФД, но и в местах
проведения учебно-тренировочного
процесса.
На сегодняшний день комплексная оценка
функционального состояния спортсменов и
определение особенностей их адаптации к
физическим нагрузкам на этапах
спортивной подготовки осуществляется
при проведении углубленного
медицинского обследования, а также во
время проведения учебно-тренировочных
сборов и соревнований. Оснащение БУЗ ОО
ОВФД мобильно-стационарным
оборудованием позволит производить
комплексную оценку функционального
состояния спортсменов без их отрыва от
тренировочного процесса.
Информационное обеспечение спортивной
медицины Орловской области
Современные информационные технологии в
сфере здравоохранения оказывают
положительное влияние на развитие новых
способов организации медицинской помощи
населению.
Используются интернет-регистратуры,
Единый портал государственных услуг,
мобильное приложение "Электронный
кабинет пациента", специализированное
подразделение для обработки обращений и
информирования по голосовым каналам
связи (далее - также колл-центр).
С 2019 года в БУЗ ОО ООВФД реализована
медицинская информационная система
ТМ:МИС SaaS (далее также - МИС), в которую
внесены данные более 49500 спортсменов
Орловской области. На платформе
организована онлайн-запись пациентов на
прием к специалистам через
интернет-ресурсы: "Единый портал
государственных услуг",
"Электронная регистратура".
Специалисты БУЗ ОО ООВФД обеспечены
электронными цифровыми подписями для
работы в системе.
МИС подключена к корпоративной сети
передачи данных Департамента
здравоохранения Орловской области -
реестру электронных медицинских
документов региона (далее также - РЭМД),
что позволяет медицинским организациям
региона иметь централизованный доступ к
необходимой информации.
В настоящее время отсутствует единый
методический информационный ресурс в
области физической культуры, спорта и
спортивной медицины, а также единая
автоматизированная информационная
система, обеспечивающая сбор, анализ и
распространение в целях использования в
муниципальных образованиях передового
опыта и практик развития спортивной
медицины.
Обоснование затрат, необходимых для
реализации мероприятий стратегии
Проектом стратегии развития
врачебно-физкультурной службы Орловской
области предполагаются мероприятия,
направленные на расширение мощностей
БУЗ ОО ООВФД, в том числе для обеспечения
спортсменов сборных команд Орловской
области.
В рамках расширения сети врачебного
контроля за занимающимися спортом
потребуется создание одного
межрайонного кабинета по спортивной
медицине, требующего укомплектования в
соответствии с приказом Минздрава
России N 1144н (минимальный штат - 1
врачебная ставка и 1 ставка среднего
медицинского персонала).
Ориентировочное число спортсменов
Орловской области, входящих в состав
сборных команд субъекта, проживающих на
территории межрайонного центра,
составляет 950 человек.
Средняя стоимость одного посещения в 2023
году при прохождении углубленного
медицинского осмотра составляет 383,40 руб.
При прохождении углубленного осмотра
каждый спортсмен сборной Орловской
области проходит осмотр у 9 специалистов.
Таким образом, в соответствии с приказом
Минздрава России N 1144н "Об утверждении
порядка организации оказания
медицинской помощи лицам, занимающимся
физической культурой и спортом (в том
числе при подготовке и проведении
физкультурных мероприятий и спортивных
мероприятий), включая порядок
медицинского осмотра лиц, желающих
пройти спортивную подготовку,
заниматься физической культурой и
спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов)
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО)" и
форм медицинских заключений о допуске к
участию в физкультурных и спортивных
мероприятия такое обследование
проводится 1 раз в год.
В расчете на спортсменов совокупные
ежегодные расходы на углубленное
медицинское обследование составят 3 278,1
тыс. рублей (950 человек x 383,40 руб. x 9
специалистов).
Кроме того, для организации кабинета
оказания медицинской помощи по
спортивной медицине необходимо
оборудовать его в соответствии со
стандартами оказания медицинской
помощи, ориентировочная стоимость
оборудования составляет 10302,00 тыс.
рублей.
Медицинское обслуживание спортсменов
должно перейти на иной, более
качественный уровень и стать
максимально приближенным к спортсмену,
это и является одной из приоритетных
задач региональной программы развития
спортивной медицины на территории
Орловской области.
