Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 сентября 2023 года N 353-рп


Об утверждении Долговой политики Пермского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов



В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:


1. Утвердить прилагаемую Долговую политику Пермского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.


2. Признать утратившими силу:


распоряжение Правительства Пермского края от 11 октября 2022 г. N 377-рп "Об утверждении Долговой политики Пермского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов";


распоряжение Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 г. N 138-рп "О внесении изменения в пункт 5.1.4.3 Долговой политики Пермского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной распоряжением Правительства Пермского края от 11 октября 2022 г. N 377-рп".


3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01 января 2024 года.


4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Пермского края.



Губернатор Пермского края
Д.Н.МАХОНИН



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Правительства
Пермского края
от 27.09.2023 N 353-рп



ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ



I. Общие положения


1.1. Под Долговой политикой Пермского края (далее - Долговая политика) понимается реализация комплекса мер, направленных на обеспечение оптимальной структуры долговых обязательств с учетом потребности в привлечении средств, поддержание объема государственного долга Пермского края на законодательно установленном уровне, минимизацию расходов на его обслуживание.


1.2. Долговая политика является составной частью бюджетной политики, определяет приоритеты и общие направления деятельности по управлению государственным долгом Пермского края.


1.3. Долговая политика направлена на эффективное управление государственным долгом Пермского края, недопущение просроченных долговых обязательств Пермского края и снижение влияния долговой нагрузки на бюджет Пермского края.



II. Итоги реализации Долговой политики в период до 2024 года


До конца 2013 года исполнение бюджета Пермского края позволяло обеспечивать расходы бюджета Пермского края доходными источниками без привлечения кредитов кредитных организаций; в бюджет Пермского края привлекались лишь целевые кредиты из федерального бюджета.


Формирование бюджета Пермского края на 2014 год с дефицитом в размерах, близких к максимально допустимым, привело к необходимости привлечения рыночных внутренних заимствований.


В 2020 году в связи с ухудшением экономической ситуации, распространением коронавирусной инфекции исполнение бюджета Пермского края характеризовалось снижением налоговых и неналоговых доходов бюджета Пермского края, что привело к необходимости увеличения объемов привлечения кредитов кредитных организаций.


В связи с изложенным государственный долг Пермского края по итогам 2020 года увеличился до рекордной для региона суммы и впервые за последние 20 лет составил более 40,9 млрд рублей.


В целях обеспечения финансовой стабильности на федеральном уровне приняты меры по оптимизации структуры государственного долга и уменьшению долговой нагрузки субъектов Российской Федерации:


внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, позволяющие превышать предельные значения дефицита бюджета, параметры государственного долга Пермского края;


проведена реструктуризация задолженности перед федеральным бюджетом, предусматривающая изменение графика погашения в части продления сроков погашения задолженности до 2029 года.


В 2022-2023 годах сложившаяся геополитическая и экономическая ситуация продолжает оказывать значительное влияние на долговую политику субъектов Российской Федерации, в связи с чем на федеральном уровне приняты дополнительные меры:


увеличены сроки предоставления органами Федерального казначейства кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов до последнего рабочего дня текущего финансового года;


значительно расширен перечень предоставляемых из федерального бюджета бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации, в том числе на реализацию крупных социально значимых инфраструктурных проектов. В 2022-2023 годах бюджету Пермского края одобрено предоставление бюджетных кредитов:


1) инфраструктурный бюджетный кредит на реализацию инфраструктурных проектов, предоставляемый в 2022-2025 годах на срок до пятнадцати лет по ставке 3,0 процента годовых в объеме 13,4 млрд рублей на строительство трех автомобильных дорог:


переход ул. Старцева - пр. Октябрят - ул. Целинной. Этап 1. Участок ул. Уинской от ул. Юрша до ул. Грибоедова;


переход ул. Строителей - площадь Гайдара, участок от ул. Вишерской до примыкания к ул. Папанинцев;


по ул. Крисанова от шоссе Космонавтов до ул. Пушкина;


2) на реализацию мероприятий за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет со взиманием платы за пользование ими по ставке 3,0 процента годовых (далее - специальный казначейский кредит) в объеме 3,2 млрд рублей на следующие объекты:


приобретение автобусов для муниципальных образований Пермского края;


реконструкция тепловых сетей в г. Чайковский;


строительство автомобильной дороги "Переход ул. Строителей - площадь Гайдара";


строительство здания Пермской государственной художественной галереи;


3) в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств Пермского края по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 30 апреля 2024 года под 0,1% годовых в сумме 1,2 млрд рублей;


4) на погашение долговых обязательств г. Перми по кредитам, полученным от кредитных организаций, сложившихся на 01 января 2022 года, на срок до 6 лет под 0,1% годовых в сумме 0,8 млрд рублей.


