Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2024 года N 369-15/7 ЗС


Об отчете Счетной палаты Пензенской области о работе в 2023 году



Заслушав отчет председателя Счетной палаты Пензенской области М.Н. Макарова о работе Счетной палаты Пензенской области в 2023 году, Законодательное Собрание постановляет:


1. Отчет о работе Счетной палаты Пензенской области в 2023 году принять к сведению (прилагается).


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



Председатель
Законодательного Собрания
В.Н.СУПИКОВ


г. Пенза

4 марта 2024 года
N 369-15/7 ЗС



ОТЧЕТ О РАБОТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2023 ГОДУ


Отчет рассмотрен и утвержден Коллегией Счетной палаты

Пензенской области 9 февраля 2024 года



Настоящий отчет о деятельности Счетной палаты Пензенской области в 2023 году подготовлен в соответствии с требованием статьи 20 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области", принятого 12 августа 2011 года N 2114-ЗПО.



Основные итоги деятельности Счетной палаты за 2023 год


Счетная палата Пензенской области (далее - Счетная палата) осуществляла свою деятельность в 2023 году в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований", Законом Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области", Законом Пензенской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области", планом работы Счетной палаты Пензенской области на 2023 год.


Счетной палатой, как действующим органом внешнего государственного финансового контроля Пензенской области, в отчетном периоде осуществлялся контроль за исполнением бюджета Пензенской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области с проведением ежегодной внешней проверки годовых отчетов об исполнении указанных бюджетов за 2022 год. Осуществляя в обязательном порядке экспертно-аналитическую деятельность, Счетная палата проводила экспертизы проектов правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, включая обязательную экспертизу проектов законов о бюджете Пензенской области и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, проводила работу по мониторингу за реализацией национальных проектов на территории Пензенской области.


Важным направлением в деятельности Счетной палаты являлся контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета Пензенской области. В случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, проводились проверки местных бюджетов.


В 2023 году было запланировано 27 контрольных мероприятий. В связи с расширением в конце 2023 года плана работы окончание одного контрольного мероприятия запланировано на 2024 год.


Свою деятельность Счетная палата осуществляет на основании планов. План работы на 2023 год был сформирован по результатам контрольной и аналитической работы за предыдущий период и значительную его часть составляли контрольные мероприятия, направленные на выявление и предотвращение финансовых нарушений при использовании бюджетных средств и государственной собственности, проведение мероприятий по профилактике коррупционных нарушений в сфере финансов и экономики области.


В план включены предложения Губернатора Пензенской области, поручения Законодательного Собрания Пензенской области, а также предложения прокуратуры Пензенской области, с которой заключено соглашение о взаимодействии.


Внешний государственный финансовый контроль осуществлялся Счетной палатой в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Контрольные мероприятия Счетной палаты осуществлялись посредством комплексных и тематических проверок, которые, в основном, проводились по месту расположения проверяемых объектов. В 2023 году было проведено три экспертно-аналитических мероприятия, двадцать одно тематическое мероприятие и внешний аудит отчетов об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2022 год. Оформлены заключения по 18 законопроектам, проведена финансово-экономическая экспертиза по 120 проектам нормативных правовых актов Правительства Пензенской области о внесении изменений в государственные программы Пензенской области, подготовлено 8 аналитических материалов по ежеквартальным отчетам об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, выполнялись другие поручения Губернатора Пензенской области, Законодательного Собрания Пензенской области.



Экспертно-аналитическая работа


В 2023 году Счетной палатой Пензенской области в соответствии со статьей 9 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области" готовились заключения по проектам законов Пензенской области, различным нормативным правовым актам органов государственной власти, на реализацию которых направлялись средства бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области. Всего подготовлено и направлено в Законодательное Собрание Пензенской области 26 экспертно-аналитических материалов, в том числе 13 экспертиз касались вопросов бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, изменений к ним и заключений об исполнении этих бюджетов. Наиболее значимыми и важными были заключения по проектам законов "О бюджете Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", а также о внесении изменений и дополнений в Законы Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". В ходе экспертизы проекта бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов анализировались вопросы соблюдения норм и требований российского и регионального законодательства, сбалансированности бюджета, расчетов доходной части, проводился анализ расходной части бюджета. Характерной особенностью законопроекта являлось запланированное погашение части долговых обязательств перед федеральным бюджетом в предстоящем трехлетнем цикле.


По результатам предварительного контроля вновь обращено внимание, что часть расходов бюджета области запланирована только на один год при формировании бюджета на три года. По ряду целевых статей (направлений расходов) бюджетные ассигнования распределены в равных размерах на каждый год бюджетного цикла, что свидетельствует об условной обоснованности их расчета. Продолжена тенденция роста резервирования бюджетных средств.


Очередной трехлетний программный бюджет области сформирован в новом формате. В структуре проекта бюджета 23 госпрограммы были разделены на проектную и процессную части, которые отражены по 150 структурным элементам государственных программ (региональным проектам, ведомственным проектам, комплексам процессных мероприятий) в разрезе мероприятий (результатов) структурных элементов госпрограмм. При этом в рамках заключения было отмечено, что на момент рассмотрения проекта закона о бюджете Пензенской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, государственные программы Пензенской области, подлежащие реализации с 2024 года в новом формате, не были разработаны.


В новой системе управления госпрограмма не просто документ, а перечень документов. Внесенные одновременно с проектом закона Пензенской области о бюджете Пензенской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов новые паспорта 23 госпрограмм, не прошли утверждение в Правительстве Пензенской области.


При проведении анализа паспортов было отмечено, что форма ряда паспортов не соответствовала утвержденной, в 16 паспортах госпрограмм не выделены направления (подпрограммы), в рамках которых планируется решение задач госпрограмм, проектировки финансового обеспечения на 2024 - 2026 годы, предусмотренные двумя паспортами госпрограмм, не соответствовали общим объемам бюджетных ассигнований, представленным в законопроекте. Было обращено внимание, что работа по формированию новой структуры государственных программ Пензенской области не завершена.


В 2023 году продолжало действовать право внесения изменений в сводную бюджетную роспись расходов на основании решений Правительства Пензенской области без внесения изменений в Закон Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". В течение отчетного года вышло порядка ста постановлений Правительства Пензенской области о перераспределении бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Пензенской области на 2023 год.


За 2023 год подготовлены четыре заключения по проектам законов Пензенской области о внесении изменений в Закон Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". Заключения и другие аналитические материалы доводились до сведения руководства Законодательного Собрания, ее комитетов и депутатов, были направлены Губернатору области.


В силу принятого регионального закона Счетная палата проводила экспертизы и принимала участие в обсуждении всех проектов законов Пензенской области, находящихся на рассмотрении Законодательного Собрания Пензенской области, независимо от бюджетного финансирования.


Ряд замечаний и предложений, внесенных Счетной палатой, были учтены при рассмотрении проекта закона Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" во втором чтении.


Особой функцией Счетной палаты является финансово-экономическая экспертиза проектов законов об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области. Только после проведения Счетной палатой внешней проверки отчетов об исполнении бюджета Пензенской области, бюджета ТФОМС и подготовки соответствующих заключений, проекты законов рассматриваются Законодательным Собранием Пензенской области.


В отчетном периоде, в соответствии с возложенными полномочиями, Счетная палата Пензенской области оценивала своевременность и полноту исполнения доходных и расходных обязательств, принятых бюджетом Пензенской области и бюджетом Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год. По результатам оперативного контроля в адрес Законодательного Собрания и Губернатора Пензенской области направлялась аналитическая информация о ходе исполнения указанных бюджетов за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2023 года. При ее подготовке использовались материалы из разных источников (отчетность Министерства финансов Пензенской области по исполнению бюджета области за соответствующие периоды 2023 года, обязательная отчетность главных распорядителей и бюджетополучателей, статистическая информация, материалы контрольных мероприятий).


