Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 января 2024 года N 14-р


[О внесении изменений в Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года, одобренный распоряжением Правительства Республики Коми от 18.09.2023 N 481-р]



Внести в распоряжение Правительства Республики Коми от 18 сентября 2023 г. N 481-р следующее изменение:


Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года, одобренный распоряжением (приложение), изложить в редакции согласно приложению.



Заместитель Председателя
Правительства Республики Коми -
министр финансов
Республики Коми
В.КАЗАКОВ



Приложение
к распоряжению
Правительства Республики Коми
от 17 января 2024 г. N 14-р



"Одобрен
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 18 сентября 2023 г. N 481-р
(приложение)



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2024 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2026 ГОДА

Показатели

Единица измерения

2021 факт

2022 факт

2023 оценка

прогноз

2024

2025

2026

консервативный

базовый

консервативный

базовый

консервативный

базовый

Численность населения (в среднегодовом исчислении)

тыс. человек

808,5 <*>

730,4

721,8

711,5

712,7

700,2

703,7

688,9

694,6

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся на 1000 человек населения

8,9

8,7

8,5

8,1

8,5

7,9

8,0

7,9

8,0

Общий коэффициент смертности

число умерших на 1000 человек населения

16,2

14,3

13,7

13,7

13,0

13,6

12,9

13,6

12,9

Миграционный прирост (убыль)

тыс. чел.

-4,2

-3,9

-5,5

-7,3

-5,7

-7,3

-5,7

-7,3

-5,7

Валовой региональный продукт

млрд руб.

857,0

899,0

869,5

927,9

966,4

920,0

983,5

918,3

1 016,8

Темп роста объема валового регионального продукта

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

102,2

96,5

94,9

97,9

100,1

97,6

100,3

97,5

100,9

Индекс промышленного производства, в том числе по видам экономической деятельности:

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,7

104,7

97,9

99,7

102,0

100,5

101,8

100,3

101,3

Добыча полезных ископаемых

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

99,7

108,2

97,1

99,8

102,1

100,2

100,6

99,9

100,9

Обрабатывающие производства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

107,8

94,9

99,5

99,3

102,3

101,6

105,9

101,5

102,8

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

105,5

99,9

100,0

100,1

100,1

100,4

100,4

100,4

100,4

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

107,8

85,4

103,1

99,0

102,0

100,3

102,5

100,7

103,1

Продукция сельского хозяйства всех категорий

млрд руб.

13,0

15,2

14,5

14,1

14,6

16,5

17,0

17,4

18,2

Индекс производства продукции сельского хозяйства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

98,4

97,5

94,3

93,0

95,8

111,4

112,2

101,1

102,8

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство"

млрд руб., в ценах соответствующих лет

54,3

39,8

42,8

43,8

44,0

44,3

44,8

44,7

45,2

Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство"

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

87,1

66,9

96,0

95,5

96,2

95,7

96,4

95,9

96,6

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв.м общей площади

179,4

202,8

200,0

177,8

237,0

180,0

240,0

180,0

240,0

Инвестиции в основной капитал

млрд рублей

127,7

118,5

118,3

109,9

134,6

103,6

140,0

107,8

125,5

Темп роста объема инвестиций в основной капитал

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

88,0

82,6

93,3

87,9

108,1

91,6

101,0

90,5

91,5

Индекс потребительских цен на конец года

% к декабрю предыдущего года

106,1

113,3

107,9

105,9

105,3

105,4

104,9

105,1

104,7

Оборот розничной торговли

млрд рублей

179,4

189,0

203,2

215,7

219,3

228,7

235,9

240,5

253,9

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,6

91,6

102,3

100,6

102,7

101,0

103,1

101,1

103,5

Объем платных услуг населению

млрд рублей

52,9

58,8

61,8

64,4

65,6

67,3

69,2

70,1

73,1

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

109,0

104,0

96,9

96,5

98,8

97,5

99,0

98,0

99,8

Фонд заработной платы работников организаций

млрд рублей

207,8

224,1

241,3

241,8

251,4

239,8

259,4

237,5

267,1

Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)

рублей

52843

58839

65900

69788

71100

72929

75930

75992

80790

% к предыдущему году

104,6

111,3

112,0

105,9

107,9

104,5

106,8

104,2

106,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения

% г/г

99,7

94,6

101,0

97,2

99,8

96,2

98,7

95,9

97,7

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

1,7

1,3

1,5

1,6

1,5

1,5

1,4

1,5

1,4

Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе

тыс. чел.

479,4 <*>

436,4

423,3

412,8

414,6

402,9

405,9

385,5

389,6

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

тыс. чел.

439,1 <*>

393,3

387,2

377,6

379,2

368,6

371,3

352,1

355,8

иностранные трудовые мигранты

тыс. чел.

5,3 <*>

5,2

3,2

3,2

3,2

3,2

3,2

3,2

3,2

численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике

тыс. чел.

35,0 <*>

37,9

32,9

32,1

32,2

31,2

31,4

30,3

30,6

Численность занятых в экономике

тыс. чел.

