Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 ноября 2023 года N 1352-р


[Об утверждении Стратегии развития молодежной политики в Чувашской Республике до 2035 года]



В целях повышения эффективности реализации молодежной политики в Чувашской Республике:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития молодежной политики в Чувашской Республике до 2035 года (далее - Стратегия).


2. Рекомендовать органам государственной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления, организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности учитывать в своей деятельности положения Стратегии.



Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
О.НИКОЛАЕВ



Утверждена
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 16.11.2023 N 1352-р



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2035 ГОДА


I. Введение


Стратегия развития молодежной политики в Чувашской Республике до 2035 года (далее - Стратегия) разработана исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в соответствии с положениями Федерального закона "О молодежной политике в Российской Федерации", законов Чувашской Республики "О молодежной политике в Чувашской Республике", "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года", Концепции устойчивого развития Чувашской Республики, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 2023 г. N 231, и определяет цель, задачи и основные направления молодежной политики в Чувашской Республике.


Принятие Стратегии обусловлено необходимостью создания экосистемы молодежной политики, которая поможет молодым людям самоопределиться и реализовать свои способности и таланты.


Стратегия представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели и задачи, приоритетные направления и механизмы молодежной политики Чувашской Республики. Ориентация Чувашской Республики на устойчивость развития способствует повышению качества жизни населения региона и удовлетворению его интересов, в том числе интересов молодежи.


Стратегия базируется на эффективности использования ресурсов региона, оценке рисков и возможностей, связанных с реализацией молодежной политики. Эффективная реализация молодежной политики является одним из обязательных условий обеспечения устойчивого регионального развития.


Стратегия разработана на основе данных социологических исследований, итогов внутреннего и внешнего аудита реализации молодежной политики в Чувашской Республике, результатов стратегических сессий. В документе отражены сильные и слабые стороны молодежной политики в Чувашской Республике, раскрыты проблемы отрасли и отдельных категорий молодежи, определены механизмы реализации молодежной политики.


Стратегия предполагает тесное межведомственное взаимодействие и предусматривает механизмы обеспечения обратной связи между органами государственной власти, реализующими молодежную политику, и самой молодежью, что позволит своевременно вносить коррективы в Стратегию в соответствии с изменениями векторов развития, интересами и потребностями молодежи, проживающей на территории Чувашской Республики.


Координация мероприятий по реализации Стратегии осуществляется Управлением Главы Чувашской Республики по молодежной политике.


Стратегия - это основа создания условий для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах развития Чувашской Республики, обеспечения устойчивого роста числа социально активных молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество.



II. Текущее состояние сферы молодежной политики в Чувашской Республике


Управление социальной сферой Чувашской Республики ориентировано на решение демографических проблем, обеспечение достойного качества жизни населения и развитие человеческого капитала в рамках достижения целей и решения приоритетных задач национальных проектов.


Показатели социального блока, динамика которых характеризуется преобладанием позитивных трендов развития (приложение N 1 к Стратегии), выступают основными драйверами ESG-трансформации Чувашской Республики. Регион смог добиться преломления ряда негативных тенденций.


Эффективная реализация молодежной политики является одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Чувашской Республики и выступает обязательным условием обеспечения устойчивого регионального развития.


На территории Чувашской Республики проживает около 320 тыс. человек в возрасте от 14 до 35 лет, что составляет более 26 процентов от общей численности населения республики. В образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях обучается более 62 тыс. студентов. Соотношение городской и сельской молодежи составляет 69 процентов и 31 процент соответственно. Следует отметить, что доля молодежи в общей численности населения Чувашской Республики уменьшается на протяжении последних трех лет. Это связано и с демографической ситуацией, и с небольшим оттоком молодежи в крупные города для продолжения обучения и трудоустройства.


Основы для развития региональной нормативно-правовой базы реализации молодежной политики заложены федеральными законами "О молодежной политике в Российской Федерации" и "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". С учетом принятия базового Федерального закона "О молодежной политике в Российской Федерации" были внесены изменения в Закон Чувашской Республики "О молодежной политике в Чувашской Республике".


Мероприятия по реализации молодежной политики предусмотрены в подпрограмме "Молодежь Чувашской Республики" государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2018 г. N 531 "О государственной программе Чувашской Республики "Развитие образования". В настоящее время с учетом новых социально-экономических условий, приоритетности проблем молодежи ведется разработка новой государственной программы Чувашской Республики "Молодежь Чувашской Республики".


Вопросы молодежной политики в Чувашской Республике координирует Управление Главы Чувашской Республики по молодежной политике.


В целях эффективной реализации молодежной политики в республике действуют Правительственная комиссия по молодежной политике, общественная Молодежная палата при Государственном Совете Чувашской Республики, Молодежное правительство Чувашской Республики, 34 студенческих совета, 136 советов работающей молодежи, Координационный совет студенческих научных обществ, ГАУ ЧР ДО "Центр АВАНГАРД" и БОУ ЧР ДО "Центр молодежных инициатив".


Полномочия в сфере молодежной политики возложены также на органы местного самоуправления. В муниципальных образованиях реализуются муниципальные программы по работе с детьми и молодежью. Однако в организации работы с молодежью не всегда учитываются специфика муниципального, городского округа и потребности разных групп молодежи.


На уровне муниципальных образований стратегические задачи молодежной политики реализуются недостаточно эффективно в связи с несформированной кадровой политикой отрасли, недостаточно развитой материально-технической базой. Обязанности по реализации молодежной политики возложены на специалистов учреждений молодежной политики, советников глав администраций муниципальных, городских округов по работе с молодежью и специалистов администраций муниципальных, городских округов по работе с молодежью. Многие специалисты по работе с молодежью совмещают свои обязанности с деятельностью в других сферах (спорт, туризм, культура и др.). Также в республике отсутствует единая система оценки квалификации и подготовки (переподготовки) специалистов по работе с молодежью.


Повышение гражданской и социальной активности молодежи является одним из приоритетных направлений молодежной политики. Регион входит в топ-10 в номинации "Лучшая практика организации добровольческой (волонтерской) деятельности в образовательных организациях высшего образования" (2021 год), в топ-10 по количеству зарегистрированных в единой информационной системе добровольчества DOBRO.RU, в топ-5 (4 место, 2022 год) по количеству зарегистрированных в автоматизированной системе АИС "Молодежь России".


В Чувашской Республике формируются условия для реализации молодежных социально полезных инициатив. Активно развивается добровольческое движение: зарегистрировано 7 волонтерских объединений, функционируют 26 муниципальных волонтерских штабов, во всех образовательных организациях созданы центры по сбору гуманитарной помощи и волонтерские отряды. Для информационного освещения добровольческой деятельности активно используется единая информационная система добровольчества DOBRO.RU.


По данным мониторинга, на 1 января 2023 г. общее количество волонтеров в Чувашской Республике составило 68 тыс. человек. При этом большую часть составляют добровольцы в возрасте от 14 до 30 лет (59,1 процента), в возрасте 7 - 13 лет - 26,5 процента, в возрасте 31 - 54 лет - 10,1 процента, "серебряные волонтеры" - 4,3 процента. Очень важно, что более 70 процентов волонтеров Чувашии - это представители молодежи, школьники и студенты.


Акция #МЫВМЕСТЕ, оказание содействия в проведении Всероссийской переписи населения 2020 года, организация голосования за благоустройство общественных пространств, оказание помощи в период пандемии - это далеко не полный список мероприятий, в которых волонтеры выступали движущей силой. Одной из ключевых задач на ближайшую перспективу является дальнейшее развитие широкого добровольческого (волонтерского) движения в республике и создание системы его сопровождения.


Существенный вклад в работу с молодежью в Чувашской Республике вносят молодежные и детские общественные объединения. Управлением Главы Чувашской Республики по молодежной политике ведется Республиканский реестр молодежных и детских объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики и пользующихся государственной поддержкой (далее - Реестр). Кроме организаций, входящих в Реестр, существует большое количество формальных и неформальных молодежных объединений, которые привлекают к своей деятельности молодежь. В настоящее время не проводится анализ охвата молодежи такими объединениями, что не позволяет полноценно оценить объем их работы.


Одним из факторов, мотивирующих к повышению социальной активности и реализации социальных проектов, для молодежи является участие в грантовых конкурсах. Количество заявленных Чувашской Республикой проектов ежегодно растет. В 2022 году молодежью республики было подано 64 проекта. Финансовую поддержку в размере 46 млн. рублей получили 45 проектов, которые стали победителями в грантовых конкурсах.


