Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2024 года N 97-П


О внесении изменения в постановление Правительства Республики Карелия от 17 февраля 2015 года N 49-П



Правительство Республики Карелия постановляет:


Внести в государственную программу Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 17 февраля 2015 года N 49-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2015, N 2, ст. 253; 2016, N 2, ст. 231; N 6, ст. 1272; N 10, ст. 2146; 2017, N 10, ст. 1963; 2018, N 12, ст. 2639; 2019, N 3, ст. 598; N 7, ст. 1536; N 12, ст. 2872; 2020, N 6, ст. 1335; N 8, ст. 1908; 2021, N 4, ст. 813; N 7, ст. 1735; 2022, N 4, ст. 988; N 6, ст. 1503; N 12, ст. 3687; 2023, N 3, ст. 657), изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением
Правительства Республики Карелия
от 17 февраля 2015 года N 49-П


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"



I. Стратегические приоритеты государственной

программы Республики Карелия "Воспроизводство

и использование природных ресурсов

и охрана окружающей среды"



Сфера реализации государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" (далее - государственная программа) охватывает такие важнейшие направления деятельности, как лесные и водные отношения, сфера регулирования отношений недропользования, сфера охраны и использования объектов животного мира, экологическая экспертиза, охрана окружающей среды в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.


Государственная политика в области лесных отношений, в том числе в рамках федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология", нацелена на реализацию мероприятий по сохранению лесов путем повышения оперативности обнаружения и тушения лесных пожаров и сокращения их площади, обеспечения неистощительного и рационального использования лесов, увеличения площади лесовосстановления, создания достаточного запаса лесосеменного сырья, повышения сознательности граждан и их информированности о правилах поведения в лесу.


Реализация мероприятий федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" на территории региона оказала значительное влияние на ситуацию в лесном хозяйстве республики. По итогам 2023 года в сфере лесного хозяйства:


обеспечено отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших насаждений на уровне 86,08%;


обеспечено отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 46,5%;


доля семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян составляет 0,385%;


объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда составляет 182,5 руб.;


доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров - 97,9%;


динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года - 5,3%;


доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда - 66,7%;


площадь лесных пожаров на землях лесного фонда составила 341,17 га.


В ходе реализации государственной программы в части осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны отмечается, что динамика выявления нарушений лесного законодательства, являющаяся одним из показателей государственной программы, является положительной.


В целях осуществления межведомственного взаимодействия в работе по выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства, в том числе незаконных рубок лесных насаждений, патрулирование зачастую осуществляется совместно с сотрудниками правоохранительных и иных контролирующих органов. Деятельность в данном направлении приведет к снижению негативного воздействия на леса, а также позволит снизить долю незаконно заготовленной древесины, включенную в общий объем заготовки и переработки лесных ресурсов.


Целью реализации государственной программы в сфере регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы.


В настоящее время государственным балансом полезных ископаемых на территории Республики Карелия учтено более 1000 месторождений полезных ископаемых, из них 935 - общераспространенных. Общераспространенные полезные ископаемые являются важнейшей сырьевой основой для дорожного и жилищного строительства, производства строительных материалов. Наиболее потребляемыми являются блочный камень, щебень, песок.


На территории Республики Карелия находится 276 месторождений строительного камня для производства щебня и блоков, 246 месторождений песка и песчано-гравийного материала. По участкам недр местного значения действует 417 лицензий на общераспространенные полезные ископаемые (из них 95 - на щебень, 158 - на блоки, 7 - на торф, сапропель и глину, 155 - на песок, песчано-гравийный материал, 2 - на щебень и блоки) и 180 лицензий на подземную воду.


В Карелии есть потенциал для дальнейшего развития недропользования. Кроме того, особое внимание уделяется Арктической зоне Российской Федерации. Здесь активно реализуются и планируются к реализации инвестиционные проекты в сфере недропользования.


Инвестиционный интерес к освоению минерально-сырьевых ресурсов республики высок: объем внебюджетных инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы (в геологическое изучение и разведку недр) растет (по итогам 2023 года на 30% больше уровня 2022 года), предоставлено право пользования недрами по 123 лицензиям (в 2022 году - 83 лицензии).


