Соглашение между Администрацией города
Курска, Союзом "Федерация организаций
профсоюзов Курской области" и
Ассоциацией - объединением
работодателей "Союз промышленников и
предпринимателей Курской области" на
2024 - 2026 годы
от 21 ноября 2023 года
г. Курск
Мы, нижеподписавшиеся: полномочные
представители Администрации города
Курска в лице Главы города Курска Игоря
Вячеславовича Куцака, действующего на
основании Устава (далее - Администрация),
Союза "Федерация организаций
профсоюзов Курской области" в лице
председателя Союза "Федерация
организаций профсоюзов Курской
области" Алексея Ивановича Лазарева,
действующего на основании Устава (далее -
Профсоюзы), Ассоциации - объединения
работодателей "Союз промышленников и
предпринимателей Курской области" в
лице председателя Правления Ассоциации -
объединения работодателей "Союз
промышленников и предпринимателей
Курской области" Александра
Францевича Ягеря, действующего на
основании Устава (далее - Работодатели),
совместно именуемые - Стороны,
руководствуясь законодательством
Российской Федерации и Курской области,
заключили настоящее трехстороннее
Соглашение между Администрацией города
Курска, территориальными объединениями
организаций профсоюзов и работодателей
на 2024 - 2026 годы (далее - Соглашение),
устанавливающее общие принципы
регулирования социально-трудовых и
связанных с ними экономических
отношений на городском уровне и
совместные действия Сторон по их
реализации.
На основе принципов социального
партнерства основными целями настоящего
Соглашения являются:
- обеспечение согласования интересов
работников, работодателей и органов
местного самоуправления по
регулированию социально-трудовых и
связанных с ними экономических
отношений, направленных на повышение
уровня жизни трудящихся, жителей города
Курска;
- устойчивое функционирование и
дальнейшее развитие отраслей экономики
города Курска;
- обеспечение и расширение
государственных гарантий в вопросах
занятости, социальной и правовой защиты
трудящихся, жителей города Курска,
оплаты и охраны труда и здоровья
работников.
Настоящее Соглашение служит основой для
переговоров и заключения городских
отраслевых соглашений и коллективных
договоров на предприятиях, в
организациях, учреждениях и у
индивидуальных предпринимателей (далее -
коллективные договоры).
Стороны рассматривают обязательства и
гарантии, включенные в данное
Соглашение, как минимальные, которые
должны быть обеспечены, могут быть
дополнены и развиты в рамках заключения
и реализации коллективных договоров.
Обязательства и гарантии,
предусмотренные Соглашением, не могут
быть изменены в сторону снижения
социальной и экономической защищенности
работников, в том числе путем внесения
изменений и дополнений в Соглашение.
Действие Соглашения распространяется на
работников и работодателей,
уполномочивших соответствующих
представителей сторон на коллективных
переговорах разработать и заключить его
от их имени, на Администрацию города
Курска - в пределах взятых ими на себя
обязательств.
Соглашение распространяется на всех
работодателей, являющихся членами
объединения работодателей, заключивших
данное Соглашение. Прекращение членства
в объединении работодателей не
освобождает работодателя от выполнения
Соглашения, заключенного в период его
членства. Работодатель, вступивший в
объединение работодателей в период
действия настоящего Соглашения, обязан
выполнять достигнутые договоренности.
Соглашение открыто для присоединения
всем объединениям работодателей,
организациям профсоюзов, иным
уполномоченным работодателями и
работниками представителям, действующим
на территории городского округа
"Город Курск", в течение всего срока
его действия.
Выполнение принятых участниками
Соглашения обязательств обеспечивается
необходимыми средствами и статьями
расходов, предусмотренными в бюджете
города Курска, планах хозяйственной
деятельности организаций, сметах
профсоюзов.
Стороны представляют друг другу по мере
необходимости полную и своевременную
информацию о ходе выполнения Соглашения,
о принимаемых решениях, затрагивающих
трудовые, профессиональные и
социально-экономические права и
интересы работников, проводят взаимные
консультации по возникающим
социально-экономическим проблемам.
Стороны признают целесообразным
заключение городских отраслевых
соглашений, коллективных договоров в
организациях всех форм собственности,
видов экономической деятельности и
ведомственной принадлежности и
обязуются оказывать коллективам,
развивающим принципы социального
партнерства, всестороннее содействие и
поддержку.
Участники настоящего Соглашения в
пределах своих полномочий принимают на
себя следующие обязательства.
Раздел I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Приоритетными направлениями
экономической политики Стороны
признают:
- проведение активной политики по
созданию благоприятных условий
хозяйствования, развитию
предпринимательской деятельности,
укреплению экономического и финансового
положения предприятий и организаций;
- развитие и поддержку производств с
более эффективными технологическими
параметрами;
- опережающее развитие ключевых
инфраструктур;
- защиту интересов хозяйствующих
субъектов на рынке производства товаров,
работ и услуг от недобросовестной
конкуренции и монополизации;
- развитие инвестиционной деятельности;
- повышение эффективности
бюджетно-финансовой политики;
- развитие торгово-экономического и
научно-технического сотрудничества с
местными органами власти зарубежных
стран и регионов России.
Стороны совместно:
1.1. В целях обеспечения соблюдения
трудового законодательства и защиты
экономических интересов работающего
населения города Курска обеспечивают
своевременное взаимное информирование о
наличии признаков преднамеренного или
фиктивного банкротства в отношении
организаций, осуществляющих
деятельность на территории города
Курска.
