Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ГУБЕРНАТОР ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 января 2024 года N 7-р


Об утверждении Инвестиционной декларации Ивановской области



В целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Ивановской области, в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")":


1. Утвердить Инвестиционную декларацию Ивановской области (прилагается).


2. Признать утратившим силу распоряжение Губернатора Ивановской области от 17.02.2023 N 18-р "Об утверждении Инвестиционной декларации Ивановской области".



Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ



Приложение
к распоряжению
Губернатора
Ивановской области
от 25.01.2024 N 7-р



ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ



1. Общее описание целей инвестиционного развития Ивановской области


Инвестиционная декларация Ивановской области (далее - Инвестиционная декларация) разработана с целью создания условий для опережающего инвестиционного развития Ивановской области, достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Инвестиционная декларация утверждается на 5 лет.


Инвестиционная декларация устанавливает основные приоритеты развития и поддержки инвестиционной деятельности в Ивановской области и направлена на информирование субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности:


о перспективах развития Ивановской области, необходимых инвесторам для принятия решения относительно реализации инвестиционных проектов на территории региона;


об инвестиционных преимуществах ведения предпринимательской деятельности на территории Ивановской области;


об инвестиционном потенциале и приоритетах Ивановской области;


об обязательствах Ивановской области перед субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности;


о составе инвестиционной команды Ивановской области.


Главной целью инвестиционного развития Ивановской области является обеспечение к 2030 году реального роста инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года в рамках достижения национальной цели развития.


Основными направлениями, за счет которых будет обеспечен рост инвестиций в основной капитал, станут:


1. Развитие приоритетных направлений промышленности с целью диверсификации структуры экономики региона.


2. Развитие экономики за счет развития направления по переработке сырья и создания продукции с высокой добавленной стоимостью.


3. Развитие логистической отрасли.


4. Развитие сферы медицинских услуг.


Также Ивановская область ставит перед собой цель стать логистическим центром за счет развития кооперации местных предприятий легкой промышленности с крупнейшими маркетплейсами.



2. Ключевые характеристики Ивановской области


2.1. Ивановская область обладает высокими конкурентными преимуществами для инвесторов, занимая высокие позиции относительно других субъектов ЦФО:


1 место по снижению административного давления на бизнес;


1 место в ЦФО и 9 место в России по темпам роста инвестиций;


1 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата по направлению "Поддержка малого предпринимательства";


1 место в России по объему производства хлопчатобумажных и трикотажных тканей;


1 место на онлайн-площадке Wildberries среди региональных продавцов;


2 место в ЦФО по числу выданных патентов на научные исследования и разработки;


2 место в России по коэффициенту изобретательской активности.


Валовый региональный продукт (далее - ВРП) Ивановской области в 2021 году составил 300,6 млрд рублей (на 1,9% выше, чем в 2020 году). В структуре ВРП Ивановской области за 2020 - 2021 годы доля промышленного производства составляла 27,2% и 28,3% соответственно.


ВРП Ивановской области в расчете на душу населения вырос со 103 тыс. рублей в 2010 году до 306,1 тыс. рублей в 2021 году. В 2021 году по сравнению с предыдущим годом он вырос на 34,5 тыс. рублей, или на 12,7% в действующих ценах (на 3,0% в сопоставимых ценах).


Необходимо отметить, что ивановская экономика уникальна: более 40,2% ВРП формируется за счет субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) (по данным Росстата в среднем по России за 2021 год - 21,6%).


Ивановская область входит в группу регионов высокого качества управления общественными финансами.


2.2. Ключевыми инвестиционными преимуществами региона являются:


1) географическое положение: Ивановская область входит в состав Центрального федерального округа (ЦФО) и граничит с Владимирской, Нижегородской, Костромской, Ярославской областями. Ивановская область находится в самом сердце центральной России, имея хорошее транспортное сообщение с основным рынком ЦФО - Москвой и Московской областью:


автомобильные дороги федерального значения Р-600 Кострома - Иваново и М-7 "Волга", подъезд к городу Иваново входят в состав федеральной трассы Р-132 "Золотое кольцо". Автодорога Иваново - Нижний Новгород, проходящая через город Шуя, поселки городского типа Палех и Пестяки. Автодорога Р79 связывает областные центры Иваново и Ярославль. Региональная дорога, проходящая с востока на запад региона, связывает между собой города Юрьевец - Кинешма - Вичуга - Родники - Иваново - Тейково и западный поселок городского типа Ильинское-Хованское.


В настоящее время идет реконструкция автодороги Ковров - Шуя - Кинешма и продолжается строительство автодороги Заволжск - Островское. После окончания строительства появится возможность нового прямого выхода из центральных регионов России через города Шуя - Родники - Кинешма на северный транспортный коридор.


