Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 октября 2023 года N 974-р


Об утверждении Стратегии развития спортивной медицины в Удмуртской Республике на 2023 - 2026 годы



Во исполнение протокольного решения Всероссийского совещания по развитию спортивной медицины в регионах Российской Федерации от 8 декабря 2022 года N 58/30-3/644:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития спортивной медицины в Удмуртской Республике на 2023 - 2026 годы.


2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики Пинчук Э.З.



Исполняющая обязанности
Председателя Правительства
Удмуртской Республики
О.В.АБРАМОВА



Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 3 октября 2023 г. N 974-р



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2023 - 2026 ГОДЫ



I. Общие положения


Стратегия развития спортивной медицины в Удмуртской Республике до 2026 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и принципы, направленные на обеспечение интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в данной области.


Стратегия разработана в соответствии с решениями, выработанными в ходе Всероссийского совещания по развитию спортивной медицины в регионах Российской Федерации от 8 декабря 2022 года, состоявшегося в рамках проведения XVII Международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины спорта высших достижений "СпортМед-2022".


Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55% граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.


Одним из ожидаемых результатов реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" является увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70% к 2030 году.


Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", иные федеральные законы и ведомственные правовые акты, государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения".



II. Оценка текущего состояния службы спортивной медицины в Удмуртской Республике


1. Краткий анализ социально-экономической ситуации в Удмуртской Республике, краткий анализ демографической ситуации в период 2018 - 2022 годов и прогноз на 2023 - 2026 годы


Удмуртская Республика относится к Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО) и располагается в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Территория Удмуртии занимает площадь свыше 42 тысяч квадратных километров, что составляет 0,25% общей площади Российской Федерации, превосходит такие западноевропейские страны как Бельгия, Швейцария и примерно равна площади Дании.


Протяженность территории с севера на юг составляет 297,5 км, с запада на восток - 200 км. Общая протяженность границ - 1800 км. Положение республики в средних, северных широтах и отсутствие поблизости морей и океанов обуславливают умеренно континентальный климат с холодной снежной зимой и теплым летом.


На западе и севере Удмуртская Республика граничит с Кировской областью, на востоке - с Пермским краем, на юго-востоке - с Республикой Башкортостан, на юге и юго-западе - с Республикой Татарстан. Такое соседство открывает широкие перспективы для взаимовыгодной экономической интеграции и обуславливает относительно высокий уровень конкуренции в борьбе за инвестиции, рынки сбыта, трудовые ресурсы.


Удмуртская Республика имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России. Транспортная сеть включает в себя 779 км железных дорог, 17375,2 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твердым покрытием - 10346,7 км, 184 км судоходных речных путей с выходом на Каспийское, Черное и Балтийское моря. Важнейшие речные порты - Камбарка, Сарапул. Судоходство по реке Каме в пределах республики. Продолжительность навигации - 6,5 месяца.


Аэропорт ОАО "Ижавиа" соответствует классу "B" и имеет искусственную взлетно-посадочную полосу с асфальтобетонным покрытием протяженностью 2500 метров, соответствующую первой категории международной ассоциации ИКАО.


Удмуртская Республика состоит из 5 городских округов, 30 муниципальных районов, 1 городского поселения. На территории республики расположены 1964 сельских населенных пункта.


Плотность населения республики составляет 35,3 человека на кв. км, что на 27,0% выше средне окружного показателя и более чем в 4 раза превышает среднее значение по России.


Численность населения республики на 1 января 2023 года составляет 1442251 человек, по сравнению с 2018 годом численность населения снизилась на 4,7% (70743 человека).


В структуре возрастно-полового состава населения мужчины составляют 45,8%, женщины - 54,2%, население детского возраста 0 - 17 лет - 22,7%, трудоспособного возраста - 55,6%, старше трудоспособного возраста - 23,9%.


Возрастной состав населения республики ежегодно на протяжении последних 15 лет менялся в сторону увеличения количества лиц старше трудоспособного возраста, со снижением доли лиц трудоспособного возраста.


В 2022 году доля трудоспособного населения составила 55,6% (в 2018 году - 54,6%, 2019 году - 54,0%, 2020 году - 54,9%, в 2021 году - 54,6%).