В ежеквартальной информации об исполнении бюджета области по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета Счетная палата обращала внимание на рост налоговых доходов и формирование профицита бюджета за счет резервирования средств, привлечение и погашение средств автономных и бюджетных учреждений, а также замещение ресурсов кредитных организаций на бюджетные кредиты на протяжении отчетных периодов.



Контрольная работа


В 2023 году выполнено 26 контрольных мероприятий, в том числе внешний аудит годовых отчетов об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета ТФОМС Пензенской области за 2022 год.


Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2022 год, представленного Министерством финансов Пензенской области, была проведена в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 49.1 Закона Пензенской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области". В Заключении использованы материалы проверки бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой за отчетный период.


Результаты аудита отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2022 год показали, что в целом исполнение бюджета произведено с соблюдением основных требований бюджетного законодательства Российской Федерации. На фоне сложившейся геополитической и экономической ситуации в стране из позитивных явлений по итогам исполнения бюджета области отмечена положительная динамика поступления доходов: по сравнению с 2021 годом в 2022 году поступление в доходную часть бюджета области увеличилось на 8,1%, из них налоговые и неналоговые доходы увеличились на 17,8%; улучшилось соотношение рыночных заимствований (кредиты кредитных организаций) к доходам бюджета области без учета безвозмездных поступлений (на начало года соотношение составляло 11,1%, на конец года - 9,4%), относительно 2021 года расходы на обслуживание государственного долга снизились на 40,0%. Средний уровень кассового исполнения расходов повысился с 95% до 96,0%. Вместе с тем, расходы региона по сравнению с 2021 годом росли ускоренными темпами (на 17,3%) при росте доходов всего на 8,1%. Сохраняется тенденция роста объема нераспределенных зарезервированных бюджетных ассигнований в ходе исполнения бюджета области (в 2022 году по отношению к 2021 году объем вырос на 31,1%).


В части незавершенного строительства числилось 27 объектов, из которых 11 объектов (1 объект незавершенного строительства и результаты проектно-изыскательских работ на строительство 10 объектов) с общим объемом вложений 82981,0 тыс. рублей планировались к списанию.


Проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности за 2022 год выявила наличие недостоверных данных в годовой отчетности по отдельным главным распорядителям бюджетных средств.


В Министерстве общественной безопасности и обеспечения деятельности мировых судей в Пензенской области установлены отдельные нарушения и недостатки, допущенные при администрировании закрепленных за ним доходов. Проверкой установлено, что Министерство, как главный администратор, такую отчетность по итогам 2022 года не составляло. Согласно главной книге кассовое исполнение по закрепленным доходам, по которым Министерство не являлось получателем средств бюджета области, составило в 2022 году 44327,2 тыс. рублей. При этом доля дебиторской задолженности по доходам относительно их кассового исполнения достигла 87,4% (38730,5 тыс. рублей), что указывает на недостаточный уровень работы главного администратора доходов по взысканию дебиторской задолженности по указанным доходам.


По результатам выездной проверки в Министерстве сельского хозяйства Пензенской области выявлены отдельные случаи несоблюдения правил ведения бюджетного учета и составления отчетности, имело место неполное раскрытие информации о дебиторской задолженности, несоблюдение метода начисления доходов. В составе краткосрочной дебиторской задолженности отражены долги за 11 физическими и юридическими лицами с признаками безнадежности взыскания в ориентировочном размере 16601,709 тыс. рублей.


В представленной сводной годовой бюджетной отчетности Министерства строительства и дорожного хозяйства Пензенской области отмечен значительный рост дебиторской задолженности (без учета задолженности по 205 счету) за 2022 год - в 4 раза (с 251390,5 тыс. рублей до 1000507,1 тыс. рублей), что обусловлено ростом задолженности по расчетам по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам). Данная задолженность составляла основную долю в структуре дебиторской задолженности Министерства на 01.01.2023. Просроченная задолженность сложилась по штрафам и по сравнению с началом отчетного года увеличилась на 6099,2 тыс. рублей (или в 1,3 раза) и составила на 01.01.202310919,8 тыс. рублей.


Министерством цифрового развития, связи и транспорта Пензенской области в сведения ф. 050190 были включены затраты на оплату ПСД на капитальный ремонт двух объектов автотранспортного предприятия, что привело к завышению показателя "Вложения в нефинансовые активы", отраженных в формах отчетности Минцифры, (ф. 0503190, ф. 0503168) на 598,0 тыс. рублей.


В Министерстве образования Пензенской области в ходе выездной проверки установлено, что в сводной бюджетной отчетности за 2022 год не отражены изменения кадастровой стоимости 9 земельных участков на общую сумму 10121,3 тыс. рублей, произошедшие в 2022 году и закрепленные на праве оперативного управления за подведомственными Министерству образования государственными казенными учреждениями, что не соответствовало требованиям п. 28 Инструкции N 157н. Отмечены общие замечания к бюджетной отчетности ГРБС, связанные с не раскрытием или неполным раскрытием текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160).


В ходе подготовки заключения на отчет об исполнении бюджета области за 2022 год изучался сводный годовой доклад о ходе реализации государственных программ Пензенской области в 2022 году с оценкой эффективности их реализации, подготовленный Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области (далее - Доклад). Общая сумма расходов на реализацию госпрограмм Пензенской области в 2022 году за счет всех источников финансирования согласно Докладу составила 84651,3 млн. рублей, из них в части средств федерального и областного бюджетов указано 81275,6 млн. рублей, тогда как согласно отчету об исполнении бюджета - 81273,1 млн. рублей или на 2,5 млн. рублей меньше, чем указано в Докладе.


Расхождения сложились по трем госпрограммам.


Согласно докладу о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Пензенской области в течение 2022 года на территории региона реализовывались 24 государственные программы, из которых 23 признаны высокоэффективными. Одним из выводов по итогам оценки госпрограмм за 2022 год отмечено значительное превышение фактических значений показателей над плановыми по ряду госпрограмм, что свидетельствует о низком качестве планирования значений показателей и об отсутствии связи показателей с бюджетными ассигнованиями на реализацию госпрограмм. Многие значения показателей оставались неизменными на протяжении ряда лет, носили нереалистичный, статичный характер, что не дает возможности оценить степень их влияния на достижение цели госпрограммы.


Например, в госпрограмме "Развитие лесного хозяйства" плановое и фактическое значение показателя "Лесистость территории Пензенской области, %" на протяжении ряда лет остается неизменным - 20,6%.


Значение показателя "Плотность межмуниципальной маршрутной сети Пензенской области, км/кв. км" в госпрограмме "Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области" с 2019 года - 0,07. Ожидаемые результаты реализации государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Пензенской области" оцениваются одним показателем - сохранение доли сельского населения в общей численности населения Пензенской области. При этом значение данного показателя на период реализации госпрограммы (с 2020 по 2025 год) остается неизменным (30,0%), что не позволяет оценить степень его влияния на достижение цели госпрограммы. Фактическое его значение в 2020 году составило 30,9%, в 2021 году - 30,0%, в 2022 году - 31,2%. В государственной программе Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" фактическое значение показателя "Количество рассмотренных судебных дел" (346 рассмотренных судебных дел) значительно превышает плановое значение, данный показатель не корректировался с 2015 года и запланирован в размере 191 единица до 2027 года. В рамках исполнения госпрограммы "Обеспечение государственного управления собственностью Пензенской области" в 2022 году из израсходованных 112381,6 тыс. рублей 25312,5 тыс. рублей или 22,5% пришлись на оплату исполнений судебных актов Российской Федерации, мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также деятельности государственных (муниципальных) учреждений. При этом указанная госпрограмма оценена с высокой эффективностью реализации.