На региональном уровне также приняты меры, позволяющие оптимизировать структуру государственного долга Пермского края:


привлечение в приоритетном порядке более дешевых заимствований - бюджетных кредитов из федерального бюджета и бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета под 0,1% годовых;


привлечение на единый счет бюджета Пермского края остатков временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений Пермского края, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края со счетов, открытых в Министерстве финансов Пермского края;


привлечение кредитов кредитных организаций в бюджет Пермского края на период между погашением и новым привлечением бюджетных кредитов, а также в соответствии с реальными потребностями в них с учетом сроков поступления доходных источников и сроков исполнения расходных обязательств;


проведение анализа и сопоставление стоимости рыночных заимствований с учетом складывающейся конъюнктуры рынка, по итогам которого принято решение об отказе от выпуска долгосрочных заимствований в форме выпуска облигаций, распространяемых с использованием биржевых инструментов, в пользу краткосрочных кредитов кредитных организаций.


В целях получения дополнительных доходов и повышения эффективности работы с временно свободными денежными средствами продолжается работа по их размещению на банковских депозитах. Федеральным казначейством проводится работа по размещению ежедневного остатка средств на едином казначейском счете. Кроме этого, Министерством финансов Пермского края проводится дополнительная работа по размещению средств.


По итогам 2022 года в бюджет Пермского края дополнительно поступило 5,3 млрд рублей.


В целях повышения конкуренции среди кредитных организаций для более выгодных условий размещения в 2023 году внесены изменения в порядок размещения средств, предусматривающие снижение размера собственного капитала кредитных организаций, на депозиты которых возможно размещение средств, с 300,0 млрд рублей до 100,0 млрд рублей.


Меры по оптимизации структуры государственного долга, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне, привели к значительному снижению в 2021-2022 годах объема государственного долга и улучшению его структуры.


Государственный долг Пермского края по итогам 2022 года сократился с 40,9 млрд рублей до 20,5 млрд рублей, уровень долговой нагрузки Пермского края составил 12,7%, что существенно ниже максимально возможного показателя, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, - 100,0%, а также показателя, установленного в соглашениях с Министерством финансов Российской Федерации, - 23%.


Достижение такого уровня долговой нагрузки позволило Пермскому краю, как и в 2021 году, занять первое место среди субъектов Приволжского федерального округа, а также сохранить место в числе первых пятнадцати субъектов Российской Федерации.


Показатель стоимости кредитных ресурсов в Пермском крае является одним из самых низких среди субъектов Российской Федерации:


за 2021 год - 1,60 копейки на 1 рубль долга при среднем показателе по округу 2,61 копейки, по Российской Федерации - 3,48 копейки;


за 2022 год - 0,56 копейки на 1 рубль долга при среднем показателе по округу 1,72 копейки, по Российской Федерации - 2,56 копейки;


ожидаемая оценка за 2023 год - 0,74 копейки на 1 рубль долга.


Показатель доли расходов на обслуживание государственного долга Пермского края в общем объеме расходов бюджета Пермского края, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, по итогам за 2021 год - 0,15%, за 2022 год - 0,05%, ожидаемая оценка за 2023 год - 0,12% при установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации уровне не более 15%.



III. Цели и задачи Долговой политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов


3.1. Целью Долговой политики являются оптимизация структуры государственного долга Пермского края и минимизация расходов на его обслуживание.


3.2. Задачами Долговой политики являются:


3.2.1. поддержание уровня долговой нагрузки на бюджет Пермского края на экономически безопасном уровне с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации:


3.2.1.1. приоритетность привлечения в бюджет Пермского края бюджетных кредитов из федерального бюджета;


3.2.1.2. привлечение на единый счет бюджета Пермского края остатков временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края со счетов, открытых в Министерстве финансов Пермского края;


3.2.1.3. обеспечение взаимосвязи объемов и сроков привлечения кредитных ресурсов с реальными потребностями в них;


3.2.1.4. расширение инструментов привлечения заемных ресурсов: в целях привлечения средств населения для реализации социально значимых инфраструктурных проектов предусматривается выпуск облигаций Пермского края, выпускаемых для физических лиц (далее - "народные" облигации);


3.2.1.5. своевременное и полное исполнение долговых обязательств Пермского края;


3.2.2. проведение анализа объема и состава государственного долга Пермского края;


3.2.3. размещение временно свободных денежных средств на банковских депозитах (при их наличии);


3.2.4. мониторинг и регулирование долговой политики, проводимой органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.



