Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2024 года N 1133


Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2023 год



Рассмотрев отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2023 год и решение комитета по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы, в соответствии со статьей 21 Закона Тамбовской области от 25 июля 2011 года N 41-З "О Контрольно-счетной палате Тамбовской области" и главой 17.5 Регламента Тамбовской областной Думы, утвержденного постановлением Тамбовской областной Думы от 28 февраля 2011 года N 2088 "О Регламенте Тамбовской областной Думы", Тамбовская областная Дума постановляет:


1. Принять к сведению отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2023 год (прилагается).


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



Председатель областной Думы
Е.А.Матушкин



ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2023 ГОД

(утвержден решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Тамбовской области от 07.02.2024 N 1/1)



Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Тамбовской области (далее - Контрольно-счетная палата) за 2023 год подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований") и статьи 21 Закона Тамбовской области от 25 июля 2011 года N 41-З "О Контрольно-счетной палате Тамбовской области" (далее - Закон Тамбовской области "О Контрольно-счетной палате Тамбовской области"), утвержден на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты (протокол от 7 февраля 2024 года N 1/1).



1. Основные итоги работы


Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде осуществлялся контроль исполнения бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области с проведением ежегодной внешней проверки годовых отчетов об исполнении указанных бюджетов за 2022 год. Осуществляя экспертно-аналитическую деятельность, Контрольно-счетная палата проводила экспертизы проектов правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, включая обязательную экспертизу проектов законов о бюджете Тамбовской области и бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области (проектов законов о внесении изменений в указанные бюджеты).


Внешний государственный финансовый контроль Контрольно-счетной палатой осуществлялся в соответствии с задачами и полномочиями, возложенными на нее Законом Тамбовской области "О Контрольно-счетной палате Тамбовской области", в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с планом, утвержденным решением Коллегии Контрольно-счетной палаты от 28 декабря 2022 года N 20/6.


Контрольно-счетная палата, по-прежнему, ориентируется не только на оценку законности расходования бюджетных средств, но и на анализ эффективности использования государственного имущества и финансовых ресурсов, продолжая профилактическую работу, направленную на предупреждение возможных проблем в их использовании.


В 2023 году тематика мероприятий Контрольно-счетной палаты касалась наиболее актуальных проблем социально-экономического развития Тамбовской области. Проверены вопросы использования средств бюджета, предоставленных областным государственным автономным учреждениям культуры, акционерным обществам, некоммерческой организации, а также вопросы эффективности использования движимого и недвижимого имущества казны, финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе. Проведен мониторинг реализации региональных проектов по отдельным направлениям стратегического развития Тамбовской области, а также аудит соответствия государственных программ Тамбовской области.


Всего в 2023 году проведено 76 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:


- 12 тематических контрольных мероприятий (из них во взаимодействии с контрольно-счетными органами муниципальных образований Тамбовской области 4 совместных контрольных мероприятия);


- 2 тематических экспертно-аналитических мероприятия;


- 30 контрольных мероприятий по внешней проверке бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Тамбовской области;


- 21 мероприятие в рамках экспертно-аналитической деятельности за формированием и исполнением бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области;


- 11 экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Тамбовской области.


Тематическими контрольными мероприятиями охвачено 22 объекта. Объем проверенных средств составил более 7,0 млрд.руб. (7418454,75 тыс.руб.).


Выявлено 607 нарушений. Общий объем выявленных нарушений в денежном эквиваленте оценивается в размере 1235,6 млн.руб.


Общая структура нарушений в стоимостном выражении в разрезе разделов Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), сложилась следующим образом:


нарушения при формировании и исполнении бюджетов - 169 (27,8% от общего числа нарушений) на общую сумму 502,23 млн.руб.;


нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 77 (12,7% от общего числа нарушений) на общую сумму 640,17 млн.руб.;


нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью - 151 (24,9% от общего числа нарушений) на общую сумму 0,09 млн.руб.;


нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц - 183 (30,2% от общего числа нарушений) на общую сумму 89,63 млн.руб.;


нарушения в сфере деятельности организаций с участием Тамбовской области в их уставных (складочных) капиталах и иных организаций, в том числе при использовании ими имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности - 3 (0,5% от общего числа нарушений) на общую сумму 3,4 млн.руб.;


иные нарушения - 24 (3,9% от общего числа нарушений) на общую сумму 0,02 млн.руб.


Кроме того, выявлено неэффективное использование государственных средств на сумму 5,73 млн.руб.


В 2023 году обеспечен возврат средств в бюджет Тамбовской области на сумму 75,28 млн.руб.


Для устранения выявленных нарушений и недостатков проверяемым организациям и их учредителям внесено 16 представлений. С целью повышения качества бюджетного процесса в регионе в отдельные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Тамбовской области направлено 51 информационное письмо.


В рамках взаимодействия с правоохранительными (контрольными и надзорными) органами по фактам нарушения бюджетного законодательства с целью проведения дополнительных (процессуальных) проверок направлено 13 обращений (из них, 3 - в прокуратуру Тамбовской области, 7 - в УФАС по Тамбовской области, по 1 обращению в региональный контрольный орган в сфере закупок (министерство финансов Тамбовской области), в УФНС России по Тамбовской области и департамент по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области), по которым возбуждено 10 административных производств, привлечены к административной ответственности 7 должностных лиц и 1 юридическое лицо (АО "АИЖК Тамбовской области").


В отчетном году за нарушения бюджетного законодательства Контрольно-счетной палатой самостоятельно в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством, составлено 14 протоколов об административных правонарушениях, по которым судебными органами вынесены постановления о привлечении к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 145,0 тыс.руб.


За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, в том числе повлекшее нарушение действующего законодательства и неэффективное использование бюджетных средств, привлечены к дисциплинарной ответственности 4 должностных лица.


В отчетном периоде Контрольно-счетная палата осуществляла свою деятельность в контакте с депутатами и профильными комитетами Тамбовской областной Думы, принимая участие в совещаниях, заседаниях комитетов по рассмотрению отчетов о результатах контрольных мероприятий, заключений на проекты законов Тамбовской области и по другим вопросам, связанным с исполнением бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области.


