ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 ноября 2023 года N 1063-р
Об утверждении основных направлений
долговой политики Липецкой области на 2024
год и на плановый период 2025 и 2026 годов
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1
Бюджетного кодекса Российской
Федерации, постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 декабря 2017
года N 1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам":
Утвердить основные направления долговой
политики Липецкой области на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов согласно
приложению.
Губернатор
Липецкой области
И.Г.АРТАМОНОВ
Приложение
к распоряжению
Правительства
Липецкой области
"Об утверждении основных
направлений долговой
политики Липецкой области
на 2024 год и на плановый
период 2025 и 2026 годов"
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Раздел I. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ
ПОЛИТИКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 2023 ГОДУ
Долговая политика Липецкой области
является частью бюджетной политики
Липецкой области, управление
государственным долгом непосредственно
связано с бюджетным процессом и
направлено на обеспечение потребностей
области в заемных финансовых ресурсах,
поддержание объема и структуры
государственного долга области на
уровне, необходимом для обеспечения
своевременного и полного исполнения
долговых обязательств области при
минимизации расходов на их
обслуживание.
В 2023 году реализовывались все
мероприятия долговой политики Липецкой
области, утвержденной распоряжением
Правительства Липецкой области от 1
ноября 2022 года N 462-р "Об утверждении
основных направлений долговой политики
Липецкой области на 2023 год и на плановый
период 2024 и 2025 годов", направленные на
сокращение государственного долга
области и расходов на его обслуживание:
проводился постоянный мониторинг
нормативных правовых актов в сфере
управления государственным долгом
области, в том числе принято
постановление Правительства Липецкой
области от 30 августа 2023 года N 473 "Об
утверждении порядка оценки долговой
устойчивости муниципального
образования Липецкой области", а также
внесены изменения в другие нормативные
правовые акты, касающиеся управления
государственным долгом области;
внесение информации о долговых
обязательствах области в
государственную долговую книгу Липецкой
области в соответствии с бюджетным
законодательством осуществлялось в
срок, не превышающий пяти рабочих дней с
момента возникновения соответствующего
обязательства;
в рамках проводимого мониторинга
текущей ситуации по исполнению
областного бюджета управлением финансов
Липецкой области осуществлялась работа
по формированию и утверждению кассового
плана, что позволило минимизировать
риски возникновения временных кассовых
разрывов при исполнении областного
бюджета и обеспечило своевременное
финансирование первоочередных
социально значимых расходов за счет
средств областного бюджета;
в рамках мониторинга долговой нагрузки
на областной бюджет осуществлялся
постоянный мониторинг объема
государственного долга и расходов на его
обслуживание на предмет соответствия
ограничениям, установленным Бюджетным
кодексом Российской Федерации, а также
дополнительным ограничениям,
установленным соглашениями,
заключенными с Министерством финансов
Российской Федерации;
планирование государственных
заимствований области на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов
осуществлялось с учетом выполнения
условий реструктуризации задолженности
по бюджетным кредитам в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 декабря 2017
года N 1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам" (далее -
Постановление о реструктуризации), а
также выполнения условий, установленных
Бюджетным кодексом Российской
Федерации, с целью отнесения Липецкой
области к группе заемщиков с высоким
уровнем долговой устойчивости;
рыночные заимствования в 2023 году
Липецкой областью не осуществлялись;
все платежи, связанные с погашением,
обслуживанием долговых обязательств
области, а также выполнением других
обязательств области по выплате
агентских комиссий и вознаграждений в 2023
году, были произведены своевременно и в
полном объеме;
в областном бюджете были предусмотрены
ассигнования на исполнение
государственных гарантий области в
сумме 7 692, 0 тыс. руб. В связи с исполнением
принципалом обязательств, обеспеченных
государственной гарантией Липецкой
области, выплаты по предоставленным
государственным гарантиям области не
осуществлялись.
В результате реализации указанных
мероприятий по итогам 2023 года доля
общего объема долговых обязательств от
суммы доходов бюджета без учета
безвозмездных поступлений прогнозно
составит не более 26,4%, в том числе по
государственным ценным бумагам и
кредитам, полученным от кредитных
организаций, - не более 3,7%. Достигнутые
показатели соответствуют
обязательствам, принятым Липецкой
областью в связи с заключением
дополнительного соглашения N 7/6/5/5/5/5 от 7
октября 2020 года к соглашениям от 29 апреля
2015 года N 01-01-06/06-54, от 9 октября 2015 года N
01-01-06/06-168, от 20 февраля 2016 года N 01-01-06/06-22,
от 28 июля 2016 года N 01-01-06/06-127, от 19 мая 2017
года N 01-01-06/06-153, от 28 июля 2017 года N
01-01-06/06-203 о предоставлении бюджету
Липецкой области из федерального
бюджета бюджетного кредита для
частичного покрытия дефицита бюджета
Липецкой области (далее - Дополнительное
соглашение о реструктуризации),
заключенного с Министерством финансов
Российской Федерации в рамках
проведенной реструктуризации
обязательств (задолженности) субъектов
Российской Федерации перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам,
предоставленным в 2015 - 2017 годах, в
соответствии с Постановлением о
реструктуризации.
