ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2023 года N 586-П
О состоянии здоровья населения и об
итогах выполнения Территориальной
программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи в Краснодарском крае
в 2022 году
Заслушав и обсудив информацию министра
здравоохранения Краснодарского края Е.Ф.
Филиппова о состоянии здоровья
населения Краснодарского края и об
итогах выполнения Территориальной
программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи в Краснодарском крае
(далее также - Территориальная программа)
в 2022 году, Законодательное Собрание
Краснодарского края отмечает, что органы
государственной власти Краснодарского
края и органы местного самоуправления в
Краснодарском крае исполняют социальные
обязательства по обеспечению прав
граждан на получение гарантированной
бесплатной медицинской помощи,
повышению эффективности ее организации
в рамках реализации приоритетных
направлений, обозначенных в Указе
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" и Указе Президента Российской
Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года".
При этом органы местного самоуправления
в Краснодарском крае в соответствии с
частью 1 статьи 132 Конституции Российской
Федерации (в редакции Закона Российской
Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации от 14 марта 2020 года N
1-ФКЗ "О совершенствовании
регулирования отдельных вопросов
организации и функционирования
публичной власти") в числе прочего
самостоятельно обеспечивают в пределах
своей компетенции доступность
медицинской помощи.
В реализации Территориальной программы
в 2022 году приняли участие 263 медицинские
организации (в том числе в реализации
Территориальной программы
обязательного медицинского страхования
- 215 организаций), в которых работают 18,8
тыс. врачей и более 37,2 тыс. работников
среднего медицинского персонала. Из
медицинских организаций, участвующих в
реализации Территориальной программы, 220
организаций государственной системы
здравоохранения Краснодарского края (83,7
процента от всех организаций), 9
учреждений здравоохранения
федерального подчинения (2,3 процента) и 37
негосударственных медицинских
организаций (14,1 процента), которые
оказывали медицинскую помощь по таким
профилям, как стоматология, нефрология, а
также первичную медико-санитарную и
специализированную помощь, в том числе
по экстракорпоральному оплодотворению.
Финансирование бесплатного оказания
медицинской помощи гражданам Российской
Федерации в Краснодарском крае
осуществляется в рамках реализации
Территориальной программы, утвержденной
Законом Краснодарского края от 22 декабря
2021 года N 4621-КЗ "О Территориальной
программе государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи в Краснодарском крае
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024
годов".
Утвержденная стоимость Территориальной
программы на 2022 год составила 109618,8 млн.
рублей с ростом на 13272,2 млн. рублей, или на
13,8 процента, относительно 2021 года (96346,6
млн. рублей), в том числе за счет средств
обязательного медицинского страхования
(далее также - ОМС) в сумме 80049,1 млн.
рублей, что составило 73,0 процента от
общей стоимости Территориальной
программы с ростом на 7290,9 млн. рублей, или
на 10,0 процента, относительно 2021 года (72758,2
млн. рублей).
Исполнение Территориальной программы в
2022 году (кассовый расход медицинских
организаций с учетом расходов на ведение
дела страховых медицинских организаций
Краснодарского края) составило 111464,5 млн.
рублей, или 101,7 процента от общего объема
утвержденных средств, из них за счет
средств ОМС - 80391,9 млн. рублей (100,4
процента).
Средний подушевой норматив финансового
обеспечения Территориальной программы в
расчете на одного жителя края утвержден
в размере 19244,60 рубля, или 106,6 процента от
федерального норматива (18049,20 рубля), в
том числе за счет средств бюджета
Краснодарского края (далее также -
краевой бюджет) - 5150,15 рубля, или 132,9
процента от федерального норматива (3875,30
рубля), за счет средств ОМС (без учета
административно-управленческих
расходов Территориального фонда ОМС) -
14094,45 рубля, или 99,4 процента от
федерального норматива (14173,90 рубля).
Фактическое значение составило 19566,73
рубля, или 101,7 процента от утвержденного
норматива (19244,6 рубля), в том числе за счет
средств краевого бюджета - 5411,93 рубля, или
105,1 процента от утвержденного норматива
(5150,15 рубля), за счет средств ОМС (без
учета административно-управленческих
расходов Территориального фонда ОМС) -
14154,80 рубля, или 100,4 процента от
утвержденного норматива (14094,45 рубля).
По состоянию на 1 января 2023 года
зарегистрировано в качестве лиц,
застрахованных по ОМС в страховых
медицинских организациях,
осуществляющих ОМС на территории
Краснодарского края, 5856782 человека, в том
числе 50018 граждан Российской Федерации,
постоянно проживающих на территории
Республики Абхазия. В 2022 году общая
численность застрахованных лиц
увеличилась по сравнению с 2021 годом на
68058 человек, или на 1,2 процента.
Обязательное медицинское страхование на
территории Краснодарского края в 2022 году
осуществляли страховые медицинские
организации Краснодарский филиал ООО
"АльфаСтрахование-ОМС",
Краснодарский филиал АО "Страховая
компания "СОГАЗ-Мед", филиал ООО
"Капитал Медицинское страхование" в
Краснодарском крае.
Стоимость медицинской помощи, оказанной
медицинскими организациями
Краснодарского края в 2022 году за счет
средств обязательного медицинского
страхования в условиях круглосуточного
стационара, составила 36,35 млрд. рублей
(842136 случаев госпитализаций), в условиях
амбулаторно-поликлинической помощи - 28,41
млрд. рублей (31065042 посещения), в условиях
дневных стационаров - 7,48 млрд. рублей (306670
случаев лечения), в условиях скорой
медицинской помощи - 4,32 млрд. рублей (1262068
вызовов).
