Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 января 2023 года N 60-рп


О Стратегии развития промышленности Тверской области на период до 2030 года



1. Утвердить Стратегию развития промышленности Тверской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) (прилагается).


2. Исполнительным органам Тверской области руководствоваться настоящей Стратегией при разработке государственных программ Тверской области.


3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Тверской области от 29.04.2014 N 210-рп "О Концепции промышленной политики в Тверской области на период до 2020 года".


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Тверской области, курирующего вопросы промышленности.


Отчет об исполнении распоряжения представлять ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.


5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор Тверской области
И.М.РУДЕНЯ



Приложение
к распоряжению Правительства
Тверской области
от 24 января 2023 г. N 60-рп



СТРАТЕГИЯ развития промышленности Тверской области на период до 2030 года



Раздел I Общие положения


1. Стратегия развития промышленности Тверской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики по развитию промышленности Тверской области на среднесрочный период.


2. В Стратегии проведены оценка фактического состояния промышленности Тверской области, анализ сильных и слабых сторон, возможностей, перспектив и рисков развития промышленности Тверской области, определены целевое видение и приоритеты развития, разработаны ключевые инструменты, целевые индикаторы и план реализации Стратегии.


3. Основным методом реализации Стратегии является осуществление в проектном режиме прорывных межотраслевых инициатив, способствующих развитию обрабатывающей промышленности (далее - прорывные межотраслевые инициативы), которые суммарно обеспечат двукратное увеличение объема отгрузки товаров собственного производства к 2030 году при сохранении устойчивых темпов развития действующей обрабатывающей промышленности Тверской области.


Данный метод получит дальнейшую реализацию непосредственно в государственной программе Тверской области "Развитие промышленности и торговли Тверской области" и смежных государственных программах Тверской области по развитию экономики, сельского хозяйства, лесного комплекса, образования, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.


Под прорывными межотраслевыми инициативами в рамках Стратегии понимается совместная работа отраслевых исполнительных органов Тверской области по реализации проектов, способствующих развитию обрабатывающей промышленности.


4. Прорывные межотраслевые инициативы направлены на решение ключевых задач по обеспечению:


1) устойчивого развития действующих предприятий Тверской области;


2) формированию новых точек роста и уникальных технологических компетенций;


3) созданию условий, обеспечивающих устойчивость функционирования промышленного комплекса региона и снятие ключевых ограничений развития.


5. Вхождение промышленного комплекса Тверской области в число пяти регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО), добившихся наилучших результатов в развитии промышленности (далее - ТОП-5 ЦФО), является основным результатом реализации Стратегии, достижение которого возможно при планируемом двукратном увеличении объема отгрузки товаров собственного производства промышленными предприятиями Тверской области.


Увеличение объемов отгрузки (выручки) промышленных предприятий позволит также обеспечить создание новых высокопроизводительных рабочих мест и привлечь инвестиции в экономику региона.


Конкурентоспособность промышленности и возможность экспорта технологий на федеральном и глобальном уровнях за счет создания и развития на территории Тверской области новых объектов промышленной инфраструктуры, промышленных кластеров в сферах транспортного и специального машиностроения, легкой, пищевой, полиграфической и лесоперерабатывающей промышленности, реализации специальных проектов в сфере развития промышленности, кластерной политики в сфере среднего профессионального образования, наращивания компетенций центра внутрирегиональной кооперации, стимулирования сбыта продукции с учетом программ доращивания и применения практики заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами, поддержки "исторически" сложившихся промышленных площадок и предприятий, привлечения инструментов финансовой поддержки.


6. Финансовое обеспечение мероприятий Стратегии предполагает привлечение средств федерального бюджета, областного бюджета Тверской области и внебюджетных источников. Конкретизация объемов и источников финансирования будет осуществлена в отраслевых государственных программах Тверской области.


7. Стратегия разработана во исполнение поручения Губернатора Тверской области в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".


В основу методологии Стратегии положены принципы:


1) проектного управления;


2) концентрации на наиболее прорывных направлениях, способствующих достижению эффекта в максимальной степени.


При подготовке Стратегии целенаправленно исключен ряд направлений возможного развития в целях ее фокусировки и достижения максимального эффекта при ограниченных ресурсах и времени.


8. Стратегия является документом отраслевого планирования и синхронизирована со следующими программными документами Российской Федерации:


1) Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";


2) Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


3) Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


4) Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";


5) Сводной стратегией развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 N 1512-р;


6) Стратегией развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2020 N 20-р.


9. Стратегия является идеологической основой для подготовки проектов государственных программ (подпрограмм) Тверской области и иных правовых актов Тверской области, содержащих мероприятия, направленные на развитие промышленности.



Раздел II Фактическое состояние промышленности Тверской области



Подраздел 1 Анализ промышленности Тверской области


10. Основу промышленного комплекса Тверской области традиционно составляют транспортное машиностроение (19,1% в общем объеме отгруженных товаров собственного производства по итогам 2021 года) и пищевая промышленность (18,7%).


Вторую группу ключевых подотраслей в структуре региональной промышленности занимают металлообработка и производство готовых металлических изделий (7,5%), производство нефтепродуктов (7,2%), специальное машиностроение (7,0%), лесоперерабатывающая промышленность (5,9%) и производство бумажных изделий (5,0%).