1.2. Способствуют созданию новых,
сохранению и модернизации действующих
рабочих мест для жителей города Курска
при разработке и реализации программ
города Курска.
1.3. Принимают участие в пределах своих
полномочий в проведении работы по
легализации трудовых отношений в сфере
малого бизнеса, вывода "из тени"
заработной платы.
1.4. Продолжают системную работу по
устранению административных барьеров на
пути развития предпринимательства.
1.5. Проводят активную промышленную
политику, создают условия для
отечественного производства и
предпринимательства, создают
благоприятные условия для развития
малого и среднего бизнеса. Содействуют
продвижению продукции местных
товаропроизводителей на российских и
зарубежных рынках.
1.6. Внедряют новые формы сотрудничества
товаропроизводителей, участвуют в
организации выставок-ярмарок.
Администрация города Курска обязуется:
1.7. Создавать условия для развития
производства местных
товаропроизводителей, увеличения
объемов выпускаемой продукции.
Способствовать продвижению продукции на
потребительском рынке.
1.8. Содействовать созданию новых и
модернизации действующих производств.
1.9. Создавать благоприятный климат для
привлечения отечественных и иностранных
инвестиций в экономику города.
1.10. Осуществлять регулирование цен и
тарифов на продукцию и услуги в пределах
своих полномочий.
1.11. Участвовать в реализации
государственной политики в области
жилищного строительства в пределах
своих полномочий, совершенствование ее
правовых и организационных основ,
внедрение более эффективных финансовых
механизмов, обеспечивающих доступность
жилья для граждан с различным уровнем
доходов, поддержки малоимущих граждан в
улучшении жилищных условий.
1.12. Принимать необходимые меры в
пределах своей компетенции по
реализации на территории города Курска
государственных программ.
1.13. Оказывать поддержку объединениям
профсоюзов и работодателей города в
повышении их роли в обществе.
1.14. Принимать меры по реализации на
территории города Курска приоритетного
проекта "Формирование комфортной
городской среды".
1.15. Содействовать развитию малого и
среднего предпринимательства во всех
секторах экономики в городе Курске и
созданию благоприятных условий для их
хозяйственной деятельности.
Работодатели обязуются:
1.16. Принимать меры по обеспечению
стабильности и экономического роста
организаций, обновлению основных фондов,
повышению производительности труда,
внедрению прогрессивных технологий,
обеспечивающих выпуск
конкурентоспособной продукции (услуг),
созданию дополнительных,
высокопроизводительных рабочих мест,
модернизации существующих рабочих мест.
1.17. Принимать меры, направленные на
усиление мотивации труда работников.
1.18. Способствовать заключению
соглашений и коллективных договоров в
организациях всех форм собственности в
рамках действующего законодательства.
1.19. Содействовать созданию и
функционированию профсоюзных
организаций, соблюдению их прав и
гарантий деятельности.
1.20. Обеспечивать своевременную уплату
налогов, сборов и иных обязательных
платежей в бюджеты всех уровней и
государственные внебюджетные фонды в
соответствии с законодательством.
1.21. Информировать работников о
финансово-хозяйственной деятельности
организаций, принимаемых мерах по
стабилизации и развитию производства.
1.22. Своевременно представлять
отчетность о деятельности предприятия,
организации, учреждения по
установленным формам в органы
государственной статистики, налоговые
органы, внебюджетные фонды.
1.23. В соответствии с запросами
Администрации города Курска
представлять информацию, необходимую
для разработки программ и прогнозов
социально-экономического развития
городского округа.
Профсоюзы обязуются:
1.24. Способствовать устойчивой
финансово-экономической работе
предприятий и организаций: соблюдению
трудовой и технологической дисциплины,
росту производительности труда,
повышению профессионализма и деловой
активности работников.
1.25. Инициировать проведение
коллективных переговоров по подготовке
проектов и заключению соглашений и
коллективных договоров, контролировать
их выполнение.
1.26. Обучать профсоюзный актив по
вопросам участия в управлении
организацией, вопросам трудового
законодательства, разработке и
заключению коллективных договоров,
отраслевых соглашений, разрешению
коллективных трудовых споров и др.
1.27. Осуществлять в пределах,
установленных Трудовым кодексом РФ,
общественный контроль за соблюдением на
предприятиях и организациях города
Курска законодательства о труде,
занятости, охране труда, социальной
защите.
1.28. Предоставлять бесплатную
консультационную и правовую помощь
профсоюзным организациям и членам
профсоюзов по вопросам соблюдения
работодателями трудового
законодательства.
Раздел II. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ДОХОДЫ И
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ
ГАРАНТИИ
Приоритетными направлениями социальной
политики и политики в сфере оплаты труда
Стороны признают:
- обеспечение повышения уровня
заработной платы работающих на основе
повышения производительности труда;
- совершенствование политики увеличения
доходов населения;
- обеспечение активизации покупательной
способности граждан как залога роста
экономики;
- ликвидацию задолженности по выплате
заработной платы и недопущение ее
формирования в дальнейшем;
- социальную поддержку малообеспеченных
слоев населения.
Стороны совместно:
2.1. Принимают меры, направленные на
обеспечение повышения уровня реальной
заработной платы работников, включающие
индексацию заработной платы в связи с
ростом потребительских цен на товары и
услуги.