Действует аэропорт "Иваново" федерального значения, выполняющий ежедневные рейсы в Москву и Санкт-Петербург, а также сезонные рейсы в Анапу, Сочи, Симферополь, Калининград и Минеральные Воды.


Налажено регулярное железнодорожное сообщение с Москвой, время в дороге на скоростном поезде "Ласточка" составляет 3 часа 35 минут;


2) регион обладает значительным кадровым потенциалом: на территории Ивановской области действует 7 высших учебных заведений, специализирующихся на подготовке кадров в энергетике, обрабатывающей промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве, медицине, а также 34 профессиональных образовательных учреждения, обучающих 65 профессиям;


3) широкий перечень мер государственной поддержки: в целях создания комфортных условий для инвесторов и привлечения инвестиций в Ивановской области создано прогрессивное инвестиционное законодательство:


льгота по налогу на прибыль для производителей текстильной, швейной продукции, машин, оборудования и прочих транспортных средств и оборудования (закон Ивановской области от 12.05.2015 N 39-ОЗ "О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет");


льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество для инвестиционных проектов, включенных в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области с формой государственной поддержки "предоставление налоговых льгот" (Закон Ивановской области от 12.05.2015 N 39-ОЗ "О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет", Закон Ивановской области от 24.11.2003 N 109-ОЗ "О налоге на имущество организаций", Закон Ивановской области от 17.05.2007 N 62-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Ивановской области");


пониженные ставки по налогу на имущество организаций в Ивановской области (Закон Ивановской области от 24.11.2003 N 109-ОЗ "О налоге на имущество организаций");


налоговые льготы для организаций, заключивших специальный инвестиционный контракт, в рамках которого есть возможность освобождения от уплаты регионального и федерального налога на прибыль, налога на имущество, созданного в рамках реализации специального инвестиционного контракта (далее - СПИК), а также ускоренная амортизация, упрощенный доступ к государственным заказам, статус "Сделано в России" (Закон Ивановской области от 24.11.2003 N 109-ОЗ "О налоге на имущество организаций", Закон Ивановской области от 12.05.2015 N 39-ОЗ "О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет", постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2020 N 1048 "Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов", распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 N 3143-р).


В Ивановской области действуют преференциальные налоговые режимы территорий опережающего развития (далее - ТОР) и особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее - ОЭЗ).


Так, на момент принятия Инвестиционной декларации в Ивановской области функционируют ТОР "Наволоки" и ТОР "Южа" (постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2018 N 171 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Наволоки", постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 N 1522 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Южа", Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 N 614 "Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)") и одна особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Иваново" (далее - ОЭЗ ППТ "Иваново"), постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2021 N 1615 "О создании на территориях муниципальных образований "городской округ Иваново" и "Родниковский муниципальный район" Ивановской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа", Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации");


4) инвестиционный климат: ежегодно проводится последовательная работа по улучшению инвестиционного климата. По итогам 2021 года Ивановская область заняла 9-е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата среди субъектов Российской Федерации.


В текущих реалиях Ивановская область имеет имидж текстильного центра России, который обусловлен следующими причинами:


исторически развитые отрасли - текстильная и швейная, определяющие промышленный профиль региона;


наличие родственных, вспомогательных и обслуживающих отраслей, таких как текстильная химия, машиностроение, приборостроение;


наличие инновационной и кадровой инфраструктуры, отвечающей потребностям текстильной и швейной отраслям;


географическая концентрация предприятий, взаимосвязанных в рамках полного производственного цикла от переработки сырья до пошива готовых изделий;


социальная значимость предприятий текстильной и швейной промышленности, большинство которых расположены в городах с численностью населения до 50 тыс. человек и поселках, являющихся градообразующими.


На предприятиях Ивановской области за январь - сентябрь 2023 года выпущено:


94% российской медицинской марли;


81% хлопчатобумажных тканей;


67% трикотажных или вязаных полотен;


20% хлопчатобумажной пряжи;


55% спецодежды.


Ивановская область продолжает наращивать долю в производстве трикотажных тканей России до 75% за счет запуска крупнейшего в стране комплекса по производству трикотажных тканей ООО "Унтекс Родники".


Компанией ООО "ХБК Навтекс" реализован инвестиционный проект по созданию комплексного высокотехнологичного производства перевязочных материалов, благодаря которому уже сегодня более 50% от общего объема потребляемых в Российской Федерации перевязочных материалов (марля медицинская и перевязочные материалы из нее) составляет продукция ООО ХБК "Навтекс".