В третью группу (менее 5,0%) включены такие подотрасли промышленности, как производство резиновых и пластмассовых изделий (4,6%), промышленность строительных материалов (3,9%), металлургия (3,2%), химическая промышленность (2,6%), производство электрического оборудования (2,1%), производство текстильных изделий (1,9%), производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (1,9%), полиграфическая промышленность (1,5%), фармацевтическая промышленность (1,5%), производство напитков (1,5%), производство кожи и изделий из кожи (1,3%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (1,3%), производство одежды (1,0%), производство мебели (0,8%), производство прочих готовых изделий (0,7%).


Изменение структуры обрабатывающих производств Тверской области в части ключевых отраслей по сравнению с 2017 годом представлено на рисунке 1*.

* Приложение 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


11. Обрабатывающая промышленность является одной из ключевых отраслей экономики Тверской области и определяет социально-экономический и научно-технический уровень развития региона. На предприятиях обрабатывающих производств Тверской области работают более 75 тыс. человек и формируется валовая добавленная стоимость в объеме 20,2% валового регионального продукта. Промышленность создает мультипликативный эффект, обеспечивая в совокупности со смежными отраслями экономики Тверской области занятость более чем 350 тыс. человек (за 2021 год: промышленность - 131,4 тыс. человек, сельское хозяйство - 41,8 тыс. человек, строительство - 36,2 тыс. человек, торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 102,9 тыс. человек, транспортировка и хранение - 44,0 тыс. человек).


12. В период 2016 - 2021 годов индекс промышленного производства в большинстве случаев сохранял положительную динамику, однократно опустившись ниже стопроцентного значения (в 2020 году - 98,2% по отношению к предыдущему году) в связи с влиянием ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).


В 2021 году промышленность Тверской области вновь вернулась к прорывным темпам роста: индекс промышленного производства за 2021 год составил 106,0% по отношению к предыдущему году, что незначительно ниже показателя по Российской Федерации (106,4%).


За 11 месяцев 2022 года индекс промышленного производства Тверской области снизился до отметки 96,7% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года наряду со снижением показателя по Российской Федерации (99,9%) в связи с влиянием экономических санкций со стороны недружественных государств.


Указанная статистика развития промышленности Тверской области свидетельствует как о возможности ее быстрого восстановления в условиях экономических ограничений, так и о зависимости от иностранных партнеров.


13. Доля обрабатывающих производств в общем объеме инвестиций в основной капитал в период 2016 - 2021 годов менялась незначительно и составляет около 20%, за исключением пика инвестиционной активности 2017 года (24,4%) и экономического спада 2018 года (9,8%).


На рисунке 2 представлена структура инвестиций в основной капитал предприятиями обрабатывающих производств Тверской области за 2017 - 2021 годы*.

* Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Указанная статистика свидетельствует об огромном влиянии обрабатывающих производств на формирование экономики региона, их инвестиционную привлекательность для развития бизнеса.


14. Объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств Тверской области ежегодно возрастает: за период 2016 - 2021 годов значение показателя выросло на 170% с 216,4 до 367,0 млрд рублей.


По итогам 2021 года Тверская область занимает 11-ое место среди регионов ЦФО по объему отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств (в 2016 - 2017 годах регион также занимал 11-ое место по данному показателю, в период 2018 - 2020 годов - 10-ое место). Информация представлена на рисунке 3*.

* Рисунок 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


За 11 месяцев 2022 года объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств Тверской области составил 356,7 млрд рублей, что составляет 96,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.


Указанная статистика свидетельствует о возможности использования и необходимости активации уже сформированного промышленного потенциала для обеспечения прорывных темпов роста экономики региона.


15. В период 2016 - 2018 годов наблюдалось замедление темпов роста основных фондов обрабатывающих производств Тверской области со 107,9 до 103,0% по отношению к предыдущему году. С 2019 года данный показатель начал увеличиваться (105,9%) и к концу 2021 года достиг прежних высоких значений (107,2%).


Вместе с тем в период 2016 - 2021 годов степень износа основных фондов обрабатывающих производств Тверской области ежегодно стабильно увеличивалась с отметки 47,7% к концу 2016 года до отметки 54,8% к концу 2021 года.


Динамика обновления основных фондов обрабатывающей промышленности Тверской области по сравнению с регионами ЦФО за 2021 год представлена на рисунке 4*.

* Рисунок 4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Указанная статистика свидетельствует о продолжающемся устаревании регионального производственного парка за счет недостаточных темпов его обновления, а также о желании бизнеса инвестировать в создание новых, а не развитие уже имеющихся производственных площадок.


16. Соотношение прибыльных и убыточных организаций обрабатывающих производств Тверской области в период 2016 - 2021 годов менялось незначительно и составляет 70 на 30% соответственно.


17. Зависимость российской промышленности от иностранных технологий, а также импортных поставок компонентов и оборудования при отрицательном торговом балансе определяет влияние мировых проблем на нее. Торговые войны США и Китая, нарушение цепочек поставок во всем мире в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 - 2022 годах обусловили дефицит полупроводников и микроэлектроники в мире и в Российской Федерации, рост цен на сырье (в частности, цена на сталь в 2021 году выросла на 80%) и компоненты, которые усугубились значительным ростом цен на энергоносители в 2022 году.


18. В связи с изменением геополитической ситуации в 2022 году промышленность Тверской области столкнулась с рядом новых вызовов: падение спроса на продукцию на внутреннем рынке, остановка и приостановка ряда производств, прежде всего связанные с решением иностранных учредителей об уходе с российского рынка, а также со сложностями в поставках значимых комплектующих и материалов, в том числе в связи с введением экономических санкций со стороны ряда стран, риски банкротства и сокращения дилерских сетей. Все это создает новые условия функционирования и вызовы для отрасли и требует стратегического ответа.



