Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2023 года N 806


Об утверждении Концепции патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2030 года



В соответствии с Областным законом от 25.12.2014 N 309-ЗС "О молодежной политике в Ростовской области" Правительство Ростовской области постановляет:


1. Утвердить Концепцию патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2030 года согласно приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Хохлова А.А.



Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ


Постановление вносит
комитет по молодежной
политике Ростовской области



Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 13.11.2023 N 806



КОНЦЕПЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


1. Общие положения


1.1. Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы, направления и систему патриотического воспитания молодежи в Ростовской области в условиях специальной военной операции, а также ожидаемые результаты реализации Концепции.


1.2. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 14.01.1993 N 4292-I "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Федеральным законом от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", Федеральным законом от 13.03.1995 N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2012 N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях", Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 N 134-р, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, Областным законом от 25.12.2014 N 309-ЗС "О молодежной политике в Ростовской области", Областным законом от 06.05.2016 N 528-ЗС "О патриотическом воспитании граждан в Ростовской области".


1.3. В Концепции используются понятия, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 и Областным законом от 06.05.2016 N 528-ЗС.



2. Цели, задачи, принципы и направления патриотического воспитания молодежи в Ростовской области


2.1. Основными целями патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к истории и культуре Российской Федерации, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину, имеющего активную гражданскую позицию.


2.2. Задачами патриотического воспитания молодежи в Ростовской области являются:


обновление содержания и расширение нормативно-правовой и информационно-методической базы патриотического воспитания молодежи в Ростовской области;


совершенствование системы патриотического воспитания молодежи в Ростовской области, создание единого пространства патриотического воспитания в Ростовской области, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности молодежи;


историческое просвещение молодежи в Ростовской области, ориентированное на сохранение исторической и социальной памяти о Великой Отечественной войне, о специальной военной операции, об иных исторических событиях, в рамках которых отстаивались интересы Российской Федерации на всех этапах ее существования, в том числе об участниках и героях Великой Отечественной войны, специальной военной операции, иных исторических событий;


усвоение и использование на практике основ гражданского и патриотического образования, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умение критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности;


создание механизма государственно-общественного управления системой патриотического воспитания молодежи в Ростовской области;


формирование в молодежной среде патриотических чувств и общероссийской гражданской идентичности на основе приобщения к социальной, общественно значимой деятельности, российским культурным и историческим традициям, привития уважения к ветеранам, в том числе путем вовлечения в деятельность молодежных общественных объединений, добровольческую (волонтерскую) деятельность;


привлечение общественности к решению вопросов патриотического воспитания молодежи через развитие механизмов межведомственного взаимодействия с государственными, негосударственными, общественными и иными организациями, объединениями;


подготовка и переподготовка кадров для профессиональной работы в сфере гражданского и патриотического воспитания, для руководства общественно значимой деятельностью молодежи;


повышение эффективности пропаганды патриотизма и проявления активной гражданской позиции личности в средствах массовой информации и социальных медиа, формирование посредством средств массовой информации и социальных медиа социально позитивных ориентиров, духовно-нравственных и патриотических ценностей граждан, осуществление информационного сопровождения системы гражданского и патриотического воспитания в Ростовской области, предупреждение появления недостоверной информации в средствах массовой информации и социальных медиа;


создание условий для физической и морально-психологической подготовки призывников, обладающих положительной мотивацией к прохождению военной службы, получивших подготовку по основам военной службы и военно-учетным специальностям;


создание условий для социализации и адаптации участников специальной военной операции;


включение участников специальной военной операции в деятельность патриотических общественных объединений, общественную деятельность для разъяснения целей и задач специальной военной операции, передачи информации о преступлениях националистических группировок на Украине;


широкое использование возможностей воинских частей, дислоцированных на территории Ростовской области, для воспитания и профессиональной ориентации молодого поколения в духе гражданской ответственности, позитивного отношения к исполнению обязанностей, патриотизма посредством оказания содействия в проведении мероприятий на территории воинских частей, привлечения военнослужащих к мероприятиям с молодежью;


укрепление в молодежной среде традиций современной и классической культуры и искусства, уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему Российской Федерации;


формирование новых и актуальных патриотических традиций на основе исторической памяти народа Российской Федерации;


популяризация подвигов участников специальной военной операции;


