МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПРИКАЗ
от 12 апреля 2018 года N 213-П
Об утверждении Программы подготовки
граждан, выразивших желание стать
опекунами или попечителями
несовершеннолетних граждан либо принять
детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью на воспитание в иных
установленных семейным
законодательством Российской Федерации
формах
В соответствии с постановлением
Правительства Республики Карелия от 25
октября 2017 года N 374-П приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу
подготовки граждан, выразивших желание
стать опекунами или попечителями
несовершеннолетних граждан либо принять
детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью на воспитание в иных
установленных семейным
законодательством Российской Федерации
формах.
2. Признать утратившим силу приказ
Министерства образования Республики
Карелия от 3 октября 2012 года N 1194 "Об
утверждении Программы подготовки
граждан, выразивших желание стать
опекунами или попечителями
несовершеннолетних граждан либо принять
детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью на воспитание в иных
установленных семейным
законодательством Российской Федерации
формах".
3. Контроль за исполнением приказа
возложить на заместителя Министра А.В.
Деткова.
Министр
О.А.СОКОЛОВА
Утверждена
приказом
Министерства социальной защиты
Республики Карелия
от 12 апреля 2018 года N 213-П
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН,
ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ
ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ГРАЖДАН ЛИБО ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ НА
ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ УСТАНОВЛЕННЫХ
СЕМЕЙНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФОРМАХ
1. Общие положения
В соответствии с законодательством
Российской Федерации граждане, желающие
принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения
родителей, обязаны пройти
психолого-педагогическую и правовую
подготовку, за исключением близких
родственников ребенка, а также лиц,
которые являются или являлись
усыновителями и в отношении которых
усыновление не было отменено.
О необходимости специализированной
подготовки принимающих родителей
свидетельствует как зарубежный, так и
российский опыт семейного устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Люди, желающие
взять ребенка на воспитание в семью,
часто не предполагают, какие изменения
ждут их семью, с какими трудностями им
предстоит столкнуться. В Карелии около
десяти лет активно развивается система
семейного устройства.
Реализация Программы должна
способствовать повышению эффективности
и качества семейного устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в Республике
Карелия.
Категория слушателей Программы:
граждане, выразившие желание стать
опекунами или попечителями
несовершеннолетних граждан либо принять
детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью на воспитание в иных
установленных семейным
законодательством Российской Федерации
формах, а также к занятиям могут по
желанию привлекаться другие члены семьи
слушателя без последующего получения
свидетельства.
Группа обучающихся при проведении
практических занятий (тренингов) не
должна превышать 15 человек.
Основной целью Программы является
содействие психолого-педагогической и
правовой подготовке лиц, желающих
принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения
родителей.
Данная цель достигается посредством
решения следующих задач:
- выявить и сформировать воспитательные
компетенции, а также родительские навыки
для содержания и воспитания детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, в том числе для охраны их прав
и здоровья, создания безопасной среды,
успешной социализации, образования и
развития;
- оказать помощь кандидатам в приемные
родители в определении своей готовности
к приему на воспитание ребенка,
оставшегося без попечения родителей, в
выборе формы устройства ребенка на
воспитание в семью, в выявлении своих
слабых и сильных сторон, ресурсов и
ограничений в воспитании приемного
ребенка, как личных, так и семьи в целом, в
осознании реальных проблем и трудностей,
с которыми им предстоит встретиться в
процессе воспитания приемного ребенка,
ответственности приемных родителей;
- ознакомить кандидатов в приемные
родители с основами законодательства
Российской Федерации в сфере защиты прав
детей, оставшихся без попечения
родителей;
- сформировать у кандидатов в приемные
родители знания в области детской
психологии, развития ребенка и влияния
его прошлого опыта (депривации,
жестокого обращения, пренебрежения
нуждами ребенка, разлуки с биологической
семьей) на его психофизическое развитие
и поведение;
- сформировать у кандидатов в приемные
родители представления о семье как о
системе и ее изменениях после появления
ребенка;
- ознакомить кандидатов в приемные
родители с особенностями протекания
периода адаптации ребенка в семье, а
также с причинами "трудного"
поведения ребенка и способами
преодоления такого поведения;
- ознакомить кандидатов в приемные
родители с обязанностями по сохранению
здоровья ребенка и организации его
безопасного воспитания;
- ознакомить кандидатов в приемные
родители с существующими формами
профессиональной помощи, поддержки и
сопровождения приемных семей.
Концепция Программы строится на
принципах экзистенциализма, что
подчеркивает уникальность и значимость
личного опыта конкретного ребенка и
взрослого. В практическом плане
Программа основывается на интегративном
подходе, основанном на использовании
методов гуманистической,
когнитивно-поведенческой терапии.
2. Содержание Программы
Программа подготовки граждан рассчитана
на 80 академических часов и включает 22
академических часа лекционных занятий и
58 академических часов практических
занятий, из них 34 часа групповой и 24
индивидуальной работы.
Обучение граждан не может превышать
более 180 календарных дней.
Форма обучения: очная или очно-заочная.
При очно-заочной форме могут
использоваться дистанционные методы
обучения при освоении лекционного
материала.
Сочетание различных форм обучения
позволяет не только подготовить
родителей к принятию ребенка в семью, но
и способствует осознанию гражданами их
ответственности перед принятым
ребенком, пониманию собственных
ресурсов, оценке имеющихся у них
компетенций по воспитанию ребенка,
развитию мотивации на дальнейшее
сотрудничество со службами по отбору,
подготовке и сопровождению принимающих
семей.