IV. Основные факторы, определяющие характер и направления Долговой политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов


Основными факторами, определяющими характер и направления Долговой политики, являются:


4.1. федеральные нормативные правовые акты, регламентирующие порядки предоставления бюджетных кредитов, реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета;


4.2. стратегия социально-экономического развития Пермского края;


4.3. прогноз социально-экономического развития Пермского края на долгосрочный и среднесрочный периоды;


4.4. бюджетный прогноз Пермского края на долгосрочный период;


4.5. основные направления бюджетной и налоговой политики Пермского края на очередной финансовый год и плановый период;


4.6. соглашения с Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством, Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю о предоставлении бюджету Пермского края бюджетных кредитов.



V. Основные принципы и инструменты реализации Долговой политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов


5.1. Основными принципами реализации Долговой политики являются:


5.1.1. поддержание уровня долговой нагрузки на бюджет Пермского края на экономически безопасном уровне.


При планировании и исполнении бюджета Пермского края соблюдаются ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации:


по объему государственного долга субъектов Российской Федерации, который не должен превышать 23% от утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;


по объему дефицита бюджета, который не должен превышать 10% от объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;


5.1.2. своевременное и полное исполнение долговых обязательств Пермского края:


средства на исполнение долговых обязательств Пермского края, расходы на обслуживание государственного долга Пермского края предусматриваются при формировании и исполнении бюджета Пермского края в полном объеме в соответствии с заключенными соглашениями, контрактами;


5.1.3. ежемесячное проведение контроля, анализа и мониторинга показателей реализации Долговой политики - объема и состава государственного долга Пермского края, сроков его погашения, а также стоимости обслуживания заимствований;


5.1.4. мониторинг и регулирование долговой политики, проводимой органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, при привлечении заемных ресурсов в местные бюджеты, в том числе:


5.1.4.1. соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации к объему дефицитов местных бюджетов, объемов заимствований, объемам муниципального долга, расходам на обслуживание муниципального долга;


5.1.4.2. исполнение местных бюджетов муниципальных образований, которым предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета Пермского края, без привлечения кредитов кредитных организаций;


5.1.4.3. привлечение в местные бюджеты бюджетных кредитов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как основного инструмента заимствований:


5.1.4.3.1. для обеспечения исполнения вопросов местного значения муниципальных образований Пермского края, предоставляемых Министерством финансов Пермского края;


5.1.4.3.2. для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных образований Пермского края, предоставляемых Министерством финансов Пермского края.


5.2. Основными инструментами реализации Долговой политики являются:


5.2.1. приоритетность привлечения в бюджет Пермского края кредитных ресурсов с наиболее низкой процентной ставкой.


С целью оптимизации структуры государственного долга Пермского края и минимизации стоимости его обслуживания для финансирования временных кассовых разрывов и дефицита бюджета Пермского края возможно:


5.2.1.1. привлечение бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета, в том числе на пополнение остатков на счете бюджета Пермского края, предоставляемых Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю под 0,1% годовых;


5.2.1.2. привлечение на единый счет бюджета Пермского края остатков временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений Пермского края, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края со счетов, открытых в Министерстве финансов Пермского края, что позволяет без дополнительных расходов на обслуживание государственного долга Пермского края и ущерба для финансирования расходов учреждений восполнить недостающий объем средств;


5.2.2. привлечение кредитов кредитных организаций в бюджет Пермского края на период между погашением и новым привлечением бюджетных кредитов, а также в соответствии с реальными потребностями в них с учетом сроков поступления доходных источников и сроков исполнения расходных обязательств.


