ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ -
КУЗБАССА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 ноября 2023 года N 699-р
Об утверждении основных направлений
долговой политики Кемеровской области -
Кузбасса на 2024 год и на плановый период
2025 и 2026 годов
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1
Бюджетного кодекса Российской Федерации
и в целях эффективного управления
государственным долгом Кемеровской
области - Кузбасса:
1. Утвердить прилагаемые основные
направления долговой политики
Кемеровской области - Кузбасса на 2024 год
и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Признать утратившим силу распоряжение
Правительства Кемеровской области -
Кузбасса от 29.09.2022 N 552-р "Об утверждении
Долговой политики Кемеровской области -
Кузбасса на 2023 год и на плановый период
2024 и 2025 годов".
3. Настоящее распоряжение подлежит
опубликованию на сайте "Электронный
бюллетень Правительства Кемеровской
области - Кузбасса".
4. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на первого
заместителя председателя Правительства
Кемеровской области - Кузбасса - министра
финансов Кузбасса Малахова И.Ю.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу
с 01.01.2024.
Первый заместитель
председателя Правительства
Кемеровской области - Кузбасса -
министр финансов Кузбасса
И.Ю.МАЛАХОВ
Утверждены
распоряжением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 30 ноября 2023 г. N 699-р
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА НА 2024 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Под государственной долговой политикой
Кемеровской области - Кузбасса (далее -
Долговая политика) понимается стратегия
управления государственными
заимствованиями Кемеровской области -
Кузбасса, направленная на эффективное
регулирование государственного долга
Кемеровской области - Кузбасса,
поддержание его объема на безопасном
уровне, минимизацию стоимости его
обслуживания, равномерное распределение
во времени платежей, связанных с
погашением и обслуживанием
государственного долга Кемеровской
области - Кузбасса, и снижение влияния
долговой нагрузки на областной бюджет.
1. Итоги реализации Долговой политики за
2022 год и истекший период 2023 года
По итогам 2022 года государственный долг
увеличился на 4,2 млрд рублей, или на 7,8
процента, и на 01.01.2023 составил 57,9 млрд
рублей, что составило 22,5 процента к
общему объему доходов областного
бюджета без учета безвозмездных
поступлений.
Изменение государственного долга
произошло за счет следующих
мероприятий.
В январе 2022 г. между Министерством
финансов Российской Федерации и
Министерством финансов Кузбасса было
заключено соглашение о предоставлении
бюджету Кемеровской области - Кузбасса
из федерального бюджета бюджетного
кредита в размере 1,5 млрд рублей.
Средства, полученные от предоставления
данного бюджетного кредита, были
направлены на финансовое обеспечение
реализации проекта "Строительство
инженерных сетей и автомобильных дорог
Центрального района города Кемерово".
В сложных условиях исполнения бюджетов
субъектов Российской Федерации,
связанных с предотвращением влияния
ухудшения геополитической и
экономической ситуации на развитие
отраслей экономики и на финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с
профилактикой и устранением последствий
распространения коронавирусной
инфекции, Правительством Российской
Федерации были скорректированы
особенности погашения бюджетных
кредитов субъектами Российской
Федерации в 2022 году.
В соответствии с частью 33 статьи 10
Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ "О
внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации и установлении особенностей
исполнения бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в 2022 году"
субъекты Российской Федерации были
освобождены от погашения в 2022 году
задолженности, выплачиваемой на
условиях реструктуризации, проведенной
в 2021 году. Подлежащая погашению в 2022 году
задолженность по основному долгу и
процентам, начисленным за фактический
срок пользования бюджетным кредитом на
дату реструктуризации задолженности,
будет погашаться в 2029 году.
Еще одной значимой мерой поддержки
региона федеральным бюджетом стало
предоставление Кузбассу в июне 2022 г.
бюджетного кредита в размере 21,34 млрд
рублей в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
05.05.2022 N 815 "Об утверждении Правил
предоставления, использования и
возврата субъектами Российской
Федерации бюджетных кредитов,
полученных из федерального бюджета для
погашения долговых обязательств
субъекта Российской Федерации
(муниципального образования) в виде
обязательств по государственным
(муниципальным) ценным бумагам субъекта
Российской Федерации (муниципального
образования) и кредитам, полученным
субъектом Российской Федерации
(муниципальным образованием) от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций, на 2022 год".