Мониторинг участия представителей муниципальных образований в окружных форумах Приволжского федерального округа указывает на крайне низкую их активность. Из 26 муниципалитетов в 2022 году в Молодежном форуме Приволжского федерального округа "iВолга" приняли участие представители только 7 муниципальных образований.


Важное значение имеет работа по патриотическому воспитанию молодежи, в частности развитие региональной системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. Ежегодно в мероприятиях патриотической направленности принимают участие свыше 150 тыс. школьников и студентов.


В республике активно развивается поисковое движение. Экспонаты, найденные поисковиками, пополняют музейные экспозиции образовательных организаций. При образовательных организациях создано около 400 музеев. Поисковые отряды внесли весомый вклад в реализацию мероприятий, посвященных трудовому подвигу строителей оборонительных рубежей в годы Великой Отечественной войны. В марте 2022 года республика принимала 150 участников VII Всероссийского слета студенческих поисковых отрядов из 43 регионов страны. В июле 2023 года в республике прошел окружной форум для специалистов в сфере патриотического воспитания Уральского и Приволжского федеральных округов.


В целях поддержки инициатив поисковых отрядов Указом Главы Чувашской Республики от 17 октября 2016 г. N 149 "О мерах государственной поддержки поискового движения в Чувашской Республике" учреждены ежегодные гранты Главы Чувашской Республики для поисковых отрядов и объединений.


Более 50 лет проводятся военно-спортивные игры "Зарница" и "Орленок". Участниками всех этапов игр ежегодно становятся более 30 тыс. детей и подростков. Активно развивается юнармейское движение. Команда республики участвует в юнармейской военно-спортивной игре "Зарница Поволжья", окружном слете поисковых отрядов "Никто не забыт", юнармейском оборонно-спортивном лагере "Гвардеец".


Серьезное внимание уделяется профилактике социально негативных явлений в молодежной среде. Эффективная работа субъектов системы профилактики позволяет сформировать у молодежи достаточный барьер для незаконных манипуляций и противоправных действий в виде знаний и личностных установок.


Большое внимание в республике уделяется поддержке молодежи. Для поощрения молодых граждан за достижения в разных сферах деятельности присуждаются Государственные молодежные премии Чувашской Республики (11 премий в размере 50 тыс. рублей). Ежегодно лауреатами стипендии Главы Чувашской Республики в размере 2,5 тыс. рублей становятся 1000 юношей и девушек, достигших значительных результатов в учебе, научной, творческой деятельности. Также присуждаются стипендии за особые успехи в изучении физики и математики в размере 2 тыс. рублей ежемесячно. Для студентов организаций профессионального образования учреждены 10 грантов Главы Чувашской Республики. Учащимся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования присуждаются именные стипендии Главы Чувашской Республики (ежемесячно по 550 рублей 25 обучающимся).


Не остается без поддержки и работающая молодежь. В целях совершенствования системы материального стимулирования молодых специалистов, заключивших трудовой договор с образовательной организацией, находящейся в сельском населенном пункте либо поселке городского типа, установлена единовременная выплата в размере 20 тыс. рублей за первый год работы, 40 тыс. рублей - за второй год работы, 60 тыс. рублей - за третий год работы. Молодым педагогам, устроившимся на работу в образовательные организации в городах с населением до 50 тыс. человек (Канаш, Алатырь, Шумерля, Мариинский Посад, Ядрин), аналогичные выплаты предусмотрены в размере 10 тыс. рублей за первый год работы, 20 тыс. рублей - за второй год работы, 30 тыс. рублей - за третий год работы.


Талантливой молодежи также необходимы условия для развития способностей. В Чувашской Республике юноши и девушки имеют возможность участвовать в фестивалях "Студенческая весна" и "Театральное Приволжье", в Молодежном форуме Приволжского федерального округа "iВолга", республиканских форумах и фестивалях. Творческая молодежь Чувашии ежегодно представляет республику на межрегиональных, окружных, всероссийских и международных конкурсах и входит в число их призеров и победителей. Команда Чувашской Республики входит в десятку лучших среди 77 команд Российского фестиваля "Студенческая весна".


Развитие потенциала молодежи в социально-экономической сфере осуществляется через содействие молодым людям в профессиональном самоопределении, помощь в трудоустройстве и получении трудового опыта. В профориентационных мероприятиях в сфере молодежной политики ежегодно участвуют до 20 тыс. молодых людей. Результатом является повышение самостоятельности и ответственности молодежи, рациональности построения их профессионально-образовательной и карьерной траектории. В современной реальности, когда быстро меняются характер и условия труда, актуальными являются программы, способствующие развитию у молодежи универсальных, надпрофессиональных компетенций, "мягких" навыков (soft skills), приобретающих все большее значение для успешного профессионального роста. Молодежи, заинтересованной в предпринимательской деятельности, важно предоставлять возможность проходить обучение, знакомиться с акселерационными программами, получать услуги наставника. Численность молодежи, получившей возможность развивать свои предпринимательские компетенции, должна ежегодно увеличиваться. Временная и сезонная трудовая занятость, в том числе в составе студенческих отрядов, является эффективным механизмом включения молодежи в экономические отношения. В республике созданы условия для развития студенческих отрядов.


Статистические данные свидетельствуют о негативных тенденциях социально-демографического развития села. В сельской местности наблюдается ежегодное сокращение численности населения. Одной из главных причин этого процесса является рост миграционного оттока сельской молодежи в город. Основной отток идет за счет молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, сокращается численность лиц моложе трудоспособного возраста. При этом согласно социологическим исследованиям большинство молодых людей из сельской местности (57,6 процента) не планируют связывать свою жизнь с селом. Основными мотивами переезда в город являются отсутствие жизненных перспектив на селе (14,2 процента), соответствующих условий (7,7 процента), а также привлекательность городской жизни (4,8 процента). Часть молодых людей остаются жить в селах, но работать предпочитают в городе. Это преимущественно те, кто получил высшее образование, имеет специальность. Выбор села в качестве места жительства обусловлен более низкими ценами на жилье.


В целом в Чувашской Республике созданы и продолжают формироваться благоприятные стартовые условия для различных категорий молодежи. Обеспечить более оптимальные условия в соответствии с высокими современными стандартами возможно лишь при условии реализации инновационной молодежной политики. Основным механизмом активизации процесса перехода к указанной модели должна стать настоящая Стратегия.



III. Условия, ограничения и возможности реализации молодежной политики в Чувашской Республике


Успешность реализации молодежной политики в Чувашской Республике предопределяется совокупностью внешних и внутренних факторов, формирующих условия, ограничения, возможности реализации данного вида региональной социально-экономической политики.


Важнейшими вызовами для молодежной политики, определяющими положение молодежи, перспективы ее развития в средне- и долгосрочной перспективе, являются:


снижение абсолютной численности молодежи и ее удельного веса в численности населения страны и региона;


сокращение числа молодых работников, нехватка молодой рабочей силы в ряде стратегически значимых отраслей;


отсутствие сформированного мировоззрения, основанного на позитивных ценностях инноваций, патриотизма, нравственности, правосознания, а также востребованных развитых компетенций, позволяющих адаптироваться к изменению условий жизнедеятельности и преобразовывать мир к лучшему;


снижение общего уровня здоровья молодого поколения, отсутствие сформированной культуры здорового образа жизни;


рост экстремистских проявлений;


слабая вовлеченность молодежи в общественные процессы.


Анализ внешних факторов регионального развития позволил выявить совокупность политических, экономических, социальных и технологических факторов, влияющих на реализацию молодежной политики в Чувашской Республике.


PEST-анализ потенциала, возможностей и угроз реализации молодежной политики


1. Политические факторы

Внешние факторы

1.1. Повышенное внимание государства к молодежи. Государство все больше сосредоточивает свои усилия на создании условий для развития и поддержки молодежи, развитии ее общественно-политической активности путем обеспечения ее стабильности.

1.2. Принятие Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которых изложены принципы, приоритетные задачи и механизмы, обеспечивающие реализацию государственной молодежной политики.

1.3. Закрепление действий федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики в федеральных проектах "Развитие системы поддержки молодежи ("Молодежь России")", "Социальная активность", "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации"

Внутренние факторы

1.4. Повышение темпов социально-экономического развития республики, повышение уровня жизни населения, в том числе за счет активного участия Правительства Чувашской Республики, исполнительных органов в федеральных и национальных проектах.

