Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 сентября 2023 года N 571-рп


О Стратегии развития врачебно-физкультурной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года



В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2012 года N 86-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", учитывая решения всероссийского совещания по развитию спортивной медицины в регионах Российской Федерации (протокол от 8 декабря 2022 года N 58/30-3/644), Общественного совета при Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 15 июня 2023 года N 12):


Утвердить прилагаемую Стратегию развития врачебно-физкультурной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года.



Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 2 сентября 2023 года N 571-рп



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ СЛУЖБЫ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА



Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Стратегия развития врачебно-физкультурной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, регион) на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и принципы, направленные на обеспечение интересов и реализацию приоритетов в данной области.


Стратегия разработана в соответствии с решениями, выработанными в ходе всероссийского совещания по развитию спортивной медицины в регионах Российской Федерации 8 декабря 2022 года, состоявшегося при проведении XVII Международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины спорта высших достижений "СпортМед-2022".


Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.


Одним из ожидаемых результатов реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" является увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70% к 2030 году.


Стратегия направлена на формирование и реализацию на региональном и муниципальном уровнях скоординированной политики в области спортивной медицины. Ведущим направлением Стратегии является межведомственное и межотраслевое взаимодействие, координация и консолидация деятельности заинтересованных исполнительных органов автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, организаций сферы здравоохранения и физической культуры и спорта, общественных, научных и образовательных организаций.


Правовую основу Стратегии составляют:


Конституция Российской Федерации;


Федеральные законы от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р, от 28 декабря 2020 года N 3615-р, от 28 декабря 2021 года N 3894-р, от 22 октября 2021 года N 2998-р;


приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2018 года N 288н "Об утверждении Порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации", от 23 октября 2020 года N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях";


Законы автономного округа от 26 июня 2012 года N 86-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 28 мая 2015 года N 46-оз "Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";


распоряжение Правительства автономного округа от 3 ноября 2022 года N 679-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года";


приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 27 декабря 2018 года N 10-нп "Об организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".


Стратегия устанавливает приоритетные направления развития системы медицинского и медико-биологического обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, членов спортивных сборных команд и профессиональных спортсменов автономного округа.


Разработка и реализация Стратегии основана на следующих ценностях физической культуры, спорта и спортивной медицины:


ориентированность на человека - формирование навыков и умений рационального использования средств и методов физической культуры и спорта для гармоничного развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления активного долголетия;


доступность - медицинский контроль для максимального удовлетворения всех категорий граждан, занимающихся физической культурой и спортом;


партнерство - проектирование и создание на региональном уровне межведомственного кластера медицинского, медико-биологического и научно-методического обеспечения физической культуры и спорта (между Департаментом здравоохранения автономного округа (далее - Депздрав Югры), Департаментом физической культуры и спорта автономного округа (далее - Депспорт Югры), Департаментом образования и науки автономного округа (далее - Депобразования и науки Югры), Департаментом информационных технологий и цифрового развития автономного округа (далее - Депинформтехнологий Югры)), направленного на формирование согласованных интересов и сотрудничества в целях устойчивого развития физической культуры, спорта и спортивной медицины в автономном округе;


прозрачность - свободный доступ к своей медицинской информации, открытые двусторонние коммуникации между пациентом и медицинским работником;


устойчивое экономическое развитие сферы спортивной медицины.


Развитие врачебно-физкультурной службы в автономном округе основано на следующих принципах:


соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;


межведомственный подход в решении важнейших задач развития спорта и спортивной медицины автономного округа;


профилактическая и предиктивная направленность спортивной медицины, обеспечивающая максимальное сохранение здоровья и выбор спортивного амплуа для самореализации;


обеспечение качества медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов, направленных на повышение показателей здоровья и увеличения трудоспособности;


удовлетворенность спортсменов условиями организации оказания медицинской помощи (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий);


совершенствование методов и технологий медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов с максимальным использованием достижений науки;


антидопинговая направленность спортивной медицины.



Раздел II. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ СЛУЖБЫ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ



2.1. Сведения о Ханты-Мансийском автономном округе - Югре


Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в состав Уральского федерального округа и располагается в центральной части Западной Сибири. Площадь автономного округа составляет 534,8 тыс. кв. км (9-е место среди субъектов Российской Федерации).


Автономный округ является одним из устойчивых лидеров (5-е место) среди субъектов Российской Федерации по ключевым параметрам социально-экономического развития.


В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре создано 105 муниципальных образований (9 муниципальных районов, 13 городских округов, 26 городских и 57 сельских поселений) и расположено 194 населенных пункта: 16 городов (из них 14 наделены статусом "город окружного значения"), 24 поселка городского типа, 58 поселков, 45 сел и 51 деревня. Административный центр автономного округа - город Ханты-Мансийск.


Численность постоянного населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2022 года составила 1 713 763 человека, увеличившись за 1 год на 26 109 человек или на 1,5% (на 1 января 2021 года - 1 687 654 человека). Городское население составляет 1 569 338 человек или 91,6% от общей численности постоянного населения автономного округа, сельское население - 144 425 человек или 8,4% от общей численности постоянного населения автономного округа (рисунок 1).



Рисунок 1

Численность населения автономного округа на начало года, тыс. человек (2018 - 2022 гг.)




За 3 года численность населения региона увеличилась на 42,7 тыс. человек или на 2,5%, что обусловлено как миграционным, так и положительным естественным приростом. В 2022 году абсолютное число естественного прироста +7 816 человек (2021 год - 5 254 человека, 2020 год - 7 739 человек). Показатель естественного прироста составил 4,5 на 1 тыс. населения (2021 год - 3,1 на 1 тыс. населения, 2020 год - 4,7 на 1 тыс. населения).


Из всех субъектов Российской Федерации автономный округ занимает 11-е место по показателю рождаемости и 5-е место по показателю смертности от всех причин (таблицы 1, 2).


В автономном округе, как и в большинстве регионов Российской Федерации, на протяжении 2018 - 2022 годов зарегистрировано снижение показателя рождаемости. За указанный период рождаемость снизилась на 18,4%.



Таблица 1

Динамика показателя рождаемости в Российской Федерации, Уральском федеральном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за 2018 - 2022 годы


Территория

Показатель родившихся на 1 тыс. населения

2018

2019

2020

2021

2022

Российская Федерация

10,9

10,1

9,8

9,6

9,0

Уральский федеральный округ

11,9

10,9

10,6

10,5

9,8

Автономный округ

13,6

12,4

12,3

11,6

11,1


Снижение показателя рождаемости в 2022 году в сравнении с 2018 годом:


по Российской Федерации (далее также - РФ) на - 17,4%;


по Уральскому федеральному округу (далее также - УрФО) - на 17,6%;


по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - на 18,4%.


По данным единого государственного реестра записей актов гражданского состояния за 2022 год в автономном округе зарегистрировано 11 175 случаев смерти (2021 год - 14 429 человек, 2020 год - 12 859 человек, 2019 год - 10 077 человек, 2018 год - 10 393 человека).



Таблица 2

Динамика показателя смертности в Российской Федерации, Уральском федеральном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за 2018 - 2022 годы


Территория

Показатель умерших на 1 тыс. населения

2018

2019

2020

2021

2022

РФ

12,4

12,3

14,5

16,8

13,1

УРФО

11,8

11,7

13,9

15,7

12,1

Автономный округ

6,3

6,0

7,6

8,5

6,5


Уровень показателя смертности в автономном округе в 2 раза ниже уровня по Российской Федерации и Уральскому федеральному округу.


Ведущими классами заболеваний в структуре общей смертности в 2022 году, как и в предыдущие годы, являются болезни системы кровообращения (39,3%), новообразования (19,5%), внешние причины (7,9%). На смертность от новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, приходится 5,7% в структуре общей смертности.


Учитывая, что регион достаточно молодой, средний возраст населения автономного округа на 1 января 2022 года составил 36,17 лет, увеличившись на 0,31 года в сравнении с 2020 годом (на 1 января 2021 года - 35,86).


Государственная поддержка содействует активному привлечению жителей автономного округа, в том числе детей и подростков, к занятиям физической культурой и спортом, способствует формированию здорового образа жизни населения, развитию массового, детско-юношеского спорта и спорта высших достижений.


Структура физкультурно-спортивного движения в автономном округе основывается на широкой сети спортивных сооружений организаций и учреждений физкультурно-спортивной направленности, системе проведения спортивно-массовых мероприятий, охватывающей соревновательной деятельностью все категории и возрастные группы населения автономного округа.


