Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


Региональное соглашение между Союзом организаций профсоюзов "Новгородская областная Федерация профсоюзов", Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области" и Правительством Новгородской области на 2024 - 2026 годы

от 30 октября 2023 года N 01-53/267
г. Великий Новгород



Зарегистрировано в Министерстве труда и социальной защиты населения Новгородской области 25 октября 2023 г. N 2/23



Утверждено
решением
областной трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений
(протокол от 02.10.2023 N 4)



Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Союза организаций профсоюзов "Новгородская областная Федерация профсоюзов" (далее "Профсоюзы"), Регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области" (далее "Работодатели") и Правительства Новгородской области - именуемые в дальнейшем "Стороны Соглашения", стремясь к достижению социального мира и согласия, обеспечению трудовых и социальных гарантий работающих граждан, повышению уровня жизни населения, заключили настоящее Региональное соглашение (далее "Соглашение"), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Новгородской области.



I. Общие положения


1.1. Стороны Соглашения признают настоящее Соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Новгородской области, и принимают на себя обязательства руководствоваться в своей деятельности в объеме своих полномочий наряду с настоящим Соглашением, также действующим Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.


1.2. Стороны при исполнении Соглашения руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных и региональных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к предмету настоящего Соглашения, Уставами Профсоюзов, а также настоящим Соглашением.


1.3. Стороны Соглашения признают, что приоритетной целью их деятельности является создание условий, обеспечивающих право граждан на достойный труд, сокращение масштабов бедности, свободное развитие человека. Нормой оценки их деятельности является:


повышение уровня жизни населения области, выражающегося в снижении численности населения, находящегося за чертой бедности (со среднедушевым доходом ниже региональной величины прожиточного минимума);


рост рождаемости и продолжительности жизни граждан;


сокращение и ликвидация задолженности по выплате заработной платы;


проведение активной политики стабильной занятости населения, выражающееся в сокращении безработицы и увеличении рабочих мест в организациях, учреждениях области;


создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышения эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;


создание благоприятных условий для деятельности расположенных на территории области организаций товаропроизводящей сферы, путем реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года.


1.4. Принятые на себя согласованные Сторонами Соглашения гарантии и обязательства обеспечиваются средствами соответствующих бюджетов в порядке, установленном действующим законодательством, доходами и ресурсами организаций, средствами профессиональных союзов.


1.5. Стороны Соглашения будут способствовать формированию на региональном, отраслевых и территориальных уровнях полномочных объединений работодателей, а также тому, чтобы применение гарантий настоящего Соглашения распространялось на организации, расположенные в области, но не охваченные настоящим Соглашением.


1.6. Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области публикует в газете "Новгородские ведомости" вместе с текстом настоящего Соглашения предложение работодателям, осуществляющим деятельность на территории Новгородской области и не участвовавшим в заключении настоящего Соглашения (не входящим в состав Регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области"), присоединиться к нему.


В случае непредставления работодателями в министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области в течение 30 календарных дней со дня опубликования в газете "Новгородские ведомости" предложения о присоединении к Соглашению, мотивированного письменного отказа присоединиться к нему, настоящее Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня опубликования предложения в газете "Новгородские ведомости" и подлежит обязательному исполнению ими.


В случае отказа от присоединения к Соглашению работодатель должен приложить к нему протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации (при ее наличии в организации), объединяющей работников данного работодателя, и направить указанные документы в министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области в течение 30 календарных дней со дня опубликования в газете "Новгородские ведомости" предложения о присоединении к Соглашению.


Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области в случае отказа работодателя присоединиться к Соглашению имеет право пригласить представителей данного работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.


1.7. Соглашение распространяется и является обязательным для Сторон, его заключивших, а также для работодателей, признающих настоящее Соглашение и присоединившихся к нему. Действие Соглашения распространяется на администрации муниципальных образований, если они в течение 30 календарных дней со дня получения от Правительства Новгородской области официального предложения присоединиться к Соглашению не представили в Правительство Новгородской области мотивированный отказ от присоединения к Соглашению.


1.8. Распространение Соглашения и присоединение к Соглашению означают добровольное принятие на себя в полном объеме обязательств соответствующей стороны Соглашения в пределах полномочий того или иного работодателя или администрации муниципального образования и приобретение права контроля за его выполнением.


1.9. Ни одна из Сторон Соглашения, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств. В то же время Соглашение может быть изменено по инициативе любой из Сторон Соглашения и при взаимной договоренности Сторон.


1.10. Стороны договорились, что изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:


Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет другим Сторонам Соглашения предложение в письменной форме о начале переговоров с перечнем конкретных изменений и обоснованием причин их внесения.


После получения соответствующего предложения одной из Сторон, переговоры должны быть проведены в течение не более двух месяцев. Изменения вносятся только при достижении согласия всех Сторон Соглашения и оформляются в установленном законодательством порядке.


1.11. Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров.


1.12. Стороны Соглашения принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.


1.13. Соглашение вступает в силу с 1 января 2024 года и действует по 31 декабря 2026 года. В случае если Стороны не заключили Соглашение на последующий период, они рассматривают вопрос о продлении настоящего Соглашения.


1.14. В течение 7 дней со дня подписания Соглашение направляется на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду, согласно действующему законодательству.


1.15. Каждая из Сторон Соглашения не менее чем за три месяца до окончания срока действия Соглашения, вправе внести письменное уведомление другой стороне о начале переговоров по разработке и заключению нового Соглашения. В этом случае Стороны обязуются приступить к переговорам. При недостижении согласия между Сторонами по отдельным положениям проекта Соглашения в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров Стороны Соглашения подписывают Соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением Протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться посредством проведения коллективного трудового спора, в предусмотренном законом порядке.



II. Экономические и производственные отношения


2.1. Стороны Соглашения считают, что в предстоящий период действия Соглашения экономическая политика должна быть ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих динамичное развитие и повышение конкурентоспособности экономики области, улучшение жизни населения Новгородской области. Стороны обязуются на регулярной основе проводить консультации Сторон:


по основным параметрам стратегий и программ социально-экономического развития Новгородской области на долгосрочную и среднесрочную перспективу;


по вопросам реализации национальных проектов в Новгородской области;


по подготовке предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство: федеральное и региональное;


по содействию повышению производительности труда на основе создания и модернизации достойных рабочих мест, а также непрерывного образования и повышения квалификации работников;


по развитию государственно-частного партнерства с целью реализации социально значимых проектов, повышения уровня жизни населения Новгородской области.


