Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2023 года N 1005-пп


Об утверждении государственной программы Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области

(с изменениями на 24 сентября 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 12.01.2024 N 9-пп, от 29.02.2024 N 144-пп, от 25.04.2024 N 317-пп, от 17.06.2024 N 467-пп, от 24.07.2024 N 562-пп, от 15.08.2024 N 636-пп, от 24.09.2024 N 739-пп)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 31 августа 2023 года N 767-пп, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" (прилагается).


2. Признать утратившими силу:


1) постановление Правительства Иркутской области от 12 ноября 2018 года N 828-пп "Об утверждении государственной программы Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


2) постановление Правительства Иркутской области от 22 января 2019 года N 23-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


3) постановление Правительства Иркутской области от 5 февраля 2019 года N 72-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области";


4) постановление Правительства Иркутской области от 5 февраля 2019 года N 73-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


5) постановление Правительства Иркутской области от 8 мая 2019 года N 377-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


6) постановление Правительства Иркутской области от 21 мая 2019 года N 417-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


7) постановление Правительства Иркутской области от 25 июня 2019 года N 504-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


8) постановление Правительства Иркутской области от 12 августа 2019 года N 613-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


9) постановление Правительства Иркутской области от 29 августа 2019 года N 686-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


10) постановление Правительства Иркутской области от 6 сентября 2019 года N 740-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


11) постановление Правительства Иркутской области от 13 сентября 2019 года N 753-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


12) постановление Правительства Иркутской области от 11 октября 2019 года N 846-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


13) постановление Правительства Иркутской области от 21 октября 2019 года N 859-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


14) постановление Правительства Иркутской области от 6 ноября 2019 года N 920-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


15) постановление Правительства Иркутской области от 17 декабря 2019 года N 1081-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


16) постановление Правительства Иркутской области от 17 декабря 2019 года N 1083-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы и признании утратившим силу постановления Правительства Иркутской области от 6 ноября 2019 года N 920-пп";


17) постановление Правительства Иркутской области от 19 февраля 2020 года N 94-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


18) постановление Правительства Иркутской области от 28 февраля 2020 года N 120-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


19) постановление Правительства Иркутской области от 26 июня 2020 года N 518-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


20) постановление Правительства Иркутской области от 26 июня 2020 года N 519-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


21) постановление Правительства Иркутской области от 17 сентября 2020 года N 764-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


22) постановление Правительства Иркутской области от 5 ноября 2020 года N 903-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


23) постановление Правительства Иркутской области от 6 ноября 2020 года N 905-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


24) постановление Правительства Иркутской области от 28 декабря 2020 года N 1188-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


25) постановление Правительства Иркутской области от 1 марта 2021 года N 127-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


26) постановление Правительства Иркутской области от 13 мая 2021 года N 327-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


27) постановление Правительства Иркутской области от 27 июля 2021 года N 514-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


28) постановление Правительства Иркутской области от 27 августа 2021 года N 602-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


29) постановление Правительства Иркутской области от 7 октября 2021 года N 728-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


30) постановление Правительства Иркутской области от 28 октября 2021 года N 793-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


31) постановление Правительства Иркутской области от 9 декабря 2021 года N 948-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


32) постановление Правительства Иркутской области от 10 декабря 2021 года N 950-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


33) постановление Правительства Иркутской области от 10 декабря 2021 года N 951-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


34) постановление Правительства Иркутской области от 30 декабря 2021 года N 1090-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


35) постановление Правительства Иркутской области от 25 февраля 2022 года N 122-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


36) постановление Правительства Иркутской области от 18 марта 2022 года N 198-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


37) постановление Правительства Иркутской области от 25 апреля 2022 года N 322-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


38) постановление Правительства Иркутской области от 20 июня 2022 года N 470-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2024 годы";


39) постановление Правительства Иркутской области от 14 июля 2022 года N 544-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 12 ноября 2018 года N 828-пп";


40) постановление Правительства Иркутской области от 28 июля 2022 года N 595-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2025 годы";


41) постановление Правительства Иркутской области от 2 августа 2022 года N 602-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2025 годы";


42) постановление Правительства Иркутской области от 28 октября 2022 года N 835-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2025 годы";


43) постановление Правительства Иркутской области от 11 ноября 2022 года N 873-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2025 годы";


44) постановление Правительства Иркутской области от 29 декабря 2022 года N 1095-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2025 годы";


45) постановление Правительства Иркутской области от 28 февраля 2023 года N 143-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2025 годы";


46) постановление Правительства Иркутской области от 20 апреля 2023 года N 340-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2025 годы";


47) постановление Правительства Иркутской области от 25 апреля 2023 года N 356-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2025 годы";


48) постановление Правительства Иркутской области от 26 июня 2023 года N 541-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2025 годы";


49) постановление Правительства Иркутской области от 5 июля 2023 года N 564-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 12 ноября 2018 года N 828-пп";


50) постановление Правительства Иркутской области от 21 июля 2023 года N 611-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2026 годы";


51) постановление Правительства Иркутской области от 24 июля 2023 года N 626-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2026 годы";


52) постановление Правительства Иркутской области от 22 августа 2023 года N 732-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2026 годы";


53) постановление Правительства Иркутской области от 8 сентября 2023 года N 787-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2019 - 2026 годы".


3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Председатель Правительства
Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ



Утверждена
постановлением Правительства
Иркутской области
от 13 ноября 2023 г. N 1005-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 12.01.2024 N 9-пп, от 29.02.2024 N 144-пп, от 25.04.2024 N 317-пп, от 17.06.2024 N 467-пп, от 24.07.2024 N 562-пп, от 15.08.2024 N 636-пп, от 24.09.2024 N 739-пп)




Раздел I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ



Глава 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"


Основными стратегическими документами в сфере реализации государственной программы Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - государственная программа) являются:


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 24.07.2024 N 562-пп)


государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316;


государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328;


государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 377;


Закон Иркутской области от 10 января 2022 года N 15-ОЗ "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года" (далее - Стратегия).


