Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


КАЛИНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРОФСОЮЗОВ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022-2024 ГОДЫ

от 2 марта 2022 года
г. Калининград



Регистрационный N 02.39.00.02.00212 от 02.03.2022



Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители территориальных организаций профсоюзов в лице Союза "Калининградское областное объединение организаций профсоюзов" (далее - Профсоюзы), объединений работодателей (далее - Работодатели), Правительства Калининградской области (далее - Правительство) в Калининградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), совместно именуемые - Стороны, руководствуясь законодательством Российской Федерации и Калининградской области, заключили настоящее Калининградское областное трехстороннее соглашение между территориальными организациями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Калининградской области на 2022-2024 годы (далее - Соглашение).


Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на региональном уровне, в целях проведения согласованной социально-экономической политики в 2022-2024 годах и совместных действий Сторон по их реализации.


Стороны содействуют реализации принципов, заложенных в Декларации столетия Международной организации труда (далее - МОТ) о будущем сферы труда.


Стороны признают главной целью Соглашения рост благосостояния населения и социальной защищенности работников путем дальнейшего развития и повышения эффективности отраслей экономики, обеспечения гарантий в вопросах занятости, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.


Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения соответствующих территориальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров в организациях, учреждениях и у индивидуальных предпринимателей.


С учетом повышения роли социального партнерства, гарантированного Конституцией Российской Федерации, Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства.


Условия, содержащиеся в данном Соглашении, учитываются при принятии законов Калининградской области, иных нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления.


Обязательства и гарантии Соглашения не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.


Действие Соглашения распространяется на работников и работодателей, уполномочивших соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Калининградской области в пределах взятых ими на себя обязательств.


Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединений работодателей, заключивших данное Соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия настоящего Соглашения, обязан выполнять достигнутые договоренности.


Соглашение открыто для присоединения всем объединениям работодателей, организациям профсоюзов, иным уполномоченным работодателями и работниками представителям, действующим на территории Калининградской области, в течение всего срока действия, в порядке, определяемом Законом Калининградской области "О социальном партнерстве в Калининградской области".


Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий участвуют в выполнении Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и отраслевых (межотраслевых) соглашений федерального уровня (в случае присоединения к ним в установленном порядке).


Участники настоящего Соглашения в объеме своих полномочий принимают на себя следующие обязательства.



Раздел I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА


Приоритетными направлениями экономической политики Стороны признают:


- обеспечение устойчивого роста валового регионального продукта и оплаты труда;


- создание, совершенствование и поддержание высокотехнологичных рабочих мест;


- обеспечение роста производительности труда, прежде всего за счет модернизации технологий и технического переоснащения;


- повышение общественного статуса и значимости объединений работодателей и организаций профсоюзов в развитии экономики региона;


- развитие малого и среднего предпринимательства;


- обеспечение конкурентоспособности Калининградской области в макрорегиональном окружении за счет опережающего развития транспортного комплекса, региональной энергосистемы, общей среды жизнедеятельности.


Стороны совместно:


1.2. Проводят обсуждение в Комиссии мероприятий ("дорожных карт") по реализации в регионе мер по достижению национальных целей развития Российской Федерации, в том числе национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".


1.3. Вырабатывают предложения, способствующие повышению конкурентоспособности экономики, совершенствованию тарифной и налоговой политики, предоставлению налоговых льгот отдельным категориям социально значимых налогоплательщиков, повышению эффективности функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области и специального административного района на территории острова "Октябрьский".


Представляют предложения в Правительство Калининградской области, а при необходимости - в федеральные органы государственной власти, Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.


1.4. Осуществляют контроль за соблюдением трудовых прав работников при проведении процедур банкротства, смене собственника и разработке мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников.


1.5. Устанавливают основные параметры показателей (индикаторов) уровня жизни населения и содействуют их выполнению:

N п/п

Показатели (индикаторы) уровня жизни населения

2021 год (оценка)

Прогноз

2022 год

2023 год

2024 год

1

2

3

4

5

6

1.

Темпы роста валового регионального продукта (в сопоставимых ценах), %

104,39

102,54

103,22

103,84

2.

Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году

101,2

101,0

101,5

102,0

3.

Темпы роста номинальной заработной платы, в % к предыдущему году

109,16

107,82

106,97

107,02

4.

Реальная среднемесячная заработная плата, в % к предыдущему году

102,28

102,10

102,50

103,00

5.

Соотношение между размером средней заработной платы и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, %

304,15

319,92

326,48

322,26

6.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, в % к общей численности населения

12,9

12,1

11,4

10,7

7.

Уровень регистрируемой безработицы, в % от экономически активного населения

1,3

1,1

0,8

0,7

8.

Количество официально зарегистрированных безработных граждан, тыс. человек

7,3

6,0

4,0

3,9

9.

Сводный индекс потребительских цен (декабрь к декабрю), %

107,1

104,9

104,17

104,0

10.

Уровень производственного травматизма (коэффициент частоты несчастных случаев на производстве), %

0,84

0,83

0,82

0,81


Правительство обязуется:


1.6. Осуществлять реализацию государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области", в том числе подпрограмм "Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области" и "Обеспечение реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для развития экономики и социальной сферы Калининградской области".


1.7. Привлекать к разработке и реализации государственных программ Калининградской области, направленных на развитие отраслей экономики, Работодателей и Профсоюзы.


1.8. Оказывать организациям государственную поддержку, в том числе при реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов в соответствии с действующим законодательством Калининградской области.


1.9. Предоставлять Сторонам Соглашения возможность участвовать в рассмотрении проектов бюджета Калининградской области в целях сохранения социальных обязательств, повышения уровня реальной заработной платы.


1.10. Содействовать развитию потребительского рынка, насыщению его качественными товарами и услугами. Оказывать необходимое содействие продвижению товаров местных товаропроизводителей за пределы области.


1.11. Не допускать возникновения задолженности по финансированию бюджетных заказов организациям строительного комплекса региона.


1.12. Осуществлять государственное регулирование цен и тарифов на продукцию (товары, услуги) в пределах предоставленных полномочий.


1.13. Рассматривать предложения организаций-монополистов об изменении цен на электрическую и тепловую энергию, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги для населения не чаще одного раза в год.


