Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 октября 2023 года N 904-р
г. Улан-Удэ


[Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Бурятия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов]



В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:


1. Утвердить Основные направления долговой политики Республики Бурятия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2024 года.



Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Бурятия
А.ГУЛГЕНОВ



Утверждены
распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 23.10.2023 N 904-р



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ


1. Общие положения


Основные направления долговой политики Республики Бурятия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации ответственной долговой политики Республики Бурятия и повышения ее эффективности.


Долговая политика Республики Бурятия сформирована на основе основных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и на плановый период, соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Бурятия, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации, а также с учетом исполнения условий проведения реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета.



2. Итоги реализации долговой политики Республики Бурятия за 2022 год


По итогам 2022 года объем государственного долга Республики Бурятия составил 23429,1 млн. рублей, или 54,9% (с учетом исключения возможных превышений - 33,6%) от доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений, что соответствует нормам бюджетного законодательства. Структура государственного долга республики:


1) кредиты кредитных организаций - 16,7% (3918,9 млн. рублей);


2) государственные гарантии - 0,3% (58,4 млн. рублей);


3) бюджетные кредиты - 83,0% (19451,7 млн. рублей), из них:


- на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) - 642,4 млн. рублей;


- на частичное покрытие дефицита бюджета Республики Бурятия - 1198,4 млн. рублей;


- на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в Республике Бурятия - 1525,8 млн. рублей;


- на погашение рыночного долга субъекта и муниципальных образований в Республике Бурятия - 11950,3 млн. рублей;


- для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации - 4134,8 млн. рублей.


Проценты за пользование бюджетными кредитами составляют 0,1% годовых, за исключением инфраструктурных бюджетных кредитов, по которым ставка - 3% годовых.


Расходы на обслуживание государственного долга за 2022 год составили 110,5 млн. рублей, или 0,09% от расходов республиканского бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций).


Погашение и обслуживание долговых обязательств республики осуществлялись в установленный срок и в полном объеме.


Высвобождаемые средства в результате проведенной реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в сумме 3112,7 млн. рублей направлены в 2022 году на реализацию новых инвестиционных проектов, COVID-19 и геополитику, определяемых нормами:


- Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году";


- постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";


- постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 N 976 "Об утверждении Правил проведения в 2022 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";


- постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".



3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Республики Бурятия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов


В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять характер и направления долговой политики Республики Бурятия.


Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики.


Социально-экономическое положение Республики Бурятия в течение последних лет характеризовалось положительной динамикой роста промышленного производства, объема инвестиций, прибыли.


Согласно прогнозным показателям социально-экономического развития Республики Бурятия на 2023 - 2025 годы индекс физического объема валового регионального продукта в 2023 году составит 101,3%, в 2024 году составит 101,4%, в 2025 году составит 101,7%.


Поступление налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета с учетом доходов дорожного фонда в 2024 - 2026 годах к уровню предыдущего года составит в 2024 году 100,2%, в 2025 году - 108,8%, в 2026 году - 110,2%.


Объем дефицита республиканского бюджета не превысит ограничений, установленных условиями заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета. В среднесрочной перспективе источником финансирования дефицита республиканского бюджета останутся кредиты кредитных организаций. Важнейшим мероприятием при реализации долговой политики является мониторинг рынка финансовых услуг в целях недопущения значительного роста расходов на обслуживание долга.


Фактор 2. Уровень государственного долга Республики Бурятия.


Объем государственного долга республики по состоянию на 1 сентября 2023 года в сравнении с началом года уменьшился на 2739,8 млн. рублей и составил 20686,3 млн. рублей, или 46,6% от планового объема налоговых и неналоговых доходов, утвержденных Законом Республики Бурятия от 21.12.2022 N 2487-VI "О республиканском бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". Уменьшение государственного долга республики обусловлено следующим:


1) погашением в марте 2023 года кредитов кредитных организаций в объеме 3918,9 млн. рублей;


2) привлечением бюджетных кредитов в сумме 1209 млн. рублей, в том числе с апреля по сентябрь 2023 года бюджетного кредита на реализацию инфраструктурных проектов в сумме 621,1 млн. рублей и бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансирования расходных обязательств региона в сумме 587,9 млн. рублей;


3) погашением государственных гарантий в сумме 32,9 млн. рублей.


Без учета привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов объем долга на 1 сентября 2023 года составляет 18539,4 млн. рублей, или 41,7% от установленного плана по доходам республиканского бюджета на 2023 год без учета безвозмездных поступлений. Долговые обязательства Республики Бурятия носят долгосрочный характер (исключение - бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансирования расходных обязательств региона со сроком погашения в апреле 2024 года).


Таким образом, текущий уровень государственного долга позволяет долговой устойчивости Республики Бурятия находиться на стабильном уровне. Республика Бурятия относится к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.