На период с 2021 - 2025 гг. запланирована реализация свыше 70 инвестиционных проектов в сферах транспорта и логистики, промышленности, медицины, инженерной инфраструктуры и комфортной среды.


2.3. Драйверы инвестиций Ивановской области в 2023 - 2030 гг.:


Развитие экономики замкнутого цикла станет одним из ключевых направлений инвестиционной политики на 2025 - 2030 гг. Планируется реализация проектов в области глубокой переработки текстильных отходов, производства современных строительных материалов. Участниками развития данного направления являются компании:


ООО "ЛидерТекс" - строительство здания для организации текстильного производства, в том числе по переработке вторичного полотна;


Laut Recycling - организация производства по переработке текстильных изделий;


ООО "Пластэс" - строительство завода по производству поливинилхлоридных мембран из переработанного сырья;


ООО "Экопак" - производство экопосуды из агроцеллюлозы (мискантуса - многолетнего травянистого растения).


Совместно с партнерами ПАО "Сбербанк России", АО "Почта России" организованы пункты сбора сырья для последующей переработки с дальнейшим масштабированием опыта пилотного проекта на всей территории Российской Федерации.


Другим важнейшим направлением инвестиций в основной капитал Ивановской области станет развитие логистики за счет проектов, объединяющих местных производителей легкой промышленности как на региональных, так и на федеральных маркетплейсах:


ООО "Трикотаж Натали" реализует проект по строительству логистического центра и модернизации производства;


ООО "Орма Групп" - проект по строительству производственно-логистического центра.



3. Основные направления инвестиционной политики Ивановской области


3.1. Создание качественных greenfield- и brownfield-площадок.


Этапы:


подбор наиболее подходящих площадок для реализации инвестпроектов;


оценка имеющихся инфраструктурных барьеров;


оценка потребности в инвестициях, поиск софинансирования;


подача заявки на федеральные меры поддержки;


оснащение greenfield-площадок необходимой инфраструктурой (электричеством, газом, стоками и т.п.).


3.2. Развитие промышленных и индустриальных парков.


Этапы:


сбор информации по перспективным инвестиционным площадкам;


изучение инфраструктурных возможностей площадок;


проработка вариантов финансирования создания инфраструктурных объектов;


подача заявки на включение в реестр индустриальных парков с целью получения мер государственной поддержки (постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 N 1119 "Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон").


3.3. Развитие кластеров на базе приоритетных отраслей: текстильной и производства одежды, химической, машиностроительной, электротехнической.


Этапы:


проработка потенциальных участников;


создание кластера и включение его в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 N 779 "О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров");


разработка стратегии развития кластера, выбор приоритетных инициатив;


формирование внутренних платформ взаимодействия для участников кластера, например, внутренней электронной биржи для упрощения процедур контрактации предприятий легкой промышленности;


разработка модели участия в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (далее - НИОКР) для участников кластера, поиск и привлечение научных организаций, которые войдут в состав инфраструктуры кластера.


3.4. Повышение качества трудовых ресурсов (высококвалифицированные рабочие, инженеры).


Этапы:


разработка целевых программ повышения квалификации под задачи инвесторов;


софинансирование материальной базы среднего профессионального образования (далее - СПО) и высшего профессионального образования (далее - ВПО);


формирование ресурсных центров по подготовке кадров на базе лидирующих СПО по наиболее востребованным инвесторами и областным бизнесом направлениям (например, в легкой промышленности);


организация центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП);


целевой набор кадров на территории Ивановской области и ближайших субъектов.


3.5. Повышение конкурентоспособности университетов - источников кадров и поставщиков технологий/инноваций.


Этапы:


поддержка участия ключевых университетов в повестке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации для получения повышенного статуса и дополнительного финансирования, в частности в Программе стратегического академического лидерства;


предоставление помещений (площадок) для реализации совместных программ сотрудничества и решения исследовательских задач с партнерами - промышленными предприятиями;


помощь в повышении эффективности взаимодействия университетов с лидирующими компаниями в смежных отраслях (например, в химии, электротехнике), привлечении крупнейших компаний и госкорпораций к взаимодействию с университетами;


помощь в разработке и реализации партнерских проектов и программ (двойное образование, совместные исследовательские центры) с лидирующими российскими и зарубежными университетами по приоритетным направлениям (технический текстиль, хранение энергии и т.п.);


интеграция университетов в отраслевые ассоциации, помощь с поиском финансирования НИОКР.



4. Инвестиционные обязательства Ивановской области


Ивановская область предлагает инвесторам воспользоваться мерами государственной поддержки, главными из которых являются преференциальные режимы на территориях ТОР и ОЭЗ ППТ "Иваново" и приобретение статуса масштабного инвестиционного проекта.


4.1. ТОР.