Решение данной проблемы заключается в
обновлении медицинского оборудования,
которое не удовлетворяет современным
требованиям. Необходимый размер
финансирования на приобретение
медицинского оборудования для БУЗ ОО
ООВФД составляет 29773,68 руб.
В настоящее время ввиду ограниченности
бюджета Орловской области источник
финансового обеспечения дополнительных
расходов на реализацию мероприятий по
дооснащению медицинским оборудованием
будет дополнительно уточняться.
Базисное развитие спортивной медицины
Орловской области
В соответствии со Стратегией развития
физической культуры и спорта на период
до 2030 года должна быть сформирована
система комплексного сопровождения
подготовки спортивного резерва -
многопрофильной научно-практической
структуры всестороннего изучения
организма спортсмена, восстановления и
повышения его работоспособности и
резервного потенциала, профилактики
заболеваний и травм, включающей в себя
подготовку профильных специалистов,
формирование научно-практической
инфраструктуры, ее
материально-техническое оснащение,
информатизацию и обеспечение сборных
команд Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации необходимым числом
конкурентоспособных спортсменов.
В рамки данного проекта входят все лица,
желающие быть зачисленными на
тренировочный этап спортивной
подготовки, все спортсмены, проходящие
спортивную подготовку на тренировочном
этапе, этапе совершенствования
спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства, все спортсмены
профессиональных спортивных клубов.
Важная роль в реализации данного
масштабного проекта принадлежит
спортивной медицине и связана с
созданием и/или совершенствованием двух
ее направлений:
медицинского обеспечения спортсменов -
комплекса диагностических,
профилактических, лечебных и
реабилитационных мероприятий, связанных
со спецификой тренировочного процесса и
соревновательной деятельности,
направленных на укрепление и сохранение
здоровья спортсмена;
медико-биологического обеспечения -
комплекса мероприятий мониторинга и
прогнозирования работы функциональных
систем организма в условиях физических и
психоэмоциональных тренировочных
нагрузок, восстановления
работоспособности и повышения
резервного потенциала организма.
Каждое из данных направлений
предусматривает соответствующую
полноценную инфраструктуру с
материально-техническим, кадровым,
научным и информационным обеспечением
при тесном взаимодействии с
подведомственными учреждениями
региональных органов исполнительной
власти в области спорта, образования и
науки.
Развитие системы медицинского
обеспечения спортсменов Орловской
области
К приоритетным мероприятиям развития
системы медицинского обеспечения
спортсменов Орловской области
относятся:
1) повышение доступности медицинской
помощи с максимальным охватом
спортсменов, предусматривающей:
создание и функционирование выездных
медицинских бригад по проведению
углубленных медицинских обследований
спортсменов в районах Орловской
области;
внедрение в работу передвижных
медицинских комплексов спортивной
медицины, разработанных для оперативной
диагностики и проведения исследования
состояния здоровья спортсменов;
2) формирование системы текущих
медицинских наблюдений,
предусматривающих:
текущий мониторинг состояния здоровья
спортсменов, получивших допуск к
тренировочному процессу, но нуждающихся
в диспансерном наблюдении;
продолженное оказание профилактической,
лечебной или реабилитационной помощи
спортсменам, допущенным к
тренировочному процессу;
3) формирование скринингового
медицинского обследования спортсменов в
системе спортивного отбора и их
зачисления на тренировочный этап
спортивной подготовки, включающее
углубленное медицинское обследование
функциональных систем и органов с
выявлением заболеваний, являющихся
противопоказаниями для занятий
спортивной подготовкой или
определенными видами спорта
(спортивными дисциплинами);
4) повышение качества периодических
медицинских осмотров, включающих:
индивидуализацию программ УМО (панели
лабораторных и инструментальных
обследований, осмотров профильными
специалистами), данных анамнеза и
динамических медицинских обследований,
возраста, пола и вида спорта);
диагностику патологических изменений
органов и систем организма спортсмена на
доклинической стадии;
оценку состояния здоровья спортсмена по
общепринятой статистической
классификации медицинских диагнозов
Международной классификации болезней
(далее также - МКБ-10) в сочетании с
классификацией компонентов здоровья,
ограничении жизнедеятельности и
функционирования (далее также - МКФ);
5) снижение вероятности внезапной смерти
спортсменов, включающей:
