Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


Областное трехстороннее соглашение на 2024 - 2026 годы между Правительством Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области

от 27 декабря 2023 года

Зарегистрировано в управлении социальной политики Липецкой обл. 28 декабря 2023 г. N 4



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Правительства Липецкой области (далее - Правительство), объединений работодателей Липецкой области (далее - работодатели), Федерации профсоюзов Липецкой области (далее - профсоюзы), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами заключили настоящее Соглашение, устанавливающее приоритетные цели, основные принципы совместных действий по экономическому развитию области, обеспечению социально-трудовых интересов и прав граждан, повышению благосостояния населения в 2024 - 2026 годах.


Настоящее Соглашение является правовым актом и заключается для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики области с учетом интересов сторон социального партнерства, распространения принципов и опыта взаимодействия на все уровни системы социального партнерства.


Стороны признают необходимым дальнейшее развитие созданной в области системы социального партнерства и обязуются оказывать всестороннее содействие организациям, участвующим в социальном партнерстве, в повышении их эффективности в комплексном решении экономических и социальных задач. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров при заключении территориальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности, расположенных на территории области.


Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.


Стороны в пределах своих полномочий принимают меры по реализации Генерального соглашения между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом руководителей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) в Центральном федеральном округе.


Обязательства сторон, включенные в данное Соглашение, выполняются ими в порядке и пределах полномочий, установленных действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Липецкой области.



I. В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Стороны совместно:


1.1. Способствуют реализации национальных проектов и государственных программ на территории области. Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, увеличению объема валового регионального продукта, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня населения области.


1.2. Осуществляют взаимные консультации по социально-трудовым вопросам, принимают участие в подготовке проектов документов по вопросам социально-экономического развития области, направляют на рассмотрение в Областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Областная трехсторонняя комиссия) проекты нормативных правовых актов Правительства области и Губернатора области в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения.


Решения Областной трехсторонней комиссии или мнения ее сторон по направленным проектам нормативных правовых актов Правительства области и Губернатора области подлежат обязательному рассмотрению Правительством области.


1.3. При рассмотрении вопросов, связанных с предстоящей реорганизацией и ликвидацией организаций, осуществляющих деятельность на территории области, своевременно информируют социальных партнеров для принятия мер по соблюдению законных прав работающих.


1.4. В целях изучения и распространения лучшего опыта производственно-экономической деятельности организуют областные смотры, конкурсы организаций различных отраслей экономики, производственной сферы и сферы обслуживания, профессионального мастерства; организуют социально-экономическое и внутрифирменное соревнование.


Предоставляют особо отличившихся работников к награждению государственными и областными наградами, чествуют лучшие трудовые коллективы, их руководителей и работников, добивающихся высоких результатов в труде, науке, творчестве, общественной деятельности.


Совершенствуют формы чествования человека труда, повышение престижа рабочих профессий через учреждение Доски почета, книги "Трудовая слава Липецкой области" и др.


Правительство и работодатели:


1.5. Способствуют привлечению в экономику области финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов, разработке и внедрению цифровизации, инновационных технологий, механизмов, позволяющих увеличить выпуск конкурентоспособной продукции.


1.6. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики с использованием рыночных механизмов и предоставлению товаропроизводителям мер государственной поддержки и льгот.


1.7. Проводят активную промышленную политику, создают условия для развития отечественного товаропроизводства и предпринимательства. Содействуют продвижению продукции местных товаропроизводителей на российский и зарубежный рынок, имиджа области, как региона с развитой промышленностью и сельским хозяйством, выпускающего продукцию, отвечающую высоким мировым стандартам качества, культурного и туристического центра, а также объекта, привлекательного для инвесторов.


1.8. Осуществляют импортозамещающую аграрную и продовольственную политику, создают условия для развития на селе всех форм хозяйствования (агропромышленных холдингов, личных подсобных хозяйств, фермеров).


1.9. Содействуют созданию новых и модернизации действующих ресурсоэффективных производств, высокотехнологических кластеров по различным направлениям из числа научных, промышленных организаций и малых предприятий, вводу высокопроизводительных рабочих мест и модернизации существующих рабочих мест.


1.10. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создают благоприятные условия для развития сферы потребительского рынка, предпринимательства. Способствуют развитию системы сбыта сельскохозяйственной продукции путем расширения заготовительной деятельности, создания потребительских кооперативов, проведения розничных ярмарок в городах и районах области, на межрегиональных и международных выставках.


Правительство:


1.11. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие социально-экономической ситуации в области с целью определения приоритетных направлений и перспектив развития. Разрабатывает государственные программы области и организует их реализацию.


1.12. Разрабатывает и реализует меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства.


1.13. С целью обеспечения продовольственной безопасности населения области на основе ускоренного развития и повышения эффективности производства продукции сельского хозяйства, улучшения условий труда и быта сельских тружеников организует реализацию государственных программ развития сельского хозяйства и кооперации.


1.14. Проводит анализ потенциального рынка сбыта сельхозпродукции. Способствует развитию партнерских отношений между сельхозтоваропроизводителями, торговыми, перерабатывающими предприятиями.


1.15. В целях улучшения транспортного обслуживания населения области в пределах полномочий осуществляет организацию работы пассажирского транспорта. Реализует мероприятия, направленные на развитие гражданской авиации, железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.


1.16. Создает условия для развития и увеличения объемов жилищного строительства, привлечения внебюджетных источников в строительство жилья в целях обеспечения доступности и снижения стоимости жилья.


1.17. Осуществляет меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса, вовлечение его представителей в систему социального партнерства.


