Региональное соглашение между Алтайским
краевым союзом организаций профсоюзов,
краевыми объединениями работодателей и
Правительством Алтайского края на 2024 - 2026
годы
от 25 декабря 2023 года
Барнаул
Правительство Алтайского края (далее -
"Правительство"), с одной стороны,
Алтайский краевой союз организаций
профсоюзов (далее - "Профсоюз"), с
другой стороны, и краевые объединения
работодателей (далее -
"Работодатели"), с третьей стороны,
вместе именуемые в дальнейшем
"Стороны", руководствуясь Трудовым
кодексом Российской Федерации, законом
Алтайского края от 14.06.2007 N 55-ЗС "О
социальном партнерстве в Алтайском
крае", заключили настоящее
Региональное соглашение (далее -
"Соглашение"), устанавливающее
общие принципы регулирования
социально-трудовых и связанных с ними
экономических отношений на региональном
уровне.
Соглашение является правовым актом,
регулирующим социально-трудовые
отношения в Алтайском крае и
устанавливающим общие принципы
регулирования связанных с ними
экономических отношений в 2024 - 2026 годах.
Основной целью настоящего Соглашения
является обеспечение согласования
взаимных интересов в сфере
регулирования социально-трудовых и иных
непосредственно связанных с ними
отношений.
Обязательства, установленные настоящим
Соглашением, являются минимальными и
служат основой для дополнения и развития
при заключении и реализации
региональных отраслевых (межотраслевых)
соглашений (далее - "региональные
отраслевые соглашения"),
территориальных, территориальных
отраслевых (межотраслевых) соглашений
(далее - "территориальные
соглашения") и коллективных договоров
организаций, индивидуальных
предпринимателей (далее -
"коллективные договоры"),
осуществляющих свою деятельность на
территории Алтайского края.
Обязательства Правительства, вытекающие
из Соглашения, реализуются через
соответствующие исполнительные органы
Алтайского края, учитываются при
принятии законов Алтайского края,
нормативных правовых актов
исполнительных органов Алтайского края.
Средства, необходимые на реализацию
принятых обязательств,
предусматриваются в соответствующих
бюджетах.
I. Обязательства Правительства
1.1. В области оплаты труда и доходов
населения:
1.1.1. обеспечивать функционирование
рабочих групп по вопросам заработной
платы и по снижению неформальной
занятости в составе краевой
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, оказывать
методическую помощь органам местного
самоуправления в организации
деятельности аналогичных рабочих групп,
проводить мониторинг их деятельности.
Осуществлять контроль за выполнением
принятых решений;
1.1.2. осуществлять последовательную и
согласованную политику, направленную на
повышение реальных доходов населения,
совершенствование систем оплаты труда,
создание условий для повышения
удельного веса заработной платы в общих
доходах населения, уменьшение доли
населения с доходами ниже прожиточного
минимума;
1.1.3. при формировании краевого бюджета на
очередной финансовый год и на плановый
период принимать меры по сохранению его
социальной направленности. Обеспечивать
планирование и своевременное
направление средств для выплаты
заработной платы работникам бюджетной
сферы в соответствии с обязательствами,
предусмотренными законом Алтайского
края о бюджете на очередной финансовый
год и плановый период;
1.1.4. проводить анализ уровня и
своевременности выплаты заработной
платы в организациях края, принимать
меры, направленные на ее повышение и
обеспечение прав работников на
своевременную и в полном объеме выплату
заработной платы. Проводить работу по
легализации заработной платы
работников, в том числе с привлечением
органов надзора и контроля;
1.1.5. обеспечивать повышение уровня
реального содержания заработной платы
работников организаций бюджетной сферы,
финансируемых из краевого бюджета, в
сроки и в размерах, устанавливаемых
Правительством Российской Федерации для
организаций, финансируемых из
федерального бюджета. Рекомендовать
органам местного самоуправления в таком
же порядке повышать заработную плату
работников муниципальных учреждений;
1.1.6. обеспечивать контроль за
сохранением достигнутого соотношения
между уровнем оплаты труда отдельных
категорий работников бюджетной сферы и
уровнем среднемесячного дохода от
трудовой деятельности в регионе;
1.1.7. при установлении, совершенствовании
систем оплаты труда работников краевых
государственных учреждений учитывать
Единые рекомендации по установлению на
федеральном, региональном и местном
уровнях систем оплаты труда работников
государственных и муниципальных
учреждений на очередной год,
утвержденные решением Российской
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений. Оказывать
помощь органам местного самоуправления
в разработке систем оплаты труда
работников муниципальных учреждений
бюджетной сферы;
1.1.8. продолжить работу по
совершенствованию отраслевых систем
оплаты труда в рамках выделенных
бюджетных ассигнований на
соответствующий финансовый год, а также
средств от иной приносящей доход
деятельности;
1.1.9. оказывать государственную поддержку
работодателям при условии выполнения
ими требований к уровню заработной
платы, установленных нормативными
правовыми актами Алтайского края,
регулирующими порядок и механизм
предоставления государственной
поддержки в соответствующих секторах
экономики;
1.1.10. организовывать
информационно-разъяснительную работу по
вопросам оплаты труда, легализации
трудовых отношений на официальных
сайтах исполнительных органов
Алтайского края.
1.2. В области развития социальной сферы,
предоставления гарантий и компенсаций
работникам:
1.2.1. принимать меры по улучшению
демографической ситуации в Алтайском
крае, совершенствовать систему
медицинского обслуживания населения;
1.2.2. обеспечивать гарантированные виды
бесплатной медицинской помощи населению
Алтайского края в рамках реализации
государственных и федеральных программ.
Проводить диспансеризацию работающего
населения за счет средств обязательного
медицинского страхования;
1.2.3. развивать систему государственной
поддержки семей, имеющих детей;
1.2.4. обеспечивать реализацию
государственной социальной политики в
сфере социальной поддержки отдельных
категорий граждан с учетом принципа
адресности и критериев нуждаемости, в
том числе предусматривать средства для
выплаты гражданам субсидий на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг с
учетом роста тарифов на эти услуги, а
также средства на оказание социальной
помощи малоимущим семьям и малоимущим
одиноко проживающим гражданам;
1.2.5. обеспечивать функционирование
краевых учреждений и организаций
детского оздоровления и отдыха,
оказывать органам местного
самоуправления помощь в организации
детского отдыха. Содействовать в
обеспечении доступности дошкольных
образовательных организаций, детских
оздоровительных учреждений, иных
организаций, предоставляющих услуги в
области досуга и развития
несовершеннолетних;
1.2.6. осуществлять региональный
государственный надзор (контроль) в
области регулирования цен (тарифов),
государственное регулирование которых
осуществляют исполнительные органы
Алтайского края, в пределах
предоставленных полномочий;
1.2.7. способствовать повышению
доступности жилья для населения
Алтайского края, в том числе для семей,
имеющих трех и более детей, молодых
семей, специалистов, работающих на селе,
других социальных категорий граждан,
увеличению объемов жилищного
строительства социального жилья и жилья
экономического класса;
1.2.8. принимать меры по недопущению
возникновения задолженности краевых
государственных учреждений перед
организациями за выполненные работы и
оказанные услуги. Рекомендовать главам
администраций городских, муниципальных
округов и муниципальных районов
Алтайского края принимать аналогичные
меры в отношении муниципальных
учреждений;
1.2.9. оказывать содействие сохранению и
развитию общественного транспорта на
территории Алтайского края в пределах
компетенции исполнительных органов
Алтайского края. Рекомендовать органам
местного самоуправления своевременно
возмещать затраты перевозчикам по
выпадающим доходам за перевозку
пассажиров;
1.2.10. оказывать поддержку гражданам,
призванным на военную службу по
мобилизации или проходящим военную
службу по контракту о прохождении
военной службы, заключенному в
соответствии с пунктом 7 статьи 38
Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О
воинской обязанности и военной
службе", либо заключившим контракт о
добровольном содействии в выполнении
задач, возложенных на Вооруженные Силы
Российской Федерации, и их семьям.
1.3. В области содействия занятости и
развития трудового потенциала:
1.3.1. обеспечивать функционирование
краевого координационного комитета
содействия занятости населения.