Подраздел 2 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков развития промышленности Тверской области


19. К сильным сторонам развития промышленности Тверской области относятся:


1) сбалансированная структура обрабатывающей промышленности, наличие нескольких отраслевых центров компетенций, в том числе исторически сложившихся;


2) территориальная близость и транспортная доступность ключевых рынков сбыта продукции (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург);


3) наличие современных промышленных предприятий с высоким уровнем производственной культуры;


4) развитая система среднего профессионального образования;


5) наличие национальных продуктов и платформ собственной разработки, которые можно использовать как базу для дальнейшего развития новых продуктов и платформ;


6) сильные позиции национальных марок в своих сегментах;


7) наличие якорных предприятий и технологических компетенций для создания объектов промышленной инфраструктуры (индустриальных парков и технопарков) и кластеров;


8) наличие собственных инжиниринговых центров у крупнейших производителей, налаженное сотрудничество с ведущими техническими вузами и научно-исследовательскими институтами;


9) реализация крупными компаниями инфраструктурных проектов, а также проектов по созданию производства компонентов и материалов, обеспечивающих поддержку развития промышленного производства Тверской области;


10) наличие активно функционирующих региональных институтов поддержки развития промышленности: Фонд развития промышленности Тверской области, Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области, Венчурный фонд Тверской области.


20. К слабым сторонам развития промышленности Тверской области относятся:


1) отсутствие значимых в национальном масштабе промышленных кластеров (за исключением кластера транспортного машиностроения), обеспечивающих выручку свыше 100 млрд. рублей в год и реализацию инвестиционных проектов федерального масштаба;


2) серьезная экономическая зависимость от кластера транспортного машиностроения;


3) высокий отток кадров и компетенций в связи с территориальной близостью и транспортной доступностью Московской и Ленинградской агломераций;


4) отсутствие на территории региона сильных наукоемких образовательных организаций высшего образования, университетов и научных центров федерального и мирового уровня;


5) наличие инфраструктурных ограничений по электроснабжению для реализации крупных производственных инициатив и функционирования точек роста в сфере развития промышленности;


6) наличие большого количества малых и средних предприятий обрабатывающих производств, не имеющих инициатив к дальнейшему развитию;


7) отсутствие крупных предприятий оборонно-промышленного комплекса как источника гарантированного спроса на производимую продукцию;


8) зависимость от технологий, оборудования, субкомпонентов из недружественных стран с соответствующими ограничениями в части обслуживания и замены комплектующих;


9) низкая загрузка отдельных стратегически значимых предприятий и поставщиков компонентов, ограничивающая возможности для окупаемости новых инвестиций;


10) отсутствие локализации ряда критически важных компонентов и технологий, низкая локализация компонентов второго и следующих уровней и материалов;


11) неготовность большей части производителей без существенной государственной поддержки отдавать предпочтение российским компонентам 1-го уровня, в том числе созданных с применением глубоко локализованных компонентов 2-го и 3-го уровней;


12) низкая операционная эффективность многих локальных промышленных предприятий.


21. Возможностями для развития промышленности Тверской области являются:


1) использование исторически сложившихся производственных предприятий и "промышленных территорий" в качестве якорных для формирования промышленных кластеров;


2) заполнение открывшихся экономических ниш при наличии потребности в достижении технологического суверенитета;


3) заключение партнерств с производителями компонентов из дружественных стран для устранения разрывов в собственных компетенциях и технологиях;


4) использование возможностей малых и средних предприятий обрабатывающих производств в качестве перспективных точек роста без существенных финансовых затрат;


5) развитие в стране новых логистических коридоров и логистических центров, проходящих через Тверскую область, и локализация промышленных предприятий для производства продукции, востребованной для реализации указанных инициатив;


6) наращивание экспорта производимой продукции и компонентов в дружественные страны.


22. Угрозами для развития промышленности Тверской области являются:


1) снижение внутреннего платежеспособного спроса ввиду ухудшения макроэкономического окружения, недостаточная динамика роста реальных располагаемых доходов населения для компенсации интенсивного устаревания парка;


2) запрет на ввоз ключевых комплектующих, в том числе микроэлектронных компонентов, в силу санкций и отказа от зарубежных партнеров, в том числе из дружественных стран;


3) разрушение стратегических партнерств из-за приостановки деятельности в Российской Федерации глобальных производителей;


4) разрывы цепочек поставок и отказ зарубежных производителей рынка логистики от обслуживания российских грузов;


5) высокая зависимость от поставок технологий, компонентов и оборудования из дружественных стран;


6) изменение позиции в отношении торгового и технологического сотрудничества с Российской Федерацией со стороны стран, считающихся дружественными;


7) рост стоимости импортируемых компонентов и материалов, в том числе из-за логистических и санкционных ограничений, дисбаланса и роста цен на мировых сырьевых и энергетических рынках.



Раздел III Цели и задачи реализации Стратегии


23. Целью реализации Стратегии является вхождение Тверской области в ТОП-5 регионов ЦФО по отгрузке готовой продукции обрабатывающей промышленности.


Достижение цели возможно при сохранении темпов роста действующих промышленных предприятий на уровне не ниже среднего по ЦФО и создании новых точек промышленного роста с суммарным производством продукции на уровне 350 - 400 млрд руб. ежегодно, что обеспечит двукратное увеличение данного показателя к 2030 году (в сопоставимых ценах 2021 года).