1.18. Проводит анализ социальной эффективности инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории региона, в том числе в части влияния на занятость населения (количество и профессионально-квалификационную структуру рабочих мест, среднюю заработную плату, социальный пакет работников) с привлечением сторон социального партнерства.


1.19. Взаимодействует с органами местного самоуправления в развитии системы земельных отношений на территории области.


Работодатели:


1.20. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, организаций, обеспечивают их стабильную работу по увеличению объемов производства, выпуску конкурентоспособной продукции, содействию в развитии трудового соревнования. Совместно с профсоюзными организациями проводят системную работу по участию трудовых коллективов в обеспечении роста производительности труда.


1.21. Активно занимаются привлечением на предприятия инвестиционных ресурсов для создания новых и модернизации действующих производств, создания новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.


1.22. Обеспечивают реализацию прав работников на участие в управлении организацией в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, коллективным договором и соглашениями.


Привлекают в коллегиальные органы управления организациями всех форм собственности полномочных представителей первичных профсоюзных организаций или представителей работников организации с правом голоса.


1.23. Беспрепятственно предоставляют представителям профсоюзных организаций информацию по социально-трудовым вопросам.


1.24. Обеспечивают своевременное и полное перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и в Федеральную налоговую службу Российской Федерации.


Профсоюзы:


1.25. Принимают участие в установленном порядке в работе региональных комиссий, общественных советов, иных органов, осуществляющих координацию деятельности по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения.


1.26. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивают защиту интересов работников.


1.27. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза, в том числе защищают их права и интересы при смене собственника, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.



II. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ


Стороны совместно:


2.1. Обеспечивают всесторонний анализ рынка труда, объединяют усилия в решении задач легализации рынка труда и трудовой миграции, создания новых эффективных рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, ее сбалансированности с рабочими местами, смягчения последствий долговременной безработицы, предотвращения негативных последствий реструктуризации отраслей экономики.


2.2. Способствуют реализации мер, направленных на повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, в целях совершенствования системы подготовки кадров для экономики области, осуществляют прогноз потребности организаций в подготовке квалифицированных кадров для экономики области на средне- и долгосрочную перспективу.


2.3. Содействуют осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве, в том числе через развитие организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность на селе.


2.4. В случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда осуществляют экстренные меры, направленные на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники финансирования этих мероприятий.


2.5. Принимают скоординированные меры по снижению социальной напряженности в результате массового увольнения работников предприятий и организаций. При определении массового высвобождения работников руководствуются критериями, установленными Отраслевыми соглашениями, в случае их отсутствия в соглашении или отсутствия соглашения руководствуются следующими критериями:


- ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;


- сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:


50 и более человек в течение 30 календарных дней;


200 и более человек в течение 60 календарных дней;


500 и более человек в течение 90 календарных дней.


2.6. В целях удовлетворения потребностей регионального рынка труда в кадрах и повышения качества образовательного процесса:


- проводят работу по совершенствованию организационно-экономических механизмов регулирования системы профессионального образования региона;


- участвуют в разработке системы взаимодействия организаций профессионального образования с работодателями.


2.7. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в экономику региона. На заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в области рассматривают заявки работодателей в отношении объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранной рабочей силы с участием представителей Профсоюзов и Работодателей.


2.8. В целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации при формировании квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы учитывают:


- отсутствие фактов массового высвобождения работников - граждан Российской Федерации в течение предыдущего года в связи с сокращением численности;


- наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет местных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки и переподготовки безработных граждан с учетом предложений муниципальных образований области.


При этом обеспечивают социально-бытовые условия проживания иностранных работников, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.


2.9. Содействуют расширению объема и перечня видов оплачиваемых общественных работ с целью обеспечения временной занятости населения, в том числе несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, участвуют в мероприятиях по обеспечению профессиональной ориентации несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, с целью повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.


2.10. Организуют совместные информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий, учебных и рабочих мест), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, проводят социологические исследования и опросы населения в сфере занятости. Привлекают средства массовой информации (далее - СМИ) к информационному обеспечению реализации государственной политики занятости.


2.11. Осуществляют комплекс мероприятий, направленных на стимулирование работодателей к трудоустройству инвалидов и обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.


2.12. Содействуют развитию практики наставничества в организациях.


Правительство:


2.13. Предоставляет государственные услуги в области содействия занятости населения. Реализует мероприятия по содействию занятости населения области и социальной поддержки безработных граждан с учетом ситуации на рынке труда.


2.14. Содействует реализации политики подбора, подготовки и сохранения высококвалифицированных кадров, повышению их конкурентоспособности на рынке труда.


2.15. Принимает меры по укреплению учебной и материально-технической базы в учреждениях профессионального образования области.


2.16. Предусматривает квотирование рабочих мест для граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (инвалидов, несовершеннолетних сирот, одиноких и многодетных родителей несовершеннолетних детей, выпускников образовательных учреждений, лиц предпенсионного возраста и др.).


2.17. В целях повышения престижа наиболее востребованных рабочих профессий и содействия повышению их квалификации предусматривает в проекте областного бюджета средства на проведение конкурсов профессионального мастерства.


2.18. Способствует развитию системы профессиональных квалификаций в Липецкой области, включая создание центров оценки квалификации или экзаменационных площадок, внедрение профессиональных стандартов на территории региона.


Работодатели:


2.19. Не допускают массового высвобождения работников. Принимают меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест, а также рабочих мест с гибким рабочим временем и возможностью трудоустройства на них инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, лиц предпенсионного возраста.


2.20. Предоставляют возможность трудоустройства на вновь вводимые рабочие места ранее высвобожденным работникам при соответствии их квалификации требованиям производства, а в сельскохозяйственном производстве - первоочередную возможность трудоустройства из числа постоянно проживающего сельского населения.


