Соглашение между Правительством
Сахалинской области, Сахалинским
областным союзом организаций профсоюзов
и объединением работодателей
Сахалинской области на 2024 - 2026 годы
от 28 декабря 2023 года
Южно-Сахалинск
Зарегистрировано в Агентстве по труду и занятости населения Сахалинской области 29 декабря 2023 г. N 405
Правительство Сахалинской области (по
согласованию с органами местного
самоуправления муниципальных
образований Сахалинской области (далее -
органы местного самоуправления) в лице
Губернатора Сахалинской области
В.И.Лимаренко, действующего на основании
Устава Сахалинской области (далее -
Правительство), Сахалинский областной
союз организаций профсоюзов в лице
председателя А.С.Кознова, действующего
на основании Устава (далее - Профсоюзы), и
объединение работодателей Сахалинской
области в лице председателя Союза
промышленников и предпринимателей
Сахалинской области К.П.Сухоребрика,
действующего на основании Устава (далее -
Работодатели), именуемые в дальнейшем
Стороны, заключили на основании
Трудового кодекса Российской Федерации
настоящее соглашение (далее -
Соглашение), устанавливающее общие
принципы регулирования
социально-трудовых и связанных с ними
экономических отношений в Сахалинской
области в 2024 - 2026 годах и совместные
действия Сторон по их осуществлению.
Стороны ставят в числе приоритетных
целей Соглашения содействие реализации
социально-экономической политики,
обеспечивающей право граждан на
достойный труд, повышение уровня и
качества жизни работников и их семей,
сокращение масштабов бедности на основе
устойчивого развития социально
ориентированной экономики, повышения ее
конкурентоспособности и увеличения
прибыльности хозяйствующих субъектов,
роста производительности труда,
обеспечения стабильной занятости и
гибкости рынка труда, безопасности
рабочих мест, расширения возможностей
профессионального и карьерного роста
работников.
При этом Соглашение является составной
частью коллективно-договорного процесса
в системе социального партнерства и
основой для разработки и заключения
соглашений и коллективных договоров в
организациях всех форм собственности,
расположенных на территории Сахалинской
области.
Обязательства и гарантии Соглашения
являются минимальными и могут быть
изменены только в сторону повышения
социальной и экономической защищенности
работников.
Обязательства Сторон, включенные в
данное Соглашение, исполняются ими в
порядке и пределах полномочий,
установленных действующими законами и
другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Сахалинской
области. Обязательства, принятые
Правительством в рамках Соглашения,
исполняются в том числе через
деятельность иных исполнительных
органов Сахалинской области.
Закрепленные Соглашением обязательства,
требующие финансирования из областного
бюджета Сахалинской области,
учитываются при составлении областного
бюджета Сахалинской области на
очередной финансовый год и плановый
период.
Стороны признают обязательным участие
областной трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых
отношений (далее - Комиссия) в
рассмотрении проектов нормативных
правовых актов в сфере
социально-трудовых отношений.
1. В области экономики
1.1. Стороны:
1.1.1. Реализуют социально ориентированную
экономическую политику, осуществляют
меры, направленные на создание
благоприятных условий для устойчивого
развития производства товаров, услуг,
предпринимательства и обеспечение на
этой основе повышения качества и уровня
жизни населения области.
1.1.2. Продолжают курс на модернизацию
производства организаций
перерабатывающей промышленности,
стройиндустрии с целью выпуска
эффективной конкурентоспособной
продукции с максимальным использованием
местных ресурсов.
Принимают меры по созданию
благоприятного инвестиционного климата
в целях привлечения отечественных и
иностранных инвестиций в экономику и
инфраструктуру области.
Вырабатывают при необходимости
предложения, способствующие повышению
конкурентоспособности экономики,
совершенствованию налоговой и тарифной
политики, и направляют их в адрес
федеральных органов государственной
власти, Российской трехсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений.
1.1.3. Проводят работу по предупреждению
преднамеренного и фиктивного
банкротства организаций, разрабатывают
и реализуют меры по экономическому
оздоровлению неплатежеспособных
организаций области.
1.2. Правительство:
1.2.1. Осуществляет мониторинг и
прогнозирует развитие
социально-экономической ситуации в
области с целью определения
приоритетных направлений и перспектив
развития. Разрабатывает государственные
программы социально-экономического
развития области и организует их
реализацию.
1.2.2. Содействует устойчивому развитию
экономики.
1.2.3. Обеспечивает финансирование
социальной сферы в пределах средств,
предусмотренных областным бюджетом.
Органы местного самоуправления
обеспечивают финансирование социальной
сферы в пределах средств,
предусмотренных местными бюджетами.
1.2.4. Вносит предложения в Сахалинскую
областную Думу по оптимизации
применения налогового законодательства
в целях создания условий для привлечения
инвестиций в экономику, оказания мер
государственной (областной) поддержки.
1.2.5. Обеспечивает содействие
организациям по формированию бюджетных
заявок на участие в федеральных
программах, способствующих привлечению
дополнительных инвестиций в Сахалинскую
область, поддержке региональных
производителей.
1.2.6. Обеспечивает разработку и
реализацию мер государственной
поддержки развития агропромышленного
комплекса, направленные на создание
предпосылок для устойчивого развития
сельских территорий, улучшение общих
условий функционирования
сельскохозяйственных
товаропроизводителей всех форм
собственности, развитие приоритетных
подотраслей сельского хозяйства,
повышение финансовой устойчивости
сельского хозяйства в рамках
государственной программы Сахалинской
области "Развитие в Сахалинской
области сельского хозяйства и
регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия".
1.2.7. Содействует за счет совместных
государственных и частных инвестиций
модернизации жилищно-коммунального
комплекса и финансовой стабильности его
организаций в целях создания безопасных
и комфортных условий проживания граждан,
а также повышения доступности и качества
предоставляемых услуг.
1.2.8. Обеспечивает исполнение мероприятий
государственной программы Сахалинской
области "Обеспечение населения
Сахалинской области качественным
жильем" по организации строительства
массового доступного жилья в регионе.
1.2.9. Проводит работу по улучшению
ситуации во взаиморасчетах
хозяйствующих субъектов, ликвидации
неплатежей, погашению задолженности
консолидированного бюджета Сахалинской
области перед организациями,
расположенными на территории области.
1.2.10. Принимает на основе регулярного
мониторинга положения дел в сфере малого
и среднего бизнеса региона
дополнительные меры поддержки
предпринимательской деятельности,
способствует устранению
административных барьеров для развития
предпринимательства, содействует
развитию инфраструктуры малого и
среднего бизнеса.
1.3. Работодатели:
1.3.1. Принимают необходимые меры по
улучшению экономического и финансового
положения организаций, обеспечивают их
стабильную работу по увеличению объемов
производства, выпуску
конкурентоспособной продукции; по
содействию в развитии трудового
соперничества; сохранению существующих
и созданию новых рабочих мест.
1.3.2. Осуществляют меры по
неукоснительному соблюдению налогового
законодательства, своевременной оплате
текущих платежей, погашению
задолженности в бюджеты всех уровней.
1.3.3. Не допускают "теневую",
неформальную предпринимательскую
деятельность в экономике и сфере услуг
Сахалинской области.
1.3.4. Обеспечивают реализацию прав
работников на участие в управлении
организацией в соответствии с нормами
Трудового кодекса Российской Федерации,
коллективными договорами и
соглашениями.
1.3.5. Привлекают в коллегиальные органы
управления организациями всех форм
собственности полномочных
представителей первичных профсоюзных
организаций или представителей
работников организации с правом голоса.
1.3.6. Обеспечивают по запросу органов
исполнительной власти и органов
местного самоуправления Сахалинской
области представление необходимой
информации для совместной разработки
прогнозов и мониторинга
социально-экономического развития
Сахалинской области.
