Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2023 года N 382


О государственной программе Карачаево-Черкесской Республики "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2023 N 312 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Карачаево-Черкесской Республики" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:


1. Утвердить государственную программу Карачаево-Черкесской Республики "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике" согласно приложению.


2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы образования.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
М.О.АРГУНОВ



Приложение
к постановлению
Правительства Карачаево-Черкесской Республики
от 28 декабря 2023 г. N 382



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

Стратегические приоритеты государственной программы




1. Оценка текущего состояния развития образования Карачаево-Черкесской Республики



Среднее профессиональное образование


На территории Карачаево-Черкесской Республики функционируют 16 профессиональных образовательных организаций, в том числе 3 федеральные образовательные организации высшего образования реализуют программы среднего профессионального образования. Общая численность студентов в 2023/24 учебном году 11260 человек, из них более 90 процентов - студенты очной формы обучения. Контингент обучающихся за последние 3 года увеличился на 460 студентов. За счет средств федерального бюджета обучается 5 процентов студентов, за счет средств регионального бюджета - 54 процента, с полным возмещением стоимости - 31 процент. По результатам мониторинга, проведенного в 2023 году, показатель трудоустройства выпускников 2022 года в 2023 году составил 62,5 процентов. При этом главной проблемой среднего профессионального образования остается недостаточная оснащенность современным оборудованием.


4 профессиональные образовательные организации осуществляют подготовку на учебно-лабораторном и производственном оборудовании, соответствующим лучшим мировым практикам. По данным 2023 года, 20 процентов учебно-материального оборудования, которое используется в образовательной деятельности, обновлены за последние 5 лет, средства, как правило, вкладываются в колледжи - центры проведения демонстрационного экзамена, специализированные центры компетенций, межрегиональные центры компетенций. Выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.



Дошкольное образование


В Карачаево-Черкесской Республике полностью ликвидирована потребность в обеспечении дошкольным образованием в связи с чем, доступность дошкольного образования для детей возрастной категории от 2 месяцев до 7 лет в 2023 году составляет 100 процентов.


В рамках мероприятий по созданию новых и дополнительных мест для детей в возрасте до 7 лет, которые реализуются за счет субсидий из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики, в 2019 году создано 280 мест (3 объекта), в 2020 году - 640 мест (8 объектов), а также 20 мест в частных дошкольных образовательных организациях. Все образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения, в том числе в игровой форме.


Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики предоставляет методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы с родителей, чьи дети получают дошкольное образование в форме семейного образования (в 2023 году на базе 15 консультационных центров).



Общее образование


На начало 2023/2024 учебного года по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования обучались 58166 человек, функционировало 176 государственных, муниципальных, негосударственных общеобразовательных организаций. Во 2-ю смену обучались 9666 человек (около 17 процентов общего числа обучающихся). Предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики на модернизацию инфраструктуры общего образования и создание новых мест. Так, с 2019 года по 2022 год было создано 965 новых мест. Дополнительно с 2022 года началась реализация мероприятий по созданию в Карачаево-Черкесской Республике 664 новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором.


К числу основополагающих принципов государственной политики в сфере образования относятся обеспечение единства образовательного пространства на территории Карачаево-Черкесской Республики, сохранение и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Карачаево-Черкесской Республики, а также гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, которые обеспечивают федеральные государственные образовательные стандарты. В настоящее время осуществлено обновление федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, продолжается обновление федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, целями которых являются обеспечение качества общего образования, повышение роли школы в воспитании молодежи Карачаево-Черкесской Республики на основе традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования.


В 2023 году в системе общего образования трудились 5251 педагогических работников, из которых 4520 - учителей. С 2020 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тысяч человек. Государственную поддержку в размере 1 миллиона рублей уже получили 50 учителей. С 2022 года победителям программы "Земский учитель" осуществляется дополнительная региональная выплата в размере 100,0 тысяч рублей.


С 1 сентября 2021 года выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам.


Около 25 тысяч учащихся 1 - 4 классов во всех общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики получают бесплатное горячее питание, ежегодно субсидируются мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом.