Городское население республики преобладает над сельским. Доля сельского населения составила в 2023 году 34,2% (в 2018 году - 34,2%, в 2019 году - 34%, в 2020 году - 33,9%, в 2021 году - 33,8%, в 2022 году - 34,3%). Сельское население в 2023 году уменьшилось на 3,9% по сравнению с 2018 годом.


Уровень рождаемости населения Удмуртской Республики за 2022 год достиг 8,8 на 1000 населения (таблица 1). Это самое минимальное значение с 1998 года.



Таблица 1



Медико-демографические показатели в Удмуртской Республике за 2018 год - 3 месяца 2023 года

Наименование показателя

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

3 месяца 2023 года

Рождаемость (на 1000 человек населения)

10,9

9,7

9,7

9,6

8,8

8,8

(23 место в РФ)

(39 место в РФ)

(40 место в РФ)

(35 место в РФ)

(41 место в РФ)

(33 место в РФ)

РФ 10,9

РФ 10,1

РФ 9,8

РФ 9,6

РФ 9,0

РФ 8,6

ПФО 10,6

ПФО 9,6

ПФО 9,2

ПФО 9,1

ПФО 8,3

ПФО 8,1

Смертность (на 1000 человек населения)

12,0

11,9

14,1

15,6

12,6

13,2

(59 место в РФ)

(59 место в РФ)

(54 место в РФ)

(62 место в РФ)

(59 место в РФ)

(52 место в РФ)

РФ 12,5

РФ 12,3

РФ 14,6

РФ 16,7

РФ 13,1

РФ 12,7

ПФО 13,3

ПФО 12,9

ПФО 15,9

ПФО 17,9

ПФО 13,6

ПФО 13,7

Смертность населения в трудоспособном возрасте

511,1

497,7

584,8

599,4

574,9 предварительно

РФ 482,2

РФ 470,0

РФ 548,2

ПФО 518,8

ПФО 502,1

ПФО 593,5

Естественный прирост, убыль (-) на 1 тыс. человек населения

-1,1

-2,2

-4,4

-6,0

-3,8

-4,4

РФ -1.6

РФ -2,2

РФ -4,8

РФ -7,1

РФ -4,1

РФ -4,1

ПФО -2,7

ПФО -3,3

ПФО -6,7

ПФО -8,8

ПФО -5,3

ПФО -5,6

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет

72,45

72,8

71,0

70,0

72,2

36 место в РФ

38 место в РФ

36 место в РФ

23 место в РФ

34 место в РФ

РФ 72,9

РФ 73,34

РФ 71,54

РФ 70,1

РФ 72,8

ПФО 72,41

ПФО 72,94

ПФО 70,83

ПФО 69,5

ПФО 72,4


В Удмуртской Республике наблюдается отрицательная динамика показателей демографической ситуации с ухудшением за последние 3 года. Естественный прирост на 1 тыс. населения в 2022 году практически достиг значения 2005 года (-3,8).


Общая смертность в 2022 году снизилась до 12,6 на 1000 населения, но выше значения 2018 года (12,0) на 4,8%. Показатель общей смертности за 2022 год по республике ниже среднероссийского значения на 3,8% и показателя по ПФО на 7,3%.


По оперативным данным, за 3 месяца 2023 года показатель составил 13,2 на 1000 населения, что выше показателя по Российской Федерации на 3,9% и ниже показателя по ПФО на 3,6% (по РФ - 12,7, ПФО - 13,7).


Структура смертности по основным причинам в Удмуртской Республике сопоставима со структурой смертности по Российской Федерации (таблица 2).


По итогам 3 месяцев 2023 года в сравнении с аналогичными периодами 2018 - 2022 годов отмечается рост смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, болезней органов дыхания, в том числе от пневмонии.



Таблица 2



Структура смертности по Удмуртской Республике от основных причин по итогам 3 месяцев 2023 года

Место

Нозология

УР

РФ

доля, %

доля, %

1 место

болезни системы кровообращения

47,4

46,3

2 место

новообразования

16,3

15,0

3 место

внешние причины

9,7

8,0

4 место

болезни органов пищеварения

6,9

5,8

5 место

болезни органов дыхания

6,5

4,9



Таблица 3



Прогноз демографической ситуации в Удмуртской Республике на 2023 - 2026 годы

Показатели

Единица измерения

Факт

Факт

Прогнозные значения

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

69,99

72,16

72,58

72,87

73,16

73,45

Общий коэффициент смертности

число умерших на 1000 человек населения

15,6

12,6

12,9

12,7

12,5

12,4

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся на 1000 человек населения