1.14. Принимать меры по недопущению на строительный рынок жилья организаций, использующих схемы ухода от ответственности перед инвесторами (дольщиками).


1.15. Содействовать развитию ипотечного жилищного кредитования.


1.16. Обеспечить финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду в пределах средств, предусмотренных законом Калининградской области о бюджете на соответствующий финансовый год.


1.17. Взаимодействуя с федеральными органами власти, содействовать обеспечению качества и ценовой доступности транспортных услуг (авиационных, железнодорожных, автотранспортных, водных) для жителей области, а также, грузового транзита.


1.18. Содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, микропредприятий во всех секторах экономики Калининградской области и созданию благоприятных условий для их хозяйственной деятельности.


Работодатели обязуются:


1.19. Предусматривать в коллективных договорах меры по своевременному техническому перевооружению, созданию дополнительных рабочих мест и модернизации существующих.


1.20. Информировать работников о финансово-хозяйственной и социально-экономической деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства.


1.21. Представлять необходимую информацию Правительству для оценки социально-экономической ситуации в регионе, для составления прогнозов социально-экономического развития области и муниципальных образований на среднесрочную и долгосрочную перспективу.


1.22. Обеспечивать беспрепятственное получение информации по социально-трудовым вопросам первичным профсоюзным организациям и иным представительным органам работников.


1.23. Содействовать участию представителей профсоюзов в управлении предприятием, организацией, предусмотренном статьей 53 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в части обеспечения учета мнения органа профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, проведения консультаций и обсуждения планов социально-экономического развития организации и их выполнения, предоставления информации по вопросам, затрагивающим интересы работников.


1.24. Содействовать введению в состав коллегиальных органов управления организаций всех форм собственности представителей первичной профсоюзной организации общероссийского профсоюза, действующей на предприятии, в учреждении с правом голоса.


1.25. Принимать меры по сохранению уровня заработной платы и социальных гарантий при проведении мероприятий по реорганизации предприятия.


1.26. Совместно с Профсоюзами организовывать трудовое соревнование и наставничество, проведение выставок достижений предприятий и передовиков производства, конкурсов профессионального мастерства. Предусматривать соответствующие средства на эти цели.


Профсоюзы обязуются:


1.27. Принимать участие в разработке и реализации среднесрочных программ социально-экономического развития области, отраслей экономики и отдельных организаций, в обсуждении проектов бюджетов всех уровне.


1.28. Участвовать в пределах своих полномочий в формировании и реализации тарифной политики.


1.29. Проводить мониторинг ситуации, складывающейся в регионе в результате повышения цен и тарифов на продукцию и услуги.


1.30. Инициировать проведение коллективных переговоров по подготовке проектов и заключению соглашений и коллективных договоров, контролировать их выполнение.


1.31. Осуществлять контроль и защиту прав работников при смене собственников, изменении организационно-правовых форм организаций, сокращении численности или штата, введении неполного рабочего времени.


1.32. По уполномочию работников направлять представителей профсоюзной организации в коллегиальные органы управления организацией (предприятием).



Раздел II. ОПЛАТА ТРУДА, ДОХОДЫ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ


Приоритетными направлениями социальной политики в сфере доходов и уровня жизни населения, в сфере оплаты труда Стороны признают:


- соблюдение государственных гарантий по оплате труда;


- обеспечение повышения уровня заработной платы работающих;


- ликвидацию задолженности по выплате заработной платы и недопущение ее формирования в дальнейшем;


- снижение масштабов бедности в регионе.


Стороны совместно:


2.1. Заключают Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Калининградской области, устанавливающее минимальные гарантии по оплате труда в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность на территории региона (за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета), с учетом действующего законодательства и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановления Конституционного суда Российской Федерации от 11.04.2019 N 17-П, от 16.12.2019 N 40-П).


При этом стороны намерены обеспечивать повышение минимальной заработной платы в Калининградской области с учетом индекса потребительских цен в регионе в размерах, превышающих величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в области.


Номинальная начисленная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда, трудовые обязанности (без учета компенсационных выплат за ночную, сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, совмещение профессий (должностей)) не может быть ниже минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением.


2.2. При разработке и заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров содействуют установлению минимального оклада (минимальной тарифной ставки) работника организации в нормальных условиях труда не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне (МРОТ).


2.3. Принимают меры по недопущению в организациях всех форм собственности "серых" и "черных" схем выплаты заработной платы.


2.4. Не допускать фактов гендерного неравенства в оплате труда.


2.5. Проводят мониторинг установления предельных уровней соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров областных государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений, предприятий, организаций.


Правительство обязуется:


2.7. При формировании областного бюджета на 2022, 2023, 2024 годы предусматривать расходы на:


- оплату труда работников бюджетной сферы в соответствии с системами оплаты и материального стимулирования труда;


- формирование фонда оплаты труда работникам государственных учреждений Калининградской области с учетом принятых решений об увеличении заработной платы, в том числе минимальных гарантий по оплате труда, установленных Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Калининградской области;


- служебные командировки работников областных государственных учреждений;


- повышение квалификации (не реже 1 раза в 5 лет), аттестацию и сертификацию специалистов и руководителей организаций областных государственных учреждений;


- осуществление мероприятий по охране труда в областных государственных учреждениях, в том числе проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах;


- страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;


- обеспечение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и организацию отдыха, оздоровления и занятости детей;


- предоставление в качестве меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячной денежной компенсации с ежегодной индексацией специалистам областных государственных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности;


- компенсацию стоимости питания отдельным категориям школьников, обучающихся в областных образовательных учреждениях;


- ежемесячные денежные выплаты с ежегодной индексацией труженикам тыла, ветеранам труда и репрессированным гражданам, выплаты другим категориям жителей области, для которых предусмотрены меры социальной поддержки;


- доплаты к пенсиям гражданам Калининградской области, имеющим почетные звания.


2.8. Рекомендовать органам местного самоуправления при формировании местных бюджетов на 2022, 2023, 2024 годы предусматривать расходы на аналогичные цели (в пределах предусмотренных полномочий).


2.9. Определять порядок и размеры оплаты труда руководителей государственных учреждений и организаций, финансируемых из областного бюджета, их заместителей, главных бухгалтеров, руководителей государственных унитарных предприятий Калининградской области в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.


Рекомендовать органам местного самоуправления проводить аналогичную работу в муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях.