Осуществлять контроль за выполнением
принятых решений;
1.3.2. осуществлять функции по реализации
государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере труда и занятости населения
Алтайского края;
1.3.3. проводить мониторинг состояния
регионального рынка труда (в том числе
мониторинг предстоящих и фактических
увольнений работников в связи с
ликвидацией организаций, прекращением
деятельности индивидуальных
предпринимателей либо сокращением
численности или штата работников
организаций, индивидуальных
предпринимателей, а также неполной
занятости населения), разрабатывать
прогнозные оценки развития
социально-трудовой сферы, формировать
баланс трудовых ресурсов;
1.3.4. разрабатывать и реализовывать
стратегические и программные (плановые)
документы, предусматривающие
мероприятия по содействию занятости
населения, включая меры активной
политики занятости населения,
содействия занятости граждан,
находящихся под риском увольнения,
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске
работы, дополнительные мероприятия по
снижению напряженности на рынке труда;
1.3.5. проводить превентивные мероприятия
в ситуации запланированного
высвобождения и принимать меры для
высвобожденных работников;
1.3.6. осуществлять межведомственное
взаимодействие по вопросам обеспечения
региональной экономики трудовыми
ресурсами, координацию исполнительных
органов Алтайского края по привлечению
средств федерального бюджета и
внебюджетных источников на
осуществление мер, направленных на
регулирование рынка труда и обеспечение
социальной поддержки безработных
граждан;
1.3.7. способствовать развитию цифровых
сервисов в области содействия занятости
населения, повышать эффективность
деятельности органов службы занятости, в
том числе за счет организации
взаимодействия с гражданами и
работодателями в рамках единого
информационного пространства, с
использованием Единой цифровой
платформы в сфере занятости и трудовых
отношений "Работа в России";
1.3.8. оказывать содействие созданию
условий для применения в организациях
края профессиональных стандартов и
развития квалификации работников;
1.3.9. содействовать возрождению, развитию
и стимулированию движения
наставничества во всех сферах
деятельности, в том числе
пропагандировать положительный опыт
наставничества.
1.4. В области молодежной политики:
1.4.1. предусматривать в краевом бюджете
средства для финансирования мероприятий
по реализации молодежной политики,
рекомендовать органам местного
самоуправления предусматривать
средства на эти цели в местных бюджетах;
1.4.2. осуществлять прогнозирование рынка
труда на основе сведений и информации,
предоставляемых работодателями, при
участии объединений работодателей,
профессиональных союзов и иных
организаций, с целью регулирования
объемов и профилей подготовки кадров в
Алтайском крае. Устанавливать
профессиональным образовательным
организациям контрольные цифры приема
граждан на обучение за счет бюджетных
ассигнований краевого бюджета;
1.4.3. создавать условия для привлечения и
закрепления молодежи, в том числе
выпускников профессиональных
образовательных организаций и
образовательных организаций высшего
образования, на региональном рынке
труда, в том числе развивать систему
стажировок и практик в период обучения;
1.4.4. содействовать трудоустройству
выпускников с ограниченными
возможностями здоровья посредством
создания рабочих мест для инвалидов
молодого возраста, организации
адаптации на рабочем месте и
наставничества;
1.4.5. развивать систему профориентации
школьников с целью обеспечения
эффективного профессионального
самоопределения молодежи для достижения
баланса личностных потребностей и
запросов регионального рынка труда в
квалифицированных, конкурентоспособных
кадрах;
1.4.6. содействовать развитию
предпринимательства, временной
занятости и самозанятости молодежи,
формированию позитивного отношения к
работе в сельской местности и сельскому
образу жизни;
1.4.7. содействовать включению молодежи в
социально-экономическую, политическую и
культурную жизнь общества;
1.4.8. обеспечить проведение молодежного
образовательного форума "Алтай.
Территория развития", ежегодного
регионального чемпионата "Молодые
профессионалы" и направление его
победителей для участия в Национальном
чемпионате "Молодые
профессионалы".
1.5. В области охраны труда, создания
благоприятных и безопасных условий
труда:
1.5.1. обеспечить функционирование рабочей
группы по охране труда и безопасности
производства в составе краевой
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений.
Осуществлять контроль за выполнением
принятых решений. Оказывать
методическую помощь и содействие
органам местного самоуправления в
разработке муниципальных программ по
улучшению условий и охраны труда, в
создании и эффективном функционировании
территориальных рабочих групп
(межведомственных комиссий) по охране
труда;
1.5.2. принимать меры, направленные на
соблюдение трудовых прав и социальных
гарантий граждан, предусмотренных
трудовым законодательством,
осуществлять государственное
управление в области охраны труда в
Алтайском крае, разрабатывать и
утверждать комплекс процессных
мероприятий улучшения условий и охраны
труда, обеспечивать реализацию
комплекса мер по стимулированию
работодателей и работников к улучшению
условий труда и сохранению здоровья
работников, а также по мотивированию
граждан к ведению здорового образа
жизни;
1.5.3. предоставлять методическую помощь
организациям Алтайского края в работе по
охране труда, содействовать развитию
системы оказания услуг в сфере охраны
труда, координировать обучение по охране
труда руководителей, специалистов,
уполномоченных лиц и членов комитетов
(комиссий) по охране труда предприятий и
организаций всех форм собственности.
Осуществлять анализ предоставления
организациями, аккредитованными в
установленном порядке, услуг по
проведению специальной оценки условий
труда, обучению работодателей и
работников по вопросам охраны труда;
1.5.4. осуществлять в установленном
порядке государственную экспертизу
условий труда в целях оценки качества
проведения специальной оценки условий
труда, правильности предоставления
работникам гарантий и компенсаций за
работу с вредными и (или) опасными
условиями труда и фактических условий
труда;
1.5.5. содействовать включению в
коллективные договоры, региональные
отраслевые, территориальные и
территориальные отраслевые соглашения
обязательств сторон социального
партнерства по улучшению условий и
охраны труда, разработке и внедрению
программы "Нулевой травматизм" либо
актуализации действующих мероприятий по
улучшению условий и охраны труда, в том
числе по организации подготовки и
выполнению испытаний Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО), а
также включению в режим рабочего дня
производственной гимнастики для
поддержания умственной и физической
работоспособности работников;
1.5.6. организовывать участие
представителей исполнительных органов
Алтайского края и органов местного
самоуправления в расследовании
несчастных случаев на производстве, в
результате которых один или несколько
пострадавших получили тяжелые
повреждения здоровья, либо несчастных
случаев на производстве со смертельным
исходом;
1.5.7. оказывать содействие развитию
электронных цифровых сервисов по
предоставлению гарантий и компенсаций
работникам ("Электронный листок
нетрудоспособности", "Электронная
медицинская карта работника",
"Социальный навигатор", "Личный
кабинет страхователя", "Личный
кабинет застрахованного лица",
"Калькулятор расчета пособий");
1.5.8. участвовать во Всероссийских
конкурсах по охране труда с привлечением
лучших муниципальных образований,
организаций, специалистов края, а также в
организации и проведении мероприятий,
приуроченных ко Всемирному дню охраны
труда 28 апреля. Проводить региональный
конкурс детских рисунков "Охрана
труда глазами детей";
1.5.9. рекомендовать органам местного
самоуправления предусматривать в
местных бюджетах средства на
обеспечение безопасных условий труда, а
также на улучшение условий и охраны
труда работников муниципальных
учреждений;
1.5.10. проводить анализ состояния условий
и охраны труда в муниципальных
образованиях Алтайского края.
Распространять передовой опыт
организации работы по обеспечению
безопасных условий труда в организациях
Алтайского края. Информировать через
средства массовой информации о
состоянии условий и охраны труда,
мероприятиях в области охраны труда,
проводимых сторонами социального
партнерства.
1.6. В области развития социального
партнерства:
1.6.1. обеспечивать функционирование
краевой трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых
отношений;
1.6.2. проводить мониторинг состояния
социального партнерства в муниципальных
образованиях и отраслях Алтайского края.
Содействовать формированию и
функционированию отраслевых систем
социального партнерства регионального и
территориального уровней, заключению
соглашений на региональном отраслевом
(межотраслевом), территориальном,
территориальном отраслевом
(межотраслевом) уровнях социального
партнерства, коллективных договоров;
1.6.3. учитывать обязательства,
закрепленные настоящим Соглашением, при
заключении соглашений с собственниками
(инвесторами), обратив особое внимание на
сохранение и создание рабочих мест,
увеличение заработной платы,
обеспечение безопасных условий труда,
заключение коллективных договоров и
соглашений, оказание содействия
работникам в создании (деятельности)
первичных профсоюзных организаций;
1.6.4. проводить политику, направленную на
повышение социальной ответственности
работодателей на рынке труда.