9,6

12,6

8,7

8,6

8,4

8,4


Сеть учреждений здравоохранения Удмуртской Республики включает 25 районных больниц, 14 участковых больниц, 7 диспансеров (в том числе 1 врачебно-физкультурный диспансер), 60 врачебных амбулаторий, 574 фельдшерско-акушерских пункта, 17 республиканских медицинских учреждений, 26 городских больниц, 9 санаториев (из них 8 детских), 1 республиканский центр общественного здоровья.


Количество населения, прикрепленного к городским медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, по состоянию на 1 января 2023 года - 948447 человек, к районным медицинским организациям - 493804 человека.


По состоянию на 31 декабря 2022 года в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранению Удмуртской Республики, 11121,25 штатной ставки, 8749,5 занятой ставки и работают 5834 врача. Укомплектованность врачами составляет 78,7%.


Министерством здравоохранения Удмуртской Республики с 2019 года проводятся мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)".


В ходе реализации регионального проекта предусмотрено внедрение 11 централизованных, в том числе вертикально-интегрированных, специализированных подсистем, в числе которых управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиацией), управление льготным лекарственным обеспечением; управление потоками пациентов; ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов; телемедицинские консультации; лабораторные исследования; центральный архив медицинских изображений; организации оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями; организации оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями; организации оказания медицинской помощи по профилям "Акушерство и гинекология" и "Неонатология" (мониторинг беременных); организации оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры).


В настоящее время в медицинских организациях Удмуртской Республики продолжается внедрение регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) - ЕЦП. МИС в рамках проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)".


Организовано информационное взаимодействие с органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС) по передаче свидетельств о рождении и смерти, с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы в части передачи направления на медико-социальное освидетельствование в электронном виде, с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в части направления родовых сертификатов и больничных листов в электронном виде, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в части передачи сведений о прохождении медицинского освидетельствования на получение права ношения оружия.


Внедрены 4 централизованные подсистемы, обеспечивающие взаимодействие с вертикально-интегрированной медицинской информационной системой (ВИМИС), - "Организации оказания медицинской помощи по профилям "акушерство и гинекология" и "неонатология", "Организация оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры)", "Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями" и "Организация оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями", которые позволяют контролировать маршрут пациента и предназначены для оперативного ведения пациентов. Обеспечена передача структурированных медицинских сведений в вертикально интегрированные медицинские информационные системы (ВИМИС) по профилям "акушерство и гинекология" и "неонатология", "онкология", "сердечно-сосудистые заболевания", "профилактическая медицина", ведутся работы по внедрению в деятельность медицинских организаций в полном объеме:


В республике внедрены следующие специализированные подсистемы:


1. Управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиацией).


2. Управление льготным лекарственным обеспечением.


3. Управление потоками пациентов.


4. Ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов.


5. Телемедицинские консультации.


6. Лабораторные исследования.


7. Центральный архив медицинских изображений.


Организовано переключение сервиса Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Минздрава России - Концентратор услуг "Федеральная электронная регистратура" на взаимодействие с ЕПЦ.МИС, а также проведены мероприятия по организации в республике витрины данных "Запись к врачу", представляющей собой высокотехнологичный инструмент на базе единой системы межведомственного электронного взаимодействия.


Для получения электронных услуг в личном кабинете "Здоровье" на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) реализованы сервисы:


запись на прием к врачу;


вызов врача на дом;


запись на вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19;


прикрепление к поликлинике;


электронный листок нетрудоспособности;


сведения об оказанных медицинских услугах и их стоимости;


медико-социальная экспертиза;


запись для прохождения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации;


управление полисом обязательного медицинского страхования.