На территории Ивановской области действует 2 ТОР (Наволоки, Южа).


В целях привлечения инвестиций для резидентов ТОР в Ивановской области по налогу на прибыль установлена льгота 3% на первые пять налоговых периодов и 11% - в течение следующих пяти налоговых периодов, по налогу на имущество и землю предусмотрено освобождение от уплаты на 10 лет.


4.1.1. ТОР "Наволоки".


Градообразующим предприятием моногорода Наволоки является ООО "Приволжская коммуна". Предприятие специализируется на выпуске суровых и готовых хлопчатобумажных тканей, работает стабильно (основной ОКВЭД 13.30 - Отделка тканей и текстильных изделий.).


В перечень запрещенных кодов ОКВЭД в ТОР "Наволоки" включены:


1. Все виды экономической деятельности, включенные в подкласс "Лесозаготовки".


2. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Добыча нефти и природного газа".


3. Все виды экономической деятельности, включенные в подкласс "Предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа".


4. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Производство напитков", за исключением группы "Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках".


5. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Производство табачных изделий".


6. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Отделка тканей и текстильных изделий".


7. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Производство нефтепродуктов".


8. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт", за исключением подкласса "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" и подгруппы "Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов и мототранспортных средств".


9. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами".


10. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами".


11. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта".


12. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность водного транспорта".


13. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность воздушного и космического транспорта".


14. Все виды экономической деятельности, включенные в подгруппу "Хранение ядерных материалов и радиоактивных веществ".


15. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению".


16. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Страхование, перестрахование, деятельность негосударственных пенсионных фондов, кроме обязательного социального обеспечения".


17. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность вспомогательная в сфере финансовых услуг и страхования".


18. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Операции с недвижимым имуществом".


19. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Аренда и лизинг".


20. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность органов государственного управления по обеспечению военной безопасности, обязательному социальному обеспечению".


21. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей".


22. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность общественных организаций".


23. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками".


24. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность недифференцированная частных домашних хозяйств по производству товаров и предоставлению услуг для собственного потребления".


25. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность экстерриториальных организаций и органов".


По состоянию на 01.11.2023 в реестр резидентов ТОР "Наволоки" включены 6 предприятий.


4.1.2. ТОР "Южа".


Градообразующей организацией Южского городского поселения является ООО "Мануфактура Балина", основной вид деятельности которого - прядение хлопчатобумажных волокон (ОКВЭД 13.10.1).


В перечень разрешенных кодов ОКВЭД в ТОР "Южа" включены:


1. Все виды экономической деятельности, включенные в подкласс "Выращивание однолетних культур" (01.1).


2. Все виды экономической деятельности, включенные в подкласс "Выращивание многолетних культур" (01.2).


3. Все виды экономической деятельности, включенные в подкласс "Выращивание рассады" (01.3).


4. Все виды экономической деятельности, включенные в подкласс "Животноводство" (01.4).


5. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Смешанное сельское хозяйство" (01.50).


6. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Деятельность сельскохозяйственная после сбора урожая" (01.63).


7. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Обработка семян для посадки" (01.64).


8. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений" (02.30).


9. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Рыболовство и рыбоводство" (03).


10. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Добыча и агломерация торфа" (08.92).


11. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Производство пищевых продуктов" (10).


12. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках" (11.07).


13. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Подготовка и прядение текстильных волокон" (за исключением прядения хлопчатобумажных волокон - 13.10.1) (13.10).


14. "Производство тканей из джутовых и прочих лубяных текстильных волокон" (13.20.14).


15. Все виды экономической деятельности, включенные в подкласс "Производство прочих текстильных изделий" (13.9).


16. "Производство одежды фетра, нетканых материалов, из текстильных материалов с пропиткой или покрытием" (14.19.32).


17. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Производство кожи и изделий из кожи" (15).


18. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения" (16).


19. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Производство бумаги и бумажных изделий" (17).


20. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Производство кокса" (19.10).


21. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Производство удобрений и азотных соединений" (20.15).


22. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях" (21).


23. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Производство резиновых и пластмассовых изделий" (22).


24. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Производство металлургическое" (24).


25. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Производство мебели" (31).


26. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Производство прочих готовых изделий" (32).


27. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Ремонт и монтаж машин и оборудования" (33).


28. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Обработка и утилизация неопасных отходов" (38.21).


29. Все виды экономической деятельности, включенные в подкласс "Деятельность по обработке вторичного сырья" (38.3).


30. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность" (52).


31. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность по предоставлению мест для временного проживания" (55).


32. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" (56).


33. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность профессиональная научная и техническая прочая" (74).


34. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма" (79).


35. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность в области здравоохранения" (86).