В соответствии с действующим законодательством отчеты и заключения о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлены Главе Тамбовской области и в Тамбовскую областную Думу.


В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой рассмотрено 5 обращений граждан. Тематика обращений связана с вопросами реализации мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области, благоустройства территорий, а также с вопросами реорганизации органов внешнего муниципального финансового контроля отдельных муниципальных образований Тамбовской области и др.


В Контрольно-счетной палате подробно анализируются обращения, поступающие от граждан и организаций. Информация, содержащаяся в обращениях, учитывалась при проведении плановых проверок в соответствии с распределением предметов ведения и закрепленными направлениями деятельности в Контрольно-счетной палате.


В течение прошлого года Контрольно-счетная палата представляла для широкого пользования информацию о своей работе, используя официальный сайт, портал Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов Российской Федерации в сети "Интернет", а также официальные страницы в сети "Интернет", доступные для пользователей социальных сетей Одноклассники и ВКонтакте.


Для повышения эффективности внешнего государственного финансового контроля совершенствовались методологические основы деятельности, продолжалось сотрудничество со Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами других регионов и муниципальных образований.



2. Контроль исполнения и аудит формирования бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области


2.1. Контроль исполнения бюджета Тамбовской области за 2022 год и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области за 2022 год.


Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Тамбовской области за 2022 год, подготовленного министерством финансов Тамбовской области, проведена в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ, статьей 87 Закона Тамбовской области от 28 октября 2005 года N 369-З "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области". В заключении использованы результаты внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой за отчетный период.


В мероприятии приняли участие все аудиторские направления, которыми осуществлена проверка годовой бюджетной отчетности 30 главных администраторов бюджетных средств.


В соответствии с отчетом об исполнении бюджета Тамбовской области за 2022 год (далее - бюджет), бюджет исполнен по доходам в сумме 69679658,9 тыс.руб., по расходам в сумме 69706874,7 тыс.руб. Бюджет Тамбовской области исполнен с небольшим дефицитом в объеме 27215,8 тыс.руб., что ниже утвержденного на сумму 3380426,0 тыс.руб.


Объем государственного долга составил 20510425,6 тыс.руб. (или 54,7% от налоговых и неналоговых доходов бюджета), объем расходов на его обслуживание составил 538677,6 тыс.руб. (или 0,8% от объема расходов бюджета (без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета), что соответствует требованиям (ограничениям) Бюджетного кодекса РФ.


В 2022 году исполнение расходной части бюджета области осуществлялось в рамках 26 государственных программ. Кассовое исполнение расходов при реализации программной части бюджета в 2022 году составило 67181812,6 тыс.руб., что составляет 98,0%, от уточненных плановых бюджетных назначений. При этом бюджетные обязательства в полном объеме выполнены по 6 государственным программам Тамбовской области, по 17 - более чем на 96,2%. Программные расходы 2022 года, по сравнению с 2021 годом, возросли на 10848965,3 тыс.руб. (или на 19,3%). По эффективности реализации за 2022 год 17 государственных программ имеют уровень эффективности выше среднего (эффективное исполнение), 9 - получили удовлетворительную оценку.


По результатам мероприятия подготовлено заключение, в котором сделан вывод о полноте и достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, а исполнение бюджета Тамбовской области в 2022 году признано соответствующим действующему законодательству. Заключение направлено Главе Тамбовской области и в Тамбовскую областную Думу.


По результатам проверки отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области (ТФОМС) за 2022 год установлено следующее.


Сведения, отраженные в отчете об исполнении бюджета ТФОМС за 2022 год, соответствуют операциям по фактическому поступлению и расходованию средств бюджета ТФОМС.


Бюджет ТФОМС за 2022 год исполнен:


по доходам в сумме 14309743,1 тыс.руб. (с учетом произведенного возврата средств), что составляет 99,7% от утвержденных плановых назначений;


по расходам в сумме 14145732,0 тыс.руб., что составляет 95,7% от уточненных плановых назначений.


Бюджет ТФОМС за 2022 год исполнен с профицитом в сумме 164011,1 тыс.руб., при утвержденном дефиците в сумме 439590,0 тыс.руб.


Исполнение бюджета ТФОМС за 2022 год в целом соответствует действующему законодательству. Заключение по мероприятию было направлено Главе Тамбовской области и в Тамбовскую областную Думу.


В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой подготовлено 5 заключений на законопроекты "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О бюджете Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и 2 - на законопроекты "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".


В рамках оперативного контроля за ходом исполнения бюджета Тамбовской области и бюджета ТФОМС Контрольно-счетной палатой осуществлялся анализ исполнения текстовых статей соответствующих законов, своевременности подготовки и принятия нормативных правовых актов в целях их реализации. По результатам оперативного анализа исполнения бюджета Тамбовской области за 2023 год и бюджета ТФОМС за 2023 год (за январь - сентябрь 2023 года) отклонений не установлено. Подготовлено 6 заключений (за первый квартал, за первое полугодие, за девять месяцев 2023 года), которые направлены Главе Тамбовской области и в Тамбовскую областную Думу.


2.2. Аудит формирования бюджета Тамбовской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.


О бюджете Тамбовской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. В рамках предварительного контроля проведена экспертиза проекта закона Тамбовской области "О бюджете Тамбовской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".


Состав показателей в законопроекте соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ и Закона Тамбовской области от 28 октября 2005 года N 369-З "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области".


Согласно представленному проекту закона о бюджете Тамбовской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов бюджет на 2024 год спрогнозирован по доходам в сумме 66299017,5 тыс.руб. (на 2025 год - 59148945,7 тыс.руб.; на 2026 год - 59055672,7 тыс.руб.), по расходам - в сумме 66538276,8 тыс.руб. (на 2025 год - 59107650,0 тыс.руб.; на 2026 год - 58794255,6 тыс.руб.), с прогнозируемым дефицитом в сумме 239259,3 тыс.руб. (на 2025 и 2026 годы с профицитом в сумме 41295,7 тыс.руб. и 261417,1 тыс.руб. соответственно).