2. Основные показатели врачебно-физкультурной деятельности Удмуртской Республики


Служба спортивной медицины Удмуртской Республики осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:


Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";


приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 сентября 2003 года N 434 "Об утверждении требований к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине";


приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 года N 514н "О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних";


приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2018 года N 288н "Об утверждении Порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации";


приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 1144н "О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях" (далее - приказ Минздрава России от 23 октября 2020 года N 1144н);


распоряжение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 19 сентября 2018 года N 1129 "Об организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Удмуртской Республики";


распоряжение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 19 мая 2021 года N 592 "Об утверждении маршрутизации при оказании медицинской помощи спортсменам и лицам, занимающимся физической культурой и спортом и (или) желающим выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", в государственных медицинских организациях Удмуртской Республики";


распоряжение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 8 февраля 2023 года N 0152 "О предоставлении сведений о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, включая медицинские осмотры лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) ВФСК "ГТО".


В Удмуртской Республике выстроена трехуровневая система врачебно-физкультурной службы.


Служба спортивной медицины представлена Республиканским врачебно-физкультурным диспансером, охватывающим медицинской помощью по спортивной медицине г. Ижевск и 12 центральных и юго-западных районов Удмуртской Республики с населением 970125 человек и тремя отделениями спортивной медицины в муниципальных центрах:


бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинская городская больница N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", охватывающее медицинской помощью 2 восточных районов с населением 139090 человек;


бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Глазовская межрайонная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", охватывающее медицинской помощью 7 северных районов с населением 184596 человек;


бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Сарапульская городская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", охватывающее медицинской помощью 4 юго-восточных районов с населением 148440 человек.



Организация кабинетов спортивной медицины, 2023 год*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


На 31 декабря 2022 года в республике осуществляют деятельность 63 учреждения спортивной направленности, находящиеся в ведении органов управления в сфере физической культуры и спорта и образования, из них:


1 центр спортивной подготовки сборных команд;


12 спортивных школ олимпийского резерва;


12 спортивных школ;


32 детско-юношеские спортивные школы;


6 спортивных школ, являющихся структурными подразделениями учреждений.



Спортивные школы Удмуртской Республики*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Находящиеся в ведении органов управления в сфере физической культуры и спорта 30 спортивных школ являются организациями, осуществляющими спортивную подготовку. В рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" 8 организаций спортивной подготовки получили субсидии в общей сумме 16,3 млн. рублей (в 2021 году - 14,2 млн. рублей) для приобретения оборудования и инвентаря по видам спорта: лыжные гонки, биатлон, велоспорт, пулевая и стендовая стрельба, дзюдо, легкая атлетика, футбол, дзюдо, спорт слепых, спорт глухих и спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.


Спортивная инфраструктура представлена 82 объектами федеральной собственности (2%), 225 республиканской собственности (5,5%), 3329 - муниципальной собственности (81,7%), 439 - другой собственности (10,8%) и включает в себя 1319 плоскостных спортивных сооружений, 1021 спортивный зал, 9 крытых катков, 106 плавательных бассейнов, 48 лыжных баз, 26 стадионов (в общей сложности 4075 объектов).


На конец 2022 года на спортивных объектах функционируют 15 медицинских кабинетов, лицензия по спортивной медицине имеется у 4 кабинетов (автономное учреждение Удмуртской Республики "Специализированная спортивная школа олимпийского резерва "Футбольный клуб "Зенит-Ижевск", муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Спортивная школа N 4, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Спортивная школа "Морской центр "Дельфин", муниципальное автономное учреждение "Спортивно-культурный комплекс "Прогресс").


Структура бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" представлена:


отделением спортивной медицины (8 кабинетов врачей спортивной медицины, 12 врачей спортивной медицины);


диагностическим отделением с кабинетами врачей-специалистов: невролога, офтальмолога, стоматолога, оториноларинголога, дерматолога, акушера-гинеколога, профпатолога;


клинико-диагностической лабораторией;


отделением лечебной физкультуры;


отделением реабилитации и восстановительной медицины;


дневным стационаром на 2 койки терапевтического профиля.


Отделения спортивной медицины в межмуниципальных центрах представлены 5 кабинетами врачей по спортивной медицине (1 кабинет в бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинская городская больница N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", 3 кабинета в бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики "Глазовская межрайонная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", 1 кабинет в бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики "Сарапульская городская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"), кабинетами врачей-специалистов, функциональной диагностики, лечебной физкультуры.