36. Все виды экономической деятельности, включенные в группу "Деятельность в области художественного творчества" (90.03).


37. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры" (91).


38. Все виды экономической деятельности, включенные в класс "Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений" (93).


По состоянию на 01.11.2023 зарегистрировано 15 резидентов ТОР "Южа".


4.2. ОЭЗ ППТ "Иваново".


На территории 2 муниципальных образований (Ивановского муниципального района и Родниковского муниципального района) создана ОЭЗ ППТ "Иваново" (постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2021 N 1615 "О создании на территориях муниципальных образований "городской округ Иваново" и "Родниковский муниципальный район" Ивановской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа") общей площадью 152,9 га.


По состоянию на 01.11.2023 зарегистрировано 8 резидентов ОЭЗ ППТ "Иваново":


АО "Родники Текстиль" - проект по производству тканей для спецодежды;


ООО "Унтекс Родники" - проект по производству трикотажного полотна;


ООО "Трикотаж Натали" - проект логистического центра;


ООО "МК Профессионал" - проект по производству дорожно-строительной техники;


ООО "Суртекс Родники" - проект по производству крашеного трикотажного полотна;


ООО "Неоакустик" - проект по производству звукоизоляционных панелей;


ООО "Русбио" - производство парфюмерной продукции и средств для гигиены;


ООО "ТКЛ Групп" - проект по организации отделочного производства трикотажного полотна.


4.3. Инвестиционный налоговый вычет.


Если компания не является резидентом ТОР и ОЭЗ и не реализует масштабный инвестиционный проект, то она может претендовать на инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций. Инвестиционный налоговый вычет совместим со статусом и льготами масштабного инвестиционного проекта.


Организациям, принявшим решение о применении инвестиционного налогового вычета и отразившим такое решение в учетной политике, предусмотрено уменьшение суммы налога на прибыль на 50% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основных средств и (или) 50% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основных средств, с учетом предельной величины инвестиционного налогового вычета, рассчитанной по ставке 8,5%.


4.4. О предоставлении земельных участков.


В соответствии с Законом Ивановской области от 06.05.2016 N 20-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности Ивановской области, муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду юридическому лицу без проведения торгов" инвесторам допускается возможность получения земельных участков в аренду без проведения торгов при условии соответствия масштабного инвестиционного проекта, реализуемого на данном земельном участке, критериям, установленным указанным Законом.


4.5. Защита и поощрение капиталовложений.


В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) Правительство Ивановской области предоставляет инвесторам, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК), гарантии не применять в отношении них акты, которые могут ухудшить их положение.


Также инвесторам, заключившим СЗПК, может быть предоставлена мера государственной поддержки в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Федерального закона N 69-ФЗ в виде возмещения затрат и (или) налогового вычета в форме субсидии:


на создание, реконструкцию или модернизацию объектов инфраструктуры;


уплату процентов по кредитам на создание, реконструкцию или модернизацию объектов инфраструктуры, недвижимого имущества, на создание результатов интеллектуальной деятельности;


на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, результатом проведения которых является создание новой технологии;


на демонтаж объектов, расположенных на территориях военных городков (в части жилищного строительства).


Меры государственной поддержки по СЗПК предоставляются в рамках объема уплаченных инвестором налоговых платежей по налогу на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, ввозных таможенных пошлин, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу.


Для заключения СЗПК, стороной которого является Российская Федерация, объем инвестиций должен быть не менее:


750 млн рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, а также проектов строительства многоквартирных домов и жилых домов в соответствии с договором о комплексном развитии территории;


1,5 млрд рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, туризма;


4,5 млрд рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства, аэровокзалов (терминалов), общественного транспорта городского и пригородного сообщения, транспортно-логистических центров;


10 млрд рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.


Для заключения СЗПК с субъектом Российской Федерации объем инвестиций должен быть не менее 200 миллионов рублей.


4.6. Единое окно для инвесторов.


В целях эффективного решения задач в сфере инвестиционной политики Правительством Ивановской области обеспечивается механизм организационного и информационного сопровождения инвестиционных проектов, в рамках которого предусматривается:


предоставление информации, связанной с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Ивановской области (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну), в том числе о возможных мерах государственной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Ивановской области;


соблюдение исполнительными органами государственной власти и организациями Ивановской области в рамках установленной компетенции сроков и порядка подготовки документов, необходимых для ведения инвестиционной деятельности;


консультирование по вопросу подбора инвестиционной площадки на территории Ивановской области для реализации инвестиционного проекта;


соблюдение алгоритмов действий инвестора по подключению к инфраструктуре в соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")";


оперативная организация переговоров, встреч, совещаний, консультаций, направленных на решение вопросов, возникающих в процессе реализации инвестиционного проекта;


подготовка проектов соглашений, договоров, меморандумов, протоколов намерений и других документов, заключаемых в рамках инвестиционной деятельности между Правительством Ивановской области и инициаторами инвестиционных проектов;


оказание содействия в разработке стратегии привлечения финансирования и консультирование по вопросам привлечения финансовых средств для реализации инвестиционного проекта.