В бюджеты территориальных фондов
обязательного медицинского страхования
других субъектов Российской Федерации
на возмещение затрат по оплате стоимости
медицинской помощи, оказанной
застрахованным гражданам
Краснодарского края за пределами
территории страхования, направлено 3410,00
млн. рублей, что на 5,3 процента больше, чем
в 2021 году.
В 2022 году в Территориальный фонд
обязательного медицинского страхования
Краснодарского края перечислено
денежных средств медицинским
организациям Краснодарского края за
медицинскую помощь, оказанную
застрахованным лицам из иных субъектов
Российской Федерации, - 3145,3 млн. рублей,
что на 1,6 процента больше, чем в 2021 году.
В 2022 году при реализации Территориальной
программы высокотехнологичную
медицинскую помощь получили 36,4 тыс.
человек в медицинских организациях,
подведомственных министерству
здравоохранения Краснодарского края (в
2021 году - 34,4 тыс. человек), что на 5,8
процента больше, чем в предыдущем
периоде. Самыми востребованными
профилями высокотехнологичной
медицинской помощи являются
сердечно-сосудистая хирургия,
офтальмология, травматология и
ортопедия, онкология, нейрохирургия.
Здоровье будущих поколений во многом
зависит от качества и системности работы
в сфере охраны здоровья матери и ребенка.
Краснодарский край является передовым
регионом в данной сфере, одним из
резервов сохранения уровня рождаемости
является лечение бесплодия с
использованием вспомогательных
репродуктивных технологий.
В рамках Территориальной программы в 2022
году объем медицинской помощи с
использованием вспомогательных
репродуктивных технологий составил 2227
случаев применения, в том числе лицам,
застрахованным на территории других
субъектов, - 93 случая, или 4,2 процента.
По итогам 2022 года в рамках
Территориальной программы
профилактический медицинский осмотр и
диспансеризацию прошли 1808544 человека,
или У лиц, прошедших профилактический
медицинский осмотр и диспансеризацию,
было выявлено 3013111 факторов риска
развития хронических неинфекционных
заболеваний.
В проведении профилактических осмотров
и диспансеризации определенных групп
взрослого населения принимали участие 92
медицинские организации, силами 44
мобильных медицинских бригад осмотрено
103695 человек, что составило 5,7 процента от
числа прошедших профилактический
медицинский осмотр и диспансеризацию.
В рамках профилактического медицинского
осмотра и диспансеризации осмотрено 665090
человек, проживающих в сельской
местности (36,8 процента от числа
прошедших профилактический медицинский
осмотр и диспансеризацию).
Из числа прошедших первый этап
диспансеризации для уточнения диагноза
на второй этап было направлено 45
процентов, из них завершили прохождение
второго этапа 81,5 процента.
При проведении диспансеризации впервые
было выявлено 235021 заболевание, чаще
всего у лиц, прошедших профилактические
мероприятия, выявлялись болезни системы
кровообращения (40,4 процента), болезни
органов пищеварения (5,7 процента) и
болезни органов дыхания (3,6 процента).
В течение 2022 года состоялось 252 выездных
профилактических мероприятия, которые
посетило более 220 тыс. жителей края.
Проводимые в рамках выездных
мероприятий исследования помогли
выявить более 50 тыс. патологических
состояний.
В 2022 году в центры здоровья
Краснодарского края обратились 120940
человек. Из числа первично обратившихся
признаны здоровыми 33,5 процента, факторы
риска найдены у 66,5 процента
обратившихся.
С 1 января 2023 года диспансеризацию
определенных групп взрослого населения
и профилактические медицинские осмотры
прошли 947912 человек (годовой план - 2316746
человек), или 41 процент, из них 222619
человек (23,5 процента от числа
осмотренных) - от 65 лет и старше.
Углубленную диспансеризацию с 1 января
2023 года прошли 114583 человека, или 47,6
процента (годовой план - 240924 человека).
Для привлечения пациентов и
популяризации профилактических
медицинских осмотров и диспансеризации
среди населения на постоянной основе
проводится активное информирование
населения о пользе наблюдения за
состоянием своего здоровья и
регулярного медицинского обследования с
использованием всех форм и средств
наглядной информации (телевидение,
радио, печатные издания, интернет-сайты и
аккаунты в социальных сетях), средств
наглядной агитации (листовки,
тематические брошюры, памятки, настенная
информация), а также посредством
подворовых обходов и СМС-оповещения.
Большое внимание уделяется вакцинации
взрослого населения, входящего в группы
риска, против пневмококковых инфекций, в
том числе лиц, подлежащих призыву на
военную службу, лиц старше 60 лет, лиц с
хроническими заболеваниями легких. С 2019
года в рамках федерального проекта
"Старшее поколение" начата
вакцинация лиц старше трудоспособного
возраста из групп риска, проживающих в
организациях социального обслуживания.
В 2021 и 2022 годах 100 процентов лиц старше
трудоспособного возраста из групп риска,
проживающих в организациях социального
обслуживания, подлежащих вакцинации,
прошли вакцинацию против пневмококковой
инфекции (плановый показатель на 2021 и 2022
годы - 95 процентов).
Охвачено профилактическими осмотрами и
диспансеризацией в 2022 году 47,7 процента
(664870 человек) лиц старше трудоспособного
возраста (плановый показатель - 39,0
процента).
Доля лиц старше трудоспособного
возраста, у которых выявлены заболевания
и патологические состояния и которые
находятся под диспансерным наблюдением,
в 2022 году составила 86,4 процента (плановый
показатель - 69,2 процента).
Всего в крае открыты 74 гериатрических
кабинета (плановый показатель - 61
кабинет), в которых за 2022 год прошли
комплексную гериатрическую оценку 51507
пациентов пожилого и старческого
возраста, у 16944 человек выявлен синдром
старческой астении.
В 2022 году на базе гериатрических
кабинетов организована работа 39
выездных гериатрических бригад,
которыми оказана медицинская помощь на
дому 15641 пациенту старше 60 лет, из них 10152
процента со старческой астенией.
В 2022 году функционировали 10
гериатрических отделений, 331
геронтологическая койка, прошли лечение
5942 пациента со старческой астенией.
Уровень госпитализации составил 4,48 на 1000
человек населения старше
трудоспособного возраста.
В 2022 году министерством здравоохранения
Краснодарского края и муниципальными
образованиями Краснодарского края была
продолжена работа по укреплению
материально-технической базы учреждений
здравоохранения. С учетом финансовых
возможностей данная работа проводилась
по нескольким направлениям: капитальное
строительство, капитальный ремонт,
выполнение мероприятий по обеспечению
доступности лечебных учреждений,
пожарной безопасности и профилактике
терроризма. Особое внимание при этом
было уделено лечебным учреждениям
муниципальных образований края,
оказывающим населению первичную
медико-санитарную помощь.
Первичная медико-санитарная помощь
является основой системы оказания
медицинской помощи и включает в себя
мероприятия по профилактике,
диагностике, лечению заболеваний и
состояний, медицинской реабилитации,
наблюдению за течением беременности,
формированию здорового образа жизни, в
том числе снижению уровня факторов риска
заболеваний, и санитарно-гигиеническому
просвещению.
В целях повышения доступности
медицинской помощи населению в 15
муниципальных образованиях введено в
эксплуатацию 17 зданий офисов врачей
общей практики. Разработана
проектно-сметная документация и
получены положительные заключения
государственной экспертизы на 7 зданий
офисов врачей общей практики,
строительство которых запланировано на
2023 год.
Всего в крае за период 2015 - 2022 годов
построены и введены в эксплуатацию 133
здания офисов врачей общей практики.
Кроме того, в 2018 - 2020 годах установлены 50
модульных зданий для организации на их
базе фельдшерско-акушерских пунктов.
В 2018 - 2022 годах проведен капитальный
ремонт 211 объектов здравоохранения. В 2022
году начато строительство объекта
здравоохранения "Детская поликлиника
на 300 посещений в г. Краснодаре по ул.
Писателя Знаменского, 3". Ввод объекта
в эксплуатацию запланирован в 2023 году.
В 2022 году в Краснодарском крае
функционировали 79 мобильных медицинских
комплексов (передвижных подразделений),
количество посещений которых составило
342609, в том числе 48 флюорографических
комплексов - 294094 посещения, 3
фельдшерско-акушерских комплекса - 22075
посещений, 5 маммографических комплексов
- 3710 посещений, 23 передвижных медицинских
комплекса - 22730 посещений.
Коэффициент количества посещений при
выездах мобильных медицинских
комплексов (передвижных подразделений)
на 1000 посещений одной медицинской
бригадой составляет 4,39.
Всего в 2022 году в Краснодарском крае
осуществлено 6547 выездов мобильных
медицинских бригад, оснащенных
мобильными медицинскими комплексами.
В целях обеспечения доступности и
качества медико-санитарной помощи и
медицинской помощи, оказываемой в
сельской местности, рабочих поселках
городского типа и малых городах с
численностью населения до 50 тыс. человек,
в крае была разработана региональная
программа Краснодарского края
"Модернизация первичного звена
здравоохранения" (далее также -
региональная программа), реализация ее
мероприятий началась в 2021 году. С 2022 года
реализация мероприятий региональной
программы продолжена в рамках
регионального проекта "Модернизация
первичного звена здравоохранения
Российской Федерации (Краснодарский
край)" национального проекта
"Здравоохранение" (далее - проект
"Модернизация первичного звена
здравоохранения").
В рамках реализации проекта
"Модернизация первичного звена
здравоохранения" в 2021 и 2022 годах
осуществлено строительство 18
фельдшерско-акушерских пунктов в
муниципальных образованиях
Краснодарского края, выполнен
капитальный ремонт 24 медицинских
организаций, начато строительство 8
поликлиник. Также в рамках проекта для
учреждений здравоохранения
Краснодарского края в 2021 и 2022 годах
приобретены 663 единицы автотранспорта.
В рамках проекта "Модернизация
первичного звена здравоохранения" в
2022 году получены положительные
заключения государственной экспертизы
проектной документации по 12 объектам
(поликлиники в Динском, Кавказском,
Калининском, Красноармейском,
Крыловском, Кущевском, Мостовском,
Новопокровском, Павловском,
Староминском, Темрюкском, Щербиновском
районах).
В рамках реализации государственной
программы Краснодарского края
"Развитие общественной
инфраструктуры", утвержденной
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края от 30
ноября 2021 года N 857, выполнены следующие
мероприятия.
По объекту "Краевой многопрофильный
центр медицинской реабилитации в ст.
Динской Краснодарского края"
выполнена проектная документация и
получено положительное заключение ФАУ
"Главгосэкспертиза России",
заключен государственный контракт на
строительство объекта.
В 2022 году продолжена реализация объекта
"Реконструкция объекта: "Лечебный
комплекс на 100 коек в ст. Тбилисской",
получено положительное заключение
государственной экспертизы, заключен
государственный контракт на выполнение
строительно-монтажных работ.
Одной из основных задач региональной
программы является устранение дефицита
кадров в первичном звене
здравоохранения и повышение уровня их
квалификации.
В Краснодарском крае в первичном звене
работают 10044 врача и 15230 средних
медицинских работников, в том числе в
сельской местности - 3334 врача и 6786
средних медицинских работников
(показатель укомплектованности врачами -
66,6 процента, укомплектованность средним
медицинским персоналом - 69,7 процента).
Ведется работа по привлечению и
закреплению медицинских работников в
учреждениях, участвующих в региональной
программе. Так, за счет увеличения заявок
на целевое обучение врачей в
соответствии с дефицитными
специальностями первичного звена
здравоохранения в 2022 году обучено по
программам специалитета 203 человека, по
программам ординатуры - 133 человека, за
счет увеличения числа обучающихся
специалистов со средним медицинским
образованием в 2022 году обучено 2180
человек.
Кадровый потенциал отрасли
здравоохранения оказывает существенное
влияние на доступность медицинской
помощи. Показатель укомплектованности
врачами по муниципальным образованиям в
2022 году составил 57,5 процента, средними
медицинскими работниками - 65,3 процента.
В настоящее время на территории
Краснодарского края с учетом
медицинских организаций федерального
подчинения работают 18821 врач и 37223
средних медицинских работника.
Одной из наиболее острых проблем
остается кадровый дефицит в медицинских
организациях села.
В сельских учреждениях здравоохранения
Краснодарского края на начало 2022 года
работало 3818 врачей и 10509 средних
медицинских работников.
Сокращение дефицита средних медицинских
работников в первую очередь
осуществляется посредством наращивания
объема соответствующей подготовки в
профессиональных образовательных
организациях. В Краснодарском крае
работают 10 государственных бюджетных
образовательных учреждений среднего
профессионального образования,
подведомственных министерству
здравоохранения Краснодарского края
(далее также - медицинские колледжи), в
том числе 7 филиалов. 1 сентября 2022 года в
городе Курганинске открыт филиал ГБПОУ
"Лабинский медицинский колледж", он
ежегодно принимает 75 человек за счет
средств краевого бюджета.
В медицинских колледжах на всех курсах
обучаются более 9 тыс. студентов.
Ежегодный выпуск специалистов
медицинскими колледжами - более 2000
человек, 70 процентов направляются
работать в учреждения здравоохранения
края.
Подготовка в медицинских колледжах
проводится по специальностям
"Лечебное дело", "Акушерское
дело", "Сестринское дело",
"Лабораторная диагностика",
"Стоматология ортопедическая",
"Стоматология профилактическая",
"Фармация".
Ведущим потоком формирования
медицинских кадров в крае является
выпуск федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего образования "Кубанский
государственный медицинский
университет" Министерства
здравоохранения Российской Федерации
(далее - ФГБОУ ВО "КубГМУ" Минздрава
России), который составляет 1700 врачей в
год. Укомплектованию медицинских
организаций врачебными кадрами
способствует целевой прием студентов. В
рамках целевого обучения ФГБОУ ВО
"КубГМУ" Минздрава России по
программам специалитета на первом курсе
обучаются 366 студентов, на весь период
обучения предусмотрены меры социальной
поддержки.
Для дополнительной мотивации и
повышения привлекательности работы в
отрасли здравоохранения в крае с 2012 года
успешно реализуется программа
"Земский доктор", с 2018 года -
программа "Земский фельдшер".
За период 2012 - 2022 годов заключены 4872
договора с медицинскими работниками, в
том числе в 2022 году - 392 договора, из них 259
- с врачами и 133 - со средним медицинским
персоналом (35 фельдшеров
фельдшерско-акушерского пункта, 127
фельдшеров скорой медицинской помощи, 4
медицинские сестры).
В структуре участников программы 25
процентов составляют специалисты,
прибывшие в Краснодарский край из других
субъектов Российской Федерации, более 30
процентов - выпускники образовательных
организаций высшего образования и
профессиональных образовательных
организаций.
В 2023 году реализация программ
продолжена, планируется привлечь 305
специалистов, из них 195 врачей и 110
специалистов среднего медицинского
персонала, которых планируется принять в
фельдшерско-акушерские пункты и
отделения скорой медицинской помощи.
Для закрепления кадров в учреждениях
здравоохранения важную роль играет
социальная поддержка медицинских
работников. С 1 сентября 2015 года в целях
поддержки медицинских работников в
возрасте не старше 35 лет или принятых на
работу не ранее 1 сентября 2015 года по
дефицитным специальностям в
муниципальных образованиях
предоставляются земельные участки. В 2022
году в муниципальных образованиях
Краснодарского края врачам и средним
медицинским работникам предоставлены 64
земельных участка, из них 36 - врачам, 28 -
средним медицинским работникам.
Медицинским работникам, не обеспеченным
жильем, предоставляется компенсация
затрат на наем жилья. В 2022 году такая
компенсация была выплачена 773
медицинским работникам на общую сумму
40,037 млн. рублей. Медицинским работникам,
проживающим в сельской местности,
предоставляются компенсационные
выплаты на возмещение расходов на оплату
жилищно-коммунальных услуг. Такую
компенсацию в 2022 году получили 8415
медицинских и фармацевтических
работников и 14033 члена их семей, всего -
22448 человек.
В 2020 - 2022 годах приобретены 203 объекта
недвижимого имущества, в 2022 году
приобретены 54 служебные квартиры для
медицинских работников. В 2023 году
приобретение служебного жилья для
медицинских работников продолжено,
планируется приобретение 31 квартиры,
ежегодно на эти цели выделяется 200,0 млн.
рублей за счет средств краевого бюджета.
В 2022 году социальные выплаты из краевого
бюджета на улучшение жилищных условий в
рамках программ льготного ипотечного
кредитования получили 11 медицинских
работников среднего звена.
В Краснодарском крае с 2019 года в рамках
национального проекта
"Здравоохранение" реализуется
региональный проект "Создание единого
цифрового контура в здравоохранении на
основе единой государственной
информационной системы здравоохранения
(ЕГИСЗ)" (далее - "Цифровой
контур"), который посвящен
цифровизации отрасли здравоохранения, в
2022 году продолжена его реализация.
Внедрение информационных систем в
рамках проекта "Цифровой контур"
позволило оптимизировать целый ряд
направлений деятельности медицинских
организаций:
автоматизированы лаборатории всех
медицинских организаций (153 КДЛ, более 1000
единиц оборудования, более 85 млн.
исследований в год), в том числе процессы
формирования направлений и получения
результатов на автоматизированном
рабочем месте врача, истории болезни
пациента;
создан единый электронный архив
медицинских изображений на уровне
региона (103 организации, 400 единиц
оборудования, более 1,3 млн. исследований
в год). Исследования и их описание с
диагностического оборудования хранятся
централизованно.
Для оптимизации работы службы скорой
медицинской помощи во всех
муниципальных образованиях края
внедрена единая информационная система
оперативного управления диспетчерской
службой скорой медицинской помощи. Все
диспетчеры края работают в едином
информационном пространстве, информация
обо всех вызовах и бригадах доступна в
оперативном режиме.
Для ведения пациентов по
специализированным профилям
медицинской помощи созданы
централизованные подсистемы, задачами
которых является оперативное
отслеживание маршрутизации пациентов,
контроль за управлением оказываемой
медицинской помощи по заданному профилю
в соответствии с клиническими
рекомендациями и порядками оказания
медицинской помощи по каждому пациенту.
К подсистемам подключены все
необходимые медицинские организации. В
настоящее время ведется работа по
обеспечению передачи информации от всех
подключенных к подсистемам медицинских
организаций.
В регионе функционирует процессинговый
центр льготного лекарственного
обеспечения, который совместно с
аптечной информационной системой ГУП КК
"Кубаньфармация" обеспечивает
взаимодействие всех участников данного
процесса.
Для обеспечения маршрутизации пациентов
при оказании специализированной
медицинской помощи при содействии
регионального сервиса "Управление
очередями по направлениям"
организована возможность выдачи
направлений в электронном виде в 15
целевых медицинских организаций края.
Более 125 медицинских организаций имеют
возможность оформлять направления на
консультации в электронном виде.
В крае с 2014 года успешно применяются
телемедицинские технологии, в рамках
региональной телемедицинской системы
обеспечена возможность проведения
телемедицинских консультаций по типу
"врач-врач" в 1338 подразделениях 197
медицинских организаций. За 2022 год в
регионе были проведены 8164
телемедицинские консультации, в том
числе 687 консилиумов врачей. За все время
работы региональной телемедицинской
сети проведены 59467 консультаций.
Краснодарский край участвует и в
телемедицинском консультировании
пациентов на федеральном уровне, 12
краевых медицинских организаций
закреплены за национальными
медицинскими исследовательскими
центрами Минздрава России (далее - НМИЦ
Минздрава России) по соответствующим
профилям оказываемой медицинской
помощи. Всего было проведено 6049
телемедицинских консультаций с НМИЦ
Минздрава России, в том числе 2341
консультация за 2022 год.
На территории Краснодарского края с 2013
года работает единый краевой
контакт-центр для обработки устных
обращений граждан по вопросам охраны
здоровья, качества медицинской помощи и
вопросам, касающимся работы
подведомственных учреждений. За весь
период работы в контакт-центр
государственного бюджетного учреждения
здравоохранения "Медицинский
информационно-аналитический центр"
министерства здравоохранения
Краснодарского края поступило более 2
млн. обращений граждан.
В 2022 году зарегистрировано более 25 тыс.
обращений, что на 15,5 процента меньше, чем
за аналогичный период 2020 года (28,8 тыс.
обращений), 472 обращения - по вопросам
угрозы распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19), что в 11
раз меньше, чем в аналогичный период 2020
года (5202 обращения).
Важным направлением государственной
политики в сфере здравоохранения
Краснодарского края остается
совершенствование системы льготного
лекарственного обеспечения и
своевременное удовлетворение
потребности льготных категорий граждан
в лекарственных препаратах, медицинских
изделиях и специализированных продуктах
лечебного питания.
Для реализации переданных полномочий по
обеспечению необходимыми
лекарственными препаратами граждан,
имеющих право на государственную
социальную помощь в виде набора
социальных услуг, Краснодарскому краю из
федерального бюджета выделены средства
в 2022 году на сумму 2,477 млрд. рублей, за
счет средств краевого бюджета в 2022 году
выделено 9,182 млрд. рублей.
Для обеспечения граждан в рамках
программы высокозатратных нозологий
отпущено лекарственных препаратов в 2022
году на сумму 2096,6 млн. рублей.
Вместе с тем потребность в обеспечении
лекарственными препаратами
онкологических больных, больных редкими
(орфанными) заболеваниями, относящихся к
льготной категории граждан, которым все
лекарственные средства предоставляются
бесплатно, в крае велика.
В 2021 году в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 5
января 2021 года N 16 "О создании Фонда
поддержки детей с тяжелыми
жизнеугрожающими и хроническими
заболеваниями, в том числе редкими
(орфанными) заболеваниями, "Круг
добра" министерством здравоохранения
Краснодарского края осуществляется
ведение регионального сегмента
информационного ресурса этого фонда, в
котором на 1 января 2023 года состояли по 26
нозологиям 236 детей.
За 2022 год по линии фонда "Круг добра"
в Краснодарский край поступили 24
лекарственных препарата на общую сумму
2,6 млрд. рублей. Указанные меры позволяют
реализовать государственные гарантии в
части лекарственного обеспечения детей
и повышают эффективность оказываемой
медицинской помощи.
В 2022 году впервые проведена заявочная
кампания по закупке медицинской
продукции на 2023 год с учетом
сформированной медицинскими
организациями персонифицированной
потребности для льготного
лекарственного обеспечения граждан,
которая составила 20 млрд. рублей, в том
числе для несовершеннолетних - 2 млрд.
рублей.
Закупка медицинской продукции для
обеспечения несовершеннолетних
пациентов проводится в объеме
сформированной персонифицированной
потребности.
Законом Краснодарского края от 23 декабря
2022 года N 4825-КЗ "О бюджете
Краснодарского края на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов" на
обеспечение лекарственными препаратами
льготных категорий граждан в 2023 году
было предусмотрено 11024,8 млн. рублей, в том
числе из федерального бюджета - 2646,9 млн.
рублей, из бюджета Краснодарского края -
8377,9 млн. рублей.
В феврале и июле 2023 года на пленарных
заседаниях Законодательного Собрания
Краснодарского края приняты решения об
увеличении расходов бюджета
Краснодарского края на лекарственное
обеспечение льготных категорий граждан
на общую сумму 1863,3 млн. рублей.
С учетом дополнительно выделенного
финансирования направлено 12853,2 млн.
рублей, в том числе из федерального
бюджета - 2612,0 млн. рублей, из бюджета
Краснодарского края - 10241,2 млн. рублей.
Организациями системы здравоохранения
Краснодарского края непрерывно ведется
работа по улучшению демографических
показателей в рамках приоритетных задач,
обозначенных в Указе Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204
"О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года".
Показатель рождаемости в крае за 2022 год
составил 9,5 на 1000 населения, что на 8,7
процента ниже, чем аналогичный
показатель 2021 года (10,4 на 1000 населения), в
то же время на протяжении нескольких лет
он выше значения показателя рождаемости
по Российской Федерации (9,0 на 1000
населения) и показателя по Южному
федеральному округу (8,6 на 1000 населения).
Показатель общей смертности составил 13,5
на 1000 населения, что ниже показателя 2021
года на 20,1 процента.
В 2022 году показатель смертности в
трудоспособном возрасте сократился на
12,4 процента по сравнению с аналогичным
периодом 2021 года (с 538,2 до 471,5 на 100 тыс.
населения), что обусловлено сокращением
смертности при патологии органов
дыхания и пищеварения, новой
коронавирусной инфекции (COVID-19),
врожденных аномалиях, болезнях нервной,
эндокринной систем, психических
расстройствах, инфекционных болезнях.
В структуре смертности трудоспособного
населения наибольший рост показателя
регистрируется от травм и отравлений,
новообразований, болезней системы
кровообращения.
Общая заболеваемость населения
Краснодарского края в 2022 году составила
149183,8 (на 100 тыс. населения), что больше на
1,6 процента в сравнении с 2021 годом. По
данным Управления Роспотребнадзора по
Краснодарскому краю, показатель
заболеваемости инфекционными и
паразитарными болезнями относительно 2021
года вырос на 1,4 процента. Общая
заболеваемость от новообразований
отмечается снижением на 7,9 процента.
Показатель заболеваемости психическими
расстройствами и расстройствами
поведения снизился на 4,0 процента, от
наркологических расстройств снижение
заболеваемости составило 11,6 процента.
Заболеваемость от болезней системы
кровообращения выросла на 5,2 процента.
Показатель заболеваемости от травм,
отравлений и некоторых других
последствий воздействия внешних причин
вырос на 1,6 процента.
Заболеваемость всего населения
Краснодарского края с диагнозом,
установленным впервые в жизни, в 2022 году
составила 74396,1 (на 100 тыс. населения), по
сравнению с 2021 годом показатель вырос на
1,7 процента.
В 2022 году по сравнению с 2021 годом
показатель смертности от некоторых
инфекционных и паразитарных болезней в
Краснодарском крае снизился на 4,2
процента и за 12 месяцев 2022 года составил
13,7 на 100 тыс. населения (2021 год - 14,3).
Министерством здравоохранения
Краснодарского края в 2022 году велась
системная работа, направленная на
укрепление и улучшение
материально-технической базы
государственных учреждений
здравоохранения.
В 2022 году продолжались работы в рамках
строительства 1-го этапа 2-й очереди
реконструкции государственного
бюджетного учреждения здравоохранения
"Научно-исследовательский институт -
Краевая клиническая больница N 1 имени
профессора С.В. Очаповского"
министерства здравоохранения
Краснодарского края, на конец 2022 года
техническая готовность объекта
составила 85,6 процента.
В 2022 году завершены
строительно-монтажные работы по
строительству лечебно-диагностического
корпуса государственного бюджетного
учреждения здравоохранения "Детская
краевая клиническая больница"
министерства здравоохранения
Краснодарского края.
В 2022 году в рамках реализации
регионального проекта "Модернизация
первичного звена здравоохранения
Российской Федерации (Краснодарский
край)" переданы медицинским
учреждениям 200 единиц автотранспорта,
приобретены 2292 единицы оборудования, в
том числе 73 - тяжелого оборудования.
Построены 11 зданий
фельдшерско-акушерских пунктов и
проведен капитальный ремонт 6 объектов
здравоохранения. Предусмотренная сумма
в 2022 году составила 497,5 млн. рублей.
В 2022 году начато строительство восьми
поликлиник в муниципальных образованиях
Краснодарского края (из них пять детских
и три взрослых). Предусмотренная сумма в
2022 году составила 825,1 млн. рублей (из
федерального бюджета выделено 782,1 млн.
рублей, из краевого бюджета - 43,0 млн.
рублей).
На основании вышеизложенного
Законодательное Собрание
Краснодарского края постановляет:
1. Информацию министра здравоохранения
Краснодарского края Е.Ф. Филиппова о
состоянии здоровья населения
Краснодарского края и об итогах
выполнения Территориальной программы
государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи в
Краснодарском крае в 2022 году принять к
сведению.
2. Рекомендовать министерству
здравоохранения Краснодарского края:
1) продолжить осуществление мер по
повышению качества и доступности
медицинской помощи, в том числе
первичной медико-санитарной помощи,
уделив особое внимание обеспечению ее
доступности в сельских населенных
пунктах путем использования
автоматизированных информационных
систем, системы электронной и телефонной
записи к врачу, телемедицинских
консультаций, а также мобильных бригад
оказания медицинской помощи жителям
сельских населенных пунктов с
численностью менее 1000 человек;
2) продолжить внедрение
телекоммуникационных каналов связи,
позволяющих обеспечить непрерывное
наблюдение за состоянием здоровья
пациентов на всех этапах оказания
медицинской помощи с проведением
телеконсультаций на регулярной основе;
3) продолжить организацию выполнения
мероприятий, направленных на снижение
смертности от основных причин (болезней
системы кровообращения, онкологических
заболеваний, дорожно-транспортных
происшествий, болезней органов дыхания и
пищеварения), младенческой и материнской
смертности, а также обеспечить
разработку и реализацию комплекса
дополнительных мер, направленных на
предотвращение преждевременной
смертности населения от
сердечно-сосудистых, онкологических
заболеваний и болезней органов дыхания;
4) усилить контроль за обеспечением
лекарственными препаратами льготных
категорий граждан, получающих
медицинскую помощь в государственных
медицинских организациях, а также при
оказании медицинской помощи в
амбулаторных условиях;
5) продолжить реализацию программы
профилактических медицинских осмотров и
углубленной диспансеризации населения
Краснодарского края, предусмотрев ее
расширение за счет включения
дополнительных инструментальных и
лабораторных исследований, в целях
увеличения охвата населения всех
возрастных групп для своевременного
выявления заболеваний, являющихся
основными причинами преждевременной
смертности населения, а также
углубленного медицинского обследования
граждан, перенесших новую
коронавирусную инфекцию (COVID-19), на
наличие поражений сердечно-сосудистой и
иных систем, в том числе системы органов
дыхания;
6) в целях своевременного выявления,
лечения, диспансерного наблюдения
больных хроническими неинфекционными
заболеваниями, состояний и факторов
риска развития таких заболеваний, в том
числе связанных с перенесенной новой
коронавирусной инфекцией (COVID-19),
повысить количество проведенных
профилактических медицинских осмотров и
углубленной диспансеризации, доведя их
до уровня 2019 года;
7) продолжить технологическое обновление
системы здравоохранения в крае,
укрепление материально-технической базы
медицинских организаций, приобретение
санитарного транспорта, необходимого
для деятельности службы скорой
медицинской помощи, медицинского
оборудования;
8) усилить работу, направленную на
реализацию региональной программы
Краснодарского края "Модернизация
первичного звена здравоохранения";
9) обеспечить выполнение программ
лечения и реабилитации в амбулаторных и
стационарных условиях лиц с
заболеваниями, выявленными по
результатам проведенных
профилактических медицинских осмотров и
углубленной диспансеризации;
10) продолжить реализацию мероприятий,
направленных на укрепление кадрового
потенциала в медицинских организациях, в
том числе работу по подбору,
профессиональной ориентации молодежи
для последующего обучения в медицинских
образовательных организациях с
обязательным заключением договоров,
предусматривающих дальнейшую трудовую
деятельность выпускников в направившей
их медицинской организации;
11) для решения кадрового вопроса
рассмотреть возможность использования в
работе медицинскими организациями
цифровых платформ по подбору персонала,
а также использовать на постоянной
основе правовой механизм,
предусмотренный Федеральным законом от
29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации", в
части целевой подготовки специалистов
по дефицитным медицинским
специальностям;
12) реализовать в полном объеме
мероприятия национальных проектов
"Здравоохранение" и
"Демография", оказывающие влияние
на повышение доступности и качества
медицинской помощи населению,
проживающему в сельских населенных
пунктах, обеспечив достижение
установленных целевых показателей и
результатов, целевое и в полном объеме
освоение выделенных средств и получение
лицензий на осуществление медицинской
деятельности;
13) рассмотреть возможность реализации
мероприятий по расширению использования
механизма целевого обучения при
подготовке специалистов со средним
медицинским образованием.
3. Рекомендовать органам местного
самоуправления в Краснодарском крае
совместно с министерством
здравоохранения Краснодарского края:
1) продолжить работу по развитию сети
медицинских организаций, в том числе
офисов врачей общей практики,
фельдшерских, фельдшерско-акушерских
пунктов, в соответствии с
территориальным планированием в
муниципальных образованиях
Краснодарского края;
2) создавать в сельских населенных
пунктах условия, обеспечивающие жителям
возможность вести здоровый образ жизни и
систематически заниматься физической
культурой и спортом; расширять спектр
информационно-коммуникационных
кампаний, направленных на повышение
ответственности граждан за свое
здоровье (тиражирование лучших практик
активного долголетия, внедрение школ
общественного здоровья); проводить
мероприятия, направленные на снижение
потребления алкоголя и табачных изделий,
немедицинского потребления
наркотических средств и психотропных
веществ, а также профилактику
заболеваний, преобладающих в структуре
смертности; развивать добровольчество
(волонтерство).
4. Рекомендовать министерству
образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края совместно с
органами местного самоуправления
муниципальных образований
Краснодарского края расширить практику
по организации медицинских классов на
базе общеобразовательных организаций в
целях профориентации выпускников для
поступления в медицинские организации
среднего профессионального образования
и высшего образования.
5. Рекомендовать департаменту
строительства Краснодарского края
обеспечить государственный контроль за
осуществлением органами местного
самоуправления муниципальных
образований Краснодарского края
отдельных государственных полномочий по
строительству зданий, включая
проектно-изыскательские работы, для
размещения фельдшерско-акушерских
пунктов, фельдшерских пунктов, врачебных
амбулаторий и офисов врача общей
практики, а также строительству иных
объектов здравоохранения, начатому до 1
января 2019 года, необходимых для
организации оказания медицинской помощи
в соответствии с территориальной
программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи (за исключением
медицинской помощи, оказываемой в
федеральных медицинских организациях,
перечень которых утверждается
уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти, и
медицинской помощи, оказываемой в
специализированных
кожно-венерологических,
противотуберкулезных, наркологических,
онкологических диспансерах и других
специализированных медицинских
организациях) в Краснодарском крае (за
исключением контроля за использованием
предоставленных на эти цели
материальных ресурсов и финансовых
средств).
6. Рекомендовать Территориальному фонду
обязательного медицинского страхования
Краснодарского края совместно со
страховыми медицинскими организациями:
1) продолжить работу по информационному
сопровождению жителей и гостей
Краснодарского края с целью
информирования о необходимых условиях,
объеме и качестве оказания медицинской
помощи;
2) продолжить осуществление контрольных
функций за использованием средств
обязательного медицинского страхования
при возмещении затрат медицинских
организаций при оказании медицинской
помощи на территории Краснодарского
края.
7. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных
образований Краснодарского края:
1) оказывать содействие в выделении и
оформлении земельных участков для
строительства объектов первичного звена
здравоохранения, а также обеспечении
технического присоединения к системам
коммунальной инфраструктуры;
2) организовать своевременное выполнение
работ по благоустройству территорий,
прилегающих к объектам здравоохранения,
оказывающим первичную медико-санитарную
помощь (в том числе по обеспечению
подъездными путями, ограждением);
3) принимать дополнительные меры по
обеспечению в муниципальных
образованиях транспортной доступности
объектов здравоохранения, оказывающих
первичную медико-санитарную помощь, за
счет развития и приведения в нормативное
состояние сети региональных и местных
дорог, автодорожных подходов,
стимулирования развития общественного
транспорта, создания обустроенных
маршрутов для использования технических
средств индивидуальной мобильности;
4) в целях закрепления в медицинских
организациях Краснодарского края
медицинских кадров (врачей, среднего
медицинского персонала) принять
дальнейшие меры, направленные на
обеспечение медицинских специалистов,
прибывших в указанные организации для
осуществления трудовой деятельности,
жилыми помещениями, предусмотреть
компенсацию платы за наем жилого
помещения, организовать выделение
земельных участков под строительство
жилья, содействие в трудоустройстве
членов их семей;
5) принять дополнительные меры
стимулирующего характера, в том числе
социальной и экономической
направленности, предусматривающие
создание благоприятных условий в целях
привлечения медицинских работников для
работы в медицинских организациях,
участвующих в реализации
территориальной программы
государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи, в
соответствии с Федеральным законом от 6
октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации";
6) обеспечить повышение мотивации
учащихся старших классов
общеобразовательных организаций в
муниципальных образованиях
Краснодарского края, желающих поступить
в государственные бюджетные
образовательные учреждения среднего
профессионального образования,
подведомственные министерству
здравоохранения Краснодарского края.
8. Постоянному комитету Законодательного
Собрания Краснодарского края по
вопросам здравоохранения и социальной
защиты населения подготовить обращение
в федеральные органы государственной
власти о внесении в законодательство
норм правового регулирования выездных
форм розничной торговли лекарственными
препаратами для обеспечения жителей
отдаленных сельских поселений.
9. Контроль за выполнением настоящего
постановления возложить на постоянный
комитет Законодательного Собрания
Краснодарского края по вопросам
здравоохранения и социальной защиты
населения.
Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
Ю.А.БУРЛАЧКО
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)