2.2. Правительство Новгородской области:


2.2.1. В ходе подготовки проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, организует предоставление Сторонам Соглашения возможность рассмотрения указанных проектов и внесения по ним предложений. По инициативе одной из Сторон, до внесения проектов на рассмотрение в Новгородскую областную Думу, предложения могут выноситься на рассмотрение областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;


2.2.2. Предоставляет возможность участия представителей Сторон Соглашения в рабочих группах, комиссиях по подготовке проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, по согласованию с органами местного самоуправления области параметров межбюджетных отношений консолидированного бюджета области;


2.2.3. Организует при формировании проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период ежегодно средства на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям Новгородской области в объемах, необходимых для выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);


2.2.4. Организует при формировании проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период ежегодно средства на финансирование государственных казенных учреждений Новгородской области;


2.2.5. Предусматривает при формировании проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период средства на финансирование государственным учреждениям Новгородской области расходов на обеспечение выполнения ими государственных нормативных требований охраны труда:


на содержание специалиста по охране труда в организации при численности работающих более 50 человек;


на проведение специальной оценки условий труда;


на обязательные медицинские осмотры работников;


на оплату дополнительных отпусков и оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;


на обеспечение работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты;


на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях (в размере не менее 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);


2.2.6. При формировании проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период рассматривает вопрос о выделении необходимых средств:


на оплату организациями бюджетной сферы текущих коммунальных платежей по всем видам услуг, предоставленным им организациями жилищно-коммунального, газового хозяйства, коммунальной энергетики на основании экономически обоснованных затрат и тарифов, утвержденных на новый финансовый год, с учетом реализации организациями жилищно-коммунального, газового хозяйства, коммунальной энергетики мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности;


на субсидию на возмещение недополученных доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги холодного водоснабжения, водоотведения и (или) холодную воду, теплоснабжения, горячего водоснабжения и (или) горячую воду по тарифам для населения;


на оплату выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам;


2.2.7. Рекомендует органам местного самоуправления осуществлять финансирование работ по благоустройству населенных пунктов области.


2.2.8. В пределах представленных полномочий по согласованию со Сторонами Соглашения устанавливает цены (тарифы), торговые надбавки, сборы, размеры (ставки) платы на: проведение технического осмотра транспортных средств; перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках; лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; обеспечивающие экономически обоснованные расходы представляющих их организаций, затрат на развитие производства и социальную защиту работников в соответствии с действующим трудовым законодательством и отраслевыми тарифными соглашениями;


2.2.9. Организует ежеквартальное представление Сторонам информации об исполнении доходной и расходной части областного и консолидированного бюджетов;


2.2.10. Обеспечивает ежеквартальное опубликование в газете "Новгородские ведомости" статистического обзора о социально-экономическом положении области, в том числе показателей уровня жизни населения в сравнении с аналогичными данными других территорий Северо-Западного федерального округа, в среднем по Российской Федерации, которые отражаются в сборнике Новгородстата и разрабатываются в рамках Федерального плана статистических работ;


2.3. Работодатели:


2.3.1. Организуют и финансируют профессиональную подготовку кадров и повышение квалификации работников;


2.3.2. Обеспечивают гласность при разработке мероприятий по модернизации производств и технологическому перевооружению предприятий;


2.3.3. Заключают в организациях коллективный договор и в 7-дневный срок представляют его на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.


2.3.4. Обеспечивают в соответствии с действующим законодательством участие представителей работников в коллективных органах управления организацией;


2.3.5. Периодически, в сроки, определенные коллективным договором, информируют работников о финансово-экономическом положении организации, перспективах развития, принимаемых мерах по стабилизации производства, ликвидации задолженности по выплате заработной платы и социальных пособий;


2.3.6. Обеспечивают соблюдение требований федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве) в части вопросов, связанных с передачей на государственное хранение ведомственных архивов ликвидируемых организаций, в том числе документов, содержащих необходимые для назначения пенсии сведения о работниках;


2.3.7. Информируют профсоюзную организацию о начале введения процедуры банкротства в целях финансового оздоровления организации.


2.4. Профсоюзы:


2.4.1. Заключают в установленном порядке региональные и территориальные, в том числе отраслевые соглашения; в организациях - коллективные договоры с работодателями, добиваясь включения в них взаимных обязательств по защите социально-трудовых прав и интересов работников;


2.4.2. Рассматривают проекты нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые права и гарантии граждан (работников), и направляют свои предложения в соответствующие органы власти.


2.4.3. Через своих представителей принимают участие в работе рабочих групп и комиссиях по подготовке Правительством Новгородской области проектов бюджетов на предстоящий финансовый год и проекта Стратегии социально-экономического развития Новгородской области.


2.4.4. Оказывают консультативную и методическую помощь профсоюзным организациям по заключению коллективных договоров и соглашений.


2.4.5. Участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров.


2.4.6. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях.


2.4.7. Содействуют заключению коллективных договоров во всех организациях, где действуют первичные профсоюзные организации профессиональных союзов, входящих в Общероссийский союз "Федерация независимых профсоюзов России", уделяя особое внимание качеству заключаемых коллективных договоров.


2.4.8. Добиваются консолидации усилий, солидарности и единства действий профсоюзов в целях поддержки переговорных кампаний, повышения эффективности коллективно-договорного процесса, обеспечения выполнения сторонами социального партнерства договоров и соглашений.



III. Доходы и уровень жизни


3.1. Стороны Соглашения договорились:


3.1.1. О системе среднесрочных показателей (индикаторов) социально-экономического развития области, влияющих на уровень жизни населения, и обязуются содействовать достижению следующих показателей на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (Новгородстата):


в том числе по годам:

N п/п

Показатели (индикаторы) уровня жизни населения

Единица измерения

Прогноз на:

2024 год

2025 год

2026 год

1

2

3

4

5

6

1.

Валовой региональный продукт

млрд руб.

413,0

437,7

466,6

2.

Индекс физического объема валового регионального продукта

% к предыдущему году

101,8

102,4

102,6

3.

