МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПРИКАЗ
от 14 января 2022 года N 17
Об утверждении региональной целевой
модели наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным программам и
программам среднего профессионального
образования в Республике Карелия
Во исполнение пункта 3 распоряжения
Минпросвещения России от 25 декабря 2019
года N 145-р "Об утверждении методологии
(целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и
программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между
обучающимися", в рамках реализации
пункта 2.1.1.2.0 основного мероприятия
"Повышение качества образования в
общеобразовательных организациях путем
реализации региональных проектов"
государственной программы Республики
Карелия "Развитие образования",
утвержденной постановлением
Правительства Республики Карелия от 20
июня 2014 года N 196-П, пункта 1 раздела 6
Комплексного плана мероприятий по
организационно-методической поддержке
центров "Точка роста", детских
технопарков "Кванториум" на базе
общеобразовательных организаций,
создаваемых и функционирующих в
Республике Карелия, утвержденного
Министром образования и спорта
Республики Карелия 31 августа 2021 года, на
2021/2022 учебный год, приказываю:
1. Утвердить Положение о региональной
целевой модели наставничества
обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным
программам и программам среднего
профессионального образования в
Республике Карелия, согласно приложению
1 к приказу.
2. Утвердить показатели эффективности
внедрения региональной целевой модели
наставничества в Республике Карелия
согласно приложению 2 к приказу.
3. Утвердить план мероприятий
("дорожную карту") по внедрению
методологии (целевой модели)
наставничества в образовательных
организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным программам и
программам среднего профессионального
образования в Республике Карелия на
2021-2024 годы, согласно приложению 3 к
приказу.
4. Контроль за выполнением приказа
возложить на Первого заместителя
Министра образования и спорта
Республики Карелия Ж.Л. Петрову.
Министр
Р.Г.ГОЛУБЕВ
Приложение 1
к приказу
Министерства образования и спорта
Республики Карелия
от 14.01.2022 N 17
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ
НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ И
ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
I. Общие положения
1. Региональная целевая модель
наставничества обучающихся организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным
программам и программам среднего
профессионального образования в
Республике Карелия (далее именуется -
региональная целевая модель
наставничества), в том числе с
применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися, разработана в
целях достижения результатов
федеральных проектов "Современная
школа", "Успех каждого ребенка",
"Молодые профессионалы (Повышение
конкурентоспособности
профессионального образования)"
национального проекта
"Образование", предусматривающего
вовлечение в различные формы
сопровождения и наставничества не менее
70% обучающихся организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным
программам и программам среднего
профессионального образования, и
регулирует отношения, связанные с
функционированием и развитием программ
наставничества в Республике Карелия для
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным программам и
программам среднего профессионального
образования (далее - образовательные
организации), в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между
обучающимися.
2. Региональная целевая модель
наставничества разработана с учетом
положений Методологии (целевой модели)
наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным программам и
программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между
обучающимися, утвержденной
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 декабря 2019
года N Р-145.
3. Целью внедрения целевой модели
наставничества является максимально
полное раскрытие потенциала личности
наставляемого, необходимое для успешной
личной и профессиональной
самореализации в современных условиях
неопределенности, а также создание
условий для формирования эффективной
системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех
обучающихся в возрасте от 10 лет разных
уровней образования, проживающих на
территории Республики Карелия.
4. Задачи внедрения целевой модели
наставничества:
улучшение показателей обучающихся
образовательных организаций в
образовательной, социокультурной,
спортивной и других сферах;
подготовка обучающихся к
самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном
мире, отличительными особенностями
которого являются нестабильность,
неопределенность, изменчивость,
сложность, информационная насыщенность;
раскрытие личностного, творческого,
профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка формирования и
реализации индивидуальной
образовательной траектории;
создание канала эффективного обмена
личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого
субъекта образовательной и
профессиональной деятельности;
формирование открытого и эффективного
сообщества вокруг образовательной
организации, способного на комплексную
поддержку ее деятельности, в котором
выстроены доверительные и партнерские
отношения.
5. Целевая модель наставничества
представляет собой совокупность
структурных компонентов и механизмов,
обеспечивающих ее внедрение в
образовательных организациях и
достижение поставленных результатов. С
точки зрения наставничества как
процесса целевая модель описывает этапы
реализации программ наставничества и
роли участников, организующих эти этапы.