В ходе лекций, сопровождающихся
презентациями и обучающими фильмами,
слушатели углубляют имеющиеся знания и
приобретают новые по вопросам
воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
В процессе тренинга отрабатываются
навыки, необходимые для воспитания
ребенка. Методика проведения данного
тренинга предполагает активное
включение каждого участника через
использование интерактивных методов
обучения. Воспитание чужого ребенка -
особый вид работы, который требует не
только знать и уметь, но и чувствовать и
сочувствовать, поэтому тренинг
направлен также на развитие рефлексии,
развитие сензитивности по отношению к
различным ситуациям, чувствам и реакциям
детей, повышение личной и
профессиональной эффективности. Большое
внимание уделяется актуализации чувств,
эмоциональному состоянию слушателей, а
также профилактике эмоционального
выгорания родителей. Значительное место
занимают ролевые игры, отражающие
реальные ситуации, связанные с
поведенческими особенностями детей и
родителей на всех этапах семейного
устройства.
В ходе обучения с согласия граждан
используются разнообразные тесты,
анкеты и опросники, направленные на
самоанализ кандидатов, психологическую
диагностику их личностных особенностей,
изучение внутрисемейных отношений и
отношения всех членов семьи к
перспективе появления в семье приемного
ребенка.
Для закрепления пройденного материала
граждане выполняют домашнее задание.
На завершающем этапе обучения граждане
проходят аттестацию в форме
собеседования.
По окончании подготовки, в случае
посещения гражданином более 30% от общего
количества занятий, ему выдается
свидетельство о прохождении подготовки
лиц, желающих принять на воспитание в
свою семью ребенка, оставшегося без
попечения родителей.
В случае пропуска более 30% от общего
количества занятий гражданин получает
справку о прохождении части подготовки и
имеет право пройти пропущенные занятия в
следующей группе граждан, которые будут
проходить подготовку.
3. Опыт реализации Программы
Программа успешно реализовывалась во
всех муниципальный районах и городских
округах в Республике Карелия на
основании приказа Министерства
образования Республики Карелия от 3
октября 2012 года N 1194 "Об утверждении
Программы подготовки граждан,
выразивших желание стать опекунами или
попечителями несовершеннолетних
граждан либо принять детей, оставшихся
без попечения родителей, в семью на
воспитание в иных установленных
семейным законодательством Российской
Федерации формах".
4. Требования к специалистам,
осуществляющим подготовку граждан
К проведению подготовки кандидатов в
приемные родители, в частности,
рекомендуется привлекать социальных
педагогов (социальных работников),
юристов, психологов, медицинских
работников (врачей-педиатров, детских
психиатров, психотерапевтов и других).
Целесообразно отдавать приоритет
специалистам, имеющим базовое
профильное высшее образование, а также
практический опыт работы с принимающими
семьями и детьми, владеющим навыками
обучения взрослых и имеющим документ о
повышении квалификации по программе
"Организация деятельности служб по
развитию семейных форм попечения".
5. Учебно-тематический план
N п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе: | ||
|
|
|
Лекции |
Практика | |
|
|
|
|
Групповая работа (тренинги) |
Индивидуальная работа (консультации, собеседования) |
1. |
Раздел 1: Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
22 |
|
2 |
20 |
2. |
Раздел 2: Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
5 |
2 |
3 |
- |
3. |
Раздел 3: Этапы развития ребенка |
3 |
1 |
2 |
- |
4. |
Раздел 4: Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
2 |
1 |
1 |
- |
5. |
Раздел 5: Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
10 |
3 |
7 |
- |
6. |
Раздел 6: Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
5 |
2 |
3 |
- |
7. |
Раздел 7: "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
5 |
1 |
4 |
- |
8. |
Раздел 8: Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
7 |
3 |
4 |
- |
9. |
Раздел 9: Особенности полового воспитания приемного ребенка |
5 |
2 |
3 |
- |
10. |
Раздел 10: Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
5 |
2 |
3 |
- |
11. |
Раздел 11: Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
3 |
3 |
- |
- |
12. |
Раздел 12: Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 |
2 |
- |
- |
13. |
Раздел 13: Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. Итоговая аттестация |
3 |
- |
2 |
1 |
14. |
Самостоятельная работа кандидатов (домашнее задание) |
3 |
- |
- |
3 |
|
Итого: |
80 |
22 |
34 |
24 |
6. Содержание тем Программы
Раздел 1: Введение в курс подготовки
кандидатов в приемные родители.
Знакомство участников. Создание
групповой атмосферы, условий,
способствующих групповой работе.
Содержание, цели, задачи программы
подготовки кандидатов в замещающие
родители.
Понятие обучающе-психологического
тренинга, содержание особенностей и
порядка его прохождения, а также
прохождения психологического
обследования кандидатов в приемные
родители, осваивающих курс подготовки (в
случае проведения такого обследования с
согласия кандидатов в приемные
родители).
Причины, по которым дети остаются без
попечения родителей.
Контингент детей в организациях для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (далее - организация
для детей-сирот).
Общая характеристика установленных
семейным законодательством Российской
Федерации семейных форм устройства
детей, оставшихся без попечения
родителей. Их отличия и особенности.
Структурированное интервью. Проводится
по завершении изучения темы 1 по желанию
кандидатов в замещающие родители.
Интервью проводится в целях выяснения
мотивов, ожиданий, понимания правовых и
иных последствий приема ребенка на
воспитание в семью, ресурсов семьи
(материальных, социальных и
психологических условий в семье, которые
будут способствовать воспитанию
ребенка). По желанию опрашиваются все
члены семьи, достигшие трех лет, как
проживающие с семьей, так и принимающие
активное участие в ее жизнедеятельности
(взрослые кровные дети, прародители).
Проведение процедуры наиболее
эффективно в процессе
"присоединения" к семье через
призму включенного наблюдения:
исследование жизни семьи в привычных
домашних условиях во время посещений
семьи. Изучение семьи требует выяснения
конкретных условий ее жизни и системы
взаимоотношений.