377,3 <*>

368,9

338,9

331,2

332,6

324,9

327,3

318,6

322,0



* данные представлены без учета итогов Всероссийской переписи населения 2020 года.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Прогнозу социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года


Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года (далее - прогноз) разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.


Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития региональной экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Предполагается, что активная экономическая политика позволит экономике региона адаптироваться к новым условиям и перейти к восстановительному росту.


Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной геополитической ситуации, затяжном спаде экономики, более сильном снижении экспорта, инвестиций, доходов населения и в целом потребительского спроса.


В условиях санкционного давления в Республике Коми в отчетном периоде 2023 года складывалась неоднозначная социально-экономическая ситуация, характеризуемая как ростом, так и снижением показателей в наиболее важных сферах жизнедеятельности.


Экономическая ситуация в Республике Коми в январе - августе 2023 г. характеризовалась увеличением объемов ввода жилья, оборотов розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем наблюдалось снижение объемов промышленного производства, производства в животноводстве, объемов строительных работ, оказанных платных услуг населению, сокращение поголовья крупного рогатого скота, свиней и птиц, а также инвестиций в основной капитал (за январь - июнь 2023 г.).


В социальной сфере в январе - июле 2023 г. отмечалось увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и реальной начисленной заработной платы. Также наблюдается рост денежных доходов населения при увеличении реальных денежных доходов и реальных располагаемых денежных доходов населения. В сфере занятости зафиксировано снижение уровня зарегистрированной безработицы.


Основные тенденции текущего года в сфере государственных финансов: снижение поступлений налоговых доходов, увеличение объема государственного долга Республики Коми.


Среднесрочная траектория развития экономики определяется следующими факторами:


сокращение импорта вследствие санкционных ограничений и "добровольного отказа" иностранных партнеров от сотрудничества с Россией;


сокращение экспорта ввиду потери ряда внешних рынков и введенных ограничений на транспортировку грузов;


структурная перестройка производственно-логистических цепочек.


При этом в Республике Коми продолжают действовать федеральные и региональные меры поддержки бизнеса и населения, направленные на ограничение спада в экономике, поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми.


Так, программы поддержки субъектов экономики направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства и обеспечить их направление на выплату заработной платы, сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам МСП и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.


Кроме того, для облегчения и ускорения адаптации региональной экономики к новым условиям в связи с введением иностранными государствами санкционных ограничений 18.03.2022 принят План мероприятий по обеспечению развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления (далее - План), который актуализируется на постоянной основе. В План включены меры поддержки субъектов МСП и организаций промышленного комплекса, мероприятия по развитию сельского хозяйства, поддержке занятости населения.


Демографическая ситуация


Демографическая ситуация в Республике Коми на протяжении ряда лет характеризуется сокращением численности населения, тенденцией к снижению рождаемости, относительным ростом показателей смертности населения, отрицательным естественным приростом и сокращением ожидаемой продолжительности жизни.


В 2023 году, по оценке, среднегодовая численность населения снизится по сравнению с уровнем 2022 года на 1,2% и составит 721,8 тыс. человек. Снижение численности населения региона обусловлено естественной убылью населения и миграционной убылью, влияние которой постепенно снижается.


Несмотря на высокий уровень показателя общей смертности населения в период 2023 - 2026 годов, что обусловлено прогнозируемым ростом осложнений в виде инфарктов и инсультов среди пациентов, переболевших коронавирусной инфекцией, в результате реализации отдельных положений региональных проектов по развитию первичной медико-санитарной помощи, борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями значение коэффициента смертности в прогнозный период будет стремиться к "докоронавирусному" и к 2026 году достигнет 13,6 - 12,9 умерших на 1000 человек населения (в консервативном и базовом вариантах соответственно). Реализация дополнительных мер по профилактике заболеваний, популяризации здорового образа жизни и повышению качества оказания медицинской помощи будет способствовать последующему снижению абсолютного числа умерших практически по всем возрастным группам.


Сокращение числа родившихся связано с неблагоприятными изменениями возрастного состава населения - сокращением числа потенциальных родителей.


В 2026 году общий коэффициент рождаемости ожидается на уровне 7,9 - 8,0 родившихся на 1000 человек населения (в консервативном и базовом вариантах соответственно). Достижение такого уровня коэффициентов возможно, несмотря на уменьшение численности женщин фертильного возраста, при реализации системных мер социальной поддержки семей с детьми, направленных на рост числа рождений, в том числе вторых и последующих детей, выполнении плановых значений по увеличению доступности восстановления репродуктивного здоровья.


Естественная убыль населения к 2026 году достигнет 5,0 на 1000 человек населения (по базовому варианту), в консервативном варианте естественная убыль населения составит 5,7 на 1000 человек населения.


Основными причинами миграции в Республике Коми остаются сложные природно-климатические условия, не отвечающие современным требованиям показатели жизни населения (экономическая активность, настроения и ожидания, реальные доходы и расходы, обеспеченность комфортным жильем), качество условий жизни и обеспечивающей инфраструктуры в Республике Коми (социальной, транспортной и другой).