6. Внедрение региональной целевой модели
наставничества осуществляется на основе
методических рекомендаций,
разрабатываемых региональным
оператором развития наставничества с
учетом особенностей общего,
дополнительного и среднего
профессионального образования.
7. ГАУ ДПО РК "Карельский институт
развития образования" - региональный
оператор развития наставничества (далее
- региональный оператор) осуществляют
методическое сопровождение внедрения
настоящей целевой модели, в том числе
путем направления в образовательные
организации методических рекомендаций.
II. Формы наставничества
8. Внедрение региональной целевой модели
наставничества в рамках образовательной
деятельности конкретной
образовательной организации
предусматривает - независимо от форм
наставничества - две основные роли:
наставляемый и наставник.
9. Наставниками могут быть обучающиеся
образовательной организации
("ученик", "студент");
выпускники образовательной организации,
родители обучающихся (родитель не может
быть наставником для своего ребенка в
рамках данной целевой модели), педагоги
(взаимодействие с наставляемым
осуществляется за рамками основной
образовательной программы,
дополнительной общеразвивающей
программы) и иные должностные лица
образовательной организации
("учитель"); сотрудники промышленных
и иных предприятий и организаций,
некоммерческих организаций и иных
организаций любых форм собственности,
изъявивших готовность принять участие в
реализации целевой модели
наставничества ("работодатель").
10. Наставляемым может стать любой
обучающийся по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным
программам и программам среднего
профессионального образования
("ученик", "студент").
11. Форма наставничества - способ
реализации целевой модели через
организацию работы наставнической пары
или группы, участники которой находятся
в заданной обстоятельствами ролевой
ситуации, определяемой основной
деятельностью и позицией участников.
В зависимости от условий реализации
программы наставничества, допускающих
множественные вариации, возможно
выделение следующих форм
наставничества:
"ученик" - "ученик";
"студент" - "ученик";
"студент" - "студент";
"учитель" - "ученик" /
"студент";
"работодатель" - "ученик" /
"студент".
Каждая из указанных форм предполагает
решение определенного круга задач и
проблем с использованием единой
методологии наставничества, частично
видоизменяемой с учетом ступени
обучения, профессиональной деятельности
и первоначальных ключевых запросов
участников программы.
III. Ожидаемые результаты внедрения
региональной модели
12. Планируемые результаты внедрения
региональной модели наставничества:
измеримое улучшение показателей
обучающихся в образовательной,
культурной, спортивной и других сферах;
рост числа обучающихся, прошедших
профориентационные мероприятия;
улучшение психологического климата в
образовательной организации как среди
обучающихся, так и внутри коллектива,
связанное с выстраиванием долгосрочных
и психологически комфортных
коммуникаций на основе партнерства;
практическая реализация концепции
построения индивидуальных
образовательных траекторий;
привлечение дополнительных ресурсов и
сторонних инвестиций в развитие
инновационных образовательных и
социальных программ Республики Карелия
и конкретных образовательных
организаций благодаря формированию
устойчивых связей между
образовательными организациями и
бизнесом, потенциальному формированию
эндаумента и сообщества благодарных
выпускников.
13. Внедрение региональной целевой модели
наставничества может повлиять в том
числе на решение следующих проблем
обучающихся общеобразовательной
организации:
низкую мотивацию к учебе и саморазвитию,
неудовлетворительную успеваемость;
отсутствие осознанной позиции,
необходимой для выбора образовательной
траектории и будущей профессии;
невозможность качественной
самореализации в рамках школьной
программы;
отсутствие условий для формирования
активной гражданской позиции;
низкую информированность о перспективах
самостоятельного выбора векторов
творческого развития, карьерных и иных
возможностей;
кризис самоидентификации, разрушение
или низкий уровень сформированности
ценностных и жизненных позиций и
ориентиров;
конфликтность, неразвитые
коммуникативные навыки, затрудняющие
горизонтальное и вертикальное
социальное движение;
отсутствие условий для формирования
метапредметных навыков и
метакомпетенций;
высокий порог вхождения в
образовательные программы, программы
развития талантливых обучающихся;
падение эмоциональной устойчивости,
психологические кризисы, связанные с
общей трудностью подросткового периода
на фоне отсутствия четких перспектив
будущего и регулярной качественной
поддержки;
проблемы адаптации в (новом) учебном
коллективе: психологические,
организационные и социальные.