Полученные средства были направлены на
погашение рыночных заимствований
Кемеровской области - Кузбасса,
сложившихся на 01.01.2022 и подлежащих
погашению в 2022 году, на общую сумму 17,25
млрд рублей.
Необходимости в привлечении рыночных
заимствований в течение 2022 года не
возникало.
В 2023 году Кемеровской областью -
Кузбассом привлечен из федерального
бюджета инфраструктурный бюджетный
кредит на общую сумму 3,5 млрд рублей в
целях дальнейшей реализации проекта
"Строительство инженерных сетей и
автомобильных дорог Центрального района
города Кемерово".
Также в 2023 году заключено соглашение с
Управлением Федерального казначейства
по Кемеровской области - Кузбассу о
предоставлении бюджетного кредита на
пополнение остатка средств на едином
счете бюджета в целях опережающего
финансирования строительства,
реконструкции, капитального ремонта и
текущего ремонта, приобретения объектов,
находящихся в государственной
собственности (далее - кредит на
опережающее финансирование).
Предоставление кредита на опережающее
финансирование осуществляется с учетом
особенностей, установленных пунктами 4 - 6
постановления Правительства Российской
Федерации от 29.03.2023 N 501 "О внесении
изменения в пункт 12(1) Положения о
Правительственной комиссии по
региональному развитию в Российской
Федерации, о приостановлении действия
подпункта "а" пункта 1(1) и пункта 2(1)
Правил предоставления субъектам
Российской Федерации (муниципальным
образованиям) бюджетных кредитов на
пополнение остатка средств на едином
счете бюджета и об особенностях
предоставления бюджетных кредитов на
пополнение остатка средств на едином
счете бюджета субъекта Российской
Федерации в 2023 году", и в соответствии
с положениями приказа Министерства
финансов Российской Федерации от 06.10.2020 N
231н "О порядке заключения и форме
договора о предоставлении субъекту
Российской Федерации (муниципальному
образованию) бюджетного кредита на
пополнение остатка средств на едином
счете бюджета".
Всего в рамках соглашения на получение
кредита на опережающее финансирование
Кемеровской области - Кузбассу будет
предоставлено 12,7 млрд рублей, из них 9,0
млрд рублей уже получено Кемеровской
областью - Кузбассом. Срок возврата
данного кредита - до 30.04.2024 включительно.
В сентябре 2023 г. бюджету Кемеровской
области - Кузбасса была предоставлена
первая часть специального казначейского
кредита в размере 0,27 млрд рублей на цели
финансового обеспечения реализации
мероприятий, одобренных президиумом
(штабом) Правительственной комиссии по
региональному развитию в Российской
Федерации, в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.03.2023 N 525 "Об
утверждении Правил предоставления
Федеральным казначейством бюджетам
субъектов Российской Федерации
бюджетных кредитов за счет временно
свободных средств единого счета
федерального бюджета и о внесении
изменения в пункт 12(1) Положения о
Правительственной комиссии по
региональному развитию в Российской
Федерации". Целью привлечения
бюджетного кредита является
приобретение пассажирского транспорта
для государственных и муниципальных
нужд Кемеровской области - Кузбасса.
Общая сумма бюджетного кредита - 1,4 млрд
рублей.
В сентябре 2023 г. был погашен очередной
платеж по ценным бумагам Кемеровской
области - Кузбассом в размере 2,3 млрд
рублей. До конца года еще будут погашены
бюджетные кредиты в размере 1,1 млрд
рублей и иные обязательства в
иностранной валюте в объеме 0,5 млрд
рублей.
Привлечение кредитов коммерческих
организаций в 2023 году не планируется.
Таким образом, к концу 2023 года
государственный долг увеличится на 13,7
млрд рублей, или на 23,7 процента, и на
01.01.2024 составит 71,6 млрд. рублей, или 34,3
процента к общему объему доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений.