2.21. Принимают меры при планируемом сокращении работников по их максимальному обеспечению рабочими местами за счет перепрофилирования производства, переобучения, ведения режима неполного рабочего времени и других защитных мер, предусмотренных законодательством.


2.22. Организуют профессиональное обучение и повышение квалификации персонала на производстве с целью увеличения доли высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников.


2.23. В рамках национального проекта "Демография" активно направляют своих работников из числа лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста, женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет на профессиональное обучение и повышение квалификации по востребованным в экономике профессиям, навыкам и компетенциям с целью сохранения их занятости.


2.24. В рамках договоров, заключаемых с профессиональными образовательными учреждениями:


- предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной практики;


- обеспечивают закрепление наставников за молодыми работниками, осуществляют доплату наставникам в размере не менее 10% от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;


- предоставляют возможность для стажировки преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения непосредственно на производстве;


- определяют стипендиатов среди учащихся учреждений профессионального образования и выплачивают им стипендию, установленную за счет средств предприятий;


- обеспечивают учащихся средствами индивидуальной защиты во время производственной практики.


2.25. Обеспечивают заключение письменных трудовых договоров с работниками и не допускают подмены трудовых договоров договорами гражданско-правового характера. Не допускают нелегальной и теневой занятости.


2.26. Проводят консультации физических лиц по трудоустройству на предприятия, в том числе иностранных граждан, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации, предусматривающим трудоустройство в приоритетном порядке граждан Российской Федерации.


2.27. В целях развития системы профессиональных квалификаций в Липецкой области активно участвуют в разработке профессиональных стандартов, наименований квалификаций и требований к ним, оценочных средств, внедряют профессиональные стандарты на предприятии, направляют работников с их согласия для прохождения независимой оценки квалификаций в центры оценки квалификации, способствуют созданию центров оценки квалификации, экзаменационных центров и экзаменационных площадок в области.


2.28. При приеме на работу направляют работника в выборный орган первичной профсоюзной организации с целью информирования об ее деятельности.


2.29. В случае сокращения численности или штата работников организации не допускают одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в течение года после расторжения трудового договора с одним из членов семьи (за исключением случаев добровольного согласия работников на увольнение и положений, установленных коллективным договором).


Профсоюзы:


2.30. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивающих защиту интересов работников, в том числе по вопросам приема и увольнения, предоставления гарантий и компенсаций, в связи с расторжением трудового договора.


2.31. Осуществляют контроль и принимают меры в организациях по недопущению массового заключения срочных трудовых договоров.


2.32. Оказывают материальную помощь членам профсоюза, в том числе безработным, высвобожденным из организаций, с учетом финансовых возможностей.



III. В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА, ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ


Стороны совместно:


3.1. Согласились, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством; при этом размер минимальной заработной платы не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда.


3.2. Содействуют тому, чтобы в организациях, самостоятельно определяющих системы оплаты и условия стимулирования труда, данные положения закреплялись в коллективных договорах и соглашениях.


3.3. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников в области трудовых отношений и социальных гарантий, а также коллективных договоров и соглашений, регламентирующих отношения работников и работодателей.


3.4. Обсуждают проекты нормативных правовых актов области по внесению изменений и дополнений в областное законодательство об оплате труда работников бюджетных учреждений.


3.5. Считают приоритетными в сфере регулирования оплаты труда следующие направления:


- ежегодное повышение уровня реальной заработной платы работников;


- максимальное снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума;


- легализация трудовых отношений, снижение неформальной занятости, ликвидация "теневых" зарплат;


- увеличение доли фонда оплаты труда в валовом региональном продукте;


- системная организация нормирования труда.


3.6. Проводят мониторинг эффективности отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы.


3.7. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики. Устанавливают тарифную часть заработной платы на уровне не ниже 65% от общего ее размера.


3.8. Предпринимают меры по доведению средней заработной платы в области до уровня не менее трехкратного размера прожиточного минимума, установленного в области на душу населения.


3.9. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет ее повышения в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.


3.10. Для стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан содействуют привлечению к добровольному вступлению застрахованных лиц в правоотношения по дополнительному пенсионному страхованию в целях увеличения размеров накопительной части трудовой пенсии.


Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения области.


3.11. Проводят консультации по следующим вопросам:


- регулирование цен и тарифов на коммунальные услуги, повышение качества и доступности предоставляемых услуг;


- поэтапное снижение регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.


3.12. Обеспечивают бесплатную юридическую помощь по вопросам пенсионного, социального страхования и иным вопросам в соответствии с действующим законодательством.


Правительство:


3.13. При формировании проекта бюджета области и формировании межбюджетных отношений между областью и муниципальными образованиями области предусматривает средства на:


- повышение заработной платы работников бюджетной сферы и приближение ее к уровню средней заработной платы по области;


- фонд оплаты труда работников областных государственных учреждений в соответствии с действующей системой оплаты труда, выплату гарантированных доплат, надбавок и компенсаций в размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;


- обеспечение сохранения достигнутого соотношения уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации, со среднемесячной заработной платой наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячным доходом от трудовой деятельности) в области;


- компенсацию стоимости питания студентам и учащимся образовательных учреждений области в установленном законодательством порядке;


- компенсацию предприятиям пассажирского транспорта расходов по обеспечению проезда льготных категорий населения;


- материальную поддержку студентов и учащихся, выплату стипендий за особые успехи в учебе;


- оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам области, мер социальной поддержки льготным категориям граждан области.


3.14. Принимает меры по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики с учетом необходимости обеспечения индексации и повышения оплаты труда, в том числе на основе достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.