Для решения вопросов, возникающих в ходе сопровождения инвестиционных проектов, инициатор инвестиционного проекта вправе обратиться к Губернатору Ивановской области и Правительству Ивановской области:


на официальном сайте Правительства Ивановской области;


на инвестиционном портале Ивановской области;


в социальных сетях Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области.


Рассмотрение обращений осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их размещения на соответствующем информационном ресурсе.



5. Приоритетные площадки для реализации инвестиционных проектов в Ивановской области

Площадка "Иневеж"

Площадка "Вичуга"

Площадка "Наволоки"

Площадка "Южа"

Площадка ОЭЗ ППТ "Иваново"

Площадь

250 га

177 га

60 га

70 га

152,9 га

Статус территории

-

Моногород

ТОР

ТОР

ОЭЗ

Категория земель

Земли промышленности (в статусе перевода)

Земли промышленности

Земли промышленности

Земли населенных пунктов

Земли промышленности

Готовность инфраструктуры

Готовая инфраструктура отсутствует

Готовая инфраструктура отсутствует

Разработана проектно-сметная документация (далее - ПСД) на создание объектов инфраструктуры. Планируемый срок создания инфраструктуры - 3 кв. 2024 г.

Готовая инфраструктура отсутствует

Объекты инфраструктуры находятся на стадии проектирования. Планируемый срок создания инфраструктуры - 4 кв. 2023 г.

Преимущества

Близость к областному центру (15 км);

непосредственная близость к подстанции Федеральной сетевой компании (далее - ФСК) (возможности подключения к сетям высокого напряжения (далее - ВН));

наличие якорного резидента;

проработанный механизм финансирования создания объектов инфраструктуры (247,8 млн руб. предусмотрено за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов)

Удобная транспортная доступность (граница площадки примыкает к областной трассе Р80);

свободна вся площадь территории;

непосредственная близость к подстанции ФСК (возможности подключения к сетям ВН);

в соответствии с Правилами землепользования и застройки возможно размещение производственных объектов 1 - 5 классов опасности;

хороший кадровый потенциал (49 тыс. жителей в Вичуге и Вичугском районе);

возможность привлечения льготного финансирования ФРМ (далее - Фонда развития моногородов)

Близость к г. Кинешма (второй город по численности населения в области - 100 тыс. жителей) - 13 км;

наличие якорных резидентов;

высокая степень готовности инженерной инфраструктуры;

налоговые льготы для резидентов ТОР;

возможность привлечения льготного финансирования ФРМ

Удобная транспортная доступность (площадка примыкает к асфальтовой дороге, 3 км до автодороги г. Южа - г. Шуя - г. Иваново);

свободна вся площадь территории;

налоговые льготы для резидентов ТОР;

возможность привлечения льготного финансирования ФРМ

Расположение в границе областного центра;

хорошая транспортная доступность (близость к новой окружной трассе "Западный обход", расстояние до таможенного поста - 14 км);

наличие якорных резидентов;

высокая степень готовности инженерной инфраструктуры;

налоговые льготы для резидентов ОЭЗ ППТ "Иваново"

Целевые инвесторы

Энергоемкие промышленные предприятия с высокой численностью работников

Энергоемкие химические предприятия: крупнотоннажное/среднетоннажное производство или несколько малотоннажных производств (Поверхностно-активные вещества (далее - ПАВ), фармацевтические субстанции)

Предприятия легкой промышленности

Предприятия в сферах агропромышленного комплекса пищевой промышленности

Высокотехнологичные предприятия



6. Приоритетные отрасли для привлечения инвестиций в Ивановскую область

Название отрасли

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Легкая промышленность

1 группа

1.1. Строительный текстиль

растущий инновационный рынок, наличие историй успеха и иностранных инвесторов;

рост рынка, присутствие глобальных корпораций, близость к рынкам сбыта;

высокая потребность в проекте со стороны торговых сетей

относительно небольшое количество инвесторов, чувствительность к логистическому плечу;

высокая конкуренция со стороны других регионов, отсутствие компетенций в Ивановской области;

небольшое количество историй успеха в Ивановской области, высокая стоимость труда в сравнении с Юго-Восточной/Центральной Азией, Северным Кавказом