2.10. Рекомендовать на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлять:


- в учреждениях сферы образования - не менее 70% фонда оплаты труда организации (без учета фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям);


- в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - доля выплат по окладам в структуре заработной платы - не ниже 55%;


- в государственных и муниципальных учреждениях культуры - доля выплат по окладам (должностным окладам) - не менее 50% заработной платы;


- в государственных и муниципальных учреждениях физической культуры и спорта - доля выплат по окладам (должностным окладам) - не менее 70% фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера);


- в государственных учреждениях ветеринарии - доля выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы - не менее 60% (без учета выплат компенсационного характера).


2.11. При разработке систем оплаты труда работников бюджетной сферы Калининградской области учитывать мнение областных отраслевых профсоюзных организаций.


2.12. Не допускать снижения достигнутых соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных майскими Указами Президента Российской Федерации, с уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе.


2.13. Обеспечивать размещение информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров областных государственных учреждений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с нормативными правовыми актами Калининградской области.


2.14. Обеспечивать реализацию Закона Калининградской области "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям лицам, имеющим почетные звания Российской Федерации и других республик бывшего СССР".


2.15. Производить ежегодный расчет величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения с учетом мнения Профсоюзов и обеспечивать его опубликование в установленном порядке.


2.16. Осуществлять мониторинг своевременности выплаты заработной платы и прочих полагающихся выплат работникам отраслей экономики и социальной сферы. Принимать эффективные меры по снижению задолженности по заработной плате.


2.17. Принимать меры по обеспечению отселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе за счет аккумулирования внебюджетных источников финансирования для этих целей.


2.18. Анализировать деятельность управляющих компаний, товариществ собственников жилья, созданных для управления многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.


2.19. Способствовать сохранению функции по доставке пенсий за Федеральной почтовой связью.


2.20. Анализировать выполнение целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года" в части снижения уровня бедности в регионе.


Работодатели обязуются:


2.21. При формировании политики оплаты труда в организации устанавливать в коллективных договорах организаций соотношение средней заработной платы руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера организации к средней заработной плате работников организации в учреждениях бюджетной сферы не более 4:1 (за исключением организаций, в которых оплата труда руководителей устанавливается по решению учредителя без учета данного соотношения).


2.22. Системы оплаты труда работников, включая тарифные ставки, оклады, надбавки и доплаты стимулирующего и компенсирующего характера, а также системы премирования разрабатывать и устанавливать с учетом мнения соответствующего органа профсоюзов, в случаях, предусмотренных коллективными договорами, - по согласованию с профсоюзными органами.


2.23. Обеспечивать проведение ежегодной индексации заработной платы работников предприятий в размере не ниже индекса потребительских цен на товары и услуги в регионе, определяемого территориальным органом государственной статистики, в бюджетных организациях - в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Калининградской области, органов местного самоуправления.


2.24. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней и приостановки работы в соответствии со статьей 142 ТК РФ оплату этих дней производить в размерах, определенных в коллективном договоре организации, при условии, когда работник известил работодателя о приостановке работы в письменной форме.


2.25. Предусматривать в коллективном договоре обязательство по оплате каждого часа работы в ночное время (с 22 до 6 часов) в повышенном размере в соответствии с отраслевыми соглашениями, но не менее 20% часовой тарифной ставки.


2.26. Производить повышенную оплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни работникам организации, учреждения, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни по приказу руководителя организации, учреждения, в соответствии со статьей 153 ТК РФ.


Оплата за работу в выходной день и нерабочий праздничный день наряду с должностным окладом в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада) за день или час работы включает все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной системой оплаты труда, в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 28.06.2018 N 26-П).


2.27. Предоставлять путевки на санаторно-курортное лечение и отдых работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, нуждающимся в оздоровлении.


2.28. При наличии возможности предусматривать выделение финансовых средств на приобретение новогодних детских подарков, проведение праздника новогодней елки в соответствии с коллективными договорами.


2.29. Возмещать расходы работникам, связанные со служебными командировками, в порядке и размерах, определенных в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации, но не ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.


2.30. Выплачивать дополнительное вознаграждение работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни (установленные в соответствии со статьей 112 ТК РФ), в которые они не привлекались к работе, в размере, определенном в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации с учетом мнения профсоюзного комитета.


2.31. Перечислять денежные средства на счет профсоюзной организации для проведения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в размерах и порядке, предусмотренных в коллективном договоре, но не менее 0,15% от фонда оплаты труда.


2.32. Выплачивать денежную компенсацию за каждый день задержки выплат заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, начиная со следующего дня после установленного срока, в размере не ниже одной сто пятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором.


2.33. Содействовать системной организации нормирования труда в организации.


Профсоюзы обязуются:


2.34. Инициировать переговоры с работодателями о включении в коллективные договоры, соглашения обязательств по вопросам оплаты труда.


2.35. Обеспечивать контроль и защиту прав работников в части своевременной выплаты заработной платы, отпускных, расчетов в случае увольнения, выплаты пособий по государственному социальному страхованию, соблюдения трудового, пенсионного и жилищного законодательства,


2.36. Принимать меры по предупреждению коллективных трудовых споров (конфликтов) по вопросам оплаты и нормирования труда. Защищать интересы и права членов профсоюзов в судебных, государственных и других органах.



Раздел III. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ И РАЗВИТИЮ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА


Приоритетными направлениями в сфере обеспечения занятости и развития кадрового потенциала Стороны признают:


- сохранение и модернизацию существующих и создание новых эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда и достойной заработной платой, в том числе ориентированных на возрастных работников и молодежь;


- сокращение уровня безработицы;


- соблюдение интересов и прав жителей региона при привлечении иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Калининградской области.


Стороны совместно:


3.1. Обеспечивают выполнение мероприятий подпрограммы "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда" Государственной программы Калининградской области "Социальная поддержка населения", в части содействия занятости населения, а также эффективное использование предусмотренных на ее реализацию средств в 2022-2024 годах.


3.2. Определяют предельные значения безработицы в отдельном муниципальном образовании в следующих размерах:


- по общей безработице - 10% от численности экономически активного населения;


- по регистрируемой безработице - 5% от численности экономически активного населения.


3.3. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности.