Реализация мероприятий (результатов) структурных элементов государственной программы влияет на достижение целевых показателей и задач, характеризующих достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года (далее - национальные цели развития Российской Федерации) "Устойчивая и динамичная экономика" и "Технологическое лидерство".


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 24.07.2024 N 562-пп)


Абзацы девятый - двенадцатый утратили силу. - Постановление Правительства Иркутской области от 24.07.2024 N 562-пп.


Вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации обеспечивается в том числе путем достижения показателей государственной программы:


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 24.07.2024 N 562-пп)


темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета;


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 24.07.2024 N 562-пп)


численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых;


абзацы шестнадцатый - семнадцатый утратили силу. - Постановление Правительства Иркутской области от 24.07.2024 N 562-пп.


Государственная программа является инструментом достижения следующих тактических целей приоритета "Экономический рост и эффективное управление" Стратегии:


повышение инвестиционной привлекательности Иркутской области (далее - область);


развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития, улучшения отраслевой структуры экономики, увеличения занятости населения и снижения безработицы;


развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей области;


обеспечение государственной поддержки инновационной деятельности и управление научной и научно-технической деятельностью.


В соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития области определены цели государственной программы:


повышение инвестиционной привлекательности региона, характеризующейся ростом физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к 2020 году в объеме 170,0% к 2030 году;


увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 383,6 тыс. чел. к 2030 году путем создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса;


развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей путем формирования положительного имиджа региона и создания условий в том числе для устойчивого роста к 2030 году экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года;


развитие промышленных предприятий путем укрепления действующих институтов поддержки и развития промышленности с целью поддержания индекса промышленного производства на уровне не ниже 101,5% ежегодно до 2030 года.



Глава 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Область относится к экономически развитым регионам Сибирского федерального округа Российской Федерации (далее - СФО) и страны в целом, подтверждением тому являются лидирующие позиции среди регионов СФО по важнейшим макроэкономическим показателям: валовому региональному продукту, прибыльности предприятий, налоговой отдаче, инвестициям в основной капитал.


По предварительной оценке, объем валового регионального продукта (далее - ВРП) - одного из важнейших интегральных показателей, характеризующих уровень развития области, в 2022 году составил 2 125,2 млрд. рублей (индекс физического объема - 101,0%). В 2021 году аналогичные показатели достигли уровня 1 924,4 млрд. рублей (индекс физического объема - 104,6%). Наибольшую долю в структуре ВРП области традиционно занимают следующие виды экономической деятельности: "добыча полезных ископаемых" (32,9%), "обрабатывающие производства" (10,5%), "транспортировка и хранение" (8,6%).


Область является одним из богатейших регионов России по природно-ресурсному потенциалу - здесь сосредоточены крупнейшие запасы топливно-энергетических, водных, лесных и минерально-сырьевых ресурсов, чем обеспечено преобладание в структуре региональной экономики крупных промышленных предприятий.


Выгодно и географическое расположение области. Область находится почти в центре материка, на пересечении основных транспортных магистралей, соединяющих Европу с дальневосточной частью России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.


Благоприятные условия для подъема экономики области создает в том числе развитая энергосистема области, включающая в себя 15 действующих тепловых электростанций (ТЭЦ) и четыре гидроэлектростанции (ГЭС).


Кроме того, на территории области реализуется комплекс мер, направленных на привлечение инвестиций в экономику области. Созданы особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала" и четыре территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - "Усолье-Сибирское", "Саянск", "Черемхово" и "Тулун".


Научную и инновационную инфраструктуру области составляют 16 институтов Сибирского отделения Российской академии наук (РАН) и более чем 20 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов, создавая возможности для раскрытия интеллектуального потенциала научных работников и предпосылки к расширению и укреплению высокотехнологичных и наукоемких отраслей.


Таким образом, область обладает высоким промышленным, природно-ресурсным и интеллектуальным потенциалом, что создает ряд конкурентных преимуществ для развития экономики области:


относительно низкая стоимость энергоресурсов;


крупные запасы доступных полезных ископаемых. Область является одним из самых богатых минеральными ресурсами регионов России. В балансе полезных ископаемых на территории области учтен 71 вид минерального сырья;


высокий промышленный потенциал. Наличие большого комплекса производственных мощностей на территории области в секторах машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, горнодобывающей промышленности, агропромышленного комплекса и других секторов экономики;


уникальные рекреационные, лесные и водные ресурсы;


транспортно-логистический потенциал (БАМ, Транссиб, автомобильные трассы федерального значения, международные аэропорты в Иркутске и Братске);


развитый научно-образовательный комплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала.


В области уделяется особое внимание формированию взаимовыгодных и прочных межрегиональных и международных отношений, укрепление таких связей ориентировано на качественный рост экономики и повышение уровня благополучия населения области. В настоящее время в области реализуются более 30 действующих соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на межрегиональном уровне и шесть соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. С 1992 года область входит в состав Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Сибирское Соглашение", а в 2010 году область присоединилась к Ассоциации инновационных регионов России.



Инвестиционный потенциал области


В области ежегодно растет объем инвестиций в основной капитал, который по оценке 2023 года составит 922,2 млрд. рублей (104,6% по отношению к 2022 году), за 2022 год составил 834,0 млрд. рублей (138% по отношению к 2021 году). По данному показателю область занимает 7 место по России и 1 место среди регионов СФО. В 2021 году данный показатель составлял 516,3 млрд. рублей, в 2020 - 380,0 млрд. рублей.


В области реализуется свыше 180 инвестиционных проектов с объемом инвестиций порядка 3 трлн. рублей. Реализация этих проектов в перспективе позволит создать 40 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест и увеличить налоги в бюджеты всех уровней на 2 трлн. рублей.