3.15. Обеспечивает в установленном порядке определение, утверждение и публикацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума на душу населения в целом по области и по основным социально-демографическим группам населения.


Принимает меры по расширению сферы действия прожиточного минимума как социального стандарта для поддержания жизненного уровня населения.


3.16. Совершенствует систему стипендиального обеспечения обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета.


Работодатели:


3.17. Во внебюджетном секторе экономики принимают меры по установлению размера месячной тарифной ставки 1 разряда (минимального должностного оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, за работу, не требующую специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и профессиональных навыков и опыта работы, не ниже федерального минимального размера оплаты труда.


3.18. Применяют системы оплаты труда, позволяющие начислять заработную плату работникам в зависимости от их квалификации, сложности выполняемой ими работы и качества затраченного труда.


3.19. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, оплату отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику в соответствии с действующим трудовым законодательством, соглашениями, коллективным и трудовыми договорами. Разрабатывают мероприятия, направленные на недопущение возникновения задолженности по заработной плате и скорейшую ликвидацию в случае ее возникновения.


3.20. Возмещают работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 календарных дней, неполученный им средний заработок за весь период ее задержки, включая период приостановки исполнения трудовых обязанностей, с уплатой по требованию работника денежной компенсации за задержку выплат в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от общей суммы не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за днем установленного срока выплаты заработной платы, по день фактического расчета заработной платы включительно.


3.21. Выплачивают выходное пособие при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя.


3.22. Проводят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.


3.23. Производят бесплатное удержание и перечисление на счет, указанный профсоюзом, профсоюзных взносов в соответствии с заявлениями членов профсоюза. В случае неправомерной задержки перечисления профсоюзных взносов несут ответственность, предусмотренную статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.


3.24. Обеспечивают своевременное и достоверное предоставление сведений в территориальный орган Социального Фонда России для назначения застрахованным гражданам соответствующих видов пособий.


3.25. Принимают меры по доведению уровня средней заработной платы в организациях до среднеотраслевого уровня в регионе.


Профсоюзы:


3.26. Участвуют в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда, в том числе оплаты труда и уровня жизни населения.


3.27. Осуществляют профсоюзный контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам организаций всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории области.


3.28. Проводят информационно-разъяснительную работу в трудовых коллективах, в том числе через профсоюзные СМИ, по вопросам пенсионного обеспечения работающих, трудового законодательства.



IV. В ОБЛАСТИ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Стороны совместно:


4.1. Признавая в настоящем Соглашении приоритетными действия по сохранению жизни и здоровья работников, обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности.


4.2. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства в области охраны труда и экологической безопасности.


4.3. Инициируют разработку, принятие и выполнение программ и мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.


4.4. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля в трудоохранной сфере и экологической безопасности.


4.5. Проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях области.


4.6. В рамках своей компетенции принимают скоординированные меры по обеспечению соблюдения работодателями и работниками требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, проверке условий и охраны труда на рабочих местах.


4.7. Участвуют в разработке и реализации мероприятий в области охраны труда и экологической безопасности в рамках коллективных договоров и соглашений, осуществляют контроль за ходом их выполнения.


4.8. Проводят семинары, совещания, круглые столы и другие мероприятия по вопросам условий и охраны труда.


Правительство:


4.9. В пределах полномочий реализует задачи, направленные на соблюдение трудовых прав и социальных гарантий граждан, предусмотренных трудовым законодательством; осуществляет государственное управление охраной труда, окружающей средой на территории области, разрабатывает и реализует соответствующие государственные программы (подпрограммы).


4.10. Регулярно на информационных площадках региона и через СМИ информирует население о состоянии окружающей природной среды, состоянии условий труда, производственного травматизма и принимаемых мерах по охране здоровья граждан, освещает проводимые мероприятия в области охраны труда и экологической безопасности.


4.11. Способствует пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, в том числе посредством участия в создании и распространении социальной рекламы, тематических программ и рубрик; проведению массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.


Работодатели:


4.12. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, принимают меры по предупреждению промышленных аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, решают вопросы экологической безопасности в зоне расположения организаций.


4.13. Способствуют развитию оказания медицинской помощи работникам по месту работы. Содействуют в проведении иммунизации работающих (в том числе трудовых мигрантов) в объеме национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям (дифтерия, столбняк, корь, краснуха, грипп, вирусный гепатит В, коронавирусная инфекция и т.д.).


4.14. Содействуют медицинским организациям в привлечении работников к профилактическим обследованиям на ВИЧ-инфекцию.


4.15. Разрабатывают и реализуют программу "Нулевой травматизм".


4.16. Создают в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей в данной организации, и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.


4.17. В установленные сроки обеспечивают проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений, технических устройств, принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.


4.18. Ведут профилактическую работу по снижению рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышению качества рабочих мест и условий труда, снижению смертности от предотвратимых причин.


4.19. Своевременно организует обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, которые осуществляются в ходе проведения:


- инструктажей по охране труда;


- стажировки на рабочем месте;


- обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;


- обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;


- обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.


4.20. Осуществляют обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, в том числе и лиц, выполняющих работы по гражданско-правовому договору (согласно соответствующим условиям договора), а также разъясняют застрахованным их права и обязанности, порядок и условия этого вида страхования.


4.21. Организуют надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованием охраны труда, соблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха работников.


4.22. За счет собственных средств организуют проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.


4.23. Осуществляют строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, сооружений и площадок при наличии соответствующих положительных заключений экспертиз. Включают представителей профсоюзов в комиссии по испытанию и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.


4.24. В установленные сроки выполняют предписания должностных лиц органов государственного надзора и контроля, представления органов общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, промышленной и экологической безопасности.