В среднесрочный период по всем вариантам прогноза ожидается сохранение тенденции к сокращению численности населения Республики Коми. В результате среднегодовая численность постоянного населения к 2026 году по консервативному варианту составит 688,9 тыс. человек. По базовому варианту в результате более благоприятных внешних условий и более высокой эффективности реализуемых социальных мер, среднегодовая численность населения в 2026 году составит 694,6 тыс. человек.


Сокращение численности населения в прогнозный период определено негативными тенденциями, в том числе:


недостаточным ростом рождаемости, обусловленным сокращением численности женщин фертильного возраста и сокращением численности мужского населения;


тенденцией старения населения: коэффициент демографического старения (доля лиц в возрасте 65 лет и более в общей численности населения) будет расти, так как за границу 65 лет перешагнет поколение конца 50-х - начала 60-х годов рождения XX века;


неблагоприятными для жизни природно-климатическими условиями (население покидает северные районы);


оттоком населения за пределы республики, большая часть которого - мигранты трудоспособного возраста.


Для улучшения ситуации государственная демографическая политика в среднесрочной перспективе нацелена на обеспечение устойчивого роста численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни. Для достижения национальных целей, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 и от 21.07.2020 N 474, в Республике Коми в рамках национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение" реализуется ряд региональных проектов, направленных на нивелирование основных факторов и проблем, тормозящих улучшение динамики демографических показателей.


С целью минимизации влияния отрицательных факторов на показатели рождаемости в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей с детьми" (национальный проект "Демография") реализуются системные меры финансовой поддержки семей при рождении детей в зависимости от очередности рождения ребенка, женщин в период беременности, мероприятия по лечению бесплодия с использованием экстракорпорального оплодотворения, а также мероприятия, направленные на повышение в обществе значимости семей с детьми.


Также реализуются мероприятия регионального проекта "Содействие занятости" (национальный проект "Демография") по созданию дополнительных мест в дошкольных организациях, в том числе в негосударственном секторе дошкольного образования, которые дают возможность женщине совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями, что положительно сказывается на рождении детей, в том числе вторых и последующих.


Кроме того, постановлением Правительства Республики Коми от 29.06.2023 N 295 утверждена региональная программа "Повышение рождаемости в Республике Коми на период 2023 - 2025 годов". Мероприятия программы включают меры по сохранению репродуктивного здоровья населения и сокращению количества абортов; поддержке студенческих семей, семей с детьми, работающих родителей; формирование семейных ценностей у населения.


Валовой региональный продукт, промышленность


В 2023 году прогнозируется снижение ВРП до 95,0% к уровню ожидаемой оценки 2022 года, что в целом обусловлено возможным ужесточением санкционного давления, включая вторичные санкции, трансформацией энергетического рынка, в том числе изменением объемов и структуры спроса, обострением конкуренции и нарушением торговых связей.


В 2023 году прогнозируется снижение валовой добавленной стоимости практически по всем капиталоемким отраслям, в том числе по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых" (92,6% к уровню ожидаемой оценки 2022 года), в том числе по причине высокой базы 2022 года, "Обрабатывающие производства" (99,4%), "Строительство" (96,0%), "Транспортировка и хранение" (99,1%).


Восстановление экономики преимущественно будет зависеть от степени адаптации хозяйствующих субъектов к новым внешнеэкономическим условиям, реализации программ по импортозамещению в стране, скорости переориентации поставок в дружественные и нейтральные страны и стимулирования внутреннего спроса.


С 2024 года в базовом варианте прогнозируется незначительная положительная динамика ВРП. В период 2024 - 2026 годов индекс физического объема ВРП в среднем за год составит:


в консервативном варианте - 97,6% вследствие более глубокого спада в основных доминирующих для региональной экономики отраслях;


в базовом варианте - 100,3%.


Рост деловой и инвестиционной активности будет зависеть от эффективности реализуемых Правительством Российской Федерации мер поддержки, направленных на покрытие возможных рисков предпринимателей, реализацию крупных проектов, прежде всего, в транспортно-логистическом комплексе.


Правительство Республики Коми продолжит реализацию комплекса мер, направленных на экономический рост, включая привлечение инвестиций в экономику, формирование и развитие инвестиционной инфраструктуры, государственную поддержку инвесторов, содействие в создании новых производств и рабочих мест, в том числе за счет реализации Плана мероприятий по диверсификации экономики Республики Коми на 2021 - 2026 годы, развитие Арктической зоны Республики Коми и поддержку ее резидентов.


На общий объем ВРП наибольшее влияние оказывает промышленное производство, его доля составляет 60,3%.


В 2023 году, по оценке, объем промышленного производства составит 97,9% к уровню 2022 года.


Восстановление темпов промышленного производства прогнозируется в базовом варианте с 2024 года, среднегодовой индекс в период 2024 - 2026 годов сложится на уровне 101,7%.


В консервативном варианте прогноза заложен более длительный адаптационный период для промышленного производства, среднегодовой индекс составит 100,2%.


Основными проблемами развития промышленного производства остаются высокая степень износа основных фондов и недостаточный объем инвестиций в модернизацию и обновление производства.