В результате проведенных поисково-оценочных работ в 2023 году открыто 22 новых месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Прирост запасов, поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых, составил 280 млн. куб. м.


Целью реализации государственной программы в сфере охраны и использования объектов животного мира является обеспечение устойчивого развития отрасли охотничьего хозяйства и доступности охоты для граждан посредством увеличения численности охотничьих животных при сохранении устойчивости экологических систем.


Достижение поставленной цели возможно в результате формирования правовых и социально-экономических условий, обеспечивающих:


в экономической сфере - развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также создание эффективных механизмов государственного управления;


в социальной сфере - повышение доступности охоты для населения; в экологической сфере - обеспечение и поддержание видового разнообразия охотничьих животных в экологических системах наряду с увеличением численности охотничьих животных.


Охотничье хозяйство представляет собой сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в этой сфере, а также но закупке, производству и продаже продукции охоты.


В настоящее время на территории Республики Карелия обитает 90 видов охотничьих ресурсов. Охотничьи животные являются важной частью природного капитала Российской Федерации и обеспечивают формирование экосистемных услуг потребительского и средообразующего характера.


Государственный мониторинг охотничьих ресурсов ведется в отношении 54 видов охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Республики Карелия.


Охотничьи угодья в Республике Карелия занимают площадь около 17 078 тыс. гектаров. По данным государственного охотхозяйственного реестра, доля площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения, составляет 36,9% общей площади охотничьих угодий в Республике Карелия. Они предоставлены в пользование 52 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность в 78 охотничьих угодьях.


Состояние большинства видов охотничьих животных в Республике Карелия характеризуется устойчивой численностью. Фактическая численность многих важнейших видов охотничьих животных может быть значительно выше существующей (экологическая емкость охотничьих угодий в Республике Карелия позволяет увеличить численность диких копытных животных не менее чем на 50%).


Реализация государственной программы в части водных отношений нацелена на повышение качества жизни населения республики, в том числе за счет проведения работ, направленных на охрану водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, а также обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.


В рамках реализации задачи по обеспечению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, в том числе сооружениями инженерной защиты, выполнены работы по капитальному ремонту плотины на р. Ваме в Пудожском муниципальном районе.


Численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятия по повышению защищенности от негативного воздействия вод, составила 3642 человека.


Для достижения поставленной задачи по сокращению негативного антропогенного воздействия на водные объекты выполнены работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в отношении 105 водных объектов общей протяженностью 8386,6 км.


Сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос внесены в Единый государственный реестр недвижимости как зоны с особыми условиями использования территорий. В результате выполненных работ прирост доли установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), составил 67,16%.


В рамках реализации полномочий в области водных отношений выполнены работы по организации и проведению регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей р. Лососинки, р. Вилги, р. Орзеги, оз. Ведлозеро, выполнены работы по ликвидации засорения и очистке русла р. Неглинки на территории г. Петрозаводска.


Одним из приоритетных направлений реализации государственной программы является повышение экологической устойчивости и безопасности.


Стратегической целью данного направления является внедрение системы ценностей устойчивого развития, зеленой экономики, обеспечение воспроизводства здорового населения, а также роста продолжительности и качества жизни за счет решения экологических проблем.


За последние два года в Карелии увеличение промышленного производства наблюдается в области водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (на 2,9%). Снижение зафиксировано в обрабатывающих производствах (на 11,5%), в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха (на 6,1%), в сфере добычи полезных ископаемых (на 6,0%).


Позитивные тенденции наблюдаются также при сопоставлении динамики валового регионального продукта и индексов воздействия экономической деятельности на природную среду. При приросте валового регионального продукта за период 2000-2022 годов на 37,1% сброс сточных вод увеличился на 15,4%. Интенсивность сброса сточных вод уменьшилась в 13,1 раза. Выбросы в атмосферный воздух снизились за 2000-2022 годы на 10,7%.