4.25. Обеспечивают проведение постоянного производственного лабораторного контроля уровня воздействия вредных производственных факторов, разработку и реализацию исчерпывающих мер по максимальному снижению их уровней и концентраций, исключению случаев превышения предельно допустимых их значений. Информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Обеспечивают выплаты таких компенсаций и использование средств индивидуальной защиты.


4.26. Обеспечивают наличие и возможность изучения сотрудниками законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, учитывающих специфику организации.


4.27. Ведут техническую политику применения "чистых технологий", модернизацию и замену устаревшего оборудования, безопасных материалов, сырья и полуфабрикатов; способствуют внедрению в производство экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.


4.28. Предоставляют органам государственного управления, надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, экологической безопасности необходимую информацию для осуществления возложенных на них полномочий.


4.29. Не допускают сокрытия несчастных случаев, проводят расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), включают представителей профсоюзных органов в состав комиссий по их расследованию.


4.30. Ежегодно определяют мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности, комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников, осуществляют их финансирование и реализацию.


4.31. Используют средства Социального Фонда России на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках "Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" в первую очередь: на мероприятия по охране труда, на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.


4.32. Обеспечивают:


- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;


- реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;


- заблаговременную разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;


- разработку и внедрение корпоративных программ по оздоровлению и формированию здорового образа жизни работников трудового коллектива.


Профсоюзы:


4.33. Содействуют реализации государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности работников на территории области.


4.34. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, экологической безопасности.


4.35. Взаимодействуют с государственными органами управления, надзора и контроля за охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, органами государственной власти и местного самоуправления в осуществлении контроля за условиями и охраной труда, правильностью предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.


4.36. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве.


4.37. Подготавливают методические рекомендации профсоюзному активу организаций по осуществлению общественного контроля за соблюдением трудовых прав работников, правил и норм по охране труда и экологической безопасности.


4.38. Организуют обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, членов комитетов (комиссий) по охране труда и профактива организаций.


4.39. Принимают участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств работодателей по охране труда в коллективных договорах и соглашениях, а также в связи с изменением условий труда.


4.40. Обеспечивают правовую защиту интересов членов профсоюзов, пострадавших от трудового увечья, страдающих профзаболеваниями; защиту прав застрахованных в системе обязательного социального и медицинского страхования.


4.41. Вносят в установленном законом порядке предложения в соответствующие органы о привлечении к ответственности руководителей и должностных лиц за несоблюдение трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, правил и норм по охране труда, сокрытие фактов несчастных случаев на производстве.



V. В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ, ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ


Стороны совместно:


5.1. В целях повышения уровня жизни инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, детей-сирот, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми, в том числе детьми-инвалидами, а также молодых и многодетных малообеспеченных семей и других слабо защищенных категорий населения изыскивают дополнительные возможности их материальной и иной социальной поддержки и помощи.


5.2. Обеспечивают методическую поддержку: молодежным объединениям, организациям, профсоюзным организациям, молодежным комиссиям (советам, комитетам), участвующим в осуществлении государственной молодежной политики в области.


5.3. Обеспечивают координацию деятельности всех заинтересованных структур при организации трудоустройства (в том числе временного) молодежи. Содействуют развитию практики стажировки учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в целях их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места.


5.4. С целью поддержки и закрепления на предприятиях и в организациях молодых специалистов, разрабатывают мероприятия по разрешению их социально-бытовых проблем.


5.5. Совершенствуют и развивают систему профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.


Содействуют пропаганде рабочих специальностей в молодежной среде.


5.6. Обеспечивают реализацию основных направлений демографической политики области, программ, мероприятий в области народонаселения.


5.7. Принимают долевое участие в финансировании культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий.


Оказывают организационно-методическую помощь досуговым, оздоровительным учреждениям.


5.8. Принимают меры по сохранению и развитию сети загородных оздоровительных лагерей и укреплению их материально-технической базы.


5.9. Осуществляют контроль за обеспечением безопасного пребывания детей в детских загородных оздоровительных учреждениях, участвуют в приемке готовности их к детской оздоровительной кампании. Привлекают к участию в приемке детских оздоровительных учреждений технические инспекции труда территориальных профобъединений и региональных организаций общероссийских профсоюзов.


5.10. Разрабатывают и реализуют меры по поддержке системы студенческих трудовых отрядов области, направленные на социализацию молодежи, получение практического опыта рабочих профессий и специальностей, востребованных на рынке труда региона.


5.11. Способствуют созданию в области доступной среды для инвалидов и других маломобильных категорий населения.


5.12. Организуют подготовку по выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для лиц, осуществляющих трудовую деятельность.


Правительство:


5.13. Организует обеспечение социального обслуживания и защиту населения области в пределах и порядке, установленных федеральным и областным законодательством.


5.14. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на снижение числа граждан области, имеющих денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного по области.


5.15. В целях повышения качества жизни населения области оказывает государственную поддержку органам местного самоуправления муниципальных образований области при реализации ими собственных полномочий, в том числе по благоустройству территорий муниципальных образований, строительству и реконструкции объектов социальной сферы и коммунальной инфраструктуры.


5.16. При формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год предусматривает средства на:


- организацию отдыха и оздоровления детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей из малообеспеченных семей, многодетных и неполных семей;


- приобретение литературы для библиотек, организацию подписки на периодическую печать, обеспечение доступа к сети "Интернет" в бюджетных организациях, финансируемых из областного бюджета.


5.17. Осуществляет мониторинг демографических процессов на территории области.