Прогноз спада доходов в 2024 году к уровню 2023 года обусловлен снижением объемов налоговых доходов на общую сумму 229 850,9 тыс.руб., а также сокращением объемов безвозмездных поступлений на сумму 1 538 938,0 тыс.руб., в связи с уменьшением межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Тамбовской области из федерального бюджета.


Анализ соблюдения нормативных требований по размеру дефицита бюджета, предельных размеров государственного долга Тамбовской области и расходов по его обслуживанию показал, что установленные в законопроекте параметры соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ и законодательства Тамбовской области.


О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. В рамках предварительного контроля проведена экспертиза проекта закона Тамбовской области "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".


Прогнозируемый бюджет ТФОМС на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сбалансирован по доходам и расходам.


Доходы и расходы составят в 2024 году - 17189948,9 тыс.руб., на плановый период 2025 и 2026 годов - 18367921,7 тыс.руб. и 19582799,3 тыс.руб. соответственно.


Предложенный проектом закона бюджет ТФОМС сформирован на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".


По результатам аудита формирования бюджета Тамбовской области и бюджета ТФОМС на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов Контрольно-счетной палатой подготовлены заключения с рекомендацией Тамбовской областной Думе рассмотреть соответствующие проекты законов в установленном порядке.



3. Результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности


3.1. Контрольные мероприятия.


В 2023 году Контрольно-счетной палатой проведено 42 контрольных мероприятия (из них - 8 тематических мероприятий и 4 проверки муниципальных образований Тамбовской области), в том числе, в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ, внешние проверки годовой бюджетной отчетности 30 главных администраторов бюджетных средств Тамбовской области.


Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Тамбовской области за 2022 год проведена в отношении 30 органов исполнительной власти (государственных органов) Тамбовской области.


В большинстве своем нарушений при формировании бюджетной отчетности объектами контроля не допущено. Однако, несмотря на единство требований, предъявляемых к главным администраторам бюджетных средств, в отдельных выявлены нарушения и недостатки в оформлении бюджетной отчетности. Так, перед составлением отчетности не была проведена инвентаризация имущества и финансовых обязательств в министерстве имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области, в министерстве экологии и природных ресурсов Тамбовской области, в департаменте цен и тарифов Тамбовской области и в управлении регионального развития и поддержки инвестиционной деятельности Тамбовской области. Отмечены недостатки при оформлении отчетности в министерстве автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области; в министерстве государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области; в министерстве здравоохранения Тамбовской области; в министерстве культуры Тамбовской области; в министерстве образования и науки Тамбовской области; в министерстве труда и занятости населения Тамбовской области; в министерстве физической культуры и спорта Тамбовской области; в управлении лесами Тамбовской области; в управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области; в управлении по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области.


Указанные недостатки в большинстве своем носили процедурный характер и не повлияли на годовую бюджетную отчетность, представленную Правительством Тамбовской области.


Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде проведены проверки исполнения бюджетов муниципальных образований - получателей межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов из бюджета Тамбовской области в г. Мичуринске, Жердевском, Мичуринском и Уваровском районах.


Деятельность Контрольно-счетной палаты в сфере проверок бюджетов муниципальных образований проводилась с охватом широкого круга вопросов соблюдения бюджетного законодательства, связанных с использованием субвенций из бюджета Тамбовской области. Объектами комплексных проверок являлись представительный, исполнительно-распорядительный и финансовый органы соответствующего муниципального образования.


В г. Мичуринске выявлено 68 нарушений (все в администрации города). Большинство нарушений имеют процедурный характер, среди которых, несоблюдение порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи, несоблюдение сроков доведения до распорядителей и получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, а также нарушения порядка учета и ведения реестра муниципального имущества (на 835 объектов недвижимого имущества не оформлено право муниципальной собственности). Администрацией города при заключении отдельных муниципальных контрактов (дополнительных соглашений к ним) принимались бюджетные обязательства в размерах, превышающих доведенные бюджетные ассигнования, а также допущены нарушения в сфере организации муниципальных закупок, среди них отсутствие надлежащего обеспечения исполнения контракта, несанкционированное внесение изменений в действующий контракт, несвоевременное размещение сведений в реестре контрактов и задержка сроков оплаты услуг по контракту.


В Жердевском районе выявлено 48 нарушений, из них финансовых, связанных с нарушением сроков оплаты по контрактам, на общую сумму 657,04 тыс.руб. Помимо нарушений в сфере организации муниципальных закупок, администрацией района не обеспечено соблюдение порядка учета и ведения реестра муниципального имущества в отношении 43 объектов.


В Мичуринском районе выявлено 62 нарушения, при этом финансовые нарушения на общую сумму более 1,0 млн.руб. установлены в МБОУ "Новоникольская СОШ", которое являлось самостоятельным дополнительным объектом контроля по мероприятию. Нарушения по указанному объекту контроля выражены в оплате работ, не предусмотренных контрактом, а также в завышении стоимости выполненных работ по его капитальному ремонту. Администрацией города допущены нарушения порядка учета и ведения реестра муниципального имущества и нарушения требований, предъявляемых к правилам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета.


В Уваровском районе выявлено 34 нарушения. Их основную часть составили нарушения установленных единых требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (всего 17 на сумму 363,45 млн.руб.), среди которых неотражение в бюджетной отчетности сведений о дебиторской задолженности. Не соблюдены требования (порядка) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении 31 объекта (2 здания и 29 автодорог).


По результатам проверок внесено 7 представлений, направлено 4 обращения, из них 1 - в региональный контрольный орган в сфере закупок (министерство финансов области), 1 - в прокуратуру Тамбовской области (г. Мичуринск), 2 - в УФАС по Тамбовской области (г. Мичуринск, Мичуринский район). За допущенные нарушения должностные лица привлечены к административной ответственности.


