Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2023 года N 626


О государственной программе Новгородской области "Обеспечение экономического развития Новгородской области"

(с изменениями на 5 июля 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 05.07.2024 N 312)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечнем государственных программ Новгородской области, утвержденным распоряжением Правительства Новгородской области от 12.07.2023 N 390-рг, Правительство Новгородской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемые Стратегические приоритеты государственной программы Новгородской области "Обеспечение экономического развития Новгородской области".


2. Постановление вступает в силу с 01 января 2024 года.


3. Опубликовать постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).



Губернатор Новгородской области
А.С.НИКИТИН



Утверждены
постановлением
Правительства Новгородской области
от 28.12.2023 N 626



СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 05.07.2024 N 312)




I. Оценка текущего состояния в сфере экономического развития на территории Новгородской области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы экономики


Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития Новгородской области.


В 2022 году организациями всех форм собственности использовано 57,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал за 2022 год составил 101,7 %. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2022 году составил 47,7 млрд. рублей, что на 17,9 % больше, чем в 2021 году.


Наличие ряда преимуществ в инвестиционном потенциале Новгородской области создает условия для привлечения крупных международных и отечественных компаний к развитию своего бизнеса на территории области.


Инвесторов привлекает выгодное географическое расположение Новгородской области, которая находится между Москвой и Санкт-Петербургом, имеет близкий доступ к портам, аэропортам и таможенным терминалам.


Новгородская область обладает значительным кадровым потенциалом, отличаясь при этом относительно невысокой стоимостью и высокой квалификацией рабочей силы.


Несмотря на преимущества Новгородской области необходимо обеспечить сокращение сроков вхождения инвесторов на территорию Новгородской области, создать подготовленные инвестиционные площадки и принять ряд других мер.


На территории Новгородской области действуют нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление инвесторам налоговых льгот в части налога на прибыль организации (льготная ставка 13,5 %), налога на имущество организации (полное освобождение), транспортного налога (50,0 % от установленной ставки) на 3, 5 и 7 лет в зависимости от объема капитальных вложений.


Государственная поддержка оказывается инвесторам, реализующим стратегические инвестиционные проекты в сфере сельского хозяйства, а также проекты с долей нематериальных активов в стоимости проекта не менее 25,0 %.


На территории Новгородской области созданы две территории опережающего социально-экономического развития, особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Новгородская", индустриальный парк, региональные промышленные площадки, технопарк и бизнес-инкубаторы, резиденты и управляющие компании которых могут воспользоваться налоговыми льготами.


Сформирован перечень качественных государственных, муниципальных, а также частных инвестиционных площадок. В настоящее время данная информация является общедоступной и размещена на инвестиционном портале Новгородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Развитие малого и среднего предпринимательства - важнейшее направление экономических реформ Правительства Российской Федерации, способствующее развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест.


Малые и средние предприятия (далее МСП) реализуют две важнейшие цели:


экономическую - производство товаров и услуг;


социальную - обеспечение занятости.


Развитие сектора малого и среднего предпринимательства оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития региона.


Увеличение численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее самозанятые), является одним из целевых показателей национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


На 2022 год в сфере малого и среднего предпринимательства функционируют 20,3 тыс. субъектов, в том числе 6,8 тыс. юридических лиц и 13,4 тыс. индивидуальных предпринимателей.


Основная часть субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляет экономическую деятельность в сфере оптовой и розничной торговли (32,3 % от общего количества), сфере строительства (11,7 % от общего количества) и сфере транспорта и связи (11,5 % от общего количества). В сфере обрабатывающих производств сосредоточено 8,5 % предпринимателей, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 5,7 %.


Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей и самозанятых - 83,274 тыс. человек.


Основными проблемами, сдерживающими развитие малого и среднего бизнеса, являются:


недостаточная ресурсная база;


низкая доступность финансовых ресурсов;


высокие арендные ставки на недвижимое имущество;


отсутствие ликвидного залогового имущества для получения кредитных средств;


слабое использование экспортного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства;


недостаточное развитие объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;


слабое вовлечение молодежи в занятие предпринимательской деятельностью;


низкая активность МСП по продвижению продукции на региональные и международные рынки.


Одним из приоритетных направлений развития экономики Новгородской области является развитие экспортного потенциала региона.


Для Новгородской области характерна положительная динамика по экспорту. Рост экспорта за период с 2018 года по 2021 год составил 89,8 %.