Предусматривать для работодателей,
отнесенных к категориям "социально
ответственный работодатель" и
"социально ориентированный
работодатель", приоритетное
предоставление мер государственной
поддержки, в том числе создание
положительного имиджа, оказание помощи в
реализации перспективных проектов. В
рамках реализации указа Губернатора
Алтайского края от 30.04.2014 N 52 "О
проведении ежегодного краевого конкурса
"Лучший социально ответственный
работодатель года" продолжить работу
по выявлению работодателей, наиболее
эффективно решающих социальные задачи,
способствовать распространению их
опыта, поощрять лучшие практики в
социально-трудовой сфере;
1.6.5. оказывать содействие работодателям
соответствующих отраслей экономики в
реализации их права на объединение в
соответствии с Федеральным законом от
27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях
работодателей" и краевым объединениям
работодателей, созданным в соответствии
с вышеназванным законом, - в участии в
реализации государственной политики в
сфере социально-трудовых и связанных с
ними экономических отношений в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации и Алтайского края;
1.6.6. создавать условия для деятельности
профессиональных союзов и их
объединений, укрепления первичных
профсоюзных организаций в целях
повышения их роли в гражданском
обществе. Обеспечивать согласование с
соответствующими краевыми
организациями профсоюзов проектов
законодательных и иных нормативных
правовых актов, затрагивающих вопросы
регулирования социально-трудовых
отношений, с соответствующими
объединениями работодателей - проектов
законодательных и иных нормативных
правовых актов по вопросам социального
партнерства в сфере труда. Включать
представителей Профсоюзов и
Работодателей в составы
коллегиально-совещательных органов по
решению вопросов социально-трудовых
отношений;
1.6.7. рекомендовать главам администраций
городских, муниципальных округов и
муниципальных районов Алтайского края
выделять координационным советам
организаций профсоюзов муниципальных
образований Алтайского края на
безвозмездной основе помещения для
осуществления деятельности (проведение
совещаний, хранение документации и
другое), а также предоставлять
возможность размещения информации в
доступных для населения местах, в том
числе в муниципальных средствах
массовой информации, поддерживать
инициативу работников по созданию
первичных профсоюзных организаций и
заключению коллективных договоров;
1.6.8. осуществлять информационное
сопровождение развития социального
партнерства, освещение значимых
мероприятий, проводимых Сторонами, в
средствах массовой информации.
II. Обязательства Работодателей
2.1. В области оплаты труда и доходов
населения:
2.1.1. обеспечивать оплату труда
работников в размере не ниже
предусмотренного в отраслевых тарифных
соглашениях, региональных отраслевых
соглашениях, действующих в отношении
работодателя, а в случае их отсутствия
обеспечивать в 2024 году темп роста
средней заработной платы в организациях
внебюджетного сектора экономики, где
средняя заработная плата менее 33000
рублей, не ниже 120%, в организациях, где
средняя заработная плата более 33000
рублей и менее 40000 рублей, не ниже 115%, в
организациях, где средняя заработная
плата более 40000 рублей и менее 50000 рублей,
не ниже 110%, в организациях, где средняя
заработная плата более 50000 рублей,
обеспечивать индексацию заработной
платы в связи с ростом потребительских
цен на товары и услуги;
2.1.2. обеспечить своевременную выплату
заработной платы работникам, полностью
отработавшим норму рабочего времени и
выполнившим норму труда, в объеме не ниже
размера минимальной заработной платы,
установленного региональным
соглашением о размере минимальной
заработной платы в Алтайском крае, без
учета выплат за работу в местностях с
особыми климатическими условиями и иных
компенсационных выплат, предоставляемых
в соответствии с действующим
законодательством, соглашениями и
коллективными договорами. Одновременно
с выплатой заработной платы перечислять
на счет профсоюзной организации
членские профсоюзные взносы,
удерживаемые по заявлениям работников
из их заработной платы;
2.1.3. не допускать задержек выплаты
заработной платы работникам. В
коллективных договорах определять
размер денежной компенсации при
нарушении работодателем установленного
срока выплаты заработной платы и других
выплат, причитающихся работнику, не ниже
установленного статьей 236 Трудового
кодекса Российской Федерации;
2.1.4. обеспечить установление удельного
веса гарантированной тарифной (окладной)
части оплаты труда в структуре
заработной платы основного персонала с
учетом гарантированных надбавок и
доплат в размере не менее 60% (для
внебюджетных организаций);
2.1.5. разрабатывать программы развития
организаций, обеспечивающие устойчивый
экономический рост, модернизацию
производства, повышение
конкурентоспособности, увеличение
заработной платы в размерах не ниже
установленных настоящего Соглашения,
обеспечить обсуждение проектов программ
с первичными профсоюзными
организациями;
2.1.6. в организациях внебюджетного
сектора экономики обеспечивать
ежегодное повышение уровня реального
содержания заработной платы. Порядок и
размеры индексации заработной платы в
связи с ростом потребительских цен на
товары и услуги устанавливать
коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами.
Индексацию проводить не реже одного раза
в год;
2.1.7. соблюдать дифференциацию оплаты
труда работников в зависимости от
квалификации, сложности выполняемой
работы, количества и качества
затраченного труда. Работодателям
внебюджетного сектора экономики
принимать меры по доведению тарифа
первого разряда (оклада) до уровня не
ниже размера минимальной заработной
платы, установленного региональным
соглашением о размере минимальной
заработной платы в Алтайском крае;
2.1.8. не допускать "серых" схем
трудовых отношений и "теневой"
выплаты заработной платы. Обеспечить
оформление трудовых отношений в
соответствии с действующим
законодательством, исключив факты
неформальной занятости;
2.1.9. производить в повышенном размере
оплату труда за работу в ночное время,
выходные и праздничные нерабочие дни,
сверхурочную работу и в других случаях,
предусмотренных трудовым
законодательством. Конкретные размеры
повышенной оплаты труда устанавливать в
коллективных договорах.
2.2. В области развития социальной сферы,
предоставления гарантий и компенсаций
работникам:
2.2.1. разрабатывать и реализовывать, с
учетом финансовых возможностей
работодателей внебюджетного сектора
экономики, корпоративные программы по
поддержке здоровья работников (и членов
их семей), направленные на улучшение
качества жизни, повышение
работоспособности (спортивные
мероприятия, вакцинация, обеспечение
сотрудников горячим питанием,
диспансеризация, оплата спортивных
занятий вне предприятия, оплата путевок
в санатории, дома отдыха, детские лагеря),
оказывать материальную помощь
нуждающимся работникам, шефскую помощь
детским учреждениям (школам, детским
садам, спортивным клубам и другим).
Выделять средства на эти цели в размере
до 2% от фонда оплаты труда, но не менее 1%;
2.2.2. предусматривать в коллективных
договорах условия добровольного
медицинского и пенсионного страхования
работников (с учетом финансовых
возможностей работодателей);
2.2.3. содействовать улучшению
демографической ситуации в крае
посредством установления в коллективных
договорах (с учетом финансовых
возможностей работодателей),
соглашениях обязательств по
осуществлению единовременных выплат при
рождении первого ребенка, второго и
каждого последующего ребенка, при
поступлении ребенка в первый класс;
приоритетного права на оплату
санаторно-курортного лечения по
достижении первым ребенком возраста
трех лет; предоставления работнику,
являющемуся многодетным родителем,
отпуска без сохранения заработной платы
до 30 календарных дней в году и другие;
2.2.4. создавать необходимые условия для
занятий физической культурой и спортом
работников непосредственно на
предприятиях либо в спортивных залах и
спортивных комплексах (приобретение
абонементов). В организациях с
численностью работников свыше 500
человек, в зависимости от
финансово-экономического положения,
предусматривать должность специалиста
по спортивной работе (в случае если в
штате профсоюзной организации
предприятия не предусмотрена данная
штатная единица);
2.2.5. принимать участие в проведении
детской оздоровительной кампании,
работодателям внебюджетного сектора
экономики финансировать не менее 45%
стоимости путевки;
2.2.6. содействовать работникам,
нуждающимся в улучшении жилищных
условий, в получении безвозмездных
субсидий и кредитов на строительство
(приобретение) жилья за счет средств
организаций, с учетом финансовой
возможности работодателя, или иных форм
оказания им помощи в порядке,
установленном коллективными договорами,
а при их отсутствии - локальными
нормативными актами;
2.2.7. своевременно и в полном объеме
перечислять страховые взносы за каждого
работника в территориальные органы
государственных внебюджетных фондов;
2.2.8. предусматривать в коллективных
договорах дополнительные социальные
льготы и гарантии работникам, ближайшие
родственники которых призваны на
военную службу по мобилизации или
проходят военную службу по контракту о
прохождении военной службы,
заключенному в соответствии с пунктом 7
статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N
53-ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе", либо заключили контракт о
добровольном содействии в выполнении
задач, возложенных на Вооруженные Силы
Российской Федерации.