Среди реализуемых масштабных проектов следует выделить строительство газохимического комплекса в городе Усть-Куте, алюминиевого завода в Тайшетском районе, создание картонного производства в городе Усть-Илимске, реализацию проекта по освоению крупнейшего в России месторождения золота "Сухой Лог" и газохимического комплекса на базе Ковыктинского месторождения.


Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и позиционирование положительного имиджа области оказывает прямое влияние на повышение инвестиционной привлекательности области.


В области созданы дополнительные инструменты для реализации инвестиционной политики: сформирована нормативная правовая база для реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства и заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, осуществляется внедрение элементов Регионального инвестиционного стандарта, создана обширная сеть институтов развития инвестиционной деятельности.


К проблемам, влияющим на формирование инвестиционной политики можно отнести: санкции недружественных стран в отношении Российской Федерации, колебания мировой рыночной конъюнктуры, курсов валют, ставок по банковским кредитам, цен на энергоносители, неуверенность в успешности преодоления последствий глобального финансового кризиса, затянувшуюся реструктуризацию старых промышленных предприятий, низкую степень доступности рынков сырья, передовых технологий, уровень цен на них, неопределенность в процессе организации сбыта продукции, преодоление последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), высокую степень непредсказуемости в сфере вложения инвестиций, неразвитость инфраструктуры и др.


Среди основных приоритетных направлений развития инвестиционной деятельности следует выделить: развитие системы государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности; создание благоприятной административной среды; совершенствование и активизацию взаимодействия с институтами развития инвестиционной деятельности в целях продвижения инвестиционных проектов области; развитие элементов инвестиционной инфраструктуры; развитие системы государственно-частного партнерства и защиты и поощрения капиталовложений; формирование благоприятного инвестиционного имиджа области, в том числе за счет улучшения позиции области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.



Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в области


Предпринимательская деятельность является основным элементом современной рыночной экономики и способствует образованию регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма, поддержанию здоровой конкурентной среды, обеспечению предпосылок для быстрого и устойчивого экономического роста. Предпринимательство в значительной степени решает проблему безработицы, а также способствует появлению среднего класса и класса мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики.


По числу субъектов малого и среднего предпринимательства область занимает 16-е место среди регионов Российской Федерации и 3-е место среди регионов в СФО. В 2022 году на территории области было зарегистрировано 85 300 субъектов МСП, 31 542 юридических лица и 53 758 индивидуальных предпринимателей, по сравнению с 2021 годом отмечается незначительное сокращение на 1,05%.


Почти четверть работающего населения и общего объема оборота продукции и услуг, производимых и реализуемых предприятиями Приангарья, приходится на сектор малого и среднего бизнеса.


Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, в 2022 году составила 341,4 тыс. человек, по сравнению с 2021 годом увеличение на 15,3% (на уровне Российской Федерации и СФО).


Оборот предприятий малого и среднего бизнеса в 2022 году составил 829,0 млрд. рублей, по сравнению с 2021 годом наблюдается снижение на 5,4%, объем выручки индивидуальных предпринимателей за 2022 год достиг 350,7 млн. рублей, по сравнению с 2021 годом увеличен на 16,7%.


На сегодняшний день для малых и средних предприятий доступны финансовые и нефинансовые меры, реализуемые в том числе региональными организациями, образующими инфраструктуру поддержки предпринимательства:


Фонд поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр "Мой бизнес" (далее - центр), который обеспечивает комплексную поддержку бизнеса в виде профессиональных услуг для бизнеса, помощи в разработке бизнес-планов, поиске инвесторов и финансировании, обеспечивает доступ субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам посредством предоставления поручительства по обязательствам, основанным на кредитных договорах, договорах займа, лизинга или банковской гарантии. Центр объединяет на одной площадке основные институты развития и оказывает по принципу "одного окна" комплекс необходимых услуг для начала и ведения предпринимательской деятельности.


Микрокредитная компания "Фонд микрокредитования Иркутской области" предоставляет микрозаймы с пониженными процентными ставками для разных категорий предпринимателей.


Основные негативные факторы, влияющие на развитие малого и среднего предпринимательства в области, - это недостаток собственных финансовых ресурсов для развития предпринимательской деятельности, дефицит квалифицированных кадров и недостаточный уровень их профессиональной подготовки, отток трудоспособного населения из области, снижение доходов населения, сдерживающее покупательскую способность (платежеспособный спрос) и, как следствие, отражающееся на предпринимательской активности, кризисные явления в экономике, изменения на внутренних и внешних рынках, которые приводят к опасениям населения в отношении ведения индивидуального предпринимательства и к риску сокращения действующих хозяйствующих субъектов, низкая конкурентоспособность субъектов предпринимательства в приоритетных отраслях экономики.


Основные направления развития в сфере малого и среднего предпринимательства:


увеличение вклада бизнеса в валовой внутренний продукт области с учетом развития экспорта малого и среднего предпринимательства;


наращивание численности занятых в сфере предпринимательства;


стимулирование развития малого и среднего предпринимательства приоритетных отраслей экономики: обрабатывающей промышленности, ИТ, туризма, технологических компаний.



Развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей


Область расположена на пересечении транспортных и торговых путей из Европы и Азии. Область выступает в качестве одной из ключевых для России территорий с точки зрения сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: Китайской Народной Республикой, Республикой Корея, Японией и Монголией.


Внешнеторговый оборот области в 2021 году составил 10,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2020 годом на 44,6%. Доля экспорта в общей структуре составляет 79,8%, импорта - 20,2%.


Торговля со странами дальнего зарубежья обеспечивает 93,1% стоимостного объема товарооборота, со странами СНГ - 6,9% (в 2020 году - 91,5% и 8,5% соответственно).


Экспорт продукции области в 2021 году составил 146,5% к уровню 2020 года.


