ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 октября 2023 года N 516-рп
[Об утверждении основных направлений
государственной долговой политики
Кабардино-Балкарской Республики на 2024
год и на плановый период 2025 и 2026 годов]
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1
Бюджетного кодекса Российской Федерации
и Соглашением от 6 декабря 2017 г. N 01-01-06/06-304
о предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики из
федерального бюджета бюджетного кредита
для частичного покрытия дефицита
бюджета Кабардино-Балкарской Республики
утвердить прилагаемые основные
направления государственной долговой
политики Кабардино-Балкарской
Республики на 2024 год и на плановый период
2025 и 2026 годов.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
Утверждены
распоряжением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 23 октября 2023 г. N 516-рп
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2025 И 2026 ГОДОВ
Под государственной долговой политикой
Кабардино-Балкарской Республики
понимается деятельность исполнительных
органов государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики,
направленная на обеспечение
потребностей Кабардино-Балкарской
Республики в заемном финансировании,
своевременном и полном исполнении
долговых обязательств при минимизации
расходов на обслуживание долга,
поддержание объема и структуры
обязательств, исключающих их
неисполнение.
Государственная долговая политика
Кабардино-Балкарской Республики на 2024
год и на плановый период 2025 и 2026 годов
(далее - долговая политика) определяет
основные факторы, характер и направления
долговой политики, цели и задачи
долговой политики, инструменты ее
реализации, риски для республиканского
бюджета Кабардино-Балкарской Республики
(далее - республиканский бюджет),
возникающие в процессе управления
государственным долгом
Кабардино-Балкарской Республики.
1. Итоги реализации долговой политики
По итогам 2022 года государственный долг
Кабардино-Балкарской Республики
составил 7,0 млрд рублей, или 43,4% от
максимально возможной величины,
установленной Бюджетным кодексом
Российской Федерации.
Весь объем государственного долга
состоит из долговых обязательств в виде
бюджетных кредитов, полученных из
федерального бюджета, в том числе 6,6 млрд
рублей по ставке 0,1% годовых и 0,4 млрд
рублей по ставке 3,0% годовых.
Недопущение увеличения уровня долговой
нагрузки в 2022 году было обеспечено в
результате положительной динамики
исполнения республиканского бюджета. В
2022 году профицит республиканского
бюджета составил 1,7 млрд рублей.
Коммерческие заимствования, а также
бюджетные кредиты на пополнение остатка
средств на едином счете бюджета
республиканским бюджетом в 2022 году не
привлекались.
В связи с привлечением бюджетного
кредита на реализацию инфраструктурных
проектов расходы на обслуживание
государственного долга в 2022 году
увеличились на 4,2 млн рублей (на 31,8%) по
сравнению с 2021 годом и составили 17,4 млн
рублей.
2. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики
Характер и направления долговой
политики определяются уровнем
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики,
требованиями бюджетного
законодательства, а также условиями
заключенных соглашений о предоставлении
республиканскому бюджету из
федерального бюджета бюджетного кредита
для частичного покрытия дефицита
республиканского бюджета в 2017 году, о
предоставлении республиканскому
бюджету из федерального бюджета
бюджетного кредита для погашения
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств на счетах бюджетов
субъектов Российской Федерации в 2020
году, о предоставлении республиканскому
бюджету из федерального бюджета
бюджетного кредита на финансовое
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов в 2022 году, о
предоставлении республиканскому
бюджету бюджетного кредита за счет
временно свободных средств единого
счета федерального бюджета (специальный
казначейский кредит) и бюджетного
кредита на пополнение остатка средств на
едином счете (бюджетный кредит на
опережающее финансирование) в 2023 году.