2.3. В области содействия занятости и
развития трудового потенциала:
2.3.1. принимать меры по стабилизации и
расширению производства с целью
сохранения и создания новых рабочих
мест, рационального использования
трудовых ресурсов, сокращения неполной
занятости работников;
2.3.2. предусматривать возможность
выполнения работником трудовых функций
в удаленном режиме (вне места работы
(рабочего места), определенного трудовым
договором), дистанционном формате (с
использованием
информационно-телекоммуникационной
сети общего пользования, в том числе сети
"Интернет") при наличии технических
и организационных возможностей. Порядок
организации удаленной, дистанционной
работы, условия оплаты труда,
продолжительность рабочего дня, способы
взаимодействия работодателя и
работников, в том числе посредством
электронной почты и иных мобильных и
веб-сервисов, обмена электронными
документами устанавливаются
коллективным договором или локальными
нормативными актами;
2.3.3. разрабатывать и реализовывать меры
по предотвращению массовых
высвобождений работников. При
проведении мероприятий по сокращению
численности или штата работников
предусматривать при равной
производительности труда и квалификации
преимущественное право на оставление на
работе работников предпенсионного
возраста, одиноких и многодетных
родителей, родителей, имеющих детей в
возрасте до 16 лет и детей - инвалидов, лиц,
в семье которых один из супругов
пенсионер, бывших воспитанников детских
домов в возрасте до 30 лет, а также других
слабозащищенных категорий работников;
2.3.4. ежемесячно предоставлять информацию
органам службы занятости по месту
нахождения работодателей, обособленных
подразделений работодателей о наличии
свободных рабочих мест и вакантных
должностей, созданных или выделенных
рабочих местах для трудоустройства
инвалидов в соответствии с
установленной квотой для приема на
работу инвалидов, включая информацию о
локальных нормативных актах, содержащих
сведения о данных рабочих местах,
выполнении квоты для приема на работу
инвалидов;
2.3.5. создавать рабочие места в режиме
гибкого рабочего времени или на условиях
неполного рабочего дня для
предоставления по желанию работника,
имеющего трех и более
несовершеннолетних детей,
детей-инвалидов, или работника,
являющегося инвалидом;
2.3.6. предусматривать в коллективных
договорах и соглашениях мероприятия,
направленные на профессиональное
обучение и дополнительное
профессиональное образование
работников предприятий в целях
повышения производительности труда,
граждан в возрасте 50 лет и старше, а также
предпенсионного возраста, женщин,
имеющих детей дошкольного возраста,
предоставлять дополнительные гарантии
работникам при их увольнении по причине
сокращения численности или штата;
2.3.7. оказывать содействие в
трудоустройстве лицам с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе
после окончания ими обучения в
образовательных организациях; принимать
меры по обеспечению инфраструктурной
доступности рабочих мест для
трудоустройства инвалидов, определять в
локальных документах организации
особенности режима рабочего времени и
времени отдыха инвалидов, предоставлять
при необходимости им помощь
наставников;
2.3.8. содействовать проведению
государственной политики в сфере
занятости населения по сокращению
численности привлекаемых иностранных
работников, их замещению гражданами
Российской Федерации при наличии
последних на рынке труда, а также
предоставлению приоритетного права на
занятие вакантных рабочих мест
гражданам Российской Федерации по
сравнению с иностранными гражданами;
2.3.9. создавать условия для применения в
организациях края профессиональных
стандартов, развития системы
независимой оценки квалификации
работников, профессиональная
деятельность которых связана в том числе
с повышенными требованиями к надежности
и безопасности выполнения работ, рисками
причинения ущерба жизни и здоровью
граждан, с финансовой и общественной
безопасностью, иными профессиональными
рисками;
2.3.10. осуществлять меры по возрождению,
развитию и стимулированию движения
наставничества во всех сферах
деятельности, в том числе
пропагандировать положительный опыт
наставничества, вправе предусматривать
в локальных актах организаций,
коллективных договорах меры поощрения
за наставничество (стимулирующие
выплаты, надбавки, доплаты и другое);
2.3.11. обеспечивать соблюдение
законодательства в сфере труда,
соглашений, коллективных договоров при
приостановлении действия трудовых
договоров с работниками, которые
призваны на военную службу по
мобилизации или проходят военную службу
по контракту о прохождении военной
службы, заключенному в соответствии с
пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от
28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и
военной службе", либо заключили
контракт о добровольном содействии в
выполнении задач, возложенных на
Вооруженные Силы Российской Федерации.
2.4. В области молодежной политики:
2.4.1. принимать участие в мониторинге и
прогнозировании регионального рынка
труда, предоставляя сведения о
потребности в кадрах в соответствии с
направляемыми опросными формами.
Применять механизмы целевого обучения
как одного из инструментов
удовлетворения кадровой потребности.
Вносить предложения по формированию
регионального заказа на подготовку
рабочих кадров и специалистов в
профессиональных образовательных
организациях, а также регионального
заказа на подготовку специалистов в
сфере высшего образования в
образовательных организациях высшего
образования;
2.4.2. участвовать в формировании
специализированной базы стажировок для
студентов и выпускников
профессиональных образовательных
организаций и образовательных
организаций высшего образования;
2.4.3. принимать участие в мероприятиях,
проводимых Правительством, по
профессиональному самоопределению
школьников в соответствии с
потребностями регионального рынка
труда, в том числе в рамках Всероссийской
акции "Неделя без турникетов";
2.4.4. устанавливать в коллективных
договорах, локальных нормативных актах
(с учетом финансовых возможностей
работодателей) порядок и условия
предоставления молодым работникам
материальной помощи, льготных ссуд и
кредитов при трудоустройстве на работу,
для приобретения или строительства
жилья, при рождении детей и на другие
неотложные нужды; льгот при обучении в
организациях высшего образования и
профессиональных образовательных
организациях; возможности прохождения
производственной практики и рабочих
мест для выпускников организаций
высшего образования и профессиональных
образовательных организаций;
2.4.5. осуществлять дополнительные выплаты
молодым специалистам для их закрепления
в организации. Порядок и размеры выплат в
зависимости от финансовой возможности
работодателя устанавливаются
коллективным договором;
2.4.6. разрабатывать и реализовывать
комплексные программы, направленные на
повышение престижа и популяризацию
рабочих профессий, по социальной
поддержке и закреплению молодых кадров,
а также создавать необходимые условия
для их профессионального роста,
организации их рабочих мест,
жилищно-бытовых условий и выделять
необходимые средства на эти цели в
зависимости от финансовой возможности
работодателя. Осуществлять меры по
развитию и стимулированию движения
наставничества;
2.4.7. создавать условия для занятий
физкультурой, спортом, художественной
самодеятельностью, для реализации
творческого потенциала молодежи,
стимулирования инновационной
деятельности, проводить конкурсы
профессионального мастерства среди
молодых рабочих и специалистов.
Организовывать массовые культурные и
спортивные мероприятия. Осуществлять
моральное и материальное поощрение
молодых работников, совмещающих
производственную деятельность и
активную общественную работу;
2.4.8. предусматривать включение в
коллективные договоры и соглашения
обязательств по финансированию программ
работы с молодежью, решению
социально-экономических вопросов
молодых специалистов (с учетом
финансовых возможностей работодателей);
2.4.9. способствовать созданию в
организациях советов молодых
специалистов, молодежных комиссий
профсоюзных организаций, других форм
молодежного самоуправления.
Предоставлять время председателю
молодежного совета (комиссии) для
выполнения им общественных
обязанностей.
2.5. В области охраны труда, создания
благоприятных и безопасных условий
труда:
2.5.1. формировать культуру безопасного
труда и ответственность работников по
соблюдению требований охраны труда и
безопасности производства;
2.5.2. обеспечивать приведение условий
труда работников в соответствие с
государственными нормативными
требованиями охраны труда по
результатам специальной оценки условий
труда, а также разработку и реализацию
планов мероприятий по улучшению условий
труда и сохранению здоровья работников.
Принимать меры по совершенствованию
технологических производственных
процессов и иных мероприятий,
способствующих улучшению условий труда
работников и выводу их из вредных
производств, обратив особое внимание на
сокращение использования труда женщин
на работах с вредными и (или) опасными
условиями труда;
2.5.3. создавать необходимые условия для
организации и эффективной деятельности
уполномоченных (доверенных) лиц по
охране труда первичных профсоюзных
организаций, а также для осуществления
общественного контроля за соблюдением
трудового законодательства
техническими инспекциями труда
профсоюзов, уполномоченными
(доверенными) лицами по охране труда
первичных профсоюзных организаций.
Предоставлять оплачиваемое время
уполномоченным профсоюзных комитетов и
членам комиссий для выполнения
возложенных на них обязанностей по
контролю за состоянием условий и охраны
труда, уполномоченным (доверенным) лицам
по охране труда первичных профсоюзных
организаций - дополнительные отпуска,
поощрять их за надлежащее исполнение
обязанностей;
2.5.4. обеспечивать организацию горячего
питания работников предприятий и
организаций, в том числе льготного и
бесплатного, в объемах, предусмотренных
действующими нормами и коллективными
договорами;
2.5.5. обеспечивать включение в
коллективные договоры мероприятий по
улучшению условий и охраны труда,
предусмотрев их финансирование в
размерах, обеспечивающих выполнение
государственных нормативных требований
охраны труда, обратив особое внимание на
предоставление работникам гарантий и
компенсаций за работу во вредных и (или)
опасных условиях труда, на обеспечение
их в соответствии с установленными
нормами спецодеждой, спецобувью и
другими средствами индивидуальной
защиты, санитарно-бытовым и
лечебно-профилактическим
обслуживанием;
2.5.6. уделять особое внимание
мероприятиям в условиях сохраняющихся
рисков распространения новой
коронавирусной инфекции (обеспечение
приборами для бесконтактного
определения температуры,
антисептическими средствами, защитными
масками, организация дезинфекции
воздуха (УФ-облучатели бактерицидные,
рециркуляторы воздуха) и другое).