1.2. Средства гигиены

1.3. Контрактное швейное производство

2 группа

1.4. Outdoor-одежда и функциональная ткань

динамично развивающийся инновационный сегмент, наличие историй успеха и компетенций;

простое производство, дополняющее сегмент технического текстиля;

проблема утилизации пластиковых отходов;

высокая потребность со стороны региональных производителей ткани

пока относительно небольшой рынок, высокая конкуренция со стороны иностранных производителей;

возможен дефицит сырья из-за наличия конкурирующих производств в ЦФО;

высокая конкуренция с импортной пряжей

1.5. Вторичное полиэфирное волокно

1.6. Смесовая ткань

3 группа

1.7. Льняное производство

приоритетное направление развития легпрома, наличие федеральной поддержки, наличие компетенций;

рост рынка на фоне пандемии, наличие компетенций и историй успеха в Ивановской области

падающий рынок, появление продуктов-аналогов (конопли), конкуренция со стороны других регионов;

большое количество уже запущенных проектов

1.8. Медицинский текстиль

2. Электротехническое оборудование

1 группа

2.1. Низковольтное коммутационное оборудование

рост жилищного строительства, большая доля импорта, наличие историй успеха;

развитие IoT, рост автоматизации, связь с сектором "Промышленные машины и оборудование";

новый растущий рынок с высоким инновационным потенциалом

небольшой размер инвестиций, преимущественно сборочное производство;

отсутствие историй успеха на российском рынке, преимущественно иностранные инвесторы;

риск медленного развития рынка, переключения на другие технологии

2.2. Электроприводы

2.3. Зарядные устройства для электротранспорта

2 группа

2.4. Автомобильная проводка

масштабный рынок с высокой долей импорта; развитие светодиодных технологий, вытесняющих традиционные источники света;

требования по локализации производства со стороны сетевых компаний, высокий износ оборудования сетей и генерации

сильные позиции импортеров;

отсутствие конкурентного производства светодиодов в России, преимущественно сборочные проекты с небольшими инвестициями;

недозагруженность мощностей существующих проектов, высокая конкуренция со стороны других регионов

2.5. Осветительное оборудование

2.6. Высоковольтное коммутационное оборудование

3 группа

2.7. Измерительные трансформаторы

наличие пилотного проекта в регионе, наличие компетенций;

технология будущего, приоритет развития для Национальной технологической инициативы (далее - НТИ);

цифровизация сети, появление новых моделей рынка, требующих новых решений по учету электроэнергии

относительно небольшой размер рынка;

отсутствие историй успеха в России;

сборочное производство с небольшими инвестициями, отсутствие компетенций в регионе

2.8. Системы накопления

2.9. Автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов и Автоматизированная система управления технологическим процессом

3. Химическая промышленность

1 группа

3.1. Связующие вещества: синтетические смолы, жидкое стекло и др.

значительный спрос в России, высокая доля импорта;

близость к клиенту (Москва и Московская область) и к поставщикам сырья из других регионов;

продукция высокого передела, обладающая большей добавленной стоимостью

отсутствие поставщиков сырья для производства в Ивановской области;

сложные и дорогие технологии производства некоторых видов смол (например, полиуретановых);

отсутствие компетенций в Ивановской области

3.2. Продукция на основе ПАВов

2 группа

3.3. Клеи на водной и органической основе

значительный спрос России, высокая доля импорта;

близость к клиенту: предприятиям Ивановской области, Москве и Московской области

отсутствие поставщиков сырья для производства в Ивановской области;

экологические риски, наличие вредных выбросов в некоторых сегментах производств

3.4. Краски, лаки, включая эмали и политуры

3 группа

3.5. Инициаторы реакций, катализаторы

значительный спрос в России, высокая доля импорта;

наличие сырья (древесины);

высокий экспортный потенциал, в частности целлюлозная продукция для Китая

широкий спектр продуктов, сложность получения лицензии на некоторые виды катализаторов, сложности с сертификацией;

первичное производство целлюлозы требует крупномасштабных инвестиций, переработка целлюлозы требует договоренностей с поставщиками, возможны проблемы с сырьем;

невысокая маржинальность целлюлозной продукции

3.6. Продукты переработки целлюлозы

4. Промышленные машины и оборудование

1 группа

4.1. Мини-экскаваторы/мини-строительная техника

значимый и растущий рынок в России, наличие спроса в Ивановской области;

высокий потенциал импортозамещения, малое количество в России производителей мини-экскаваторов;

возможность создания комплексной цепочки создания стоимости

большое количество конкурирующих компаний из других регионов (части и комплектующие);

потребуются новые образовательные программы;

предприятия среднего размера, небольшой вклад в занятость и экономику Ивановской области