1.5. Ориентация Чувашской Республики на устойчивость развития, принятие Концепции устойчивого развития Чувашской Республики, учитывающей риски и возможности и представляющей собой систему взглядов на базовые принципы, цели и задачи, приоритетные направления и механизмы устойчивого развития Чувашской Республики в контексте ESG-повестки.

1.6. Трансформация молодежной политики Чувашской Республики. Изменение статуса системы работы с молодежью в Чувашской Республике, создание Управления Главы Чувашской Республики по молодежной политике, разработка государственной программы Чувашской Республики "Молодежь Чувашской Республики" с комплексом мероприятий и конкретными целевыми показателями

2. Экономические факторы

Внешние факторы

2.1. Разработка Правительством Российской Федерации комплекса мер, направленных на укрепление экономики, предотвращение негативных последствий экономических санкций со стороны стран Запада, в виде целенаправленной политики импортозамещения.

Молодежь рассматривается сегодня в качестве главного субъекта социального и экономического обновления, инновационного ресурса общества. Для интенсивного развития экономики необходима более качественная подготовка специалистов по нескольким направлениям

Внутренние факторы

2.2. Развитие экономики, формирование благоприятной инвестиционной среды и условий для развития предпринимательства, стимулирования деловой активности и повышения инвестиционной привлекательности Чувашской Республики.

2.3. Решение проблем в сфере занятости молодежи через формирование приоритетных направлений поддержки молодежи, изложенных в Долгосрочной программе Чувашской Республики по содействию занятости молодежи на период до 2030 года.

2.4. Поддержка молодых предпринимателей в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Проведение конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на предоставление молодым предпринимателям грантов на реализацию проектов в сфере предпринимательской деятельности.

2.5. Инвестирование в молодежные проекты, что способствует реализации потенциала молодежи и ее участию в социальной и экономической сферах деятельности.

2.6. Использование механизмов государственно-частного партнерства

3. Социально-культурные факторы

Внешние факторы

3.1. Повышенное внимание мирового и российского сообщества к молодежи.

3.2. Изменение абсолютной численности молодежи и ее удельного веса в численности населения Российской Федерации. Миграция населения.

3.3. Сокращение трудовых ресурсов. Рост пенсионной нагрузки.

3.4. Мировой тренд на здоровый образ жизни

Внутренние факторы

3.5. Управление социальной сферой Чувашской Республики ориентировано на решение демографических проблем, обеспечение достойного качества жизни населения, доступности образовательных услуг и культурных мероприятий.

3.6. Приоритетами молодежной политики Чувашской Республики являются укрепление роли семьи, воспитание патриотично настроенной молодежи, демонстрирующей высокую культуру межнационального общения

4. Технологические факторы

Внешние факторы

4.1. Формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью.

4.2. Создание условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма и терроризма

Внутренние факторы

4.3. Ориентация Чувашской Республики на формирование эффективных механизмов информирования молодежи о направлениях и мероприятиях молодежной политики


Аудит реализации молодежной политики в Чувашской Республике и SWOT-анализ позволили сформировать объективную и целостную картину современного состояния молодежной политики в регионе с акцентированием внимания на ее сильных и слабых сторонах, возможностях и угрозах (приложение N 2 к Стратегии).


Основными сильными сторонами молодежной политики в Чувашской Республике являются:


нормативно-правовая база реализации молодежной политики;


высокий уровень развития добровольчества (волонтерства);


высокий уровень развития молодежных и детских общественных организаций;


активность органов студенческого самоуправления;


наличие тренда на развитие здорового образа жизни;


инновационный, промышленный, интеллектуальный потенциал Чувашской Республики.


Наиболее слабыми сторонами молодежной политики в Чувашской Республике являются:


слабая инфраструктура молодежной политики в муниципальных, городских округах Чувашской Республики;


недостаточное межведомственное взаимодействие в сфере молодежной политики;


совмещение обязанностей специалистов по работе с молодежью в муниципальных, городских округах Чувашской Республики с деятельностью в других отраслях социальной сферы;


отсутствие системной подготовки и сопровождения молодежных проектов для участия в грантовых конкурсах, экспертной поддержки;


недостаточное использование молодежным сообществом туристического потенциала региона;


недостаточное информационное сопровождение реализации молодежной политики в регионе.


Возможностями реализации молодежной политики в Чувашской Республике (приложение N 3 к Стратегии) являются:


создание центров развития волонтерства в муниципальных, городских округах Чувашской Республики;


целевая подготовка специалистов по работе с молодежью;


повышение уровня обеспеченности молодежи жильем;


создание условий для развития молодежного предпринимательства;


увеличение числа позитивных молодежных общественных организаций;


создание единой информационной платформы для молодежи;


развитие институтов государственно-общественного партнерства и молодежного самоуправления.


Проблемами, на решение которых направлена реализация молодежной политики в Чувашской Республике, являются:


увеличение оттока молодежи из муниципальных, городских округов Чувашской Республики;


недостаточность финансирования сферы молодежной политики в муниципальных, городских округах Чувашской Республики;


недостаточное количество государственных и муниципальных учреждений, реализующих молодежную политику;


увеличение интернет-зависимости в молодежной среде.


В этих условиях среднесрочная и долгосрочная молодежная политика должны обеспечить переход от преимущественно количественных целей и задач к качественным - рост величины человеческого капитала молодежи, повышение продуктивности молодежи как социального субъекта, координацию и объединение ресурсов ведомств, направленных на развитие молодежи, формирование системы институтов и создание современной инфраструктуры государственной молодежной политики.


Анализ реализации молодежной политики Чувашской Республики, проблем молодежи свидетельствует о необходимости выработки принципиально нового стратегического подхода к данному инструменту регионального развития.



IV. Цель и приоритетные задачи реализации молодежной политики


Целью Стратегии является развитие потенциала молодежи с ориентацией на формирование равных возможностей для самореализации и развития талантов, обеспечение комфортных и безопасных условий для жизни, гармоничного развития личности.


С учетом принципов устойчивого развития достижение цели предполагает решение следующей совокупности задач:


1. Создание условий для развития и патриотического воспитания молодежи.


2. Создание условий для развития добровольчества (волонтерства), детских и молодежных общественных объединений.


3. Создание условий для развития молодежного предпринимательства.


4. Создание условий для реализации интеллектуального потенциала молодых людей.


5. Формирование системы ценностей здорового и безопасного образа жизни.


6. Содействие профессиональному и карьерному росту молодежи.


7. Создание для молодых людей благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры, всестороннюю поддержку молодых семей.


8. Создание условий для развития потенциала талантливой и социально активной молодежи.


9. Создание современной эффективной экосистемы молодежной политики.


Цель Стратегии созвучна с целью 2 устойчивого развития Чувашской Республики "Развитие человеческого потенциала с ориентацией на сохранение населения, образованность и благополучие людей, формирование равных возможностей для самореализации и развития талантов, обеспечение комфортных и безопасных условий для жизни, гармоничного пространственного развития", которая предполагает решение совокупности задач:


повышение уровня благосостояния населения;


содействие занятости граждан;


обеспечение доступности и качества образования с ориентацией на перспективные потребности региональной экономики;


развитие культуры, укрепление единства нации, духовно-нравственное и патриотическое воспитание;


формирование безопасной, комфортной среды.


Стратегия систематизирует задачи региона в направлении обеспечения реализации молодежной политики.



V. Направления решения задач Стратегии


1. Для решения задачи "Создание условий для развития и патриотического воспитания молодежи" требуется реализация следующих мероприятий:


методическое сопровождение деятельности в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;


развитие инфраструктуры и материально-технической базы системы патриотического воспитания молодежи Чувашской Республики;


стимулирование развития деятельности общественных организаций и объединений, работающих с молодежью, в сфере патриотического воспитания, в том числе путем оказания государственной поддержки;


увеличение количества поисковых отрядов и объединений, военно-патриотических клубов;


проведение ежегодного военно-патриотического слета молодежи Чувашской Республики.