В ходе проверки эффективности и результативности мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области оценена деятельность микрофинансовых организаций и региональных гарантийных организаций, осуществляемая в целях оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Объектами контрольного мероприятия являлись акционерное общество микрокредитная компания "Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области" и Фонд поддержки предпринимательства Тамбовской области. Выявлены нарушения при региональном субсидировании деятельности фонда без выполнения условий его соответствия требованиям, установленным Минэкономразвития России. Во исполнение приказа Минэкономразвития России от 26.03.2021 N 142 "Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" по рекомендации КСП из основной деятельности Фонда исключено предоставление поручительств.


Проверкой финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества "Тепличное" за 2022 год установлено 89 нарушений, из них 17 финансовых на общую сумму 114,21 млн.руб., среди которых нарушения порядка и условий оплаты труда, нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, нарушения общих требований к бухгалтерской отчетности и требований, предъявляемых к правилам ведения бухгалтерского учета.


По результатам контрольного мероприятия внесено представление генеральному директору АО "Тепличное" с предложениями обеспечить соблюдение требований законодательства о бухгалтерском учете, договорных условий, трудового законодательства и произвести соответствующие перерасчеты в части касающейся оплаты труда работникам общества, а также направлено обращение в УФНС России по Тамбовской области. Должностное лицо общества за нарушения законодательства о бухгалтерском учете привлечено к административной ответственности.


По предложению Главы Тамбовской области проведена проверка эффективности учета, распоряжения, управления и использования движимого и недвижимого имущества (за исключением земельных участков), находящихся в казне Тамбовской области за 2021 - 2022 годы. Целью мероприятия являлись проверка правильности учета объектов, находящихся в собственности Тамбовской области, и анализ эффективности распоряжения и управления ими. Объектом контроля являлось министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области. Выявлено 11 нарушений, из них 7 финансовых на общую сумму 43,35 млн.руб., не обеспечена государственная регистрация права собственности на 214 объектов.


По результатам контрольного мероприятия объекту контроля внесено представление с предложениями: максимально вовлечь объекты областного имущества в хозяйственный оборот и повысить эффективность их использования; улучшить качество и полноту данных, содержащихся в региональном реестре; осуществить государственную регистрацию вещных прав на соответствующее недвижимое имущество.


Проверка финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области" также проведена по инициативе Главы Тамбовской области. Исходя из анализа деятельности общества за 2022 год (выявлено нарушений на общую сумму 113,82 млн.руб.) объекту контроля внесено представление с предложением внести изменения в Устав по уточнению вида основной деятельности и урегулировать процесс реализации имущества, обеспечив открытость, прозрачность и эффективность таких сделок.


Дополнительно по компетенции направлены обращение в УФАС по Тамбовской области и информационное письмо в УФНС России по Тамбовской области. Должностному лицу общества, ответственному за организацию закупок, за административное правонарушение объявлено устное замечание.


И проверка финансово-хозяйственной деятельности Тамбовских областных государственных автономных учреждений культуры: "Тамбовтеатр"; "Мичуринский драматический театр" проводилась по предложению Главы Тамбовской области. Целью контрольного мероприятия было определение эффективности использования средств бюджета Тамбовской области, предоставленных в форме субсидий поименованным государственным автономным учреждениям культуры. Всего выявлено 47 нарушений (все процедурные), из них 25 в Тамбовтеатре и 22 в Мичуринском драматическом театре. Характерными являются нарушения порядка формирования государственного задания, при которых учредителем - управлением культуры и архивного дела Тамбовской области не отслеживался объем финансового обеспечения государственного задания в течение срока его выполнения, что привело к увеличению бюджетных затрат без нормативного закрепления. На объектах допущены нарушения в сфере организации закупок, в части несвоевременного представления информации в ЕИС закупок. В Тамбовтеатре установлены факты неправомерного использования специализированного жилищного фонда, потребовавшие привлечения к их оценке прокуратуры Тамбовской области.


По результатам мероприятия руководителям объектов контроля внесены представления, направлены 3 обращения: 1 - в прокуратуру Тамбовской области (Тамбовтеатр), 2 - в УФАС по Тамбовской области (Тамбовтеатр, Мичуринский драматический театр), проинформированы министерство культуры Тамбовской области и министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области. Должностные лица объектов контроля, ответственные за организацию закупок, привлечены к административной ответственности, а отдельным работникам Мичуринского драматического театра объявлены дисциплинарные взыскания.


В проверке целевого и эффективного использования средств бюджета Тамбовской области, направленных на реализацию мероприятия "Создание "умных" спортивных площадок" федерального (регионального) проекта "Бизнес-спринт" подпрограммы "Развитие физической культуры и массового спорта" государственной программы Тамбовской области "Развитие физической культуры и спорта" объектом контроля выступало ТОГАУ "Региональный центр спортивной подготовки". Выявлено 13 нарушений, из них 7 финансовых (в сфере закупок) на общую сумму 41,41 млн.руб. Учреждением неоднократно допускались нарушения сроков оплаты по заключенным договорам, несвоевременно размещалась информация в ЕИС закупок.


В рамках контрольного мероприятия рассмотрены особенности договора, заключенного с единственным поставщиком, работающим по упрощенной системе налогообложения. Цена работ по подготовке основания для размещения "умной" спортивной площадки в г. Кирсанове по договору, заключенному учреждением с ООО "Импульс" определена путем составления сметы. Сводный сметный расчет был составлен с включением в него НДС по ставке 20% и указан в договоре в качестве цены без НДС со ссылкой на применение подрядчиком упрощенной системы налогообложения. Согласно актам приемки работ оплата услуг подрядчика произведена с применением коэффициента 1,2 (компенсация НДС при упрощенной системе налогообложения). По расчетам Контрольно-счетной палаты применение учреждением правила определения цены договора с учетом применения системы налогообложения подрядчика привело бы к экономии средств бюджета Тамбовской области в сумме 946,18 тыс.руб.