По итогам 2022 года достигнуты плановые значения показателей, установленных государственной программой автономного округа "Развитие физической культуры и спорта", обеспечена их положительная динамика, в том числе:


доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась на 5,3 процентных пункта и достигла значения 53,95% (в 2021 году - 48,7%) от общего количества жителей региона (план - 50,7%). Численность систематически занимающихся физической культурой и спортом лиц старшего поколения составляет 29 701 человек. Среди данной категории населения популярны: волейбол, футбол, хоккей, настольный теннис, дартс, шашки, шахматы, полиатлон, бильярд, плавание, лыжные гонки, легкая атлетика, велоспорт, скандинавская ходьба;


уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, в 2022 году увеличился на 1,3 процентных пункта и достиг значения 49,1% (2021 год - 47,8%) от норматива, установленного Министерством спорта Российской Федерации (план - 46,8%).


Информация о доле лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, количестве учреждений спорта и отделений (кабинетов) спортивной медицины за 2022 год в разрезе муниципальных образований автономного округа представлена в таблице 3, рисунке 2.



Таблица 3

Информация о доле лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, количестве учреждений спорта и отделений (кабинетов) спортивной медицины за 2022 год


N п/п

Муниципальное образование автономного округа (муниципальный район, городской округ)

Численность населения (чел.)

Доля лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом (%)

Число учреждений спорта

Число кабинетов спортивной медицины (включая филиалы клинического врачебно-физкультурного диспансера)

1.

Белоярский район

28 693

63,1

2

2

2.

Березовский район

22 136

58,1

2

1

3.

Кондинский район

30 335

59,1

3

2

4.

Нефтеюганский район

45 159

53,7

1

2

5.

Нижневартовский район

45 800

69,5

2

2

6.

Октябрьский район

273 213

59,8

1

1

7.

Советский район

51 711

54,0

1

2

8.

Сургутский район

128 539

72,6

4

5

9.

Ханты-Мансийский район

19 276

36,2

1

1

10.

Когалым

69 405

50,7

1

1

11.

Лангепас

45 751

57,0

3

1

12.

Мегион

52 744

53,9

2

1

13.

Нефтеюганск

128 685

47,9

5

2

14.

Нижневартовск

280 834

53,7

3

3

15.

Нягань

58 538

47,2

3

2

16.

Покачи

18 328

49,6

2

1

17.

Пыть-Ях

39 316

51,9

3

1

18.

Радужный

44 436

54,0

4

1

19.

Сургут

404 177

41,9

8

6

20.

Урай

40 610

64,0

1

1

21.

Ханты-Мансийск

109 445

68,2

7

3

22.

Югорск

38 865

53,7

1

1



Рисунок 2

Информация о доле лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, количестве учреждений спорта и отделений (кабинетов) спортивной медицины за 2022 год




В 2022 году в автономном округе 186 учреждений осуществляли деятельность по направлению "адаптивная физическая культура и спорт". Развивается 27 спортивных дисциплин по 4 видам адаптивного спорта, 11 634 человека с ограниченными возможностями здоровья занимаются адаптивной физической культурой и спортом, 560 югорских спортсменов с ограниченными возможностями здоровья приняли участие в 92 спортивных мероприятиях различного уровня. За 2022 год спортсменами завоевано 443 медали.


По итогам 2022 года структура системы подготовки спортивного резерва в автономном округе состоит из 64 организаций, реализующих программы спортивной подготовки (59 относятся к ведомственной принадлежности органов управления в сфере физической культуры и спорта и 5 в другой ведомственной подчиненности), из них:


3 детско-юношеские спортивные школы;


21 спортивная школа;


18 спортивных школ олимпийского резерва;


1 училище олимпийского резерва;


1 центр спортивной подготовки;


20 других организаций.


Динамика общей численности занимающихся в физкультурно-спортивных организациях за 2018 - 2022 годы представлена в таблице 4.



Таблица 4

Показатель динамики количества лиц, занимающихся в физкультурно-спортивных организациях в автономном округе, за 2018 - 2022 годы


Показатель

2018

2019

2020

2021

2022

Динамика 2022/2021

%

Общая численность занимающихся, в том числе:

55 951

56 346

54 533

55 092

56 083

+1,8

по программам спортивной подготовки (в т.ч. работы на спортивно-оздоровительном этапе)

41 015

47 565

51 483

52 460

52 460

0

по общеразвивающим программам

5 897

3 025

1 552

1 963

2 929

+49,2

по предпрофессиональным программам

9 039

5 756

1 498

669

694

+3,7


По состоянию на 31 декабря 2022 года в автономном округе общая численность занимающихся в физкультурно-спортивных организациях составила 56 083 человека, что на 991 человека больше, чем в 2021 году (2021 год - 55 092 человека) из них 41 501 человек занимаются по программам спортивной подготовки, 10 959 человек занимаются в спортивно-оздоровительных группах в пределах работ, 3 623 человека обучаются по программам дополнительного образования в области физической культуры и спорта (2 929 человек - по общеразвивающим программам, 694 человека - по предпрофессиональным программам).


Из данных таблицы 4 прослеживается положительная динамика в общей численности занимающихся и прежде всего по общеразвивающим программам и по предпрофессиональным программам.


В соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме 5-ФК "Сведения по подготовке спортивного резерва" в автономном округе на 31 декабря 2022 года численность занимающихся в организациях, осуществляющих реализацию программ спортивной подготовки, в возрасте от 5 до 17 лет составила 49 371 человек. Наибольшее количество детей, занимающихся по программам спортивной подготовки, приходится на 10-летних спортсменов - 6 493 ребенка, с 11 лет наблюдается снижение занимающихся и к 17 годам их количество составило 1 607 человек.


Количество занимающихся по программам спортивной подготовки по данным формы 5-ФК на 31 декабря 2022 года составило 41 501 человек, что на 1 398 человек больше, чем в 2021 году. Динамика количества лиц, проходящих подготовку по программам спортивной подготовки, приведена в таблице 5.



Таблица 5

Показатель динамики количества лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в автономном округе за 2018 - 2022 годы (человек)


Показатель

2018

2019

2020

2021

2022

Динамика 2022/2021

%

Количество занимающихся по программам спортивной подготовки, всего, в том числе:

29 845

34 686

38 981

40 103

41 501

+3,5

на этапе начальной подготовки

17 131

21 140

24 003

24 125

24 908

+3,2

на тренировочном этапе

11 746

12 555

13 961

14 876

15 488

+4,1

на этапе совершенствования спортивного мастерства

769

793

816

926

915

-1,2

на этапе высшего спортивного мастерства

199

198

201

176

190

+7,9


Так, в 2022 году по программам спортивной подготовки прослеживается положительная динамика в численности занимающихся на этапе начальной подготовки, тренировочном этапе, этапе высшего спортивного мастерства в сравнении с 2021 годом.


В автономном округе развиваются 115 видов спорта (в 2021 году - 62), работает 447 отделений по видам спорта (в 2021 году - 441), из них 38 специализированных отделений.


Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 23 июня 2022 года N 533 "Об утверждении перечня базовых видов спорта" 20 видов спорта определены как базовые для региона: летние виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр (баскетбол, бокс, водное поло, волейбол, дзюдо, конный спорт, легкая атлетика, плавание, спортивная борьба, тхэквондо, тяжелая атлетика, футбол); зимние виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр (биатлон, лыжные гонки, хоккей); виды спорта, включенные в программу Паралимпийских игр (спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата); иные виды спорта (самбо, северное многоборье, шахматы, спорт глухих). Видами спорта, традиционно развиваемыми в автономном округе, являются биатлон, лыжные гонки и бокс.


С целью обеспечения подготовки спортивного резерва и сборных команд автономного округа по видам спорта за 2022 год 9 475 спортсменов автономного округа приняли участие в 1 125 спортивных соревнованиях. Завоевано 2 550 медалей. Проведено 813 тренировочных мероприятий с участием 5,5 тысяч спортсменов.


Наиболее значимые для автономного округа достижения в отрасли физической культуры и спорта в 2022 году - 1 место автономного округа в Рейтинге антидопинговой работы в регионах Российского антидопингового агентства "РУСАДА" и звание "Лучшего спортивного региона" по итогам Всероссийского конкурса "Sport Facilities", 4 югорских спортсмена, приняли участие в XXIV Зимних Олимпийских играх (г. Пекин в 2022 году), 2 из которых завоевали 3 олимпийские медали: золотая медаль (лыжные гонки), серебряная и бронзовая медали (биатлон).