2. Для решения задачи "Создание условий для развития добровольчества (волонтерства), детских и молодежных общественных объединений" требуется реализация следующих мероприятий:


реализация комплекса мер нематериального поощрения граждан за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Чувашской Республики;


проведение информационной кампании, направленной на популяризацию добровольчества (волонтерства) на территории Чувашской Республики;


создание инфраструктуры поддержки деятельности добровольческого (волонтерского) движения;


организация и проведение курсов повышения квалификации в сфере развития добровольческой (волонтерской) деятельности;


подготовка и внедрение обучающих программ для волонтеров (добровольцев) в различных сферах деятельности;


сбор и тиражирование лучших практик развития добровольчества (волонтерства) в Чувашской Республике;


создание условий для функционирования на территории Чувашской Республики регионального отделения Российского движения детей и молодежи "Движение первых".


3. Для решения задачи "Создание условий для развития молодежного предпринимательства" требуется реализация следующих мероприятий:


реализация программ и проектов, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, развитие предпринимательских компетенций, оказание помощи в проектировании бизнеса и развитие наставничества в предпринимательстве;


организация акселерационных программ для начинающих молодых предпринимателей, а также молодежи, желающей начать предпринимательскую деятельность;


заключение партнерских соглашений с предпринимательским сообществом с целью развития системы наставничества;


организация сообщества молодых предпринимателей.


4. Для решения задачи "Создание условий для реализации интеллектуального потенциала молодых людей" требуется реализация следующих мероприятий:


реализация научно-технического потенциала молодежи;


создание сообщества из числа интеллектуально одаренной молодежи и представителей предприятий в Чувашской Республике, заинтересованных в развитии научно-технического потенциала молодежи;


модернизация системы поддержки научно-технической деятельности молодежи;


создание системы поддержки молодежи в разработке научно-технических решений с привлечением исполнительных органов Чувашской Республики, предприятий в Чувашской Республике.


5. Для решения задачи "Формирование системы ценностей здорового и безопасного образа жизни" требуется реализация следующих мероприятий:


разработка новых современных форматов проведения мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового, экологичного, активного образа жизни, формирование личной ответственности за свое поведение, формирование психологического иммунитета к вовлечению в асоциальные формы поведения;


разработка программы повышения квалификации специалистов в сфере профилактики социально негативных явлений;


развитие досуговой инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;


организация и проведение мероприятий, направленных на внедрение инновационных технологий в сфере профилактики правонарушений, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


6. Для решения задачи "Содействие профессиональному и карьерному росту молодежи" требуется реализация следующих мероприятий:


реализация программ и проектов, направленных на содействие профессиональному самоопределению молодежи и построению эффективной образовательной и карьерной траектории;


организация и проведение мероприятий по профориентации;


организация сезонной занятости школьников и студентов;


развитие системы наставничества в сфере профессионального и карьерного роста молодежи;


создание профориентационного центра с новыми форматами работы;


создание профориентационных объединений для молодых людей;


разработка и утверждение плана мероприятий по трудоустройству школьников в каникулярный период;


разработка механизмов оказания помощи во временном и постоянном трудоустройстве молодежи;


разработка и утверждение плана мероприятий по развитию движения студенческих отрядов;


проведение конкурса "Команда молодых лидеров" среди молодежи с целью поиска, развития и поддержки перспективных молодых специалистов;


разработка и утверждение плана мероприятий, направленных на повышение квалификации работников сферы молодежной политики;


создание центра развития современных компетенций.


7. Для решения задачи "Создание для молодых семей благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры, всестороннюю поддержку молодых семей" требуется реализация следующих мероприятий:


совершенствование комплекса мер по улучшению жилищных условий молодых семей, в том числе предоставление выплат молодым семьям для улучшения жилищных условий;


формирование у молодежи позитивного отношения к институту семьи, ответственного родительства;


разработка концепции работы с молодыми семьями, вовлечение молодых семей в мероприятия в сфере молодежной политики;


привлечение общественных организаций к работе с молодыми семьями;


стимулирование работы клубов молодых семей на территории Чувашской Республики.


8. Для решения задачи "Создание условий для развития потенциала талантливой и социально активной молодежи" требуется реализация следующих мероприятий:


совершенствование системы поощрения и мотивации социально активной и талантливой молодежи;


создание рейтинга муниципальных образований по реализации основных направлений молодежной политики;


разработка системы сопровождения проектов, реализуемых молодежью в Чувашской Республике;


развитие регионального проектного офиса (центра социального проектирования) с целью организации и проведения на системной основе работы по обеспечению получения грантовой поддержки социально значимых проектов;


привлечение дополнительной аудитории к социальному проектированию;


выстраивание системы наставничества в сфере социального проектирования;


сопровождение социально активной и талантливой молодежи, принимающей участие в мероприятиях различного уровня, в целях ее интеграции в социально-экономические процессы Чувашской Республики;


разработка системы мероприятий для раскрытия потенциала молодежи;


стимулирование участия молодежи в региональных, межрегиональных, окружных и всероссийских мероприятиях.


9. Для решения задачи "Создание современной эффективной экосистемы молодежной политики" требуется реализация следующих мероприятий:


модернизация сети подведомственных Администрации Главы Чувашской Республики государственных учреждений Чувашской Республики (пересмотр структуры и штата, выработка предложений по модернизации);


проведение ежегодного анализа реализации молодежной политики на территории Чувашской Республики;


реализация проекта по созданию учреждений молодежной политики;


постоянный мониторинг и анализ обеспеченности кадрами в сфере молодежной политики организаций и органов местного самоуправления в Чувашской Республике;


развитие системы подготовки, переподготовки кадров, повышения квалификации в целях оптимального обеспечения сферы молодежной политики квалифицированными кадрами;


обеспечение повышения квалификации 100 процентов специалистов, осуществляющих работу с молодежью в муниципальных образованиях Чувашской Республики;


создание сообщества специалистов по работе с молодежью;


организация обучения в образовательных организациях высшего образования в Чувашской Республике по направлению "Специалист по работе с молодежью";


включение в государственные программы Чувашской Республики специальных мероприятий, направленных на поддержку молодежи;


формирование системы муниципальных, региональных форумов в рамках реализации молодежной политики;


модернизация системы оценки ключевых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления в Чувашской Республике в сфере реализации молодежной политики и организации мероприятий по работе с детьми и молодежью;


внедрение рейтинговой системы реализации молодежной политики и организации мероприятий по работе с детьми и молодежью органами местного самоуправления в Чувашской Республике;


модернизация механизмов оказания финансовой поддержки из республиканского бюджета Чувашской Республики при реализации программ по работе с детьми и молодежью;


проведение регулярных стратегических сессий с молодежью, образовательными организациями с привлечением общественных организаций, иных заинтересованных организаций;


разработка системы получения обратной связи при проведении мероприятий в сфере молодежной политики;


проведение социологических исследований различных аспектов жизни молодежи с привлечением научного сообщества;


разработка концепции работы с молодежью в сельской местности, вовлечение молодежи в мероприятия в сфере молодежной политики;


разработка концепции взаимодействия с работающей молодежью, формирование сообщества работающей молодежи, вовлечение работающей молодежи в мероприятия в сфере молодежной политики;


разработка и реализация комплекса информационных мероприятий, направленных на развитие молодежной политики, через социальные сети;


стимулирование деятельности по освещению реализации молодежной политики в Чувашской Республике в средствах массовой информации, социальных сетях и на других информационных каналах;


создание контента о молодых людях, получивших положительный опыт в различных сферах деятельности;


формирование и продвижение в молодежной среде образа успешного, гармонично развитого молодого человека;


разработка бренда молодежной политики.



VI. Механизмы реализации Стратегии


Основным механизмом реализации Стратегии являются государственные программы Чувашской Республики и муниципальные программы по развитию молодежи и поддержке молодежных инициатив.


Координацию деятельности по реализации Стратегии осуществляет Управление Главы Чувашской Республики по молодежной политике. При этом будет обеспечено широкое вовлечение в эту деятельность научных и образовательных организаций, средств массовой информации, заинтересованных некоммерческих организаций, а также общественных объединений.


Существенным механизмом реализации Стратегии станет совершенствование нормативно-правовой базы реализации молодежной политики в Чувашской Республике.


Обеспечение эффективной реализации Стратегии требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, бизнес-сообществом, научными, образовательными и иными организациями. В этих целях заинтересованными исполнительными органами Чувашской Республики на постоянной основе должны проводиться обсуждения и консультации по вопросам разработки и реализации государственной молодежной политики, а также развития механизмов государственно-частного партнерства в этой сфере.