По результатам мероприятия внесено представление руководителю объекта контроля, проинформировано министерство спорта Тамбовской области, для дополнительных проверок по компетенции направлены обращения в прокуратуру Тамбовской области и УФАС России по Тамбовской области. Должностное лицо ТОГАУ "Региональный центр спортивной подготовки" привлечено к административной ответственности за нарушения в сфере организации закупок.


Проверкой финансово-хозяйственной деятельности Тамбовского областного государственного автономного учреждения культуры "Историко-культурный музейный комплекс "Усадьба Асеевых", проведенной в рамках комплекса предложений Главы Тамбовской области в сфере культуры, установлено значительное число нарушений в сфере закупок, в том числе несоблюдение сроков оплаты услуг по договорам (всего 23 на сумму более 4 млн.руб.). Кроме того, в учреждении выявлены нарушения в организации порядка оплаты труда работников (локальные акты приняты без учета мнения представительного органа работников и не определяют условия выплат стимулирующего характера) и нарушения порядка владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия (неоднократно ремонтные работы на объекте проводились силами ООО "УПТК Тамбовспецстрой" без разрешения на их проведение со стороны органа охраны объектов культурного наследия).


По результатам контрольного мероприятия внесено представление директору ТОГАУК "Историко-культурный музейный комплекс "Усадьба Асеевых", направлено обращение в УФАС по Тамбовской области и проинформированы министерство туризма Тамбовской области, министерство экологии и природных ресурсов Тамбовской области и департамент по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области.


По поручению Тамбовской областной Думы проведена проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Тамбовской области, предоставленных некоммерческой организации - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области". В деятельности фонда выявлены нарушения организационного характера: документально не подтверждена деятельность Попечительского совета; отсутствует положение о деятельности Правления; нормы Устава, определяющие полномочия органов управления, не в полной мере соответствуют требованиям Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".


Подробные отчеты по контрольным мероприятиям рассмотрены на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты и после утверждения представлены Главе Тамбовской области и направлены в Тамбовскую областную Думу.


Дополнительно результаты контрольных мероприятий обсуждены на заседаниях комитета по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы.


Предложения Контрольно-счетной палаты по устранению объектами контроля нарушений и недостатков находятся в режиме постоянного мониторинга и снимаются с контроля по мере устранения по решению Коллегии Контрольно-счетной палаты.


3.2. Экспертно-аналитические мероприятия.


Всего в 2023 году проведено 34 экспертно-аналитических мероприятия, в том числе осуществлено 11 экспертиз проектов нормативных правовых актов, затрагивающих финансово-бюджетную сферу, подготовлено 21 заключение в рамках экспертно-аналитической деятельности за формированием и исполнением бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области, проведен мониторинг реализации региональных проектов по отдельным направлениям стратегического развития Тамбовской области, а также аудит соответствия государственных программ Тамбовской области обновленному порядку их разработки, утверждения и реализации.


В рамках мониторинга реализации региональных проектов проведена оценка эффективности бюджетных расходов по государственным программам Тамбовской области.


В 2023 году на территории Тамбовской области продолжает реализовываться 46 региональных проектов в рамках 12 национальных проектов, в соответствии с Реестром региональных проектов, осуществляемых в рамках реализации национальных проектов, утвержденным 23 мая 2023 года. С марта 2023 года реализуется региональный проект "Развитие туристической инфраструктуры" в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".


Наиболее высокий уровень исполнения за счет всех источников финансирования сложился по национальным проектам "Производительность труда и поддержка занятости" (100%), "Культура" (95,7), "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской деятельности" (87,9%), самый низкий - по проектам "Безопасные и качественные дороги" (28,1%), "Экология" (29,5%).


Аудит соответствия государственных программ Тамбовской области обновленным требованиям позволил выявить недостатки в их содержании и в оформлении паспортов по отдельным государственным программам.


По результатам тематических экспертно-аналитических мероприятий в адрес кураторов региональных проектов и государственных программ Тамбовской области направлено 26 информационных писем.


В ходе мероприятий проведен анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Выявлено 183 нарушения, из них 25 финансовых на общую сумму 89,63 млн.руб.


Основными нарушениями в сфере закупок являются:


несоблюдение требований, в соответствии с которыми государственные (муниципальные) контракты (договоры) заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке - 67 или 36,6% от общего числа нарушений;


невключение в контракт (договор) обязательных условий - 26 или 14,2% от общего числа нарушений;


нарушения условий исполнения контрактов (договоров), в том числе сроков исполнения, включая своевременность расчетов по контракту (договору) - 8 или 4,4% от общего числа нарушений;


отсутствие утвержденного акта, регламентирующего правила закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или его несоответствие установленным требованиям - 9 или 4,9% от общего числа нарушений;


несоблюдение принципов и основных положений о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе порядка заключения и исполнения договоров - 13 или 7,1% от общего числа нарушений;


неразмещение или размещение с нарушением срока в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц - 19 или 10,4% от общего числа нарушений;


непредставление (ненаправление), несвоевременное представление (направление) информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или представление (направление) недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию - 12 или 6,56% от общего числа нарушений.


По результатам аудита в сфере закупок по обращениям Контрольно-счетной палаты контрольными органами в сфере закупок возбуждено 10 административных дел, 7 должностных лиц и 1 юридическое лицо привлечены к административной ответственности.


По результатам всех экспертно-аналитических мероприятий подготовлены заключения, которые после утверждения Коллегией Контрольно-счетной палаты представлены Главе Тамбовской области и в Тамбовскую областную Думу.


Кроме того, Контрольно-счетной палатой в рамках полномочий проведена финансово-экономическая экспертиза 11 проектов законов Тамбовской области (проектов нормативных правовых актов органов государственной власти). Заключения направлены в Тамбовскую областную Думу и рассмотрены на заседаниях комитета по бюджету, налогам и финансам.



4. Обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты


Работа аппарата Контрольно-счетной палаты по обеспечению ее деятельности была направлена на повышение качества контрольной и экспертно-аналитической работы, на обеспечение мер по соблюдению норм законодательства о государственной гражданской службе и антикоррупционного законодательства, на организацию доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты.


В 2023 году проведено 22 заседания Коллегии Контрольно-счетной палаты, на которых рассмотрены вопросы планирования и организации работы Контрольно-счетной палаты, отчеты и информационные сообщения.


В настоящее время организация и проведение контрольной и экспертно-аналитической работы Контрольно-счетной палаты обеспечивается 22 стандартами внешнего государственного финансового контроля и 2 методическими рекомендациями (по аудиту закупок и административному производству). В отчетном периоде проведена актуализация отдельных стандартов.


Информация о проведенных мероприятиях вносится в государственную информационную систему "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений", в соответствии с совместным приказом Счетной палаты РФ и министерства финансов РФ от 25 декабря 2015 года N 128/214н "Об утверждении Положения о государственной информационной системе "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений".


Продолжена работа по наполнению информационного банка портала Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов Российской Федерации (портал СКСО при СП РФ) с проведением постоянного мониторинга на предмет актуальности информации, публикуемой на портале.


Ведется работа по участию в мониторинге открытости бюджетных данных в соответствии с Методикой проведения мониторинга и составления рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных в 2023 году, разработанной ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" (НИФИ).


Обеспечено участие сотрудников Контрольно-счетной палаты в видеоконференциях и обучающих семинарах, проводимых Счетной палатой РФ, отделениями и комиссиями Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, согласно перечню (тематике):


20.01.2023 - семинар-совещание "Оценка эффективности управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, находящимися в казне муниципального образования";


24.01.2023 - международный семинар по обмену опытом "Трансформация роли ВОА в современном мире";


26.01.2023 - обучающий семинар "Итоги 2022 года - переход к реальной информационной безопасности";


03.02.2023 - семинар-совещание "Строительные работы в 2023 году. Практические вопросы, возникающие при проверках классификации, учета и документооборота, закупки строительных работ";


08.02.2023 - семинар-встреча аудитора Счетной палаты Российской Федерации Батуркина А.Н. с контрольно-счетными органами на тему "Актуальные вопросы и практика аудита землепользования, разграничения земель, государственного мониторинга земель и учета земельных ресурсов (по результатам проведенных Счетной палатой Российской Федерации в 2022 году мероприятий)";


16.02.2023 - семинар-совещание "Обсуждение результатов правоприменительной практики Тамбовского УФАС России на тему "Итоги 2022 года. Практика применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о государственных закупках. Административная ответственность. Изменения в законодательстве в 2023 году";


17.02.2023 - семинар-совещание "Совершенствование системы ценообразования в строительстве. Смета контракта. Развитие института строительного контроля";


17.02.2023 - семинар-совещание "Практика проведения внешнего муниципального финансового контроля за обустройством дворовых территорий и общественных пространств при реализации национального проекта "Жилье и городская среда";


27.02.2023 - семинар-совещание "Вторая смена женщин: домашний труд и воспитание детей в разных типах семей. Анализ состояния инклюзивности в РФ в части реализации мер государственной политики, направленных на поддержку женщин";


16.03.2023 - обучающий семинар "Продуктовое управление";


22.03.2023 - семинар-встреча аудитора Счетной палаты Российской Федерации Штогрина С.И. с контрольно-счетными органами субъектов Российской с обсуждением доклада в рамках реализации отраслевого комплекса мероприятий "Аудит реализации мер, направленных на поддержку занятости населения" в части мониторинга поддержания достигнутого уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, установленных указами Президента Российской Федерации;


24.03.2023 - семинар-совещание "Практика выявления и классификации нарушений по результатам проверки расходования бюджетных средств в сфере строительства (реконструкции, капитального ремонта)";


24.03.2023 - семинар-совещание "Практика выявления и классификации нарушений по результатам проверки расходования бюджетных средств в сфере строительства (реконструкции, капитального ремонта)";


27.03.2023 - обучающий семинар "Возможности подсистемы Единой информационной системы в сфере закупок "Риск-мониторинг" и практика ее применения";


30.03.2023 - семинар-совещание "Рассмотрение обращений контрольно-счетных органов по вопросам применения Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), по результатам его апробации в 2022 году";


31.03.2023 - обучающий семинар "Возможные нарушения при осуществлении концедентом учета активов и обязательств, возникающих в результате заключения и исполнения концессионных соглашений. Контроль за реализацией концессионных соглашений";


05.04.2023 - международный семинар высших органов аудита (финансового контроля) стран СНГ на тему "Роль внешнего и внутреннего контроля в обеспечении эффективности использования государственных ресурсов";


14.04.2023 - семинар-совещание "Проблемы реализации Федерального закона от 01.07.2021 N 255-ФЗ и возможные пути их решения (в том числе в части отдельных вопросов материального и социального обеспечения лиц, замещающих муниципальные должности, а также вопросов, относящихся к сфере трудового законодательства)";


27.04.2023 - семинар-совещание "Аудит в сфере здравоохранения в контексте COVID-19";


16.05.2023 - обучающий семинар "Сложное - просто: понятный язык в отчетах и документах";


18.05.2023 - обучающий семинар "Эффективная работа со СМИ";


23.05.2023 - обучающий семинар "Как вести социальные сети организации (паблики)";


25.05.2023 - семинар-совещание "Компетентностный подход в HR: опыт Счетной палаты Российской Федерации";


26.05.2023 - семинар-совещание "Применение аудита эффективности в деятельности муниципальных контрольно-счетных органов";


06.07.2023 - семинар-совещание "Органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля как участники системы стратегического планирования";


14.09.2023 - семинар-совещание "Внедрение управления по целям: практика Счетной палаты Российской Федерации";


21.09.2023 - семинар-совещание "Управление качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий";


21.09.2023 - семинар-совещание "ФСБУ государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна". Бюджетный учет нефинансовых активов имущества казны муниципальных образований. Особенности учета имущества казны в концессии";