Выполнение областью указанных
обязательств свидетельствует о
положительных тенденциях в реализации
долговой политики Липецкой области,
низком уровне рисков областного
бюджета.
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ
ПОЛИТИКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
На основании статьи 103 Бюджетного
кодекса Российской Федерации
государственные внутренние
заимствования осуществляются в целях
финансирования дефицита бюджета, а также
для погашения долговых обязательств,
пополнения в течение финансового года
остатков средств на счетах бюджета.
В соответствии со статьей 107 Бюджетного
кодекса Российской Федерации законом о
бюджете устанавливаются верхние пределы
государственного внутреннего долга по
состоянию на 1 января года, следующего за
очередным финансовым годом и каждым
годом планового периода, с указанием в
том числе верхнего предела долга по
государственным гарантиям в валюте
Российской Федерации.
Верхние пределы государственного
внутреннего долга устанавливаются при
соблюдении следующего ограничения:
объем государственного долга не должен
превышать утвержденный законом о
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период общий объем доходов
бюджета без учета утвержденного объема
безвозмездных поступлений.
Объем расходов на обслуживание
государственного долга на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов будет
утверждаться законом о бюджете при
соблюдении следующих требований:
доля объема расходов на обслуживание
государственного долга в очередном
финансовом году и плановом периоде не
должна превышать 10 процентов
утвержденного законом о бюджете на
очередной финансовый год и плановый
период общего объема расходов бюджета,
за исключением объема расходов, которые
осуществляются за счет субвенций,
предоставляемых из бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
годовая сумма платежей в очередном
финансовом году и плановом периоде по
погашению и обслуживанию
государственного долга, возникшего по
состоянию на 1 января очередного
финансового года, не должна превышать 20
процентов утвержденного законом о
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период годового объема
налоговых, неналоговых доходов бюджета и
дотаций из бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации. При расчете
указанного соотношения не учитывается
сумма платежей, направляемых на
досрочное погашение долговых
обязательств со сроками погашения после
1 января года, следующего за очередным
финансовым годом и каждым годом
планового периода.
Постановлением о реструктуризации
установлены дополнительные требования
по реализации взвешенной и
консервативной бюджетной политики,
проведению эффективного
администрирования доходов, оптимизации
структуры и объема расходных
обязательств и ограничению наращивания
заимствований субъектами Российской
Федерации, получившими бюджетные
кредиты и дотации из средств
федерального бюджета.
В соответствии с распоряжением
Правительства Липецкой области от 22
декабря 2022 года N 666-р "Об утверждении
плана мероприятий по росту доходного
потенциала, оптимизации расходов
бюджета и сокращению государственного
долга Липецкой области на 2022 - 2029 годы"
проводится комплексная и
систематическая работа всех
исполнительных органов государственной
власти области и структур Правительства
области, являющихся исполнителями
указанного плана, по выполнению
мероприятий по росту доходного
потенциала, оптимизации расходов
бюджета, что, в конечном итоге, будет
способствовать снижению уровня долговой
нагрузки Липецкой области.