24. Задачами реализации Стратегии являются:


1) устойчивое развитие действующих предприятий Тверской области, обеспечивающих суммарный объем отгрузки товаров собственного производства на уровне первых десяти субъектов Российской Федерации в составе ЦФО;


2) формирование новых точек роста и уникальных технологических компетенций, способствующих форсированному развитию обрабатывающей промышленности Тверской области на основе прорывных технологий и обеспечения технологического суверенитета;


3) снятие кадровых и инфраструктурных ограничений, сдерживающих развитие промышленности Тверской области.



Раздел IV Целевые индикаторы реализации Стратегии


25. Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:


1) увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" к 2030 году до 1021,9 млрд руб. (в сопоставимых ценах 2021 года при расчетном среднегодовом индексе роста обрабатывающих производств равном 106,7% - средний по ЦФО рост с 2015 по 2021 годы без учета верхнего и нижнего дециля данных);


2) увеличение количества созданных рабочих мест к 2030 году на 9,35 тыс. человек;


3) привлечение инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" к 2030 году в объеме не менее 150 млрд руб. (в сопоставимых ценах 2021 года).


Целевые индикаторы реализации Стратегии приведены в приложении 1 к Стратегии.



Раздел V Мероприятия Стратегии


26. Основными мероприятиями Стратегии являются обеспечение устойчивого роста действующих промышленных предприятий, а также межведомственные проекты по реализации прорывных межотраслевых инициатив, способствующих форсированному развитию обрабатывающей промышленности, к которым относятся:


1) проект по развитию зон опережающего развития;


2) проект "Семь приоритетных кластерных инициатив Верхневолжья";


3) специальные проекты;


4) проект "Новое образование для промышленности";


5) проект по развитию внутрирегиональной кооперации;


6) проект по стимулированию освоения новых видов продукции предприятий в рамках программы "Доращивание";


7) проект по применению практики заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами при проведении государственных закупок.



Подраздел 1 Обеспечение устойчивого роста действующих промышленных предприятий


27. Обеспечить устойчивый рост действующих промышленных предприятий Тверской области планируется за счет:


1) сохранения объемов отгрузки товаров собственного производства промышленными предприятиями Тверской области на уровне первых десяти субъектов Российской Федерации в составе ЦФО;


2) увеличения объемов отгрузки товаров собственного производства промышленными предприятиями Тверской области за счет внедрения новых технологий и освоения новых видов продукции при сохранении основной доли собственных инвестиций.


28. Ключевые инструменты реализации подраздела:


1) выработка методологии и инструментов подготовки и реализации "дорожных карт" развития действующих промышленных предприятий: потенциальные рыночные ниши, инструменты для роста;


2) система мер поддержки для внедрения новых технологий и продуктов, нацеленная в первую очередь на технологический суверенитет и импортозамещение;


3) система оперативного мониторинга развития ключевых для промышленности Тверской области отраслей и подотраслей, формирование системы прогнозирования ситуации на рынках и проактивное предложение мер поддержки;


4) ускоренный доступ действующих промышленных предприятий к новейшим технологиям, поддержка собственных разработок предприятий.



Подраздел 2 Развитие зон опережающего развития


29. Реализация проекта по созданию и развитию на территории города Твери технопарка радиоэлектронной промышленности "Аквариус" обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 40 млрд руб. в год, создание 1200 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал до 15 млрд. руб. (срок реализации проекта - 2025 год).


Якорем развития технопарка будет являться производственный комплекс ООО "ПК "Аквариус", на площадях которого будет локализовано производство серверных систем, систем хранения данных, ноутбуков, компьютеров, планшетов и т.д. На самой производственной площадке будет обеспечена работа сборочных линий.


Вокруг площадки на территории 40 га расположатся предприятия-партнеры, обеспечивающие систему развития современной российской электроники: центры разработки технологий, центры тестирования и доработки, инжиниринговые центры, производства компонентной базы.


За счет синергии производств будет достигнута экономия на эффекте масштаба и создание среды для привлечения и развития кадров.


30. Реализация проекта по созданию и развитию на территории города Кимры международного научно-технического парка "Савеловский" обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 10 млрд руб. в год, создание 1500 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал до 5 млрд. руб. (срок реализации проекта - 2026 год).


Якорем развития международного научно-технического парка будет являться производственный комплекс АО "Алькор", специализирующийся на производстве и обработке высокочистых синтетических алмазов и сопутствующей продукции. На производственной площадке будет сосредоточено оборудование искусственного синтеза и кристаллизации, применение продукции в нефтедобывающей, металлообрабатывающей, медицинской и других отраслях народного хозяйства.


Вокруг площадки на территории 35 га расположатся как предприятия-партнеры, задействованные в единой технологической цепочке, так и партнеры-смежники - предприятия государственных корпораций "Роскосмос" и "Росатом", а также офисный центр, инжиниринговый центр, мультимедийный центр, гостиница.


31. Реализация проекта по созданию и развитию на территории города Конаково технопарка энергоемких технологий "Конаковская ГРЭС" обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 30 млрд руб. в год, создание 500 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал до 15 млрд. руб. (срок реализации проекта - 2028 год).


На территории площадью 140 га, прилегающей к территории Конаковской ГРЭС, расположатся несколько энергоемких промышленных предприятий, а также современный центр обработки данных.


32. Реализация проекта по созданию и развитию на территории города Торжок индустриального парка переработки продуктов нефтехимии "Торжок" обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 10 млрд. руб. в год, создание 300 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал до 5 млрд руб. (срок реализации проекта - 2023 год).