Основу экспорта области формируют топливно-энергетические товары - 43,8%, металлы и изделия из них - 26,7%, продукция из древесины - 26,5%, продукция химической промышленности - 1,5%, машины и оборудование - 0,7%, продовольственные товары и сырье - 0,4%, товары народного потребления - 0,3%.


Наибольший рост объема экспортных поставок в 2022 году произошел по группе топливно-энергетических товаров, в основном за счет увеличения поставок нефти сырой, угля каменного, в том числе битуминозного, а также нефтепродуктов. Кроме того, увеличение произошло по группе товаров химической промышленности. Увеличились поставки полимера этилена, удобрений минеральных, неорганической химии, поливинилхлорида.


Ведущими партнерами области в экспортной торговле остаются государства Азиатско-Тихоокеанского региона (Китайская Народная Республика, Республика Корея, Япония, Монголия, Индия). Существенная доля экспортных операций с указанными странами приходится на Китай - более половины объема экспортируемой областью продукции в зарубежные страны.


Импортные поставки в область в 2019 - 2021 годах осуществлялись из стран дальнего зарубежья и СНГ. За последние 3 года объем импортных поставок из стран дальнего зарубежья увеличился с 68,7% до 75,5%, а из стран СНГ сократился с 31,3% до 24,5%.


Импорт зарубежных товаров в область в 2021 году составляет 137,4% к уровню 2020 года.


Товарная номенклатура импорта представлена такими товарными группами, как продукты химической промышленности - 58,0%, машины и оборудование - 29,9%, металлы и изделия из них - 3,5%, нефтехимические продукты - 3,2%, продукты питания - 2,5%, товары народного потребления - 0,7%.


Наибольшее сокращение в 2022 году произошло в импорте товаров машиностроительного комплекса, а также металлов и изделий из них. Кроме того, сократились поставки цианидов, оксидов натрия, а также кокса, битума нефтяного. Основной рост поставок в 2022 году произошел по прочим товарам, нефтехимическим товарам, сырью для алюминиевой продукции, а также фармацевтики. Кроме того, увеличились импортные поставки продуктов питания, а также одежды, обуви.


В условиях нестабильности, вызванной как "ковидными" и "постковидными" ограничениями, так и беспрецедентным санкционным давлением на экономические процессы в Российской Федерации, во многом в части торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, Правительство Иркутской области использует превентивные и институциональные меры поддержки, в том числе направленные на стабилизацию и развитие сектора несырьевого неэнергетического экспорта (далее - ННЭ). Среди предпринимаемых мер:


внедрение инструментов Регионального экспортного стандарта 2.0 (далее - Стандарт), которые направлены на развитие экспорта, в том числе ННЭ, в субъектах Российской Федерации (по итогам 2021 и 2022 годов в регионе внедрены все инструменты Стандарта);


разработка программы развития экспорта региона до 2030 года;


создание рабочей группы "Экспортный десант" как инициативного инструмента по вовлечению новых компаний области в экспортную деятельность, оказанию предприятиям региона консультационно-методической поддержки по вопросам развития производственной, экспортной и инвестиционной деятельности;


создание Экспортного совета при Губернаторе Иркутской области, а также рабочей группы по отраслевым направлениям с внедрением практики проведения выездных заседаний на базе областных предприятий;


разработка министерством сельского хозяйства Иркутской области совместно с Союзом "Торгово-промышленная палата Восточной Сибири (Иркутская область)" международного бренда (товарного знака) "BaikalNatural", запатентованного в Российской Федерации, Монголии, КНР;


реализация совместно с Минпромторгом России проекта "Экспортный акселератор" и работа по продвижению средних экспортно ориентированных субъектов предпринимательской деятельности на зарубежные рынки.



Развитие промышленности и инновационной сферы


Область как крупный промышленный центр является "драйвером" развития Дальнего Востока и Байкальского региона, выполняя транзитную и связующую функции для западных и восточных частей страны. В области наблюдается промышленный рост - по итогам 2022 года индекс промышленного производства (в процентах к предыдущему году) составил 102,5%, 2021 года - 102,8%, 2020 года - 102,2%.


Сегодня область лидирует в лесопромышленном комплексе России, гидроэнергетике, производстве алюминия, полимеров, нефтепродуктов, добыче золота, обладает значительными запасами минеральных, гидроэнергетических и лесных ресурсов. С 2012 года благодаря эффективным мерам федеральной поддержки в области сформировалась новая отрасль промышленности - нефтедобыча, активно развивается фармацевтическая отрасль, ориентированная не только на выпуск готовых лекарств, но и на производство активных фармацевтических субстанций. В перспективе планируется продолжить развитие еще одной отрасли промышленности - газохимии.


На территории области в промышленном производстве осуществляют деятельность более 3,7 тысячи организаций, на которых работает более 170 тыс. человек. По итогам 2022 года объем отгруженной промышленной продукции, выполненных работ, услуг составил 1 861,6 млрд. рублей (112,9% к 2021 году).


Основными сдерживающими факторами развития промышленности области являются: ограниченная пропускная способность Восточного полигона РЖД; диспропорция в обеспечении электроэнергией, отсутствие электроснабжения в удаленных северных районах; изменение рынков сбыта, логистических цепочек, доступности технологий, систем международных расчетов в связи с введенными санкциями; высокая степень износа основных фондов промышленности; низкий уровень загруженности промышленных предприятий; дефицит кадров.


Учитывая значительный промышленный потенциал области, целью региональной промышленной политики является формирование конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.


Задачами промышленной политики являются:


проведение технической модернизации (реконструкции) имеющихся и строительство новых производственных мощностей в перспективных секторах промышленности области с акцентом на производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции и получение максимальной добавленной стоимости;


внедрение ресурсо- и энергоэффективных производств с использованием наилучших доступных технологий;


осуществление системного перехода промышленности в режим инновационного развития на основе передовых технологических укладов;


совершенствование кадровой политики, направленной на закрепление специалистов на территориях, подготовку, повышение квалификации, целевое обучение профессиональных кадров и обеспечение ими предприятий индустриальных отраслей промышленности, внедрение профессиональных стандартов и дуального обучения.