1.3.7. Реализуют инвестиционные проекты, в
том числе реализуемые в рамках
государственных программ Сахалинской
области, направленные на создание
высокотехнологичных производств, новых
рабочих мест, повышение
производительности труда.
1.3.8. Принимают меры по предупреждению
возникновения банкротства.
Извещают в случаях ухудшения
финансового состояния организации,
подачи кредитором (кредиторами) в суд
заявления о признании организации
банкротом работников и выборный орган
первичной профсоюзной организации в
целях разработки совместных мер по
стабилизации ситуации и защите
работников.
1.3.9. Не реже одного раза в год информируют
работников о финансово-хозяйственной
деятельности организации, принимаемых
мерах по стабилизации и развитию
производства.
1.3.10. Обеспечивают эффективное и
рациональное использование
энергетических ресурсов, планирование и
осуществление мероприятий
энергосбережения и повышения
энергетической эффективности.
1.4. Профсоюзы:
1.4.1. Способствуют соблюдению трудовой
дисциплины.
1.4.2. Содействуют росту профессионализма
и ответственности членов профсоюза.
1.4.3. Способствуют участию работников в
управлении производством.
1.4.4. Предоставляют бесплатную
консультационную и правовую помощь
профсоюзным организациям, членам
профсоюзов, в том числе защищают их права
и интересы при смене собственника,
изменении подведомственности
организации, реорганизации, а также в
случае ликвидации и банкротства
организации.
1.5. Работодатели и Профсоюзы:
1.5.1. Выходят с инициативой о включении в
коллективные договоры и соглашения
взаимных обязательств, направленных на
сохранение и развитие производства, на
повышение производительности труда и
модернизацию производства.
1.5.2. Инициируют в ходе проведения
процедур приватизации, банкротства или
ликвидации организации разработку
комплекса мер, позволяющих обеспечить
сохранение за работниками прав и
социальных гарантий, установленных
действующим законодательством, в том
числе права на своевременную выплату
заработной платы.
1.5.3. В рамках действующего
законодательства вносят предложения в
органы государственной власти
Сахалинской области о предоставлении
инвестиций, льготных кредитов,
предоставлении налоговых льгот и
льготных тарифов, в том числе в части
налоговых платежей в областной бюджет
для организации производства социально
значимых товаров и оказания доступных и
качественных услуг населению.
2. Заработная плата, доходы и уровень
жизни населения
2.1. Стороны:
2.1.1. Проводят согласованную политику по
повышению уровня заработной платы,
увеличению удельного веса заработной
платы в общих доходах населения,
уменьшению доли населения с доходами
ниже величины прожиточного минимума,
обеспечению конституционных прав
граждан на оплату труда, выполнению
законодательства Российской Федерации и
Сахалинской области социальной
направленности.
2.1.2. Считают приоритетными в сфере
регулирования оплаты труда следующие
направления:
- максимальное снижение численности
трудоспособного населения с доходами
ниже прожиточного минимума;
- недопущение в отношении работников
организаций всех форм собственности
"теневых" способов выплаты
заработной платы;
- обеспечение роста реальной заработной
платы работников.
2.2. Правительство:
2.2.1. Содействует повышению реальных
денежных доходов населения и сокращению
уровня бедности населения на основе
экономического роста и увеличения
валового регионального продукта,
наращивания инвестиционного потенциала,
повышения эффективности социальных
программ, обеспечения занятости
населения, развития и совершенствования
социального партнерства, оптимизации
бюджетных расходов.
2.2.2. Осуществляет меры по
совершенствованию систем оплаты труда
работников организаций, финансируемых
из областного бюджета и местных
бюджетов, в соответствии с ежегодными
Едиными рекомендациями по установлению
на федеральном, региональном и местном
уровнях систем оплаты труда работников
организаций, финансируемых из
соответствующих бюджетов, утверждаемыми
решениями Российской трехсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений.
2.2.3. Принимает меры по недопущению
(предупреждению) задолженности по
выплате заработной платы.
2.2.4. При проведении оптимизации
бюджетных расходов не допускает
уменьшения заработной платы работников
организаций, финансируемых за счет
средств областного бюджета Сахалинской
области.
2.3. Работодатели:
2.3.1. Выплачивают заработную плату
работникам в сроки, предусмотренные
правилами внутреннего трудового
распорядка, коллективными договорами и
трудовыми договорами.
2.3.2. Индексируют заработную плату
работников в порядке, установленном
действующим законодательством,
коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами. Создают
условия для роста уровня заработной
платы работников темпами, превышающими
темпы инфляции, за счет модернизации
производства - передовых технологий и
эффективной организации труда, а также
снижения неэффективных,
непроизводственных материальных
расходов.
2.3.3. Используют часть прибыли
хозяйствующих субъектов всех форм
собственности на повышение заработной
платы работников.
2.3.4. Проводят работу по предупреждению
образования задолженности по выплате
заработной платы, по страховым взносам в
государственные внебюджетные фонды,
налогу на доходы физических лиц.
2.3.5. При возникновении задолженности по
выплате заработной платы направляют на
ее погашение любые доступные средства
организации, включая доходы от продажи
имущества.
2.3.6. Не допускают наличие нелегальных
трудовых отношений в организациях всех
форм собственности. Не допускают в
отношении работников организаций
"теневых" способов выплаты
заработной платы.
2.3.7. Применяют единый подход к
определению должностных (трудовых)
обязанностей работников и предъявляемых
к ним квалификационных требований,
обеспечивают подбор и расстановку
кадров на основании Единого
тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих, Единого
квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов
и служащих либо профессиональных
стандартов.
2.3.8. Обеспечивают повышение квалификации
работников, рациональное разделение
труда, создание действенного механизма
разграничения функций, полномочий и
ответственности между различными
категориями работников.
2.4. Профсоюзы:
2.4.1. Осуществляют общественный контроль
за соблюдением работодателями
законодательства о труде, за выполнением
положений коллективных договоров,
соглашений, в том числе за
своевременностью и полнотой выплаты
заработной платы, а также перечислением
страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды в организациях всех
форм собственности, имеющих первичные
профсоюзные организации.
2.4.2. Участвуют в процессах
совершенствования систем оплаты и
нормирования труда, в том числе при
оснащении производства новым
технологическим оборудованием,
улучшении условий труда, изменении норм
времени (выработки), связанных с
организационными мероприятиями.
2.4.3. Ежеквартально публикуют в
информационном бюллетене "Позиция",
размещают на официальном интернет-сайте
Сахалинского областного союза
организаций профсоюзов сведения о
работодателях, не выполняющих своих
обязательств перед работниками по
выплате заработной платы.
2.5. Работодатели и Профсоюзы:
2.5.1. Включают в коллективные договоры и
соглашения обязательства, касающиеся:
- ежегодной индексации заработной платы
на уровне не ниже индекса
потребительских цен, сложившегося на
территории Сахалинской области;
- соответствующих повышений заработной
платы при повышении производительности
труда;
- размера денежной компенсации за
задержку выплаты заработной платы и
других выплат, причитающихся работнику,
предусмотренной статьей 236 Трудового
кодекса Российской Федерации.
3. Развитие рынка труда, занятости и
кадровой политики
3.1. Стороны:
3.1.1. Принимают согласованные меры,
обеспечивающие эффективную занятость
населения, снижение уровня безработицы в
области, недопущение массовых
увольнений работников организаций,
сохранение стабильной ситуации на рынке
труда.
3.1.2. При отсутствии отраслевых,
территориальных соглашений либо
отсутствии в действующих отраслевых,
территориальных соглашениях критериев
массового увольнения работников в
качестве таковых считают:
а) ликвидацию организации (прекращение
деятельности работодателем - физическим
лицом) с численностью работающих 15 и
более человек;
б) увольнение в связи с сокращением
численности или штата работников в
следующем количестве:
для организаций с численностью до 100
человек:
- 10 и более человек в течение 30
календарных дней;
- 30 и более человек в течение 60
календарных дней;
для организаций с численностью от 101 до 500
человек:
- 30 и более человек в течение 30
календарных дней;
- 60 и более человек в течение 60
календарных дней;
- 100 и более человек в течение 90
календарных дней;
для организаций с численностью от 501 и
более человек:
- 100 и более человек в течение 30
календарных дней;
- 250 и более человек в течение 60
календарных дней.