3.4. Признают в качестве критерия массового увольнения показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:


- при ликвидации организации любой организационно-правовой формы и формы собственности:


- увольнение работников с численностью работающих 15 и более человек;


- при сокращении численности (штата):


- для организаций с численностью работающих до 100 человек:


- сокращение численности или штата работников организации в количестве 20 человек в течение 30 календарных дней;


- для организаций с численностью работающих от 100 до 700 человек:


- сокращение численности или штата работников организации в количестве:


30 человек в течение 30 календарных дней;


50 человек в течение 60 календарных дней;


- для организаций с численностью работающих 700 и более человек:


50 и более человек в течение 30 календарных дней;


100 и более человек в течение 60 календарных дней;


200 и более человек в течение 90 календарных дней.


3.5. Критерии массового увольнения для конкретного муниципального образования области определяются в территориальных соглашениях, для конкретной сферы экономической деятельности - в отраслевых соглашениях.


При этом они не должны ухудшать социальную защищенность работников по сравнению с настоящим Соглашением.


3.6. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников организуют и проводят конкурсы профессионального мастерства в организациях, в муниципальных образованиях. Обеспечивают участие победителей в аналогичных конкурсах на региональном, окружном федеральном, всероссийском уровнях.


3.7. Содействуют внедрению и применению профессиональных стандартов в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.


3.8. Принимают меры по развитию системы профессиональных квалификаций и системы независимой оценки на территории Калининградской области.


Правительство обязуется:


3.9. Проводить мониторинг ситуации на рынке труда, в том числе отдельно по гражданам предпенсионного возраста (55 лет и старше - женщины и 60 лет и старше - мужчины); разрабатывать прогноз спроса и предложения на рынке труда в разрезе профессионально-квалификационных групп.


3.10. Представлять Профсоюзам и Работодателям аналитическую информацию о состоянии рынка труда, качественном составе безработных, вакансиях.


3.11. С привлечением Работодателей организовывать и проводить ярмарки вакансий и опросы населения в сфере занятости.


3.12. Определять заказ на подготовку кадров в образовательных учреждениях среднего профессионального образования с учетом заявок работодателей и потребности экономики Калининградской области.


3.13. В соответствии с Законом Калининградской области "О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях Калининградской области для инвалидов" устанавливать квоту предприятиям и организациям для трудоустройства инвалидов.


Рекомендовать органам местного самоуправления принимать меры по резервированию рабочих мест для трудоустройства иных категорий лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; детей-инвалидов; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц предпенсионного возраста (за пять лет до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости); беженцев и вынужденных переселенцев; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.


3.14. При подготовке предложений в федеральные органы о размере квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в регионе учитывать мнения Работодателей и Профсоюзов.


3.15. Обеспечить регулирование притока в регион иностранной рабочей силы с учетом интересов внутреннего рынка труда.


3.16. Рекомендовать органам местного самоуправления области осуществлять регистрацию трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в соответствии со статьей 303 ТК РФ.


3.17. Доводить до сведения Работодателей и Профсоюзов информацию о возможности участия в программах, реализуемых на территории Калининградской области, по вопросам обеспечения мобильности трудовых ресурсов, подготовки кадров и повышения квалификации, другим вопросам содействия занятости, обеспечения конкурентоспособности трудовых ресурсов.


Работодатели обязуются:


3.18. Своевременно в соответствии с действующим законодательством информировать профсоюзные органы и органы службы занятости населения о предстоящих увольнениях и вынужденной временной остановке производства, о неполной занятости, о наличии вакантных рабочих мест.


3.19. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 статьи 81 ТК РФ, производить с учетом мнения выборного профсоюзного органа (профкома) первичной профсоюзной организации. Увольнение по тем же основаниям работников, входящих в состав выборных профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, производить только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.


3.20. Принимать меры по организации переобучения новым профессиям высвобождаемых в связи с проведением мероприятий по сокращению численности или штата работников до наступления срока расторжения трудового договора.


3.21. Предоставлять работникам, высвобождаемым по основаниям, предусмотренным пунктом 2 и пунктом 3 статьи 81 ТК РФ, оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока расторжения с ними трудового договора в порядке и на условиях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями.


3.22. Предусматривать возможность трудоустройства увольняемых из организаций-банкротов работников на не менее чем 70% рабочих мест, создаваемых на базе имущества ликвидируемого предприятия.


3.23. Содействовать проведению ярмарок вакансий, организации общественных и временных работ.


3.24. Содействовать сохранению и развитию внутрифирменного (производственного) обучения и повышения квалификации персонала организаций для обеспечения конкурентоспособности и мобильности рабочей силы. Предоставлять женщинам-работницам равные с другими работниками возможности для обучения и повышения квалификации. Содействовать профессиональной подготовке и переобучению женщин после длительного отпуска по уходу за ребенком в случае угрозы потери квалификации. Принимать меры по переобучению и повышению квалификации работников предпенсионного возраста в соответствии с потребностями организации.


3.25. Заключать договоры и соглашения с профессиональными учебными заведениями всех уровней для целевой подготовки рабочих кадров под конкретные рабочие места; переподготовки и повышения квалификации работников требуемых специальностей; предоставлять рабочие места для трудоустройства молодых специалистов (выпускников образовательных учреждений), в том числе учащихся, для прохождения производственной практики и стажировок.


3.26. Обеспечивать трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты, а также резервировать рабочие места для трудоустройства других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите (в соответствии с нормативной правовой базой муниципального уровня).


3.27. При привлечении иностранных работников не препятствовать вступлению их в члены профсоюза.


3.28. Предоставлять свободное от работы время с сохранением средней заработной платы для прохождения независимой оценки квалификации. Порядок и условия прохождения независимой оценки квалификации предусматривать в коллективном договоре.


3.29. При необходимости развивать гибкие формы занятости женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей (занятость с неполным рабочим временем, гибким графиком работы, надомная занятость).


Профсоюзы обязуются:


3.30. Оказывать бесплатную консультационную и правовую помощь членам профсоюзов, а также малообеспеченным гражданам по вопросам приема на работу и увольнения, предоставления гарантий и компенсаций высвобождаемым, соблюдения трудового законодательства.


3.31. Добиваться при заключении соглашений, коллективных договоров включения в них обязательств по предоставлению дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам.