Реальные располагаемые денежные доходы населения

%

105,1

105,1

105,2

4.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

руб.

56434

60384

64370

5.

Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

% к предыдущему году

107,9

107,0

106,6

6.

Реальная заработная плата

% к предыдущему году

103,3

102,9

102,5

7.

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

0,7

0,7

0,7

8.

Доля численности населения с денежными доходами ниже границы бедности

в % от общей численности населения области

10,8

10,3

9,8

9.

Фонд заработной платы работников организаций

млрд руб.

98,8

99,8

100,8

10.

Темп роста фонда заработной платы работников организаций

в % к предыдущему году

101,8

101,0

101,0


3.1.2. Совместными усилиями принимать меры по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, недопущения долгов по заработной плате. В случае несвоевременной выплаты заработной платы принимать меры по возмещению потерь, вызванных задержкой заработной платы, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и действующим в организации коллективным договором.


3.1.3. Рекомендовать собственникам организаций, Советам Директоров, Правлениям коммерческих обществ включать в условия договора с руководителем организации положения об ответственности руководителя за допущенную задолженность по выплате заработной платы.


3.1.4. Рекомендовать работодателям сохранять за работниками, участвовавшим в забастовке из-за невыполнения коллективных договоров и соглашений по вине работодателя или учредителя, а также за работниками, приостановившим работу в порядке, предусмотренном статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации, заработную плату в полном размере, что закрепляется в коллективных договорах и соглашениях.


3.1.5. Обеспечить проведение мониторинга размеров средней заработной платы в экономике области и своевременности выплаты заработной платы организациями.


3.1.6. В структуре тарифов на услуги организаций коммунального комплекса предусматривать расходы на оплату труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением.


3.2. Правительство Новгородской области:


3.2.1. Организует контроль за утверждением (внесением изменений) органами исполнительной власти области примерных положений об оплате труда работников подведомственных им государственных учреждений с учетом мнения соответствующего выборного органа отраслевого профсоюза;


3.2.2. Рекомендует органам исполнительной власти области использовать при разработке примерных положений об оплате труда работников подведомственных им государственных учреждений в качестве ориентиров примерные положения, утвержденные федеральными органами исполнительной власти для подведомственных федеральных государственных учреждений.


3.2.3. Рекомендует руководителям учреждений бюджетной сферы при установлении и реализации систем оплаты труда работников:


учитывать Единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;


при установлении конкретных перечней и условий установления выплат компенсационного характера исходить из необходимости обеспечения минимальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;


определять конкретные показатели и критерии установления выплат стимулирующего характера, включать в состав комиссий по оценке эффективности деятельности структурных подразделений и работников, распределению фонда оплаты труда и стимулирующих выплат представителей первичной профсоюзной организации;


разрабатывать с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации Положение об оплате труда работников учреждения.


3.2.4. Организует проведение при участии соответствующих отраслевых организаций профсоюзов мониторинга эффективности реализации новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Новгородской области.


3.2.5. Организует при формировании проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период ежегодно средства на оплату труда работникам учреждений Новгородской области, на уровне не ниже предыдущего года. Обеспечивает контроль за сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем оплаты труда среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности);


3.2.6. Организует осуществление мониторинга за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы в организациях Новгородской области.


3.3. Работодатели:


3.3.1. Проводят политику в области доходов работников организаций, направленную на постепенное обеспечение минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях труда и полностью выполнившим норму труда, в размере не ниже региональной величины прожиточного минимума трудоспособного человека, а среднемесячной заработной платы в целом по организации до уровня трех размеров региональной величины прожиточного минимума трудоспособного человека. В организациях, где минимальная и среднемесячная заработная плата не достигают указанных уровней, разрабатывают совместно с выборным профсоюзным органом и включают в коллективный договор программу поэтапного их достижения.


3.3.2. Обеспечивают соответствие уровня оплаты труда квалификации работника, сложности, количеству, качеству и условиям труда; установление обоснованных норм трудовых затрат применительно ко всем категориям и квалификационным группам работников.


3.3.3. Стремятся довести тарифную часть заработка работников с учетом вида экономической деятельности, специфики производства до уровня не ниже двух третей от общего его размера, но не ниже региональной величины прожиточного минимума трудоспособного человека.


3.3.4. Устанавливают системы оплаты труда, нормы труда с учетом мнения выборных профсоюзных органов и закрепляют их в коллективных договорах и отраслевых соглашениях.


3.3.5. С целью обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации производят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в Новгородской области в порядке и размере, согласованных в коллективных договорах, тарифных отраслевых соглашениях (но не реже одного раза в год).


3.3.6. Вносят предложения в органы управления акционерными обществами до погашения задолженности по заработной плате наемным работникам не принимать решений о выплате дивидендов акционерам.


3.3.7. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату начисленной заработной платы. В случаях реорганизации или ликвидации организации обеспечивают выплату заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации;


3.3.8. Осуществляют тарификацию работ и присвоение квалификации рабочим, специалистам и служащим (кроме бюджетных отраслей) по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих или по профессиональным стандартам, если иное не предусмотрено отраслевым соглашением или коллективным договором.


3.3.9. Обеспечивают доведение в письменной форме до каждого работника его трудовых обязанностей и норм труда.


3.4. Профсоюзы:


3.4.1. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением в организациях законодательства о труде, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством, соглашениями, коллективными договорами.


3.4.2. Представляют законные права и интересы членов профсоюзов перед работодателями, в государственных органах, организациях.


3.4.3. Способствуют организации и деятельности комиссий по трудовым спорам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.


3.4.4. Оказывают бесплатную юридическую помощь и консультации членам профсоюзов по вопросам условий и оплаты труда.


3.4.5. Проводят анализ социально-экономического положения трудящихся, уровня жизни для выработки мер и предложений по защите социально-экономических интересов трудящихся и других категорий населения.


3.4.6. Принимают необходимые общественные меры к сокращению задолженности по заработной плате и социальным выплатам, недопущению их невыплат и задержек.


3.4.7. Организуют обучение работников организаций основам социального партнерства в сфере труда.


3.4.8. Участвуют в совершенствовании новых отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы, в подготовке и совершенствовании нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и профессиональные интересы работников.