создание механизма управления патриотическим воспитанием молодежи в Ростовской области, осуществление мониторинга реализации Концепции в рамках государственной программы Ростовской области "Молодежная политика и социальная активность", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 19.10.2020 N 100;


активизация важнейшего для общества и государства направления внутренней политики - воспитания молодежи в Ростовской области как сознательных и достойных преемников отечественной истории, культуры, духовно-нравственных ценностей страны;


развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую деятельность, выстраивание профессиональных установок и планирование карьеры, популяризация ответственного отношения к делу в интересах государства и общества;


создание "точек притяжения" и инфраструктуры для молодежи;


обеспечение взаимодействия молодежи в Ростовской области с молодежью иностранных государств, расширение международного взаимодействия в сфере патриотического воспитания.


2.3. Политика в области гражданского и патриотического воспитания молодежи согласована с государственной политикой и основывается на взаимосвязанных и реализуемых в единстве принципах:


системно организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех государственных и общественных структур по гражданскому и патриотическому воспитанию граждан и объединение мер научно-теоретического, нормативно-правового, методико-педагогического, финансово-экономического, материально-технического, информационного обеспечения;


адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающего использование особых форм и методов работы с различными возрастными, социальными и другими группами молодежи;


активности, которая предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения и ценностных установок молодежи, ориентированных на национальные интересы России;


универсальности ведущих направлений патриотического воспитания, ориентированного на использование в воспитательном процессе эффективных инструментов и методов воспитания патриотизма, основанных на гранях патриотизма, преемственности поколений граждан страны;


учета региональных условий в пропаганде патриотизма, означающих пропаганду не только общероссийских, но и региональных, муниципальных идей и ценностей, не противоречащих общероссийским.


2.4. Патриотическое воспитание должно охватывать широкий спектр сфер взаимодействия молодежи, общества и государства, в особенности образование и досуг. В связи с этим выделяются следующие направления деятельности по патриотическому воспитанию молодежи в Ростовской области:


2.4.1. Обновление содержания и расширение нормативно-правовой базы патриотического воспитания молодежи в Ростовской области:


разработка нормативно-правовых документов областного уровня, обеспечивающих общественно-государственное управление гражданским и патриотическим воспитанием молодежи в Ростовской области.


2.4.2. Создание единого пространства гражданского и патриотического воспитания в Ростовской области:


усиление на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей нравственно-воспитательной функции системы образования;


разработка и внедрение интерактивных образовательных программ, посвященных пропаганде современных достижений Российской Федерации, героям и значимым событиям в новейшей истории страны для формирования образа позитивного восприятия современной ситуации развития страны и Ростовской области;


реализация государственных программ Ростовской области и муниципальных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде, на профилактику экстремизма и ксенофобии, на сохранение традиционной культуры народов страны (фольклор, этнография, история), традиционных ремесел в целях развития связей между поколениями;


активизация форм массовой патриотической работы (поисковая деятельность, деятельность военно-патриотических клубов, фестивали авиационных, военно-прикладных и технических видов спорта, праздники, связанные с памятными датами истории Отечества, и другие формы);


развитие сети музеев боевой и трудовой славы, досок почета и использование их в целях патриотического воспитания молодежи;


увековечение памяти погибших при защите Отечества, в том числе погибших в ходе Великой Отечественной войны, специальной военной операции;


повышение доступности всеми категориями населения кабинетов (музеев) истории и культуры Донского края в образовательных организациях и учреждениях культуры как центрах формирования культурно-исторической компетентности подрастающего поколения;


усиление на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей нравственно-воспитательной функции системы образования;


тиражирование лучших региональных и муниципальных практик по изучению истории Донского края;


предоставление возможностей для системного и последовательного освоения студентами и учащимися, работающей молодежью основ духовно-нравственной культуры;


обеспечение возможности изучения русской литературы на всех направлениях и профилях обучения, доступа к лучшим образцам русской литературы в общедоступных библиотеках;


введение программ духовно-нравственной и патриотической направленности в учреждениях и организациях всех форм собственности, расположенных на территории Ростовской области.


