МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПРИКАЗ
от 1 июля 2021 года N 740
Об утверждении Порядка проведения
мониторинга системы выявления,
поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи Республики
Карелия по итогам 2020/21 учебного года и
показателей региональной системы
выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и
молодежи в Республике Карелия
В соответствии со статьей 97 Федерального
закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации",
пунктом 7 Правил осуществления
мониторинга системы образования,
утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 5
августа 2013 года N 662, приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения
мониторинга системы выявления,
поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи Республики
Карелия по итогам 2020/21 учебного года
(далее - Порядок, Мониторинг) согласно
приложению 1.
2. Утвердить показатели мониторинга
системы выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и
молодежи Республики Карелия (далее -
Показатели) согласно приложению 2.
3. Руководителям государственных
общеобразовательных организаций и
государственных профессиональных
образовательных организаций, в
отношении которых Министерство
образования и спорта Республики Карелия
осуществляет функции и полномочия
учредителя:
обеспечить проведение Мониторинга в
срок до 17 сентября 2021 года;
обеспечить оценку результатов
Мониторинга согласно Показателям в срок
до 22 сентября 2021 года;
обеспечить предоставление результатов
Мониторинга по итогам проведения оценки
результатов согласно Показателям в
государственное бюджетное
образовательное учреждение
дополнительного образования Республики
Карелия "Ресурсный центр развития
дополнительного образования" с учетом
положений пункта 12 Порядка в срок до 24
сентября 2021 года.
4. Рекомендовать руководителям органов
местного самоуправления муниципальных
районов (городских округов) в Республике
Карелия:
обеспечить проведение Мониторинга в
срок до 15 сентября 2021 года;
обеспечить оценку результатов
Мониторинга согласно Порядку и
Показателям в срок до 22 сентября 2021 года;
обеспечить предоставление результатов
Мониторинга по итогам проведения оценки
результатов согласно Порядку и
Показателям в государственное бюджетное
образовательное учреждение
дополнительного образования Республики
Карелия "Ресурсный центр развития
дополнительного образования" с учетом
положений пункта 13 Порядка в срок до 24
сентября 2021 года.
5. Государственному бюджетному
образовательному учреждению
дополнительного образования Республики
Карелия "Ресурсный центр развития
дополнительного образования" (С.И.
Начинова):
обеспечить сбор и анализ результатов
Мониторинга;
подготовить и направить Заместителю
Министра Н.Д. Волковой аналитическую
информацию по итогу анализа результатов
Мониторинга, а также адресные
рекомендации руководителям органов
местного самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования,
муниципальных районов (городских
округов) в Республике Карелия,
государственных общеобразовательных
организаций и государственных
профессиональных образовательных
организаций, в отношении которых
Министерство образования и спорта
Республики Карелия осуществляет функции
и полномочия учредителя, в срок до 30
сентября 2021 года.
6. Отделу общего образования (С.В. Рогова),
отделу воспитания и дополнительного
образования детей (Н.Н. Гернер), отделу
профессионального образования (Н.А.
Воронова), отделу по делам молодежи (Н.В.
Виноградов), Управлению физической
культуры и спорта (Ф.Г. Астраханцев),
отделу организации отдыха детей (Е.А.
Зинкова) предоставить информацию об
организации и проведении мероприятий,
направленных на выявление, поддержку и
развитие способностей и талантов у детей
и молодежи Республики Карелия, с учетом
итогов анализа результатов и адресных
рекомендаций, в рамках установленных
компетенций Заместителю Министра Н.Д.
Волковой в срок до 30 сентября 2021 года.
7. Контроль за выполнением настоящего
приказа возложить на Заместителя
Министра Н.Д. Волкову.
Министр
Р.Г.ГОЛУБЕВ
Приложение 1
к приказу
Министерства образования и спорта
Республики Карелия
от 01.07.2021 N 740
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ
ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И
МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ПО ИТОГАМ
2020/21 УЧЕБНОГО ГОДА
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения
мониторинга системы выявления,
поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи Республики
Карелия по итогам 2020/21 учебного года
(далее - Порядок) определяет цели, задачи,
регулирует организацию и содержание
проведения мониторинга системы
выявления, поддержки и развития талантов
у детей и молодежи Республики Карелия.