5.18. Содействует в пределах полномочий устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений, развитию в сельской местности различных отраслей материального производства, сферы услуг, сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультативного обеспечения, систем энергоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования, телекоммуникационной, телефонной связи и сети Интернет.


5.19. Предоставляет меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образования, здравоохранения и культуры в сельской местности.


5.20. Продолжает предоставление льгот по оплате проезда на пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, имеющим такое право в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе в период проведения сезонных работ на садово-дачных участках.


5.21. Содействует сохранению и развитию сферы культуры и искусства, досуга и отдыха населения, поддерживает деятельность мастеров искусств, развитие народных промыслов, самодеятельного художественного, прикладного и иных видов народного творчества.


5.22. Обеспечивает оказание молодым гражданам психологической, педагогической, информационной помощи через соответствующие консультационные пункты государственных учреждений.


5.23. Обеспечивает государственную поддержку талантливой молодежи, способствует организации и проведению конкурсов, смотров, выставок и других мероприятий в научной, общественно-политической, социально-культурной сферах.


5.24. Содействует созданию необходимых условий для оздоровления, занятий физкультурой, спортом и туризмом различных категорий населения, особенно детей и молодежи, сельского населения, малообеспеченных граждан.


5.25. Принимает меры по сохранению и развитию сети детских стационарных оздоровительных лагерей. Поддерживает уровень охвата детей и подростков мероприятиями по оздоровлению.


5.26. Принимает меры по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, способствующие созданию новых рабочих мест и поддержке социально ответственного бизнеса.


Работодатели:


5.27. С целью улучшения демографической ситуации в области, при наличии финансовых возможностей, осуществляют за счет собственных средств единовременные выплаты при рождении первого ребенка, увеличивая сумму выплат при рождении второго и каждого последующего, оказывают материальную помощь при поступлении ребенка в первый класс.


5.28. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы учащейся молодежи, молодежных трудовых отрядов.


5.29. Принимают участие в профориентационной работе с молодежью, уделяя больше внимания формированию положительного имиджа своих предприятий, учреждений, организаций за счет улучшения условий и оплаты труда, широкого информирования молодежи о работе трудовых коллективов.


5.30. Совместно с профсоюзами проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".


5.31. Совместно с профсоюзами предусматривают мероприятия по сохранению и доступности услуг, оказываемых пунктами общественного питания, культурно-просветительными, спортивными, оздоровительными и социально-бытовыми объектами организаций, с учетом действующих норм и фактической численности работающих, поддержанию на должном уровне их технического состояния.


5.32. Предоставляют отпуск преимущественно в летнее время (при наличии производственной возможности) матерям и отцам, в семьях которых двое и более несовершеннолетних детей.


5.33. Реализуют меры по поддержке и трудовой адаптации молодых работников в период освоения профессии или специальности (доплаты, повышенные тарифные ставки, пониженные нормы выработки, наставничество и др.).


5.34. Оказывают материальную помощь гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, в размере, определяемом коллективным договором.


Выплачивают единовременное пособие при приеме на работу детей-сирот в размере, определяемом коллективным договором.


5.35. Предоставляют выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после обучения.


Работодатели и профсоюзы:


5.36. С целью закрепления рабочих кадров в отраслях производства направляют усилия на восстановление традиции наставничества, обеспечивающего преемственность поколений, сохранение накопленного профессионального опыта.


Профсоюзы:


5.37. Организуют обучение молодых профсоюзных активистов, председателей молодежных советов и комиссий. Изучают и обобщают опыт работы с молодежью членских организаций и внедряют его в практику работы профкомов первичных профсоюзных организаций.


5.38. Защищают социально-трудовые права и интересы молодых членов профсоюза на предприятиях всех форм собственности.


5.39. Создают комиссии (советы) по работе с молодежью при профкомах.



VI. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ


Стороны совместно:


6.1. Определяют основные направления в развитии социального партнерства в районах и городах области через трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


6.2. Проводят работу в организациях, осуществляющих деятельность на территории области, по укреплению действующих и созданию новых объединений работодателей и первичных профсоюзных организаций.


6.3. Проводят консультации по выполнению пунктов соглашения, а также по вопросам, не включенным в него, но представляющим взаимный интерес.


6.4. Проводят работу по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, вовлечению в систему социального партнерства работодателей-руководителей организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе российских сетевых компаний и транснациональных компаний.


6.5. Способствуют предотвращению коллективных и трудовых споров, участвуют в работе по их урегулированию в соответствии с действующим законодательством на принципах примирительных, компромиссных решений и процедур, не допуская перерастания трудовых споров в остроконфликтные формы.


6.6. Содействуют вовлечению работодателей и работников в переговорные процессы по заключению отраслевых, территориальных соглашений, оказывают практическое и методическое содействие по их заключению и реализации.


6.7. Считают обязательным заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности области и их уведомительную регистрацию в установленном порядке. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при подготовке соглашений и коллективных договоров.


6.8. Вносят предложения по кандидатурам для занесения на областную Доску почета и в Книгу "Трудовая слава Липецкой области" для обсуждения на Областной трехсторонней комиссии.


6.9. Обеспечивают регулярную публикацию материалов, посвященных развитию и распространению передового опыта системы социального партнерства на территории области, выполнению настоящего Соглашения, деятельности Областной трехсторонней комиссии, практике коллективно-трудовых споров в печатных и электронных средствах массовой информации, на официальном сайте Правительства области.


6.10. Проводят в рамках социального партнерства мероприятия и обучение представителей работодателей, профсоюзов, органов местного самоуправления формам и методам регулирования социально-трудовых отношений, совершенствованию механизма трехсторонних отношений, вопросам трудового законодательства и охраны труда.