Основной объем экспортных поставок приходится на страны дальнего зарубежья: Бразилия, Китайская Народная Республика. В течение 2021 - 2023 годов существенно вырос объем экспортируемых товаров в страны Ближневосточного региона, а также в Турецкую Республику.


Среди стран Союза независимых государств ключевыми партнерами Новгородской области являются Казахстан и Республика Беларусь.


Товарная структура экспорта Новгородской области характеризуется большим объемом продукции в отраслях химической промышленности (в среднем 78,2 % от общего количества экспортируемой продукции) и древесины и целлюлозно-бумажных изделий (в среднем 16,0 % от общего количества экспортируемой продукции).


В 2021 году экспортную деятельность в Новгородской области фактически осуществляли 247 региональных компаний, из которых 208 - субъекты малого и среднего предпринимательства (84,0 % от общего числа экспортеров). Новгородская область демонстрирует положительную динамику по доле числа экспортеров - субъектов малого и среднего предпринимательства в общем количестве организаций экспортеров (рост на 45,5 % в течение 2021 - 2023 годов).


Крупнейшими экспортерами Новгородской области, обеспечивающими в среднем около 80,0 % экспорта от совокупного объема поставок области, по итогам 2021 года стали публичное акционерное общество "Акрон", общество с ограниченной ответственностью "Парфинский фанерный комбинат", общество с ограниченной ответственностью "Сплат", акционерное общество "Боровичский комбинат огнеупоров", общество с ограниченной ответственностью "Вектор".


Новгородская область - экспортно ориентированный регион, имеющий широкую географию экспорта, которая на конец 2021 года насчитывала 110 стран. Увеличение количества стран-партнеров произошло за счет выхода на зарубежные рынки малого, среднего и микробизнеса через международные электронные торговые площадки.


Ключевым показателем эффективности развития экспортного потенциала Новгородской области является объем несырьевого неэнергетического экспорта, который показывает устойчивую тенденцию к росту (рост на 61,8 % в течение 2021 - 2023 годов).


Анализ структуры несырьевого неэнергетического экспорта Новгородской области свидетельствует о преобладании поставок в страны дальнего зарубежья, Азии, Центральной и Южной Америки. По итогам 2021 года основными странами-контрагентами в экспорте стали Бразилия (29,1 % от общего объема экспорта), Гонконг (8,0 % от общего объема экспорта). Доля товаров, ввозимых в Азию, Евразийский экономический союз, Европу в 2021 году, сократилась в связи с введением ограничительных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и принятием первых санкционных решений в отношении Российской Федерации.


Доминирующее положение во внешней торговле Новгородской области по итогам 2021 года заняли четыре страны дальнего зарубежья: Бразилия, Китай, Гонконг, Индия. Среди стран Евразийского экономического союза лидирующие позиции у Республики Беларусь.


Ключевыми вызовами для развития экспортного потенциала Новгородской области являются:


санкционные ограничения, введенные против Российской Федерации рядом недружественных стран;


недостаточность/отсутствие доступа к льготным кредитным ресурсам;


волатильность валютных курсов;


высокий уровень конкуренции на зарубежных рынках.


Одной из приоритетных отраслей развития Новгородской области является сфера туризма.


Развитие туристского потенциала Новгородской области сосредоточено на формировании туристской инфраструктуры, продвижении региональных туристских продуктов, повышении качества туристских услуг, что будет способствовать увеличению внутреннего и въездного туристского потока.


Занимая выгодное положение на Северо-Западе России, Новгородская область является одной из наиболее привлекательных территорий с точки зрения развития туризма в России благодаря богатому культурному наследию в сочетании с природными ресурсами.


Оценка туризма как стратегически важного направления развития Новгородской области, системная работа по информационному продвижению туристского потенциала региона подтверждаются результатами развития сферы туризма за последние годы. Общее количество туристов, размещенных на гостиничной базе Новгородской области в 2022 году, составило 396966 человек, что на 21,0 % больше по сравнению с 2021 годом.


Современное состояние туристской отрасли Новгородской области характеризуется следующими показателями: количество коллективных средств размещения - 147, общий номерной фонд - 11045 койко-мест, объем платных туристских и гостиничных услуг в общем объеме платных услуг, оказываемых населению, - 10263,0 млн. рублей.


В 2023 году на территории Новгородской области в рамках реализации 12 национальных проектов реализуются 47 региональных проектов.