Основными функциями бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" и отделений спортивной медицины в медицинских организациях Удмуртской Республики являются:


оказание первичной медико-санитарной помощи, проведение периодических и углубленных медицинских осмотров, диспансерное наблюдение, допуск к участию в соревнованиях спортсменов сборных команд Удмуртской Республики и занимающихся физической культурой и спортом:


медицинское обслуживание спортивных, спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятий;


проведение консультативного приема населения с целью выдачи рекомендаций по оздоровительным двигательным режимам, закаливанию, по применению средств и методов физической культуры и спорта в целях формирования здоровья различных возрастных групп населения;


изучение влияния физического воспитания на состояние здоровья и физическое развитие детей дошкольных и образовательных учреждений;


оказание методической помощи в организации врачебного контроля за физическим воспитанием здоровых детей и детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;


проведение семинаров, конференций, совещаний для врачей по спортивной медицине и лечебной физкультуре;


пропаганда здорового образа жизни среди различных слоев населения;


координация работы врачебно-физкультурной службы республики с органами государственного управления физической культуры и спортом, образования, медицинскими организациями по вопросам спортивной медицины и лечебной физкультуры.


Оказание специализированной медицинской помощи спортсменам сборных команд, в том числе по профилю "медицинская реабилитация", осуществляется в общебольничной сети в соответствии с установленной маршрутизацией.


По состоянию на 31 марта 2023 года в медицинских организациях республики 31,5 ставок врачей по спортивной медицине, заняты - 24,75 ставки, физических лиц - врачей по спортивной медицине 15.


Укомплектованность врачами по спортивной медицине в Удмуртской Республике составляет в среднем 47,6% (таблица 4).



Таблица 4



Кадровая обеспеченность медицинских организаций при организации медицинских работ (услуг) по спортивной медицине на 31 марта 2023 года

Медицинская организация

Кол-во физ. лиц - врачей по спортивной медицине, ед.

Укомплектованность врачами по спортивной медицине, %

Кол-во физ. лиц - врачей других специальностей в отделениях (кабинетах) по спортивной медицине, ед.

Кол-во физ. лиц - среднего мед. персонала в отделениях (кабинетах) по спортивной медицине, ед.

БУЗ УР "РВФД МЗ УР"

12

60,7

16

33

БУЗ УР "Сарапульская ГБ МЗ УР"

0

0

1

5

БУЗ УР "Воткинская ГБ N 1 МЗ УР"

1

33,3

5

6

БУЗ УР "Глазовская МБ МЗ УР"

2

46,1

1

6


В бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" существует потребность в аппаратах ультразвуковой диагностики, электрокардиографическом модуле системы мониторинга состояния пациента (износ 100%), дефибрилляторе внешнем автоматическом для использования неподготовленными лицами с питанием от аккумуляторной батареи (износ 100%), системе мониторинга лактата, платформе для системы стабилографии, наборе реабилитационных изделий при нарушениях опорно-двигательного аппарата, плантографе, велотренажере (амортизация 100%), тренажере для спины гребном.


В 2022 году доля граждан в возрасте 3 - 79 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в республике выросла по сравнению с 2021 годом на 5,8% и на 6,5% по сравнению с 2020 годом и составляет в общей численности граждан данной возрастной категории 46,4% (647338 тыс. человек). Из них:


в возрасте от 3 до 15 лет - 37,6% от числа занимающихся физической культурой и спортом (243311 человек);


трудоспособного возраста - 50,7% (328316 человек);


старшего трудоспособного возраста - 11,7% (75711 человек).


Численность занимающихся спортом по общеразвивающим и профессиональным программам, программам спортивной подготовки в Удмуртской Республике выросла по сравнению с 2021 годом (45542) и составляет 46141 человек.


Среди детского населения численность занимающихся на этапах спортивной подготовки в возрасте 5 - 17 лет в 2022 году составила 19226 человек, из них на спортивно-оздоровительном этапе - 29,8% (5725 человек), на этапе начальной подготовки - 39,1%, (7522 человека), на тренировочном этапе - 30% (5769 человек), на этапе совершенствования спортивного мастерства - 1% (191 человек), на этапе высшего спортивного мастерства - 0,1% (19 человек).


Медицинская помощь врачебно-физкультурной службы в Удмуртской республике оказывается на 1, 2, 3, 4 этапах спортивной подготовки.


Медицинская помощь на спортивно-оздоровительном этапе оказывается 53 медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.


По итогам профилактических медицинских осмотров детского населения в 2022 году преобладающее число детей не имеют хронических заболеваний - 85,5% (I и II группы здоровья), 14,5% детей требуют диспансерного наблюдения и корректирующего лечения.