3.32. Оказывать практическую помощь по защите работников предприятий, где намечаются массовые увольнения, вводится или угрожает банкротство. Разъяснять работникам их права, гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные законодательством при увольнении.


3.33. Вносить предложения в исполнительные органы государственной власти Калининградской области о временной отмене мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников, или поэтапном их проведении, а также о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы.


3.34. Разрабатывать положения о наставничестве, содействовать их реализации.


3.35. Представлять и защищать в установленном законом порядке интересы работников - членов профсоюзов, а также работников, не являющихся членами профсоюзов, на условиях, определенных в соглашениях, коллективных договорах, по вопросам трудового законодательства.



Раздел IV. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ


Приоритетными направлениями социальной политики Стороны признают:


- соблюдение установленных законодательством прав граждан на социальную поддержку, в том числе поддержку малообеспеченных слоев населения;


- сохранение уровня социальных гарантий работающим гражданам, в том числе предпенсионного возраста;


- обеспечение охраны материнства и детства, укрепление семьи.


Стороны совместно:


4.1. Не допускают снижения количественных и качественных показателей оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом. Выделяют необходимые средства на оздоровление детей и подростков.


4.2. Содействуют осуществлению мер по совершенствованию системы первичной медицинской помощи, проведению диспансеризации населения, усилению участия страховых представителей системы обязательного медицинского страхования в защите интересов застрахованных лиц по вопросам качественного и квалифицированного медицинского обслуживания на территории Калининградской области.


4.3. Способствуют развитию физической культуры и спорта, в том числе проведению массовых спартакиад трудящихся Калининградской области.


4.4. Проводят мероприятия по предупреждению и профилактике асоциальных явлений, в том числе алкоголизма и наркомании, распространения ВИЧ-СПИДа.


4.5. Принимают меры по реализации гендерной политики, обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в сфере труда.


Правительство обязуется:


4.6. Утверждать Программу государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на соответствующий финансовый год, обеспечивать финансирование утвержденных объемов медицинской помощи, оказываемых за счет средств областного бюджета, и уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения; создавать условия для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках данной Программы.


4.7. Осуществлять предоставление субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в том числе малоимущим гражданам и малообеспеченным семьям.


4.8. Предоставлять меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуги теплоснабжения (отопления) и электроснабжения специалистам государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности.


4.9. Рекомендовать органам местного самоуправления рассматривать возможность и принимать меры по установлению льготных тарифов на проезд школьников, сохранению льготных проездных билетов для пенсионеров по возрасту, а также для женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет, не являющихся пенсионерами, на городской пассажирский транспорт.


4.10. Обеспечивать отдых и оздоровление детей из малообеспеченных семей и других категорий детей, нуждающихся в особой защите государства.


4.11. Содействовать обеспечению финансирования мероприятий по долечиванию (реабилитации) работающих граждан после перенесенных заболеваний в санаторно-курортных учреждениях Калининградской области за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования.


4.12. Рекомендовать органам местного самоуправления рассматривать возможность компенсации льготным категориям граждан стоимости проезда к садово-огородным участкам на период сельскохозяйственных работ.


4.13. Содействовать увеличению числа дошкольных детских образовательных учреждений в муниципальных образованиях области.


Работодатели обязуются:


4.14. Заключать соглашение с органами Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам информационного и иного взаимодействия.


Предоставлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме списки работников, выходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев, сканированные образцы документов, необходимых для назначения пенсии, имеющихся в распоряжении работника и работодателя.


4.15. В соответствии с коллективными договорами при финансовой возможности предусматривать средства на социальную поддержку работников и членов их семей.


4.16. Предусматривать в коллективных договорах дополнительные меры социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей, а также работников, находящихся в отпуске по уходу за детьми. Для беременных женщин (при наличии соответствующего медицинского заключения) - снижение норм выработки (обслуживания) или перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы и другие.


4.17. При необходимости обеспечивать работников горячим питанием, обеспечивать достойные условия для приема пищи.


4.18. В соответствии с коллективными договорами в пределах финансовой возможности осуществлять добровольное медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение работников.


4.19. Предусматривать в коллективном договоре при равных правах, установленных действующим трудовым законодательством преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников предпенсионного возраста (женщины - 55 лет и старше, мужчины - 60 лет и старше).


4.20. Предусматривать в коллективном договоре обязательство о предоставлении двух оплачиваемых дней отдыха работникам, проходящим вакцинацию против коронавирусной инфекции.


4.21. Не допускать случаев необоснованного отказа в приеме на работу на имеющиеся вакансии лиц предпенсионного возраста.


4.22. Не допускать случаев дискриминации в отношении ВИЧ-инфицированных или пострадавших от ВИЧ-СПИДа работников. Обеспечить им равный доступ к рабочим местам, программам обучения и переквалификации, карьерному продвижению, социальному пакету, равную оплату труда за равный труд.


4.23. Обеспечивать сохранность и своевременную передачу на архивное хранение документов по заработной плате, стажу и работе с вредными и (или) опасными условиями труда, дающими право на льготное обеспечение.


Профсоюзы обязуются:


4.24. Добиваться закрепления в коллективных договорах обязательств по предоставлению социальных гарантий работникам.


4.25. Участвовать в организации и проведении оздоровительной кампании детей и подростков в период школьных каникул. Осуществлять контроль за ходом проведения детского оздоровительного отдыха.


4.26. Использовать средства профсоюзного бюджета на удешевление стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря, принимать меры по удешевлению стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения области для работающих членов профсоюзов.


4.27. Осуществлять контроль за своевременной уплатой работодателем страховых взносов за работников в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и реализацией прав на пенсионное обеспечение.


4.28. Проводить разъяснительную работу в целях недопущения дискриминации и отчуждения работников с ВИЧ-СПИДом. Способствовать формированию терпимого отношения к работникам, сообщившим о своем ВИЧ-статусе.



Раздел V. ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Приоритетными направлениями в сфере охраны труда и экологической безопасности Стороны признают:


- обеспечение безопасности жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности;


- профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;


- охрану окружающей среды и природопользования.


Стороны совместно:


5.1. Обеспечивают выполнение мероприятий подпрограммы "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда" Государственной программы Калининградской области "Социальная поддержка населения", направленных на улучшение условий и охраны труда в хозяйствующих субъектах на территории Калининградской области.