По состоянию на 01.10.2023 структура
государственного долга выглядит
следующим образом:
государственный долг всего - 63,92 млрд
рублей, в т.ч.:
внутренний государственный долг - 58,6
млрд рублей, в т.ч.:
государственные ценные бумаги - 2,25 млрд
рублей;
бюджетные кредиты, привлеченные из
других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, - 55,81 млрд рублей;
кредиты, привлеченные от кредитных
организаций, - 0 млрд рублей;
государственные гарантии - 0 млрд рублей;
внешний государственный долг - 5,86 млрд
рублей (или 174,3 тыс. долл. США по
фиксированному курсу 33,62 рубля).
Структура государственного долга за 2020 -
2023 годы, млн рублей
С 2020 года согласно статье 107.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации все
субъекты Российской Федерации ежегодно
делятся на группы заемщиков по уровням
долговой устойчивости в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 04.03.2020 N 227 "Об
утверждении Правил проведения оценки
долговой устойчивости субъектов
Российской Федерации".
В соответствии с классификацией
субъектов Российской Федерации по
группам долговой устойчивости в 2023 году,
опубликованной на сайте Министерства
финансов Российской Федерации,
Кемеровская область - Кузбасс отнесена к
группе заемщиков с высоким уровнем
долговой устойчивости.
Еще одним свидетельством эффективности
проводимой долговой политики субъекта
является повышение текущего кредитного
рейтинга Кемеровской области - Кузбасса
с A-(RU) "Позитивный" до A(RU)
"Стабильный" в мае 2023 г.
2. Основные факторы, определяющие
характер и направления Долговой
политики на 2024 - 2026 годы
Основными факторами, определяющими
характер Долговой политики на 2024 - 2026
годы при исполнении областного бюджета
являются риски снижения налоговых и
неналоговых доходов областного бюджета,
роста расходов областного бюджета в
рамках реализации мер по стабилизации
экономики и социальной поддержке
населения, а также проводимая
Правительством Российской Федерации
политика стимулирования
инфраструктурного развития регионов и
необходимость погашения бюджетного
кредита, предоставленного в целях
опережающего финансового обеспечения
расходных обязательств Кемеровской
области - Кузбасса, в апреле 2024 г.
Соответственно, в среднесрочной
перспективе потребность в
финансировании дефицита бюджета
Кемеровской области - Кузбасса и
погашении долговых обязательств
сохранится.
Источниками финансирования дефицита
областного бюджета и погашения долговых
обязательств в 2024 - 2026 годах будут
являться в первую очередь остатки
средств на едином счете областного
бюджета, кредиты кредитных организаций и
инфраструктурные бюджетные кредиты.
Существенное влияние на долговую
политику также оказывает проводимая
Центральным банком Российской Федерации
денежно-кредитная политика, принимаемые
решения по уровню ключевой ставки, что
влияет на конъюнктуру финансового
(долгового) рынка. Поскольку в
среднесрочной перспективе в качестве
одного из источников финансирования
дефицита бюджета Кемеровской области -
Кузбасса, а также погашения долговых
обязательств сохранятся кредиты
кредитных организаций, важнейшим
мероприятием при реализации долговой
политики является мониторинг рынка
финансовых услуг.
Указанные выше факторы влекут за собой
увеличение уровня долговой нагрузки на
бюджет Кемеровской области - Кузбасса
начиная с 2023 года. Ее рост продолжится и в
последующие годы.
Приоритетами Долговой политики в 2024 - 2026
годах будут являться:
обеспечение полного и своевременного
исполнения принятых расходных
обязательств Кемеровской области -
Кузбасса;
выполнение условий проводимой
Министерством финансов Российской
Федерации реструктуризации бюджетных
кредитов;
сохранение позиции в группе субъектов
Российской Федерации с уровнем долговой
устойчивости не ниже среднего в
соответствии с системой оценки
Министерства финансов Российской
Федерации;
контроль за изменениями, вносимыми в
бюджетное законодательство Российской
Федерации.