В автономном округе увеличивается количество спортивных направлений, расширяется перечень спортивных объектов, повышается частота проведения спортивных соревнований, в том числе всероссийского и международного уровней, растет потребность населения в получении медицинской помощи по профилю "лечебная физкультура и спортивная медицина".


По итогам 2022 года в автономном округе на базе 60 спортивных организаций, реализующих программы спортивной подготовки, развернуто 106 медицинских кабинетов (далее также - кабинет). Для медицинского обеспечения на объектах спорта имеется 22,45 врачебных ставок, а также 104 ставки средних медицинских работников. Укомплектованность штатного расписания кабинетов медицинскими работниками составляет 83,4%, из них: врачами по спортивной медицине - 79,7%, средним медицинским персоналом - 82,9%.


Таким образом, на сегодняшний день организована работа медицинских кабинетов и медицинское сопровождение тренировочного процесса на основной массе объектов спорта автономного округа. Состояние медицинского обеспечения организаций, реализующих программы спортивной подготовки в автономном округе, удовлетворительное (таблица 6).



Таблица 6


Анализ медицинского обеспечения объектов спорта в автономном округе за 2022 год

Наименование элементов объекта спорта

Фактическое состояние на 31.12.2022

1. Наличие медицинского кабинета и лицензии

Медицинский кабинет

106

Лицензировано (общее количество):

93 медицинских кабинета (87,7%);

13 медицинских кабинетов (12,3%) - в процессе лицензирования

В том числе при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи по видам работ (услуг) по сестринскому делу в педиатрии, по лечебному делу

93 медицинских кабинета

В том числе при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи по видам работ (услуг) по лечебной физкультуре, по спортивной медицине

13 медицинских кабинетов

2. Штат и кадры

Специалист

Количество ставок

Из них: занятых

% укомплектования

Врач по спортивной медицине

19,45

15,5

79,7

Врачи других специальностей (педиатрия)

3,0

3,0

100

Фельдшер

26,0

22,0

84,6

Медицинская сестра

73,0

61,0

83,6

Медицинская сестра по массажу

5,0

4,0

80,0

ИТОГО

126,45

105,5

83,4


В автономном округе медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в том числе диспансеризация спортсменов, возложена на врачебно-физкультурную службу.


Организация врачебно-физкультурной службы в автономном округе осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2012 года N 86-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и отдельными правовыми актами Российской Федерации, автономного округа, определяющими полномочия медицинских организаций по оказанию медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом на территории округа.


Медицинское наблюдение за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях" (далее - приказ N 1144н).


Вместе с тем Депздравом Югры в течение последних 5 лет принят ряд нормативно-правовых документов, обеспечивших оптимизацию организационной модели службы спортивной медицины автономного округа и ее модернизацию, включая организацию доступности и качества медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, утвержден алгоритм допуска лиц к занятиям физической культурой и спортом и перечень медицинских организаций, в структуре которых предусмотрены подразделения спортивной медицины.


К основным направлениям деятельности врачебно-физкультурной службы автономного округа относятся:


лечебно-профилактическая работа, включающая проведение медицинского обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом;


восстановление здоровья спортсменов (медицинская реабилитация);


медицинское обеспечение спортивно-массовых мероприятий;


содействие в формировании олимпийского и паралимпийского резерва в спорте;


популяризация и пропаганда здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом.



2.2. Кадровое обеспечение врачебно-физкультурной службы автономного округа


Кадровое обеспечение врачами по спортивной медицине медицинских организаций в муниципальных образованиях автономного округа имеет различия по численности обслуживаемого населения (контингента) в соответствии с приказом N 1144н (таблица 7).



Таблица 7


Кадровое обеспечение врачами по спортивной медицине в автономном округе за 2022 год

Учреждение

По нормативу

По штату

Факт. занято

Укомплектованность, %

БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер"

32,0

32,0

29,25

91,4

Кабинеты в медицинских организациях

33,0

32,5

23,0

70,8

ИТОГО

65,0

64,5

52,25

81,0


Обеспеченность населения врачами по спортивной медицине в городских округах и муниципальных районах автономного округа представлены на рисунках 3, 4.



Рисунок 3


Обеспеченность населения врачами по спортивной медицине в городских округах автономного округа за 2022 год






Рисунок 4


Обеспеченность населения врачами по спортивной медицине в муниципальных районах автономного округа за 2022 год




Нормативная потребность необходимых ставок врачей по спортивной медицине в автономном округе составила 65 ставок, что максимально приближено к имеющемуся штату на 31 декабря 2022 года (штатная численность спортивных врачей 64,5 ставки). В 2022 году в медицинских организациях округа, оказывающих первичную, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, осуществлял свою деятельность 61 врач по спортивной медицине, занято - 52,25 ставки. Укомплектованность составляет 81%. Коэффициент совместительства врачей по спортивной медицине составляет 1,46.


В сравнении с 2020 годом уменьшилось количество штатных единиц врачей по спортивной медицине на 23,2% (19,5 ставок), при этом также уменьшилось и количество занятых ставок на 11,1% (6,5 ставок). В целом, укомплектованность врачами по спортивной медицине увеличилась на 11,1%, при этом коэффициент совместительства остался достаточно высоким, что объясняется тем, что в кабинетах спортивной медицины медицинских организаций автономного округа в большинстве случаев работают врачи по спортивной медицине, принятые на условиях внутреннего или внешнего совместительства.


Таким образом, несмотря на достаточное количество ставок врача по спортивной медицине в медицинских организациях автономного округа, остается актуальным вопрос имеющегося дефицита врачебных кадров. Так, в медицинских организациях автономного округа БУ "Нефтеюганская районная больница", БУ "Нижневартовская районная больница", БУ "Нижнесортымская участковая больница", БУ "Новоагансккая районная больница", БУ "Октябрьская районная больница", БУ "Пионерская районная больница", БУ "Радужнинская городская больница" отсутствуют предусмотренные штатным расписанием врачи по спортивной медицине.


Ликвидация кадрового дефицита специалистов по спортивной медицине осуществляется путем адресной подготовки с помощью целевого обучения, а также повышения их квалификации, в том числе в условиях непрерывного медицинского образования.


С 2021 года в регионе сформирована аккредитационная комиссия Министерства здравоохранения Российской Федерации по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина" на базе бюджетного учреждения высшего образования автономного округа "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия" (далее - БУ ВО "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия"), что позволяет специалистам проходить первичную специализированную и периодическую аккредитацию и получать допуск к осуществлению профессиональной деятельности, не покидая пределы автономного округа.


В настоящее время для медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов автономного округа, а также с учетом высокого коэффициента совместительства и кадрового дефицита в количестве 12 - 15 специалистов, планируется подготовка собственных кадров по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина" в БУ ВО "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия".



2.3. Медицинское и медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта в автономном округе


В автономном округе врачебно-физкультурная служба находится под единым функциональным (организационно-методическим) управлением.


В состав врачебно-физкультурной службы автономного округа входят бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Клинический врачебно-физкультурный диспансер" (далее - БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер", Диспансер), расположенный в городе Ханты-Мансийске и имеющий три филиала в городах Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, а также 36 кабинетов спортивной медицины, находящихся в составе медицинских организаций автономного округа. Перечень представлен в таблице 8.