3.1.3. Проводят согласованные действия по
закреплению в сельской местности
выпускников образовательных
организаций, реализующих
образовательные программы среднего
профессионального и высшего
образования.
3.1.4. Создают условия для формирования
эффективной политики подготовки и
сохранения квалифицированных кадров,
направленные на обеспечение
непрерывного профессионального
развития работников, профессиональной
подготовки и переподготовки кадров,
способствующие повышению их
конкурентоспособности на рынке труда,
сбалансированности спроса и предложения
рабочей силы. Реализуют меры,
направленные на развитие системы
профессиональной ориентации молодежи и
взрослого населения.
3.1.5. Проводят активные совместные
действия на рынке труда, направленные на
повышение занятости граждан,
испытывающих трудности в поиске работы,
в том числе инвалидов, женщин, молодежи,
несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет.
3.1.6. Проводят согласованную политику по
вопросам трудовой миграции, в том числе
привлечения и использования иностранной
рабочей силы на территории Сахалинской
области.
3.2. Правительство:
3.2.1. В случае ухудшения ситуации на рынке
труда, возникновения угрозы массовых
увольнений в организациях разрабатывает
комплекс мер, направленных на содействие
занятости высвобождаемых работников.
3.2.2. Разрабатывает дополнительные меры
по обеспечению занятости населения,
созданию новых и сохранению действующих
рабочих мест в отдельных муниципальных
образованиях и населенных пунктах
Сахалинской области с уровнем
безработицы, превышающем
среднеобластной показатель, и
коэффициентом напряженности более
единицы.
3.2.3. Разрабатывает и реализует программы
развития и поддержки малого и среднего
предпринимательства, сельской
потребительской кооперации,
крестьянских (фермерских) хозяйств,
самозанятости и сферы услуг,
направленные на создание новых рабочих
мест, прежде всего в муниципальных
образованиях Сахалинской области с их
острой нехваткой.
3.2.4. При реализации инвестиционных
проектов организаций устанавливает
одним из важнейших критериев оценки их
эффективности создание новых рабочих
мест с достойной оплатой труда.
3.2.5. Осуществляет меры по улучшению
качества рабочей силы и развитию ее
профессиональной мобильности на основе
обновления системы профессионального
образования всех уровней, развития
систем непрерывного профессионального
обучения, профессиональной подготовки и
переподготовки кадров с учетом
приоритетов развития экономики.
3.2.6. Организует профессиональное
обучение и дополнительное
профессиональное образование
безработных граждан в целях их
трудоустройства, в том числе на новые
(модернизируемые) рабочие места,
создаваемые в рамках реализации
инвестиционных проектов и программ
модернизации производства.
3.2.7. В целях удовлетворения потребности
регионального рынка труда в кадрах и
повышения качества образовательного
процесса:
- проводит работу по совершенствованию
организационно-экономических
механизмов регулирования системы
профессионального образования,
адаптации системы профессионального
образования к потребностям
инновационного развития экономики;
- участвует в дальнейшем развитии
системы взаимодействия образовательных
организаций, реализующих
образовательные программы высшего
образования, с работодателями.
3.2.8. Организует ежегодно работу по
прогнозированию дополнительной
потребности организаций, осуществляющих
деятельность на территории Сахалинской
области, в квалифицированных кадрах на
среднесрочный период.
3.2.9. Принимает меры по координации
деятельности органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления,
образовательных организаций, службы
занятости населения и работодателей по
организации профориентационной работы с
учащимися общеобразовательных школ
Сахалинской области с учетом ориентации
старшеклассников на получение
востребованных на рынке труда профессий
и специальностей.
3.2.10. Реализует мероприятия,
способствующие обеспечению занятости
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске
работы, в том числе инвалидов, женщин,
молодежи, несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет.
3.2.11. Создает условия для интеграции в
трудовую деятельность лиц с
ограниченными физическими
возможностями, реализует мероприятия по
обеспечению занятости инвалидов,
способствует развитию института
наставничества для адаптации их на
рабочих местах.
3.2.12. Способствует проведению работы по
квотированию рабочих мест в
организациях всех форм собственности
для приема на работу инвалидов, созданию
оборудованных (оснащенных) рабочих мест
для их трудоустройства.
3.2.13. Осуществляет контроль за приемом на
работу инвалидов в пределах
установленной квоты.
3.2.14. Реализует мероприятия по созданию
условий для совмещения женщинами
обязанностей по воспитанию детей с
трудовой занятостью, по социальной
адаптации на рынке труда женщин,
воспитывающих несовершеннолетних детей
и стремящихся возобновить трудовую
деятельность, обеспечивает повышение их
квалификации, обучение, переобучение по
востребованным на рынке труда
профессиям.
3.2.15. Способствует проведению работы по
квотированию рабочих мест в
организациях всех форм собственности
для трудоустройства отдельных категорий
молодежи, нуждающейся в социальной
защите и испытывающей трудности в поиске
работы, а именно: несовершеннолетних
граждан в возрасте от 16 до 18 лет из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; освобожденных из
учреждений уголовно-исполнительной
системы или вернувшихся из специальных
учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа; осужденных к условной
мере наказания; граждан в возрасте от 16
до 30 лет, имеющих среднее
профессиональное и (или) высшее
образование, впервые ищущих работу по
полученной профессии (специальности),
направлению подготовки.
3.2.16. Осуществляет мониторинг процессов
трудовой миграции, информирует об
изменениях в нормативных правовых актах,
регулирующих вопросы миграции.
Реализует политику в решении задач
трудовой миграции.
Обеспечивает приоритет местных трудовых
ресурсов при рассмотрении вопросов
целесообразности привлечения и
использования иностранной рабочей силы.
Создает условия для содействия
добровольному переселению в Сахалинскую
область соотечественников, проживающих
за рубежом.
3.3. Работодатели:
3.3.1. Принимают меры по модернизации
производства и наиболее эффективному
использованию производственных
мощностей, созданию новых и сохранению
имеющихся рабочих мест.
3.3.2. Содействуют трудоустройству
высвобождаемых работников
организаций-банкротов или сохраняют
возможность их занятости в организациях,
вновь образуемых на базе их имущества.
При продаже, сдаче в аренду имущества
организации, заключении концессионного
соглашения обеспечивают сохранение
рабочих мест и условий оплаты труда
работников, переподготовку и (или)
повышение квалификации работников.
3.3.3. При ликвидации хозяйствующего
субъекта или сокращении численности или
штата работников предоставляют
работникам в период срока
предупреждения один день в неделю с
сохранением среднего заработка для
поиска нового места работы.
3.3.4. До проведения мероприятий по
ликвидации или сокращению численности
или штата работников предоставляют
высвобождаемым работникам возможность
прохождения курсовой подготовки,
переподготовки или повышения
квалификации за счет средств
работодателя.
3.3.5. Не допускают массового увольнения
работников, связанного с
совершенствованием организации труда,
ликвидацией, реорганизацией,
перепрофилированием организации или
частичной приостановкой производства по
инициативе работодателя без
предварительного (не менее чем за три
месяца) уведомления в письменной форме
соответствующих профсоюзных органов или
иных представительных органов
работников и проведения с ними
переговоров о соблюдении прав и
интересов работников.
3.3.6. Заполняют вакантные рабочие места в
приоритетном порядке трудовыми
ресурсами Сахалинской области.
3.3.7. Обеспечивают своевременное
предоставление информации в органы
службы занятости населения о наличии
вакантных рабочих мест в организациях, у
индивидуальных предпринимателей.