На территории вокруг предприятия-якоря ООО "Тебойл Рус" площадью свыше 43 га расположатся предприятия-партнеры, задействованные в единой технологической цепочке основного предприятия, в том числе импортозамещающие производства как для компонентной базы основного потребителя ООО "Тебойл Рус", так и для других отраслей.


33. Реализация на территории индустриально-промышленной зоны "Боровлево-2" строительства:


1) второй очереди промышленного предприятия ООО "Тек-Ком Производство" по производству подшипников промышленного назначения в сферах применения железнодорожного и автомобильного транспорта, которая обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 16 млрд. руб. в год, создание 50 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал свыше 4 млрд. руб. (срок реализации проекта - 2026 год);


2) предприятия кузнечнопрессового производства, которое обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 4 млрд. руб. в год, создание 150 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал свыше 4 млрд. руб. (срок реализации проекта - 2028 год).


34. Реализация проекта по созданию и развитию промышленно-производственной особой экономической зоны "Эммаус" (23 инвестиционных проекта) обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 30 млрд. руб. в год, создание 500 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал до 20 млрд. руб. (срок реализации проекта - 2029 год).



Подраздел 3 Семь приоритетных кластерных инициатив Верхневолжья


35. Реализация проекта "Семь приоритетных кластерных инициатив Верхневолжья" предполагает создание на территории Тверской области:


1) кластера специального машиностроения, в состав которого войдут предприятия группы ООО "ОМГ СДМ" (ЗАО "Тверской экскаватор", АО "Эксмаш", ПАО "Брянский арсенал", ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины", ООО "ОМГ Рыбинск"), ООО "Компания "Спецприцеп", ООО "Тверьстроймаш", ГБПОУ "Тверской политехнический колледж". Реализация проекта обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 30 млрд. руб. в год, создание 1000 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал до 15 млрд. руб.;


2) кластера транспортного машиностроения, в состав которого войдут предприятия группы АО "Трансмашхолдинг" и ООО "Ключевые системы и компоненты", а также ГБПОУ "Тверской машиностроительный колледж". Реализация проекта обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 150 млрд. руб. в год, привлечение инвестиций в основной капитал до 15 млрд. руб.;


3) кластера легкой промышленности, в состав которого войдут ООО "Тверская швейная фабрика", ООО "Комбинат "Парижская коммуна", ООО "Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат", ЗАО "Торжокская обувная фабрика", ООО "Красная звезда", ООО "Аванти", ГБПОУ "Тверской промышленно-экономический колледж". Реализация проекта обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 10 млрд. руб. в год, создание 300 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал до 3 млрд. руб.;


4) кластера полиграфической промышленности, в состав которого войдут ООО "ИПК "Парето-Принт", ООО "Тверской полиграфический комбинат", ОАО "Тверской полиграфический комбинат детской литературы", ООО "Тверской печатный двор", ООО "Тверская фабрика печати", ООО "Альба Плюс", ООО "Люксупак", ГБПОУ "Тверской полиграфический колледж". Реализация проекта обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 5 млрд. руб. в год, создание 100 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал до 5 млрд. руб.;


5) кластера лесоперерабатывающей промышленности, в состав которого войдут ООО "СТОД", ООО "Новая транспортная компания", АО "Нелидовский деревоперерабатывающий комбинат", АО "Вышневолоцкий леспромхоз", ООО "Дискавери-Пено", ГБПОУ "Нелидовский колледж". Реализация проекта обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 10 млрд. руб. в год, создание 100 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал до 1 млрд. руб.;


6) кластера пищевой и перерабатывающей промышленности, в состав которого войдут ООО "Коралл", ООО "Агрофирма "Дмитрова гора", ООО "Румелко Агро", ГБПОУ "Бежецкий промышленно-экономический колледж", ГБПОУ "Тверской торгово-экономический колледж", ГБПОУ "Ржевский колледж". Реализация проекта обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 10 млрд. руб. в год, создание 100 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал до 10 млрд. руб.;


7) кластера композитных материалов по производству синтетических волокон для оборонно-промышленного комплекса и иных композитных материалов гражданского назначения, в состав которого войдут АО "ВНИИСВ", ЗАО "Синтекс", ООО "ГЕКСА - нетканые материалы", АО "Кимрская фабрика им. Горького", ГБПОУ "Тверской химико-технологический колледж", ГБПОУ "Торопецкий колледж". Реализация проекта обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 15 млрд. руб. в год, создание 500 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал до 5 млрд. руб.



Подраздел 4 Специальные проекты


36. Реализация специальных проектов по сохранению и увеличению производства предприятий оборонно-промышленного комплекса (АО "55 Арсенал", АО "Спецтехника", АО "514 авиаремонтный завод", АО "ВНИИСВ") обеспечит к 2030 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства до 10 млрд. руб. в год, создание 50 новых рабочих мест, сохранение 2500 действующих рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал до 1 млрд. руб.


37. Реализация специальных проектов по превращению "исторических" промышленных площадок региона, находящихся в сложной экономической и производственной ситуации, в потенциальные точки роста: использование данных площадок как для развития новых производств, так и возобновления производственной деятельности (примеры "БОЭЗ" (г. Бежецк), "Криогенмаш" (г. Вышний Волочек), "Нелидовский завод гидропрессов" (г. Нелидово), "Ржевский краностроительный завод" (г. Ржев), "Строммашина" (г. Бологое) и т.д.).



