Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 декабря 2023 года N 1311-р


Об утверждении долговой политики Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов



В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях эффективного управления государственным долгом Удмуртской Республики в 2024 - 2026 годах:


1. Утвердить прилагаемую долговую политику Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.


2. Министерству финансов Удмуртской Республики при исполнении бюджета Удмуртской Республики обеспечить реализацию долговой политики, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения.


3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 11 октября 2022 года N 1111-р "Об утверждении долговой политики Удмуртской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".


4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2024 года.



Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Я.В.СЕМЕНОВ



Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 5 декабря 2023 г. N 1311-р



ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ



I. Общие положения


Настоящая долговая политика является частью бюджетной политики Удмуртской Республики и определяет основные цели, задачи и направления деятельности по управлению государственным долгом Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.


В соответствии со статьей 39 Закона Удмуртской Республики от 22 мая 2008 года N 18-РЗ "О бюджетном процессе в Удмуртской Республике" управление государственным долгом Удмуртской Республики осуществляется Правительством Удмуртской Республики.


Под государственной долговой политикой Удмуртской Республики понимается стратегия управления государственными заимствованиями Удмуртской Республики, направленная на эффективное регулирование государственного долга Удмуртской Республики, поддержание его объема на оптимальном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Удмуртской Республики, и снижение влияния долговой нагрузки на бюджет Удмуртской Республики.


При осуществлении управления долгом Правительству Удмуртской Республики необходимо стремиться к тому, чтобы сумма накопленной задолженности и ее структура не снижали уровень кредитоспособности (платежеспособности) региона и сохраняли возможность обеспечивать социально-экономическое развитие Удмуртской Республики.



II. Итоги реализации долговой политики Удмуртской Республики за 2021 - 2022 годы


2021 год стал годом адаптации бюджетной системы республики к преодолению последствий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.


По итогам 2021 года поступление доходов в бюджет Удмуртской Республики составило 103,3 млрд. рублей с ростом на 21,2% к уровню 2020 года. Налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет республики в сумме 66,6 млрд. рублей, темп роста к 2020 году - 134,7%.


Расходные обязательства Удмуртской Республики исполнены в 2021 году в сумме 107,7 млрд. рублей. Темп роста к 2020 году - 107,6%.


В июне 2021 года была проведена реструктуризация бюджетного кредита, полученного республикой в декабре 2020 года в размере 4,8 млрд. рублей. Срок погашения кредита перенесен с 1 июля 2021 года на 30 ноября 2029 года.


В августе 2021 года Удмуртская Республика получила из федерального бюджета кредит по ставке 0,1% на замещение коммерческих кредитов в размере 30,9 млрд. рублей.


В целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга республики проводилась работа с коммерческими банками по снижению процентных ставок по полученным кредитам, а также по рефинансированию ранее привлеченных кредитов на коммерческие кредиты под более низкие процентные ставки. Средневзвешенные ставки по коммерческим кредитам составили по состоянию на 1 января 2021 г. - 5,67% годовых, на 1 января 2022 года - 5,25% годовых.


Активно используется такой механизм поддержания ликвидности бюджета, как краткосрочные бюджетные кредиты из Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике по ставке 0,1% годовых, что позволяет не привлекать коммерческие кредиты и снизить расходы бюджета на уплату процентов.


В результате принимаемых Правительством Удмуртской Республики мер объем государственного долга за 2021 год сократился на 1,21 млрд. рублей и составил на 1 января 2022 года 63 млрд. рублей. Изменилась структура государственного долга республики. По состоянию на 1 января 2022 года в структуре госдолга кредиты из федерального бюджета составляют 84,2%, рыночные заимствования - 15,8%.


Расходы на обслуживание долга за 2021 год составили 1,7 млрд. рублей, что ниже уровня 2020 года на 448,5 млн. рублей.


Погашение и обслуживание долговых обязательств Удмуртской Республики производилось своевременно и в полном объеме. Просроченная задолженность по долговым обязательствам отсутствует.


В июне 2021 года рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне "ruBBB-". Прогноз по рейтингу изменен с негативного на стабильный.