Медицинская помощь на начальном, тренировочном этапах подготовки и этапе совершенствования спортивного мастерства оказывается медицинскими организациями, имеющими лицензию по профилю "лечебная физкультура и спортивная медицина" (бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинская городская больница N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Сарапульская городская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Глазовская межрайонная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики").


За последние 3 года увеличилось количество прошедших углубленный медицинский осмотр учащихся спортивных школ с 75% в 2020 году, до 84,3% в 2022 году.


С учетом общей лечебной сети доля лиц, прошедших углубленный медицинский осмотр, от общего количества занимающихся спортом в 2020 году составила 47,5%, в 2021 году - 43,6%, в 2022 году - 46,6%.


В 2020 - 2022 годах наблюдается увеличение доли спортсменов сборных команд Удмуртской Республики, прошедших углубленный медицинский осмотр, с 78% по итогам 2020 года до 86% в 2022 году.


Доля профилактических медицинских осмотров спортсменов перед соревнованиями в 2022 году составила 18,3% (рост с 2020 года на 2,8%).


Прошли углубленный медицинский осмотр в 2022 году - 4,7% от занимающихся физической культурой и спортом (29013 человек).


В 2022 году прошли лечение 72,6% (3640 человек) от нуждающихся в лечении спортсменов (5013 человек).


В результате проведенных углубленных медицинских осмотров спортсменов заболевания выявлены в 2020 году у 18,8% (3239 человек), в 2021 году - 20% (3850 человек), в 2022 году - 19,4% (3779 человек).


В структуре выявленной патологии за 2020 - 2022 годы на 1 месте заболевания опорно-двигательного аппарата, на 2 месте заболевания органов зрения, на 3 месте заболевания сердечно-сосудистой системы.


В бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" с 2006 года функционирует дневной стационар для лечения спортсменов на 2 койки. В 2022 году в дневном стационаре пролечено 67 пациентов, из них 71,6% (48 человек) с явлениями перетренированности и переутомления. Восстановление спортсменов осуществляется в отделениях и кабинетах лечебной физкультуры и физиотерапии. В комплексной реабилитации используются фармакологические средства, методы аппаратной физиотерапии, лечебной гимнастики и массажа.


Одним из наиболее ответственных разделов работы является медицинское обеспечение спортивных мероприятий. Около 16% рабочего времени медицинских работников отделений спортивной медицины приходится на обслуживание соревнований различного уровня.


Ежегодно распоряжением Правительства Удмуртской Республики утверждается перечень официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Удмуртской Республики (далее - мероприятия), проводимых на территории Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.


В целях исполнения распоряжения Правительства Удмуртской Республики Министерство здравоохранения Удмуртской Республики по заявке Министерства по физической культуре и спорту Удмуртской Республики обеспечивает оказание медицинской помощи при проведении мероприятий.


Мероприятия, не включенные в перечень официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, утвержденный распоряжением Правительства Удмуртской Республики, финансируются за счет средств организаторов данных мероприятий.


Обеспечение мероприятий бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" осуществляется в рамках утвержденного государственного задания. С 2015 года единицей измерения оказания медицинской помощи при обслуживании мероприятий является количество часов, затраченных на их медицинское сопровождение, что составляет 4400 часов в год. Медицинское обеспечение мероприятий, не вошедших в рамки государственного задания диспансера, осуществляется на договорной основе за счет средств организаторов мероприятий.


Кроме того, количество проводимых мероприятий ежегодно увеличивается. Так, количество обслуженных соревнований медицинскими организациями Удмуртской Республики согласно форме N 53, утвержденной приказом Минздравмедпрома России от 26 апреля 1994 года N 182, составило в 2020 году - 1350, в 2021 году - 1630, в 2022 году - 2073.


На сегодняшний день Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ВФСК "ГТО") является одним из инструментов вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом. В 2021 году в республике действует региональный оператор комплекса ВФСК "ГТО" (на базе автономного учреждения Удмуртской Республики "Комплексная специализированная спортивная школа олимпийского резерва"), 33 центра тестирования (во всех муниципальных округах, городах республики).