Таблица 8


Перечень медицинских организаций автономного округа, в структуре которых предусмотрены подразделения спортивной медицины

Муниципальное образование автономного округа (муниципальный район, городской округ)

Наименование медицинской организации

Подразделение спортивной медицины

кабинет

отделение

Ханты-Мансийский район

БУ "Ханты-Мансийская районная больница"

+

Ханты-Мансийск

БУ "Окружная клиническая больница"

+

АУ "Югорский центр профессиональной патологии"

+

БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер"

+

Белоярский район

БУ "Белоярская районная больница"

+

Березовский район

БУ "Березовская районная больница"

+

БУ "Игримская районная больница"

+

Кондинский район

БУ "Кондинская районная больница"

+

Урай

БУ "Урайская городская клиническая больница"

+

Сургутский район

БУ "Федоровская городская больница"

+

БУ "Нижнесортымская участковая больница"

+

БУ "Лянторская городская больница"

+

БУ "Угутская участковая больница"

+

БУ "Сургутская районная поликлиника"

+

Сургут

БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N 1"

+

БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N 2"

+

БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N 3"

+

БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N 4"

+

БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N 5"

+

БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер", филиал в г. Сургут

+

Когалым

БУ "Когалымская городская больница"

+

Нефтеюганский район

БУ "Нефтеюганская районная больница"

+

Нефтеюганск

БУ "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив"

+

БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер", филиал в г. Нефтеюганск

+

Пыть-Ях

БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница"

+

Нижневартовский район

БУ "Нижневартовская районная больница"

+

БУ "Новоаганская районная больница"

+

Нижневартовск

БУ "Нижневартовская городская детская поликлиника"

+

БУ "Нижневартовская городская поликлиника"

+

БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер", филиал в г. Нижневартовск

+

Мегион

БУ "Мегионская городская больница"

+

Радужный

БУ "Радужнинская городская больница"

+

Покачи

БУ "Покачевская городская больница"

+

Лангепас

БУ "Лангепасская городская больница"

+

Октябрьский район

БУ "Октябрьская районная больница"

+

Советский район

АУ "Советская районная больница"

+

БУ "Пионерская районная больница"

+

Югорск

БУ "Югорская городская больница"

+

Нягань

БУ "Няганская городская поликлиника"

+

БУ "Няганская городская

детская поликлиника"

+


Диспансер оказывает методическую помощь и координирует деятельность медицинских организаций автономного округа при проведении медицинских осмотров (обследований) и допуска лиц к занятиям физической культурой и спортом, а также к тренировочным мероприятиям и участию в спортивных соревнованиях.


В кабинетах спортивной медицины медицинских организаций автономного округа осуществляются медицинские осмотры лиц, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта (базовый уровень) в образовательных организациях дополнительного образования, лиц, занимающихся спортом на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки, лиц, желающих заняться физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также осуществляются медицинские осмотры и допуск лиц к занятиям физической культурой, массовым спортом, студенческим спортом.


На базе Диспансера проводятся медицинские осмотры лиц, занимающихся спортом на тренировочном этапе, этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, включенных в состав спортивных сборных команд автономного округа и лиц, зачисленных в организации, осуществляющие спортивную подготовку, учредителем которых является автономный округ, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.


В целях оперативного контроля состояния здоровья спортсменов и динамики адаптации организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам проводятся предварительные и углубленные медицинские обследования (далее - УМО), а также в отношении отдельных спортсменов, допущенных до тренировочного процесса, но требующих динамического контроля, осуществляются текущие медицинские наблюдения.


Объемы и кратность УМО зависят от этапа спортивной подготовки и осуществляются преимущественно отделениями спортивной медицины Диспансера.


Спортсмены закреплены за Диспансером и его филиалами по зональному принципу (медицинские зоны).


Медицинская зона N 1 по медицинскому обеспечению спортсменов представлена Диспансером в городе Ханты-Мансийске, а также 14 кабинетами спортивной медицины в медицинских организациях автономного округа и охватывает Белоярский, Березовский, Кондинский, Ханты-Мансийский, Октябрьский и Советский муниципальные районы, городские округа: Урай, Ханты-Мансийск, Югорск, Нягань.


Медицинская зона N 2 представлена филиалом Диспансера в городе Сургуте и 11 кабинетами спортивной медицины и охватывает Сургутский муниципальный район, городские округа: Сургут, Когалым.


Медицинская зона N 3 представлена филиалом Диспансера в городе Нефтеюганске и 3 кабинетами спортивной медицины и охватывает Нефтеюганский муниципальный район и городские округа: Пыть-Ях, Нефтеюганск.


Медицинская зона N 4 представлена филиалом Диспансера в городе Нижневартовске и 8 кабинетами спортивной медицины и охватывает Нижневартовский муниципальный район и городские округа: Мегион, Радужный, Лангепас, Покачи и Нижневартовск.


Всего за 5 лет диспансерного наблюдения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, прошли УМО 148 976 человек (подробная информация представлена в таблице 9), из них 11,4% (16 932 человека) - спортсмены сборных команд автономного округа, 57,7% (85 913 человек) - учащиеся детско-юношеских спортивных школ, 23,7% (35 360 человек) - лица, занимающиеся в спортивных секциях, 7,2% (10 770 человек) - лица, занимающиеся в группах общей физической подготовки и "группах здоровья".



Таблица 9


Динамика данных по диспансерному наблюдению лиц, занимающихся физической культурой и спортом*




* По данным отраслевой статистической отчетности Формы N 53 "Отчет о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом", данным отчетов о работе подразделений спортивной медицины в специализированной региональной информационной системе сбора статистических данных.

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Число лиц, прошедших УМО <**>

40 128

48 427

27 561

22 494

10 365

Число лиц, прошедших медицинские осмотры для занятий физкультурой, массовым спортом и сдаче нормативов ГТО, занятий спортом на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки

209 489

209 101

201 366

250 125

222 507



** В данный показатель входят лица, прошедшие УМО в диспансере и кабинетах спортивной медицины медицинских организаций автономного округа.


Отрицательная динамика данных по диспансерному наблюдению лиц, занимающихся физической культурой и спортом, начиная с 2020 года обусловлена введением в автономном округе ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также вступившими в силу с 1 января 2021 года изменениями в федеральном законодательстве в сфере организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом.


Так, лица, занимающиеся спортом на спортивно-оздоровительном и начальном этапах спортивной подготовки, не подлежат УМО и получают медицинское заключение о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях по результатам профилактического медицинского осмотра/диспансеризации. Также новый порядок изменил кратность проведения медицинского обследования: 1 раз в 12 месяцев УМО проходят лица, занимающиеся спортом на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), а начиная с этапа совершенствования спортивного мастерства кратность УМО составляет 1 раз в 6 месяцев.


С 2020 года в работе Диспансера осуществляется переход от количественных показателей охвата спортсменов округа к качественным, заключающийся в полноценности обследования и формировании системы текущих наблюдений за "проблемными" с медицинской точки зрения спортсменами.


Среди спортсменов, прошедших УМО в 2022 году, нуждались в лечении и медицинской реабилитации 1 598 человек, что составляет 16%, из них закончили лечение 1 312 спортсменов - 82,1%.


Подробная информация представлена в таблице 10.



Таблица 10


Охват реабилитационными мероприятиями лиц, занимающихся физической культурой и спортом в автономном округе, за 2018 - 2022 годы*



* По данным отраслевой статистической отчетности Формы N 53 "Отчет о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом".

Год

Прошли УМО (человек)

Из них

нуждались в лечении

закончили лечение

чел.

%

чел.

%

2018

40 128

10 551

26,3

8 843

83,8

2019

48 427

12 043

24,9

9 126

75,8

2020

27 561

5 487

19,9

4 016

73,2

2021

22 495

3 873

17,2

3 050

78,8

2022

10 365

1 598

16,0

1 312

82,1


Реабилитация спортсменов после перенесенных травм и заболеваний, их восстановление в пред- и постсоревновательный периоды, а также вследствие перегрузок осуществляется преимущественно в отделениях и кабинетах физиотерапии и лечебной физкультуры Диспансера и его филиалов, а для спортсменов в удаленных территориях автономного округа - в кабинетах лечебной физкультуры и физиотерапии медицинских организаций.


В составе комплексной реабилитации используются методы аппаратной физиотерапии, бальнеологии, лечебной гимнастики, массажа и рефлексотерапии, а также методики психологической коррекции.


Ежегодно специалисты Диспансера осуществляют медицинское обеспечение спортивных соревнований регионального, всероссийского и международного уровней и спортивно-массовых мероприятий.


Всего за 5 лет в 1 768 различных спортивно-массовых мероприятиях, медицинское обеспечение которых осуществлял Диспансер и кабинеты спортивной медицины, приняло участие 206 702 человека. Из всех обращений за медицинской помощью при различных спортивно-массовых мероприятиях 63,7% составили обращения по поводу спортивных травм. Из всех спортивных травм 0,1% составили тяжелые травмы, требующие госпитализации. Подробная информация представлена в таблице 11.



Таблица 11


Медицинская помощь при спортивно-массовых мероприятиях за 2018 - 2022 годы*



* По данным отраслевой статистической отчетности Формы N 53 "Отчет о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом".

Год

Всего обслужено мероприятий (единиц)

Число участников (человек)

Число обращений за медицинской помощью (человек)

В том числе лиц, получивших спортивные травмы (человек)

2018

369

69 049

725

526

2019

619

72 167

1 194

744

2020

219

21 491

171

111

2021

252

25 629

332

132

2022

309

18 366

125

110


В числе значимых спортивных и спортивно-массовых мероприятий, прошедших с медицинским сопровождением сотрудниками Диспансера и кабинетов спортивной медицины медицинских организаций региона: чемпионаты и турниры международного и всероссийского уровня, спартакиады и марафоны, а также ежегодные соревнования "Лыжня России", "Югорский лыжный марафон".