6.11. Создают в каждой организации на паритетной основе с профсоюзами комиссию по трудовым спорам и обеспечивают ее работу.


Правительство:


6.12. Предоставляет возможность для участия представителей профсоюзов и работодателей в работе формируемых на уровне региона постоянно действующих комиссий, рабочих групп, коллегий и иных коллегиальных органов, рассматривающих социально-трудовые вопросы.


6.13. В ходе осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, имеющих первичную профсоюзную организацию, а также при поступлении информации от профессиональных союзов, к которым относится указанная профсоюзная организация о фактах нарушений подведомственными организациями трудового законодательства, приглашает к участию в проверке представителей данных профсоюзов (правовых и технических инспекторов труда).


6.14. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодателей в повышении их роли в гражданском обществе.


6.15. При оказании организационной и иной поддержки организациям учитывает в качестве основных критериев ситуацию с выплатой заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение законодательства о труде, выполнение обязательств коллективных договоров и соглашений.


6.16. При заключении органами государственной власти области договоров с иностранными инвесторами, информирует их о действующих региональных соглашениях.


6.17. В целях распространения опыта работы по заключению коллективных договоров ежегодно проводит областной конкурс, направленный на поддержку социально-трудовых прав граждан через коллективный договор.


6.18. При рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к государственным наградам и присвоению почетных званий, учитывает мнение профсоюзов, результаты выполнения коллективного договора, отраслевого Соглашения, настоящего Соглашения.


6.19. Оказывает государственную поддержку некоммерческим организациям (социально ориентированным некоммерческим организациям).


Правительство и профсоюзы:


6.20. Обеспечивают освещение информационной программы "Профсоюз-ТВ-Липецк".


6.21. Оказывают практическую помощь в создании и работе объединений работодателей.


6.22. Не реже двух раз в год проводят встречи руководства Правительства области с профсоюзным активом.


Работодатели:


6.23. Объединяются в союзы, ассоциации и другие формы объединений с целью координации своих действий, направленных на укрепление экономической эффективности организаций.


6.24. Исключают деятельность, препятствующую реализации права работников на вступление в профсоюзную организацию. Не препятствуют инициативе работников по созданию (восстановлению) первичных профсоюзных организаций в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых вопросов. Признают за профсоюзными комитетами преимущественное право на ведение переговоров по заключению коллективных договоров.


6.25. Обеспечивают условия для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.


6.26. Представляют по запросу представителей работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения и подведения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений.


6.27. При обращении профсоюзных органов предоставляют информацию о правильности и полноте удержания, своевременности перечисления профсоюзных взносов.


Работодатели и профсоюзы:


6.28. Заключают коллективные договоры в организациях всех форм собственности и отраслей экономики, сферы обслуживания независимо от численности работающих, своевременно вносят в них изменения и дополнения, могут предусматривать специальный раздел о гарантиях деятельности профсоюзной организации и льготах членам профсоюза. Не реже одного раза в год подводят итоги выполнения коллективных договоров и отчитываются о них на собраниях, конференциях работников организаций.


Профсоюзы:


6.29. В период действия настоящего Соглашения профсоюзы не организуют забастовок по вопросам, включенным в Соглашение, при условии их выполнения. Возникающие разногласия и конфликты по поводу невыполнения отдельных обязательств Соглашения рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.


6.30. Принимают меры по повышению мотивации членства в профсоюзах работников организаций различных отраслей экономики и форм собственности.


6.31. Продолжают работу по восстановлению ранее действовавших и созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики.


6.32. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам правового регулирования трудовых отношений, социального партнерства, обеспечения прав работников, практике заключения коллективных договоров и соглашений.


6.33. Организуют работу территориальных координационных советов профсоюзов в муниципальных образованиях.



VII. ДЕЙСТВИЕ ОБЛАСТНОГО СОГЛАШЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН


7.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2024 года и является обязательным к применению для всех организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории области, за исключением отказавшихся от присоединения в установленном порядке.


7.2. Стороны создают необходимые условия для реализации принятых ими обязательств, оперативно обмениваются взаимной информацией и сообщают через печать, электронные СМИ, официальный сайт Правительства области населению о ходе реализации Соглашения. Итоги по выполнению Соглашения подводятся ежегодно с заслушиванием ответственных исполнителей на заседании Областной трехсторонней комиссии.


7.3. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон после предварительного обсуждения и одобрения Областной трехсторонней комиссии.


7.4. Контроль за исполнением Соглашения и решение всех вопросов, возникающих в ходе его реализации, осуществляется Областной трехсторонней комиссией, а также Сторонами в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.


7.5. Текст Соглашения после подписания публикуется в печати и размещается на официальном сайте Правительства области.

И.о. Губернатора Липецкой области

Координатор от областных объединений профсоюзов Липецкой области, председатель Федерации Профсоюзов Липецкой области

Координатор от объединений работодателей Липецкой области

А.Н.РЯБЧЕНКО

Л.В.КУДАЕВА

О.Н.МИТРОХИНА



Приложение
к областному трехстороннему соглашению
на 2024 - 2026 годы между Правительством
Липецкой области, Федерацией профсоюзов
Липецкой области, объединениями
работодателей Липецкой области



РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЯМ И ПРОФСОЮЗАМ РЕГИОНА ПО ВКЛЮЧЕНИЮ В КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛЬГОТ И ГАРАНТИЙ


При разработке коллективных договоров и соглашений предусматривают:


В разделе "Гарантии при возможном высвобождении, обеспечение занятости":


- дополнительные гарантии и льготы работникам, желающим повысить квалификацию за счет средств предприятия, получить другую профессию, специальность, востребованную на предприятии и на рынке труда;


- дополнительные гарантии для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, включая мероприятия по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;


- оказание материальной помощи работникам, потерявшим работу вследствие реорганизации, сокращения численности или штата работников организации;


- меры материальной поддержки и социального обеспечения выпускников профессиональных образовательных учреждений области при поступлении их на работу на предприятие;


- возможность для поиска нового места работы (при наличии просьбы) работникам, получившим уведомление о предстоящем расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, в течение одного дня в неделю или нескольких часов в день с сохранением средней заработной платы;


- запрет на увольнение работников - членов одной семьи в течение года по сокращению численности или штата работников;


- порядок направления сотрудников в центры оценки квалификаций для прохождения независимой оценки квалификации в центрах оценки квалификаций;


- сохранение льгот высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работникам;


- недопущение сокращения работников предпенсионного возраста с нарушением требований действующего законодательства.