В 2022 году особое внимание уделено проведению пропагандистских мероприятий и популяризации комплекса ГТО среди студентов. Удмуртия - первый регион, который проводит соревнования в формате "Игры ГТО" - это предельный уровень нагрузок и невероятно зрелищное новое спортивное шоу.


По итогам 2022 года увеличилось в два раза количество жителей Удмуртской Республики, зарегистрированных в электронной базе данных ГТО, их количество составило 34702 человека.


В 2022 году 19486 жителей республики приняли участие в выполнении нормативов комплекса ГТО, это примерно равно показателям 2021 года, знаки отличия получили 17938 человек. По итогам 2022 года Удмуртская Республика занимает 27 место в федеральном рейтинге ГТО среди всех субъектов Российской Федерации и 5 место среди субъектов ПФО.


Медицинская помощь по спортивной медицине финансируется из средств бюджета Удмуртской Республики (таблица 5) путем доведения государственного задания медицинским организациям, имеющим лицензию на оказание медицинской помощи по профилю "лечебная физкультура и спортивная медицина".


В 2022 году по сравнению с 2020 годом финансовое обеспечение государственного задания увеличилось на 10,1%. В 2023 году увеличение финансового обеспечения не планируется.


Из финансовых средств:


53,6% запланировано на оказание первичной медико-санитарной помощи;


27,2% - на проведение углубленных медицинских обследований спортсменов спортивных сборных команд;


17,2% - на медицинское сопровождение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий;


2% - на оказание специализированной медицинской помощи спортсменам спортивных сборных команд.



Таблица 5



Выполнение государственного задания на оказание медицинской помощи по спортивной медицине

Государственная услуга (работа)

Единица

2020 год

2021 год

2022 год

План на 2023 год

Специализированная медицинская помощь, оказываемая спортсменам спортивных сборных команд

случаев лечения

67

67

67

67

тыс. руб.

1577,65

1621,56

1802,75

2025,1

Первичная медико-санитарная помощь, оказываемая спортсменам спортивных сборных команд УР

число посещений

163609

175830

173678

171180

тыс. руб.

49011,57

49849,6

38911,11

38640,9

Первичная медико-санитарная помощь, оказываемая спортсменам спортивных сборных команд УР

число обращений

-

-

1200

1200

тыс. руб.

-

-

14156,11

14032,6

Проведение углубленных медицинских обследований спортсменов УР

число спортсменов

16820

18051

18428

18200

тыс. руб.

24786,4

25576,38

26940,82

26705,7

Оказание медицинской помощи при проведении официальных физкультурных, спортивных и массово-спортивных зрелищных мероприятий УР

количество часов

8339,61

11338,2

10434,8

9465

тыс. руб.

13452,47

16281,81

17048,19

16473,2

Финансовое обеспечение государственного задания

тыс. руб.

88826,09

93329,35

98928,98

97877,6



III. Цели, задачи и приоритетные направления реализации Стратегии


Основной целью Стратегии является создание в Удмуртской Республике условий, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи лицам, регулярно занимающимся физической культурой и спортом, сдающим нормы комплекса ГТО, формирование современных подходов к развитию спортивной медицины и внедрение инновационных технологий в медико-биологическое обеспечение спортивной подготовки спортсменов спортивных сборных команд региона.


Задачи:


1. Совершенствование трехуровневой системы построения врачебно-физкультурной службы.


Открытие в 2024 году отделения спортивной медицины на базе бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Можгинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", что позволит увеличить транспортную доступность медицинской помощи по спортивной медицине населению юго-западных районов Удмуртской Республики (Можгинский, Кизнерский, Граховский, Алнашский районы).


2. Модернизация информационно-аналитической базы данных лиц, занимающихся физической культурой и спортом, создание единой информационной медицинской платформы для спортивной медицины с последующей интеграцией с региональными федеральными информационными системами спорта и здравоохранения путем доработки единой информационной системы ЕЦП.МИС с включением модуля врача по спортивной медицине в 2025 году.


3. Реализация мер по укреплению материально-технической базы деятельности спортивной медицины, дооснащение необходимым медицинским оборудованием бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 1144н.


4. Проведение мероприятий по снижению кадрового дефицита специалистов по спортивной медицине путем планирования обучения врачей по спортивной медицине через программы профессиональной переподготовки в Ижевской государственной медицинской академии. Запланировано обучение 2 врачей в 2024 году (1 врач по спортивной медицине в бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики "Сарапульская городская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", 1 врач по спортивной медицине в бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики "Можгинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики").