3.3.8. Осуществляют меры, направленные на:
- обеспечение непрерывного
профессионального развития работников,
профессиональной подготовки и
переподготовки кадров с учетом
приоритетов развития экономики;
- развитие внутрипроизводственного
обучения работников организаций, а также
опережающего профессионального
обучения работников, подлежащих
высвобождению.
3.3.9. Заключают договоры и соглашения с
профессиональными образовательными
организациями всех уровней для целевой
подготовки рабочих кадров под
конкретные рабочие места,
переподготовки и повышения квалификации
работников требуемых специальностей.
3.3.10. Участвуют ежегодно в мониторинге и
прогнозировании потребности экономики
Сахалинской области в квалифицированных
кадрах на среднесрочный период.
3.3.11. Принимают участие в разработке
профессиональных стандартов и в
развитии системы сертификации (оценки)
квалификаций.
3.3.12. Обеспечивают своевременное
размещение на единой цифровой платформе
в сфере занятости и трудовых отношений
"Работа в России" и иных
информационных ресурсах информации,
необходимой для осуществления
деятельности по профессиональной
реабилитации и содействию занятости
инвалидов, информации о созданных или
выделенных рабочих местах для
трудоустройства инвалидов в
соответствии с установленной квотой для
приема на работу инвалидов, включая
информацию о локальных нормативных
актах, содержащих сведения о данных
рабочих местах, о выполнении квоты для
приема на работу инвалидов.
3.3.13. Выполняют установленную квоту для
трудоустройства инвалидов с учетом
ограничений их жизнедеятельности, в том
числе путем заключения соглашений о
трудоустройстве инвалидов с иными
организациями.
3.3.14. Создают условия для осуществления
сопровождаемого содействия занятости
инвалидов, т.е. оказания индивидуальной
помощи нуждающимся в дополнительных
мерах содействия принимаемым и принятым
на работу гражданам из числа инвалидов с
учетом рекомендаций индивидуальной
программы реабилитации или абилитации
об имеющихся у него ограничениях
жизнедеятельности, вызванных стойким
расстройством функций организма, а также
о показанных видах трудовой
деятельности путем приспособления с
учетом его потребностей маршрута
передвижения по территории организации,
обеспечения доступности необходимых
служебных помещений и информации,
оснащения (оборудования) специального
рабочего места, определения
особенностей распорядка рабочего дня с
учетом требований трудового
законодательства, закрепления при
необходимости наставника.
3.3.15. Создают, оборудуют (оснащают) и
трудоустраивают на рабочие места
незанятых инвалидов на условиях
возмещения затрат за счет средств
областного бюджета.
3.3.16. Устанавливают квоты рабочих мест
для трудоустройства отдельных категорий
молодежи, нуждающейся в социальной
защите и испытывающей трудности в поиске
работы.
3.3.17. Участвуют в организации и
финансировании проведения общественных
работ, временного трудоустройства
безработных граждан, испытывающих
трудности в поиске работы.
3.3.18. Обеспечивают трудоустройство
отдельных категорий молодежи,
нуждающейся в социальной защите и
испытывающей трудности в поиске работы,
незанятых граждан, освобожденных из
учреждений, исполняющих наказание в виде
лишения свободы, и зарегистрированных в
государственных учреждениях службы
занятости населения Сахалинской области
в целях поиска подходящей работы.
3.3.19. Содействуют обеспечению занятости
участников региональной программы по
оказанию содействия добровольному
переселению соотечественников,
проживающих за рубежом.
Содействуют мобильности рабочей силы
посредством создания условий для
привлечения и закрепления работников,
прибывших из других муниципальных
образований Сахалинской области,
субъектов Российской Федерации.
3.3.20. Не допускают сокращение работников,
призванных на военную службу по
мобилизации или поступивших на военную
службу по контракту, либо заключивших
контракт о добровольном содействии в
выполнении задач, возложенных на
вооруженные силы Российской Федерации, в
течение одного года с момента
возобновления с ним трудового договора.
3.4. Профсоюзы:
3.4.1. Осуществляют общественный контроль
за соблюдением законодательства в сфере
занятости, предоставлением льгот,
гарантий и компенсаций при
высвобождении работников.
3.4.2. Препятствуют необоснованному и
массовому заключению срочных трудовых
договоров, подмене увольнения по
инициативе работодателя иными формами
расторжения трудовых отношений.
3.4.3. Добиваются включения в коллективные
договоры и соглашения мероприятий,
направленных на:
- сохранение числа рабочих мест;
- создание условий для поиска нового
места работы работникам, получившим
уведомление о предстоящем расторжении
трудового договора по инициативе
работодателя в связи с сокращением
численности или штата работников
организации;
- обеспечение переподготовки
высвобождаемых работников;
- предоставление дополнительных льгот и
компенсаций работникам, увольняемым при
ликвидации, сокращении численности или
штата работников, вследствие
реорганизации при наличии у
работодателя финансово-экономических
возможностей.
3.4.4. Оказывают членам профсоюзов
безвозмездные услуги и консультации по
вопросам труда, занятости, разрешения
трудовых споров (конфликтов).
3.4.5. Сотрудничают с работодателями в
решении задач профессионального
развития персонала, повышения их
квалификации, подготовки и
переподготовки кадров по профессиям и
специальностям, обеспечивая защиту прав
работников.
3.4.6. В установленном порядке участвуют в
заседаниях совещательных и
координационных органов при
Правительстве Сахалинской области по
решению вопросов занятости населения.
3.4.7. Вносят предложения при рассмотрении
вопросов объемов квот на привлечение
иностранных работников.
Защищают социально-трудовые интересы
участников программы оказания
содействия добровольному переселению
соотечественников, проживающих за
рубежом, реализуемой в Сахалинской
области, являющихся членами профсоюза.
Сотрудничают с работодателями в решении
задач по созданию условий для
привлечения и закрепления работников,
прибывших из других муниципальных
образований Сахалинской области,
субъектов Российской Федерации, в рамках
функций первичных профсоюзных
организаций.
3.5. Работодатели и Профсоюзы:
3.5.1. Принимают меры по защите
социально-экономических и трудовых
интересов молодежи, женщин, в том числе
расширению прав молодежи и женщин на
обучение, труд, достойную заработную
плату.
3.5.2. Предусматривают в коллективном
договоре, соглашении:
- для работников предпенсионного
возраста (в течение пяти лет до
наступления возраста, дающего право на
страховую пенсию по старости, в том числе
назначаемую досрочно) в случае
сокращения численности или штата
работников организации
преимущественное право на оставление на
работе при равной производительности
труда и квалификации.
4. В области социальной сферы
4.1. Стороны:
4.1.1. Обеспечивают своевременную и полную
реализацию социальных гарантий,
установленных законодательством и
нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Сахалинской
области, коллективными договорами и
соглашениями.
4.1.2. Разрабатывают и реализуют комплекс
мер, направленных на социальную
поддержку отдельных категорий граждан.
4.1.3. Осуществляют деятельность по
пропаганде здорового образа жизни.
Способствуют с этой целью проведению
различных культурно-спортивных
мероприятий (олимпиад, фестивалей,
смотров-конкурсов и др.).
4.1.4. Проводят согласованную политику в
области развития культуры, спорта,
сохранения и развития социальной
инфраструктуры; по организации и
обеспечению отдыха и оздоровления детей,
сохранения и развития инфраструктуры
детского отдыха и оздоровления.
4.1.5. Проводят совместную работу по
эффективному использованию бюджетных
средств и средств организаций на решение
проблем организации отдыха и лечения
работников и членов их семей.
4.1.6. Добиваются обеспечения пенсионных
прав работников в условиях внедрения
персонифицированного учета, включения в
коллективные договоры, соглашения
обязательств, связанных с организацией
этого учета, своевременным и
обоснованным представлением в Отделение
Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по
Сахалинской области (далее - СФР) полных
сведений о застрахованных лицах, а также
своевременного перечисления страховых
взносов.