По оценке, в 2023 году индекс производства в добыче полезных ископаемых снизится на 2,9% относительно уровня 2022 года. Снижение ожидается практически по всем видам деятельности в данном разделе за исключением добычи прочих полезных ископаемых и предоставления услуг в области добычи полезных ископаемых, где индексы производства сложатся на уровне 101,0% и 105,0% соответственно.


В период 2024 - 2026 годов по базовому варианту прогноза ожидается устойчивая положительная динамика показателей, в среднем за год индекс производства в добыче полезных ископаемых составит 101,2%.


В консервативный вариант прогноза заложена более существенная тенденция к падению (преимущественно в 2024 году) вследствие введения недружественными странами санкций на поставки российских энергоресурсов, эмбарго на технологии и инвестиции, а также оказываемого давления на трейдеров, транспортные и страховые компании. В данном варианте прогноза ожидается более длительный период адаптации отраслей в связи с необходимостью перестройки логистических цепочек для минимизации ущерба и обеспечения развития отрасли в новых условиях. Среднегодовой индекс составит 99,9%.


По оценке, в 2023 году индекс по виду деятельности "Обрабатывающие производства" ожидается на уровне 99,5% относительно 2022 года.


Положительная динамика прогнозируется в отраслях легкой промышленности (одежда, текстильные изделия, кожа и изделия из кожи), производстве пищевой продукции и напитков, продукции деревообработки, производстве кокса и нефтепродуктов, производстве химических веществ и химических продуктов, металлургическом производстве.


В среднесрочный период дальнейшему развитию обрабатывающей промышленности будет способствовать уход с российского рынка иностранных компаний вкупе с оказываемыми мерами государственной поддержки.


Ограничительным фактором роста производства продукции химической промышленности остается существующая зависимость от импорта сырья и производственного оборудования, особенно в части продукции с высокой добавленной стоимостью, например, лакокрасочных материалов, а также средне- и малотоннажной химии в целом, которая усилилась ввиду санкционных ограничений и транспортной блокады поставок в Российскую Федерацию.


Положительная динамика в среднесрочный период 2024 - 2026 годов прогнозируется по следующим видам деятельности:


1) производство пищевой продукции, индекс в среднем составит в базовом варианте - 100,7%, в консервативном варианте - 100,4% в год.


Увеличению производства продукции пищевой промышленности будут способствовать, в первую очередь, рост сырьевой базы сельскохозяйственных организаций - молока, скота и птицы на убой, а также повышение спроса на продукцию отечественных производителей вследствие введенных против России санкций со стороны недружественных стран.


2) производство напитков, где индекс в среднем составит в базовом варианте - 100,6% в год, при консервативном варианте останется на уровне 2022 года.


Рост производства напитков будет обеспечен за счет роста спроса на отечественную продукцию вследствие введенных против России санкций со стороны недружественных стран.


3) производство текстильных изделий. В среднем индекс производства текстильных изделий составит 101,2% в консервативном варианте, в базовом - 101,8%.


Увеличение объема производства текстильных изделий будет обусловлено изменением структуры на рынке производства и импорта автомобилей в России в сторону сокращения европейских брендов и увеличения игроков из Китая, Индии и Пакистана, оптимизацией технологических процессов и повышением эффективности использования имеющегося промышленного оборудования предприятия. Для дальнейшего роста необходимо расширять области применения нетканых материалов, в числе которых:


фильтрация воды, утепление трубопроводов, строительство дорог;


производство товаров для новорожденных;


утепление одежды для регионов с холодным климатом;


изготовление строительных утеплителей;


пошив утепленного обмундирования и униформы для госструктур (МВД, МЧС, Минобороны и т.д.).


4) в обработке древесины и производстве изделий из дерева.


В консервативном варианте прогноза индекс производства составит в среднем за год 100,4%. Уровень объемов производства будет зависеть от темпов расширения спроса на готовую продукцию, стабилизации геополитической ситуации. Кроме того, успешная работа предприятий лесной отрасли также будет зависеть от выпуска конечной продукции деревообработки, отвечающей требованиям мирового рынка, совершенствования технологии производства продукции деревообработки и принципов организации работ.


Индекс производства по базовому сценарию составит в среднем за год 103,6% при условии:


стабилизации геополитической ситуации;


реализации инвестиционных проектов лесопильных предприятий;


повышения использования отходов лесопиления в биоэнергетике (развитие производства топливных гранул и брикетов).


Также среди факторов, положительно влияющих на прирост объемов производства - полное использование производственных мощностей действующих предприятий, проведение модернизации и техническое перевооружение, сохранение и расширение рынков сбыта готовой продукции.


5) производство бумаги и картона, которое увеличится в среднем за год в консервативном варианте на 2,4%, в базовом варианте - на 6,6%.


Увеличение объемов производства бумаги и картона будет обусловлено наличием стабильного спроса, стабилизацией внешнеэкономической конъюнктуры по основным видам лесобумажной продукции.


6) производство резиновых и пластмассовых изделий.