3.4.9. Оказывают членам профсоюзов, первичным и территориальным профсоюзным организациям помощь в вопросах применения трудового законодательства Российской Федерации, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения соглашений, коллективных договоров, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.


3.4.10. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.



IV. Охрана труда, здоровья работников на производстве и экологическая безопасность


4.1. Рассматривая охрану труда, обеспечение благоприятных условий труда, сохранение здоровья работников на производстве и обеспечение экологической безопасности, как одно из приоритетных направлений сотрудничества, Стороны совместно:


совершенствуют систему управления охраной труда в Новгородской области;


формируют условия труда, позволяющие сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;


создают условия формирования культуры безопасного труда и повышения эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;


взаимодействуют с органами государственного контроля (надзора) по вопросам соблюдения государственных нормативных требований охраны труда работодателями, осуществляющими свою деятельность на территории Новгородской области;


организуют и проводят областные конкурсы по вопросам охраны труда на территории Новгородской области;


обмениваются информацией о состоянии условий и охраны труда в организациях области;


осуществляют контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;


проводят мониторинг экологической обстановки, учет нарушений и анализа ситуации в целях своевременного принятия мер по обеспечению экологической безопасности и улучшению экологической обстановки.


4.2. Правительство Новгородской области:


4.2.1. Организует обеспечение реализации на территории области государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности.


4.2.2. Организует сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда, проведения специальной оценки условий труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Новгородской области;


4.2.3. Организует разработку с участием работодателей и профсоюзов подпрограммы по улучшению условий и охраны труда государственной программы Новгородской области и обеспечивает контроль за ее выполнением.


4.2.4. Координирует проведение на территории области в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.


4.2.5. Организует обеспечение финансирования проведения специальной оценки условий труда в казенных и бюджетных учреждениях Новгородской области.


4.2.6. Обеспечивает координацию и методическое руководство работой в сфере охраны труда исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Новгородской области.


4.2.7. Организует проведение государственной экспертизы условий труда.


4.2.8. Организует ежегодное проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда, а также семинаров, совещаний, круглых столов по вопросам охраны труда;


4.2.9. Информирует население через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда, профессиональной заболеваемости и экологической обстановке в Новгородской области.


4.3. Работодатели:


4.3.1. Внедряют модели управления охраной труда, основанной на передовых и наиболее эффективных технологиях в области охраны труда, популяризации и пропаганде безопасного труда.


4.3.2. Внедряют управление профессиональными рисками в системе охраны труда.


4.3.3. Осуществляют ежегодно финансирование мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда работников, в соответствии с действующим законодательством и соглашениями по охране труда (в размере не менее 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).


4.3.4. Организуют обучение работников организации и периодическую проверку их знаний в области охраны труда в соответствии с государственными требованиями охраны труда.


4.3.5. Обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников организаций, проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами в соответствии с требованиями законодательства об охране труда.


4.3.6. Осуществляют своевременно с привлечением представителей работников проведение специальной оценки условий труда, создают совместные комитеты (комиссии) по охране труда. Информируют работников о фактическом состоянии условий труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах, а также обеспечивают их предоставление.


4.3.7. Обеспечивают беспрепятственный допуск представителей соответствующих профсоюзных организаций (технических инспекторов труда и уполномоченных по охране труда) в организации, на рабочие места, где работают члены профсоюза для осуществления профсоюзного контроля за состоянием охраны труда.


4.3.8. Информируют соответствующие профсоюзные органы о несчастных случаях на производстве: групповых, тяжелых и со смертельным исходом и включают (по согласованию с ними) их представителей в комиссии по расследованию данных несчастных случаев.


4.3.9. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени (не менее 3 часов в неделю) уполномоченным по охране труда профсоюзов для выполнения обязанностей по контролю за состоянием условий и охраны труда в организациях.


4.3.10. В случае гибели работника, получения работником тяжелой травмы на производстве обеспечивают в соответствии с коллективным договором организации выплату дополнительного пособия работнику или его семье (сверх выплат из Фонда социального страхования).


4.3.11. Обеспечивают рациональное и эффективное использование энергетических природных ресурсов.


4.3.12. Организуют проведение мероприятий, направленных на формирование у работников приверженности к иммунизации в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 года N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок", в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".


4.4. Профсоюзы:


4.4.1. Участвуют в разработке и реализации государственных программ по улучшению условий и охраны труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Новгородской области.


4.4.2. Осуществляют через техническую инспекцию труда профсоюзов и уполномоченных по охране труда общественный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды. Представляют и защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания в порядке, предусмотренном законодательством об охране труда.


4.4.3. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, снижению риска получения травм и профессиональных заболеваний на производстве.


4.4.4. Проводят работу по избранию уполномоченных по охране труда профсоюзов и созданию совместных с работодателями комитетов (комиссий) по охране труда в организациях.


4.4.5. Обеспечивают профсоюзные организации методическими материалами по осуществлению общественного контроля за охраной труда.


4.4.6. Оказывают содействие по формированию в организациях системы управления охраной труда в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, рекомендациями Международной Организации Труда, областным законом от 03.10.2017 N 150-ОЗ "Об охране труда в Новгородской области".


4.4.7. Совместно с областными отраслевыми комитетами (советами) профсоюзов организуют обучение профсоюзных представителей осуществлению общественного контроля за состоянием охраны труда в организациях, а также вопросам, связанным с охраной окружающей среды и экологической безопасности.


4.4.8. Предоставляют бесплатные консультации и оказывают помощь членам профсоюза по вопросам охраны труда.



V. Содействие занятости населения, развитие рынка труда


5.1. Стороны Соглашения:


5.1.1. На основе совместных и скоординированных действий по разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения обеспечивают сохранение максимально возможного уровня занятости граждан, минимизацию отрицательных последствий безработицы. В случае осложнения ситуации в сфере занятости населения Стороны Соглашения принимают меры по стабилизации положения на рынке труда области или того или иного населенного пункта;


5.1.2. Для внесения в отраслевые и (или) территориальные соглашения рекомендуют понимать под массовым увольнением работников в организациях независимо от форм собственности высвобождение работников за период 90 календарных дней, если оно коснулось не менее 10 % кадрового состава работающих, либо другое одновременное высвобождение более 100 человек, независимо от численности работающих в организации;


5.1.3. Рекомендуют предусмотреть в коллективных договорах, соглашениях установление 36-часовой рабочей недели, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами, для женщин, работающих в сельской местности, с выплатой заработной платы в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы;


5.1.4. Принимают в рамках действующего законодательства меры по стимулированию легализации заработной платы, недопущению нелегальной и теневой занятости населения;


5.1.5. Проводят оценку эффективности использования иностранной рабочей силы;


5.1.6. Обеспечивают в целях повышения роли социального партнерства и престижа рабочих профессий проведение регионального этапа всероссийских конкурсов "Лучший по профессии" и "Российская организация высокой социальной эффективности".