Согласно Докладу целесообразно продолжить реализацию всех 24 госпрограмм в 2023 году, вместе с тем даны предложения по улучшению качества планирования и реализации мероприятий государственных программ. В целях достижения основных стратегических целей социально-экономического развития Пензенской области дана рекомендация в части обеспечения соответствия мероприятий и целевых показателей госпрограмм.


В этой связи было обращено внимание на планируемый с 2024 года переход государственных программ субъектов Российской Федерации на новую систему управления (разработка региональных НПА, отработка регламентов и схем взаимодействия органов исполнительной власти, бюджетная классификация, информационные системы сопровождения).


Результаты проведенной проверки годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2022 год показали, что исполнение Закона Пензенской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" произведено в целом с соблюдением основных требований бюджетного законодательства Российской Федерации.


Исполнение бюджета ТФОМС Пензенской области регулировалось нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществлялось в соответствии с требованиями действующей бюджетной классификации РФ и с учетом положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". По итогам анализа расходов бюджета ТФОМС за 2022 год отмечено сокращение поступления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда ОМС и из федерального бюджета на дополнительное финансирование реализации территориальных программ ОМС, связанное с угрозой распространения заболеваний новой коронавирусной инфекцией.


По итогам исполнения бюджета Фонда размер просроченной дебиторской задолженности сократился на 7,4% или на 1300,2 тыс. рублей и составил 16278,1 тыс. рублей. Кредиторская задолженность на конец 2022 года составила 229341,5 тыс. рублей (увеличилась по сравнению с аналогичным показателем 2021 года на 160974,2 тыс. рублей или в 3,4 раза за счет остатка межбюджетных трансфертов на софинансирование оплаты труда, подлежащему возврату в ФОМС). Просроченная кредиторская задолженность отсутствует.


Контрольная деятельность Счетной палаты строилась по направлениям с приоритетным бюджетным финансированием с акцентом на проведение оценки эффективности и результативности по заключенным и исполненным контрактам (договорам). Это позволяло оценивать не только реализацию, но и качество реализации мероприятий национальных проектов и государственных программ.


В соответствии с планом работы Счетной палаты в 2023 году было завершено контрольное мероприятие, начатое в 2022 году, по вопросу оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2021 - 2022 годах на приобретение модульных конструкций фельдшерско-акушерских пунктов в рамках реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения в Пензенской области. Проверка проводилась в четырех районных больницах: ГБУЗ "Бессоновская районная больница", ГБУЗ "Городищенская районная больница", ГБУЗ "Колышлейская районная больница", ГБУЗ "Сердобская межрайонная больница им. А.И. Настина".


В рамках выделенных средств на приобретение модульных конструкций фельдшерско-акушерских пунктов, учреждениями были приобретены также и конструкции для врачебных амбулаторий, что не было предусмотрено Законом о бюджете Пензенской области.


По результатам проверки отмечено, что основные нарушения связаны с ценой контрактов на поставку и монтаж модульных конструкций, заключаемых с единственным поставщиком, а также некачественное и несвоевременное выполнение работ, несоблюдение сроков оплаты контрактов и непредъявление неустойки.


Анализируя итоги контрольного мероприятия "Проверка эффективности использования медицинского оборудования, приобретенного в рамках регионального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" национального проекта "Здравоохранение", было отмечено, что в проверяемый период переоснащение (дооснащение) медицинским оборудованием коснулось двух региональных сосудистых центров и одного из четырех созданных первичных сосудистых отделений. В период с 2021 по 2022 годы закуплено 81 единица оборудования 15 наименований на общую сумму 401,3 млн. рублей. С начала реализации проекта - с 2019 года закуплено 160 единиц оборудования. Несмотря на заявленную цель - снижение смертности от болезней системы кровообращения, наблюдалась отрицательная динамика роста смертности от данных причин, особенно в 2020 и 2021 годах. Фактические показатели существенно превысили плановые. По итогам проверки был сделан вывод, что сложившаяся тенденция имеет риски невыполнения ожидаемых показателей программы.


В рамках реализации регионального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями (Пензенская область)" к 2024 году запланировано организовать и оснастить 10 центров амбулаторной онкологической помощи. На организацию сети центров амбулаторной онкологической помощи для комплексной и быстрой диагностики основных видов злокачественных новообразований в 2021 году было направлено в форме субсидий на иные цели 119130,1 тыс. рублей, в 2022 году - 49024,8 тыс. рублей.


Счетной палатой Пензенской области проверены четыре центра амбулаторной онкологической помощи (далее - ЦАОП), открытые на базе ГБУЗ "Городская поликлиника" (г. Пенза) и ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная больница". Двумя учреждениями было закуплено 82 единицы оборудования на общую сумму 152,4 млн. рублей. Типичным недостатком в обоих учреждениях отмечено позднее начало использования закупленного оборудования ввиду неготовности для них помещений. Так, в ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная больница" рентгеновское оборудование начало использоваться в работе лечебного учреждения спустя 9 месяцев после ввода в эксплуатацию. В результате вынужденного простоя оборудования срок гарантии фактически был сокращен и на момент использования составлял менее трех месяцев. В ГБУЗ "Городская поликлиника" поставка и монтаж компьютерного томографа осуществлены на 4 месяца позже предусмотренного срока в связи с проведением капитального ремонта и несвоевременной подготовки помещения для его установки. Поставка системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой и монтаж оборудования осуществлены на 3 месяца позже установленного срока. В ходе проверки в ЦАОП N 3 (г. Пенза, ул. Парковая, 3) установлено, что ламинарный бокс, цистоуретроскоп, урофлоуметр и два кресла для пациентов не использовались. Общая стоимость неэксплуатируемого оборудования составила 1738,120 тыс. рублей. В 2022 году для организации сети центра амбулаторной онкологической помощи был закуплен видеобронхоскоп "ПЕНТАКС" стоимостью 7542,59 тыс. рублей, однако процедура бронхоскопии в 2021 - 2022 годы в медицинском учреждении не выполнялась, что создает риски неэффективного использования бюджетных средств.


Согласно плану работы Счетной палаты, в 2023 году было проверено использование бюджетных средств, направленных в 2021 году на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в трех муниципальных дошкольных учреждениях. Средства запланированы на строительство (приобретение) детских садов (348,0 млн. рублей). Заказчиками строительства определены дошкольные учреждения. Передача детсадам не свойственных им полномочий - функций заказчиков строительной деятельности приводит к постоянным нарушениям в ходе организации и исполнения закупок, что еще раз подтвердила проверка. Так, имело место ситуация, когда подрядчик выполнил только часть работ, предусмотренных контрактом. Затем, произошла смена подрядчика и неправомерное увеличение цены контракта. Допущены случаи "дробления" закупок - заключения 30 контрактов по одной проектной документации на сумму 49,0 млн. рублей, из них 22 контракта на сумму 36,0 млн. рублей заключено с одним подрядчиком (исполнителем). Детский сад на 50 мест введен на 5 месяцев позже установленного срока.


При строительстве пристроя к другому детскому саду, в нарушение Закона о закупках, спустя 20 дней после исполнения контракта в полном объеме на сумму 43,4 млн. рублей, заключается дополнительное соглашение к контракту в части увеличения цены на 4,2 млн. рублей.


Проведенная проверка в частном садике выявила низкий результат предоставленной субсидии в размере 3,7 млн. рублей для создания 30 дополнительных мест для детей от 1,5 до 3 лет. По факту количество мест не изменилось (при наличии 39 мест зачислено 14 детей).