Интенсивность выбросов загрязняющих веществ на единицу валового регионального продукта за этот период сократилась в 17,7 раза. Расчеты динамики валового регионального продукта и образования отходов производства и потребления с 2002 года (после принятия классификации отходов по 5 классам опасности) свидетельствуют о негативной тенденции увеличения объема образования отходов за период 2002-2022 годов в 2,2 раза.


Негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду определяется значительными объемами выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, водопотребления для промышленных и жилищно-коммунальных целей и сброса сточных вод, образования отходов производства и потребления. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на территории Республики Карелия в 2022 году составил 134,095 тыс. т (в 2021 году - 136,360 тыс. т).


Ключевую роль в поддержании экологического равновесия в республике играют особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ).


На сегодняшний день природно-заповедный фонд Республики Карелия состоит из 155 ООПТ общей площадью более 1 млн. га, что составляет 5,58% от площади республики, из них 146 - ООПТ регионального значения, в том числе 1 природный парк, 33 государственных природных заказника, 109 памятников природы, 3 природно-рекреационные территории.


Площадь территории, занимаемой ООПТ регионального значения, - 447 тыс. га, что составляет 2,47% от площади Республики Карелия. Организация новых ООПТ регионального значения в Карелии осуществляется в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Карелия. Схемой предусмотрено 66 планируемых ООПТ общей площадью более 1400 тыс. га.


В целях сохранения биоразнообразия в республике ведется Красная книга Республики Карелия. По состоянию на 1 января 2024 года в Красную книгу Республики Карелия занесено 774 вида, из них 442 вида растительного мира (144 вида сосудистых растений, 125 видов мохообразных, 102 вида лишайников, 71 вид грибов) и 332 вида животного мира (23 вида млекопитающих, 76 видов птиц, 2 вида пресмыкающихся, 7 видов рыб, 224 вида беспозвоночных (насекомые, ракообразные, моллюски).


Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих стратегических документах социально-экономического развития федерального и регионального уровня:


Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года N 899р-П.


Документами, отражающими приоритеты и цели в отдельных отраслях и сферах деятельности, являются:


Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;


государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318;


государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 322;


Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года N 312-р;


Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1216-р;


Лесной план Республики Карелия, утвержденный распоряжением Главы Республики Карелия от 24 декабря 2018 года N 731-р;


Стратегия развития лесного комплекса Республики Карелия до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 марта 2019 года N 235р-П.


В соответствии с указанными стратегическими документами социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Карелия, а также долгосрочными плановыми документами развития отдельных отраслей и сфер деятельности можно выделить следующие основные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы:


повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;


обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов;


улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины;


обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесах и лесных ресурсах;


повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Карелия;


совершенствование системы государственного управления геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы;


повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;


совершенствование системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической информации;


обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


повышение качества жизни населения республики, в том числе за счет проведения работ, направленных на охрану водных объектов;


снижение уровня воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников;


сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;


обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов;


совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;


научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;


формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.


С учетом указанных приоритетов была определена цель государственной программы - повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала.


Достижение цели государственной программы реализуется путем решения следующих задач:


организация рационального использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;


создание условий для сбалансированного развития минерально-сырьевой базы в целях удовлетворения потребностей экономики Республики Карелия;


реализация полномочий Республики Карелия в области использования и охраны недр, развития (воспроизводства) минерально-сырьевой базы Республики Карелия;


создание условий для повышения продуктивности охотничьих угодий и для обеспечения устойчивого использования охотничьих ресурсов;


обеспечение защищенности населения и объектов экономики путем проведения работ по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;


сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты; сохранение биологического и ландшафтного разнообразия; снижение негативного воздействия на окружающую среду. Государственная программа оказывает влияние на национальную цель развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" и ее целевые показатели, установленные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


В достижении национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", значительная роль принадлежит использованию природных ресурсов. Основными задачами, направленными на достижение показателя национальной цели в части экологического оздоровления водных объектов, является проведение комплекса работ по восстановлению водных объектов за счет проведения мероприятий по восстановлению и улучшению экологического состояния озер и водохранилищ, расчистке участков русел рек в целях улучшения экологического состояния гидрографической сети.