4. Цели и задачи долговой политики Республики Бурятия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов


Долговая политика Республики Бурятия в 2024 - 2026 годах, как и в предыдущие периоды, будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости республиканского бюджета посредством эффективного управления государственным долгом.



4.1. Цели долговой политики Республики Бурятия


Целями долговой политики Республики Бурятия на ближайшие три года будут являться обеспечение потребностей в заемном финансировании, своевременном исполнении долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, и поддержание объема и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения Республикой Бурятия обязательств по его погашению и обслуживанию, позволяющем при этом решать задачи по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации.



4.2. Задачи долговой политики Республики Бурятия


Задачами долговой политики Республики Бурятия в 2024 - 2026 годах будут являться:


- обеспечение сбалансированности республиканского бюджета;


- выполнение условий привлечения и реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом;


- поддержание структуры государственного долга и расходов на его обслуживание на оптимальном уровне;


- выполнение своевременно и в полном объеме обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Бурятия;


- обеспечение информационной открытости проводимой долговой политики и доступности информации о государственном долге республики;


- обеспечение последовательности и согласованности деятельности исполнительных органов Республики Бурятия при планировании потребности в долговых заимствованиях и предоставлении государственных гарантий Республики Бурятия с учетом возможностей республиканского бюджета по обслуживанию государственного долга Республики Бурятия и погашению долговых обязательств;


- привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, прошедших отбор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Безусловным приоритетом для Республики Бурятия является выполнение всех обязательств, принятых по ранее полученным из федерального бюджета бюджетным кредитам. В этой связи одной из основных задач, определяющих направления долговой политики Республики Бурятия на 2024 - 2026 годы, является необходимость выполнения условий заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета бюджетных кредитов:


- обеспечение доли общего объема долговых обязательств Республики Бурятия, в том числе по долговым обязательствам по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций:


к 1 января 2024 года - не более 50% от суммы доходов бюджета Республики Бурятия без учета безвозмездных поступлений за 2023 год, в том числе "рыночного" долга - не более 35% от суммы доходов бюджета Республики Бурятия без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;


к 1 января 2025 года, к 1 января 2026 года и к 1 января 2027 года - не более 50% от суммы доходов бюджета Республики Бурятия без учета безвозмездных поступлений за 2024 год, 2025 год и 2026 год соответственно, в том числе "рыночного" долга - не более 35% от суммы доходов Республики Бурятия без учета безвозмездных поступлений за 2024 год, 2025 год и 2026 год соответственно;


- обеспечение привлечения в республиканский бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых;


- обеспечение дефицита республиканского бюджета в 2024, 2025 и 2026 годах на уровне не более 10% суммы доходов республиканского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений;


- сохранение предельного объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Бурятия в размере не более 10% в общем объеме расходов республиканского бюджета;


- равномерное распределение долговой нагрузки на республиканский бюджет;


- дальнейшая реализация Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Бурятия, утвержденного распоряжением Правительства Республики Бурятия от 21.01.2013 N 17-р;


- выполнение постановлений Правительства Российской Федерации:


от 18.12.2012 N 1325 "О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";


от 30.03.2015 N 292 "О дополнительных условиях и порядке проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";


от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";


от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательства (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";


от 15.07.2021 N 1206 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2021 год";


от 05.05.2022 N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год";


от 28.05.2022 N 976 "Об утверждении Правил проведения в 2022 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";


от 29.03.2023 N 501 "О внесении изменения в пункт 12(1) Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, о приостановлении действия подпункта "а" пункта 1(1) и пункта 2(1) Правил предоставления субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и об особенностях предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в 2023 году";


от 31.03.2023 N 525 "Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12(1) Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации".


Показатели по объему государственного долга и дефициту республиканского бюджета подлежат корректировке в случае привлечения в республиканский бюджет бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и по другим основаниям, установленным бюджетным законодательством.



4.3. Выполнение обязательств Республики Бурятия по бюджетным кредитам


Погашение в федеральный бюджет обязательств по бюджетным кредитам будет осуществляться в соответствии с установленными графиками:


- реструктуризированные долговые обязательства - в 2024 году в сумме 311,3 млн. рублей; в 2025 и 2026 годах ежегодно по 1011,4 млн. рублей;


- бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, полученные из федерального бюджета в 2022 году, - в 2024 - 2026 годах по 108,9 млн. рублей ежегодно, полученные в 2023 году, - в 2025 и 2026 годах по 96,4 млн. рублей ежегодно, полученные в 2024 году, - в 2026 году - 35,7 млн. рублей;


- бюджетные кредиты для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, - в 2025 и 2026 годах по 2924,6 млн. рублей ежегодно;


- бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансирования расходных обязательств региона - в 2024 году в сумме 1825,9 млн. рублей;


- специальный казначейский кредит - в 2025 - 2026 годах по 316,7 млн. рублей ежегодно.