Учитывая восстановление потребительского спроса на остекление жилых строений (многоквартирных домов), продолжение работ по реконструкции и ремонту объектов социальной сферы (образовательных и медицинских организаций), в прогнозном периоде 2024 - 2026 годов в консервативном и базовом вариантах ожидается прирост производства резиновых и пластмассовых изделий в более высоких значениях (в среднем за год на 0,7 - 1,3%).


7) производство металлургическое. В 2024 - 2026 годах при увеличении спроса населения и предприятий среднегодовой прирост производства в консервативном и базовом вариантах составит 0,1 - 1,0% соответственно.


8) ремонт и монтаж машин и оборудования. В 2024 - 2026 годах в связи с налаживанием новых логистических цепочек, а также приходом на российский рынок новых поставщиков комплектующих, машин и оборудования ожидается, что прирост производства в консервативном и базовом вариантах в среднем за год составит 0,1 - 1,6% соответственно.


Неоднозначная динамика развития в прогнозный период ожидается в производстве нефтепродуктов:


в 2024 году индекс производства нефтепродуктов составит 93,0% в консервативном варианте, 97,2% в базовом варианте;


в период 2025 - 2026 годов прогнозируется прирост индекса в среднем за год на 2,1% и 2,4% в консервативном и базовом вариантах соответственно.


В 2024 году в базовом варианте планируется снижение уровня переработки нефти до 95% к уровню 2023 года, в консервативном до 88,3%, в связи с проведением капитального ремонта установок на одном из нефтеперерабатывающих заводов. В период 2025 - 2026 годы переработка нефти возрастет на 4,0% и 4,3% соответственно.


По переработке газа и нефтегазоконденсатной смеси в 2024 году прогнозируется снижение показателя до 93,0 - 97,2%, в период 2025 - 2026 годов рост в среднем за год до 102,1 - 102,4% (в консервативном и базовом вариантах соответственно).


Основными проблемами для развития нефтеперерабатывающей промышленности являются нестабильность мирового нефтяного рынка и изменения в налогообложении нефти и нефтепродуктов.


В прогнозный период объем производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха в среднем за год ожидается на уровне 100,3% (в консервативном и базовом вариантах) вследствие достижения баланса объемов производства и потребления тепло- и электроэнергии.


В прогнозный период 2024 - 2026 годов объем производства в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений в среднем за год ожидается на уровне 100,0 - 102,5% (в консервативном и базовом вариантах соответственно).


Сельское хозяйство


По оценке, в 2023 году индекс производства продукции сельского хозяйства составит 94,3%. Снижение индекса связано с сокращением объемов производства продукции животноводства (индекс производства продукции животноводства - 94,3%), что обусловлено установлением ограничительных мероприятий (карантина) по высокопатогенному гриппу птиц на отдельных территориях Сыктывдинского района и г. Сыктывкара (Указ Главы Республики Коми от 11.10.2023 N 109). Очагом высокопатогенного гриппа являлась территория АО "Птицефабрика Зеленецкая". В результате на предприятии уничтожено 639,3 тыс. голов промышленной птицы.


Поскольку доля выручки от производства мяса птицы АО "Птицефабрика Зеленецкая" в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства Республики Коми составляет порядка 18%, убой всего поголовья промышленной птицы значительно повлияет на индекс производства продукции сельского хозяйства в целом по республике. Выйти на объемы производства продукции сельского хозяйства на уровне 2020 года планируется к 2026 году.


Учитывая, что развитие сельского хозяйства в республике определяется высокой зависимостью от природных факторов и сезонностью производства, на среднесрочный период прогнозируются умеренные темпы роста сельскохозяйственного производства.


В 2024 - 2026 годах среднегодовые индексы производства продукции сельского хозяйства в Республике Коми составят: при базовом варианте - 103,6%, при консервативном - 100,2%.


Рост производства будет обеспечен за счет роста продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х.


В растениеводстве при более низких темпах снижения производства в хозяйствах населения и увеличении объемов производства в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х при благоприятных погодных условиях объемы производства продукции увеличатся к 2026 году в базовом варианте - на 1,8%, при консервативном варианте - сохранятся на уровне 2022 года.


В животноводстве планируется наращивание продукции за счет увеличения объемов производства молока и мяса крупного рогатого скота (в результате планомерной работы по совершенствованию технологии содержания и кормления скота, а также строительства и реконструкции новых животноводческих объектов), мяса свиней и птицы. Общий прирост продукции животноводства по итогам 2026 года к ожидаемой оценке 2023 года составит в базовом варианте - 13,9%, в консервативном - 6,5%. В прогнозируемый период рост объемов производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий будет обеспечен также в основном за счет роста производства в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х при снижении объемов производства в хозяйствах населения.


Строительство


По оценке, объем строительных работ в 2023 году сократится до 96,0% к уровню 2022 года.


Снижение темпов развития строительной отрасли в первую очередь связано с деловой активностью предприятий ввиду нестабильной геополитической ситуации в мире.


В прогнозный период среднегодовой индекс ожидается на уровне 95,7 - 96,4% (в консервативном и базовом варианте соответственно).