5.1.7. Не допускают дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, занятости, сохранения и продвижения по работе, и безопасных условий труда;


5.1.8. Осуществляют защиту прав инвалидов и женщин, воспитывающих детей, наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные условия труда, включая защиту от домогательств, и объективное рассмотрение жалоб;


5.1.9. Принимают меры, направленные на расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства женщин, совмещающих обязанности по воспитанию детей с трудовой занятостью;


5.1.10. Обеспечивают возможность переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости;


5.1.11. Обеспечивают доступность информации о возможностях трудоустройства инвалидов через средства массовой информации;


5.1.12. Осуществляют разработку и реализацию с участием представителей Профсоюзов комплекса мероприятий по совершенствованию системы профессионального образования, профессионального обучения с целью кадрового обеспечения ключевых производственных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Новгородской области.


5.2. Правительство Новгородской области:


5.2.1. При участии Профсоюзов и Работодателей организует разработку и реализацию государственных программ Новгородской области, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.


5.2.2. Ежегодно представляет Сторонам Соглашения информацию о прогнозировании потребности в рабочей силе в профессионально-квалификационном разрезе на предстоящий год.


5.2.3. В случаях массового увольнения работников, резкого увеличения уровня регистрируемой безработицы в отдельных поселениях области совместно с Работодателями, Профсоюзами предпринимает оперативные меры по обеспечению трудоустройства высвобождаемых граждан и ограничению роста регистрируемой безработицы.


5.2.4. В соответствии с законодательством, в пределах своих полномочий, обеспечивает гарантии в сфере занятости населения бывшим работникам системообразующих организаций, расположенных на территории монопрофильных населенных пунктов, при угрозе их банкротства.


5.2.5. Рекомендует органам местного самоуправления участвовать в организации и финансировании:


проведения оплачиваемых общественных работ;


временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;


ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.


5.2.6. Проводит консультации со Сторонами Соглашения по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы на основе потребности секторов экономики в трудовых ресурсах в профессионально-квалификационном разрезе. Организует определение потребности в привлечении иностранной рабочей силы в организации области с учетом мнения Профсоюзов.


5.2.7. Ежеквартально организует предоставление Сторонам Соглашения информации:


о состоянии рынка труда области, наиболее востребованных профессиях и специальностях, заявленных работодателями в органы службы занятости;


о результатах мониторинга ситуации в экономике и социальной сфере области.


5.2.8. Осуществляет стимулирование приема на работу инвалидов в организациях и у индивидуальных предпринимателей путем реализации мероприятий государственных программ Новгородской области в сфере содействия занятости населения.


5.2.9. Организует разработку прогноза баланса трудовых ресурсов Новгородской области на очередной год и плановый двухлетний период.


5.2.10. Обеспечивают разработку прогноза кадровой потребности на семилетний период в целом по Новгородской области.


5.3. Работодатели:


5.3.1. Обеспечивают своевременное, полное и достоверное информирование органов службы занятости и выборных профсоюзных органов о возможных предстоящих массовых увольнениях, их причинах, числе и категориях работников, которых оно может коснуться, о сроках, в течение которых его намечается провести, о вакансиях и свободных рабочих местах, планируемых мерах по трудоустройству, переобучению высвобождаемых работников, о соблюдении установленной квоты для трудоустройства инвалидов, несовершеннолетних граждан, о введении режима неполного рабочего времени (рабочего дня, недели), о приостановке производства.


5.3.2. Разрабатывают в целях предотвращения массового высвобождения работников и снижения уровня безработицы при временном сокращении объемов производства мероприятия по отказу от применения сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни; увольнению работников-совместителей; временному прекращению приема новых работников; организации непрерывной переподготовки кадров и другие мероприятия.


5.3.3. Организуют с целью сохранения максимально возможного уровня занятости подготовку работников (профессиональное образование и профессиональное обучение), получение ими дополнительного профессионального образования, а также прохождение независимой оценки квалификации (при направлении работодателя).


5.3.4. Обеспечивают соответствие наименований профессий работников Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, своевременную и в полном объеме сдачу в архив документов по личному составу.


5.3.5. Предусматривают в коллективных договорах специальные разделы, регулирующие вопросы занятости работников, в том числе отдельных категорий работников, включая женщин, совмещающих обязанности по воспитанию детей с трудовой занятостью.


5.3.6. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников по возможности воздерживаются от увольнения работников, являющихся единственными кормильцами (в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком).


5.3.7. Все вопросы, связанные с массовым высвобождением работников, принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации.


5.3.8. Выделяют или создают рабочие места для трудоустройства инвалидов, обеспечивают им условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.


5.3.9. Устанавливают квоту для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников в случае, если численность работников превышает 100 человек, в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников в случае, если численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно.


5.3.10. Принимают меры по созданию надомных рабочих мест, использованию форм неполной занятости с гибким графиком работы и (или) неполным рабочим днем.


5.3.11. Принимают меры по обеспечению доступности инвалидов-колясочников к рабочим местам и возможность непрерывного профессионального обучения.


5.3.12. Осуществляют сопровождение при содействии занятости инвалида, в том числе формирование с учетом его потребностей пути передвижения по территории работодателя, оборудования (оснащения) для него рабочего места, обеспечение для него доступа в необходимые помещения, оказание помощи в организации труда при дистанционной работе или работе на дому, определение особенностей режима рабочего времени и времени отдыха инвалида, предоставление при необходимости помощи наставника.


5.3.13. Предоставляют рабочие места для трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе в рамках стажировки с привлечением наставников из числа работников организации.


5.4. Профсоюзы:


5.4.1. Оказывают бесплатную консультативную, правовую помощь профсоюзным организациям и членам профсоюзов в вопросах занятости, приема на работу и увольнения, в разработке раздела коллективного договора, регулирующего занятость работников, оформлении трудовых договоров.