Структурированное интервью проводится
по темам:
- Сбор общей информации о семье: возраст,
семейное положение и жилищные условия,
рассказ о членах своей семьи, о своей
профессии и роде занятий, о своем образе
жизни.
- Выявление мотивов и ресурсов семьи.
- Выявление пожеланий родителей по
кандидатуре ребенка.
Для сбора информации о семье может
использоваться "Стандартизованное
интервью для родителей" (модификация
В.Н. Ослон).
Базовые понятия и термины: Групповая
атмосфера. Понятие
обучающе-психологического тренинга.
Контракт. Дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей. Система
устройства ребенка в семью. Семейные
формы устройства: усыновление, опека,
приемная семья. Государственный банк
данных. Федеральное и региональное
законодательство.
Раздел 2: Представление о потребностях
развития приемного ребенка и
необходимых компетенциях приемных
родителей. Понятие о мотивации приемных
родителей.
Потребности развития ребенка
(безопасность, здоровье, образование,
умственное развитие, привязанность,
эмоциональное развитие, идентичность,
стабильные отношения в замещающей семье,
социальная адаптация - усвоение
социальных норм и правил поведения,
социальных ролей, общение со
сверстниками и взрослыми, навыки
самообслуживания -
санитарно-гигиенические и бытовые
навыки) и понимание кандидатами в
замещающие родители необходимости их
обеспечивать.
Оценка кандидатами в замещающие
родители своей способности обеспечить
потребности развития ребенка с учетом
условий жизни семьи (удаленность от
инфраструктуры услуг населению,
материально-бытовые условия, занятость,
доход) и особенностей семейной системы.
Компетенции кандидатов в замещающие
родители по воспитанию ребенка.
Необходимость оценки кандидатами в
замещающие родители имеющихся у них
компетенций. Поиски путей формирования и
компенсации недостающих компетенций.
Воспитание как работа. Знания и умения,
необходимые для воспитания приемного
ребенка.
Процедура выявления ребенка, его
устройства в организацию. Проблема
подбора семьи и ребенка. Реалистичные
представления о ребенке, оставшемся без
попечения родителей. Чувства кандидатов
в замещающие родители в процессе
подготовки и ожидания устройства
ребенка в семью.
Базовые понятия и термины: Потребности
развития ребенка: безопасность,
здоровье, образование, умственное
развитие, привязанность, эмоциональное
развитие, идентичность, стабильные
отношения, социальная адаптация.
Воспитание как работа. Компетенции.
Сознательное родительство. Родительские
роли. Профессиональные роли.
Раздел 3: Этапы развития ребенка.
Общая характеристика основных
возрастных периодов развития ребенка
(младенчество, ранний возраст,
дошкольный возраст, младший школьный
возраст, подростковый возраст,
юношество). Особенности детей,
находящихся на разных возрастных
этапах.
Роль психологических потребностей в
личностном развитии: привязанность,
безопасность, идентичность.
Периодизация развития и потребности
детей: новорожденность и младенчество;
ранний возраст. Причины и проявления
отставания от возрастных норм. Кризис
трех лет, дошкольный возраст, младший и
средний школьный возраст. Возрастные
кризисы и умение менять способы
обращения с ребенком по мере его роста.
Базовые понятия и термины: Периодизация
развития. Возрастная норма. Иерархия
потребностей по А. Маслоу. Возрастной
кризис. Психологические потребности.
Личностное развитие. Привязанность.
Безопасность. Идентичность.
Раздел 4: Особенности развития и
поведения ребенка, оставшегося без
попечения родителей, подвергавшегося
жестокому обращению. Диспропорции
развития ребенка.
Понятие, виды жестокого обращения.
Последствия жестокого обращения для
всех сфер развития ребенка. Особенности
развития и поведения ребенка,
оставшегося без попечения родителей,
подвергавшегося жестокому обращению.
Психологические особенности детей,
переживших жестокое обращение.
Диспропорции развития ребенка. Понятие
"умственная отсталость" и
"задержка психического развития",
их отличия.
Как помочь детям, пережившим насилие.
Семья как реабилитирующий фактор для
ребенка, пережившего жестокое
обращение.
Оценка кандидатами своих возможностей
воспитывать ребенка, пережившего
жестокое обращение.
Предотвращение рисков жестокого
обращения с ребенком в замещающей семье.
Базовые понятия и термины: Жестокое
обращение. Виды жестокого обращения:
пренебрежение нуждами, эмоциональное,
физическое и сексуальное насилие.
Понятие "мозаики" развития.
Конфиденциальность. Дихотомия
"жертва-агрессор". Синдром
посттравматических стрессовых
нарушений. Диспропорции развития.
Раздел 5: Последствия от разрыва с
кровной семьей для развития ребенка,
оставшегося без попечения родителей
(нарушения привязанности, особенности
переживания горя и потери, формирование
личной и семейной идентичности).
Потребность в привязанности.
Потребность в привязанности и
идентичности как основа благополучия
ребенка.
Роль биологических родителей и кровных
родственников в жизни ребенка и
преодоление стереотипов мышления,
связанных с восприятием их места в жизни
ребенка.
Формирование детско-родительской
привязанности, стадии развития. Основные
характеристики привязанности. Факторы,
ведущие к проблемам формирования
привязанности. Вера Фалберг - 3 способа
"пробуждения" привязанности у
детей. Помощь детям в формировании
привязанности.
Причины возникновения, проявление и
последствия эмоциональной депривации у
ребенка, оставшегося без попечения
родителей. Виды и последствия
депривации, умение понимать ребенка и
оказывать ему эмоциональную поддержку.
Типы "нарушенной привязанности"
("негативная (невротическая)
привязанность", "амбивалентная
привязанность", "избегающая
привязанность", "дезорганизованная
привязанность").
Понятие "горя и потери" в жизни
ребенка, оставшегося без попечения
родителей.
