Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2023 года N 886-пп


Об основных направлениях государственной долговой политики Архангельской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов



В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Архангельской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Архангельской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.


2. Признать утратившим силу постановление Правительства Архангельской области от 6 октября 2022 года N 775-пп "Об основных направлениях государственной долговой политики Архангельской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее дня его официального опубликования.



Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ



Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 21.09.2023 N 886-пп



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ



I. Общие положения


Государственная долговая политика Архангельской области является составной частью бюджетной политики и заключается в реализации комплекса мер, направленных на обеспечение потребности Архангельской области в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных долговых обязательств Архангельской области (далее - долговые обязательства) при минимизации расходов на их обслуживание, поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение.


Основные направления государственной долговой политики Архангельской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика) устанавливают основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики, цели, задачи и инструменты реализации долговой политики, а также риски, возникающие в процессе управления государственным долгом Архангельской области (далее - государственный долг).



II. Итоги реализации долговой политики


Рост государственного долга наблюдался с 2008 по 2016 годы. С 2014 года отмечалось значительное снижение темпов роста государственного долга, а в 2017 - 2019 годах - снижение его объема (на 7043,8 млн. рублей, или 17,2 процента). Существенное сокращение долговых обязательств стало возможным благодаря взвешенной долговой и бюджетной политике, поступлению дополнительных собственных доходов, а также внедрению в бюджетный процесс новых казначейских инструментов.


Однако в 2020 году в связи с нестабильностью на сырьевых рынках и распространением новой коронавирусной инфекции произошло существенное сокращение собственных доходов областного бюджета, что при неполной компенсации их сокращения из федерального бюджета привело к значительному росту государственного долга. За 2020 год государственный долг вырос на 8700,1 млн. рублей (на 25,6 процента), а уровень государственного долга вырос с 53 до 77 процентов к общему объему доходов без учета безвозмездных поступлений.


В то же время дополнительное поступление собственных доходов областного бюджета в 2021 - 2022 годах позволило снизить относительный уровень государственного долга к собственным доходам областного бюджета по сравнению с 2020 годом с 77 до 55 процентов. Объем государственного долга за 2021 год сократился незначительно (на 44,9 млн. рублей), за 2022 год увеличился вместо планируемых 9,6 млрд. рублей на 3,9 млрд. рублей (9,3 процента) и составил 46,6 млрд. рублей.


При этом уровень государственного и коммерческого долга на 1 января 2022 года и на 1 января 2023 года не превысил предельных значений, установленных дополнительными соглашениями по реструктуризации бюджетных кредитов, заключенными между Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Правительством Архангельской области в сентябре 2020 года.


Расходы на обслуживание государственного долга за 2022 год снизились на 861,5 млн. рублей (в 4,8 раза) и составили 228,1 млн. рублей. Значительное снижение расходов на обслуживание государственного долга в 2022 году стало возможным преимущественно благодаря федеральным мерам поддержки в части получения в 2021 - 2022 годах бюджетных кредитов из федерального бюджета на погашение коммерческого долга, а также освобождения от погашения задолженности по бюджетным кредитам, которые привели к существенному снижению объема коммерческого долга в течение 2022 года. Во втором полугодии 2022 года коммерческий долг преимущественно отсутствовал.


Эффективное управление государственным долгом (использование краткосрочных казначейских кредитов, кредитов в форме возобновляемых кредитных линий, временно свободных остатков средств государственных бюджетных и автономных учреждений Архангельской области, средств, находящихся во временном распоряжении получателей средств областного бюджета, средств участников казначейского сопровождения и получателей средств из областного бюджета) позволило существенно оптимизировать расходы на обслуживание государственного долга. Бюджетный эффект (экономия средств областного бюджета) по сравнению с использованием коммерческих кредитов и первоначально установленной процентной ставкой за 2022 год составил 957,0 млн. рублей.


Параметры областного бюджета на текущий финансовый год продолжают оставаться дефицитными. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года также наблюдается существенный рост государственного долга.