В 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции выросло число школьников и студентов, обучавшихся с применением дистанционных технологий по программам начального образования - 14,7 процента, по программам основного общего образования - 15,9 процента, по программам среднего общего образования - 19 процентов, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 39,8 процента, по программам подготовки специалистов среднего звена - 43,5 процента.


В Карачаево-Черкесской Республике более 777 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и более 2094 детей-инвалидов. Реализация государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью формируется по двум основным направлениям - развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети отдельных общеобразовательных организаций. Продолжает выстраиваться преемственная вертикаль и межведомственное взаимодействие в части обеспечения указанным лицам прав на образование - от оказания ранней помощи, создания условий для получения качественного доступного общего образования, психолого-педагогического сопровождения до профессиональной ориентации, профессионального образования и трудоустройства.


Ключевыми вопросами в сфере общего образования являются преодоление школьной неуспешности детей, подъем престижа учительской профессии, укоренение социальных практик в школьной жизни.



Дополнительное образование


В 2023 году охват детей дополнительными общеобразовательными программами составил 76,9 процентов. По итогам мероприятий, реализуемых при федеральной поддержке в целях развития инфраструктуры дополнительного образования детей, в 2023/24 учебном году дополнительные общеобразовательные программы реализуются в 2 детских технопарках "Кванториум" и в мобильном технопарке для детей из сел и малых городов, в 2 ключевых центрах дополнительного образования детей, а также в центре цифрового образования детей "1Т-куб". Создано и функционирует 16500 новых мест дополнительного образования детей. В соответствии с целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей в Карачаево-Черкесской Республике внедрены механизмы персонифицированного финансирования и персонифицированного учета. Вместе с тем не в полной мере решена проблема доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями.


Ежегодно увеличивается число федеральных и региональных мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей детей (на 2023/2024 учебный год - 550 мероприятий). Государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности, включает сведения о 133 победителях и призерах регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.


В 2023 году в период летних каникул организованным отдыхом и оздоровлением охвачено более 12 тысяч детей за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики.


Важный элемент системы воспитания детей и молодежи - государственная поддержка различных форм социальной активности, в частности, добровольческой (волонтерской) деятельности. В 176 школах (100%) открыты школьные спортивные клубы. В 87 школах открыты школьные театры.


В настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике сложилась целостная система процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых на федеральном и региональном уровнях, включающая процедуры государственной регламентации образовательной деятельности, независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, систему государственной итоговой аттестации, а также участие Карачаево-Черкесской Республики в общероссийских исследованиях качества результатов образования обучающихся.


Для организации и проведения государственной итоговой аттестации создан и функционирует комплекс информационных систем, объединенных в федеральную информационную систему. Применяемые технологические решения обеспечивают сбор, обработку, хранение и предоставление информации об участниках государственной итоговой аттестации и о ее результатах. Наиболее технологичная процедура в рамках государственной итоговой аттестации, отвечающая критериям объективности, - единый государственный экзамен. На участие в государственной итоговой аттестации было заявлено около 1900 выпускников образовательных организаций.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации государственной программы относятся сбережение народа Карачаево-Черкесской Республики и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Карачаево-Черкесской Республики на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.


На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, направлены цели государственной программы до 2030 года:


повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны;


выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;


увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процентов;


формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;


развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.


Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для достижения целей, задач и показателей государственной программы и ее структурных элементов, предусматривается в консолидированном бюджете Карачаево-Черкесской Республики.


Основным механизмом, обеспечивающим реализацию целей государственной политики в сфере образования, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республике на реализацию государственной программы. Субсидии предоставляются при условии наличия правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают соответствующие расходные обязательства Карачаево-Черкесской Республики. Так, наличие утвержденных паспортов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов национального проекта "Образование" на региональном уровне, в совокупности позволяет достичь соответствующих запланированных параметров на уровне национального проекта, то есть целей государственной программы по годам ее реализации.


Таким образом, общие требования к политике Карачаево-Черкесской Республике в сфере образования основываются на принципах комплексности, преемственности и взаимодополняемости.



3. Задачи государственной программы, определенные в соответствии с национальными целями


Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р.