Подраздел 5 Новое образование для промышленности


38. Проект "Новое образование для промышленности" представляет собой создание сети принципиально новых промышленных образовательных центров в "кустовых" муниципальных образованиях Тверской области:


1) северо-восток региона - Бежецк - на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Бежецкий промышленно-экономический колледж";


2) восток региона - Кимры - на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Савеловский колледж";


3) юго-запад - Ржев - на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Ржевский колледж им. Петровского";


4) центр - Торжок - на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Торжокский государственный промышленно-экономический колледж";


5) Тверская агломерация - Тверь - на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Тверской машиностроительный колледж.


39. Новые промышленные образовательные центры будут соответствовать следующим ключевым характеристикам:


1) качественное и практико-ориентированное профессиональное образование;


2) обязательное прохождение производственной практики на наиболее современных предприятиях региона;


3) наблюдательные советы из руководителей предприятий-партнеров, участие в образовательном процессе работников предприятий;


4) обучение наиболее востребованным профессиям, а также подготовка и лицензирование по "профессиям будущего";


5) активное формирование групп целевого набора с гарантией трудоустройства на предприятиях отрасли, в том числе для кадрового обеспечения прорывных проектов;


6) благоприятная социальная среда, современные студенческие городки;


7) современные общежития, в том числе как фактор привлечения кадров из соседних регионов;


8) координация работы с общеобразовательными учреждениями и вузами (модель школа - техникум - институт).



Подраздел 6 Развитие внутрирегиональной кооперации


40. Проект по развитию внутрирегиональной кооперации представляет собой создание системы анализа и обработки возможностей промышленных предприятий под потребности государственных закупок, а также закупок сырья, материалов и комплектующих внутри региона.


Реализация проекта предполагается на базе Центра внутрирегиональной кооперации Фонда развития промышленности Тверской области.


В рамках программы внутрирегиональной кооперации планируется постепенный перевод закупок наиболее массовых или капиталоемких товаров именно у предприятий Тверской области, формирование отраслями перспективных планов закупок и обеспечение развития производственных мощностей региональных компаний под нужды государственных закупок региона. При этом осуществление закупок будет осуществляться Министерством промышленности и торговли Тверской области.



Подраздел 7 Стимулирование освоения новых видов продукции предприятий в рамках программы "Доращивание"


41. Программа "Доращивание" направлена на поддержку проектов, связанных с разработкой (доработкой), созданием (расширением) производства и внедрением новой продукции под задачи крупных тверских компаний.


Реализация программы "Доращивание" предполагает:


1) расширение производственных компетенций предприятий из Тверской области за счет освоения новых профильных продуктов для поставок внутри региона;


2) поддержка новых проектов предприятий грантами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и осуществление подготовки производства новых изделий.



Подраздел 8 Применение практики заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами при проведении государственных закупок


42. Применение практики заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами при проведении государственных закупок предлагается осуществлять в следующих сферах:


1) домостроение - централизованная закупка у производителей из Тверской области комплектов домов для строительства жилья для привлекаемых из других регионов специалистов в сферах здравоохранения, образования и иных сферах;


2) строительные материалы - закупка строительных материалов у производителей Тверской области при реализации масштабных проектов;


3) автокомпоненты - централизованные закупки смазочных материалов и запасных частей, произведенных в Тверской области, для обслуживания транспорта ООО "Верхневолжское АТП", ООО "Тверьспецавтохозяйство" ГКУ "Автобаза Тверской области" и других компаний, эксплуатирующих парк автомобильной пассажирской и специальной техники;


4) специальная техника - закупка специальной и коммунальной техники у производителей из Тверской области;


5) фармацевтика и медицинские изделия - закупка лекарственных и медицинских средств учреждениями здравоохранения у производителей из Тверской области.



Раздел VI Механизм реализации Стратегии


43. Реализация Стратегии потребует перестройки системы управления промышленным комплексом Тверской области:


1) выделение координационного органа, обеспечивающего постановку/контроль реализации стратегических целей и межотраслевое взаимодействие;


2) формирование проектного офиса и системы оперативного взаимодействия в рамках реализации прорывных межотраслевых инициатив;


3) обеспечение эффективного и скоординированного функционирования всей системы органов власти и подведомственных учреждений.


44. Создание Совета по развитию промышленности Тверской области при Губернаторе Тверской области в целях рассмотрения стратегических вопросов развития промышленности Тверской области.


45. Создание оперативного штаба при Министерстве промышленности и торговли Тверской области в целях координации исполнения Стратегии и решений Совета по развитию промышленности Тверской области при Губернаторе Тверской области.


46. Изменение структуры и предельной штатной численности Министерства промышленности и торговли Тверской области, Фонда развития промышленности Тверской области, подведомственных учреждений в целях создания проектного офиса по реализации исполнения мероприятий Стратегии.


47. Приведение государственной программы Тверской области "Развитие промышленного производства и торговли в Тверской области" в соответствии с мероприятиями Стратегии в рамках следующих подпрограмм:


1) подпрограмма 1 "Обеспечение устойчивого роста действующих промышленных предприятий";


2) подпрограмма 2 "Развитие зон опережающего развития";


3) подпрограмма 3 "Семь приоритетных кластерных инициатив Верхневолжья";


4) подпрограмма 4 "Создание кадрового потенциала и обеспечивающей инфраструктуры для развития промышленности".


48. Синхронизация государственных программ Тверской области по развитию экономики, сельского хозяйства, лесного комплекса, образования, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта со Стратегией и государственной программой "Развитие промышленного производства и торговли в Тверской области".