2.4.3. Активизация деятельности молодежных общественных организаций по патриотическому воспитанию:


активизация деятельности органов ученического и студенческого самоуправления, молодежных объединений трудовых коллективов, основанных на принципах добровольности, самостоятельности, инициативности, активной гражданской и патриотической позиции;


активизация деятельности казачьих молодежных организаций, участие делегаций казачьих обществ в молодежных мероприятиях международного, межрегионального масштаба, молодежных форумах по патриотическому воспитанию, участие молодежных казачьих клубов и кадет, патриотических клубов в реконструкциях исторических событий;


развитие деятельности молодежных площадок для позиционирования патриотических общественных институтов;


поддержка деятельности молодежных отделений национально-культурных объединений в Ростовской области и вовлечение членов молодежных отделений национально-культурных объединений в Ростовской области в мероприятия сферы патриотического воспитания;


создание инфраструктуры патриотического воспитания.


2.4.4. Ведущая роль средств массовой информации и социальных медиа как основного ресурса в пропагандистской работе по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи в Ростовской области:


создание условий для участия средств массовой информации и социальных медиа в пропаганде патриотизма;


демонстрация в средствах массовой информации и социальных медиа образцов, примеров общественного служения, освещение опыта гражданско-патриотического воспитания;


активизация работы в средствах массовой информации и социальных медиа по возвращению духовности, позитивных ориентиров, социальной ответственности, готовности молодежи к самореализации на благо общества и государства;


использование средств социальной рекламы в молодежной среде для воспитания духовно-нравственных ценностей;


привлечение добровольцев (волонтеров) в сфере медиа, творческих коллективов к созданию позитивного контента на патриотическую тематику;


создание молодежных медиацентров для распространения патриотического контента в средствах массовой информации и социальных медиа;


привлечение лидеров общественного мнения среди молодежи к созданию и распространению патриотического контента.


2.4.5. Использование государственных, региональных и муниципальных символов в патриотическом воспитании молодежи в Ростовской области:


обеспечение образовательных организаций, учреждений молодежной политики, общественных организаций полиграфической продукцией с изображением государственных символов Российской Федерации, Ростовской области, муниципальных образований в Ростовской области;


создание эмблем, значков, логотипов, демонстрирующих принадлежность к Ростовской области, и их использование;


изучение истории Отечества, государственной символики, символики муниципальных образований в Ростовской области, биографий выдающихся граждан России, в том числе ветеранов боевых действий, участников специальной военной операции, широкое внедрение процедур и церемоний гражданской и патриотической направленности (поднятие флага, исполнение гимна);


информационное обеспечение организаторов гражданского и патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики в воспитательной работе.


В рамках обеспечения работы по патриотическому воспитанию особенно важным представляется постоянная работа с обратной связью от молодежи относительного проводимой патриотической деятельности: от затрагиваемых тем до методов работы. Сбор обратной связи может осуществляться посредством социологических исследований и мониторинга открытых информационных ресурсов.



3. Патриотическое воспитание молодежи в Ростовской области в современных условиях: состояние, тенденции и методы развития


3.1. Актуальность разработки Концепции обусловлена текущей геополитической обстановкой в мире и возросшим давлением недружественных стран на Российскую Федерацию и Ростовскую область. Подготовка молодежи Ростовской области к противодействию негативному влиянию националистического мировоззрения, имитационной демократии недружественных стран становится важнейшим фактором патриотического воспитания. Проведение специальной военной операции позволило выявить проблемы патриотического воспитания, и разработка Концепции - шаг к развитию процесса патриотического воспитания молодежи в Ростовской области.


Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у молодежи в Ростовской области высокого патриотического сознания, чувства преданности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. В Ростовской области ведется обширная работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.


Патриотическое воспитание молодежи начинается в семье и продолжается в образовательных организациях различного уровня. Именно в молодом возрасте формируются традиционные духовно-нравственные ценности, во многом определяющие мировоззрение человека. Эффективность совместных действий, в том числе государственных и общественных мер по патриотическому воспитанию, определяет гражданское единство и будущее государства.


Фундаментом патриотического воспитания должны выступать традиционные духовно-нравственные ценности, большое воздействие на формирование которых оказали традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм и иудаизм.


Системообразующим фактором патриотического воспитания является память о Победе в Великой Отечественной войне. Важной мерой представляется продвижение в публичном пространстве помимо темы Великой Отечественной войны иных исторических событий, в рамках которых отстаивались интересы России на всех этапах ее существования (Древнерусское государство, Русское царство, Российская империя, Союз Советских Социалистический Республик (далее - СССР), Российская Федерация), а также культурных традиций и обычаев, духовно-нравственных ценностей, достижений в сфере науки, спорта и культуры. В условиях противодействия угрозам, с которыми столкнулась Российская Федерация в период проведения специальной военной операции, важно использовать все инструменты для консолидации общества и усиления патриотического воспитания.