3. Цели и задачи Долговой политики
Целями Долговой политики на ближайшие 3
года остаются обеспечение потребности в
заемном финансировании, своевременном
исполнении долговых обязательств при
минимизации расходов на их обслуживание,
а также поддержание объема и структуры
государственного долга на экономически
безопасном уровне, обеспечивающем
возможность гарантированного
выполнения Кемеровской областью -
Кузбассом обязательств по его погашению
и обслуживанию, позволяющем при этом
решать задачи по достижению целей,
поставленных в посланиях и указах
Президента Российской Федерации.
Задачами Долговой политики являются:
оптимизация структуры государственного
долга путем использования различных
форм заимствований исходя из
необходимости минимизации стоимости их
обслуживания;
своевременное исполнение долговых
обязательств Кемеровской областью -
Кузбассом;
обеспечение финансирования дефицита
областного бюджета при недостаточности
собственных источников путем
привлечения ресурсов на финансовых
рынках на благоприятных для региона
условиях с соблюдением условия, что
ставка будет обеспечена на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1
процент годовых;
обеспечение выполнения условий
реструктуризации задолженности
Кемеровской области - Кузбасса перед
Российской Федерацией по бюджетным
кредитам;
привлечение из федерального бюджета
бюджетных кредитов на финансовое
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов, прошедших
отбор в установленном Правительством
Российской Федерации порядке;
осуществление контроля за показателями
долговой устойчивости областного
бюджета и бюджетов муниципальных
образований, расположенных на
территории Кемеровской области -
Кузбасса (предельными значениями,
установленными Бюджетным кодексом
Российской Федерации);
поддержание репутации Кемеровской
области - Кузбасса в качестве надежного
заемщика.
4. Инструменты реализации Долговой
политики
В целях обеспечения сбалансированности
и устойчивости бюджета Кемеровской
области - Кузбасса в 2024 - 2026 годах будет
продолжена реализация плана
мероприятий, утвержденного
распоряжением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 20.12.2019 N
789-р "Об утверждении Программы
финансового оздоровления Кемеровской
области - Кузбасса на 2019 - 2025 годы" и
государственная программа Кемеровской
области - Кузбасса "Управление
государственными финансами Кузбасса",
утвержденная постановлением
Правительства Кемеровской области -
Кузбасса от 05.10.2023 N 656.
Для реализации Долговой политики
предполагается использование следующих
инструментов:
в первую очередь использование остатков
средств областного бюджета, накопленных
в предыдущих периодах, для
финансирования дефицита бюджета
Кемеровской области - Кузбасса;
привлечение временно свободных средств
областных государственных бюджетных и
автономных учреждений Кемеровской
области - Кузбасса в целях сокращения
сроков использования кредитов,
полученных от кредитных организаций;
привлечение кредитов от кредитных
организаций с учетом ограничений,
устанавливаемых Правительством
Российской Федерации;
привлечение из федерального бюджета
бюджетных кредитов на пополнение
остатка средств на едином счете бюджета
субъекта Российской Федерации по ставке
0,1 процента годовых, что позволит снизить
сроки и объемы пользования кредитами от
кредитных организаций и, как следствие,
обеспечить выполнение целевого
показателя, установленного бюджетным
законодательством, по расходам на
обслуживание государственного долга;
привлечение из федерального бюджета
инфраструктурного бюджетного кредита:
в целях дальнейшей реализации проекта
"Строительство объектов инженерной и
транспортной инфраструктуры,
необходимых для функционирования
планируемой к созданию особой
экономической зоны
промышленно-производственного типа
"Кузбасс" в размере 1,2 млрд рублей в
2024 году;
на строительство дорожной и инженерной
инфраструктуры районов города Кемерово -
0,3 млрд рублей и 1,2 млрд рублей в 2024 и 2025
годах соответственно;
на реконструкцию трамвайного полотна и
контактной сети по трамвайному маршруту
N 10 - 0,08 млрд рублей и 1,12 млрд рублей в 2024 и
2025 годах соответственно;
привлечение долгосрочных заемных
средств (до 10 лет) в виде эмиссии
государственных ценных бумаг для
диверсификации государственного долга
по видам заимствований и кредиторам
исходя из сложившейся рыночной
конъюнктуры;
принятие обоснованных решений по
привлечению заемных средств на основе
анализа текущего и ожидаемого
исполнения областного бюджета, ситуации
на финансовом рынке;
взаимодействие с рейтинговыми
агентствами по определению уровня
кредитного рейтинга региона, что
является важным значением для
участников рынка, оценивающих
платежеспособность эмитента.