5.2. Содействуют проведению специальной оценки условий труда в организациях Калининградской области, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и правового статуса.


5.3. Содействуют организации и проведению мероприятий, осуществляемых на территории Калининградской области, в рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности, с освещением в средствах массовой информации.


5.4. Содействуют разработке и принятию мер по профилактике и предупреждению производственного травматизма, улучшению качества производственной среды.


Правительство обязуется:


5.5. Осуществлять государственное управление деятельностью в сфере охраны труда в пределах своих полномочий.


Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечивать реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в подведомственных муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях в рамках осуществления ведомственного контроля.


5.6. Обеспечить реализацию природоохранных мероприятий на территории области в рамках Государственной программы Калининградской области "Окружающая среда", ежегодно анализировать ход выполнения природоохранных работ и их эффективность.


5.7. Ежегодно проводить анализ и оценку состояния условий труда в организациях, расположенных на территории области. Направлять информацию о состоянии условий труда Работодателям и Профсоюзам.


5.8. Принимать меры по снижению удельного веса женщин, работающих во вредных и опасных условиях.


5.9. Анализировать причины несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, разрабатывать предложения по их предупреждению.


5.10. Оказывать методическую и практическую помощь организациям всех форм собственности в проведении специальной оценки условий труда.


5.11. Содействовать проведению обучения и проверки знаний работодателей, в том числе работодателей - физических лиц, предпринимателей, специалистов в области охраны труда, уполномоченных (доверенных лиц), членов комитетов (комиссий) по охране труда, в том числе за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.


5.12. Осуществлять государственную экспертизу по оценке качества проведенной в организациях специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам компенсаций за работу в условиях труда.


5.13. Ежегодно организовывать проведение тематических мероприятий в рамках Всемирного дня охраны труда.


Работодатели обязуются:


5.14. Разрабатывать и утверждать положения об организации работы по охране труда в соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации "Общие требования к управлению охраной труда в организации".


5.15. Создавать в организациях, численность работников в которых превышает 50 человек, службы охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда; предоставлять доступ в организацию представителям инспектирующих органов и органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.


5.16. Обеспечивать проведение специальной оценки условий труда на предприятиях, в организациях в соответствии с установленными требованиями, методикой проведения СОУТ, на вновь организованных рабочих местах - не позднее 12 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию.


Включать в состав комиссии по специальной оценке условий труда представителей профсоюзов.


5.17. Обеспечивать расследование и учет несчастных случаев на производстве.


5.18. Разрабатывать и обеспечивать выполнение комплексных планов (соглашений) по охране труда и оздоровительным мероприятиям, в том числе для работающих во вредных и (или) опасных условиях труда. Привлекать к разработке комплексных планов профсоюзные организации.


5.19. Предусматривать выделение средств на мероприятия по охране труда в соответствии с коллективным договором, но не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).


5.20. Предоставлять ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда; работникам, имеющим особый характер работы; работникам с ненормированным рабочим днем.


Определять в коллективных договорах общую продолжительность ежегодного отпуска путем присоединения дополнительных отпусков к основному отпуску 28 календарных дней либо к основному удлиненному отпуску продолжительностью свыше 28 календарных дней.


5.21. Право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляется работникам в соответствии со статьей 117 ТК РФ.


Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.


На основании отраслевого соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым соглашением и коллективными договорами.


5.22. Предоставлять работникам оплачиваемое время для прохождения медицинских осмотров и диспансеризации.


Обеспечивать проведение дополнительного обследования при прохождении диспансеризации работников с вредными и (или) опасными условиями труда, разрабатывать мероприятия по оздоровлению работников в соответствии с рекомендациями врачей с использованием средств Фонда социального страхования.


5.23. В случае гибели работника в процессе выполнения им трудовых обязанностей по вине работодателя производить выплату единовременного пособия семье погибшего сверх установленных государством норм в размере, определенном коллективным договором организации и отраслевым соглашением.


5.24. Создавать уполномоченным по охране труда необходимые условия для их деятельности. Направлять на обучение по охране труда уполномоченных (доверенных лиц), членов комитетов (комиссий) по охране труда за счет средств работодателя.


5.25. Отраслевым соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены) при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени:


- при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов;


- при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов.


В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.


Профсоюзы обязуются:


5.26. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда и законодательства о специальной оценке условий труда.


5.27. Обеспечивать проведение постоянных консультаций для работников по применению действующего законодательства об охране труда, природоохранного законодательства, а также по вопросам возмещения вреда, причиненного увечьем, профзаболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с выполнением работниками трудовых обязанностей.


5.28. Проводить выборы уполномоченных лиц от профсоюзных комитетов или трудового коллектива по охране труда и обеспечивать их эффективную работу в комитете (комиссии) по охране труда, организовывать их обучение, в том числе и за счет средств социального страхования.


5.29. Оказывать правовую помощь лицам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве или получившим профессиональное заболевание; представлять интересы членов профсоюзов в суде.


5.30. Принимать участие совместно с территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в проведении работ, связанных с отнесением организаций и их подразделений к классу профессионального риска, определением скидок и надбавок к страховому тарифу в соответствии с законодательством.



Раздел VI. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА


Приоритетными направлениями молодежной политики Стороны признают:


- поддержку молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания и укрепления семьи;


- поддержку деятельности молодежных общественных объединений.


Стороны совместно:


6.1. Создают условия, оказывают организационную, информационную поддержку для трудоустройства молодежи, в том числе на временных и сезонных рабочих местах. Содействуют снижению безработицы среди молодежи.


6.2. Содействуют пропаганде рабочих специальностей в молодежной среде.


6.3. Содействуют созданию различных форм молодежного самоуправления на территории Калининградской области.


6.4. Проводят работу, направленную на патриотическое воспитание молодежи, внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".


6.5. Проводят мероприятия по предупреждению и профилактике асоциальных явлений, в том числе алкоголизма и наркомании, распространения ВИЧ-СПИДа среди работающей и студенческой молодежи, а также направленные на пропаганду здорового образа жизни.


6.6. Стороны содействуют развитию добровольчества (волонтерства) в Калининградской области.