2. Настоящий Порядок разработан в
соответствии со статьей 97 Федерального
закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации",
пунктом 7 Правил осуществления
мониторинга системы образования,
утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 5
августа 2013 года N 662.
3. Мониторинг системы выявления,
поддержки и развития талантов у детей и
молодежи Республики Карелия (далее -
Мониторинг) является составной частью
региональной оценки механизмов
управления качеством образования в
субъектах Российской Федерации.
4. Мониторинг направлен на получение
информации о наличии условий,
обеспечивающих эффективность работы
системы выявления, поддержки и развития
талантов у детей и молодежи и
результатах деятельности по:
выявлению способностей и талантов у
детей и молодежи;
поддержке способностей и талантов у
детей и молодежи;
развитию способностей и талантов у детей
и молодежи;
выявлению, поддержке и развитию
способностей и талантов у обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
увеличению охвата обучающихся
дополнительным образованием;
обеспечению индивидуализации обучения;
осуществлению подготовки
педагогических работников по вопросам
выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и
молодежи;
осуществлению
психолого-педагогического
сопровождения способных и талантливых
детей и молодежи;
содействию в поступлении способных и
талантливых детей и молодежи в
профессиональные образовательные
организации, в т.ч. высшего образования;
осуществлению межведомственного и
межуровневого взаимодействия по
вопросам выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и
молодежи;
осуществлению государственно-частного
партнерства для поддержки способных и
талантливых детей и молодежи.
5. Мониторинг основан на принципах
системности, объективности и
достоверности информации, полученных
результатов, обеспечивающих принятие
эффективных управленческих решений.
II. Цели и задачи Мониторинга
6. Целью Мониторинга является
обеспечение объективного анализа
состояния региональной системы
выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и
молодежи и ее результатов.
7. Основные задачи Мониторинга:
разработка и использование единых
подходов для построения
систематического, эффективного
взаимодействия всех групп субъектов по
вопросам сопровождения выявления,
поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи Республики
Карелия;
формирование и внедрение единых
требований к качеству работы по
сопровождению выявления, поддержки и
развития способностей и талантов у детей
и молодежи в образовательных
организациях Республики Карелия;
выявление актуального состояния системы
работы по сопровождению выявления,
поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи Республики
Карелия;
изучение динамики развития процессов
работы по выявлению, поддержке и
развитию способностей и талантов у детей
и молодежи;
обеспечение органов местного
самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования,
муниципальных районов (городских
округов) в Республике Карелия,
государственных общеобразовательных
организаций и профессиональных
образовательных организаций, в
отношении которых Министерство
образования и спорта Республики Карелия
осуществляет функции и полномочия
учредителя, адресными рекомендациями,
направленными на повышение
результативности работы по выявлению,
поддержке и развитию способностей и
талантов у детей и молодежи.
III. Организация и содержание проведения
Мониторинга
8. Мониторинг проводится ежегодно в
сроки, установленные приказом
Министерства образования и спорта
Республики Карелия.
9. В качестве источников информации при
проведении мониторинга используются:
отчет о самообследовании
образовательной организации;
статистические и аналитические
материалы, предоставляемые
образовательными организациями и
органами местного самоуправления;
статистические материалы о реализации
регионального проекта "Успех каждого
ребенка" федерального проекта
"Успех каждого ребенка"
национального проекта
"Образование";
статистические отчеты Регионального
модельного центра дополнительного
образования детей Республики Карелия,
ресурсных центров по направлениям за
год, предшествующий проведению
мониторинга;
статистические материалы по проведению
муниципальных, региональных этапов
мероприятий, входящих в Перечень
олимпиад и иных интеллектуальных и (или)
творческих конкурсов, мероприятий,
направленных на развитие
интеллектуальных и творческих;
способностей, способностей к занятиям
физической культурой и спортом, интереса
к научной (научно-исследовательской),
инженерно-технической,
изобретательской, творческой,
физкультурно-спортивной деятельности, а
также на пропаганду научных знаний,
творческих и спортивных достижений,
утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации;
материалы по результатам аналитической
деятельности, содержащие управленческие
решения (приказы, распоряжения,
протоколы и другие материалы);
аналитические справки, информация об
уровне повышения квалификации,
педагогических работников по вопросам
развития способностей и талантов детей и
молодежи.