В области сосредоточена развитая научная и инновационная инфраструктура. В сфере науки работают 11 академиков и восемь членов-корреспондентов РАН, около 1 200 докторов и кандидатов наук.


Для развития научной, научно-технической и инновационной деятельности создана необходимая правовая база - с 2004 года действует Закон Иркутской области от 5 мая 2004 года N 21-оз "Об областной государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности". В целях повышения качества взаимодействия с научно-образовательным комплексом, расположенным на территории области, с 2015 года работает Координационный научный совет при Губернаторе Иркутской области, в 2020 году создан Совет молодых ученых и специалистов при Губернаторе Иркутской области.


Для адресной поддержки направлений, представляющих интерес для области, область ежегодно на условиях паритета финансирует проекты фундаментальных исследований совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский научный фонд", ежегодно формируется государственный заказ на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.


В целях координации деятельности коммерческих, научных и образовательных организаций, государственных органов при реализации научно-исследовательских проектов, борьбы с существующими угрозами путем реализации инновационных проектов, вовлечения бизнеса в образовательный процесс, обеспечения экономики квалифицированными кадрами создан межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня "Байкал" (далее - НОЦ "Байкал").


НОЦ "Байкал" включен в перечень победителей 2021 года по итогам конкурсного отбора Минобрнауки России и с 2022 года получает федеральную государственную поддержку. На базе НОЦ "Байкал" реализуются восемь технологических проектов для разработки не менее 34 конкурентоспособных технологий и высокотехнологичной продукции в целях внедрения в реальный сектор экономики. Для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в 2021 - 2022 годах зарегистрировано 69 патентов на изобретения, число планируемых к регистрации патентов составляет не менее 100.


Для сохранения и развития имеющегося научного потенциала области необходимо преодоление негативных тенденций по прекращению оттока научных кадров из области и принятие мер для увеличения отгруженной инновационной продукции путем решения следующих задач:


создание новых и развитие действующих мер поддержки фундаментальной и прикладной науки как системообразующего института стратегического развития области;


привлечение грантовой поддержки в рамках всероссийских конкурсов инновационных и научных проектов и федеральных программ.



Глава 3. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, СПОСОБЫ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ


Реализация задач в сфере государственной программы осуществляется путем проведения (осуществления) конкретных мероприятий (результатов), входящих в состав структурных элементов (региональных проектов, ведомственных проектов, комплексов процессных мероприятий), включенных в систему документов государственной программы. Задачи структурных элементов представлены в таблице 3 паспорта государственной программы.



Раздел II. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"



Таблица 1



Основные положения

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Соисполнители государственной программы

1. Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области.

2. Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.

3. Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области

Участники государственной программы

1. Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области.

2. Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области.

3. Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.

4. Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области

Период реализации государственной программы

2024 - 2030 гг.

Цели государственной программы

1. Повышение инвестиционной привлекательности региона, характеризующейся ростом физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к 2020 году в объеме 170,0% к 2030 году.

2. Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 383,6 тыс. чел. к 2030 году путем создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса.

3. Развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей путем формирования положительного имиджа региона и создания условий в том числе для устойчивого роста к 2030 году экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года.

4. Развитие промышленных предприятий путем укрепления действующих институтов поддержки и развития промышленности с целью поддержания индекса промышленного производства на уровне не ниже 101,5% ежегодно до 2030 года

Финансовое обеспечение реализации государственной программы

2024 год - 8 002 074,6 тыс. руб.;

2025 год - 5 450 098,5 тыс. руб.;

2026 год - 5 455 022,2 тыс. руб.

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 24.09.2024 N 739-пп)

Связь с национальными целями Российской Федерации/государственной программой Российской Федерации

1. Национальные цели Российской Федерации "Устойчивая и динамичная экономика" и "Технологическое лидерство", определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".

2. Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316.

3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328.

4. Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 377

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 24.07.2024 N 562-пп)



Таблица 2



ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 24.07.2024 N 562-пп)

N п/п

Наименование показателя

Уровень показателя

Признак возрастания/убывания

Единица измерения (по ОКЕИ)

Базовое значение

Значения показателя по годам

Документ

Ответственный за достижение показателя

Связь с показателями национальных целей

Информационная система (при наличии)

значение

год

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Цель государственной программы 1 "Повышение инвестиционной привлекательности региона, характеризующейся ростом физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к 2020 году в объеме 170,0% к 2030 году"

1.

Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета

ВДЛ

Возрастающий

%

118,9

2022

129,6

135,5

141,8

148,2

155,9

163,2

170,0

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата

Указ Президента РФ от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации"

Цель государственной программы 2 "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 383,6 тыс. чел. к 2030 году путем создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса"

2.

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых

НП, ВДЛ

Возрастающий

тыс. чел.

360,79

2022

335,7

340,8

354,4

361,5

368,7

376,1

383,6

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Обеспечение в 2024 - 2030 годах реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта

ФНС России https://rmsp.nalog.ru/

Указ Президента РФ от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации"

Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"

Цель государственной программы 3 "Развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей путем формирования положительного имиджа региона и создания условий, в том числе, для устойчивого роста к 2030 году экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года"

3.

Несырьевой неэнергетический экспорт (по отношению к 2020 году)

ГП

Возрастающий

%

100,0

2020

138,0

142,0

147,0

152,0

158,0

163,0

170,0

X

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

X

Цель государственной программы 4 "Развитие промышленных предприятий путем укрепления действующих институтов поддержки и развития промышленности с целью поддержания индекса промышленного производства на уровне не ниже 101,5% ежегодно до 2030 года"

4.