Основной задачей строительного комплекса на среднесрочный период будет восстановление и максимально возможное сохранение объемов подрядных работ и ввода основных фондов, в том числе при строительстве жилья и объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, основные меры для выполнения задачи будут направлены на сохранение бюджетных инвестиций и привлечение новых.


В рамках адресной инвестиционной программы Республики Коми на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов бюджетные инвестиции предусмотрены на проектирование и строительство (реконструкцию) 88 объектов, в том числе 52 объекта государственной собственности Республики Коми на сумму 14,1 млрд рублей и 36 объектов муниципальной собственности на сумму 4,3 млрд рублей.


Основной проблемой, тормозящей рост подрядной деятельности строительных организаций на территории республики, остается сокращение количества новых заказов на строительные работы и услуги со стороны других секторов экономики, то есть обеспеченность строительных организаций республики краткосрочными договорами и заказами. Организации в целях минимизации своих издержек останавливают расширение производства по причине снижения объемов.


По оценке, к концу 2023 года прогнозируется ввод жилья в объеме 200 тыс. кв.м.


По итогам 3 квартала 2023 года средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилых домов, построенных в республике, составила на первичном рынке 95,047 тыс. рублей, на вторичном рынке - 86,739 тыс. рублей. По сравнению с уровнем 3 квартала 2022 года цены на первичном и вторичном рынках жилья увеличились на 13% и 22% соответственно. Это связано с растущими издержками строительных организаций, осуществляющих строительство многоквартирных жилых домов, с реформой долевого строительства, условиями программ льготных ипотек.


В целях реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах".


В 2023 году к расселению запланировано 107,48 тыс. кв.м аварийного жилищного фонда, жилищные условия улучшат 5,99 тыс. граждан.


В целях поддержания жилищной сферы в Республике Коми продолжится реализация мероприятий Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан", включая меры по государственной поддержке строительства жилья, созданию условий для решения жилищных проблем населения республики на основе финансовых и инвестиционных механизмов, в том числе содействие в реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.


Сохранится применение механизмов государственной поддержки граждан, решающих свои жилищные проблемы за счет собственных средств с привлечением ресурсов кредитных организаций. В их числе - возмещение за счет бюджетных средств части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа, предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья.


Будет продолжена работа по комплексному развитию территорий, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, а также по оказанию государственной поддержки (субсидии) местным бюджетам на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.


С учетом реализации запланированных мероприятий, развития системы ипотечного кредитования для населения (за счет снижения процентных ставок), планируемых законодательных изменений в строительной сфере, а также за счет увеличения мер государственной поддержки для льготных категорий граждан в базовом варианте прогнозируется постепенное наращивание темпов роста строительства жилья. К 2026 году объем ввода жилых объектов составит 180,0 - 240,0 тыс. кв.м (в консервативном и базовом вариантах соответственно).


Инвестиции


В 2023 году, по оценке, объем инвестиций в основной капитал прогнозируется в размере 118,3 млрд рублей (93,3% к уровню 2022 года).


На динамику инвестиционной активности окажут влияние инвестиционные вложения предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей, а также транспортного сектора в сфере развития сухопутного и трубопроводного транспорта.


В 2023 году ожидаемый прогноз инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" 73,4% к уровню 2022 года.


При этом положительная динамика была отмечена в прошлые периоды, когда ежегодно вводились новые животноводческие помещения, проходила масштабная модернизация производства на АО "Птицефабрика Зеленецкая", кроме того, были сданы в эксплуатацию тепличный комплекс "Сосногорский" и новые теплицы ООО "Пригородный".


По виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" объем инвестиций в основной капитал в 2023 году планируется на уровне 101,4% к предыдущему году.


Наибольшее влияние на развитие добывающей отрасли оказывает нефтедобыча, которая зависит в основном от объемов инвестиционных расходов направленных на освоение нефтяных месторождений ведущим нефтедобывающим предприятием ООО "ЛУКОЙЛ-Коми".


В 2023 году инвестиции по виду деятельности "Обрабатывающие производства" планируются на уровне 116,4% к уровню 2022 года.


Стабильное наращивание капиталовложений будет обеспечено реализацией инвестиционных проектов по увеличению мощностей и проведением модернизации производственных линий на таких крупных деревообрабатывающих предприятиях республики как ООО "Лузалес", ООО "СФЗ", ООО "СЛДК", ООО "Жешартский ЛПК", АО "Сыктывкарский ЛПК", ООО "Промтех-инвест".


В секторе "Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха" в 2023 году объем инвестиций прогнозируется на уровне 5,3 млрд рублей (76,3% к уровню 2022 г.).


Положительный прирост инвестиций в предыдущие годы связан с реализаций программы газификации, в рамках которой в республике велось строительство газораспределительным станций, межпоселковых и внутрипоселковых распределительных газопроводов.