Результатом реализации Стратегии должно стать повышение вклада молодых людей в развитие Чувашской Республики и улучшение положения молодежи в обществе. Реализованные идеи, инициативы, молодежные проекты способны создать благоприятный социально-экономический эффект, который в среднесрочной перспективе обеспечит устойчивое поступательное развитие Чувашской Республики и высокое качество жизни граждан.



VII. Этапы реализации Стратегии


Реализация Стратегии будет осуществляться в два этапа:


I этап - 2023 - 2025 годы;


II этап - 2026 - 2035 годы.


I этап предусматривает:


разработку и утверждение плана мероприятий по реализации Стратегии;


внесение изменений в Закон Чувашской Республики "О молодежной политике в Чувашской Республике" с учетом положений Стратегии;


разработку и принятие государственной программы Чувашской Республики "Молодежь Чувашской Республики";


создание Совета при Главе Чувашской Республики по развитию молодежной политики в Чувашской Республике;


обеспечение межведомственной координации вопросов реализации молодежной политики;


внедрение системы качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии;


функционирование информационно-аналитической системы мониторинга реализации молодежной политики;


развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере молодежной политики;


создание единого молодежного интернет-портала, включающего необходимую для молодежи Чувашской Республики информацию.


На II этапе принимаются меры законодательного и нормативно-правового характера, обеспечивающие развитие инфраструктуры молодежной политики, а также меры организационного и финансового характера, необходимые для достижения цели и задач Стратегии.



VIII. Оценка и контроль эффективности реализации Стратегии


Оценка и контроль эффективности реализации Стратегии осуществляются на основе следующих индикаторов:


I группа индикаторов:


доля молодежи в общей численности населения Чувашской Республики;


динамика притока молодежи в Чувашскую Республику и оттока ее из Чувашской Республики;


доля молодежи, получившей среднее профессиональное и высшее образование;


доля молодежи, участвующей в выборах органов власти всех уровней;


II группа индикаторов:


количество функционирующих учреждений молодежной политики;


охват молодежи услугами учреждений молодежной политики;


объем финансирования сферы молодежной политики на 1 гражданина в возрасте от 14 до 35 лет;


количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках поддержки молодых семей в приобретении жилья, из числа состоящих на учете на улучшение жилищных условий;


количество студенческих отрядов;


доля студентов, входящих в состав студенческих отрядов;


количество реализованных проектов в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;


доля детей и молодежи, занимающихся в подростковых и молодежных клубах по месту жительства;


количество детских и молодежных общественных организаций и объединений;


доля молодых людей, участвующих в работе детских и молодежных общественных организаций и объединений;


количество проектов, реализованных детскими и молодежными общественными организациями и объединениями;


доля молодежи с асоциальным поведением;


количество реализованных проектов для сельской молодежи;


количество реализованных проектов для студенческой молодежи;


численность работающей молодежи, вовлеченной в общественную деятельность;


количество поддержанных проектов в сфере молодежного предпринимательства;


количество добровольческих (волонтерских) отрядов;


охват молодежи добровольческим (волонтерским) движением;


количество реализованных проектов в сфере добровольчества;


III группа индикаторов:


в целях осуществления объективной оценки хода и результатов реализации Стратегии будут учитываться показатели, характеризующие степень эффективности реализации молодежной политики на территории муниципальных образований Чувашской Республики (приложение N 4 к Стратегии).


Источником исходной информации станут данные мониторингов положения молодежи в Чувашской Республике.


Формируемая система индикаторов обеспечит возможность осуществления оперативного анализа реализации мероприятий Стратегии, прогнозирования положения молодежи в обществе и выявления актуальных задач молодежной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.



IX. Ожидаемые результаты реализации Стратегии


В результате реализации Стратегии к 2035 году будут обеспечены:


повышение эффективности реализации молодежной политики в муниципальных и городских округах Чувашской Республики;


повышение уровня профессиональных компетенций советников глав администраций муниципальных округов, городских округов по работе с молодежью и специалистов по работе с молодежью;


увеличение доли молодежи, участвующей в добровольческой деятельности;


увеличение доли молодежи, охваченной мероприятиями по патриотическому воспитанию;


формирование системы ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития, повышения культуры безопасности жизнедеятельности молодежи;


популяризация инновационного опыта Чувашской Республики в сфере молодежной политики на федеральном уровне.


Результаты реализации Стратегии планируется оценивать исходя из целевых показателей:


1. Доля молодежи, охваченной деятельностью молодежных общественных объединений.


2. Доля молодежи, участвующей в мероприятиях по развитию творческой, инновационной и социально значимой активности молодежи Чувашской Республики.


3. Численность молодежи, принявшей участие во Всероссийской форумной кампании, региональных и федеральных форумах.


4. Доля граждан, охваченных мероприятиями по патриотическому воспитанию.


5. Численность молодежи, принявшей участие в мероприятиях, направленных на пропаганду здорового образа жизни, профилактику асоциальных явлений в молодежной среде.


6. Количество проведенных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде.


7. Доля молодежи, информированной о мерах государственной поддержки в сфере молодежной политики.


8. Количество специалистов по работе с молодежью, прошедших повышение квалификации.


9. Количество муниципальных и городских округов Чувашской Республики, имеющих функционирующие центры (учреждения) молодежной политики.


10. Количество муниципальных и городских округов - получателей грантов из федерального бюджета победителям Всероссийского конкурса программ комплексного развития молодежной политики в регионах России "Регион для молодых".


11. Количество "точек притяжения" для молодежи - победителей проекта "Точки притяжения".


12. Доля граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность.


13. Количество центров общественного развития "Добро. Центр", открытых в муниципальных и городских округах Чувашской Республики.


14. Доля молодежи, охваченной мероприятиями, направленными на формирование ценностей семейной культуры.


Целевые показатели реализации Стратегии представлены в приложении N 5 к Стратегии.



Приложение N 1
к Стратегии развития
молодежной политики
в Чувашской Республике
до 2035 года



ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Показатели

2020 год

2021 год

2022 год

Динамика

1

2

3

4

5

S.1. Демография

1.1. Естественный прирост/убыль на 1 тыс. чел. населения, промилле

-6,2

-7,8

-4,8

нейтральная

1.2. Коэффициент миграционного прироста на 10 тыс. чел. населения

-19,8

-0,6

-0,5

позитивная

1.3. Доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения на конец года, %

55,5

56,6

56,2

нейтральная

S.2. Здравоохранение и здоровый образ жизни

2.1. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, %

48,2

50,2

52,1

позитивная

2.2. Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности, %

78,6

84,3

84,6

позитивная

S.3. Уровень доходов и занятость населения

3.1. Уровень занятости, %

56,8

58,2

58,3

позитивная

3.2. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда, %

6,1

4,8

3,2

позитивная

S.4. Образование и культура

4.1. Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, студентов на 10 тыс. чел. населения

285

343

345

позитивная

4.2. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %

75,0

80,0

80,7

позитивная

4.3. Число посещений культурных мероприятий, тыс. единиц

8629,0

15838,0

17873,8

позитивная

4.4. Увеличение обращений к цифровым ресурсам, раз

1,2

1,3

2,3

позитивная

4.5. Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, %

-

42,0

43,0

позитивная

4.6. Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, %

-

45,0

46,0

позитивная

S.5. Комфортные условия жизни и безопасность

5.1. Число преступлений, ед. на 100 тыс. чел.