14. Внедрение целевой модели
наставничества может повлиять в том
числе на решение следующих проблем
обучающегося профессиональной
образовательной организации (далее
именуется - студента):
низкую мотивацию к учебе,
неудовлетворительные образовательные
результаты, дисциплинарные затруднения;
низкую информированность о карьерных и
образовательных возможностях,
отсутствие осознанного выбора пути
будущего профессионального развития;
трудности, связанные с невозможностью
эффективно совмещать получение
образования и рабочую деятельность по
специальности;
низкий уровень общей культуры,
неразвитость метакомпетенций,
отсутствие или неразвитость навыков
целеполагания, планирования и
самореализации, пессимистические
ожидания от самого будущего и самого
общества;
низкий уровень общепрофессиональных и
профессиональных компетенций, как
следствие - невостребованность на рынке
труда;
отсутствие мотивации и возможностей для
участия в программах поддержки
обучающихся и выпускников;
невозможность реализовать свой
предпринимательский или
профессиональный потенциал в силу
отсутствия опыта и ресурсов.
15. Внедрение целевой модели
наставничества может повлиять в том
числе на решение следующих проблем:
трудовую неустроенность молодых
специалистов и выпускников, влекущую за
собой падение уровня жизни, рост
неблагополучия и миграцию ценных
трудовых ресурсов в иные регионы;
ценностную дезориентацию обучающихся,
приводящую как к девиантному поведению,
так и к нейтральному в плане гражданской
активности поведению;
отсутствие налаженной связи между
разными уровнями образования;
устаревание рабочих резервов,
приводящее к инерционному движению
предприятий, сокращению числа инициатив
и инноваций, падению эффективности
работы.
IV. Структура управления реализацией
целевой модели наставничества в
деятельности образовательных
организаций
16. В структуру управления процессом
внедрения и реализации целевой модели
наставничества в образовательные
организации входят:
Министерство образования и спорта
Республики Карелия (далее -
Министерство);
региональный оператор развития
наставничества;
общеобразовательные организации,
профессиональные образовательные
организации, организации
дополнительного образования,
организации, осуществляющие реализацию
программ наставничества;
промышленные и иные предприятия и
организации любой формы собственности,
индивидуальные предприниматели,
функционирующие на территории
Республики Карелия, имеющие или
планирующие реализовывать партнерские
соглашения с организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность;
организации и иные индивидуальные
предприниматели, осуществляющие
образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным
программам.
17. Министерство:
осуществляет координацию внедрения
целевой модели наставничества в
Республике Карелия;
обеспечивает реализацию мероприятий по
внедрению целевой модели наставничества
в Республике Карелия;
координирует работу регионального
оператора развития наставничества;
осуществляет развитие
материально-технической базы,
инфраструктуры и кадрового потенциала
организаций, осуществляющих
деятельность по реализации программ
наставничества;
реализует меры по обеспечению
доступности программ наставничества для
обучающихся с особыми образовательными
потребностями и индивидуальными
возможностями, в том числе для
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, обучающихся,
проявивших выдающиеся способности,
обучающихся, попавших в трудную
жизненную ситуацию, а также обучающихся
из малоимущих семей, проживающих в
сельской местности и на трудных
отдаленных территориях, детей-сирот
(оставшихся без попечения родителей).
18. Региональный оператор развития
наставничества в соответствии с
определенной Министерством зоной
ответственности обеспечивает:
организационную, методическую,
экспертно-консультационную,
информационную и просветительскую
поддержку участников внедрения целевой
модели наставничества;
организацию мониторинга реализации
программ наставничества в
образовательных организациях
Республики Карелия, сбор результатов и
представление данных по результатам
мониторинга в Министерство с
периодичностью и в сроки, установленные
Министерством;
реализацию мер по дополнительному
профессиональному образованию
наставников и кураторов в различных
формах, в том числе с применением
дистанционных образовательных
технологий;
оказывает содействие распространению и
внедрению лучших наставнических практик
различных форм и ролевых моделей для
обучающихся, педагогов и молодых
специалистов Республики Карелия, а также
лучших практик других субъектов
Российской Федерации;
оказывает содействие привлечению к
реализации наставнических программ
образовательных организаций,
предприятий и организаций Республики
Карелия, государственных (муниципальных)
учреждений культуры и спорта,
юридических и физических лиц, чья
деятельность связана с образовательной,
спортивной, культурной и досуговой
деятельностью.