Использовать возможность отнесения
затрат на эти цели в состав прочих
расходов, связанных с производством и
реализацией продукции, работ, услуг в
соответствии с подпунктом 7 пункта 1
статьи 264 Налогового кодекса Российской
Федерации, с целью уменьшения
налогооблагаемой базы;
2.5.7. направлять в приоритетном порядке на
санаторно-курортное лечение работников,
перенесших новую коронавирусную
инфекцию, из числа занятых на работах с
вредными и (или) опасными
производственными факторами, а также
работников не ранее чем за пять лет до
достижения ими возраста, дающего право
на назначение страховой пенсии по
старости, используя на эти цели в том
числе суммы страховых взносов по
обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний (до 20 - 30% от
начисленных за предшествующий
календарный год взносов в Фонд
социального страхования Российской
Федерации);
2.5.8. в случае гибели работника на
производстве по вине работодателя
выплачивать семье погибшего
дополнительное (сверх установленных
государством норм) единовременное
пособие не ниже размера,
предусмотренного в отраслевых тарифных
соглашениях, действующих в отношении
работодателя, а в случае их отсутствия - в
сумме не менее 180 тысяч рублей.
На момент наступления несчастного
случая сумма подлежит индексации с
учетом коэффициента инфляции.
Порядок и сроки выплаты указанного
единовременного пособия
устанавливаются коллективным договором,
локальными нормативными актами, если они
не установлены в отраслевых тарифных
соглашениях, действующих в отношении
работодателя, а также в настоящем
Соглашении;
2.5.9. в случае установления работнику
инвалидности вследствие несчастного
случая на производстве по вине
работодателя либо установления
профессионального заболевания
выплачивать пострадавшему
дополнительное (сверх установленных
государством норм) единовременное
пособие не ниже размеров,
предусмотренных в отраслевых тарифных
соглашениях, действующих в отношении
работодателя, а в случае их отсутствия:
при I группе инвалидности - не менее 145
тысяч рублей;
при II группе инвалидности - не менее 120
тысяч рублей;
при III группе инвалидности - не менее 85,5
тысячи рублей;
при утрате профессиональной
трудоспособности без установления
инвалидности - не менее 60 тысяч рублей.
На момент наступления несчастного
случая сумма подлежит индексации с
учетом коэффициента инфляции.
Порядок и сроки выплаты указанного
единовременного пособия
устанавливаются коллективным договором,
локальными нормативными актами, если они
не установлены в отраслевых тарифных
соглашениях, действующих в отношении
работодателя, а также в настоящем
Соглашении;
2.5.10. создавать за счет собственных
средств рабочие места для
трудоустройства работников, получивших
трудовое увечье, профессиональное
заболевание либо иное повреждение
здоровья, связанное с исполнением
работниками трудовых обязанностей у
данного работодателя, и имеющих
рекомендации к труду;
2.5.11. обеспечивать ежегодное направление
до 20% - 30% сумм страховых взносов,
начисленных в Фонд социального
страхования Российской Федерации за
предшествующий календарный год, за
вычетом расходов, произведенных в
предшествующем календарном году, на
финансовое обеспечение
предупредительных мер по снижению
производственного травматизма и
профессиональных заболеваний;
2.5.12. использовать возможности
электронных цифровых сервисов по
предоставлению гарантий и компенсаций
работникам ("Электронный листок
нетрудоспособности", "Электронная
медицинская карта работника",
"Социальный навигатор", "Личный
кабинет страхователя", "Личный
кабинет застрахованного лица",
"Калькулятор расчета пособий");
2.5.13. создавать условия для
беспрепятственного прохождения
медицинских осмотров всеми работниками
организации, преимущественно в рабочее
время, за счет средств работодателя в
соответствии с действующим
законодательством. Предусматривать в
коллективных договорах возможность
прохождения работниками
диспансеризации с сохранением за ними
места работы (должности) и среднего
заработка на этот период;
2.5.14. создавать службы по охране труда в
соответствии с действующим трудовым
законодательством;
2.5.15. не допускать к работе лиц, не
прошедших в установленном порядке
инструктаж и (или) обучение по охране
труда, стажировку и проверку знаний
требований охраны труда. Обеспечивать
обязательность применения работниками
исправных средств индивидуальной
защиты. Не допускать работников к
выполнению работ без выданных им в
установленном порядке средств
индивидуальной защиты.
2.6. В области развития социального
партнерства:
2.6.1. предусматривать средства,
необходимые для финансирования
обязательств (мероприятий),
предусмотренных настоящим Соглашением;
2.6.2. способствовать инициативе
работников по созданию (восстановлению)
первичных профсоюзных организаций.
Соблюдать права и гарантии профсоюзов в
организациях независимо от форм
собственности, содействовать контролю
за соблюдением законодательства,
осуществляемому профсоюзами, в
соответствии с Федеральным законом от
12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях
деятельности" и другими нормативными
правовыми актами. Предоставлять
первичным профсоюзным организациям для
осуществления деятельности в
безвозмездное пользование помещения и
оборудование. Гарантировать
невмешательство в деятельность
первичных профсоюзных организаций;
2.6.3. предоставлять членам профсоюза, не
освобожденным от основной работы,
свободное время для исполнения
общественных обязанностей в организации
в согласованные с профкомом сроки с
сохранением среднего заработка.
Освобождать членов выборных профсоюзных
органов от работы во время обучения на
курсах, для участия в качестве делегатов
созываемых профсоюзами съездов,
конференций, а также для участия в работе
их выборных органов с сохранением
средней заработной платы. Условия
предоставления свободного времени
определяются коллективным договором.
Соблюдать иные условия для реализации
уставной деятельности профсоюзных
организаций и их выборных органов;
2.6.4. рассматривать представления
соответствующих профсоюзных органов о
выявлении нарушения трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, принимать меры по их
устранению. Предоставлять по запросу
выборного органа первичной профсоюзной
организации полную и достоверную
информацию, необходимую для заключения и
подведения итогов выполнения
коллективных договоров, соглашений;
2.6.5. поддерживать инициативу первичной
профсоюзной организации (независимо от
ее численности) о начале ведения
коллективных переговоров по заключению
(изменению, дополнению) коллективного
договора, установлению дополнительных
льгот, гарантий в приложениях к
коллективному договору, в том числе в
положении об оплате труда, перечне
мероприятий по улучшению условий и
охраны труда и снижению уровней
профессиональных рисков и других. Не
допускать снижения уровня мер
социальной поддержки, установленных
настоящим Соглашением, региональными
отраслевыми, территориальными,
территориальными отраслевыми и другими
соглашениями, действующими в отношении
работодателя. Направлять коллективные
договоры на уведомительную регистрацию
в течение 7 дней с момента их заключения в
центры занятости населения управлений
социальной защиты населения по
городским, муниципальным округам и
муниципальным районам, расположенные в
соответствующих муниципальных
образованиях Алтайского края;
2.6.6. принимать меры по созданию
региональных отраслевых,
территориальных объединений
работодателей в соответствии с
Федеральным законом от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об
объединениях работодателей" или
филиалов (представительств)
региональных объединений
работодателей;
2.6.7. обеспечивать выполнение требований
законодательства в области
социально-трудовых отношений,
инициировать декларирование
деятельности в рамках реализации указа
Губернатора Алтайского края от 12.03.2015 N 22
"О повышении социальной
ответственности работодателей
Алтайского края";
2.6.8. проводить информационную работу по
вопросам использования механизмов
социального партнерства в сфере
регулирования социально-трудовых
отношений. Освещать в средствах массовой
информации, на корпоративных
интернет-ресурсах деятельность
организаций по решению вопросов в
социально-трудовой сфере, развитию
территорий муниципальных образований и
корпоративной благотворительности;
2.6.9. обеспечивать условия для
деятельности первичных профсоюзных
организаций, для участия их
представителей в коллективных
переговорах по заключению коллективных
договоров, внесению изменений и
дополнений в них. Взаимодействовать с
представителями профсоюза на принципах
социального партнерства;
2.6.10. привлекать выборный орган первичной
профсоюзной организации к консультациям
в связи с ухудшением финансового
состояния организации, к выработке
совместных мер по стабилизации ситуации
и защите прав работников.