При поддержке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства автономного округа в городе Ханты-Мансийске с 16 по 21 марта 2022 года впервые прошли открытые всероссийские соревнования "Зимние Игры Паралимпийцев "Мы вместе. Спорт", в которых приняли участие 124 спортсмена национальных паралимпийских сборных команд Российской Федерации (88), Белоруссии (15), Армении (9), Таджикистана (2) и Казахстана (10). Разыграно 45 комплектов медалей по 6 спортивным дисциплинам. Для организации и проведения игр были задействованы 156 волонтеров, игры посетили более 20 тысяч зрителей. Медицинское обеспечение данного спортивного мероприятия было возложено на БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер".


Медико-биологическое обеспечение (далее - МБО) спортсменов спортивных сборных команд автономного округа организовано в соответствии с приказом Депздрава Югры от 27 декабря 2018 года N 10-нп "Об организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и возложено на БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер".


С 2019 года в составе Диспансера функционирует отделение спортивной медицины, осуществляющее функции по медико-биологическому обеспечению спортсменов спортивных сборных команд автономного округа (далее - ОСМ). Основной целью ОСМ является мониторинг функционального состояния основных систем организма спортсменов, своевременное использование физических, фармакологических методов восстановления спортивной работоспособности и специализированное (функциональное) питание.


Мероприятия МБО для спортсменов региона разработаны с учетом опыта ведущих специалистов в области спортивной медицины, носят индивидуальный характер и определяются требованиями вида спортивной деятельности, с учетом цикличности тренировочного процесса, динамики объема и интенсивности в годичном цикле, а также физиологических потребностей спортсменов в период тренировочных и соревновательных мероприятий, зависящих от пола, возраста, функционального состояния организма спортсмена и особенностей видов спорта.


Внедрены и применяются интегральные неинвазивные технологии для оценки функционального состояния спортсменов: методика интерпретации вариабельности ритма сердца, методика определения уровня лактата (молочной кислоты) в процессе тестирования физической работоспособности для циклических видов спорта.


Медицинские психологи ОСМ проводят психологическое тестирование и коррекцию психологического состояния спортсменов.


Внедрены схемы обеспечения спортсменов сборных команд продуктами специализированного питания, биологически активными добавками, фармакологическими препаратами, предназначенными в большей степени для восстановления работоспособности и ликвидации возникающих нутриентных дефицитов.


Под наблюдением врачей по спортивной медицине, массажистов, медицинских психологов ОСМ в течение 2022 года находились спортсмены спортивных сборных команд автономного округа по следующим видам спорта: баскетбол, биатлон, бокс, водное поло, лыжные гонки, плавание, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (дисциплина: следж-хоккей); спорт глухих (дисциплина: легкая атлетика).


Всего за 2022 год в условиях МБО специалистами Диспансера обеспечено 378 тренировочных мероприятий и спортивных соревнований, включая 337 мероприятий за пределами автономного округа, в которых приняло участие 3 509 спортсменов сборных команд региона.


Штат ОСМ не удовлетворяет запросы на сопровождение всех спортивных сборных команд в автономном округе, поэтому специалисты вынужденно прибегают к дистанционной работе. Отсутствие фармакологов и нутрициологов в отделении затрудняет формирование программ питания и фармакологического обеспечения. Существующие трудности в полноценном укомплектовании спортивных сборных команд автономного округа кадрами для медико-биологического обеспечения обусловлены в большей степени отсутствием нормативно закрепленного перечня специалистов, рекомендуемых для полноценного МБО.


Вместе с тем существуют проблемы и в организации работы на территории автономного округа. Основным ограничением применения восстановительных постнагрузочных мероприятий является отдаленность тренировочных баз от Диспансера, что не позволяет спортсменам пользоваться услугами отделения реабилитации на регулярной основе.


Другим аспектом при организации работы МБО является недостаточная региональная кадровая политика в системе гигиены питания, спортивной нутрициологии и диетологии, что сказывается на качестве нутритивной поддержки спортсменов, направленной на оптимальное, персонифицированное питание.


Таким образом, можно сделать вывод, что в автономном округе активно развивается направление МБО, которое вместе с тем требует дальнейшего научного, кадрового, инфраструктурного, материально-технического и информационного развития.



2.4. Инфраструктура и материально-техническое обеспечение врачебно-физкультурной службы округа


Одним из направлений деятельности Депздрава Югры является расширение инфраструктуры и укрепление материально-технической базы спортивной медицины региона.


Диспансер, его филиалы и медицинские организации, участвующие в медицинском обеспечении лиц, занимающихся физической культурой и спортом, дооснащены медицинским оборудованием в соответствии с рекомендуемым стандартом оснащения врачебно-физкультурного диспансера, центра лечебной физкультуры и спортивной медицины, утвержденным приказом N 1144н.


За счет бюджетных средств автономного округа для Диспансера и кабинетов приобретено диагностическое оборудование (электрокардиографы, мониторы для суточного мониторирования электрокардиографии и артериального давления, электроэнцефалографы, аппаратно-программные комплексы, комплексы плантографические, ЛОР-установки, офтальмологическое оборудование), а также оборудование для медицинской реабилитации (массажные столы, аппарат электростатического массажа, механотерапевтическая установка).


Также за счет текущего финансирования закуплено диагностическое оборудование (компьютерные спирографы, комплексы для многосуточного мониторирования электрокардиографии и артериального давления, биохимические анализаторы, гематологические анализаторы, анализаторы мочи) и оборудование для медицинской реабилитации: аппарат для компрессионного лимфодренажа, велоэргометр, установка для гипокситерапии, ванна гидромассажная.


Кроме того, закуплено следующее медицинское оборудование:


электрокардиограф многоканальный, профессиональный; дефибриллятор внешний автоматический для использования неподготовленными лицами с питанием от аккумуляторной батареи; велоэргометр; сертифицированный аппаратно-программный комплекс медицинского экспресс-обследования функционального состояния здоровья - для БУ "Федоровская городская больница";


комплекс методик для оценки психологического состояния индивида для филиала БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер" в городе Сургуте;


дефибриллятор внешний автоматический для использования неподготовленными лицами для БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер" (город Ханты-Мансийск), а также его филиала в городе Нефтеюганске;


"Система ультразвуковой визуализации универсальная" для филиала БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер" в городе Нижневартовске.


Планомерное укрепление материально-технической базы врачебно-физкультурной службы позволило закрыть потребность медицинских организаций в необходимом медицинском оборудовании. При этом, учитывая тенденцию увеличения к 2030 году количества граждан, занимающихся физической культурой и спортом, представляется целесообразным последующее дооснащение современным оборудованием медицинских организаций спортивной медицины автономного округа, в том числе с учетом возрастающих потребностей.


Большая часть структурных подразделений спортивной медицины автономного округа расположена в помещениях медицинских организаций, принадлежащих им на праве оперативного управления, имеющих достаточные площади для осуществления деятельности и соответствующую лицензию.


На арендуемых площадях расположены: кабинет по спортивной медицине БУ "Урайская городская клиническая больница" (15 кв. м), филиал Диспансера в городе Сургуте (705,1 кв. м).


В приспособленных помещениях расположены кабинеты по спортивной медицине БУ "Когалымская городская больница" (14 кв. м), БУ "Няганская городская поликлиника" (12 кв. м), БУ "Угутская участковая больница".


На территории спортивного объекта расположен кабинет по спортивной медицине БУ "Октябрьская районная больница" (34 кв. м).


Существенной инфраструктурной проблемой в организации медицинского и медико-биологического обеспечения является удаленность врачебно-физкультурного диспансера и его филиалов от некоторых районов региона. В целях медицинского обследования спортсменов в отдаленных и труднодоступных районах автономного округа реализована работа двух выездных медицинских бригад Диспансера.


Всего в 2022 году организовано 10 выездов медицинских бригад Диспансера в города: Нягань, Югорск, Урай, Лангепас, Покачи, Мегион, в которых УМО прошли 413 спортсменов сборных команд автономного округа.


Специалисты выездных медицинских бригад Диспансера обеспечены компьютерами с доступом к медицинской информационной системе учреждения для получения информации о спортсмене непосредственно в месте оказания медицинских услуг, оперативного внесения данных о проведенном обследовании.