Государственной программой поставлены следующие задачи для достижения:


национальной цели "возможности для самореализации и развития талантов" - обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, обеспечение возможности для педагогических работников профессионального развития на протяжении всей профессиональной деятельности, организация комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, создание и внедрение в общеобразовательных организациях цифровой образовательной среды, создание и функционирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе развитие инфраструктуры, развития и поддержки добровольчества (волонтерства), обеспечение функционирования системы патриотического воспитания в Карачаево-Черкесской Республике;


национальной цели "сохранение населения, здоровье и благополучие людей" - создание условий, способствующих полноценному воспитанию и развитию каждого обучающегося, осваивающего образовательные программы общего образования (включая воспитание культуры питания, поддержание здоровья школьников, их физического и умственного развития, способности к эффективному обучению), обеспечение возможности для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет получать дошкольное образование, обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях;


национальной цели "достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" - обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда;


национальной цели "цифровая трансформация" - обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, обеспечение онлайн-сервисами образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования.


Для достижения цели государственной программы "Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента в 2030 году" решаются задачи формирования новой (более эффективной) модели среднего профессионального образования, синхронизированной с прогнозными запросами отраслей экономики и региональных рынков труда, вовлечения отраслевых предприятий в подготовку рабочих кадров посредством софинансирования инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, участия в управлении колледжами. Модернизируется материально - техническая база профессиональных образовательных организаций, в 2024 году будет создан центр опережающей профессиональной подготовки. Формируется единая база цифровых компетентностных профилей выпускников, платформенное сопровождение студентов, желающих стать самозанятыми.


Обеспечивается повышение уровня компетентности управленческих команд профессиональных образовательных организаций и квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) в соответствии с мировыми стандартами в реальных производственных условиях, их сертификация.


Ежегодное проведение национальных чемпионатов по профессиональному мастерству по международным стандартам, а также конкурсов по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" будет способствовать эффективной профессиональной ориентации и мотивации.


Для достижения целей государственной программы по доступному и качественному общему образованию и "Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми" в государственной образовательной политике Карачаево-Черкесской Республики в сфере общего образования, включающего дошкольное образование, решаются следующие задачи:


обеспечение общедоступного и качественного образования, в том числе за счет создания новых и дополнительных мест в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики с возможностью использования механизмов государственно-частного партнерства;


внедрение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и примерных основных образовательных программ, реализация концепций преподавания учебных предметов и (или) предметных областей (русский язык и литература, математика, физика, астрономия, химия, биология, география, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, технология, физическая культура, искусство);


обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, в том числе за счет внедрения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, современной и безопасной цифровой образовательной среды, способствующей также совершенствованию традиционных форм обучения, разработки и верификации цифрового образовательного контента, содержащего интерактивные и адаптивные цифровые инструменты, оснащения образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;


совершенствование системы итоговой аттестации (использование при проведении государственной итоговой аттестации рекомендуемых на федеральном уровне технологических решений);


реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности в образовательных организациях;


укрепление здоровья школьников и поддержка семей с детьми, включающие продолжение работы по организации качественного бесплатного горячего питания для всех учеников 1 - 4 классов в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 04.04.2018 N 91 "О дополнительных мерах по реализации Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 72-РЗ "Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево-Черкесской Республики", медицинского обслуживания, подвоза детей до общеобразовательных организаций и к месту проживания;


создание механизмов поддержки компетентного и ответственного родительства - получение каждым родителем полной информации о ребенке в системе образования, воспитания и развития, психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям в развитии ребенка, правовое сопровождение родителей, в том числе с использованием онлайн-сервисов;


совершенствование условий получения общего образования, дополнительного образования, профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, предусматривающее соблюдение баланса между развитием инклюзивного образования и сохранением сети отдельных общеобразовательных организаций для предоставления родителям (законным представителям) права выбора, консолидации материально-технического оснащения и кадрового потенциала Карачаево-Черкесской Республики, совершенствование нормативно-правовой базы и учебно-методического обеспечения и модернизацию дефектологического образования, деятельности центров психолого-педагогической и социальной помощи;


внедрение принципов цифровизации в деятельность системы образования, предполагающее работу по переводу услуг в электронный вид и выводу их на Единый портал государственных услуг, развитие различных цифровых инструментов и сервисов и создание условий для их использования в образовательных организациях, повышение квалификации педагогических работников в области цифровых технологий, искусственного интеллекта. Элементы безопасной цифровой образовательной среды с верифицированным контентом дополнят традиционную систему образования, обеспечат равные условия для получения качественного образования в Карачаево-Черкесской Республике.