По результатам контрольного мероприятия по вопросу использования субсидии, направленной муниципальным образованиям Пензенской области на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы (работников культуры), установлены нарушения на общую сумму 16077,9 тыс. рублей при проверке расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений культуры. Проверка проводилась в трех районных домах культуры и 16 филиалах, расположенных в селах Колышлейского, Наровчатского, Неверкинского районов. Нарушения в основном связаны с неправомерными начислениями стимулирующих выплат в отсутствие показателей и критериев оценки эффективности труда, которые должны быть разработаны и утверждены локальным нормативным актом Учреждения.


Проверкой эффективности бюджетных расходов, выделенных на приобретение спортивного оборудования, инвентаря, оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках регионального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография", проведенной в Министерстве физической культуры и спорта, установлены нарушения при осуществлении государственных закупок в период 2019 - 2022 годов. Расходы Министерства составили 212497,1 тыс. рублей. Все оборудование закупалось по 16 государственным контрактам и четырем договорам. Проверкой установлены факты осуществления заказчиком приемки товаров (их результатов), не соответствующих условиям контрактов. Так, одним из условий контрактов на поставку спортивно-технологического оборудования являлась передача Поставщиками Министерству технической документации (технических паспортов, сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации) на оборудование. Документальное подтверждение их получения Министерством и передачи муниципальным образованиям проверке не представлены. Документы предоставлялись в электронном виде в период согласования акта проверки, при этом по ряду контрактов не по всем наименованиям товара.


В ходе проверки был установлен факт, когда по документам оплата комплекса работ по сборке и монтажу (установке) товара на площадке на общую сумму 1721,0 тыс. рублей была осуществлена на 6 - 8 месяцев раньше, чем была обустроена сама площадка. Кроме того, в актах содержание работ по сборке и монтажу товара не раскрывается, виды работ, цена работ и место сборки в актах не указаны, что не позволило подтвердить экономическую обоснованность выплаченных бюджетных средств.


Были установлены нарушения Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части неверного отражения в учете приобретенного оборудования. Так, оборудование, приобретенное и установленное в 2022 году стоимостью 13600,3 тыс. рублей, числилось на балансе Министерства физической культуры и спорта Пензенской области на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" и находилось на территории пяти муниципальных образований. В целях обеспечения сохранности оборудования Министерством с муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями заключены договоры хранения оборудования с правом использования. Использование оборудования свидетельствует о законченных вложениях в данные объекты нефинансовых активов, в связи с чем, согласно п. 34 Инструкции N 162н, оборудование должно отражаться в бухгалтерском учете на счете 101 00 "Основные средства".


Счетной палатой Пензенской области была проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию регионального проекта Пензенской области "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)". Целью проекта является постепенный переход на электронный документооборот между медицинскими организациями, органами управления здравоохранением, что должно существенно сократить время на медицинское обслуживание. Бюджетные средства распределялись Министерством здравоохранения области между учреждениями здравоохранения для закупки услуг по сопровождению компонентов государственной информационной системы, периферийного видеооборудования для рабочих мест медперсонала, лицензий (неисключительных прав), криптографической защиты информации, услуг по выпуску квалифицированных сертификатов ключа проверки электронных подписей, на поставку компьютерного оборудования для рабочих мест медицинского персонала.


В ходе проверки 4 медицинских учреждений были выявлены отдельные нарушения и замечания в сфере закупок. В качестве фактора, негативно влияющего на эффективность использования возможностей информационной системы, отмечено ненадлежащее (несвоевременное и не в полном объеме) исполнение ПАО "Ростелеком" своих обязательств по предоставлению услуг по сопровождению и развитию (модернизации) государственной информационной системы в сфере здравоохранения Пензенской области, ведущей к систематическим критическим сбоям, парализующим работу всей государственной медицинской системы области.


В отчетном периоде проведены проверки в двух государственных учреждениях, подведомственных Министерству цифрового развития, транспорта и связи.


Проверкой, проведенной в государственном бюджетном учреждении "Безопасный регион", выявлены недостатки, свидетельствующие о формальном подходе Министерства как учредителя в части формирования государственного задания. Так, одно государственное задание сформировано на оказание четырех государственных работ, из которых два вида работ включены в отсутствие правовых оснований, так как отсутствуют в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, а также в региональном перечне (классификаторе) государственных (муниципальных) услуг и работ Пензенской области.


Нормативные затраты определялись по факту "обратного счета", исходя из планируемого объема бюджетных ассигнований. При этом ежегодно на конец года оставался неиспользованный остаток субсидии (на 01 января 2023 года он составил 70117,6 тыс. рублей). Наличие остатков при ежегодном стопроцентном финансовом обеспечении выполнения (перевыполнении) государственных заданий может свидетельствовать о завышении размера субсидии.


Кроме того установлены нарушения, связанные с несоблюдением учредителем своих же принятых правил при выделении субсидий на иные цели по шести соглашениям на сумму 148,5 млн. рублей.


По результатам проверки в государственном казенном учреждении "Организатор перевозок Пензенской области" выявлен ряд нарушений законодательства, связанных с организацией и оплатой перевозок пассажиров. Так, установлено, что из 150 заключенных контрактов на осуществление пассажирских перевозок 101 контракт на общую сумму 318,7 млн. рублей был заключен при отсутствии утвержденных тарифов на перевозки. В два контракта на перевозки пассажиров троллейбусными маршрутами включены незаконные условия применения мер ответственности за неисполнение обязательств только в случае выполнения регулярности рейсов менее 95% от плана. В результате не начислялись штрафы за невыполнение предусмотренных контрактами объемов работ в сумме 2,8 млн. рублей.


Учреждением оплачены услуги по созданию региональной навигационно-информационной системы (ГИС РНИС) на сумму 5,9 млн. рублей. Имеются акты приемки системы в эксплуатацию. Данная система должна помогать контролировать исполнение условий контрактов с помощью системы ГЛОНАСС; отслеживать соблюдение графика движения на маршрутах, получать данные по пассажиропотоку. Однако проверке не были представлены отчеты о выполненных работах по маршрутам NN 54, 66, 70 и 82с и другим контрактам, не работала интеграционная подсистема с автоматизированными системами оплаты проезда и мониторинга подсчета пассажиропотока, информационной системой 1С.


В ходе поверки было обращено внимание, что учредитель (Минцифры) возложил на учреждение функции заказчика на разработку документов транспортного планирования Пензенской области и Пензенской городской агломерации. Указанная научно-исследовательская работа и ее экспертиза приняты и оплачены в полном объеме (45,4 млн. рублей и 0,2 млн. рублей соответственно) при наличии фактов несоответствия выполненных работ условиям контракта. На момент окончания проверки, заказанные областью документы транспортного планирования Правительством Пензенской области не были утверждены. Кроме того, за счет средств Дорожного фонда Пензенской области учреждением неправомерно оплачены расходы на создание региональной информационно-навигационной системы (5,9 млн. рублей) и произведены расходы в сумме 0,6 млн. рублей для стороннего муниципального автотранспортного предприятия. Такие расходы за счет дорожного фонда Пензенской области не предусмотрены.


Земельные ресурсы являются одним из доходных источников бюджетов бюджетной системы РФ. Счетной палатой в отчетном году проведено контрольное мероприятие по вопросу оценки доходности от использования земельных ресурсов, расположенных на территории Тамалинского района Пензенской области. Проверки, проведенные в администрациях Тамалинского района, рабочего поселка Тамала и Ульяновского сельсовета, выявили факты неполного отражения в реестрах муниципального имущества сведений о земельных участках, находящихся в муниципальной собственности. Администрации указанных муниципалитетов не располагали достоверной информацией о земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, которыми они распоряжались.


При рассмотрении вопросов укрепления доходной базы отмечен ненадлежащий уровень администрирования доходов от использования имущества. Так, установлено, что сдача в аренду земельных участков в основном осуществлялась без проведения конкурсных процедур, при этом выявлено, что отдельные земельные участки не возделывались.