Содействуют реализации всех видов
социального страхования работающих,
обеспечению безусловной уплаты
страховых взносов на обязательное
социальное страхование.
4.1.7. Обеспечивает комплексный адресный
подход к решению проблем участников
специальной военной операции и членов их
семьи, включая предоставление
государственных услуг, в том числе
оказание содействия в трудовой и иной
занятости, психологической поддержки и
иных мер помощи.
4.2. Правительство:
4.2.1. Оказывает социальную поддержку
населению Сахалинской области в рамках
реализации государственной программы
Сахалинской области "Социальная
поддержка населения Сахалинской
области".
4.2.2. Обеспечивает исполнение мероприятий
региональной программы по повышению
рождаемости в Сахалинской области.
4.2.3. Оказывает предоставление населению
Сахалинской области бесплатной
медицинской помощи в рамках реализации
Территориальной программы
государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам Российской
Федерации, проживающим на территории
Сахалинской области, медицинской
помощи.
4.2.4. Обеспечивает реализацию законов,
устанавливающих меры социальной
поддержки, государственных программ
Сахалинской области, направленных на
социальную поддержку отдельных
категорий граждан (ветеранов Великой
Отечественной войны, ветеранов труда,
семей, имеющих детей, малоимущих граждан,
инвалидов и т.д.).
4.2.5. Осуществляет регулирование цен
(тарифов) на коммунальные услуги в
соответствии с законодательством
Российской Федерации и предусматривает
предоставление мер социальной поддержки
отдельным категориям жителей области по
оплате жилищно-коммунальных услуг.
4.2.6. Обеспечивает установление льготных
тарифов на коммунальные услуги для
населения исходя из сумм компенсации
разницы в тарифах на коммунальные
услуги, предусмотренных в областном
бюджете Сахалинской области.
4.2.7. Организует работу по пропаганде и
продвижению Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне".
Обеспечивает проведение мероприятий для
трудовых коллективов по выполнению
нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне".
4.2.8. Обеспечивает проведение летней
оздоровительной кампании детей.
4.2.9. Обеспечивает проведение
муниципальных и региональных этапов
Всероссийской спартакиады среди
трудящихся "Спартакиада трудовых
коллективов Сахалинской области".
4.2.10. Обеспечивает организацию
профессионального обучения и
дополнительного профессионального
образования участников специальной
военной операции, в том числе не
состоящим в трудовых (служебных)
отношениях и не признанным в
установленном законом порядке
безработными, и членов их семей.
4.3. Работодатели:
4.3.1. Участвуют в разработке и реализации
основных направлений социальной
политики Сахалинской области и
создаваемых на их основе целевых
социальных программ.
4.3.2. Создают условия и обеспечивают
сохранение средней заработной платы
работникам, проходящим диспансеризацию,
осуществляемую в рамках реализации
государственной программы Российской
Федерации "Развитие
здравоохранения" и государственной
программы Сахалинской области
"Развитие здравоохранения в
Сахалинской области", направленных на
формирование у населения Сахалинской
области мотивации для ведения здорового
образа жизни, а также обеспечение
приоритета профилактики в сфере охраны
здоровья граждан. При наличии финансовых
средств предусматривают в штатном
расписании организации должности
методистов-инструкторов и/или
инструкторов по спорту.
4.3.3. Обеспечивают сохранение среднего
заработка беременным женщинам на время
пути до лечебного учреждения для
прохождения обязательного
диспансерного обследования
(диспансеризации).
4.3.4. Разрабатывают и реализуют условия
предоставления дополнительных (сверх
установленных законодательными актами)
социальных льгот и гарантий работникам
(в том числе работникам-инвалидам,
работникам пенсионного возраста,
работникам, имеющим детей), бывшим
работникам за счет собственных средств
(материальная помощь, дополнительные
отпуска, право на отпуск в удобное время
и др.).
Дополнительные меры социальной
поддержки работников устанавливают и
закрепляют в коллективных договорах и
соглашениях в соответствии с
финансовыми возможностями.
4.3.5. Ежемесячно финансируют расходы на
культурно-массовую и
физкультурно-оздоровительную работу,
включая отчисление денежных средств
первичной профсоюзной организации, в
размере не менее 0,3% от фонда оплаты труда
за счет средств, полученных от
приносящей доходы деятельности.
Разрабатывают в организации меры
стимулирования работников, занимающихся
физической культурой и спортом.
4.3.6. Предоставляют финансовые средства в
объемах, предусмотренных коллективными
договорами и соглашениями, для
осуществления санаторно-курортного
лечения работников и членов их семей,
детского оздоровления в детских
оздоровительных учреждениях (в
соответствии со списками,
согласованными с профсоюзными
комитетами организаций), обеспечения
льгот ветеранам труда и других
социальных вопросов.
4.3.7. Разрабатывают и реализуют
мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИДа на
рабочих местах и защите права на труд для
работников, живущих с ВИЧ.
Применяют обучающий модуль для
информирования работников по вопросам
профилактики и лечения
ВИЧ-инфекции/СПИДа на рабочем месте с
оценкой уровня знания и поведенческого
риска в отношении инфицирования ВИЧ.
4.3.8. Предоставляют два оплачиваемых дня
отдыха работникам, прошедшим вакцинацию
от коронавирусной инфекции. Порядок
предоставления дополнительных
оплачиваемых дней устанавливается
коллективным договором или иным
локальным нормативным актом
работодателя.
4.4. Профсоюзы:
4.4.1. Участвуют в разработке и реализации
основных направлений социальной
политики Сахалинской области и
создаваемых на их основе целевых
социальных программ.
4.4.2. Добиваются включения в коллективные
договоры и соглашения дополнительных
мер социальной поддержки отдельных
категорий работников.
4.4.3. Содействуют работодателям в
организации культурно-массовой и
физкультурно-спортивной работы по
эффективному использованию финансовых
средств, предусмотренных коллективными
договорами, соглашениями.
4.4.4. Содействуют проведению
спортивно-оздоровительных мероприятий
среди работников организаций
Сахалинской области.
4.4.5. Добиваются включения в отраслевые,
территориальные соглашения и
коллективные договоры обязательств по
установлению мер поощрения лиц, ведущих
здоровый образ жизни, работников без
вредных привычек, в том числе
отказавшихся от табакокурения; лиц,
ответственных за проведение
физкультурной работы в организациях, а
также по выделению помещений для занятий
физической культурой.
4.4.6. Добиваются включения в коллективные
договоры условий организации и
финансирования отдыха и оздоровления
работников и их детей. Контролируют
вопросы организации
санаторно-курортного лечения и
оздоровления работающих, членов их
семей, отдыха и оздоровления детей и
подростков.
4.4.7. В целях оздоровления работников
предоставляют членам профсоюза и членам
их семей путевки на санаторно-курортное
лечение в здравницы и пансионаты,
входящие в санаторно-курортное
объединение "Профкурорт", с учетом
действующих профсоюзных скидок.
4.4.8. Организуют обучение, информирование
профсоюзного актива, работодателей по
вопросам действующего законодательства,
в том числе с привлечением компетентных
специалистов.
4.5. Работодатели и Профсоюзы:
4.5.1. Разрабатывают и внедряют
корпоративные программы по укреплению
здоровья работников, направленные в том
числе на профилактику и прекращение
потребления табака, немедицинского
потребления наркотических средств и
психотропных веществ и алкоголя, в
рамках региональной программы по
укреплению общественного здоровья
населения Сахалинской области.
5. Охрана труда
5.1. Стороны:
5.1.1. Обеспечивают, признавая
приоритетными, действия по сохранению
жизни и здоровья работников, реализацию
мероприятий по улучшению условий и
охраны труда и снижению уровней
профессиональных рисков в организациях,
действующих на территории Сахалинской
области. Осуществляют меры по
недопущению необоснованного лишения
работников гарантий и компенсаций за
работу во вредных и (или) опасных
условиях труда.