1071,4

1040,4

1050,4

нейтральная

S.6. Инклюзивность

6.1. Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью, %

-

3,8

8,3

позитивная

6.2. Доля молодежи, задействованной в мероприятиях по вовлечению в творческую деятельность, %

33,00

33,00

33,00

нейтральная

6.3. Доля студентов, вовлеченных в клубное студенческое движение, %

30,00

30,00

31,00

нейтральная



Приложение N 2
к Стратегии развития
молодежной политики
в Чувашской Республике
до 2035 года



СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Фактор

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

3

Взаимодействие молодежи с органами местного самоуправления, исполнительными органами Чувашской Республики, межведомственное взаимодействие

приоритетность реализации молодежной политики;

возможность конструктивного диалога между молодежью и представителями исполнительных органов Чувашской Республики;

наличие региональной системы патриотического воспитания;

нормативно-правовая база реализации молодежной политики;

высокий уровень развития молодежных и детских общественных организаций;

активность органов студенческого самоуправления

слабая информированность молодежи о задачах, функциях, структуре исполнительных органов Чувашской Республики, возможностях взаимодействия с исполнительными органами Чувашской Республики;

недостаточное межведомственное взаимодействие в сфере молодежной политики;

текучесть кадров в сфере молодежной политики в органах местного самоуправления;

невысокий уровень готовности системы высшего образования и профессионального образования к подготовке кадров в сфере молодежной политики;

слабая инфраструктура молодежной политики в муниципальных и городских округах Чувашской Республики;

отсутствие единой методологии реализации молодежной политики на территории Чувашской Республики;

совмещение обязанностей специалистов по работе с молодежью в муниципальных и городских округах Чувашской Республики с деятельностью в других отраслях социальной сферы;

недостаточное информационное сопровождение реализации молодежной политики в регионе

Самореализация, развитие потенциала молодых людей

инновационный, промышленный, интеллектуальный потенциал Чувашской Республики;

возможность участия молодежи в масштабных проектах и всероссийских мероприятиях;

развитие внеучебной деятельности молодежи;

наличие мер социальной поддержки;

наличие региональной грантовой поддержки;

большое количество талантливой молодежи;

возможность участия молодежи во Всероссийской форумной кампании

отсутствие системной подготовки и сопровождения молодежных проектов для участия в грантовых конкурсах, экспертной поддержки;

отсутствие у молодежи навыков разработки проектов и участия в грантовых конкурсах;

отсутствие последовательности и этапности развития потенциала молодежи, сопровождения и обеспечения роста талантливой, творческой молодежи;

отсутствие системы мотивации молодежи к участию в окружных форумах, всероссийских мероприятиях;

отсутствие системы мотивации молодежи к участию в грантовых конкурсах;

отток молодежи из муниципальных и городских округов Чувашской Республики;

завышенные ожидания молодежи

Включение молодежи в добровольческое (волонтерское) движение

высокий уровень развития добровольчества (волонтерства);

широкий спектр услуг, предоставляемых добровольческими (волонтерскими) объединениями

недооцененность добровольчества (волонтерства);

отсутствие единого реестра добровольческих (волонтерских) объединений

Профессиональный и карьерный рост молодых людей. Обучение

рост востребованности молодежи в сферах экономики и инноваций;

возможности для профессионального развития;

наличие молодежного кадрового резерва

неразвитость системы профориентации;

низкий уровень доходов молодежи;

низкий уровень зарплаты молодых специалистов;

отсутствие системы подготовки кадров в сфере молодежной политики;

низкая финансовая грамотность молодежи

Формирование здорового образа жизни

наличие тренда на развитие здорового образа жизни;

наличие спортивных объектов

недостаточный уровень развития массового спорта;

недостаточное использование молодежным сообществом туристического потенциала региона

Взаимодействие молодежи и общественных организаций

разнообразие детских и молодежных общественных объединений;

возможность открытого диалога с представителями молодежных организаций

отсутствие системы эффективного партнерства органов местного самоуправления в Чувашской Республике и общественного детского и молодежного движения

Развитие инфраструктуры молодежной политики

участие во Всероссийском конкурсе программ комплексного развития молодежной политики в регионах России "Регион для молодых"

недостаточное количество государственных учреждений Чувашской Республике в сфере молодежной политики;

слабая инфраструктура молодежной политики: отсутствие молодежных центров, домов молодежи, центров культурного досуга;

недостаточность финансирования сферы молодежной политики

Поддержка молодых семей

наличие механизма помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий

недостаточное количество проектов (мероприятий) по поддержке молодых семей

Помощь в трудной жизненной ситуации

наличие мер поддержки молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации

отсутствие системной психологической поддержки детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации;

отсутствие информации об организациях, оказывающих такую поддержку;

недостаточная работа с молодежью с девиантным поведением



Приложение N 3
к Стратегии развития
молодежной политики
в Чувашской Республике
до 2035 года



ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Возможности

Риски

внедрение новых форм и методов контроля качества реализации приоритетных направлений молодежной политики;

развитие новых форм обучения, позволяющих оптимизировать затраты, повысив при этом качество подготовки и конкурентоспособность выпускников;

создание и развитие в Чувашской Республике инновационной инфраструктуры для молодежи;

заинтересованность бизнес-сообщества во взаимодействии с молодежью;

внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу молодежной политики;

поддержка и активное вовлечение в инновационное развитие Чувашской Республики молодых соотечественников, проживающих за ее пределами;

целевая подготовка специалистов по работе с молодежью;

повышение уровня обеспеченности молодежи жильем;

создание условий для развития молодежного предпринимательства;

увеличение числа позитивных молодежных общественных организаций;

развитие институтов государственно-общественного партнерства и молодежного самоуправления;

создание единой информационной платформы для молодежи;

создание центров развития волонтерства в муниципальных и городских округах Чувашской Республики

увеличение оттока молодежи из муниципальных и городских округов Чувашской Республики;

недостаточность финансирования сферы молодежной политики в муниципальных и городских округах Чувашской Республики;

недостаточное количество государственных и муниципальных учреждений, реализующих молодежную политику;

увеличение интернет-зависимости в молодежной среде;

снижение приоритета семейных ценностей



Приложение N 4
к Стратегии развития
молодежной политики
в Чувашской Республике
до 2035 года



ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СТЕПЕНЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

N

пп

Наименование показателя эффективности

Критерий оценки

Отчетные документы

Баллы

1

2

3

4

5

I. Инфраструктура в сфере молодежной политики

1.

Наличие советника главы администрации муниципального, городского округа Чувашской Республики по работе с молодежью, специалиста по работе молодежью

советник главы администрации муниципального, городского округа Чувашской Республики по работе с молодежью, специалист по работе с молодежью ведет работу в рамках основных направлений реализации молодежной политики

утвержденная структура администрации муниципального, городского округа Чувашской Республики

15 баллов

2.

Наличие многофункционального молодежного центра на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики

отдельное здание с хорошей инфраструктурой и материально-технической базой для реализации направлений молодежной политики, находящееся в административном центре муниципального округа, городского округа

правовой акт, регламентирующий деятельность (создание) учреждения (устав, приказ, положение, регламент и др.)

10 баллов

3.

Наличие молодежного центра, подросткового досугового центра на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики

в форме отдельного здания, имеющего необходимую инфраструктуру, или может размещаться на базе библиотеки, дома культуры, центра дополнительного образования и т.д.

Центры создаются для обеспечения регулярной продуктивной занятости и досуга молодых людей рядом с местом их проживания

правовой акт о создании молодежного центра, подросткового досугового центра

5 баллов

4.

Наличие арт-резиденции, креативного пространства на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики

в форме отдельного здания, имеющего необходимую инфраструктуру, или может размещаться на базе библиотеки, дома культуры, центра дополнительного образования и т.д.

правовой акт о создании арт-резиденции, креативного пространства

5 баллов

5.

Наличие центра психологической поддержки на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики

центр или специалист в молодежном центре для организации комплексной психолого-педагогической, социальной, правовой помощи детям и молодым людям, заявляющим о трудной жизненной ситуации

правовые акты, регламентирующие оказание комплексной психолого-педагогической, социальной, правовой помощи детям и молодым людям, заявляющим о трудной жизненной ситуации

5 баллов

6.

Наличие центра патриотического воспитания на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики

центры патриотического воспитания создают условия для развития гражданской ответственности и высокого уровня патриотического сознания, а также ответственного и осознанного интереса к истории России, являются точкой формирования и притяжения молодежных сообществ и объединений патриотической направленности

правовые акты, регламентирующие организацию патриотического воспитания детей и молодежи

5 баллов

7.

Наличие ресурсных центров добровольчества на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики

ресурсные центры добровольчества выступают ключевыми субъектами инфраструктуры поддержки волонтерского движения и гражданских инициатив на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики и формируют устойчивую систему развития добровольчества и благотворительных практик

правовые акты, регламентирующие деятельность ресурсных центров добровольчества

5 баллов

8.

Наличие стационарного лагеря на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики

стационарные лагеря используются для организации детских и молодежных профильных смен, выступают в качестве площадок для проведения форумов или выездных образовательных мероприятий, выполняют роль площадки для детского оздоровительного отдыха или для выездов молодых специалистов и проведения корпоративных мероприятий

правовые акты, регламентирующие деятельность стационарного лагеря

5 баллов

9.

Наличие центров общественного развития "Добро.Центр" в муниципальном, городском округе Чувашской Республики в рамках социальной франшизы "Добро.Центр"

"Добро.Центром" считается объект, который занимается развитием социальных и гражданских инициатив в рамках социальной франшизы "Добро.Центр"

правовые акты об открытии "Добро.Центра"

10 баллов

10.