Индекс промышленного производства

ГП

Возрастающий

% к предыдущему году

102,5

2022

105,6

104,4

101,5

102,0

104,3

103,5

102,8

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (разработан Минэкономразвития России)

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

X



Таблица 2.1



ПРОКСИ-ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА" В 2024 ГОДУ*


* Таблица 2.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.




Таблица 3



ПЕРЕЧЕНЬ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 17.06.2024 N 467-пп)

N п/п

Задачи структурного элемента/отдельного мероприятия

Ответственный за реализацию структурного элемента/отдельного мероприятия (наименование ИОГВ)

Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента/отдельного мероприятия

Связь с показателями

1

2

3

4

5

Проектная часть

Региональные проекты, направленные на реализацию федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов

1.1. Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства"

1.1.1.

Создана комплексная система акселерации, включающая в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП, доступ к закупкам крупнейших заказчиков

министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

К концу 2024 года не менее 0,815 тыс. субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) будет обеспечен льготный доступ к заемным средствам государственных микрофинансовых организаций (количество действующих микрозаймов, выданных микрофинансовой организацией), не менее 1,292 тыс. субъектам МСП, а также резидентам промышленных парков, технопарков будет обеспечено оказание комплексных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, не менее 54 субъектов МСП заключат экспортные контракты при поддержке центров поддержки экспорта, на 2833,63 млн руб. будет обеспечено предоставление субъектам МСП поручительств (независимых гарантий) региональными гарантийными организациями

2

1.2. Региональный проект "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса"

1.2.1.

Созданы условия для легкого старта и комфортного ведения бизнеса (предакселерация)

министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

К концу 2024 года не менее 28 ед. социальных предприятий и (или) молодых предпринимателей до 25 лет включительно получат комплекс услуг и (или) финансовую поддержку в виде грантов, инфраструктурой поддержки субъектов МСП информационно-консультационными и образовательными услугами будет охвачено не менее 8,013 тыс. человек, желающих осуществлять предпринимательскую деятельность, начинающих предпринимателей в офлайн- и онлайн-форматах

2

1.3. Региональный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами"

1.3.1.

Созданы благоприятные условия для осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством применения нового режима налогообложения и предоставления мер поддержки

министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

К концу 2024 года мерами поддержки (комплекс информационно-консультационных и образовательных услуг) будут охвачены не менее 0,829 тыс. самозанятых граждан

2

1.4. Региональный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях"

1.4.1.

Предприятиям предоставлена возможность по внедрению лучших практик (типовых решений) и получению услуг по повышению производительности труда посредством специализированных центров компетенций на федеральном и региональном уровне

министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

К концу 2024 года будут достигнуты следующие показатели проекта:

83 предприятия вовлечено в проект, в том числе 60 при участии регионального центра компетенций (далее - РЦК);

1099 человек обучено инструментам повышения производительности труда;

52 инструктора подготовлено на предприятиях-участниках национального проекта под региональным управлением (с РЦК).

Основным результатом является реализация проектов по повышению производительности труда на 60 предприятиях-участниках при участии РЦК, в результате которых обеспечен прирост производительности труда на предприятиях-участниках в размере 5%

4

1.5. Региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта"

1.5.1.

Реализуется комплекс институциональных мероприятий по популяризации и содействию развитию экспорта

министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Внедрение инструментов Регионального экспортного стандарта

3

1.6. Региональный проект "Системные меры по повышению производительности труда"

1.6.1.

Комплексная поддержка предприятий-участников национального проекта

министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Трансляция лучших практик, обмен опытом в части наставничества, повышение уровня производительности труда на предприятиях-участниках национального проекта

4

Региональные проекты, направленные на реализацию федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов

2.1. Региональный проект "Содействие развитию промышленных предприятий"

2.1.1.

Стимулирование проведения модернизации производственных мощностей и создание благоприятных условий для развития промышленных предприятий

министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Реализация промышленного потенциала, укрепление промышленных предприятий региона

4

Региональные проекты, не направленные на реализацию федеральных проектов

3.1. Региональный проект "Научно-технологическое развитие Иркутской области"

3.1.1.

Оказание поддержки инновационной, научной и научно-технической деятельности

министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности с учетом существующего потенциала и потребностей региона

4

3.1.2.

Оказание поддержки проведения фундаментальных и прикладных научных исследований

4

3.2. Региональный проект "Оказание поддержки при реализации новых инвестиционных проектов"

3.2.1.

Содействие в создании объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов

министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Повышение инвестиционной активности, укрепление государственно-частного партнерства, реализация инвестиционных проектов. Эффект от реализации инвестиционных проектов отражен в росте количества рабочих мест, налоговых поступлениях

1

Ведомственные проекты

4.1. Ведомственный проект "Социально-экономическое развитие муниципальных образований Иркутской области"

4.1.1.

Создание благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области

министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Повышение уровня жизни на территории муниципальных образований Иркутской области путем оказания поддержки из регионального бюджета

1

Процессная часть

Комплексы процессных мероприятий

5.1. Комплекс процессных мероприятий "Государственная политика в сфере экономического развития Иркутской области"

5.1.1.

Обеспечение эффективного управления экономическим развитием Иркутской области

министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Обеспечение проведения государственной политики в сфере экономического развития и промышленности

1, 2, 3, 4

5.2. Комплекс процессных мероприятий "Государственная политика в сфере развития потребительского рынка, государственного регулирования торговой деятельности и лицензирования в Иркутской области"

5.2.1.

Обеспечение эффективного управления развитием потребительского рынка, государственного регулирования торговой деятельности и лицензирования в Иркутской области

служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области

Создание комфортной потребительской среды в интересах жителей области, развитие инфраструктуры потребительского рынка, обеспечения государственного регулирования торговой деятельности и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов

3

5.3. Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области и подведомственных ему учреждений, поддержка территориального общественного самоуправления в Иркутской области"

5.3.1.