III. Обязательства Профсоюза
3.1. В области оплаты труда и доходов
населения:
3.1.1. инициировать включение в соглашения,
коллективные договоры, локальные
нормативные акты организаций
показателей темпов роста заработной
платы, производительности труда,
минимальных размеров оплаты труда,
порядка и условий премирования,
добиваться выполнения работодателями
обязательств;
3.1.2. осуществлять контроль за
выполнением работодателями соглашений,
регулирующих социально-трудовые
отношения и устанавливающих общие
принципы регулирования связанных с ними
экономических отношений, заключенных на
федеральном, межрегиональном,
региональном, отраслевом (межотраслевом)
и территориальном уровнях социального
партнерства;
3.1.3. добиваться снижения
внутриотраслевой дифференциации по
заработной плате между организациями за
счет повышения ее уровня в тех
организациях, где она ниже, чем в среднем
по отрасли, а также дифференциации
заработной платы в организации между
работниками при условии одинакового
стажа, квалификации, интенсивности
труда;
3.1.4. содействовать обеспечению удельного
веса тарифной части оплаты труда в
структуре заработной платы с учетом
гарантированных надбавок и доплат в
размере не менее 60 - 70% (в организациях
внебюджетной сферы);
3.1.5. участвовать в установлении систем
оплаты и стимулирования труда, в том
числе установлении повышенного размера
оплаты труда за работу в ночное время,
выходные и праздничные нерабочие дни,
сверхурочную работу и в других случаях;
3.1.6. в случаях нарушения установленных
сроков выплаты заработной платы
добиваться ее выплаты с индексацией,
предусмотренной коллективным договором,
но не ниже установленной действующим
законодательством, а также принимать
меры по привлечению к ответственности
виновных лиц;
3.1.7. осуществлять контроль за
соблюдением законодательства о труде,
выполнением условий коллективных
договоров и соглашений, в том числе в
условиях банкротства организаций.
Принимать меры по недопущению
"серых" схем трудовых отношений и
выплаты "теневой" заработной платы,
неуплаты работодателями страховых
взносов и несвоевременного
представления сведений
персонифицированного учета на
работников;
3.1.8. обеспечивать контроль за
исполнением работодателями
установленных законодательством
обязанностей в сфере обязательного
пенсионного страхования работников;
3.1.9. обеспечивать постоянный контроль за
своевременностью и полнотой выплаты
заработной платы в организациях
Алтайского края. В установленном
законодательством порядке инициировать
принятие мер, направленных на
своевременную и в полном объеме выплату
заработной платы, привлечение к
ответственности лиц, не обеспечивающих
своевременную выплату заработной платы,
через комиссии по трудовым спорам,
Межрегиональную территориальную
инспекцию труда в Алтайском крае и
Республике Алтай, органы прокуратуры,
суд;
3.1.10. содействовать разработке и
реализации программ развития
организаций реального сектора
экономики, способствовать участию
работников в управлении производством,
укреплению дисциплины и ответственности
каждого работника за исполнение
трудовых обязанностей;
3.1.11. проводить экспертизу проектов
нормативных актов в сфере
социально-трудовых отношений и
связанных с ними экономических
отношений, коллективных договоров на
соответствие их положений действующему
законодательству и соглашениям.
3.2. В области развития социальной сферы,
предоставления гарантий и компенсаций
работникам:
3.2.1. проводить организационные
мероприятия по оздоровлению работников
и членов их семей, информационную работу
с работниками предприятий, организаций
по проведению детской оздоровительной
кампании;
3.2.2. инициировать внесение в
коллективные договоры и соглашения
обязательств о финансировании
работодателями дополнительных
социальных льгот и гарантий работникам,
ближайшие родственники которых призваны
на военную службу по мобилизации или
проходят военную службу по контракту о
прохождении военной службы,
заключенному в соответствии с пунктом 7
статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N
53-ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе", либо заключили контракт о
добровольном содействии в выполнении
задач, возложенных на Вооруженные Силы
Российской Федерации, приобретения
льготных путевок для работников
организаций, их детей, ветеранов труда на
санаторно-курортное лечение, на
оздоровление и отдых в лагерях, на услуги
спортивных, туристских и культурных
учреждений, а также обязательств по
содействию работникам в улучшении
жилищных условий, в предоставлении жилья
молодым специалистам и другие;
3.2.3. оказывать единовременную
материальную помощь малоимущим членам
профсоюзов, организовывать лечение и
отдых работников и членов их семей в
профсоюзных домах отдыха,
оздоровительных лагерях и санаториях,
предоставлять льготные путевки (со
скидкой 20%) членам профсоюзов в
профсоюзные здравницы в соответствии с
действующим положением о предоставлении
путевок;
3.2.4. оказывать бесплатную
консультационную и юридическую помощь
членам профсоюза по вопросам
регулирования социально-трудовых
отношений, предоставления социальных
льгот и компенсаций, а также необходимую
правовую помощь по защите их трудовых
прав, в том числе в судебном порядке.
Оказывать помощь работникам в
оформлении документов по пенсионному
обеспечению;
3.2.5. осуществлять профсоюзный контроль
за выполнением коллективных договоров,
законов и иных нормативных правовых
актов о труде и охране труда,
расходованием средств фонда социального
страхования, обеспечением условий труда,
способствующих наилучшему выполнению
работниками своих обязанностей,
соблюдением обязанности работодателей
по отстранению от работы лиц в случаях,
предусмотренных действующим
законодательством;
3.2.6. способствовать развитию систем
добровольного медицинского и
пенсионного страхования;
3.2.7. участвовать в разработке и
реализации программ по поддержке
здорового образа жизни работников
(планов мероприятий), включающих
профилактические мероприятия,
стимулирующие работников к ведению
здорового образа жизни, организацию
занятий физкультурой, массовым спортом,
обеспечение здорового питания
работников;
3.2.8. осуществлять общественный контроль
за своевременностью и полнотой уплаты
работодателями страховых взносов во
внебюджетные фонды.
3.3. В области содействия занятости и
развития трудового потенциала:
3.3.1. осуществлять контроль за
соблюдением законодательства в сфере
труда при заключении трудовых договоров,
изменении их условий, увольнении, в том
числе при сокращении численности или
штата работников, предоставлении льгот и
гарантий в период работы, а также при
реорганизации и ликвидации организаций,
при приостановлении действия трудовых
договоров с работниками, призванными на
военную службу по мобилизации или
проходящими военную службу по контракту
о прохождении военной службы,
заключенному в соответствии с пунктом 7
статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N
53-ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе", либо заключившими контракт о
добровольном содействии в выполнении
задач, возложенных на Вооруженные Силы
Российской Федерации;
3.3.2. при заключении региональных
отраслевых и территориальных
соглашений, коллективных договоров
инициировать включение в них
мероприятия, направленные на сохранение
рабочих мест, создание необходимых
условий для получения работниками
дополнительного профессионального
образования, предоставление
высвобождаемым работникам льгот и
компенсаций сверх установленных
законодательством Российской Федерации,
обеспечение занятости граждан
предпенсионного и пенсионного возраста;
3.3.3. содействовать работодателям в
организации перевода работников на
удаленный режим работы (вне места работы
(рабочего места), определенного трудовым
договором), на дистанционную работу при
наличии технических и организационных
возможностей. Осуществлять профсоюзный
контроль и разъяснительную работу с
работниками по порядку удаленного,
дистанционного режима работы, условиям
оплаты труда, продолжительности
рабочего дня и другим вопросам,
связанным с применением гибких форм
занятости;
3.3.4. вносить предложения о приостановке
выполнения решений работодателей о
массовом увольнении работников.
Выступать в поддержку требований
работников о приостановке выполнения
решений о массовом увольнении
работников или поэтапном проведении
данного мероприятия;
3.3.5. оказывать содействие работодателям
в ежемесячном информировании органов
службы занятости по месту нахождения
работодателей, обособленных
подразделений работодателей о наличии
свободных рабочих мест и вакантных
должностей, о создании новых рабочих
мест с указанием профессии
(специальности) необходимых работников,
о предоставлении дополнительных
социальных гарантий работнику;
3.3.6. обеспечивать контроль за
оформлением трудовых отношений в
организациях. О фактах неформальной
занятости информировать
Межрегиональную территориальную
инспекцию труда в Алтайском крае и
Республике Алтай;
3.3.7. осуществлять контроль за
соблюдением предусмотренного трудовым
законодательством запрета на
ограничение трудовых прав и свобод
граждан в зависимости от возраста с
целью пресечения необоснованного отказа
в приеме на работу, а также
необоснованного увольнения граждан по
мотивам достижения предпенсионного и
пенсионного возраста;
3.3.8. оказывать содействие созданию
условий для применения в организациях
края профессиональных стандартов и
развития квалификации работников;
3.3.9. содействовать возрождению, развитию
и стимулированию движения
наставничества во всех сферах
деятельности, в том числе
пропагандировать положительный опыт
наставничества.