5.4.2. Осуществляют в организациях профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости. Взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения в организациях законодательства о труде.


5.4.3. Вносят на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о переносе сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.


5.4.4. Проводят при сокращении рабочих мест консультации и переговоры с работодателями по вопросам занятости, переобучения высвобождающихся работников, трудоустройству их внутри организации.


5.4.5. Рекомендуют в целях сохранения рабочих мест включать в отраслевые соглашения и коллективные договоры организаций положений по выработке системы мер поддержки работников, высвобождаемых с организаций, заключению с работниками (с их согласия) договоров о повышении квалификации, переобучении.


5.4.6. Готовят предложения и заключения по проектам областных нормативных актов в области занятости и трудоустройства.


5.4.7. Рекомендуют включать в отраслевые соглашения и коллективные договоры положения, гарантирующие защиту прав и интересов инвалидов, женщин, воспитывающих детей, а также создание условий труда для указанных категорий граждан, включая создание надомных рабочих мест, использование форм неполной занятости с гибким графиком работы и (или) неполным рабочим днем, средств, способствующих повышению мобильности инвалидов.



VI. Социальные гарантии


6.1. Стороны пришли к соглашению:


6.1.1. Проводить согласованную политику в области организации детского отдыха, для чего:


сохранять, укреплять и развивать инфраструктуру организаций отдыха и оздоровления детей;


обеспечить развитие различных форм отдыха, оздоровления и занятости детей, в том числе загородные лагеря, лагеря труда и отдыха, профильные и спортивные лагеря;


предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование за счет средств работодателей мероприятий по созданию условий для отдыха и лечения работников и их детей;


6.1.2. Содействовать распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита (ВИЧ-инфекций).


6.1.3. Оказывать содействие по сохранению рабочих мест за гражданами Российской Федерации, призванными на военную службу по мобилизации, предусматривать в коллективных договорах дополнительные социальные гарантии для призванных работников и членов их семей.


6.1.4. Обеспечивать меры поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей.


6.2. Правительство Новгородской области:


6.2.1. Организует в рамках своих полномочий государственное регулирование и региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


6.2.2. Организует обеспечение работы постоянно действующей областной межведомственной комиссии по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.


6.2.3. Организует ежегодный расчет величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения области.


6.2.4. Организует в рамках своих полномочий разработку нормативных актов в области проведения жилищно-коммунальной реформы, обеспечения граждан жилыми помещениями с учетом мнения сторон Соглашения.


6.2.5. Учитывает при рассмотрении ходатайств организаций о награждении работников государственными и ведомственными наградами мнение соответствующих отраслевых профсоюзных органов.


6.2.6. Внедряет Единый стандарт региональных мер поддержки участников специальной военной операции и членов их семей.


6.3. Работодатели:


6.3.1. Передают бесплатно каждому работнику по окончании календарного года по его обращению копию сведений, представленных по нему в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет работника.


6.3.2. Предусматривают в коллективных договорах:


образование за счет прибыли фонда социального развития на осуществление комплексной социальной политики в организации;


осуществление дополнительной социальной поддержки малоимущих категорий работников, нуждающихся в помощи, а также пенсионеров, инвалидов труда - бывших работников организации;


отчисления финансовых средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу среди работников организации;


организацию оздоровительного отдыха детей и подростков работников, финансирование хозяйственного содержания детских оздоровительных лагерей, баз отдыха и профилакториев, принадлежащих организациям различных форм собственности;


возможность приобретения горячего обеда для работающих и организацию достойных условий принятия пищи, при наличии финансовых возможностей - частичную или полную компенсацию работающим стоимости обеда;


реализацию социальных программ, направленных на поддержание здоровья работников, включая прохождение диспансеризации, развитие системы добровольного медицинского страхования;


предоставление дополнительных социальных гарантий работникам, прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинское обследование по "Сертификату молодоженам "Репродуктивное здоровье";


предоставление дополнительных социальных гарантий и льгот отдельным категориям работников, совмещающих обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей с трудовой занятостью, в том числе предоставление работникам, воспитывающим детей младшего школьного возраста, выходного нерабочего дня 1 сентября с сохранением заработной платы;


6.3.3. Предоставляют работникам право на освобождение от работы с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья (с учетом согласования с руководством организации дня прохождения диспансеризации):


для работников в возрасте от 18 до 39 лет включительно - один рабочий день раз в три года;


для работников в возрасте 40 лет и старше - один рабочий день ежегодно;


для работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и для работников, являющихся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, - два рабочих дня ежегодно.


6.3.4. Не допускают дискриминации в сфере труда и занятости мужчин, женщин и молодежи с ВИЧ-инфекцией или синдромом приобретенного иммунодефицита.


6.4. Профсоюзы:


6.4.1. Участвуют в подготовке программ адресной социальной помощи малоимущим категориям работников, инвалидам и пенсионерам - бывшим работникам организации при наличии указанных положений в коллективных договорах.


6.4.2. Оказывают материальную помощь нуждающимся членам профсоюзов.


6.4.3. Рассматривают проекты областных законов и других нормативных актов, регулирующих социально-экономические гарантии и права граждан, и направляют свои предложения в соответствующие органы власти.


6.4.4. Участвуют в организации и проведении оздоровления детей и подростков работающих граждан. Оказывают материальную помощь членам профсоюза, имеющим среднедушевые денежные доходы в семье ниже региональной величины прожиточного минимума, при приобретении путевок для их детей.


6.4.5. Способствуют разработке коллективного договора, устанавливающего социальные гарантии для работников, а также взаимные обязательства сторон по профилактике ВИЧ-инфекции или синдрома приобретенного иммунодефицита на рабочих местах, защите права на труд для работников, живущих с ВИЧ-инфекцией или синдромом приобретенного иммунодефицита.