Правительство обязуется:


6.7. Обеспечивать выполнение мероприятий Государственной программы Калининградской области "Молодежь" по параметрам 2022, 2023, 2024 годов. Содействовать реализации подпрограммы "Развитие созидательной активности молодежи", молодежных проектов и программ, принятых для реализации молодежной политики Калининградской области.


6.8. Реализовать комплекс мер, направленных на предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.


6.9. Содействовать работе молодежных структур, созданных при органах государственной власти Калининградской области.


6.10. Обеспечивать государственную поддержку талантливой молодежи. Способствовать организации и проведению конкурсов, смотров, выставок и других мероприятий в научной, общественно-политической, социально-культурной сферах. Устанавливать областные гранты на реализацию творческих проектов.


Работодатели обязуются:


6.11. В учреждениях образования, здравоохранения, других учреждениях бюджетной сферы производить единовременную выплату молодым специалистам, прибывшим на работу в учреждение, в порядке и в размерах, установленных коллективными договорами, отраслевыми соглашениями (в рамках выделенных бюджетных ассигнований при финансовой возможности).


6.12. Обеспечить трудоустройство лиц моложе 18 лет, а также учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время в счет установленного резерва рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.


6.13. Проводить для молодежи, в том числе школьников, "дни открытых дверей", профориентационные экскурсии с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.


6.14. Предоставлять льготы молодым работникам для обучения в учебных учреждениях среднего или высшего профессионального образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и заключенным коллективным договором, при необходимости устанавливать индивидуальный режим труда для лиц, совмещающих работу с обучением.


6.15. При необходимости направлять молодежь на учебу с отрывом от производства на договорной основе для подготовки работников востребованных профессий. При направлении молодых работников на обучение выплачивать производственную стипендию в период обучения в соответствии с коллективным договором (при наличии финансовой возможности).


6.16. Предусматривать доплаты работникам, являющимся наставниками молодежи, премировать наиболее активных и добившихся высоких результатов наставников.


6.17. Формировать кадровый резерв из числа молодых работников с учетом их профессионального развития для обеспечения карьерного роста.


Профсоюзы обязуются:


6.18. Содействовать адаптации молодых специалистов и вновь принятых молодых работников на производстве. Принимать меры по созданию и развитию в организациях института наставничества.


6.19. Вовлекать молодежь в ряды членов профсоюзов. Освещать мероприятия по реализации молодежной политики через средства массовой информации профсоюзных организаций, в том числе официальные сайты Профобъединения и областных отраслевых организаций, в социальных сетях.


6.20. Организовывать обучение молодых членов профсоюзов из числа работающей и учащейся молодежи по вопросам трудового права, охраны труда и профсоюзного движения в учебно-методическом центре Калининградского областного объединения организаций профсоюзов, в учреждениях образования.


6.21. Ежегодно проводить спартакиаду работающей и учащейся молодежи профсоюзного объединения.


6.22. Содействовать информированию работающей и учащейся молодежи о методах профилактики ВИЧ/СПИДа, о природе и путях его передачи, об услугах здравоохранения.



Раздел VII. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОРОН


Приоритетными направлениями в области дальнейшего развития социального партнерства Стороны признают:


- развитие взаимоотношений на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях всех форм собственности;


- усиление роли Калининградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, территориальных и отраслевых комиссий в реализации государственной политики в сфере труда;


- предотвращение и разрешение коллективных трудовых споров (конфликтов) в организациях;


- содействие обеспечению социального мира в регионе.


Стороны совместно и при непосредственном участии органов местного самоуправления области:


7.1. Проводят работу по реализации Закона Калининградской области "О социальном партнерстве в Калининградской области", в том числе:


- содействуют заключению коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, осуществляют контроль за их выполнением;


- принимают меры по созданию и осуществлению деятельности в муниципальных образованиях области территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;


- содействуют заключению трехсторонних территориальных соглашений с привлечением глав городских и сельских поселений, расположенных на территории муниципальных образований.


7.2. Принимают профилактические меры по предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров в организациях, учреждениях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также у работодателей - физических лиц.


7.3. Предусматривают меры по обучению представителей Сторон ведению социального диалога, реализации принципов социального партнерства, разрешению коллективных трудовых споров через сеть лицензированных образовательных учреждений, в том числе курируемых профсоюзной стороной.


7.4. Оказывают содействие в создании первичных профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, в том числе созданных с участием иностранного капитала.


7.5. Оказывают содействие в создании объединений работодателей на областном и муниципальном уровнях, саморегулируемых организаций предпринимателей.


7.6. Стороны договорились содействовать обеспечению реализации приоритетного права Профсоюзов на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров.


7.7. Принимают участие в проведении регионального этапа Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" и Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии".


Правительство обязуется:


7.8. Осуществлять организационно-методическое обеспечение деятельности Калининградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и координировать деятельность социальных партнеров.


7.9. Обеспечивать выполнение требований Трудового кодекса Российской Федерации в части участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития, других актов в сфере труда, разрабатываемых региональными органами исполнительной власти, учет по ним мнения Комиссии.


7.10. Обеспечить проведение уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений.


7.11. При рассмотрении ходатайств организаций о награждении работников, в том числе руководителей организаций, государственными наградами учитывать мнение соответствующих организаций профсоюзов.


7.12. Размещать на официальных сайтах соглашения, заключенные в рамках социального партнерства:


- региональные - на сайте Министерства социальной политики;


- отраслевые - на сайтах соответствующих министерств и ведомств;


- территориальные - на сайтах муниципальных образований.


7.13. Освещать деятельность Комиссии на сайте Министерства социальной политики Калининградской области.


Работодатели обязуются:


7.14. Заключать коллективные договоры с профсоюзами, а в случае отсутствия первичной профсоюзной организации - с иными полномочными представителями работников в организациях всех форм собственности в соответствии с отраслевыми, территориальными и иными соглашениями, настоящим Соглашением.


Представлять их на уведомительную регистрацию в Министерство социальной политики Калининградской области, обеспечивать выполнение коллективных договоров.


7.15. Регулярно не реже одного раза в год рассматривать ход выполнения обязательств, включенных в соглашения и коллективные договоры. Итоги выполнения обязательств коллективного договора рассматривать на общих собраниях (конференциях) работников.