В IV квартале 2023 года на базе Центра адаптивного спорта в городе Сургуте планируется организация медицинского обеспечения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой и спортом, с привлечением персонала филиала Диспансера в городе Сургуте. Спортсменам, входящим в состав спортивных сборных команд автономного округа, в целях оперативного контроля за состоянием здоровья будут проводиться углубленные медицинские обследования, этапные и текущие медицинские осмотры, а также необходимые реабилитационные мероприятия.


Таким образом, в целом в автономном округе созданы все условия для эффективной работы по повышению доступности оказания медицинской помощи населению региона.



2.5. Информационное обеспечение врачебно-физкультурной службы автономного округа


Современные информационные технологии, активно внедряющиеся в сферу здравоохранения автономного округа, оказывают положительное влияние на развитие новых способов организации медицинской помощи населению, в том числе спортивной медицины.


К 2022 году в условиях цифровизации врачебно-физкультурной службы автономного округа реализованы следующие направления.


Медицинские организации автономного округа, имеющие в своем составе подразделения спортивной медицины, подключены к корпоративной сети передачи данных Депздрава Югры, имеют собственные сайты. Используются возможности интернет-регистратуры, Единого портала государственных услуг, мобильного приложения "Электронный кабинет пациента" и контакт-центра Депздрава Югры, что позволяет осуществлять запись пациентов на прием к спортивному врачу с использованием дистанционных технологий.


С 2021 года БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер" совместно с БУ "Медицинский информационно-аналитический центр" на базе реестра электронных медицинских документов региона реализован проект по формированию электронных заключений о допуске к занятиям физической культурой и спортом, а также заключений о принадлежности к группе здоровья конкретного лица. Региональный сервис интегрирован с личными кабинетами пациентов "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг.


Все медицинские организации автономного округа, имеющие в своем составе подразделения спортивной медицины, работают в медицинских информационных системах (далее - МИС), однако специализированная МИС для спортивной медицины внедрена и используется только в БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер" и его филиалах (далее - МИС "Югра"). Система постоянно дорабатывается под современные условия, так в 2022 году она дополнена блоком по направлению работы комплексных научных групп, возможностью создавать направления на лабораторные исследования в сторонние медицинские организации, собирать аналитику по необходимым направлениям и т.д. Также ведется работа по созданию цифрового портфолио спортсмена, куда собираются все данные о текущих медицинских обследованиях, также имеется возможность получения аналитической информации о здоровье и функциональном состоянии спортсмена, резервных возможностях организма, о системе построения тренировочного процесса, прогнозирования спортивного результата.


МИС "Югра" подключена к единому цифровому контуру в здравоохранении Российской Федерации на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), что позволяет осуществлять выгрузку данных (структурированных электронных медицинских документов) из нее в федеральные информационные системы, например, федеральные вертикально-интегрированные медицинские информационные системы (ВИМИС) "Профилактическая медицина", "Сердечно-сосудистые заболевания", "Онкология".


Вместе с тем в настоящее время в автономном округе отсутствует единая автоматизированная информационная система, объединяющая МИС "Югра" с МИС организаций, осуществляющих наблюдение за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, обеспечивающая сбор, анализ и распространение в целях использования в муниципальных образованиях автономного округа информации о здоровье пациентов и спортсменов.


При этом медицинские организации автономного округа проводят работу по повышению уровня доступности медицинской помощи, в том числе для спортсменов-инвалидов с использованием дистанционных онлайн-технологий: дистанционное консультирование пациентов по вопросам спортивного питания, антидопинга, диагностических исследований (ЭКГ, функциональные пробы, результаты лабораторных исследований и т.п.), психологическое консультирование, а также применение телемедицинских консультаций по системе "врач-врач".


Другим важным аспектом цифровизации спортивной медицины автономного округа является межведомственное взаимодействие с системой спорта. В 2022 году БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер" начал работу по формированию системы межведомственного взаимодействия с организациями спорта автономного округа. Между автономным профессиональным образовательным учреждением автономного округа "Югорский колледж-интернат олимпийского резерва" (далее - ЮКИОР, Колледж) и Диспансером в текущем году подписано соглашение о совместной деятельности по подготовке спортсменов спортивных сборных команд автономного округа, которым в том числе закреплен порядок обмена медицинскими данными между организациями.


Также в 2022 году между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФМБА России), БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер" и ЮКИОР заключено трехстороннее соглашение "О взаимодействии и сотрудничестве при подготовке спортсменов олимпийского резерва и спортсменов сборных команд Российской Федерации" (далее - Соглашение с ФМБА), при реализации которого будут реализованы основные формы сотрудничества по направлениям совместной деятельности:


медико-биологическое обеспечение обучающихся спортсменов колледжа, входящих в состав сборных команд Российской Федерации, в том числе при проведении углубленных медицинских обследований в составе комплексных научных групп;


информационное взаимодействие специалистов ФМБА России, Колледжа и Диспансера, включая доступ к базам данных и к другим источникам информации, осуществление взаимных консультаций по вопросам диагностики, восстановления, лечения, фармакологического и антидопингового обеспечения спортсменов сборных команд Российской Федерации и спортсменов Колледжа;


организация и проведение совместной научно-исследовательской деятельности;


планирование, организация и проведение совместных рабочих встреч, научных семинаров, круглых столов и иных мероприятий.



2.6. Научно-методическое обеспечение врачебно-физкультурной службы автономного округа


Рост глобальной конкуренции в спорте высших достижений (в том числе за счет использования передовых технологий) предъявляет новые требования к научному обеспечению спорта. Современная подготовка спортивного резерва требует использования углубленных знаний, передовых технологий, информационных решений, лучших практик для спортивного отбора, индивидуализации тренировочного процесса и программ восстановления работоспособности.


Вместе с тем увеличивается разрыв между фундаментальной и спортивной наукой, недостатком также является общее отставание в вопросах использования современных научных знаний для организации эффективной системы обеспечения спортивной подготовки, не позволяющее перейти на принципиально новую ступень научно-методического обеспечения спортивной подготовки. В совокупности проблемы спортивной науки и образования приводят к ухудшению выступлений российских спортсменов, в том числе и на международной арене.


При реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции развития физической культуры и спорта на территории автономного округа на период до 2030 года утвержден приказ от 18 марта 2022 года N 07-32-П-91 "Об организации работы комплексных научных групп" (далее - КНГ), направленный на сопровождение процесса спортивной подготовки в автономном округе. В это новое для региона направление вовлечены учреждения здравоохранения (БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер"), образования (БУ ВО "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия") и спорта региона (БУ "Центр спортивной подготовки сборных команд Югры", БУ ДО "Спортивная школа "Центр адаптивного спорта Югры").


Целью КНГ является контроль за функциональным состоянием спортсменов, уровнем их общей, специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности на основе применения современных научных технологий и выработка предложений для своевременной коррекции тренировочного процесса и контроля состояния спортсменов в соревновательный период, диагностика типичных симптомов перетренированности и перенапряжения.


Работа КНГ организована в целях совершенствования научно-методического обеспечения спортивных сборных команд региона по видам спорта, повышения эффективности подготовки и выступления спортсменов спортивных сборных команд автономного округа в официальных всероссийских и международных соревнованиях.


В 2022 году спортсмены 12 видов спорта региона обеспечены сопровождением КНГ: плавание, лыжные гонки, дзюдо, гиревой спорт, спорт глухих (дисциплины: легкая атлетика, волейбол), бокс, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (дисциплина: легкая атлетика), баскетбол, акробатика, спортивная аэробика, легкая атлетика.


Одним из главных мероприятий приоритетного направления регионального развития спорта и спортивной медицины, обозначенных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р, является создание системы комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва, включающего в себя диагностические методики и научный анализ оценки показателей здоровья, физического развития, функциональной, психической, технико-тактической подготовленности, в том числе методики восстановления и повышения резервного потенциала спортсмена, способствующие сохранению здоровья и повышению эффективности тренировочного процесса.


Учитывая специфические региональные особенности автономного округа (природа, климат, рельеф) зимние виды спорта, в частности лыжные гонки, биатлон, в наибольшей степени связаны с развитием у спортсменов гиперреактивности дыхательных путей, обусловленных влиянием специфических аллергенов, холодного воздуха и ирритантов, приводящих к бронхоспазму с развитием астмы. В результате у спортсмена падает аэробная работоспособность.


Создание отделения диагностики гиперреактивности дыхательных путей спортсменов на базе Диспансера в этом случае позволит своевременно проводить диагностику и коррекцию бессимптомной бронхиальной констрикции, что благоприятно отразится на аэробной производительности спортсменов.