2.2. Рассматривают вопросы о нарушении
сроков и полноты выплаты заработной
платы, а также низком уровне заработной
платы по предприятиям и организациям
города на заседаниях городской комиссии
по вопросам своевременной выплаты
заработной платы и уплаты страховых
взносов на обязательное пенсионное и
социальное страхование.
2.3. Проводят работу, направленную на
обеспечение соблюдения
законодательства о труде и социальных
норм в организациях, расположенных на
территории города, в том числе малого и
среднего бизнеса.
2.4. Принимают меры по сохранению объектов
социальной сферы.
2.5. Осуществляют меры по организации
отдыха, оздоровления и занятости детей и
подростков в период каникул, в первую
очередь детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, и иных отдельных
категорий детей. Выделяют необходимые
средства на отдых и оздоровление детей и
подростков.
2.6. Способствуют развитию физической
культуры и спорта, проведению
спортивно-массовых и
физкультурно-оздоровительных
мероприятий, сдаче нормативов испытаний
(тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО).
2.7. Обеспечивают сохранение социальных
объектов организаций, не допускают
нецелевого использования зданий и
помещений объектов социальной сферы.
2.8. Принимают меры по соблюдению
законодательства о труде женщин,
содействуют обеспечению охраны
материнства и детства, укреплению семьи.
Администрация города Курска обязуется:
2.9. При формировании бюджета города
Курска на 2024 - 2026 годы предусматривать
расходы на:
- оплату труда работников бюджетной
сферы в соответствии с правовыми актами
Администрации города Курска в области
оплаты труда;
- обеспечение отдыха детей в
каникулярный период;
- обеспечение питания отдельных
категорий школьников, обучающихся в
муниципальных образовательных
учреждениях.
2.10. Обеспечить открытость информации по
исполнению бюджета города Курска путем
публикации материалов в средствах
массовой информации, размещения
сведений на официальном сайте
Администрации города Курска.
2.11. Определять порядок и размеры оплаты
труда руководителей муниципальных
учреждений и организаций, финансируемых
из бюджета города Курска, их
заместителей, главных бухгалтеров в
соответствии с действующим
законодательством.
2.12. Принимать меры по расселению граждан
из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Работодатели обязуются:
2.13. Осуществлять регулирование оплаты
труда работников организаций
посредством заключения и реализации
коллективных договоров.
2.14. Разрабатывать и устанавливать
систему оплаты труда работников и
систему премирования с учетом мнения
соответствующего органа профсоюзов в
случаях, предусмотренных коллективными
договорами, по согласованию с
профсоюзными органами.
2.15. Принимать меры по обеспечению роста
заработной платы работников в размере не
ниже индекса потребительских цен на
товары и услуги в регионе в соответствии
со статьей 134 Трудового кодекса
Российской Федерации.
2.16. Своевременно и в полном объеме
выплачивать заработную плату работникам
не реже чем каждые полмесяца в сроки,
предусмотренные в коллективном договоре
организации, правилах внутреннего
трудового распорядка. При выплате
заработной платы выдавать работникам
расчетные листки.
2.17. Производить своевременно и в полном
объеме выплату пособий по социальному
страхованию.
2.18. При наличии финансовой возможности
предусматривать в коллективных
договорах выделение финансовых средств
на приобретение новогодних детских
подарков, проведение праздника
новогодней елки.
2.19. Возмещать расходы работникам,
связанные со служебными командировками,
в порядке и размерах, определенных в
коллективном договоре или локальном
нормативном акте организации, но не ниже
размеров, установленных Правительством
Российской Федерации для организаций,
финансируемых из федерального бюджета.
2.20. При наличии финансовой возможности
предусматривать в коллективных
договорах средства на социальную
поддержку работников и членов их семей, в
том числе на проезд,
жилищно-коммунальные услуги, питание,
приобретение (строительство) жилья,
оздоровление детей и работников,
обеспечение дополнительными
медицинскими услугами, организации
детских новогодних праздников.
2.21. Предусматривать в коллективных
договорах меры социальной поддержки
женщин; для беременных женщин (при
наличии соответствующего медицинского
заключения) - снижение норм выработки
(обслуживания) или перевод на другую
работу, исключающую воздействие
неблагоприятных факторов, применение
гибких графиков работы, сокращенной
рабочей недели с сохранением заработной
платы по прежнему месту работы и другие.
2.22. Обеспечивать недопущение
необоснованных увольнений граждан
предпенсионного возраста и
дискриминации по возрастному принципу
при приеме на работу.
2.23. Содействовать пропаганде физической
культуры и спорта, сдаче нормативов
испытаний (тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО),
формированию идеологии здорового образа
жизни, организации проведения
физкультурных и спортивных, а также
культурно-массовых мероприятий среди
работников.
2.24. При наличии финансовой возможности
предусматривать в коллективных
договорах сохранение уровня доходов
работников и осуществление выплаты в
размере средней заработной платы
работникам, принимающим участие в
специальной военной операции
посредством прохождения военной службы
в Вооруженных Силах Российской
Федерации по контракту, по призыву по
мобилизации или заключения контракта о
добровольном содействии в выполнении
задач, возложенных на Вооруженные Силы
Российской Федерации, на период
прохождения военной службы или оказания
ими добровольного содействия в
выполнении задач, возложенных на
Вооруженные Силы Российской Федерации.
Профсоюзы обязуются:
2.25. Обеспечивать контроль и защиту прав
работников в части своевременной
выплаты заработной платы, отпускных,
расчетов в случае увольнения, выплаты
пособий по государственному социальному
страхованию, соблюдения трудового,
пенсионного и жилищного
законодательства, своевременности
представления страхователями сведений
по персонифицированному учету, в том
числе информирования работающих о
суммах уплаченных страховых взносов.