Для обеспечения взаимосвязи объемов и сроков привлечения кредитных ресурсов с потребностями бюджета проводится следующая работа:


ежемесячная оценка исполнения доходной и расходной частей бюджета Пермского края;


составление ежемесячного кассового плана с понедельной разбивкой с учетом остатков средств на счетах на начало каждого месяца;


привлечение кредитов кредитных организаций в случаях невозможности использования других, более дешевых инструментов заимствований;


приоритетное открытие возобновляемых кредитных линий, в рамках которых предусмотрена возможность неоднократного привлечения и погашения кредитов кредитных организаций в пределах установленного лимита задолженности в зависимости от сроков и сумм потребности в привлечении средств;


открытие возобновляемых кредитных линий с учетом сроков планируемой выборки кредитов кредитных организаций;


5.2.3. в целях расширения инструментов привлечения заемных ресурсов в бюджет Пермского края планируется проведение работы по привлечению заемных средств населения на реализацию социально значимых проектов путем выпуска "народных" облигаций.


Впервые в бюджете Пермского края в 2024 году предусмотрен выпуск "народных" облигаций в объеме 0,5 млрд рублей сроком на 2 года для реализации проекта "Зеленое кольцо", включающего набережную реки Камы от ТЦ "Речник" до территории ООО "Мотовилихинские заводы".


Удобные сервисы по приобретению облигаций "ФИН УСЛУГИ" позволяют осуществлять их покупку круглосуточно с возможностью использования системы быстрых платежей. Доступная стоимость одной облигации в размере 1 000,0 рублей позволит привлекать средства широких слоев населения.


Приобретая данные облигации, жители Прикамья, как и всей страны, могут принимать непосредственное участие в реализации указанного проекта.


Параметры выпуска "народных" облигаций с указанием размера купонного дохода, сроков выпуска в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации устанавливаются в Условиях эмиссии и обращения ценных бумаг Пермского края, утверждаемых Министерством финансов Пермского края и согласовываемых Министерством финансов Российской Федерации;


5.2.4. заключение и реализация концессионных соглашений, позволяющих привлекать внебюджетные источники и средства федерального бюджета для реализации инвестиционных проектов, что приведет к ускорению сроков их реализации, экономии средств бюджета Пермского края и уменьшению долговой нагрузки в очередном финансовом году и в плановом периоде;


5.2.5. реализация новых инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации, в рамках реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом с целью ее списания на сумму поступления в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов.


В целях исполнения условий реструктуризации задолженности в 2021-2024 годах необходимо направить на строительство инфраструктурных объектов в рамках реализации новых инвестиционных проектов более 11,2 млрд рублей, в том числе в 2024 году - 6,8 млрд рублей;


5.2.6. размещение временно свободных денежных средств на банковские депозиты в целях эффективного использования средств бюджета Пермского края и получения дополнительных доходов в бюджет Пермского края.



VI. Анализ рисков для бюджета Пермского края в процессе управления государственным долгом на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов


6.1. Основными рисками, связанными с реализацией Долговой политики, являются:


6.1.1. риск неисполнения обязательств по реализации инфраструктурных проектов, что приведет к досрочному возврату суммы задолженности в федеральный бюджет;


6.1.2. риск неисполнения обязательств по направлению высвобождаемых средств бюджета в связи со снижением объема погашения задолженности в федеральный бюджет на реализацию инфраструктурных проектов, что приведет к досрочному возврату суммы задолженности в федеральный бюджет;


6.1.3. риск непоступления в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, что приведет к невозможности списания задолженности перед федеральным бюджетом;


6.1.4. риск превышения фактических значений над прогнозируемыми по показателям сценарных условий прогноза социально-экономического развития Пермского края, учитываемых при формировании проекта бюджета Пермского края на очередной финансовый год;


6.1.5. риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга Пермского края вследствие увеличения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки.


6.2. Основными мерами, принимаемыми для минимизации рисков, являются:


6.2.1. реализация мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Пермского края, предусмотренных в Плане мероприятий по оздоровлению государственных финансов Пермского края на период до 2034 года, утвержденном распоряжением Правительства Пермского края от 11 июня 2015 г. N 181-рп "О мероприятиях по оздоровлению государственных финансов Пермского края";


6.2.2. соблюдение ограничений к объему государственного долга Пермского края, дефицита бюджета, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации;


6.2.3. расширение перечня инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства;


6.2.4. контроль за реализацией инфраструктурных проектов, осуществляемых за счет инфраструктурного бюджетного кредита, специального казначейского кредита, кредита на опережающее финансирование расходных обязательств;


6.2.5. проведение аналитической работы и мониторинг рыночной ситуации, анализ и оценка рисков.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