Ряд земельных участков использовался не в соответствии с разрешенным видом их использования. Заключались договоры аренды земель сельскохозяйственного назначения для ведения предпринимательской деятельности КФХ без оформления статуса индивидуального предпринимателя, соответственно, налоги в бюджетную систему РФ не уплачивались. Имело место превышение допустимого максимального размера земельных участков в три и более раз при предоставлении для обеспечения потребностей граждан для ведения личного подсобного хозяйства. Также недостаточно велась работа по увеличению налогообложения имущества, а именно по выявлению правообладателей ранее учетных земельных участков (права на которые возникли до 01.03.1998 и государственный кадастровый учет которых не был осуществлен). В ходе проверки было также отмечено, что дополнительным источником пополнения доходной базы местных бюджетов могли быть также невостребованные земельные доли (по данным администрации земельные участки, сформированные из невостребованных земельных долей составляли 163,8 га, тогда как по данным статистики на указанные земли пришлось 1222 га). С учетом востребованности земель сельхозназначения, эти земли составляют резерв увеличения доходов, который необходимо задействовать в полной мере.


В декабре 2017 года Счетная палата Российской Федерации выдвинула инициативу, направленную на пополнение бюджетов за счет учета объектов, облагаемых налогом на имущество и земельным налогом. В качестве одного из мероприятий было заявлено ускорение проведения во всех населенных пунктах страны комплексных кадастровых работ. С 2018 года федеральный бюджет начал субсидировать проведение мероприятий по проведению данных мероприятий в регионах.


Впервые Счетной палатой Пензенской области в 2023 году проведено контрольное мероприятие "Проверка использования субсидий, выделенных из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований Пензенской области, в том числе за счет средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ в рамках государственной программы Пензенской области "Обеспечение государственного управления собственностью Пензенской области" в период с 2019 по 2022 годы.


Субсидия за 4 года распределена между 19 муниципальными образованиями на общую сумму 18600,8 тыс. рублей. Размер субсидии предоставлялся в размере 100% от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на проведение комплексных кадастровых работ (далее - ККР) на основании заключенных соглашений между Министерством государственного имущества и уполномоченными органами органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов).


В рамках контрольного мероприятия Счетной палатой Пензенской области проведены проверки в Иссинском, Кузнецком, Никольском, Каменском и Лунинском районах, а также в г. Кузнецке на предмет результативности использования средств, выделенных из бюджета Пензенской области, а также оценки осуществления комплексных кадастровых работ.


Подрядные работы на проведение комплексных кадастровых мероприятий осуществлялись, как на основании конкурсных процедур, так и на основании заключения прямых договоров. Проведенный анализ исполнения контрактов, выявил их непрозрачность. Так, приемка выполненных работ (их результатов) по ряду контрактов осуществлялась с нарушением требований, установленных Законом о контрактной системе, а именно содержание актов о приемке работ не соответствовало условиям контракта. Представленные акты выполненных работ не несли конкретной информации о выполненных работах и их объемно-количественном выражении. Кроме того, по условиям контракта выполнение работ должно подтверждаться актами выполненных работ с приложением к нему комплекта документации. Комплект технической документации к актам не прилагался. Из-за этого невозможно определить, какую конкретно работу выполнил исполнитель для заказчика, и оценить были ли результаты работ использованы в дальнейшем.


В администрации Никольского района были установлены неэффективные расходы, выразившиеся в оплате работ в размере 1768,1 тыс. рублей, не приведшие к достижению показателя результативности (из девяти карт-планов кадастровых кварталов в семи отсутствовали описания проведенных работ (исправление ошибок, уточнение границ)). По данной ситуации были замечания управления Росреестра по Пензенской области в части необходимости корректировки карт-планов, выполненных в рамках муниципального контракта и постановки на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством


Оценивая результативность выполненных комплексных кадастровых работ на территории проверенных 6 муниципальных образований, было отмечено расхождение в количестве объектов, в отношении которых были проведены комплексные кадастровые работы (по данным Министерства государственного имущества Пензенской области количество объектов, в отношении которых проводились ККР, составили 9555, что на 390 единиц больше, чем отчитались проверенные муниципалитеты). В результате проведения комплексных кадастровых работ в отношении более 13 тысяч объектов недвижимости сведения об объектах незавершенного строительства в картах-планах проверенных муниципальных образований отсутствовали, за исключением Никольского района, в картах-планах, которых в 2020 году было выявлено 46 объектов капитального строительства, права на которые не зарегистрированы и которые являются неучтенным резервом пополнения доходной базы бюджета Никольского района. Однако в целом отмечено, что проведенные комплексные кадастровые работы не повлияли на изменение налогооблагаемой базы в проверенных муниципальных образованиях и, как следствие, не привели к увеличению поступлений в их бюджеты от сбора земельного налога и налога на имущество физических лиц.


В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности ГАУ ДО ПО "Многофункциональный туристско-спортивный центр имени Татьяны Тарасовны Мартыненко" были установлены нарушения, связанные с организацией и проведением различных конкурсов и мероприятий. Так, за счет субсидии на выполнение государственного задания, учреждением произведены расходы за проживание, питание и проезд лиц, командированных для участия в мероприятиях, оплату судей и т.д., на которые не были определены виды и нормативы возмещения расходов за счет средств бюджета Пензенской области. За 2022 год указанные расходы составили 1953,5 тыс. рублей. За первое полугодие 2023 года - 2133,3 тыс. рублей. Представленные к проверке сметы, а также положения о проведении таких мероприятий не содержали расчетов плановых расходов, конкретного утвержденного перечня (вида) расходов, принимаемых к оплате за счет средств бюджета Пензенской области, выделенных на проведение данных мероприятий, что не позволило оценить обоснованность произведенных расходов. Кроме того, отмечен факт осуществления учреждением медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии). В структуре автономного учреждения числится должность "Медсестра" в количестве 17 штатных единиц. К обязанностям медицинской сестры отнесены оказание первой медицинской помощи, организация работы медицинского кабинета и оснащение лекарственными препаратами. Указанные направления деятельности отсутствуют в учредительных документах.


В государственном казенном учреждении "Управление по осуществлению закупок Пензенской области", созданном для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Пензенской области конкурентными способами, путем проведения электронных аукционов в случае, если начальная (максимальная) цена контракта, начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги не превышает три миллиона рублей, в ходе проверки обращено внимание на несоблюдение порядка и условий оплаты труда работников государственных казенных учреждений (начисление надбавки за интенсивность и высокие результаты работы без учета обязательных критериев, установленных Правительством Пензенской области, выплата премии за выполнение особо важных и срочных работ без указания заданий, за которые они выплачивались, выплаты руководителю ГКУ без учета показателей эффективности деятельности Учреждения и работы руководителя). Кроме того, из семи показателей, установленных Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для оценки деятельности Учреждения и работы его руководителя, учитываемых при его премировании, два установленных показателя не отражали эффективность работы Учреждения и руководителя.


1. Проведено комплексное мероприятие по проверке исполнения отдельных вопросов консолидированного бюджета Нижнеломовского района Пензенской области за 2022 год и первое полугодие 2023 года. Объектами проверки являлись администрация Нижнеломовского района, администрация Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района и Управление социальной защиты администрации Нижнеломовского района.


2. В ходе проверки соблюдения действующего законодательства при составлении и исполнении бюджета Нижнеломовского района, оценки эффективности, результативности, правомерности и целевого характера использования бюджетных средств в администрации района установлено несоблюдение правил применения бюджетной классификации при отражении расходов на содержание органов местного самоуправления Нижнеломовского района в составе бюджета района. Кроме того, неправильно была применена бюджетная классификация при отражении в бюджете района расходов по иным межбюджетным трансфертам, предоставленным в целях стимулирования органов местного самоуправления, способствующих развитию гражданского общества через добровольные пожертвования.