VII. Молодежная политика


7.1. В области работы с молодежью Стороны Соглашения определяют приоритетными следующие направления:


реализация государственной, региональной молодежной политики и молодежной политики Профсоюзов, как единой государственной политики в Российской Федерации;


осуществление социально-экономической защиты работающей и учащейся молодежи, создание молодым работникам достойных и привлекательных условий для высокоэффективного безопасного труда, обеспечение достаточного числа рабочих мест с уровнем дохода, обеспечивающим достойную жизнь;


поддержка молодых людей, привлечение их к формированию и реализации молодежных программ, разработке соглашений, коллективных договоров, а также к активному и созидательному участию в жизни организации, профсоюзном, молодежном движении и других общественных организациях;


поддержка молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания и укрепления семьи;


содействие обучению, трудоустройству, профессиональному росту и занятости молодежи, обеспечению молодых семей жильем и местами в детских дошкольных образовательных организациях, социальной поддержки учащихся, студентов, а также молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации;


реализация общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных общественных объединений в организациях области.


7.2. Стороны Соглашения совместно:


7.2.1. Проводят согласованную политику в области организации массовых, социальных, трудовых, культурных, спортивных и других молодежных мероприятий, организации полноценного досуга и отдыха детей и молодежи, для чего, развивают работу профильных лагерей для оздоровления детей и подростков.


7.2.2. Разрабатывают систему мер по изданию и совершенствованию нормативных правовых актов в сфере государственной и общественной поддержки, а также защиты законных прав и интересов молодежи.


7.2.3. Осуществляют эффективное взаимодействие в области реализации молодежной политики и совместного контроля за обеспечением правовых и социальных гарантий молодежи.


7.2.4. Содействуют привлечению и закреплению молодежи в организациях. Реализуют совместные мероприятия по взаимодействию с работающей молодежью и целевые программы, направленные на решение проблем в области молодежной политики.


7.2.5. Обобщают и распространяют положительный опыт работы с молодежью.


7.2.6. Содействуют привлечению молодежи к непосредственному участию в переговорах с работодателями, представителями органов исполнительной власти Новгородской области, в формировании предложений по специфическим молодежным проблемам в сфере трудовых отношений.


7.2.7. Оказывают всестороннее содействие развитию добровольчества (волонтерства), в том числе принимают меры по созданию условий, обеспечивающих востребованность деятельности добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), оказывают поддержку добровольческим (волонтерским) организациям и добровольцам (волонтерам).


7.3. Правительство Новгородской области:


7.3.1. Организует реализацию мероприятий в области молодежной политики.


7.3.2. Организует создание условий для всесторонней занятости молодежи.


7.3.3. Организует обеспечение проведения конкурсов, олимпиад, фестивалей по различным направлениям творческой реализации молодежи, в том числе в области профессиональной и предпринимательской деятельности.


7.3.4. Организует проведение спортивных соревнований среди молодежи по массовым видам спорта. Создает условия для развития массовых видов молодежного туризма.


7.3.5. Организует обеспечение поддержки и развития различных форм воспитательной работы в специализированных организациях, в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы, молодежных организациях, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства.


7.3.6. Оказывает поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, обеспечивающими оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам).


7.3.7. Содействует развитию комплексной системы социальной защиты и социальной поддержки молодежи, охватывающей основные сферы жизнедеятельности.


7.4. Работодатели:


7.4.1. Предусматривают разработку корпоративных мероприятий по работе с молодежью и в пределах существующих финансовых возможностей реализуют меры по оказанию поддержки молодым людям, молодым семьям, в том числе в рамках развития практики благотворительной деятельности по направлениям социальной и молодежной политики.


7.4.2. Способствуют совместно с Профсоюзами созданию в организациях вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности молодежных советов (комиссий) профсоюзных организаций.


7.4.3. Проводят совместно с Профсоюзами конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".


7.4.4. Возрождают шефство организаций над образовательными организациями на договорных началах, предоставляют возможность прохождения производственной практики учащимся и студентам начального, среднего, высшего профессионального образования на базе организации согласно заключенным договорам.


7.4.5. Взаимодействуют с организациями высшего и среднего профессионального образования по трудоустройству выпускников;


7.4.6. Способствуют заключению договоров о целевом обучении с гражданином, поступающим на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающимся по соответствующей образовательной программе, с их последующим трудоустройством;


7.4.7. Проводят совместно с Профсоюзами торжественные мероприятия "Посвящение в рабочий класс", а также торжественные проводы молодых работников организации в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.


7.4.8. Способствуют совместно с Профсоюзами организации работы с молодежью, проводят спортивные, культурно-массовые, оздоровительные мероприятия, тематические молодежные вечера, выделяют денежные и материально-технические средства, помещения, необходимое оборудование для их проведения.


7.5. Профсоюзы:


7.5.1. Участвуют в разработке и реализации программ по поддержке молодежи, занятости и профессионального обучения.


7.5.2. Вносят предложения по включению специальных разделов по вопросам защиты социально-трудовых прав молодежи в коллективные договоры организаций, осуществляющих деятельность на территории области.


7.5.3. Создают в отраслевых и первичных профсоюзных организациях молодежные комиссии (советы, комитеты) по работе с молодежью, содействуют созданию и работе молодежных организаций и объединений в организациях, учреждениях.


7.5.4. Вовлекают молодежь в члены профессиональных союзов.


7.5.5. Привлекают молодежь к формированию и реализации программ, направленных на мотивацию профсоюзного членства, к разработке соглашений и коллективных договоров.


7.5.6. Присуждают ежегодно премии отраслевых профсоюзов для поощрения членов профсоюзов из числа молодежи, добившихся высоких показателей в труде и учебе, принимающих активное участие в работе профсоюзов.


7.5.7. Содействуют и оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, а также в организации их досуга и отдыха.



VIII. Развитие социального партнерства


8.1. В целях повышения эффективности взаимодействия социальных партнеров, развития гражданского общества и системы социального партнерства Стороны Соглашения:


8.1.1. Взаимно обеспечивают представителям Сторон возможность принимать участие на всех уровнях в рассмотрении социально-трудовых вопросов.


8.1.2. Для регулирования социально-трудовых отношений считают необходимым заключение коллективных договоров в организациях всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также признают возможным заключение двух-, трехсторонних региональных и отраслевых соглашений, территориальных соглашений на территории муниципальных образований и обязуются, в пределах своей компетенции, оказывать всестороннее содействие в развитии социального партнерства на всех уровнях.


8.1.3. Оказывают практическое и методическое содействие заключению двух-, трехсторонних региональных и отраслевых соглашений, территориальных соглашений на территории муниципальных образований, коллективных договоров в организациях.