5. Повышение уровня информированности и степени знаний по вопросам здорового образа жизни и спортивной медицины среди населения посредством просветительской деятельности в организациях по месту жительства, учебы, работы и отдыха населения.


В Удмуртской Республике реализуются проекты по здоровому образу жизни (далее - ЗОЖ): "Теплоход здоровья", "Прогулка с врачом", "Форум здоровья", "Улица здоровья", "Сегодня модно быть здоровым", реализация на промышленных предприятиях Корпоративной программы по укреплению здоровья работающих (пропаганда ЗОЖ, тестирование, обучение сотрудников ЗОЖ).


6. Повышение квалификации специалистов по спортивной медицине в вопросах соблюдения антидопинговой политики Российской Федерации и знания международного антидопингового законодательства.


Реализация плана деятельности в области антидопинговой политики, включающего:


организацию проведения обучающих семинаров, лекций;


анализ результатов выдачи в Удмуртской Республике разрешений на терапевтическое использование лекарственных препаратов врачами по спортивной медицине Удмуртской Республики;


определение в медицинской организации сотрудника, ответственного за организацию работы по противодействию допингу в спорте;


размещение на официальных сайтах медицинских организаций информации о медицинском антидопинговом онлайн-курсе для врачей, документов, регулирующих антидопинговую деятельность.


7. Повышение доступности проведения обследований спортсменов на местах учебно-тренировочных занятий путем организации выездных мероприятий медицинских работников Республиканского врачебно-физкультурного диспансера, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов.


8. Оказание методической помощи Республиканским врачебно-физкультурным диспансером в вопросах лицензирования кабинетов спортивной медицины в физкультурно-спортивных организациях Министерством физической культуры и спорта Удмуртской Республики и Министерством образования Удмуртской Республики.


На 2022 год лицензия по спортивной медицине имеется у 4 кабинетов. На 2023 год Министерством по физической культуре и спорту Удмуртской Республики запланировано лицензирование 11 кабинетов в физкультурно-спортивных организациях.



IV. Ожидаемые результаты


Ожидаемыми результатами являются:


1. Структурирование деятельности Удмуртской Республики по спортивной медицине для обеспечения доступности специализированной медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом.


2. Обеспечение доступности медицинского обеспечения занятий физической культурой и спортом на различных этапах спортивной подготовки, в том числе для детско-юношеского спорта, спортивного резерва, членов спортивных сборных команд регионов, спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.


3. Внедрение в практику врачебно-физкультурной деятельности мобильных медицинских комплексов для полноценного проведения обследований лиц, занимающихся физической культурой и спортом в местах проведения учебно-тренировочных занятий и выезда в отдаленные населенные пункты.


4. Развитие профилактического направления, популяризация здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации под эгидой врачебно-физкультурной деятельности.


5. Приведение в соответствие с законодательными нормативами материально-технического оснащения и штатного расписания учреждений спортивной медицины Удмуртской Республики.


6. Внедрение опыта Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) по сопровождению спортивных сборных команд России в медико-биологическое обеспечение спортивных сборных команд Удмуртской Республики.


К 2026 году планируется достижение целевых показателей Стратегии (таблица 6):


увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом), до 55%, в перспективе - до 70% к 2030 году;


увеличение охвата углубленными медицинскими осмотрами спортсменов до 95%, в перспективе - до 100% к 2030 году;


увеличение количества медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность по спортивной медицине, до 5;


увеличение количества спортивных врачей в медицинских организациях Удмуртской Республики до 17.



Таблица 6



Целевые показатели реализации Стратегии на 2023 - 2026 годы

Целевой показатель

Исполнитель

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

I. Основные показатели

Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом), %

Министерство по физической культуре и спорту Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

47

49

52

55

Охват углубленными медицинскими осмотрами спортсменов, %

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

87

91, 3

94

95,7

II. Дополнительные показатели

Количество специализированных медицинских организаций или структурных подразделений, осуществляющих деятельность по спортивной медицине, кол-во

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

4

5

5

5

Кадровое обеспечение медицинских организаций Удмуртской Республики, осуществляющих деятельность по спортивной медицине, врачей по спортивной медицине, чел.

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

15

17

17

17


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