Также при исполнении Соглашения с ФМБА будет реализована научно-исследовательская деятельность по приоритетным направлениям спортивной медицины, в том числе в части внедрения, клинической и экспериментальной апробации различных методов и средств диагностики, лечения, восстановления и фармакологического обеспечения спортсменов. По итогам совместной научно-исследовательской работы планируется подготовка и реализация программ и публикаций, в том числе научных докладов, статей, учебных пособий и методических рекомендаций.



Раздел III. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ СЛУЖБЫ В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ДО 2030 ГОДА


Основной целью Стратегии является создание в автономном округе условий, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи лицам, регулярно занимающимся физической культурой и спортом, сдающим нормы комплекса ГТО, формирование современных подходов к развитию спортивной медицины и внедрение инновационных технологий в медико-биологическое обеспечение спортивной подготовки спортсменов спортивных сборных автономного округа.


Основными задачами реализации Стратегии являются:


полноценное кадровое обеспечение подразделений спортивной медицины, учреждений спортивной подготовки, региональных спортивных сборных команд, профессиональных спортивных клубов профильными специалистами в области спортивной медицины и спортивной подготовки с высоким уровнем базовых знаний по биомедицине и методикам тренировки;


развитие профилактической направленности врачебно-физкультурной службы в автономном округе с достаточной глубиной медицинских обследований, не позволяющих пропускать скрытые и доклинические формы отклонений и патологий у лиц, занимающихся спортом;


развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения, включающего материально-техническое и технологическое оснащение структурных единиц службы, на основе инновационных подходов и принципов стандартизации;


комплексная информатизация службы с возможностью межведомственного обмена при заполнении электронного профиля (паспорта) спортсмена.


Для достижения цели и решения задач Стратегии, а также с учетом национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", сформированы следующие приоритетные направления развития:


развитие кадрового потенциала врачебно-физкультурной службы в автономном округе;


развитие системы медицинского и медико-биологического обеспечения спорта в автономном округе;


развитие инфраструктуры и материально-технического обеспечения врачебно-физкультурной службы в автономном округе;


развитие информационного обеспечения врачебно-физкультурной службы в автономном округе;


развитие научного обеспечения врачебно-физкультурной службы в автономном округе.



3.1. Развитие кадрового потенциала врачебно-физкультурной службы в автономном округе


В условиях приоритетного направления по развитию кадрового потенциала врачебно-физкультурной службы автономного округа предусматриваются следующие мероприятия:


совершенствование региональной кадровой политики в области спортивной медицины;


повышение профессиональной квалификации специалистов с учетом современных требований к уровню компетенций;


повышение уровня укомплектованности штатного расписания специалистами.



3.2. Развитие системы медицинского и медико-биологического обеспечения спорта в автономном округе


В условиях приоритетного направления по совершенствованию системы медицинского и медико-биологического обеспечения спорта предусматриваются следующие мероприятия:


обеспечение оптимальной доступности первичной медико-санитарной помощи для лиц, занимающихся физической культурой и спортом, за счет выстраивания логистики реализуемых процессов (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) с максимальным охватом лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в систему медицинского обеспечения;


развитие медицинской реабилитационной помощи и постнагрузочного восстановления работоспособности спортсменов после травм и заболеваний;


организация системы спортивного питания;


совершенствование системы психологического сопровождения;


развитие системы антидопингового обеспечения.



3.3. Развитие инфраструктуры врачебно-физкультурной службы автономного округа


В условиях приоритетного направления по развитию инфраструктуры врачебно-физкультурной службы предусматриваются следующие мероприятия:


открытие новых подразделений для развития медицинского и медико-биологического обеспечения спорта и подготовки спортивного резерва;


дооснащение существующих медицинских кабинетов и Диспансера современным оборудованием.



3.4. Развитие системы информационного обеспечения врачебно-физкультурной службы автономного округа


В условиях приоритетного направления по развитию информационного обеспечения врачебно-физкультурной службы предусматриваются следующие мероприятия:


формирование в автономном округе системы цифрового взаимодействия между медицинскими организациями, организациями спорта для создания единого контура спортивной медицины в целях обмена данными;


формирование системы цифрового взаимодействия с ФМБА России по вопросам медицинского наблюдения спортсменов, входящих в состав спортивных сборных команд Российской Федерации.



3.5. Развитие научного обеспечения врачебно-физкультурной службы автономного округа


В условиях приоритетного направления по развитию научного обеспечения врачебно-физкультурной службы предусматриваются следующие мероприятия:


совместная научно-исследовательская деятельность ФМБА России, Диспансера и ЮКИОР, направленная на внедрение клинической и экспериментальной апробации различных методов и средств диагностики, лечения, восстановления и фармакологического обеспечения спортсменов, входящих в состав сборных команд Российской Федерации;


проведение научно-исследовательских работ по изучению пищевого статуса спортсменов базовых видов спорта, а также по повышению уровня стрессоустойчивости и мотивации спортсменов.



Раздел IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


Реализация Стратегии в автономном округе позволит выполнить ее цели к 2030 году на основе достигнутых показателей.



Таблица 12


Показатели реализации Стратегии

N

Наименование целевого показателя или индикатора

Базовое значение

2024

год

2025

год

2026

год

2027

год

2028

год

2029

год

2030

год

1.

Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом) (%)

54,0

61,4

65,1

68,8

69,0

69,4

69,9

70

2.

Доля охвата граждан, систематически занимающихся спортом, периодическими углубленными медицинскими осмотрами (%)

67

73

78

82

87

93

98

100



Раздел V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


Реализацию Стратегии осуществляют Депздрав Югры, Депобразования и науки Югры, Депспорт Югры, Депинформтехнологий Югры, а также подведомственные им организации в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности.


Координацию реализации Стратегии выполняет Депздрав Югры.


Участники Стратегии представляют информацию о достигнутых результатах, рисках (угрозах) и мерах по управлению рисками, возникающими при ее реализации в сроки, установленные Депздравом Югры.


Достижение цели и реализация задач Стратегии осуществляется посредством выполнения плана мероприятий по ее реализации, а также отдельных мероприятий государственной программы автономного округа "Современное здравоохранение", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 октября 2021 года N 467-п (далее - Государственная программа автономного округа "Современное здравоохранение"), региональных проектов и иных государственных программ автономного округа, которыми предусмотрены меры, прямо или косвенно способствующие развитию спортивной медицины в автономном округе.


Оценка достижения цели Стратегии осуществляется посредством мониторинга показателей реализации Стратегии.


Данные такого мониторинга являются основой для принятия управленческих решений по развитию спортивной медицины, внесению в Правительство автономного округа предложений о корректировке Стратегии, а также для оценки эффективности деятельности ответственных исполнителей мероприятий по реализации Стратегии.


Финансовое обеспечение реализации Стратегии предусмотрено в Государственной программе автономного округа "Современное здравоохранение".



Таблица 13


План мероприятий по реализации Стратегии

N

Наименование мероприятия

Ожидаемые результаты мероприятия / показатели

Ответственные исполнители

Сроки реализации

1.

Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития врачебно-физкультурной службы в автономном округе

1.1.

Формирование нормативной правовой базы, способствующей развитию врачебно-физкультурной службы в автономном округе

правовые акты о внесении изменений в государственные программы автономного округа и иные правовые акты автономного округа, регулирующие вопросы развития врачебно-физкультурной службы

Депздрав Югры

до 31 декабря 2030 года

2.

Развитие кадрового потенциала врачебно-физкультурной службы автономного округа

2.1.

Формирование в автономном округе системы подготовки кадров по направлениям медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов округа по программам ординатуры и/или аспирантуры в БУ ВО "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия"

целевое направление до 4 - 5 врачей в год на обучение в ординатуре по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина" на базе БУ ВО "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия";

формирование кадрового резерва специалистов для медицинских организаций спортивной медицины

Депобразования и науки Югры,

Депздрав Югры

до 31 декабря 2030 года

2.2.

Практическая и научно-исследовательская работа по медицинскому и медико-биологическому обеспечению физической культуры и спорта

Проведение не менее 3 научно-практических конференций, вебинаров (ВКС) и семинаров для врачей по спортивной медицине и специалистов отрасли физической культуры и спорта автономного округа

Депздрав Югры

Депспорт Югры

Депобразования и науки Югры

до 31 декабря 2024 года

до 31 декабря 2025 года

до 31 декабря 2026 года

до 31 декабря 2027 года

до 31 декабря 2028 года

до 31 декабря 2029 года

до 31 декабря 2030 года

2.3.