В 2022 году Правительством Удмуртской Республики в условиях недостаточности доходных источников, а также с учетом сложившейся геополитической ситуации были приняты все меры по обеспечению сбалансированности бюджета Удмуртской Республики и бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике.


По итогам 2022 года поступление доходов составило 105,2 млрд. рублей с ростом на 1,8% к уровню 2021 года. Налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет республики в сумме 66,1 млрд. рублей, темп роста к 2021 году - 99,3%.


Расходы бюджета республики исполнены в сумме 104,9 млрд. рублей, темп роста к 2021 году - 97,4%.


В 2022 году Удмуртская Республика произвела заимствования в сумме 20 млрд. рублей, из них:


заимствования Удмуртской Республики в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, в сумме 5 млрд. рублей;


заимствования Удмуртской Республики в виде бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, в общей сумме 15 млрд. рублей, в том числе бюджетные кредиты из Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике в общей сумме 4,3 млрд. рублей.


Расчеты по заимствованиям в 2022 году произведены из бюджета Удмуртской Республики на сумму 14,3 млрд. рублей, из них:


по кредитам, полученным от кредитных организаций в сумме 10,0 млрд. рублей;


по бюджетным кредитам, полученным из Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, в общей сумме 4,3 млрд. рублей.


В 2022 году государственные гарантии Удмуртской Республики не предоставлялись.


В июне 2022 года республике из федерального бюджета был предоставлен бюджетный кредит по ставке 0,1% годовых на замещение коммерческих кредитов в размере 10 млрд. 697,4 млн. рублей. За счет средств бюджетного кредита республикой полностью погашены коммерческие кредиты в размере 5 млрд. рублей, полученные в марте 2022 года по ставке 9,5% годовых. В связи с тем, что федеральный бюджет не работает напрямую с бюджетами муниципальных образований, средства в объеме 5 млрд. 697,4 млн. рублей на замещение банковских кредитов, взятых муниципальными образованиями в Удмуртской Республике, были направлены через бюджет Удмуртской Республики путем предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам. В результате государственный долг Удмуртской Республики за 2022 год увеличился на 5 млрд. 697,4 млн. рублей.


По состоянию на 1 января 2023 года государственный долг Удмуртии составил 68 млрд. 750 млн. рублей или 104% от налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета за 2022 год.


При этом доля рыночных заимствований (облигации Удмуртской Республики) составляет 7%, оставшиеся 93% - это бюджетные кредиты из федерального бюджета по ставке 0,1%. Задолженность по коммерческим кредитам у республики отсутствует. Экономия бюджетных средств по обслуживанию государственного долга республики (выплата процентов по долговым обязательствам) за 2021 - 2022 годы составила 1 млрд. 422 млн. рублей.


В ноябре 2022 года рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне "ruBBB-". По рейтингу установлен стабильный прогноз.



III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Удмуртской Республики


Текущее состояние бюджетной системы характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, направленной на обеспечение сбалансированности бюджета. В 2023 году наблюдается положительная динамика по поступлению доходов в бюджет республики в сравнении с 2022 годом. Вместе с тем проблема сбалансированности бюджета сохраняется, так как требуется дополнительное финансирование на выполнение установленных федеральным законодательством требований к объему и качеству предоставляемых государственных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, мер социальной поддержки.


В 2024 - 2026 годах долговая политика будет реализовываться в условиях сложившейся экономической ситуации, с учетом объективно обусловленных бюджетных ограничений и соблюдения принципа сбалансированности бюджета.


С целью повышения эффективности бюджетных расходов продолжена практика применения проектных принципов управления бюджетными ресурсами, оптимизация деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики за счет применения инструментов бережливого управления, цифровой трансформации ключевых сфер экономики, социальной сферы и государственного управления, оперативного освоения федеральных средств и недопущения принятия новых расходных обязательств.


Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:


рост потребностей Удмуртской Республики в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержки населения;


ухудшение текущей экономической ситуации, вызванной санкционным давлением со стороны иностранных государств;


необходимость выполнения обязательств по непревышению уровня дефицита и рыночного долга, принятых по соглашениям о реструктуризации и привлечению бюджетных кредитов на погашение долговых обязательств.