Психологические особенности и этапы
процесса переживания ребенком горя,
связанного с потерей семьи (шок,
потрясение и недоверие, отрицание,
стадия гнева и смешения чувств,
депрессия, принятие). Уважение
индивидуальных, культурных и этнических
особенностей ребенка. Последствия
вторичного отказа приемных родителей от
ребенка.
Роль биологических и приемных родителей
в жизни ребенка. Отношение замещающей
семьи к родителям и кровным
родственникам ребенка и их
взаимодействие.
Базовые понятия и термины: Идентичность.
Привязанность и типы нарушений
привязанности: негативная,
амбивалентная, избегающая,
дезорганизованная привязанность.
Депривация: психосоматические,
эмоциональные, поведенческие
проявления. Симптомокомплексы:
тревожность, конфликтность, чувство
неполноценности, враждебность.
Реабилитационное сопровождение. Стадии
переживания горя: депрессия, шок,
отрицание.
Раздел 6: Адаптация приемного ребенка и
приемной семьи.
Особенности ожидания приемных семей.
Страхи, тревоги и разочарования взрослых
в разные периоды адаптации. Подготовка
родственников к появлению приемного
ребенка. Чувства всех участников
процесса перед помещением ребенка в
семью. Подготовка родственников к
появлению приемного ребенка. Рейтинг
страхов и опасений. Неизбежные изменения
в жизни семьи после прихода ребенка.
Прогнозирование таких изменений.
Мотивация родителей на
совершенствование воспитательных
компетенций и преодоление трудностей.
Этапы адаптационного периода. Чувства и
переживания ребенка, приходящего в
семью. Способы преодоления трудностей
адаптации. Задачи адаптационного
периода. Особенности адаптационного
процесса для ребенка в первый год
проживания в замещающей семье. Причины
негативного поведения. Особенности
ожиданий замещающей семьи, связанных с
адаптацией ребенка в семье. Типичные
ошибки в период адаптации ребенка в
семье. Проблемы различия в восприятии
поведения кровных и приемных детей.
Тайна усыновления: ее реальные и мнимые
преимущества и сложности. Способы, как
сказать ребенку, что он приемный.
Роль специалистов в оказании помощи
приемным родителям в период адаптации
ребенка в приемной семье.
Базовые понятия и термины: Адаптация
ребенка в семье. Стадии адаптации.
Ожидания замещающей семьи. Кровные и
приемные дети. Мотивация. Воспитательные
компетенции.
Раздел 7: "Трудное" поведение
приемного ребенка, навыки управления
"трудным" поведением ребенка.
Формы "трудного" поведения
приемного ребенка: воровство, ложь,
агрессия, попрошайничество,
бродяжничество, избегание близких
отношений, амбивалентное поведение,
аддиктивное поведение (прием алкоголя,
наркотиков, сильнодействующих веществ).
Их причины и способы работы с ними.
Эффективность и приемлемость наказаний
и поощрений ребенка.
Причины задержки усвоения ребенком
этических ценностей и общественных норм.
Формирование моральных норм и развитие
совести. Причины отставания развития
совести у детей.
Влияние личного опыта приемных
родителей на отношение к детям с
"трудным" поведением, осознание
своих слабых и сильных сторон, понимание,
каким образом в решении проблем
"трудного" поведения могут помочь
специалисты.
Базовые понятия и термины: Формы
трудного поведения: воровство, ложь,
бродяжничество, агрессия,
попрошайничество, избегание близких
отношений, амбивалентное поведение,
аддиктивное поведение. Методы
воспитания. Эффективность наказаний.
Критерии оценки методов воспитания.
Моральные нормы. Совесть.
Раздел 8: Обеспечение безопасности
ребенка. Меры по предотвращению рисков
жестокого обращения и причинения вреда
здоровью ребенка.
Создание безопасных условий для
воспитания ребенка в доме и в обществе в
зависимости от его возрастных
особенностей и опыта жизни (в том числе в
связи с воспитанием в организации для
детей, оставшихся без попечения
родителей, безнадзорностью в семье
родителей, бродяжничеством).
Способы безопасного поведения ребенка в
ситуациях, несущих риск жестокого
обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого
обращения с ребенком в приемной семье, на
улице и в общественных местах.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в
зависимости от возраста, состояния
здоровья и развития ребенка.
Понятие здоровья и факторы, влияющие на
его формирование у детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ
жизни. Санитарно-гигиенические
требования к режиму питания, сна и учебы
в зависимости от возраста ребенка.
Механизмы и возможности медицинской
реабилитации и коррекции отклонений в
развитии детей. Оказание детям
доврачебной помощи.
Медицинская документация ребенка,
информация о здоровье ребенка в
амбулаторной карте, анамнез жизни
ребенка и его родителей.
Влияние наследственности на психическое
здоровье детей, принципы наследования и
проявление заболеваний с возрастом.
Клинические проявления психических
наследственных заболеваний. Наиболее
часто встречающаяся патология в
перинатальном и неонатальном периоде
(ПЭП, исходы заболевания). Наиболее часто
встречающиеся инфекционные заболевания
у детей. Медицинская, психологическая
реабилитация и коррекция отклонений в
развитии детей. Неотложная доврачебная
помощь при жизнеугрожающих состояниях.
Материалы для обработки ран, ожогов,
остановки кровотечений. Алгоритм
действия. Домашняя медицинская аптечка.
Базовые понятия и термины: Безопасная
среда. Понятие здоровья. Безнадзорность.
Бродяжничество. Санитарно-гигиенические
требования. Медицинская реабилитация.
Наследственность. Психическое здоровье.
Доврачебная помощь. Жизнеугрожающие
состояния.
Раздел 9: Особенности полового
воспитания приемного ребенка.
Возрастные закономерности и особенности
психосексуального развития ребенка,
разница в проявлениях нормальной
детской сексуальности и
сексуализированного поведения.