В ходе реализации государственной программы Новгородской области "Обеспечение экономического развития Новгородской области" (далее программа) прогнозируются создание и функционирование развитой инфраструктуры поддержки бизнеса, субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых, в том числе зон с преференциальными режимами (территория опережающего развития, особая экономическая зона), центра "Мой бизнес", государственного областного автономного учреждения "Агентство развития Новгородской области", технопарков, реализация финансовых и налоговых мер поддержки, что позволит обеспечить увеличение темпа роста (индекса роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета до 170,0 % относительно 2020 года, увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 90,6 тыс. человек.



II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Новгородской области "Обеспечение экономического развития Новгородской области"


Долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере социально-экономического развития Новгородской области определены с учетом следующих документов, имеющих стратегический (долгосрочный) характер:


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р;


Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года, утвержденная областным законом от 04.04.2019 N 394-ОЗ.


Стратегической целью развития Новгородской области является обеспечение достойного уровня жизни населения и достижение устойчивого экономического роста.


Основными приоритетами социально-экономического развития Новгородской области являются:


вхождение в число лидеров среди российских регионов по уровню и качеству жизни населения;


повышение производительности труда и поддержка занятости, раскрытие потенциала Новгородской области как территории, привлекательной для жизни и творчества, "экологического оазиса" национального масштаба;


опережающее развитие отраслей "умной" экономики и кратное увеличение экспорта;


создание туристического бренда Новгородской области национального и международного значений;


форсированное привлечение внебюджетных ресурсов для реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов в регионе, увеличение налогооблагаемой базы и роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет области;


модернизация и создание современной транспортно-логистической инфраструктуры.


Целями государственной политики в сфере реализации программы являются:


создание условий для улучшения инвестиционной привлекательности Новгородской области;


формирование комплексной системы поддержки малого и среднего предпринимательства в Новгородской области, обеспечение увеличения количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;


повышение экспортного потенциала Новгородской области и развитие международного сотрудничества;


комплексное развитие туризма в Новгородской области.


Для достижения указанных целей реализуются структурные элементы, связанные с комплексной поддержкой инвестиционных проектов и их сопровождением, обеспечением формирования и развития в Новгородской области современной инфраструктуры для субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, мероприятия региональной составляющей национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", мероприятия, направленные на продвижение туристского потенциала региона.



III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации


Цели и задачи программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Реализация программы направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и целей государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316.



IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере экономического развития

(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 05.07.2024 N 312)



1. Реализация программы позволит повысить инвестиционную активность, качественно улучшить инвестиционный климат Новгородской области и создать благоприятные условия для инвестирования, которые будут максимально удовлетворять потребности экономики Новгородской области в инвестициях по приоритетным направлениям экономического развития Новгородской области.


В сфере повышения инвестиционной привлекательности Новгородской области ключевой задачей является создание условий для улучшения инвестиционной привлекательности Новгородской области.


Решение задачи обеспечивается в том числе путем предоставления:


субсидий юридическим лицам - коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Новгородской области, на осуществление капитальных вложений в находящиеся в собственности указанных юридических лиц объекты инфраструктуры, необходимые для реализации новых инвестиционных проектов на территории Новгородской области;


субсидии на иные цели государственным областным автономным учреждениям, подведомственным министерству инвестиционной политики Новгородской области.


В целях мотивации и стимулирования органов местного самоуправления городского округа, муниципальных районов и муниципальных округов Новгородской области к реализации комплексной политики по улучшению инвестиционного климата и состояния конкурентной среды с применением лучших практик предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа Новгородской области по итогам ежегодного рейтинга органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа Новгородской области по развитию предпринимательства, привлечению инвестиций и содействию развитию конкуренции в Новгородской области.


2. Развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики и социального развития, обеспечения стабильно высокого уровня занятости является основой для устойчивого повышения качества жизни населения и роста числа граждан Российской Федерации, относящихся к среднему классу, путем развития сферы малого и среднего предпринимательства.


Ключевыми задачами в сфере развития малого и среднего предпринимательства являются:


2.1. Создание комплексной системы акселерации, включающей финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП), а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП, доступ к закупкам крупнейших заказчиков (региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства").


Способом решения указанной задачи является предоставление государственной поддержки в виде:


субсидий региональным гарантийным организациям для предоставления поручительств (независимых гарантий) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;


субсидии Новгородскому фонду поддержки малого предпринимательства (микрокредитная компания) в целях финансового обеспечения деятельности центра поддержки экспорта;


2.2. Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса (региональный проект "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса").


Способом решения указанной задачи является предоставление государственной поддержки в виде:


субсидии центру "Мой бизнес" для оказания услуг, направленных на вовлечение в предпринимательскую деятельность;


грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно;


2.3. Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством применения нового режима налогообложения и предоставления мер поддержки (региональный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами").