3. Допущено превышение расходов на осуществление дорожной деятельности над объемом поступивших доходов дорожного фонда. Из бюджета района на дорожную деятельность отвлечено в 2022 году - 3,8 млн. рублей, в 2023 году - 2,4 млн. рублей, предназначенных для решения других вопросов местного значения.


Проверкой исполнения контрактов на осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам выявлены принятые и оплаченные работы, не подтвержденные документами, на общую сумму 2,1 млн. рублей.


Кроме того администрацией района в проверяемый период были предоставлены трем подведомственным учреждениям культуры субсидии на иные цели в размере 18,2 млн рублей в нарушение правил, установленных на федеральном уровне, а именно, принятый порядок определения объема и условий предоставления таких субсидий не содержал конкретные формы документов в зависимости от цели предоставления субсидии, порядок и сроки рассмотрения пакета документов, показатели результата предоставления субсидии, основания для отказа в выдаче субсидии.


В районе предусмотрена мера поддержки работникам здравоохранения, образования, культуры и спорта, приглашенным для работы в район, в виде компенсации расходов за наем жилых помещений, в сумме 7,0 тыс. рублей. Проверкой выявлен ряд недостатков правового регулирования предоставления компенсации за наем (поднаем) жилых помещений работникам бюджетной сферы, ставящих под сомнение цель компенсации, а именно закрепление кадров на территории района и эффективность расходования бюджетных средств. Так, можно было приобретать жилье в собственность в других местах и при этом сохранять право на получение компенсации за счет бюджета Нижнеломовского района (например, врачом, которому более 3 лет выплачивается денежная компенсация, приобретена в период получения компенсации квартира в г. Пензе), а также получали выплату работники, не подтвердившие отсутствие жилья на территории района. Кроме того, принимались решения о назначении денежной компенсации по должностям, не включенным в утвержденный Перечень профессий работников учреждений бюджетной сферы. В целом за проверяемый период неэффективные расходы составили порядка 1,3 млн. рублей.


Отмечено также неправомерное использование субвенции из бюджета Пензенской области в сумме 1,7 млн. рублей, выразившееся в расходах на содержание работников Управления социальной защиты населения администрации района, осуществляющих прием документов и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений работникам бюджетной сферы. Данное расходное обязательство принято органами местного самоуправления Нижнеломовского района и подлежит финансированию за счет средств местного бюджета района.


4. В 2023 году проведена проверка в ООО "Здравница", созданном в целях осуществления деятельности по организации отдыха детей и их оздоровления в загородных лагерях в период летних школьных каникул. Участниками общества являются Пензенская область (97,72563%) и АО "Сельская здравница" (2,27437%). В состав ООО "Здравница" было передано 9 детских лагерей. В настоящее время функционируют только два лагеря: ДОЛ "Сосновый бор" и ДОЛ "Солнечная долина". Основным источником финансирования ООО "Здравница" являются доходы от реализации путевок, который имеет сезонный характер. В связи с отсутствием других источников финансирования для обновления материально-технической базы лагерей к очередному сезону, содержания неработающих лагерей, текущей деятельности ООО "Здравница привлекает заемные средства. По состоянию на 01.10.2023 задолженность по займам составляла 64,4 млн. рублей. В целом характеризуя финансово-экономическую деятельность общества, следует иметь в виду, что целью деятельности общества является получение прибыли. Однако, по факту, финансово-хозяйственная деятельность общества убыточная. Убыток, сложившийся по итогам 2022 года, составил 45,3 млн. рублей. Учитывая, что ООО "Здравница" является предприятием с высокой социальной (общественной) значимостью (на лагери ООО "Здравница" приходится более 50% детей от общего количества детей, отдохнувших в загородных лагерях Пензенской области) необходимо принятие комплекса эффективных мер по выходу из кризисной ситуации и улучшению финансово-экономических результатов деятельности предприятия и его платежеспособности. В качестве одной из мер предложено обществу пересмотреть ценовую политику с целью снижения существующих затрат, включаемых в себестоимость путевок, а также обеспечить эффективность организации закупок при поставке продуктов питания, проведения ремонтных работ в части прозрачности, обоснованности цены и выбора поставщиков (подрядчиков).


5. Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, включая аудит закупок, проведена в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Клиническая больница N 4". При проверке установлено, что в учреждении сумма договоров, заключенных в 2022 году у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), составила 54,5% от совокупного объема закупок при нормативе 10%. Кроме того, при закупке услуг по организации питания медицинских работников больницы на сумму 1251,6 тыс. рублей допущено нарушение Закона N 44-ФЗ в части отсутствия в условиях договоров положения о неизменности и твердости цены договора.


Целью проведения контрольного мероприятия "Проверка использования субсидий, направленных муниципальным образованиям в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды", была проверка обоснованности предоставления и результативности использования субсидий на поддержку муниципальных программ формирования комфортной (современной) городской среды в 2022 году.


В рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды (Пензенская область)" 35 муниципальным образованиям при софинансировании из федерального бюджета выделены субсидии в объеме 348967,9 тыс. рублей. Объектами проверки Счетной палаты стали: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, администрация города Кузнецка Пензенской области, администрация города Спасска Спасского района Пензенской области, администрация рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области, администрация рабочего поселка Евлашево Кузнецкого района Пензенской области, администрация рабочего поселка Колышлей Колышлейского района Пензенской области, администрация рабочего поселка Лунино Лунинского района Пензенской области, администрация Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, администрация Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, администрация Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Кузнецка".


При проверке выявлены неэффективные и необоснованные расходы бюджетных средств. Так, администрацией Верхнеломовского сельсовета закуплены семена газона на 120,6 тыс. рублей в количестве, превышающем в 9,7 раза потребность для засева. администрацией города Спасска завышена стоимость отдельных видов работ по восстановлению тротуара по ул. Советская. При визуальном осмотре тротуаров установлено отклонение фактической ширины тротуаров от проектной ширины в 2,0 метра в большей степени в сторону занижения (до 1,85 м). Администрацией Лопатинского сельсовета профинансированы избыточные расходы за счет необоснованной замены подрядчиком марки фактически уложенной асфальтобетонной смеси вместо более дорогой, стоимость которой заложена в сметную документацию. Приобретенный в городе Кузнецке видеопилон для уличного размещения за 387,0 тыс. рублей в течение длительного времени (1 год 4 месяца на дату проверки) не был установлен на благоустроенной территории. Кроме того, в администрациях рабочего поселка Лунино и Неверкинского сельсовета установлено отсутствие достоверной информации об имуществе в бюджетном учете и отчетности указанных администраций.


В соответствии со статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Счетная палата является органом аудита в сфере закупок и осуществляет анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок. Аудит закупок представляет собой проверку, анализ и оценку информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. При проведении всех проверочных мероприятий вопрос соблюдения объектом проверки законодательства в сфере закупок анализировался в обязательном порядке.


В 2023 году проведено 18 контрольных мероприятий, охватывающих сферу закупок, в рамках которых было проверено 155 закупок товаров, работ, услуг. Из них одно экспертно-аналитическое мероприятие "Аудит закупок, товаров, услуг" в рамках которого была дана оценка целесообразности и результативности проведенных закупок товаров, работ, услуг, исходя из положений законодательства в сфере закупок за 9 месяцев 2023 года.


При проведении 17 контрольных мероприятий объекты деятельности, направленные на обеспечение закупок товаров, работ, услуг, являлись одним из предметов проверки соответствующего контрольного мероприятия.