Объемы и параметры государственных
заимствований будут определяться таким
образом, чтобы обеспечивалось
своевременное финансирование
первоочередных расходов, а структура
платежей по погашению и обслуживанию
государственного долга была
равномерной, не имела пиков платежей в
отдельном финансовом году.
5. Анализ рисков для бюджета, возникающих
в процессе управления государственным
долгом
Основными рисками при управлении
государственным долгом являются:
риск ликвидности - риск неисполнения
долговых обязательств. Основным
источником риска ликвидности является
нарушение баланса финансовых активов и
финансовых обязательств бюджета
Кемеровской области - Кузбасса и (или)
возникновение непредвиденной
необходимости немедленного и
единовременного исполнения финансовых
обязательств;
риск пролонгации (риск рефинансирования)
- риск потерь вследствие чрезвычайно
невыгодных условий привлечения
заимствований на вынужденное
рефинансирование уже имеющихся
обязательств, пролонгация заимствований
на невыгодных условиях, а также
невозможность пролонгации или
рефинансирования;
рыночный риск (риск процентной ставки) -
риск увеличения объема расходов на
обслуживание государственного долга,
связанный с ростом увеличения Банком
России размера ключевой ставки и (или)
ростом объемов привлечения кредитов для
выполнения расходных обязательств;
операционный риск - риск потерь (убытков)
в результате технических ошибок,
несоблюдения бюджетного
законодательства, сбоев
учетно-расчетных, информационных и иных
систем;
риск недостижения планируемых объемов
поступлений доходов областного бюджета -
недопоступление доходов потребует
поиска альтернативных источников для
выполнения принятых расходных
обязательств бюджета и обеспечения его
сбалансированности;
риск невыполнения условий
реструктуризации задолженности
Кемеровской области - Кузбасса перед
Российской Федерацией по бюджетным
кредитам.
Основными мерами, принимаемыми в
отношении управления рисками,
связанными с реализацией Долговой
политики, являются:
достоверное прогнозирование доходов
областного бюджета и поступлений по
источникам финансирования дефицита
областного бюджета;
планирование государственных
заимствований с учетом экономических
возможностей по привлечению ресурсов,
текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке
заимствований;
принятие взвешенных и экономически
обоснованных решений по принятию
долговых обязательств;
утверждение квалификационных
требований государственных гражданских
служащих, ответственных за управление
государственным долгом, использование
четких положений, регламентов их
деятельности, правил контроля за
осуществляемыми операциями, повышение
квалификации с целью снижения
операционных рисков;
учет финансовых, макроэкономических и
бюджетных прогнозов при планировании
графиков предстоящих платежей по
погашению и обслуживанию
государственного долга;
минимизация использования
краткосрочных инструментов
заимствований;
постоянный мониторинг рыночной
конъюнктуры и следование прогнозам
изменения процентных ставок при
планировании расходов бюджета.
6. Сведения о показателях (индикаторах)
реализации мероприятий Долговой
политики
Основные мероприятия Долговой политики
направлены на реализацию поставленных
целей и задач в целом и позволят
обеспечить достижение показателей
(индикаторов), приведенных в таблице.
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
1 |
Соотношение государственного долга Кемеровской области - Кузбасса по отношению к общему годовому объему доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, процентов |
<= 85 |
<= 85 |
<= 85 |
2 |
Отношение расходов на обслуживание государственного долга Кемеровской области - Кузбасса по данным отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год к объему расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, процентов |
<= 5 |
<= 5 |
<= 5 |
3 |
Удельный вес расходов, направляемых на оказание услуг по организации облигационного займа Кемеровской области - Кузбасса |
<= 0,2 |
- |
- |