2.26. Принимать меры по предупреждению
коллективных трудовых споров
(конфликтов) по вопросам оплаты и
нормирования труда. Содействовать
созданию и работе в организациях
комиссий по трудовым спорам. Защищать
интересы и права членов профсоюзов в
судебных, государственных и других
органах. Совместно с Профсоюзами
осуществлять общественный контроль над
расходованием средств обязательного
социального страхования через своих
представителей в комиссиях по
обязательному социальному страхованию.
2.27. Использовать средства профсоюзного
бюджета на удешевление стоимости
путевок в детские оздоровительные
лагеря, принимать меры по удешевлению
стоимости путевок в санаторно-курортные
учреждения области для работающих
членов профсоюзов.
2.28. Предоставлять бесплатные
консультации и правовую помощь
профсоюзным организациям, членам
профсоюзов, а также малообеспеченным и
безработным гражданам по вопросам
трудового законодательства.
2.29. Осуществлять общественный контроль
за соблюдением законодательства,
регулирующего трудовые отношения на
предприятиях, в организациях и
учреждениях всех форм собственности, в
том числе при смене собственника
имущества предприятий, организаций,
учреждений, изменении
подведомственности предприятия,
организации, учреждения, их
реорганизации.
2.30. Обеспечивать общественный контроль
за своевременным проведением индексации
заработной платы в связи с ростом
потребительских цен на товары и услуги в
организациях и учреждениях всех форм
собственности, осуществляющих свою
деятельность на территории города
Курска.
Раздел III. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ И
РАЗВИТИЮ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Приоритетными направлениями в сфере
обеспечения занятости и развития
кадрового потенциала Стороны признают:
- сохранение существующих и создание
новых эффективных рабочих мест с
безопасными условиями труда и достойной
заработной платой;
- организацию профессиональной
подготовки кадров в соответствии с
потребностями рынка труда и
социально-экономического развития
города Курска;
- улучшение качества рабочей силы и
развитие ее профессиональной
мобильности;
- соблюдение интересов и прав жителей
города при реализации мероприятий по
привлечению рабочей силы из других
регионов, государств для осуществления
трудовой деятельности на территории
города.
Стороны совместно:
3.1. В случае предстоящих массовых
увольнений в организациях проводят
взаимные консультации и разрабатывают
комплекс мер по снижению социальной
напряженности.
3.2. Разрабатывают и осуществляют меры по
переподготовке и социальной поддержке
работников в условиях проведения
процедур, связанных с
несостоятельностью (банкротством)
организаций.
3.3. Содействуют распространению
положительного опыта организаций по
формированию эффективного кадрового
потенциала, систем мотивации и
стимулирования персонала к
высокопроизводительному труду.
3.4. В целях повышения престижа массовых
профессий и содействия повышению
квалификации работников организуют и
проводят конкурсы профессионального
мастерства. Обеспечивают участие
победителей в аналогичных конкурсах на
региональном, окружном, федеральном
уровнях.
3.5. Оказывают информационную поддержку в
целях формирования положительного
имиджа и пропаганды
предпринимательства, поддержку
молодежного предпринимательства, в том
числе в сфере креативных услуг.
Администрация города Курска обязуется:
3.6. Оказывать содействие органам службы
занятости населения в трудоустройстве
граждан, испытывающих трудности в поиске
работы, а также несовершеннолетним
гражданам в возрасте от 14 до 18 лет.
3.7. При организации городских конкурсов
профессионального мастерства "Лучший
по профессии" включать в состав
оргкомитета и жюри представителей
профсоюзов.
3.8. В целях закрепления трудовых ресурсов
на территории города Курска совместно с
руководителями учебных заведений города
Курска оказывать содействие в
обеспечении предприятий и организаций,
находящихся на территории
муниципального образования "Город
Курск", квалифицированными кадрами -
выпускниками местных учебных заведений.
Работодатели обязуются:
3.9. Разрабатывать и реализовывать меры по
рациональному использованию трудовых
ресурсов, ликвидации вынужденной
неполной занятости, сохранению
имеющихся и созданию новых эффективных
рабочих мест, предотвращению массовых
увольнений. Осуществлять мероприятия,
направленные на снижение напряженности
на рынке труда.
3.10. Проводить анализ, прогнозирование и
учет численности работников, намеченных
к увольнению. Своевременно в
соответствии с действующим
законодательством информировать
профсоюзы и органы службы занятости
населения о предстоящих увольнениях и
вынужденной временной остановке
производства, о наличии вакантных
рабочих мест.
3.11. Предусматривать в коллективных
договорах финансирование мероприятий,
направленных на повышение квалификации
и профессионального уровня персонала.
3.12. При заключении трудового договора с
работником не препятствовать его
вступлению в члены профсоюза. Не
допускать дискриминации работников по
профсоюзному признаку (не увольнять или
другим способом не наносить ущерб
работнику на том основании, что он
является членом профсоюза либо
принимает участие в профсоюзной
деятельности в нерабочее время или в
рабочее время с согласия работодателя).
Профсоюзы обязуются:
3.13. Принимать участие в работе комиссий
по решению вопросов занятости населения,
в комиссиях, создаваемых в связи с
банкротством и ликвидацией предприятий
и организаций. Содействовать
осуществлению дополнительных мер,
направленных на снижение напряженности
на рынке труда.