По итогам контрольных мероприятий в сфере закупок Счетной палатой отмечено, что сохраняется актуальность ранее выявленных системных проблем в части: ценообразования, исполнения и изменения условий контрактов (договоров), приемки выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг). Количество нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц остается на высоком уровне.


К наиболее характерным нарушениям законодательства в сфере закупок, выявленным Счетной палатой области в 2023 году, можно отнести: нарушения условий исполнения контрактов (договоров), в том числе сроков исполнения, включая своевременность расчетов по контракту (договору) - 95,7 млн. рублей, нарушения при осуществлении закупок в части обоснования выбора объекта (объектов), определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги - 65,2 млн. рублей, приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг несоответствующих требованиям, установленным в контрактах (договорах) - 47,7 млн. рублей, нарушения при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 177,6 млн. рублей, внесение изменений (невнесение изменений) в контракт (договор) с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации - 11,8 млн. рублей.


Кроме того, выявлены факты не включения в контракт (договор) обязательных условий (20 случаев), не включения в реестр контрактов обязательной для размещения информации (6 случаев), нарушение принципа не размещения или размещения с нарушением срока в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, выявлено у двух государственных заказчиков в количестве 42 случаев.


Несоблюдение принципа ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок допущено муниципальным заказчиком (администрацией Большехуторского сельсовета) в части оплаты работ при отсутствии исполнительной документации, подтверждающей факт расходов на временные здания и сооружения, а также наличия риска фактически не выполненных работ по устройству временных сооружений, на общую сумму 4952,4 тыс. рублей.


В рамках четырех контрольных мероприятий при рассмотрении вопросов расходов, произведенных на закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для отдельных юридических лиц, отмечены признаки искусственного дробления закупок с целью ухода от конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при производстве строительных работ, закупке одноименных и однородных товаров.


По результатам проведенных проверок в адрес руководителей проверенных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений были направлены представления о принятии мер к недопущению нарушений законодательства в сфере закупок и применения мер дисциплинарного наказания должностных лиц, виновных в допущении нарушений. Заказчиками представления Счетной палаты проработаны, приняты меры по исправлению выявленных недостатков и недопущению в дальнейшем.


В 2023 году планом работы Счетной палаты было предусмотрено проведение контрольных мероприятий по 20 направлениям, во исполнение которых проверено 56 учреждений с 16 филиалами. Счетной палатой проводились проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственных программ Пензенской области: "Развитие физической культуры и спорта", "Развитие культуры и туризма", "Развитие агропромышленного комплекса", "Развитие здравоохранения", "Обеспечение государственного управления собственностью Пензенской области", "Формирование комфортной городской среды", "Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области", "Развитие образования", "Формирование информационного общества", "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области".


В ходе проверок также оценивалось расходование средств бюджета Пензенской области на реализацию отдельных мероприятий национальных проектов "Здравоохранение", "Демография", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Образование", "Жилье и городская среда", "Культура", "Цифровая экономика".


Всего контрольными мероприятиями в 2023 году охвачены 5 органов исполнительной власти Пензенской области, 20 государственных учреждений, 30 органов местного самоуправления со структурными подразделениями и общество с ограниченной ответственностью "Здравница". Проверки, проведенные Счетной палатой в 2023 году, выявили нарушения на общую сумму 1203,1 млн. рублей (без неэффективного использования государственных средств).


В правоохранительные органы за отчетный период были направлены материалы по 19 контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям для принятия соответствующих мер. В качестве мер прокурорского реагирования по результатам рассмотрения материалов проверок Счетной палаты органами прокуратуры было внесено 9 представлений об устранении нарушений закона. В 2023 году правоохранительными органами возбуждено 8 дел об административных правонарушениях.


Согласно классификатору нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), сумма выявленных нарушений сложилась по следующим видам нарушений:


- Расходование (использование) государственным (муниципальным) казенным учреждением (органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления (муниципальным органом) и органом управления государственным внебюджетным фондом бюджетных средств на цели, не соответствующие утвержденной бюджетной смете - 6,5 млн. рублей;


- Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями - 70,6 млн. рублей;


- Нарушение порядка определения объема и условий предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели - 379,0 млн. рублей;


- Расходование (использование) государственными (муниципальными) бюджетными и государственными (муниципальными) автономными учреждениями субсидии на иные цели не в соответствии с целями ее предоставления, в том числе за счет неиспользованных остатков средств на начало финансового года - 0,5 млн. рублей;


- Расходование (использование) субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не в соответствии с целями их предоставления - 1,7 млн. рублей;


- Нарушение порядка и (или) условий распределения, предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов (за исключением нарушений по пункту 1.2.66) - 6,7 млн. рублей;


- Нарушение порядка и условий оплаты труда, в том числе сотрудников государственных (муниципальных) органов, государственных (муниципальных) служащих, работников государственных (муниципальных) бюджетных, автономных и казенных учреждений, работников государственных (муниципальных) унитарных (казенных) предприятий - 31,0 млн. рублей;


- Неосуществление (ненадлежащее осуществление) бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета (за исключением нарушений, указанных в иных пунктах классификатора) - 1,0 млн. рублей;


- Нарушение порядка и (или) условий предоставления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или в приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (за исключением нарушений по пунктам 1.3.9, 1.3.23) - 0,3 млн. рублей;


- Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 307,2 млн. рублей;


- Нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц - 398,6 млн. рублей.


Обеспечение эффективного использования бюджетных средств является одним из принципов бюджетной политики (статья 34 Бюджетного кодекса РФ), согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).


В отчетном году выявлены следующие нарушения, повлекшие неэффективные расходы: заключение и оплата контрактов на регулярные перевозки в отсутствие утвержденных регулируемых тарифов, закупка информационной системы без достижения установленного результата, невыполнения условия Соглашения о предоставлении субсидии по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, длительное время неиспользования приобретенного медицинского оборудования, возмещение расходов за проживание, питание и проезд лиц, командированных для участия в мероприятиях, оплату судей в отсутствие конкретного утвержденного перечня (вида) расходов, принимаемых к оплате за счет средств бюджета Пензенской области на проведение данных мероприятий, оплата подрядных работ по актам, в которых отсутствовали наименование работы, номер соответствующей позиции по смете, единица измерения, а также количество (объем) выполненной работы и ее стоимость.


Всего по итогам 2023 года неэффективное (нерезультативное, неэкономное) использование бюджетных средств составило 315,8 млн. рублей.


По результатам проверок были составлены 56 актов, Губернатору Пензенской области, в Законодательное Собрание Пензенской области направлено 26 отчетов по контрольным мероприятиям. В органы исполнительной власти Пензенской области, органам власти муниципальных образований Пензенской области, организациям и учреждениям направлено 56 представлений с предложениями о принятии конкретных мер, направленных на устранение и недопущение в дальнейшем выявленных нарушений, с указанием сроков исполнения. Профильным министерствам и ведомствам по результатам проведенных мероприятий было направлено 11 информационных писем. По выявленным нарушениям и установленным недостаткам руководителями проверенных организаций проводилась работа по их устранению. На представления Счетной палаты Пензенской области ответы получены в полном объеме.


Информация о проведенных контрольных мероприятиях регулярно направлялась в прокуратуру Пензенской области.


В рамках действующего законодательства осуществлялось взаимодействие с Управлением внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области, Следственным управлением Следственного комитета России по Пензенской области, Управлением Федеральной службы безопасности России по Пензенской области, Управлением Федерального казначейства по Пензенской области. Осуществлялось взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области.



Информационная работа


В 2023 году Счетная палата Пензенской области в течение года регулярно принимала участие в подготовке информаций, сведений, анкет, тематических материалов, запрашиваемых Счетной палатой Российской Федерации, Советом КСО при Счетной палате Российской Федерации, Главным федеральным инспектором по Пензенской области.