Финансовое обеспечение расходных обязательств республики по реализации задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года").



IV. Цели и задачи долговой политики Удмуртской Республики


Основной целью долговой политики Удмуртской Республики является недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении бюджета, поддержание государственного долга республики в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств, сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Удмуртской Республики.


В процессе управления государственным долгом Удмуртской Республики необходимо решать следующие задачи:


недопущение роста уровня государственного долга Удмуртской Республики;


своевременное и безусловное выполнение долговых обязательств Удмуртской Республики;


оптимизация структуры государственного долга Удмуртской Республики;


обеспечение выполнения мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики;


минимизация расходов на обслуживание государственного долга Удмуртской Республики;


сохранение репутации Удмуртской Республики как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего свои финансовые обязательства (осуществление взаимодействия с рейтинговыми агентствами);


повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств бюджета Удмуртской Республики;


соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;


обеспечение равномерности погашения долговых обязательств по годам;


неустановление новых расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;


соблюдение установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Удмуртской Республики;


открытость информации о государственном долге Удмуртской Республики.



V. Инструменты реализации долговой политики Удмуртской Республики


Основными инструментами реализации долговой политики Удмуртской Республики предполагаются:


бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Удмуртской Республики;


кредиты от кредитных организаций;


государственные ценные бумаги Удмуртской Республики.



VI. Основные направления долговой политики Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов


Основными направлениями долговой политики Удмуртской Республики являются:


оптимизация платежных графиков погашения долговых обязательств республики в целях обеспечения равномерной нагрузки по погашению и обслуживанию государственного долга во времени;


диверсификация долгового портфеля Удмуртской Республики;


активное использование государственных ценных бумаг Удмуртской Республики как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета и минимизации привлечения коммерческих кредитов с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры;


выпуск государственных ценных бумаг Удмуртской Республики преимущественно с амортизационными выплатами;


привлечение в бюджет Удмуртской Республики кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых;


осуществление среднесрочных (от одного года до пяти лет) и долгосрочных (более пяти лет) государственных заимствований. Привлечение краткосрочных заимствований (менее одного года) возможно только для поддержания текущей ликвидности бюджета республики;


мониторинг исполнения бюджета Удмуртской Республики с целью определения возможных кассовых разрывов, покрытие которых будет осуществляться за счет привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Удмуртской Республики в Управлении Федерального казначейства по Удмуртской Республике;


направление доходов, фактически полученных при исполнении бюджета Удмуртской Республики сверх общего объема доходов, утвержденного Законом о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год и на плановый период, на замещение государственных заимствований и погашение государственного долга Удмуртской Республики;


недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;


осуществление досрочного выкупа облигаций и досрочное погашение долговых обязательств Удмуртской Республики;


осуществление регулярного мониторинга рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры государственного долга Удмуртской Республики с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств и при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки;


внедрение информационных технологий по ведению учета и планированию операций с государственным долгом Удмуртской Республики;


обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств;


обеспечение раскрытия информации о состоянии государственного долга Удмуртской Республики.



VII. Анализ рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом Удмуртской Республики


Основными рисками при реализации долговой политики Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются:


риск роста процентной ставки, показывающий вероятность неблагоприятного для Удмуртской Республики изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;


риск недостаточного поступления доходов в бюджет республики на финансирование расходов;


риск снижения ликвидности рынка.


С целью снижения указанных выше рисков реализация долговой политики осуществляется на основе прогнозов поступления доходов, финансирования расходов и привлечения государственных заимствований, анализа исполнения бюджета предыдущих лет с соблюдением следующих требований:


при планировании государственных заимствований должны учитываться экономические возможности по привлечению ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на рынках заимствований;


государственные заимствования должны носить планомерный характер, при этом объемы заимствований должны распределяться в течение года таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий заимствований;


при исполнении бюджета республики необходимо осуществлять управление ликвидностью счета бюджета для сглаживания пиков платежей по финансированию дефицита бюджета республики и погашению государственного долга.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