раннее выявление заболеваний
сердечно-сосудистой, свертывающей и
иммунной систем, представляющих риск
внезапной смерти спортсменов;
овладение медицинскими специалистами по
профилю спортивной медицины
теоретическими основами и практическими
навыками оказания экстренной помощи при
возникновении жизнеугрожающих
состояний;
обязательное дежурство бригад скорой
помощи на спортивных соревнованиях по
видам спорта, в которых имеется
повышенный риск получения травм
(внутренние кровотечения), требующих
экстренные хирургические
вмешательства;
формирование системы терапевтического
исключения (TUE) - использования
препаратов из запрещенного списка
Всемирного антидопингового агентства
для лечения болезни или состояния;
6) развитие медицинской реабилитационной
помощи спортсменам после травм и
заболеваний, включающей:
совершенствование и развитие
реабилитационной помощи спортсменам
после травм опорно-двигательного
аппарата и ряда соматических
заболеваний;
формирование совместно с
подведомственными учреждениями
региональных органов власти физической
культуры и спорта комплексных методик и
программ восстановления физической,
функциональной, технической
подготовленности и психологической
устойчивости, следующих после окончания
медицинской реабилитации;
совершенствование системы
санаторно-курортного восстановления
спортсменов после хронических
спортивных перегрузок и функциональных
спадов.
Развитие системы медико-биологического
обеспечения спортсменов Орловской
области
К приоритетным мероприятиям развития
системы медико-биологического
обеспечения спортсменов Орловской
области относятся:
формирование выездных бригад
мониторинга функциональной
подготовленности спортсменов;
внедрение в работу передвижных
комплексов диагностики функциональной
подготовленности спортсменов;
формирование Департаментом
здравоохранения Орловской области и
Департаментом физической культуры и
спорта Орловской области совместных
календарных планов, включающих в себя
графики проведения тестирования
функциональной подготовленности
спортсменов;
формирование индивидуальных и командных
программ повышения
стрессоустойчивости;
организация системы постнагрузочного
восстановления работоспособности
спортсменов, включающей формирование в
учреждениях спортивной подготовки
направлений и методик постнагрузочного
восстановления работоспособности, а
также максимальный охват спортсменов
направлениями медико-биологического
обеспечения.
Развитие кадрового потенциала
спортивной медицины Орловской области
Развитие кадрового потенциала
спортивной медицины предусматривает
следующие мероприятия:
внедрение новых систем стимулирования и
мотивации работников спортивной
медицины;
подготовка, переподготовка, повышение
квалификации специалистов по
направлениям медицинского и
медико-биологического обеспечения
спортсменов;
пропорциональное увеличение объема
целевого обучения молодых специалистов
на пилотных межвузовских
образовательных площадках;
формирование в области системы
получения знаний и практических навыков
для оказания неотложной помощи;
разработка образовательных программ
постдипломной подготовки специалистов
для медико-биологического обеспечения
спортсменов;
формирование региональной кадровой
политики с подготовкой соответствующих
специалистов: в системе гигиены питания,
спортивной диетологии и нутрициологии, а
также в системе спортивной психологии и
психофизиологии.
V. Ожидаемые результаты реализации
мероприятий к 2030 году
1. Ожидаемые результаты по направлению
развития кадрового потенциала
спортивной медицины - целевое
направление врачей на обучение в
ординатуре и профессиональную
переподготовку по специальности
"Лечебная физкультура и спортивная
медицина".
2. Ожидаемые результаты по направлению
медицинского обеспечения спортсменов:
полный охват спортсменов к 2030 году в
систему периодических медицинских
осмотров и текущих медицинских
наблюдений;
создание и функционирование на
постоянной основе выездных медицинских
бригад и внедрение в работу передвижных
медицинских комплексов для проведения
углубленных медицинских обследований
спортсменов в районах Орловской
области;
формирование системы скринингового
медицинского обследования в системе
спортивного отбора для зачисления на
тренировочный этап спортивной
подготовки с проведением углубленных
медицинских обследований 100% детей;
100-процентное овладение медицинскими
специалистами по профилю спортивной
медицины теоретическими основами и
практическими навыками оказания
экстренной помощи при возникновении
жизнеугрожающих ситуаций;
пропорциональное повышение числа/доли
спортсменов, возвратившихся в спорт
после перенесенных травм.