На 1 сентября 2023 года государственный долг составил 52 946,4 млн. рублей. По сравнению с началом 2023 года общий объем долга вырос на 6166,3 млн. рублей (на 13,2 процента). По итогам 2023 года ожидается рост государственного долга до 64 844,9 млн. рублей, что обусловлено необходимостью безусловного бюджетного обеспечения расходных обязательств, растущих темпами, опережающими рост доходов.


В связи с ростом государственного долга за восемь месяцев 2023 года увеличились расходы на его обслуживание по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (на 57,0 млн. рублей, или на 29,7 процента).


Для оптимизации структуры государственного долга и сокращения стоимости его обслуживания:


в 2020 - 2021 годах реструктуризирована до 2029 года задолженность по бюджетным кредитам, полученным в 2015 - 2017 годах на покрытие дефицита областного бюджета и в декабре 2020 года для погашения казначейского кредита;


в 2021 - 2022 годах из федерального бюджета получены бюджетные кредиты для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям в общей сумме 20 531,9 млн. рублей (из них для погашения долговых обязательств муниципальных образований Архангельской области - 1599,4 млн. рублей) со сроками погашения в 2025 - 2029 годах.


В течение 2022 - 2023 годов получены бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в общей сумме 1938,2 млн. рублей.


Кроме того, в 2023 году оказана федеральная поддержка в виде предоставления бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на софинансирование которых в 2024 году из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты, в сумме 2761,1 млн. рублей до 30 апреля 2024 года.


Данные федеральные меры поддержки позволили существенно оптимизировать структуру государственного долга (по состоянию на 1 сентября 2023 года в структуре долга бюджетные кредиты составляют 96 процентов), снизить расходы на его обслуживание и, следовательно, высвободить ресурсы для решения наиболее актуальных первоочередных вопросов.


По итогам 2022 года и восьми месяцев 2023 года параметры государственного долга и расходов на его обслуживание соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.


В целях обеспечения открытости данных информация о величине и структуре государственного долга ежемесячно размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Архангельской области на странице "Бюджет" (подраздел "Государственный долг" раздела "Отчетность") по адресу: https://dvinaland.ru/budget/reporting/.



III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики


Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:


1) необходимость финансового обеспечения расходных обязательств Архангельской области, принимаемых с учетом политики расходования бюджетных средств, направленной на достижение национальных целей и стратегических задач, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и документами стратегического планирования Архангельской области;


2) влияние денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации;


3) обеспечение возможности исполнения обязательств Архангельской области по соглашениям:


о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных на частичное покрытие дефицита областного бюджета;


о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации;


о предоставлении бюджетного кредита для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;


о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Архангельской области;


4) необходимость индексации расходов областного бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, меры социальной поддержки и оплату коммунальных услуг государственными бюджетными учреждениями Архангельской области;


5) необходимость учета:


изменений, вносимых в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;


положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и их ранжирования в зависимости от уровня долговой устойчивости;


нестабильности конъюнктуры рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.



IV. Цели и задачи долговой политики


Целями долговой политики являются:


обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости областного бюджета;


обеспечение потребностей областного бюджета в заемном финансировании;


минимизация расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга;


исполнение долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки.


Основными задачами долговой политики являются:


1) обеспечение выполнения показателей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в сфере государственных заимствований Архангельской области (далее - заимствования) и управления государственным долгом;


2) поддержание объема и структуры государственного долга, исключающих неисполнение долговых обязательств;


3) обеспечение возможности выполнения условий реструктуризации задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1531), в том числе:


обеспечение дефицита областного бюджета на уровне не более 10 процентов от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;


обеспечение доли общего объема государственного долга от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год:


на 1 января 2025 года - 56 процентов;


на 1 января 2026 года - 66 процентов;


на 1 января 2027 года - 64 процента;


обеспечение доли общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Архангельской области и кредитам, полученным Архангельской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 50 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год:


на 1 января 2025 года - 50 процентов;


на 1 января 2026 года - 55 процентов;


на 1 января 2027 года - 55 процентов;


обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;


при предоставлении местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области (далее - местные бюджеты) бюджетных кредитов из областного бюджета установление нормы в части обеспечения возможности привлечения в местный бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;


направление в 2024 году средств областного бюджета, высвобождаемых в 2024 году в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на цели, установленные в постановлении Правительства Российской Федерации N 1531;