3.4. В области молодежной политики:
3.4.1. проводить политику социальной
защиты молодежи посредством контроля за
соблюдением и защиты их
социально-трудовых прав и интересов;
3.4.2. предусматривать в бюджетах
профсоюзных организаций не менее 5%
средств на реализацию молодежной
политики;
3.4.3. взаимодействовать с молодежными
организациями по вопросам защиты прав
молодых работников и учащихся,
являющихся членами профсоюзов.
Вовлекать молодежь в профсоюзное
движение, предоставлять ей возможность
участия в работе коллегиальных
профсоюзных органов, постоянных
комиссий и рабочих групп. Создавать в
профсоюзных организациях советы
(комиссии, комитеты) по работе с
молодежью;
3.4.4. проводить обучение молодого
профсоюзного актива по вопросам
трудового законодательства, социального
партнерства и другим
социально-экономическим вопросам,
обобщать опыт работы с молодежью
профсоюзных организаций и внедрять его в
практику работы;
3.4.5. добиваться через систему
социального партнерства расширения прав
молодежи на учебу, труд, заработную
плату, жилье и достойную жизнь, а также
предоставления им социальных гарантий.
Оказывать помощь молодежи в реализации
ее общественно полезных инициатив и
интересов;
3.4.6. инициировать включение в
коллективные договоры обязательств о
дополнительных гарантиях и компенсациях
молодым работникам и расширении прав
молодежи на обучение, труд, достойную
заработную плату, участие в управлении
производством, на отдых;
3.4.7. содействовать работодателям в
формировании специализированной базы
стажировок для студентов и выпускников
профессиональных образовательных
организаций и образовательных
организаций высшего образования;
3.4.8. продолжить практику выплаты
профсоюзных стипендий учащимся высших и
средних специальных учебных заведений в
соответствии с действующими
положениями. Принимать участие в
поощрении победителей ежегодного
регионального чемпионата "Молодые
профессионалы" и оснащении площадок
для проведения соревнований по
компетенциям.
3.5. В области охраны труда, создания
благоприятных и безопасных условий
труда:
3.5.1. содействовать формированию культуры
безопасного труда и ответственности за
нарушение норм охраны труда.
Осуществлять контроль за соблюдением
прав и законных интересов работников в
области охраны труда через созданные в
этих целях правовые и технические
инспекции труда профсоюзов и избранных в
организациях уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда;
3.5.2. организовывать работу
уполномоченных (доверенных) лиц по
охране труда, инициировать создание
комитетов (комиссий) по охране труда и
участвовать в их работе, повышать роль
уполномоченных (доверенных) лиц в
системе управления охраной труда,
участвовать в организации и работе
административно-общественного контроля
за состоянием охраны труда. Принимать
меры по увеличению числа избранных в
организациях уполномоченных
(доверенных) лиц профсоюзов по охране
труда, организовывать их обучение по
охране труда;
3.5.3. участвовать в установленном порядке
в расследовании несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний. Анализировать состояние и
причины производственного травматизма и
вносить предложения по его профилактике.
Обеспечивать правовую защиту членов
профсоюзов, пострадавших от трудового
увечья и профзаболевания, а также защиту
прав застрахованных в системе
обязательного социального и
медицинского страхования;
3.5.4. инициировать включение в
коллективные договоры и соглашения
обязательств, направленных на повышение
уровня производственной безопасности,
проведение специальной оценки условий
труда, сокращение числа рабочих мест с
вредными и (или) опасными условиями
труда, сокращение использования труда
женщин на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда, и других
мероприятий по улучшению условий и
охраны труда;
3.5.5. уделять особое внимание
мероприятиям в условиях сохранения
рисков распространения новой
коронавирусной инфекции (обеспечение
приборами для бесконтактного
определения температуры,
антисептическими средствами, защитными
масками, организация дезинфекции
воздуха (УФ-облучатели бактерицидные,
рециркуляторы воздуха) и другое).
Использовать возможность отнесения
затрат на эти цели в состав прочих
расходов, связанных с производством и
реализацией продукции, работ, услуг в
соответствии с подпунктом 7 пункта 1
статьи 264 Налогового кодекса Российской
Федерации, с целью уменьшения
налогооблагаемой базы;
3.5.6. способствовать направлению
работодателями в приоритетном порядке
на санаторно-курортное лечение
работников, перенесших новую
коронавирусную инфекцию, а также
ежегодному направлению до 20% сумм
страховых взносов, начисленных в Фонд
социального страхования Российской
Федерации за предшествующий календарный
год, за вычетом расходов, произведенных в
предшествующем календарном году на
финансовое обеспечение
предупредительных мер по снижению
производственного травматизма и
профессиональных заболеваний;
3.5.7. обеспечивать участие представителей
профсоюзной организации в проведении
специальной оценки условий труда.
Осуществлять контроль за своевременным
и качественным проведением специальной
оценки условий труда. Осуществлять
общественный контроль за реализацией
планов по улучшению условий труда,
разработанных по результатам
специальной оценки условий труда.
Обеспечивать участие своих
представителей в составе
территориальных рабочих групп
(межведомственных комиссий) по охране
труда, составе комиссий по проверке
знаний в организациях, осуществляющих
обучение по охране труда работников;
3.5.8. осуществлять проверки соблюдения
требований охраны труда в организациях,
выполнения работодателями обязательств,
предусмотренных коллективными
договорами, соглашениями. Предъявлять
требования о приостановке работ в случае
угрозы жизни и здоровью работников.
Поддерживать организационные и
дисциплинарные меры работодателей по
профилактике производственного
травматизма, повышению ответственности
персонала за нарушения правил
внутреннего распорядка, а также
требований технологических процессов;
3.5.9. инициировать своевременное
обращение работодателей в
территориальные органы Социального
фонда России за финансовым обеспечением
предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и
профессиональных заболеваний
работников. Осуществлять контроль за
своевременным и полным перечислением
страховых взносов на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев и профессиональных заболеваний
на производстве, прохождение
работниками, занятыми на работах с
вредными и (или) опасными условиями
труда, обязательных предварительных (при
поступлении на работу) и периодических (в
течение трудовой деятельности)
медицинских осмотров и диспансеризации.
Содействовать направлению на
санаторно-курортное лечение в
первоочередном порядке женщин, занятых
на работах с вредными и (или) опасными
производственными факторами;
3.5.10. обеспечивать распространение
передового опыта работы организаций по
охране труда, а также организаций,
оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Информировать работников по вопросам
охраны труда, недопущения и профилактики
производственного травматизма.
Участвовать в проведении
разъяснительной работы с целью охвата
дополнительными медицинскими осмотрами
работников, занятых на работах с
вредными и (или) опасными
производственными факторами;
3.5.11. принимать участие в планировании
работ по охране труда, в том числе в
разработке и реализации ежегодных
перечней мероприятий по улучшению
условий и охраны труда и снижению
уровней профессиональных рисков в
организациях.
3.6. В области развития социального
партнерства:
3.6.1. содействовать развитию социального
партнерства регионального отраслевого,
территориального и территориального
отраслевого уровней посредством
совершенствования практики
взаимодействия с органами местного
самоуправления по решению вопросов
труда в рамках социального партнерства,
увеличения численности членов профсоюза
и повышению их роли в регулировании
социально-трудовых отношений в
организациях;
3.6.2. принимать меры по созданию в течение
2024 года координационных советов
организаций профсоюзов муниципальных
образований Алтайского края, обеспечить
их эффективную деятельность;
3.6.3. разработать мероприятия Алтайского
краевого союза организаций профсоюзов
по восстановлению и созданию первичных
профсоюзных организаций, уделив особое
внимание предприятиям торговли,
гостиничного и туристического бизнеса,
пищевой и перерабатывающей
промышленности, и обеспечить их
эффективную реализацию;
3.6.4. инициировать заключение
коллективных договоров в организациях,
где созданы первичные профсоюзные
организации, региональных отраслевых и
территориальных, территориальных
отраслевых соглашений, а также включение
в них повышенных обязательств, по
сравнению с обязательствами,
предусмотренными настоящим Соглашением.