3.14. Добиваться при заключении
соглашений, коллективных договоров
включения в них обязательств по
сохранению и развитию рабочих мест,
обеспечению и предоставлению
дополнительных льгот и гарантий (сверх
предусмотренных законодательством)
высвобождаемым работникам.
3.15. Оказывать практическую помощь
профсоюзным организациям по защите
работников предприятий, где намечаются
массовые увольнения, вводится или
угрожает банкротство. Разъяснять
работникам их права, гарантии, льготы и
компенсации, предусмотренные
законодательством при увольнении.
3.16. Совместно с Работодателями
осуществлять разработку и реализацию
программ (положений) наставничества и
адаптации молодых работников на
производстве, содействовать их
реализации.
3.17. Осуществлять общественный контроль
за соблюдением трудового
законодательства в вопросах приема на
работу и увольнения, предоставления
льгот и гарантий при высвобождении
работников.
3.18. Организовать обучение профсоюзного
актива основам законодательства о
занятости.
Раздел IV. ОХРАНА ТРУДА, ЗДОРОВЬЯ И
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Приоритетными направлениями в сфере
охраны труда и экологической
безопасности Стороны признают:
- обеспечение безопасности жизни и
здоровья работника в процессе трудовой
деятельности;
- охрану природной среды и экологическую
безопасность;
- улучшение условий, повышение
безопасности труда;
- снижение уровня производственного
травматизма.
Стороны совместно:
4.1. Продолжают взаимодействие с
федеральными органами государственного
надзора и контроля по вопросам
соблюдения трудового законодательства,
природоохранного законодательства и
законодательства об охране труда на
предприятиях, в организациях и
учреждениях всех форм собственности,
осуществляющих свою деятельность на
территории города Курска.
4.2. Обеспечивают выполнение
предприятиями, организациями,
учреждениями города Курска правил и норм
охраны труда,
санитарно-эпидемиологических
требований и требований экологической
безопасности при осуществлении
хозяйственной деятельности, включая
транспортировку, обезвреживание и
переработку промышленных и коммунальных
отходов.
4.3. Оказывают содействие в проведении
работодателями предприятий,
организаций, учреждений всех форм
собственности, осуществляющих свою
деятельность на территории города
Курска, специальной оценки условий
труда, внедрению на предприятиях, в
организациях и учреждениях новых
разработок, прогрессивных технологий и
оборудования, их модернизации,
направленных на предотвращение
несчастных случаев на производстве.
4.4. Проводят трехсторонние консультации
по вопросам улучшения условий и охраны
труда, снижению профессиональных рисков
в организациях города Курска.
Администрация города Курска обязуется:
4.5. Содействовать проведению
диспансеризации работников
муниципальных учреждений и предприятий.
4.6. Информировать население города о
состоянии окружающей среды, в том числе
водных ресурсов и воздушного
пространства, а также степени
экологической опасности.
Работодатели обязуются:
4.7. Разрабатывать и утверждать положения
об организации работы по охране труда в
соответствии с Государственными
стандартами Российской Федерации.
4.8. В соответствии с действующим
законодательством создавать в
организациях здоровые и безопасные
условия труда, соответствующие
нормативным требованиям. Принимать меры
по сокращению численности работников
основных производств, занятых на работах
с вредными или опасными условиями труда.
4.9. Создавать в организациях, численность
работников в которых превышает 50
человек, службы охраны труда или вводить
должность специалиста по охране труда;
предоставлять доступ в организацию
представителям инспектирующих органов и
органов исполнительной власти в
соответствии с действующим
законодательством.
4.10. Обеспечивать проведение специальной
оценки условий труда на предприятиях, в
организациях.
4.11. Обеспечивать расследование и учет
несчастных случаев на производстве.
4.12. Обеспечивать обязательное включение
мероприятий по охране труда в
коллективные договоры и соглашения,
предусматривать выделение средств на
эти цели за счет предприятия,
организации в соответствии с
коллективным договором.
4.13. Проводить за счет средств
предприятий и организаций обязательные
предварительные (при поступлении на
работу) и периодические (в течение
трудовой деятельности) медицинские
осмотры.
4.14. В случае гибели работника в процессе
выполнения им трудовых обязанностей по
вине работодателя производить выплату
единовременного пособия семье погибшего
сверх установленных государством норм в
размере, определенном коллективным
договором организации.
4.15. Информировать принимаемых на работу
работников об условиях труда, степени их
вредности и опасности, возможных
неблагоприятных последствиях их
воздействия на здоровье, необходимых
средствах индивидуальной защиты,
компенсациях и льготах за условия труда,
режиме труда и отдыха.
4.16. Обеспечивать полноту
предоставляемых льгот и компенсаций,
если работник занят на тяжелых работах и
работах с вредными или опасными
условиями труда, в порядке и в сроки,
установленные действующим
законодательством.
4.17. Своевременно приводить в
соответствие с Единым
тарифно-квалификационным справочником
наименование профессий и должностей
работников с учетом изменений и
дополнений.
4.18. В случаях, установленных действующим
законодательством, приобретать и
выдавать специальную одежду,
специальную обувь и другие средства
индивидуальной защиты, смывающие и
обезвреживающие средства.
4.19. При наличии финансовой возможности
предусматривать добровольное
медицинское страхование работников за
счет средств организаций, предприятий.