26.09.2023 - семинар-совещание "Современный отчет: реальность и возможности";


28.09.2023 - семинар-совещание "Инструменты риск-ориентированного подхода, применяемые при проведении финансового аудита";


29.09.2023 - обучающий семинар "Формирование структурированных характеристик объекта закупки в извещении об осуществлении закупки (приглашении) и подача структурированной заявки участником";


04.10.2023 - семинар-совещание "Вопросы управления дебиторской задолженностью по доходам";


05.10.2023 - семинар-совещание "Практика привлечения к административной ответственности по результатам мероприятий, проводимых МКСО";


18.10.2023 - семинар-совещание "Аудит целей устойчивого развития: анализ достижения субъектами РФ показателей целей устойчивого развития";


18.10.2023 - семинар-совещание "Нормирование закупок";


25.10.2023 - семинар-совещание "Обсуждение вопросов правоприменительной практики, связанных с реализацией должностными лицами контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований полномочий в сфере законодательства об административных правонарушениях";


26.10.2023 - семинар-совещание "Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности ГАБС. Нарушения в бюджетном учете и учете муниципального имущества";


27.10.2023 - семинар-совещание "Эффективные механизмы взаимодействия с муниципальными контрольно-счетными органами. Практика организации контроля достижения декомпозированных на муниципальный уровень показателей в рамках реализации региональных составляющих национальных проектов";


30.10.2023 - семинар-совещание "Направления совершенствования межбюджетных отношений: основные тренды";


31.10.2023 - семинар-совещание "Цифровая трансформация методов проведения аудита";


02.11.2023 - семинар-совещание "Практика контроля за законностью и эффективностью бюджетных расходов, направленных на ремонт и содержание автомобильных дорог";


02.11.2023 - семинар-совещание "Практика проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на примере совместного экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в 2020 - 2022 годах";


03.11.2023 - международный семинар "Методология и опыт проведения аудита в транспортной сфере";


23.11.2023 - обучающий семинар "Управление стрессом и развитие стрессоустойчивости государственных и муниципальных служащих";


30.11.2023 - семинар-совещание "Какую роль играет онлайн-образование в системе повышения квалификации аудиторов будущего?";


05.12.2023 - обучающий семинар перед проведением параллельного с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации экспертно-аналитического мероприятия "Аудит бюджетных процессов и деятельности государственных и муниципальных заказчиков, направленной на закупку работ (услуг) за счет субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в период с января 2022 года по май 2024 года (выборочно в отношении отдельных федеральных проектов)";


06.12.2023 - семинар-совещание "Основные положения Методических рекомендаций по выявлению и оценке коррупционных рисков в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий";


07.12.2023 - семинар-совещание "Практика внешнего муниципального финансового контроля в сфере незавершенного строительства";


12.12.2023 - семинар-совещание "Об оценке цифровой зрелости контрольно-счетного органа: практика и проблемы";


13.12.2023 - семинар-совещание "Методология мониторинга и контроля реализации федеральных проектов";


21.12.2023 - семинар-совещание "Актуальные вопросы совершенствования методологии обеспечения деятельности МКСО".


Полученный в ходе мероприятий передовой опыт по осуществлению внешнего государственного финансового контроля через обсуждение на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты внедряется в практику работы Контрольно-счетной палаты.


Кроме того, в рамках внутреннего неформального образования и повышения компетенции сотрудников Контрольно-счетной палаты проведены обучающие мероприятия. Сотрудниками обсуждались общие подходы к оценке нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), квалификация и классификация нарушений (алгоритм оценки нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля)), принципы открытости в деятельности контрольно-счетных органов, функционал возможностей ГИИС "Электронный бюджет".


Во исполнение Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Тамбовской области от 4 июня 2007 года N 205-З "О противодействии коррупции в Тамбовской области", а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" в Контрольно-счетной палате проводится определенная работа в соответствии с планом противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы.


В течение отчетного периода продолжена практика мониторинга антикоррупционного законодательства и ознакомления сотрудников с нормативными правовыми актами и принятыми в их исполнение правовыми актами антикоррупционной направленности, а также проводились консультации по их использованию, применению в профессиональной деятельности в профилактических целях.


С работниками на постоянной основе проводилась разъяснительная работа в целях недопущения случаев возникновения конфликта интересов. В 2023 году нарушений антикоррупционного законодательства при организации и проведении контрольных мероприятий в аудиторских направлениях не допущено.


В целях профилактики финансовых нарушений и соблюдения принципа эффективного использования бюджетных средств в 2023 году в адрес руководителей исполнительных органов области, глав городских и муниципальных округов области направлена памятка о типичных нарушениях и недостатках, выявляемых органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.


В соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности Контрольно-счетной палаты (годовые планы работы, годовые отчеты, решения Коллегии, информация о контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях и др.) размещается на созданном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официальном сайте http://ksp.tambov.gov.ru. Продолжено освещение результатов деятельности Контрольно-счетной палаты в социальных сетях Одноклассники и ВКонтакте.



5. Взаимодействие со Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Тамбовской области, иными контрольными, надзорными и правоохранительными органами


Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с государственными и муниципальными органами по вопросам организации внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, а также при выявлении правонарушений бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" и статьей 20 Закона Тамбовской области "О Контрольно-счетной палате Тамбовской области".


Сотрудничество Контрольно-счетной палаты со Счетной палатой РФ, кроме того, осуществляется в соответствии с соглашением о сотрудничестве от 15 июля 2014 года, которое определяет порядок организации и проведения, в пределах собственной компетенции каждой из сторон, внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения бюджетными средствами, средствами бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственной собственностью и иными ресурсами, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие Российской Федерации.