4) обеспечение возможности выполнения условий реструктуризации задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1029), в том числе направление в 2024 году средств областного бюджета, высвобождаемых в 2021 году в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на цели, установленные в постановлении Правительства Российской Федерации N 1029;


5) обеспечение возможности выполнения условий предоставления областному бюджету из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств в виде обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным Архангельской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 года N 1206 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2021 год", в том числе обеспечение неувеличения на 1 января 2025 года, на 1 января 2026 года и на 1 января 2027 года доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям Архангельской области и муниципальных образований Архангельской области более 25 процентов объема доходов консолидированного бюджета Архангельской области без учета безвозмездных поступлений за 2024 - 2026 годы соответственно;


6) обеспечение постоянного доступа на рынки капитала на приемлемых для Архангельской области условиях;


7) оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам государственных заимствований;


8) сокращение рисков, связанных с осуществлением государственных заимствований.



V. Инструменты реализации долговой политики


Инструментами реализации долговой политики являются:


1) направление дополнительных доходов, полученных при исполнении областного бюджета, на досрочное погашение долговых обязательств;


2) проведение операций по управлению государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры посредством систематического отбора форм государственных заимствований, а также на снижение стоимости государственных заимствований, не приводящих к увеличению дефицита областного бюджета, верхнего предела государственного долга и расходов областного бюджета на обслуживание долговых обязательств;


3) эффективное использование временно свободных остатков средств государственных бюджетных и автономных учреждений Архангельской области, средств, находящихся во временном распоряжении получателей средств областного бюджета, а также средств участников казначейского сопровождения и получателей средств из областного бюджета;


4) осуществление государственных внутренних заимствований в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом планируемых кассовых разрывов, обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам, увеличения сроков заимствований в момент максимального благоприятствования, когда стоимость привлекаемых Архангельской областью финансовых ресурсов минимальна;


5) проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по заключенным государственным контрактам на предоставление кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета Архангельской области и (или) погашения долговых обязательств;


6) активное использование бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета;


7) участие в программах реструктуризации задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;


8) оперативное использование предоставляемых Российской Федерацией возможностей по получению новых долгосрочных и краткосрочных бюджетных кредитов в максимальном объеме и на предельно допустимые сроки, в том числе бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и специальных казначейских кредитов;


9) мониторинг, анализ и оценка потенциальных рисков, связанных с предоставлением государственных гарантий Архангельской области, осуществлением государственных заимствований и управлением государственным долгом;


10) недопущение предоставления государственных гарантий Архангельской области без обеспечения регрессных требований;


11) недопущение предоставления государственных гарантий Архангельской области в случае, если их предоставление повлечет нарушение условий реструктуризации задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;


12) мониторинг соответствия параметров государственного долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;


13) проведение операций по досрочному рефинансированию долговых обязательств перед кредитными организациями в целях снижения процентных ставок за пользование кредитными ресурсами и соответственно сокращения расходов на обслуживание государственного долга;


14) выполнение плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Архангельской области и плана мероприятий по сокращению государственного долга Архангельской области, утвержденных распоряжением Правительства Архангельской области от 29 декабря 2012 года N 621-рп.



VI. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом


Основными рисками для областного бюджета, возникающими в процессе управления государственным долгом, являются:


риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета - недопоступление доходов областного бюджета потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств областного бюджета и обеспечения его сбалансированности;


процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок;


риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых для Архангельской области условиях новые государственные заимствования для своевременного погашения долговых обязательств;


риск ликвидности - отсутствие на едином счете областного бюджета необходимых средств для полного исполнения долговых и расходных обязательств Архангельской области в срок;


риск невыполнения условий реструктуризации задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.


Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:


достоверное прогнозирование доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;


недопущение принятия новых расходных обязательств Архангельской области, не обеспеченных стабильными источниками финансирования;


мониторинг конъюнктуры финансового (долгового) рынка с целью анализа перспективы рефинансирования действующих обязательств Архангельской области;


планирование государственных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;


мониторинг выполнения условий получения и реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных Архангельской области из федерального бюджета;


принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