Работодатель вправе предусмотреть иные меры поддержки работников, улучшающие их положения по сравнению с действующим законодательством, в том числе, по вопросам:


- установления дополнительных гарантий при сокращении для работников предпенсионного возраста;


- сохранения уровня доходов работников и осуществления выплаты в размере средней заработной платы работникам на период мобилизации в зоне Специальной военной операции;


- оказания всесторонней поддержки семьям мобилизованных работников на постоянной основе.


В разделе "Оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации":


- возможность установления тарифной части заработной платы на уровне не ниже 65% от ее общего размера;


- ежегодное повышение уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в порядке и размерах, установленных в коллективных договорах или локальных нормативных актах работодателей;


- при повышении производительности труда соответствующее повышение заработной платы;


- размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, выше, чем предусмотрено статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом экономической возможности;


- порядок выплаты вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее их дневной тарифной ставки за каждый нерабочий праздничный день;


- обязательства по организации оздоровления и отдыха работников и их детей, в том числе финансовые, из средств организаций;


- условия по обучению специалистов и профактива по вопросам трудового законодательства и пенсионного обеспечения работающих;


- средства на социальную поддержку работников и членов их семей, в том числе на жилищно-коммунальные услуги, питание;


- безвозмездные субсидии и займы на строительство или приобретение жилья.


Работодатель вправе предусмотреть иные меры поддержки работников, улучшающие их положения по сравнению с действующим законодательством, в том числе, по вопросам предоставления:


- работающим отцам дополнительного отпуска в связи с рождением ребенка в количестве трех календарных дней;


- работающим отцам одного дополнительного выходного дня, ежемесячно, до достижения ребенком возраста 1,5 лет;


- работникам, дети которых обучаются в общеобразовательных организациях, дополнительного отпуска 1 сентября.


В разделе "Охрана труда":


- дополнительные обязательства по возмещению ущерба от несчастных случаев на производстве, установлению дополнительных дней отпуска и сокращению продолжительности рабочего времени при работе с вредными и (или) опасными условиями труда, обеспечению работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;


- предоставление уполномоченным по охране труда не менее 4 часов в неделю для осуществления общественного контроля, если иное не предусмотрено коллективным договором, с сохранением места работы (должности) и среднего заработка;


- финансирование на:


мероприятия по охране труда и окружающей среды;


проведение специальной оценки условий труда;


предоставление дополнительных гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда;


обеспечение работников льготным (бесплатным) питанием, сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;


отдых и оздоровление работающих и членов их семей;


обеспечение дополнительных обязательств работодателя по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей;


ежегодную вакцинацию сотрудников (против гриппа, а также коронавирусной инфекции в случаях, когда отсутствие такой вакцинации влечет за собой невозможность допуска к работе (с учетом специфики выполняемой работы);


проведение информационно-образовательных мероприятий по ВИЧ/СПИДу в сфере труда "Узнай об этом на работе".


В разделе "Социальные гарантии, непосредственно связанные с трудовыми отношениями":


С учетом финансово-экономического положения организации:


- социальную защиту, дополнительные (сверх установленных законодательными актами) гарантии и льготы особым категориям сотрудников (дети-инвалиды, многодетные семьи) и иным категориям;


- установление дополнительных социальных гарантий при получении образования без отрыва от производства;


- обеспечение гарантий и расширение прав молодежи на образование, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством;


- финансирование проведения в организациях массовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, организации досуга, отдыха и оздоровления молодежи;


- выплату единовременных пособий молодым работникам из категории детей-сирот, впервые принятым на работу, а также работникам, вернувшимся на предприятие после прохождения срочной военной службы и/или другим категориям, закрепленным в коллективном договоре;


- материальную помощь молодым семьям, работающим в организации, при рождении ребенка и вступлении впервые в брак;


- финансирование из фондов организаций, профбюджета и средств социального страхования мероприятий по созданию условий для оздоровления и отдыха работников и членов их семей, в том числе в местных здравницах, пансионатах, домах и базах отдыха, детских оздоровительных лагерях;


- предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением высшего образования, среднего профессионального образования, которые обучаются не по направлению работодателя, а также поступающим на обучение по указанным программам;


- перечисление взносов сотрудников в пользу профсоюзных комитетов, обеспечивают неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.


Работодатель вправе предусмотреть иные меры поддержки работников, улучшающие их положения по сравнению с действующим законодательством, в том числе, по вопросам:


- выделения освобожденным работникам профсоюзных комитетов средств на оплату труда, установления для них льгот и гарантий, предусмотренных для работников данной организации;


- предоставления общежития или ежемесячной компенсации затрат на аренду жилья молодым работникам, не имеющим собственного жилья;


- установления молодым работникам, трудоустроившимся впервые после получения образования, оплаты труда в повышенном размере на срок не менее одного года со дня приема на работу.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