Формирование половой идентичности у
ребенка; полоролевая ориентация и
осознание половой принадлежности.
Методы и приемы полового воспитания в
семье. Сексуализированное поведение
детей. Проявления и причины
сексуализированного поведения.
Коррекция сексуализированного
поведения детей.
Способы защиты ребенка от сексуального
насилия.
Подростковый и юношеский возраст.
Новообразования подросткового возраста.
Причины, мешающие родителям понять и
принять подрастающего ребенка.
Сложности, связанные с недооценкой
родителями влияния возрастных изменений
на поведение ребенка. Проблемы в
восприятии ребенка-подростка,
обусловленные личностными
особенностями родителей. Причины,
связанные с личностными особенностями
ребенка. Особенности протекания
подросткового возраста у детей из
замещающих семей.
Базовые понятия и термины: Периодизация
развития. Возрастная норма. Иерархия
потребностей по А. Маслоу. Возрастной
кризис. Психологические потребности.
Личностное развитие. Привязанность.
Безопасность. Идентичность.
Психосексуальное развитие. Полоролевая
идентификация. Мастурбация. Гомоэротизм.
Гомосексуальность. Сексуализированное
поведение.
Раздел 10: Роль семьи в обеспечении
потребностей развития и реабилитации
ребенка.
Родительское отношение к ребенку и его
влияние на формирование личности и
характер ребенка. Стабильность семейных
отношений кандидатов в приемные
родители.
Способы реагирования семьи на
стрессовые ситуации. Социальные связи
семьи кандидата в приемные родители.
Система внешней поддержки и собственные
ресурсы семьи.
Семья как реабилитирующая среда: образ
жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Понимание всеми членами семьи
кандидатов в приемные родители проблем
своей семьи, возможностей и ресурсов,
сильных и слабых сторон.
Семья как система. Особенности общения в
семье. Социальные связи семьи.
"Система поддержки" и ресурсы семьи.
Семейные и индивидуальные способы
принятия решений. Связь между
потребностями ребенка и возможностями
семьи. Воспитательный ресурс семьи.
Базовые понятия и термины: Семья как
система. Границы семьи. Эмоциональная
близость. Семейная иерархия. Семейные
роли. Традиции семьи. Паттерны семейного
взаимодействия. Социальные связи.
Воспитательный ресурс. Экокарта семьи.
Раздел 11: Основы законодательства
Российской Федерации об устройстве
детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семьи
граждан.
Правовое положение детей, оставшихся без
попечения родителей, и основания их
устройства на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление,
опека (попечительство); формы опеки
(возмездная и безвозмездная); различия
между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые
законодательством Российской Федерации
к кандидатам в приемные родители.
Порядок представления кандидатами в
приемные родители документов для
получения заключения о возможности
гражданина быть усыновителем, опекуном
(попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатам в
приемные родители сведений о детях,
оставшихся без попечения родителей,
органами опеки и попечительства,
региональными и федеральным операторами
государственного банка данных о детях,
оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей,
оставшихся без попечения родителей,
обязанности администрации такой
организации. Возможность проведения
независимого медицинского обследования
ребенка.
Порядок принятия судом решения об
усыновлении ребенка. Порядок подготовки
и подачи заявления в суд. Правовые
аспекты тайны усыновления; возможность и
последствия изменения ребенку фамилии,
имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и
попечительства и организацией для детей,
оставшихся без попечения родителей,
документов на ребенка, передаваемого на
воспитание в семью, в зависимости от
формы устройства перечня документов на
ребенка, передаваемых приемной семье.
Порядок оформления (переоформления)
документов на ребенка усыновителем,
опекуном (попечителем) после вступления
в силу решения о передаче ребенка на
воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных
семей и детей, воспитывающихся в них,
установленные федеральным
законодательством и законодательством
субъекта Российской Федерации. Выплаты,
осуществляемые на содержание ребенка,
переданного на воспитание в семью, в
зависимости от формы семейного
устройства.
Защита личных неимущественных и
имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и
попечительства контроля за условиями
жизни и воспитания ребенка в приемной
семье. Порядок представления опекунами
(попечителями), приемными родителями
ежегодного отчета о хранении,
использовании имущества
несовершеннолетнего подопечного и
управлении таким имуществом.
Правовые последствия усыновления,
установления опеки (попечительства) -
личные неимущественные и имущественные
права, обязанности и ответственность
усыновителей, опекунов (попечителей), а
также членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного
ребенком приемной семье, приемной семьей
ребенку, третьими лицами приемной семье
и ребенку.
Последствия отмены усыновления, опеки и
попечительства.
Порядок обжалования решений органов
опеки и попечительства, федеральных
судов общей юрисдикции Российской
Федерации.
Базовые понятия: усыновление, опека,
попечительство. Государственный банк
данных о детях, оставшихся без попечения
родителей. Федеральный банк данных о
детях, оставшихся без попечения
родителей. Региональный банк данных о
детях, оставшихся без попечения
родителей. Региональный оператор.
Федеральный оператор. Анкета ребенка.
Производная информация о ребенке.
Раздел 12: Взаимодействие приемной семьи
с органами опеки и попечительства и
иными организациями, предоставляющими
услуги детям и семьям.
Родительские и профессиональные функции
приемной семьи. Взаимодействие приемной
семьи с органами опеки и попечительства,
с организациями, оказывающими
медико-социальную и
психолого-педагогическую помощь таким
семьям, с биологической семьей ребенка.
Информирование о доступной
инфраструктуре социальных услуг для
приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с
социальным окружением и родительским
сообществом.
Базовые понятия и термины: Социальные
услуги. Индивидуальная программа
предоставления социальных услуг.
Социально-психологический патронаж.
Сообщество.
Раздел 13: Подведение итогов освоения
курса подготовки кандидатов в приемные
родители.