Содействовать работодателям в
направлении коллективных договоров на
уведомительную регистрацию в течение 7
дней с момента их заключения в центры
занятости населения управлений
социальной защиты населения по
городским, муниципальным округам и
муниципальным районам Алтайского края,
расположенные в соответствующих
муниципальных образованиях;
3.6.5. оказывать содействие работодателям
в доведении их деятельности до
соответствия критериям социальной
ответственности, утвержденным указом
Губернатора Алтайского края от 12.03.2015 N 22
"О повышении социальной
ответственности работодателей
Алтайского края". Организовать работу
по направлению организациями,
находящимися в ведении Алтайского
краевого союза организаций профсоюзов, в
управление Алтайского края по труду и
занятости населения деклараций о
соответствии их деятельности критериям
социальной ответственности,
утвержденным вышеназванным нормативным
правовым актом;
3.6.6. осуществлять профсоюзный контроль
за соблюдением законов и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, выполнением
условий соглашений, коллективных
договоров. Информировать о результатах
население Алтайского края, органы
надзора и контроля;
3.6.7. вести информационную,
просветительскую и агитационную
деятельность на территории Алтайского
края по вопросам социально-трудовых и
связанных с ними отношений, деятельности
социально ответственных работодателей;
3.6.8. для работников, призванных на
военную службу по мобилизации или
проходящих военную службу по контракту о
прохождении военной службы,
заключенному в соответствии с пунктом 7
статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N
53-ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе", либо заключивших контракт о
добровольном содействии в выполнении
задач, возложенных на Вооруженные Силы
Российской Федерации, в период действия
контракта: сохранять членство и стаж в
профсоюзе; освобождать от уплаты
членских профсоюзных взносов;
предоставлять установленные в
профсоюзной организации права и льготы
для членов их семей.
IV. Обязательства Сторон
4.1. Стороны выступают гарантами
выполнения взятых на себя обязательств и
договоренностей, закрепленных в
настоящем Соглашении.
4.2. Оказывать содействие обеспечению
занятости населения Алтайского края, в
том числе в моногородах, проводить
согласованную политику в области
регулирования внешней и внутренней
трудовой миграции.
4.3. Проводить согласованную политику и
принимать меры, направленные на
обеспечение реализации соглашений всех
уровней, оказывать всестороннее
содействие развитию социального
партнерства, в том числе по вовлечению
более широкого круга работодателей в
переговорные процессы по заключению
региональных отраслевых,
территориальных и территориальных
отраслевых соглашений, коллективных
договоров, созданию и укреплению сторон
социального партнерства.
4.4. Оказывать содействие созданию
региональных и территориальных
объединений работодателей.
4.5. Способствовать созданию профсоюзных
организаций на предприятиях и
организациях всех форм собственности и
взаимодействовать с ними независимо от
численности членов профсоюза.
4.6. Формировать социально ответственную
позицию работодателей по всем
направлениям социально-трудовой сферы, в
том числе в рамках реализации указа
Губернатора Алтайского края от 12.03.2015 N 22
"О повышении социальной
ответственности работодателей
Алтайского края".
4.7. Проводить ежегодные конкурсы
"Лучший социально ответственный
работодатель года", "Лучший по
профессии", "Лучший
шеф-наставник". Участвовать в
реализации проекта "Навыки мудрых",
предусматривающего проведение
ежегодного регионального чемпионата
профмастерства среди участников
возрастной категории 50+.
4.8. Содействовать предотвращению и
урегулированию коллективных трудовых
споров (конфликтов).
4.9. Продолжить практику распространения
передового опыта работы по решению
вопросов регулирования
социально-трудовых отношений с
использованием краевых, ведомственных,
корпоративных, профсоюзных средств
массовой информации.
4.10. Способствовать предотвращению
негативных последствий
реструктуризации отраслей экономики,
системообразующих и градообразующих
предприятий, вырабатывать и
реализовывать меры по предотвращению
массовых увольнений работников.
4.11. При отсутствии в отраслевых
(межотраслевых) и территориальных
соглашениях критериев массового
увольнения основными критериями
массового увольнения считать показатели
численности увольняемых работников
организаций с численностью работающих
от 15 и более человек за определенный
период времени:
увольнение работников в связи с
ликвидацией организации, независимо от
организационно-правовой формы либо
прекращением деятельности
индивидуального предпринимателя с
численностью работающих 15 и более;
сокращение численности или штата
работников организации на 30% и более от
общей численности работающих в течение 30
календарных дней.
Сокращение численности или штата
работников организации в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных
дней;
100 и более человек в течение 60
календарных дней;
300 и более человек в течение 90
календарных дней.
4.12. Содействовать развитию
добровольчества (волонтерства) в
Алтайском крае, вовлечению работников в
добровольческую (волонтерскую)
деятельность, предусматривать меры
поощрения добровольческой
(волонтерской) и благотворительной
деятельности.
V. Заключительные положения
5.1. Соглашение вступает в силу с 01.01.2024 и
действует по 31.12.2026. Договоренности,
достигнутые Сторонами, сохраняют силу до
заключения нового Соглашения или
внесения изменений и дополнений в
настоящее Соглашение.
5.2. Изменения в настоящее Соглашение
вносятся на основании решений краевой
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений по
соглашению Сторон путем подписания
дополнительных соглашений к настоящему
Соглашению, являющихся его неотъемлемой
частью. Стороны не вправе устанавливать
уровень трудовых и социальных гарантий
ниже закрепленных в настоящем
Соглашении.
5.3. Присоединение к настоящему
Соглашению и дополнительным соглашениям
к нему работодателей, осуществляющих
деятельность на территории Алтайского
края и не участвовавших в их заключении,
осуществляется в соответствии с законом
Алтайского края от 14.06.2007 N 55-ЗС "О
социальном партнерстве в Алтайском
крае" и постановлением Администрации
Алтайского края от 10.06.2009 N 248 "Об
утверждении Порядка опубликования
Регионального, региональных отраслевых
(межотраслевых) соглашений и предложений
о присоединении к ним".
Отказы работодателей на предмет их
мотивированности рассматриваются
краевой рабочей группой по вопросам
заработной платы в составе краевой
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, которая
принимает решение о соблюдении
работодателями процедуры присоединения
к соглашениям, установленной
законодательством Алтайского края, а
также мотивированности либо
немотивированности представленных
отказов.
В отношении работодателей - юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей,
созданных и начавших свою деятельность
на территории Алтайского края после
проведения процедуры присоединения,
настоящее Соглашение считается
распространенным и подлежит
обязательному исполнению со дня
государственной регистрации в налоговом
органе. Указанные работодатели вправе в
течение 30 календарных дней со дня их
государственной регистрации направить в
уполномоченный исполнительный орган
Алтайского края мотивированный
письменный отказ от присоединения к
настоящему Соглашению.
5.4. Контроль за выполнением настоящего
Соглашения, разрешение разногласий,
возникающих в ходе его выполнения,
осуществляет краевая трехсторонняя
комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений, которая в
том числе направляет информацию о
выявленных фактах нарушений в
Межрегиональную территориальную
инспекцию труда в Алтайском крае и
Республике Алтай в целях привлечения
виновных лиц к административной и
уголовной ответственности в
установленном законодательством
порядке.
5.5. Срок обращения к работодателю за
выплатой единовременного пособия,
указанного в настоящего Соглашения, - в
течение 3 лет с момента наступления
несчастного случая, в - не позднее 6
месяцев с даты окончания срока действия
настоящего Соглашения.
5.6. По запросу любой из Сторон, а также по
итогам года Стороны представляют друг
другу письменную информацию о
выполнении настоящего Соглашения в
части принятых на себя обязательств.
5.7. Стороны несут ответственность за
уклонение от участия в переговорах,
нарушение и невыполнение обязательств,
предусмотренных настоящим Соглашением,
в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Алтайского края.
5.8. В двухнедельный срок после подписания
настоящего Соглашения его полный текст
публикуется в газете "Алтайская
правда".
VI. Подписи Сторон
Правительство Алтайского края Губернатор Алтайского края, Председатель Правительства Алтайского края В.П.Томенко |
Алтайский краевой союз организаций профсоюзов Председатель Алтайского краевого союза организаций профсоюзов И.Е.Панов |
Краевые объединения работодателей: | |
Исполнительный директор Союза промышленников Регионального объединения работодателей Алтайского края В.А.Мещеряков |
Председатель правления Союза строителей "Региональное объединение работодателей Алтайского края" А.А.Мишустин |
Председатель Регионального агропромышленного объединения работодателей Алтайского края С.Н.Бубенщиков |
Председатель Ассоциации "Алтайское краевое отраслевое объединение работодателей жилищно-коммунальных организаций" Д.А.Лопаткин |
Председатель Правления Ассоциации "Алтайское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве" Н.А.Рябушенко |
Председатель Алтайской краевой ассоциации "Территориальное отраслевое объединение работодателей предприятий наземного городского электрического транспорта ГЭТ Алтай" С.П.Черноиванов |
Президент некоммерческого партнерства "Автомобильные перевозчики Алтая" Н.В.Орлов |
Президент Союза зернопереработчиков Алтая В.В.Гачман |
Президент Регионального отраслевого объединения работодателей "Ассоциация лесопромышленников Алтайского края" Н.Н.Петров |
|
Ссылается на
- О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности (с изменениями на 21 декабря 2021 года)
- О воинской обязанности и военной службе (с изменениями на 2 октября 2024 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)