Патриотическая работа по теме специальной военной операции требует активной смысловой проработки, поскольку не все действующие форматы находят позитивный отклик среди молодежи. При использовании популярных молодежных форматов данное направление требует проведения предварительной просветительской работы с целью устранения пробелов в знаниях общественно-политических, исторических и социально-экономических процессов, происходивших на пространстве бывшего СССР до начала специальной военной операции.


3.2. Потребность в переустройстве существующей системы гражданского и патриотического воспитания ярко проявляется на разных уровнях: региональном, муниципальном, семейном, индивидуальном. Сложившаяся ситуация в сфере гражданского и патриотического воспитания молодежи в Ростовской области требует оперативных решений по:


эффективному использованию механизмов, обеспечивающих управление и сопровождение системы гражданского и патриотического воспитания молодежи в Ростовской области;


формированию единой образовательной среды с точки зрения традиционных российских духовно-нравственных ценностей и общероссийской гражданской идентичности;


распространению достоверных данных в средствах массовой информации и социальных медиа о проведении специальной военной операции, о героях и участниках специальной военной операции, действиях недружественных стран, направленных на подрыв традиционных российских духовно-нравственных ценностей среди молодежи в Ростовской области;


формированию мировоззрения, основанного на направлениях патриотического воспитания;


проявлению общественного участия в решении вопросов патриотического воспитания молодежи в Ростовской области, обеспечению духовной-нравственной, патриотической преемственности поколений с учетом потенциала ветеранского движения;


использованию потенциала общественного движения в Ростовской области, создающего условия для формирования активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно полезной деятельности и защите государственных интересов;


укреплению материально-технической базы организаций социальной сферы, осуществляющих работу по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи в Ростовской области, финансово-экономическому и правовому обеспечению мероприятий патриотической направленности;


вовлечению работающей молодежи, научных кадров в Ростовской области в работу по патриотическому воспитанию;


реализации потребности в научных исследованиях по совершенствованию форм и методов работы по патриотическому воспитанию молодежи в Ростовской области;


использованию государственных символов и значимых событий Ростовской области, муниципальных образований в Ростовской области в гражданском и патриотическом воспитании молодежи;


повышению эффективности подготовки молодежи к военной службе посредством военно-патриотического воспитания;


усилению уровня знаний молодежи в области истории Отечества, подвигов Героев Российской Федерации;


использованию возможностей государственных и муниципальных музеев для повышения качества и эффективности патриотического воспитания молодежи;


ориентированию форм и содержания информационной поддержки патриотического воспитания на целевую группу - молодежь в Ростовской области;


созданию эффективных форматов вовлечения молодежи в патриотическое воспитание (видеоигры, настольные игры, интерактивные форматы мероприятий).


3.3. Методами реализации всех направлений гражданского и патриотического воспитания, в том числе общественного участия, самоуправления, общественных инициатив, участия в деятельности институтов гражданского общества, выборах, деятельности органов власти, общественного контроля, являются:


методы формирования гражданского и патриотического сознания - совокупность методов, направленных на формирование гражданского и патриотического сознания и чувств, обобщенных знаний об окружающем мире, накопление общественного (жизненного) опыта, умение оценивать явления в окружающем макро- и микромире, соизмерять поступки свои и чужие;


методы организации патриотической деятельности обеспечивают включение молодежи в патриотические мероприятия, организацию практического опыта гражданского поведения, создание инфраструктуры патриотического воспитания;


методы стимулирования гражданского поведения предусматривают формирование действий, которые побуждают объект воспитания корректировать свое поведение в соответствии со стандартами и нормами, принятыми в обществе, с учетом индивидуальных особенностей личности;


методы контроля, самоконтроля гражданских качеств, направленных на изучение факторов воздействия, применяемых обществом (или коллективом) для регулирования социального поведения личности, основанных на уважительном и гуманном отношении к людям.



4. Система патриотического воспитания молодежи в Ростовской области


4.1. Система патриотического воспитания молодежи в Ростовской области призвана обеспечить целенаправленное формирование у молодежи в Ростовской области чувства патриотизма, гражданственности, общероссийской гражданской идентичности личности, способствовать включению ее в решение общественно значимых задач. Концепция обеспечивает построение системы патриотического воспитания сквозь грани патриотизма:


4.1.1. Педагогика.