19. Органы местного самоуправления,
осуществляющие управление в сфере
образования муниципальных образований
Республики Карелия, содействуют:
разработке муниципальными
образовательными организациями
"дорожных карт" внедрения целевой
модели наставничества;
обучению муниципальными
образовательными организациями
наставников и кураторов по программам
дополнительного профессионального
образования в различных формах, в том
числе с применением дистанционных
образовательных технологий;
участию муниципальных образовательных
организаций в мониторинге реализации
программ наставничества в
образовательных организациях
Республики Карелия;
развитию инфраструктурных,
материально-технических ресурсов и
кадрового потенциала муниципальных
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным программам;
привлечению к реализации программ
наставничества образовательных
организаций профессионального
образования Республики Карелия,
предприятий и организаций, учреждений
культуры и спорта, юридических и
физических лиц, чья деятельность связана
с образовательной, спортивной,
культурной и досуговой деятельностью;
привлечению к реализации программ
наставничества предприятий
(организаций), осуществляющих
деятельность в муниципальном
образовании Республики Карелия,
обеспечив участие работников
предприятий (организаций) в программах
наставничества в качестве наставников,
исходя из планируемого показателя
эффективности внедрения целевой модели
наставничества в Республике Карелия.
20. Образовательные организации,
осуществляющие внедрение региональной
целевой модели наставничества
Республики Карелия:
назначают лицо, ответственное за
внедрение целевой модели наставничества
в образовательной организации (далее -
куратор);
разрабатывают дорожную карту внедрения
целевой модели наставничества и
представляют ее на согласование
учредителю;
обеспечивают реализацию программ
наставничества;
обеспечивают участие в мониторинге
реализации программ наставничества в
образовательных организациях
Республики Карелия, организовав
представление образовательной
организацией данных по результатам
мониторинга;
обеспечивают проведение внутреннего
мониторинга реализации и эффективности
программ наставничества
профессиональных образовательных
организаций;
обеспечивают реализацию кадровой
политики, в том числе привлечение,
обучение и контроль деятельности
наставников, принимающих участие в
программе наставничества;
осуществление персонифицированного
учета обучающихся, молодых специалистов
и педагогов, участвующих в программах
наставничества;
внесение в формы федерального
статистического наблюдения данных о
количестве участников программы
наставничества и предоставлении этих
форм в Министерство образования и спорта
Республики Карелия;
обеспечивают формирование баз данных
программ наставничества и лучших
практик;
обеспечивают условия для повышения
уровня профессионального мастерства
педагогических работников,
задействованных в реализации целевой
модели наставничества, в формате
непрерывного образования;
обеспечивают привлечение к реализации
программ наставничества предприятий
(организаций), осуществляющих
деятельность в Республике Карелия,
обеспечив участие работников
предприятий (организаций) в программах
наставничества в качестве наставников;
организуют инфраструктурное и
материально-техническое обеспечение
реализации программ наставничества.
21. Куратор назначается решением
руководителя образовательной
организации, планирующей внедрить
целевую модель наставничества.
Куратором может стать представитель
образовательной организации,
представитель организации - партнера
программы, представитель некоммерческой
организации, организации любой формы
собственности, чья деятельность связана
с реализацией программ наставничества,
волонтерской деятельностью,
образованием и воспитанием обучающихся.
22. Оценка вовлеченности обучающихся в
различные формы наставничества.
Сбор первичных данных для проведения
оценки вовлеченности обучающихся в
различные формы сопровождения и
наставничества через
персонифицированный учет участников
программы наставничества по
установленным Министерством формам
осуществляет образовательная
организация, в которой обучается
наставляемый.
Для оценки вовлеченности в участие в
программе наставничества понимается как
прохождение участником полного цикла
программы наставничества.
Соответствующая отметка проставляется в
форме учета наставляемых.
V. Права и обязанности куратора
23. На куратора возлагаются следующие
обязанности:
формирование и актуализация базы
наставников и наставляемых;
разработка проекта ежегодной Программы
наставничества образовательной
организации;
организация и контроль мероприятий в
рамках утвержденной Программы
наставничества;
подготовка проектов документов,
сопровождающих наставническую
деятельность, и представление их на
утверждение руководителю
образовательной организации;
оказание своевременной информационной,
методической и консультационной
поддержки участникам наставнической
деятельности;
получение обратной связи от участников
Программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через
опросы, анкетирование), обработка
полученных результатов;
анализ, обобщение положительного опыта
осуществления наставнической
деятельности в образовательной
организации и участие в его
распространении.