Обеспечение реализации полномочий, деятельности аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, обеспечение деятельности учреждений, подведомственных аппарату Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, поддержка территориального общественного самоуправления в Иркутской области

аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области

Обеспечение эффективного государственного управления аппаратом Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области

1, 2, 3, 4

5.4. Комплекс процессных мероприятий "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и позиционирование положительного имиджа Иркутской области"

5.4.1.

Повышение инвестиционной привлекательности Иркутской области

министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Улучшение имиджа Иркутской области на международном и межрегиональном уровне, повышение инвестиционной активности

1



Таблица 4



ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 24.09.2024 N 739-пп)

N п/п

Наименование государственной программы, структурного элемента государственной программы, отдельного мероприятия государственной программы

Ответственный исполнитель, соисполнители, участники

Источники финансирования

Расходы (тыс. руб.), годы

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Государственная программа Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика"

Всего

Всего, в том числе:

8002074,6

5450098,5

5455022,2

всего предусмотрено в областном бюджете (далее - ОБ)

7406647,6

5011114,5

5016019,2

Областной бюджет (далее - ОБ)

7191672,9

5009917,1

5014917,1

Средства федерального бюджета (далее - ФБ), - при наличии, в том числе:

214974,7

1197,4

1102,1

предусмотрено в ОБ

214974,7

1197,4

1102,1

Бюджеты муниципальных образований Иркутской области - при наличии (далее - МБ)

595427,0

438984,0

439003,0

Иные источники (далее - ИИ) - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

5005225,6

4216896,4

4221820,1

предусмотрено в ОБ

4409798,6

3777912,4

3782817,1

ОБ

4194823,9

3776715,0

3781715,0

ФБ - при наличии, в том числе:

214974,7

1197,4

1102,1

предусмотрено в ОБ

214974,7

1197,4

1102,1

МБ

595427,0

438984,0

439003,0

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области

Всего, в том числе:

1706716,8

предусмотрено в ОБ

1706716,8

ОБ

1706716,8

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области

Всего, в том числе:

127859,2

127859,2

127859,2

предусмотрено в ОБ

127859,2

127859,2

127859,2

ОБ

127859,2

127859,2

127859,2

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области

Всего, в том числе:

1162273,0

1105342,9

1105342,9

предусмотрено в ОБ

1162273,0

1105342,9

1105342,9

ОБ

1162273,0

1105342,9

1105342,9

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

1.

Проектная часть

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

4786692,5

3998300,2

4003223,9

предусмотрено в ОБ

4191265,5

3559316,2

3564220,9

ОБ

3976290,8

3558118,8

3563118,8

ФБ - при наличии, в том числе:

214974,7

1197,4

1102,1

предусмотрено в ОБ

214974,7

1197,4

1102,1

МБ

595427,0

438984,0

439003,0

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области

Всего, в том числе:

1706716,8

предусмотрено в ОБ

1706716,8

ОБ

1706716,8

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

1.1.

Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства"

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

144738,6

64697,5

64697,5

предусмотрено в ОБ

144738,6

64697,5

64697,5

ОБ

63099,3

64697,5

64697,5

ФБ - при наличии, в том числе:

81639,3

предусмотрено в ОБ

81639,3

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

1.2.

Региональный проект "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса"

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

35192,1

предусмотрено в ОБ

35192,1

ОБ

1864,7

ФБ - при наличии, в том числе:

33327,4

предусмотрено в ОБ

33327,4

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

1.3.

Региональный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами"

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

16444,2

предусмотрено в ОБ

16444,2

ОБ

657,8

ФБ - при наличии, в том числе:

15786,4

предусмотрено в ОБ

15786,4

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

1.4.

Региональный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях"

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

53425,5

предусмотрено в ОБ

53425,5

ОБ

2137,1

ФБ - при наличии, в том числе:

51288,4

предусмотрено в ОБ

51288,4

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

1.5.

Региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта"

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

839,9

884,9

884,9

предусмотрено в ОБ

839,9

884,9

884,9

ОБ

839,9

884,9

884,9

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

1.6.

Региональный проект "Содействие развитию промышленных предприятий"

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

172147,7

90435,6

90435,6

предусмотрено в ОБ

172147,7

90435,6

90435,6

ОБ

140435,5

90435,6

90435,6

ФБ - при наличии, в том числе:

31712,2

предусмотрено в ОБ

31712,2

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

1.7.

Региональный проект "Научно-технологическое развитие Иркутской области"

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

51127,2

53298,2

58202,9

предусмотрено в ОБ

51127,2

53298,2

58202,9

ОБ

49906,2

52100,8

57100,8

ФБ - при наличии, в том числе:

1221,0

1197,4

1102,1

предусмотрено в ОБ

1221,0

1197,4

1102,1

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области

Всего, в том числе:

8956,8

предусмотрено в ОБ

8956,8

ОБ

8956,8

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

1.8.

Региональный проект "Оказание поддержки при реализации новых инвестиционных проектов"

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области, министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области

Всего, в том числе:

1697760,0

предусмотрено в ОБ

1697760,0

ОБ

1697760,0

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

1.9.

Ведомственный проект "Социально-экономическое развитие муниципальных образований Иркутской области"

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

4312777,3

3788984,0

3789003,0

предусмотрено в ОБ

3717350,3

3350000,0

3350000,0

ОБ

3717350,3

3350000,0

3350000,0

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

595427,0

438984,0

439003,0

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

2.

Процессная часть

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

218533,1

218596,2

218596,2

предусмотрено в ОБ

218533,1

218596,2

218596,2

ОБ

218533,1

218596,2

218596,2

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области

Всего, в том числе:

127859,2

127859,2

127859,2

предусмотрено в ОБ

127859,2

127859,2

127859,2

ОБ

127859,2

127859,2

127859,2

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области

Всего, в том числе:

1162273,0

1105342,9

1105342,9

предусмотрено в ОБ

1162273,0

1105342,9

1105342,9

ОБ

1162273,0

1105342,9

1105342,9

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

2.1.