IV. Общие подходы к проведению оценки
результатов Мониторинга
10. Оценке подлежит содержание
материалов, представленных в комплексе,
одни и те же материалы могут быть
представлены по нескольким
направлениям, если их содержание
соответствует позициям оценивания
каждого из направлений.
11. Оценка документов производится за год,
предшествующий проведению мониторинга.
12. Руководители государственных
образовательных организаций
предоставляют аналитические материалы в
адрес Министерства образования и спорта
Республики Карелия (уполномоченной
организации), в том числе посредством
размещения на официальном сайте
организации, в сроки, установленные
приказом Министерства образования и
спорта Республики Карелия.
13. Муниципальные органы управления
образованием предоставляют обобщенные
аналитические материалы в адрес
Министерства образования и спорта
Республики Карелия (уполномоченной
организации), в том числе посредством
размещения на официальном сайте органа
местного самоуправления, по результатам
проведенного Мониторинга в
муниципальном образовании в сроки,
установленные приказом Министерства
образования и спорта Республики
Карелия.
14. На основании мониторинга фиксируется
состояние системы работы по выявлению,
поддержке и развитию способностей и
талантов у детей и молодежи,
прогнозируется ее развитие.
15. По результатам Мониторинга
Министерство образования и спорта
Республики Карелия (уполномоченная
организация) готовит аналитические
материалы и адресные рекомендации
руководителям органов местного
самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования,
муниципальных районов (городских
округов) в Республике Карелия,
руководителям государственных
образовательных организаций Республики
Карелия в сроки, установленные приказом
Министерства образования и спорта
Республики Карелия.
16. Руководители органов местного
самоуправления, осуществляющие
управление в сфере образования,
муниципальных районов (городских
округов) в Республике Карелия, с учетом
полученных рекомендаций Министерства
образования и спорта Республики Карелия,
принимают управленческие решения.
Приложение 2
к приказу
Министерства образования и спорта
Республики Карелия
от 01.07.2021 N 740
ПОКАЗАТЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И
МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
N п/п |
Наименование показателя |
Критерий оценки Метод сбора информации |
Значение показателя эффективности |
1. |
Наличие нормативных правовых, распорядительных документов, обеспечивающих выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи |
да/нет |
наличие: 1 балл |
|
|
указание ссылки сайта факт наличия на сайте |
отсутствие: 0 баллов |
2. |
Наличие раздела "Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи" на информационном ресурсе |
да/нет |
наличие: 1 балл |
|
|
указание ссылки раздела на сайте управления образованием / методического центра, государственной образовательной организации |
отсутствие: 0 баллов |
3. |
Информирование обучающихся и родителей о мероприятиях, направленных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи |
указание ссылки сайта |
наличие: 2 балла |
|
|
факт наличия на сайте (сайтах) актуальной информации о мероприятиях |
частично: 1 балл |
|
|
|
отсутствие: 0 баллов |
4. |
Количество проведенных мероприятий (конкурсов, фестивалей, конференций, соревнований и др.), направленных на выявление способностей и талантов детей и молодежи |
количество (ед.) |
более 40: 3 балла |
|
|
наличие утвержденного плана или перечня, приказов о проведении мероприятий в муниципальном образовании / государственной образовательной организации |
более 30: 2 балла |
|
|
|
более 20: 1 балл |
5. |
Численность / удельный вес численности обучающихся участников школьного / муниципального / регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ): |
количество/доля (чел./%) |
наличие участников регионального уровня: |
|
|
|
3 балла муниципального уровня: 2 балла |
|
- школьный уровень |
(чел./%) |
|
|
- муниципальный уровень |
(чел./%) |
|
|
- региональный уровень |
(чел./%) |
школьного уровня: 1 балл |
|
|
|
(каждый уровень учитывается 1 раз, максимально 6 баллов) |
|
|
|
отсутствие участников: 0 баллов |
6. |
Численность / удельный вес численности обучающихся - победителей и призеров муниципального / регионального этапа ВсОШ: |
количество/доля (чел./%) |
наличие победителей и призеров регионального этапа: 2 балла |
|
- муниципальный уровень |