24. Куратор имеет право:
запрашивать документы (индивидуальные
планы, заявления, представления, анкеты)
и информацию (для осуществления
мониторинга и оценки) от участников
наставнической деятельности;
организовать сбор данных о наставляемых
через доступные источники (родители,
классные руководители,
педагоги-психологи, профориентационные
тесты и другие);
вносить предложения по изменениям и
дополнениям в документы образовательной
организации, сопровождающие
наставническую деятельность;
инициировать мероприятия в рамках
организации наставнической
деятельности в образовательных
организациях;
принимать участие во встречах
наставников с наставляемыми;
вносить на рассмотрение руководству
образовательной организации
предложения о поощрении участников
наставнической деятельности,
организации взаимодействия
наставнических пар;
на поощрение при выполнении показателей
эффективности наставничества и высоком
качестве Программ наставничества.
VI. Права и обязанности наставника
25. Наставник обязан:
помогать разрабатывать Индивидуальный
план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него
коррективы, контролировать его
выполнение, оценивать фактический
результат осуществления
запланированных мероприятий;
в соответствии с Программой
наставничества лично встречаться с
наставляемым для осуществления
мероприятий, контроля степени их
выполнения, обсуждения и (при
необходимости) коррекции
Индивидуального плана, выбора методов
наставнической деятельности;
выявлять и совместно устранять
допущенные ошибки в деятельности
наставляемого в рамках мероприятий
Индивидуального плана;
передавать наставляемому накопленный
опыт, обучать наиболее рациональным
приемам и современным методам работы или
поведения, в том числе оказывать
наставляемому помощь по принятию
правильных решений в нестандартных
ситуациях и прочее;
своевременно реагировать на проявления
недисциплинированности наставляемого;
личным примером развивать положительные
качества наставляемого, при
необходимости - корректировать его
поведение;
принимать участие в мероприятиях,
организуемых для наставников в
образовательной организации, в том числе
в рамках "Школы наставников";
в случае если он не является сотрудником
образовательной организации,
предоставить справки о наличии
(отсутствии) судимости, медицинские
справки и иные документы, необходимые
для осуществления наставнической
деятельности в отношении обучающихся.
26. Наставник имеет право:
привлекать наставляемого к участию в
мероприятиях, связанных с реализацией
Программы наставничества;
участвовать в обсуждении вопросов,
связанных с наставничеством в
образовательной организации, в том числе
- с деятельностью наставляемого;
выбирать формы и методы контроля
деятельности наставляемого и
своевременности выполнения заданий,
проектов, определенных Индивидуальным
планом;
требовать выполнения наставляемым
Индивидуального плана;
в составе комиссий принимать участие в
аттестации наставляемого (для формы
наставничества "учитель-учитель") и
иных оценочных или конкурсных
мероприятиях;
принимать участие в оценке качества
реализованных Программ наставничества,
в оценке соответствия условий
организации Программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели и
эффективности внедрения Целевой модели;
обращаться к куратору с предложениями по
внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты
осуществления Программ наставничества,
за организационно-методической
поддержкой;
обращаться к руководителю
образовательной организации с
мотивированным заявлением о сложении
обязанностей наставника по причинам
личного характера или успешного
выполнения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество,
мероприятий Индивидуального плана
развития.
VII. Права и обязанности наставляемого
27. Наставляемый обязан:
выполнять задания, определенные в
Индивидуальном плане, в установленные
сроки и периодически обсуждать с
наставником вопросы, связанные с
выполнением Индивидуального плана;
совместно с наставником развивать
дефицитные компетенции, выявлять и
устранять допущенные ошибки;
выполнять указания и рекомендации
наставника, связанные с выполнением
Индивидуального плана, учиться у него
практическому решению поставленных
задач, формировать поведенческие
навыки;
отчитываться перед наставником (в части
выполнения касающихся его мероприятий
Индивидуального плана);
сообщать наставнику о трудностях,
возникших в связи с исполнением
определенных пунктов Индивидуального
плана;
проявлять дисциплинированность,
организованность и ответственное
отношение к учебе и всем видам
деятельности в рамках наставничества;
принимать участие в мероприятиях,
организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество,
в соответствии с Программой
наставничества образовательной
организации.