Обсуждение результатов освоения курса
подготовки кандидатов в приемные
родители, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения курса
подготовки кандидатов в приемные
родители.
Проведение самооценки кандидатов в
приемные родители и выявление
готовности кандидатов в приемные
родители к приему ребенка на воспитание.
Проведение итоговой аттестации.
Итоговая аттестация проводится в форме
собеседования о возможных формах
семейного устройства ребенка в данную
семью, о потребностях развития и
поведения ребенка, о воспитательных
компетенциях кандидатов в приемные
родители и их готовности к приему в семью
ребенка. Собеседование включает вопросы,
оценивающие знания кандидатов в
приемные родители по основному
содержанию прослушанного курса, разбор
практических заданий (ситуаций).
Кандидатам в приемные родители,
прошедшим итоговую аттестацию, выдается
свидетельство установленной формы о
прохождении подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения
родителей, на территории Российской
Федерации (далее - свидетельство).
Составление итогового заключения о
готовности и способности кандидатов в
приемные родители к приему детей на
воспитание в семью (составляется
совместно с кандидатами в приемные
родители по их желанию).
Самостоятельная работа кандидатов
(домашнее задание).
Использование данной формы работы
необходимо для закрепления пройденного
материала, а также стимулирования
рефлексии кандидатов.
Включает в себя вопросы, направленные на
выявление мотивов, которыми
руководствуются граждане, решившие
принять ребенка на воспитание в семью, а
также на оценку имеющихся знаний и
воспитательных навыков кандидатов в
замещающие родители.
Перечень вопросов:
Домашнее задание 1. |
- Принимали ли вы когда-нибудь участие в тренингах? - Какие правила работы в группе вы могли бы предложить? - Что могут сделать тренеры и участники группы, чтобы вы чувствовали себя комфортно в ходе тренинга? - Какие формы устройства детей в семью вам знакомы? |
Домашнее задание 2. |
- Как вы думаете, по каким причинам дети обычно попадают в учреждения? - В чем, на ваш взгляд, заключаются особенности воспитания приемного ребенка? - Какими навыками, по вашему мнению, должен владеть принимающий родитель? - Должен ли ребенок, по вашему мнению, поддерживать отношения с биологической семьей? - Какая психолого-педагогическая и медико-социальная помощь может понадобиться замещающей семье? |
Домашнее задание 3. |
- Какие периоды развития ребенка вы знаете? - Как, на ваш взгляд, меняются потребности ребенка в зависимости от периода его развития? - Какие особенности, на ваш взгляд, имеют дети, воспитывающиеся в учреждении? - Что, на ваш взгляд, надо делать, чтобы сформировать привязанность ребенка к взрослому? |
Домашнее задание 4. |
- Назовите, пожалуйста, признаки подросткового возраста, которые вы знаете. - Как вы понимаете понятие полоролевая идентификация? - В чем, по вашему мнению, заключаются причины раннего сексуализированного поведения подростков? |
Домашнее задание 5. |
- Как вы понимаете термин "жестокое обращение"? - Как, по-вашему, жестокое обращение может сказаться на развитии ребенка? - Какова роль взрослого в преодолении последствий жестокого обращения? |
Домашнее задание 6. |
- Как вы думаете, может ли ребенок сохранить привязанность к биологическим родителям после помещения в учреждение? - Как, по-вашему, нарушение привязанности может сказаться на развитии ребенка? |
Домашнее задание 7. |
- Как вы представляете приход в вашу семью приемного ребенка? - Какие трудности, на ваш взгляд, могут испытывать дети в период адаптации в приемной семье? - Какие трудности в отношениях приемных и кровных детей могут возникнуть в это время? |
Домашнее задание 8. |
- Как вы понимаете понятие - безопасная среда для ребенка? - Должен ли ребенок общаться с кровными родственниками? - Какова в этом общении роль приемных родителей? |
Домашнее задание 9. |
- Какие проблемы в поведении приемного ребенка могут возникнуть? - Какие причины трудного поведения вы можете назвать? - Нужно ли, на ваш взгляд, наказывать ребенка? Если да, то как? - Какие методы воспитания вам известны? |
Домашнее задание 10. |
- Какие признаки понятия "семья" вы можете назвать? - Что значит "воспитательский ресурс семьи"? |
7. Ожидаемые результаты после реализации
Программы
Кандидаты в приемные родители, успешно
освоившие Программу, должны знать:
1) свои права и обязанности как приемных
родителей, как в отношении ребенка, так и
в отношении сопровождающей организации;
2) закономерности развития ребенка в
разные возрастные периоды;
3) важность удовлетворения потребности
ребенка в идентичности и в эмоциональных
привязанностях как основополагающих для
его нормального развития;
4) причины возникновения, проявления и
последствия эмоциональной депривации;
5) о влиянии прошлого опыта ребенка:
депривации, жестокого обращения,
пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с
семьей на психофизическое развитие и
поведение ребенка;
6) этапы и особенности проживания горя,
возможности оказания помощи ребенку на
разных этапах проживания горя;
7) особенности протекания периода
адаптации ребенка в приемной семье;
8) о влиянии собственного опыта приемных
родителей на их отношение к
"трудному" поведению детей;
9) санитарно-гигиенические правила и
нормы воспитания детей в семье;
10) способы формирования
социально-бытовых умений ребенка в
зависимости от его возраста, жизненного
опыта и особенностей развития;
11) возрастные закономерности и
особенности психосексуального развития
ребенка, методы и приемы полового
воспитания в семье.