7.16. Производить оплату в размере не ниже средней заработной платы за счет средств работодателя времени участия не освобожденных от основной работы членов выборных органов профсоюзных организаций в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а также краткосрочной профсоюзной учебы.


7.17. Сохранять существующий порядок и обеспечивать безналичное удержание профсоюзных взносов с письменного согласия работников и перечислять их на расчетные счета профсоюзных организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.


В организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых соглашений, работодатели по письменным заявлениям работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно и бесплатно перечисляют на счет профсоюзной организации денежные средства из заработной платы (добровольные взносы) указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми соглашениями.


За каждый календарный день задержки удержанных из заработной платы как членов профсоюзов, так и работников, не состоящих в профсоюзе, но не перечисленных на счет профсоюзной организации взносов начислять компенсацию в порядке и размерах в соответствии с коллективным договором, но не менее 1/150 (одной сто пятидесятой) ставки Центробанка Российской Федерации.


7.18. Совместно с профсоюзными организациями создавать в организации, на предприятии на паритетной основе комиссию по трудовым спорам.


7.19. При наличии финансовой возможности предусматривать оплату труда руководителя выборного профсоюзного органа в соответствии с коллективным договором.


Профсоюзы обязуются:


7.20. Инициировать организацию встреч профсоюзного актива Калининградской области с Губернатором Калининградской области, представителями Правительства Калининградской области, работодателями.


7.21. Обеспечить заключение коллективных договоров в большинстве организаций, где имеются профсоюзные организации.


7.22. Продолжать работу по созданию координационных советов профсоюзных организаций в муниципальных образованиях области.


7.23. Обеспечивать обучение профсоюзного актива вопросам социального партнерства.


7.24. Совместно с Работодателями принимать участие в областном конкурсе "Коллективный договор - основа защиты социально-трудовых прав работников", проводимом Калининградским областным объединением организаций профсоюзов.



Раздел VIII. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ, КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН


Стороны договорились:


8.1. Итоги выполнения Соглашения подводить Комиссией по результатам работы за год. В этих целях Стороны предварительно обмениваются взаимной информацией о выполнении обязательств.


8.2. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты официального подписания и действует в течение трех лет.


8.3. Стороны поручают Комиссии в случае необходимости вносить изменения и дополнения в настоящее Соглашение, продлевать срок его действия в установленном порядке.


8.4. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Соглашения работодатель и выборный орган профорганизации (иной полномочный орган работников) вправе обратиться в письменной форме к сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя. Стороны Соглашения его рассматривают и могут принять решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.


8.5. В случае невыполнения обязательств Соглашения конкретные исполнители несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.


8.6. При невыполнении обязательств Соглашения по причинам, признанным Сторонами уважительными, Стороны принимают дополнительные согласованные меры к обеспечению выполнения этих обязательств.


8.7. Настоящее Соглашение подписано в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

Текст Соглашения подписали:

От Правительства Калининградской области

От территориальных организаций профсоюзов

От объединений работодателей

Губернатор Калининградской области

Координатор стороны территориальных организаций профсоюзов в Калининградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Координатор стороны объединений работодателей в Калининградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

________ А.А. Алиханов

________ В.Н. Захарчиц

________ А.В. Романов


Совершено в г. Калининграде 2 марта 2022 года.


Настоящее Калининградское областное трехстороннее соглашение между территориальными организациями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Калининградской области на 2022-2024 годы подписали члены Калининградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений


ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

N п/п

Фамилия, имя, отчество

Занимаемая должность

Подпись

1.

Майстер

Анжелика Валерьевна

министр социальной политики Калининградской области, координатор стороны Правительства Калининградской области в комиссии

2.

Гракова

Ирина Николаевна

заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли, Калининградской области

3.

Жовтун

Владимир Аксентьевич

заместитель министра развития инфраструктуры Калининградской области - начальник департамента транспортного комплекса, дорожной деятельности и организации дорожного движения

4.

Пильтихина

Людмила Федоровна

заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области

5.

Сафронов

Олег Владимирович

заместитель министра финансов Калининградской области

6.

Семенова

Елена Ивановна

заместитель министра здравоохранения Калининградской области

7.

Трусенева

Светлана Сергеевна

министр образования Калининградской области

8.

Хохлова

Анжела Леонидовна

заместитель министра по культуре и туризму Калининградской области

9.

Шевцова

Наталья Евгеньевна

заместитель Председателя Правительства Калининградской области - министр сельского хозяйства Калининградской области


ОТ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

N п/п

Фамилия, имя, отчество

Занимаемая должность

Подпись

1.

Боровская

Любовь Анатольевна

генеральный директор Калининградского регионального объединения работодателей "Союз строителей Калининградской области"

2.

Егоров

Алексей Владимирович

руководитель филиала по Калининградской области Ассоциации международных автомобильных перевозчиков

3.

Жатько

Федор Александрович

руководитель аппарата Калининградского регионального отделения общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России"

4.

Китаев

Александр Александрович

председатель Ассоциации "Совет муниципальных образований Калининградской области"

5.

Лапин

Феликс Феликсович

президент Союза "Калининградская торгово-промышленная палата"

6.

Маслов

Сергей Анатольевич

президент Союза рыбопромышленников Запада

7.

Перунов

Евгений Валерьевич

президент НП "Ассоциация Калининградских Мебельщиков"

8.

Попров

Александр Геннадьевич

президент Союза фермеров Калининградской области


ОТ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ

N п/п

Фамилия, имя, отчество

Занимаемая должность

Подпись

1.

Барышев

Юрий Васильевич

председатель Калининградской областной общественной профсоюзной организации Балтийского флота Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России

2.

Виниславский

Виталий Марьянович

председатель дорожной территориальной организации профсоюза на Калининградской железной дороге Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей

3.

Литвякова

Марина Геннадьевна

председатель первичной профсоюзной организации "ПСЗ "Янтарь"

4.

Пляуга

Александр Зигмундович

председатель Калининградского областного профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов

5.

Рыжов

Дмитрий Николаевич

председатель Калининградской областной общественной профсоюзной организации работников рыбного хозяйства

6.

Сергутко

Ирина Леонидовна

председатель Калининградской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ

7.

Соболева

Людмила Олеговна

председатель Калининградского обкома профсоюза работников лесных отраслей РФ

8.

Хлопяник

Василий Петрович

председатель Калининградской областной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