3. Ожидаемые результаты по направлению
медико-биологического обеспечения
спортсменов:
доведение доли спортсменов, которым
проводятся постнагрузочные
восстановительные мероприятия, до 95%.
Основные механизмы реализации
мероприятий региональной программы
Основой реализации мероприятий является
принцип усиления межведомственного и
межотраслевого взаимодействия,
объединяющий возможности и ресурсы
структур, для повышения доступности и
качества медицинской помощи лицам,
занимающимся физической культурой и
спортом.
Реализация региональной программы
осуществляется Департаментом
здравоохранения Орловской области
совместно с Департаментом образования
Орловской области и Департаментом
физической культуры и спорта Орловской
области.
Функции координации по реализации
региональной программы выполняет
Департамент здравоохранения Орловской
области в соответствии с планом
мероприятий по развитию спортивной
медицины в Орловской области на период
до 2030 года, предусматривающим перечень
мер и мероприятий (таблица N 9).
План направлен на повышение объема и
качества оказания услуг
здравоохранения, обеспечивающих
развитие спортивной медицины и
долгосрочных задач и приоритетных
направлений.
Определены прогностические целевые
показатели реализации региональной
программы развития спортивной медицины
в Орловской области на период до 2030 года
(таблица N 9). Оценка достижения цели
региональной программы осуществляется в
том числе посредством ежегодного
мониторинга данных целевых показателей.
Данные мониторинга являются основой для
принятия управленческих решений по
развитию спортивной медицины, а также
оценки эффективности деятельности
ответственных исполнителей мероприятий
по реализации программы развития
спортивной медицины в регионе (целевые
показатели эффективности определены в
таблицах N 10 и 11).
Таблица 9
План мероприятий по развитию спортивной
медицины в Орловской области на период
до 2030 года
N |
Наименование мероприятий |
Ожидаемые результаты мероприятий/показатели |
Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития спортивной медицины в регионе | ||||
1.1. |
Формирование нормативной правовой базы, способствующей развитию спортивной медицины в Орловской области, актуализация правовых актов органов исполнительной власти Орловской области |
Принятие государственных программ и иных правовых актов (при необходимости), регулирующих вопросы развития спортивной медицины |
Департамент здравоохранения Орловской области |
31.12.2024 |
2. Создание условий для повышения доступности и качества медицинского и медико-биологического обеспечения спорта Орловской области | ||||
2.1. |
Оснащение современным диагностическим и реабилитационным оборудованием подразделений спортивной медицины |
Расширение перечня диагностического обследования и реабилитационных мероприятий |
Департамент здравоохранения Орловской области, БУЗ ОО ООВФД |
до 31.12.2030 |
2.2. |
Укрепление кадрового потенциала спортивной медицины Орловской области, повышение квалификации медицинского персонала |
Адресная подготовка специалистов посредством целевого обучения медицинских вузах, а также повышение их квалификации, в том числе в рамках непрерывного медицинского образования |
Департамент здравоохранения Орловской области, БУЗ ОО ООВФД |
ежегодно до 31.12.2030 |
3. Информатизация спортивной медицины и внедрение современных технологий в области спортивной медицины, совершенствование и развитие специализированной информационной системы спортивной медицины и интегрирование в медицинские организации города и области | ||||
3.1. |
Формирование системы цифрового взаимодействия на уровне региона между медицинскими учреждениями и учреждениями спорта для создания единого контура спортивной медицины в целях двустороннего обмена данными |
Развитие специализированной информационной системы спортивной медицины, обеспечивающей осуществление анализа |
Департамент здравоохранения Орловской области |
ежегодно до 31.12.2025 |
3.2 |
Внедрение и использование телемедицинских технологий в области спортивной медицины |
Внедрение практики передового опыта спортивной медицины |