Раздел VII Финансовое обеспечение


49. Общий объем средств, планируемый к привлечению на реализацию Стратегии рассчитан с применением следующего мультипликатора: на 1 руб. бюджетных средств - 5 руб. внебюджетных инвестиций. Исходя из этого, достижение уровня 150 млрд. руб. инвестиций в развитие промышленного комплекса Тверской области до 2030 года потребует не менее 30 млрд. руб. бюджетных средств, то есть не менее 4,2 млрд. руб. ежегодно.


50. Источники финансирования: федеральный бюджет, федеральные институты развития, областной бюджет Тверской области и местные бюджеты, собственные и заемные средства промышленных предприятий Тверской области.



Раздел VIII План мероприятий по реализации Стратегии


51. План мероприятий по реализации Стратегии приведен в приложении 2 к Стратегии.



Приложение 1
к Стратегии развития промышленности
Тверской области на период до 2030 года



ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ реализации Стратегии развития промышленности Тверской области на период до 2030 года

N п/п

Наименование целевого индикатора

Значения целевых индикаторов

базовый год (2021 год)

2029 год

1

2

3

4

Основные целевые индикаторы реализации Стратегии

1.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства", млрд руб., в том числе:

367,0

1021,9

1.1

Рост действующих промышленных предприятий <*>

<*> при расчетном среднегодовом индексе роста обрабатывающих производств равном 106,7% (средний по ЦФО рост с 2015 по 2021 годы без учета верхнего и нижнего дециля данных)

367,0

657,9 <*>

1.2

Прорывные межотраслевые инициативы

0

364,0

1.2.1

Технопарк радиоэлектронной промышленности "Аквариус"

0

40,0

1.2.2

Международный научно-технический парк "Савеловский"

0

10,0

1.2.3

Технопарк энергоемких технологий "Конаковская ГРЭС"

0

30,0

1.2.4

Индустриальный парк переработки продуктов нефтехимии "Торжок"

0

10,0

1.2.5

Строительство второй очереди промышленного предприятия ООО "Тек-Ком Производство"

0

16,0

1.2.6

Строительство предприятия кузнечнопрессового производства

0

4,0

1.2.7

Промышленно-производственная особая экономическая зона "Эммаус"

0

30,0

1.2.8

Кластер специального машиностроения

0

30,0

1.2.9

Кластер транспортного машиностроения

0

150,0

1.2.10

Кластер легкой промышленности

0

3,0

1.2.11

Кластер полиграфической промышленности

0

5,0

1.2.12

Кластер лесоперерабатывающей промышленности

0

1,0

1.2.13

Кластер пищевой и перерабатывающей промышленности

0

10,0

1.2.14

Кластер композитных материалов

0

15,0

1.2.15

Специальные проекты

0

10,0

Дополнительные целевые индикаторы реализации Стратегии

2.

Количество созданных рабочих мест по итогам реализации прорывных межотраслевых инициатив, тыс. чел., в том числе

6,35

2.1

Технопарк радиоэлектронной промышленности "Аквариус"

-

1,2

2.2

Международный научно-технический парк "Савеловский"

-

1,5

2.3

Технопарк энергоемких технологий "Конаковская ГРЭС"

-

0,5

2.4

Индустриальный парк переработки продуктов нефтехимии "Торжок"

-

0,3

2.5

Строительство второй очереди промышленного предприятия ООО "Тек-Ком Производство"

-

0,05

2.6

Строительство предприятия кузнечнопрессового производства

-

0,15

2.7

Промышленно-производственная особая экономическая зона "Эммаус"

-

0,5

2.8

Кластер специального машиностроения

-

1,0

2.9

Кластер транспортного машиностроения

-

-

2.10

Кластер легкой промышленности

-

0,3

2.11

Кластер полиграфической промышленности

-

0,1

2.12

Кластер лесоперерабатывающей промышленности

-

0,1

2.13

Кластер пищевой и перерабатывающей промышленности

-

0,1

2.14

Кластер композитных материалов

-

0,5

2.15

Специальные проекты

-

0,05

3.

Объем инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по итогам реализации прорывных межотраслевых инициатив, млрд. руб., в том числе

13,6

123,0

3.1

Технопарк радиоэлектронной промышленности "Аквариус"

-

15,0

3.2

Международный научно-технический парк "Савеловский"

-

5,0

3.3

Технопарк энергоемких технологий "Конаковская ГРЭС"

-

15,0

3.4

Индустриальный парк переработки продуктов нефтехимии "Торжок"

-

5,0

3.5

Строительство второй очереди промышленного предприятия ООО "Тек-Ком Производство"

-

4,0

3.6

Строительство предприятия кузнечнопрессового производства

-

4,0

3.7

Промышленно-производственная особая экономическая зона "Эммаус"

-

20,0

3.8

Кластер специального машиностроения

-

15,0

3.9

Кластер транспортного машиностроения

-

15,0

3.10

Кластер легкой промышленности

-

3,0

3.11

Кластер полиграфической промышленности

-

5,0

3.12

Кластер лесоперерабатывающей промышленности

-

1,0

3.13

Кластер пищевой и перерабатывающей промышленности

-

10,0

3.14

Кластер композитных материалов

-

5,0

3.15

Специальные проекты

-

1,0



Приложение 2
к Стратегии развития промышленности
Тверской области на период до 2030 года



ПЛАН мероприятий по реализации Стратегии развития промышленности Тверской области на период до 2030 года

N п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации мероприятия

Результат мероприятия

Ответственный исполнитель

Источники финансирования

1

2

3

4

5

I. Общие мероприятия

1.1

Утверждение государственной программы Тверской области "Развитие промышленности и торговли Тверской области" на 2023 - 2028 годы