Педагогика как наука о воспитании и обучении человека служит мощным инструментом формирования патриотизма. Патриотические ценности максимально естественно встраиваются в систему преподавания по каждому предмету в образовательных организациях, будь то история, литература, география, предметы естественно-научного, экономического или технического цикла. Патриотический компонент также интегрируется в кружковую или досуговую деятельность. На каждом занятии педагог может делиться с учащимися знаниями о природных богатствах России, знакомить с шедеврами культуры, показывать достижения страны в различных областях, вклад в развитие мировой науки и техники, роль в истории или по-другому подчеркивать неповторимость и красоту родной земли и ее народа. Важную роль в становлении патриотического сознания играет школьный курс отечественной истории, побуждающий человека воспринимать историю страны как свою, то есть идентифицировать себя как наследника и продолжателя российских традиций. Кроме того, педагог может воспитывать патриотизм своим примером, своим патриотическим поведением и отношением к Родине.


4.1.2. Культура.


Культура - наиболее эффективный способ распространения патриотической идеологии. Изучение культуры и погружение в нее - один из эффективных способов пробудить чувство любви к Родине. Основу культуры каждой страны составляют духовные ценности ее народов. Именно воспринятые с детства традиции и обычаи влияют на любовь и привязанность человека к Родине, желание сделать мир вокруг себя лучше.


Следует развивать систему краеведческой и музейной работы, поддерживать имеющиеся в организациях и создавать новые музеи трудовой и боевой славы, уголки истории и государственной символики, организовывать экскурсии, проводить познавательные туристические походы, направленные на изучение родного края, существующих традиций и обычаев.


4.1.3. Средства массовой информации.


Средства массовой информации ежедневно воздействуют на человека и выступают одним из ведущих механизмов формирования мировоззрения. Средства массовой информации, социальные медиа и блоги дают возможность донесения сообщений до широких слоев населения. В условиях информатизации и облегчения доступа к источникам информации самого разного уровня значительно возросла ответственность средств массовой информации, социальных медиа и блогов за транслируемую информацию. Распространяя патриотический и просто позитивный контент, медиа становятся инструментом патриотического воспитания.


Средства массовой информации и коммуникации призваны играть активную и позитивную роль в сфере гражданского и патриотического воспитания, формировать у подрастающего поколения потребность в активной жизненной позиции, осуществлять пропаганду историко-патриотического наследия, поднимать престиж Ростовской области, закреплять в сознании молодежи образ гражданина и патриота как носителя высших общественных идеалов.


4.1.4. Семья.


Основным институтом социализации и воспитания патриотических и гражданских ценностей и качеств человека особое место занимает семья. В семье закладывается историческая память о деятельности предков, формируются основы духовного и нравственного развития. Семья является эффективным носителем исторической и культурной памяти народа.


Семья выступает областью проявления патриотизма. Патриотизм человека прослеживается, в том числе, в принятии традиционных семейных ценностей, в помощи старшему поколению, поддержании межпоколенческих связей, в поддержке родительства, в желании создать семью и связать ее судьбу с судьбой родной страны.


4.1.5. История.


История представляет собой память народа, которая позволяет поэтапно проследить развитие государства в контексте исторических фактов, дает возможность понять, почему события происходили так, а не иначе, а также осмыслить предпосылки многих современных реалий. Знание истории своей страны позволяет человеку более осознанно видеть картину настоящего, понимать происходящие процессы, не повторять ошибок прошлого. Патриотизм задается знанием и личностным переживанием истории своей страны. При этом важно, чтобы история была увязана с современностью и направлена в будущее.


4.1.6. Служение Отечеству.


Самоотверженность, преданность Родине, готовность защищать ее не словом, а делом - важнейшие качества патриота. Армия, служба должны быть уважаемы, престижны и почетны, должны поддерживаться государством и обществом. Вместе с тем не обязательно служить в армии, чтобы служить Отечеству. Важно воспитывать в молодежи не только стремление к финансовому благосостоянию, но и к моральному, духовному, которое невозможно обрести без служения. Служение Отечеству дает яркие примеры ратных и гражданских подвигов, совершенных из любви к Родине, которые могут вдохновлять граждан и становиться высокими ориентирами в патриотическом воспитании.