Динамика инвестиций по виду деятельности "Транспортировка и хранение" определялась объемом капиталовложений в трубопроводный транспорт. Объем инвестирования в "Деятельность трубопроводного транспорта" значительно сократился в сравнении с предыдущими периодами. Спад обусловлен уменьшением инвестиций в реализацию крупного проекта по строительству систем магистральных газопроводов для транспортировки газа Бованенковского месторождения Ямала. Снижение инвестиционной активности наблюдалось в 2018 - 2019 годах, только в 2020 и 2021 отмечен рост относительно предыдущих годов, вызванный увеличением потока средств на строительство компрессорных станций на магистральных газопроводах.


В социальной сфере за 2023 год по направлению "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" отмечается положительная динамика инвестиций на 11,4%.


Объем инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств в 2023 году прогнозируется на уровне 7,6% от общего объема инвестиционных вложений (без учета субъектов малого предпринимательства).


В среднесрочном периоде инвестиционная деятельность организаций будет зависеть как от общеэкономической ситуации в стране, так и от проводимых в республике мероприятий по формированию благоприятных условий для ведения бизнеса и улучшению состояния инвестиционного климата.


В период с 2024 по 2026 годы среднегодовой темп роста инвестиционной активности (по базовому варианту) прогнозируется на уровне 104,5%.


Собственные средства организаций будут основным источником инвестиций. Удельный вес собственных средств в структуре источников финансирования инвестиционной деятельности прогнозируется на уровне 82,0%, привлеченных - 8,0%.


Обеспечению инвестиционной активности будут способствовать снижение ставок по кредитам, повышение финансовой устойчивости предприятий и экономической уверенности производителей в условиях ожидания восстановления спроса на продукцию.


Росту инвестиционных вложений в Республике Коми на среднесрочный период будет способствовать реализация крупных инвестиционных проектов следующих организаций:


1) по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" - ООО "ЛУКОЙЛ-Коми";


2) по виду деятельности "Обрабатывающие производства" - ООО "Печора Север Лес", ООО "Сыктывкарский лесопильно-экспортный завод", АО "Сыктывкарский ЛПК", ООО "Лузалес", ООО "Промтех-инвест", а также проекты по строительству завода по сжижению природного газа, завода по производству катионного крахмала;


3) по виду "Деятельность сухопутного и железнодорожного транспорта" - ОАО "РЖД", а также проекты по реконструкции автомобильных дорог, строительству грузового контейнерного терминала в г. Микунь;


4) по виду деятельности "Строительство" проекты в сфере реконструкции и модернизации аэропортов г. Сыктывкар, Ухта, Усинск;


5) по виду деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" - ООО "Небдинский", ОАО "Птицефабрика Зеленецкая", а также проекты по строительству производственных объектов в сфере животноводства.


Рынок товаров и услуг


По оценке, ситуация на потребительском рынке в Республике Коми в 2023 году характеризуется ростом оборота розничной торговли на 2,3% и снижением объема платных услуг на 3,1% относительно уровня 2022 года (в сопоставимых ценах).


Учитывая ожидаемые темпы инфляции, темпы миграционной убыли, снижение доходов населения в 2024 - 2026 годах, оборот розничной торговли, в среднем за год, прогнозируется на уровне 100,9 - 103,1% (в консервативном и базовом варианте соответственно).


В период до 2026 года тенденция расширения деятельности сетевых торговых структур в регионе сохранится, оказывая положительное влияние на потребительский рынок региона, в том числе в части увеличения оборота розничной торговли. В структуре оборота розничной торговли возрастет доля онлайн-продаж и дистанционной торговли.


Отрицательная динамика по объему платных услуг сохранится в 2025 и 2026 годах практически по всем видам платных услуг населению, что обусловлено экономической ситуацией, а также демографическими трендами в регионе. В прогнозный период темп роста объема платных услуг населению, в среднем за период 2024 - 2026 годы, ожидается на уровне 97,3 - 99,2% (в консервативном и базовом варианте соответственно).


По оценке, с учетом продолжения переноса ослабления курса рубля на потребительский рынок индекс потребительских цен по итогам 2023 года составит 107,5% (к декабрю 2022 года), в том числе на продовольственные товары 105,9%, непродовольственные товары - 106,5%, платные услуги - 108,4%.


В прогнозный период темп роста индекса потребительских цен будет замедляться. К 2026 году:


в консервативном варианте прогноза индекс потребительских цен на товары и услуги составит 105,1%, в том числе на продовольственные и непродовольственные товары - 104,5% соответственно, на платные услуги - 106,3% (декабрь к декабрю 2025 года);


в базовом варианте индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 104,7%, в том числе на продовольственные товары - 104,0%, непродовольственные товары - 104,2%, на платные услуги - 105,8% (декабрь к декабрю 2025 года).


При этом в среднесрочный период формирование уровня потребительских цен на товары в большей степени будет зависеть от:


колебания курса рубля;


сохраняющаяся тенденция роста себестоимости продукции местного производства из-за роста цен на дизельное топливо и бензин, удорожания ввозимых кормов, сырья и рецептурных компонентов, упаковочных материалов, расходов на эксплуатацию оборудования и комплектующих;


отдаленность большинства населенных пунктов республики от основных транспортных магистралей при ограниченной возможности транспортной инфраструктуры региона, оказывающая прямое влияние на формирование цен, что особенно актуально для северных районов, где доля транспортных затрат в структуре потребительских цен на продукты питания особенно ощутима;


зависимость продовольственного рынка республики от внешних условий, низкая самообеспеченность региона собственными продовольствием, сырьем и товарами.