2-й квартал 2023 года

Синхронизация задач Стратегии развития промышленности Тверской области (далее - Стратегия) с государственной программой развития промышленности

Министерство промышленности и торговли Тверской области

Необходимость финансирования мероприятия отсутствует

1.2

Создание Совета по развитию промышленности при Губернаторе Тверской области

2-й квартал 2023 года

Создание коллегиальных органов Тверской области, способных обеспечить выполнение задач, предусмотренных Стратегией

Министерство промышленности и торговли Тверской области

Необходимость финансирования мероприятия отсутствует

1.3

Создание оперативного штаба при Министерстве промышленности и торговли Тверской области

2-й квартал 2023 года

Создание коллегиальных органов Тверской области, способных обеспечить выполнение задач, предусмотренных Стратегией

Министерство промышленности и торговли Тверской области

Необходимость финансирования мероприятия отсутствует

1.4

Внесение изменений в структуру Министерства промышленности и торговли Тверской области

2-й квартал 2023 года

Утверждение организационно-штатной структуры Министерства промышленности и торговли Тверской области, способной обеспечить выполнение задач, предусмотренных Стратегией

Министерство промышленности и торговли Тверской области

Областной бюджет Тверской области

1.5

Приведение отраслевых государственных программ Тверской области в соответствие со Стратегией

4-ый квартал 2023 года

Синхронизация задач развития промышленности Тверской области между отраслевыми государственными программами Тверской области

Исполнительные органы Тверской области

Необходимость финансирования мероприятия отсутствует

II. Проектная работа

2.1

Составление плана-графика реализации проектов: 6 зон опережающего развития, 7 приоритетных кластерных инициатив, 5 промышленных образовательных центров

4-ый квартал 2023 года

Утверждение плана-графика реализации проектов

Министерство промышленности и торговли Тверской области, исполнительные органы Тверской области

Необходимость финансирования мероприятия отсутствует

2.2

Описание проекта, подготовка финансово-экономической модели, формирование проектной команды

4-ый квартал 2023 года

Подготовка к проектной работе

Министерство промышленности и торговли Тверской области, исполнительные органы Тверской области

Необходимость финансирования мероприятия отсутствует

2.3

Защита проекта на Совете по развитию промышленности Тверской области при Губернаторе Тверской области

4-ый квартал 2023 года

Санкционирование реализации проектов

Министерство промышленности и торговли Тверской области, исполнительные органы Тверской области

Необходимость финансирования мероприятия отсутствует

2.4

Реализация проектов

В соответствии с планом-графиком

В регионе обеспечена устойчивая работа промышленных предприятий на основе технологического суверенитета и импортозамещения

Министерство промышленности и торговли Тверской области, исполнительные органы Тверской области

III. Развитие внутрирегиональной кооперации

3.1

Обеспечение деятельности Центра внутрирегиональной кооперации на базе Фонда развития промышленности Тверской области

Ежегодно

Расширение состава участников внутрирегиональной кооперации

Министерство промышленности и торговли Тверской области, Фонд развития промышленности Тверской области

Областной бюджет Тверской области

3.2

Разработка и внедрение программ стимулирования закупки сырья, материалов и комплектующих внутри региона

2024 год,

далее - ежегодно

Финансовая поддержка участников внутрирегиональной кооперации

Министерство промышленности и торговли Тверской области, Фонд развития промышленности Тверской области

Областной бюджет Тверской области

IV. Стимулирование освоения промышленными предприятиями новых видов продукции в рамках программы "Доращивание"

4.1

Разработка и утверждение стандарта предоставления Фондом развития промышленности Тверской области льготных целевых займов по программе "Доращивание"

2023 год

Создание нового инструмента государственной поддержки освоения промышленными предприятиями Тверской области новых видов востребованной продукции

Министерство промышленности и торговли Тверской области, Фонд развития промышленности Тверской области

Необходимость финансирования мероприятия отсутствует

4.2

Докапитализация Фонда развития промышленности Тверской области в целях предоставления льготных целевых займов по программе "Доращивание"

2024 год,

далее - ежегодно

Финансовая поддержка промышленных предприятий Тверской области, осваивающих производство новых видов востребованной продукции

Министерство промышленности и торговли Тверской области

Областной бюджет Тверской области

4.3

Оказание содействия предприятиям Тверской области в получении грантовой поддержки автономной некоммерческой организации "Центр поддержки инжиниринга и инноваций" по программе "Доращивание"

Ежегодно

Финансовая поддержка промышленных предприятий Тверской области, осваивающих производство новых видов востребованной продукции

Министерство промышленности и торговли Тверской области

Бюджет федерального института развития

V. Применение практики заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами при проведении государственных закупок

5.1

Разработка проекта контракта со встречными инвестиционными обязательствами

По мере необходимости

Распоряжение Правительства Тверской области о заключении контракта со встречными инвестиционными обязательствами на поставку продукции

Министерство промышленности и торговли Тверской области, исполнительные органы Тверской области

Необходимость финансирования мероприятия отсутствует

5.2

Заключение контракта со встречными инвестиционными обязательствами с инвестором-поставщиком

В случае утверждения соответствующего распоряжения Правительства Тверской области

Привлечение инвестора-поставщика, обеспечение заказчика продукцией, а инвестора-поставщика - гарантированным объемом заказов на долгосрочный период (до 10 лет)

Комитет государственного заказа Тверской области

Областной бюджет Тверской области


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