В 2024 году будет осуществлена работа по
соблюдению следующих обязательств в
соответствии с Постановлением о
реструктуризации и Дополнительным
соглашением о реструктуризации в
редакции дополнительного соглашения N
10/9/8/8/8/8 от 14 ноября 2022 года к соглашениям
от 29 апреля 2015 года N 01-01-06/06-54, от 9 октября
2015 года N 01-01-06/06-168, от 20 февраля 2016 года N
01-01-06/06-22, от 28 июля 2016 года N 01-01-06/06-127, от 19
мая 2017 года N 01-01-06/06-153, от 28 июля 2017 года N
01-01-06/06-203 о предоставлении бюджету
Липецкой области из федерального
бюджета бюджетного кредита для
частичного покрытия дефицита бюджета
Липецкой области:
обеспечение реализации плана
мероприятий по росту доходного
потенциала, оптимизации расходов
бюджета и сокращению государственного
долга области;
обеспечение в 2020 - 2029 годах дефицита
бюджета субъекта Российской Федерации
на уровне не более 10 процентов суммы
доходов бюджета без учета безвозмездных
поступлений за соответствующий
финансовый год. Утвержденный законом
субъекта Российской Федерации о бюджете
субъекта Российской Федерации и
сложившийся по данным годового отчета об
исполнении бюджета субъекта Российской
Федерации в 2020 - 2029 годах дефицит бюджета
субъекта Российской Федерации может
превысить установленный показатель на
сумму поступлений, предусмотренных
абзацем третьим пункта 2 статьи 92.1
Бюджетного кодекса Российской
Федерации;
обеспечение доли общего объема
государственного долга субъекта
Российской Федерации, в том числе доли
объема долговых обязательств по
государственным ценным бумагам и
кредитам, полученным от кредитных
организаций, иностранных банков и
международных финансовых организаций,
от объема доходов бюджета без учета
безвозмездных поступлений в 2020 - 2029 годах
в объемах, не превышающих значений
соответствующих показателей,
установленных дополнительным
соглашением о реструктуризации
бюджетных кредитов;
обеспечение возможности привлечения в
бюджет кредитов от кредитных
организаций, иностранных банков и
международных финансовых организаций
исключительно по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1
процент годовых, а также установление
аналогичных норм в постановлении
Правительства Липецкой области от 16
декабря 2022 года N 313 "Об утверждении
Порядка предоставления, использования и
возврата муниципальными образованиями
Липецкой области бюджетных кредитов
местным бюджетам из областного бюджета
на 2023 год";
направление в Министерство финансов
Российской Федерации и согласование с
ним до внесения в законодательный орган
государственной власти субъекта
Российской Федерации предполагаемых
изменений в закон о бюджете субъекта
Российской Федерации в случае, если
указанные изменения приводят к
изменению дефицита областного бюджета;
направление средств бюджета субъекта
Российской Федерации, высвобождаемых в
2024 году в результате снижения объема
погашения задолженности по бюджетным
кредитам, на выполнение инженерных
изысканий, проектирование, экспертизу
проектной документации и (или)
результатов инженерных изысканий,
строительство, реконструкцию и ввод в
эксплуатацию объектов инфраструктуры, а
также на подключение (технологическое
присоединение) объектов капитального
строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения в
целях реализации новых инвестиционных
проектов, определяемых в соответствии с
частью 6 статьи 16 Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2020 год и на
плановый период 2021 и 2022 годов" от 2
декабря 2019 года N 380-ФЗ, на обеспечение
расходных обязательств субъектов
Российской Федерации, связанных с
реализацией региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей,
показателей и результатов федеральных
проектов, на финансовое обеспечение
мероприятий, связанных с
предотвращением влияния ухудшения
геополитической и экономической
ситуации на развитие отраслей экономики,
и на финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с профилактикой и устранением
последствий распространения
коронавирусной инфекции.
Кроме того, с учетом проводимой
Правительством Российской Федерации
политики, направленной на
стимулирование инвестиционной
активности в регионах, Липецкой областью
будет использована возможность
привлечения из федерального бюджета
инфраструктурных бюджетных кредитов,
специальных казначейских кредитов
сроком на 15 лет по процентной ставке три
процента годовых на финансовое
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов, прошедших
отбор в установленном Правительством
Российской Федерации порядке. Основная
цель - это стимулирование
инфраструктурного развития региона,
финансирование проектов в приоритетных
инфраструктурных сегментах, возможность
привлечения частных инвестиций в
объекты основных средств, создания новых
рабочих мест и роста экономического
потенциала региона.
Раздел III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОВОЙ
ПОЛИТИКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Основной целью долговой политики
Липецкой области на 2024 год и на плановый
период 2025 и 2026 годов будет являться
эффективное управление государственным
долгом Липецкой области с учетом
исполнения условий реструктуризации
задолженности по бюджетным кредитам.
Долговая политика области в указанный
период будет направлена на обеспечение
потребностей области в заемных
финансовых ресурсах при поддержании
объема долговой нагрузки на уровне,
установленном соглашениями о
предоставлении бюджетных кредитов из
федерального бюджета.
Управление государственным внутренним
долгом Липецкой области в 2024 - 2026 годах
должно быть сконцентрировано на решении
следующих задач:
проведение ответственной долговой
политики;
оптимизация структуры государственного
долга области;
отнесение Липецкой области к группе
заемщиков с высоким уровнем долговой
устойчивости;
обеспечение привлечения необходимых
объемов бюджетных кредитов из
федерального бюджета в бюджет Липецкой
области на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов;
обеспечение своевременного исполнения
долговых обязательств области с целью
сохранения репутации добросовестного
заемщика;
проведение взвешенной политики по
предоставлению государственных
гарантий Липецкой области.