Кроме того, на динамику роста цен в Республике Коми продолжат оказывать влияние следующие факторы:


сохраняющаяся тенденция роста себестоимости продукции местного производства из-за роста цен на дизельное топливо и бензин, удорожания ввозимых кормов, сырья и рецептурных компонентов, упаковочных материалов, расходов на эксплуатацию оборудования и комплектующих;


отдаленность большинства населенных пунктов республики от основных транспортных магистралей при ограниченной возможности транспортной инфраструктуры региона, оказывающая прямое влияние на формирование цен, что особенно актуально для северных районов, где доля транспортных затрат в структуре потребительских цен на продукты питания особенно ощутима;


зависимость продовольственного рынка республики от внешних условий, низкая самообеспеченность региона собственными продовольствием, сырьем и товарами.


Денежные доходы населения, труд и занятость


В 2023 году прогнозируется рост номинальной начисленной заработной платы работников организаций на 12,0% и среднемесячного дохода от трудовой деятельности на 12,0% к уровню 2022 года, фонда начисленной заработной платы в Республике Коми на 107,7%, который по итогам 2023 года составит 241,3 млрд рублей.


Прогнозируемый рост заработной платы в бюджетной сфере обусловлен сохранением достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных "майскими" указами Президента Российской Федерации 2012 года, а также увеличением МРОТ.


В результате принимаемых мер по повышению расходов на оплату труда по итогам в 2023 года реальные располагаемые денежные доходы составят 101,0% к уровню 2022 года. В 2024 - 2026 годах прогнозируется ежегодное незначительное снижение значения показателя.


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" разработана и реализуется региональная программа "Снижение доли населения Республики Коми с доходами ниже границы бедности на период до 2030 года" (далее - региональная программа), утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 18 декабря 2020 г. N 627, которая направлена на:


снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года (в рамках национальной цели "Сохранение населения, здоровья и благополучие людей");


обеспечение устойчивого роста доходов граждан, проживающих на территории Республики Коми (в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство").


В региональную программу включены мероприятия, связанные с сохранением и созданием новых рабочих мест, развитием МСП, расширением возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, своевременной выплатой заработной платы и легализацией трудовых отношений, повышением среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций, развитием системы социального контракта и помощи нуждающимся гражданам, повышением финансовой грамотности населения.


Основой для дальнейшего роста доходов населения должен стать устойчивый экономический рост при сохранении стабильного уровня инфляции. На обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции будут направлены следующие меры государственной политики:


ежегодный рост МРОТ;


поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации;


обеспечение роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, что будет достигаться путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров до целевых значений, установленных среднесрочным прогнозом Российской Федерации до 2025 года;


развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности семей с детьми, многодетных семей, граждан пожилого возраста, инвалидов;


содействие занятости отдельных категорий граждан (молодежи, женщин, воспитывающих детей, лиц старшего поколения, инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.);


меры, направленные на поддержку субъектов МСП.


С учетом принимаемых мер в среднесрочный период ожидается плавное восстановление и повышение показателей, определяющих денежные доходы населения, так по итогам 2026 года (в зависимости от варианта прогноза):


среднемесячный доход от трудовой деятельности планируется увеличить до 76,0 - 80,8 тыс. рублей;


фонд начисленной заработной платы всех работников составит 237,5 - 267,1 млрд рублей;


уровень реальных располагаемых доходов населения ожидается в пределах 95,9 - 97,7%.


Труд и занятость


Учитывая сокращение численности населения Республики Коми в экономически активных, трудоспособных возрастах, в первую очередь по причине миграции, за пределы региона, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше составит в 2023 году 365,1 тыс. человек, или 91,0% к уровню 2022 года.


В 2023 году прогнозируется снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, и к концу года оценивается на уровне 5,3 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - 1,5%.


В целях реализации гарантий государства, конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми разрабатываются и осуществляются мероприятия для предотвращения рисков, возникших из-за санкций.


В 2024 - 2026 годах на фоне сокращения численности населения Республики Коми и изменения его возрастной структуры сохранится тенденция сокращения численности рабочей силы.


В 2026 году численность рабочей силы сократится до 349,0 - 350,9 тыс. человек в консервативном и базовом вариантах соответственно. Общая численность безработных снизится до 19,5 - 19,8 тыс. человек, численность официально зарегистрированных безработных граждан ожидается на уровне 5,0 - 5,2 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы составит 1,4 - 1,5% (в зависимости от варианта прогноза).


Специфика территориального распределения занятого в экономике населения с преобладанием 80% занятых в городской местности, из которых 55% сконцентрированы на территории трех муниципальных образований в Республике Коми (города Сыктывкар, Воркута, Ухта), не позволит значительно снизить уровень зарегистрированной безработицы на локальных рынках труда.".


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