Между Министерством финансов Российской
Федерации и Министерством финансов
Кабардино-Балкарской Республики
заключены дополнительные соглашения от
25 декабря 2017 г. N 1, от 29 декабря 2018 г. N 2, от 6
мая 2019 г. N 3, от 28 августа 2019 г. N 4, от 3
сентября 2020 г. N 5, от 31 декабря 2020 г. N 6, от 31
декабря 2020 г. N 7, от 28 ноября 2022 г. N 8 к
Соглашению от 6 декабря 2017 г. N 01-01-06/06/304 о
предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики из
федерального бюджета бюджетного кредита
для частичного покрытия дефицита
бюджета Кабардино-Балкарской Республики
и дополнительные соглашения от 1 июля 2021
г. N 1, от 28 ноября 2022 г. N 2 к Соглашению от 14
декабря 2020 г. N 01-01-06/06-1018 о предоставлении
бюджету Кабардино-Балкарской Республики
из федерального бюджета бюджетного
кредита для погашения бюджетных
кредитов на пополнение остатков средств
на счетах бюджетов субъектов Российской
Федерации, предусматривающие продление
периода погашения реструктурированных
обязательств (задолженности) субъектов
Российской Федерации перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам,
предоставленным субъектам Российской
Федерации для частичного покрытия
дефицитов бюджетов субъектов Российской
Федерации, освобождение от погашения
задолженности в 2020 году, погашение
задолженности в 2021 - 2024 годах в размере 5%
суммы задолженности ежегодно, в 2025 - 2029
годах ежегодно равными долями от остатка
суммы задолженности с возможностью ее
досрочного погашения, перенос срока
погашения задолженности, подлежащей к
исполнению в 2022 году, на 2029 год.
Средства республиканского бюджета,
высвобождаемые в результате снижения
объема погашения задолженности по
бюджетным кредитам, которые в 2022 году
составили 1160,3 млн рублей, направлены на:
обеспечение расходных обязательств
Кабардино-Балкарской Республики,
связанных с реализацией региональных
проектов, обеспечивающих достижение
целей, показателей и результатов
федеральных проектов;
финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с предотвращением влияния
ухудшения геополитической и
экономической ситуации на развитие
отраслей экономики Кабардино-Балкарской
Республики;
финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с профилактикой и устранением
последствий распространения
коронавирусной инфекции.
В 2023 - 2024 годах средства республиканского
бюджета, высвобождаемые в результате
снижения объема погашения задолженности
по бюджетным кредитам, в объеме 1535,2 млн
рублей ежегодно подлежат направлению на
выполнение инженерных изысканий,
проектирование, экспертизу проектной
документации и (или) результатов
инженерных изысканий, строительство,
реконструкцию и ввод в эксплуатацию
объектов инфраструктуры, а также на
подключение (технологическое
присоединение) объектов капитального
строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения в
целях реализации новых инвестиционных
проектов, определяемых в порядке,
предусмотренном Правительством
Российской Федерации, и на обеспечение
расходных обязательств
Кабардино-Балкарской Республики,
связанных с реализацией региональных
проектов, обеспечивающих достижение
целей, показателей и результатов
федеральных проектов, на финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с
предотвращением влияния ухудшения
геополитической и экономической
ситуации на развитие отраслей
экономики.
Долговая политика определяется исходя
из необходимости соблюдения требований,
установленных Бюджетным кодексом
Российской Федерации, постановлением
Правительства Российской Федерации от 13
декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017
году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам", Соглашением
между Министерством финансов Российской
Федерации и Министерством финансов
Кабардино-Балкарской Республики о
предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики
бюджетного кредита для частичного
покрытия дефицита бюджета
Кабардино-Балкарской Республики от 6
декабря 2017 г. N 01-01-06/06/304 (с учетом
дополнительных соглашений), Соглашением
между Министерством финансов Российской
Федерации и Министерством финансов
Кабардино-Балкарской Республики о
предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики из
федерального бюджета бюджетного кредита
для погашения бюджетных кредитов на
пополнение остатков средств на счетах
бюджетов субъектов Российской Федерации
от 14 декабря 2020 г. N 01-01-06/06-1018 (с учетом
дополнительных соглашений), Соглашением
между Министерством финансов Российской
Федерации и Министерством финансов
Кабардино-Балкарской Республики о
предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики из
федерального бюджета бюджетного кредита
на финансовое обеспечение реализации
инфраструктурных проектов от 26 января 2022
г. N 01-01-06/06-60, Соглашением между
Министерством финансов
Кабардино-Балкарской Республики и
Федеральным казначейством о
предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики
бюджетного кредита за счет временно
свободных средств единого счета
федерального бюджета от 21 сентября 2023 г. N
2023-00198, Дополнительного соглашения между
Управлением Федерального казначейства
по Кабардино-Балкарской Республике и
Министерством финансов
Кабардино-Балкарской Республики от 31
августа 2023 г. N 4 к Договору о
предоставлении субъекту Российской
Федерации (муниципальному образованию)
бюджетного кредита на пополнение
остатка средств на едином счете бюджета
от 14 февраля 2023 г. N 04-06-13/449.
3. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
обеспечение сбалансированности
республиканского бюджета;
поддержание параметров
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики на
экономически безопасном уровне при
соблюдении ограничений, установленных
бюджетным законодательством Российской
Федерации и условиями заключенных
соглашений о предоставлении
республиканскому бюджету кредитов из
федерального бюджета;
своевременное исполнение долговых
обязательств в полном объеме;
минимизация расходов на обслуживание
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики.
Ключевые задачи долговой политики,
направленные на достижение целей
долговой политики, - это обеспечение:
размера дефицита республиканского
бюджета, предусмотренного Соглашением
между Министерством финансов Российской
Федерации и Министерством финансов
Кабардино-Балкарской Республики о
предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики
бюджетного кредита для частичного
покрытия дефицита бюджета
Кабардино-Балкарской Республики от 6
декабря 2017 г. N 01-01-06/06/304 (с учетом
дополнительных соглашений и
возможностей превышения установленных
показателей в случаях, предусмотренных
статьей 92.1 Бюджетного кодекса
Российской Федерации и постановлением
Правительства Российской Федерации от 13
декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017
году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам");
на 1 января 2025 г. - 1 января 2029 г. доли
общего объема государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики не
более 45% суммы доходов республиканского
бюджета без учета безвозмездных
поступлений за отчетный год, в том числе
доли общего объема долговых
обязательств Кабардино-Балкарской
Республики по государственным ценным
бумагам Кабардино-Балкарской Республики
и кредитам, полученным
Кабардино-Балкарской Республикой от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций, не более 39% суммы доходов
республиканского бюджета без учета
безвозмездных поступлений (с учетом
возможностей превышения установленных
показателей в случаях, предусмотренных
статьей 107 Бюджетного кодекса Российской
Федерации и постановлением
Правительства Российской Федерации от 13
декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017
году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам");
возможности привлечения в
республиканский бюджет кредитов от
кредитных организаций по ставкам на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на 1% годовых;
минимизации расходов на обслуживание
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики за счет
досрочного исполнения долговых
обязательств;
соблюдения нормативов формирования
расходов на содержание органов
государственной власти субъекта
Российской Федерации, установленных
Правительством Российской Федерации.
4. Инструменты реализации долговой
политики
Реализация долговой политики будет
осуществляться с использованием
следующих мероприятий и инструментов:
направление дополнительных доходов,
полученных при исполнении
республиканского бюджета и экономии по
расходам, на досрочное погашение
долговых обязательств
Кабардино-Балкарской Республики или
замещение планируемых к привлечению
заемных средств;
недопущение принятия новых расходных
обязательств Кабардино-Балкарской
Республики, не обеспеченных стабильными
источниками доходов;
проведение анализа сроков погашения
действующих долговых обязательств и
выявления пиков платежей в целях
обеспечения равномерного распределения
платежей, связанных с погашением и
обслуживанием государственного долга, а
также оптимизации структуры
государственного долга за счет
комбинирования инструментов бюджетных и
банковских заимствований для
равномерного распределения долговой
нагрузки на республиканский бюджет;
привлечение бюджетных кредитов на
пополнение остатка средств на едином
счете бюджета в целях обеспечения его
ликвидности;
выполнение условий предоставления
(использования, возврата) бюджетного
кредита из федерального бюджета;
проведение работы с кредитными
организациями по снижению процентных
ставок при наличии заключенных
государственных контрактов;
минимизация привлечения кредитов
кредитных организаций с соблюдением
ограничения по их обслуживанию (ключевая
ставка Центрального банка Российской
Федерации плюс 1%);
непредоставление государственных
гарантий Кабардино-Балкарской
Республики;
осуществление постоянного мониторинга
соответствия параметров дефицита и
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики
ограничениям, установленным Бюджетным
кодексом Российской Федерации и
заключенными с Министерством финансов
Российской Федерации соглашениями;
обеспечение информационной
прозрачности (открытости) в вопросах
долговой политики.
5. Основные риски, связанные с
реализацией долговой политики
Основными рисками при реализации
долговой политики являются:
риск недостаточного поступления доходов
в республиканский бюджет;
риск роста процентной ставки в связи с
ростом ключевой ставки Центрального
банка Российской Федерации и изменения
стоимости заимствований в зависимости
от времени и объема потребности в
заемных ресурсах.
В целях снижения указанных рисков и
сохранения их на приемлемом уровне
реализация долговой политики будет
осуществляться на основе прогнозов
поступления доходов и расходов,
привлечения государственных
заимствований.