4.1.7. Спорт.


Спорт построен на философии здорового духа и здорового тела. Он культивирует здоровый образ жизни, что важно как с точки зрения национальной безопасности, так и с точки зрения благополучия отдельного гражданина. Здоровье, хорошие физические кондиции позволяют человеку строить свою жизнь в соответствии со своими интересами, помогать другим, а в случае необходимости - встать на защиту того, что ему дорого. Забота о своем теле продолжается в заботе о своем доме, о своем городе, о своей стране. Достижения в спорте невозможны без трудолюбия, развития морально-волевых качеств: целеустремленности, самообладания, мужества, которые характерны для патриота.


4.1.8. Экология.


Россия - самая большая страна в мире с разнообразной флорой и фауной, заповедными территориями и захватывающими памятниками природы. Долина гейзеров, озеро Байкал, Курильские острова, Алтайские горы, Кунгурская пещера, Ленские столбы, Эльбрус и многие другие красивейшие места могут одним своим видом перевернуть сознание молодого человека. Задача каждого человека - сохранить это богатство для себя и будущих поколений своим экологическим поведением, ответственным потреблением, своим трудом по устранению накопленного вреда природе, воспитанием экологической культуры в себе и в своих близких. При этом гордость за природу и ее красоты может быть эффективным инструментом патриотического воспитания.


4.1.9. Наука.


Наука играет важную роль в патриотическом воспитании граждан. Научные достижения страны определяют ее место на международном уровне, служат основой для гордости ее научными открытиями. Научные разработки позволяют обеспечить безопасность государства, в том числе не только военную, но также продовольственную, безопасность жизни и здоровья населения.


4.1.10. Добровольчество.


Добровольчество и патриотизм - стороны одного явления, заключенного в активной гражданской позиции и деятельной любви к родной земле, людям, обществу, природе. Добрая воля, желание помочь ближнему - это общечеловеческие ценности. В трудную минуту истории добровольцы шли на фронт, защищали и укрепляли рубежи страны, добровольцы сегодня участвуют в тушении пожаров, в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в гуманитарных операциях, ищут пропавших людей, помогают людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Во время ограничений, связанных с эпидемией коронавирусной инфекции, добровольческие инициативы сплотили страну и позволили помочь многим нуждающимся. В период проведения специальной военной операции добровольцы первыми пришли на помощь семьям военнослужащих граждан.


Ориентация системы патриотического воспитания в Ростовской области на основные направления патриотического воспитания делает возможным постоянное и эффективное развитие патриотизма, формируя из молодого человека полноценную личность.



5. Субъекты патриотического воспитания молодежи


5.1. Субъектами патриотического воспитания молодежи в Ростовской области являются:


некоммерческие организации;


органы государственной власти Ростовской области, территориальные управления федеральных органов государственной власти;


органы местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области;


ветеранские общественные организации;


коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность по реализации мероприятий в рамках федеральной системы подготовки граждан к военной службе и патриотическому воспитанию на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства;


трудовые, творческие, научные, воинские и другие коллективы граждан;


образовательные организации;


государственные учреждения, подведомственные исполнительным органам Ростовской области;


религиозные организации традиционных конфессий;


национально-культурные автономии;


средства массовой информации и социальные медиа;


лидеры общественного мнения;


семьи;


граждане.


5.2. Субъекты патриотического воспитания, исходя из своих возможностей, призваны эффективно решать задачи патриотического воспитания молодежи в Ростовской области.


Каждый из субъектов патриотического воспитания решает специфические задачи в отношении различных объектов патриотического воспитания, но в тесной взаимосвязи и на основе единой государственной политики в Ростовской области. При этом акцент делается на организацию гражданского и патриотического воспитания в учреждениях социальной сферы как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности государства, общества и семьи, общественными объединениями, в том числе детскими и молодежными общественными объединениями, как ценной формой общественной активности, семьей как основой воспитательного процесса в целом.



6. Молодежная среда: объект патриотического воспитания


6.1. Сегментирование целевой аудитории патриотического воспитания позволяет эффективно использовать имеющиеся методы и инструменты в отношении конкретной возрастной группы молодежи. С этой целью следует выделить следующие возрастные категории молодежи как объекта патриотического воспитания:


6.1.1. До 14 лет.