Комплекс процессных мероприятий "Государственная политика в сфере экономического развития Иркутской области"

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

186858,3

210317,1

210317,1

предусмотрено в ОБ

186858,3

210317,1

210317,1

ОБ

186858,3

210317,1

210317,1

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

2.2.

Комплекс процессных мероприятий "Государственная политика в сфере развития потребительского рынка, государственного регулирования торговой деятельности и лицензирования в Иркутской области"

Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области

Всего, в том числе:

127859,2

127859,2

127859,2

предусмотрено в ОБ

127859,2

127859,2

127859,2

ОБ

127859,2

127859,2

127859,2

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

2.3.

Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области и подведомственных ему учреждений, поддержка территориального общественного самоуправления в Иркутской области"

Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области

Всего, в том числе:

1162273,0

1105342,9

1105342,9

предусмотрено в ОБ

1162273,0

1105342,9

1105342,9

ОБ

1162273,0

1105342,9

1105342,9

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

2.4.

Комплекс процессных мероприятий "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и позиционирование положительного имиджа Иркутской области"

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Всего, в том числе:

31674,8

8279,1

8279,1

предусмотрено в ОБ

31674,8

8279,1

8279,1

ОБ

31674,8

8279,1

8279,1

ФБ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ

МБ

ИИ - при наличии, в том числе:

предусмотрено в ОБ



Раздел III. ПРАВИЛА (ПОРЯДОК) ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ


Данный раздел не содержит правила предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам в соответствии с пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.



Раздел IV. ИНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 29.02.2024 N 144-пп)




МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА" И ЗАДАЧ ЕЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Одной из мер государственного регулирования, направленной на достижение целей государственной программы и задач ее структурных элементов и отдельных мероприятий, является мероприятие, направленное на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в соответствии с Законом Иркутской области от 4 мая 2022 года N 27-ОЗ "Об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутской области" в виде заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Иркутской области без проведения торгов (далее соответственно - мера поддержки, НТО), в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".


В последние годы количество НТО, в которых осуществляется реализация печатной продукции (далее - газетно-журнальные киоски), на территории Иркутской области сокращается (по данным статистики на 1 января 2019 года количество НТО составляло 232 единицы, на 1 января 2024 года - 165 единиц). Таким образом, количество газетно-журнальных киосков на территории Иркутской области за 5 лет сократилось на 28,9%.


Сокращение количества газетно-журнальных киосков в Иркутской области обусловлено объективными социально-экономическими причинами. Снижение спроса населения на печатную продукцию за счет активного развития интернет-изданий и увеличение расходов по содержанию газетно-журнальных киосков (рост тарифов на электроэнергию, охрану и др.) ведут к нерентабельности газетно-журнальных киосков и снижению предпринимательской активности в данной отрасли.


Обеспечение совершенствования мер по развитию сети НТО, в которых осуществляется продажа печатной продукции, а также обеспечение совершенствования указанных мер предусмотрено поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 25 сентября 2019 года N Пр-1983.


Участие в торгах за право на предоставление земельного участка под размещение НТО несет определенную финансовую нагрузку, на которую не всегда готовы производители сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, особенно с небольшими объемами производства.


Размещение НТО позволяет частично компенсировать отсутствие ярмарочных площадок во внутригородских кварталах и на придомовых территориях и обеспечить доступность продукции местных сельхозтоваропроизводителей для более широкого круга потребителей, наладить дополнительные каналы сбыта продукции для товаропроизводителей из разных районов Иркутской области, положительно сказывается на товарном насыщении потребительского рынка Иркутской области.


Оказание содействия в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения НТО, продлении договоров на размещение НТО и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, в обеспечении максимальной доступности торговых объектов для населения, в увеличении ассортимента и разнообразия товаров, предлагаемых к реализации юридическими и физическими лицами, предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р.


Также важность предоставления производителям (сельскохозяйственных и продовольственных товаров, в том числе фермерской продукции, текстиля, одежды, обуви и прочих) муниципальных преференций в виде предоставления мест для размещения нестационарных и мобильных торговых объектов без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на льготных условиях или на безвозмездной основе отражена Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой в письме от 23 июня 2020 года N ЕВ-43474/15/АД/52718/20 "О предоставлении муниципальных преференций производителям товаров при организации нестационарной и мобильной торговли".


В целях активизации деятельности специализированных НТО, обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан необходимо принятие дополнительных мер поддержки следующим категориям СМСП (далее - отдельные категории):


1) сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Иркутской области, соответствующим положениям Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства":


имеющим выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предыдущий год в размере менее 800 млн. рублей (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, относящихся к малым формам хозяйствования);


имеющим выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предыдущий год в размере от 800 млн. рублей (включительно) до 2 млрд. рублей (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, относящихся к средним формам хозяйствования);


2) товаропроизводителям - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство продовольственных товаров, имеющим за предыдущий год не менее 70 процентов дохода от реализации продовольственных товаров, произведенных ими в результате осуществления вида экономической деятельности, включенного в класс 10 "Производство пищевых продуктов" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2);


3) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, реализующим печатную продукцию, основным или дополнительным видом экономической деятельности которых является торговля розничная газетами и канцелярскими товарами в специализированных магазинах, соответствующим хотя бы одному из требований:


заключен договор (договоры) на поставку периодических печатных изданий с издательствами периодических печатных изданий (газет, журналов) и (или) организациями, осуществляющими поставку такой продукции, на срок не менее одного года;


доля продажи газет и журналов в товарообороте юридического лица, индивидуального предпринимателя за календарный год, предшествующий году обращения за мерой поддержки, составляет не менее 50 процентов товарооборота.


Подтверждение соответствия СМСП отдельной категории и предоставление мер поддержки осуществляется в порядке, определенном органом, уполномоченным на заключение договоров на размещение НТО на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Иркутской области.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