5.1.2. Проводят анализ и оценку состояния
условий и охраны труда в организациях,
разрабатывают меры по их улучшению,
рассматривают на заседаниях Комиссии и
ее рабочей группы по охране труда с
участием заинтересованных ведомств
состояние условий и охраны труда в
организациях Сахалинской области.
5.1.3. В целях развития и совершенствования
работы в области охраны труда организуют
и оказывают содействие в проведении
ежегодных смотров-конкурсов по охране
труда среди организаций, осуществляющих
свою деятельность на территории
Сахалинской области, а также принимают
участие в организации и проведении
месячника охраны труда в рамках темы
Всемирного дня охраны труда.
5.1.4. Пропагандируют и распространяют
материалы о передовом опыте организаций
в области охраны труда, новых разработок,
прогрессивных технологий и
оборудования, направленных на
предотвращение несчастных случаев на
производстве и (или) профессиональных
заболеваний. Осуществляют меры по
повышению уровня информированности
работников о состоянии условий и охраны
труда, производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости в
организациях Сахалинской области.
5.1.5. Принимают меры по увеличению числа
страхователей, использующих средства
СФР на финансирование предупредительных
мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональной
заболеваемости.
5.2. Правительство:
5.2.1. Обеспечивает реализацию на
территории Сахалинской области
государственной политики в области
охраны труда в пределах своих полномочий
и в соответствии с требованиями
действующего законодательства,
признавая приоритетным направлением
своей деятельности сохранение жизни и
здоровья работников.
5.2.2. Реализует государственную программу
Сахалинской области "Содействие
занятости населения Сахалинской
области" в части реализации комплекса
процессных мероприятий "Превентивные
меры, направленные на снижение
производственного травматизма и
профессиональных заболеваний".
5.2.3. Обеспечивает проведение
государственной экспертизы условий
труда в целях оценки качества
специальной оценки условий труда,
правильности предоставления работникам
гарантий и компенсаций за работу с
вредными и (или) опасными условиями
труда, фактических условий труда
работников.
5.2.4. Принимает меры по обеспечению
финансирования мероприятий по охране
труда, в том числе по проведению
специальной оценки условий труда в
учреждениях, финансируемых за счет
средств областного бюджета Сахалинской
области.
5.2.5. Проводит мониторинг и анализ
состояния условий и охраны труда,
производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости,
разрабатывает предложения по их
предупреждению.
5.2.6. Организует ежегодный смотр-конкурс
по охране труда на лучшую организацию по
проведению работы по охране труда,
лучшего специалиста по охране труда,
лучший кабинет охраны труда.
Способствует проведению месячника
охраны труда в организациях Сахалинской
области в рамках темы Всемирного дня
охраны труда.
5.2.7. Обеспечивает информирование по
вопросам охраны труда и пропаганду
охраны труда, передового опыта в сфере
охраны труда, в том числе посредством
участия в создании и распространении
социальной рекламы по вопросам охраны
труда, проведения семинаров и совещаний.
5.2.8. Обеспечивает работу по
информированию работодателей об
использовании средств СФР на
финансирование предупредительных мер по
сокращению производственного
травматизма и профессиональной
заболеваемости.
5.3. Работодатели:
5.3.1. Создают безопасные условия труда
исходя из комплексной оценки
технического и организационного уровня
рабочего места, а также исходя из оценки
факторов производственной среды и
трудового процесса, которые могут
привести к нанесению вреда здоровью
работников.
5.3.2. Обеспечивают создание и
функционирование системы управления
охраной труда в организациях, включая
управление профессиональными рисками.
Своевременно осуществляют обучение
работников по охране труда.
5.3.3. Обеспечивают проведение специальной
оценки условий труда в соответствии с
законодательством о специальной оценке
условий труда с обязательным участием
представителей выборного органа
первичной профсоюзной организации или
иного представительного органа
работников.
Используют полученные результаты в
качестве основы для улучшения условий
труда, а также обоснования
предоставления гарантий и компенсаций
за работу с вредными и (или) опасными
условиями труда. Устанавливают
работникам, занятым на работах с
вредными и (или) опасными условиями
труда, соответствующие гарантии и
компенсации, предусмотренные
федеральным законодательством, иными
нормативными правовыми актами.
Обеспечивают информирование работников
об их трудовых правах, включая право на
безопасные условия и охрану труда,
посредством обязательных и
дополнительных форм с использованием
визуальной/печатной информации,
видеоматериалов, интернет-ресурсов и
другое.
5.3.4. Обеспечивают разработку и
выполнение ежегодных планов мероприятий
по улучшению условий и охраны труда и
снижению уровней профессиональных
рисков, в которые в том числе включают
мероприятия, направленные на развитие
физической культуры и спорта в трудовом
коллективе (производственная
гимнастика, компенсация работникам
оплаты занятий спортом в клубах и
секциях; организация и проведение
физкультурных, спортивных и
физкультурно-оздоровительных
мероприятий; приобретение, содержание и
обновление спортивного инвентаря;
устройство новых и (или) реконструкцию
имеющихся помещений и площадок для
занятий спортом и другие).
Обеспечивают их финансирование в
необходимом объеме, но не ниже 0,2% от
суммы затрат на производство продукции
(выполнение работ, предоставление
услуг).
5.3.5. Реализуют мероприятия по внедрению
систем автоматического и дистанционного
управления производством, устройству
новых и (или) модернизации имеющихся
средств коллективной защиты работников,
реконструкции (замене) оборудования и
другие мероприятия, направленные на
защиту работников от воздействия
опасных и вредных производственных
факторов.
5.3.6. В целях предупреждения
производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости
используют "Семь золотых правил"
концепции нулевого травматизма.
5.3.7. Проводят целевые мероприятия по
выводу работника из вредных условий
труда при наличии первичных признаков
профессионального заболевания.
5.3.8. Не допускают сокрытия несчастных
случаев на производстве, включают
представителей профсоюзных органов в
состав комиссий по их расследованию.
5.3.9. Создают условия для осуществления
уполномоченными (доверенными) лицами по
охране труда, а также членами комитетов
(комиссий) по охране труда контроля за
соблюдением на рабочих местах
государственных нормативных требований
охраны труда, организуют их обучение.
Предоставляют уполномоченным
(доверенным) лицам по охране труда, а
также членам комитетов (комиссий) по
охране труда для исполнения возложенных
на них функций оплачиваемое (в размере
среднего заработка с надбавкой к
заработной плате не менее 20%) в течение
рабочей смены свободное время,
конкретная продолжительность которого
оговаривается в коллективном договоре,
но не менее 2-х часов в неделю.
5.3.10. Участвуют в ежегодном областном
смотре-конкурсе по охране труда,
проводят месячник охраны труда в рамках
темы Всемирного дня охраны труда.
5.3.11. Осуществляют обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и
профессиональных заболеваний,
разъясняют застрахованным их права и
обязанности, а также порядок и условия
этого вида страхования.
5.3.12. Разрабатывают совместно с
профсоюзными органами и реализуют
систему материального и морального
поощрения работников за снижение
производственного травматизма,
безаварийную работу, за предложения по
улучшению условий и охраны труда.
5.3.13. Предоставляют в уполномоченный
орган исполнительной власти в области
охраны труда - агентство по труду и
занятости населения Сахалинской
области, органы местного самоуправления
и орган профсоюзного контроля за
соблюдением трудового законодательства
и иных актов, содержащих нормы трудового
права, информацию и документы о
состоянии условий и охраны труда.
5.4. Профсоюзы:
5.4.1. Инициируют включение в коллективные
договоры и соглашения мероприятий,
направленных на улучшение условий и
охраны труда, повышение уровня
безопасности производств.