Повышение качества общего образования неразрывно связано с квалификацией и эффективностью работы учителя, его активной вовлеченностью в профессиональную деятельность, ростом престижа учительской профессии. Обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров и достижение цели государственной программы "Развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повысить уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности, с охватом 100 процентов в 2030 году" будут реализованы за счет формирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.


Планируется создание системы непрерывного профессионального роста, задающей карьерную вертикаль от молодого педагога до педагога-методиста и педагога-наставника (путем введения соответствующих квалификационных категорий), внедрение программы наставничества с привлечением в качестве наставников учителей предпенсионного и пенсионного возраста, молодых учителей в части развития компетенций по информационно-коммуникационным технологиям, адресное повышение квалификации и методическая поддержка педагогов. Для создания прозрачной системы оплаты труда педагогов будут изменены подходы и требования к оплате труда педагогических работников, установлены перечни стимулирующих и компенсационных выплат.


Повысится эффективность и производительность труда учителя за счет внедрения цифровых помощников (инструментов автоматического планирования, генерации отчетов, проверки домашних заданий, сервисов общения с родителями) на базе цифровой платформы "Моя школа", являющейся ключевым элементом формируемой цифровой образовательной среды.


Будет продолжена реализация проекта "Земский учитель".


Важнейшим приоритетом в образовании является современная подготовка будущих учителей. С этой целью планируется развитие педагогических образовательных организаций, обновление их программ.


Цель государственной программы "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся" достигается за счет реализации комплекса мер, направленных в первую очередь на повышение доступности дополнительного образования, выявление и развитие способностей и талантов детей и молодежи.


Расширение потенциала системы дополнительного образования позволит решить задачу увеличения охвата обучающихся качественными услугами дополнительного образования, продолжить решение задач гражданского образования и патриотического воспитания, формирования у обучающихся правовых, культурных и нравственных ценностей, содействия их научной и творческой активности. Предусмотрено тиражирование лучших практик воспитания и развития детей на базе созданного в Карачаево-Черкесской Республике регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи образовательного центра "Спутник".


Продолжится реализация образовательных программ с использованием инфраструктуры детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций, центров образования "Точка роста", центров цифрового образования "1Т-куб".


Продолжится внедрение системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования.


В целях профессионального самоопределения школьников появятся новые современные форматы профессиональной ориентации (с учетом опыта портала "Проектория", проекта "Билет в будущее", открытых онлайн-уроков "Шоу профессий" и др.).


Реализация мероприятий, направленных на физическое воспитание и формирование здорового образа жизни детей и молодежи, позволит увеличить долю обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, участвующих в туристско-краеведческой деятельности.


Получат дальнейшее развитие государственные меры поддержки организаций отдыха детей и их оздоровления (с использованием механизмов государственно-частного партнерства).


В целях создания единого воспитательного пространства во всех образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, будут внедрены рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы. Будет организована работа советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 02.10.2023 N 272 "О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Карачаево-Черкесской Республики бюджетам муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики на проведение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в муниципальных общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики".


Будут созданы условия для вовлечения молодежи в общественно полезную деятельность посредством развития института ученического самоуправления, добровольчества, детских и молодежных общественных объединений.


Будут решаться вопросы социализации и интеграции талантливой молодежи из числа иностранных граждан, обучающихся в Карачаево-Черкесской Республике, организовано системное вовлечение молодежи в проекты и программы в сфере международного молодежного сотрудничества, направленные на содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу.



4. Задачи государственной программы по обеспечению приоритетного развития социально-экономической сферы приграничного муниципального образования Карачаевского муниципального района


Задачи и цели государственной программы в сфере образования на федеральном и региональном уровне направлены:


на повышение доступности и качества предоставления образования приграничного муниципального образования Карачаевского муниципального района.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