Ведущая деятельность - учебная. Круг общения школьников включает членов семьи, одноклассников, друзей, проживающих по соседству и приобретенных в различных кружках и секциях, педагогов. К значимым фигурам родителей на этом этапе добавляются авторитетные учителя, педагоги дополнительного образования, лидеры из числа сверстников. Ведущие субъекты патриотического воспитания - семья, школа, учреждения дополнительного образования, культуры и молодежной политики, общественные объединения, лидеры общественного мнения, выражающие общие интересы и настроения поколения, авторы популярного информационного контента (блогеры), популярные музыканты. Наиболее эффективные инструменты патриотического воспитания: урочная и внеурочная деятельность, видеоконтент, социальные медиа, игры (в том числе видеоигры), встречи с интересными людьми, экскурсии, включение в добровольческую (волонтерскую) деятельность, изучение истории семьи.


6.1.2. От 14 до 17 лет.


Ведущий вид деятельности - общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на ровесников. В подростковом возрасте наблюдается уход учебной деятельности в психологическом отношении на второй план. Важнейшим источником развития подростка выступает среда, которую могут составлять друзья, одноклассники (одногруппники), формальные и неформальные объединения. Ведущие субъекты патриотического воспитания - общественные объединения, образовательные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и молодежной политики, семья, артисты шоу-бизнеса, спортсмены, лидеры общественного мнения, выражающие общие интересы и настроения поколения, авторы популярного информационного контента (блогеры), популярные музыканты. Наиболее эффективные инструменты патриотического воспитания: видеоконтент, социальные сети, блоги, видеоигры, встречи с интересными людьми, походы и экскурсии, знакомство с достижениями российских ученых, спортсменов, писателей, общественных деятелей, произведениями российской литературы и культуры, подвигами героев, добровольчество (волонтерство).


6.1.3. От 18 до 24 лет.


Ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение. Происходит количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, повышается самостоятельность и ответственность. Студенческая молодежь часто пробует себя в общественно полезной деятельности, обретает различные хобби. Ведущие субъекты патриотического воспитания - образовательные организации, общественные объединения, учреждения молодежной политики, культуры, артисты шоу-бизнеса, спортсмены, лидеры общественного мнения, выражающие общие интересы и настроения поколения, авторы популярного информационного контента (блогеры), популярные музыканты. Наиболее эффективные инструменты патриотического воспитания: видеоконтент, социальные сети, блоги, видеоигры, встречи с интересными людьми, путешествия по территории Российской Федерации, предоставление возможностей для саморазвития.


6.1.4. От 25 до 35 лет.


Ведущий вид деятельности - работа на производстве и в других сферах, связанная с необходимостью обеспечения собственной жизни. Важной задачей становится профессиональное развитие и карьерный рост. В этом возрасте чаще всего молодежь вступает в брак и обзаводится детьми. Круг общения постепенно сужается, из него, в связи с недостатком свободного времени, выпадают случайные люди. Работающая молодежь начинает теснее взаимодействовать с родителями и другими родственниками, поддерживает связи с друзьями детских и студенческих лет, сближается с коллегами. Ведущие субъекты патриотического воспитания - трудовые коллективы, общественные и политические объединения, средства массовой информации, артисты шоу-бизнеса, спортсмены, лидеры общественного мнения, выражающие общие интересы и настроения поколения, авторы популярного информационного контента (блогеры), популярные музыканты. Наиболее значимые инструменты патриотического воспитания: новостной и видеоконтент, социальные сети, блоги, путешествия по территории Российской Федерации, предоставление возможностей для самореализации и карьерного роста, создание комфортной окружающей среды, добровольчество (волонтерство).


6.1.5. От 35 лет.


Ведущей вид деятельности - трудовая деятельность. Чаще всего в этот возраст люди входят на пике карьерных достижений. Круг общения преимущественно составляют члены семьи, коллеги, отдельные друзья. Дети постепенно вырастают, освобождая место для путешествий и хобби. Взрослые дети и их достижения могут становиться источником патриотических настроений. Ведущие субъекты патриотического воспитания - семья, трудовые коллективы, общественные объединения, политические объединения и политические лидеры, средства массовой информации, лидеры общественного мнения, выражающие общие интересы и настроение поколения, популярные музыканты и актеры, общественные деятели. Наиболее эффективные инструменты патриотического воспитания: видеоконтент, социальные медиа, кинематограф, телевидение, средства массовой информации, путешествия по территории Российской Федерации, участие в добровольческой деятельности.