28. Наставляемый имеет право:
пользоваться имеющейся в
образовательной организации
нормативной,
информационно-аналитической и
учебно-методической документацией,
материалами и иными ресурсами,
обеспечивающими реализацию
Индивидуального плана;
в индивидуальном порядке обращаться к
наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с наставничеством;
запрашивать интересующую информацию;
принимать участие в оценке качества
реализованных Программ наставничества,
в оценке соответствия условий
организации Программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели и
эффективности внедрения Целевой модели;
при невозможности установления личного
контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его
замене к куратору наставнической
деятельности в образовательной
организации.
VIII. Механизмы мотивации и поощрения
наставников
29. К числу лучших мотивирующих
наставника факторов можно отнести
поддержку системы наставничества на
общественном и муниципальном уровнях, на
уровне образовательной организации.
30. В целях популяризации роли наставника
рекомендуются следующие меры:
организация и проведение фестивалей,
форумов, конференций наставников на
муниципальном и региональном уровнях;
проведение конкурсов профессионального
мастерства "Наставник года",
"Лучшая пара "Наставник+" и т.д.;
поддержка системы наставничества через
средства массовой информации, создание
специальной рубрики в социальных сетях,
на сайтах образовательных организаций;
участие руководителей образовательных
организаций в программах
наставничества;
организация сообществ для наставников с
возможностью быстрого оповещения о
новых интересных проектах, мероприятиях,
разработках и т.д.
Общественное признание позволяет
наставникам ощутить собственную
востребованность, значимость и
полезность не только для отдельно взятых
людей, но для общества, региона, в котором
они живут. Публичное признание
значимости работы наставников для
образовательной организации, региона в
целом, повышение их авторитета в
коллективе будет способствовать
расширению пула наставников.
31. Возможные нематериальные (моральные)
формы поощрений наставников.
Поощрение наставников по результатам
участия в конкурсе на лучшего наставника
муниципалитета (региона). Кандидатуры
претендентов предоставляются
образовательными организациями в органы
управления образованием. Порядок выбора
лучшего наставника из числа
представленных кандидатур и форма
поощрения утверждаются приказом органа
управления образованием муниципалитета
(Республики Карелия).
Также могут применяться в целях
поощрения:
благодарственные письма родителям
(законным представителям) наставников из
числа обучающихся;
размещение фотографий лучших
наставников на Доске почета
образовательной организации;
предоставление наставникам возможности
принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития
образовательной организации;
привлечение к участию в образовательных
программах, конференциях, семинарах,
тренингах и иных мероприятиях.
32. В образовательной организации могут
быть предусмотрены различные виды
материальных поощрений наставников.
IX. Мониторинг и оценка результатов
реализации программ наставничества
образовательной организации
33. Мониторинг процесса реализации
программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и
использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее
элементах.
Организация систематического
мониторинга программ наставничества
дает возможность четко представить, как
происходит процесс наставничества,
какие происходят изменения во
взаимоотношениях наставника с
наставляемым (группой наставляемых), а
также какова динамика развития
наставляемых и удовлетворенности
наставника своей деятельностью.
34. Мониторинг процесса реализации
программы наставничества состоит из
двух этапов:
оценка качества процесса реализации
программы наставничества (этап 1);
оценка мотивационно-личностного,
компетентностного, профессионального
роста участников, динамика
образовательных результатов (этап 2).
Мониторинг процесса реализации
программы наставничества на первом
этапе направлен на две ключевые цели:
оценка качества реализуемой программы
наставничества;
оценка эффективности полезности
программы как инструмента повышения
социального и профессионального
благополучия внутри образовательной
организации и сотрудничающих с ней
организаций или индивидов.
Мониторинг процесса реализации
программы наставничества на втором
этапе направлен на три ключевые цели:
глубокая оценка изучаемых личностных
характеристик участников программы
наставничества;
оценка динамики характеристик
образовательного процесса (оценка
качества изменений в освоении
обучающимися образовательных программ);
анализ и необходимая корректировка
сформированных стратегий образования
пар "наставник-наставляемый".
35. Организация и проведение мониторинга
реализации программы наставничества
осуществляется в соответствии с
методическими рекомендациями,
разрабатываемыми региональным
оператором наставничества.
Приложение 2
к приказу
Министерства образования и спорта
Республики Карелия
от 14.01.2022 N 17
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ
НАСТАВНИЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
N п/п |
Наименование показателя |
Контрольные значения по годам | |||
|
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
1. |
Доля обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества в роли наставляемого, % |
15 |
25 |
50 |
70 |
2. |
Доля обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества в роли наставляемого, % |
15 |
25 |
50 |
70 |
3. |
Доля обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества в роли наставляемого, % |
15 |
25 |
50 |
70 |
Приложение 3
к приказу
Министерства образования и спорта
Республики Карелия
от 14.01.2022 N 17
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕТОДОЛОГИИ (ЦЕЛЕВОЙ
МОДЕЛИ) НАСТАВНИЧЕСТВА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА 2021-2024
ГОДЫ
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственные исполнители |
1. Мероприятия по внедрению методологии (целевой модели) наставничества | |||
1.1. |
Подготовка акта Министерства образования и спорта Республики Карелия по внедрению в Республике Карелия методологии (целевой модели) наставничества в образовательных учреждениях Республики Карелия |
декабрь 2021 года |
Министерство образования и спорта Республики Карелия |
|
|
|
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
1.2. |
Разработка методических рекомендаций по разработке программы наставничества в образовательных организациях |
декабрь 2021 года |
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
1.3. |
Разработка плана мероприятий ("дорожных карт") в образовательных организациях по внедрению методологии (целевой модели) наставничества в центрах "Точка роста" и "Школьный кванториум" |
декабрь 2021 года |
образовательные организации |
1.4. |
Разработка комплекса мер, направленных на привлечение предприятий и организаций Республики Карелия к реализации программ наставничества в центрах "Точка роста", "Школьный кванториум" и в образовательных организациях |
декабрь 2021 года; январь 2022 года |
Министерство образования и спорта Республики Карелия |
|
|
|
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
1.5. |
Реализация комплекса мер, направленных на привлечение предприятий и организаций Республики Карелия к реализации программ наставничества в центрах "Точка роста", "Школьный кванториум" и в образовательных организациях |
2021-2024 годы |
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
|
|
|
образовательные организации |
2. Мероприятия по управлению внедрением методологии (целевой модели) наставничества | |||
2.1. |
Координация деятельности регионального оператора развития наставничества в образовательных организациях по реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению методологии (целевой модели) наставничества, утвержденной Министерством образования и спорта Республики Карелия |
2021-2024 годы |
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
2.2. |
Формирование базы кураторов, сопровождающих внедрение методологии (целевой модели) наставничества в образовательных организациях |
январь 2022 года |
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
2.3. |
Разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации / модулей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам внедрения программ наставничества |
2021-2024 годы |
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
2.4. |
Организация обучения по программам повышения квалификации представителей в образовательных организациях по вопросам внедрения методологии (целевой модели) наставничества, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий |
2021-2024 годы |
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
|
|
|
образовательные организации |
2.5. |
Обсуждение методологии (целевой модели) наставничества в образовательных учреждениях Республики Карелия в рамках круглого стола с руководителями детских технопарков "Кванториум" и центров "Точка роста" |
январь 2022 года |
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
|
|
|
образовательные организации |
2.6. |
Проведение практико-ориентированных семинаров по внедрению и реализации методологии (целевой модели) наставничества, по разработке и реализации программ наставничества |
2021-2024 годы |
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
|
|
|
образовательные организации |
2.7. |
Подготовка акта Министерства образования и спорта Республики Карелия по внедрению в Республике Карелия методологии (целевой модели) наставничества педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов в образовательных учреждениях Республики Карелия |
январь 2021 года |
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
|
|
|
образовательные организации |
3. Мероприятия по созданию системы мониторинга и оценки результатов реализации программ наставничества | |||
3.1. |
Мониторинг качества реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению методологии (целевой модели) наставничества в образовательных организациях |
ежегодно, апрель |
Министерство образования и спорта Республики Карелия |
|
|
|
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
3.2. |
Мониторинг эффективности и результатов реализации программ наставничества |
ежегодно, ноябрь |
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
|
|
|
образовательные организации |
4. Мероприятия по созданию системы мотивации наставников | |||
4.1. |
Проведение регионального фестиваля лучших практик реализации программ наставничества |
ежегодно, ноябрь-декабрь |
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |
|
|
|
образовательные организации |
4.2. |
Организация информирования общественности о реализации методологии (целевой модели) наставничества в образовательных организациях |
2021-2024 годы |
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" |