4.2. Части подъемников, кранов, погрузчиков, бульдозеров

2 группа

4.3. Части для тракторов и моторно-транспортных средств

высокая потребность в насосах в России в различных отраслях экономики;

широкий перечень типов насосов, большое количество потенциальных инвесторов;

большая часть тракторных заводов расположены далеко от Ивановской области

отсутствие производителей тракторов и комплектующих в Ивановской области;

необходимость сформировать новую цепочку создания стоимости;

потребуется подготовка специалистов, работников для новых предприятий (тракторы, насосное оборудование)

4.4. Трактора

4.5. Насосное оборудование

3 группа

4.6. Фасовочно-упаковочные автоматы

растущий рынок фасовочного и упаковывающего оборудования;

сложившаяся школа производства металлообрабатывающих станков в Ивановской области;

возможность развития кооперации с ивановскими производителями экскаваторов, тракторов и др.

отсутствие историй успеха в России в производстве станков;

потребуется подготовка специалистов, работников для новых предприятий (фасовочно-упаковочные автоматы)

4.7. Металлообрабатывающие станки

5. Сельское хозяйство

5.1. Овощи открытого грунта

высокий рыночный потенциал отрасли;

большой выбор площадок для реализации инвестпроектов в сфере с/х - 125 тыс. га;

повышение государственной поддержки отрасли;

внедрение мероприятий комплексного развития сельских территорий (улучшение жилищных условий граждан, благоустройство сельских территорий, газификация и водоснабжение, строительство дорог);

сырьевая база

5.2. Зерновые культуры

5.3. Переработка молока

5.4. Мясо птицы

5.5. Свинина

6. Инфраструктурные проекты

6.1. Мусороперерабатывающий завод

высокий рыночный потенциал (многие полигоны близки к исчерпанию своих ресурсов);

реализация данного проекта послужит драйвером дальнейшего развития отрасли вторичной переработки отходов и повысит инвестиционную привлекательность региона для других проектов (производство вторичного полиэфирного гранулята, производство вторичного текстильного волокна);

федеральная поддержка в рамках реализации Национального проекта "Экология"

возможны проблемы с сырьевым обеспечением проекта из-за отсутствия выстроенной системы раздельного сбора и сортировки отходов;

отсутствие в Ивановской области достаточных компетенций для реализации проекта

6.2. Логистический центр

7. Промышленность строительных материалов

7.1. Производство металлоизделий

высокий рыночный потенциал отрасли e-commerce (CAGR-28%);

качественная дорожная инфраструктура Ивановской области;

близость к крупнейшему рынку Москвы и Московской области

высокая конкуренция среди действующих игроков рынка;

высокий порог входа для новых игроков

7.2. Производство строительных смесей

высокий рыночный потенциал отрасли;

наличие историй успеха в Ивановской области;

близость к крупнейшим рынкам сбыта

высокая конкуренция с действующими игроками рынка

7.3. Производство утеплителей

8. Проекты экономики замкнутого цикла

8.1. Переработка текстильных отходов

высокий рыночный потенциал отрасли;

соответствие трендам устойчивого развития и ESG-повестке

недостаточное количество сырья

8.2. Металлопереработка

8.3. Переработка пластиковых отходов для производства

8.4. Переработка пиломатериалов

8.5. Переработка сельскохозяйственной продукции

9. Медицина и здравоохранение

9.1. Реабилитационные центры

9.2. Ядерная медицина

возможность привлечения в проекты крупных иностранных инвесторов;

решение социальных вопросов;

соответствие трендам ESG-повестки

отсутствие в Ивановской области опыта по реализации подобных проектов



7. Инвестиционная команда Ивановской области


Инвестиционная команда Ивановской области - это команда профессионалов, обладающая опытом, компетенциями и полномочиями в сфере инвестиций, которая определяет инвестиционные направления развития и ответственна за принятие решений в рамках возложенных полномочий.


В инвестиционную команду Ивановской области входят:


Губернатор Ивановской области;


Заместитель Председателя Правительства Ивановской области;


член Правительства Ивановской области - директор Департамента экономического развития и торговли Ивановской области;


генеральный директор автономной некоммерческой организации "Агентство по привлечению инвестиций в Ивановскую область";


уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ивановской области;


руководители региональных представительств/отделений деловых объединений (Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области, Союза "Ивановская торгово-промышленная палата", Ивановского областного регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России");


руководители кредитных организаций, расположенных на территории Ивановской области.


В каждом муниципальном образовании Ивановской области осуществляет свою деятельность институт "бизнес-гидов" (инвестиционные уполномоченные на местах), представителями которых являются заместители глав муниципальных образований по экономике, основной задачей которых является содействие реализации инвестиционных проектов, формирование предложений по улучшению инвестиционного климата.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