8.1.4. Официально информируют друг друга о проектах принимаемых решений и нормативных актов по вопросам, включенным в настоящее Соглашение, другим трудовым, социально-экономическим вопросам.


8.1.5. Не принимают нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые права и гарантии граждан (работников), без учета предварительного мнения Сторон Соглашения.


8.1.6. Способствуют предотвращению и принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений. Профсоюзы принимают на себя обязательства не выступать организаторами забастовок при выполнении обязательств настоящего Соглашения, отраслевых соглашений, соглашений, заключенных на уровне муниципального образования, коллективных договоров.


8.1.7. При осуществлении экономической политики поддержки организаций учитывают их участие в социальном партнерстве в сфере труда.


8.1.8. Проводят согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, в том числе в организациях с участием иностранного капитала.


8.1.9. Поддерживают инициативы работодателей в области корпоративной социальной ответственности, а также практику подготовки организациями социальных (нефинансовых) отчетов.


8.1.10. Способствуют формированию территориальных и отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, полномочных представителей органов работодателей и работников.


8.1.11. Учитывают результаты выполнения настоящего Соглашения, а также отраслевых соглашений, заключенных на федеральном, областном, местном уровнях, коллективного договора при рассмотрении кандидатур руководителей организаций, учреждений, представляемых к государственным и иным наградам и присвоению почетных званий.


8.1.12. Определяют в коллективных договорах или соглашениях конкретные формы участия представителей работников в принятии решений, которые непосредственно касаются социально-экономических прав и интересов трудящихся;


8.1.13. Осуществляют контроль за выполнением Обращений сторон социального партнерства;


8.1.14. Размещают в средствах массовой информации и на официальных сайтах Сторон информацию по вопросам развития социального партнерства, осуществляют мероприятия по разработке и изданию информационных и методических материалов, пропагандирующих принцип согласования интересов работников, работодателей и государства.



IX. Гарантии деятельности профсоюзов


9.1. Правительство Новгородской области и Работодатели:


9.1.1. Соблюдают в соответствии с действующим законодательством и международными нормами права гарантии профсоюзной деятельности, содействуют созданию и функционированию профессиональных союзов в организациях, независимо от форм собственности, в том числе в зарубежных организациях, осуществляющих свою деятельность в Новгородской области.


9.1.2. Содействуют в соответствии с действующим законодательством, соглашениями и коллективными договорами безналичному удержанию профсоюзных взносов по добровольным заявлениям работников от фактически начисленной заработной платы, исчисленной с учетом дополнительных вознаграждений, надбавок стимулирующего характера к заработной плате, предусмотренных национальными проектами, и своевременно в сроки, установленные для выплаты заработной платы, осуществляют бесплатное перечисление их на расчетные счета профсоюзных организаций.


9.1.3. Все установленные в организациях поощрительные системы и социальные гарантии в полном объеме распространяют на выборных профсоюзных работников.


9.1.4. Признают правомочность и не препятствуют деятельности профессиональных союзов по осуществлению в соответствии с законодательством контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости, социальных гарантий работникам.


9.1.5. Ликвидируют в период действия настоящего Соглашения задолженность по перечислению профсоюзных взносов на счета первичных профсоюзных организаций, образовавшуюся после выдачи заработной платы работникам, являющимся членами профсоюзов.


9.1.6. Признают профсоюзные организации представителями работников при ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров и соглашений.


9.1.7. Обеспечивают согласование принимаемых локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, с выборным органом первичной профсоюзной организации.


9.1.8. Пресекают действия должностных лиц, препятствующих деятельности профсоюзных организаций, направленные на ликвидацию профсоюзных организаций, преследование работников за осуществление профсоюзной работы, допускающих нецелевое использование профсоюзных взносов, удерживаемых из заработной платы работников.


9.1.9. Безвозмездно предоставляют выборным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в соответствующей организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставляют возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).


Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций не менее одного оборудованного, отапливаемого, электрифицированного помещения, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.



X. Контроль за реализацией настоящего Соглашения


10.1. Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, Сторонами Соглашения.


10.2. В двухмесячный срок после введения в действие Соглашения каждая из Сторон Соглашения разрабатывает комплекс (план) мероприятий, необходимых для реализации принятых обязательств, и взаимно обмениваются ими.


10.3. При необходимости для обеспечения реализации настоящего Соглашения Стороны на основе консультаций вырабатывают документы, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий.


10.4. Ход реализации Соглашения рассматривается ежегодно по итогам года на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с последующим доведением информации о реализации Соглашения до сведения работников организаций, населения области.


10.5. Для рассмотрения хода реализации Соглашения на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений каждая из Сторон Соглашения предварительно представляет друг другу информацию о ходе выполнения ею Соглашения.


10.6. Текст Соглашения в двухнедельный срок после его подписания Сторонами Соглашения публикуется в газете "Новгородские ведомости".


10.7. Стороны Соглашения в месячный срок после подписания доводят официальный текст Соглашения до сведения:


Правительство Новгородской области - органов исполнительной власти Новгородской области, органов местного самоуправления и государственных областных казенных, бюджетных и автономных учреждений, созданных Новгородской областью;


Работодатели - руководителей организаций;


Профсоюзы - профсоюзных организаций.



XI. Ответственность Сторон Соглашения


11.1. Стороны настоящего Соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по Соглашению, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации.


11.2. При невозможности выполнения обязательств Соглашения по причинам, признанным Сторонами Соглашения уважительными, принимаются дополнительные согласованные меры.


11.3. Разногласия по применению Соглашения, возникающие у Сторон Соглашения в период действия Соглашения, рассматриваются областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений для выработки приемлемого решения.


11.4. В случае преобразования Сторон настоящего Соглашения, Соглашение будет иметь силу весь период, на который заключено, и ответственность за его реализацию возлагается на правопреемников Сторон.



Текст Соглашения подписали:


От Правительства Новгородской области


Губернатор Новгородской области
А.С.НИКИТИН


От Работодателей


Председатель
Регионального объединения
работодателей "Союз промышленников
и предпринимателей Новгородской области"
А.А.БЕЛОВ


От Профсоюзов


Председатель
Союза организаций профсоюзов
"Новгородская областная
Федерация профсоюзов"
С.В.БУСУРИН


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