(чел./%) |
|
|
- региональный уровень |
(чел./%) |
муниципального этапа: 1 балл |
|
|
|
(каждый уровень учитывается 1 раз, максимально 3 балла) |
|
|
|
отсутствие победителей и призеров муниципального и (или) регионального уровня: 0 баллов |
7. |
Численность / удельный вес численности обучающихся - победителей и призеров муниципального / регионального этапа ВсОШ из числа обучающихся в профильных классах / классах с углубленным изучением отдельных предметов |
количество/доля (чел./%) |
наличие победителей и призеров: 2 балла |
|
|
|
отсутствие победителей и призеров: 0 баллов |
8. |
Численность / удельный вес численности обучающихся победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ |
количество/доля (чел./%) |
наличие победителей: 3 балла |
|
|
|
наличие призеров: 2 балла |
|
|
|
отсутствие: 0 баллов |
9. |
Численность / удельный вес численности обучающихся, принявших участие в мероприятиях, направленных на выявление способностей и талантов детей и молодежи <1>: |
количество/доля (чел./%) |
наличие участников международного уровня: 3 балла |
|
- региональный уровень |
(чел./%) |
федерального уровня: 2 балла |
|
- на федеральный уровень |
(чел./%) |
|
|
- на международный уровень |
(чел./%) |
|
|
|
|
регионального уровня: 1 балл |
|
|
|
(каждый уровень учитывается 1 раз, максимально 6 баллов) |
|
|
|
отсутствие участников: 0 баллов |
10. |
Численность / удельный вес численности обучающихся победителей и призеров по итогам мероприятий, направленных на выявление |
количество/доля (чел./%) |
наличие победителей и призеров международного уровня: 3 балла |
|
способностей и талантов детей и молодежи <2> |
|
федерального уровня: 2 балла |
|
- на региональном уровне |
(чел./%) |
|
|
- на федеральном уровне |
(чел./%) |
|
|
- на международном уровне |
(чел./%) |
регионального уровня: 1 балл |
|
|
|
(каждый уровень учитывается 1 раз, максимально 6 баллов) |
|
|
|
отсутствие победителей и призеров: 0 баллов |
11. |
Численность талантливых детей и молодежи, получающих поддержку на муниципальном/ региональном/ федеральном уровне (стипендии, премии): |
количество (чел.) |
наличие стипендиатов: 1 балл |
|
- муниципальный уровень |
(чел.) |
отсутствие: 0 баллов |
|
- региональный уровень |
(чел.) |
|
|
- федеральный уровень |
(чел.) |
|
12. |
Численность талантливых детей и молодежи, получивших поддержку в рамках проектов государственно-частного партнерства |
количество (чел.) |
наличие детей и молодежи, получивших поддержку: 1 балл |
|
|
|
отсутствие: 0 баллов |
13. |
Численность талантливых детей и молодежи, получивших грантовую поддержку |
количество (чел.) |
наличие детей и молодежи, получающих поддержку: 1 балл |
|
|
|
отсутствие: 0 баллов |
14. |
Численность / удельный вес численности обучающихся по индивидуальным учебным планам |
количество/доля (чел./%) |
наличие обучающихся: 1 балл |
|
|
|
отсутствие: 0 баллов |
15. |
Численность / удельный вес численности обучающихся профильных классов, набравших по профильным предметам высокие баллы при прохождении Единого государственного экзамена |
количество/доля (чел./%) |
наличие обучающихся: 1 балл |
|
|
|
отсутствие: 0 баллов |
16. |
Наличие психолого-педагогической и методической поддержки обучающихся с повышенным уровнем способностей и их родителей (законных представителей) |
да/нет |
наличие: 2 балла |
|
|
|
частично: 1 балл |
|
|
|
отсутствие: 0 баллов |
17. |
Численность / удельный вес численности педагогов-психологов, использующих психодиагностический инструментарий для выявления одаренности у детей |
количество/доля (чел./%) |
наличие: 2 балла |
|
|
|
отсутствие: 0 баллов |
18. |
Численность / удельный вес численности обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), принявших участие в образовательных сменах: |
количество/доля (чел./%), из них, количество детей с ОВЗ/доля (чел./%) |
наличие обучающихся: 1 балл |
|
|
|
отсутствие обучающихся: 0 баллов |
|
- региональный уровень |
(чел./%) |
|
|
- федеральный уровень |
(чел./%) |
|
19. |
Количество профильных смен для талантливых детей на базе лагерей с дневным пребыванием, специализированных (профильных) лагерей |
количество (ед.) |
наличие профильных смен: 1 балл |
|
|
|
отсутствие обучающихся: 0 баллов |
20. |
Численность / удельный вес численности обучающихся, принявших участие в профильных сменах для талантливых детей: |
количество/доля (чел./%) |
наличие обучающихся: 1 балл |
|
|
|