Участие муниципального, городского округа Чувашской Республики в федеральных программах и государственных программах Чувашской Республики, направленных на создание и реновацию молодежных пространств

принятые к рассмотрению заявки на создание (реновацию) молодежных пространств

список заявок на создание (реновацию) молодежных пространств, представляемый в Управление Главы Чувашской Республики по молодежной политике

5 баллов - за участие;

10 баллов - за победу

11.

Объем финансирования реализации молодежной политики за счет средств местного бюджета на 1 гражданина в возрасте от 14 до 35 лет

объем финансирования реализации молодежной политики за счет средств местного бюджета на 1 гражданина в возрасте от 14 до 35 лет

правовой акт, регламентирующий выделение денежных средств на реализацию молодежной политики

до 20 баллов

II. Кадровая политика

12.

Наличие мер по обеспечению заработной платы специалистов в сфере молодежной политики не ниже заработной платы специалиста в сфере дополнительного образования на муниципальном уровне

принятые на муниципальном уровне меры, направленные на обеспечение заработной платы специалистов сферы молодежной политики не ниже заработной платы специалиста в сфере дополнительного образования

правовые акты, регламентирующие уровень заработной платы в муниципальных, городских округах (приказы, постановления и др.);

официальные статистические данные о размере заработной платы специалистов дополнительного образования и специалистов в сфере молодежной политики

5 баллов

13.

Наличие программы по созданию кадрового резерва на муниципальном уровне

действующая программа по созданию кадрового резерва на муниципальном уровне

правовые акты, регламентирующие создание программы кадрового резерва на муниципальном уровне (приказы, положения, регламенты и др.);

утвержденные списки участников кадрового резерва на муниципальном уровне

5 баллов

14.

Наличие профильных обучающих программ для специалистов и руководителей сферы молодежной политики

действующая профильная обучающая программа для специалистов и руководителей сферы молодежной политики

правовые акты, регламентирующие реализацию профильных обучающих программ для специалистов и руководителей сферы молодежной политики;

информационная справка

5 баллов

15.

Наличие сотрудников со стажем работы в сфере молодежной политики не менее 3 лет

наличие сотрудников сферы молодежной политики со стажем работы в отрасли не менее 3 лет

справка с указанием стажа работы в отрасли не менее 3 лет

5 баллов

16.

Участие представителей молодежи муниципального, городского округа Чувашской Республики в республиканском конкурсе "Команда молодых лидеров"

организация участия представителей молодежи муниципального, городского округа Чувашской Республики в республиканском конкурсе "Команда молодых лидеров"

информационная справка об участии в республиканском конкурсе "Команда молодых лидеров"

5 баллов

17.

Участие советника главы администрации муниципального, городского округа Чувашской Республики по работе с молодежью, специалистов по работе с молодежью в республиканском этапе Всероссийского конкурса на лучшего работника сферы государственной молодежной политики

организация участия советника главы администрации муниципального, городского округа Чувашской Республики по работе с молодежью, специалистов по работе с молодежью в республиканском этапе Всероссийского конкурса на лучшего работника сферы государственной молодежной политики

информационная справка об участии в республиканском этапе Всероссийского конкурса на лучшего работника сферы государственной молодежной политики

5 баллов

18.

Создание реестра молодежи, уехавшей из муниципального, городского округа Чувашской Республики

наличие реестра молодежи, уехавшей из муниципального, городского округа Чувашской Республики

реестр молодежи, уехавшей из муниципального, городского округа Чувашской Республики

5 баллов

III. Поддержка молодежных инициатив

19.

Наличие муниципальной программы (стратегии) реализации молодежной политики и плана по ее реализации

действующая муниципальная программа (стратегия) реализации молодежной политики и план по ее реализации

нормативные правовые акты об утверждении программы (стратегии) реализации молодежной политики, плана реализации программы (стратегии) молодежной политики;

информационная справка

10 баллов

20.

Наличие конкурсов на предоставление грантов, на предоставление субсидий представителям некоммерческих организаций в сфере реализации молодежной политики на муниципальном уровне

конкурсы на предоставление грантов, на предоставление субсидий представителям некоммерческих организаций в сфере реализации молодежной политики на муниципальном уровне

правовые акты о выделении средств из местного бюджета;

информационная справка о проведении мероприятий;

протокол итоговых результатов проводимых мероприятий;

фото- и видеоматериалы о проведенных мероприятиях

10 баллов

21.

Наличие конкурсов на предоставление грантов, на предоставление субсидий физическим лицам в сфере реализации молодежной политики на муниципальном уровне

действующие конкурсы на предоставление грантов, на предоставление субсидий физическим лицам в сфере реализации молодежной политики на муниципальном уровне

правовые акты о выделении средств из местного бюджета;

информационная справка о проведении мероприятий;

протокол итоговых результатов проводимых мероприятий;

фото- и видеоматериалы о проведенных мероприятиях

10 баллов

22.

Участие представителей муниципального, городского округа Чувашской Республики в конкурсах на предоставление грантов Федерального агентства по делам молодежи

участие в конкурсах на предоставление грантов Федерального агентства по делам молодежи

список участников и победителей конкурсов на предоставление грантов Федерального агентства по делам молодежи

10 баллов - за участие;

3 балла - за одного победителя

23.

Участие представителей муниципального, городского округа Чувашской Республики в Молодежном форуме Приволжского федерального округа "iВолга"

участие в Молодежном форуме Приволжского федерального округа "iВолга"

список участников Молодежного форума Приволжского федерального округа "iВолга"

10 баллов

24.

Участие представителей муниципального, городского округа Чувашской Республики в республиканском конкурсе "Команда молодых лидеров"

участие в республиканском конкурсе "Команда молодых лидеров"

список участников республиканского конкурса "Команда молодых лидеров"

10 баллов

25.

Наличие мероприятий в сфере молодежной политики с личным участием главы муниципального округа, главы администрации городского округа

проведение на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики молодежных мероприятий с личным участием главы муниципального округа, главы администрации городского округа

информационная справка;

фото- и видеоматериалы о проведенных мероприятиях

1 балл - за мероприятие

26.

Наличие местных отделений организаций, состоящих в федеральном реестре молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой

функционирование местных отделений молодежных организаций

правовые акты о создании местных отделений молодежных и детских общественных объединений;

план работы местных отделений молодежных и детских общественных объединений;

информационная ставка

1 балл - за местное отделение

27.

Создание молодежных некоммерческих организаций в муниципальном, городском округе Чувашской Республики

функционирование молодежных некоммерческих организаций в муниципальном, городском округе Чувашской Республики

правовой акт о создании некоммерческой организации;

план работы некоммерческой организации;

информационная справка

1 балл - за одну молодежную некоммерческую организацию

28.

Наличие местных отделений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых"

функционирование местных отделений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых"

акты о создании местных отделений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых";

план работы этих отделений;

информационная справка

5 баллов

29.

Наличие системы органов школьного самоуправления не менее чем в 75% образовательных организаций общего образования

функционирование органов школьного самоуправления в образовательных организациях общего образования на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики

акты о создании органов школьного самоуправления;

информационная справка

5 баллов

30.

Наличие комплекса мероприятий с приглашением в качестве спикеров представителей молодежи, добившихся успеха

ежемесячное проведение мероприятий с приглашением в качестве спикеров представителей молодежи, добившихся успеха

информационная справка о мероприятиях;

фото- и видеоматериалы о проведенных мероприятиях

до 10 баллов - исходя из оценки представленных материалов

31.

Доля молодежи, вовлеченной в деятельность военно-патриотических клубов, поисковых отрядов и объединений

доля молодежи, вовлеченной в деятельность военно-патриотических клубов, поисковых отрядов и объединений, в общей численности молодежи, проживающей на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики

информационная справка о численности молодежи, вовлеченной в деятельность военно-патриотических клубов, поисковых отрядов и объединений;

информация о численности молодежи муниципального, городского округа Чувашской Республики на основании статистических данных

до 10 баллов -

32.

Наличие системы поддержки молодых предпринимателей на муниципальном уровне

проведение мероприятий в сфере молодежного предпринимательства

правовые акты о реализации системы поддержки молодых предпринимателей;

список молодых предпринимателей;

информационная справка

5 баллов

33.