4.4. Оценка долговой устойчивости муниципальных образований в Республике Бурятия


Будет продолжена оценка долговой устойчивости муниципальных образований в Республике Бурятия на основании постановления Правительства Республики Бурятия от 05.06.2020 N 330 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости муниципальных образований в Республике Бурятия". Перечни муниципальных образований в Республике Бурятия, отнесенных в 2023 году к группам заемщиков с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости, опубликованы по адресу: https://egov-buryatia.ru/minfin/activities/documents/vedomstvennye-akty/.



5. Инструменты реализации долговой политики Республики Бурятия


Обеспечение сбалансированности республиканского бюджета при одновременном обеспечении непревышения установленных показателей по объему государственного долга республики и минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств предполагает использование следующих долговых инструментов.



5.1. Кредиты от кредитных организаций


Кредиты от кредитных организаций являются основным источником финансирования дефицита республиканского бюджета и погашения государственного долга республики. Ключевой задачей на данном этапе остается обеспечение привлечения в республиканский бюджет кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.


Мониторинг кредитного рынка с целью определения оптимальных параметров привлечения заемных ресурсов будет осуществляться Министерством финансов Республики Бурятия.



5.2. Использование краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета


Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета по ставке 0,1% годовых в пределах текущего финансового года позволит снизить сроки и объемы пользования коммерческими кредитами по более высокой ставке и, как следствие, обеспечить снижение расходов на обслуживание государственного долга.



5.3. Государственные гарантии Республики Бурятия


Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает влияние на основные параметры республиканского бюджета. Объем предоставленных гарантий включается в общий объем государственного долга Республики Бурятия и непосредственно влияет на рост и структуру государственного долга. Исполнение обязательств по государственным гарантиям может привести к увеличению расходов республиканского бюджета (гарантии без права регрессного требования). Решение о наличии (отсутствии) регрессного требования гаранта к принципалу будет принято с учетом бюджетного законодательства.


Кроме того, государственная поддержка в виде государственных гарантий должна быть эффективной, то есть иметь положительное влияние на экономику республики и предоставляться под конкретные социально-экономические задачи, например, для реализации в республике новых инвестиционных проектов, что в дальнейшем повлияет на увеличение инвестиций, прибыли, валового регионального продукта и соответственно налогового потенциала.



5.4. Бюджетные кредиты из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов


В 2024 - 2025 годах планируется продолжить привлекать из федерального бюджета бюджетные кредиты на реализацию в республике инфраструктурных проектов. По итогам 2022 и 2023 годов объем привлеченных кредитов на эти цели составит 2875,1 млн. рублей, в том числе в 2022 году - 1525,8 млн. рублей, в 2023 году - 1349,3 млн. рублей. С учетом заявок, направленных в 2022 - 2023 годах для отбора проектов на конкурсной основе, сумма бюджетного кредита, предоставленного в 2024 - 2025 годах из федерального бюджета на реализацию в республике инфраструктурных проектов, составит 998,2 млн. рублей, в том числе в 2024 году - 500,0 млн. рублей, в 2025 году - 498,2 млн. рублей. Всего сумма привлеченных из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в регионе по итогам 2022 - 2025 годов прогнозируется в сумме 3873,3 млн. рублей.


Кроме того, в 2023 году для Республики Бурятия одобрены специальные казначейские кредиты в сумме 4433,4 млн. рублей. Объем привлечения из федерального бюджета специальных казначейских кредитов определен по итогам конкурса на развитие транспорта и развитие г. Улан-Удэ и г. Северобайкальск.


Бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов привлекаются по ставке 3% годовых и сроком их погашения до 15 лет. Реализация в республике инфраструктурных проектов с участием привлеченных бюджетных кредитов имеет региональный эффект, позволяющий за счет получения дополнительных доходов от реализации проектов погашать и обслуживать данные заимствования.



6. Анализ рисков для республиканского бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Республики Бурятия


Важное место в достижении целей долговой политики республики занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основными рисками при управлении государственным долгом Республики Бурятия являются:


1) риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов республиканского бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует поиск альтернативных источников для выполнения расходных и долговых обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;


2) процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов республиканского бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения Центробанком России ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения рыночных заимствований для выполнения расходных и долговых обязательств;


3) риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;


4) риск ликвидности - отсутствие в республиканском бюджете средств для полного исполнения в срок расходных и долговых обязательств региона, в том числе по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;


5) риск наступления гарантийного случая - возникновение задолженности принципалов по обязательствам, которые были гарантированы Республикой Бурятия.


Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Республики Бурятия, являются осуществление достоверного прогнозирования доходов республиканского бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита республиканского бюджета и принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств Республики Бурятия.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