отсутствие обучающихся: 0 баллов |
|
- региональный уровень |
(чел./%) |
|
|
- федеральный уровень |
(чел./%) |
|
21. |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами (в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет) по направленностям: |
доля (%) |
более 50%: 3 балла |
|
|
|
более 40%: 2 балла |
|
|
|
менее 40%: 1 балл |
|
- техническая |
доля (%) |
|
|
- естественнонаучная |
доля (%) |
|
|
- художественная |
доля (%) |
|
|
- физкультурно-спортивная |
доля (%) |
|
|
- социально-гуманитарная |
доля (%) |
|
|
- туристско-краеведческая |
доля (%) |
|
22. |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами с использованием дистанционных технологий и электронного обучения |
доля (%) |
более 20%: 3 балла |
|
|
|
более 10%: 2 балла |
|
|
|
менее 10%: 1 балл |
23. |
Численность обучающихся, охваченных деятельностью Детского Технопарка Кванториума "Сампо" (мобильный технопарк "Кванториум"), центров цифрового образования детей "IT-куб", центров "Точка роста", направленных на обеспечение доступности программ естественнонаучной и технической направленности |
количество (чел.) |
наличие обучающихся: 2 балла |
|
|
|
отсутствие обучающихся: 0 баллов |
24. |
Количество / удельный вес образовательных организаций, реализующих программы по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи |
количество/доля (ед./%) |
более 20%: 2 балла |
25. |
Численность / удельный вес обучающихся с ОВЗ, охваченных мероприятиями по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов |
количество/доля (чел./%) |
более 20%: 2 балла |
|
|
|
менее 20%: 1 балл |
26. |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет с ОВЗ, осваивающих программы дополнительного образования (в том числе в дистанционной форме) |
доля (%) |
более 50%: 2 балла |
|
|
|
менее 50%: 1 балл |
27. |
Численность / удельный вес численности педагогических работников, прошедших подготовку по вопросам выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи, повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи |
количество/доля (чел./%) |
более 5%: 2 балла |
|
|
|
менее 5%: 1 балл |
|
|
|
отсутствие: 0 баллов |
28. |
Количество участников сетевого сообщества педагогов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью |
количество (чел.) |
наличие: 2 балла |
|
|
|
отсутствие: 0 баллов |
29. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование и поддержку сообщества специалистов и педагогов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью |
количество (ед.) |
наличие: 2 балла |
|
|
информационная справка, с указанием мероприятий и (или) ссылка на сайт с информацией о мероприятии |
|
|
|
|
отсутствие: 0 баллов |
30. |
Трансляция лучших практик по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодежи |
да/нет |
наличие: 2 балла |
|
|
указание ссылки сайта, факт наличия на сайте (сайтах) актуальной информации |
отсутствие: 0 баллов |
|
Для общеобразовательных организаций: 57-49 баллов - высокая эффективность деятельности по обеспечению выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи 48-30 баллов - средняя эффективность деятельности по обеспечению выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи менее 30 баллов - низкая эффективность деятельности по обеспечению выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи | ||
|
Для профессиональных образовательных организаций: 43-40 баллов - высокая эффективность деятельности по обеспечению выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи 39-30 баллов - средняя эффективность деятельности по обеспечению выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи менее 30 баллов - низкая эффективность деятельности по обеспечению выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи |
<1> Учитываются мероприятия (за
исключением этапов ВсОШ) регионального,
федерального, международного уровня
(конкурсы, фестивали, конференции,
соревнования и др.), в том числе
указываются мероприятия, включенные в
Перечень олимпиад и иных
интеллектуальных и (или) творческих
конкурсов, мероприятий, направленных на
развитие интеллектуальных и творческих
способностей, способностей к занятиям
физической культурой и спортом, интереса
к научной (научно-исследовательской),
инженерно-технической,
изобретательской, творческой,
физкультурно-спортивной деятельности, а
также на пропаганду научных знаний,
творческих и спортивных достижений,
утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации.