ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ -
КУЗБАССА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2023 года N 656
Об утверждении государственной
программы Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса"
(с изменениями на 16 сентября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2024 N 273, от 16.09.2024 N 609)
В целях повышения качества управления
государственными финансами Кемеровской
области - Кузбасса Правительство
Кемеровской области - Кузбасса
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную
программу Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса".
2. Признать утратившими силу:
2.1. Постановления Коллегии Администрации
Кемеровской области:
от 08.10.2013 N 421 "Об утверждении
государственной программы Кемеровской
области - Кузбасса "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2025 годы";
от 26.12.2013 N 614 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2016 годы";
от 29.04.2014 N 169 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2016 годы";
от 26.08.2014 N 338 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2016 годы";
от 30.12.2014 N 548 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2017 годы";
от 30.09.2015 N 320 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2017 годы";
от 30.12.2015 N 458 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2018 годы";
от 02.06.2016 N 214 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2018 годы";
от 19.08.2016 N 329 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2018 годы";
от 16.01.2017 N 21 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2019 годы";
от 20.07.2017 N 381 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2019 годы";
от 22.08.2017 N 445 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2019 годы";
от 28.12.2017 N 690 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2020 годы";
от 25.06.2018 N 260 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2020 годы";
от 31.07.2018 N 317 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2020 годы";
от 21.11.2018 N 498 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2021 годы";
от 24.12.2018 N 606 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2021 годы".
2.2. Постановления Правительства
Кемеровской области - Кузбасса:
от 08.08.2019 N 472 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2021 годы";
от 30.12.2019 N 763 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области "Управление
государственными финансами Кузбасса"
на 2014 - 2022 годы";
от 03.09.2020 N 548 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса" на 2014 - 2022 годы";
от 22.03.2021 N 120 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса" на 2014 - 2023 годы";
от 17.06.2021 N 351 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса" на 2014 - 2023 годы";
от 17.09.2021 N 559 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса" на 2014 - 2023 годы";
от 22.12.2021 N 769 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса" на 2014 - 2024 годы";
от 10.03.2022 N 123 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса" на 2014 - 2024 годы";
от 19.08.2022 N 541 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса" на 2014 - 2024 годы";
от 15.11.2022 N 747 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса" на 2014 - 2025 годы";
от 17.02.2023 N 95 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса" на 2014 - 2025 годы";
от 22.06.2023 N 405 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса" на 2014 - 2025 годы";
от 15.09.2023 N 596 "О внесении изменений в
постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 "Об
утверждении государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса" на 2014 - 2025 годы".
3. Настоящее постановление подлежит
опубликованию на сайте "Электронный
бюллетень Правительства Кемеровской
области - Кузбасса".
4. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на первого
заместителя председателя Правительства
Кемеровской области - Кузбасса - министра
финансов Кузбасса Малахова И.Ю.
5. Постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Первый заместитель Губернатора
Кемеровской области - Кузбасса -
председатель Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
И.В.СЕРЕДЮК
Утверждена
постановлением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 5 октября 2023 г. N 656
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ КУЗБАССА"
(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2024 N 273, от 16.09.2024 N 609)
Стратегические приоритеты в сфере
реализации государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса"
1. Оценка текущего состояния сферы
управлениями государственными
финансами
Долгосрочная сбалансированность и
устойчивость бюджетной системы
Кемеровской области - Кузбасса -
важнейшее условие для стабильного
функционирования бюджетного сектора
экономики, оказания социальной
поддержки населению, своевременного и
полного исполнения принятых регионом
обязательств, содействия инвестиционной
и предпринимательской активности, а
также достижения стратегических целей
социально-экономического развития
Кемеровской области - Кузбасса.
Обеспечению долгосрочной
сбалансированности и устойчивости
бюджетной системы в значительной
степени способствует эффективное и
прозрачное управление государственными
финансами, которое является базовым
условием для повышения уровня жизни
населения, обеспечения устойчивого
экономического роста.
В результате развития сферы
государственных финансов Кузбасса:
осуществлено регулирование бюджетных
правоотношений на основе реализации
единых принципов бюджетной системы;
применены механизмы инвентаризации и
приоритизации расходных обязательств,
обеспечено своевременное выполнение
принятых обязательств и минимизированы
риски появления просроченной
кредиторской задолженности;
повышен уровень обоснованности и
прозрачности бюджетных ассигнований
(планирование областного бюджета
происходит посредством формирования
обоснований бюджетных ассигнований);
сформирована и усовершенствована
нормативная правовая база по вопросам
распределения и предоставления
межбюджетных трансфертов;
осуществлено внедрение инструментов
бюджетирования, ориентированного на
результат;
установлены правила и процедуры
размещения заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд;
осуществлено обеспечение кассового
обслуживания бюджетных расходов через
систему Федерального казначейства;
обеспечено казначейское сопровождение
расчетов по государственным
(муниципальным) контрактам, заключенным
за счет средств бюджета Кемеровской
области - Кузбасса;
осуществлено предоставление налоговых
льгот, позволяющих достичь бюджетных,
социальных и экономических эффектов;
обеспечена прозрачность и открытость
бюджетного процесса, сохранен высокий
уровень открытости данных об областном
бюджете, включая формирование
аналитических материалов для широкого
круга пользователей.
В основу бюджетного процесса в
Кемеровской области - Кузбассе заложен
программный принцип формирования
областного бюджета. Государственные
программы являются инструментом
повышения эффективности бюджетных
расходов и достижения долгосрочных
целей развития региона. Данный формат
обеспечивает наглядность направления
расходов областного бюджета на
реализацию мероприятий государственных
программ Кемеровской области - Кузбасса.
В 2022 году доля программных расходов в
общем объеме расходов областного
бюджета составила 97,3 процента.
Для наиболее результативного управления
государственными финансами Кемеровской
области - Кузбасса, эффективного
использования бюджетных средств и
обеспечения сбалансированности бюджета
Кемеровской области - Кузбасса
реализуются мероприятия программы
финансового оздоровления Кемеровской
области - Кузбасса в соответствии с
распоряжением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 20.12.2019 N
789-р "Об утверждении Программы
финансового оздоровления Кемеровской
области - Кузбасса на 2019 - 2025 годы".
Целью указанных мероприятий является
решение следующих задач:
обеспечение роста налоговых и
неналоговых доходов областного и
местных бюджетов;
реализация мер по оптимизации бюджетных
расходов и повышению эффективности
использования бюджетных средств;
поддержание объема государственного
долга Кемеровской области - Кузбасса на
оптимальном уровне, минимизация
стоимости его обслуживания.
В результате проведенных мероприятий
налоговые и неналоговые доходы
областного бюджета за 2022 год составили
257,6 млрд рублей, что на 72,7 млрд рублей, или
в 1,4 раза, больше уровня 2021 года.
В условиях существенного роста цен на
энергоносители, позволивших
компенсировать влияние европейского
эмбарго и логистические сложности,
произошел резкий рост финансовых
результатов деятельности предприятий
Кузбасса, в результате чего поступление
налога на прибыль в 2022 году составило в
целом 143,0 млрд рублей, что на 42,4 млрд
рублей, или в 1,4 раза, больше уровня 2021
года.
Кроме того, укрепление собственной
доходной базы бюджета Кемеровской
области - Кузбасса обеспечил налог на
доходы физических лиц, который в 2022 году
составил 50,8 млрд рублей, что на 8,9 млрд
рублей, или в 1,2 раза, больше уровня 2021
года. Рост поступлений в основном
обусловлен увеличением фонда оплаты
труда, а также увеличением поступлений
налога с дивидендов.
В результате изменения законодательства
в части порядка расчета налога на добычу
полезных ископаемых в виде коксующегося
угля с учетом мировых цен поступление
налога на добычу полезных ископаемых в
целом в 2022 году составило 12,6 млрд рублей,
что в 2,1 раза больше уровня 2021 года.
Бюджетный эффект от проведенных мер по
оптимизации бюджетных расходов и
повышению эффективности использования
бюджетных средств в 2022 году составил 4,0
млрд рублей, от проведенных операций по
реструктуризации долговых обязательств
- 2,7 млн рублей.
На протяжении последних двух лет
областной бюджет исполнялся с
профицитом, что позволило не привлекать
рыночные заимствования и создать
резервы на 2023 год для сохранения
устойчивости бюджета в условиях
нестабильной экономической ситуации в
связи с распространением коронавирусной
инфекции и геополитическими
изменениями.
Вместе с тем государственный долг за 2022
год увеличился на 4,2 млрд рублей, или на 7,8
процента, и на 01.01.2023 составил 57,9 млрд
рублей, или 22,5 процента к общему объему
доходов областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений.
На увеличение государственного долга
повлияло привлечение бюджетного кредита
на финансовое обеспечение реализации
инфраструктурных проектов и бюджетного
кредита, полученного из федерального
бюджета на погашение рыночного долга
субъекта Российской Федерации
(муниципального образования) в объеме
средств, направленных муниципальным
образованиям Кемеровской области -
Кузбасса для последующего погашения
муниципального долга перед кредитными
организациями.
По итогам 2022 года Кемеровская область -
Кузбасс вошла в группу субъектов
Российской Федерации с высоким уровнем
долговой устойчивости.
В первом полугодии 2023 года Кемеровской
областью - Кузбассом привлечен
инфраструктурный бюджетный кредит на
общую сумму 2,26 млрд рублей в целях
реализации проекта "Строительство
инженерных сетей и автомобильных дорог
Центрального района города Кемерово".
До конца текущего года будет получено
еще 2,43 млрд рублей.
Также в 2023 году заключено соглашение с
Управлением Федерального казначейства
по Кемеровской области - Кузбассу о
предоставлении бюджетного кредита на
пополнение остатка средств на едином
счете бюджета в целях опережающего
финансирования строительства,
реконструкции, капитального ремонта и
текущего ремонта, приобретения объектов,
находящихся в государственной
собственности (далее - кредит на
опережающее финансирование).
Всего в рамках соглашения на получение
кредита на опережающее финансирование
Кемеровской области - Кузбассу будет
предоставлено 12,7 млрд рублей, из них 0,13
млрд рублей уже получено регионом в июле
текущего года. Срок возврата кредита на
опережающее финансирование
определяется заемщиком и не может быть
позже 30.04.2024 включительно.
Также до конца 2023 года будут частично
погашены обязательства по ценным
бумагам Кемеровской области - Кузбассом
в размере 2,25 млрд рублей, бюджетные
кредиты - 1,11 млрд рублей и иные
обязательства в иностранной валюте в
объеме 0,46 млрд рублей.
Привлечение кредитов коммерческих
организаций в 2023 году не планируется.
Таким образом, к концу 2023 года ожидается
увеличение государственного долга на 13,5
млрд рублей, или на 23,3 процента, и на
01.01.2024 он составит 71,4 млрд рублей, или 38,3
процента к общему объему доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений.
Вопросы укрепления финансовой
обеспеченности муниципальных
образований и создания условий для
устойчивого и сбалансированного
исполнения местных бюджетов остаются
приоритетом государственной политики в
сфере межбюджетных отношений.
Основным инструментом финансового
выравнивания муниципальных образований
Кемеровской области - Кузбасса является
предоставление из областного бюджета
дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных районов
(муниципальных округов, городских
округов), позволяющее сокращать разрывы
в уровне бюджетной обеспеченности между
наиболее и наименее обеспеченными
муниципальными образованиями.
В целях создания условий для
эффективного выполнения полномочий
органов местного самоуправления из
областного бюджета бюджетам
муниципальных образований
предоставляются дотации на поддержку
мер по обеспечению сбалансированности
местных бюджетов.
В настоящее время реализуются механизмы
стимулирования органов местного
самоуправления к развитию
инфраструктуры и наращиванию
экономического потенциала своих
территорий посредством предоставления
грантов за достижение наилучших
значений показателей деятельности
органов местного самоуправления
муниципальных, городских округов и
муниципальных районов.
В целях стимулирования муниципальных
образований Кемеровской области -
Кузбасса к повышению качества
управления муниципальными финансами, в
том числе к увеличению налогового
потенциала, повышению эффективности
бюджетных расходов и совершенствованию
долговой политики, постановлением
Коллегии Администрации Кемеровской
области от 20.11.2017 N 605 "Об утверждении
Методики проведения мониторинга и
оценки качества управления
муниципальными финансами в Кемеровской
области - Кузбассе, Методики оценки
результативности мер по наращиванию
налогового потенциала муниципальных
образований Кемеровской области -
Кузбасса, Правил предоставления и
методики распределения иных дотаций из
областного бюджета бюджетам
муниципальных образований Кемеровской
области - Кузбасса на поощрение
городских округов, муниципальных
округов и муниципальных районов за
достижение наилучших показателей в
качестве управления муниципальными
финансами и наилучшей результативности
мер по наращиванию налогового
потенциала за отчетный финансовый
год" утверждены Методика проведения
мониторинга и оценки качества
управления муниципальными финансами в
Кемеровской области - Кузбассе и
Методика оценки результативности мер по
наращиванию налогового потенциала
муниципальных образований Кемеровской
области - Кузбасса.
По результатам проведения мониторинга и
оценки качества управления
муниципальными финансами, оценки
результативности мер по наращиванию
налогового потенциала в Кемеровской
области - Кузбассе ежегодно поощряются
три муниципальных образования,
достигших наилучших результатов.
В целях увеличения доходной базы местных
бюджетов принят Закон Кемеровской
области - Кузбасса от 29.10.2022 N 117-ОЗ "О
внесении изменений в Закон Кемеровской
области "О межбюджетных отношениях в
Кемеровской области - Кузбассе",
которым начиная с 2023 года местным
бюджетам предусматривается
предоставление иных дотаций в целях
стимулирования применения на
территориях муниципальных образований
специального налогового режима "Налог
на профессиональный доход".
Постановлением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 24.11.2022 N
775 "Об утверждении методики
распределения и правил предоставления
иных дотаций бюджетам муниципальных
районов (муниципальных округов,
городских округов) на стимулирование
применения на территориях муниципальных
образований специального налогового
режима "Налог на профессиональный
доход" утверждены методика
распределения и правила предоставления
иных дотаций бюджетам муниципальных
районов (муниципальных округов,
городских округов) на стимулирование
применения на территориях муниципальных
образований специального налогового
режима "Налог на профессиональный
доход" (далее - методика).
В соответствии с утвержденной методикой
распределение дотаций в текущем
финансовом году осуществляется на
основе объема поступлений налога на
профессиональный доход в областной
бюджет Кемеровской области - Кузбасса в
отчетном финансовом году
пропорционально численности
налогоплательщиков налога на
профессиональный доход,
зарегистрированных на территории
соответствующего муниципального
образования по состоянию на 1 января
текущего финансового года, и сумме
налога на профессиональный доход,
поступившей с территории
соответствующего муниципального
образования в отчетном финансовом году.
В целях вовлечения жителей Кемеровской
области - Кузбасса в процесс
осуществления местного самоуправления и
определения приоритетов расходования
средств местных бюджетов с 2019 года в
Кемеровской области - Кузбассе
реализуется практика инициативного
бюджетирования "Твой Кузбасс - твоя
инициатива" в соответствии с Законом
Кемеровской области от 14.11.2018 N 90-ОЗ "О
реализации проектов инициативного
бюджетирования в Кемеровской области -
Кузбассе". Всего за четыре года (с 2019 по
2022 год) жителями направлено 600 заявок,
реализовано 509 проектов инициативного
бюджетирования. В целом, проекты
позволяют оперативно включить в
перечень бюджетных расходов конкретные
направления на решение острых проблем,
волнующих граждан. Согласно условиям
регионального проекта реализация
готового объекта инициативного
бюджетирования занимает один финансовый
год, что позволяет жителям наглядно в
кратчайшие сроки увидеть свои идеи,
воплощенные в жизнь.
В результате успешной реализации
проектов инициативного бюджетирования
"Твой Кузбасс - твоя инициатива" на
областном уровне по итогам 2020 года
Кемеровская область - Кузбасс вошла в
лучшие практики инициативного
бюджетирования среди субъектов
Российской Федерации и включена в доклад
Министерства финансов Российской
Федерации о лучших практиках.
В целях повышения доли финансово
грамотного населения в Кемеровской
области - Кузбассе реализуется план
мероприятий региональной программы
повышения финансовой грамотности
населения Кузбасса, утвержденной
распоряжением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 08.07.2024 N
319-р "О региональной программе
повышения финансовой грамотности
населения Кузбасса".
(в ред. постановления Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 16.09.2024 N
609)
В рамках мероприятий по повышению
открытости бюджетных данных обеспечена
ежегодная подготовка и публикация
"Бюджета для граждан" в простой и
доступной для понимания форме, созданы
страницы Министерства финансов Кузбасса
в социальных сетях, а также ведется
раздел, который содержит открытую
информацию о системе повышения
финансовой грамотности населения.
В рейтинге субъектов Российской
Федерации по уровню открытости
бюджетных данных, составляемом
научно-исследовательским финансовым
институтом Министерства финансов
Российской Федерации, в 2021 году
Кемеровская область - Кузбасс занимала
позиции в группе субъектов с высоким
уровнем открытости бюджетных данных, по
итогам 2022 года вошла в лидирующую группу
регионов с очень высоким уровнем
открытости бюджетных данных.
Решение задач по управлению
государственными финансами Кемеровской
области - Кузбасса осуществляется с
учетом настоящей государственной
программы Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса" (далее также -
государственная программа),
обеспечивающей наибольшую
результативность этой работы и вывод
основных ее показателей на новый, более
качественный уровень.
Для развития и вывода системы управления
государственными финансами Кемеровской
области - Кузбасса на новый, более
качественный уровень необходимо
обратить внимание на решение ряда
проблем:
зависимость доходной части областного
бюджета от поступлений налогов угольных
и металлургических предприятий;
значительная дифференциация бюджетной
обеспеченности между муниципальными
образованиями Кемеровской области -
Кузбасса;
низкая мотивация органов
государственной власти к формированию
приоритетов и оптимизации бюджетных
расходов.
Государственная программа относится к
категории "обеспечивающих"
программ, то есть ориентирована (через
развитие правового регулирования в
вопросах осуществления бюджетной,
налоговой, денежно-кредитной политики
Кемеровской области - Кузбасса) на
создание общих условий и механизмов их
реализации для всех участников
бюджетного процесса, в том числе
реализующих другие государственные
программы.
Организация выполнения мероприятий по
вопросам, отнесенным к компетенции
Министерства финансов Кузбасса,
осуществляется в рамках настоящей
государственной программы.
С учетом специфики государственной
программы для измерения ее результатов
используются качественные оценки,
основанные на общероссийских
показателях оценки качества
эффективного управления региональными
финансами. По результатам оценки
качества управления региональными
финансами в течение последних лет
комплексная оценка качества управления
региональными финансами Кемеровской
области - Кузбасса соответствует II
степени и характеризуется надлежащим
качеством управления региональными
финансами.
2. Описание приоритетов и целей
государственной политики в сфере
реализации государственной программы
Приоритеты и цели государственной
политики в сфере управления
государственными финансами Кемеровской
области - Кузбасса определены с учетом
Стратегии социально-экономического
развития Кемеровской области - Кузбасса
на период до 2035 года, утвержденной
Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N
122-ОЗ "Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития
Кемеровской области - Кузбасса на период
до 2035 года", а также бюджетного
прогноза Кемеровской области - Кузбасса
и основных направлений долговой
политики Кемеровской области - Кузбасса.
(в ред. постановления Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2024 N
273)
Ключевые ориентиры развития в рамках
государственной программы:
создание условий для обеспечения
сбалансированности бюджетной системы в
долгосрочном периоде;
безусловное исполнение социальных
обязательств перед гражданами и
реализация национальных целей
стратегического развития;
проведение взвешенной долговой
политики;
совершенствование межбюджетных
отношений на муниципальном уровне;
повышение качества управления
региональными и муниципальными
финансами;
вовлечение жителей в определение
приоритетов в расходовании бюджетных
средств;
обеспечение функционирования системы
повышения финансовой грамотности
населения.
Реализация государственной программы
оказывает влияние на достижение
национальной цели развития Российской
Федерации "Устойчивая и динамичная
экономика", определенной Указом
Президента Российской Федерации от
07.05.2024 N 309 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года и на перспективу до 2036 года",
в том числе на следующие целевые
показатели и задачи, характеризующие
достижение национальной цели:
(в ред. постановления Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 16.09.2024 N
609)
"Обеспечение темпа роста валового
внутреннего продукта страны выше
среднемирового и выход не позднее 2030
года на четвертое место в мире по объему
валового внутреннего продукта,
рассчитанного по паритету покупательной
способности, в том числе за счет роста
производительности труда, при
сохранении макроэкономической
стабильности, низкого уровня
безработицы и снижении уровня
структурной безработицы";
(в ред. постановления Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 16.09.2024 N
609)
"Обеспечение устойчивого роста
доходов населения и уровня пенсионного
обеспечения не ниже уровня инфляции".
(в ред. постановления Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 16.09.2024 N
609)
В рамках достижения поставленной
национальной цели государственная
программа реализуется путем:
содействия обеспечению стабильных
экономических условий за счет
соблюдения долгосрочных принципов
устойчивости и сбалансированности
бюджетной системы;
сохранения соотношения
государственного долга Кемеровской
области - Кузбасса по отношению к общему
годовому объему доходов бюджета без
учета объема безвозмездных поступлений
на уровне, не превышающем 85 процентов;
сохранения стабильной вовлеченности
жителей муниципальных образований
Кемеровской области - Кузбасса в участие
по выбору проектов инициативного
бюджетирования "Твой Кузбасс - твоя
инициатива" не менее 100 проектов
ежегодно;
формирования разумного финансового
поведения населения, его ответственного
участия на рынках финансовых услуг для
повышения уровня и качества жизни.
3. Сведения о взаимосвязи со
стратегическими приоритетами, целями и
показателями государственных программ
Российской Федерации
Государственная программа
"Управление государственными
финансами Кузбасса" не имеет связи с
государственной программой Российской
Федерации.
4. Задачи государственного управления и
способы их эффективного решения в сфере
реализации государственной программы
Цель 1 "Обеспечение стабильных
экономических условий за счет
соблюдения долгосрочных принципов
устойчивости и сбалансированности
бюджетной системы".
К основным направлениям деятельности в
сфере реализации цели 1 по обеспечению
стабильных экономических условий за
счет соблюдения долгосрочных принципов
устойчивости и сбалансированности
бюджетной системы относятся:
обеспечение формирования областного
бюджета на очередной финансовый год и
плановый период, исходя из необходимости
содействия экономическому росту
Кемеровской области - Кузбасса,
повышения эффективности мер социальной
поддержки населения, повышения
информационной безопасности и
укрепления межрегионального и
межмуниципального сотрудничества для
совместного развития инфраструктуры;
актуализация механизмов предоставления
межбюджетных трансфертов муниципальным
образованиям;
выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований;
поддержка мер по обеспечению
сбалансированности местных бюджетов;
поощрение муниципальных образований.
В рамках реализации цели 1 запланированы
следующие мероприятия:
формирование бюджетных параметров
исходя из необходимости безусловного
исполнения действующих расходных
обязательств, в том числе с учетом их
оптимизации и повышения эффективности
использования финансовых ресурсов;
подготовка предложений по
совершенствованию механизмов
предоставления межбюджетных
трансфертов;
распределение и предоставление бюджетам
муниципальных образований дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности,
дотаций на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности;
заключение соглашений с муниципальными
образованиями, получающими дотацию на
выравнивание бюджетной обеспеченности,
а также мониторинг выполнения условий
соответствующих соглашений;
выделение ежегодных грантов городским
округам и муниципальным районам
(муниципальным округам) за достижение
наилучших значений показателей.
Ожидаемыми результатами являются:
формирование областного бюджета на
очередной финансовый год и плановый
период с учетом приоритетов
социально-экономического развития и
принципов долгосрочной бюджетной
устойчивости;
сокращение отклонения в уровнях
бюджетной обеспеченности между 5
наименее и 5 наиболее обеспеченными
муниципальными образованиями с учетом
оказания финансовой поддержки из
областного бюджета в форме целевых
межбюджетных трансфертов до 4,5 раза к 2026
году;
распределение и перечисление финансовой
поддержки муниципальным образованиям
Кемеровской области - Кузбасса.
Цель 2 "Сохранение соотношения
государственного долга Кемеровской
области - Кузбасса по отношению к общему
годовому объему доходов бюджета без
учета объема безвозмездных поступлений
на уровне, не превышающем 85
процентов".
К основным направлениям деятельности в
сфере реализации цели 2 относятся:
минимизация стоимости обслуживания
государственного долга Кемеровской
области - Кузбасса;
поддержание экономически обоснованного
объема государственного долга для
сохранения позиции области в группе
субъектов Российской Федерации с
уровнем долговой устойчивости не ниже
среднего;
безусловное обеспечение полного
исполнения принятых долговых
обязательств независимо от влияния
любых макроэкономических показателей и
возможного ухудшения конъюнктуры на
финансовом рынке;
управление рисками, связанными с
осуществлением рыночных заимствований;
поддержание репутации Кемеровской
области - Кузбасса в качестве надежного
заемщика.
В рамках реализации основной цели
запланированы следующие мероприятия:
обеспечение выполнения условий
реструктуризации задолженности
Кемеровской области - Кузбасса перед
Российской Федерацией по бюджетным
кредитам;
обеспечение привлечения в областной
бюджет рыночных заимствований по
ставкам на уровне не более чем уровень
ключевой, установленный Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на 1 процент годовых;
обеспечение своевременного и
равномерного исполнения и обслуживания
долговых обязательств региона;
поддержание государственных облигации
Кемеровской области 2017 года в
соответствующем разделе списка ценных
бумаг, допущенных к торгам биржи.
Ожидаемыми результатами являются:
обеспечение исполнения обязательств по
обслуживанию государственного долга
Кемеровской области - Кузбасса;
сохранение соотношения
государственного долга Кемеровской
области - Кузбасса по отношению к общему
годовому объему доходов бюджета без
учета объема безвозмездных поступлений
на уровне, не превышающем 85 процентов.
Цель 3 "Сохранение стабильной
вовлеченности жителей муниципальных
образований Кемеровской области -
Кузбасса в участие по выбору проектов
инициативного бюджетирования "Твой
Кузбасс - твоя инициатива" не менее 100
проектов ежегодно".
К основным направлениям деятельности в
сфере реализации цели 3 относятся:
определение приоритетов в расходовании
бюджетных средств с непосредственным
участием жителей;
координация проведения областного
конкурсного отбора проектов
инициативного бюджетирования "Твой
Кузбасс - твоя инициатива".
В рамках реализации цели 3 запланированы
следующие мероприятия:
определение областной конкурсной
комиссией победителей проектов
инициативного бюджетирования "Твой
Кузбасс - твоя инициатива";
распределение и предоставление субсидий
муниципальным образованиям Кемеровской
области - Кузбасса на реализацию
проектов инициативного бюджетирования
"Твой Кузбасс - твоя инициатива" в
Кемеровской области - Кузбассе,
направленных на решение вопросов
местного значения в соответствии с
правилами предоставления субсидий из
областного бюджета бюджетам
муниципальных образований Кемеровской
области - Кузбасса на реализацию
проектов инициативного бюджетирования
"Твой Кузбасс - твоя инициатива" в
Кемеровской области - Кузбассе,
установленными приложением N 5 к
государственной программе.
Ожидаемыми результатами являются:
реализация проектов инициативного
бюджетирования, отобранных областной
конкурсной комиссией в соответствии с
балльной оценкой;
сохранение стабильной вовлеченности
жителей муниципальных образований
Кемеровской области - Кузбасса в участие
по выбору проектов инициативного
бюджетирования "Твой Кузбасс - твоя
инициатива" не менее 100 проектов
ежегодно.
Цель 4 "Увеличение к 2030 году доли
граждан, принимающих участие в
региональном мониторинговом
мероприятии, со средним и высоким
уровнем финансовой грамотности до 82
процентов".
(в ред. постановления Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2024 N
273)
К основным направлениям деятельности в
сфере реализации цели 4 по повышению доли
финансового грамотного населения для
повышения уровня и качества жизни
относятся:
создание постоянно действующей системы
просвещения по вопросам
функционирования финансовых
инструментов и механизмов;
создание системы постоянного
информирования населения по вопросам
повышения финансовой грамотности, в том
числе в целях профилактики
противоправных действий на рынке
финансовых услуг.
В рамках реализации цели 4 запланированы
следующие мероприятия:
реализация крупных
информационно-просветительских
проектов регионального значения,
ориентированных на все категории
населения;
проведение
информационно-разъяснительной работы по
вопросам налоговой, пенсионной,
инвестиционной и других видов
грамотности компетентными участниками
финансового рынка, а также
представителями отделений федеральных
структур, расположенных на территории
Кемеровской области - Кузбасса;
проведение мероприятий по финансовой
грамотности через организации
социального обеспечения граждан для
людей старшего возраста, граждан с
ограниченными возможностями здоровья и
иных социально не защищенных категорий
населения;
проведение обучающих семинаров для
предпринимателей и самозанятых;
размещение информации по вопросам
финансовой грамотности в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", в том числе
официальных социальных сетях;
освещение актуальных вопросов в сфере
повышения финансовой грамотности
населения в средствах массовой
информации: печатных изданиях и на
телевидении;
создание информационной среды
посредством размещения и
распространения печатной продукции
(брошюр, памяток, листовок, газет).
Ожидаемыми результатами проведения
указанных мероприятий являются:
увеличение доли участников
регионального мониторингового
мероприятия со средним и высоким уровнем
финансовой грамотности до 82 процентов;
(в ред. постановления Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2024 N
273)
повышение интереса и мотивации к
получению новых знаний в финансовой
сфере;
умение находить и использовать
финансовую информацию, планировать
семейный бюджет и формировать
долгосрочные сбережения;
умение рационально выбирать финансовые
услуги;
умение отстаивать свои законные права
как потребителя финансовых услуг;
знание рисков на рынке финансовых услуг;
умение распознавать признаки
финансового мошенничества.
Паспорт государственной программы
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса"
Исключен. - Постановление Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2024 N
273.
Приложение N 1
к государственной программе
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса"
ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
"РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ИНИЦИАТИВНОГО
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ "ТВОЙ КУЗБАСС - ТВОЯ
ИНИЦИАТИВА" В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ -
КУЗБАССЕ"
Исключен. - Постановление Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2024 N
273.
Приложение N 2
к государственной программе
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса"
ПАСПОРТ КОМПЛЕКСА ПРОЦЕССНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СБАЛАНСИРОВАННОСТИ, УСТОЙЧИВОСТИ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА"
Исключен. - Постановление Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2024 N
273.
Приложение N 3
к государственной программе
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса"
ПАСПОРТ КОМПЛЕКСА ПРОЦЕССНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ "УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ"
Исключен. - Постановление Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2024 N
273.
Приложение N 4
к государственной программе
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса"
ПАСПОРТ КОМПЛЕКСА ПРОЦЕССНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ "ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ - КУЗБАССА"
Исключен. - Постановление Правительства
Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2024 N
273.
Приложение N 5
к государственной программе
Кемеровской области - Кузбасса
"Управление государственными
финансами Кузбасса"
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ
ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КЕМЕРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ - КУЗБАССА НА РЕАЛИЗАЦИЮ
ПРОЕКТОВ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
"ТВОЙ КУЗБАСС - ТВОЯ ИНИЦИАТИВА" В
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССЕ
Субсидии бюджетам муниципальных
образований Кемеровской области -
Кузбасса на реализацию проектов
инициативного бюджетирования "Твой
Кузбасс - твоя инициатива" в
Кемеровской области - Кузбассе (далее -
проекты) распределяются на конкурсной
основе и предоставляются в целях
оказания содействия жителям
муниципальных образований Кемеровской
области - Кузбасса в осуществлении
местного самоуправления посредством
реализации проектов, направленных на
решение вопросов местного значения.
Конкурсный отбор проектов с целью
последующего распределения субсидии
бюджетам муниципальных образований
Кемеровской области - Кузбасса на
реализацию проектов осуществляется
областной конкурсной комиссией в
соответствии с порядком, утвержденным
высшим исполнительным органом
Кемеровской области - Кузбасса.
Критериями конкурсного отбора проектов
являются:
1. Вклад участников реализации проекта в
его финансирование:
по уровню софинансирования проекта со
стороны бюджета городского округа,
территория города в составе которого не
разделяется на внутригородские районы;
городского округа, территория города в
составе которого разделяется на
внутригородские районы; муниципального
округа; городского и сельского поселения
муниципального района (далее -
муниципальные образования);
по уровню софинансирования проекта со
стороны населения;
по уровню софинансирования проекта со
стороны индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц,
общественных организаций.
2. Социальная и экономическая
эффективность реализации проекта - по
доле благополучателей в общей
численности жителей муниципального
образования.
3. Степень участия жителей
муниципального образования в
определении и решении проблемы,
заявленной в проекте:
по степени участия жителей
муниципального образования в
идентификации проблемы в процессе ее
предварительного рассмотрения (согласно
результатам анкетирования по опросным
листам, а также по данным единой системы
электронного голосования по
инициативному бюджетированию в случае
ее подключения);
по степени участия жителей в определении
параметров проекта на заключительном
собрании жителей муниципального
образования (согласно протоколу
собрания);
по использованию средств массовой
информации и других способов
информирования жителей в процессе
отбора приоритетной проблемы и
разработки заявки.
Победителями конкурсного отбора
признаются проекты, набравшие по
результатам итоговой оценки наибольшее
количество баллов в рейтинге проектов.
Объем субсидий, предоставляемых из
областного бюджета бюджетам
муниципальных образований на реализацию
проектов, определяется по формуле:
,
где:
Si - размер субсидии i-му муниципальному
району, муниципальному или городскому
округу, территория города в составе
которого не разделяется на
внутригородские районы; городскому
округу, территория города в составе
которого разделяется на внутригородские
районы;
Cj - стоимость j-го проекта;
Vjсб - объем средств бюджетов городского
или сельского поселения, муниципального
или городского округа, территория города
в составе которого не разделяется на
внутригородские районы; городского
округа, территория города в составе
которого разделяется на внутригородские
районы, направляемый на реализацию j-го
проекта;
Vjфл,ип - объем средств населения,
индивидуальных предпринимателей,
привлекаемый на реализацию j-го проекта;
Vjюл,оо - объем средств юридических лиц,
общественных организаций, привлекаемый
на реализацию j-го проекта;
n - общее количество проектов -
победителей городского и (или) сельского
поселения, входящего в состав i-го
муниципального района, i-го
муниципального или городского округа,
территория города в составе которого не
разделяется на внутригородские районы;
городского округа, территория города в
составе которого разделяется на
внутригородские районы, прошедших
конкурсный отбор.
Размер субсидии бюджетам муниципальных
образований на реализацию проектов не
может превышать 90 процентов стоимости
одного проекта. Для муниципальных
образований, не являющихся получателями
дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных районов
(муниципальных округов, городских
округов) и (или) доходов по заменяющим
указанные дотации дополнительным
нормативам отчислений от налога на
доходы физических лиц, - в размере не
более 50 процентов стоимости одного
проекта.