Наличие системы поддержки и мотивации добровольцев (волонтеров) на муниципальном уровне

внедрение и развитие системы поддержки и мотивации добровольцев (волонтеров), предполагающей поощрение добровольцев (волонтеров) за их безвозмездную помощь

правовые акты о реализации системы поддержки и мотивации добровольцев (волонтеров);

список поощренных добровольцев (волонтеров);

информационная справка

10 баллов

34.

Наличие клубов молодых семей

действующие на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики клубы молодых семей

перечень клубов молодых семей (название клуба, ИНН (при наличии), количество участников клуба, контакты (телефон, электронная почта), ссылка на социальные сети)

3 балла

35.

Наличие советов работающей молодежи

действующие на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики советы работающей молодежи

перечень советов работающей молодежи (название совета, ИНН (при наличии), количество участников, контакты (телефон, электронная почта), ссылка на социальные сети)

10 баллов

36.

Наличие системы поддержки и мотивации работающей молодежи на муниципальном уровне

внедрение и развитие системы поддержки и мотивации работающей молодежи

правовые акты о реализации системы поддержки и мотивации работающей молодежи;

информационная справка

10 баллов

37.

Наличие программы содействия трудовой занятости молодежи на муниципальном уровне

действующая на территории муниципального образования программа содействия трудовой занятости молодежи

правовые акты о реализации программы содействия трудовой занятости молодежи;

список трудоустроенных представителей молодежи;

информационная справка

5 баллов

38.

Наличие системы поддержки и мотивации творческой молодежи на муниципальном уровне

внедрение и развитие системы поддержки и мотивации творческой молодежи

правовые акты о реализации системы поддержки и мотивации творческой молодежи;

информационная справка

5 баллов

39.

Наличие системы развития молодежного туризма на муниципальном уровне

внедрение системы развития молодежного туризма

правовые акты о реализации системы развития молодежного туризма;

информационная справка

10 баллов

40.

Наличие системы поддержки и мотивации молодежи с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне

внедрение и развитие системы поддержки и мотивации молодежи с ограниченными возможностями здоровья

правовые акты о реализации системы поддержки и мотивации молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

информационная справка

5 баллов

41.

Наличие молодежного медиацентра

действующий в муниципальном, городском округе Чувашской Республики молодежный медиацентр

правовые акты о создании молодежного медиацентра;

информационная справка о деятельности молодежного медиацентра

5 баллов

42.

Наличие системы мероприятий по профилактике терроризма среди молодежи

наличие проведенных мероприятий в сфере профилактики терроризма среди молодежи, в том числе проведение комплекса мероприятий ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом

план проведения мероприятий в сфере профилактики терроризма среди молодежи;

информационная справка о проводимых мероприятиях;

фото- и видеоматериалы о проведенных мероприятиях

до 5 баллов - исходя из оценки представленных материалов

43.

Профилактика социально негативных и деструктивных явлений среди молодежи

наличие проведенных мероприятий по профилактике социально негативных и деструктивных явлений среди молодежи, в том числе через наставничество

план проведения мероприятий по профилактике социально негативных и деструктивных явлений среди молодежи;

информационная справка о проведенных мероприятиях;

фото- и видеоматериалы о проведенных мероприятиях;

перечень наставников и результаты их деятельности

до 5 баллов - исходя из оценки представленных материалов

44.

Вовлечение молодежи, состоящей на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделе по делам несовершеннолетних, в молодежные мероприятия муниципального, городского округа Чувашской Республики

охват не менее 90% численности молодежи, состоящей на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделе по делам несовершеннолетних, мероприятиями с частотой не менее 2 раз в месяц, а также вовлечение не менее 50% численности молодежи в проактивные проекты и события

план проведения мероприятий по вовлечению молодежи, состоящей на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделе по делам несовершеннолетних;

информационная справка о проведенных мероприятиях;

фото- и видеоматериалы о проведенных мероприятиях;

перечень представителей молодежи, вовлеченных в проактивные проекты и события, с описанием достигнутых результатов

до 5 баллов - исходя из оценки представленных материалов

45.

Наличие добровольческого отряда кибердружины на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики

функционирование добровольческого отряда кибердружины на территории муниципального, городского округа Чувашской Республики

акты о создании добровольческого отряда кибердружины;

информационная справка о реализованных мерах по противодействию деструктивному контенту

15 баллов - за наличие отряда и системную работу

46.

Ведение системной работы по выявлению подозрительных сайтов, информационных ресурсов и передаче информации в Территориальный отдел в Чувашской Республике - Чувашии Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу

направление информации о подозрительных сайтах, информационных ресурсах в Территориальный отдел в Чувашской Республике - Чувашии Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу

информационная справка о проделанной работе по выявлению подозрительных сайтов, информационных ресурсов и передаче информации в Территориальный отдел в Чувашской Республике - Чувашии Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу

до 5 баллов - исходя из оценки представленных материалов

47.

Ведение системной работы по публикации позитивного контента, предоставляемого Управлением Главы Чувашской Республики по молодежной политике

публикация материалов с позитивным контентом, предоставляемым Управлением Главы Чувашской Республики по молодежной политике

информационная справка о проделанной работе

до 5 баллов - исходя из оценки представленных материалов

IV. Информационная работа

48.

Наличие аккаунтов в социальных сетях "ВКонтакте", "Одноклассники", в мессенджере "Теlegram" для информирования граждан о деятельности органов местного самоуправления в сфере молодежной политики

действующие аккаунты в социальных сетях "ВКонтакте", "Одноклассники", в мессенджере "Теlegram" для информирования граждан о деятельности органов местного самоуправления в сфере молодежной политики

ссылка на аккаунты органов местного самоуправления, информация о количестве подписчиков и просмотров

до 5 баллов - исходя из оценки представленных материалов



Приложение N 5
к Стратегии развития
молодежной политики
в Чувашской Республике
до 2035 года



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2035 ГОДА

Наименование задачи

Наименование показателя

Единица измерения

Значения целевых показателей по годам

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

2031 - 2035

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Создание условий для развития патриотического воспитания молодежи

доля граждан, охваченных мероприятиями по патриотическому воспитанию

процентов

10

11

13

15

16

17

18

20

Создание условий для развития добровольчества (волонтерства), детских и молодежных общественных объединений

доля молодежи, охваченной деятельностью молодежных общественных объединений

процентов

33

34

34

34

34

35

35

35

доля граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность

процентов

6

7

7,5

8

8,5

9

10

15

Создание условий для развития молодежного предпринимательства

количество "точек притяжения" для молодежи - победителей проекта "Точки притяжения"

единиц

10

12

15

17

20

26

30

30

Создание условий для реализации интеллектуального потенциала молодых людей

доля молодежи, участвующей в мероприятиях по развитию творческой, инновационной и социально значимой активности молодежи Чувашской Республики

процентов

20

22

24

26

28

30

32

35

численность молодежи, принявшей участие во Всероссийской форумной кампании, региональных и федеральных форумах

человек

500

500

550

550

600

650

700

700

Формирование системы ценностей здорового и безопасного образа жизни

численность молодежи, принявшей участие в мероприятиях, направленных на пропаганду здорового образа жизни, профилактику асоциальных явлений в молодежной среде

человек

20000

25000

30000

33000

35000

37000

40000

50000

количество проведенных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде

единиц

10

11

12

13

14

15

16

20

Содействие профессиональному и карьерному росту молодежи

количество специалистов по работе с молодежью, прошедших повышение квалификации

человек

10

10

10

15

15

15

20

30

Создание для молодых людей благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры, всестороннюю поддержку молодых семей

доля молодежи, охваченной мероприятиями, направленными на формирование ценностей семейной культуры

процентов

10

12

15

18

20

23

25

30

Создание условий для развития потенциала талантливой и социально активной молодежи

количество муниципальных и городских округов - получателей грантов из федерального бюджета победителям Всероссийского конкурса программ комплексного развития молодежной политики в регионах России "Регион для молодых"

единиц

2

3

4

5

7

8

9

10

количество центров общественного развития "Добро. Центр", открытых в муниципальных, городских округах Чувашской Республики

единиц

15

20

23

26

26

26

26

26

Создание современной эффективной экосистемы молодежной политики

доля молодежи, информированной о мерах государственной поддержки в сфере молодежной политики

процентов

30

30

35

35

35

40

40

40

количество муниципальных и городских округов Чувашской Республики, имеющих функционирующие центры (учреждения) молодежной политики

единиц

2

3

5

7

9

11

15

26


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