Департамент здравоохранения Орловской области, БУЗ ОО МИАЦ |
до 31.12.2025 |
4. Реализация мероприятий по предотвращению применения допинга в спорте | ||||
4.1 |
Реализация информационно-образовательных мероприятий, направленных на доведение до спортсменов и персонала спортсмена, основных положений Всемирного антидопингового кодекса |
Повышение уровня знаний в вопросах борьбы с допингом и предотвращение использования допинга в спорте |
Департамент здравоохранения Орловской области |
ежегодно до 31.12.2030 |
4.2 |
Разработка программ по фармакологическому сопровождению спортсменов в зависимости от этапа подготовки, их функционального состояния и спортивной квалификации |
Формирование системы терапевтического исключения (TUE) - использования препаратов из запрещенного списка ВАДА для лечения болезни или состояния |
БУЗ ОО ООВФД |
ежегодно до 31.12.2030 |
Таблица 10
Целевые показатели реализации региональной программы развития спортивной медицины в Орловской области на период до 2030 года
N |
Наименование целевого показателя или индикатора |
Базовое значение |
Целевое значение |
|
|
| ||||||
|
|
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. |
Доля спортсменов, прошедших углубленное медицинское обследование |
95 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
99 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Доля детей, прошедших медицинский отбор для зачисления на тренировочный этап спортивной подготовки (%) |
0 |
0 |
10 |
20 |
50 |
70 |
70 |
90 |
90 |
90 |
90 |
3. |
Доля детей, прошедших медицинский отбор для зачисления в профессиональные спортивные клубы (%) |
0 |
0 |
10 |
20 |
50 |
70 |
70 |
90 |
90 |
90 |
90 |
4. |
Доля спортсменов на этапах ТЭ, ЭССМ, ЭВСМ, охваченных текущими медицинскими наблюдениями в учреждениях спортивной подготовки (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
5. |
Доля спортсменов, получающих специализированные продукты питания для спорта (%) |
16,3 |
23,0 |
30,5 |
38,7 |
47,4 |
56,6 |
65,3 |
73,2 |
80,1 |
88,4 |
95,0 |
6. |
Укомплектованность врачами по спортивной медицине (%) |
46 |
51 |
55 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таблица 11
Целевые показатели эффективности региональной программы развития спортивной медицины в Орловской области до 2030 года
N |
Наименование целевого показателя или индикатора |
Базовое значение |
Целевое значение | |||||||||
|
|
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
12 |
1. |
Показателя вовлеченности населения к занятиям всеми видами физической активности (%) |
30 |
33,5 |
38,7 |
42,0 |
45,0 |
48,0 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
2. |
Доля спортсменов, не получивших допуск для прохождения спортивной подготовки или занятий в профессиональных спортивных клубах по причине заболеваний и травм (%) |
10 |
10 |
8 |
8 |
8 |
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
3. |
Заболеваемость спортсменов в соответствии с МКБ-10 (число всех заболеваний, выявленных в данном году |
3302 |
3302 |
5580 |
5570 |
5565 |
5560 |
5555 |
5550 |
5545 |
5540 |
5535 |
3.1. |
Болезни и травмы опорно-двигательного аппарата |
1003 |
1003 |
1190 |
1185 |
1180 |
1175 |
1170 |
1165 |
1160 |
1155 |
1150 |
3.2. |
Болезни сердечно-сосудистой системы |
130 |
130 |
225 |
220 |
215 |
210 |
205 |
200 |
195 |
190 |
185 |
3.3. |
Болезни органов дыхания |
31 |
31 |
148 |
154 |
152 |
150 |
148 |
146 |
144 |
142 |
140 |
3.3.1 |
в том числе болезни ЛОР-органов |
23 |
23 |
34 |
33 |
32 |
31 |
30 |
29 |
28 |
27 |
26 |
3.4. |
Болезни нервной системы |
50 |
50 |
37 |
38 |
37 |
36 |
35 |
34 |
33 |
32 |
31 |
3.5. |
Болезни органов пищеварения системы |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3.6. |
Болезни эндокринной системы |
61 |
61 |
62 |
61 |
60 |
59 |
58 |
57 |
56 |
55 |
54 |
3.6. |
Болезни глаз |
2058 |
2058 |
2279 |
2275 |
2270 |
2265 |
2260 |
2255 |
2250 |
2245 |
2240 |
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 29 апреля 2023 года)
- О физической культуре и спорте в Российской Федерации (с изменениями на 24 июля 2024 года)
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 26 сентября 2024 года)