5.4.2. Контролируют выполнение
работодателями обязательств,
предусмотренных коллективными
договорами и соглашениями, а также
предоставление гарантий и компенсаций
за вредные и (или) опасные условия труда,
обеспечение работников
сертифицированными (декларированными)
средствами индивидуальной и
коллективной защиты.
5.4.3. Способствуют выполнению
мероприятий, направленных на снижение
уровня травматизма и профессиональных
заболеваний в организациях. Добиваются
финансирования в полном объеме
мероприятий по улучшению условий труда
работников.
5.4.4. Принимают участие в комиссиях по
проведению специальной оценки условий
труда, в полной мере реализуют свои права
при проведении специальной оценки
условий труда, в том числе инициируют
проведение внеплановой специальной
оценки условий труда. Осуществляют
контроль за соблюдением требований
законодательства о специальной оценке
условий труда.
5.4.5. Инициируют создание на паритетных
началах комитетов (комиссий) по охране
труда в организациях, развивают институт
уполномоченных (доверенных лиц) по
охране труда в организациях на
территории Сахалинской области.
5.4.6. Содействуют организации обучения
уполномоченных (доверенных) лиц
профсоюзов по охране труда и членов
комитетов (комиссий) по охране труда.
5.4.7. Защищают права и интересы работников
по охране труда. Участвуют в
расследовании несчастных случаев на
производстве, отстаивают интересы
работников, пострадавших от несчастных
случаев на производстве и получивших
профессиональные заболевания.
5.4.8. Принимают меры по повышению
информированности работников об
условиях и охране труда,
производственном травматизме и
профессиональной заболеваемости в
организациях, расположенных на
территории Сахалинской области.
6. Социальные гарантии и компенсации для
лиц, работающих и проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях
6.1. Работодатели:
6.1.1. Предоставляют работникам
компенсационные выплаты,
предусмотренные статьями 325 - 326
Трудового кодекса РФ, в размерах не ниже
установленных для работников
организаций, финансируемых из
федерального бюджета.
6.1.2. Обеспечивают оплату труда с
применением районного коэффициента к
заработной плате в размере, максимально
действующем для данной местности:
- Курильский, Северо-Курильский и
Южно-Курильский районы - 2,0;
- Ногликский, Охинский районы - 1,8;
- Александровск-Сахалинский, Анивский,
Долинский, Корсаковский, Макаровский,
Невельский, Поронайский, Смирныховский,
Томаринский, Тымовский, Углегорский,
Холмский районы, город Южно-Сахалинск -
1,6.
6.2. Работодатели и профсоюзы:
6.2.1. Устанавливают в коллективных
договорах или трудовых договорах
36-часовую рабочую неделю для женщин, если
меньшая продолжительность рабочей
недели не предусмотрена для них
федеральными законами, с условием, что
заработная плата выплачивается в том же
размере, что и при полной рабочей неделе.
7. Молодежная политика
7.1. Стороны:
7.1.1. Способствуют реализации
государственной молодежной политики в
Сахалинской области.
Содействуют увеличению
представительства трудоспособной
молодежи в органах исполнительной
власти, органах местного самоуправления,
в органах объединений профсоюзов и
работодателей.
7.2. Работодатели:
7.2.1. При реализации кадровой политики
обеспечивают целевое направление на
обучение в рамках договорных отношений с
организациями среднего
профессионального и высшего образования
по подготовке молодых работников,
обеспечивают им прохождение
производственной практики и последующее
трудоустройство. В целях закрепления
молодых работников на производстве
оказывают им материальную поддержку в
соответствии с действующим
законодательством и локальными
нормативными актами.
7.2.2. Проводят работу по закреплению на
производстве молодых работников,
используя институт
шефства-наставничества.
7.2.3. Обеспечивают организацию и
финансирование временного
трудоустройства несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет в свободное от
учебы время, отдавая приоритет
подросткам, находящимся в трудной
жизненной ситуации, а также находящимся
в социально опасном положении;
безработных граждан в возрасте от 18 до 20
лет, имеющих среднее профессиональное
образование, ищущих работу впервые.
7.2.4. Разрабатывают и реализуют меры по
закреплению и поддержке молодых
работников и решению их
социально-бытовых проблем.
7.2.5. Обеспечивают выплату процентных
надбавок за работу в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях в
полном размере с первого дня работы
лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в
указанных районах не менее 5 лет суммарно
или непрерывно.
7.2.6. Обеспечивают в течение трех месяцев
после увольнения с военной службы за
гражданами, работавшими у них до призыва
на военную службу, преимущественное
право на поступление на работу.
7.3. Профсоюзы:
7.3.1. Добиваются включения в коллективные
договоры и соглашения мер по закреплению
молодых работников на производстве.
Осуществляют защиту трудовых прав и
интересов членов профсоюзов.
8. Социальное партнерство и координация
действий сторон Соглашения
8.1. Стороны:
8.1.1. Содействуют заключению коллективных
договоров и соглашений на территории
области, их уведомительной регистрации в
органах по труду. Принимают меры по
повышению качественного уровня
заключаемых коллективных договоров и
соглашений, организации контроля их
выполнения. Признают обязательным
заключение территориальных
трехсторонних соглашений. Способствуют
предотвращению трудовых споров, а при их
возникновении - принимают меры по их
урегулированию.
8.1.2. Проводят работу по развитию
социального партнерства в трудовых
коллективах, созданию новых и расширению
имеющихся первичных профсоюзных
организаций, а также созданию и
эффективной работе координационных
советов организаций профсоюзов и
объединений работодателей в
муниципальных образованиях Сахалинской
области.
8.1.3. Обеспечивают участие работодателей
Сахалинской области в региональных
этапах всероссийского конкурса
"Российская организация высокой
социальной эффективности" и
Всероссийского конкурса
профессионального мастерства "Лучший
по профессии".
8.1.4. Проводят трехсторонние консультации
по вопросам разработки и реализации
социально-экономической политики, а
также предварительное обсуждение
проектов областных законов и иных
нормативных правовых актов, областных
программ и других актов в сфере труда и
социально-трудовых отношений.
8.1.5. Признают настоящее Соглашение
правовым актом, устанавливающим
основные принципы регулирования
социально-трудовых отношений на
областном уровне, и обязуются соблюдать
достигнутые данным Соглашением
договоренности, нести предусмотренную
законодательством ответственность за
невыполнение его положений.
8.1.6. Проводят совместные мероприятия
(форумы, семинары, конкурсы, заседания
комиссий и др.), приуроченные ко
Всемирному дню действий "За достойный
труд" (7 октября).
8.2. Правительство:
8.2.1. Обеспечивает информирование сторон
социального партнерства по вопросам
заключения коллективных договоров и
соглашений, их уведомительной
регистрации в органах по труду.
Оказывает методическую помощь по
созданию и организации работы
территориальных трехсторонних комиссий
по регулированию социально-трудовых
отношений.
8.2.2. Обеспечивает регулярную публикацию
в средствах массовой информации
материалов, посвященных развитию
социального партнерства и проблем
социально-трудовых отношений в
Сахалинской области в целях освещения
деятельности Комиссии и хода реализации
настоящего Соглашения.
8.2.3. Обеспечивает ежегодное проведение
региональных этапов всероссийского
конкурса "Российская организация
высокой социальной эффективности" и
Всероссийского конкурса
профессионального мастерства "Лучший
по профессии".
8.2.4. Организует не реже двух раз в год
встречи Губернатора Сахалинской области
и председателя Правительства
Сахалинской области с профсоюзным
активом области и членами Правления
"Союз промышленников и
предпринимателей Сахалинской
области" в рамках социального
партнерства.
8.2.5. Привлекает представителей
профсоюзных органов и объединения
работодателей для участия в проводимых
областных мероприятиях, включает их в
состав комитетов, работающих на
общественных началах, комиссий по
социально-экономическим проблемам.