В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", одной из целей национального проекта "Экология" является сохранение биологического разнообразия. Условием эффективного достижения указанной цели является решение задачи по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.


II. Порядок предоставления и распределения

субсидий из бюджета Республики Карелия местным бюджетам

на мероприятия по ликвидации мест несанкционированного

размещения отходов производства и потребления



1. В рамках государственной программы предусмотрено выделение субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия на мероприятия по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (далее - субсидия), а также определены критерии отбора муниципальных районов (муниципальных, городских округов) для предоставления субсидии, методика распределения субсидии между муниципальными районами (муниципальными, городскими округами), перечень результатов использования субсидии, основания и порядок применения мер ответственности к муниципальным районам (муниципальным, городским округам).


2. Субсидия предоставляется бюджетам муниципальных районов (муниципальных, городских округов) в целях обеспечения защищенности населения, проживающего на территориях муниципальных районов (муниципальных, городских округов), от негативного воздействия мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок), расположенных в границах земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или в границах земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на окружающую среду и здоровье человека.


3. Субсидия предоставляется бюджетам муниципальных районов (муниципальных, городских округов) на достижение целей, соответствующих целям государственной программы.


4. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного исполнительным органом Республики Карелия, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами, и органом местного самоуправления соответствующего муниципального района (муниципального, городского округа) (далее - соглашение) в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Республики Карелия.


5. Критериями отбора муниципальных районов (муниципальных, городских округов) для предоставления субсидии являются:


наличие акта осмотра существующих и планируемых к ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок) по форме, рекомендованной исполнительным органом Республики Карелия, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами (далее - акт осмотра), и (или) принятые процессуальные решения о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок) (представления прокуратуры, судебные решения) в отношении органов местного самоуправления;


наличие сметы расходов на выполнение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок);


отражение в местных бюджетах (проектах местных бюджетов) бюджетных ассигнований на выполнение расходных обязательств муниципального района (муниципального, городского округа), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объемах, определенных условиями соглашения.


6. Условия предоставления субсидии определяются в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 27 января 2020 года N 15-П "Об утверждении Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета Республики Карелия местным бюджетам, а также Порядка определения и установления предельного уровня софинансирования Республикой Карелия (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования" (далее - постановлением 15-П).


7. Распределение субсидии местным бюджетам осуществляется на основании заявок органов местного самоуправления. В заявке указываются необходимый объем средств в пределах, предусмотренных субсидией, расходное обязательство, на осуществление которого предоставляется субсидия, и дата возникновения расходного обязательства. Распределение субсидии между муниципальными образованиями устанавливается законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период.


8. Общий объем субсидии, предоставляемой бюджету соответствующего (i) муниципального района (муниципального, городского округа) (Cri), определяется по следующей формуле:




где:


Соб - общий объем субсидии бюджетам муниципальных районов (муниципальных, городских округов) из бюджета Республики Карелия, утвержденный законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период;


Гi - объем расходных обязательств соответствующего (i) муниципального района (муниципального, городского округа) на реализацию мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок), определяемый по формуле:




где:


Сл - стоимость выполнения работ по ликвидации 1 куб. м отходов на месте несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалки), тыс. руб.;


Vot - объем отходов производства и потребления на территории несанкционированного размещения отходов (свалки), отраженный в акте осмотра и (или) в принятых процессуальных решениях о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок), куб. м;


n - количество мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок) на территории одного муниципального района (муниципального, городского округа), планируемых к ликвидации в году, в котором предоставляется субсидия;


Yi - доля средств местного бюджета, направляемая на финансовое обеспечение расходного обязательства соответствующего (i) муниципального района (муниципального, городского округа) на реализацию мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок).


9. Результатом использования субсидии является площадь территории ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, кв. м.


10. В случае если в отчетном финансовом году муниципальным районом (городским округом) не достигнуты установленные соглашением значения результатов использования субсидии, ответственность за их недостижение устанавливается в соответствии с постановлением N 15-П.".

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