Кандидаты в приемные родители, успешно
освоившие программу, должны уметь:
1) использовать полученные знания для
анализа имеющихся у них собственных
воспитательских компетенций, осознания
и оценки своей готовности, ресурсов и
ограничений, как личных, так и семейных,
для приема в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей, его
воспитания;
2) видеть возможности компенсации,
формирования и совершенствования своих
воспитательских компетенций по
воспитанию приемного ребенка;
3) рассматривать "трудное" поведение
ребенка в контексте окружающих условий и
его прошлого травматического опыта;
4) выбирать способы реагирования на
"трудное" поведение ребенка в
зависимости от особенностей его
развития, жизненного опыта и текущей
ситуации;
5) осознать природу своих чувств по
поводу "трудного" поведения
ребенка;
6) быть готовым оказать поддержку
переживающему горе и потерю;
7) предотвращать риск жестокого
обращения с ребенком в своей семье;
8) оценивать возможный риск для жизни,
здоровья и психологического
благополучия ребенка и создавать
безопасную среду обитания, исключающую
домашний травматизм;
9) преодолевать стереотипы мышления,
связанные с восприятием места родителей
и кровных родственников в жизни ребенка;
10) прогнозировать изменение собственной
семейной системы после прихода в семью
ребенка, оставшегося без попечения
родителей;
11) понимать связи между потребностями
ребенка, оставшегося без попечения
родителей, и возможностями своей семьи;
12) оценивать воспитательский ресурс
своей семьи;
13) быть готовыми к сотрудничеству с
другими членами семьи в процессе
воспитания ребенка;
14) ориентироваться в системе
профессиональной помощи и поддержки
детям, оставшимся без попечения
родителей, и приемным родителям;
15) заботиться о здоровье ребенка;
16) соблюдать конфиденциальность в
отношении ребенка;
17) понимать разницу в проявлениях
нормальной детской сексуальности и
сексуализированного поведения.
Кандидаты в приемные родители, прошедшие
курс обучения, должны сформировать
собственное мнение и представление:
1) об ответственности за жизнь и здоровье
ребенка, его воспитание и развитие,
которую кандидаты в приемные родители
берут на себя в связи с приемом в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения
родителей;
2) о ребенке, оставшемся без попечения
родителей, потребностях его нормального
развития, основах ухода за ним;
3) о правилах безопасного воспитания
приемных детей в зависимости от возраста
ребенка, его жизненного опыта,
потребностей его развития, обеспечения
его безопасности, как в доме, так и вне
дома - на улице, в общественных местах;
4) о своей семье как о развивающейся
системе, которая также адаптируется к
приему ребенка;
5) о воспитательских компетенциях
(ценностях, знаниях и умениях),
необходимых приемному родителю;
6) о порядке контактов ребенка с
родителями и родственниками.
1. Методическое и психологическое
обеспечение Программы
Методики для диагностики
психологических особенностей
кандидатов (проводятся с согласия
кандидата):
1. Стандартизированные методы:
1. "Стандартизованное интервью для
родителей" (модификация В.Н. Ослон).
2. Опросник "Анализ семейных
взаимоотношений" (Эйдемиллер Э.Г.).
3. "Измерение родительских установок и
реакций" (методика "PARI"
адаптирована в России Т.В. Нещерет).
4. "Диагностика родительской
тревожности" (Прихожан А.М.).
5. "Экспресс-диагностика семейного
состояния" (Овчарова Р.В.).
6. "Подростки о родителях" -
модификация опросника "Поведение
родителей и отношение подростков к
ним" ("ADOR". Шафер).
7. Опросник "Сенсорные предпочтения"
(Васильева Н.Л.).
8. Методика "Незаконченные
предложения".
9. Методика "Ценностных ориентаций"
М. Рокича.
10. Методика диагностики межличностных
отношений Т. Лири.
11. Методика Рене Жиля.
12. Методика "Экологическая карта"
Эттинив и Хартман.
13. "Системный семейный тест"
Геринга.
14. Методика "Рисунок семьи" Г.Т.
Хоментаускаса.
15. "Цветовой тест отношений Люшера"
Диагностика межличностных отношений
"Социометрия".
16. Стандартизированное интервью для
родителей (модификация В.Н. Ослон).
17. Диагностика родительства Р.В.
Овчаровой.
2. Анкеты и опросники для домашних
заданий, направленные на изучение и
самоанализ членов семей кандидатов в
приемные родители:
1. "Моя семья сейчас".
2. "История моей семьи (детство)".
3. "Мой ребенок".
4. "Почему меня интересует замещающее
попечение. Что я от этого жду".
5. "История моей учебы и работы".
6. "Дети разного возраста. Возможности
и проблемы".
7. "Незаконченные предложения о
семье".
8. "Ребенка с какой предысторией я могу
принять в семью".
9. "Мои ценности".
10. "Безопасность жилища для
ребенка".
Психологическое обеспечение:
Методы, техники, упражнения, ролевые
игры: "Экокарта семьи", "Колесо
судьбы", "История имени",
"Цветик-семицветик", "Нарисуй
свое имя", "Как найти друг друга",
"Семейный альбом", "Каким ты был в
подростковом возрасте",
"Плохой-хороший",
"Приемлемо-неприемлемо",
"Несохраненная тайна", "Тайны
прошлого", "Гены и все остальное",
"Переместитель", "Мои
ценности", "Первое впечатление",
"Традиции в моей семье" и другие.
Видеоматериалы: обучающие фильмы:
"Ранние отношения и развитие
ребенка", "Жди".
Литература:
1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г.
Жестокое обращение с ребенком. Причины.
Последствия. Помощь. Национальный фонд
защиты детей от жестокого обращения. - М.:
Издательство "Генезис", 2006.
2. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях
психической депривации. - СПб.:
Издательство "Питер пресс", 2009.
3. Андреева Ю. Усыновить
ребенка...Психологические, юридические,
бытовые проблемы и их решение. - М.:
издательство "Вектор", 2008.
4. Б.С. Волков, Н.В. Волкова Психология
общения в детском возрасте.