Профсоюзы обязуются:
4.20. Осуществлять общественный контроль
за соблюдением законодательства и иных
нормативных правовых актов в области
охраны труда, окружающей среды и
экологической безопасности, выполнением
условий коллективных договоров и
соглашений.
4.21. Оказывать содействие
государственным надзорным органам в
проведении контроля за соблюдением
законодательства, нормативных и
правовых актов, в том числе по
приостановке предприятий, цехов,
участков, деятельность которых
осуществляется с нарушением требований
норм и правил по охране труда и
природоохранного законодательства.
4.22. Участвовать в работе комиссий на
предприятиях и в организациях,
проводящих специальную оценку условий
труда.
4.23. Обеспечивать участие своих
представителей в расследовании
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, а также
осуществлять их самостоятельное
расследование. Защищать интересы
работников, пострадавших в результате
несчастного случая на производстве или
получивших профессиональное
заболевание.
4.24. Участвовать в разработке и
реализации мероприятий по
предупреждению несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний, улучшению условий труда.
4.25. Проводить обучение профсоюзного
актива, уполномоченных (доверенных) лиц и
членов комиссий по охране труда по
вопросам охраны труда.
Раздел V. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Приоритетными направлениями молодежной
политики Стороны признают:
- обеспечение защиты
социально-экономических прав работающей
и учащейся молодежи;
- поддержку молодежи на этапе
социального, культурного, духовного и
физического развития, образования,
начала профессионально-трудовой и
предпринимательской деятельности,
создания и укрепления семьи;
- реализацию общественно значимых
инициатив молодых граждан, деятельности
молодежных общественных объединений.
Стороны совместно:
5.1. Взаимодействуют с общественными,
некоммерческими организациями и
объединениями в сфере молодежной,
семейной и демографической политики.
5.2. Обобщают и распространяют
положительный опыт работы с молодежью в
организациях города.
5.3. Рассматривают совместно вопросы,
касающиеся работы с молодежью и мер
поддержки молодежи, молодых семей.
5.4. Проводят работу, направленную на
патриотическое воспитание молодежи.
5.5. Проводят мероприятия, направленные на
пропаганду здорового образа жизни,
предупреждение и профилактику
асоциальных явлений, в том числе
алкоголизма и наркомании, среди
работающей и студенческой молодежи.
5.6. Стороны признают молодыми
работниками для целей настоящего
Соглашения работников в возрасте до 35
лет.
Администрация города Курска обязуется:
5.7. Обеспечивать реализацию мероприятий
муниципальных программ, направленных на
обеспечение условий успешной
социализации и самореализации молодежи.
5.8. Содействовать организации проведения
профориентационной работы с молодежью, в
том числе среди учащихся
общеобразовательных учреждений.
5.9. При формировании бюджета города
Курска предусматривать средства для
финансирования мероприятий по
реализации молодежной политики.
5.10. Обеспечивать поддержку одаренной
молодежи, общественных молодежных
инициатив, молодежной добровольческой
(волонтерской) деятельности.
5.11. Осуществлять мониторинг в сфере
молодежной политики. Результаты
мониторинга доводить до сведения
Сторон.
Работодатели обязуются:
5.12. При заключении коллективных
договоров в организациях при наличии
свыше 20% молодежи (в возрасте до 35 лет)
включать разделы либо положения,
предусматривающие меры социальной
защиты, материального стимулирования
социально-трудовых прав молодежи,
возможности для повышения квалификации,
профессионального и карьерного роста
молодежи.
5.13. Обеспечить (при наличии возможности)
трудоустройство лиц моложе 18 лет, а также
учащейся и студенческой молодежи в
свободное от учебы время.
5.14. Проводить для молодежи, в том числе
школьников, "дни открытых дверей",
профориентационные экскурсии с целью
ознакомления с профессиями,
востребованными на рынке труда.
5.15. Устанавливать оплату труда молодым
работникам в соответствии с системой
оплаты и материального стимулирования
труда, действующей в организации, на
предприятии. Не допускать
необоснованного снижения тарифных
ставок и окладов, размеров доплат и
надбавок к заработной плате для
указанной категории работников.
5.16. Предоставлять льготы молодым
работникам для обучения в учебных
учреждениях среднего или высшего
профессионального образования в
соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации
и заключенными коллективными
договорами, при необходимости
устанавливать индивидуальный режим
труда для лиц, совмещающих работу с
обучением.
5.17. Предоставлять молодым работникам
предприятия, организации, а также лицам,
возвратившимся на работу после службы в
армии, беспроцентные ссуды, кредиты для
улучшения жилищных условий в порядке,
установленном коллективным договором
(при наличии финансовой возможности).
5.18. Содействовать проведению
дополнительной иммунизации,
вакцинопрофилактике молодых работников,
обеспечивать проведение их медицинских
осмотров за счет средств организации,
осуществлять профилактические меры
противодействия распространению
наркомании и алкоголизма среди молодежи
(при наличии финансовой возможности).
5.19. Совместно с профсоюзами проводить в
организациях конкурсы
профессионального мастерства на звание
"Лучший молодой рабочий по
профессии", "Лучший молодой
специалист" (при наличии финансовой
возможности).
5.20. Предусматривать доплаты работникам,
являющимся наставниками молодежи,
премировать наиболее активных и
добившихся высоких результатов
наставников (при наличии финансовой
возможности).
5.21. Проводить консультации и принимать
меры по созданию системы первого
гарантированного места трудоустройства
выпускников профессиональных
образовательных организаций и
образовательных организаций высшего
образования по профессиям и
специальностям, востребованным на рынке
труда.