8.2.6. Включает настоящее Соглашение в
список правовых актов, обязательных для
изучения при проведении конкурсов на
замещение вакантных должностей и
аттестации (квалификационных испытаний)
руководителей государственных и
муниципальных организаций.
8.2.7. Обеспечивает доступность и
открытость (прозрачность) информации о
деятельности областных органов
исполнительной власти.
8.2.8. В пределах своей компетенции
оказывает содействие в создании
надлежащих условий для деятельности
профсоюзных органов в подведомственных
организациях.
8.3. Работодатели:
8.3.1. Инициируют заключение коллективных
договоров. Заключают с выборными
профсоюзными органами и иными
представителями работников
коллективные договоры, устанавливающие
конкретные условия трудовых отношений
между работниками и работодателями, а
также содействуют осуществляемому ими
контролю за исполнением условий
коллективных договоров и соблюдением
трудового законодательства.
Представляют по запросу органов
первичных профсоюзных организаций и
иных представителей работников полную и
достоверную информацию, необходимую для
заключения и подведения итогов
выполнения коллективных договоров и
соглашений. Обеспечивают направление
коллективных договоров и соглашений на
уведомительную регистрацию в органы по
труду. Не реже одного раза в год на общих
собраниях коллектива отчитываются о
ходе выполнения коллективного договора.
8.3.2. Поддерживают инициативу работников
и способствуют созданию (восстановлению)
первичных профсоюзных организаций, а при
наличии таковых обеспечивают условия по
их сохранению и продолжению
общественной деятельности в целях
развития коллективно-договорного
регулирования социально-трудовых
вопросов. Соблюдают права и гарантии
профсоюзов в организациях независимо от
форм собственности. Обеспечивают
участие в коллегиальных органах
управления организациями всех форм
собственности полномочных
представителей работников. Обязуются
предоставлять работникам, входящим в
состав соответствующих профсоюзных
выборных органов (комиссий), а также
работникам, назначенным председателями
Координационных советов профсоюзных
организаций в муниципальных
образованиях Сахалинской области, не
менее 48 часов в год для участия в
мероприятиях, проводимых профсоюзами, с
сохранением места работы и среднего
заработка.
8.3.3. Обеспечивают доступ представителям
профсоюзов на рабочие места, где
работают члены соответствующих
профсоюзов, для реализации уставных
задач и предоставленных профсоюзам прав
по защите социально-трудовых интересов
работников.
8.3.4. Принимают участие и содействуют в
проведении региональных этапов
всероссийского конкурса "Российская
организация высокой социальной
эффективности" и Всероссийского
конкурса профессионального мастерства
"Лучший по профессии".
8.3.5. При формировании годовых финансовых
планов и бизнес-планов предусматривают
средства, необходимые на финансирование
обязательств, предусмотренных настоящим
Соглашением.
8.3.6. Представляют по запросу выборного
органа первичной профсоюзной
организации информацию по
социально-трудовым вопросам, в том числе
по вопросам оплаты труда, охраны труда,
организационно-штатным мероприятиям,
режиму труда и отдыха работников и др.
8.4. Профсоюзы:
8.4.1. Инициируют заключение коллективных
договоров. Содействуют подготовке и
проведению коллективно-договорной
кампании, осуществляют контроль за
выполнением коллективных договоров и
соглашений. Проводят экспертизу
проектов коллективных договоров до их
заключения на соответствие действующему
законодательству, региональным и
отраслевым соглашениям.
8.4.2. Проводят работу по увеличению
профсоюзного членства в Сахалинской
области, созданию новых первичных
профсоюзных организаций. Принимают меры
по повышению мотивации членства в
профсоюзах в организациях всех форм
собственности, действующих на
территории Сахалинской области.
8.4.3. Содействуют в проведении
региональных этапов всероссийского
конкурса "Российская организация
высокой социальной эффективности" и
Всероссийского конкурса
профессионального мастерства "Лучший
по профессии".
8.4.4. В течение срока действия настоящего
Соглашения, при условии выполнения
другими сторонами содержащихся в нем
обязательств, содействуют
предотвращению, воздерживаются от
объявления и поддержки забастовок,
других массовых акций с требованиями по
соответствующим вопросам.
8.5. Работодатели и Профсоюзы:
8.5.1. Содействуют обеспечению в
соответствии с законодательством
Российской Федерации перечисления
профсоюзных взносов одновременно с
выплатой заработной платы.
8.5.2. Участвуют в обсуждении проектов
областных законов и иных нормативных
правовых актов, областных программ и
других актов в сфере труда и
социально-трудовых отношений.
9. Действие Соглашения и порядок
присоединения к Соглашению
9.1. Соглашение действует в отношении:
- всех работодателей, являющихся членами
"Союза промышленников и
предпринимателей Сахалинской
области", а также работодателей, не
являющихся его членами, которые
уполномочили названный Союз от их имени
участвовать в коллективных переговорах
и заключать Соглашение либо
присоединились к Соглашению после его
заключения;
- работодателей, прекративших членство в
"Союзе промышленников и
предпринимателей Сахалинской
области" после заключения Соглашения;
- работодателей, вступивших в "Союз
промышленников и предпринимателей
Сахалинской области" в период
действия Соглашения;
- органов государственной власти
Сахалинской области и органов местного
самоуправления в пределах взятых ими на
себя обязательств;
- работодателей, осуществляющих
деятельность на территории Сахалинской
области, которые в течение 30 календарных
дней со дня официального опубликования
предложения о присоединении к
Соглашению не представят в
уполномоченный орган исполнительной
власти - агентство по труду и занятости
населения Сахалинской области -
мотивированный письменный отказ от
присоединения к нему с протоколом
консультаций работодателя с выборным
органом первичной профсоюзной
организации, объединяющей работников
данного работодателя, либо иными
представителями работников.
9.2. После заключения Соглашения
руководитель уполномоченного органа
исполнительной власти - агентства по
труду и занятости населения Сахалинской
области предлагает работодателям,
осуществляющим деятельность на
территории Сахалинской области и не
участвовавшим в заключении Соглашения,
присоединиться к нему.
Присоединение к Соглашению
работодателей, действующих на
территории Сахалинской области,
осуществляется в соответствии с Законом
Сахалинской области "О системе
социального партнерства в Сахалинской
области".
9.3. В случае невозможности реализации по
причинам экономического,
технологического, организационного
характера отдельных положений
Соглашения работодатель и выборный
орган первичной профсоюзной организации
или иной представитель
(представительный орган), избранный
работниками в случаях, предусмотренных
Трудовым кодексом Российской Федерации,
вправе обратиться в письменной форме к
Сторонам Соглашения с мотивированным
предложением о временном
приостановлении действия отдельных
положений соглашения в отношении
данного работодателя. Стороны
рассматривают это предложение и могут
принять соответствующее решение о
временном приостановлении действия
отдельных положений Соглашения в
отношении данного работодателя.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Соглашение заключено на 2024
- 2026 годы, вступает в силу с 1 января 2024
года и действует по 31 декабря 2026 года.
10.2. Комиссия, соответствующие органы по
труду ежегодно осуществляют контроль за
выполнением обязательств настоящего
Соглашения.
10.3. Комиссия рассматривает ход
выполнения положений Соглашения в
соответствии с планом работы Комиссии на
соответствующий год.
10.4. Ни одна из Сторон Соглашения не может
в течение установленного срока его
действия в одностороннем порядке
прекратить исполнение принятых
обязательств. При невыполнении
обязательств по настоящему Соглашению
по причинам, признанным Сторонами
уважительными, Стороны принимают
согласованные меры к обеспечению
выполнения этих обязательств в
дальнейшем.
Губернатор
Сахалинской области
В.И.Лимаренко
Председатель
Сахалинского областного союза
организаций профсоюзов
А.С.Кознов
Председатель
РОР "Союз промышленников
и предпринимателей
Сахалинской области"
К.П.Сухоребрик