7. Основные механизмы реализации Концепции


7.1. Патриотическое воспитание должно основываться на использовании интерактивных форматов взаимодействия с молодежью: встречи с ветеранами, кинопоказы с последующим обсуждением, викторины, интерактивные игры, квесты и другие. Подобные форматы позволяют максимально вовлечь молодежь в патриотическую деятельность.


В качестве базового механизма реализации Концепции предусматривается набор практических инструментов (форм) реализации системы патриотического воспитания, утверждаемый правовым актом комитета по молодежной политике Ростовской области, формируемый во взаимодействии с исполнительными органами Ростовской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными учреждениями, заинтересованными лицами.


В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 N 477 "Об областной межведомственной комиссии по вопросам военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи" создана областная межведомственная комиссия по вопросам военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, которая является совещательным органом, созданным в целях формирования условий для военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.


Патриотически ориентированное образование направлено на воспитание гражданина, патриота, готового к служению своему Отечеству. Необходимо вовлекать молодежь в общественно значимую, социально полезную деятельность, поддерживать позитивные молодежные инициативы, создавать условия для участия детей и молодежи в решении общественных проблем.


7.2. Важную роль в патриотическом воспитании должна играть информационно-пропагандистская деятельность, особенно в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информационную продукцию для патриотического воспитания следует создавать в различных формах (печатной, цифровой, мультимедийной) и форматах (плакаты, видеоролики, брошюры и так далее). Важно отметить, что информационно-пропагандистская деятельность должна проводиться постоянно, а не только с привязкой к государственным праздникам и Дням воинской славы.


Деятельность средств массовой информации должна быть ориентирована на пропаганду символов государства, памятных дат истории Отечества и Ростовской области, русского языка, отражение исторических аспектов и современных реалий российской государственности, популяризацию достижений науки, культуры, укрепление духовного единства жителей Ростовской области при сохранении уважительного отношения к их культурному и национальному многообразию, освещение работы общественных объединений, занимающихся патриотическим воспитанием.


К разработке информационной продукции для патриотического воспитания следует активно привлекать молодежные общественные объединения, медиацентры образовательных организаций высшего образования, добровольческие центры и патриотические сообщества. Привлечение к разработке продукции может осуществляться посредством проведения специальных мероприятий в формате фестивалей и конкурсов.



8. Ожидаемые результаты реализации Концепции


8.1. Оценка результативности реализации Концепции осуществляется на основе использования системы качественных индикаторов и количественных критериев посредством показателей государственной программы Ростовской области "Молодежная политика и социальная активность".


В качестве важнейших целевых индикаторов и показателей Концепции выступают:


доля молодежи, ежегодно вовлеченной в мероприятия отрасли молодежной политики;


охват молодежи, задействованной в мероприятиях сферы молодежной политики по популяризации здорового образа жизни, молодежного туризма и культуры безопасности, профилактике злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде;


количество муниципальных образований в Ростовской области, имеющих функционирующие центры молодежной политики, соответствующие стандарту;


обеспечение увеличения численности детей и молодежи в возрасте до 35 лет, вовлеченных в социально активную деятельность через увеличение охвата патриотическими проектами;


создание условий для развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений, поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи;


охват молодежи мероприятиями, направленными на формирование российской идентичности, единства российской нации, содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу;


охват молодежи, наиболее подверженной влиянию (14 лет - 22 года) профилактическими мероприятиями по противодействию идеологии терроризма и экстремизма, вовлечению в деструктивные организации и общественно опасную деятельность;


численность молодежи, задействованной в мероприятиях по формированию традиционных семейных ценностей;


общая численность граждан, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность;


доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью.


8.2. Ожидаемым результатом реализации Концепции является создание в Ростовской области эффективной системы патриотического воспитания молодежи, направленной на содействие развитию институтов и организаций патриотической направленности, на формирование у молодежи патриотизма, гражданственности, общероссийской гражданской идентичности, на расширение представлений молодежи о культурном и историческом прошлом Российской Федерации и Ростовской области, на обеспечение жизненно важных интересов общества и устойчивого развития Ростовской области, усвоение и использование на практике основ гражданского образования и воспитания.



Заместитель начальника
управления документационного
обеспечения Правительства
Ростовской области - начальник
отдела нормативных документов
В.В.СЕЧКОВ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