Способом решения указанной задачи является предоставление государственной поддержки в виде:


субсидии центру "Мой бизнес" для оказания услуг физическим лицам, применяющим налог "На профессиональный доход";


2.4. Обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП (комплекс процессных мероприятий "Развитие малого и среднего предпринимательства").


Способом решения указанной задачи является предоставление государственной поддержки в виде:


субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях создания и (или) обеспечения деятельности центров молодежного инновационного творчества;


субсидий некоммерческим организациям для обеспечения деятельности центра поддержки экспорта;


субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства имущества по льготной ставке арендной платы;


субсидий управляющим компаниям креативных кластеров на возмещение части затрат по кредитам (займам);


субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по приобретению контрольно-кассовой техники;


субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, предоставленным по льготной ставке субъектам малого и среднего предпринимательства.


3. Ключевой задачей в сфере развития экспортной деятельности в Новгородской области, развития международного сотрудничества является реализация комплекса институциональных мероприятий по популяризации и содействию развитию экспорта (региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в Новгородской области").


Эффективным способом решения указанной задачи является предоставление государственной поддержки в виде:


субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат по обучению сотрудников в сфере внешнеэкономической деятельности;


субсидий организациям-экспортерам на возмещение части затрат по первой экспортной поставке.


4. В сфере развития туристского потенциала основными задачами, направленными на увеличение турпотока и численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, являются:


создание и внедрение системы поддержки, направленной на развитие внутреннего туризма, обеспечивающей прирост количества туристических поездок, в том числе для детей;


обеспечение гражданам доступности поездок по стране в условиях комфортной и безопасной туристической среды с целью отдыха и поддержания здоровья;


создание условий для обеспечения развития туристского потенциала Новгородской области за счет формирования туристской инфраструктуры, активизации продвижения региональных туристских продуктов, повышения качества туристских услуг.


Способом эффективного решения указанных задач является предоставление:


субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение части затрат на поддержку инвестиционных проектов по созданию модульных некапитальных средств размещения;


субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на классифицирование коллективных средств размещения и пляжей;


субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на приобретение оборудования для коллективных средств размещения и организаций общественного питания;


субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на приобретение оборудования для промышленных предприятий, предоставляющих экскурсионные туристические услуги на производстве;


субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на обучение персонала для коллективных средств размещения и организаций общественного питания;


субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на технологическое присоединение вновь открывающимся коллективным средствам размещения и организациям общественного питания;


субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат, связанных с оказанием государственных услуг в сфере туризма в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной услуги в социальной сфере;


субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение части затрат на создание и (или) развитие пляжей на берегах морей, рек, озер, водохранилищ или иных водных объектов;


субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение части затрат на создание и (или) развитие национальных туристских маршрутов;


субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение части затрат на развитие инфраструктуры туризма в рамках проектов;


субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение части затрат на создание объектов кемпинг-размещения, кемпстоянок, а также приобретение кемпинговых палаток и других видов оборудования, используемого для организации пребывания (ночлега), включающих обустройство жилой и рекреационной зон, оборудование санитарных узлов (мест общего пользования), обеспечение доступа для лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание системы визуальной информации и навигации;


субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение части затрат на создание некапитальной нестационарной причальной инфраструктуры;


субсидии автономной некоммерческой организации "Туристический офис "Русь Новгородская" в целях финансового обеспечения ее деятельности.


5. Система проектного управления на территории Новгородской области направлена на развитие проектного управления в деятельности органов исполнительной власти Новгородской области, органов местного самоуправления Новгородской области, государственных и муниципальных учреждений.


6. В целях стимулирования социально-экономического развития муниципальных районов, муниципальных округов, городского округа Новгородской области предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городского округа Новгородской области по итогам ежегодного рейтинга социально-экономического развития.


7. Ожидаемыми конечными результатами реализации программы является обеспечение сбалансированного развития экономики Новгородской области в 2024 - 2030 годах, достижение целевых показателей программы, в том числе:


увеличение к 2030 году инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета на 70 % относительно 2020 года;


увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 90,6 тыс. человек к 2031 году;


внедрение на территории Новгородской области Регионального экспортного стандарта 2.0 к 2025 году;


увеличение к 2030 году турпотока в Новгородскую область и рост показателя "численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения" в 1,5 раза (614,6 тыс. человек).


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