Педагогическое общество России. Москва,
2003.
5. Базарова Г.Т., Белолипецкая Е.Н.,
Гарифулина Э.Ш. Подготовка ребенка к
устройству в принимающую семью.
Методическое пособие. - М.: ООО
"Издательства Проспект", 2009.
6. Белолипецкая Е.Н., Гарифулина Э.Ш.
Организация работы Регионального центра
развития семейных форм устройства
детей-сирот и профилактики социального
сиротства. Методическое пособие. - М.: ООО
"Издательства Проспект", 2010.
7. Бобылева И.А. Социальная адаптация
выпускников интернатных учреждений.
Национальный фонд защиты детей от
жестокого обращения. М., 2007.
8. Борьсон Б., Бриттен С., Добдня С.,
Морозова Т., Паркеринг К. Ранние
отношения и развитие ребенка.
Национальный фонд защиты детей от
жестокого обращения. - М.: ООО "Питер
пресс", 2009.
9. Боулби Д. Привязанность. - М., 2003.
10. Боулби Д. Создание и разрушение
эмоциональных связей. - М., 2004.
11. Гаврилова Т.П. Почему дети берут чужое.
- М., Академический проект, 2001. (Ты не
один).
12. Гарифулина Э.Ш., Орлова Е.А., Островская
О.Ю. Школа принимающих родителей.
Методическое пособие. - М.: ООО
"Издательства Проспект", 2010.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.
Как?. - М.: АСТ. ООО Издательство
"Астрель", 2009.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться
с ребенком. Так? - М.: ACT. ООО Издательство
"Астрель", 2008.
15. Глас К.В. Будь моей мамой. Искалеченное
детство.: Пер. с англ. М.: РИПОЛ классик,
2010.
16. Доронова Т.Н., Жичкина А.В., Голубева
Л.Г., ... Защита прав и достоинства
маленького ребенка. Координация усилий
семьи и детского сада. М.: Просвещение,
2003.
17. Кехо Д. Фишер Н., Сила разума для детей.
Минск: ООО Попурри, 2005.
18. Красницкая Г.С., Рудов А.Г. Работа с
гражданами, желающими принять ребенка в
семью. Методические материалы. - М., 2008.
19. Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Навыки
конструктивного взаимодействия с
подростками. ТОО "Инсайт-центр", - М.,
1994.
20. Курчинка Мэри Ш. Ребенок с
"характером". СПб., Пресс, 1996.
21. Николаева Е.Я., Япарова О.Г. Навстречу
ребенку. Пособие для принимающих
родителей. - М.: ООО "Издательства
Проспект", 2010.
22. Образцова Л.Н. Бить или не бить? М., АСТ,
СПб., Сова, 2006.
23. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот.
Профессиональная замещающая семья.
Национальный фонд защиты детей от
жестокого обращения. - М.: Издательство
"Генезис", 2006.
24. Пат Патфорт, Защита без нападения. Сила
ненасилия. - СПб.: Тускарора, 2007.
25. Петрановская Л. В класс пришел
приемный ребенок. - М.: Студио-Диалог, 2009.
26. Петрановская Л.В. Что делать, если... М.:
Мир энциклопедий, 2010.
27. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология
сиротства. Национальный фонд защиты
детей от жестокого обращения. М.: ООО
"Питер пресс", 2007.
28. Пчелинцева Е.В.
Коррекционно-профилактическая работа с
дошкольниками, пережившими насилие. М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2000.
29. Райе Ф., Должин К. Психология
подросткового и юношеского возраста. -
СПб.: Питер, 2010.
30. Ричард Темплар. Правила родителей. Пер.
с англ. - М.: ООО "Альпина нон-фикшн",
2009.
31. Севостьянова Е.О. Дружная семейка.
Программа адаптации детей к ДОУ. М.: ТЦ
Сфера. 2007.
32. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая
коррекция детско-родительских
отношений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003.
33. Система социально-психологического
сопровождения детей-сирот в интернатном
учреждении. Под ред. Н.М. Иовчук. - М., 2003.
34. Строганова Л.В. Нравственные основы
применения наказания к ребенку. М.,
Педагогическое общество России, 2005.
35. Т.И. Шульга. Работа с неблагополучной
семьей. Дрофа. Москва, 2005.
36. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа
с матерями, воспитывающими детей с
отклонениями в развитии. - М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2000.
37. Фабер Мазлиш. Как говорить, чтобы дети
слушали, и как слушать, чтобы дети
говорили. Пер. с англ. - М.: Издательство
"Эксмо", 2010.
38. Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Синдром
дефицита внимания и гиперактивности у
детей. - СПб.: Издательство "Наука и
техника", 2010.
39. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория
социальной работы: Учебное пособие для
студ. высших учебных заведений. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
40. Хелингер Б. Источнику не нужно
спрашивать пути. - М.: Институт
консультирования и системных решений, М.,
2010.
41. Хелингер Б. Порядки любви: Как жизнь и
любовь удаются вместе. М., Институт
консультирования и системных решений,
2011.
42. Хелингер Б. Порядки помощи. М., Институт
консультирования и системных решений,
2011.
43. Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Носкова А.В.,
Хлопаева Н.А. Организация
информационно-просветительских и
социально-рекламных кампаний,
направленных на распространение
семейных форм устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей. Методическое пособие. - М.: ООО
"Издательства Проспект", 2009.
44. Шигашов Д.Ю. Реабилитация детей и
подростков, пострадавших от
сексуального насилия. - СПб.:
Издательство "Наука и техника", 2010.
45. Шнайдер Я.Р. Семейные расстановки.
Основные принципы и способы действий. М.,
Институт консультирования и системных
решений, 2009.
46. Ю.С. Шевченко, В.П. Добридень.
Онтогенетически ориентированная
психотерапия. М., Российское
психологическое общество, 1998.