Решение поставленных задач будет
осуществляться с учетом выполнения
плана мероприятий по росту доходного
потенциала, оптимизации расходов
бюджета и сокращению государственного
долга области, утвержденного
распоряжением Правительства Липецкой
области от 22 декабря 2022 года N 666-р "Об
утверждении плана мероприятий по росту
доходного потенциала, оптимизации
расходов бюджета и сокращению
государственного долга Липецкой области
на 2022 - 2029 годы", и исполнения условий
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам.
Раздел IV. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024
ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
В рамках проводимой долговой политики
будут реализованы следующие
мероприятия:
мониторинг нормативных правовых актов в
сфере управления государственным долгом
области;
ведение Государственной долговой книги
Липецкой области;
мониторинг текущей ситуации по
исполнению областного бюджета;
мониторинг долговой нагрузки на
областной бюджет;
планирование государственных
заимствований области при формировании
проекта областного бюджета на очередной
финансовый год и плановый период с
учетом выполнения условий
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам, а также выполнения
условий, установленных Бюджетным
кодексом Российской Федерации, с целью
отнесения Липецкой области к группе
заемщиков с высоким уровнем долговой
устойчивости;
осуществление государственных
заимствований области с учетом
выполнения условий реструктуризации
задолженности по бюджетным кредитам, в
том числе привлечение в бюджет кредитов
от кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций исключительно по ставкам на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на 1 процент годовых;
проведение максимально гибкой политики
заимствований, позволяющей оперативно
заменять одни долговые инструменты
другими в зависимости от текущей
конъюнктуры финансового рынка, в том
числе посредством замещения рыночных
заимствований бюджетными кредитами;
обслуживание и погашение
государственного долга Липецкой области
и выполнение других обязательств
области по выплате агентских комиссий и
вознаграждений;
планирование ассигнований на исполнение
государственных гарантий области в
случае неисполнения принципалами
обязательств, обеспеченных
государственными гарантиями Липецкой
области.
Раздел V. АНАЛИЗ РИСКОВ ДЛЯ БЮДЖЕТА,
ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Реализация мероприятий долговой
политики связана с различными группами
рисков, обусловленных как внутренними,
так и внешними факторами.
К рискам, обусловленным внешними
факторами, относятся:
изменения федерального
законодательства, уменьшающие доходы и
(или) увеличивающие расходы
консолидированного бюджета Липецкой
области;
ухудшение внешней экономической
ситуации в связи со сложной
геополитической обстановкой, адаптацией
и структурной перестройкой экономики
региона в условиях санкционного
давления, что может повлечь за собой
риски неисполнения доходной части
бюджета, увеличение дефицита областного
бюджета, ухудшение динамики основных
макроэкономических показателей, в том
числе повышение инфляции и снижение
темпов экономического роста.
В рамках проводимой долговой политики
особое внимание будет уделяться
управлению рисками, связанными с
осуществлением государственных
заимствований и предоставлением
государственных гарантий области,
формированию низкорискованной
структуры государственного долга
области с целью сохранения доверия к
Липецкой области как к добросовестному
заемщику, исключения негативных внешних
экономических и социально-экономических
последствий несвоевременного
исполнения долговых обязательств
области.
Раздел VI. ПРОГНОЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ
ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2024 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Основные мероприятия долговой политики
Липецкой области направлены на
реализацию поставленных целей и задач
долговой политики и позволят обеспечить
достижение показателей, приведенных в
таблице.
Таблица
N п/п |
Наименование показателей |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
1. |
Дефицит (-), (профицит (+)) областного бюджета, млн. руб. |
-16 283,6 |
2 621,4 |
-1 016,4 |
2. |
Отношение объема дефицита областного бюджета к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
20,4 |
0,0 |
1,3 |
3. |
Дефицит областного бюджета с учетом изменения остатков средств бюджета и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в областной собственности, а также бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, млн. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4. |
Отношение объема дефицита областного бюджета с учетом изменения остатков средств бюджета и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в областной собственности, а также бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5. |
Государственный долг Липецкой области, всего, млн. руб. |
14 203,1 |
12 124,8 |
10 224,3 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
- государственные ценные бумаги |
950,0 |
0,00 |
0,00 |
|
- кредиты, полученные от кредитных организаций |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
- бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета |
13 253,1 |
12 124,8 |
10 224,3 |
|
- государственные гарантии |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6. |
Отношение объема государственного долга области без учета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
12,6 |
9,2 |
7,3 |
7. |
Отношение объема государственного долга области по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % |
1,2 |
0 |
0 |