Постоянное взаимодействие со Счетной палатой РФ и другими региональными контрольно-счетными органами осуществляется в рамках созданного 21 марта 2014 года Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ (далее - СКСО при СП РФ, Совет). Совет организует работу через образованные в нем отделения по федеральным округам и комиссии (по вопросам методологии, информационно-аналитическая, по правовым вопросам, по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, по вопросам открытости деятельности контрольно-счетных органов и профессиональной этике, по вопросам профессионального развития сотрудников контрольно-счетных органов). Председатель Контрольно-счетной палаты является избранным членом комиссии по вопросам открытости деятельности контрольно-счетных органов и профессиональной этике с функцией заместителя председателя комиссии, курирующего вопросы в сфере противодействия коррупции. Функционал по указанной должности обеспечивается аппаратом Контрольно-счетной палаты.


В рамках работы указанной комиссии СКСО при СП РФ организовано и проведено мероприятие по обобщению и анализу практики формирования планов мероприятий по противодействию коррупции контрольно-счетных органов субъектов РФ, разработана примерная модель плана мероприятий по противодействию коррупции контрольно-счетного органа субъекта РФ.


Результаты анализа рассмотрены и одобрены на итоговом заседании Президиума СКСО при СП РФ в Москве 18 - 19 декабря прошлого года и размещены на Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации в разделе "Библиотека" для дальнейшего руководства в деятельности.


Внешний муниципальный финансовый контроль в регионе координирует Совет контрольно-счетных органов Тамбовской области, под председательством председателя Контрольно-счетной палаты Н.И.Луговских. На заседании, состоявшемся 18 мая 2023 года, в котором наряду с представителями контрольно-счетных органов муниципальных образований Тамбовской области приняли участие заместитель председателя Тамбовской областной Думы, председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Ю.В.Плужников, представители прокуратуры Тамбовской области, Министерства финансов Тамбовской области, департамента внутренней политики Правительства Тамбовской области, председатель Ассоциации "Совет муниципальных образований Тамбовской области", заместитель председателя Общественной палаты Тамбовской области В.Н.Миронов и члены Коллегии Контрольно-счетной палаты, проанализированы итоги работы контрольно-счетных органов муниципальных образований в 2022 году, сформулированы задачи на текущий год, обсуждались вопросы совершенствования системы внешнего муниципального финансового контроля в Тамбовской области в условиях муниципальной реформы, а также рассмотрены особенности проведения проверок учета и управления недвижимым имуществом, находящимся в собственности публично-правовых образований, вопросы взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля области. Опытом своей работы поделились председатели муниципальных контрольно-счетных органов.


В отчетном периоде в целях оказания правовой и методической помощи органам местного самоуправления в связи с реформой муниципальных образований Тамбовской области принято участие в совместной с Правительством Тамбовской области разработке модельных решений о создании контрольно-счетного органа муниципального округа и о ликвидации контрольно-счетного органа муниципального района.


В работе по выявлению коррупционных действий должностных лиц объектов контроля в бюджетной сфере Контрольно-счетная палата, помимо самостоятельного правового реагирования в части привлечения нарушителей к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства, взаимодействует с правоохранительными и другими контрольными и надзорными органами. Порядок такого взаимодействия конкретизирован в соответствующих соглашениях.



Заключение


План работы на 2023 год выполнен в полном объеме. Деятельность Контрольно-счетной палаты осуществлялась во взаимодействии с депутатским корпусом и аппаратом Тамбовской областной Думы, а также по вопросам развития внешнего муниципального финансового контроля с контрольно-счетными органами муниципальных образований Тамбовской области в форме взаимного обмена информацией и опытом.


Выводы и предложения по устранению выявленных нарушений в целях повышения эффективности управления государственными ресурсами являются главным итогом контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты. Контроль за реализацией мероприятий, направленных на устранение нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверок, остается важнейшим элементом деятельности Контрольно-счетной палаты.


В числе главных задач, на решении которых будут сконцентрированы внимание и усилия Контрольно-счетной палаты в 2024 году, стоят обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля за формированием и исполнением бюджета Тамбовской области, концентрация контрольной деятельности на вопросах оценки прогноза социально-экономического развития Тамбовской области, перспектив, определяемых бюджетным планированием, выявление причин недопоступления доходов в бюджет, анализ долговой устойчивости бюджета. Также в качестве приоритета выдвигается профилактика совместно с другими контролирующими органами коррупционных проявлений в сфере государственных финансов. Контрольно-счетная палата продолжит работу, направленную на содействие органам власти Тамбовской области (в рамках предоставленных полномочий) в решении наиболее актуальных задач социально-экономического развития региона, в рамках реализации мер, обозначенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а также в соответствии с документами стратегического планирования Тамбовской области.


План работы Контрольно-счетной палаты на 2024 год учитывает предложения Главы Тамбовской области и поручения Тамбовской областной Думы.


Комплексные проверки муниципальных образований будут проведены с участием местных контрольно-счетных органов, что обеспечит формирование целостной системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля и позволит повысить качество исполнения полномочий, возложенных на контрольно-счетные органы.


При проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетная палата продолжит руководствоваться принципами широкого охвата объектов контроля, комплексного подхода (включение в программы мероприятий вопросов аудита эффективности и аудита закупок), ориентироваться на выявление системных проблем, устранение которых должно способствовать предупреждению возникновения нарушений и недостатков в дальнейшей деятельности проверяемых объектов.


Особое внимание Контрольно-счетной палаты будет уделено контролю и оценке эффективности исполнения предложений Главы Тамбовской области и поручений Тамбовской областной Думы. А взаимодействие с Тамбовской областной Думой, ее комитетами продолжит оставаться основным фактором, определяющим направления деятельности Контрольно-счетной палаты, позволяющим наиболее полно и оперативно реализовать имеющийся потенциал финансового контроля, направленный на укрепление финансовой дисциплины.


Основная задача Контрольно-счетной палаты - представлять Главе Тамбовской области, Тамбовской областной Думе, обществу объективную информацию, стремиться к выверенному анализу проблем, которые существуют в экономике Тамбовской области, и предлагать пути их решения.


Контрольно-счетная палата Тамбовской области, февраль, 2024 год.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