Укомплектование медицинских организаций автономного округа профильными и узкими специалистами по спортивной медицине, соответствующей федеральным нормативам

повышение укомплектованности врачебных должностей в подразделениях спортивной медицины с 81% до 95%;

уменьшение показателя совместительства врачей по спортивной медицине с 1,46 до 1,2

Депздрав Югры

до 31 декабря 2024 года

до 31 декабря 2025 года

до 31 декабря 2026 года

до 31 декабря 2027 года

до 31 декабря 2028 года

3.

Развитие системы медицинского и медико-биологического обеспечения спорта в автономном округе

3.1.

Формирование системы комплексной оценки здоровья лиц, занимающихся спортом, включающей:

индивидуализацию программ УМО (панели лабораторных и инструментальных обследований, осмотров профильными специалистами), учитывающих результаты данных анамнеза и динамических медицинских обследований, возраста, пола и вида спорта);

текущий мониторинг (включая дистанционный) состояния здоровья спортсменов, получивших допуск к тренировочному процессу, но нуждающихся в диспансерном наблюдении;

раннее выявление и коррекцию патологических состояний, ассоциированных со спортом, - функционального/нефункционального перенапряжения и переутомления (синдрома перетренированности)

сокращение числа спортсменов, непредвиденно окончивших спортивную карьеру вследствие форсирования неконтролируемой тренировки, сопровождающейся перегрузками, эмоциональными выгораниями, повышенной заболеваемостью и травматизмом;

пропорциональное повышение числа/доли спортсменов, возвратившихся в спорт после перенесенных травм;

снижение доли спортсменов, не получивших допуск для прохождения спортивной подготовки или занятий в профессиональных спортивных клубах по причине заболеваний и травм;

доведение числа лиц, занимающихся спортом, проходящих психологическое исследование, до 100%

Депздрав Югры

до 31 декабря 2028 года

3.2.

Организация на базе БУ "Центр адаптивного спорта" г. Сургут медицинского обеспечения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой и спортом

повышение охвата диспансерным наблюдением и реабилитационными мероприятиями лиц, занимающихся спортом, с 82% до 95%

Депспорт Югры,

Депздрав Югры

до 1 марта 2024 года

3.3.

Осуществление диагностики гиперреактивности дыхательных путей для своевременного выявления спортсменов зимних видов спорта с астмой физических нагрузок

доведение доли лиц, занимающихся зимними видами спорта, проходящих диагностику бронхиальной проходимости, с 0% до 45%

Депздрав Югры

до 31 декабря 2025 года

3.4.

Исследование пищевого статуса спортсменов по базовым видам

доведение доли лиц, занимающихся спортом, получающих специализированные продукты питания для спорта, с 56% до 90%;

доведение доли спортсменов базовых видов спорта, которым проводится исследования пищевого статуса, с 0% до 45%

Депздрав Югры

до 31 декабря 2026 года

3.5

Обеспечение постнагрузочного восстановления работоспособности и реабилитации после спортивных травм и перетренированности за счет внедрения в практику восстановительных сборов на базе БУ "Клинический врачебно-физкультурный диспансер" (далее также - КВФД)

доведение доли спортсменов, которым проводятся постнагрузочные восстановительные мероприятия, до 95%

Депздрав Югры;

Депспорт Югры

до 31 декабря 2025 года

3.6.

Повышение уровня знаний в вопросах борьбы с допингом и предотвращением использования допинга в спорте

проведение информационно-образовательного мероприятия, направленного на доведение до спортсменов и медицинского персонала основных положений Всемирного антидопингового кодекса

Депздрав Югры

Депспорт Югры

до 31 декабря 2024 года

до 31 декабря 2025 года

до 31 декабря 2026 года

до 31 декабря 2027 года

до 31 декабря 2028 года

до 31 декабря 2029 года

до 31 декабря 2030 года

проведение не менее 2 семинаров для врачей спортивных сборных команд автономного округа, врачей по спортивной медицине, врачей - специалистов по практическому применению механизма терапевтического использования запрещенных субстанций в соответствии с международным стандартом

Депздрав Югры

до 31 декабря 2024 года

до 31 декабря 2025 года

до 31 декабря 2026 года

до 31 декабря 2027 года

до 31 декабря 2028 года

до 31 декабря 2029 года

до 31 декабря 2030 года

ежегодное обучение по образовательным программам для спортивных врачей и медицинского персонала на образовательной платформе Российского антидопингового агентства "РУСАДА"

Депздрав Югры

до 31 декабря 2024 года

до 31 декабря 2025 года

до 31 декабря 2026 года

до 31 декабря 2027 года

до 31 декабря 2028 года

до 31 декабря 2029 года

до 31 декабря 2030 года

4.

Развитие инфраструктуры и материально-технической базы врачебно-физкультурной службы в автономном округе

4.1.

Материально-техническое оснащение формируемых подразделений спортивной медицины и переоснащение существующих современным оборудованием (аппаратно-программными комплексами, портативными приборами и неинвазивными технологиями)

доведение доли медицинских организаций, соответствующих стандарту оснащения в соответствии с приказом N 1144н, до 100%

Депздрав Югры

до 31 декабря 2030 года

4.2.

Оснащение отделений восстановительного лечения (долечивания), реабилитации согласно стандартам подразделений спортивной медицины

Депздрав Югры

до 31 декабря 2030 года

4.3.

Формирование в КВФД в г. Ханты-Мансийске на функциональной основе кабинета, специализирующегося на диагностике гиперреактивности дыхательных путей, астмы физических нагрузок

доведение доли лиц, занимающихся зимними видами спорта, проходящих диагностику бронхиальной проходимости, с 0% до 45%

Депздрав Югры

до 31 декабря 2025 года

4.4.

Создание на функциональной основе кабинета изучения пищевого статуса спортсмена на базе КВФД

доведение доли спортсменов базовых видов спорта, которым проводится исследования пищевого статуса, с 0% до 45%

Депздрав Югры

до 31 декабря 2026 года

5.

Информационное обеспечение врачебно-физкультурной службы в автономном округе

5.1.

Формирование системы цифрового взаимодействия на уровне региона между медицинскими учреждениями и учреждениями спорта для создания единого контура спортивной медицины в целях обмена данными

оформление в форме электронного документа заявок о допуске спортивной команды к участию в спортивном мероприятии - в 100% случаев обращения

Депздрав Югры

Депспорта Югры

Депинформтехнологий Югры

до 31 декабря 2025 года

5.2.

Формирование системы цифрового взаимодействия с ФМБА России по вопросам медицинского наблюдения спортсменов, входящих в состав спортивных сборных команд Российской Федерации

повышение доли спортсменов, входящих в состав спортивных сборных команд Российской Федерации и охваченных индивидуальным медицинским наблюдением, до 95%

Депздрав Югры

Депспорта Югры

Депинформтехнологий Югры

ФМБА России (по согласованию)

до 31 декабря 2030 года

5.3.

Внедрение и использование телемедицинских технологий в области спортивной медицины

доля медицинских организаций, осуществляющих консультации в области спортивной медицины с использованием телемедицинских технологий - 100%

Депздрав Югры

Депспорта Югры

до 31 декабря 2024 года

до 31 декабря 2025 года

до 31 декабря 2026 года

до 31 декабря 2027 года

до 31 декабря 2028 года

до 31 декабря 2029 года

до 31 декабря 2030 года

6.

Развитие научного обеспечения врачебно-физкультурной службы автономного округа

6.1.

Совместная научно-исследовательская деятельность с ФМБА России, ЮКИОР и КВФД по приоритетным направлениям спортивной медицины, в том числе для внедрения, клинической и экспериментальной апробации различных методов и средств диагностики, лечения, восстановления и фармакологического обеспечения обучающихся - спортсменов колледжа, входящих в состав сборных команд Российской Федерации

проведение не менее 2 научно-исследовательских работ по направлениям спортивной медицины

Депздрав Югры

Депспорта Югры

Депобразования и науки Югры

ФМБА России (по согласованию)

до 31 декабря 2030 года

6.2.

Изучение скрытых форм гиперреактивности дыхательных путей спортсменов для ранней диагностики и своевременной коррекции бессимптомной бронхиальной констрикции

Депздрав Югры

Депспорта Югры

до 31 декабря 2030 года

6.3.

Проведение научно-исследовательских работ по повышению уровня стрессоустойчивости и спортивных мотиваций спортсменов

Депздрав Югры

Депспорта Югры

до 31 декабря 2030 года


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