Всего за 2023 год специалистами Счетной палаты было подготовлено и направлено ответов на 55 запросов. Специалисты палаты приняли участие в 26 видеоконференциях, организованных Счетной палатой Российской Федерации.


В отчетном периоде продолжила свою работу Коллегия Счетной палаты. Было проведено 15 заседаний, на которых рассматривались вопросы, касающиеся деятельности Счетной палаты, в том числе результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.


Также в течение 2023 года муниципальным контрольно-счетным органам Пензенской области оказывалась правовая, методологическая и информационная помощь, организовывались консультации по вопросам исполнения отдельных полномочий и квалификации выявляемых нарушений.


07.04.2023 было проведена очередная конференция Совета КСО области, на которой обсуждены вопросы исполнения требований действующего законодательства о деятельности муниципальных КСО, отдельные аспекты разработки и применения стандартов внешнего финансового контроля, обеспечения открытости и гласности.


В 2023 году Счетной палатой нарушения оценивались в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), утвержденным Коллегией Счетной палаты Пензенской области.


В целях обеспечения принципа гласности и доступности информации о деятельности Счетной палаты в отчетном году продолжалась работа по информационно-тематическому наполнению официального сайта Счетной палаты, который является основой для обеспечения доступа пользователей к информации о деятельности Счетной палаты, о результатах проводимых ею контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В течение отчетного периода размещались планы работы, основные результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, информации об устранении нарушений и недостатков, методические материалы и стандарты финансового контроля, другие материалы.



Заключение


В 2023 году Счетной палатой была обеспечена реализация задач и полномочий, возложенных на нее Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований", Законом Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области". Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность была направлена на выявление проблем и решение актуальных вопросов в экономике Пензенской области. Нарушения и недостатки, выявленные Счетной палатой в отчетном году, по-прежнему свидетельствуют о наличии резервов совершенствования бюджетного процесса и укрепления финансовой дисциплины.


План работы Счетной палаты на 2024 год сформирован в соответствии с полномочиями, закрепленными федеральным и региональным законодательством, с учетом поручений комитетов Законодательного Собрания Пензенской области. В числе главных задач, на решение которых сосредоточены внимание и усилия Счетной палаты в 2024 году, остаются контроль и анализ эффективности реализации мероприятий региональных проектов, направленных на достижение целей национального развития региона и Российской Федерации в целом.


Дальнейшее развитие получит сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации. Совместно со Счетной палатой Российской Федерации в 2024 году запланировано проведение двух параллельных контрольных мероприятий "Аудит использования средств ОМС медицинскими организациями Пензенской области в 2021 - 2023 годах" и "Аудит бюджетных процессов и деятельности государственных и муниципальных заказчиков, направленный на закупку работ (услуг) за счет субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в отношении отдельных федеральных проектов в 2022 - 2024 годах".


В своей деятельности Счетная палата осуществляет постоянное взаимодействие с муниципальными органами внешнего финансового контроля Пензенской области, с органами внешнего финансового контроля субъектов Приволжского федерального округа.


Счетная палата продолжит активное взаимодействие с Губернатором Пензенской области, Правительством области, Законодательным Собранием Пензенской области по вопросам планирования и рассмотрения результатов мероприятий.


Работа Счетной палаты направлена на обеспечение законности и повышение эффективности использования государственных ресурсов; информирование органов власти и общества о качестве управления и распоряжения государственными ресурсами.


Приложения:


1. Перечень контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Пензенской области в 2023 году;


2. Основные итоги деятельности Счетной палаты Пензенской области за 2023 год.



Приложение 1
к Отчету
о работе Счетной палаты
Пензенской области
в 2023 году



ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2023 ГОДУ


1. Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на приобретение модульных конструкций фельдшерско-акушерских пунктов в рамках реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения в Пензенской области.


2. Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" за 2021 - 2022 годы.


3. Проверка эффективности использования межбюджетных трансфертов, направленных бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках государственной программы Пензенской области "Развитие образования Пензенской области".


4. Оценка доходности от использования земельных ресурсов, расположенных на территории Тамалинского района Пензенской области, в рамках полноты поступлений в консолидируемый бюджет Пензенской области за 2020 - 2022 годы.


5. Проверка эффективности использования медицинского оборудования, приобретенного в рамках регионального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями (Пензенская область)" национального проекта "Здравоохранение", за 2021 - 2022 годы".


6. Проверка финансово-хозяйственной деятельности ГКУ "Организатор перевозок Пензенской области".


7. Внешняя проверка бюджетной отчетности Министерства образования Пензенской области за 2022 год.


8. Внешняя проверка бюджетной отчетности Министерства сельского хозяйства Пензенской области за 2022 год.


9. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности и отдельных вопросов исполнения бюджета в Министерстве общественной безопасности и обеспечения деятельности мировых судей Пензенской области за 2022 год.


10. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2022 год.


11. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2022 год.


12. Проверка результативного и эффективного использования бюджетных средств, выделенных ГБУ "Безопасный регион" в 2022 году, в том числе на реализацию регионального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства".


13. Проверка эффективности использования медицинского оборудования, приобретенного в рамках регионального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями (Пензенская область)" национального проекта "Здравоохранение", за 2021 - 2022 годы".


14. Проверка использования субсидии, направленной муниципальным образованиям Пензенской области на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы (работников культуры) в рамках реализации госпрограммы "Управление региональными финансами и государственным долгом Пензенской области".


15. Проверка использования бюджетных средств, выделенных на приобретение спортивного оборудования, инвентаря, оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках регионального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография" за 2019 - 2022 годы".


16. Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на обеспечение доступного и качественного социального обслуживания в рамках подпрограммы "Обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стационарным обслуживанием и реабилитационными услугами".


17. Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пензенской области "Пензенская городская больница N 4".


18. Анализ и оценка результатов закупок товаров, работ, услуг, достижений целей осуществления закупок


19. Проверка финансово-хозяйственной деятельности ГКУ "Управление закупок Пензенской области".


20. Проверка финансово-хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью "Здравница", созданного с участием Пензенской области.


21. Заключение на проект закона Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".


22. Заключение на проект закона Пензенской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".


23. Проверка использования субсидий из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований Пензенской области, в том числе за счет средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ в рамках государственной программы Пензенской области "Обеспечение государственного управления собственностью Пензенской области".


24. Проверка финансово-хозяйственной деятельности Государственного автономного учреждения дополнительного образования Пензенской области "Станция юных туристов" им. Татьяны Тарасовны Мартыненко за 2022 год и текущий период 2023 года.


25. Проверка эффективности использования субсидий, направленных муниципальным образованиям в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды".


26. Проверка исполнения отдельных вопросов консолидированного бюджета Нижнеломовского района Пензенской области.



Приложение 2
к Отчету
о работе Счетной палаты
Пензенской области
в 2023 году



ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2023 ГОДУ

N п.п.

Наименование показателей

2021 год

2022 год

2023 год

1

Количество проведенных контрольных мероприятий

25

25

26

2

Выявлено финансовых нарушений (без неэффективного использования государственных средств), тыс. рублей, в том числе:

1 007 537,2

1 132 142,1

1 203 053,3

2.1

Нецелевое использование бюджетных средств, тыс. рублей.

7 881,7

7 257,6

8 736,7

3

Выявлено неэффективное использование бюджетных средств, тыс. рублей

535 545,9

239 638,0

315 760,02

4

По результатам проверок направлено представлений

37

44

56

5

Количество материалов, направленных в правоохранительные органы

16

17

19

6

Подготовлено экспертно-аналитических материалов

37

30

26

в том числе заключений (экспертиз)

29

22

13


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