5.22. Проводить работу, направленную на
патриотическое воспитание молодежи.
5.23. Содействовать созданию молодежных
советов, советов молодых специалистов,
других форм молодежного самоуправления
на предприятиях, в учреждениях.
Предусматривать выделение денежных
средств на реализацию мероприятий
молодежной политики.
5.24. При необходимости направлять
молодежь на учебу с отрывом от
производства на договорной основе для
подготовки работников востребованных
профессий. При наличии работников на
обучении выплачивать производственную
стипендию в период обучения в
соответствии с коллективными договорами
(при наличии финансовой возможности).
Профсоюзы обязуются:
5.25. Участвовать в разработке и
реализации мероприятий по поддержке
молодежи, обеспечению занятости
молодежи и повышению ее
профессионального уровня.
5.26. Организовывать переговоры с
работодателями о включении в
коллективные договоры, отраслевые и иные
соглашения обязательств по реализации
молодежной политики, обеспечению
достойной оплаты и безопасных условий
труда, социальных льгот и гарантий
молодым работникам.
5.27. Содействовать адаптации молодых
специалистов и вновь принятых молодых
работников на производстве. Принимать
меры по созданию и развитию в
организациях института наставничества.
5.28. Организовывать обучение молодых
членов профсоюзов из числа работающей и
учащейся молодежи по вопросам трудового
права, охраны труда и профсоюзного
движения.
5.29. Привлекать молодых работников к
участию в трудовом соревновании,
конкурсах и смотрах, спортивных
мероприятиях.
5.30. Проводить консультации и принимать
меры по созданию системы первого
гарантированного места трудоустройства
выпускников профессиональных
образовательных организаций и
образовательных организаций высшего
образования по профессиям и
специальностям, востребованным на рынке
труда.
Раздел VI. В ОБЛАСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ПОСЛЕДСТВИЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19) И ДРУГИХ
ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Стороны совместно:
6.1. В условиях пандемии проводят обмен
соответствующей информацией в
сокращенные сроки.
Администрация города Курска обязуется:
6.2. Проводить мониторинг
санитарно-эпидемиологической
обстановки и соблюдения рекомендаций
Роспотребнадзора и главного
государственного санитарного врача по
Курской области с принятием неотложных
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мер в случае ее
ухудшения в пределах своих полномочий.
6.3. Проводить разъяснительную работу с
населением о риске заражения COVID-19 и
другими инфекционными заболеваниями,
необходимости формирования
коллективного иммунитета путем
вакцинации и своевременного обращения
за медицинской помощью в случае
появления первых признаков заболевания.
Работодатели обязуются:
6.4. В период распространения
коронавирусной инфекции принимать меры
по сохранению действующих и созданию
новых рабочих мест с безопасными
условиями труда.
6.5. Создавать условия дистанционной
(удаленной) работы для работников старше
65 лет, а также работников, страдающих
хроническими заболеваниями, в период
объявления режима повышенной
готовности.
6.6. Обеспечивать исполнение
установленных требований и рекомендаций
по работе в условиях риска
распространения новой коронавирусной
инфекции.
6.7. Организовывать обследование
работников организаций на новую
коронавирусную инфекцию, содействовать
их вакцинации.
6.8. В соответствии с санитарными нормами
Роспотребнадзора обеспечивать
работников средствами индивидуальной
защиты.
6.9. Предоставлять работающим гражданам
два выходных дня для вакцинации.
Работодатели и Профсоюзы:
6.10. Формируют План профилактических мер
по защите работников от рисков заражения
новой коронавирусной инфекцией.
6.11. Принимают меры по усилению
технической оснащенности
территориальных и первичных профсоюзных
организаций для проведения мероприятий
в онлайн-режиме.
Профсоюзы обязуются:
6.12. Проводить профсоюзный контроль за
обеспечением работников средствами
индивидуальной защиты.
6.13. Проводить профсоюзный мониторинг
соблюдения трудовых прав работников, в
том числе своевременной и в полном
объеме выплаты зарплаты в организациях,
сокращения численности или штата
работников, введения простоев и режимов
неполного рабочего времени.
6.14. Проводить разъяснительную работу с
членами профсоюзов о правилах
безопасного труда в условиях рисков
распространения новой коронавирусной
инфекции.
6.15. Информировать работников об
особенностях трудовых отношений в
условиях режима повышенной готовности, о
мерах государственной поддержки.
Раздел VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА
Приоритетными направлениями в области
дальнейшего развития социального
партнерства Стороны признают:
- вовлечение в сферу действия настоящего
Соглашения максимального количества
организаций, функционирующих на
территории города Курска;
- предотвращение и разрешение
коллективных трудовых споров
(конфликтов) в организациях;
- содействие обеспечению социальной
стабильности в городе.
Стороны совместно:
7.1. Проводят работу по реализации Закона
Курской области от 02.10.2012 N 97-ЗКО "О
социальном партнерстве в Курской
области".
7.2. Рассматривают настоящее Соглашение
как основу для переговоров при
заключении коллективных договоров.
7.3. Содействуют развитию практики
коллективно-договорного регулирования
трудовых отношений в организациях всех
форм собственности.
7.4. Принимают профилактические меры по
предотвращению коллективных трудовых
споров (конфликтов) в организациях,
учреждениях независимо от
организационно-правовых форм и форм
собственности, а также у работодателей -
физических лиц; противодействуют
правонарушениям в сфере трудовых
отношений.
7.5. Представляют беспрепятственно
сторонам информацию о
социально-экономическом положении в
отраслях, районах города, организациях,
необходимую для рассмотрения вопросов
по социально-трудовой сфере.
Администрация города Курска обязуется:
7.6. Обеспечивать участие Профсоюзов и
Работодателей в постоянно действующих
комиссиях, формируемых на уровне города,
рассматривающих социально-трудовые
вопросы.
7.7. При организации и проведении
городских конкурсов среди предприятий и
организаций, в том числе малого и
среднего бизнеса, включать в состав
оргкомитета и жюри представителей
профсоюзов.
7.8. Организовывать совместные
консультации с профсоюзом и
работодателями.
Работодатели обязуются:
7.9. Принимать меры по выполнению
обязательств настоящего Соглашения
всеми организациями, входящими в
объединение работодателей,
участвовавшими в заключении Соглашения
или присоединившимися к нему.
7.10. Содействовать созданию и
функционированию на предприятиях и в
организациях независимо от их
организационно-правовой формы
профсоюзов и их выборных органов.
Обеспечивать условия для законной
деятельности профсоюзов и их выборных
органов, не препятствуют деятельности
технической и правовой инспекции труда
профсоюзов по осуществлению контроля за
соблюдением трудового
законодательства.
7.11. Организовывать заключение
коллективных договоров с законными
представителями работников в
организациях всех форм собственности,
обеспечивать выполнение коллективных
договоров.
7.12. Заключать отраслевые соглашения с
соответствующими отраслевыми
организациями профсоюзов, обеспечивать
их выполнение всеми работодателями,
входящими в объединения работодателей.
7.13. Регулярно рассматривать ход
выполнения обязательств, включенных в
соглашения и коллективные договоры.
7.14. Обеспечивать условия для реализации
уставной деятельности профсоюзов и их
выборных органов в организациях
независимо от их
организационно-правовых форм и форм
собственности в соответствии с
действующим законодательством,
соглашениями, коллективными договорами.
7.15. Принимать локальные нормативные акты
по вопросам социально-трудовых
отношений по согласованию с выборными
органами первичной профсоюзной
организации.
Профсоюзы обязуются:
7.16. Содействовать политике, проводимой
Администрацией и работодателями, по
повышению эффективности экономики,
уровня и качества жизни, социальной
защиты работников и членов их семей.
7.17. Осуществлять общественный контроль
за соблюдением Работодателями и их
представителями трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, выполнением ими условий
коллективных договоров и соглашений.
7.18. Проводить согласованную политику по
созданию новых и укреплению действующих
профсоюзных организаций на предприятиях
всех форм собственности, в том числе и с
иностранным капиталом.
7.19. Выступать с инициативой о заключении
коллективных договоров. Обеспечить
заключение коллективных договоров в
большей части зарегистрированных на
территории города организаций всех форм
собственности, где имеются профсоюзные
организации. Предусматривать в них
положения отраслевых соглашений и
настоящего Соглашения.
7.20. Обеспечивать обучение профсоюзного
актива, представителей Сторон по
вопросам социального партнерства.
7.21. Организовывать обучение
представителей социальных партнеров
различных уровней по вопросам правового
регулирования трудовых отношений,
практики заключения коллективных
договоров и соглашений.
7.22. Не выступать организаторами
забастовок в случае выполнения
Администрацией города Курска положений
настоящего Соглашения, а также
отраслевых соглашений.
Раздел VIII. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ
Стороны договорились:
8.1. Стороны признают настоящее
Соглашение правовым актом социального
партнерства, действующим на территории
города Курска, и обязуются соблюдать
достигнутые данным Соглашением
договоренности на весь срок его
действия.
8.2. Соглашение вступает в силу с 1 января
2024 года и действует до 31 декабря 2026 года.
8.3. Стороны включают в проекты своих
бюджетов и смет расходов средства,
направленные на реализацию достигнутых
в настоящем Соглашении договоренностей.
8.4. Стороны Соглашения информируют друг
друга о ходе его выполнения.
8.5. Стороны освобождаются от
обязательств по Соглашению в случае
наступления чрезвычайных и
непредотвратимых обстоятельств
(непреодолимой силы), если эти
обстоятельства непосредственно
повлияли на исполнение Соглашения.
8.6. Соглашение в двухнедельный срок со
дня его подписания публикуется в
средствах массовой информации, в том
числе в газете "Городские известия",
и размещается на официальных сайтах
Администрации города Курска и
Профсоюзов с предложением
работодателям, осуществляющим
деятельность на территории города
Курска и не участвующим в заключении
Соглашения, присоединиться к нему.
8.7. В течение 7 дней со дня подписания
Администрация города Курска
обеспечивает направление Соглашения на
уведомительную регистрацию.
8.8. Настоящее Соглашение составлено и
подписано в трех экземплярах, каждый из
которых имеет одинаковую юридическую
силу.
Настоящее Соглашение подписано
Сторонами:
От Администрации города Курска:
Глава города Курска
И.В.КУЦАК
От Союза "Федерация организаций
профсоюзов Курской области":
Председатель Союза
"Федерация организаций профсоюзов
Курской области"
А.И.ЛАЗАРЕВ
От Ассоциации - объединения
работодателей
"Союз промышленников и
предпринимателей
Курской области":
Председатель Правления
Ассоциации - объединения работодателей
"Союз промышленников и
предпринимателей
Курской области"
А.Ф.ЯГЕРЬ